Храм гипогей. Мальтийский Гипогей – таинственный Храм смерти

November 23rd, 2014

Невероятное сооружение Гипогей, до сих пор вызывающее споры специалистов о своем возникновении – одна из самых загадочных достопримечательностей Мальты.

По некоторым оценкам археологов почти 6000-летний трехуровневый мальтийский храм Гипогей Хал-Сафлиени (Ħal-Saflieni Hypogeum, Paola, Malta) старше по возрасту сооружений Стоунхендж в Англии и самих Египетских пирамид в Гизе более чем на тысячу лет. Захоронение Гипогей, официально именуемое Hypogeum of Hal Saflieni, названо так по имени улицы, где оно было обнаружено в начале прошлого века. Гипогей в переводе с латинского означает «подземное жилище». Многие эксперты уверяют, что мальтийский Гипогей был построен как храм, огромный подземный храм смерти и рождения с запутанной системой уровней, ходов, залов и ловушек. Кроме того, в Гипогее обнаружены скелеты 30 тысяч человек эпохи позднего неолита и разные артефакты. Сейчас историки настаивают на признании его восьмым чудом света

Давайте изучим его и мы с вами подробнее …

Фото 2.

Гипогей Хал Сафлиени — один из самых экстраординарных и уникальных археологических участков в мире. Гипогей был вырезан древними строителями из твердого известняка в целой природной скале. Самый древний верхний уровень комнат храма Гипогей (Ħal-Saflieni Hypogeum, Paola, Malta) датируется приблизительно 3600-3300 гг. до н.э., а самый глубокий уровень Гипогея датируется примерно 3150-2500 гг. до н.э., средний уровень 3300-3000 гг. до н.э.

Гипогей на Мальте занимает площадь примерно 500 кв. м., которая включает главную яйцеобразную материнскую палату, таинственный зал с нишей «эхо», доступные проходы-туннели, лестницы, ступени, многочисленные залы и палаты различных форм и размеров, традиционные дверные проемы, могильные ниши и многие другие объекты.

Фото 3.

Некоторые подземные палаты повторяют формы архитектуры наземных храмов на Мальте, а характер строения главной материнской палаты Main Chamber с изогнутыми стенами, по оценкам историков, явно указывает на то, на острове когда-то процветал культ плодородия Матери-Земли. К тому же, в Гипогее при раскопках была обнаружена знаменитая каменная статуэтка спящей тучной женщины Sleeping Lady, которая сейчас хранится в Национальном археологическом музее Мальты, и также при раскопках в святилище были обнаружены другие важные артефакты, как разные фигурки и статуэтки, амулеты и вазы. Один из наиболее любопытных найденных экспонатов — это обезглавленная неолитическая статуэтка, которая была найдена рядом с двумя головами из известняка, возможно, что одна из голов принадлежала этой фигурке.

Гипогей Хал Сафлиени был случайно обнаружен на Мальте в ходе строительных работ в 1902 году при разработке поверхности скалы для строительства дома, и, к сожалению, строителями большая часть верхнего уровня построенного древними строителями была разрушена при наземных работах, пока не обнаружилось, что найденное строение может быть объктом исторического назначения. К огромной радости археологов, строители не успели повредить главный входной дверной проем, вырубленный древними строителями в типичной традиционной форме из двух больших камней, которые поддерживают перемычку.

Фото 4.

На стенах Гипогея при раскопках в некоторых палатах были обнаружены геометрические узоры в виде спиралей, а в могильных комнатах Гипогея были найдены останки костей приблизительно 7 000 человек и также костные останки животных. Большинство ученых предполагают, что Гипогей мог использоваться для ритуалов или религиозных служб и также мог позже использоваться как место погребения. В нишах залов Гипогея были открыты следы использования охры в ритуальных целях и, по мнению ученых и исследователей, ритуалы, возможно, были связаны с почитанием Богини Земли Матери.

Верхний уровень святилища — это самая старая секция Гипогея, и весьма очевидно, что строители храма первоначально увеличивали естественную пещеру.

Фото 5.

Самые главные палаты и наиболее демонстрационные примеры вырезания камня и художественного оформления древними строителями Гипогея были обнаружены археологами на втором уровне Гипогея. Около главной палаты нашли маленькую пещеру (каверна) глубиной около 2 м, которую назвали как «snake pit» или «votive pit». Возможно, что эта каверна предназначалась для того, чтобы держать животных, которых использовали здесь для жертвоприношений. Известная неолитическая статуэтка Спящей Леди (Sleeping Lady) была найдена именно здесь, в этой нише. Эта статуэтка является самой красивой из всех статуэток и фигурок, найденных в древних храмах Мальты. Очень полная женщина, возможно о чем-то мечтает, или возможно она символизирует смерть, или это жрица в трансе — по этому поводу существуют разные мнения.

Фото 6.

Пол в одной комнате на самом глубоком уровне святилища обрывается ступеньками вниз. Исследователи считают, что палаты глубокого уровня использовались для хранения, поскольку при раскопках там не были найдены никакие останки человеческих костей. Этот уровень был построен в том промежутке времени, когда строящая храм цивилизация таинственным образом исчезла на острове.

Палата Holy of Holies — самая впечатляющая комната в Гипогее, которая славится великолепно вырезанным монументальным фасадом зала с традиционным проемом двери, вырезанным из скалы. Этот дверной вход повторяет входы в дольмены наземных храмов, найденных на поверхности земли в нескольких местах Мальты.

Фото 7.

Немного слов стоит сказать о Палате Оракула (The Oracle Room), которая находится на втором уровне Гипогея Хал Сафлиени. В комнате есть маленькая овальная ниша, расположенная на уровне лица. Если в эту нишу что-то произнести низким мужским голосом, звуки резонируют сильным эхом по всему помещению комплекса Гипогея. В этой же палате обнаружили нишу со следами красной охры, и потолок этой экстраординарной палаты украшают спирали, тоже нанесенные красной охрой, и, как считают ученые и исследователи, рисунки охрой символизируют Дерево Жизни (Tree of Life). Мальтийский археолог Теми Заммит (Sir Temi Zammit, также, известный мальтийский историк, профессор, ректор университета Мальты, писатель, первый директор Национального Музея археологии Мальты, Валлетта в начале 20-ого века), считал, что на Мальте когда-то было определено место нахождения Оракула. Оракул в свою очередь привлекал на Мальту паломников со всего Средиземноморского региона. К тому же, археологи и историки полагают, что древние архитекторы на Мальте, которые соорудили на Мальте и Гозо мегалитические храмы, дольмены, могильники и другие древние объекты, предназначенные для отправления религиозных служб, ритуалов, обрядов или для каких-то других целей, при строительстве использовали математические расчеты.

Фото 8.

Рядом с полом последней залы подземного Гипогея, на третьем и последнем из официально признанных подуровней, находится некоторое количество так называемых «погребальных камер». Они очень малы, а, чтобы заглянуть внутрь, надо встать на колени. Впрочем, ползком протиснуться через них можно. Известно, что одна из этих камер не глухая, как другие, а продолжается дальше в виде бесконечного тоннеля и теряется глубоких и неисследованных пустотах скалистой породы острова. Должно быть, это то самое место, о котором писалось в августовском номере журнала National Geographic за 1940 год: некоторые смельчаки, которым удавалось протиснуться в камеру, пропадали в глубине хода бесследно и навсегда.

Множество подземных ходов и тоннелей, включая доисторические катакомбы, позже было включено строителями-рыцарями в систему фортификационных укреплений. В некоторых ходах и пещерах хранили продовольствие, в других укрывались во время битвы. Прямо под Валлеттой разросся целый огромный подземный город, в котором жили бедняки, не имевшие собственных домов на поверхности. По всему острову разбросаны подземные пещеры-дома и храмы доисторических людей. Несколько десятилетий назад любой мог пройти Мальту из конца в конец по подземным ходам, ни разу не поднявшись на поверхность. Может быть, такое положение дел сохранялось бы и по сей день, но правительство распорядилось перекрыть все известные входы в подземелье после несчастного случая примерно в первой трети прошлого века, когда в подземном лабиринте потерялась группа школьников (всего около 30 человек) во главе с несколькими взрослыми. Дети и их учителя решили устроить познавательную экскурсию по тоннелям, но бесследно пропали, и их так и не нашли.

Фото 9.

Очевидцем этих событий была известная исследовательница Луиза Джеззап, которая в то время работала в посольстве Великобритании на Мальте, а позже стала научным секретарем одного американского научного общества. Она написала статью о двух своих посещениях Гипогея, одно из которых состоялось до пропажи школьников, а другое – вскоре после него. Мисс Джеззап, во время первого визита в Гипогей, стала уговаривать гида исследовать ту самую таинственную погребальную камеру, которая находилась в конце официального маршрута. Гид сначала возражал, но потом сдался и предупредил барышню, что она может лезть туда исключительно на свой страх и риск. Мисс Джеззап взяла свечу и приспособила свой длинный шарф в качестве веревки, за которую держались идущие сзади ее друзья. Она протиснулась сквозь камеру и неожиданно очутилась в огромном пустом зале. Подняв свечу, она обнаружила, что стоит на небольшом выступе, а вниз уходит узкое, но глубокое, показавшееся бездонным, подземное ущелье.

С противоположной стороны ущелья, чуть ниже, был расположен выступ, подобный тому, на котором стояла мисс Джеззап, а от него в глубь породы начинался туннель. Мисс Джеззап и бывшие с ней люди видели это своими глазами и подтвердили письменно и под присягой. Кроме того, на противоположной стороне ущелья они увидели несколько покрытых волосами существ, похожих на людей, которые пытались задуть свечу пришельцев и, наконец, метнули в них чем-то мягким и влажным. Люди в панике протолкнулись через лаз назад в Гипогей, где их встретил гид. Заметив состояние мисс Джеззап и ее друзей, гид совсем не удивился и дал понять, что прекрасно знает, что (и кого) они могли там видеть.

Фото 10.

Через неделю после этого события в лабиринте пропали школьники. А когда мисс Джеззап пришла в Гипогей на вторую экскурсию, прежнего гида там уже не было, а нынешний отрицал, что тот здесь когда-либо работал. Однако в прессе стало известно, что школьники, их учителя и предыдущий гид полезли именно в тот тоннель, на пороге которого мисс Джеззап видела странных существ. По случайности (или нет), туннель этот почти сразу осыпался. Было послано несколько поисковых партий, обвал разрыли, но останков тел детей или их следов не нашли. Веревка, которую экскурсия тянула за собой от самой погребальной камеры, оказалась аккуратно отрезана чем-то острым. Все следы потерялись.

Потом говорили, что детский плач и крик слышали люди как бы из-под земли в самых разных частях острова, но точно установить место, откуда исходили эти звуки, так никто и не смог.

Что касается сети катакомб под Мальтой, то некоторые старинные источники указывают на то, что она разветвлялась не только под поверхностью острова: ходы шли вглубь и в стороны, продолжались и под морем и, по слухам, тянулись аж до Италии. По крайней мере в древности, в античные времена, многие источники указывали на это.

Фото 11.

Второе название,Hypogeum of Hal Saflieni, произошло от названия улицы, где это культовое сооружение было обнаружено в 1902 году случайно, во время проведения канализации. ОбнаружившиеГипогей строители некоторое время пытались скрыть находку и использовали искусственную пещеру в качестве свалки строительного мусора, однако ею заинтересовался иезуитский отец Эммануил (Father Manuel Magri) , который первым и начал раскопки. После смерти отца Эммануила в 1907 году исследованиями мальтийских мегалитов руководил мальтийский археолог Теми Заммит (Sir Temi Zammit) . Он предположил, что здесь когда-то находился оракул, привлекавший на Мальту паломников со всего Средиземноморья. Одна из самых известных загадок Гипогея - так называемая палата Оракула, с уникальной акустикой, вызывающей «многоголосое» эхо. Но парадокс в том, что эхо вторит только мужским голосам… Стенки камеры разрисованы охряными спиралями. На верхнем уровнебольшой зал, центральный проход и погребальные камеры с каждой стороны. Зал округлый, из него ведет несколько проходов, некотрые заканчиваются «вслепую». Здесь и найдены были фигуры спящих женщин — ныне они находятся в музее археологии в Валлетте . Рядом с полом последней залы подземного Гипогея , на третьем и последнем из официально признанных подуровней, находятся «погребальные камеры». Чтобы заглянуть внутрь, надо встать на колени.

Фото 12.

Одна из этих камер не замкнута, а продолжается в виде тоннеля куда-то в неведомые глубины. Журнал National Geographic за 1940 год писал: «Некоторые смельчаки, которым удавалось протиснуться в камеру, пропадали в глубине хода бесследно и навсегда.» На втором уровне — двухметровый колодец, в котором вроде как разводили змей или типа того… На третьем уровне можно наблюдать грунтовые воды, некоторые его помещения, как предполагают, использовались как склады. Интересна и самая нижняя комната, ступени, ведущие в которую, обрываются на высоте нескольких метров над уровнем пола. Она находится на глубине 10.6 метров. Внутри конусо- или яйцеобразных помещений были обнаружены многочисленные разрозненные костные останки людей и жертвенных животных. Предполагают, что в гипогее на протяжении многих столетий функционировал общинный могильник. Древние обитателиМальты вырубали в породе всё новые коридоры и гроты, в которых хоронили своих мёртвых. На стенах были открыты геометрические узоры, а также следы использования охры в ритуальных целях. Гипогей Хал Сафлиени служил не только местом культовых поклонений и захоронений, он служил в первую очередь для обучения жриц, которые исповедовали культ Великой Матери. Мария Гимбутас связала Хал Сафлиени со своим учением о матриархальной Старой Европе.

Фото 13.

В качестве подтверждения того, что в Хал Сафлиени процветал культ женского плодородия, она указывает на то, что храмовые залы имеют форму материнского чрева, а внутри гипогея была обнаружена неолитическая статуэтка спящей тучной женщины, продолжающая традицию палеолитических венер. Это сооружение вырезалось из скалы в течение нескольких столетий. Cооружение датируется 3600 годом до нашей эры (называются и другие даты между 4500 и 5000 годами до нашей эры). Точнее так — верхний «этаж» (3600-3300 до н.э.), средний (3300-3000 до н.э) и нижний (3150 — 2500 до н.э). В 1992-1996 годах гипогей находился на реставрации и был закрыт для посещения. Гипогей открыт для посещения ежедневно. В час пускают по одной группе, не более 10 человек, за день храм могут посетить только 80 человек. Вход групп строго в 9, 10, 11 и 13, 14, 15, 16.00. Всего бывает семь экскурсий в день. Записываться надо заранее, причем только с сайта в Интернете (за эту услугу еще и снимут 2 евро), в туристический сезон за две недели, а во не туристический — минимум за неделю, а потом за несколько дней выкупить билеты.

Фото 14.

Экскурсия начинается с краткого обзора небольшой выставки найденных при раскопках Гипогея экспонатов. Далее показывается видеофильм на английском языке. И только после этого в сопровождении гида можно спуститься непосредственно в Гипогей . Фото и видеосъемка категорически запрещена. Перед входом посетители оставляют все сумки и фото-видеокамеры в камере хранения. Стоимость билета в Гипогей - 20 Еврo для взрослого, 15 евро для детей от 12 до 17 лет и пенсионеров старше 60, 10 евро для детей от 6 до 12 лет. Детей 5 лет и менее туда не пустят! Однако, не обязательно заказывать билеты заранее (хотя это и снижает шансы попасть в Гипогей). Есть две «специальные экскурсии» — в 12:00 часов и в 16:00 частов, билеты на них продаются в Музее Изящных Искусств вВаллетте и в музее археологии на Гозо , в Виктории . Продяются они без заказа — в порядке живой очереди, «кто первый встал, того и тапки»! Цена — €25. Гипогей (Hypogeum): достижим на автобусах маршрутов 15, 29, 30 (из Валлетты). Рядом с Гипогеем расположен ещё один мегалитический комплекс - Таршинские Храмы .

Фото 15.

Фото 16.

Фото 17.

Фото 18.

Фото 19.

Фото 20.

Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия -

Невероятное сооружение Гипогей, до сих пор вызывающее споры специалистов о своем возникновении – одна из самых загадочных достопримечательностей Мальты.


По некоторым оценкам археологов почти 6000-летний трехуровневый мальтийский храм Гипогей Хал-Сафлиени (Ħal-Saflieni Hypogeum, Paola, Malta) старше по возрасту сооружений Стоунхендж в Англии и самих Египетских пирамид в Гизе более чем на тысячу лет. Захоронение Гипогей, официально именуемое Hypogeum of Hal Saflieni, названо так по имени улицы, где оно было обнаружено в начале прошлого века. Гипогей в переводе с латинского означает «подземное жилище». Многие эксперты уверяют, что мальтийский Гипогей был построен как храм, огромный подземный храм смерти и рождения с запутанной системой уровней, ходов, залов и ловушек. Кроме того, в Гипогее обнаружены скелеты 30 тысяч человек эпохи позднего неолита и разные артефакты. Сейчас историки настаивают на признании его восьмым чудом света


Давайте изучим его и мы с вами подробнее …


Некоторые подземные палаты повторяют формы архитектуры наземных храмов на Мальте, а характер строения главной материнской палаты Main Chamber с изогнутыми стенами, по оценкам историков, явно указывает на то, на острове когда-то процветал культ плодородия Матери-Земли. К тому же, в Гипогее при раскопках была обнаружена знаменитая каменная статуэтка спящей тучной женщины Sleeping Lady, которая сейчас хранится в Национальном археологическом музее Мальты, и также при раскопках в святилище были обнаружены другие важные артефакты, как разные фигурки и статуэтки, амулеты и вазы. Один из наиболее любопытных найденных экспонатов - это обезглавленная неолитическая статуэтка, которая была найдена рядом с двумя головами из известняка, возможно, что одна из голов принадлежала этой фигурке.


Гипогей Хал Сафлиени был случайно обнаружен на Мальте в ходе строительных работ в 1902 году при разработке поверхности скалы для строительства дома, и, к сожалению, строителями большая часть верхнего уровня построенного древними строителями была разрушена при наземных работах, пока не обнаружилось, что найденное строение может быть объктом исторического назначения. К огромной радости археологов, строители не успели повредить главный входной дверной проем, вырубленный древними строителями в типичной традиционной форме из двух больших камней, которые поддерживают перемычку.



На стенах Гипогея при раскопках в некоторых палатах были обнаружены геометрические узоры в виде спиралей, а в могильных комнатах Гипогея были найдены останки костей приблизительно 7 000 человек и также костные останки животных. Большинство ученых предполагают, что Гипогей мог использоваться для ритуалов или религиозных служб и также мог позже использоваться как место погребения. В нишах залов Гипогея были открыты следы использования охры в ритуальных целях и, по мнению ученых и исследователей, ритуалы, возможно, были связаны с почитанием Богини Земли Матери.


Верхний уровень святилища - это самая старая секция Гипогея, и весьма очевидно, что строители храма первоначально увеличивали естественную пещеру.



Самые главные палаты и наиболее демонстрационные примеры вырезания камня и художественного оформления древними строителями Гипогея были обнаружены археологами на втором уровне Гипогея. Около главной палаты нашли маленькую пещеру (каверна) глубиной около 2 м, которую назвали как «snake pit» или «votive pit». Возможно, что эта каверна предназначалась для того, чтобы держать животных, которых использовали здесь для жертвоприношений. Известная неолитическая статуэтка Спящей Леди (Sleeping Lady) была найдена именно здесь, в этой нише. Эта статуэтка является самой красивой из всех статуэток и фигурок, найденных в древних храмах Мальты. Очень полная женщина, возможно о чем-то мечтает, или возможно она символизирует смерть, или это жрица в трансе - по этому поводу существуют разные мнения.



Пол в одной комнате на самом глубоком уровне святилища обрывается ступеньками вниз. Исследователи считают, что палаты глубокого уровня использовались для хранения, поскольку при раскопках там не были найдены никакие останки человеческих костей. Этот уровень был построен в том промежутке времени, когда строящая храм цивилизация таинственным образом исчезла на острове.


Палата Holy of Holies - самая впечатляющая комната в Гипогее, которая славится великолепно вырезанным монументальным фасадом зала с традиционным проемом двери, вырезанным из скалы. Этот дверной вход повторяет входы в дольмены наземных храмов, найденных на поверхности земли в нескольких местах Мальты.


Рядом с полом последней залы подземного Гипогея, на третьем и последнем из официально признанных подуровней, находится некоторое количество так называемых «погребальных камер». Они очень малы, а, чтобы заглянуть внутрь, надо встать на колени. Впрочем, ползком протиснуться через них можно. Известно, что одна из этих камер не глухая, как другие, а продолжается дальше в виде бесконечного тоннеля и теряется глубоких и неисследованных пустотах скалистой породы острова. Должно быть, это то самое место, о котором писалось в августовском номере журнала National Geographic за 1940 год: некоторые смельчаки, которым удавалось протиснуться в камеру, пропадали в глубине хода бесследно и навсегда.


Множество подземных ходов и тоннелей, включая доисторические катакомбы, позже было включено строителями-рыцарями в систему фортификационных укреплений. В некоторых ходах и пещерах хранили продовольствие, в других укрывались во время битвы. Прямо под Валлеттой разросся целый огромный подземный город, в котором жили бедняки, не имевшие собственных домов на поверхности. По всему острову разбросаны подземные пещеры-дома и храмы доисторических людей. Несколько десятилетий назад любой мог пройти Мальту из конца в конец по подземным ходам, ни разу не поднявшись на поверхность. Может быть, такое положение дел сохранялось бы и по сей день, но правительство распорядилось перекрыть все известные входы в подземелье после несчастного случая примерно в первой трети прошлого века, когда в подземном лабиринте потерялась группа школьников (всего около 30 человек) во главе с несколькими взрослыми. Дети и их учителя решили устроить познавательную экскурсию по тоннелям, но бесследно пропали, и их так и не нашли.



Очевидцем этих событий была известная исследовательница Луиза Джеззап, которая в то время работала в посольстве Великобритании на Мальте, а позже стала научным секретарем одного американского научного общества. Она написала статью о двух своих посещениях Гипогея, одно из которых состоялось до пропажи школьников, а другое – вскоре после него. Мисс Джеззап, во время первого визита в Гипогей, стала уговаривать гида исследовать ту самую таинственную погребальную камеру, которая находилась в конце официального маршрута. Гид сначала возражал, но потом сдался и предупредил барышню, что она может лезть туда исключительно на свой страх и риск. Мисс Джеззап взяла свечу и приспособила свой длинный шарф в качестве веревки, за которую держались идущие сзади ее друзья. Она протиснулась сквозь камеру и неожиданно очутилась в огромном пустом зале. Подняв свечу, она обнаружила, что стоит на небольшом выступе, а вниз уходит узкое, но глубокое, показавшееся бездонным, подземное ущелье.


С противоположной стороны ущелья, чуть ниже, был расположен выступ, подобный тому, на котором стояла мисс Джеззап, а от него в глубь породы начинался туннель. Мисс Джеззап и бывшие с ней люди видели это своими глазами и подтвердили письменно и под присягой. Кроме того, на противоположной стороне ущелья они увидели несколько покрытых волосами существ, похожих на людей, которые пытались задуть свечу пришельцев и, наконец, метнули в них чем-то мягким и влажным. Люди в панике протолкнулись через лаз назад в Гипогей, где их встретил гид. Заметив состояние мисс Джеззап и ее друзей, гид совсем не удивился и дал понять, что прекрасно знает, что (и кого) они могли там видеть.


Через неделю после этого события в лабиринте пропали школьники. А когда мисс Джеззап пришла в Гипогей на вторую экскурсию, прежнего гида там уже не было, а нынешний отрицал, что тот здесь когда-либо работал. Однако в прессе стало известно, что школьники, их учителя и предыдущий гид полезли именно в тот тоннель, на пороге которого мисс Джеззап видела странных существ. По случайности (или нет), туннель этот почти сразу осыпался. Было послано несколько поисковых партий, обвал разрыли, но останков тел детей или их следов не нашли. Веревка, которую экскурсия тянула за собой от самой погребальной камеры, оказалась аккуратно отрезана чем-то острым. Все следы потерялись.


Потом говорили, что детский плач и крик слышали люди как бы из-под земли в самых разных частях острова, но точно установить место, откуда исходили эти звуки, так никто и не смог.


Что касается сети катакомб под Мальтой, то некоторые старинные источники указывают на то, что она разветвлялась не только под поверхностью острова: ходы шли вглубь и в стороны, продолжались и под морем и, по слухам, тянулись аж до Италии. По крайней мере в древности, в античные времена, многие источники указывали на это.



Второе название,Hypogeum of Hal Saflieni, произошло от названия улицы, где это культовое сооружение было обнаружено в 1902 году случайно, во время проведения канализации. ОбнаружившиеГипогей строители некоторое время пытались скрыть находку и использовали искусственную пещеру в качестве свалки строительного мусора, однако ею заинтересовался иезуитский отец Эммануил (Father Manuel Magri) , который первым и начал раскопки. После смерти отца Эммануила в 1907 году исследованиями мальтийских мегалитов руководил мальтийский археолог Теми Заммит (Sir Temi Zammit) . Он предположил, что здесь когда-то находился оракул, привлекавший на Мальту паломников со всего Средиземноморья. Одна из самых известных загадок Гипогея - так называемая палата Оракула, с уникальной акустикой, вызывающей «многоголосое» эхо. Но парадокс в том, что эхо вторит только мужским голосам… Стенки камеры разрисованы охряными спиралями. На верхнем уровне - большой зал, центральный проход и погребальные камеры с каждой стороны. Зал округлый, из него ведет несколько проходов, некотрые заканчиваются «вслепую». Здесь и найдены были фигуры спящих женщин - ныне они находятся в музее археологии в Валлетте . Рядом с полом последней залы подземного Гипогея , на третьем и последнем из официально признанных подуровней, находятся «погребальные камеры». Чтобы заглянуть внутрь, надо встать на колени.



Одна из этих камер не замкнута, а продолжается в виде тоннеля куда-то в неведомые глубины. Журнал National Geographic за 1940 год писал: «Некоторые смельчаки, которым удавалось протиснуться в камеру, пропадали в глубине хода бесследно и навсегда.» На втором уровне - двухметровый колодец, в котором вроде как разводили змей или типа того… На третьем уровне можно наблюдать грунтовые воды, некоторые его помещения, как предполагают, использовались как склады. Интересна и самая нижняя комната, ступени, ведущие в которую, обрываются на высоте нескольких метров над уровнем пола. Она находится на глубине 10.6 метров. Внутри конусо- или яйцеобразных помещений были обнаружены многочисленные разрозненные костные останки людей и жертвенных животных. Предполагают, что в гипогее на протяжении многих столетий функционировал общинный могильник. Древние обитателиМальты вырубали в породе всё новые коридоры и гроты, в которых хоронили своих мёртвых. На стенах были открыты геометрические узоры, а также следы использования охры в ритуальных целях. Гипогей Хал Сафлиени служил не только местом культовых поклонений и захоронений, он служил в первую очередь для обучения жриц, которые исповедовали культ Великой Матери. Мария Гимбутас связала Хал Сафлиени со своим учением о матриархальной Старой Европе.



В качестве подтверждения того, что в Хал Сафлиени процветал культ женского плодородия, она указывает на то, что храмовые залы имеют форму материнского чрева, а внутри гипогея была обнаружена неолитическая статуэтка спящей тучной женщины, продолжающая традицию палеолитических венер. Это сооружение вырезалось из скалы в течение нескольких столетий. Cооружение датируется 3600 годом до нашей эры (называются и другие даты между 4500 и 5000 годами до нашей эры). Точнее так - верхний «этаж» (3600-3300 до н.э.), средний (3300-3000 до н.э) и нижний (3150 - 2500 до н.э). В 1992-1996 годах гипогей находился на реставрации и был закрыт для посещения. Гипогей открыт для посещения ежедневно. В час пускают по одной группе, не более 10 человек, за день храм могут посетить только 80 человек. Вход групп строго в 9, 10, 11 и 13, 14, 15, 16.00. Всего бывает семь экскурсий в день. Записываться надо заранее, причем только с сайта в Интернете (за эту услугу еще и снимут 2 евро), в туристический сезон за две недели, а во не туристический - минимум за неделю, а потом за несколько дней выкупить билеты.



Экскурсия начинается с краткого обзора небольшой выставки найденных при раскопках Гипогея экспонатов. Далее показывается видеофильм на английском языке. И только после этого в сопровождении гида можно спуститься непосредственно в Гипогей . Фото и видеосъемка категорически запрещена. Перед входом посетители оставляют все сумки и фото-видеокамеры в камере хранения. Стоимость билета в Гипогей - 20 Еврo для взрослого, 15 евро для детей от 12 до 17 лет и пенсионеров старше 60, 10 евро для детей от 6 до 12 лет. Детей 5 лет и менее туда не пустят! Однако, не обязательно заказывать билеты заранее (хотя это и снижает шансы попасть в Гипогей). Есть две «специальные экскурсии» - в 12:00 часов и в 16:00 частов, билеты на них продаются в Музее Изящных Искусств вВаллетте и в музее археологии на Гозо , в Виктории . Продяются они без заказа - в порядке живой очереди, «кто первый встал, того и тапки»! Цена - €25. Гипогей (Hypogeum): достижим на автобусах маршрутов 15, 29, 30 (из Валлетты). Рядом с Гипогеем расположен ещё один мегалитический комплекс - Таршинские Храмы .






Много загадок и тайн хранит в себе гипогей (подземный храм) Хал-Сафлиени , расположенный в городе Паола на Мальте . По мнению ученых, он был вырублен в толще известняковой скалы около шести, а то и семи тысяч лет назад. То есть Хал-Сафлиени на целую тысячу лет старше египетских пирамид в Гизе, которые считались самыми древними памятниками архитектуры в мире.

Но какая цивилизация построила многоуровневый разветвленный лабиринт? Какие функции выполняло это подземное сооружение? Наконец, куда делись чудесные строители, все следы которых теряются во времени? Точного ответа на эти вопросы наука пока дать не может.

Открытие мирового значения

Хал-Сафлиени был открыт совершенно случайно. В 1902 году в пригороде Паолы велось интенсивное жилищное строительство. Строители, приступив к сооружению очередного дома, пробили в скале колодец, в котором предполагалось установить цистерну для сбора воды. При этом выяснилось, что в толще скалы имеется какая-то полость.

И хотя было ясно, что пещера имеет искусственное происхождение, застройщики, не желая терять прибыль от выгодной концессии, приказали продолжать работы. А в пещеру стали сбрасывать строительный мусор.

Однажды стройку посетил иезуит отец Эммануил. Он сумел осознать значение этой находки и добился у городских властей разрешения начать раскопки. Внутри подземной полости со множеством конусообразных и яйцеобразных помещений иезуит обнаружил человеческие скелеты, из-за чего вначале предположил, что здесь находится кладбище катакомбной церкви первых лет христианства.

Но этому предположению противоречило отсутствие какой-либо христианской символики внутри пещеры. Стены были покрыты геометрическими узорами, в основном в виде спиралей. Кроме человеческих, были найдены останки жертвенных животных, что также опровергало первоначальную гипотезу.

После смерти отца Эммануила в 1907 году раскопки продолжил мальтийский археолог Теми Заммит. Наиболее значительным из его открытий является «Палата оракула» с удивительными акустическими свойствами, о которых речь пойдет ниже. Исходя из этого, Заммит предположил, что в храме в эпоху Античности находился оракул, паломничества к которому совершали жители всех стран Средиземноморья.

Мария Гимбутас, американский археолог и культуролог литовского происхождения, предположила, что Хал-Сафлиени был святилищем богини женского плодородия, Матери-Земли. Такой вывод она сделала на основе того, что некоторые помещения гипогея имеют форму материнского чрева.

Кроме того, при раскопках была обнаружена небольшая глиняная фигура тучной женщины, лежащей на боку в позе эмбриона (именно в такой позиции находится и большинство из семи тысяч человеческих останков, обнаруженных в погребальных камерах Хал-Сафлиени). Эта статуэтка получила название «Спящая праматерь».

Большинство исследователей в настоящее время считают Хал-Сафлиени подземным храмом, посвященным культу рождения и смерти. В нем 34 помещения, расположенных на трех уровнях на площади около 500 квадратных метров. Они соединены переходами-туннелями и лестницами. Это довольно запутанный лабиринт, в котором легко заблудиться новому человеку.

В 1980 году гипогей включен ЮНЕСКО в список самых значимых памятников культурного наследия человечества.

«Палата оракула»

Это, пожалуй, самый интересный объект. Он находится на втором уровне гипогея. В этой комнате вровень с лицом человека среднего роста есть небольшая овальная ниша. Если что-то в нее сказать низким голосом, звук, многократно усиленный, разнесется по всем подземным помещениям. Но если вы произнесете что-либо голосом высоким, вас не услышат даже те, кто стоит неподалеку.

Акустические исследования, проведенные мальтийским композитором Рубеном Зарой и группой итальянских ученых, показали, что звук в «Палате оракула» резонирует на частоте 110 герц, что соответствует частотам резонанса во многих других древних культовых сооружений, в частности в ирландском Ньюгрейндже.

Подобные акустические эффекты оказывают огромное влияние на психику людей. По мнению ученых, резонансный звук на подобной частоте как бы включает ту область головного мозга, которая отвечает за настроение, сопереживание и социальное поведение. Кроме того, человек, находящийся в гипогее, чувствует эту звуковую вибрацию всеми тканями и костями своего тела.

Это ведет к некоторому изменению сознания и, вероятно, усиливает мистические ощущения во время религиозных ритуалов. Это при условии, что Хал-Сафлиени действительно создавался как подземный храм. Но есть и другая гипотеза предназначения «Палаты оракула», о которой будет сказано далее.

Камера, из которой не возвращаются

На третьем уровне гипогея имеются ниши, названные погребальными камерами, поскольку в некоторых были найдены человеческие останки. Они так малы, что заглянуть в них можно лишь встав на колени, а внутрь попасть - только ползком. Все камеры глухие, и всего одна имеет в противоположной стене отверстие, уводящее в темный туннель.

В 1940 году гипогей посетила известная исследовательница Луиза Джеззап, работавшая в английском посольстве на Мальте. Во время экскурсии ей удалось уговорить гида, чтобы тот позволил ей проникнуть в эту таинственную нишу.

Тот сначала не соглашался, но в конце концов вынужден был отступить под напором эксцентричной иностранки, лишь предупредив, что это очень опасно и он не отвечает за последствия.

Мисс Джеззап взяла свечу и велела своим друзьям взять в руки ее длинный шарф, чтобы страховать женщину. Протиснувшись в отверстие, отважная исследовательница обнаружила, что стоит на небольшом выступе скальной породы на краю узкой, но, вероятно, очень глубокой пропасти, за которой просматривались очертания огромного зала.

На другой стороне пропасти, чуть ниже, был такой же выступ, а сразу за ним начинался туннель, ведший куда-то вглубь скалы. Возле него мисс Джеззап увидела каких-то волосатых существ, которые были похожи на людей. Они запустили в женщину камнем. Перепугавшись не на шутку, мисс Джеззап бросилась назад. Гид совсем не удивился ее испугу. Похоже, он прекрасно знал, что она могла там увидеть.

А через неделю после этого в гипогее пропала группа из 30 школьников вместе со своим учителем. Оказалось, они полезли именно в тот туннель, откуда сбежала мисс Джеззап. Случайно или нет, но в этом проходе сразу же произошел обвал.

Поисковые партии раскопали лаз, но нашли лишь обрывок страховочной веревки, которую тянули за собой экскурсанты от погребальной камеры. Она была перерезана чем-то острым. Никаких следов детей и их наставника найти не удалось.

Потом мальтийцы слышали детский плач и крик, доносившиеся из-под земли в самых разных частях острова. Но точно установить, откуда шли эти звуки, так и не сумели. Поговаривают, что сеть катакомб проходит под всем островом и даже за его пределами, якобы доходя даже до Италии, так что немудрено в этом лабиринте затеряться навеки. А начало свое он берет именно в гипогее.

Защитное убежище

Но кто соорудил такое подземное чудо? И куда исчезла эта древняя цивилизация?

Астрофизик Анатолий Григорьевич Иванов считает, что в Хал-Сафлиени более шести тысяч лет назад жили переселенцы из звездных систем Немезиды и Сириуса.

Что и говорить, гипотеза выглядит привлекательно. Но наш уважаемый ученый почему-то считает, что в те незапамятные времена земляне просто-напросто не могли иметь технологий, рассекающих скальные породы с легкостью ножа, входящего в брусок сливочного масла. Значит, это могли сделать только пришельцы со звезд.

А если все же была высокоразвитая древняя цивилизация, и седой миф об Атлантиде не является чьей-то досужей выдумкой? Почему бы не предположить, что Хал-Сафлиени был большим убежищем, куда пряталось население при угрозе ядер-ной атаки и прочих опасностей?

Тогда легко объясняется и наличие в одном месте семи тысяч останков людей, погибших, вероятно, одновременно, став жертвами страшной войны, погубившей эту цивилизацию. Скорее всего, и ниша в «Палате оракула» - средство оповещения невольных обитателей этого самого древнего защитного бункера.

Исходя из этой гипотезы, можно объяснить и загадку самой нижней комнаты гипогея. Ступени, ведущие в нее, обрываются на высоте нескольких метров над уровнем пола. Почему? Скорее всего, здесь был бассейн, заполненный водой, которую брали для приготовления пищи и прочих хозяйственных нужд.

Думается, гипотеза о древнем защитном убежище имеет такое же право на существование, как и все прочие. А подземным святилищем Хал-Сафлиени стал позже, в античные времена.

Люди, заселившие Мальту, воспользовались плодами трудов более древней, не известной нам цивилизации. Так это или нет, но загадки Хал-Сафлиени по-прежнему волнуют ученых, и поток туристов, желающих посетить гипогей, не иссякает.

Николай ВАЛЕНТИНОВ

По всему миру ученые находят загадочные пещеры и катакомбы, которые принадлежат культурам исчезнувших цивилизаций и являются ценным источником сведений об истории Древнего мира. Но некоторые находки археологов повергают в шок даже самых опытных исследователей. Одним из таких открытий является мальтийский Гипогей.

Название старинного памятника в переводе означает Храм смерти, оно было приписано катакомбам в городе Паоло не просто так. Это подземное сооружение было случайно обнаружено еще в 1902 году, когда рабочие ремонтировали водопровод в центре города и провалились в один из залов храма. Рабочие не знали, что таким образом они нашли ценный исторический памятник и сакральное место древних людей.

Проход в тоннель засыпали строительным мусором, сэкономив средства, выделенные на утилизацию. Гипогей так бы и канул в лету, если бы не события, последовавшие после этого случая. Накануне Второй мировой войны, в городке начали пропадать люди. Причем очевидцы, которым по счастливой случайности удалось избежать подобной участи, утверждали, что какая-то неведомая сила завлекает людей в катакомбы под городом.

После появления подобных статей в газетах и научных журналах, на остров приехали несколько специалистов для изучения загадочных тоннелей под городом. Исследователи обнаружили гигантский лабиринт с множеством залов, тоннелей и ходов. Но самым шокирующим было то, что расположение залов в лабиринтах совпадало с наземными древними мальтийскими храмами. Они были практически их зеркальным отражением или как бы перевернутой вниз копией.

Кто построил древний храм?

Ориентировочно мальтийский Гипогей был возведен около 8 000 лет назад. Неизвестно, какими технологиями пользовались древние люди, сооружая подобные конструкции в гранитной породе, ученые выдвигают на этот счет множество теорий. А любители мистики уверены, что Гипогей возвели не люди, а предшествовавшая им более развитая раса. Узнать об этом наверняка, естественно, невозможно.

Существуют сведения о том, что катакомбы сооружались вместе со знаменитыми мальтийскими храмами. Каждое из святилищ подразделялось на внутреннюю и внешнюю зоны. Внешняя зона предназначалась для обычных прихожан. А внутренняя - только для , в нее простолюдинам нельзя было входить.

Во внутренних покоях жрецы приносили жертвы богам, которым поклонялся народ Мальты. Именно внутренние зоны и являлись главными залами Гипогея. Впоследствии их соединили множеством тоннелей и ходов. Проход по катакомбам знали только «посвященные», а простые жители, которых обуяло любопытство, не могли найти выхода и навечно терялись в бесконечном лабиринте.

Призраки древнего Гипогея

В подземном храме были неоднократно зафиксированы . Посетители катакомб слышали таинственные звуки необъяснимого происхождения. Некоторые даже видели фигуры людей с факелами, одетых в странные, словно ритуальные одежды.

Позже ученые решили выяснить причину загадочных явлений, происходящих в храме. Для этого в залах лабиринта были установлены приборы для измерения резонансной частоты. Выяснилось, что частота замеряемого звука составляет 110 герц. Затем нескольких добровольцев подвергли воздействию таких звуковых волн.

Выяснилось, что у добровольцев произошло изменение мозговой деятельности, характерное для . У испытуемых появились серьезные расстройства речи, активизировалась правая доля головного мозга. По одной из версий, древние жрецы соорудили свой храм таким образом, чтобы в нем образовался инфразвук, способный ввести человека в состояние гипноза. Это было необходимо, чтобы непосвященные не смогли проникнуть в тайны лабиринта.

Раскопки продолжаются

Весной 1949 года археологи проникли вглубь подземелья на двенадцать метров. Они обнаружили, что лабиринт состоит из трех уровней. Пройдя на самый последний - третий - «этаж», исследователи наткнулись сразу на несколько камер. Когда они попали в них, то всех людей охватил ужас.

В огромных камерах в различных позах лежали . Притом, возраст останков был разным. Создавалось впечатление, что подземелье собирало их веками. Пройти дальше археологи не решились. Но одна искательница приключений все-таки осмелилась воспользоваться случаем и проникнуть дальше - в еще одну камеру.

Вход в каземат был очень узким, поэтому археологу пришлось достаточно долго ползти по нему. Для подстраховки на поясе женщины был закреплен канат. Когда исследовательница попала в долгожданный зал, то включила фонарь. То, что она увидела, повергло ее в неописуемый ужас.

По заверению археолога, ее взору предстали несколько существ, отдаленно напоминающих человека, но больше ростом. Они пытались выбить фонарь из ее рук. В панике археолог бросилась обратно к другим исследователям. По счастливой случайности или преднамеренно, после того как девушка выбралась из данного зала, вход в него засыпало. Веревка была обрезана чем-то острым. Подобная история кажется неправдоподобной, но местные жители до сих пор помнят этот ужасный случай и не решаются войти в катакомбы.

Исследователям давно известно, что остров Мальта пронизан подземными сооружениями и ходами. Некоторые из них достигают даже Италии, и кто знает, сколько тайн скрывают эти лабиринты…

ИСТОРИЧЕСКАЯ СВАЛКА

Небольшой островной городок Паола был основан в 1626 году рыцарями Мальтийского ордена. Свое название он получил в честь Великого гроссмейстера ордена Антуана де Пауле. Город ничем не отличался от таких же поселений, однако в самом конце XIX века он стал бурно развиваться благодаря сооружаемым в соседней бухте судоверфям. Рабочим требовалось жилье, что привело к строительному буму. Именно тогда, в 1902 году, при прокладке канализации к строящимся домам рабочие наткнулись на пустоту под землей. Среди сотрудников компании не нашлось человека, способного оценить находку с историко-археологической точки зрения, и ее стали использовать для строительного мусора, что, разумеется, удешевляло строительство. Слух об этом распространился по городу, и спустя некоторое время на место строительства прибыл местный иезуитский священник отец Эммануил. Он добился запрета на использование подземелья в качестве свалки и получил право на его исследование.

Уже первые раскопки показали, что подземелье является рукотворным сооружением и, более того, культовым: здесь были найдены многочисленные костные останки людей, на стенах обнаружились геометрические узоры, выполненные охрой. После смерти отца Эммануила в 1907 году его дело продолжил мальтийский профессор, историк, археолог, ректор Мальтийского университета Теми Заммит. На основании полученных данных он выдвинул предположение, что подземное сооружение было храмом Мальтийского оракула и местом паломничества тысяч людей со всего Средиземноморья.

ДРЕВНЕЕ НЕ БЫВАЕТ

В те давние времена жители Мальты столетиями вгрызались в камень, прорубая все новые и новые гроты для захоронения упокоившихся. Еще отцом Эммануилом было определено, что храм не был христианским, поскольку при раскопках были найдены кости животных, использовавшихся в ритуальных жертвоприношениях.

Святилище (гипогей) имеет три уровня. Верхний - самый старый - был построен 5 500 лет назад, два нижних вырублены в скальной породе на 300-500 лет позже, то есть он старше египетских пирамид более чем на 1 000 лет! Более того, остатки керамической посуды, найденные при раскопках, указывают на то, что эти места были заселены еще 7 000 лет назад. Так или иначе, но Хал-Сафлиени, получивший свое название по имени улицы, на которой он расположен, - одно из крупнейших захоронений-святилищ. В туристических справочниках этот храм смерти обычно называется Хайподжиум.

ХРАМ ПРАМАТЕРИ?

Всего археологам известны 34 помещения общей площадью 480 кв. м. Только весной 1949 года им удалось проникнуть на самый нижний уровень. Увиденное повергло их в шок: в специально вырубленных нишах находились останки от 7 до 30 000 древних мальтийцев! Примечательно, что почти все лежали на боку - в той же позе, что и найденная здесь каменная «Спящая праматерь». Эта статуэтка, изображающая тучную женщину, считается самой красивой из всех, найденных в древних храмах Мальты. Одни ученые утверждают, что она изображает мечтательницу, другие - что она символизирует смерть, третьи настаивают, что в камне изображена жрица в трансе. Археолог Мария Гимбутас, автор учения о матриархальной Старой Европе, считает, что в Хал-Сафлиени процветал культ женского плодородия. Именно на это указывают формы главных храмовых залов, напоминающих материнское чрево.

ПАЛАТА ОРАКУЛА

Одно из самых интересных и загадочных помещений - палата оракула на среднем уровне гипогея. Здесь на высоте человеческого лица вырублена небольшая овальная ниша. Если в нее что-то сказать даже обычным голосом, звуки разносятся сильным эхом по всем помещениям. Удивительно, но это относится только к мужским голосам. Женский или детский не услышат даже те, кто стоит рядом. Этот феномен привлек к себе внимание, и итальянские ученые совместно с мальтийским композитором Рубеном Зарой провели ряд экспериментов. Результаты показали, что звук резонирует на частоте 110 Гц (тембр мужского голоса). Но тогда получается, что культовые обряды могли проводить только мужчины, что несколько расходится с матриархальной теорией.

Эта звуковая частота оказывает сильное влияние на психику человека, воздействуя на область головного мозга, отвечающую за настроение, сопереживание и социальное поведение. Кроме того, вибрации ощущают все кости и ткани человека, что приводит его в состояние измененного сознания,усиливает мистические ощущения во время проведения религиозных ритуалов.

СМЕРТЕЛЬНЫЙ ХОД

Все помещения храма соединены между собой узкими коридорами и тоннелями. В этом сложном лабиринте очень легко заблудиться и даже пропасть. И это не преувеличение. В нижнем зале одна из погребальных ниш оказалась с узким лазом, ведущим в неизвестность. Журнал National Geographic еще в 1940 году писал: «Некоторые смельчаки, которым удавалось протиснуться в камеру, пропадали в глубине хода бесследно и навсегда».

Известная исследовательница, сотрудница посольства Великобритании на Мальте Луиза Джеззап, впоследствии ставшая научным секретарем Американского научного общества, во время своего первого посещения гипогея сумела уговорить гида и под свою ответственность совершила попытку проникнуть в эту сквозную погребальную камеру. Со свечой и длинным шарфом в качестве веревки она протиснулась в узкий лаз. За нею последовали ее друзья. Им пришлось проползти некоторое расстояние, прежде чем они оказались на краю небольшого выступа, возвышавшегося над узким, но темным, бездонным ущельем. С противоположной стороны был похожий выступ, за которым просматривался тоннель. У тоннеля они разглядели нескольких покрытых волосами существ, похожих на людей, которые сначала попытались задуть свечу, а потом стали бросаться чем-то мягким и влажным. Исследователи в ужасе поползли назад. Гид ничуть не удивился, слушая сбивчивый рассказ. Похоже, он хорошо знал, кого они могли там увидеть. Так это было или иначе, сложно сказать - у страха глаза велики, однако впоследствии и мисс Джеззап, и бывшие с ней люди подтвердили увиденное письменно и под присягой.

Вскоре Хал-Сафлиени потрясла ужасная трагедия: группа школьников и взрослых - всего около 30 человек - решили пройти путем мисс Джеззап. Обратно не вернулся никто: и дети, и взрослые бесследно исчезли в подземных тоннелях. Поисковые экспедиции результата не дали - ни людей, ни их останков обнаружить не удалось, а веревка, которую школьники тянули за собой, оказалась перерезанной. Жители острова рассказывали, что откуда-то из-под земли долгое время слышались странные звуки и крики, но точное место установить не удалось. Почти сразу после происшествия лаз осыпался - храм смерти тщательно хранит свои тайны…

3278