Можно ли при беременности летать на самолете? Благоприятные и неблагоприятные периоды для авиаперелетов, противопоказания и возможные негативные последствия. Кому противопоказаны перелеты

Частые путешественники, возможно, слышали историю о том, как пилот, посадивший самолёт прощался с пассажирами словами: `Спасибо за полёт с нами, самая безопасная часть Вашего путешествия теперь завершена.` И это не просто хвастовство одного пилота, это информация, которую большинство путешествующих на самолёте прекрасно знают. Поэтому садясь в такси по пути из аэропорта домой или в отель можно подумать: `А что Вы знаете о профессионализме водителя, который Вас повезёт домой? В хорошем ли состоянии машина, всё ли работает? А как другие участники движения? Хорошо все выспались, не употребляли ли алкоголь накануне?`.

Безопасность - это комплексная наука о риске, применимая к реальности. Безопасность - предмет обсуждения как тех, кто летает, так и тех, кто встречает и провожает. Вы можете найти огромное количество информации о безопасности индустрии авиаперевозок. Никакая другая форма транспортировки настолько не организована, наблюдаема и расследуема как коммерческие авиалинии.

Но всё-таки, если Вы придерживаетесь мнения, что летать на самолёте - опасно, обязательно прочитайте факты, приведённые ниже. Цифры и статистика, доказывающие безопасность авиаперелётов были вычислены путём разумного подхода, логики и рационального мышления. Похоже, волнение об опасности авиаперелёта происходит непосредственно из наших эмоций, минуя разум и логику.

Даже если Вы пока придерживаетесь пессимистичного мнения о том, что цифры статистики не помогут, дайте себе ещё один шанс изменить собственное суждение, читая эту статью. Ведь в конечном итоге, Ваша задача чувствовать себя комфортно во время авиаперелёта, а здесь представлены весьма убедительные и успокаивающие цифры, описывающие реальную картину.

Большинство пассажиров, которые обладают знаниями о коммерческой индустрии авиаперевозок, уверены, что полёты на самолёте безопасны. Но когда случается то, чего мы не понимаем, любой может быть напуган. Поэтому изучение по теме поможет избежать загадок во время полёта и страха перед неизвестностью.

К примеру, небольшое событие может случиться, о котором Вы ничего не читали. Если Вас это напугало и возник страх в тот момент, то следующие далее цифры статистики могут пригодиться. Авиакатастрофа - крайне редкое явление, поэтому когда Вы слышите незнакомый шум или звук удара, Вы не должны паниковать и переживать. Вместо этого, нужно убеждать себя, что неопознанность звука - не повод для каких бы то ни было самостоятельных выводов. Если переживания не дают покоя, можно нажать кнопку вызова стюардессы, когда Вы увидели или услышали что-то странное. Но, однозначно, не стоит сразу делать ужасные выводы.

Множество современных институтов проводили исследования в области смертельной опасности, связанной с полётами на самолетах. Было подсчитано, что в период с 1975 по 1994 год опасность погибнуть в результате крушения самолёта составляла одну на семь миллионов. Эта стастика говорит о вероятности, что любой случайный пассажир из этого 19-летнего временного диапазона исследований мог стать жертвой авиаперелёта. Это означает, что любой пассажир, садящийся на борт самолёта, мог погибнуть в одном случае из семи миллионов. И неважно, летает ли он каждый день или раз в три года.

На самом деле, исходя из этой цифры, если бы Вы летали каждый день в течение своей жизни, Вам бы пришлось летать 19000 лет, чтобы статистика сработала не в Вашу пользу.

Возможно, иногда Вы путешествуете на поезде, полагая, что это безопаснее. Подумайте ещё раз. Согласно статистике происшествий на поездах, шансы погибнуть от происшествия с поездом составляют один на миллион, что примерно в 7 раз опаснее, чем путешествие на самолёте.

Ну а как насчёт наиболее популярного средства перемещения, автомобиля? Каждый день в автокатастрофе погибает более ста человек. И это каждый день - вчера, сегодня, завтра. И около 50000 погибает в год. Для того, чтобы достигнуть такой же статистики, каждую неделю должен бы был разбиватьсй один пассажирский самолёт. Поэтому исследование показало, что летать на самолёте в 19 раз безопаснее, чем путешествовать в автомобиле.

Если Вы переживаете о досрочном окончании своей жизни, существует множество других более опасных вещей, о которых можно подумать, нежели полёт на самолёте. Заметьете, что погибнуть от укуса пчелы более вероятно, чем погибнуть в авиакатастрофе. И у каждого из нас шанс погибнуть от сердечно-сосудистого заболевания 1:3.

Шансы погибнуть от разных причин

А как насчёт несчастных случаев? Таблица ниже показывает, что авиаперелёты уносят сравнительно небольшое количество жизней в год, по сравнению с другими инцидентами.

Фатальные несчастные случаи

Эта статья не должна вызвать у вас страх перемещения на велосипеде или в автомобиле. Она призвана переосмыслить Вами своё отношение к безопасности полётов на самолёте. Возможно у Вас есть специфические вопросы, касающиеся обслуживания самолётов, авиационной безопасности или подготовки пилотов, ответы на которые получить не просто. Но будьте уверены, что несмотря на эти отдельные детали, Вы доверяете свою жизнь авиа-индустрии, которая уделяет невероятно высокое внимание Вашей безопасности. И все сотрудники, техники, диспетчеры, пилоты и экипаж применяют все усилия для того, чтобы летать на самолёте было всё более безопасно.

Спасибо

В настоящее время авиаперелет стал вполне обыденным событием, не вызывающим сильных эмоций у человека любого возраста, если только он панически не боится летать. Однако даже такое банальное событие, как авиаперелет, вызывает беспокойство и множество вопросов, если человек, планирующий совершить путешествие в воздушном судне, является беременной женщиной.

В связи с повышенной бдительностью беременной женщины в отношении собственного состояния, от которого зависит нормальное развитие плода, она задается вопросом о безопасности практически любых обыденных действий, в том числе и авиаперелетов. Рассмотрим возможные влияния авиаперелетов на состояние беременной женщины и ответим на вопрос: "можно ли летать при беременности на самолете?"

Перелет во время беременности

Авиаперелеты во время беременности, на любом сроке гестации вплоть до самых родов , в подавляющем большинстве случаев безопасны и не наносят сколько-нибудь значимого вреда как самой женщине, так и плоду. Единственными противопоказаниями к авиаперелетам при беременности являются угрозы выкидыша или преждевременных родов, отслойка плаценты, гестозы , кровотечения , анемия III степени, преэклампсия и обострение имеющихся хронических заболеваний. При отсутствии данных противопоказаний беременная женщина может беспрепятственно летать на самолете на любом сроке. Поэтому если беременность протекает нормально, а женщина чувствует себя хорошо, то она вполне может летать на современных самолетах без какого-либо вреда для себя и будущего ребенка.

В общем, степень безопасности авиаперелета для каждой конкретной беременной женщины зависит от состояния ее здоровья . То есть, по сути, безопасность перелета при беременности такая же, как и для этой же, но не беременной женщины.

Известные в настоящее время потенциальные опасности и возможные негативные воздействия авиаперелетов на организм человека касаются не столько роста и развития плода в утробе матери, сколько любого взрослого или ребенка, предпринимающего путешествие на воздушном судне. Это означает, что все риски и опасности авиаперелетов для беременных женщин точно такие же, как и для небеременных представительниц прекрасного пола, мужчин и детей. Так, главными рисками авиаперелетов считается "синдром путешественников экономического класса", повышение риска тромбоэмболии, пересушивание слизистых оболочек ЛОР-органов, заражение инфекциями, передающимися воздушно-капельным путем, из-за скопления большого количества людей в салоне самолета и т.д.

Однако все имеющиеся относительные риски авиаперелетов можно снизить практически до нуля, выполняя несложные правила поведения на протяжении всего полета, которые мы рассмотрим отдельно.

Таким образом, можно сделать вывод, что здоровая женщина, беременность которой протекает нормально (без осложнений), может спокойно летать на самолете, выполняя простые правила, направленные на минимизацию рисков, тогда, когда это необходимо, поскольку авиаперелет для нее и будущего ребенка безопасен. Если же у женщины имеются какие-либо осложнения беременности, то сначала следует их устранить, после чего по достижении стойкого улучшения можно совершать авиаперелеты, также выполняя простые правила, минимизирующие риски и негативное влияние полета на самолете.

Противопоказания перелета при беременности

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) рекомендуют беременным женщинам отказываться от авиаперелетов при наличии у них следующих состояний или заболеваний:
  • Одноплодная беременность более 36 недель;
  • Многоплодная беременность более 32 недель;
  • Первые семь дней после родов;
  • Осложненное течение беременности (например, угроза выкидыша, гестозы, сильный токсикоз и др.).
Данные рекомендации ВОЗ являются довольно нечеткими, поскольку отражают только основные и весьма общие моменты, в которые беременной женщине не рекомендуется летать на самолете. Более того, они носят рекомендательный характер и не относятся к противопоказаниям. Из рекомендаций ВОЗ также очевидно, что беременная женщина может летать на самолете, когда это ей необходимо, поскольку авиаперелеты безопасны для нее и для плода.

Более четкие противопоказания к авиаперелетам при беременности приводят специалисты акушеры-гинекологи развитых стран Европы и США. Так, абсолютными противопоказаниями к авиаперелетам во время беременности являются следующие состояния у женщины:

  • Предлежание плаценты (полное);
  • Преэклампсия;
  • Анемия III степени тяжести (уровень гемоглобина ниже 70 г/л).
Это означает, что при наличии данных абсолютных противопоказаний беременные женщины не должны летать на самолете ни при каких обстоятельствах.

Помимо абсолютных, существуют относительные противопоказания к авиаперелетам для беременных женщин. При наличии подобных относительных противопоказаний женщина может летать на самолете с соблюдением осторожности, однако врачи настоятельно рекомендуют в таких случаях отказываться от воздушных путешествий. Итак, к относительным противопоказаниям к авиаперелетам при беременности относят следующие состояния и заболевания:

  • Угроза преждевременных родов;
  • Угроза выкидыша;
  • Подозрение на отслойку плаценты ;
  • Анемия II степени тяжести (уровень гемоглобина ниже 90 г/л, но выше 70 г/л);
  • Низкое расположение плаценты (учитывается только с 20-ой недели беременности);
  • Аномальное строение плаценты;
  • Кровянистые выделения из влагалища на любом сроке беременности, возникшие за 1 – 2 дня до планируемого перелета;
  • Неправильное положение плода в III триместре беременности (с 28 по 40 недели включительно);
  • Многоплодная беременность в сроке более 24 недель гестации;
  • Проведение инвазивных процедур (например, амниоцентез , хориоцентез и т.д.) в течение 7 – 10 дней перед планируемым авиаперелетом;
  • Гестоз;
  • Тяжелый токсикоз;
  • Чрезмерная рвота ;
  • Перенесенный в прошлом тромбофлебит;
  • Неконтролируемый сахарный диабет ;
  • Неконтролируемая гипертоническая болезнь;
  • Истмико-цервикальная недостаточность;
  • Обострение хронических заболеваний (например, герпетической, цитомегаловирусной инфекций и т.д.);
  • Острые инфекционные заболевания (в том числе, простуда, грипп и др.);
  • Беременность, наступившая в результате ЭКО ;
  • Рубец на матке.


Данные относительные противопоказания могут становиться и абсолютными, но только в каждом конкретном случае, если у женщины имеется действительно высокий риск потери беременности на фоне каких-либо указанных состояний или заболеваний. Однако в целом при наличии относительных противопоказаний авиаперелет совершить можно, но делать это следует только в случае острой необходимости.

Возможные негативные влияния авиаперелетов во время беременности

Рассмотрим широко освещаемые и укоренившиеся в сознании людей возможные негативные воздействия авиаперелетов на организм беременной женщины, и оценим степень этого влияния на основе имеющихся научных данных и наблюдений за стюардессами, на основе чего дадим заключение – мифом или правдой является то или иное расхожее мнение. Итак, в настоящее время бытует мнение, что авиаперелеты опасны для беременных из-за следующих факторов:
  • Высокий риск преждевременных родов из-за перепадов давления;
  • Риск тромбозов глубоких вен или тромбоэмболии легочной артерии (ТЭЛА);
  • Действие космической радиации;
  • Гипоксия;
  • Вред от прохождения рамки металлоискателя на регистрации;
  • Вибрация и тряска в полете;
  • Обезвоживание;
  • Отек носа и появление ринита, першения в горле и других признаков простуды;
  • Риск заражения респираторными инфекциями;
  • Риск внезапных акушерских осложнений.

Риск преждевременных родов из-за перепадов давления во время взлета, посадки и попадания в турбулентность

У многих людей укоренилось в сознании, что авиаперелеты на любом сроке беременности увеличивают риск преждевременных родов. Причем объясняется подобный факт тем, что возникающие при взлете, посадке и турбулентности перепады давления негативно воздействуют на матку , вызывая родовую деятельность.

Однако многолетние практические наблюдения за полетами беременных женщин, находящихся на разных сроках беременности, показали, что частота преждевременных родов в воздухе такая же, как и на земле. А перепады давления никоим образом не влияют на сократительную активность матки. Иными словами, авиаперелет не увеличивает риск преждевременных родов, поэтому этого не стоит бояться. И даже если у женщины уже имеется риск выкидыша или преждевременных родов, то авиаперелет его не увеличит. Таким образом, данное мнение является мифом.

Определить риск преждевременных родов можно при помощи трансвагинального УЗИ с измерением длины шейки матки. Если шейка матки длиннее 14 см, то риск преждевременных родов практически нулевой и можно смело совершить авиаперелет. Если же шейка матки короче 14 см, то имеется риск преждевременных родов, степень которого должен оценить врач и принять решение, можно ли лететь данной женщине на самолете.

Многих женщин результаты многолетних практических наблюдений не убеждают, поскольку они считают, что если бы полеты не увеличивали риск преждевременных родов и не влияли на беременность негативно, то авиакомпании не ограничивали бы их в допусках к полетам, требуя справку от врача-гинеколога , в которой указывается, что данной женщине можно лететь на самолете. Однако политика авиакомпаний не имеет никакого отношения к влиянию полетов на беременность, поэтому указанный вывод является в корне неверным.

Следует понимать, что подобная политика авиакомпаний обусловлена не негативным влиянием полетов на беременность, а стремлением минимизировать вероятность стресса для команды лайнера, который они получат, если пассажирка начнет рожать в салоне самолета. Ведь ни пилоты, ни стюардессы не являются врачами-гинекологами, и не особенно желают оказаться в ситуации, когда нужно оказывать помощь роженице. Хотя стюардесс и обучают навыкам приема родов, но они не врачи и не акушерки, а потому рожающая женщина для них – это чрезвычайная ситуация. А оказываться в стрессовой чрезвычайной ситуации не хочет никто, и поэтому авиакомпании просто страхуются, предпочитая не иметь дела с подобными инцидентами. Сделать это очень просто – ограничить допуск к авиаперелетам для беременных женщин, что мы и видим со стороны авиакомпаний.

Тромбозы глубоких вен или тромбоэмболия легочной артерии (ТЭЛА)

Риск тромбозов глубоких вен при длительных авиаперелетах, продолжающихся более 4 часов, увеличивается в 3 – 4 раза у всех людей, а не только у беременных женщин. Однако поскольку сама по себе беременность уже является состоянием, при котором повышен риск тромбоэмболий и ТЭЛА , то авиаперелет усугубляет этот риск, повышая его в 3 – 5 раз по сравнению с небеременными здоровыми женщинами. Кроме того, дополнительно несколько повышает риск тромбозов и ТЭЛА прием гормональных препаратов. Риск тромбозов и ТЭЛА также увеличивается по мере удлинения времени, проводимого в полете. То есть, чем дольше длится авиаперелет, тем выше риск тромботических осложнений. Поэтому данное мнение является правдой.

Необходимо помнить, что риск тромбозов и ТЭЛА при авиаперелетах связан с низкой концентрацией кислорода и избыточной сухостью воздуха салона самолета, употреблением алкоголя, кофе и газированной воды, а также длительным нахождением в неподвижном положении. Все эти факторы вызывают застой крови в сосудах ног и обезвоживание, что и приводит к образованию тромбов.

Однако данные повышенные риски тромбозов и ТЭЛА у беременных женщин можно минимизировать при помощи правильного поведения в полете (ходить через каждые 45 – 50 минут, часто двигать ногами в положении сидя, надевать компрессионное белье и т.д.). Если беременная женщина будет выполнять указанные правила поведения в полете, то риск тромбозов существенно снизится. В настоящее время общество акушеров -гинекологов Британии разработало следующие рекомендации для беременных женщин, выполнение которых позволит снизить риск тромбозов:

  • По 5 – 10 минут каждый час напрягать мышцы голени;
  • Через каждые 45 – 50 минут ходить по салону самолета по 10 – 15 минут;
  • Употреблять по 500 мл жидкости в час (сок, негазированная вода);
  • Не употреблять кофе, чай, алкоголь;
  • Надевать в полет компрессионные гольфы с профилактической степенью сдавливания.
Кроме того, если у беременной женщины имеются дополнительные факторы риска тромбозов, такие, как вес более 100 кг, многоплодная беременность, тромбофилия, варикозное расширение вен , то перед полетом необходимо провести медикаментозную подготовку. Данная подготовка направлена на снижение риска тромбозов и ТЭЛА во время авиаперелета, и заключается во введении препаратов низкомолекулярного гепарина (например, Фраксипарин, Дальтепарин, Эноксипарин и др.). Препараты вводятся однократно, накануне предстоящего перелета, в дозировке 5000 ЕД.

Если по каким-либо причинам ввести препараты низкомолекулярного гепарина нельзя, то их можно заменить приемом Аспирина по 75 мг один раз в сутки накануне и в день перелета. Однако Аспирин для профилактики тромбозов вен и ТЭЛА обладает меньшей эффективностью по сравнению с низкомолекулярными гепаринами.

Действие космической радиации

На высоте более 2500 метров действительно имеется радиоактивное излучение, обусловленное активностью солнца. Дело в том, что атмосфера нашей планеты задерживает данные радиоактивные солнечные вспышки, не допуская их попадания на землю. Поэтому человек, находясь на земле, не подвергается воздействию солнечной радиации. Но если он поднимается в воздух на высоту более 2500 метров, то солнечная радиация будет воздействовать на него в полной мере, поскольку защитный эффект атмосферы в этом случае уже отсутствует. Таким образом, находясь в современных авиалайнерах, полет которых проходит на высоте более 2500 метров (как правило, на 10 000 метрах), человек действительно подвергается воздействию солнечной радиации.

Однако не следует паниковать, поскольку данное влияние радиации солнца совершенно безопасно для всех людей любого пола и возраста, в том числе для беременных женщин. Безопасность солнечной радиации, воздействию которой подвергается беременная женщина при авиаперелете, обусловлена тем, что получаемая доза излучения очень низкая. Так, доза солнечной радиации, получаемая при трансатлантическом перелете, в 2,5 раза ниже, чем при рентгене органов грудной клетки. Поэтому при нечастых авиаперелетах беременная женщина подвергается влиянию малых доз радиации, которые не опасны ни для нее, ни для плода.

Гипоксия

На большой высоте воздух разрежен, и концентрация кислорода в нем относительно низкая. Соответственно и в салоне самолета концентрация кислорода ниже, чем в воздухе на поверхности земли. Подобное положение приводит к тому, что в крови любого человека, в том числе беременной женщины, также несколько снижается количество кислорода. Однако гипоксия не наступает, поскольку уменьшение давления кислорода в крови вызывает ряд компенсаторных реакций, которые обеспечивают ткани и органы O 2 в необходимых им количествах.

Так, в ходе изучения влияния низкой концентрации кислорода в воздухе в условиях авиаперелета на организм беременных женщин было выявлено, что признаки гипоксии у плода отсутствуют (по данным КТГ). То есть, небольшое уменьшение концентрации кислорода в воздухе и крови женщины во время полета не приводит к гипоксии плода, а, следовательно, не оказывает негативного влияния на его состояние. Поэтому распространенное мнение о том, что плод испытывает кислородное голодание во время авиаперелета, является мифом.

Единственной ситуацией, в которой плод может оказаться в состоянии гипоксии при авиаперелете, является наличие анемии III степени у беременной женщины. В таком случае компенсаторных механизмов не достаточно для устранения гипоксии из-за отсутствия необходимого количества гемоглобина.

Рамка металлоискателя на регистрации

Рамка металлоискателя, через которую проходят пассажиры самолетов во время регистрации на рейс и проверки багажа, не является источником радиации или какого-либо другого вида ионизирующего излучения. Данные рамки работают на основе слабого магнитного поля, которое совершенно безопасно для любого человека, в том числе беременной женщины. Таким образом, радиоактивное облучение в рамке металлоискателя – это миф.

Вибрация и тряска в полете

К сожалению, в полете может трясти из-за попадания в зоны турбулентности, а это, в свою очередь, способно провоцировать тошноту , рвоту, головокружение , укачивание или просто плохое самочувствие беременной женщины. В принципе, подобные неприятные явления не опасны для женщины и плода, но доставляют весьма ощутимый дискомфорт.

Обезвоживание

В салоне самолета находится сухой воздух, способствующий потере влаги организмом человека. Кроме того, потере жидкости, а, следовательно, обезвоживанию в самолете способствует питье мочегонных напитков, таких, как чай, кофе, алкоголь, газированные сладкие воды и т.д. Поэтому теоретически во время авиаперелета на фоне употребления указанных напитков в большом количестве может развиться обезвоживание. Однако обезвоживание в самолете легко предотвратить, поскольку для этого достаточно пить по 500 мл в час чистой негазированной воды или сока, и отказаться от употребления мочегонных напитков.

Отек носа и появление ринита, першения в горле и других признаков простуды

Слизистые оболочки носоглотки, носа и горла в самолете могут очень сильно отекать и пересыхать из-за того, что воздух в салоне очень сухой, у всех людей, в том числе у беременных женщин. Такое пересушивание слизистых оболочек может провоцировать появление насморка , заложенности носа и першения в горле. Чтобы предотвратить пересушивание слизистых в самолете, достаточно просто регулярно смачивать их растворами на основе морской соли (Хьюмер, Аква-Марис и др.), использовать сосудосуживающие капли (Отилин, Для Нос, Виброцил , Галазолин и т.д.) и освежать лицо чистой водой. Отек носа можно снять при помощи антигистаминных средств , таких, как Эриус , Телфаст, Цетрин , Фенистил , Супрастин и др.


Риск заражения респираторными инфекциями

В салоне самолета риск заразиться какими-либо инфекциями , передающимися воздушно-капельным путем, действительно высок из-за двух факторов. Во-первых, в небольшом помещении находится много людей, каждый из которых выдыхает в воздух собственные бактерии и вирусы . А во-вторых, в фильтрах кондиционеров самолета также скапливаются микроорганизмы, выдохнутые пассажирами текущего и нескольких предыдущих рейсов, поскольку их меняют один раз в несколько полетов. В результате в салоне самолета находится огромное количество микроорганизмов, как выдохнутых пассажирами, так и попавших в воздух с фильтров кондиционеров. Такая ситуация безусловно создает повышенный риск заражения различными респираторными инфекциями. Беременные женщины, иммунитет которых снижен, для профилактики инфицирования в полете должны использовать маску, прикрывающую рот и нос.

Внезапные акушерские осложнения

Вероятность развития каких-либо акушерских осложнений во время полета такая же, как и на земле. Однако в салоне самолета отсутствует квалифицированный медицинский персонал и оборудование, необходимые для оказания помощи женщине и ребенку. Поэтому осложнения, развившиеся в полете, могут оказаться фатальными не из-за самого нахождения в небе, а из-за отсутствия врачей, оборудования и лекарств. Поэтому если имеется высокий риск каких-либо осложнений, то беременной женщине авиаперелет лучше не совершать. В принципе, к высокому риску акушерских осложнений можно условно отнести все состояния, являющиеся относительными противопоказаниями для авиаперелетов при беременности.

Правила поведения беременных женщин во время авиаперелета

Для минимизации всех возможных рисков и обеспечения максимально безопасного авиаперелета беременные женщины в течение всего периода нахождения в салоне самолета должны соблюдать следующие правила:
  • Для полета одеться в удобную одежду, не стесняющую движений и не сдавливающую тканей;
  • На время полета следует одеть компрессионные гольфы или чулки с профилактической степенью давления;
  • На время полета следует одеть на лицо марлевую или синтетическую маску, закрывающую нос и рот;
  • Заходить в самолет одной из последних;
  • Одеть обувь, которую можно снять, не наклоняясь вниз и также одеть;
  • Не сидите ногу на ногу, поскольку это затрудняет кровообращение и усиливает отек;
  • Каждые 45 – 50 минут вставать и ходить по проходу в течение 10 – 15 минут;
  • По 5 – 10 минут каждый час напрягать мышцы голеней ног и совершать простейшие движения голеностопом в положении сидя (например, натягивать носок на себя и от себя и т.д.);
  • Если обувь начинает давить на ногу или ощущаться на ней, то необходимо снять ее;
  • Ремень застегивать под животом;
  • Пить каждый час по 500 мл негазированной чистой воды или сока;
  • Выбрать места в носу самолета, поскольку, во-первых, воздух идет от кабины пилотов к хвосту и будет легче дышать, а во-вторых, в этой части меньше трясет;
  • Если есть возможность, то рекомендуется покупать билеты бизнес-класса, поскольку в нем комфортнее и шире сиденья, а также относительно большие проходы, позволяющие вытянуть ноги и занять наиболее удобное положение;
  • Выбирать место у прохода, чтобы можно было вставать и ходить по проходу;
  • В салон взять несколько небольших подушек, чтобы подложить их под шею, поясницу и т.д. с целью обеспечения максимального комфорта;
  • Для освежения лица взять с собой и по мере необходимости использовать термальную или минеральную негазированную воду;
  • Для промывания носа и рта с целью устранения сухости слизистых оболочек взять с собой и использовать растворы соли (Аква-Марис, Хьюмер, Долфин и др.);
  • Для уменьшения эффекта закладывания ушей и укачивания необходимо взять кислые леденцы и горькую шоколадку, и употреблять их по мере необходимости;
  • Для устранения симптомов укачивания взять с собой и применять по необходимости гомеопатические препараты, безопасные для беременных, такие, как Вертигохель или Авиа-море;
  • Не употреблять кофе, чай, алкоголь и сладкие газированные напитки;
  • Положить на видное место обменную карту и записку с указанием группы крови и номера телефона близкого человека.

Наиболее благоприятные периоды беременности для совершения авиаперелетов

Наиболее благоприятный и самый безопасный период для авиаперелетов – это второй триместр беременности, то есть, с 14 по 27 недели гестации включительно. В этот период явления токсикоза уже закончились, живот еще относительно небольшой, а угроза преждевременных родов минимальна. Поэтому женщинам рекомендуется планировать авиаперелеты именно на второй триместр беременности.

Помимо благоприятных, имеются еще и неблагоприятные периоды для авиаперелетов, во время которых полет наиболее опасен для беременной женщины. К таким неблагоприятным периодам для авиаперелетов, да и вообще для любых других активных действий, относятся следующие:

  • С 3 по 7 недели беременности;
  • С 9 по 12 недели беременности;
  • С 18 по 22 недели беременности;
  • Каждый срок очередной менструации , которая бы наступила, если бы не было беременности.
В эти опасные и неблагоприятные периоды рекомендуется воздерживаться от авиаперелетов.

Перелеты на разных сроках беременности

Перелет на ранних сроках (1, 2, 3 и 4 недели беременности)

Перелет на 1 и 2 неделях беременности безопасен. А на 3 и 4 неделях гестации от перелетов лучше воздержаться, поскольку в этот период начинается закладка внутренних органов плода, и любая перенесенная в этот период простуда может стать причиной пороков развития и следующего за ними выкидыша .

Перелет во время 1 триместра (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12 недели беременности)

Лучше воздержаться от перелетов во время 5, 6, 9, 10, 11 и 12 недель беременности, поскольку именно в эти периоды происходит закладка и формирование всех основных органов и систем плода. Если под влиянием простуды или стресса произойдет неправильная закладка органов, то беременность не состоится и произойдет выкидыш. Таким образом, наиболее безопасными для авиаперелетов в первом триместре являются 7 и 8 недели.

Перелет во время 2 триместра (13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27 недели беременности)

Этот период является самым безопасным для авиаперелетов. Однако лучше воздерживаться от полетов в 18, 19, 20, 21 и 22 недель, поскольку именно в этот период имеется наиболее высокий риск позднего выкидыша.

Перелет во время 3 триместра (28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36 недели беременности)

В третьем триместре можно летать на любом сроке, если отсутствуют осложнения, а самочувствие хорошее. Однако необходимо помнить, что многие авиакомпании, начиная с 28 недель беременности, требуют справку от гинеколога, в которой указано, что полет разрешен. Такую справку необходимо получить не более, чем за 7 дней до полета.

Правила различных авиакомпаний по перевозке беременных женщин

В настоящее время существует общепринятые следующие правила перевозки беременных женщин, которых придерживается большинство авиакомпаний:
  • До 28 недель беременности женщин пускают на борт без каких-либо справок и специальных документов;
  • С 29 по 36 недели беременности женщины для посадки в самолет должны предоставить справку от гинеколога о том, что полет разрешен;
  • С 36 недели авиаперелет запрещен.
Справка от врача-гинеколога, необходимая для полета с 29 по 36 недели беременности, годна максимум 7 дней, поэтому получать ее необходимо непосредственно перед планируемым путешествием. Кроме того, на любом сроке беременности на регистрации от женщины могут потребовать справку или другой документ (например, обменную карту), в котором указан срок гестации.

Указанные правила являются общими и наиболее часто встречающимися, однако не универсальными. Многие авиакомпании используют другие правила перевозки беременных женщин, которые могут быть как более строгими, так и напротив, лояльными. Например, некоторые авиакомпании берут на борт женщин и после 36 недели беременности со справкой от гинеколога о том, что полет разрешен. Поэтому, покупая билеты на самолет, необходимо выяснить правила авиакомпании, которая осуществляет рейс.

В наиболее крупных авиакомпаниях действуют следующие правила относительно беременных женщин:

  • KLM – до 36 недель свободно, после чего пассажирку не пустят на борт ни в коем случае;
  • BRITISH AIRWAYS – до 28 недель свободно, а с 28 и до родов только со справкой от гинеколога, в которой указано, что противопоказания к полету отсутствуют и с заполненным заявлением, что женщина осознает все риски и не возлагает вину на авиакомпанию;
  • LUFTHANSA – до 34 недель свободно, с 35 недели и до родов только со справкой от гинеколога, который работает в специальном центре авиакомпании;
  • Аэрофлот и S7 – справка от врача на любом сроке беременности;
  • UTair, Air Berlin, Air Astana – до 36 недель со справкой от гинеколога, а с 36 недели – полет запрещен;
  • Air France – свободно на любом сроке беременности вплоть до родов;
  • Alitalia – до 36 недель свободно, а после со справкой от врача.

Возникновение тромбов - одно из самых частых явлений при длительных авиаперелетах. Возникло даже специфическое заболевание, известное как синдром эконом-класса, когда длительное неподвижное состояние, тесное место и недостаток жидкости провоцируют образование тромбов в глубоких венах ног.

Оторвавшись от стенки вены, эта бомба замедленного действия отправляется прямиком в легкое, что неизбежно приводит к смерти. Ежегодно тысячи пассажиров авиалайнеров умирают от тромбоэмболии, причем произойти это может не только на борту самолета.

Что делать. Помогут компрессионные колготы, чулки, гольфы и носки. Они доступны в любой аптеке и стоят недорого. Если же специального белья не нашлось, выбирайте эластичные бинты и аспирин - он поможет уменьшить вязкость крови.

На протяжении авиаперелета обязательно следует время от времени вставать с места и ходить. Также не стоит принимать алкогольные напитки до и во время полета.

Проблема №2: боль в спине

В сидячем положении наш позвоночник испытывает двойную нагрузку. А теперь добавим сюда узкое пространство для ног и получим сильную боль в пояснице, шее и спине.

Если бы длительный перелет в 5-10 часов можно было провести на ногах, то такого дискомфорта бы вообще не возникло, но пока такой возможности нет.

Возможно, со временем авиаконструкторы придумают салон, в котором предусматривались бы и специально оборудованные стоячие места. Будем надеяться.

Что делать. Существенно снизить болевые ощущения в спине позволит поясничная подушка. Стоит такой гаджет недорого, зато качественно влияет на ощущения во время перелета.

Также стоит присмотреться к шейным подушкам, которые помогают спать в правильной позе. Чтобы предотвратить судороги и застой в мышцах, пейте больше жидкости и ешьте бананы.

Проблема №3: простуда и другие вирусы

Ученые выяснили, что риск простудиться или подхватить опасный вирус на борту самолета намного выше, чем на земле. Чем дольше вы находитесь в небе, тем вероятнее уже через несколько часов обнаружить кашель, насморк и повышение температуры.

Дело в том, что сухой воздух в замкнутом почти невентилируемом помещении, а также большое количество людей в салоне являются самой благодатной почвой для распространения вирусов. Всего один простудившийся может заразить до двух сотен авиапассажиров за перелет.

Что делать. Чаще всего вирусы передаются в организм через руки. Запаситесь антибактериальными салфетками и спреем, чаще мойте руки, постарайтесь как можно меньше дотрагиваться до поручней, дверных ручек и туалетных кранов на борту самолета.

Проблема №4: травмы барабанной перепонки

Самые неприятные ощущения пассажиры железных птиц испытывают при посадке, когда давление в салоне резко усиливается. Некоторым достаточно всего лишь сглотнуть или зевнуть, чтобы выровнять давление, но бывают и более серьезные побочные явления.

По статистике, при посадке самолета 22% детей и 10% взрослых получают травмы барабанной перепонки.

Что делать. Использовать специальные беруши или на протяжении полета есть кислые карамельки, а также жевать жвачки.

Проблема №5: страх полета

Длительные авиаперелеты всегда связаны с определенным стрессом - прохождение таможни, осмотр вещей, полет и т.д. Не каждый может похвастать крепкими нервами.

Многие пассажиры чувствуют тревогу, страх, волнение, а если перелет длится много часов - появляются навязчивые мысли. Всплеск гормонов увеличивает кровяное давление в сосудах и уровень сахара. Все эти явления часто приводят к проблемам с сердечно-сосудистой системой, а последствия могут быть трагичными.

Что делать. До посадки и непосредственно перед взлетом самолета можно положить под язык 1 таблетку валидола. Также помогут другие успокоительные лекарства, которые лучше спросить у вашего лечащего врача. Однако не стоит искать поддержку в алкогольных напитках - нагрузка на сердце может стать непреодолимой для вас.

Проблема №6: аллергия

При многочасовых полетах однозначно захочется чем-нибудь полакомиться. Но не каждая авиакомпания может похвастаться качественным меню в самолете. Будьте осторожны при выборе обеда на борту, если страдаете аллергией на орехи или другие популярные пищевые продукты.

Что делать. Об аллергии следует обязательно предупредить бортпроводников. Но помните также и о человеческом факторе - никто кроме вас самих лучше о себе не позаботится.

Проблема №7: насекомые

Прибыв в отель на другом краю земли, многие обнаруживают в своем номере тараканов или клопов. Не стоит спешить ругаться с персоналом - велика вероятность, что незваный гость приехал сюда …на вашем чемодане.

Например, клопы - очень живучие и теплолюбивые существа. Они легко могут курсировать по ручной клади или жить в мебели на борту самолета. Избавиться от вредителей на авиалайнере при этом очень сложно.

Что делать. Лучше всего будет держать ручную кладь при себе на протяжении всего полета. Если уж сумку пришлось поставить на пол - по окончании полета отряхните ее и убедитесь, что на ней нет насекомых.

В наше время часто можно встретить людей, дрожащих и паникующих в самолетах. И чаще всего такие люди говорят о том, что предпочли бы сейчас оказаться в автобусе, на корабле, велосипеде, самокате, или даже преодолели бы это расстояние пешком.

Естественно, силой таких людей никто не затащит на борт.

Но бывает и так, что жизнь связана с частыми командировками и авиаперелетами: кто-то летит на отдых, кто-то - по делам, или на учебу.

Зачастую полет вгоняет таких невротиков в состоянии стресса и заставляет прислушиваться к различным подозрительным звукам.

Боязнь высоты у людей - дело вполне объяснимое: эволюция обделила человека крыльями, оставив лишь возможность ходить, поэтому передвигаться по воздуху мы не умеем.

Сегодня практически все знают научный термин, которым называют боязнь авиаперелетов - аэрофобия.

Каждый человек хоть раз задавался вопросом «А если разобьемся?» .

Для большинства этот вопрос остается лишь пищей для философских размышлений, но у некоторых людей ответ на него является причиной непреодолимого страха полетов. Аэрофобия может сильно подпортить людям жизнь, так как для многих авиаперелеты - неотъемлемая ее часть.

Так действительно ли опасно летать на самолете?

Многие современные институты проводили исследования, связанные с опасностью полета на самолетах. Согласно этим исследованиям в период в две десятилетки вероятность погибнуть в результате авиакрушения составила 1 случай к 7 миллионам. Статистика показывает, что за 19 лет любой пассажир мог попасть в авиакатастрофу.

Не важно, как часто человек летает, каждый день или раз в несколько лет, он мог погибнуть в авиакатастрофе в одном случае из 7 миллионов. Отталкиваясь от этой цифры, если бы человек летал каждый день до конца своей долгой жизни, то ему пришлось бы потратить 19 тысяч лет, чтобы статистика сработала не в его пользу. Стоит заметить, что погибнуть от удара молнии или укуса пчелы более вероятно, чем при крушении самолета.

Опасно ли беременным женщинам летать на самолетах?

Ни один врач не ответит однозначного на вопрос, не опасно ли беременным летать на самолетах, так как в зависимости от срока беременности и ее протекания этот вопрос для каждой женщины решается индивидуально.

Беременным не рекомендуется летать на самолете, если срок составляет меньше I триместра, так как в этот период угроза выкидыша очень высока, да и в течение полета проявления токсикоза будут доставлять множество неприятных моментов.


Врачи также не советуют летать, если срок беременности превышает 28 недель - в этом случае большая угроза возникновения отеков и варикоз становится намного хуже, если он уже есть.

Кроме того, в этот период беременности организм начинает подготавливаться к родам и высока вероятность того, что схватки Брекстона-Хикса, о которых вы наверняка слышали (ложные, подготовительные), станут очень мощными, спровоцировав преждевременные роды.

Если беременность протекает с аномалиями (патология плаценты, анемия), врачи тоже рекомендуют отказаться от авиаперелетов.

В каждой авиакомпании есть свои правила, касающиеся беременных. Многие авиакомпании позволяют летать без каких-либо справок до 36 недели беременности. Если же срок выше, может потребоваться разрешение лечащего врача, выданное не позднее, чем за неделю до вылета.

Если же вы все-таки решили лететь - позаботьтесь о том, чтобы перелет стал наиболее безопасным и комфортным. Рекомендуется надеть удобную одежду, не стесняющую движений, а также компрессионные чулки против отеков. Для большего удобства можно взять с собой небольшую подушечку, которую можно будет подложить под поясницу или шею.

Кроме того, следует выбрать наиболее удобное место, к примеру, в бизнес-классе, где кресла шире и удобнее, или в первом ряду эконом-класса, чтобы можно было свободно вытянуть ноги и не упираться в кресло, стоящее впереди. А в связи с тем, что в самолете поток воздуха идет от носа к хвосту - дышаться на переднем сиденье будет легче. Ремень безопасности следует застегивать под животом.

Не берите с собой много вещей. Во-первых, в таком положении с лишней поклажей будет проблематично справиться, а во-вторых, в каждой авиакомпании есть свои ограничения веса на одного человека. Как правило, вес колеблется от 20 до 30 кг.

Опасно ли летать на самолете во время грозы?


Грозу летчики относят к опасным метеорологическим явлениям, к которым также относятся: обледенение, ливневые осадки, смерчи, песчаные бури, сверхнизкие и сверхвысокие температуры и др.

Погода признается нелетной, если за окном что-то из вышеперечисленного. Если же воздушное судно находится в этот момент в воздухе, то экипаж действует по определенной инструкции. На маленьких самолетах воздействия погодных условий сказывается намного больше.

Большинство гроз длится меньше часа. Летать в зоне грозовых облаков очень опасно: там встречаются сильные нисходящие и восходящие воздушные потоки скоростью до 20–30 м/сек., разряды молнии, более интенсивное обледенение, сильные ливневые осадки, град, плохая видимость.

Пилоты стараются избегать грозовых облаков. В приборной панели есть локатор, который фиксирует грозовые очаги. Данный локатор отображает грозовой объект на экране и подсвечивает его различными цветами в зависимости от плотности облаков.

Если облачность слабая - объект подсвечивается бледно-зеленым цветом, если облака более плотные - ярко-зеленым, если облака грозовые - ярко-красным, облака с содержанием льда - пурпурно-красным. В зависимости от показаний локатора, ориентируясь по цветам объектов, экипаж решает: продолжать движение по запланированному маршруту, или же выбрать новый.

Опасно ли летать ночью на самолетах?

На сегодняшний день полеты ночью - уже далеко не редкость. Основными трудностями во время ночных рейсов являются посадка и ориентировка.

Чтобы было проще сесть на аэродроме, места посадки освещаются сильными электрическими прожекторами. В боевых условиях вместо прожекторов часто используются обычные костры. Опытному летчику не составляет особого труда посадить самолет при кострах.

Сегодня успешно применяются прожектора на самих машинах. Благодаря яркому направленному вниз свету прожекторов пилот может с высоты выбрать удобную площадку и посадить самолет. Еще более удобное приспособление - мощные световые ракеты, установленные под крыльями воздушного судна, которые летчик в нужный момент зажигает с помощью электрического тока.

Как сделать воздушное путешествие еще более комфортным?


  • Прихватите с собой маленькую подушку. Подложите ее под шею, и она снимет напряжение с мышц шеи плеч;
  • Старайтесь не употреблять алкогольных напитков. Нервную систему они не успокоят, да и проблема с обезвоживанием только усугубится;
  • Во время взлета и посадки можно жевать карамельки или жевательную резинку. В момент набора высоты или приземления это позволяет выравнивать давление в ушах;
  • Летайте на большом самолете. Наличие рядом с вами большого количества людей отвлечет вас от дурных мыслей;
  • Ешьте во время полета. Не стоит бояться тошноты, ведь сытый желудок лучше, чем головная боль от голода. Но следует отдавать предпочтение продуктам, которые лучше усваиваются - сюда подойдут блюда с низким содержанием жиров и без приправ;
  • Как только окажетесь на твердой земле - прогуляйтесь, желательно на улице. Это позволит организму наполнить кислородом мышцы и размяться.

И последняя, но не по значению, рекомендация: если летать на самолете страшно, но необходимо - настройтесь только на положительные мысли. Даже нездоровый оптимизм пойдет на пользу. Ведь, как говорится, «страшно не летать, страшно падать».

Часто женщина оказывается перед дилеммой – осуществлять или нет перелеты при беременности на ранних сроках? Специалисты, контролирующие беременность, выделяют наиболее благоприятные и наиболее критичные периоды для совершения авиаперелетов по триместрам с учетом всех противопоказаний и возможных нежелательных последствиях.

Авиаперелеты. Возможные риски

В современном мире практически не остается людей, которым не приходится пользоваться услугами авиаперевозчиков. Для большинства мужчин и женщин перелет – самое обычное мероприятие, не вызывающее каких-либо нестандартных эмоций. Совершенно иными оказываются авиаперелеты для беременных. Будущая мама с большим трепетом относится к своему самочувствию, боясь потерять младенца. Авиаперелеты в первом триместре требуют обязательной консультации с наблюдающим женщину врачом. В этот период формирование плода идет очень интенсивно, а организм женщины еще пока не адаптировался к своему новому положению. Следует учитывать ряд симптомов, которые вводят женщину в группу высокого риска в первом триместре:

  • боли внизу живота;
  • сукровичные выделения из влагалища;
  • возможная отслойка плаценты;
  • обострения хронических заболеваний почек;
  • гестоз;
  • преэклампсия;
  • скачки артериального давления;
  • тахикардия;
  • наличие высокой отечности;
  • воспалительные процессы внутренних органов;
  • анемия;
  • острая нехватка гемоглобина;
  • неправильное положение плода;
  • недостаточность шейки матки;
  • беременность при помощи ЭКО;
  • ранее проведенная операция на органах репродуктивной системы.

При наличии хотя бы одного из этих состояний совершать авиаперелет можно только в случае острой необходимости. В момент взлета и полета авиалайнера пассажиры переживают обширный спектр однотипных и индивидуальных ощущений. В основном, это:

  • резкое изменение давления окружающей среды;
  • внезапная тошнота с последующей рвотой;
  • головокружение и потеря ориентации в пространстве;
  • обморочные состояния.

Беременные в салоне самолета наиболее остро ощущают перепады давления, и это может оказать тонизирующее воздействие на маточную мускулатуру, спровоцировав выкидыш. В момент полета авиалайнер может оказываться в непредвиденных обстоятельствах по субъективным и объективным причинам, таким, как:

  • слишком сухой воздух в салоне;
  • высокая вероятность тромбозов и тромбоэмболии;
  • высокий уровень радиации;
  • высокие магнитные поля;
  • инфекционные угрозы от пассажиров в замкнутом пространстве;
  • неудобное положение в кресле;
  • турбулентные потоки;
  • воздушные ямы;
  • грозовые перевалы;
  • вынужденная посадка.

В перелетах часто возникает внезапная тряска и качание салона. Хорошо, если при этом удается отделаться легким дискомфортом. У беременной может начаться продолжительная тошнота, головокружения, рвота, полуобморочные состояния. Конечно, ничего хорошего в эти моменты с женщиной и её эмбрионом произойти не может. При не частых авиаперелетах пассажиры подвергаются влиянию не слишком значительных доз радиации, которые нельзя отнести к представляющим высокую угрозу здоровью.

Всемирная Организация Здравоохранения издала ряд четких рекомендаций с объективными противопоказаниями к перелетам на авиалайнерах для женщин, находящихся на разных сроках беременности. Доктора не советуют садиться на борт самолета в следующих случаях:

  • эмбриону не более 36 недель ;
  • протекание беременности с серьезными осложнениями;
  • токсикоз первого триместра;
  • предлежание плаценты, когда плацента накрывает маточный зев;
  • маточные кровотечения.

Тревожные симптомы во время перелета

Даже предусмотрев все нюансы перелета, необходимо пристально отслеживать малейшие изменения в поведении и реакциях организма беременной в течение всей поездки. Угроза женскому здоровью и здоровью будущего ребенка появляется еще до посадки в самолет – это влияние электромагнитных полей рамки металлоискателя на регистрационной площадке. Более того, женщина испытывает перенапряжение от стояния в очередях, которых избежать практически невозможно. Поэтому врачи рекомендуют беременным вообще заходить на осмотр и выходить на посадочную полосу последними, переждав где-нибудь пассажирский поток в комфортном месте.

При взлете авиалайнера происходит резкий перепад атмосферного давления, который вызывает у всех пассажиров заложенность ушей и даже тошноту. Именно в этот момент наиболее возрастает риск преждевременных родов. Дальнейшая вибрационная тряска в самолете может спровоцировать внезапные осложнения:

  • повышенное потоотделение;
  • скачки температуры тела;
  • головокружения;
  • обезвоживание;
  • аритмию;
  • одышку;
  • головные боли.

Отек носовой полости и внезапное появление ринита, першение в носоглотке могут быть явными симптомами начинающейся простуды, вызванной инфекцией, полученной из салона. Как сами пассажиры, так и вентиляционные отверстия со встроенными фильтрами, несут потенциальную угрозу здоровью каждого находящегося в салоне.

Если беременная начинает учащенно дышать и жаловаться на нехватку воздуха, велик риск развития гипоксии. В салоне авиалайнера отсутствует стабильный приток свежего воздуха, в результате чего воздушные массы циркулируют хаотично, накапливая в себе высокое содержание углекислого газа. Воздух в самолете обычно слишком сухой, что вызывает отечность слизистых оболочек дыхательных путей и головные боли.

Заметив не характерные признаки в поведенческих реакциях беременной, а также проявление психосоматических нарушений, необходимо бить тревогу.

Подготовка беременной к перелету

Нельзя однозначно ответить, насколько вреден перелет во время беременности, однако, женщину необходимо тщательно подготовить накануне поездки. В первую очередь, консультацию должен дать наблюдающий беременную врач. Если получено разрешение, следует приступить к подготовке дома, а именно:


Можно ли летать на самолете на ранних сроках беременности – один из наиболее задаваемых вопросов будущими мамами. К сожалению, такие перелеты могут принести неприятности и осложнения. Допустимы перелеты во втором триместре, когда риск выкидыша наименьший. В те дни, когда у женщины обычно проходила менструация до беременности, следует отказаться от перелета. Это может негативно сказаться на формировании внутренних органов эмбриона и систем жизнеобеспечения: эндокринной, костной, нервной и кровеносной.

Заключение

Если беременность наступила совсем недавно, а женщина не успела проконсультироваться с гинекологом и сделать все необходимые анализы, желательно повременить с авиаперелетом.

Некоторые авиакомпании вводят дополнительные ограничения на перевозки беременных, пытаясь исключить непредвиденные обстоятельства на борту в моменты перелетов. Современных стюардесс обучают, как оказывать первую помощь и даже принимать роды, чтобы избежать несчастных случаев на борту авиалайнера.

Возможные потенциальные осложнения во время авиаперелетов связаны не только с ростом и развитием эмбриона, но и с общим состоянием будущей матери. Большинство субъективных и объективных рисков при авиаперелетах можно снизить до минимума, придерживаясь несложных правил накануне и на протяжении перелета.

Многолетний мониторинг полетов беременных, пребывающих на разных сроках беременности, свидетельствует о том, что частота преждевременных родов во время перелетов не превышает показатели подобных явлений на суше. А перепады атмосферного давления не оказывают столь важного влияния на маточные сокращения. Более того, беременные женщины, пережившие ранее выкидыш, не попадают в группу риска, отправляясь в авиаперелет. Такое мнение является обывательским мифом.