Музей рядом с большим каменным мостом. Большой каменный мост

Большой Каменный мост - один из мостов, перекинутых через Москву-реку вблизи Кремля. Он соединяет Боровицкую площадь, а также улицы Моховая и Знаменка с улицей Большая Полянка на Болотном острове, но транспортная составляющая - не единственная его роль. Расположение в историческом центре столицы и отличный вид на окрестности делают Большой Каменный мост важным туристическим объектом.

Сейчас Большой Каменный мост называется каменным лишь формально, но в прошлом через Москву-реку действительно был переброшен мост, построенный из камня. Изначально на этом месте возник брод, через который шла дорога из Рязани в Новгород, затем был обустроен "живой" деревянный мост. В 1643 году царь Михаил Фёдорович издал указ, по которому страсбургский инженер Ягон Кристлер начал строительство каменного моста, который после окончания строительства в 1692 году получил название Всехсвятского. Всехсвятский мост, поражавший горожан своими масштабами (170 метров в длину и 22 в ширину, 8 арок с пролётами до 15 метров), стал одной из московских диковинок, однако, к 1850-м годам сильно обветшал, и его решили снести; снос прошёл с трудом - прочную кладку пришлось взрывать. Уже в 1858 году на месте Всехсвятского по проекту инженеров Воскобойникова и Танненберга был возведён металлический трёхпролётный мост, но несколько позже, уже при Советской власти, устарел и он. Вместо него в 1938 году чуть ниже по течению был выстроен современный мост, получивший название Большого Каменного.

Мост находится буквально под стенами Кремля, поэтому с него открывается отличный вид на древнюю московскую крепость: отлично видно всю южную стену от Водовзводной до Беклемишевской башни, Большой Кремлёвский дворец, Архангельский собор, колокольню Ивана Великого. По другую сторону моста доминируют и знаменитый - жилой комплекс ЦИК-СНК СССР.

Чуть вдали видны и другие знаковые достопримечательности Москвы: , здание Президиума РАН ("Золотые мозги"), дома-книжки на Новом Арбате, , высотное здание отеля "Свиссотель Красные Холмы", сквер на Болотной площади и ряд других. Не обошлось и без сталинских высоток: с разных точек видны высотки МГУ и , а также жилой дом на Котельнической набережной.

Интересный и динамичный вид открывается на прилежащие к мосту набережные: Кремлёвскую, Пречистенскую, Софийскую и Берсеневскую, а также автомобильный Большой Москворецкий мост у дальнего конца южной стены Кремля и пешеходный у . В часы пик набережные наполняются транспортом, и с Большого Каменного моста становится видно ещё одну знаменитую городскую достопримечательность: московские пробки.

Добраться до Большого Каменного моста можно от станций метро "Боровицкая" и "Кропоткинская", а также от ряда других расположенных в центре станций.

В древности на Руси мостов не строили, потому что любую реку можно было зимой пересечь по льду, а летом переправиться на лодке или пароме. На особенно оживлённых путях ставили так называемые «живые» мосты – плоты или большие лодки выстраивали в ряд и покрывали деревянным настилом, по которому люди и повозки перемещались с одного берега на другой. С первыми заморозками конструкцию разбирали и вытаскивали на берег, а сразу после весеннего ледохода восстанавливали в прежнем виде. Такой вариант переправы, простой и недорогой, всё же имел и серьезный недостаток: два раза в год сообщение между берегами на несколько дней прерывалось.

Такое временное неудобство могло быть терпимым в других местах, но здесь превращалось в проблему, поскольку расположенные в Замоскворечье стрелецкие слободы оказывались отрезанными от Кремля, и в случае народных волнений царь попал бы в сложную ситуацию. Михаил Феодорович, первый из Романовых, эту опасность вполне осознавал, ведь его детство прошло в Смутное время, поэтому царь озаботился возведением современного каменного моста. Зодчего пришлось приглашать из Европы – свои мастеровые не обладали необходимым опытом. В 1643 году из Страсбурга приехали палатный мастер Анце Кристлер и его дядя Иоганн.

Иностранцы привезли с собой множество инструментов и приспособлений, необходимых для производства работ, и взялись за дело с истинно немецкой доскональностью: произвели замеры, подготовили чертежи и смету и даже представили царю деревянный макет будущего моста. Впрочем, представители заказчика тоже старались войти во все подробности – видимо, не хотели оплошать, ведь в те времена царевы люди отвечали не только за освоение казенных денег, но также и за конечный результат. Дьяки Посольского приказа заставили Анце Кестлера письменно ответить на вопрос, «можно ли будет тому его мосту устоять от льду толщиной в два аршина?»

Немец за свой мост ручался: «у него будут сделаны шесть быков каменных острых, а на тех быках учнет лед, проходя, рушиться, а тот рушенный лед учнет проходить под мост между сводов мостовых, а своды будут пространны, свободного места будет по сорок аршин, а меж свободных мест у столпов будут же сделаны острые отлоги; и от льда мосту порухи никакой не будет». Но строительство моста через Москву-реку, едва начавшись, тут же остановилось – и русский царь Михаил Федорович, и немецкий зодчий Анце Кестлер в 1645 году скончались. Вернулись к проекту лишь в 1682-м, когда страной правила царевна Софья, для которой стрельцы тоже много значили.

Князь Василий Васильевич Голицын, фаворит царевны и большой поклонник европейской культуры, в том числе и зодчества, распорядился достроить мост по чертежам Кристлера, что и было за пять лет исполнено старцем Филаретом, до принятия монашества известным «мостового каменного дела мастером». Диковинное по тем временам сооружение, видимо, денег казне стоило немалых, ибо вошло в поговорку: «дороже Каменного моста». На левом берегу реки мост начинался от Всесвятской стрельницы с проезжими воротами в примыкавшей к Кремлю стене Белого города. Две центральных арки моста, самые большие по размеру, служили для прохода барок с товаром.

В других арках были водяные мукомольные мельницы с плотинами и сливными воротами. На правом берегу реки мост выходил к Берсеневке и кружалу, в котором пьянствовали еще опричники Ивана Грозного. За прошедшее столетие царев кабак не утратил популярности и был всей Москве известен под названием «Заверняйка». В это развеселое местечко ходить, однако, следовало с осторожностью и лучше в компании друзей, потому что одинокие гуляки становились легкой добычей воров, обосновавшихся под последней аркой на левой стороне моста – «под девятой клеткой», как тогда говорили. Оглушив и обобрав человека, разбойники бросали его в реку, и это у них называлось «концы в воду».

Главарем шайки был легендарный душегуб Ванька Каин. При каком-то удобном случае дьяки Разбойного приказа завербовали его в осведомители, но… «хотели как лучше, а получилось как всегда». Пользуясь связями с ворьем, Ванька продолжал грабить, а связи с Разбойным приказом делали его неуязвимым. Так что первым «оборотнем в погонах» следует считать именно его, Ивана Осипова. В XVIII веке на мосту – хотя ширина его составляла всего одиннадцать саженей – появились постройки: табачная таможня, пивной двор и четыре каменные палатки князя Меншикова. Однако не торговля, а ледоходы и наводнения представляли для моста главную угрозу.

В царствование императрицы Анны Ивановны было приказано мельницы убрать и быки очистить, чтобы между ними был свободный проход воде, но все же весеннее половодье 1783 года причинило сооружению слишком серьезный ущерб. Два года спустя был прорыт Водоотводный канал, что позволило капитально отремонтировать опоры Каменного моста, а заодно он был очищен от всех лавочек и огражден каменными перилами. Впрочем, ширина проезжей части и ширина арок остались без изменений, и весеннему напору воды мост противостоял все хуже и хуже, так что ремонтировать его после наводнений приходилось и в XIX веке.

Новый мост, торжественно открытый в 1859 году, спроектировал и построил инженер-полковник Танненберг по повелению императора Александра II. Конструкция представляла собой три большие чугунные арки на двух каменных быках с мощными ледорезами. Эти острые выступы на западной стороне мостовых опор вошли в московский фольклор в байке про некоего крупного чиновника, который спросил, для чего они нужны, а получив ответ на свой вопрос, встревожился: «А что же будет, если лед пойдет с другой стороны?..» Тот мост, по которому мы ходим сегодня, построили в 1938 году. У него над водой всего один пролет длиной сто пять метров.

Если пройти его до конца, то с площадки лестницы откроется чудесный вид, знакомый старшему поколению по картинкам на советских трехрублевках (были такие зеленые бумажки в те времена, когда бутылка водки стоила три рубля шестьдесят две копейки). Это одно из немногих мест – не считая крыш, конечно, – откуда все пять кремлевских звезд не только хорошо видны, но даже помещаются в кадр обычного фотоаппарата. Поэтому здесь часто фотографируются, а иногда и кино снимают. Например, «Место встречи изменить нельзя» – помните, когда солдатик любуется рубиновыми звездами, а Глеб Жеглов стреляет у него сигарету: «“Камель”… трофейные».

Большой Каменный мост в Москве – один из самых известных мостов столицы, да и всей России. На всех изображениях, будь то открытки, постеры, фотографии, где фигурирует , обязательно в кадр входит и Большой каменный мост. Это сооружение, предназначенное как для людей, так и для автомобилей, соединяет два берега Москвы-реки. С одной стороны моста расположена Боровицкая площадь и улицы Знаменка и Моховая вблизи , с другой – Болотный остров и улица Большая Полянка.

До ХV столетия вместо современного моста был наплавной мост, представляющий собой настил из бревен, положенный на несколько скрепленных плотов. Такое сооружение было удобно в пользовании, при необходимости – набеги врагов, сход льдин, покрытие реки льдом – его можно было просто убрать.

После окончания набегов татарских войск на город, количество жителей Замоскворечья заметно возросло, что привело к потребности в постоянном крепком мосту. В 1643 году, по приглашению Михаила Романова, в Москву прибыл архитектор Ягон Крилстер из Страсбурга для создания нового моста. Задуманное сооружение по тем временам должно было стать потрясающей конструкцией. Высота моста планировалась более 30 метров, основой должны были стать быки-ледорезы, обработанные металлом, чтобы защитить переправу во время схождения льда. В результате он должен был быть настолько прочным, чтобы выдерживать даже пушечные выстрелы. Смерть Клистера задержала возведение переправы на несколько десятилетий.

Только в 1682-1687 годах было полностью завершено возведение моста. Руководил проектом монах, про которого не осталось никаких данных. В результате получилось масштабное сооружение - 170 метров в длину и 22 метра в ширину. Конструкцию держали 8 арок. Арки в центре моста были высотой 15 метров. Такой высоты было достаточно для прохода судов под конструкцией. Чтобы защитить мост от боевых действий во время войн, на правом берегу реки была возведена башня с шатрами. Мост стал не только способом быстрой связи между двумя берегами, но и возможностью вести торговлю, так как с двух сторон находились торговые лавки.

Новая переправа прослужила до 1859 года. Потом из-за ветхости его заменили уже металлической конструкцией с тремя пролетами. Современный вид Каменный мост обрел в 1938 году. Новым проектом занималась группа мастеров: инженер Н. Я. Калмыков и несколько профессиональных архитекторов. Сегодня мост имеет 487 метров в длину и 40 метров в ширину.

Если смотреть на город с этого моста, то можно увидеть панораму исторического центра Москвы и три главных набережных города.

Честно говоря, не ожидал такого большого ажиотажа вокруг . Сегодня я хочу привлечь ваше внимание еще к одному мосту, он старее и в гораздо худшем состоянии, при том, что находится прямо на въезде в Новгород.

Речь идет о каменном мосте через реку Виточку, между деревнями Трубичино и Витка. Каждый из нас проезжал мимо него десятки, сотни, а может быть, и тысячи раз, но при этом даже не видел этого моста. Так произошло из-за того что, рядом с ним построили новый мост, который выше старого и при этом расположен вплотную к нему.

На федеральных дорогах России каменных мостов осталось менее 50 . Мост интересен тем, что он является последним мостом в России , построенным в конце 18 века по первому типовому проекту с использованием эллипсоидных сводов. Это единственный на дорожной сети трехпролетный (3×8,6 м) мост. В 1995 году мост через официально стал объектом культурного и исторического наследия (указ Президента РФ от 20.02.95 N 176).

Мне кажется что именно этот мост мог бы стать туристическими воротами города. На берегу реки Виточка, с видом на мост и храм Покрова Пресвятой Богородицы (1786 года) должна располагаться информационная площадка для туристов. Сейчас же она расположена под забором и проводами троллейбусного парка.

Если отреставрировать мост и благоустроить прилегающую территорию между мостом, рекой и храмом, то вышла бы великолепная придорожная зона отдыха.

Состояние моста

Сейчас мост в очень плохом состоянии. Стенки промежуточных опор сильно разрушены и разрушение продолжается. При строительстве нового моста были закрыты два крайних пролета, из-за этого вся вода проходит только через центральный пролет активно разрушая промежуточные опоры. Дефекты в швах кладки, имевшие медленное развитие в течение многих десятилетий, привели за эти годы к ситуации, которая может привести к обрушению моста. На опоры страшно смотреть.

В 2004 году федеральное агентство Министерства транспорта Российской Федерации выпустило документ документ «Каменные мосты России «, в котором подробно описывались проблемы моста и действия необходимые для его сохранения.

Немного истории

В 1786 году распоряжением Екатерины II была создана «комиссия о строении дорог в государстве», которая занималась благоустройством шоссейных дорог. Естественно, что главным объектом её деятельности стало шоссе между Петербургом и Москвой. Его пересекало множество рек и речушек, через которые были перекинуты деревянные мосты, требовавшие постоянного ремонта.

Было решено начать строительство каменных мостов по типовым проектам, тогда их называли «образцовыми». Инженеры разработали целую серию «образцовых» проектов мостов в один, два и три пролёта. Типовые проекты просто «привязывали» к условиям местности.

По типовым проектам были построены сотни мостов. Такого прогрессивного метода строительства в XVIII веке не знала ни одна страна. Но со временем большая часть мостов была разрушена, особенно во время Великой Отечественной войны. Да и потом об их исторической ценности не задумывались. Дороги расширялись, требования к конструкциям менялись, и мосты просто разбирали. Наш мост — один из последних.

Ссылки по теме

  • Каменные мосты России . Федеральное агентство Министерства транспорта Российской Федерации.

Это, пожалуй, самый известный мост столицы. Именно его, чаще всего, можно увидеть на видовых фото Москвы. Здесь, Вам и Кремль, и Москва-река и, собственно, Большой Каменный мост, высоко поднятый над водой. Так сказать, «бренд столицы».

Как раз рядом с ним, Глеб Жеглов и Володя Шарапов, в фильме «Место встречи изменить нельзя», встретили солдата, любовавшегося видами Москвы. Дело было после война, а значит, они уже видели мост, построенный в 1938 году.

Кадр из фильма «Место встречи изменить нельзя». С лева на право: Шарапов - солдат - Жеглов.

Он, безусловно, удобен, поскольку имеет лучшее, с точки зрения автомобильного движения, расположение (его предшественники, неизменно, стали бы виновниками пробок, если были бы сохранены). Он достаточно высок и, позволяет беспрепятственно, небольшим судам, курсировать по реке. С моста открывается один из лучших видов на центральную часть города, да и сам он имеет весьма красивое оформление. Однако, история его предшественников куда более захватывающая.

Итак,первая переправа появилась на этом месте в незапамятные времена и, проходила,скорее всего, через брод. Значение ее постоянно росло, поскольку здесьсходились важные дороги и водные пути, а само поселение, вошедшее в составСуздальского княжества, выполняло роль опорного военного пункта на границе снесколькими княжествами (Смоленским, Новгородским, Рязанским и Северским).

С какого времени, неизвестно, но здесь появился наплавной мост, представлявший собой нехитрую деревянную конструкцию из досок, положенных поверх плотов, перекрывавших почти 100 метров водной поверхности. Такие мосты использовались повсеместно и имели множество недостатков. Во-первых, их нужно было разводить и сводить во время прохода судов, что занимало немало времени. Во-вторых, они могли пострадать от пожара и в период ледохода и ледостава. Так что мост нужно было наводить ежегодно, после схода льда и до его появления. В такое время, когда переправа была убрана, а лед уже начинал ломаться, добраться до другого берег было очень сложно, опасно, а иногда и просто невозможно. Тем не менее, современники восхваляли деревянные «Москворецкие мосты». Отметили их и иностранцы. В XVII веке в Москве побывал Павел Алеппский, путешественник и церковный деятель из ныне печально известного города Алеппо. Он оставил вот такие записи: «Мост близ Кремля, насупротив ворот второй городской стены, возбуждает большое удивление: он ровный, сделан из больших деревянных брусьев, пригнанных один к другому и связанных толстыми веревками из липовой коры, концы коих прикреплены к башням и к противоположному берегу реки. Когда вода прибывает, мост поднимается, потому что он держится не на столбах, а состоит из досок, лежащих на воде, а когда вода убывает, опускается и мост. Когда подъезжает судно с припасами для дворца из областей Казанской и Астраханской… из Коломны… к мостам, утвержденным (на сваях), то снижают его мачту и проводят судно под одним из пролетов; когда же подходят к упомянутому мосту, то одну из связанных частей его освобождают от веревок и отводят ее с пути судна, а когда оной пройдет к стороне Кремля, то снова приводят ту часть (моста) на ее место. Здесь всегда стоит множество судов, которые привозят в Москву всякого рода припасы… На этом мосту есть лавки, где происходит бойкая торговля; на нем большое движение; мы постоянно ходим туда на прогулку… по нему беспрерывно движутся взад и вперед войска. Все городские служанки, слуги и простолюдины приходят к этому мосту мыть платье в реке, потому что вода здесь стоит высоко, в уровень с мостом».


Москворецкий наплавной мост. Гравюра Питера Пикара. XVII век.

Представить себе как выглядел наплавной мост поможет гравюра Питера Пикара, выполненная в XVII веке и запечатлевшая соседний подобный мост на Москва-реке.

XVII век был очень тяжелым для Москвы и многих других земель государства. Наша страна переживала последствия Смутного времени, разорения земли поляками, частые смены правителей. Разрослись военные слободы, да и ремесленный люд воспрянул после длительного периода хаоса. Назрела необходимость прочно связать берега реки Москвы каменным мостом. Только вот в самой Москве, опыта по подобному строительству не было, если не считать двух небольших кирпичных мостов, возведенных еще в XVI веке, поэтому и обратились к иностранному специалисту. В 1634 году пригласили «палатного мастера» из Страсбурга – Кристлера. Тот приехал не один, а с племянником и множеством необходимых инструментов. На основе их расчетов русские мастера выполнили деревянный макет, а иностранцы подготовили все необходимые расчеты, что и было представлено в Посольском приказе. Однако, затраты на строительство были не шуточными и, проводившие экспертизу думный дьяк Григорий Львов и каменных дел мастер Степан Кудрявцев, должны были убедиться в их целесообразности. Мастера гарантировали, что мост устоит «от льду в два аршина» (около 1,5 метра), благодаря шести каменным «быкам» на мощных опорах. Они также заверили экспертов, что «Своды будут сделаны толсты и тверды, и от большой тягости никакой порухи не будет». Ширина моста позволяла проходить войскам и артиллерии. А со стороны Кремля, конструкция должна была соединяться с мощным предмостным укреплением, которое бы позволило защищать подступы к «сердцу» Москвы. Проект был представлен царю – Михаилу Федоровичу и окончательно утвержден.

Почти сразу начали заготавливать нужный материал. К сожалению, первому царственному Романову не удалось войти в историю как строителю «чудо-моста», так как в 1645 году он скончался. По печальному совпадению и Иоганн Кристлер последовал за заказчиком год спустя. А грандиозную затею отложили на долгие годы.

Вернулись к проекту только в 80-х годах XVII века и достраивали мост 5 лет. Работы велись уже под руководством русского мастера, при этом монаха. В 90-х годах мост был закончен и получил название Всехсвятского, по воротам Белого города, к которым он подходил. (На современной карте Москвы – это выход к Москве-реке улицы Ленивки, вблизи Кремля). Противоположная, Замоскворецкая сторона заканчивалась башней, представлявшей предмостное укрепление. Всехсвятский мост в конце XVII в.

Всехсвятский мост в конце XVII в. Рисунок Аполлинария Васнецова.

Общая длинна моста была – 140 метров, а ширина – 22. Это, примерно, в 3 раза шире, чем средневековые улицы центра Москвы. При таких габаритах, мост превратился в отдельный город, который теперь даже трудно представить! На нем были построены деревянные лавки и каменные палаты, где расположились: пивной двор, Корчемная канцелярия и тюрьма, торговля разными товарами. Над всем этим возвышались «верхние гульбища», используемые для культурного распития слабоалкогольных напитков. Внизу находились ледники для сохранения товаров. Наверху развернулся торговый, деловой и развлекательный центр для приличной публики. Сюда приходили, чтобы полюбоваться видами города и развлечениями, вроде кулачных боев, которые устраивали на льду и, с восторгом наблюдали за ледоходом с безопасной высоты моста.

В 1697 году, по случаю взятия Азовской крепости, юный Петр I, через этот мост и находившиеся там Триумфальные ворота, во главе своих войск вошел в Кремль. Кроме того, ежегодно по мосту проходили крестные ходы в Донской монастырь из Успенского собора.


Всехсвятский мост имел еще одну интересную особенность: между опорами реку перегородили плотиной и устроили мельницу. Что, к сожалению, послужило началу его разрушения из-за усилившейся нагрузки. Кроме этого, некоторые исследователи склонны считать, что наши строители не смогли соблюсти все технологии строительства, задуманные Кристлером, в силу отсутствия опыта, что тоже ослабило постройку и, между прочим, сильно увеличило смету. Мост получился очень дорогим и даже вошел в распространенную, в то время, поговорку «Дороже Каменного моста».
Как это не удивительно, но только Анна Иоанновна, в 1731 году позаботилась о сохранности моста и его внешнем облике, приказав разобрать плотины, мукомольные мельницы и часть лавок. Тем не менее, мост продолжал разрушаться. К сожалению, после потери лоска и великолепия, мост окутала дурная слава. Под его пролетами образовался воровкой притон с логичным названием «Под Каменным мостом». Самым известным персонажем там был Ванька-Каин, на начальном этапе своей грандиозной карьеры, вора, разбойника и, по совместительству, информатора Сыскного приказа. Правда, службу он свою организовал таким образом, что вся московская полиция была у него в услужении и к этому времени из-под моста уже переехал в один из лучших особняков. Тем не менее, так называемые, «печуры» - вырытые под пролетами моста ямы, пополнялись новыми криминальными элементами, под патронажем Ваньки-Каина. Кстати, именно от туда пошло воровское выражение «концы в воду», поскольку обворованных, зачастую, просто сбрасывали в Москву-реку у Большого Каменного моста. Дело было поставлено с таким размахом, что пришлось присылать людей из Санкт-Петербурга, не замешанных в этих делах, для наведения порядка. По свидетельствам того времени, жители Москвы боялись ночевать дома, понимая, что их не спасет ни стена, ни замок. После каждой ночи, в городе находили убитых и ограбленных и каждое утро начиналось с опознания жертв. Это мрачное время закончилось только в 50-х годах XVIII века с разгрома банд и ссылки Ваньки-Каина на каторгу.
В 60-х годах XVIII века мост реконструировали, под руководством Дмитрия Васильевича Ухтомского, которого считают основоположником русской архитектурной московской школы, имевшей черты пышного барокко, при сохранении национального колорита. Однако, в данном случае, знаменитый архитектор не перестраивал мост, а лишь упростил его конструкцию, разобрав шестивратную башню и убрав часть лавок, чтобы снять лишнюю нагрузку. Мне не попадалось документов, свидетельствующих о укреплении опор, но, возможно, что следующие 20 лет мост простоял, именно, благодаря этим работам. За тот период он запомнился как последняя дорога Пугачева, которого провели на казнь через Большой Каменный мост на Болотную площадь, находящуюся в одном квартале за рекой Москвой, в 1775 году.

А в 1783 - произошел обвал 3-х арок. Погиб рыбак, находившийся под мостом, прачка, стиравшая белье и еще 2 человека, оказавшиеся поблизости. Для проведения восстановительных работ, прорыли Водоотводной канал из-за которого и появился, в самом центре города длинный и узкий загнутый как кусок Краковской колбасы, остров, с название Болотный, включавший в себя ту самую Болотную площадь.
Очередной ремонт позволил еще на несколько десятков лет продлить жизнь дряхлеющего Каменного моста. Таким образом, он стал свидетелем пожара в Москве 1812 года. По его камням отступала наполеоновская армия из разоренного города, и, потом, еще долгое время перевозили строительные материалы для восстановления сожженного центра. Он стал очень стар и слаб, постоянно нуждался в ремонте, но, когда в 1859 году было принято решение о сносе Большого Каменного моста, большая часть москвичей восприняли это как печальную потерю. «Сколько стоило усилий и иждивений, чтобы сломать этот двухвековой памятник! Самою трудностью сломки доказывалась прочность его кладки и доброта материала, из коего только одной части достаточно было на постройку огромного дома. Московские жители с любопытством и сожалением собирались смотреть на разрушение этого моста, который долго почитаем был одною из диковинок не только древней столицы нашей, но вообще и всей России» - написал Снегирев, один из очевидцев.

Мост ломали, разбирали и, даже взрывали пороховыми зарядами, пока полностью не очистили место. И все таки, память о нем удалось сохранить, как минимум, в городских преданиях. Во-первых, в Москве до сих пор есть дом, расположенный по адресу: Моховая улица, дом 7, который построен, как считают местные жители из обломков Большого Каменного моста. Причиной тому была заметка в газете «Московские губернские ведомости» от 1859 года. Там говорилось: «Из купленного оставшегося от разломки старого материала с добавлением нового, построен купцом Скворцовым большой доходный дом на углу Моховой, по проекту архитектора Никольского. Фасад этого здания довольно красивый, внизу – хорошие магазины; в верхних этажах квартиры различного объема». Документальных подтверждений, что обломки были частью моста, мне найти не удалось. Тем не менее, московские краеведы, в своих работах, часто придерживаются именно этой версии.


Дом, кстати, был перестроен в конце XIX столетия по проекту петербургского архитектора в стиле «Северного модерна». Его автор, Василий Васильевич Шауб делал многое для развития этого направления в архитектуре и создал много различных построек, которые можно теперь увидеть на Васильевском острове и Петроградской стороне в Петербурге.
Во-вторых, многие исследователи считают, что при строительстве Дворцового, а ныне Лефортовского моста, опоры делали по образцу Большого Каменного. Так что он считается памятником этой легендарной постройки.

А недавно, начали создание графической реконструкции Кремля на начало XVIII века. Так то теперь можно увидеть как выглядел Большой Каменный мост и Кремль несколько веков назад.

Да что там говорить! Даже при сооружении нового, металлического моста за ним сохранилось название «Большой Каменный». Его спроектировал инженер-полковник Танненберг. Новая конструкция имела две каменные опоры с далеко выступающими вперед, ледорезми, на которых покоились чугунные пролеты. Не смотря на то, что это был первый металлический мост в Москве, ни интереса, ни восторга у местных жителей он не вызвал и от него избавились довольно быстро, тем более, что был подходящий повод. В начале XX века он сильно усложнил транспортную ситуацию в самом центре.

Большой Каменный мост (металлический). XIX век. Московский анекдот того времени рассказывал о незадачливом чиновнике, который с удивлением смотрел на огромные выступы опор и выяснив, что это ледорезы, возмущенно сказал: «А если лед пойдет с другой стороны?!»

В 1921 году, уже советские власти, объявил конкурс на проект нового моста. И лишь со второй попытки появился вариант, устроивший комиссию. Его построили в 1938 году, чуть сдвинув ниже по течению к Боровцкой площади. Верхняя поверхность моста – прямая, ее поддерживает, изогнутая дугой металлическая конструкция, опирающаяся на две каменные береговые опоры. Наверху находится металлическая ограда, украшенная советскими гербами Москвы в окружении знамен с колосьями по бокам. Конструкция получилась, прямо скажем, незатейливая. Но, главное в ней то, что ее форма и высота перекрывают обзор только кремлевских стен и при этом подчеркивают его высокое расположение, служа неким пьедесталом для башен Кремля и храма Христа Спасителя. Одновременно, Большой Каменный мост является одной из лучших смотровых площадок города. Инженер Н. Я. Калмыков в компании с архитекторами: Владимиром Алексеевичем Щуко и Владимиром Георгиевичем Гельфрейхом (авторами пропилей Смольного), Михаилом Адольфовичем Минкусом, «наступив на горло собственной песне», сделали самый простой мост, плохо запоминающийся, который отходит на задний план, позволяя увидеть главное – великолепную панораму берегов Москвы-реки, сохранившую большое количество самых узнаваемых достопримечательностей столицы.