Крепление двигателей на крыле ил 86. На воинской службе

Ил-86 – четырехмоторный широкофюзеляжный пассажирский самолет для авиалиний средней протяженности, спроектированный в конструкторсокм бюро Ильюшина. Первый и самый массовый советский/российский широкофюзеляжный самолет. Производился серийно в 1980-1993 годах на авиационном заводе ВАСО в Воронеже. Всего было выпущено 106 самолетов.

Самолет Ил-86 является первым серийным советским широкофюзеляжным самолетом. Потребность в таком лайнере возникла в СССР в 1967 году, когда выработал требования к самолету на 250-350 мест. В октябре 1967 года было принято Постановление Совета Министров СССР о разработке такого самолета.

В ОКБ им. Ильюшина первоначально исследовали проект 250-местного варианта самолета Ил-62-250 с удлиненным на 6,8 метров фюзеляжем. Однако данный проект развития не получил. Для размещения 350 пассажиров требовалось увеличить число кресел в ряду, но, стремясь сохранить достигнутый на Ил-62 уровень комфорта, в ОКБ проработали двухпалубный вариант, а также однопалубный вариант с фюзеляжем, имевшем овальное сечение с двумя раздельными кабинами. Но и эти предложения также были отклонены.

В начале 70 годов в ОКБ приступили к разработке самолета Ил-86 . Среди требований, предъявленных к самолету, было условие обеспечения перевозки багажа по принципу “багаж при себе”. Это условие потребовало провести обширный комплекс исследований, связанных с выбором диаметра фюзеляжа.

Результатом этих исследований, в котором приняли участие специалисты ЦАГИ, стал фюзеляж, позволивший установить в одном ряду 9 кресел с двумя проходами, причем ширину этих проходов сделали больше, чем на однотипных зарубежных широкофюзеляжных самолетах типа McDonnell Douglas DC-10. Для обеспечения эксплуатации Ил-86с относительно коротких ВПП была выбрана механизация крыла, состоящая из предкрылков и трехщелевых закрылков, обеспечивающих высокую подъемную силу.

Первый полет опытного самолета Ил-86 выполнил 22 декабря 1976 года экипаж Э. И. Кузнецова. В июне 1977 года лайнер был показан на Парижском международном авиационно-космическом салоне. В конце сентября 1978 года были завершены заводские испытания, после чего приступили к сертификационным испытаниям. Эти испытания завершились в 1980 году, и в конце того же года Ил-86 выполнил первый регулярный рейс по маршруту Москва – Ташкент. В 1981 на Ил-86 было установлено 18 мировых рекордов скорости в полете по замкнутому маршруту с нагрузкой от 35 до 80 тонн.

В 80-ых годах исследовались проекты самолетов Ил-86В и Ил-86Д, на которых предполагалось использовать английские двигатели ТРДД Роллс-Ройс RB211-22В тягой по 19 000 кгс. Среднемагистральный самолет Ил-86В имел удлиненный фюзеляж и рассчитывался на перевозку 450 пассажиров на расстояние 3 600 – 4 000 км.

Самолет Ил-86Д предназначался для перевозки 330 пассажиров на расстояния более 9 000 км. Этот самолет послужил основой для дальнемагистрального самолета Ил-96 300. Во второй половине 90 годов изучалась возможность установки на самолет высокоэкономичных двигателей ТРДД CFM56-5C-2 (4 x 14 160 кгс), которые позволили бы увеличить дальность полета с 350 пассажирами до 6 400 км, но, по бытующему мнению, КБ Ильюшина из практических соображений не стало доводить до конца ремоторизацию Ил-86: по стоимости и многим параметрами такой Ил-86 занял бы нишу Ил-96.

Ил-86 считается одним из лучших самолетов России, и, по оценке первого заместителя министра транспорта России руководителя государственной службой гражданской авиации Александра Нерадько в 2003 году: “был и остается одним из самых надежных авиалайнеров в мире”. Это подтерждают и цифры: из 106 построенных самолетов, по состоянию на 8 июля 2008 года, было потеряно четыре, причем гибель людей случилась только в двух случаях.

Ил-86 выпускался серийно в период 1980-1993 годов на авиационном заводе в Воронеже (ВАСО). Всего было построено 103 самолета. Три самолета были поставлены на экспорт в Китай. В 1980 были реконструированы ВПП во многих крупных аэропортах СССР, что позволило им принимать самолеты Ил-86.

Единственным гражданским пользователем лайнера в советское время был Аэрофлот. После распада СССР большое количество Ил-86 перешло на баланс отдельных авиаотрядов бывшей монополии. В советское время основным назначением Ил-86 были внутренние регулярные рейсы средней протяженности, в постсоветское вместительная машина стала использоваться для выполнения чартерных рейсов на популярные курорты. Массовое списание и вывод из эксплуатации авиалайнеров этого типа началось с 2001 года.

Самолет Ил-86 видео

1) Взлет и посадка самолета Ил-86 в аэропорту Адлера (видео):

2) Взлет Ил-86 компании Атлант-Союз из аэропорта Внуково – вид из иллюминатора на крыло (видео):

3) Посадка Ил-86 компании Атлант-Союз в аэропорту Хургады – вид из иллюминатора (видео):

4) Посадка Ил-86 в аэропорту Антальи – необычный вид из иллюминатора на двигатели (видео):

5) Посадка самолета Ил-86 компании Пулково в аэропорту Праги (видео):

6) Видео взлета Ил-86 с умопомрачительного ракурса:

Ил 86 – схема салона

Схема салона самолета Ил-86

История разработки

Эксплуатация

Нынешние операторы

Бывшие операторы

Аварии и происшествия

Варианты

Лётно-технические характеристики

Ил-86 (по кодификации НАТО: Camber ) - четырёхмоторный широкофюзеляжный пассажирский самолёт для авиалиний средней протяжённости, спроектированный в КБ Ильюшина. Первый и самый массовый советский/российский пассажирский широкофюзеляжный самолёт. Производился серийно в 1980-1993 годах на авиационном заводе ВАСО в Воронеже. Всего было выпущено 106 самолётов. К настоящему времени практически полностью выведен из эксплуатации. Основные причины - топливная неэффективность (из-за нее лайнер даже прозвали «истребителем керосина») и слишком шумные двигатели.

Аэродинамическая схема

  • Четырёхмоторный турбореактивный низкоплан со стреловидным крылом и однокилевым оперением.

История разработки

Самолёт Ил-86 является первым серийным советским пассажирским широкофюзеляжным самолётом. Потребность в таком самолёте возникла в СССР в 1967 году, когда «Аэрофлот» выработал требования к самолёту на 250-350 мест. 13 октября 1967 года было принято Постановление Совета Министров СССР о разработке такого самолёта. В ОКБ им. Ильюшина первоначально исследовали проект 250-местного варианта самолёта Ил-62-250 с удлинённым на 6,8 метров фюзеляжем. Однако данный проект развития не получил. Для размещения 350 пассажиров требовалось увеличить число кресел в ряду, но, стремясь сохранить достигнутый на Ил-62 уровень комфорта, в ОКБ проработали двухпалубный вариант, а также однопалубный вариант с фюзеляжем, имевшем овальное сечение с двумя раздельными кабинами. Но и эти предложения также были отклонены.

22 февраля 1970 года ОКБ С. В. Ильюшина получило техническое задание на разработку широкофюзеляжного пассажирского самолёта на 350 мест. 9 марта 1972 года Совет Министров СССР принял постановление № 168-68 о начале работ по широкофюзеляжному самолёту Ил-86. Среди требований, предъявленных к самолёту, было условие обеспечения перевозки багажа по принципу «багаж при себе». Это условие потребовало провести обширный комплекс исследований, связанных с выбором диаметра фюзеляжа. Результатом этих исследований, в котором приняли участие специалисты ЦАГИ, стал фюзеляж, позволивший установить в одном ряду 9 кресел с двумя проходами, причём ширину этих проходов сделали больше, чем на однотипных зарубежных широкофюзеляжных самолётах типа McDonnell Douglas DC-10. Для обеспечения эксплуатации с относительно коротких ВПП была выбрана механизация крыла, состоящая из предкрылков и трёхщелевых закрылков, обеспечивающих высокую подъёмную силу.

Первый полёт опытного самолёта Ил-86 выполнил 22 декабря 1976 года экипаж Э. И. Кузнецова. В июне 1977 года самолёт был показан на Парижском международном авиационно-космическом салоне. В конце сентября 1978 года были завершены заводские испытания, после чего приступили к сертификационным испытаниям. Эти испытания завершились в 1980 году. 26 декабря 1980 года самолёт Ил-86 выполнил первый регулярный рейс по маршруту Москва - Ташкент. В 1981 году на Ил-86 было установлено 18 мировых рекордов скорости в полёте по замкнутому маршруту с нагрузкой от 35 до 80 тонн.

Четыре самолёта построены в варианте воздушного командного поста Ил-87 (Ил-80) для управления вооружёнными силами на случай ядерного конфликта.

В 1980-х исследовались проекты самолётов Ил-86В и Ил-86Д, на которых предполагалось использовать английские двигатели ТРДД Роллс-Ройс RB211-22В тягой по 19 000 кгс. Среднемагистральный самолёт Ил-86В имел удлинённый фюзеляж и рассчитывался на перевозку 450 пассажиров на расстояние 3600-4000 км. Самолёт Ил-86Д предназначался для перевозки 330 пассажиров на расстояния более 9 000 км. Этот самолёт послужил основой для дальнемагистрального самолёта Ил-96-300. Во второй половине 1990-х изучалась возможность установки на самолёт высокоэкономичных двигателей ТРДД CFM56-5C-2 (4 × 14160 кгс), которые позволили бы увеличить дальность полёта с 350 пассажирами до 6 400 км. Но, по бытующему мнению, КБ Ильюшина из практических соображений не стало доводить до конца ремоторизацию Ил-86: по стоимости и многим параметрами такой Ил-86 занял бы нишу Ил-96. Есть и другие мнения на этот счёт. В итоге в массовую серию не пошёл ни Ил-96, ни ремоторизованный Ил-86, а эту нишу заняли бывшие в употреблении Боинг-767, Аэробус А-310, Боинг-747, возраст которых составлял 10-20 лет при покупке российскими авиакомпаниями в 2000-х годах.

Ил-86 считается одним из лучших самолётов России, и, по оценке первого заместителя министра транспорта России руководителя государственной службой гражданской авиации Александра Нерадько в 2003 году, «был и остаётся одним из самых надёжных авиалайнеров в мире».

Эксплуатация

Ил-86 выпускался серийно с 1980 по 1993 годы на авиационном заводе в Воронеже (ВАСО). Всего было построено 103 самолёта. Три самолёта были поставлены на экспорт в Китай. В 1980-х были реконструированы ВПП во многих крупных аэропортах СССР, что позволило им принимать самолёты Ил-86.

Единственным гражданским пользователем лайнера в советское время был «Аэрофлот». После распада СССР большое количество Ил-86 перешло на баланс отдельных авиаотрядов бывшей монополии. В советское время основным назначением Ил-86 были внутренние регулярные рейсы средней протяжённости, в постсоветское - вместительная машина стала использоваться для выполнения чартерных рейсов на популярные курорты. Массовое списание и вывод из эксплуатации авиалайнеров этого типа началось с 2001 года.

Последними регулярными рейсами, выполнявшимися на Ил-86, были рейсы «Атлант-Союза» Москва-Симферополь и Москва-Сочи (до конца октября 2010 года).

Также до конца октября 2010 года авиакомпания «Москва» иногда ставила Ил-86 на регулярные рейсы из Москвы в Душанбе и Ташкент, а также на чартерные рейсы в черногорский город Подгорицу, в качестве замены Боингам-737.

В ноябре 2010 Ил-86 «Москвы» были сняты с рейсов, скорее всего, навсегда. По ряду источников, могли вернуться на летние чартеры в 2011 году, но в связи с поглощением «Москвы» авиакомпанией «Ютэйр» будущее самолётов бывшего Атлант-Союза не ясно. Один из бортов, RA-86123, в феврале 2011 года порезали на металлолом во Внуково, другой - RA-86112 - в апреле 2011 года в Чкаловском.

Нынешние операторы

На октябрь 2010 года в эксплуатации находилось 12 Ил-86: «Москва» (5), «ВВС России» (4), «Донавиа» (3).

С декабря 2010 года в эксплуатации находилось 6 Ил-86: «ВВС России» (4), «Донавиа» (2).

С апреля 2011 года в эксплуатации находится 4 Ил-86, все у «ВВС России» в модификации Ил-86ВКП (она же Ил-80 или Ил-87).

С апреля 2011 года Ил-86 на пассажирских рейсах не летает. Самолёты авиакомпании «Донавиа», эксплуатировавшиеся до апреля 2011 года на чартерных рейсах из Шереметьево в Коломбо и Анталью, выведены из эксплуатации. 1 борт (RA-86124) порезан на металлолом в Шереметьево, 1 борт (RA-86141) на хранении в ВАСО, примечательно, что борт 86141 - самый последний выпущенный Ил-86, он был выпущен в 1997 г.

Всего к середине 2011 года порезано на металлолом 66 самолетов из 106 выпущенных. Всего на хранении находится 36 самолётов, из них только 2 в музеях: RA-86000 в Киеве (Жуляны), RA-86062 в Ульяновске (Баратаевка).

Бывшие операторы

Среди операторов, имевших несколько самолетов: Трансаэро (до 1997), Внуковские авиалинии (до 2001), Аэрофлот (до 2005), Узбекские авиалинии (до 2006), Красэйр (до 2008), Пулковские авиалинии - ныне ГТК Россия (до 2008), Сибирь (до 2008), Татарстан (до 2008), Уральские авиалинии (до 2009), ВАСО - ныне часть авиакомпании Донавиа, Атлант-Союз - ныне Москва, переданная под управление авиакомпании Ютэйр (до 2010), Донавиа (до 2011).

Аварии и происшествия

Бортовой номер

Место катастрофы

Краткое описание

Падающий B-737 зацепил стоящий самолёт, Ил-86 загорелся. Погибли обслуживавшие лайнер сотрудники аэропорта

Шереметьево

Посадка с невыпущенными шасси из-за грубых ошибок экипажа, при касании ВПП лайнер загорелся.

Шереметьево

Авиакатастрофа, при взлёте произошло сваливание из-за выхода на закритический угол атаки. Сломался контакт переключателя управления стабилизатором. Стабилизатор отклонился на максимальный угол - 12 градусов

Варианты

  • Ил-86 - базовый вариант. Один экземпляр выполнен в специальном варианте для обслуживания президента РФ.
  • (по кодификации НАТО: Maxdome ) - воздушный командный пункт. От обычных Ил-86 его отличает отсутствие иллюминаторов, система дозаправки в воздухе и дополнительный аппаратный отсек («горб») в носовой части фюзеляжа. Построено 4 экземпляра.
  • Ил-86Д - проект модифицированного Ил-86, на базе которого был разработан самолёт Ил-96.

Летательный аппарат Ил-86 стал первым и самым массовым советским пассажирским самолетом с широким фюзеляжем и возможностью его переоборудования в военный объект, при необходимости. Данная машина спроектирована в конструкторском бюро Ильюшина, выпускалась серийно на комбинате в Воронеже, оснащалась четырьмя мощными двигателями. Рассмотрим особенности этого агрегата, который был снят с коммерческой эксплуатации после 1997 года, но некоторые единицы находятся в рабочем состоянии до сих пор.

Краткое описание

Первый ИЛ-86 поднялся в воздух на десять лет позже, чем его американский аналог модификации «Боинг-747». Такая задержка вызвана не только слабым развитием советской авиапромышленности, но и экономическими предпосылками, связанными с финансовым кризисом.

На то время в рассыпающемся не существовало пассажирских авиалайнеров, способных перевозить более 300 пассажиров. Граждане СССР летали за границу очень редко, вся процедура сопровождалась многочисленными проверками и опросами. Тем не менее работа по созданию аэробуса того времени началась вестись уже в семидесятых годах прошлого века.

Предпосылки

Начнем с того, что для авиационных перевозчиков из Америки в начале 70-х, широкофюзеляжный самолет был жизненно необходим. Первую версию подобного лайнера представила компания «Боинг». В Аэрофлоте вполне способны были обеспечить потребности страны модели ТУ-134, ТУ-154, ЯК-40.

Указанные летательные аппараты отличались надежностью, маневренностью и прочими характеристиками. ИЛ-86 совершил свой первый полет во время Олимпиады, проводимой в Москве. Главное предназначение агрегата - обеспечение транспортировки пассажиров от аэропортов «Домодедово» и «Шереметьево».

Разработка и испытания

Фото которого представлено выше, стал первым отечественным пассажирским лайнером с широким фюзеляжем. В требованиях к агрегату оговаривалось много нюансов, среди которых особую важность имела вместительность салона не менее 250 пассажиров, а также возможность его посадки на взлетно-посадочные полосы, имеющиеся в наличии.

В октябре 1967 года было принято решение о создании летательного аппарата с удлиненным фюзеляжем на 6800 мм. Разработка над 350-местным самолетом началась в конструкторском бюро Ильюшина.

Для размещения такого количества личного состава потребовалось наращивание кресел в каждом ряду, не пренебрегая условиями комфорта. В итоге ОКБ проработало двухпалубный вариант и одноуровневый аналог. Фюзеляж оборудовался парой раздельных кабин. Это предложение не нашло поддержки у заказчика.

Модернизация

В феврале 1970 года специалисты конструкторского бюро Ильюшина получили задание на разработку самолета, способного перевозить не менее 350 пассажиров. 2 февраля 1970 года ОКБ было выдано конкретное задание на проектирование широкофюзеляжного пассажирского самолета. Уже через два года была начата активная разработка модели, ориентированной на транспортировку людей по принципу «багаж при себе».

Конструкторам предстояла непростая задача - сделать лайнер с правильной геометрией и расстановкой сидений. На этот показатель влияли не только аэродинамические параметры, но и безопасность, коммерческая составляющая, комфортность экипажа, а также погрузка и выгрузка багажа. В итоге разработчики модели ИЛ-86 остановились на версии с круглым сечением фюзеляжа и расположением кресел на верхней палубе по формуле 3/3/3. Такое решение дало возможность разместить девять сидений в одном ряду, обеспечив два прохода. Среди нововведений технического плана можно отметить применение из подкрылков с тремя щелями.

Характеристики ИЛ-86

Нижняя палуба летательного аппарата оборудовалась специальными стеллажами, которые предназначались для багажа и прочих грузов. Пассажиры перед попаданием на эту часть судна должны были пройти три люка, оставив ношу, после чего направлялись в пассажирскую часть на втором уровне (по нескольким однопролетным лестничным проходам).

Особенность самолета ИЛ-86 заключается в скорости перемещения пассажиров, которые тратили меньше времени на посадку и оформление багажа. Такая опция обусловлена преимущественно процедурой оформления транспортировки груза, не требующей длительной сортировки и загрузки вещей на борт. Сюда же входит и отсутствие простоя у транспортерной ленты по несколько минут.

Испытания

В декабре 1976 года произошел первый вылет опытного образца самолета ИЛ-86, фото которого приведено ниже. Это действо было осуществлено с центрального аэродрома им. Фрунзе. Руководителем полета стал Э. Кузнецов, который выполнил в 1978 году технический рейс из Москвы в Сочи. В тот же период осуществлялись полеты в направлении Ленинграда, и Минеральных Вод.

Как отмечено в официальных данных конструкторского бюро Ильюшина, рассматриваемый самолет успел побывать в Новосибирске (официальной датой посадки считается февраль 1980 года). В декабре того же года летательный аппарат получил сертификат летной годности. После этого был совершен первый регулярный рейс по маршруту Москва - Ташкент.

Салон ИЛ-86

После начала официального использования рассматриваемого самолета данное судно установило 17 мировых рекордов, подтвержденных официально. Среди них:

  • Полет по замкнутому маршруту на одну и две тысячи километров.
  • Поднимание различного рода грузов при скорости свыше 970 километров в час.
  • Самый высокий показатель надежности среди самолетов гражданской авиации на то время.

Широкофюзеляжный самолет был рассчитан на эксплуатацию в периодах средней протяженности. На момент создания судна оно оснащалось современным оборудованием, которое обеспечивало надежность и маневренность машины, наряду с высоким показателем безопасности. За создание такого агрегата создатели были награждены Ленинской премией и еще рядом государственных наград.

Особенности

При длине самолета ИЛ-86 почти в 60 метров, он имел массу преимуществ между отечественными и зарубежными аналогами. По факту, летательный аппарат представлял собой низкоплановый аэробус с четырьмя турбинными двигателями. Он оснащен однокилевым оперением и стреловидным типом крыльев.

Для этого самолета специально были созданы силовые агрегаты НК-86, представляющие собой модернизированные моторы, используемые на ИЛ-62 и ТУ-154. Тяга двигателей - 13 000 кгс. Именно эти «движки» и стали основной причиной вывода летательного аппарата из серийной эксплуатации. Дело в том, что НК-86 имел большой показатель шумности и расхода горючего. Дошло до того, что над этими силовыми агрегатами начали шутить, утверждая, что они запускают самолет с вялым разбегом и только благодаря кривизне Планеты это получается. Кроме того, габариты указанного двигателя, с учетом планера и шасси, сделали невозможным расчет ремонтопригодности лайнера и его эффективную работоспособность при высоких температурах окружающего воздуха. При взлете машины часто срабатывали датчики температуры, что приводило к полной или частичной деактивации двигателей.

Ради справедливости, стоит отметить, что салон ИЛ-86, фото которого представлено ниже, обладал отличной звукоизоляцией. Несмотря на шумность силовых установок, пассажиры не испытывали особого дискомфорта во время перелета. Тем не менее, уровень звука не позволил вписаться в допустимые международные нормы для проведения регулярных полетов в линейке гражданской авиации.

Это создало проблему для совершения рейсов в страны за рубежом. По большому счету, жизнеспособность одного из первых советских аэробусов оказалась недолгой. Массовый вывод этих самолетов начался уже в 2001 году. Во многом это было связано с их непрактичностью и повышенной шумностью. Последними рейсами для ИЛ-86 стали рейсы из Москвы в Сочи и Симферополь. На этом направлении работала компания «Атлант-Союз» вплоть до октября 2010 года.

В 80-е годы минувшего столетия в СССР проводились исследования самолетов серии ИЛ-86. Впоследствии на них планировали установить моторы типа ТРДД Rolls-Royce ("Роллс-Ройс") RB211-22В (производство - Великобритания, тяговая мощность - 19 000 кгс). В результате летательный аппарат должен был получить удлиненный фюзеляж и способность транспортировать не менее 450 пассажиров на дистанцию до четырех тысяч километров.

Именно на базе ИЛ-86 был разработан и создан дальнемагистральный аналог под индексом 96. К сожалению, обе модификации так и не стали серийными лайнерами, в связи с практическими соображениями. Эту нишу заняли прослужившие около десяти или пятнадцати лет модели марки "Аэробус" (Airbus А310), а также "Боинги" конфигураций Boeing 747, Boeing 767.

Итог

История советского аэробуса не увенчалась успехом, как и его ближайшего преемника ИЛ-96. Общее число построенных единиц с удлиненными фюзеляжами составило всего 27 экземпляров. В активной эксплуатации, которая продолжается и сейчас, задействовано всего 11 машин. Некоторые экземпляры входят в состав специального летного отряда России, еще 3 штуки эксплуатируются на Кубе. Разработчики отмечают, что рассматриваемые четырехмоторные дальнемагистральные самолеты не нашли должного применения, ввиду высокой топливной расходной заправки и шумности, а также низкого комфорта для пассажиров.


1. Самолёт Ту-154 разработан в конце 1960-х годов для замены устаревших Ту-104, Ан-10 и Ил-18.

2. Это трёхдвигательный турбореактивный самолёт для линий средней протяжённости.

3. Модификация Ту-154М эксплуатируется с 1984 года, а производилась вплоть до 2012-го.

4. Основные стойки шасси оборудованы дисковыми тормозами и вентиляторами охлаждения. Во время полёта шасси убираются в специальные гондолы на крыльях.

5. В задней части самолёта находится салон эконом-класса примерно на сотню мест.

6. Обозначение кресел в рядах.

7. Пассажирский пульт, один на три места.

8. Полка для ручной клади.

9. В последней секции - аппарат внутренней экстренной связи.

10. В хвосте салона справа и слева расположены аварийные выходы.

11. У выходов - надувные трапы.

12. В самом хвосте самолёта - туалеты.

13. Интерьер санузла.

14. Между салонами эконом- и бизнес-класса расположена ещё пара выходов.

15. Здесь же - буфет.

16. Места для бортпроводников.

17. Детекторы дыма.

18. В салоне бизнес-класса сидения куда комфортнее, есть складные столики, спрятанные в подлокотниках, как показано на фото ниже.

19. Кроме того, салон украшен двумя гобеленами с изображениями Москвы.

20. Внизу перегородки прямо перед кабиной пилотов спрятана незаметная кнопка экстренной тревоги, которую стюардесса может нажать пяткой в случае террористической угрозы.

21. За креслами пилотов расположено место бортинженера. Снизу слева видны ручки управления двигателями (РУДы) и рычаги останова двигателей (РОДы).

22. Приборная панель, вид из кресла второго пилота.

23. Средняя приборная панель.

24. Панель КВС и радар.

25. На верхней панели - средства радиосвязи.

26. Потёртый штурвал с висящей на нём гарнитурой.

27. Покинем Ту-154, перейдём к Илам, которых на стоянке МГТУ ГА имеется два, но один из них, третий лётный экземпляр СССР-86003, работал на испытаниях систем и имеет пустой салон.

28. Второй же, RA-86103, дорабатывает лётный ресурс при обучении студентов.

29. Аэродромное оборудование.

30. Ил-86 - первый и самый массовый советский широкофюзеляжный пассажирский самолёт, разработанный в КБ Ильюшина в 1970-х годах.

31. На самолёте установлены четыре двигателя НК-86 тягой по 13 тс.

32. Двигатели оказались слабым местом самолёта, из-за невозможности их модернизировать пришлось разрабатывать Ил-96.

33. Рулевая передняя стойка шасси.

34. Самолёт двухпалубный. Входы находятся на нижней палубе, они оборудованы складными лестницами.

35. Для прохода в салон пассажирам нужно было подняться по одному из трёх внутренних трапов.

36. В этом самолёте было три пассажирских салона эконом-класса, рассчитанные на 350 мест.

37. Полки для ручной клади.

38. В отличие от современных лайнеров, в Ил-86 не было багажных полок над средними рядами.

39. В спинках кресел - кондиционеры и складные столики.

40. В салоне имеются аварийные выходы, которые в зарубежных аэропортах, где имелись высокие трапы, использовались как основные. В каждую дверь вмонтирован надувной аварийный трап.

41.В хвосте расположены шесть туалетов. Крайний левый всегда приберегался для нужд экипажа.

42. Интерьер другого туалета, расположенного возле кабины пилотов.

43. В середине салона была кухня.

44. Для доставки контейнеров с едой с нижней палубы было предусмотрено два лифта, до сих пор действующих.

Лифт для продуктов - специфический аттракцион, я прокатился сам и снял видео об этом:

45. Спустившись на лифте вниз, оказываемся на кухне.

46. Сюда же ведёт люк для загрузки пищи.

47. Рядом - обширное багажное отделение.

48. Остальное пространство нижней палубы занимают отсеки с оборудованием.

49.

50.

51. Наконец, заглянем в просторную кабину пилотов.

52. Место радиста.

53. Приборная панель бортинженера.

54. Приборная панель пилотов во всём великолепии.

55. Место КВСа.

56. РУДы.

57. Авиационные часы АЧС-1.

58. Панель приборов, всё блестит и светится. Командно-пилотажный и

Человечество сумело поднять свои дороги над землей, самолеты сделали свое дело. Но уже полвека назад в небе стало тесно, не говоря уже об аэропортах. Интенсивность авиаперевозок стремительно возрастала. Машин одновременно в воздухе становилось все больше.

Такая перегруженность инфраструктур могла спровоцировать рост катастроф и доставляла существенные неудобства пассажирам.

Эту проблему мировое самолетостроение попыталось решить путем создания больших летательных аппаратов, которые были бы способны заменить несколько обычных авиалайнеров. Большое количество авиарейсов в российской авиации планировали сократить за счет широкого салона борта.

В СССР был создан первый аэробус нового типа – широкофюзеляжный и высокоэкономичный самолет Ил-86.

Создание

В 1970 году ведущему советскому предприятию по конструированию и разработке авиационной техники ОКБ имени Ильюшина С.В. была обозначена задача на конструирование пассажирского лайнера средней дальности, вместительностью до 350 человек. Для громоздкой широкофюзеляжной машины конструкторская мысль напряженно искала гармоничное сочетание надежности, рентабельности эксплуатации, экономичности и, конечно, безопасности.


Спустя два года началась разработка модели воздушного судна. Вместе с серьезными требованиями к техническим параметрами, присутствовал критерий – перевозки багажа по принципу «багаж при себе». Перед конструкторами встал вопрос: «Каким будет корпус в диаметре?»

Эта задача решилась путем создания широкого фюзеляжа, позволяющего разместить до девяти кресел в одном ряду, между которыми были два широких прохода. Кроме того, крыло, состоящее из предкрылков и трехщелевых закрылков, обеспечивало использование относительно коротких ВПП.

Видео – история создания

Восход в небо:

  1. 1976 год – закончена работа над воздушным судном. Аэробус нового типа произвел свой первый полет;
  2. 1977 год – демонстрация борта в Париже;
  3. 1978 год – технический рейс Москва – Сочи, а также показательные полеты в другие города СССР;
  4. 1979 год – эксплуатационные испытания;
  5. 1980 год – выдан сертификат летной годности и осуществлен регулярный рейс Москва – Ташкент.

Краткий обзор и конструкция

У аэробуса на момент своего выпуска не было аналогов во всем мире. Этот авиалайнер достойно опередил все зарубежные машины. С пассажирской и грузовой нагрузкой ему удалось установить порядка 18 скоростных рекордов.


Выпускался Ил-86 до 1993 года в Воронеже, а летал на гражданских авиалиниях до 2010 года. Лайнер нового поколения значительно превосходил по удобству всех своих предшественников.

В конструкции воздушного суда нового поколения использовалось все самое современное, что было в приборостроении, радиотехники, в технологии на тот момент.

Он являлся классическим, широкофюзеляжной машиной с четырьмя двигателями, расположенными под крылом. В диаметре фюзеляж достигал 6,08 метров. В салоне располагалось девять посадочных мест в одном ряду с наличием двух проходов.

Достаточно сказать, что самолет состоял на 54% из сплавов алюминия, на 15% из стали и на 14% из сплавов титана. Остальное – полимерные материалы.


Специально был спроектирован современный двигатель НК-86. Спустя время, ввиду огромного расхода топлива и высокого шума, данный двигатель стал основным поводом вывода аэробуса из эксплуатации.

Кроме того, масштабы НК-86 привели в дальнейшем к невозможности замены его на модифицированные моторы. Как раз это и способствовало разработке . Немаловажно, что при большой температуре наружного воздуха снижалась работоспособность двигателя и иногда, даже приходилось останавливать взлет.

Самолет имеет хорошую управляемость: рулевые поверхности разделены на отдельные секции, а гидравлика продублирована.

Дублирование было и в других жизненно важных системах аэробуса. Конструкторами первого советского аэробуса разработана уникальная электроимпульсная защита от обледенения. Ее эффективность была в сотни раз выше обычной тепловой схемы.

Самолет был снабжен четырьмя мощными турбореактивными двигателями, тягой до 13 тс каждый. Механизация крыла, и новая схема шасси давали возможность эксплуатировать аэробус на аэродромах, где базировались Ил-18 и Ту-134. Для взлета и посадки Ил-86 нужна была полоса не более 2600 метров.


Большие люки позволяли использовать разные варианты загрузки грузовых отсеков. Наличие трех встроенных в аэробус трапа значительно упрощали работу наземных служб аэропорта и экономили время пассажиров.

Перешла на новый уровень и звукоизоляция. Ил-86 был уникален наличием системы навигации, которая была применена впервые. Эта система позволяла выполнять рейсы в любых метеоусловиях и в любое время суток. Все приборы летательной машины были инновационными.

Особенности и технические характеристики

Наименование Число
Экипаж (чел.) 3
Размеры
Длина (м) 59,5
Размах крыльев (м) 48
Высота (м) 15,8
Площадь крыла (кв.м) 320
Вес
Макс. взлетный вес (кг) 208 000
Макс. посадочный вес (кг) 175 000
Вес пустого (кг) 116 250
Макс. вес без топлива (кг) 158 400
42 000
Емкость топливных баков (л) 114 000
Летные данные
Дальность полета с макс. Загрузкой (км) 3 600
Макс. Крейсерская скорость (км/ч) 870
Длина разбега (м) 2 800
Длина пробега (м) 2 300
Двигатели НК-86, 4*13 000 кгс
Удельный расход топлива (г/пасс.км) 34,5
Часовой расход топлива (кг) 9 900
Пассажирский салон
Кол-во кресел (эконом) 350
Кол-во кресел (эконом/бизнес) 234
Ширина салона (м) 5,7

Эксплуатация

Только «Аэрофлот» являлся пользователем Ил-86. Самолеты выполняли регулярные рейсы на загруженных линиях и чартерные перевозки на различные курорты.


С динамично развивающимся рынком авиации у нашей страны появилась возможность приобретения других воздушных аппаратов. Ил-86 постепенно терял свое преимущество и конкурентоспособность в связи с высокими затратами на эксплуатацию и шумности двигателей.

В 2000 году началось массовое списание воздушных гигантов и постепенный вывод из парков авиакомпаний.

В итоге, к 2011 году полеты по перевозке пассажиров завершились. В настоящее время Министерством Обороны России используется четыре самолета Ил-86.

Видео – методика взлета

Таким был процесс эксплуатации первого серийного советского пассажирского широкофюзеляжного авиалайнера. Позже на смену Ил-86 придет Ил-96.

Модификация

Всего у Ил-86 было четыре модификации, которые разрабатывались либо находились в производстве:

  • Ил-86 – базовая версия;
  • Ил-86В – вариант воздушного судна вместимостью до 450 мест и дальностью полета 3600-4000 км;
  • Ил-86Д – проект крылатой машины, на базе которой создан Ил-96;
  • . Был оснащен системой дозаправки в воздухе и дополнительным отсеком в носовой части. Не имел иллюминаторов. Всего было построено четыре аппарата.

Плюсы и минусы лайнера Ил-86

Достоинства Недостатки
Первый широкофюзеляжный отечественный воздушный гигант с огромной вместительностью Не слишком высокая мощность двигателей
Усовершенствованное приборное оборудование самолета Ил-86 Огромная взлетная масса
Инновационная компоновка салона Требовал большей длины ВПП
Высокая по советским меркам надежность Высокий шум двигателей, что не соответствовало международным стандартам
Большой расход топлива

Даже несмотря на все недостатки и ранний закат Ил-86 оставил свой след в истории и знаменовал новый этап в развитии гражданской авиации. Он стал гордостью страны и был лучшим для своего времени.

Видеопрезентация