Выжившие жертвы авиакатастроф. Люди,выжившие в авиакатастрофах

Каждый из этих людей был единственным выжившим в авиакатастрофе. К с частью их гораздо больше, чем 20 человек (если точнее, то 75), но здесь выбраны те, кто остались живыми среди наибольшего количества жертв или при очень необычных обстоятельствах, а также детей. Долгих им лет жизни…
Все фото взяты рандомно, исключительно для иллюстрации авиакатастроф (не конкретных), авиакомпаний, самолетов и фото выживших (при наличии таковых).

5.09.1946, США, округ Элко (Невада)

Самолет Douglas DC-3, авиакомпании Trans-Luxury Airlines при подлёте к аэродрому назначения столкнулся с землёй. Вероятная причина - ошибка пилота при пространственной ориентировке в условиях сильного тумана. Погибло 20 человек, выжил лишь двухлетний Питер Линк, который сидел на руках у матери.

28.01.1947, Китай, город Ухань. И снова ребенок, еще младше..

Самолет Curtiss-Wright C-46 Commando, Национальной китайской авиационной корпорации разбился спустя 30 минут после вылета из Ухани. Причины не установлены. Погибло 25 человек, выжил лишь полуторагодовалый Пол Вик (где он находился данных нет)

20.11.1949, Норвегия, коммуна Хурум

Самолет Douglas DC-3, авиакомпании Aero Holland. Авиакатастрофа произошла из-за сложных метеоусловий, преодолеть которые экипаж оказался не в состоянии. Самолёт упал в лес. Из 30 пассажиров 26 были детьми. Погибло 34 человека, включая экипаж, выжил ли 12-летний Исаак Алляль.

30.10.1959, США, Крозет (Вирджиния)

Снова Douglas C-47 Skytrain, рейс 349 авиакомпании Piedmont Airlines. Из-за ошибки экипажа самолёт врезался в 950-метровую гору (Bucks Elbow Mountain на 100 метров ниже её пика. Выжившего Фила Брэдли во время удара выбросило из фюзеляжа вместе с сиденьем, на котором он и ожидал спасателей, пристёгнутый ремнём безопасности. Погибло 26 человек.

9.08.1970, Перу, город Куско

Самолет Lockheed L-188 Electra, рейс 502 авиакомпании LANSA. Во время разбега самолёта по ВПП третий двигатель заглох и загорелся. Lockheed взлетел на трёх других двигателях, но пилоты запросили экстренную посадку и начали разворот. Самолёт резко накренился влево (35-40 градусов), после чего начал терять высоту, врезался в землю и загорелся. Причина катастрофы: перегруз, ошибка пилотов, ненадлежащее тех.обслуживание. Погиб 101 человек, выжил лишь 26-летний пилот Хуан Лу.

24.12.1971, еще Перу, регион Арекипа

Самолет Lockheed L-188 Electra, рейс 508 авиакомпании LANSA через полчаса после взлёта по вине пилотов попал в грозу, где в него попала молния. Самолёт начал разрушаться в воздухе на высоте 6400 метров и упал в глубь тропического леса. Получив многочисленные травмы, выжившая пассажирка Джулиана Кёпке (19 лет) через 9 дней самостоятельно вышла к людям. Сидела она в хвосте, предпоследний ряд справа, у окна. 91 человек погиб. По мотивам этой трагедии снят фильм «Чудеса ещё случаются».

26 января 1972 года самолёт DC-9-32 Jugoslovenski Aerotransport (JAT, международное название - Yugoslav Airlines) совершал перелёт по маршруту Стокгольм - Копенгаген - Загреб - Белград

Спустя час после взлёта DC-9 прошёл очередную точку маршрута (приводную радиостанцию Hermsdorf в Восточной Германии) и занял высоту 10 160 метров. Вскоре самолёт неожиданно разрушился: носовая часть с кабиной пилотов отделилась от основного корпуса. Погибли 27 человек, выжила лишь 22-летняя стюардесса Весна Вулович, единственная женщина в мире, выжившая при падении с такой высоты. Позже Весна была внесена в книгу рекордов Гинесса, лечилась более года (нога была парализована), но потом вернулась работать в туже авиакомпанию, правда на наземную работу. Вышла замуж, на сегодняшний день скончалась.

22.07.1973, Французская Полинезия, Таити, город Папеэте

Самолет Boeing 707-321B, рейс 816 компании Pan Am взлетев с аэродрома поднялся до 100 метров, а затем резко стал заваливаться влево и упал в Тихий океан, погрузившись на глубину около 700 метров. Бортовые самописцы найдены не были. Причины катастрофы не установлены. Погибли 78 человек, выжил лишь сидевший в средней части самолета Нил Кэмпбелл.

15.1.1979, СССР, в окрестностях Минска

Самолет Ан-24Б, рейс 7502 авиакомпании Аэрофлот разбился из-за обледенения. Единственный выживший ребёнок -13-летняя Виктория Бендеберя.

24.08.1981, СССР, Комсомольск-на-Амуре

Самолет Ан-24, рейс Аэрофлот 811 столкнулся с бомбардировщиком Ту-16 на высоте 5220 м. Погибло 37 человек. Единственная выжившая женщина, упавшая с высоты 5200 метров Лариса Савицкая, 20 лет, сидела в хвосте. Она два дня в тайге, под постоянным проливным дождем, жила, под под самостоятельно сооруженной их остатков самолета «палаткой». Врачи определили у неё сотрясение мозга, травмы позвоночника в пяти местах, переломы руки и рёбер. Также она потеряла почти все зубы.

21.01.1985, США, город Рино (Невада)

Самолет Lockheed L-188A Electra, рейс 203 авиакомпании Galaxy Airlines (США). Вскоре после взлёта в самолёте началась сильная вибрация из-за открывшегося лючка на крыле. Экипаж ошибся в оценке обстановки и снизил тягу двигателей, решив, что детонация вызвана сбоем в работе турбин. В результате самолёт потерял скорость и упал на кемпинг. Единственного выжившего пассажира 17-летнего Джорджа Лэмсона вместе с сиденьем (место 6B, левая сторона, в начале салона) выбросило из фюзеляжа за секунды до взрыва, что в итоге и спасло ему жизнь. Погибло 70 человек.

16.08.1987, США, Детройт Метрополитан (аэропорт), McDonnell

Опять самолет Douglas DC-9-82, рейс 255 авиакомпании Northwest Airlines при взлёте с не выпущенными закрылками и предкрылками с ВПП самолёт потерял скорость и разбился за пределами полосы. Причина катастрофы - ошибка экипажа, не проверившего перед взлётом положение закрылков и предкрылков и также отсутствие электрического напряжения в системе предупреждения о готовности к взлёту, которое было вызвано сознательным отключением электрического предохранителя. Погибли 156 человек, выжила лишь четырехлетняя Сесилия Сичан (англ. Cecelia Cichan).

11.12.1988, СССР, под Ленинаканом

Самолет Ил-76М, ВВС СССР потерпел крушение, врезавшись в гору при заходе на посадку. Погибло 77 человек. Выжил лишь Федор Балакев, который в тот момент находился в грузовом отсеке, спал в кабине перевозимого КамАЗа.

5.10.1991, Индонезия, аэропорт Халим Перданакусума, Джакарта

Самолет Lockheed C-130 Hercules, борт A-1324 ВВС Индонезии по неустановленной (или скрытой) причине потерял управление и врезался в учебный центр Министерства труда. Погибло 135 человек, выжил лишь один - Бамбанг Сумади (англ. Bambang Sumadi) П н/д н/д

15.12.1997, ОАЭ, Шарджа

Самолет Ту-154, рейс 3183 Таджикских авиалиний при заходе на посадку опустился ниже необходимой высоты, потерял скорость и упал в пустынной местности. Причина катастрофы - ошибка пилота. Погибло 85 человек. Выжил лишь 37-летний штурман Сергей Петров, находившийся в кабине.

6.03.2003, Алжир, Таманрассет

Самолет Boeing 737-200, рейс 6289 авиакомпании Air Algеrie. Отказ двигателя при взлёте. Погибло 102 человека. Среди выживших лишь один - 28-летний Юсеф Джиллали.

27.08.2006, США, Лексингтон (Кентукки)

Самолет Bombardier Canadair Regional Jet, рейс 5191 авиакомпании Delta Connection. При взлёте пилоты перепутали номер ВПП и начали взлёт по более короткой полосе. Длины разбега не хватило, поэтому самолёт выкатился за пределы полосы, протаранил железное ограждение, врезался в деревья, разрушился и загорелся. Погибло 49 человек, выжил лишь 44-летний второй пилот Джеймс Полехинке, находившийся в кабине.

30.06.2009, Коморы

Самолет Airbus А-310-300, рейс IY 626 упал при заходе на посадку. Погибло 152 человека. Выжила лишь 14-летняя Бахия Бакари, сидевшая в хвостовой части рядом с иллюминатором.

12.05.2010, Ливия, Триполи

Самолет Airbus A330-200, рейс 771 авиакомпании Afriqiyah Airways разбился при заходе на посадку из-за ошибки экипажа. Погибло 103 человека, Выжил лишь 9-летний Рубен ван Ассоу.

7.09.2011, Россия, Ярославль

Самолет Як-42Д, рейс AKY-9633 разбился при взлёте из-за ошибки экипажа. Погибло 44 человека. На борту которого находились хоккеисты ярославского «Локомотива». Выжил лишь 52-летний инженер по авиационному и радиоэлектронному оборудованию Александр Сизов, сидевший справа в последнем ряду., хотя хоккеист Александр Галимов тоже остался жив, но после доставки в Москву, несмотря на усилия врачей, спортсмен, получивший ожоги более 90% поверхности тела, скончался.

7 июля пассажирский самолет авиакомпании Air Canada, летевший из Торонто, по ошибке направился не на взлетно-посадочную полосу, а на рулежную дорожку, где в тот момент находились еще четыре лайнера. Диспетчерам удалось вовремя остановить пилота, отдать команду уйти на второй круг, после чего самолет благополучно сел уже на правильную полосу.

По мнению главы Aero Consulting Experts и бывшего пилота United Airlines Росса Эймера, происшествие грозило стать крупнейшей катастрофой в истории авиации: «Представьте огромный Аэробус, который врезается в четыре пассажирских лайнера с полными баками».

Вспомним самые известные и необычные случаи выживания в авиакатастрофах.
Катастрофа Boeing 777 в Сан-Франциско

6 июля 2013 года произошла катастрофа Boeing 777 в Сан-Франциско. Авиалайнер Boeing 777-28EER авиакомпании Asiana Airlines совершал рейс OZ-214 по маршруту Сеул-Сан-Франциско, но при посадке в аэропорту Сан-Франциско врезался в насыпь перед торцом ВПП и разрушился.

Причиной катастрофы комиссия NTSB назвала ошибочные действия экипажа: самолет снижался слишком быстро. Пилоты заметили, что скорость снижения и воздушная скорость не соответствуют необходимым, когда самолёт находился в 60 метрах от земли, но не предприняли действий для ухода на второй круг. Точнее, за 1,5 секунды до столкновения экипаж решил уйти на второй круг, но возможности для этого уже не было.


От удара у самолета оторвался хвост и левый двигатель, фюзеляж проскользил по полосе около 600 метров и описал почти полный круг - его развернуло на 330 градусов.


Из находившихся на его борту 307 человек (291 пассажир и 16 членов экипажа) погибли 3 школьницы (две на месте катастрофы, одна умерла в больнице), 187 человек получили ранения. «Всего три человека» - в это сложно поверить, глядя на фотографии разбитого лайнера.


Эта авиакатастрофа показала, что серьезные повреждения самолета еще не означают большие жертвы. есть и еще одно интересное обстоятельство: вопреки распространенной теории, согласно которой самые безопасные места находятся в задней части самолета, все три жертвы крушения сидели как раз там.

Салон рейса 214 после катастрофы:


Чудо в Торонто 2005 года

Это был громкий случай, когда все люди уцелели при полностью уничтоженном лайнере.

2 августа 2005 года около международного аэропорта Торонто произошла авария самолет A340 авиакомпании Air France, который выполнял рейс AFR358 по маршруту Париж-Торонто. На на его борту находились 12 членов экипажа и 297 пассажиров.


Заход на посадку выполнялся в сложных метеоусловиях с крупными грозовыми очагами над аэропортом в ливневый дождь и вспышками молний на ВПП. Посадка осуществлялась в ручном режиме с отключённым автопилотом и автоматом тяги.


Пролетев торец взлётной полосы значительно выше установленного, авиалайнер приземлился далее чем в трети от начала длины ВПП. Пилоты применили реверс, но не смогли остановиться в пределах полосы, в результате чего лайнер съехал с ВПП и выкатился в овраг. Возник пожар, который за несколько минут охватил авиалайнер и уничтожил его, но все 309 человек на его борту были вовремя эвакуированы.

Эвакуация 309 человек заняла менее 2 минут, что впоследствии многие, включая министра транспорта Канады Жана Лапьера назвали «чудом».


Выжить, упав с 5-километровой высоты

Молодая студентка Лариса Савицкая вместе с мужем Владимиром возвращалась из свадебного путешествия. 24 августа 1981 года самолёт Ан-24, на котором летели супруги Савицкие, на высоте 5220 м столкнулся с военным бомбардировщиком Ту-16. После столкновения экипажи обоих самолётов погибли. В результате столкновения Ан-24 потерял крылья с топливными баками и верх фюзеляжа. Оставшаяся часть в ходе падения несколько раз разломилась.

Пассажирский самолёт Ан-24:


В момент катастрофы Лариса Савицкая спала в своём кресле в хвостовой части самолёта. Проснулась от сильного удара и внезапного ожога (температура моментально упала с 25 °C до?30 °C). После очередного разлома фюзеляжа, прошедшего прямо перед её креслом, Ларису выбросило в проход, очнувшись, она добралась до ближайшего кресла, забралась и вжалась в него, так и не пристегнувшись. Сама Лариса впоследствии утверждала, что в тот момент ей вспомнился эпизод из фильма «Чудеса ещё случаются», где героиня при крушении самолёта вжалась в кресло и выжила.

Бомбардировщик Ту-16К:


Часть корпуса самолёта спланировала на берёзовую рощу, которая смягчила удар. По последующим исследованиям, всё падение обломка самолёта размерами 3 метра в ширину на 4 метра в длину, где оказалась Савицкая, заняло 8 минут. Несколько часов Савицкая была без сознания. Очнувшись на земле, Лариса увидела перед собой кресло с телом мёртвого мужа. Она получила ряд серьёзных травм, но могла самостоятельно передвигаться.

Через два дня её обнаружили спасатели, которые были сильно удивлены, когда, после того, как два дня им попадались только тела погибших, они встретили живого человека. Позднее она узнала, что уже была вырыта могила и для неё, и для её мужа. Она оказалась единственной выжившей из 38 человек на борту. Причинами столкновения самолётов явились неудовлетворительные организация и руководство полётами в районе аэродрома Завитинск.

Лариса Савицкая дважды внесена в российское издание Книги рекордов Гиннесса:

как человек, выживший после падения с максимальной высоты,
как человек, получивший минимальную сумму компенсации физического ущерба - 75 руб. По нормативам Госстраха в СССР полагалось 300 руб. компенсации ущерба за погибших и 75 руб. за выживших в авиакатастрофах.
Лариса Савицкая с сыном Георгием.


Выжить, упав с высоты 10 км без парашюта

Катастрофа DC-9 над Хермсдорфом - авиационная катастрофа, произошедшая 26 января 1972 года. Авиалайнер McDonnell Douglas DC-9-32 авиакомпании Yugoslav Airlines выполнял рейс JAT367 по маршруту Стокгольм - Копенгаген - Загреб - Белград, но через 46 минут после вылета из Копенгагена лайнер взорвался в воздухе. По некоторым данным, бомбу в багажном отделении лайнера оставила хорватская группировка экстремистов.

DC-9-32 авиакомпании JAT, идентичный взорванному:


Взрыв лайнера произошёл над немецким городом Хермсдорфом, а обломки самолёта упали в районе города Ческа-Каменице (Чехословакия). Из находившихся на борту 28 человек (23 пассажира и 5 членов экипажа) в живых остался только один - 22-летняя стюардесса Весна Вулович, которая упала без парашюта с высоты 10 160 метров. Она - обладательница мирового рекорда высоты для выживших при свободном падении без парашюта, по версии Книги рекордов Гиннесса.

Весна находилась в коме и получила множество травм: переломы основания черепа, трёх позвонков, обеих ног и таза. Лечение заняло 16 месяцев, из которых в течение 10 у девушки была парализована нижняя часть тела (от пояса к ногам).


Чудо на Гудзоне: аварийная Посадка самолета A320

Это авиапроисшествие, произошло 15 января 2009 года. Авиалайнер Airbus A320-214 авиакомпании US Airways выполнял рейс AWE 1549 по маршруту Нью-Йорк-Шарлотт-Сиэтл, а на его борту находились 150 пассажиров и 5 членов экипажа. Через 1.5 минуты после взлёта лайнер столкнулся со стаей птиц и у него отказали оба двигателя. Командир Чесли Салленбергер, бывший летчик ВВС США, решил, что единственный вариант спасти 155 человек на борту - посадка на реку Гудзон. Приводнение оказалось удачным.


Экипаж благополучно посадил самолёт на воду реки Гудзон в Нью-Йорке. Все находившиеся на его борту 155 человек выжили, 83 человека получили ранения - 5 серьёзные (больше всех пострадала одна стюардесса) и 78 незначительные.

ВВ СМИ происшествие известно как «Чудо на Гудзоне». Всего известно 11 случаев управляемых вынужденных посадок пассажирских авиалайнеров на воду, этот случай - четвёртый, обошедшийся без жертв.

Кстати, вчера, 17 июля 2017 самолет «Уральских авиалиний» (рейс U6-2932 Симферополь - Екатеринбург) столкнулся со стаей птиц, в результате чего носовой обтекатель получил повреждения. Казалось бы, такая махина и какие-то птицы, но... самолет в итоге чинили 12 часов.

Вот как выглядит столкновение с птицами с места пилота и снаружи:


Посадка Ту-124 на Неву

Этот случай приводнения произошел в советской авиации в небе над Ленинградом 21 августа 1963 года. В результате стечения обстоятельств у пассажирского самолёта Ту-124 отказали двигатели, лайнер начал планировать с полукилометровой высоты над центром города. Экипажу ничего не оставалось, как попытаться совершить приводнение на поверхность Невы. Выжили все 52 человека на борту.

Первоначально расследовавшая обстоятельства аварии комиссия возлагала ответственность за нештатную ситуацию на экипаж. Но позже было принято решение летчиков не наказывать.


Приводнение Ил-12 в Казани

А 10 годами ранее, 30 апреля 1953 года самолёт Ил-12 П компании «Аэрофлот» выполнял рейс 35 по маршруту Москва - Казань - Новосибирск. На его борту находились 18 пассажиров и 5 членов экипажа. В 21:37, в тот момент, когда лайнер, готовясь к посадке в Казани, пролетал над Волгой, произошел очень сильный удар. Члены экипажа вспоминали, что у них потемнело в глазах. В обоих двигателях упала мощность, а из выхлопных патрубков появилось пламя.

Ил-12 компании Аэрофлот:


Командир корабля принял решение совершить аварийное приводнение. Ил-12 приводнился в районе Казанского речного порта, после чего машину стала стремительно заполнять речная вода. эвакуацию не удалось осуществить вовремя. Экипаж сообщил пассажирам, что самолет приводнился на мелководье, из-за чего многие озаботились тем, чтобы забрать личные вещи. На деле же глубина реки в этом месте достигала около 20 метров. В результате люди, надевшие верхнюю одежду, оказались в воде и стали тонуть. Из 22 человек утонул один пассажир. Комиссия по расследованию установила, что причиной ЧП стало столкновение самолета со стаей уток.

Чудо в Андах

13 октября 1972 года произошла авиационная катастрофа FH-227, которую назвали «Чудо в Андах». Авиалайнер Fairchild FH-227D Уругвайских ВВС выполнял чартерный рейс FAU 571 по маршруту Монтевидео-Мендоса-Сантьяго, а на его борту находились 5 членов экипажа и 40 пассажиров (члены регбийной команды Old Cristians, их родственники и спонсоры). На подлёте к Сантьяго лайнер попал в циклон, врезался в скалу и рухнул у подножия горы.

Самолет Fairchild FH-227D борт T-571:


У выживших был минимальный запас пищи, кроме того, у них отсутствовали источники тепла, необходимые для выживания в суровом холодном климате на высоте 3 600 метров. Отчаявшись от голода и сообщения по радио о том, что «все мероприятия по поиску пропавшего самолёта прекращаются», люди стали есть замороженные тела своих погибших товарищей. Спасатели узнали о выживших лишь спустя 72 дня…


12 пассажиров погибли при падении и столкновении со скалой, ещё 5 умерли позже от ран и холода. Затем из оставшихся 28 уцелевших погибли ещё 8 при сходе лавины, которая накрыла их «жилище» из фюзеляжа самолёта, а позже ещё трое умерли от ран.

Происшествие с Boeing 737 над Кахулуи

Это авиапроисшествие произошло 28 апреля 1988 года. Авиалайнер Boeing 737-297 авиакомпании Aloha Airlines выполнял внутренний рейс AQ 243 по маршруту Хило-Гонолулу, а на его борту находились 6 членов экипажа и 89 пассажиров. Но через 23 минуты после взлёта у самолёта внезапно сорвало значительную часть конструкции фюзеляжа в носовой части. Согласно отчёту, причинами аварии стали: коррозия металла, плохая эпоксидная связка частей фюзеляжа, а также усталость заклёпок.


Выжило 94 человека из 95. Погибла старшая стюардесса Кларабелль Лэнсинг - в момент срыва части фюзеляжа она находилась посередине самолёта, и потоком воздуха её выбросило наружу. Ёе тело, как и оторвавшийся фрагмент фюзеляжа длиной около 5.4 метра, поисковые отряды не смогли найти.

В некоторых случаях пассажиры даже не получали сколько-нибудь серьезных травм. Некоторые просто опаздывали на трагический рейс, отменяли полет по какой-либо причине, другие же оставались в относительной целости и сохранности после крушения. Были и случаи, когда жертвами катастрофы становились те, кто не присутствовал на смертельном борту, а погиб под его обломками.

Четырехлетняя американка, которая выжила в катастрофе

В августе 1989 года американский лайнер, следовавший по маршруту Сагино - Детройт - Финикс - Санта-Ана, совершал взлет из аэропорта в Детройте. Через несколько минут после того, как самолет оторвался от земли, он начал крениться в стороны, врезался в несколько фонарных столбов и загорелся. Лайнер рухнул на дорогу, проехал по ней, ударился в железнодорожную насыпь и врезался в путепровод. Самолет полностью разрушился. В этой катастрофе погибли полторы сотни пассажиров и членов экипажа. На земле погибли два человека, находившиеся в автомобилях, которые разбил самолет.

Четырехлетняя американка Сесилия Сечан получила значительные травмы, но выжила в этой катастрофе. Ребенок, выживший после авиакатастрофы, летел вместе с родителями и старшим братом. Девочку заметил пожарный Джон Тьед, который работал на месте крушения. Сесилия получила перелом черепа, ожоги третьей степени, перелом ключицы и ноги. Девочка перенесла несколько операций, но смогла полностью восстановиться. Фото девочки, выжившей после авиакатастрофы, тогда облетели всю Америку.

Сесилию Сечан воспитали ее дядя и тетя. Она никогда не давала интервью, но нарушила свое молчание в 2013 году, снявшись в документальном фильме «Единственная выжившая». Девушка говорит, что не боится летать на самолетах. Она руководствуется принципом: если это произошло однажды, то уже не случится снова. Кроме того, девушка сделала татуировку в виде самолета на руке, которая напоминает ей о том одновременно трагичном и счастливом дне.

Лариса Савицкая, выжившая в крушении над Завитинском

В 1981 году советская студентка Лариса Савицкая возвращалась из свадебного путешествия вместе с мужем рейсом Комсомольск-на-Амуре - Благовещенск, который выполнял самолет Ан-24. Билеты у молодоженов были в среднюю часть самолета, но так как в салоне было много свободных мест, они решили занять места в хвосте.

В ходе полета самолет столкнулся с бомбардировщиком Ту-16К. Причин тому было несколько. Это и ошибки наземного персонала аэропорта, диспетчеров, и в общем неудовлетворительная организация полетов в районе Завитинска, и несоответствие требованиям правил безопасности, и нечеткое взаимодействие между гражданскими и военными самолетами. Все, кто был на борту обоих самолетов, погибли, кроме единственной девушки, выжившей после авиакатастрофы.

В момент столкновения самолетов Лариса спала в своем кресле. Девушка проснулась от ожога, вызванного разгерметизацией салона, холодного воздуха (температура упала до -30 градусов) и сильного удара. После разлома фюзеляжа девушку выбросило в проход, она потеряла сознание, но через несколько мгновений очнулась, добралась до ближайшего кресла и вжалась в него, не пристегнувшись. Лариса Савицкая, выжившая после авиакатастрофы, позже утверждала, что в этот момент ей вспомнился фильм «Чудеса еще случаются», героиня которого чудесным образом спаслась в крушении, вжавшись в кресло. Но девушка тогда не думала о спасении, она просто хотела «умереть не больно».

Часть самолета упала на березовую рощу, которая значительно смягчила удар. Лариса падала на обломке 3 х 4 метра. Впоследствии было установлено, что падение заняло восемь минут. На землю девушка упала без сознания.

Когда она очнулась, увидела перед собой кресло с телом умершего мужа. Лариса получила травмы, но все еще могла передвигаться самостоятельно. Двое суток девушке пришлось провести в лесу, в одиночестве, среди трупов и обломков самолета. Девушка была в краске, которая слетала с фюзеляжа, волосы были сильно спутаны ветром. Она соорудила временное убежище из обломков, согревалась чехлами сидений, укрывалась от комаров целлофановыми пакетами.

Все это время шел дождь, но поисковые работы все же велись. Лариса махала пролетавшим вертолетом, но спасатели, не ожидая найти выживших, приняли ее за геолога из лагеря неподалеку. Ларису Савицкую, а также тела ее мужа и двух других пассажиров нашли последними. Она была единственной выжившей.

Медики определили, что у девушки сотрясение мозга, переломы ребер, руки, травмы позвоночника, кроме того, она потеряла практически все зубы. Несмотря на травмы, она не получила инвалидность. Позже Ларису парализовало, но она смогла оправиться. Лариса стала человеком, получившим минимальную сумму компенсации, то есть всего 75 рублей.

Сербская стюардесса, выжившая в авиакатастрофе в 1972 г.

Стюардессы, которые выжили после авиакатастрофы, не редкость. Однако единственные выжившие - это уже шанс один на миллион. Такое чудо произошло со стюардессой рейса, следовавшего из Копенгагена в Загреб. Самолет взорвался в воздухе над деревней Сербска в Чехословакии. Причиной крушения следствие назвало бомбу, которая была заложена хорватскими террористами.

Когда взрывчатка детонировала, самолет разорвался на несколько частей, начал падать. В среднем отсеке тогда была стюардесса Весна Вулович, которая подменяла свою коллегу Весну Николич. Удача девушки, выжившей после авиакатастрофы, заключалась в мягком падении и том, что первым ее обнаружил крестьянин, который в годы войны работал в полевом госпитале и умел оказывать первую помощь.

Девушка, которую вскоре доставили в стационар, провела в коме 27 дней, затем - 16 месяцев на больничной койке. У нее была амнезия, девушка какое-то время забывала каждый прошедший день. Но она все-таки выжила. Ее чудесное спасение врачи объяснили низким давлением. Когда человек оказывается на большой высоте, у него разрывается сердце от высокого давления. Но Весна, у которой всегда было очень низкое давление, смогла спастись от смерти в воздухе. Ей помогло и то, что девушка потеряла сознание. А вот как стюардессе удалось выжить при ударе о землю, не знает никто.

После трагедии стюардесса, выжившая после авиакатастрофы, уволилась и больше никогда не летала на самолетах. Они призналась журналистам, что еще до той катастрофы была на грани жизни и смерти восемь раз. Это было, когда Весна отдыхала в Черногории и встретилась с акулой, которых вообще не должно было быть в тех водах, когда спорила со своим психически больным соседом о политике (мужчина взял нож и попытался напасть), когда у нее был тяжелый случай внематочной беременности и так далее.

Девятилетняя девочка, выжившая в катастрофе над Картахеной

В январе 1995 года американский самолет совершал рейс из Боготы в Картахену с 5 членами экипажа и 47 пассажирами на борту. При заходе на посадку отказал высотомер, самолет рухнул в болотистой местности. Девятилетняя Эрика Дельгадо летела вместе с родителями и младшим братом. Выжившая девочка после авиакатастрофы рассказала, что из падающего самолета ее вытолкнула мама.

Самолет при падении взорвался и загорелся. Эрика упала в водоросли, что смягчило падение. Сразу после трагедии началось мародерство. Жители ближайшей деревни с живой девочки сорвали золотое ожерелье, проигнорировав ее просьбы о помощи. Через какое-то время выжившая девочка после авиакатастрофы была найдена фермером.

Полтора десятка выживших и 72 дня борьбы с природой

Осенью 1972 года произошла катастрофа самолета, который следовал из Монтевидео в Сантьяго. У выживших практически не было шансов на спасение, но им удалось обмануть смерть. Несколько пассажиров остались в заснеженных горах, не зная, где они находятся и ищет ли их кто-то. В горах было холодно, люди пытались как-то согреться, спрятавшись в остатках фюзеляжа. К утру несколько пассажиров так и не проснулись. Пассажирам удалось найти немного провизии: крекеры, ликер, несколько шоколадок, сардины. Все понимали, что этого не хватит. Позже выжившие нашли радиоприемник и услышали, что спасательную операцию прекратили. Тогда они решили есть умерших.

На следующий день произошла лавина, часть людей оказалась под снежными завалами. Выбраться из-под завалов удалось через три дня. Спасения люди ждали 72 дня. Каждый новый их день был похож на предыдущий. Вскоре трое выживших решились пойти на поиски какого-нибудь населенного пункта. Им было тяжело дышать и передвигаться по снегу, вскоре один из группы решил вернуться обратно к самолету.

Добравшись до вершины горы, они увидели вокруг только заснеженные горы. Они думали, что уже нет надежды, но решили, что лучше умереть в дороге, чем возле самолета. Тем более мать и сестра одного из парней погибли ранее, и он знал, что если вернется, то придется есть их мясо.

На девятый день пути молодые люди нашли реку, с другой стороны они увидели пастуха. Тот принес бумагу и ручку, перекинул с камнем на другой берег. Выжившие написали все, что с ними произошло. Пастух перебросил молодым парням сыр и хлеб, а сам отправился в ближайшее поселение, идти до которого было 10 часов. Обратно он вернулся уже с военными.

Спасательная операция заняла двое суток. Сначала военные спасли двух молодых людей, которые отправились на поиски поселения. Первую пресс-конференцию выжившие дали еще в горах. Молодым людям пришлось рассказать все, что было. Но пресса оказалась безжалостна, газеты пестрили заголовками «Они ели мертвых», «Обнаружены следы каннибализма» и так далее. Но и спасатели, и сами выжившие понимали, что другой возможности выжить у них не было.

Семнадцатилетняя школьница Джулиана Дилер Кепке

Авиакатастрофа произошла ночью. Когда девушка очнулась, стрелки ее часов ходили, время было около девяти утра. Выжившая девушка говорила потом, что у нее очень болели глаза и голова. Она сидела в том же кресле. Джулиана несколько раз теряла сознание. Девушка видела спасательные вертолеты, но не могла дать какой-то сигнал.

Семнадцатилетняя Джулиана сломала ключицу, у нее была глубокая рана на ноге, царапины, правый глаз заплыл от удара, все тело было покрыто кровоподтеками. Девушка оказалась в глухом лесу. Ее отец был зоологом, в детстве он научил Джулиану правилам выживания, она смогла добить пищу, а вскоре нашла ручей. Через девять дней Джулиана Дилер Кепке сама вышла к рыбакам.

На основе истории чудесного спасения Джулианы был снят художественный фильм «Чудеса еще случаются», который позже помог выжить Ларисе Савицкой.

Выжившая в самолете, который упал в Индийский океан

Люди, выжившие после авиакатастрофы, как правило, могли полностью оправиться от трагедии. В 2009 году рейс из Парижа на Коморские острова рухнул в Индийский океан. Тринадцатилетняя Бахия Бакари летела с матерью к бабушке и дедушке на Коморские острова. Девочка не знает, как именно ей удалось выжить, так как в момент катастрофы она спала. Девочка получила переломы и множественные ушибы при падении. Но ей нужно было продержаться еще до прибытия спасателей. Она забралась на один из обломков, который держался на плаву. Бакари нашли только через четырнадцать часов после катастрофы. Девочку доставили в Париж специальным рейсом.

«Счастливая четверка» в самой большой по числу жертв катастрофе

В Японии в 1985 году произошла самая масштабная по числу жертв катастрофа с участием одного самолета. "Боинг" вылетел из Токио в Осаку. На борту находилось более пятисот пассажиров и члены экипажа. После взлета оторвался хвостовой стабилизатор, произошла разгерметизация, упало давление, отказали некоторые системы лайнера.

Самолет был обречен, он стал неуправляем. Пилотам удалось удерживать лайнер в воздухе еще более получаса. В итоге он потерпел крушение в ста километрах от столицы Японии. Самолет упал в горах, спасатели смогли найти обломки только на следующее утро, выживших обнаружить они, конечно, вовсе не надеялись.

Но группа спасателей обнаружила целую группу выживших. Ими были стюардесса, пассажирка Хироко Ёсидзаки и ее восьмилетняя дочь, двенадцатилетняя Кэйко Каваками. Последнюю девочку нашли на дереве. Все четверо выживших находились в хвостовой части самолета, именно там, где произошел разрыв обшивки лайнера. Но в катастрофе могло выжить больше пассажиров. Кэйко Каваками позже утверждала, что слышала голоса пассажиров, в том числе своего отца. Многие пассажиры погибли уже на земле от полученных ран и травм. Жертвами трагедии стали 520 человек.

Девочка, выжившая в катастрофе самолета L-410

Выжившая девочка после авиакатастрофы в Хабаровске - трехлетняя Жасмина Леонтьева. Девочка летела вместе со своей учительницей по маршруту Хабаровск - Нелькан, самолет должен был приземлиться, но пошел на посадку, накренился и упал недалеко от ВПП. Два члена экипажа и четыре пассажира, которые находились на борту, погибли. Девочку, которую нашли под обломками самолета, сразу же доставили в больницу, а потом специальным бортом переправили в Хабаровск. Там родители выжившей девочки после авиакатастрофы уже ждали Жасмину в больнице.

Борттехник, который выжил в катастрофе Як-42

Несколько лет назад произошла катастрофа самолета Як-42 с хоккейной командой «Локомотив» на борту. В этой страшной трагедии удалось выжить борттехнику. Выживший после авиакатастрофы («Локомотив») Александр Сизов давал показания в суде. Рассматривалось дело Вадима Тимофеева, который отвечал за безопасность на воздушном транспорте в компании «Як Сервис».

Воздушный транспорт является одним из самых безопасных, но и там время от времени случаются трагедии. К счастью, даже в авиакатастрофе есть шанс выжить, хоть и один на миллион. Свидетельства тому - советская стюардесса, выжившая после авиакатастрофы, единственная выжившая в крушении над Индийским океаном, трагедии над Картахеной, «счастливая четверка» в Японии и другие люди.

Примерно 16% людей боятся летать на самолетах. Статистика говорит, что попасть в катастрофу гораздо больше шансов, путешествуя по земле, чем по воздуху. Но все же в некоторых случаях риск авиакатастроф вполне оправдан.

После каждого крушения люди, чудом не успевшие на рейс или сдавшие свой билет, благодарят бога за такое счастливое стечение обстоятельств. Ведь шанс выжить в авиакатастрофе очень мал. В журнале Popular Mechanics была опубликована статистика, согласно которой люди, выбравшие место в хвосте самолета, повышают свои шансы на спасение на 40%. Но Эд Галея, профессор математического моделирования и инженерии в Университете Гринвича в Лондоне, убежден, что в авиалайнерах нет «безопасных» мест. При воздушном крушении все пассажиры одинаково оказываются в зоне риска.

Людей, выживших в авиакатастрофах, очень мало. Как они живут, получив второй шанс?

Сесилия Сичан (Крокен)

В 1987 году лайнер McDonnell Douglas MD-82 авиакомпании Northwest Airlines потерпел крушение. На борту была четырехлетняя Сесилия Сичан, которая вместе с матерью и братом возвращалась с отдыха. Самолет не смог набрать высоту, в результате чего произошло чудовищное столкновение со столбом, пострадало левое крыло. Лайнер упал на землю и разломился, проскользив по поверхности несколько метров. Авария произошла по вине экипажа – пилоты не смогли проконтролировать угол взлета и скорость воздушного судна. Также не было сигнала о том, что самолет не готов к взлету.

Погибли 153 человека – экипаж, пассажиры и двое очевидцев трагедии. Сесилия Сичан стала единственной выжившей после крушения. Своим спасением девочка обязана матери – женщина прикрыла малышку своим телом. Столкновение Сесилия не помнит. Хоть девушка думает об этом ежедневно и даже сделала себе татуировку на запястье в виде небольшого самолета, но говорить о трагедии смогла лишь через четверть века:

«Я думаю о произошедшем каждый день. Трудно не думать об этом, когда я смотрю в зеркало. У меня есть шрамы на руках и ногах, на лбу».

Маленькая Сесилия получила ожоги третьей степени, у нее был переломан череп, ключица и нога. После семинедельного лечения в клинике малышку забрала тетя Рита, сестра матери, и дядя Франклин Лумпкин. Чтобы избавиться от назойливого внимания журналистов, им пришлось переехать в Алабаму из Аризоны.

Сесилия только в средней школе узнала о том, что стала единственной выжившей на борту самолета:

«Я чувствовала себя виноватой. Почему я? Почему мой брат не выжил? Почему не кто-то другой?», — рассказывает девушка в фильме Sole Survivor.

Сесилия не боится летать, но желания становиться стюардессой у нее тоже никогда не возникало. В свое время Сичен прозвали «главной американской сиротой». Через многие годы удалось разыскать пожарного Джона Тие – именно он отыскал девочку среди обломков лайнера и передал ее медикам. В 2012 году Сичен пригласила своего спасителя на свадьбу. Кроме того, девушка поддерживает связь с семьями погибших. Сесилия пытается жить нормальной жизнь, но один взгляд в зеркало возвращает ее мыслями к той ужасной катастрофе, пробуждая чувство вины, за то, что именно она выжила при крушении.

Весна Вулович

Весна Вулович попала на страницы Книги рекордов Гиннесса, как выжившая после падения с 10 тысяч метров высоты.

Девушка работала стюардессой «Югославских авиалиний». 26 января 1972 года она летела рейсом Копенгаген-Загреб, на борту было 28 пассажиров. Самолет был в воздухе уже около часа, когда неожиданно носовая часть с кабиной пилота отсоединилась от остальной конструкции. Согласно заключению экспертов, на борту сработало взрывное устройство. Служба государственной безопасности Чехословакии через 10 дней после авиакатастрофы представила детали взрывного механизма в виде будильника. Были установлены даже имена взрывателей, но найти их самих не удалось.

22-летняя Весна вообще не помнит ничего о крушении. Последнее воспоминание – как уборщица чистит борт самолета, а спустя несколько часов Вулович нашли на обломках этого лайнера.

«Громкий взрыв, очень яркий свет и невыносимый холод - вот и всё, что я помню о той катастрофе. На меня наткнулся местный житель, немец Бруно. Нащупал пульс, понял, что у меня сломан позвоночник, поэтому не стал двигать моё тело, а сразу вызвал помощь», — рассказывает Весна в одном из интервью.

Помимо множественных переломов у стюардессы была также потеря памяти. Когда она пришла в себя в больнице, то ровным счетом ничего не помнила об аварии и не понимала, почему ее родители плачут. Когда Весне рассказали о том, что произошло, стюардесса ощутила чувство вины – она не могла понять, почему выжила, в то время, как все пассажиры и ее коллеги погибли.

«Я сломала левую руку и левую ногу, три позвонка (один из них был просто раздавлен), в нескольких местах проломила череп», — вспоминает о своих травмах Вулович.

Девушке удалось спастись благодаря низкому давлению – на такой высоте сердце человека с нормальным давлением просто не выдержало нагрузки. Стюардесса потеряла сознание, что также сыграло ей на руку.

Посла аварии Весне предстояло заново учиться разговаривать и ходить, к тому же необходимо было вернуть память. Четыре с половиной года ей понадобилось, чтобы снова встать на ноги, а от хромоты Вулович не смогла избавиться до конца своей жизни.

После выписки из больницы девушка снова хотела работать стюардессой, но ей отказали, даже не приняв в учет аргументы, что «снаряд дважды в одну воронку не падает» и что Вулович «является гарантом безопасности на борту». Впрочем, взамен ей предложили работу в офисе авиакомпании, где она и проработала до пенсии. В 200\16 году весны Вулович не стало, она скончалась в своем доме в Белграде.

Камил Баженов

В апреле 2012 году лайнер авиакомпании UTair, направляющийся в Сургут, упал с высоты 200 метров через 42 секунды после взлета. Крушение произошло под Тюменью, погибло 33 человека, 10 остались в живых.

Авиакатастрофа произошла в результате решения КВС не проводить противообледенительную обработку, хотя на самолете в тот момент был снег. После инцидента авиакомпания приняла решение проводить эту процедуру в обязательном порядке, раньше решение оставалось за капитаном.

Одним из выживших стал 27-летний Камил Баженов, которые летел на деловую встречу. Камил мог полететь совсем на другом рейсе, так как перепутал очереди. Но в последний момент все же взял билет в хвостовой части на этот злополучный самолет.

Полет начался как обычно, ничто не предвещало беды, как вдруг самолет стало сильно трясти. Очнулся Камил уже на земле – парень поднял руку, чтоб его заметили спасатели. Баженов хоть и находился в сознании, но не может вспомнить ничего, что происходило дальше.

В авиакатастрофе Камил получил десять переломов и четыре разрыва связок, парню пришлось учиться ходить заново.

«До катастрофы у меня был довольно тяжёлый период в жизни. Я работаю в жёстких условиях. В личном плане было нелегко… Но я не унываю. Чёрная полоса сменится белой. Если с человеком такое случилось, то надо бороться», — рассказывает Баженов.

И правда – уже через год после аварии Камил женился и стал успешным предпринимателем. Об этой странице в его биографии напоминают лишь две фотокарточки из электронного альбома «Новая жизнь» и запись, сделанная после катастрофы: «Всем огромное спасибо за поддержку, она мне очень помогла, особенно когда я был в реанимации».

Лариса Савицкая

20-летняя Лариса с мужем возвращались из свадебного путешествия из Комсомольска-на-Амуре в Благовещенск. Их самолет Ан-24 находился на высоте 5220 метров, как неожиданно в лайнер врезался бомбардировщик Ту-16. Самолет разлетелся на обломки, намертво вцепившись в пассажирское кресло, Савицкая полетела вниз.

«Помню страшный удар, ожог - температура с плюс 25 моментально упала до минус 30. Страшные крики и свист воздуха. Муж погиб сразу - в этот момент жизнь для меня кончилась. Я даже не кричала - от горя не успела осознать страх. Сначала потеряла сознание, а когда пришла в себя, лежу и думаю - но не о смерти, а о боли. Не хочется, чтобы при падении было больно», — вспоминает в интервью Лариса.

Девушка даже не думала, что сумеет выжить, хотелось лишь умереть без боли. Но столкновение с деревом спасло ей жизнь. При ударе Ларисе выбило все зубы, она повредила позвоночник в пяти местах, сломала ноги, ребра и руку.

Три дня девушка провела в беспамятстве. Когда ей наконец-то удалось открыть глаза, то первое, что она увидела, было тело ее погибшего мужа.

«Состояние шока было такое, что я боли не чувствовала. Я даже ходить могла. Когда спасатели меня обнаружили, они кроме «му-му» ничего не могли выговорить. Я их понимаю. Три дня снимать куски тел с деревьев, а потом вдруг увидеть живого человека».

Родные Ларисы тоже не ожидали увидеть девушку живой. Они даже заказали ей гроб и вырыли могилу. Савицкой пришлось пройти длительный курс лечения ипериод реабилитации, но и сейчас, спустя годы, при перемене погоды боли усиливаются, напоминая о том чудовищном дне.

За несколько дней до вылета Лариса посмотрела фильм «Чудеса случаются», где рассказывалось о спасении Джулианы кепке. Савицкая не знает, было ли это предупреждением.

«Я не ударилась ни в религию, ни в пьянство, ни в депрессию. Люблю жизнь. Но иногда полушутя-полусерьёзно говорю: «Я любимая девочка у Бога». Живу как жила».

В 1985 году у Ларисы родился сын. Через два месяца после этого счастливого события в автокатастрофе погибла мать Савицкой. Лариса жила на пособие в 32 рубля, перепечатывала тексты, торговала книгами. В 90-е годы ее парализовало – причиной стали травмы, полученные при крушении лайнера. Но Савицкая смогла выкарабкаться и даже устроилась работать офис-менеджером в риелторскую фирму.

О крушении женщина старается не вспоминать, но любое упоминание об авиакатастрофах вновь возвращает ее в тот день. Кроме того, Лариса теперь отмечает два дня рождения – 24 августа она считает днем своего спасения, когда ей был подарен второй шанс.

Джулиана Кепке

24 декабря 1971 года в Перу произошла страшная авиакатастрофа с огромным количеством жертв – при крушении самолета Lockheed L-188 Electra погибло 92 человека.

17-летняя Джулиана Маргарет Кёпке стала единственным выжившим пассажиром. Девушка вместе с матерью – орнитологом Марией Кепке – направлялась к отцу. Ганс Кепке был зоологом и как раз проводил исследования в южноамериканских джунглях. Семья хотела вместе встретить Рождество.

За 20 минут до окончания рейса самолет влетел в облако, пассажиры почувствовали сильную тряску. По салону летал багаж, пассажиры плакали и кричали.

«Внезапно мы вошли в очень тяжёлое тёмное облако. Моя мать беспокоилась, но я была в порядке, мне нравилось летать», — рассказывала Джулиана в интервью ВВС.

Девушка не выпускала руку матери, последние слова, которые Джулиана услышала, были: «Это конец, все кончено».

Самолет вошел в штопор и девушка потеряла сознание. Очнулась она уже в больнице и первое, о чем подумала, было: «Я пережила авиакатастрофу».

Кепке порвала связки в коленном сустава, ее ключица была сломана в нескольких местах. Но после аварии Джулиана находилась в состянии аффекта и не чувствовала боли, все ее силы были направлены на то, чтобы выжить:

«До катастрофы я провела полтора года с родителями на исследовательской станции всего в 30 милях от места падения самолёта. Я много узнала о жизни в тропическом лесу. Я слышала, как кружат поисковые самолёты, но не могла их видеть из-за густого леса».

Девушке пришлось пробираться практически наощупь – она потеряла очки и почти ничего не видела. В течение дня она смогла выйти к ручью, который должен был привести ее к цивилизации. На поиски людей у нее ушло 10 дней. По дороге она то и дело натыкалась на изувеченные тела пассажиров, в каждом из них она пыталась разглядеть мать и каждый раз, когда убеждалась, что перед ней другие люди, вздыхала с облегчением.

У Джулианы было множество ран, в которых уже завелись личинки, девушка вытаскивала их руками, превозмогая сильнейшую боль. Но наконец-то пришло спасение:

«В какой-то момент я услышала голоса нескольких мужчин. Это было похоже на голоса ангелов. Когда они увидели меня, они встревожились и прекратили говорить. Они думали, что я была своего рода водной богиней - фигурой из местной легенды».

Сначала местным жителям пришлось оказывать выжившей пассажирке помощь своими силами, только через сутки Джулиана попала в руки спасателей. Мать девушки нашлись через две недели после крушения. Женщина выжила, но получила много травм. Врачи боролись за ее жизнь, но Мария Кепке скончалась в больнице.

Джулиана хотела одного – забыть катастрофу как кошмарный сон, но ей это не удавалось из-за настойчивого внимания журналистов. История спасения девушки легла в основу фильма Miracles Still Happen, снятого в 1974 году. Устав от преследований корреспондентов, Джулиана полностью отказалась от интервью.

Только в начале 2000-х девушка смогла снова говорить о крушении. Она вышла на связь с режиссером Вернером Херцогом, который задумал снять документальный фильм «Падение Джулианы в джунгли». А через десять лет, в 2011 году Кепке написала книгу «Когда я упала с неба».

Девушка стала маммалиологом (раздел зоологии, изучающий млекопитающих). По каким причинам произошла та страшная авиакатастрофа, так и не объяснили, поэтому Джулиану до сих пор интересует вопрос, почему вообще происходят крушения подобного рода:

«С тех пор как это со мной случилось, я слежу за авиакатастрофами. Для меня очень важно знать, почему они происходят. Мне важно, чтобы нашлось объяснение. Наше падение так и не объяснили».

Летать Кепке не боится, но не любит. Когда самолет попадает в зону турбулентности, у нее начинают потеть ладони и сильно сдавливает сердце.

Статистика упрямо свидетельствует — авиация в плане безопасности стоит значительно выше, чем автотранспорт. В США в автоавариях ежегодно гибнет больше людей, нежели погибло в авиакатастрофах за всю историю авиаперевозок.

Но даже у тех, кого постигла беда в воздухе, остаётся шанс. Пусть даже это один шанс на миллион. Вот семь историй тех, кто вытащил свой счастливый билет, находясь на волосок от смерти.

Сессилия Сичан

16 августа 1989 года из аэропорта Детройта начал взлёт обычный рейс — McDonnell Douglas DC-9-82 авиакомпании Northwest Airlines. На борту находились 154 человека, среди них — 4-летняя девочка Сессилия Сичан. Вместе с ней летели её родители и шестилетний брат.

Лайнер начало раскачивать уже на взлёте, он задел левым крылом мачту освещения, часть крыла оторвалась и загорелась. Затем самолёт наклонило вправо, и другое крыло пробило крышу конторы проката автомобилей. Самолёт рухнул на шоссе, развалившись на куски, и загорелся. Обломки и тела жертв были разбросаны на площади более полумили.

Работавший на месте крушения пожарный Джон Тьед услышал тоненький писк и увидел среди обломков детскую ручку. 4-летняя девочка, получившая перелом черепа, перелом ноги и ключицы и ожоги третьей степени, оказалась единственной, кому удалось выжить в катастрофе. Она перенесла четыре операции по пересадке кожи, но сумела полностью восстановиться.

Сессилию воспитали её тётя и дядя. Когда девушка выросла, она сделала себе татуировку на запястье в виде самолёта, в память о том трагическом и счастливом дне.

Сессилия признаётся, что совершенно не боится летать на самолётах, руководствуясь принципом, хорошо знакомым в России, — если это с ней один раз уже случилось, вероятность повторения такого ничтожно мала. Проще говоря, два раза в одну воронку снаряд не попадает.

Лариса Савицкая

24 августа 1981 года 20-летняя студентка Лариса Савицкая возвращалась из свадебного путешествия вместе с мужем Владимиром. Самолёт Ан-24 следовал рейсом из Комсомольска-на-Амуре в Благовещенск. Над городом Завитинском на высоте 5200 метров Ан-24 столкнулся с бомбардировщиком Tу-16. В результате столкновения погибли экипажи обоих самолётов. Ан-24 разломился на несколько частей и стал падать. Лариса, спавшая в своём кресле в хвосте самолёта, проснулась от сильного удара и внезапного ожога, вызванного разгерметизацией салона на высоте.

Очередной разлом фюзеляжа выбросил её в проход, но Ларисе удалось вновь забраться в кресло. Как она вспоминала потом, ей вспомнился итальянский фильм «Чудеса ещё случаются», где героиня спаслась в похожей ситуации, вжавшись в кресло. Сама Лариса признавалась, что не верила в спасение, а просто хотела «умереть небольно».

Уцелевшая часть корпуса самолёта упала на берёзовую рощу, смягчившую удар. Специалисты впоследствии установили — Лариса Савицкая в течение 8 минут падала с высоты 5200 метров на обломке самолёта размерами 3 метра в ширину и 4 метра в длину.

От удара она на несколько часов потеряла сознание, но затем пришла в себя и смогла самостоятельно передвигаться.

В лесу в одиночестве, среди трупов и обломков, девушка провела двое суток, сумев соорудить себе даже подобие укрытия от непогоды.

Спасатели, добравшиеся до места падения, были шокированы, увидев девушку. Лариса Савицкая была единственной из 38 человек, кому посчастливилось уцелеть в этой авиакатастрофе.

Поисковики были настолько уверены в её гибели, что для женщины, как и для других жертв, уже была приготовлена могила. Врачи определили у неё сотрясение мозга, травмы позвоночника в пяти местах, переломы руки и рёбер. Также она потеряла почти все зубы.

Лариса Савицкая дважды внесена в Книгу рекордов Гиннеса: как человек, выживший после падения с максимальной высоты, и как человек, получивший минимальную сумму компенсации физического ущерба в авиакатастрофе — 75 рублей (в деньгах 1981 года).

Весна Вулович

26 января 1972 года югославский пассажирский самолёт Douglas DC-9, следовавший рейсом из Копенгагена в Загреб, взорвался в воздухе рядом с деревней Сербска Каменице в Чехословакии на высоте 10 160 метров. Причиной трагедии, по версии югославских властей, стала бомба, спрятанная на борту авиалайнера хорватскими террористами-усташами.

Самолёт, разорвавшись на части, стал падать вниз. В средней секции находилась 22-летняя стюардесса Весна Вулович. Весны не должно было быть на том рейсе — она подменяла свою коллегу и тёзку — Весну Николич.

Обломки самолёта упали на заснеженные деревья, что смягчило удар. Но удача для девушки оказалась не только в этом — её в бессознательном состоянии первым обнаружил местный крестьянин Бруно Хонке, в годы войны работавший в немецком полевом госпитале и умевший оказывать первую медицинскую помощь.

Сразу после этого стюардессу, единственную выжившую в катастрофе, доставили в госпиталь. Весна Вулович провела 27 дней в коме и 16 месяцев на больничной койке, но всё-таки выжила. В 1985 году она была внесена в Книгу рекордов Гиннесса за самый высотный прыжок без парашюта, получив сертификат из рук своего музыкального кумира — участника знаменитой группы «Битлз» Пола Маккартни.

Эрика Дельгадо

11 января 1995 года самолёт McDonnell Douglas DC-9-14 выполнял рейс из Боготы в Картахену с 47 пассажирами и 5 членами экипажа на борту.

Из-за отказа высотомера во время захода на посадку самолёт буквально рухнул в болотистой местности. 9-летнюю Эрику Дельгадо, летевшую вместе с родителями и с младшим братом, выбросило из самолёта в тот момент, когда он начал разваливаться на части. Девочка рассказывала потом, что из лайнера её вытолкнула мать.

Самолёт взорвался и загорелся. Эрика упала в кучу водорослей, которые смягчили удар, однако не могла выбраться. По её воспоминаниям, на месте катастрофы сразу началось мародёрство: с неё, с живой, кто-то из местных жителей сорвал золотое ожерелье и скрылся, проигнорировав просьбы о помощи. Через некоторое время девочку нашёл по её крикам и вытащил из болота местный фермер. Эрика Дельгадо, единственная выжившая в катастрофе, отделалась лишь сломанной рукой.

Джулианна Дилер Кепке

24 декабря 1971 года самолёт Lockheed L-188 Electra перуанской авиакомпании LANSA попал в обширную грозовую область, получил удар молнией и подвергся сильнейшему воздействию турбулентности. Самолёт начал разрушаться в воздухе на высоте 3,2 километра и упал вглубь тропического леса, примерно в 500 километрах от столицы страны Лимы.

17-летняя школьница Джулианна Кепке была пристёгнута к одному из кресел в ряду, который отломился от остального корпуса. Девушка падала среди бушующей стихии, при этом обломок вращался, словно лопасть вертолета. Это, а также падение в густые кроны деревьев, смягчило удар.

После падения у Джулианны была сломана ключица, сильно расцарапана рука, правый глаз заплыл от удара, всё тело было покрыто синяками и царапинами. Тем не менее девушка не потеряла способности к передвижению. Помогло и то, что отец Джулианны был биологом и научил её правилам выживания в лесу. Девушка смогла добыть себе пропитание, потом нашла ручей и пошла вниз по его течению. Спустя 9 дней сама вышла к рыбакам, которые и спасли Джулианну.

На основе реальной истории Джулианны Кепке было снято несколько художественных фильмов, в том числе «Чудеса ещё случаются» — тот самый, который через десять лет поможет выжить в авиакатастрофе Ларисе Савицкой.

Бахия Бакари

30 июня 2009 года самолёт Airbus А-310-300 йеменской авиакомпании следовал рейсом 626 из Парижа на Коморские острова с пересадкой в столице Йемена Сане.

Среди пассажиров была 13-летняя Бахия Бакари, летевшая с матерью из Франции на Коморские острова в гости к бабушке и дедушке. Самолёт рухнул в Индийский океан в территориальных водах Комор всего за несколько минут до посадки. Что именно произошло, девочка не помнит, так как в момент катастрофы она спала. Сама Бахия считает, что её выбросило через иллюминатор.

При падении она получила множественные ушибы и сломала ключицу. Однако её ждало новое испытание — необходимо было выжить в воде до прибытия спасателей. Девочке удалось взобраться на один из обломков самолёта, остававшихся на плаву. На нём она провела девять часов, как утверждает сама Бакари, хотя некоторые источники утверждают, что спасатели нашли её только спустя 14 часов после катастрофы.

Уцелевшую пассажирку нашли рыбаки, которые и доставили её в больницу. Не все поверили в возможность такого спасения — ходили слухи, что девушку выбросили из лодки нелегальных иммигрантов, благо у Бахии подходящая внешность.

Девочку специальным самолётом доставили в Париж, где в госпитале её навестил тогдашний президент Франции Николя Саркози .

Бахия Бакари оказалась единственной спасшейся из 153 человек, находившихся на борту самолёта. Спустя полгода после катастрофы Бакари опубликовала автобиографию «Выжившая».

«Счастливая четвёрка»

12 августа 1985 года в Японии произошла самая большая по числу жертв катастрофа в мировой авиации с участием одного самолёта.

Лайнер «Боинг-747SR» авиакомпании «Джепэн Эйрлайнз» вылетел из Токио в Осаку. На борту находилось 524 пассажира и члена экипажа. Через 12 минут после взлёта во время набора высоты 7500 метров у самолёта оторвался вертикальный хвостовой стабилизатор, в результате чего произошла разгерметизация, упало давление в салоне и отказали все гидравлические системы лайнера.

Самолёт стал неуправляемым и был фактически обречён. Тем не менее пилотам неимоверными усилиями удалось удерживать лайнер в воздухе ещё 32 минуты. В итоге он потерпел катастрофу недалеко от горы Такамагахара, в 100 километрах от Токио.

Авиалайнер рухнул в горном районе, и спасатели сумели добраться к нему лишь на следующее утро. Встретить выживших они не надеялись.

Однако поисковая группа обнаружила сразу четверых живых — 24-летнюю стюардессу Юми Отиаи , 34-летнюю Хироко Ёсидзаки со своей 8-летней дочерью Микико и 12-летнюю Кэйко Каваками .

Первых трёх спасатели нашли на земле, а 12-летнюю Кэйко — сидящей на дереве. Именно туда выбросило девочку в момент гибели лайнера.

Четверо уцелевших получили в Японии прозвище «Счастливая четвёрка». Все они во время полёта находились в хвостовом отсеке, в районе, где произошёл разрыв обшивки самолёта.

В этой чудовищной катастрофе могло выжить значительно больше людей. Кэйко Каваками рассказывала потом, что слышала голос своего отца и других раненых. Как потом установили медики, многие из пассажиров «Боинга» погибли на земле от ран, холода и болевого шока, поскольку спасательные группы не стали пытаться добраться до места катастрофы ночью. В результате жертвами крушения стали 520 человек.