British Aerospace (HS) Nimrod MR (Бритиш Аэроспейс(HS) Нимрод MR) — Авиация от A до Z — Энциклопедия мировой авиации. Самолеты и вертолеты XX века

в Избранное в Избранном из Избранного 0

Начало этой детективной истории было положено задолго до появления самой идеи разработки «Нимрода» - в 1955 г. Тогда фирма «Эллиот Бразерс» получила контракт Министерства обороны (MoD - Ministry of Defense) на адаптацию американской РЛС AN/APS-20 для установки на палубный турбовинтовой самолет раннего радиолокационного обнаружения «Гэннет» AEW.3 1 . Этот радар разработки еще 40-х гг. предназначался для оснащения палубных «Эвенджеров». С поставленной задачей компания справилась успешно и уже 21 января 1959 г. начались летные испытания модифицированной AN/APS-20 на втором серийном «Гэннете»АЕW.3. С февраля 1960 г. серийные самолеты этого типа начали поступать на вооружение авианесущих кораблей Королевского флота, заменяя устаревшие поршневые машины американского производства AD-4W «Скайрейдер» АЕW.1.

«…Если в NATO никому AWACS не нужен - мы будем делать его сами»

В 1962 г., базируясь на опыте, приобретенном при адаптации AN/APS-20, «Эллиот» начала работы по когерентным РЛС, что позволило «Хаукер Сидли» привлечь ее в начале 1964 г. к разработке в качестве субподрядчика перспективного авиационного AEW-комплекса корабельного базирования, удовлетворяющего требованиям флота NAST 6166. Примечательно, что эти требования были сформулированы штабом Королевского флота под впечатлением возможностей собственных английских разработок пизковысотных ударных самолетов TSR.2 и Р.1154, которых РЛС типа AN/APS-20 уже «не видела». Характерной особенностью нового AEW-комплекса должна была стать размещение антенны РЛС не в обтекателе на верхней части фюзеляжа, что было уже традиционным для самолетов аналогичного назначения (ЕС-121, Е-2А «Хокай» и Ту-126), а в двух обтекателях в носовой и хвостовой частях фюзеляжа (схема «нос-хвост»). По мнению специалистов фирмы «Эллиот», такая компоновка существенно снижала массу всей системы, улучшала аэродинамику самолета и, главное, исключала наличие зон затенения от фюзеляжа, что было неизбежно при «плавниковой» и «грибообразной» форме обтекателя антенны РЛС.

Между тем, пришедшие к власти лейбористы, неожиданно для военных решили выполнить одно из своих многочисленных предвыборных обещаний, заключавшееся в сокращении военного бюджета и создании более эффективной системы обороны Соединенного Королевства. Понятно, что добиться этого без серьезного пересмотра военной доктрины и отказа от ряда взятых ранее по отношению к другим странам обязательств, было невозможно. А потому на жертвенный алтарь отправили последние авианосцы. Надо признать, что это был вынужденный шаг, продиктованный устарелостью этих кораблей, не способных принимать современные палубные машины. Одновременно, под предлогом нехватки средств британцы отказались от закладки атомного ударного авианосца CVA-01. решив вместо него приобрести в США полсотни оперативно-тактических истребителей-бомбардировщиков F-111K, которые должны были стать одним из основных компонентов экспедиционных сил для защиты британских интересов в Европе, в районе Суэца и Персидского залива, а также на Дальнем Востоке. В рамках новой военной доктрины важное место было отведено и самолетам ДРЛО (по британской классификации - AEW).

Но в марте 1966 г., после очередного «приступа» сокращения ассигнований на военные нужды, программа NAST 6166 была закрыта вместе с программами «возмутителей спокойствия» TSR.2 и Р.1154. Перефразированное выражение «вождя народов» звучало примерно так: «Есть самолет - есть проблемы, нет самолета - нет проблем». Интересно, что принимая решение о закрытии NAST 6166, англичане ориентировались на покупку американских самолетов Е-2А «Хокай», но в апреле 1966 г. Пентагон свернул их производство и «томми» остались с носом.

В 1968 г. Министерство обороный (Ministry of Defense - MoD) инициировало исследования по концепции создания авиационного AEW-комплекса уже берегового базирования, а в 1969 г. «Эллиот» получает контракт на разработку РЛС FMICW (Frjquency Modulated Intermittent Continuous Wave system), по которой она вела работы с 1967 г. Эта РЛС предназначалась для размещения на самолетах типа H.S.748 «Эндовер» и VFW-«Фоккep-614», но в 1970 г. исследования по комплексам берегового базирования были прекращены ввиду очень высоких финансового и технического рисков создания таких систем. Поэтому, несмотря на то, что в том же 1970 г. прототип этой РЛС был представлен к наземным испытаниям, дело дальше не пошло, и в 1971 г. ее разработка была официально прекращена.

В то же время, более прагматичные и богатые американцы продолжали реализовывать исследовательскую программу по созданию нового самолета подобного назначения для замены устаревших ЕС-121. Требования к преемнику последнего были разработаны Министерством Обороны США в 1967 г., а 23 июля 1970 г. фирма «Боинг» получила правительственный контракт на создание системы Е-3 AWACS 2 (Airborn Warning and Control System) на базе планера межконтинентального авиалайнера «Боинг-707-320В». А еще через два года в воздух были подняты два прототипа этого самолета с РЛС фирм «Хьюз» и «Вестингауз». В октябре 1972 г. лучшей была признана РЛС фирмы «Вестингауз» и с начала 1973 г. началась полномасштабная разработка всей системы AWACS.

Англичане же сумели ответить только модернизацией выводимых из эксплуатации патрульных «Шеколтонов»МН.2 в AEW.2, путем установки на них все тех же незначительно модернизированных AN/APS-20F(I). Кто бы мог предположить тогда, что «Шеколтоны»-AEW.2 с РЛС фактически 40-х гг. будут охранять Британские острова еще на протяжении почти 20 лет! Но тогда, в начале 70-х, несмотря на закрытие программы FMICW, исследования по перспективным РЛС продолжила уже упоминавшаяся фирма MEAS, принявшая эстафету у «Эллиот» и по этому направлению. Новый стимул разработкам MEAS дало интенсивное освоение микроэлектроники и техники быстрой передачи информации. Это позволило ей в 1973 г. разработать цифровой индикатор движущихся целей AMTI (Airborn Moving Target Indicaitor) и оснастить подобными устройствами «Шeкoлтoны»AEW.2, что существенно снизило влияние погоды и помех на работу их РЛС, а также увеличило дальность обнаружения целей. Успешное проведение этой работы добавило уверенности MEAS в правильности выбранной концепции, и она с такой настойчивостью стала продвигать идею создания AEW-комплекса на базе «Нимрода», что, казалось, вот-вот будет принято решение об открытии этой программы. Но взяться тогда за «HuMpofl»AEW Министерство обороны так и не решилось, тем более, что не все еще было ясно и с модернизацией патрульных машин в ходе реализации «Фазы 2». Единственное, чего удалось добиться MEAS в это время, так это получить одобрение на подготовку к работам по переоборудованию находящейся в ведении MoD «Кометы»4 (peг. №XW626, принадлежавшая ранее ВОАС и несшая peг. код G-APDS, куплена из вторых рук 30 января 1969 г.) в летающую лабораторию по отработке РЛС будущего AEW-комплекса берегового базирования.

В 1974-1975 гг. в английских военных кругах наметился спад энтузиазма по разработке AEW-версии «Нимрода» 3 , а взамен этого появилась решимость совместно с другими странами НАТО купить американский Е-3. что было обусловлено существенным прогрессом, достигнутым в разработке этого комплекса. Так в феврале 1975 г. в воздух был поднят уже первый предсерийный самолет, оснащенный полной целевой системой AWACS, а в мае «Боинг» получила заказ на первые шесть самолетов модификации Е-ЗА для ВВС США. Возможной альтернативой создания преемника «Шеколто-Hy»AEW.2 было и размещение на «Нимродах» соответствующей системы с американского палубного самолета Е-2С «Хокай», оснащенного РЛС AN/APS-125. Изучение этого вопроса MoD поручило «Хаукер Сиддли», в то время как американская фирма «Дженерал Электрик» вышла СО своим предложением установить за 20 млн. ф. ст. AEW-систему с Е-ЗА на любой европейский самолет подобной размерности.

Nimrod

«Нимрод» MR.Mk 2
Тип самолёт морской
радиоэлектронной разведки
самолёт ПЛО
Разработчик Hawker Siddeley
Производитель Hawker Siddeley
Первый полёт 23 мая
Начало эксплуатации октябрь
Конец эксплуатации 28 июня
Статус снят с вооружения
Эксплуатанты ВВС Великобритании
Годы производства - 1970-е
Единиц произведено 51
Базовая модель De Havilland Comet
Изображения на Викискладе

История создания

Был разработан на базе пассажирского самолёта «Комета-4С » и пришёл на смену патрульной машине Авро «Шеклтон» . Проектирование началось в году, когда два не проданных авиалайнера «Комета» 4C были оборудованы ДМА, носовым поисковым радаром и аппаратурой РЭБ . В нижней части фюзеляжа появился не герметичный бомбовый отсек длиной 14,78 м, а в качестве силовой установки были использованы двигатели «Спей» Mk 250. Первый полёт самолёт совершил 23 мая года, а уже в октябре года поступил заказ на 46 машин «Нимрод» MR.Mk 1 для укомплектования 5 эскадрилий. Семь самолётов претерпели значительные изменения. Этот вариант обозначение AEW.Mk 3. На нём, в двух огромных обтекателях по обеим концам фюзеляжа, установили РЛС «Маркони», но по причине проявившихся недостатков в году эти самолёты сняли с вооружения.

Конструкция

В ходе перепроектирования пассажирского лайнера носовую часть укоротили на 1,98 м. Кабина имеет большую площадь остекления, в то же время количество иллюминаторов сокращено. На киле имеется развитый форкиль и наплыв с антеннами аппаратуры РЭБ. В корме установлен штыревой датчик магнитометра. Фюзеляж разделён на четыре отсека: кабина лётчиков (и бортинженера), кабина операторов (а также штурмана, прожекториста, радиста), бытовой отсек с камбузом, негерметичный отсек вооружения в наплыве под фюзеляжем. Оборудование самолёта сведено в комплекс под управлением БЦВМ. В качестве вооружения самолёт может принять свободнопадающие бомбы или бомбовые кассеты, противокорабельные ракеты, противолодочные бомбы, радиогидробуи как английского, так и американского производства. Самолёты MR.Mk2 были оборудованы системой дозаправки в воздухе.

Модификации

  • MR.Mk 2

С года 35 оставшихся MR.Mk 1 прошли процесс модернизации и стали обозначаться MR.Mk 2. Их центральная тактическая система имеет в своей основе новую цифровую ЭВМ и три автономных процессора для навигационных систем, РЛС обнаружения подводных целей и новое коммуникационное оборудование. Во время военного конфликта между Аргентиной и Британией в 1982 году «Нимроды» оборудовали пилонами для подвески вооружения (MR.Mk 2P). В настоящее время все самолёты этого типа оснащены устройством для разбрасывания диполей BOZ 100.

  • R.Mk 1 Противолодочный

Три «Нимрода» R.Mk 1 были заказаны в качестве противолодочных самолётов для несения службы в составе 51-й эскадрильи. От разведывательных «Нимродов» они отличаются отсутствием хвостового датчика магнитных аномалий и поискового прожектора. Вместо них вариант R.Mk 1 оборудован двумя дополнительными контейнерами для дипольных отражателей в носовой и хвостовой частях фюзеляжа. После установки заправочной штанги обозначение самолёта сменилось на «Нимрод» R.Mk 1P. Для улучшения навигационных характеристик на нём установлена инерциальная навигационная система, а в носовой части фюзеляжа - метеорологический радар.

Нимрод (самолет)

Назначение: самолёт морской радиоэлектронной разведки
Первый полёт: 23 мая
Принят на вооружение: октябрь
Производитель: Hawker-Siddeley
Характеристики
Экипаж: 12 чел
Крейсерская скорость : 787 км/ч
Макс. скорость: 927 км/ч
Дальность полёта: 9265 км
Практический потолок : 12.800 м
Размеры
Длина: 38,63 м
Высота: 9,45 м
Размах крыла: 35,0 м
Площадь крыла: 197,04 м²
Масса
Пустой: 41080 кг
Макс. взлётная: 87090 кг
Силовая установка
Двигатели: 4 х Rolls-Royce BR710 turbofans
Тяга (мощность): 4 х 5507 кгс
Вооружение
AIM-9 Sidewinder, AGM-84 Harpoon, торпеды Sting Ray, глубинные бомбы

BAe HS-801 "Nimrod" - британский турбореактивный самолёт морской радиоэлектронной разведки. «Нимрод» был разработан на базе пассажирского самолёта «Комета » и пришёл на смену патрульной машине Авро «Шелктон». Его проектирование началось в году, когда два непроданных авиалайнера «Комета» 4C были оборудованы ДМА, носовым поисковым радаром и аппаратурой РЭБ. В нижней части фюзеляжа появился негерметичный бомбовый отсек длиной 14,78 м, а в качестве силовой установки были использованы двигатели «Спей» Mk 250. Первый полёт самолёт совершил 23 мая года, а уже в октябре года поступил заказ на 46 машин «Нимрод» MR.Mk 1 для укомплектования 5 эскадрилий. Семь самолётов претерпели значительные изменения. Этот вариант обозначение AEW.Mk 3. На нём, в двух огромных обтекателях по обеим концам фюзеляжа, установили РЛС «Маркони », но по причине проявившихся недостатков в году эти самолёты сняли с вооружения.

Использовался в Контртеррористической операции в Афганистане , где 2 сентября был потерян самолёт Nimrod MR2 (помимо него было потеряно ещё 4 машины с 1980 по 2006 года)

На конец 2006, в строю британских ВВС осталось 15 самолётов данного типа.

Модификации

  • MR.Mk 2

С года 35 оставшихся MR.Mk 1 прошли процесс модернизации и стали обозначаться MR.k 2. Их центральная тактическая система имеет в своей основе новую цифровую ЭВМ и три автономных процессора для навигационных систем, РЛС обнаружения подводных целей и новое коммуникационное оборудование. Во время военного конфликта между Аргентиной и Британией в 1982 году «Нимроды» оборудовали пилонами для подвески вооружения(MR.Mk 2P). В настоящее время все самолёты этого типа оснащены устройством для расбрасывания диполей BOZ 100.

  • R.Mk 1 Противолодочный

Три «Нимрода» R.Mk 1 были заказаны в качестве противолодочных самолётов для несения службы в составе 51-й эскадрильи. От разведовательных «Нимродов» они отличаются отсутствием хвостового датчика магнитных аномалий и поискового прожектора. Вместо них вариант R.Mk 1 оборудован двумя дополнительными контейнерами для дипольных отражателей в носовой и хвостовой частях фюзеляжа. После установки заправочной штанги обозначение самолёта сменилось на «Нимрод» R.Mk 1P. Для улучшения навигационных характеристик на нём установлена инерциальная навигационная система, а носовой части фюзеляжа - метеорологический радар.

Ссылки

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Нимиц Честер Уильям
  • Нимрод (самолёт)

Смотреть что такое "Нимрод (самолет)" в других словарях:

    Нимрод (значения) - Нимрод (др. евр. נִמְרוֹד букв. «восстанем») в Пятикнижии, агадических преданиях и легендах Ближнего Востока герой, воитель охотник и царь; эпоним города Нимруд. Также, Нимрод может относиться к: Нимрод Антал американский… … Википедия

    Военное дело (передача) - Военное дело Ведущий Максим Моргунов Страна производства … Википедия

    Военное дело (телепередача) - У этого термина существуют и другие значения, см. Военное дело (значения). Военное дело … Википедия

    Авиационная промышленность - отрасль промышленности, осуществляющая научные исследования, разработки, опытное строительство, испытания и серийное производство летательных аппаратов, авиационных двигателей, бортовых систем и оборудования. Поставщиками многих комплектующих… … Энциклопедия техники

    Список авиационных потерь международной коалиции в Афганистане - В данном списке перечислены самолёты и вертолёты международной коалиции, потерянные в ходе операции в Афганистане после 2001 года. Приведены только безвозвратные потери (то есть летательные аппараты, которые были полностью уничтожены или списаны… … Википедия

    Обозначения летательных аппаратов - Каждый образец летательного аппарата имеет одно или более обозначений. Они могут быть официальными или неофициальными, установленными пользователем летательного аппарата в соответствии с действующей в некоторых странах единой системой обозначений … Энциклопедия техники

    Война в Афганистане (с 2001) - У этого термина существуют и другие значения, см. Война в Афганистане. Война НАТО в Афганистане Война против терроризма, Гражданская война в Афганистане … Википедия

    САМОЛЕТЫ БОЕВЫЕ - пилотируемые (с экипажем на борту) летательные аппараты, использующие для поддержания в воздушной среде аэродинамические силы, функционально ориентированные на выполнение боевых задач с использованием оружия. По основному типажу самолеты ВВС (ВВС … Война и мир в терминах и определениях

Годы производства - 1970-е Единиц произведено 51 Базовая модель De Havilland Comet Изображения на Викискладе Hawker Siddeley Nimrod Hawker Siddeley Nimrod

HS.801 «Нимрод» - британский турбореактивный многоцелевой самолёт, разработанный компанией «Hawker Siddeley » (позже часть British Aerospace , ныне «BAE Systems »).

История создания

Был разработан на базе пассажирского самолёта «Комета-4С » и пришёл на смену патрульной машине Авро «Шеклтон» . Проектирование началось в году, когда два не проданных авиалайнера «Комета» 4C были оборудованы ДМА, носовым поисковым радаром и аппаратурой РЭБ . В нижней части фюзеляжа появился не герметичный бомбовый отсек длиной 14,78 м, а в качестве силовой установки были использованы двигатели «Спей» Mk 250. Первый полёт самолёт совершил 23 мая года, а уже в октябре года поступил заказ на 46 машин «Нимрод» MR.Mk 1 для укомплектования 5 эскадрилий. Семь самолётов претерпели значительные изменения. Этот вариант обозначение AEW.Mk 3. На нём, в двух огромных обтекателях по обеим концам фюзеляжа, установили РЛС «Маркони », но по причине проявившихся недостатков в году эти самолёты сняли с вооружения.

Конструкция

В ходе перепроектирования пассажирского лайнера носовую часть укоротили на 1,98 м. Кабина имеет большую площадь остекления, в то же время количество иллюминаторов сокращено. На киле имеется развитый форкиль и наплыв с антеннами аппаратуры РЭБ. В корме установлен штыревой датчик магнитометра. Фюзеляж разделён на четыре отсека: кабина лётчиков (и бортинженера), кабина операторов (а также штурмана, прожекториста, радиста), бытовой отсек с камбузом, негерметичный отсек вооружения в наплыве под фюзеляжем. Оборудование самолёта сведено в комплекс под управлением БЦВМ. В качестве вооружения самолёт может принять свободнопадающие бомбы или бомбовые кассеты, противокорабельные ракеты, противолодочные бомбы, радиогидробуи как английского, так и американского производства. Самолёты MR.Mk2 были оборудованы системой дозаправки в воздухе.

Модификации

  • MR.Mk 2

Напишите отзыв о статье "Hawker Siddeley Nimrod"

Примечания

Литература

  • Jane"s All The World"s Aircraft 1975-76 / Taylor, John W. R. ed.. - London: Macdonald and Jane"s, 1975. - P. 213-214. - 830 p. - ISBN 0-354-00521-9 .

Отрывок, характеризующий Hawker Siddeley Nimrod

– Да что ж ты кричишь, успокойся, – говорил Ростов: – вот опять кровь пошла. Постой же, перебинтовать надо. Денисова перебинтовали и уложили спать. На другой день он проснулся веселый и спокойный. Но в полдень адъютант полка с серьезным и печальным лицом пришел в общую землянку Денисова и Ростова и с прискорбием показал форменную бумагу к майору Денисову от полкового командира, в которой делались запросы о вчерашнем происшествии. Адъютант сообщил, что дело должно принять весьма дурной оборот, что назначена военно судная комиссия и что при настоящей строгости касательно мародерства и своевольства войск, в счастливом случае, дело может кончиться разжалованьем.
Дело представлялось со стороны обиженных в таком виде, что, после отбития транспорта, майор Денисов, без всякого вызова, в пьяном виде явился к обер провиантмейстеру, назвал его вором, угрожал побоями и когда был выведен вон, то бросился в канцелярию, избил двух чиновников и одному вывихнул руку.
Денисов, на новые вопросы Ростова, смеясь сказал, что, кажется, тут точно другой какой то подвернулся, но что всё это вздор, пустяки, что он и не думает бояться никаких судов, и что ежели эти подлецы осмелятся задрать его, он им ответит так, что они будут помнить.
Денисов говорил пренебрежительно о всем этом деле; но Ростов знал его слишком хорошо, чтобы не заметить, что он в душе (скрывая это от других) боялся суда и мучился этим делом, которое, очевидно, должно было иметь дурные последствия. Каждый день стали приходить бумаги запросы, требования к суду, и первого мая предписано было Денисову сдать старшему по себе эскадрон и явиться в штаб девизии для объяснений по делу о буйстве в провиантской комиссии. Накануне этого дня Платов делал рекогносцировку неприятеля с двумя казачьими полками и двумя эскадронами гусар. Денисов, как всегда, выехал вперед цепи, щеголяя своей храбростью. Одна из пуль, пущенных французскими стрелками, попала ему в мякоть верхней части ноги. Может быть, в другое время Денисов с такой легкой раной не уехал бы от полка, но теперь он воспользовался этим случаем, отказался от явки в дивизию и уехал в госпиталь.

В июне месяце произошло Фридландское сражение, в котором не участвовали павлоградцы, и вслед за ним объявлено было перемирие. Ростов, тяжело чувствовавший отсутствие своего друга, не имея со времени его отъезда никаких известий о нем и беспокоясь о ходе его дела и раны, воспользовался перемирием и отпросился в госпиталь проведать Денисова.
Госпиталь находился в маленьком прусском местечке, два раза разоренном русскими и французскими войсками. Именно потому, что это было летом, когда в поле было так хорошо, местечко это с своими разломанными крышами и заборами и своими загаженными улицами, оборванными жителями и пьяными и больными солдатами, бродившими по нем, представляло особенно мрачное зрелище.
В каменном доме, на дворе с остатками разобранного забора, выбитыми частью рамами и стеклами, помещался госпиталь. Несколько перевязанных, бледных и опухших солдат ходили и сидели на дворе на солнушке.
Как только Ростов вошел в двери дома, его обхватил запах гниющего тела и больницы. На лестнице он встретил военного русского доктора с сигарою во рту. За доктором шел русский фельдшер.
– Не могу же я разорваться, – говорил доктор; – приходи вечерком к Макару Алексеевичу, я там буду. – Фельдшер что то еще спросил у него.
– Э! делай как знаешь! Разве не всё равно? – Доктор увидал подымающегося на лестницу Ростова.
– Вы зачем, ваше благородие? – сказал доктор. – Вы зачем? Или пуля вас не брала, так вы тифу набраться хотите? Тут, батюшка, дом прокаженных.
– Отчего? – спросил Ростов.
– Тиф, батюшка. Кто ни взойдет – смерть. Только мы двое с Макеевым (он указал на фельдшера) тут трепемся. Тут уж нашего брата докторов человек пять перемерло. Как поступит новенький, через недельку готов, – с видимым удовольствием сказал доктор. – Прусских докторов вызывали, так не любят союзники то наши.
Ростов объяснил ему, что он желал видеть здесь лежащего гусарского майора Денисова.
– Не знаю, не ведаю, батюшка. Ведь вы подумайте, у меня на одного три госпиталя, 400 больных слишком! Еще хорошо, прусские дамы благодетельницы нам кофе и корпию присылают по два фунта в месяц, а то бы пропали. – Он засмеялся. – 400, батюшка; а мне всё новеньких присылают. Ведь 400 есть? А? – обратился он к фельдшеру.
Фельдшер имел измученный вид. Он, видимо, с досадой дожидался, скоро ли уйдет заболтавшийся доктор.
– Майор Денисов, – повторил Ростов; – он под Молитеном ранен был.
– Кажется, умер. А, Макеев? – равнодушно спросил доктор у фельдшера.
Фельдшер однако не подтвердил слов доктора.
– Что он такой длинный, рыжеватый? – спросил доктор.
Ростов описал наружность Денисова.
– Был, был такой, – как бы радостно проговорил доктор, – этот должно быть умер, а впрочем я справлюсь, у меня списки были. Есть у тебя, Макеев?
– Списки у Макара Алексеича, – сказал фельдшер. – А пожалуйте в офицерские палаты, там сами увидите, – прибавил он, обращаясь к Ростову.
– Эх, лучше не ходить, батюшка, – сказал доктор: – а то как бы сами тут не остались. – Но Ростов откланялся доктору и попросил фельдшера проводить его.
– Не пенять же чур на меня, – прокричал доктор из под лестницы.
Ростов с фельдшером вошли в коридор. Больничный запах был так силен в этом темном коридоре, что Ростов схватился зa нос и должен был остановиться, чтобы собраться с силами и итти дальше. Направо отворилась дверь, и оттуда высунулся на костылях худой, желтый человек, босой и в одном белье.
Он, опершись о притолку, блестящими, завистливыми глазами поглядел на проходящих. Заглянув в дверь, Ростов увидал, что больные и раненые лежали там на полу, на соломе и шинелях.
– А можно войти посмотреть? – спросил Ростов.
– Что же смотреть? – сказал фельдшер. Но именно потому что фельдшер очевидно не желал впустить туда, Ростов вошел в солдатские палаты. Запах, к которому он уже успел придышаться в коридоре, здесь был еще сильнее. Запах этот здесь несколько изменился; он был резче, и чувствительно было, что отсюда то именно он и происходил.
В длинной комнате, ярко освещенной солнцем в большие окна, в два ряда, головами к стенам и оставляя проход по середине, лежали больные и раненые. Большая часть из них были в забытьи и не обратили вниманья на вошедших. Те, которые были в памяти, все приподнялись или подняли свои худые, желтые лица, и все с одним и тем же выражением надежды на помощь, упрека и зависти к чужому здоровью, не спуская глаз, смотрели на Ростова. Ростов вышел на середину комнаты, заглянул в соседние двери комнат с растворенными дверями, и с обеих сторон увидал то же самое. Он остановился, молча оглядываясь вокруг себя. Он никак не ожидал видеть это. Перед самым им лежал почти поперек середняго прохода, на голом полу, больной, вероятно казак, потому что волосы его были обстрижены в скобку. Казак этот лежал навзничь, раскинув огромные руки и ноги. Лицо его было багрово красно, глаза совершенно закачены, так что видны были одни белки, и на босых ногах его и на руках, еще красных, жилы напружились как веревки. Он стукнулся затылком о пол и что то хрипло проговорил и стал повторять это слово. Ростов прислушался к тому, что он говорил, и разобрал повторяемое им слово. Слово это было: испить – пить – испить! Ростов оглянулся, отыскивая того, кто бы мог уложить на место этого больного и дать ему воды.

Параллельно с разработкой истребителя «Fury», разрабатываемого для нужд RAF по спецификации F.20/27, фирма Hawker приступила к работе над его «морским» вариантом, предназначенным для FAA. Первоначально проект носил неофициальное название «Norn» , но его разработка велась с перерывами, пока не появилась спецификация 16/30.

Конструктивно новый истребитель почти не отличался от серийного «Fury» Mk.I. Самолёт представлял собой расчалочный моноплан смешанной конструкции с открытой кабиной пилота, однокилевым оперением и неубираемым шасси. На первом варианте был установлен двигатель Rolls-Royce «Kestrel» IIMS (485 л.с.).

Первый прототип истребителя, официально названого «Nimrod» Mk.I , поднялся в воздух 14-го октября 1931 года. Испытания самолёта прошли вполне успешно и уже с 1932 года он начал поступать на вооружение FAA, постепенно заменяя устаревшие Fairey «Flycatcher». В общей сложности собрали 57 самолётов.

В сентябре 1933 года было налажено производство улучшено модификации «Nimrod» Mk.II , поставки которых продолжались до марта 1934 года. Основным отличием стала установка тормозного гака ближе к килю и установка хвостового оперения увеличенной площади. Кроме того, самолёты оснащались более мощными моторами «Kestrel» IIS и «Kestrel» VFp (608 л.с.). Всего построили 30 экземпляров «Nimrod» Mk.III.

Несмотря на свою малочисленность истребители «Nimrod» заслужили хорошую репутацию у пилотов и находились на вооружении следующих эскадронов морской авиации (Naval Air Squadron): 713, 759, 780, 781, 800, 801, 802 и 803. Кроме того, несколько «Nimrod» послужили основой для формирования 404-го и 408-го истребительного авиакрыла (Flight FAA). После вывода из частей первой линии в мае 1939 года эти самолёты были распределены между учебными частями. В частности, «Nimrod» были направлены в состав No.1 Flying Training School RAF (1 FTS), где оставались до июля 1941 года.

Экспортные предложения не увенчались особым успехом. Два «Nimrod» для оценочных испытаний приобрела Португалия, но дальнейших заказов не последовало. Ещё один самолёт модификации «Nimrod» Mk.I для тех же целей купила Япония в 1934 году. После прибытия к заказчику истребитель получил обозначение АХН1 .

Более серьёзный заказ поступил от Дании, правительство также заказало два «Nimrod» Mk.I для проведения тестов. Самолёты, на которых были установлены двигатели Rolls-Roys “Kestrel” III, произвели на датчан хорошее впечатление, что позволило заключить договор о лицензионной постройке. Датские истребители получили название «Nimrodderne» (также они обозначались как L.B.V – Landbased Biplane 5) и были выпущены в 1934-1935 гг. в количестве 10 экземпляров. Эти самолёты находились на вооружении до апреля 1940 года, когда немцы захватили 8 оставшихся машин. После оценки их состояния и боевых возможностей был сделан вывод, что «Nimrodderne» малопригодны к дальнейшей эксплуатации и в том же году их пустили на слом.

К настоящему времени сохранилось только два «Nimrod»: самолёт с номером S1581 (G-BWWK) из первой установочной партии находится в The Fighter Collection, а самолёт с номером K3661 (G-BURZ), выпущенный в 1934 году, принадлежит Historic Aircraft Collection.

Источники:
Дениэл Дж.Марч «Английские военные самолёты Второй Мировой войны». Москва. АСТ\Астрель. 2002
Francis K.Mason «Hawker Aircraft since 1920». London: Putnam Aeronautical Books, 1991. ISBN 0-85177-839-9

Тактико-технические данные истребителя Hawker “Nimrod” Mk.II:

Длина – 8,09 м
Размах крыла – 10,23 м
Площадь крыла – 27,96 м.кв.
Высота — 3,00 м
Вес пустого – 1413 кг
Вес взлётный – 1841 кг
Скорость максимальная – 311 км\ч
Скорость крейсерская – км\ч
Скороподъёмность —
Потолок – 8535 метров
Дальность — 488 км
Двигатель – один рядный Rolls-Roys “Kestrel” VFP, мощностью 608 л.с.
Экипаж – 1 человек
Вооружение — два синхронных 7,71-мм пулемёта Vickers
Бомбовая нагрузка — четыре 9-кг бомбы под крылом