Пещерный город. Жилые помещения внутри скал пещерного города Кыз-Кермен

Красоты современной архитектуры всегда привлекали путешественников, покоряющих города и страны. Причудливые формы, космические линии, раздолье высоких технологий… А между тем параллельно существует мир других строений – без изысков, но хранящих множество тайн и загадок. Это древние пещерные города Крыма, высеченные в неприступных скалах, символизирующие непокорность великого народа.

Скальные города Крыма появились еще до нашей эры, но особое историческое значение приобрели после Рождества Христова. Приблизительно до 13-14 ст. н.э. богатые долины полуострова периодически подвергались набегам диких кочующих племен, поэтому жить тут было небезопасно.

Первые пещерные города в Крыму

В те времена в скалистой части полуострова стали появляться городища, в которых население пряталось во времена вражеских атак. Всех их объединяет особенное расположение в неприступных местах и то, что они имели искусственные пещеры-«квартиры», вырубленные в скалах. Такие поселения еще в 19 ст. н.э. стали известны как пещерные города Крыма. Дольше всех держались в осадных условиях те города, которые сооружались на отвесных скалах. Попасть в город можно было только с одной, пологой стороны, которую укрепляли фортификационными сооружениями.

Скальные города Крыма выглядят как огромные термитники — когда-то здесь спасались от вражеских нашествий местные жители

Крымские городища тянутся аккуратной цепочкой вдоль Внутренней гряды – от середины реки Альмы и до устья реки Черной. Не все они классически считаются городами. Только некоторые из них, самые крупные, разрастались до уровня административно-промышленных центров. Остальные служили сугубо как убежище, реже – в качестве пещерных монастырей Крыма.

Пещерный город Инкерман — историческая жемчужина Крыма

Инкерман – один из пещерных городов Крыма раннего средневековья неподалеку от Севастополя. История Инкермана начинается с 6 века н.э. В то время Херсонес подвергался нападкам врагов, и для его защиты греки построили на Монастырской горе крепость, названную Каламита. Через пару столетий . Время разрушило его, остались только пещерные храмы.

Скалы Инкермана испещрены множественными пещерами, которые народы Крыма использовали как укрытие при нападении татаро-монгольских орд

Остатки смотровых башен и стен Каламиты сохранились по сей день

В 12-15 ст. н.э. Каламитой владели князья Феодоро – они расширили и укрепили крепость. Она всегда была лакомым кусочком благодаря удачному расположению в устье Черной реки – тут сформировался основной торговый порт христианского княжества Феодоро. В 1434 году генуэзцы атаковали город и предали порт огню. А через 21 год Каламиту захватили турецкие войска и дали ей название Инкерман, что значит «пещерная крепость». Турки, хозяйничающие в Крыму, пещерный город Инкерман завоевали, но вскоре забросили его, и город постепенно превратился в руины.

Над храмом в Инкермане высятся руины древней крепости Каламита

Стена монастыря пещерного города Инкерман выглядит как фасад рукотворного здания

Монастырь Инкерман высечен в глубине отвесной скалы

Внеземная красота пещерного города Крыма Эски-Кермен

Один из самых любимых у путешественников, кто покоряет Крымский полуостров, – пещерный город Эски-Кермен. Его построили в качестве византийского укрепления в конце 6 ст. н.э. Выгодное прискальное расположение позволяло людям укрываться тут от орд степняков, которые грабили, убивали и сжигали неукрепленные поселения.

Плоские вершины скал позволяли жителям Эски-Кермен формировать своеобразные террасы на «крыше» своих жилищ

Оборонная способность Эски-Кермен была идеальной — горы в этой местности возвышаются над равниной подобно высоким стенам с отвесными склонами

Находится пещерный город Эски-Кермен в Крыму, в 5 км от Бахчисарая. Его название с крымско-татарского означает «старая крепость». Развиваться Эски-Кермен стал с 10 века н. э. и превратился в цветущее поселение. Тут даже жил епископ, правящий округой. В 1299 году город разорили монголы, а еще через 100 лет напали повторно и окончательно разрушили его.

Округлая форма гор на территории пещерного города Эски-Кермен ассоциируется с неземным рельефом

Проемы неправильной формы создают ощущение отверстий, возникших естественным образом в толще скал

Эски-Кермен интересен множеством пещер, вырубленных в местных скалах (около 350 в городе, около 50 за чертой поселения). Их использовали в основном как хозяйственные постройки, некоторые из них – чтобы оборонять этот пещерный город Крыма (хорошо видно на фото). Также в скалах в 12-13 столетиях были вырублены несколько пещерных храмов.

Загадочный пещерный город Крыма — Бакла

Самый северный и самый малопосещаемый пещерный город Крыма — Бакла. Это слово с татарского языка переводится как «фасоль». Но имеется еще одна версия, откуда пошло название поселения: «баклак» — это дорожная емкость для воды с узеньким горлышком. Точная дата основания города так и не определена. Известно, что первые захоронения в этом месте датированы 5 ст. н.э. Есть сведения, что Византия тайно использовала пещерный город Баклу, дабы приобщить народы Крыма к христианству.

Оборонная способность крымского пещерного города Бакла была практически нулевой из-за невысоких гор — скорее, это было просто удобное место для основания поселения

Пещерный город Бакла как бы нависает над плодородной крымской долиной

Город построен в живописной, но незащищенной местности. В его черте был замок с недоскональными оборонительными сооружениями, к нему примыкали и вовсе неукрепленные поселения. Во время агрессорских набегов местные жители вынуждены были прятаться в Чуфут-кале. Плохая оборонительная способность привела к кончине пещерного города Баклы – он одним из первых в Крыму рухнул в конце 13 ст. н.э. под напором татаро-монгол. Основные достопримечательности разрушенного города: христианский храм, винодавильни, высеченные в скалах, и подземный тоннель.

В процессе подвижек крымских горных пластов обнажились мягкие породы песчаника — они-то и стали пристанищем для многих поколений крымчан

Податливый ракушечник позволил крымским народам выдалбливать в скалах глубокие пещеры для жилья без особого напряжения

Сквозь окна-проемы пещерного города Бакла открывается живописный вид на крымские равнины

Мангуп Кале — древнейший пещерный город в Крыму

Одним из самых древних пещерных городов Крыма и самым большим среди них считается Мангуп Кале. В 11-14 ст. н.э. он, будучи столицей княжества Феодоро, назывался так же. Находился в неприступном месте: южный , недосягаемым для завоевателей, северный же перегородили фортификациями. Поэтому Мангул Кале и просуществовал длительное время, достигнув расцвета в 12-13 ст. н.э. Ни воины Ногая, промышляющие разбоем, ни монгольские орды не смогли захватить пещерный город, олицетворяющий непокорность Крыма.

Фортификационные постройки пещерного города Мангуп Кале сохранились до сих пор

Крымские скалы пронизывают многочисленные пещеры-«квартиры» — многоуровневые жилые пространства

Только к концу 13 ст. н.э. генуэзцы и татары завоевали некоторые части княжества. Несмотря на потери, Феодоро длительное время оставался влиятельным государством. Но в 1475 году умер его правитель, князь Исаак, и турки, воспользовавшись смятением жителей, взяли город в осаду, а спустя полгода разграбили его и сожгли. Сейчас в этом месте высятся остатки цитадели и фортификаций, пещеры-казематы и несколько храмов.

Для основания пещерных городов местное население выбирало самые неприступные скалы Крыма

Тайны крымского пещерного города Чуфут-Кале

С крымско-татарского мелодичное название средневекового Чуфут-Кале переводится дословно как «еврейская крепость». «Скала иудеев» и «скала караимов» — другие версии названия пещерного города, находящегося в районе Бахчисарая. Именно в этой части Крыма жили поселенцы, религией которых и был ортодоксальный иудаизм.

Мягкая горная порода крымских скал позволяла местным жителям проделывать в их толще многочисленные пещеры и ходы

Мавзолей монголо-татар на территории пещерного города Чуфут-Кале

Жители Чуфут-Кале выдолбили в скалах не только жилые пещеры, но и лестницы для перемещения между уровнями города

Предполагается, что город построен за 400 лет до н.э. Много столетий жил он спокойно. Но в 13 ст. н.э. город штурмовали войска эмира Ногая, а в 13-14 ст. н.э. тут образовалось Крымское ханство, правители которого разрешали караимам селиться только в пещерном городе Чуфут-Кале. Когда Крым стал частью Российской империи, ограничения сняли, и до конца 19 века последние караимы покинули город и расселились по территории всего Крыма.

Жилые пространства пещерного города Чуфут-Кале

Западная часть считается самой древней в Чуфут-Кале. Кроме огромного количества хозяйственных построек-пещер, тут сохранились стены мечети и небольшой мавзолей дочери хана Тохтамыша, два храма (одни из самых интересных пещерных храмов Крыма) и усадьба. Последние караимы выселились из города в конце прошлого века, после чего начался быстрый упадок и разрушение некогда красивого Чуфут-Кале, одного из самых знаменитых пещерных городов Бахчисарайского района.

Романтический пещерный город Крыма — Кыз-Кермен

Неподалеку Чуфут-Кале находится Кыз-Кермен. С первого камня этот пещерный город Крыма укреплялся тесаными блоками и валунами. Несмотря на грозный вид, название поселения имеет романтичное название, которое в переводе звучит как «девичья крепость». На заре нашей эры в Кыз-Кермене проживали скифы, которые не очень заботились об укреплении жилищ – те состояли из не особо подтесанного камня, скрепленного глиной. На случай нападения врагов в Кыз-Кермене существовал огражденный пустырь, на котором могло расположиться множество народа.

Неприступный город Кыз-Кермен в горах Крыма

Отвесные склоны защищали жителей Кыз-Кермена от порабощения ордами монголо-татар

В старом городище найдены три пещеры – остатки усадьбы и один храм. В скале вырублено множество маленьких ниш – в этом пещерном городе Крыма они служили кельями для отшельников. На правом склоне , где находился Кыз-Кермен, существует древнее водохранилище – один из первых бассейнов с питьевой водой, сделанных руками человека в Крыму.

Жилые помещения внутри скал пещерного города Кыз-Кермен

Пещеры скального города Кыз-Кермен в Крыму

До сих пор остается загадкой, кто первым начал строить Крыма – скифы, тавры или киммерийцы. Некоторые городища, возникшие в 6 ст. н.э., – предположительно дело рук византийцев, прибывших из-за моря (догадки возникли после обнаружения в манере кладки византийских строительных приемов). Но чтобы создать стратегически продуманное укрепление, нужно хорошо знать горы Крыма – а это под силу только местным жителям.

Вконтакте

Так называемые «пещерные» города и монастыри - самые впечатляющие исторические памятники Бахчисарайского района. Свое название они получили потому, что до нашего времени сохранились в основном помещения, вырубленные в скалах, а наземные постройки (дома, церкви, оборонительные и хозяйственные сооружения) разрушились.

Эти города-крепости (своеобразный аналог средневековых европейских замков) возводились местными жителями в период V-VI вв., когда существовала угроза нашествий кочевников. Они служили для защиты и укрытия населения от этих набегов. В сооружении «пещерных» городов участвовала и Византийская империя, в сферу интересов которой входила Таврика.
А укрепленные монастыри в горах основывали иконопочитатели, бежавшие от преследований из Византии, когда там, в период VIII-IX вв., шла борьба между иконоборцами и иконопочитателями.

Название пещерные города Крыма - не какая-то красивая абстракция, а вполне существующая реальность. Дома, хранилища и святилища, вырубленные в податливыхкрымских скалах, представляют собой наглядный пример, как жили люди много-многовеков назад. Здесь же находятся и действующие монастыри, и скиты.
Попробуем хотя бы вкратце рассказать про это чудо России!

«Пещерный город» Чуфут-Кале

Возникновение укрепленного городища относят к VI в., а его основателями считают сарматское племя алан. С VIII в. городом владели хазары, а после их ухода город-крепость становится центром христианского Кырк-орского княжества. (Кырк-Ор - Сорок укреплений, тюрк.). В 1299 г. войска золотоордынского темника Ногая во время очередного набега на Крым раззорили Кырк-Ор. А в 40-х годах XIV в., в период правления золотоордыского хана Джа-нибека. он был окончательно захвачен татарами и стал центром золотоордынского бейлика. Позднее, с образованием Крымского ханства, город был временной столицей ханства. Здесь, кроме христиан и татар, стали селиться и караимы.
Чуфут Кале - самый сохранившийся из всех пещерных городов Крыма. Точная дата его возведения до сих пор неизвестна. Примерный период возведения VIII-X в. В постройках явно прослеживается рука Византийского мастера. К тому же печать Византийского мастера была найдена в гидротехническом сооружении, недалеко от южного входа в крепость. Место для возведения пещерного города было выбрано не случайно. Город находится на небольшом плато, окруженном с трех сторон отвесными двухсот метровыми скалами, и только с восточной стороны плато соединялось седловиной с горой Бешик-Тау. В ущелье с северной стороны когда-то пролегал торговый путь. Ловушка при входе Город долгое время был неприступной крепостью. Грамотно были построены и оборонные сооружения крепости. С южной стороны дорога подходит змейкой в три пролета, что позволяло замедлить подход противника и защитникам города без особых помех проредить вражеское войско камнями и стрелковым оружием. Южные ворота были сделаны на ставнях, опять же византийской работы, из мореного дуба, но если же захватчикам и удавалось пройти ворота, то над воротами была ловушка, выступы по обе стороны коридора, по которым скатывали бревна и перерывали вход. Далее после ворот проход в город идет змейкой в четыре пролета, над пролетами были жилые пещеры, из которых при прорыве захватчиков велся обстрел врага. Восточная крепостная стена построена на пьедестале, вырубленном в скале. Пьедестал имеет форму ступеньки, и перед верхней ступенькой с наружной стороны было выложено каменными блоками. Но неприступных крепостей нет и в 1299 году после длительной осады монголо-татарским полчищем Ногая город пал. С этой даты город стал известен как Кырк-Ор (сорок крепостей). До этого времени, по мнению многих ученых, город носил название Фуллы. До начала XVI века в городе находилась резиденция крымских ханов. Очень интересной постройкой того времени является мавзолей Джанике-Ханым, дочери Тотхамыш-хана. Джанике приложила свою руку к отделению Крыма от Золотой Орды, и появлению молодого Крымского ханства. К тому же она помогала Хаджи-Гирею, восседавшему в Солхате, видела в нем опору в борьбе с Тохтамышевичами - Кичи-Мухаммедом и Сеид-Ахметом, которые претендовали на полновластие в Крыму. Хаджи-Гирей победил, и ханский род Гиреев надолго воцарился в Бахчисарае. Мавзолей сохранился до наших дней в хорошем состоянии. В тот же период были построены мечеть и монетный двор, которые до наших дней не сохранились.
Обычно в город попадают по частично сохранившейся на двух последних маршах каменной дороге, которая ведет к потайным южным воротам. Ворота спрятаны в скале, так, что их можно увидеть только подойдя к ним вплотную. После подъема по каменистой тропинке на лево, за развалинами нескольких жилых домов находится остатки стены, отделявшей пустырь Бурунчак. От него ведет улица Бурунчакская к восточным воротам. В случае опасности, на пустыре жители могли укрывать скот и имущество. По середине города проходит Средняя улица, которая была доступна только пешим и вьючным животным. Кенасская улица с расположенными на ней кенассами (молитвенные дома кераимов) проходит по южному краю плато. Табличка о посещении чуфут Кале императором Александром 1 Кенассы расположены в небольшом дворике. Большая кенасса была построена в XIV веке. В ней устраивались торжественные праздничные службы. Вторая, Малая кенасса- предположительно ровесница первой. Она предназначалась для обычных служб и для собраний, где решались различные дела караимской общины. 4 мая 1886 года кенассы посетили Император Александр Александрович и императрица Мария Оедоровна, о чем гласит каменная табличка находящаяся во дворе кенасс.



Неподалеку от кенасс находилась первая караимская типография, основанная в 1731 г. В библиотеке Бахчисарайского музея хранятся книги на древнееврейском и караимском языках, отпечатанные в этой типографии.
Все три улицы города сходятся на площади, на которой в 1346 г была построена мечеть, к сожалению она не сохранилась до наших дней. Чуть дальше к южному обрыву расположен хорошо сохранившийся мавзолей Джанике-Ханым.
В нескольких шагах от мавзолея проходит Средняя, самая ранняя оборонительная стена с воротами, пересекавшая плато от одного края обрыва до другого. Большой ров перед стеной не доходил до края северного обрыва - здесь в стене имелась вылазная калитка, перед которой вырубили два малых двенадцатиметровых рва. У северного и южного края стену фланкировали башни. У самого края северного обрыва - лестница, ведущая вниз, в две большие пещеры, по-видимому, хозяйственного назначения.
У Средней стены находился монетный двор. Монета которую здесь чеканили с надписью «Кырк-Ор» ценилась невысоко.
За воротами Средней стены начинается Главная улица. На дороге видны глубоко врезавшиеся колеи, дорога служила очень долгое время, если колеса телег в камне смогли сделать такое. Для пешеходов служили узкие тротуары из каменных плит, неплохо сохранившиеся. Справа за невысокой стеной - два жилых дома XVIII в. В одном из них до конца своих дней жил известный караимский ученый Авраам Самуилович Фиркович (1786 -1875).

«Пещерный город» Эски-Кермен

Эски-Кермен находится недалеко от Мангупа в б км к от села Залесное (если идти пешком). Автомобилистам надо ехать через село Красный Мак.
Городище Эски-Кермен расположено на хорошо укрепленном природой месте. Эски-Кермен переводится как Старая крепость. Плато окружено отвесными скалами. Кое-где сохранились остатки крепостных стен.
Крепость была основана в начале VI века. Основная функция крепости - защита подступов к Херсонесу. Это был крупный торговый и ремесленный центр, который имел на то время очень хорошие оборонительные сооружения. Крепость неоднократно подвергалась нападениям и разрушением. Первое крупное разрушение произошло в VIII веке. Хазары разрушили всю оборонительную систему крепости, после чего город долгое время без крепостных стен. Первые попытки восстановления обороны города были проведены в X веке.

История города-крепости до X века малоизвестна, т.к. город был простым оборонительным сооружением. Окончательно город был разрушен ордами Ногая в 1299 году и прекратил свое существование. До наших дней сохранилось множество пещер (около 350 в крепости и около 50 вне ее) остальные сооружения не сохранились. На юго-востоке от города находится храм Трех всадников. Он вырублен в округлой каменной глыбе, рядом в глыбе меньших размеров вырублена кладовая. На северной стороне храма сохранилась фреска на которой изображены три всадника - святые Феодор Стратилат, Георгий Победоносец и Дмитрий. Вокруг храма располагалось эски-керменское кладбище.
Дорога, ведущая к Эски-Кермен, ответвлялась от главного торгового пути и поднималась зигзагами к узкому коридору, вырубленному в скале. На этом месте когда-то были главные ворота. У третьего марша дороги находилась передовая стена, огибавшая выступ скалы перед главными воротами. Над воротами возвышалась башня, от которой в обе стороны шла крепостная стена. Все эти укрепления не дошли до наших дней, они были разрушены Хазарами. Небольшие пещерные церкви вдоль третьего марша появились уже после разрушения оборонительной системы города. Еще один участок обороны - Дозорный комплекс находится к северу от крепости на мысе, отделенном седловиной. Главная улица начиналась сразу за главными воротами, вдоль которой находится множество пещер, одна из которых вела в башню над воротами. Справа располагался пещерный храм, состоявший из четырех помещений. Улица проходила в направлении к центральной площади с базиликой. От главной дороги шло два ответвления на запад и на восток. Кроме главных городских ворот в городе еще были трое малых ворот, т.е. калитки с хорошо охраняемыми лестницами, вырезанными в скале. С северной части скалы в древности был подъем для пешеходов, вырезанные в скале ступени вели на седловину. От системы защиты входа сохранились многочисленные пазы в стенах прохода
Храм Успения находится на плато над тем местом, где расположен храм Трех всадников. На северной и западной стенах и на потолке храма сохранились фрагменты фресковой росписи. Рядом с храмом находятся остатки усыпальницы и кельи.
Жилые здания строились на предварительно сглаженной скале и часто имели 2 этажа. 1 этаж приспосабливали под хозяйственные нужды, второй этаж использовали для жилья. Кровля была сделана из плоской черепицы, уложенной на деревянном настиле.
Археологи определили, что жилые постройки не являлись первоначальными, а было как минимум строительных периода.
Вырубленные в скале гробницы имеются в разных частях города и его ближайшей округе. В древности гробницы, вырубленные в скале, покрывались каменными плитами. Об этом свидетельствуют так называемые заплечики, вырубки по краям гробниц.


Уникальным сооружением является осадный колодец глубиной около 50м., который был создан одновременно с крепостью. В скале вырублена ведущая вниз лестница в шесть маршей, переходит в галерею (около 10 метров длиной) в которой с потолка сочилась вода, но после того как на внешней стене колодца появился пролом колодец утратил свое оборонное назначение. Так же в разных частях города имеются высеченные в скале мешки для сбора дождевой воды. В городе был водопровод, вода подавалась по глиняным трубам от родников, которые находились за 4 км на соседней возвышенности. На самой вершине плато в 1930 году археологами была раскопана базилика. Ученые установили, что это было прямоугольное в плане здание с тремя выступающими на восток абсидами. Здание разделялось колоннами на 3 нефа. Археологическое исследование 1930 г. показало, что Эски-Керменская базилика в древности пострадала от пожара. Позднее стены базилики были разрушены толчком землетрясения, направленным с юго-востока на северо-запад.
Ученые высказывают теорию, что Эски-Кермен, как крепость, вместе с остальными зданиями был построен сразу, в порядке государственного мероприятия, связанного с защитой северных границ Византийской империи, правительство Византии могло проявить заинтересованность и оказать содействие в сооружении системы обороны и крупных зданий Эски-Кермена.

«Пещерный город» Мангуп-Кале

Мангуп находится в 20 км от Бахчисарая. Дорога туда ведет через село Красный Мак, потом через Залесное; далее проселочная дорога ответвляется влево, в долину, над которой высятся безошибочно узнаваемые издали мощные мысы Мангупа.
Мангуп находится на вершине плато, возвышающегося над уровнем моря на 584 м. Человек присмотрел это плато задолго до появления на нем крепости. На плато найдены следы стоянки человека времен неолита (первая половина I тыс. до н. э.) В III-IV вв. на плато поселяются Скифо-сарматы. Возведение первых укреплений датируется VI веком, но от этих первичных укреплений осталось очень мало следов. По мимо этого город был защищен самой природой. Отвесные скалы высотой до 70 м с трех сторон надежно защищали город. Первоначально город назывался Дорос.
С конца VII в. хазарский каганат распространяет влияние на всю Юго-Западную Таврику, в том числе и на Мангуп. Но прямой захват города-крепости и размещение в ней хазарского гарнизона вызвали в 787 г. восстание местного населения по призыву епископа Иоанна Готского и повстанцам удалось не только изгнать хазар из крепости, но и захватить укрепленные горные проходы. После разрушение города Хазарами город обезлюдел. В IX веке проводится восстановление оборонительной системы города. В X веке появляется упоменание о городе под именем Мангуп - как укрепленное поселение, принадлежавшее Хазарам. В период с XI в. по середину XIV в., когда он появляется в источниках под названием Феодоро, - самый темный в истории Мангупа.

В XV в. княжество занимало заметное место в истории Крыма и соседних с ним областей. Этот период гораздо лучше освещен письменными источниками и археологическими памятниками. Они свидетельствуют о связях Феодоро с Москвой, о соперничестве его князей с генуэзцами за контроль над центрами международной морской торговли.
В начале XV в. княжеством правил выдающийся представитель рода - Алексей, сын выехавшего в Москву С. В. Ховры. Он овладел выходом к морю, где в 1427 г. построил на месте раннесредневековой крепости Каламиты новое укрепление, под защитой которого находился морской порт, ставший конкурентом соседней Чембало (Балаклавы).
Накануне турецкого вторжения, в первой половине 1475 г., развернулась борьба за престол Фесдоро. Однако дни Феодоро были сочтены. Летом того же года турки-османы при поддержке татар высадили войска на крымском побережье. В начале июля турки подошли к Мангупу. Осада продолжалась 5 лет. Уникальные природные условия, превосходные оборонительные сооружения, мужество защитников сыграли здесь свою роль. Турки взяли крепость благодаря обманному маневру, они начали отступление и выманили таким образом за стены защитников крепости. Город был сожжен дотла.
Остатки стен, которые мы можем наблюдать относятся к XIV - XV вв. Стены были воздвигнуты турками. Укрепления создавались в расселинах и на участках пологого склона - от обрыва до обрыва, - дополняя,таким образом, естественные неприступные преграды и носили не сплошной, а узловой характер. Укрепление охватывало территорию площадью 90 га. И могло дать защиту местному населению вместе с имуществом и скотом и обеспечить всех водой на долгое время. В XVI в было возведено ряд сооружений - мечеть, синагога, кенасса и частично была перестроена цитадель.
Если подниматься в город по старой размытой дороге, проходящей по западному оврагу и огибающей мыс Тешкли-Бурун. Можно наблюдать у верхней кромки плато многочисленные пещеры, из которых дозорные вели обзор дорог, подходящих к городу. От главных ворот ведущих в город остались только основание и стена, перегораживающая овраг Капу-Дере. Судя по рисункам конца XVIII в., ворота были перекрыты коробовым сводом, опиравшимся с одной стороны на мощный пилон, а с другой - на скалу. Основанием пилона служили огромные глыбы известняка; здесь кончалась оборонительная стена, которая шла параллельно обрыву, образуя коридор по которому и проходила дорога в крепость.
Из всех построек лучше других сохранилась цитадель на восточном мысу Тешкли-Бурун. Она возведена над местом, где в X в. было кладбище и церковь - об этом говорят могилы, вырубленные в скале, ясно сохранившиеся в камне контуры церкви и примыкавший к ней склеп.
Мыс Тешкли-Бурун - природный бастион: чтобы превратить этот длинный и узкий, со всех сторон ограниченный обрывами утес в крепость, достаточно было пересечь перешеек, соединяющий его с плато, оборонительным сооружением длиной 102 м при толщине 2,8 м. После захвата Мангупа, турки использовали бастион как тюрьму.
В цитадели недавние раскопки выявили кварталы жилой застройки, примыкающие к стене. Ближе к северному обрыву находится колодец, снабжавший ее защитников водой и позднее засыпанный турками. Расчистка колодца в 1966 г. показала, что он вырублен в скале на глубину 23,6 м, где проходит водоносная трещина, из которой вода поступала в естественный грот у подножия обрыва мыса. Неподалеку от ворот привлекает внимание восьмигранник, сложенный из крупных, хорошо отесанных блоков, - это остатки церкви, вероятно, княжеской капеллы, построенной в VIII в. Дозорные пещеры
На краю мыса находилось укрепление - здесь находилась дозорная башня, по сторонам которой размещались пещерные казематы, оборонявшие подступы к главным воротам Мангупа. Под основание «башни» ведет лестница в довольно большую пещеру, передняя стенка которой разрушилась, образовав сквозное отверстие, хорошо видное снизу, отчего и мыс прозван «дырявым». Целая цепь боевых пещер тянется вдоль восточного обрыва. К боевым примыкали подсобные помещения, служившие жильем и кладовыми. Такие же пещерные укрытия имеются и на западной стороне мыса, над участком дороги, неподалеку от ворот.
Самым старым сооружением Мангупа считают храм в честь святых Константина и Елены. В одной из гробниц храма была найдена плита с именем Юстиана I, единственная подобная находка во всем крыму. К боковым стенам храма примыкали галереи: под ними, а также под полом храма обнаружено множество могил.
Пол центрального нефа состоял из больших каменных плит, а в боковых нефах полы были мозаичными. Рядом с северной стеной храма располагалась крещальня, вероятно, возникшая одновременно с базиликой: позднее ее переделали в часовню, и вокруг нее появилось кладбище.
Самая интересная пещерная церковь Мангупа находится над главной дорогой к восточным воротам: к ней вел потайной выход из города по расселине в скалах. Естественный грот перед храмом использовался в качестве двора; напротив находились кельи настоятеля и монахов, вырубленные в скале. Сама церковь украшена карнизом, арками, пилястрами, покрыта росписью, от которой уцелели лишь фрагменты. Над ними в конхе абсиды - сильно поврежденная композиция из пяти фигур и помещенных между ними херувимов с алыми крыльями, в центре которой Христос с поднятой для благословения рукой, с евангелием в левой. На плафоне арки в центре находится медальон с изображением богоматери Знамения: по обе стороны два пророка в коронах и пышных облачениях. Дозорные пещеры
Остатки дворца с башней вблизи от оврага Гамам-Дере. исследователи считают «единственным примером дворцового комплекса на почве Крыма и одним из немногих на всем Ближнем Востоке». Надпись на плите, некогда вделанной в стену башни и украшенной двуглавым орлом, гласит: «Была построена эта башня вместе с дворцом в благословенной крепости, которая видна и ныне, во дни Алексея, владыки Феодоро и Поморья».
Постройка дворцово-замкового комплекса придала завершенность сложившейся к этому времени оборонительной системе Мангупа, состоявшей из трех рубежей. Первый рубеж включал оборону всех наиболее уязвимых мест на мысах, вторым рубежом была линия стен и башен, отсекавшая мысы; третьим рубежом была цитадель. После восстановления дворца князь Алексей пристроил к нему башню, с которой просматривалась вся линия стен второго рубежа с ее часто поставленными башнями. Каждая из них имела открытую тыльную сторону, что облегчало связь с ее защитниками, а в случае захвата башни неприятелем он подвергался прямому обстрелу изнутри крепости.
Значительная часть плато, оставшаяся нераскопанной и живописно поросшая купами деревьев и кустарником, позволяет угадывать направления улиц, площади, кварталы застройки. 500 лет назад пал Мангуп, двести лет назад его покинули последние, немногочисленные уже жители; от княжества не уцелело никаких архивных записей - все или погибло в огне пожарищ, или было увезено за пределы страны, а камни руин, растаскивались для новых построек. Однако будем надеяться, что земля таит еще немало следов его былого величия.

КАЧИ-КАЛЬОН

Качи-Кальон расположен в 0,5 км к северо-западу от с. Баштановка, на правом берегу реки Кача.
Поселение возникло здесь в VI в., а монастырь появился позднее - в VIII-IX вв.
На восточных склонах Каминского ущелья вокруг монастыря располагалось средневековое поселение, и XIII в. он был разрушен татаро-монголами, большая часть пещерных сооружений расположена возле четырех больших гротов. У стен сохранилась небольшая каменная скамья, под самым потолком вырублен крест. Внутри Большого грота имеются пещеры, расположенные в тpex ярусах. На верхней площадке Церковного грота есть источник с водоемом. Этот источник почитают целебным и называют по имени святой Анастасии Узоразрешительницы. Позади источника в скале вырублены крест и три ниши, в которых стояли иконы Богоматери, св. Анастасии и евангелиста Матфея. У входа в Церковный грот находится священная черешни Она имеет обхват ствола у земли 1,6 м, высоту 9 м, возраст 150 лет. О дереве упоминается уже в XIX в.
Сохранились церковь, высеченная в отдельном обломке скалы, многоярусные пещеры - бывшие часовни, кельи, хозяйственные помещения, виноградодавильни-тарапаны (их здесь около 120), вырубленные в скальном массиве. Впечатляет грандиозный куполообразный четвертый грот с пещерами и источником св. Анастасии. Всего здесь было около 150 пещерных помещений, соединенных между собой навесными лестницам-мостиками.
В пещерном монастыре можно увидеть: руины внешнего пояса оборонительных стен (X в.), пещерную церковь святой Анастасии и усыпальницы в отдельных глыбах камня (VIII в.), вырубленный в глыбе известняка храм святой Софии (XIII-XVIII вв.), различные хозяйственные постройки (VIII в.).

ТЕПЕ-КЕРМЕН Пещерные города Крыма

Тепе-Кермен
Византийская крепость VI-II К и в 2 км от села Кудрино. От Бахчисарая надо пройти 14 км на юго-восток, к горе Бешик-Тау. От источника, вытекающего у подножия этой горы, нужно свернуть влево и идти к востоку. Северные и западные склоны покрыты лесом, а на южном склоне находится множество пещер в нескольких ярусах.


Эта крепость-замок возникла в V-VI вв. и, по всей видимости, принадлежала местному феодалу.
Городище расположено на отдельно стоящей скале высотой 535 м. Название Тепе-Кермен в переводе означает «крепость на вершине». В обрывах скалы высечено около 250 пещер различного назначения. Располагались пещеры группами в два-четыре ряда по вертикали. На самом плато пещер меньше, и они видны только по кромке обрывов. Войти в крепость можно было на северо-западной оконечности плато, где была вырублена узкая дорога. Оборонительные сооружения состояли из двух линий. Общая площадь городища 1,4 га. С плато Тепе-Кермена хорошо видны купола Крымской обсерватории.
Наиболее интересные объекты для осмотра: культовые и хозяйственные сооружения VIII-XIV вв., пещерный храм во имя святых Константина и Елены XI-XII вв., пещерная церковь с баптистерием V-VI вв.

КЫЗ-КЕРМЕН
Кыз-Кермен - Убежище и укрепленный город X-XIII вв. Находится в 2,5 км к северу от с. Кудрино, рядом с Тепе-Керменом, памятники разделяет глубокая балка.
Город занимал значительную площадь и имел все предпосылки стать значительным и крупным торгово-ремесленным центром того времени. Но не стал - в IX в. его разрушили хазары. С тех пор поселение здесь так и не восстановилось.
Укрепление занимает оконечность мыса, вытянувшегося с севера на юг на 700 м, с запада на восток - на 240 м. Площадь городища 12 га. В самом узком месте мыс перегораживает стена длиной 125 м. В 350 м к северо-западу находится источник. Перед оборонительной стеной, метрах в ста к северу, хорошо различимы постройки, ограды, террасы IV-V вв. Пещерных сооружений на городище мало, они сохранились только на восточном обрыве, откуда открывается вид на Тепе-Кермен.

БАКЛА Пещерные города Крыма

С тюркского переводится как «фасоль, бобы». Находится в междуречье Альмы и Бодрака, в 2 км от с. Скалистое. Он лежит несколько в стороне от традиционных туристских маршрутов, поэтому редко посещается. Это самый северный «пещерный город» в Крыму.
Городище основано около IV-V вв. Позднее были построены оборонительные сооружения - цитадель, примыкавшая к краю обрыва, и стены, её окружавшие. Вне стен крепости находилось поселение: скальные церкви, зерновые ямы, виноградодавильни-тарапаны, жилые дома и около сотни пещерных помещений.
С юга территория ограничена обрывами высотой 12-20 м, с севера, востока и запада была обнесена оборонительной стеной с башнями. Протяженность городища 175х55 м, площадь крепости 1 га. В районе Баклы насчитывается около 100 пещерных сооружений. Перед восточной линией обороны устроена вылазная калитка. Вокруг городища, на склонах возвышенности и в долине располагалось открытое поселение, просуществовавшее с III по XIV в.
В VІ-Х в. это византийская крепость, приобретающая в XII в. черты небольшого города. В 1299 г., во время набега на Крым золотоордынского темника Ногая, Бакла была разгромлена, и с тех пор здесь тишина и запустение...

НЕАПОЛЬ СКИФСКИЙ Пещерные города Крыма

Античное городище, столица позднескифского государства, построеное знаменитым скифским царем Скилуром более 2 тысяч лет назад
Неаполь-скифский — античное городище — территория представляет треугольник, обращенный к северу, с северо-востока естественная защита — круто обрывающиеся Петровские скалы (идеальное место для тренировок начинающих и профессиональных скалолазов с размеченными трассами), на западе — глубокая труднодоступная балка, по линии обрыва которой шла оборонительная стена.

По-гречески «неаполь» означает «новый город». Конечно, вряд ли скифы назвали одну из своих крепостей греческим именем. Скорее всего, греки слышали название этой крепости на скифском языке и переделали его на свой манер, превратив в понятное им слово «Неаполь».
Предположительно, Неаполь Скифский просуществовал около шести веков и был разорен готами. Намного позже сюда пришло несколько семей греков, но и они покинули Неаполь через какое-то время. Позже, когда здесь в 16 веке татары стали строить город Ак-Мечеть, для него, тогда еще безымянного брали строительный камень здесь, в урочище, названном Керменчик.
В 2012 году археологический заповедник «Неаполь Скифский» вошел в новый туристический маршрут «Сакральное Белогорье». После реставрации вход на территорию археологического заповедника стал платный.

КАРАИМСКОЕ КЛАДБИЩЕ
1500 лет на древнем Караимском кладбище недалеко от пещерного города Чуфут-Кале в Крыму хоронили людей. Более 10 тысяч могил — самое большое в Европе.
Караимы — древний тюрскский народ, исповедующий иудаизм, непохожий на современные иудейские верования. В отличие от христиан, мусульман и других иудеев, караимы хоронили своих умерших в направлении север-юг. По разным данным, некрополь у Чуфут-Кале начал существовать в VI — XIII веках. До сегодняшнего времени многие надгробия уже давно разрушились и превратились в прах, на некоторых совершенно стерлись надписи, а другие еще сохранили на себе следы прошлого.
Форма могил и надгробий здесь самая разнообразная: и прямоугольные плиты, и гробообразные саркофаги, и стелы, и вертикальные обелиски.
Кладбище раскинулось на площади в 4 гектара. Попасть туда можно, если выйти из Чуфут-Кале через Восточные ворота и пройти полкилометра по Иосафатовой долине. На кладбище посетителей встречает тишина, запустение, поросшие мхом могилы. Почти все, кто бывал на кладбище, отмечают странное гнетущее впечатление, ощущение, что души похороненных здесь караимов не покинули могилы и все находятся здесь.

ОСАДНЫЙ КОЛОДЕЦ ТИК-КУЮ

Древнее гидротехническое сооружение — золотой колодец Тик-Кую. Выдолблен в скале ориентировочно в IV веке нашей эры, использовался при осаде крепости
Данный колодец расположен в окрестностях пещерного города Чуфут-Кале. Его обнаружение в 1998-2001 гг частично раскрыло свет истины на загадку о том, откуда пещерный город добывал воду, а главное как ему удавалось выдерживать длительные осады, которым он часто подвергался. Кроме того по колодцу можно было выйти в тыл нападавших врагов.
Это не просто колодец, а, выражаясь современным языком, целое гидротехническое древнее сооружение. Система состоит из винтовой лестницы на глубине от 25 до 45 метров, которая затем продолжается в виде вертикальной шахты высотой 25 метров до поверхности земли.
Там где сходятся шахта и винтовая лестница — к вертикальной составляющей примыкает наклонная лестничная галерея (Алтын-Мердвен) длинной 120 метров. Эта галерея ведет к выходу у стен Чуфут-Кале, где раньше находилась оборонительная башня.
На стенах помещений есть настенные рисунки IV века нашей эры, а галерея покрыта караимским курсивом, по-арамейски, а также на латыни.
Последнее признаки пребывания человека относят к XV веку, после этого колодец был завален по неизвестным причинам землей и камнями. Засыпать столь глубокую шахту — нелегкая и не быстрая работа.

ПЕЩЕРНЫЙ ГОРОД СЮЙРЕНЬ Пещерные города Крыма

Старинный пещерный город, хранящий в себе множество интересных исторических сведений.
Крепость занимает господствующее положение над долиной реки Бельбек. К пещерному городу можно подняться по древней колесной дороге, обходящей мыс с запада, или по одной из двух тропинок в восточной и западной части мыса.
При подъеме по дороге можно осмотреть остатки пещерного монастыря Чилтер-Коба.

В цитадели сохранились следы оборонительной стены с круглой башней. Архитектура башни позволяет предположить, что крепость построена в VIII веке. В восточной стороне башни находятся ворота с обрушенной аркой. В западной части башни была вылазная калитка. Сохранились многочисленные следы бойниц, защищавших подступы к воротам и калитке.
На втором этаже башни сохранились фрагменты фресок, свидетельствующих, что уже после гибели крепости среди руин была сооружена церковь. Крепость, как и монастырь Чилтер-Коба, была разрушена во время крымского похода Ногая в 1299 г. и более не восстанавливалась.

МОНАСТЫРЬ ЧЕЛТЕР-КОБА

Другое название: Челтер-Мармара, монастырь основан предположительно в XIII—XIV вв., посвящен великомученику Феодору Стратилату
Челтер-Коба (Чильтер-Коба) — один из пещерных монастырей Крыма. Буквально название означает «Пещерная решётка». Расположен в Бахчисарайском районе, в долине р.Бельбек, на расстоянии одного километра от села Большое Садовое (Таш-Басты) и от пещерного города Эски-Кермен. Комплекс монастыря состоит из главного пещерного храма, келий и трапезной, соединённых между собой прорубленными в скальном монолите тропами. На юг от монастырского комплекса находится источник, расположенный в начале балки Хор-хор.
В монастыре насчитывается более 50 пещер, расположенных в 4 яруса.
В одном из нижних ярусов выделяется огромное помещение с пятью колоннами, напоминающее языческое святилище. Почти треть помещения занимает «помост», который считают гигантским тарапаном. Восточный край этой пещеры обработан в виде небольшого христианского храма.


Главный зал — уже не искусственная, но самою природой сотворенная карстовая полость. Ее площадь 150 квадратных метров. Контраст между тем, что мы видели до сих пор, и этой настоящей пещерой вынуждает остановиться и застыть в изумлении: действительно, это самый большой в Крыму пещерный храм со всеми атрибутами православной веры: следами алтаря, могилами, купелью. Вдоль скалы множество следов келий в виде искусственных пещер, а далее — длинный грот к роднику.
Монастырь был основан предположительно в XIII—XIV вв. на северных рубежах княжества Феодоро, возле Сюйреньской крепости. Главный храм монастыря посвящен великомученику Феодору Стратилату. Разрушен в 1475 г., когда турецкая армия захватила Восточный и Южный Крым.
С тех пор монастырь не возрождался и не перестраивался, так что эти подземные средневековые руины могут служить еще одним маленьким музеем византийского православия. А с начала 2000-х годов ведутся восстановительные работы. Возобновлены богослужения в главном храме, восстановлены часть келий и звонница.

БАШНЯ КЫЗ-КУЛЕ


Остатки укрепленного замка Кыз-Куле (Девичья башня).
Замок Кыз-Куле возник, скорее всего, после разрушения оборонительных сооружений Эски-Кермена, то есть не ранее X - XI вв. В 1933 году внутри крепости велись раскопки. Около башни вскрыты останки одноапсидной часовни XI - XIII вв. с гробницами в ней. Тогда же археологи установили, что крепость Кыз-Куле в XIV в. погибла от пожара. Осталась только башня, овеянная поэтическими легендами и преданиями…
Из ущелья западнее Кыз-Куле к башне ведёт тропа с вырубленными в скале ступенями.
Ущелье это обжито человеком ещё с древнейших времён. В начале ущелья и в его западном отроге обнаружены следы стоянок каменного века. Было здесь поселение и в средние века. В окружающих ущелье скалах много естественных и искусственных пещер.

ХРАМ ДОНАТОРОВ Пещерные города Крыма

Донаторы — с греческого «дарители» — люди, которые на свои пожертвования содержали храм. Оценивается, что церковка появилась не ранее XIV века
Расположен в отдельно стоящей скале-останце в верховьях балки Черкез-кермен. Вход в храм со дна балки не виден. Его можно обнаружить лишь поднявшись на вершину.
Храм представляет собой небольшое, вырубленное в скале помещение, размерами около 2х3 м. В свое время с наружной стороны существовали деревянные пристройки, о чем свидетельствуют проделанные в камне углубления для крепления балок. К входу вела вырубленная в скале лестница.
Памятник знаменит тем, что здесь долгое время сохранялась средневековая фресковая роспись. Возможно, именно потаенность места способствовала этому. Еще в начале 20 века рисунки были в хорошей сохранности. Но, к сожалению, за прошедшее столетие большая часть росписей оказалась утраченной.
Главная фреска, располагавшаяся в алтарной части, изображала младенца Христа в чаше в окружении святых. Росписи стен отражали евангельские сюжеты. Одна из фресок изображала семью донаторов храма.

БЛАГОВЕЩЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ Пещерные города Крыма

Свято-Благовещенский пещерный мужской монастырь
Мужской монастырь расположен 20-ю метрами ниже уровня Мангупского плато и спуск к нему с плато довольно резкий — по валунам. Сам монастырь находится на возвышенности в 210 метров над остальной долиной и подниматься из которой к нему достаточно трудоемко, но интересно.

У подхода к монастырю заметны выложенные камнем клумбы, за которыми ухаживают послушники. С этой высоты открывается отличный пейзаж и становится ясно, почему люди создают монастыри в столь непригодных для жизни местах.
Помещения монастыря устроены из гротов пещерных городов VI века. Интересно смотрятся вмонтированные в небольшие отверстия верхних ярусов пещер современные окна, за которыми стоят домашние цветы. В монастыре имеется звонница и большой грот, видимо, служивший когда-то для собраний.

МЕЛЕК-ЧЕСМЕНСКИЙ КУРГАН

Памятник погребального зодчества периода расцвета Боспорского царства. Подобного рода монументальные склепы-усыпальницы строила себе местная знать.
Среди множества исследованных боспорских уступчатых склепов Мелекчесменский вошел в историю как самый совершенный в техническом и художественном отношении среди боспорских уступчатых склепов. Свое название курган получил от татарского названия протекающей рядом речки Мелек-Чесме.
Высота кургана - 8 метров, а окружность достигает 200 метров. Курган был обнаружен в 1858 г., однако оказалось, что он еще в древности был разграблен. В гробнице найдены останки ребенка, каменные плиты, доски саркофага, детский бронзовый браслет тонкой работы и фрагменты краснофигурной посуды. Захоронение относится к IV или III веку до н. э.
Часы работы: с 9:00 до 18:00. Выходной: понедельник. Вход платный.

ХРАМ ТРЕХ ВСАДНИКОВ

Храм трех всадников — высечен внутри большой каменной глыбы, одиноко стоящей на подступе к городищу.
У тропы стоит огромная каменная глыба. Внутри ее расположен храм. На стене фресковая роспись, нанесенная в древности по сырой штукатурке, с изображением трех святых всадников.

Один из них с копьем, разящим змея — Георгий Победоносец. На крупе лошади другого всадника, сзади прицепился малыш. Что это за ребенок, почему он здесь нарисован? Предположений много, но тайна не раскрыта до сих пор. Под фреской надпись: «Изсечены и написаны святые мученики Христовы для спасения души и отпущения грехов 67..(год)». По новому исчислению это столетие между 1192 по 1292 годами, время последнего столетия существования города.
На полу высечены 2 могилы, одна из них очень вместительная, может даже для 2 человек, вторая явно детская… Не предназначалась ли она для мальчика, изображенного сидящим на крупе коня переднего всадника?
Возможно, храм прославляет отважных воинов, похороненных здесь же. К сожалению, фреска сильно пострадала от рук туристов, желающих отколупнуть на память кусочек картины. По этому вот уже несколько лет так вход в храм закрывает решетчатая дверь, однако это не мешает полюбоваться фреской с порога храма.

__________________________________________________________________

ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие
http://poluostrov-krym.com/dostoprimechatelnosti/peschery-kryma/emine-bair-khosar.html
http://our-travels.info/ost/Goroda/Ukraine/Krym/Bah_pesh.php
Исиков В.П., Литвинов П.А., Литвинова Г.Б. Атлас достопримечательностей Крыма. — Судак: СТАЛКЕР, 2008.
Ена В.Г., Ена Ал.В., Ена Ан.В. Краткий географический словарь Крыма. — Симферополь: Бизнес-Информ, 2009.
http://suntime.com.ua/
В.Н.Дублянский, А.Б.Климчук, В.Э.Кисилев и др. Крупные карстовые полости СССР. Киев, 1987. Деп. в ВИНИТИ ЦИОНТ, №1112-В87.
Сайт Википедия.

В бахчисарайском районе Крыма существуют знаменитые города, вырубленные прямо в скалах, являющиеся историческими памятниками. Названием «пещерные» эти города обязаны тому факту, что сохранились только помещения, находящиеся в глубине скал, а надземные постройки были разрушены.

Эти города, являющиеся подобием Средневековых замков в Европе, строились в регионе в 5-6 веке. Это был период, когда кочевники угрожали набегами на поселения, и крепости строились с расчетом на защиту от них. И также строились монастыри и города, основанные последователями иконопочитателей из Византии.

Эски-Кермен

Этот город обнаружили рядом с Мангупой, в 6 километрах от села Залесного. При путешествии на автомобиле можно проехать со стороны села, обозначенного как Красный мак.

Сам город располагается на укрепленном месте, на плато, окруженный неприступными скалами. На поверхности в некоторых местах еще можно разглядеть остатки стен.

Мангуп-Кале

В этот город можно так же попасть со стороны Залесного и Красного мака. Располагается он в 20 километрах от памятника Мангуп. После Залесного необходимо уйти налево по тропе к долине, в которой уже видно сам Мангуп-Кале. Он расположен на плато, которое поднимается на 584 метра над уровнем моря. Удивительно то, что на этом плато обнаружены остатки стоянок людей еще со времен неолита. Возведение города датируется 6 веком, хотя из исторических источников известно, что сарматы селились здесь и раньше, но следов не было обнаружено. Платно окружено с трех сторон скалистыми стенами, высотой около 70 метров, которые служили природной защитой от нападений.

Монастырь Качи-кальон

Это поселение было обнаружено в полукилометре от села Башатновка, на берегу Качи. Его возникновение датируется 6 веком, а монастырь появился уже в 8-9 веке. В Каминском ущелье, на склоне, существовало поселение, разрушенное в 13 веке. Остались сооружения в скалах, расположившиесяв четырех гротах. В гроте, названным Большим, располагаются трехъярусные пещерные постройки, а в гроте, называемом церковным,был обнаружен ключ с резервуаром для воды. Этот источник до сих пор считают священным. Еще обнаружена сохранившаяся церковь, вырубленная в отдельном осколке скалы, а пещеры вокруг были приспособлены под кельи и хозяйственные постройки.

Сильнее всего в этом городе поражает Большой грот, с куполом, многочисленными пещерами, которые соединены мостами и лестницами. Осмотреть также можно остатки стен на поверхности, церковь Анастасии, храм святой Софии из глыбы известняка и разнообразные подсобные постройки.

Тепе-Кермен

Это старинная крепость, расположившаяся в 14 километрах от Бахчисарая, около горы Бешик-Тау. Один склон горы покрыт лесом, а с юга в ней вырублено множество многоярусных пещер.

Крепость возникла в 5-6 веке и принадлежала частному лицу. Город располагается на отдельном скальном плато, да и при переводе «Тепе-Кермен» получается «крепость на вершине». В склоне есть примерно 250 пещер, распложенных группами. На плато же их значительно меньше.

Попасть к крепости можно на северо-западе плато, и осмотреть хозяйственные постройки, храм Константина и Елены, и церковь с баптистерием в пещере.

Город Кыз-Кермен

Этот город располагается в 2,5 километрах от села Кудрино, разделенный Тепе-Керменом только глубокой балкой. Это крупный город, который мог стать центром торговли и ремесла, но был разрушен хазарами в 9 веке. Поселение после этого так и не восстановили. Сам город расположился на мысе, и пещерных построек здесь немного. Но можно прогулять и осмотреть то, что осталось, и полюбоваться видом на соседний Теме-Кермен.

Бакла

Город располагается в стороне от популярных туристическихтроп, и поэтому мало посещается людьми. Находится он между реками Альма и Бодрак, в двух километрах от села Скалистое.

Основан он был в 5-6 веке, и позднее к нему пристроилась цитадель, которую расположили на самом краю обрыва. За стенами крепости располагалось селение. С юга город защищен обрывом, а с северо-запада была построена крепостная стена с башнями. Пещер, приспособленных под помещения, насчитывают около 100 штук. Город просуществовал до 13 века, но после набега татаро-монголов подвергся разрушению и так и не восстановился.

Город Чуфут-Кале

Начало существования этого города определяют 6 веком. Основателями считаются сарматы, после им владели хазары и христиане.

Чуфут-Кале
Тепе-Кермен
Бакла
Кыз-Кермен
Качи-Кальон
Челтер-Мармара
Шулдан
Кыз-Куле

«Пещерными городами Крыма» называют руины средневековых городов, крепостей и монастырей, расположенных на горных плато и скалистых мысах в юго-западной части Крыма. Большинство из них находится в Бахчисарайском районе и неподалеку от Севастополя.

Первые «пещерные города Крыма» были основаны предположительно в V-VII вв. племенами, населявшими крымские степи и предгорья, — скифами, сарматами и аланами, спасавшимися от нашествия кочевников в труднодоступных горных районах.
Помимо естественных укреплений — неприступных обрывистых скал, горные поселения были надежно защищены оборонительными стенами, боевыми и сторожевыми башнями, крепостными рвами. Благодаря удачному расположению вблизи оживленных торговых путей они нередко превращались в крупные центры ремесла и торговли. Причины гибели «пещерных городов Крыма» разные: некоторые из них разрушили войны и опустошительные набеги кочевников, другие были оставлены жителями после изменения политической ситуации на полуострове, когда у их населения уже не было необходимости скрываться на высокогорных плато за мощными крепостными стенами. Многие города просуществовали несколько столетий, а жители последнего из них — Чуфут-Кале — покинули город в середине XIX в. Самые известные и наиболее посещаемые из этих мест — Чуфут-Кале, Эски-Кермен и Мангуп.

ЧУФУТ-КАЛЕ

Сегодня о былом величии «пещерных городов» напоминают только безмолвные руины, скупые летописные сведения и местные предания.

Чуфут-Кале — наиболее сохранившийся «пещерный город», находит в трех километрах от Бахчисарая. Время основания города неизвестно: одни исследователи относят его к VI веку, другие — к Х-ХI вв. В 1299 г. войска Золотой Орды хитростью захватили крепость, разместили в ней свой гарнизон и назвали город Кырк-Ор, что означает по-татарски «сорок укреплений». В начале ХV в. в Кырк-Оре поселились ремесленники-караимы — потомки тюркских племён, исповедовавшие разновидность иудаизма. Они построили новую часть города, и вскоре Кырк-Ор превратился в крупный центр ремесла и торговли Юго-Западного Крыма.

Молитвенные дома караимов — кенасы.

В ХV в. город стал укрепленной резиденцией первого крымского хана Хаджи-Гирея, боровшегося за независимость Крымского ханства от Золотой Орды. Однако после падения Золотой Орды крепость Кырк-Ор утратила своё оборонительное значение. В плодородной долине у её подножия была столица — Бахчисарай («город в садах»), куда переселились хан и его подданные, оставив жить на вершине горы лишь караимов. Поскольку их считали иудеями, город получил своё последнее название — Чуфут-Кале («Иудейская крепость»).

Местные караимы были ремесленниками и торговцами, иногда занимались земледелием и скотоводством. Самые богатые из них держали лавки в Бахчисарае, однако там им разрешалось находиться только до захода солнца, а на ночь нужно было возвращаться в Чуфут-Кале. После включения Крыма в состав России в 1783 г. Екатерина II разрешила караимам селиться в Бахчисарае, Евпатории, Симферополе и других крупных городах империи. Для Чуфут-Кале это было началом конца: один за другим жители покидали каменистое плато с суровыми условиями жизни, и к середине XIX в. город окончательно опустел. Большинство городских построек было разобрано самими жителями, нуждавшимися в материале для строительства новых домов в Бахчисарае.

Сегодня городские кварталы представляют собой бесформенные груды камней, некогда бывших двухэтажными, стоявшими впритык домами. Своеобразный памятник средневекового зодчества — остатки крепостных стен города, высота которых достигает 10, а толщина 5 метров. У Южных ворот города стена образует «мышеловку» — тесный проход, в который попадал враг, прорвавшись через обитые кованым железом ворота. Во времена осады над проходом устраивался настил, с которого на врага лили из котлов кипящую воду и смолу. Рядом находятся четырехъярусные боевые пещеры. Молитвенные дома караимов — кенасы, хорошо сохранившиеся до наших дней, были построены в XIV и XVIII вв.

Одно из самых старых кладбищ на территории Крыма

Устройство обеих кенас одинаково. В первом помещении, сидя на скамейках, молились старики, а в большом зале — мужчины. Женщины молились отдельно на балкончике за деревянной решёткой.

Ещё одна достопримечательность Чуфут-Кале — караимское кладбище в Иосафатсвой долине, одно из самых старых на территории Крыма. Ученые полагают, что самые древние захоронения на нем относятся к середине XIII в. Ещё в XIX в. среди бело-каменных надгробий на кладбище росли вековые дубы, рубить которые считалось большим грехом. Поэтому среди татар кладбище называлось «Балта-Тиймез» (букв. «топор не прикасается»), а ханские чиновники вымогали у караимов очередные подати, угрожая в случае отказа вырубить священные дубы.

ЭСКИ-КЕРМЕН

Подобно Чуфут-Кале, Эски-Кермен (в переводе с татарского — «старая крепость») располагался на вершине столовой горы с отвесными обрывами. Город был основан в начале УI в. и просуществовал до конца XIII в. «Старая крепость» располагала мощной по тем временам системой фортификационных укреплений, а отвесные скалы, на которых находился город, были практически неприступны. Эски-Кермен развивался и процветал до конца VIII В., когда стал одним из очагов восстания против хазар, притеснявших местное население. Подавив восставших, хазары полностью разрушили систему обороны города.

Однако после этого жизнь в городе не умерла, и он просуществовал еще пять столетий как открытое незащищенное поселение. Эски-Кермен был окончательно разгромлен и сожжен в 1299 г. ордами ногайцев. Постепенно его руины засыпались землей и зарастали кустарником; неизменными остались только многочисленные пещеры.

Со времени разрушения города минуло уже семь столетий, но в некоторых пещерах и сейчас можно видеть остатки культовых сооружений. Например, храм Трёх всадников, получивший своё название благодаря фреске, сохранившейся на стене над вырубленной в скале могилой. Она изображает трёх всадников, средний из которых — Георгий Победоносец — поражает копьем змея. Рядом с одним из всадников на коне видна фигура мальчика. Под изображением — следы греческой надписи: «Высечена церковь и написаны святые мученики Христовы для спасения души и отпущения грехов».

В пещере к востоку от городских ворот находится подобие надгробия с высеченным в круге крестом. Археологи предполагают, что здесь было погребение одного из выдающихся жителей города, так как по средневековой традиции наиболее почётных граждан хоронили у ворот.
В Эски-Кермене сохранились многочисленные казематы, оснащенные специальными отверстиями в полу, через которые на штурмующего можно было сбрасывать камни. Неподалеку от казематов находятся зерновые ямы. Из-за частых осад города в них хранился постоянный запас зерна, пополнявшийся жителями окрестных сел, которые укрывались от непрошеных гостей за крепостными стенами.

МАНГУП

«Скала, на которой цитадель сия возвышается, имеет в окружности 20 тысяч шагов. Раскинулась скала та, как равнина плоская, травой и тюльпанами поросшая, а вокруг нее пропасти зияют на тысячу аршинов глубиной — настоящие бездны ада!» — писал о Мангупе турецкий путешественник XVII в. Эвлия Челеби. Подобное впечатление величия производит на путешественников Мангуп и сегодня, хотя прошло уже более двухсот лет с тех пор, как его покинули последние обитатели. у исследователей нет единого мнения о времени возникновения Мангупа.

Раскопки показали, что уже в первые века нашей эры на горе Мангуп существовало небольшое поселение, а первая крепость была построена в V-VI вв. Дошедшие до нашего времени остатки оборонительных укреплений относятся к более позднему периоду — XIV-XV вв., а надписи на камнях и летописные источники говорят о том, что в XIII-XV вв. город назывался Феодоро и был столицей одноименного княжества. Им правили князья из знатного византийского рода Гаврасов, ранее господствовавшие в Трапезунде. В русских хрониках княжество именовалось Мангупским, а в западноевропейских документах часто называлось «Готией».

Княжество Феодоро было одним из самых больших в Крыму. В период расцвета его границы на северо-востоке доходили до реки Качи, на западе — до территорий Херсонеса, а на юге княжеству до появления генуэзцев, вероятнее всего, принадлежало все побережье от Алушты до Балаклавы. Жители Феодоро — огреченные потомки тавров, скифов, сарматов и аланов — занимались земледелием, скотоводством, рыболовством и ремесленничеством, воевали, возводили крепости и основывали порты. В княжестве Феодоро и его столице процветали ремесла и торговля.

Найденные при раскопках орудия труда свидетельствуют о развитии кузнечного ремесла, а керамика, среди которой встречается и херсонесская — об интенсивной торговле, которую вело княжество. Здесь интересы феодоритов часто сталкивались с интересами генуэзцев, обосновавшихся на побережье Крыма и занимавшихся торговлей, что нередко приводило к войнам. Княжество Феодоро считалось серьезной политической силой не только в Крыму: правители соседних государств стремились вступить в союз с ним и заключали династические браки. Сестра последнего мангупского князя Александра была женой господаря Валахии Стефана III, а московский великий князь Иван III намеревался женить сына на другой сестре князя. Браку помешало вторжение турок в Крым.

«Пещерные города» — название условное. В былые времена их застройка состояла в основном из наземных сооружений — жилых, культовых и оборонительных.

Летом 1475 г. многотысячная армия турок высадилась у стен Кафы (Феодосии) и вскоре заняла все побережье. После того как на сторону турок перешли татары, княжество Феодоро осталось один на один с грозным врагом. Турецкая армия подошла к Мангупу, где встретила отчаянное сопротивление его защитников. Осада обреченного города длилась почти шесть месяцев, пять раз турки штурмовали крепость, но так и не смогли ее взять.

Только в декабре изнуренные голодом феодориты сложили оружие и сдались на милость турецкого паши, обещавшего пощадить защитников Мангупа. Паша не сдержал слово: большинство жителей города, в том числе князь Александр, были зверски убиты, а сам город сожжен и разрушен. Еще триста лет в опустевшем городе размещался турецкий гарнизон, а после присоединения Крыма к России последние обитатели покинули Мангуп.

Кроме оборонительных стен и пещерных казематов, до наших дней дошли руины цитадели V-VI вв., раннесредневековое кладбище, остатки храма св.Константина и Елены, развалины уличных кварталов и большого каменного дома, где, как предполагают исследователи, размещался дворец правителей Мангупа. В южной части дома располагался парадный зал с террасой, стены которого украшали фрески, а наличники дверей были отделаны мрамором. Неподалеку от дома находится самая высокая точка Мангупа, с которой открывается величественная панорама на почти всю территорию бывшего княжества Феодоро — от Чатыр-Дага и Бабугана на востоке до балаклавских высот на юге. На западе сверкает гладь Черного моря, за близлежащей горой просматривается Эски-Кермен, на севере видны скалы Тепе-Кермена и Кнчи-Кальона, а за холмами предгорья простираются крымские степи — колыбель крымской цивилизации, начало и конец «пещерных городов».

Мавзолей Джаныке-ханым (ХУ в.) — одна из немногих хорошо сохранившихся на Чуфут-Кале построек. Внутри мавзолея на невысоком постаменте стоит каменный саркофаг, на котором высечена арабская надпись: «Это гробница знаменитой государыни Джаныке-ханым, дочери хана Тохтамыша, скончавшейся в 1437 году».

Достопримечательности

10395

Сам термин «пещерные города», хоть и устоялся в науке и обиходе, на деле имеет ряд условностей, учитывая которые, обычно заключают это словосочетание в кавычки. В этот термин входят и оборонительные укрепления, монастыри и городища, оборудованные когда-то в пещерах, зачастую расширенных и углубленных человеком. Скалы сами были неприступной крепостью, люди только додумали оборонительные сооружения. В данный момент все «пещерные города» внутренней гряды Крымских гор входят в состав Бахчисарайского историко-культурного и археологического музея-заповедника.

Достопримечательность

Это наиболее посещаемый и доступный из пещерных городов. Он находится на окраине Бахчисарая, доехать туда можно на городском транспорте, затем поднявшись пешком по удобной тропинке мимо Успенского монастыря. К концу лесной тропы, проходящей мимо кладбища, взгляд упрется в отвесные скалы, испещренные строениями и мрачными глазницами пещер и скальных навесов. Чуфут-кале находится на плато, с одной стороны которого пологий подъем, а с трех других - крутые обрывы с видом на долину. Археологические исследования доказали, что это плато было заселено еще в неолите, но основные укрепления датируют VI веком и относят к византийскому поселению. Историю этого города писали несколько этносов, сменявших друг друга: аланы, греки, татары, караимы. Главными достопримечательностями тут помимо грандиозного вида на долину являются улицы, руины мечети, водосборный колодец, караимская кенасса, оборонительная стена толщиной в пять метров, монетный двор, тюрьма и окутанная множеством легенд гробница Джанике-ханым (дочь Тохтамыш-хана). Рядом, в «Иоссафатовой долине», находится старое караимское кладбище. Окрестности Чуфут-кале очень живописны, здесь писал несколько этюдов Крамской для своего полотна «Христос в пустыне», здешние виды часто встречаются в картинах современных крымских художников.

Читать полностью Свернуть

Достопримечательность

Гора Мангуп выше и величественнее многих окрестных гор, три глубоких оврага делят ее на четыре мыса-пальца по которым с севера проходит оборонительная стена с башнями. На мысу Тешкли-Бурун возвышается цитадель древнего города Феодоро. Следы первых поселений тут датированы еще III - IV веком, угасать же значение Мангупа стало в первой половине XVII века. Здесь жили скифо-сарматы, гото-аланы, греки, хазары и позже турки и караимы. Этому городу не было равных по территории и обустроенности, обеспеченный водой, с общей протяженностью укреплений в 1500 метров, он мог разместить большое количество местных со скотом и имуществом. Вокруг городища находится живописная местность, озеро у подножия горы привлекает большое количество туристов и местных на отдых круглый год. По плато сейчас раскиданы руины величественного средневекового города, столицы княжества Феодоро: фрагменты стен оборонительных линий, караимские надгробия, цитадель и осадный колодец, базилика, восьмигранный храм, северный и южный пещерные монастыри.

Читать полностью Свернуть

Достопримечательность

Неподалеку от Мангупа расположен крупный впечатляющий пещерный город, в котором сохранилось более 350 пещер, доступных для осмотра и посещения. Постройку крепости относят ко второй половине VI века. Там размещались алано-готские воины-федераты. У этого города одна из самых трагических судеб - он сильно разрушен, первый раз в конце VIII века во время восстания против хазар. Несмотря на это, сохранились храмы: базилика, встречающий поднимающихся по южной тропе храм Трех Всадников, высеченный в округлой каменной глыбе, Большой Пещерный Храм имеющий форму трилистника, Пещерный храм у городских ворот, храм Донаторов, храм Судилище необычной формы, а также ворота, базилика и впечатляющий осадный колодец, к которому ведут 86 ступеней, очень скользких и почти стесанных. В храмах Трех всадников, Успения и Донаторов остатки византийских росписей XIII–XIV вв.

Читать полностью Свернуть

Достопримечательность, Исторический памятник

Останки третьего крупнейшего города в настоящее время практически уничтожены хозяйственной деятельностью монастыря, который образовался в XIX веке в пещерах под крепостью. Каламита была образована для защиты ущелья Черной Речки еще во времена Херсонеса. Позже в XIV веке это укрепление стало владением князей Феодоро, известного нам по путешествиям на Мангуп-кале. Позже турки завоевали крепость, приспособив ее под реалии нового изобретения - огнестрельного оружия. Руины крепости находятся на верхнем ярусе скалы, с двух сторон крепость была защищена отвесными обрывами, а со стороны плато - стеной, руины которой сохранились, с башнями и рвом. Сейчас людей больше привлекает крупный монастырь, располагающийся прямо в обрыве крепости, в нем более двух сотен помещений и две церкви. Монастырь восстановил свою деятельность в 1990 году. Чуть выше по долине реки Черной и на другой ее стороне множество пещер, в т.ч. монастырских храмов.

Читать полностью Свернуть

Достопримечательность

На Тепе-Кермен сложнее добираться, возможно, поэтому эту пещерную систему изучили менее всего: надо либо подниматься от с. Машино, либо идти по тропе от задних ворот Чуфут-Кале. Гора Тепе-Кермен располагается над долиной реки Кача и напоминает очертаниями вулкан - она почти правильной конусовидной формы, отсюда и название: вершина-крепость. Существовало поселение с VI по XIV век. Самый известный памятник здесь - пещерная церковь с крещальней и алтарем, окруженным шестью колоннами, из которых, однако, уцелела лишь половина. Пещеры на Тепе-Кермен есть разных типов, с лежанками, с дверьми и с люками, усыпальницы и цистерны для сохранения воды, есть также несколько пещер непонятной функции без окон и вполовину человеческого роста.

Читать полностью Свернуть

Достопримечательность

Этот пещерный город находится на отроге Внутренней гряды Крымских гор, в 8 километрах от Бахчисарая. Одним из названий горы Качи-кальона является Крестовый корабль, и правда, если приглядеться, гора похожа на нос огромного корабля, а трещины на ней образуют изображение огромного креста. Качи-кальон не очень хорошо изучен археологически, да и письменных свидетельств о городе сохранилось немного. В скальных глыбах были вырублены помещения, часовни с крестами и гробницами, тарапаны. Есть остатки оборонной стены, которые прослеживаются возле самого интересного места на горе - храма Святой Софии, который вырублен в отдельно стоящем обломке скалы. Явно здесь занимались виноделием - отдельные одичавшие лозы можно встретить и по сей день, а некоторые помещения были оборудованы виноградными давильнями. На Качи-кальоне 5 гротов, источник святой Анастасии с водой, которая считается целебной, там и сейчас можно встретить множество паломников.