Ашхабад - новый международный аэропорт имени огузхана. Открылся новый международный аэропорт ашхабада - сочетание высоких технологий, безопасности, комфорта и оригинального дизайна

Начало туркменской гражданской авиации можно считать 1927 года, в это время начала работать авиасообщения, между Чарджоу и Ташаузом, перелётом через населённые пункты Турткуль и Ново-Ургенч. Для этого авиасообщения использовались самолёты для пассажиров «Юнкерс» Ю-13 для четырёх человек, которые закупались в Германии, а также пассажирские советские самолёты К-4. 8 самолётов обслуживали эту авиалинию. Позже, в 1932 году были приобретены советские самолёты для перевозки пассажиров. Самолёты К-5 имели шесть мест, а также самолёты АНТ-9, которые имели двенадцать мест. С пополнением воздушного флота Туркменистана, в 1932 году в аэропорту Чарджоу образовалось авиаподразделение, непосредственно обслуживающий маршрут Чарджоу-Ташауз, без пересадок в другие населённые пункты.

Аэропорт имени Сапармурата Туркменбаши

Новый аэропорт (2016)

17 сентября 2016 года состоялось открытие нового аэропорта при участии президента Туркмении Гурбангулы Бердымухамедова . Строительство аэропорта началось турецкой компанией «Полимекс » в январе 2013 года и завершилось в сентябре 2016 года .

Проект включает в себя строительство трёх терминалов - пассажирского, ВИП и грузового. Построена новая взлётно-посадочная полоса длиной 3800 метров и реконструирована действующая ВПП . Построены рулёжные дорожки, парковочные места и перроны для воздушных судов, башни службы управления воздушным движением, диспетчерская вышка длиной 72 метра. Общая площадь участка, на котором разместился аэровокзальный комплекс, составляет 1200 гектаров .

Новый терминал международного аэропорта представлен в виде птицы сокол-лачин, который в форме расправивших крыл, представлен для жителей, а также гостей столицы. Здание построено из стальных конструкций, стекла, а также облицовано белым камнем, которое завораживает своей красотой . На территории международного аэропорта имеется тридцать телескопических гейтов, которые обслуживают пассажиров для прохода в самолет, а также с самолета в здание терминала. Территория терминала составляет 166 тысяч квадратных метров, а также высоту 45 метров, а длина состоит более 68- метров.

Новый аэровокзальный комплекс, имея уникальный дизайн современности является «визитной карточкой» столицы Туркмении. Международный аэропорт Ашхабада имеет способность обслуживать ежегодно более 14 миллионов человек, для чего в аэропорту работают более 1800 специалистов авиации. Для удобства и безопасности пассажиров, в аэропорту сосредоточены последние инновационные технологии, которые будут обеспечивать безопасность в международном аэропорту Ашхабада. Так, на территории аэропорта сосредоточены телескопические мосты, для безопасного прохождения пассажиров до самолета и обратно, стойки электронной регистрации, где пассажирам предоставлены все услуги, а также имеются запущенные лифты и эскалаторы. Кроме этого, на территории аэропорта предусмотрено HVAC - системы охлаждения, а также отопления. Также имеются, FIDS - системы оповещения, которые на разных языках доступно дают информацию о вылетах на электронном табло, а также X-RAY - рентгеновские сканеры, которые помогают своевременно выявлять противопоказанные средства; CCTV - системы видеонаблюдения, которая дает службе безопасности аэропорта своевременно выявлять любые правонарушения. В международном аэропорту также налажены работы современной противопожарной системы, и непосредственно системы сигнализации.

Пассажирский терминал пятиэтажный и рассчитан для местных и международных авиарейсов. Построены залы ожидания и регистрации, информационные табло, справочные бюро, сенсорная электронная справочная система, билетные кассы, интернет-кафе, почтовые отделения, телефоны-автоматы, пункты аренды автотранспорта и резервирования мест в отелях, обмена валюты, банкоматы, камеры хранения, кафетерии, рестораны, магазины «беспошлинной торговли ». Предусмотрены гостиницы для пилотов и транзитных пассажиров, комнаты матери и ребёнка, специальные детские площадки, кабинеты оказания первой медицинской помощи, киоски прессы и розничной торговли, конференц-зал.

Грузовой терминал со складскими помещениями рассчитан на обработку 200 тысяч тонн грузов в год с централизованной станцией для топливной заправки воздушных судов, ангаров для технического обслуживания самолётов и вертолётов.

На территории аэропорта разместились административные здания Государственной национальной службы «Туркменховаеллары» , предприятия авиационного транспорта «Туркменистан» и лётного отряда «Туркменских авиалиний». Построена школа по подготовке авиационного персонала , где одновременно смогут обучаться 600 человек и тренажёрный комплекс для обучения экипажей, медицинский и спортивно-оздоровительный центры, подземные и открытые автостоянки - служебные и для пассажиров . Также планируется открыть музей развития туркменской авиации .

Подъехать к аэропорту на автомобиле можно либо по проспекту Битарап Туркменистан , либо по проспекту Атамурата Ниязова. Вокруг аэропорта оборудована круглосуточная парковка. На привокзальной площади расположены остановки городского транспорта и такси, позволяющие доставлять пассажиров в любую точку Ашхабада .

«Терминал 2»

Малый пассажирский «Терминал 2» нового международного аэропорта города Ашхабада построен на месте существовавшего с советских времён аэропорта. 26 марта 2014 года он был введён в эксплуатацию, временно взяв на себя обслуживание вылетающих и прилетающих в Ашхабад пассажиров на период сооружения главного пассажирского терминала международного аэропорта . Общая площадь малого терминала - 14 тысяч квадратных метров. Он способен обслуживать 1200 пассажиров в час международных и местных авиарейсов. Состоит из трёх частей: зоны местных рейсов, VIP -зоны и зоны международных авиарейсов . После ввода в строй в сентябре 2016 года основного аэровокзального комплекса, малый терминал используется для оформления пассажиров, вылетающих местными рейсами . С сентября 2016 года обслуживает только внутренние авиарейсы.


Недавно прошло открытие одного из самых впечатляющих международных аэропортов мира. Аэропорт Ашхабада является основными воротами Туркменистана в воздухе, и его торжественная презентация проходила под патронатом главы государства Гурбангулы Бердымухамедова. Новый комплекс неспроста считают достопримечательностью страны, ведь за масштаб, с которым на него был нанесен ковровый гель, он даже стал рекордсменом книги рекордов Гиннеса.

На данный момент аэровокзал может пропускать около 1600 пассажиров за час, а на его возведение страна потратила более двух миллиардов долларов. Но и это не единственные особенности новоявленного аэровокзального комплекса.

Бывший аэропорт Туркменистана был открыт в 1994 году и носил имя предыдущего президента — Сапармурата Ниязова. На тот момент его выполнили в уникальном архитектурном стиле и оснастили самым новейшим и революционным техническим оборудованием. В наличии имелись две полосы для взлета и посадки воздушного транспорта, которые оборудовались по стандартам ИКАО, а перрон мог принимать любые виды воздушного транспорта.

Годичная проходимость составляла около полутора миллионов человек на все рейсовые линии. Пассажиры могли воспользоваться просторными комнатами ожидания разного уровня комфортабельности и услугами круглосуточных контролирующих служб. Также можно было воспользоваться справочной информацией и услугами бизнес-клуба. Работали:

  • кассы для продажи или оформления брони проездных документов;
  • магазины;
  • заведения общепита;
  • обмен валютных средств;
  • конвейеры для багажа;
  • телеграфы, работающие на иностранные направления;
  • комната для матерей с детьми;
  • филиалы международных авиакомпаний.

Карта расположения терминалов в аэропорте Ашхабада

В середине сентября в СМИ прошла новость о торжественном открытии нового международного аэропорта Ашхабада, который был построен в предверии Азиадских игр 2017 года. На протяжении нескольких лет, будучи проездом в беломраморном, я наблюдал как постепенно вырастал и расправлял крылья огромный сокол (по-туркменски "Лачин"), ставший ещё одним новым символом города и, естественно, туркменской Эпохи Великого Могущества и Счастья.
Строительством сооружения традиционно занималась турецкая компания "Полимекс" , освоив на проекте ни много ни мало, а 2,3 миллиарда долларов (для сравнения, белорусы уже который год пытаются построить в Туркменской пустыне целый калийный комбинат за 1,0000000 миллиард). Согласитесь, аэропорт был бы довольно бесполезным, ежели бы его, по старой доброй туркменской традиции не занесли в книгу Рекордов Гиннесса, поэтому к открытию комплекса уже был подготовлен соответствующий рекорд и сертификат, о чём я уже писал в записи .

Торжественная церемония открытия состоялась 17 сентября 2016 года и главным ведущим на ней был, конечно же, Уважаемый президент Гурбангулы Бердымухамедов . Видео с его речью можно засмотреть в инторнетах, там же есть много роликов и про сам аэропорт, но меня в первую очередь интересовал факт личного посещения данного архитектурного чуда. Такая возможность представилась уже 27 сентября, ровно через 10 дней после открытия и я ей, конечно же, воспользовался. О том, как выглядит новый международный аэропорт Ашхабада "Огузхан", смотрим и читаем под катом.


Для начала, традиционно обратимся к спутникам. Международный аэропорт Ашхабада расположен в северо-западной части города относительно недалеко от центра города. Добираться можно как на такси, которые стоят в Туркмении смешных денег, так и на общественном транспорте (автобусы №1, 18, 58). Комплекс аэропорта площадью в 1200 гектаров вмещает две взлетно-посадочные полосы по 3800 метров каждая, новый терминал, диспетчерскую вышку, грузовой склад, ангары, учебный и медицинские центры. Цифра 1 на снимке - новый аэропорт, который мы сегодня будем изучать, цифра 2 - старый международный терминал (до 2016 года носил имя Сапармурата Туркменбаши), обслуживающий нынче внутренние авиарейсы.

На картах Викимапии ситуация уже оперативно обновлена, так что можем посмотреть на новый аэропорт Ашхабада детальнее. Номер 1 на снимке - , являющийся, кстати, рекордсменом Гиннесса; номер 2 - собственно здание аэровокзала; номер 3 - ВИП-терминал, представляющий из себя маленькую но очень гордую птичку. Кстати, в ряде статьей эту птичку путают с основным зданием аэропорта.

Теперь спускаемся на землю и смотрим на сооружения внатуре. Парящий беломраморный "Лачин".


На первом уровне находится зона получения багажа и выход в город, на втором - зона вылета, на третьем - зона прилёта. На остальных (4-й и 5-й) расположены гостиница (пока не работает) и административные помещения. Что находится в клюве огромного птаха и находится ли хоть что-то, я пока не знаю.

Площадь перед аэровокзалом. Мрамор, фонтаны, скамейки и мусорки по индивидуальному проекту.



Беседки

Естественно, и без оригинальных фонарей здесь не обошлось. В данном исполнении - логотип туркменских авиалиний.

Теперь пройдём внутрь птаха и заценим масштаб роскоши

Внутри здания растут пальмы, даже колонны стилизованы под их стволы

Кафе у клюва птички


Киоски с сувенирной продукцией и канцелярией

Потолок

Земляки регистрируются на рейс Белавии в Минск

Выход в зону досмотра перед вылетом

А это уже сама зона вылета. По информационным знакам видим, что в наличии имеется 15 гейтов, интернет-кафе, гостиница (помним, что ещё не работает), детская игровая зона, даже комната для молитвы предусмотрена (обычная в принципе опция для мусульманских стран)

В старом терминале был один маленький магазинчик Дьюти-Фри, в новом их стало штуки 4-5, но многообразия в ассортименте так и не появилось: процентов 90 на прилавках - туркменское. Единственный плюс, из-за существующего ныне чёрного курса доллара (7,5 рыночный, против 3,5 официального), можно довольно выгодно затариваться.

В зоне вылета тоже без пальм не обошлось

Магический шар предсказывает нам, что в 2017-м году в Ашхабаде таки состоится Азиада

Намёки на каспийскую Авазу

В ожидании рейса на Минск


В старом терминале была одна неплохая кафешка с весёлыми ребятами-официантами, вот только посадочных мест всегда не хватало. Сейчас же в наличии аж 27 точек питания, еды правда больше не стало: сложилось чувство, что сосики в тесте и смаженки из старой кафешки аккуратно разделили поровну между 27 новыми.

Туалеты

Выход на посадку. У каждого выхода праздно шатаются солдатики - дежурят. На меня смотрят подозрительно, но никто ничего не предъявляет.

Сидушки удобные, посадочных мест хватает с лихвой. Из ништяков стоит отметить наличие столиков и розеток для девайсов.

Ещё ништячнее выглядят зелёные вип-лежаки, на которых уже можно развалиться по-царски, ну или по-хански, как здесь принято говорить

Чуть было про ковры не забыл сказать! Конечно же, без них здесь никуда

Детская игровая зона в одном из гейтов

Интернет-кафе. Кстати, вайфай в новом аэропорту есть, но он, как и у нас в Минске, платный. Печаль


Ещё одна пустующая кафешка

Ещё один магический шар правды

Я уже прошёл доступную для глаз пассажира часть аэропорта, всё поснимал, засмотрел, как ко мне наконец обратился солдатик, охраняющий один из гейтов:
- Это нельзя, брат. Фатаграфировать нельзя.
- Ну как так нельзя, брат? - удивлённо воскликнул я. - Там же разрешили! - и показал рукой в противоположную часть аэропорта (благо огромный он).
- Иии, кто разрешил? - удивился в свою очередь служивый.
На придумывание ответа у меня ушла секунда, а может и меньше:
- Офицер! - выпалил я.
- Сонармальна, брат. Ладна давай да, - только что и мог мне ответить солдатик.

Фонари в зоне получения багажа


Вот такой он, новый международный аэропорт туркменской столицы