Где находилась аттика в древней греции. История древней греции

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

2. Реформы Солона

3. Реформы Клисфена

4. Положение граждан в Афинах

6. Афинский морской союз

Заключение

Список литературы

афинский политический демократия полис

Введение

Во II тысячелетии до н.э. греческие племена заселили юг балканского полуострова. Отгороженные друг от друга естественными преградами горной страны, они стали оберегать свою обособленность. В тесных пределах каждого из таких районов вырастет с течением времени столица: Коринф, Мегары, Фивы, Спарта и др.

Наиболее интересным и вместе с тем наиболее изученным представляется процесс образования государства в двух известных греческих полисах - древних Афинах и Спарте. Первая являла собой образец рабовладельческой демократии, вторая - аристократии.

Начиная с VI в. до н.э. в политическую жизнь афинского общества всё более активно включался новый социальный элемент. Относительно высокий уровень производительных сил, достигнутый в районе Средиземного моря в VIII-VI вв. до н.э., и особенно благоприятные природные условия самой Аттики способствовали появлению значительного ремесленного и торгового населения. Боевую часть его составляли матросы многочисленного афинского флота. В отличие от аристократии все остальные люди называли себя “демосом” - “народом”.

Демос находился в постоянной вражде с презиравшей его аристократией. Шаг за шагом вырывал он у неё политическую власть. Когда это ему удалось, в Афинах установилась рабовладельческая демократия, а значит, и государство в его начальной, ещё не завершенной форме.

1. Образование Афинского государства

Образование Афинского государства легенда связывает с именем греческого героя Тезея. Среди мероприятий, осуществленных Тезеем и повлекших образование государства, первым было объединение трех племен с центром в Афинах. Для руководства общими делами нового образования был создан Совет, к которому перешла часть дел, находившихся ранее в ведении отдельных племен.

Следующие преобразования выразились в оформлении обособленных социальных групп. Родовая знать, окончательно закрепившая за собой привилегии, создала особую группу эвпадридов, которым было предоставлено исключительное право на замещение должностей. Большую часть населения составляли геоморы (земледельцы), выделялась группа ремесленников - демиургов. Значительную часть населения составляли метеки. Это были выходцы из других общин, проживающие в Афинах. Они были лично свободными, но политическими правами не пользовались и были ограничены в экономических (им запрещалось владеть землёй на территории Аттики, иметь собственные дом, они выплачивали налог). Указанные преобразования являлись первыми шагами к созданию Афинского государства. Безусловно, это были постепенные и длительные процессы.

Следующим шагом к образованию государства было учреждение новой должности архонта. Вначале архонты избирались пожизненно, затем на 10 лет, с 683 г. до н.э. ежегодно стали избирать 9 архонтов. Один из них - первый архонт, по имени которого назывался год, стоял во главе коллегии и имел полномочия по надзору за внутренним управлением и судебные полномочия по семейным делам. Базилевс, ставший вторым архонтом, исполнял жреческие функции, а также суд по религиозным делам. К третьему архонту - полимарху отошла военная власть. Остальные шесть архонтов - фесмофетов стали выполнять главным образом судебные функции.

По окончании срока полномочий архонты вступали в ареопаг - высший государственный совет, заменивший собой совет старейшин. Ареопаг был хранителем традиций, высшим судебным и контролирующим органом. Архонтами и членами ареопага могли быть только эвпадриды. Это были аристократические учреждения.

Борьба демоса (торговцем, ремесленников, средних и мелких земледельцев) против господства родовой аристократии и одновременно против долгового рабства и различных форм порабощения соплеменников образует главную линию исторического развития Греции в VIII - VI вв. до н.э. Родовая знать не хотела уступать своего господства и сопротивлялась наступлению новых сил. В ходе этой борьбы между родовой аристократией и демосом и совершается в Греции переход от разлагающихся родоплеменных отношений к классовому рабовладельческому обществу и государству.

2. Реформы Солона

В 594 г. до н.э. всеобщее недовольство вылилось, по словам Аристотеля, в “великую смуту”. Борьба между аристократией и демосом привела к созданию в Афинах сложной обстановки. И в это время на политическую арену выдвигается Солон. Избранный архонтом, Солон был наделен полномочиями, среди которых самым важным было право законодательства. Испытывая давление одних, стремившихся к установлению единовластия, и других, рвавшихся к самому широкому народоправству, Солон выбрал политику “золотой середины”.

Первым делом он отменил долговую кабалу и аннулировал все поземельные долги. Закладные камни были убраны с полей, граждане, ставшие рабами за долги, - отпущены на свободу, а те, кто был продан за границу,- выкуплены за счет государства.

Со времени Солона рабами в Афинах могли быть только иноплеменники, захваченные на войне или купленные на мировом рабовладельческом рынке того времени.

Чтобы предотвратить разграбление крестьянских наделов в будущем, Солон установил максимальный размер землевладения, находящегося в частных руках.

Одновременно с тем была санкционирована широкая завещательная свобода. Родовые владения, подобно крестьянским дворам, могли переходить к наследникам по воле завещателя. Земельные владения знати - опора ее власти - включались в общий гражданский оборот.

Важнейшей политической реформой Солона было установление имущественного ценза. Самые богатые были причислены к первому разряду. Просто богатые - ко второму. Оба эти разряда граждан получали право замещения всех важнейших постов в государственном аппарате, но архонтами и казначеями могли становиться представители лишь первого разряда.

Таким образом, вместо принципа аристократического (принадлежность к определенным родам) был утвержден принцип имущественный, принцип богатства. От этого выигрывали купцы и ростовщики, проигрывала родовая знать.

Третий разряд составили граждане среднего достатка. Все прочие - феты - были зачислены в один четвертый и последний разряд.

Высшим органом власти, по конституции Солона, афинское народное собрание. В противовес ему были созданы два новых органа: совет четырехсот и так называемая гелиэя - суд присяжных заседателей.

Совет четырехсот избирался старыми ионическими племенами, продолжавшими существовать, несмотря на все перемены. Каждое из них посылало в совет 100 человек. Играя важную роль в законодательной процедуре, заведуя всеми текущими делами, совет четырехсот оказывал сдерживающее влияние на народное собрание и прямо ограничивал власть ареопага. Гелиэя была судебным и законодательным органом одновременно, и с ее широким кругом участников учреждалась к большей выгоде демоса. Но оставался нетронутым ареопаг.

Реформы Солона казались верхом политической мудрости, триумфом политики компромисса. Вместе с тем именно реформы Солона убедительно доказывают недолговечность политики компромиссов.

3. Реформы Клисфена

Афины переживают острый политический кризис, завершившийся установлением тирании. Наконец через 90 лет после Солона, в 509 г. до н.э., демократы, объединившись вокруг своего вождя Клисфена, наносят решающий удар по остаткам родового строя, мешавшим функционированию государства как такового.

Реформа 509г. окончательно ликвидировала старые племена. Взамен родоплеменного деления граждан было введено их территориальное разделение.

Аттика делилась на 10 территориальных “племен” (фил). Каждая фила состояла из трех частей - тритий. Одна из трех должна была принадлежать к сельскохозяйственной равнине, где до того господствовала знать (здесь были её имения), другая - к приморскому району, форпосту демократически настроенной матросской массы, третью составлял один из кварталов столицы.

В новых филах граждане были перемешаны таким образом, что преобладание сосредоточилось в руках горожан - ремесленников, купцов, матросов. Землевладельческая “равнина” была оттеснена на второй план.

Совет четырехсот был ликвидирован. Вместо него стали выбирать совет пятисот - по 50 человек от каждой новой филы.

Общественное развитие привело к сосредоточению богатств в руках значительного числа неродовитых граждан, составивших имущий класс Афин. Политическая власть должна была отныне служить их целям. Родоплеменное деление препятствовало этому: в органах родового строя господствовала родовая аристократия. Территориальное разделение сокрушило это господство. Вместе с тем окончательно побеждает государство рабовладельцев - знатных и незнатных.

Клисфену же принадлежит изобретение остракизма. Так называлось изгнание из государства, применяемое в качестве политической меры, а не наказания. Остракизм применялся по тем соображениям, что тот или иной политический деятель своим авторитетом, своими связями может способствовать возникновению смут. Изгнание назначалось обыкновенно на 10 лет и не влекло за собой ни лишения прав, ни конфискации имущества. Решение об остракизме принадлежало только народному собранию.

4. Положение граждан в Афинах

Теперь на пути афинской демократии находился один ареопаг. Неписаная афинская конституция сохраняла за ним право отменять решения народного собрания и привлекать к ответственности должностных лиц. Во времена знаменитых греко-персидских войн (492-479 гг. до н.э.) ареопагу удалось увеличить свое значение. В 462 г. до н.э. афинская демократия, руководимая Эфиальтом, провела, наконец, закон о лишении ареопага всех политических функций.

К середине V в. до н.э. уходят в прошлое солоновские разряды. Замещение должностей стало доступно всем гражданам независимо от их имущественного положения. Производилось оно по жребию (за некоторым исключением).

По предложению стратега Перикла стали получать жалованье члены совета пятисот, присяжные заседатели, солдаты, матросы военного флота и все должностные лица вообще, за исключением самых высших - стратегов.

Таковы причины и формы возникновения государства в Афинах. Энгельс справедливо замечает: “Афины представляют собой самую чистую, наиболее классическую форму: здесь государство возникает непосредственно и преимущественно из классовых противоположностей, развивающихся внутри самого родового общества”.

Всей совокупностью прав и привилегий пользовались (по закону Перикла) только те лица (мужского пола), у кого отец и мать были природными и полноправными гражданами Афин.

Гражданство приобреталось с 18-литнего возраста. Затем в течение двух лет юноша проходил военную службу. С 20 лет ему разрешалось участвовать в народном собрании. Завершив двухлетнее обучение военному делу, гражданин оставался военнообязанным до 60-летнего возраста. В случае войны народное собрание устанавливало число военнообязанных, подлежащих призыву; в крайних случаях прибегали к всеобщему набору (панстратии). Члены каждого племени (филы) составляли отряд под командованием особого лица, избираемого самим народом.

Несмотря на все ограничения, метэк и вольноотпущенник были в глазах закона лицами. За ними признавалось человеческое достоинство. Иное дело раб. Раб был только вещью, её живым подобием. Его можно было продать и купить, отдать внаем. Он не мог иметь семью. Дети, прижитые им от связи с рабыней, были собственностью хозяина. Единственное, что закон запрещал хозяину, - убийству раба. Когда раб совершал преступление, заслуживавшее казни, суд и наказание становилось делом властей. За этим исключением, все другие виды наказаний были правом господина. Никакого имущества раб иметь не мог. Все, что он зарабатывал, было собственностью господина.

Основная масса рабов добывалась на войне, когда в неволю попадали не только солдаты враждебного войска, но и мирное население противника. Эта участь не раз постигала и самих афинян. Заклейменные знаком лошади, они были сотнями проданы в рабство после неудачной сицилийской экспедиции (во время Пелопоннесской войны). Множество рабов поставляли на рынок морские разбойники. При покупке с рабом или рабыней обращались как со скотом: раздевали, заставляли бегать, смотрели зубы и пр.

Особого внимания заслуживает положение женщины в Афинах. Ни политических, ни гражданских прав она не имела. Афиняне хвалились тем, что их жены выходят на улицу не иначе как по большим праздникам (то есть направляясь в храм) или что их жены так хорошо воспитаны, что стыдятся видеть любого постороннего, в том числе родственников. Жила жена в особой половине дома.

Брачный договор был делом отца невесты. После свадьбы законным представителем жены становился муж. Чтобы развестись с женой, ему достаточно было призвать свидетелей. Закон требовал от жены строгого целомудрия, но не препятствовал мужу иметь любовниц. Неверную жену разрешалось попросту выгнать из дому, а приданое присвоить. В своей последующей жизни эта женщина не могла ни украшаться, ни входить в храмы. В противном случае любой встречный мог разорвать на ней платье, снять украшения, побить.

Дети находились во власти отца уже по одному тому, что завещание находилось в его воле. Достаточно было непочтительного отношения к отцу, чтобы лишение сына наследства стало законным.

5. Органы государственной власти

Афины были небольшим государством. От столицы до крайней его точки было несколько десятков километров. Это был “полис” - город-государство. Граждане полиса представляли собой общину, основанную на совместном управлении общими делами.

Верховный орган Афин - народное собрание. Оно созывалось четыре раза в месяц. На собрание стекались все те граждане, которых интересовала (заранее объявленная) повестка дня. Главными участниками собраний были, конечно, жители самого города. Кворум (не менее шести тысяч человек) требовался только при решении особых вопросов, например, об остракизме. В обыкновенное время собиралось две-три тысячи человек и менее.

Народное собрание не только принимало законы, но и обсуждало вопросы продовольственного снабжения, обороны, слушало чрезвычайные заявления о государственных преступлениях, рассматривало просьбы частного характера и т.д. Но основным делом народного собрания было, конечно, законодательство. Считалось, что каждый гражданин Афин имеет право предложить проект нового закона и свободно участвовать в обсуждении законопроекта, выдвинутого другими. Инициатива эта существенно ограничивалась, однако, системой сдержек:

б) всякий законопроект должен был предварительно рассматриваться советом пятисот. Собрание выслушивало мнение совета.

в) окончательное решение принадлежало гелиэе, игравшей в таких случаях роль второй палаты. Обсуждение велось в форме обычного судебного процесса. Автор законопроекта выступал обвинителем старых законов. Их защитников назначало народное собрание. Решение принималось большинством присяжных с помощью тайного голосования.

Голосование в народном собрании было открытым, поэтому далеко не всякий мог голосовать так, как на самом деле хотел. Народные собрания не один раз принимали бурный характер, выходили из под влияния стратегов и совета пятисот, навязывали им свою волю.

Следующим по значению органом государственной власти была гелиэя - суд присяжных. Гелиэя решала вопрос о наделении правами гражданства; она наблюдала за законностью замещения должностей и имело право отвода; она утверждала международные договоры. Главным же её делом было участие в законодательстве, а также суд по политическим, религиозным и многим другим делам. В состав гелиэи входило 6 тысяч человек. Все они избирались жребием по 600 человек от каждой филы. Из общего числа гелиастов составлялось 10 судедных коллегий по 501 человеку каждая. Состав коллегии определялся жребием в самый день суда так, чтобы никто из гелиастов не мог заранее знать, когда его призовут к деятельности. Этим стремились избежать подкупа судей.

В компетенцию совета пятисот входили дела непосредственного управления, внешние сношения, финансы. Действовал совет не в полном составе, а через притании, секции. По числу фил притании было десять. Каждая из них правила одну десятую часть года.

Верные принципу сдержек, афиняне не решились вручить совету пятисот всю исполнительную власть. Её делили с ним две коллегии - стратегов и архонтов.

В отличие от всех других властей стратеги избирались открытым голосованием в народном собрании. Должность стратега не оплачивалась, и поэтому занимать её могли состоятельные лица. Специальной компетенцией стратегов считалось командование армией и флотом, но в действительности они ведали и многими другими делами, относящимися к внутренней и внешней политике. Стратеги считались равными друг другу, но фактическое руководство всегда поручалось одному из них - по выбору народного собрания. Таким лицом на протяжении 15 лет, из года в год переизбираемым, был знаменитый Перикл.

Три первых архонта ведали, каждый в своей области, жалобами по семейным делам, надзором за иностранцами, религиозными вопросами и пр. Архонты - фесмофеты (шесть человек) подготавливали для слушания дела в суде присяжных, производили жеребьевку судей, председательствовали в коллегиях. Фесмофеты должны были ежегодно докладывать народному собранию о противоречиях и проблемах в законах. Фесмофетам же подавались заявления о злоупотреблениях должностных лиц. Они имели право ставить вопрос о смещении последних. Таким образом, в руках одного и того же органа власти соединились вопросы культа, юстиции, “прокурорского надзора”.

Раз в месяц в Афинах созывалось особое народное собрание, считавшееся главным. На нем производилась проверка деятельности властей. Собрание после открытого обсуждения решало, была ли эта деятельность правильной.

Все должностные лица избирались сроком на год без права переизбрания (исключение - коллегия стратегов). Каждый, кто хотел быть избранным, должен был сам выставить свою кандидатуру.

6. Афинский морской союз

Возник после Греко-персидских войн, в которых Афинам выпало сыграть роль спасителя Греции. Воспользовавшись обстоятельствами, опираясь на свою военную мощь, Афины навязали многим другим полисам и островным республикам греческого мира военный и политический союз. Афины взяли на себя оборону объединившихся государств (около 200) с тем, что последние будут оплачивать военные расходы. Союзная казна была сосредоточена на острове Делос, и распоряжались ею по общему согласию.

Какого бы уважения ни заслуживала афинская демократия, не стоит забывать, что, в конечном счете, это была демократия для немногих и что держалась она на рабстве.

Заключение

В середине V в. до н.э. соперничество Афин и Спарты привело к войне, захватившей жизнь целого поколения (Пелопонесская война). В 404 г. Афины вынуждены были пойти на заключение унизительного мира, одним из условий которого было уничтожение демократического строя. Наступил период террористической диктатуры (тирания “тридцати”). Падение демократии в Афинах имело катастрофическое значение для всех других греческих полисов с демократической формой правления.

В конце концов, демократия была восстановлена в Афинах. Восстановлен был и Афинский морской союз (но уже на основе равенства). Тем не менее, Афины лишились былого величия, переживают глубокий экономический кризис.

В 338 г. до н.э. Афины, примкнув к антимакедонской коалиции, были разбиты (при Херонее) и волей-неволей вынуждены были признать гегемонию Македонии. В 86г. до н.э. Афины были взяты штурмом римскими легионами под командованием Суллы и, в конце концов, вместе с остальной Грецией вошли в состав римской провинции Ахайя.

При всём том Афины ещё долго сохраняют значение главного культурного центра для всей Римской империи.

Список литературы

1) Крашенникова Н.А. История государства и права зарубежных стран - М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА. М, 1998.

2) История государства и права зарубежных стран: Учебное пособие / Сост.: О.А. Васильченко. - Комсомольск-на-Амуре: ГОУВПО “КнАГТУ”, 2007.

3) Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2000 (cd).

4) Интернет: http://www.historymill/com.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Реформы Тесея, законы Драконта. Реформы Солона: Земельная и политическая реформы. Политическая реформа. Суд присяжных - Гелиэю. Реформы Клисфена: Компетенция Совета 500. Исполнительно-распорядительная деятельность. Должностные лица Афинского государства.

    доклад , добавлен 04.12.2002

    Истоки древнегреческого государства. Развитие Древней Греции и возникновение полисов. Реформы Тесея и законы Драконта. Реформы Солона и Клисфена. Государственный строй Афин в V-IV вв. до н.э. Афинское право.

    реферат , добавлен 23.10.2002

    Изучение создания первых государств Греции: крито-микенская цивилизация, полисный и архаический этап. Отличительные черты греческого общества и правовых отношений в Гомеровский период. Реформы Солона, Клисфена по демократизации Афинского государства.

    реферат , добавлен 26.05.2010

    Изменения в политическом устройстве и социальном составе афинского полиса в 7-6 веках до н.э. Политические институты афинского государства во времена правления Перикла. Стадии законодательного процесса. Сильные и слабые стороны афинской демократии.

    реферат , добавлен 11.02.2010

    Государство и право Древних Афин до реформ Солона. Сущность понятия "синойкизм". Высшие органы власти в Афинах. Краткая биографическая справка из жизни Солона. Государство и право Древнего Рима до реформ Туллия. Социальное значение реформы Сервия Туллия.

    курсовая работа , добавлен 14.05.2011

    Доисторические ступени культуры. Союзы между родственными племенами. Возникновение Афинского государства. Род и государство в Риме. Род кельтов и германцев. Образование государства у германцев. Варварство и цивилизация. Отличительные черты государства.

    анализ книги , добавлен 25.10.2013

    Основные черты хозяйственной структуры государств- полисов. Возникновение государства в Афинах. Реформы Солона и Клисфена. Государственный аппарат Афин. Демократизация государства и права Афин. Значение роли народного собрания и суда при Солоне.

    реферат , добавлен 03.11.2008

    Государство - политическая структура, центральный институт власти, классификация его функций. Характеристика теорий происхождения государства. Механизмы, формы и способы осуществления государственной власти. Понятие и принципы правового государства.

    лекция , добавлен 28.01.2012

    Особенности политического развития Афин в V в. до н.э. Структура сложившейся в Афинах системы политической демократии, механизма ее функционирования, предназначения институтов. Реформы Тезея, Солона, Клисфена. Законодательный процесс Древних Афин.

    контрольная работа , добавлен 31.03.2016

    Демократические преобразования в Афинах в период правления Эфиальна и Перикла. Порядок формирования и функционирования основных органов власти и управления афинского государства. Роль вооруженных формирований в период расцвета афинской демократии.

Афинский полис сложился в результате объединения ахейских (ионийских) общин, населявших полуостров Аттику в средней части Греции. Такое объединение шло путем синойкизма – «совместного поселения», что, видимо, не предполагало переселения всех членов общин в центр полиса, а означало утрату общинами своей самостоятельности в пользу единого политического центра. По легенде синойкизм в Аттике проводил мифический царь Тесей , живший вXIIIв. до н.э. В состав единого полиса он включил 12 общин-фратрий. Фратрии, в свою очередь, составляли 4филы (племени). Это родоплеменное деление Аттики сохранялось еще долго после создания полиса. Можно, конечно, сомневаться в легендарной датировке реформ Тесея. В действительности процесс складывания полиса растянулся на века и завершился, видимо, не ранееVIIв. до н.э., когда к Афинам был присоединен город Элевсин.

Социальная структура. Традиция приписала Тесею также проведение сословной реформы. Царь разделил все свободное население Аттики на три сословия:евпатридов – знать,геоморов – земледельцев идемиургов – ремесленников. Новое деление отражало процесс распада родовых отношений, так как два последних сословия формировались по профессиональному признаку. Позднее в Афинах сложилось еще одно сословие –метеков . Так назывались иноземцы, постоянно проживавшие в Аттике. Они были лично свободны, но не полноправны. Метеки были лишены политических прав, но служили в афинской армии. Они должны были иметь покровителя среди граждан полиса (простата ), но не могли заключать браки с афинскими гражданами. Метеки не имели прав на недвижимость в полисе, но обладали движимым имуществом и могли вступать в сделки. В отличие от афинских граждан они обязаны были платить особый налог –метойкион . Метек, не имевший простата и не плативший налог, подлежал продаже в рабство.

Вне сословного деления находились рабы (дулос ), которые рассматривались в Афинах как вещь, принадлежащая хозяину. В Афинах рабовладение приобрело широкий размах, рабы применялись во многих отраслях аттического хозяйства. Источниками рабства являлись: военный плен, работорговля, естественный прирост, долговое рабство, обращение в раба в качестве наказания. Господин обладал в отношении своего раба полной властью, но не мог его убить. Убийство раба квалифицировалось как неумышленное и наказывалось изгнанием убийцы из страны.

Полисные органы власти и управления в ранний период. Во главе полиса в самый ранний период находился царь, именуемыйбасилеем (илибасилевсом – греч. βασιλεύς). Резиденция басилея находилась на священной горе Акрополь, где располагались главные храмы Афин. Царь являлся верховным жрецом и военачальником полиса, ему принадлежали судебные полномочия. Власть царя, однако, носила ограниченный характер: он должен был считаться с народным собранием, но прежде всего с мнением евпатридов. Еще Тесеем был сформирован царский совет –буле , в который вошли представители знати отдельных общин. Кроме того, был учрежденпританей – место для собраний пританов, представителей четырех фил. Органы же власти в отдельных общинах были упразднены.

Довольно рано царская власть в Афинах была ликвидирована. По преданию последним афинским царем был Кодр, погибший в борьбе с дорийцами в 1068 г. до н.э. После его смерти афиняне не нашли ему достойного преемника и упразднили царскую власть. Во главе полиса встали архонты (αρχων – «начальник»), которые избирались сначала пожизненно, затем на 10 лет, а с 683 г. до н.э. – на один год. Правление архонтов приобрело коллегиальный характер. Поначалу сложилось три должности: старший архонт –архонт-эпоним («дающий название году»: по именам этих архонтов велось летоисчисление); жрец –архонт-басилей («царь», сохранивший лишь религиозные функции; древнейшая должность в Афинах); военачальник –архонт-полемарх . ВVIIв. до н.э. по требованию народа, чтобы ослабить судебный произвол евпатридов, стали избирать еще шесть архонтов-судей –фесмофетов . В результате сложилась коллегия девяти архонтов. Архонты, однако, зависели от другого органа власти – совета знати, развившегося из царского совета буле. Такой совет заседал на холме, посвященном богу войны Аресу, и получил от этого названиеАреопаг . Ареопаг являлся высшим распорядительным, контрольным и судебным органом Аттики в архаическое время. Он избирал архонтов (по другой версии, лишь предлагал кандидатов для избрания на народном собрании), архонты были подотчетны перед ним и после года пребывания в должности переходили в его состав. Ареопаг являлся ведущим органом государства и явно преобладал над народным собранием, роль которого пока не была значительной.

В VIIв. до н.э. Аттика была поделена на 48 территориальных округов –навкрарий . Такое деление носило военно-фискальный характер. Жители каждой навкрарии обязаны были за свой счет поставить один корабль для флота и оснастить его экипаж, помимо этого выставить двух вооруженных всадников и некоторое количество пехотинцев. Во главе округов были поставлены навкрары, занимавшиеся сбором податей на военные нужды. Деление населения по данным округам производилось без учета его родоплеменной принадлежности.

Реформы Солона. Недовольство народа (демоса ) бесконтрольным распоряжением властью и произволом знати привело к необходимости письменной фиксации афинских законов. Законы были записаны впервые архонтом Драконтом в 621 г. до н.э. Запись законов, однако, не смогла снять всех накопившихся противоречий. К концуVIIв. до н.э. обострилась проблема задолженности беднейших слоев демоса знати и связанная с ней проблема долгового рабства. Эти проблемы породили серьезный социальный кризис, грозивший перерасти в кризис политический. Для разрешения кризиса в 594 г. до н.э. на пост архонта-эпонима был избран известный поэт и философ Солон. Он призван был сыграть роль «примирителя» аттического общества. Проведенные им реформы носили комплексный характер и охватили все стороны жизни полиса. Наиболее важной реформой в экономической сфере сталасисахфия («стряхивание бремени»). Солон в буквальном смысле «снял» с плеч демоса бремя долгов. Все долги, накопившиеся по ним проценты были отменены. Проданные в рабство за долги (за границу) были выкуплены и возвращены на родину. Все виды долгового рабства, в том числе и сделки самозаклада, на будущее запрещались. Тем самым Солон спас аттическое крестьянство от полного порабощения и сохранил социальную базу для развития в Афинах демократии. В сфере политической значение имелацензовая реформа. Всех граждан Аттики Солон разделил на четыре разряда по имущественному признаку. В основе деления лежал доход от земельной собственности, измеряемый в медимнах (мера емкости жидкого или сыпучего продукта, примерно 52,5 литра):

    более 500 медимнов – пентакосиомедимны («пятисотмерники»);

    более 300 – гиппеи («всадники»);

    более 200 – зевгиты («имевшие упряжку волов»);

    менее 200 и вовсе неимущие – феты («батраки»).

Ценз учитывался на военной службе. В зависимости от принадлежности к разрядам граждане служили в разных родах войск: пентакосиомедимны и гиппеи – в кавалерии, зевгиты – в тяжеловооруженной пехоте, феты – в легковооруженной пехоте, вспомогательных частях и матросами на флоте. Кроме того, на лиц первого разряда возлагалась обязанность оснащать военные корабли. Но реформа имела и политическое значение. В соответствии с разрядом граждане занимали отныне государственные должности. Должности архонтов стали доступны лишь гражданам первого разряда. Лица первых трех разрядов, исключая фетов, могли войти в созданный Солоном Совет 400 (буле). Совет формировался в соответствии с племенным делением: по 100 человек от каждой филы. Учреждение Совета 400 было связано с возвышением народного собрания и ослаблением Ареопага. Отныне только народное собрание избирало архонтов, а архонты стали ему подотчетны. Совету же 400 была присвоена функция предварительного рассмотрения вопросов, выносимых для обсуждения в народном собрании. Участие в народном собрании (экклесии ) было доступно гражданам всехчетырех разрядов. Солоном был учрежден еще один орган, в котором мог заседать любой гражданин –суд присяжныхгелиэя .

Реформы Солона сократили влияние знати в полисе. Евпатриды лишились в значительной мере экономических рычагов давления на бедноту, они были разбиты по разным имущественным разрядам и не составляли единой политической силы. Доступ к власти получили незнатные, но состоятельные граждане. Полномочия совета знати были ослаблены в пользу народного собрания и Совета 400. Но с другой стороны, Ареопаг сохранил свои контрольные и судебные функции, было сохранено и старое родоплеменное деление Аттики. Поэтому реформы носили характер половинчатый и незавершенный. Противоборство знати и бедноты лишь усилилось и привело в дальнейшем к установлению в Афинах тирании .

Афинская тирания VI в. до н.э. Терминтиран был первоначально лишен того отрицательного значения, которое стали придавать ему позже. Тираном назывался единоличный правитель, пришедший к власти незаконно, только это отличало его от монарха. В качестве такого правителя часто выступал представитель знати, выражавший интересы широких масс демоса. В560 г. до н.э. власть в Афинах захватил лидер бедноты Писистрат. Дважды изгоняемый из Афин, он все же смог удержать ее до своей смерти в 527 г., после чего правление перешло к его сыновьям Гиппию и Гиппарху. Писистрат продолжил реформы Солона, но еще более радикально. В пользу крестьян был открыт долгосрочный кредит, предоставлен инвентарь, возможно, была даже проведена раздача конфискованных у знати земель. Чтобы облегчить участие крестьян в суде, были введен институт разъездных судей по деревням. В интересах афинского городского демоса тиран вел активную внешнюю политику. При нем начался расцвет культуры, прежде всего архитектуры и театра. Писистрат сохранил все учреждения, созданные Солоном, не занимая каких-либо государственных постов, он осуществлял свою диктатуру параллельно с ними, наполнив органы власти своими сторонниками. Режим личной власти был деспотическим: тиран опирался на отряды наемников из бедноты, запрещая гражданам иметь оружие. Население было обложено новым подоходным налогом (десятиной). Особенно жесткий характер тирания приобрела при преемниках Писистрата. Аристократам удалось организовать заговор и в 514 г. убить Гиппарха, после чего его брат Гиппий начал жестокие репрессии. Тирания стала вызывать недовольство не только знати, но и демоса. Пользуясь непопулярностью правительства у населения, аристократы призвали спартанские войска и изгнали Гиппия из Афин в510 г. до н.э. Однако удержаться у власти они не смогли, правительство вскоре возглавил «простат демоса» Клисфен.

Реформы Клисфена. Начиная с 509 г. до н.э., Клисфен стал проводить в Аттике реформы, которые окончательно закрепили демократический строй в афинском полисе. Основу его реформ составилаадминистративно-территориальная реформа . В социально-экономическом разрезе Аттика делилась на три района: городской, прибрежный и внутренний. Первые два, наиболее развитые в экономическом отношении, отличались политическим преобладанием демократов, третий, самый отсталый – преобладанием аристократов. Клисфен поделил каждый из районов на десять частей –триттий . Дальше на основе этого деления были образованы 10 территориальных округов –фил . В состав филы включалось три триттии, по одной от каждого района. Поскольку их отбор производился по жребию, триттии, вошедшие в одну филу, могли даже не иметь общих границ. Этим достигалась цель перемешивания населения, разрушения старых родоплеменных связей. Другая цель заключалась в том, чтобы обеспечить политическое господство в филах демократов. Две триттии, входившие в каждую филу, представляли районы, где господствовали демократы, и только одна из района, где пользовалась влиянием знать. Такой порядок гарантировал победу демократам во время голосования внутри филы. В дополнение к делению на филы было введено деление надемы – низовые административно-территориальные единицы. Всего 100 демов, по 10 на каждую филу. Все граждане были приписаны к определенному дему и должны были называть себя не по родоплеменной принадлежности, а по принадлежности к дему. Таким образом, разрушались прежние родовые связи. Во время проведения реформы многие метеки смогли получить афинское гражданство и были приписаны к аттическим демам. С другой стороны, демы заменили старые навкрарии и стали использоваться в военно-фискальных целях.

Следствием административно-территориальной реформы стала реформа органов власти. Был реорганизован Совет (буле): Совет 400 заменен Советом 500, куда теперь вошло по 50 человек от территориальных фил. Была учреждена военная коллегия 10 стратегов (по одному от филы).

В целях предупреждения тирании Клисфеном была введена процедура остракизма . Она проводилась в народном собрании с числом граждан не менее 6 000 человек. Граждане должны были написать на глиняных черепках («остраконах») имя того политика, пребывание которого, по их мнению, опасно для демократического строя Афин. Лицо, чье имя было зафиксировано на большинстве черепков, подвергалось изгнанию за пределы Аттики на 10 лет. Данная мера являлась превентивной, изгнанное лицо сохраняло свои права и имущество и вступало в пользование ими по возвращении. (Остракизм не мог состояться, если при подсчете общее количество черепков оказывалось менее 6 тыс.)