Почему у Сабетты итальянское имя и как туда добраться? Как живет закрытый вахтовый поселок сабетта на крайнем севере.

Билетов на рейс Москва - Сабетта не купить: везут туда только по спискам и паспорту. Других вариантов просто нет, соответственно, случайных людей - тоже. Туда вез Red Wings, обратно - «Ямал». Я зарегистрировался на рейс последним, что вылилось в неплохой бонус, но об этом позже. Непривычно было видеть в очереди на посадку только взрослых людей - трезвых, спокойных, без шуток и прибауток. Все знают, куда и, главное, зачем летят. Ни сумасшедших мам, ни диких животноводиц. Разительный контраст с «курортными» рейсами.

Единственный прикол был, когда к нам подскочил взмыленный мужик, которому надо было в Симферополь, и чуть было не улетел с нами на Ямал. Мы слегка подержали интригу, но все-таки признались, что Сабетта - это не курорт, хотя тоже на полуострове. На свой самолет он все-таки успел.

Главная площадь Сабетты

Капитан воздушного судна объявил, что в Сабетте аэропорт перегружен и надо чуть подождать. Окей, ждем. И ждем, и ждем… Наконец нас побуксировали, пилот раскочегарил движки и поехал сам, но на каждом перекрестке он стоял и всех пропускал!

Накормили в полете вкусно - даже не ожидал такого от фактически вахтового транспорта. А бонус в том, что сидел я хоть и в конце самолета, зато один на трех креслах. Думал, вздремну, но за иллюминатором было так красиво, что я от него и не отлипал. Да и есть тоже было удобно.

Прилетели в Сабетту. Тут все было, с одной стороны, проще, чем в Домодедово, а с другой - сложнее. Уже без излишеств типа автобуса от самолета к зданию, но зато нужно нефигово долго ожидать багажа и его досматривают на предмет алкоголя. Реально смотрят, на совесть. Если что-то вызывает вопросы - надо открывать баул и показывать, и неважно, как плотно упакованы вещи. Отказался - готовь 50 тысяч штрафа.

Никто не отказывается. Алкоголь в Сабетте, в поселках и на всем Южно-Тамбейском лицензионном участке (ЮТЛУ), включая завод СПГ, - под полным, абсолютным и тотальным запретом. Даже в церкви кагором не причащают. Храм, кстати, благостный. Решил туда зайти с приезда - попал на застолье. Посидели, поговорили, рассказали истории разные. С людьми познакомился, опять же.

Храм посреди Сабетты.

Вообще, запретов много, но они понятны. Если сам чего-то не понимаешь - на инструктаже объяснят. Объясняют простым языком. Например, нельзя взаимодействовать с местной фауной. Если белый медведь - то ясно, что он тебя разорвет чисто из любопытства, даже если не голодный. Если песец - то неизвестно, что у него на уме, плюс вполне возможно бешенство. Белых медведей я тут не видел, врать не буду, а вот песцы бегают по помойкам, как кошки в городах, и самые смелые клянчат у людей вкуснятину.

Курить можно только в отведенных для этого местах - на улице в железных проветриваемых сараях. За порядком на ЮТЛУ следит охрана, за правопорядком - ОВД.

За нарушение правил - либо чувствительный (пяти-шестизначный) штраф, либо депортация. Хотя есть и нарушения с шестизнаками, но без депортации. Например, пьянка. Так как топят тут зверски, то поставить брагу - как два пальца. Ущучат тебя бухим - и сам будешь должен денег, и твоя контора, причем в два раза больше, но домой тебя не отправят. Жри, мол, дальше, неси нам бабло. А вот депортация означает, что депортированный больше никогда - ни в следующий раз, ни от другой конторы - не сможет сюда приехать. Единственный способ заехать сюда снова - поменять паспорт. Есть люди, по тем или иным причинам непьющие, которые в Сабетте как рыбы в воде. Есть люди, которые специально приезжают сюда на вахту как на реабилитацию с трудотерапией - потому что неспособны перестать бухать самостоятельно.

Одна из улиц Сабетты. На самом деле улиц как таковых там нет - есть только номера общежитий, между которыми проходы. Все коммуникации проложены на поверхности: мерзлота ведь.

Еще про штрафы. Закрутить отопление в номере, чтобы не так сильно жарило, - попасть на 30 тысяч. Оказаться на заводе без спецодежды - минус пять процентов от зарплаты за каждый раз. Отсутствие средств индивидуальной защиты (каски и очков) - по-разному, в зависимости от зоны, где тебя без них поймали. Отсутствие страховки при работе на высоте - опять же депортация.

Про погоду. Приезжаешь из Москвы в Заполярье - думаешь, пипец! На следующий день температура падает до –3, думаешь: вот теперь пипец. На следующий день поднимается ветер с Ледовитого океана (а надо сказать, что Ямал практически ровный и ветру дуть ничего не мешает), думаешь: вот теперь уже точно пипец! На следующий день выходит солнышко, ветер не прекращается, температура падает еще, думаешь: ну нормально. На следующий день так же холодно, но ветер дуть перестает, с океана приходит туман, и ты думаешь: во жара!

Восход на Сабетте.

Ветер, если он есть, выворачивает сигарету изо рта (из-за этого быстро появляется привычка держать сигарету зубами), насквозь продувает застегнутые молнии на одежде, а если что-то из одежды не застегнуто - есть возможность потерять. Привычка застегиваться появляется мигом. Ветром реально может сдуть каску с головы или желтый жилет с тела. Поначалу удивляет, что все лесенки, пусть даже в две-три ступеньки, оборудованы перилами, - но когда поднимается ветер, понимаешь, что это вещь необходимая.

В Сабетте есть, как я уже сказал, отделение полиции и медпункт. Пожарная часть находится на заводе, где и ездят пожарные. При строгости сабеттских правил возгорание в поселке маловероятно, а вот на заводе по производству сжиженного природного газа вполне естественно подстраховаться. За две недели я видел полицию только раз, скорые же ездят. Основная функция медицины тут - лечить порезы и ссадины и держать наготове вакцину от бешенства. Если кто серьезно приболел - давать справку, на основании которой человек раньше срока отправляется домой, чтобы не разносил заразу и не тунеядствовал. Симуляции никакой не требуется: в медпункте при обращении напрямую спрашивают: «Домой хочешь?» - и, если хочешь, - скатертью дорога.

Вообще, там вполне можно затосковать, если к этим вахтам и командировкам относиться как к ссылке и каторге, а не как к приключению. Народ, кто послабее, свихивается - медикам проще отправить домой затосковавшего, чем крепить и изолировать уже «поехавшего».

Обычный пейзаж. Провода и буровые - больше глазу зацепиться не за что.

На ЮТЛУ все сделано для того, чтобы люди, приезжающие туда, работали и не морочились бытовыми вопросами: что и как есть, как спать, где стираться и как поддерживать гигиену. Буквально все вопросы закрыты. Про отопление написал. В общежитиях на каждом этаже - комнаты со стиральными машинами и сушками. На первом этаже - отдельная теплая сушилка для спецодежды. Уборка в номере - через день. Смена постельного белья и полотенец - раз в неделю.

Каждому человеку положен пропуск - пластиковая карточка, на которую ежедневно зачисляют деньги на питание. Три раза в день кормят на убой, но даже я с моим аппетитом, ни в чем себе не отказывая, не мог прожирать всю сумму.

Про досуг. Есть спорткомплекс с железом и площадкой. На железо нужно записываться за два дня. Я не качался - просто режимил и питался. На площадке можно играть в любые площадочные игры: волейбол, мини-футбол, бадминтон и теннис, есть столы для пинг-понга. Связь с цивилизацией по всему району - только через спутник. И она нищеватая для пользователя: голос по телефону в Сабетте держится хорошо, на заводе - с большими перебоями (мобилка там и не нужна особо: у всех рации), инет - только Edge. Один раз видел 3G, но он быстро отвалился. Локальная сеть - только в офисах, для почты, выход в интернет очень ограничен. Вайфай в некоторых местах есть, но строжайше запаролен. Люди приезжают с гаджетами, смотрят фильмы и сериалы и друг с другом меняются на флешках свежачком.

Достопримечательностей в Сабетте две: факел завода СПГ, который видно отовсюду, и храм. Меня еще впечатлили старые здания общежитий, в которых жили раньше вахтовики и пограничники, - сколоченные из досок домики. В них теперь уже никого нет, а они стоят, и это очень выразительно. Такой домик вполне подходит под помещение для музея этих мест. Хоть поселок молод и невелик, а история тут уже богатая.

Одно из старых общежитий.

Прикольно видеть, как суровые и хмурые днем парни по вечерам ныкаются по щелям и уединенным уголкам и воркуют по телефону с родными и близкими. Тоже мощный контраст: всюду ведь жизнь. Да и по-деревенски (в хорошем смысле слова) гуляющие по улицам парочки создают доброе ощущение.

Новое здание общежития. Таких в Сабетте много - там все и живут.

Вообще, случайных людей там нет. Люди разные: со всей России плюс французы, индусы, турки, сербы. Немцы бетон составляют - с немецкой тщательностью. И все реально равны.

Еще про факел. Факел - вещь медитативная. Его реально отовсюду видно, а если он скрыт за зданиями, то все небо освещается таким мерцающим красно-желтым светом. Смотрится фантастически красиво: на нефиговой башне столб огня от 20 до 50 метров в высоту плюс иногда, когда там горит что-то непростое, еще и чернющий дым летит.

Несколько раз мне приходилось оказываться рядом с ним. Ну как рядом. Первые 220 метров от него - стерильная зона, куда вход запрещен, да ты и сам туда не захочешь. А не захочешь потому, что уже в полукилометре от него ты из-за гула едва соседа слышишь и тебя реально жарит. От факела можно греть руки, как от костра. Вылезаешь из машины и думаешь, что весна пришла, тепло: вокруг грязища, снега вообще нет, ну и полагаешь, что можешь пройтись без шапки в одной каске. А вот и хрен там был: как только заходишь в тень от какой-нибудь конструкции, так и понимаешь, что шапочку-то надо было напялить, потому что в тени - самая что ни на есть зима, то есть снег хрустит, а уши от холода сворачиваются в трубочку. Но уже облом: каску снимать нельзя. Поселок Сабетта находится в нескольких километрах от завода, наш корпус стоял на последней линии - так вот, постоянно есть ощущение, что над домом проносится авиалайнер, только источник шума никуда не улетает.

Про местные правила дорожного движения. Взял я с собой права и думал, что можно будет оседлать какой-нибудь шестиколесный ТРЭКОЛ и дать на нем по тундре, ну или популять на пикапе по ледяным дорогам. Хрен всему: штрафы за нарушения ПДД примерно в 10 раз выше «материковых», ограничение скорости - 50 км/ч, и все машины оборудованы ГЛОНАССом, не скрыться. Даже если думаешь, что твоего нарушения никто не заметит, - трек постоянно пишется и раз в несколько дней проверяется случайным образом. За порядком на дорогах следит сразу несколько служб, включая ГАИ, и дисциплина держится круговой порукой. В тундре, на «кустах», все наоборот. Там правило одно: преимущество имеет груженый транспорт. Точка. Больше правил никаких нет, езжай как хочешь. Поначалу смотрится дико, но потом привыкаешь.

Короче, при оптимистичном отношении время в командировке на Сабетте воспринимается как экстремальный, но чертовски интересный отдых.

Материал был опубликован на Telegram-канале о путешествиях East Travel с согласия автора. Там публикуются рассказы о путешествиях обычных людей по красивейшим местам России и мира: по Японии, Иерусалиму, Чукотке, Камчатке, Байкалу, Приморью и другим.

На днях на Ямале первый в мире танкер-ледокол загрузили сжиженным природным газом. На это событие прилетел президент России Владимир Путин. Все интересные факты, которые нужно знать о Сабетте и заводе Ямал-СПГ - в этом материале.

Откуда на Ямале «итальянское название» Сабетта?

Сабетта - это вахтовый поселок у Обской губы Карского моря на восточном берегу полуострова Ямал. Свое имя поселок получил по названию местного рода самоедов Сабе, проживавших в этом районе и занимающихся оленеводством. Само название полуострова Ямал тоже самоедского происхождения и означает «конец земли» - Я-мал.

Так выглядит Сабетта с высоты птичьего полета. Действительно - конец земли

Интересно, что первоначально, в названии поселка была одна буква Т - Сабета. Но во время перезапуска богатого газом региона и придания, планируемого к постройке морскому порту, международного значения, название европеизировали добавив вторую Т. Теперь поселок звучит немного по-итальянски, с оттяжечкой - Сабетта. Правда, сейчас есть версия, распространяемая, в том числе и Википедией, что поселок получил название от реки Сабетта-яха, впадающей в этом месте в Обскую губу. На ненецком языке сабетта обозначает женский головной убор.

Из стойбища ненцев в поселок Сабета (еще с одним Т в названии) стала превращаться в 1980 году, когда сюда высадились геологи Тамбейской нефтегазоразведочной экспедиции, дислоцировавшейся ранее в Лабытнанги. Но к 2002 году в поселке осталось всего 19 жителей, и поселок Сабета был упразднен в 2006 году.

Как они там вообще живут и работают?

Северное сияние скрашивает вечера сабеттцев
Сергей Неверов

Полуостров Ямал - это болотистая равнина. Строить можно только зимой. А зима на Ямале - десять месяцев в году, несколько из них - полярная ночь. Морозы в минус 50 градусов - привычное дело для вахтовиков. Больше проблем доставляет шквалистый ветер. Работают там исключительно по вахтам. По три недели. Общежития укомплектованы по высшему разряду. Неизбалованные дорогими курортами рабочие сравнивают свои номера с трех- четырехзвездочными отелями. Алкоголь по всему поселку под строжайшим запретом. Не причащают кагором даже в местной церкви. Замеченные в нетрезвом состоянии платят приличные штрафы с пятью нулями, а их работодатели - с шестью.

Развлечений в поселке мало, но работает интернет, и в социальных сетях есть несколько активных групп. Одна из них «Сабетта Супер! (Ямал СПГ)» в сети «ВКонтакте» имеет почти 20 тысяч подписчиков.

Питание очень приличное, но чтобы попасть в столовые, иногда приходится жестко отстаивать свое право. Контингент в подавляющем большинстве мужской, и вахтовики иногда по-мужски снимают напряжение. Среди развлечений также просмотр северного сияния и моржевание. Дружить с местной фауной настоятельно не рекомендуют. Белый медведь может попробовать на вкус просто из любопытства, а песцы, которые прогуливаются по поселку в поисках подачек, могут заразить бешенством.

Такое световое явление обычно для полярной зимы и искусственного света
Айрат Басареев

Храм Сабетты, где не причащают вином
Андрей Старостин

Моржевать в Сабетте можно прямо с моржами Алексей Иванов

Правда ли, что в Сабетту нельзя долететь посторонним?

В Сабетте отстроен и введен в эксплуатацию международный аэропорт. Из Москвы летает Red Wings, в Москву - АК «Ямал». Также есть рейсы из Нового Уренгоя и Салехарда. Официально на все эти рейсы билеты не продаются. Но подсесть к вахтам можно почти всегда, заранее договорившись с приглашающей стороной или с авиаперевозчиком.

Досмотр багажа в аэропорту Сабетта ведется на предмет ввозимого алкоголя. Любое количество и качество алкогольных напитков изымут службы безопасности. Отказаться от досмотра багажа можно, заплатив штраф в 50 тысяч рублей.

Международный аэропорт Сабетта
Андрей Старостин

Для чего Сабетте морской порт, да еще и международный?

Международный морской грузовой порт в Сабетте начали строить в 2012 году, уже в 2013-м он стал принимать грузовые суда. Окончательно морпорт был готов в этом году - к приходу первого и пока единственного в мире газовозного танкера ледокольного типа. Сам завод по сжижению природного газа достраивается на территории морского порта, чтобы жидкий газ можно было сразу закачивать в танкеры и отправлять по Северному Морскому пути. Первый танкер-ледокол отправится с СПГ прямиком в Китай.

«Кристоф Де Маржери» проходит сквозь 2,1-метровую толщу льда сам
Дмитрий Лобусов

Пробный коммерческий рейс танкер-ледокол Christophe de Margerie из Норвегии в Южную Корею по всему Северному Морскому пути прошел за 19 дней. Это на 30% быстрее, чем через Суэцкий канал. В этом главное преимущество Северного Морского пути (СМП). А еще СМП - самый короткий между Европейской частью России и Дальним Востоком - расстояние от Санкт-Петербурга до Владивостока по нему составляет чуть больше 14 тысяч км.

Емкости закачаны природным газом Ямал СПГ

    Что делать, если рейс отменили

    Если рейс отменили более чем за 24 часа до вылета, то пассажиров пересаживают на аналогичные рейсы авиакомпании. Расходы несет перевозчик, для пассажира услуга бесплатная. Если ни один из вариантов, предложенных авиакомпанией, вас не устраивает, у большинства авиакомпаний может быть оформлен «вынужденный возврат». После подтверждения авиакомпании деньги вернутся на ваш счет. Иногда это может занять несколько недель.

    Как пройти регистрацию в аэропорту

    Онлайн-регистрация доступна на сайтах большинства авиакомпаний. Чаще всего она открывается за 23 часа до начала рейса. Пройти ее можно не позднее, чем за 1 час до вылета самолета.

    Для регистрации в аэропорту вам понадобится:

    • удостоверение личности, указанное в заказе,
    • свидетельство о рождении при перелете с детьми,
    • распечатанная маршрутная квитанция (по желанию).
  • Что можно взять с собой в самолет

    Ручная кладь — это вещи, которые вы возьмете с собой в салон самолета. Норма веса ручной клади может варьироваться от 5 до 10 кг, а ее размер чаще всего не должен превышать по сумме трех измерений (длины, ширины и высоты) от 115 до 203 см (в зависимости от авиакомпании). Дамская сумка не относится к ручной клади и провозится свободно.

    В сумке, которую вы берёте с собой в самолёт, не должно быть ножей, ножниц, лекарств, аэрозолей, косметических средств. Алкоголь из магазинов duty free можно провозить только в запечатанных пакетах.

    Как оплатить багаж в аэропорту

    Если вес багажа превышает нормы, установленные авиакомпанией (чаще всего — 20-23 кг), нужно заплатить за каждый килограмм перевеса. Кроме того, у многих российских и зарубежных авиакомпаний, а также лоукостеров есть тарифы, которые не включают бесплатный провоз багажа и его необходимо оплачивать отдельно как дополнительную услугу.

    Багаж при этом нужно регистрировать в аэропорту на отдельной стойке регистрации Drop-off. Если у вас нет возможности распечатать посадочный талон, вы можете получить его на обычной стойке регистрации авиакомпании, и там же зарегистрировать и сдать багаж.

    Где узнавать время прибытия, если вы встречающий

    Узнать время прилета самолета можно на онлайн-табло аэропорта. На сайте Туту.ру есть онлайн-табло основных российских и зарубежных аэропортов.

    Узнать номер выхода (гейта) можно на табло прилета в аэропорту. Этот номер располагается рядом с информацией о прибывающем рейсе.

  • Перевозки водным транспортом
  • Полуостров Ямал и разрабатываемые на нем месторождения постоянно нуждаются в значительных поставках оборудования, топлива и других продуктов, необходимых для ежедневной работы и жизни. Авиационное, автомобильное и морское снабжение не могут в полной мере справиться со всеми нуждами местных населенных пунктов. Поэтому в ближайшем будущем в эксплуатацию готовится вступить жд станция Сабетта. Железнодорожная ветка Бованенково-Сабетта протянется до морских берегов и значительно упростит вопросы поставки грузов в этот отдаленный, но перспективный край. На жд перевозки Сабетта перейдут основные грузообороты, происходящие внутри страны. Несмотря на то, что строительство железнодорожных путей требуют значительного финансирования, сразу после введения в эксплуатацию они начнут отрабатывать вложенные деньги. Удобство железнодорожных поставок, почти не зависящих от погодных условий и обладающих высокой грузоподъемностью, позволит переложить на железную дорогу значительную часть поставок, поступающих по воздуху и морю. Это существенно снизит транспортные расходы поставщиков и покупателей товаров. Работа жд станция Сабетта приведет к увеличению объемов поставок в эту отдаленную часть Ямала.

    Порт Сабетта - это морской порт, находящийся возле одноименного поселка в Ямало-Ненецком автономном округе. Порт имеет выход к Обской губе Карского моря и находится на востоке полуострова Ямал, в пяти километрах от одноименного поселка на северо-восток.

    Порт Сабетта обеспечивает доставку грузов углеводородов, природного газа, нефти, газового конденсата. Перевозки из Сабетты производятся в Западную Европу, в обе части Америки и в Азиато-Тихоокеанский регион. Транспортные перевозки Сабетты производятся согласно распоряжению правительства РФ, принятого за неделю до торжественного открытия порта летом 2012 года. Этот же документ позволяет осуществлять грузоперевозки из Сабетта.

    Сообщение началось уже через год после закладки порта. Осенью 2013 года Сабетта принимала первые грузовые судна. На данный момент это наиболее развитое звено во всем поселке, так как добыча ещё не началась. Для скорого начала полномасштабной работы в поселок постоянно приезжают строители, геологи, буровики. А также постоянно прибывает новый груз с материалами, необходимыми для продолжения развития инфраструктуры вахтового поселка.

    Как добраться до Сабетта?

    Поселок находится на крайних северных широтах. Это усложняет путь к нему. Но, тем не менее, в порт постоянно идут новые поставки. На сегодняшний день доставка грузов в карскую Сабетту и другое сообщение происходит морским, автомобильным и железнодорожным транспортом. Также активно используется вертолет. В зимник Бованенко-Сабетта ведет самая северная железная дорога Обская - Бованенко. Зимник Сабетта имеет также сообщение по воздуху. Можно долететь до Нового Уренгоя и оттуда вертолетом до вахтового поселка. В конце 2014 года планируется завершение строительства международного аэропорта, который дополнит направление Бованеко - Сабетта.

    Ну что ж, дорогие друзья, я немного отдохнул после авиаперелётов и разных служебных хлопот, налил кружку свеженького щербаковского (это важно!), так что усаживайтесь поудобнее - расскажу, как я за полярный круг попал внезапно:) Подумав хорошенько, решил, что пост будет подзамочный - я вроде не давал подписок, но мало ли что...

    Надо заметить, что лететь я туда не собирался (то есть вроде как разговор был, что надо бы выполнить кое-какую работу, а вроде как и без нас с lordd обойдутся, пока мы будем заниматься другими проектами - а вот и не обошлось:) Поэтому собирались срочно и не подготовились толком, в частности, я не уложил свою любимую термокружку, в итоге пришлось побираться и пить чай из случайной посуды:)

    Как у нас водится, работу надо выполнить еще вчера, поэтому сорвали в авральном порядке нас - Лена моя была в командировке в Магнитогорске до конца недели, я занялся наконец-то машиной, а вот и нет - позвонили и сказали, что вылетаете вот прямо через три часа через Екат.


    То есть не удалось купить билеты ни на один из многочисленных московских рейсов, летящих из Баландино - пришлось ехать на такси в наш дальний загородный аэропорт Кольцово и оттуда лететь в Домик на самолёте от S7.

    В Москве же пришлось опять-таки брать такси и катить уже во Внуково (по дороге у такси побило колесо на МКАД), откуда с утра ютейровским рейсом на экзотичном Боинге 767-200 лететь уже в аэропорт с почти французским названием Сабетта. Ну что ж, ночь мы отмаялись в жестких креслах во Внуково, вкусили всей прелести аэропортовской еды в Му-му и Крошке-картошке по совершенно безбожным по сравнению с общемосковскими ценам.

    Впрочем, всё компенсировалось замечательным видом из иллюминатора, когда мы над Ямалом летели:)

    Ну вот, прилетели - прошли жесткий досмотр (на территорию Южно-Тамбейского газового месторождения нельзя провозить разные вещи, в том числе и фотоаппаратуру, ну и, разумеется, спиртосодержащие материалы - поэтому мы выехали без флакона с изопропиловым спиртом для очистки оптических волокон, нам его на месте выдали:))

    Пройдя через кордоны, вышли на площадь - а там машины-вахтовки, джипы поменьше (про них будет отдельно), а также "Трэколы" на пневматиках.

    Созвонились с принимающей стороной, нам сказали, в какую машину садиться и куда ехать - добрались мы до посёлка Сабетта, а там получили по койко-месту в общаге. Позже нам выдали карточки, посредством которых можно оплачивать питание в столовых (не во всех - их на территории то ли 4, то ли 5), а также покупать в магазине всякую нямку вроде конфет:)

    На следующий день мы прошли всевозможные инструктажи (десятки маленьких "не", за нарушение которых следуют разнообразные санкции как к нарушителю, так и к организации, его приславшей, причем на юрлица штрафы совершенно конские) - и это действует, товарищи, во всяком случае я за все время видел только одного человека, который рискнул привезти сюда бутылку коньяка, с которой его и повязали в аэропорту.

    Собственно, больше писать особо не о чем - две недели мы ездили с утра в аэропорт и решали разные производственные задачи:) Поскольку ездить на обед значило терять драгоценное время, мы перешли на двухразовое питание - плотный завтрак утром (каша, второе блюдо, хлеб с маслом и сыром, чай) и обедоужин по возвращению с объекта (с супом, вторым и салатом). Вот, собственно, особенно и писать-то не о чем - хотя несколько моментов я отдельно отмечу, тем более, что о них мало кому известно.

    Проживание

    Практически все поселяются в общаги - новые и довольно современные. В комнатах живет от трёх до шести человек (это обычная черная кость, постоянный состав - вахтовики, которые, например, работают в аэропорту, устроены получше:)). На этаже два туалета, в которых постоянно поддерживается чистота и порядок, на первом этаже есть душевые, а также кухонька с термоспотом, да что-то вроде красного уголка с телевизором. Туалеты и полы моют-чистят уборщицы, в основном дамы средних лет башкирской наружности:)

    Кстати, женщин от общего количества где-то процентов десять.

    Курение дозволяется только в специально отведенных местах

    Посреди посёлка церковь стоит - сам Кирилл прилетал освящать

    Питание

    На день хватает рублей триста - цены приемлемые вполне. Порции большие, всё достаточно вкусное и разнообразное

    Вот в магазине ассортимент достаточно скудный и цены неадекватные,

    можно расплатиться либо карточкой в пределах лимита, либо наличкой, либо банковской картой. Всю кормёжку, уборку и вывоз мусора осуществляет контора из Ноябрьска, охрана вся - из Нового Уренгоя

    Здоровье и лечение

    Как правило, на второй-третий день практически все, кроме разве что тех, кто мотается на вахты постоянно, заболевают в нетяжёлой форме - сопли, кашель, у кого-то температура невысокая. То есть надо ехать сюда с набором противовирусных средств, витаминов и пакетированных травок для заваривания (ромашка, шалфей, боярышник). В принципе, есть здравпункты, в которых выдают лекарства и освобождают от работы - но вот нам, например, надо было поскорее закончить свой объём и вернуться домой.

    По территории ездит полноприводная медицинская "газель", один раз прилетал медицинский Ми-8, видать, кому-то было совсем нехорошо.

    Автотранспорт

    Всех возят вахтовки на шасси полноприводных КАМАЗов и Уралов, иногда попадаются я на шасси "Садко". Легковые разгонные - УАЗ-Патриот, начальство средней руки ездит на Мицубиси L200, реже на Toyota HiLux. Остальные марки и модели встречаются в гомеопатических дозах. Есть некоторое число вездеходов на пневмокатках от фирмы "Трэкол". Грузовики - разные

    Увы мне, пожарную часть не заснял - как поселковую, так и аэропортовскую (у последних на вооружении КАМАЗы,
    из них два варгашинских, слышь, chaga ?)

    Аэропорт

    очень понравился - новый, красивый и современный, здания все на ножках, а там, где это невозможно, с системой охлаждения - то есть под зданиями трубы, в которых циркулирует аммиак, чтоб летом фундамент не поплыл (в этом году было жарко, говорят, до плюс 30). В день прилетает от 2 до 6 самолётов, из Москвы и Нового Уренгоя, в основном машины авиакомпании "Ямал" (вот кто бы мог подумать!), иногда UTair и еще вертолёты, в том числе пограничные. Видели еще Ан-12 и Ан-24. Один раз прилетал SSJ-100 с белым медведем на хвосте. Персонал весь практически самарский, нам понравилось с ними работать:). Ну и вообще - в аэропорту прикольно:D

    Люди

    работают самые разные - очень много товарищей из Башкирии, например:) Ещё есть сербская контора "Велесстрой" и турецкая Rega JV - конечно, русских у них полно трудится, но и натуральные сербы с турками имеются. А так люди отовсюду прилетают - Питер, Москва, Омск, Волгоград, парочку индийцев видел еще.

    Ненцев видел разок - торговали олениной и рыбой, да еще ларёк фирмы "Ямальские олени" стоит на территории посёлка. Впрочем, тушенка оленья в нём курганского производства:)

    По территории периодически пробегают песцы - приближаться к ним (а тем более кормить) запрещено. Ловить - тоже, это только ненцам можно:) И особо инструктировали насчёт белых медведей - но бог миловал, не встречал. Ну его нафиг.

    Обская губа рядом - но мы к ней не ездили, в порт тоже. Газовый завод строится, и там у нашей конторы есть объект, но нам от него удалось отвертеться - это люди сюда на месяц ездят, а нам неинтересно было тут торчать.

    Улететь отсюда - особая статья, через генподрядчика заранее подаются списки, делаются бумаги на вывоз оборудования, приборов и инструментов, иначе можно укатить с одними личными вещами. Впрочем, от случайностей не застрахован никто - так, наши подали неправильные реквизиты паспорта lordd , пришлось обрывать трубки и всё менять на ходу - в итоге мы успели за 10 минут до окончания регистрации. Обратно снова летели на 767-200 до Внукова, а оттуда в Че - на Б-737-800 "Победы". Ну и маршрутка же! Даже не маршрутка, а вагон электрички - поскольку студентов летело много, оно мне живенько напомнило молодость и электричку Че - Златоуст.

    В общем, такая она, образцовая стройка капитализма! Поеду ли я сюда ещё? Как знать, деньги-то нужны:)... И тут красиво, да.

    Полярное сияние видел пару раз:)