Индийская стюардесса убитая террористами. Улыбка и мужество: стюардессы, которые совершили подвиг во имя жизни людей

Погибшие Раненые

более 150 человек

Воздушное судно Модель Имя самолёта

Clipper Empress of the Seas

Авиакомпания Пункт вылета Остановки в пути Пункт назначения Рейс Бортовой номер Дата выпуска

Самолёт

Boeing 747-121 с заводским номером 20351 и серийным 127 был выпущен в 1971 году и 21 мая совершил свой первый полёт. Его четыре турбовентиляторных двигателя были модели Pratt & Whitney JT9D-3A . 18 июня самолёт поступил в американскую авиакомпанию Pan American World Airways, где получил регистрационный номер N656PA и имя Clipper Live Yankee , впоследствии был переименован в Clipper Empress of the Seas

Экипаж и пассажиры

Национальность Пассажиры Экипаж Всего
Алжир Алжир 3 - 3
Бельгия Бельгия 2 - 2
Великобритания Великобритания 15 4 19
Дания Дания 8 - 8
Германия Германия 81 3 84
Индия 91 8 99
Ирландия 5 - 5
Италия Италия 50 2 52
Канада Канада 30 - 30
Мексика Мексика 8 - 8
Пакистан Пакистан 44 - 44
США США 18 1 19
Франция Франция 4 1 5
Швеция Швеция 2 - 2
Итого 361 19 380

Хронология событий

Террористы

Угонщики самолёта были в Пакистане задержаны, осуждены и в 1988 году приговорены к смертной казни, которая позднее была заменена пожизненным тюремным заключением.

Однако один из них, Зайд Хассан Абд Аль-Латиф Масуд Аль Сафарини (Zayd Hassan Abd Al-Latif Masud Al Safarini ), стрелявший в пассажиров самолёта, в 2001 году был освобождён из пакистанской тюрьмы - но вскоре был схвачен агентами ФБР в Бангкоке и доставлен в США, где его приговорили к 160 годам лишения свободы в Колорадо. Остальные четыре террориста были выпущены из центральной тюрьмы (англ.) русск. города Равалпинди в январе 2008 года; за их головы ФБР предложило награду 5 млн долларов США.

По сообщениям руководства пакистанской разведки, в январе 2010 года в ходе атаки беспилотников в племенном регионе Северного Вазиристана был убит один из освобождённых угонщиков, Джамал Саид Абдул Рахим (Jamal Saeed Abdul Rahim ). Но его смерть не подтверждена, и он остаётся в списке самых разыскиваемых террористов ФБР .

Культурные аспекты

Угон рейса 73 упоминается в рассказе Максима Шахова Русский полковник .

Фильм Нирджа показывает героическую судьбу молодой стюардессы Нирджи Бханот.

См. также

Напишите отзыв о статье "Угон самолёта Boeing 747 в Карачи"

Примечания

Ссылки

  • на YouTube - борт N656PA за 2 года до угона

Отрывок, характеризующий Угон самолёта Boeing 747 в Карачи

– Voila un veritable ami! – сказала просиявшая Элен, еще раз дотрогиваясь рукой до рукава Билибипа. – Mais c"est que j"aime l"un et l"autre, je ne voudrais pas leur faire de chagrin. Je donnerais ma vie pour leur bonheur a tous deux, [Вот истинный друг! Но ведь я люблю того и другого и не хотела бы огорчать никого. Для счастия обоих я готова бы пожертвовать жизнию.] – сказала она.
Билибин пожал плечами, выражая, что такому горю даже и он пособить уже не может.
«Une maitresse femme! Voila ce qui s"appelle poser carrement la question. Elle voudrait epouser tous les trois a la fois», [«Молодец женщина! Вот что называется твердо поставить вопрос. Она хотела бы быть женою всех троих в одно и то же время».] – подумал Билибин.
– Но скажите, как муж ваш посмотрит на это дело? – сказал он, вследствие твердости своей репутации не боясь уронить себя таким наивным вопросом. – Согласится ли он?
– Ah! Il m"aime tant! – сказала Элен, которой почему то казалось, что Пьер тоже ее любил. – Il fera tout pour moi. [Ах! он меня так любит! Он на все для меня готов.]
Билибин подобрал кожу, чтобы обозначить готовящийся mot.
– Meme le divorce, [Даже и на развод.] – сказал он.
Элен засмеялась.
В числе людей, которые позволяли себе сомневаться в законности предпринимаемого брака, была мать Элен, княгиня Курагина. Она постоянно мучилась завистью к своей дочери, и теперь, когда предмет зависти был самый близкий сердцу княгини, она не могла примириться с этой мыслью. Она советовалась с русским священником о том, в какой мере возможен развод и вступление в брак при живом муже, и священник сказал ей, что это невозможно, и, к радости ее, указал ей на евангельский текст, в котором (священнику казалось) прямо отвергается возможность вступления в брак от живого мужа.
Вооруженная этими аргументами, казавшимися ей неопровержимыми, княгиня рано утром, чтобы застать ее одну, поехала к своей дочери.
Выслушав возражения своей матери, Элен кротко и насмешливо улыбнулась.
– Да ведь прямо сказано: кто женится на разводной жене… – сказала старая княгиня.
– Ah, maman, ne dites pas de betises. Vous ne comprenez rien. Dans ma position j"ai des devoirs, [Ах, маменька, не говорите глупостей. Вы ничего не понимаете. В моем положении есть обязанности.] – заговорилa Элен, переводя разговор на французский с русского языка, на котором ей всегда казалась какая то неясность в ее деле.
– Но, мой друг…
– Ah, maman, comment est ce que vous ne comprenez pas que le Saint Pere, qui a le droit de donner des dispenses… [Ах, маменька, как вы не понимаете, что святой отец, имеющий власть отпущений…]
В это время дама компаньонка, жившая у Элен, вошла к ней доложить, что его высочество в зале и желает ее видеть.
– Non, dites lui que je ne veux pas le voir, que je suis furieuse contre lui, parce qu"il m"a manque parole. [Нет, скажите ему, что я не хочу его видеть, что я взбешена против него, потому что он мне не сдержал слова.]
– Comtesse a tout peche misericorde, [Графиня, милосердие всякому греху.] – сказал, входя, молодой белокурый человек с длинным лицом и носом.
Старая княгиня почтительно встала и присела. Вошедший молодой человек не обратил на нее внимания. Княгиня кивнула головой дочери и поплыла к двери.
«Нет, она права, – думала старая княгиня, все убеждения которой разрушились пред появлением его высочества. – Она права; но как это мы в нашу невозвратную молодость не знали этого? А это так было просто», – думала, садясь в карету, старая княгиня.

В начале августа дело Элен совершенно определилось, и она написала своему мужу (который ее очень любил, как она думала) письмо, в котором извещала его о своем намерении выйти замуж за NN и о том, что она вступила в единую истинную религию и что она просит его исполнить все те необходимые для развода формальности, о которых передаст ему податель сего письма.
«Sur ce je prie Dieu, mon ami, de vous avoir sous sa sainte et puissante garde. Votre amie Helene».
[«Затем молю бога, да будете вы, мой друг, под святым сильным его покровом. Друг ваш Елена»]
Это письмо было привезено в дом Пьера в то время, как он находился на Бородинском поле.

Во второй раз, уже в конце Бородинского сражения, сбежав с батареи Раевского, Пьер с толпами солдат направился по оврагу к Князькову, дошел до перевязочного пункта и, увидав кровь и услыхав крики и стоны, поспешно пошел дальше, замешавшись в толпы солдат.
Одно, чего желал теперь Пьер всеми силами своей души, было то, чтобы выйти поскорее из тех страшных впечатлений, в которых он жил этот день, вернуться к обычным условиям жизни и заснуть спокойно в комнате на своей постели. Только в обычных условиях жизни он чувствовал, что будет в состоянии понять самого себя и все то, что он видел и испытал. Но этих обычных условий жизни нигде не было.
Хотя ядра и пули не свистали здесь по дороге, по которой он шел, но со всех сторон было то же, что было там, на поле сражения. Те же были страдающие, измученные и иногда странно равнодушные лица, та же кровь, те же солдатские шинели, те же звуки стрельбы, хотя и отдаленной, но все еще наводящей ужас; кроме того, была духота и пыль.
Пройдя версты три по большой Можайской дороге, Пьер сел на краю ее.
Сумерки спустились на землю, и гул орудий затих. Пьер, облокотившись на руку, лег и лежал так долго, глядя на продвигавшиеся мимо него в темноте тени. Беспрестанно ему казалось, что с страшным свистом налетало на него ядро; он вздрагивал и приподнимался. Он не помнил, сколько времени он пробыл тут. В середине ночи трое солдат, притащив сучьев, поместились подле него и стали разводить огонь.
Солдаты, покосившись на Пьера, развели огонь, поставили на него котелок, накрошили в него сухарей и положили сала. Приятный запах съестного и жирного яства слился с запахом дыма. Пьер приподнялся и вздохнул. Солдаты (их было трое) ели, не обращая внимания на Пьера, и разговаривали между собой.

Это был первый в СССР случай захвата такого масштаба пассажирского самолета (хайджекинг). С него, в сущности, и началась многолетняя серия подобных трагедий, забрызгавших кровью невинных людей небеса всего мира.

А начиналось все так.

Ан-24 поднялся в небо с батумского аэродрома 15 октября 1970 года в 12 часов 30 минут. Курс - на Сухуми. На борту самолета находилось 46 пассажиров и 5 членов экипажа. Время в полете по графику - 25-30 минут.

Но жизнь поломала и график, и расписание.

На 4-й минуте полета самолет резко отклонился от курса. Радиооператоры запросили борт - ответа не последовало. Связь с контрольно-диспетчерским пунктом прервалась. Самолет уходил в сторону близкой Турции.

В море вышли военные и спасательные катера. Их капитаны получили приказ: на полном ходу следовать к месту возможной катастрофы.

Борт не отвечал ни на один из запросов. Еще несколько минут - и Ан-24 покинул воздушное пространство СССР. И в небе над турецким прибрежным аэродромом Трабзон вспыхнули две ракеты - красная, затем - зеленая. Это был сигнал аварийной посадки. Самолет коснулся бетонного пирса чужой воздушной гавани. Телеграфные агентства всего мира немедленно сообщили: угнан советский пассажирский самолет. Бортпроводница убита, есть раненые. Всё.

ЧЕРНЫЙ КОНВЕРТ

Я летел к месту ЧП через несколько часов. Летел, не зная ни обстоятельств драмы, ни фамилии убитой бортпроводницы. Все предстояло узнать на месте.

Сегодня, спустя 45 лет, я намерен вновь - хотя бы вкратце - изложить события тех дней и снова сказать о Наде Курченко, ее мужестве и ее героизме. Сказать об ошеломляющей реакции миллионов людей так называемого застойного времени на жертвенность, отвагу, смелость человека. Сказать об этом, прежде всего, людям нового поколения, нового компьютерного сознания, рассказать, как это было, ибо мое поколение помнит и знает эту историю, а главное - Надю Курченко - и без напоминаний. А молодым людям нелишне бы знать, почему многие улицы, школы, горные вершины и даже самолет носят ее имя.

После взлета, приветствий и наставлений пассажирам бортпроводница вернулась в свое рабочее помещение, узкий отсек. Она открыла бутылку "боржоми" и, дав воде настреляться сверкающими крохотными ядрами, наполнила четыре пластмассовых стаканчика для экипажа. Поставив их на поднос, вошла в кабину.

Экипаж всегда был рад присутствию в кабине красивой, юной, на редкость доброжелательной девушки. Наверное, и она чувствовала это отношение к себе и, конечно, радовалась тоже. Возможно, и в этот предсмертный час она с теплом и благодарностью подумала о каждом из этих ребят, легко принявших ее в свой профессиональный и дружеский круг. Они относились к ней, как к младшей сестре, с заботой и доверием.

Безусловно, у Нади было замечательное настроение - утверждали все, кто видел ее в последние минуты ее чистой, счастливой жизни.

Напоив экипаж, она вернулась в свой отсек. В этот момент и раздался звонок: бортпроводницу вызывал кто-то из пассажиров. Она подошла. Пассажир сказал:

Передай срочно командиру, - и протянул ей какой-то конверт.

"НАПАДЕНИЕ! ОН ВООРУЖЕН!"

Надя взяла конверт. Их взгляды наверняка встретились. Она наверняка удивилась, каким тоном были сказаны эти слова. Но выяснять ничего не стала, а шагнула к дверце багажного отделения - дальше была дверь пилотской кабины. Вероятно, ощущения Нади были написаны на ее лице - скорее всего. А чувствительность волка, увы, превосходит любую другую. И, наверное, как раз благодаря этой чувствительности террорист усмотрел в глазах Нади неприязнь, подсознательное подозрение, тень опасности. Этого оказалось достаточно, чтобы больное воображение объявило тревогу: провал, приговор, разоблачение. Самообладание отказало: он буквально катапультировался из кресла и бросился вслед за Надей.

Она успела сделать лишь шаг к пилотской кабине, когда он распахнул дверцу ее отсека, только что ею закрытую.

Сюда нельзя! - закричала она.

Но он приближался, как тень зверя. Она поняла: перед ней враг. В следующую секунду понял и он: она поломает все планы.

Надя закричала снова:

Вернитесь на свое место. Сюда нельзя!

Но он достал оружие - нервы сгорели дотла. Надя не знала его намерений. Но понимала: он абсолютно опасен. Опасен для экипажа, опасен для пассажиров.

Она ясно увидела револьвер.

Распахнув пилотскую кабину, она крикнула экипажу изо всех сил:

Нападение! Он вооружен!

И в то же мгновение, захлопнув дверь кабины, развернулась лицом к разъяренному таким ходом дел бандиту и приготовилась к нападению. Он, так же как и члены экипажа, услышал ее слова - без сомнения.

Что оставалось делать? Надя приняла решение: не пропускать нападающего в кабину любой ценой. Любой!

СХВАТКА НА ПОСЛЕДНЕМ РУБЕЖЕ

Он мог быть маньяком и перестрелять экипаж. Он мог погубить экипаж и пассажиров. Он мог... Она не знала его действий, его намерений. А он знал: прыгнув к ней, он попытался сбить ее с ног. Упершись руками в стенку, Надя удержалась и продолжала сопротивляться.

Первая пуля попала ей в бедро. Она еще плотнее прижалась к пилотской двери. Террорист попытался сжать ей горло. Надя - выбить из его правой руки оружие. Шальная пуля ушла в потолок. Надя отбивалась ногами, руками, даже головой.

Экипаж оценил ситуацию мгновенно. Командир резко прервал правый разворот, в котором находились в минуту нападения, и тут же завалил ревущую машину влево, а затем - вправо. В следующую секунду самолет пошел круто вверх: пилоты старались сбить с ног напавшего, полагая, что опыт его в этом деле невелик, а Надя удержится.

Пассажиры были еще с ремнями - ведь табло не гасло, самолет только набирал высоту.

Молодчик распахнул серый плащ, и пассажиры увидели гранаты - они были привязаны к поясу. "Это для вас! - закричал он. - Если кто-нибудь еще встанет, расколем самолет!"

В салоне, увидев бросившегося к кабине пассажира и услышав первый выстрел, несколько человек мгновенно расстегнули ремни и вскочили с кресел. Двое из них были ближе всего к месту, где сидел преступник, и первыми почувствовали беду. Галина Кирьяк и Аслан Кайшанба не успели, однако, сделать и шага: их опередил тот, кто сидел рядом с убежавшим в кабину. Молодой бандит - а он был намного моложе первого, ибо они оказались отцом и сыном - выхватил обрез и выстрелил вдоль салона. Пуля просвистела над головами потрясенных пассажиров.

Ни с места! - заорал он. - Не двигаться!

Пилоты с еще большей резкостью стали бросать самолет из одного положения в другое. Молодой выстрелил снова. Пуля пробила обшивку фюзеляжа и вышла навылет. Разгерметизация воздушному судну еще не угрожала - высота была незначительной.

В следующий после второго выстрела миг молодчик распахнул серый плащ и люди увидели гранаты - они были привязаны к поясу.

Это для вас! - закричал он. - Если кто-нибудь еще встанет - расколем самолет!

Было очевидно, что это не пустая угроза - в случае провала им терять было нечего.

Между тем, несмотря на эволюции самолета, старший оставался на ногах и со звериной яростью пытался оторвать Надю от двери пилотской кабины. Ему нужен был командир. Ему нужен был экипаж. Ему нужен был самолет.

Пораженный неимоверным сопротивлением Нади, разъяренный собственным бессилием справиться с раненой, окровавленной хрупкой девушкой, он, не целясь, не думая ни секунды, выстрелил в упор и, отбросив отчаянную защитницу экипажа и пассажиров в угол узкого прохода, ворвался в кабину. За ним - его выродок с обрезом.

В Турцию! В Турцию! Вернетесь к советскому берегу - взорвем самолет!

42 ПУЛИ ПО ЭКИПАЖУ

Очередная пуля пробила спину командира - Григория Чахракия. Чтобы сохранить в организме хотя бы немного крови, чтобы не потерять сознания и не выронить из рук штурвал, Григорий изо всех сил прижался к спинке командирского кресла. Следующий выстрел - пуля парализует правую руку штурмана Валерия Фадеева и попадает в грудь. В руке - микрофон связи, Фадеев теряет сознание, разжать его руку с микрофоном не может никто - каждый из членов экипажа уже ранен, Надя мертва.

Выхода нет: самолет не должен упасть в море - в салоне 46 пассажиров, есть дети. Второй пилот видит: командир все же теряет сознание. Шавидзе берет управление на себя - ведет машину, как в кошмарном сне: в залитой кровью друзей кабине, среди орущих преступников, под угрозой обреза и револьвера, под угрозой гранат.

Когда в сером сне реальности показывается прибрежный турецкий аэродром, он выпускает в небо аварийные ракеты. И самолет, пробитый сорока двумя пулями, припадает к чужой жесткой земле...

ВЗГЛЯД СКВОЗЬ ГОДЫ


ПОКА ЖИВА НАДЕЖДА...

За мужество и героизм Надежда Курченко была награждена боевым орденом Красного Знамени, именем Нади был назван пассажирский самолет, астероид, школы, улицы и так далее. Но следует сказать, видимо, и о другом.

Масштабы государственных, общественных действий, связанных с беспрецедентным событием, были огромны. Члены Государственной комиссии, МИД СССР вели переговоры с турецкими властями несколько суток подряд без единого перерыва.

Следовало: выделить воздушный коридор для возвращения угнанного самолета; воздушный коридор для переправки из больниц Трабзона раненых членов экипажа и тех пассажиров, которые нуждались в срочной медицинской помощи; конечно, и тех, кто не пострадал физически, но оказался на чужбине не по своей воле; требовался воздушный коридор для пролета спецрейса из Трабзона в Сухуми с телом Нади. В Сухуми уже летела из Удмуртии ее мать.

Забот было много. Но все эти драматические действия не могли сгладить острую боль потери - Надя оставалась в центре любых разговоров огромной страны, теле- и радиопередач, газет.

В обсуждении вопроса похорон Нади принимал личное участие маршал авиации, министр гражданской авиации СССР Борис Павлович Бугаев. Я дважды - в силу обстоятельств - разговаривал по телефону с министром, который выслушивал пожелания, советы, просьбы встретить в Сухуми мать Нади, определиться с местом похорон, другими действиями. Могло бы быть нечто подобное в наши суетные дни - забота министра сверхдержавы о судьбе убитой бортпроводницы крошечного заштатного рейса?

Нет. Не могло. Я, во всяком случае, в это не верю.

В "Комсомолку", где я тогда работал (и был первым и единственным журналистом из Москвы на месте трагедии), только в первые две недели после даже искореженных цензурой репортажей пришло свыше 12 тысяч писем и телеграмм от потрясенных читателей, оплакивавших Надю и восхищавшихся ее мужеством!

Была такая страна. И были такие люди. Возможно ли это сегодня?

В день похорон Нади над ее заваленном цветами гробом и над головами тысяч людей, идущих за ее гробом по улицам города, все самолеты, уходившие в рейс, покачивали крыльями, демонстрируя дань уважения своей защитнице, своей юной сослуживице, своей героине. В каждом из этих самолетов бортпроводницы со слезами на глазах говорили своим пассажирам:

Посмотрите вниз, пока виден город. Это люди прощаются с нашей подругой. С нашей Надей.

Вы верите, что мы все те же?

Мать Нади, Генриетта Ивановна, с которой я стоял у гроба Нади и которая сухо и безжизненно повторяла, глядя на поразительно красивое лицо дочери: "Теперь ты у меня не смеешься, ты у меня серьезная", передала мне записки, блокноты, бумаги Нади. Среди них я нашел фразу ученицы 9го класса Надежды Курченко: "Хочу быть достойной дочерью Родины и готова отдать за это жизнь, если это потребуется".

Вот в эти привычные для слуха слова, но написанные рукой и сердцем Нади, я верю абсолютно.

РАСПЛАТА


Бандиты сами наказали себя

Террористами оказались 46-летний литовец Пранас Бразинскас (на фото справа), бывший завмаг из Вильнюса, и его 13-летний сын Альгирдас (слева). Турецкие власти отказались выдать преступников СССР и сами осудили их. Старший получил восемь лет, младший - два. Через некоторое время обоих освободили по амнистии, и бандиты перебрались в Венесуэлу, а оттуда в США: сошли в Нью-Йорке с самолета, направлявшегося в Канаду. Литовская диаспора добилась разрешения оставить их в стране.

Поселились Бразинскасы в калифорнийской Санта-Монике. В феврале 2002 года 77-летний Пранас поссорился с сыном, за что получил несколько смертельных ударов битой. Альгирдас был осужден на 16 лет тюрьмы.

1973 год. Советский Союз голубем облетела баллада "Звездочка моя ясная". Ни у кого не вызывало сомнений: песня посвящена юной стюардессе, навсегда оставшейся в небе. Убитой за три недели до свадьбы. И исполняется от имени ее жениха. Грустная история по сей день тиражируется в Интернете. Однако это всего лишь красивая легенда...

Композитор Владимир Семенов: "Эту песню многие пели и поют. Но мне кажется, самым лучшим ее исполнителем был и остается Саша Лосев..." Солист студенческого самодеятельного ансамбля, победитель районного конкурса, где главный приз - запись собственной пластинки на фирме "Мелодия"...

Трагический ореол, который обрела песня, спустя 22 года черным облаком накрыл и ее первого исполнителя. Незадолго до своего ухода Лосев признавался, что прежде он пел "Звездочка моя ясная" с одним подтекстом, теперь - в память о своем рано умершем сыне. И подводил печальный итог: "Необъяснимым образом главная песня в программе стала главной и в жизни".

Главной песней "Звездочка" стала и в жизни композитора Владимира Семенова. Ему было уже 35 лет. За плечами Астрахань, автомобильно-дорожный техникум, самодельная электрогитара и сотни километров на раздрызганном автобусе, колесившем с концертными бригадами астраханской филармонии...

"Конечно, я помню историю с захватом самолета, тогда очень много писали о подвиге Нади, - рассказывает Семенов. - Но, признаться, ни о чем таком не думал, когда достал с магазинной полки маленький сборничек стихов вологодской поэтессы Ольги Фокиной. Буквально 12-13 страничек, напечатанных на тонкой газетной бумаге. Я начал их листать и вдруг наткнулся на слова "Песни у людей разные, а моя одна на века". Что-то меня зацепило в этих строчках".

Родилась песня, которую Семенов показал своему другу, композитору Сергею Дьячкову. Тот и привел Семенова к Стасу Намину, руководившему вокально-инструментальным ансамблем. Записали маленькую пластинку, сложившуюся из трех композиций - песни Оскара Фельцмана "Есть глаза у цветов", песни Сергея Дьячкова "Не надо" и баллады Владимира Семенова "Звездочка моя ясная". Разлетелась она по стране тиражом почти в 7 миллионов экземпляров!

"После всех нервотрепок - репетиций, записей - я с женой поехал отдохнуть в Сочи, - вспоминает сегодня композитор Владимир Семенов. - Лежу на песочке и вдруг слышу что-то знакомое - где-то вдалеке проплывает теплоход, огромный, интуристовский, и оттуда доносится голос Саши Лосева: "Песни у людей разные, а моя одна на века!"

Вологодская поэтесса Ольга Фокина написала эти строчки за несколько лет до трагедии на борту Ан-24. Строчки о своем, очень личном. Ее знаменитый земляк, писатель Федор Абрамов говорил, что Ольга "очень близка к жизни, у нее всегда в стихах не выдумка, не буквы, не слова - стихи порождены самой жизнью... они пленяют, очаровывают тебя искренностью, чистотой и непосредственностью чувств".

Всем тем, чем запомнилась и навсегда осталась в народной памяти Надя Курченко.

Ужасный инцидент произошёл 32 года назад. 5 сентября в одном из городов Пакистана террористы захватили пассажирский самолёт. Если бы не Нирджа Бханот, которая была бортпроводницей на том злополучном самолёте, то жертвами могли стать все пассажиры.
Нирджа отдала свою жизнь, дабы другие люди не погибли от рук террористов.

У девушки вполне обычная история: жила с родителями, окончила школу и переехала в Мумбаи. Сначала стюардесса пробовала себя в модельном бизнесе и выступала на показах, но вскоре желание быть моделью пропало. За год до страшной трагедии Бханот выдали замуж родители, но супруг оказался недоволен своей невесткой и вскоре пара разошлась. Через некоторое время Нирджа решила стать бортпроводницей. Девушка прошла собеседование в компанию Pan American.

5 сентября была старшей стюардессой на борту. Утром самолёт приземлился в городе Карачи. Там и был произведен захват судна радикальными исламистами. Но Нирджа смогла предупредить пилотов о случившемся, они благополучно покинули судно через запасной выход.

Находясь на самолёте, террористы убили всех, кто являлся гражданином Америки. После этого они заставили всех людей собрать документы, дабы убить остальных жителей США. Нашей героине удалось убрать документы в мусорный контейнер. Именно поэтому исламисты больше не убили ни одного человека, так как определить граждан США без паспортов было невозможно.

Когда полиция штурмовала судно, Нирджа Бханот мгновенно среагировала и вывела пассажиров через запасной выход. Но в самом конце эвакуации она заметила нескольких детей, которые в страхе сидели за сиденьями самолёта.

Террористы увидели, как девушка побежала спасать детей и начали стрелять. Бортпроводница успела закрыть своим телом детей, но погибла. Все пассажиры были эвакуированы благодаря Нирдже.

Обратите внимание! Один из спасенных малышей в настоящий момент стал пилотом.

Как известно, девушку посмертно наградили самой значимой наградой для индийского народа. Нирдже дали орден Ашока Чакра. Конечно, данная медаль за отвагу не вернёт девушку к жизни, но это дань уважение к человеку, который пожертвовал собой ради спасения пассажиров. Многие пассажиры не раз приходили на могилу девушки дабы почтить память и ещё раз сказать «Спасибо» за тот невероятный поступок.

Нирья Бганот была простой индийской девочкой, росшей вместе с двумя братьями в семье журналиста и домохозяйки в Мумбаи.

Красивую девушку заметило модельное агентство и пригласило к себе на работу.

Одновременно с работой моделью, она подала свою кандидатуру в авиакомпанию Pan American World Airways, которая решила набирать индийских сотрудников на рейсы из Франкфурта в Мумбаи, и получила эту работу.

Бганот была старшим бортпроводником на рейсе Pan Am Flight 73, который следовал из Мумбаи в Нью-Йорк с посадками в Карачи и Франкфурте. Самолет был захвачен 5 сентября 1986 года четырьмя вооруженными людьми в аэропорту Карачи в Пакистане. На тот момент в самолете находился 361 пассажир и 19 членов экипажа. Террористы хотели лететь на Кипр, чтобы освободить содержавшихся там палестинских заключенных.

Бганот предупредила пилотов о проникновении в самолет террористов. Узнав об этом, пилот, второй пилот и бортинженер покинули находящийся на взлетной полосе самолет через подвесной люк кабины. После побега пилотов Нирья оказалась старшей по званию среди оставшихся членов экипажа и взяла на себя ответственность за происходящее в самолете.

Налетчики были членами Организации Абу Нидаля и своей главной целью видели граждан США. Им удалось идентифицировать одного американца, которого они вытащили к выходу, застрелили и выбросили тело на взлетную полосу. Затем они поручили Бганот собрать паспорта всех пассажиров, чтобы они смогли узнать, кто из них американец. Нирья и другие стюардессы спрятали 41 американский паспорт под сидениями и в мусоре.

Спустя 17 часов после захвата угонщики начали стрелять. Бганот открыла аварийный выход и взялась помогать пассажирам выйти. По словам одного из выживших пассажиров: «Она направляла пассажиров к аварийному выходу, в то время как террористы постоянно стреляли, боясь атаки силовиков на самолет. Видя, что Нирья пытается помочь пассажирам, схватили ее за волосы и расстреляли в упор».

Она была убита, пытаясь защитить от пуль троих американских детей. Из всех находящихся на борту американских пассажиров были убиты двое.

Мальчик, которого Нирья закрыла своим телом, стал пилотом и сейчас работает в крупной авиакомпании. Он сказал, что Бганот всегда была для него примером, и что он помнит, что обязан ей каждым днем своей жизни.

Помимо спасения 359 заложников из 379 находившихся на борту, Бганот также предотвратила взлет самолета.

Нирья Бганот стала самым молодым лауреатом премии Ашока Чакра – самой престижной в Индии награды за отвагу и героизм, проявленные в мирное время.

Посмертно она получила несколько наград от правительства США за мужество и пакистанскую Tamgha-e-Insaniyat – за человеческую доброту.

Нирья погибла, не дожив два дня до своего 23-летия.

Нирья Бганот

Перед злополучным рейсом мама уговаривала Нирью взять выходной, потому что она работала в модельном проекте весь день накануне. Но ответственная девушка решила не подводить коллег.

Прерванный полет Нирджи.

5 сентября 1986 года от рук террористов погибла стюардесса авиакомпании Pan American World Airways Нирджа Бханот. Через два дня ей должно было исполниться 23 года.

Нирджа Бханот родилась 7 сентября 1963 года в Чандигархе. Ее отцом был мумбайский журналист Хариша, матерью- Рама Бханот. Нирджа окончила среднюю школу, училась в Мумбаи. Некоторое время красивая девушка работала моделью и представляла многие известные бренды. В марте 1985 года Нирджу практически насильно выдали замуж по договоренности между родителями, но муж остался недоволен приданым и через два месяца вернул жену обратно. Если бы он ее не вернул, судьба Нирджы сложилась бы иначе. После неудачного замужества Нирджа решила стать стюардессой в Pan American, успешно прошла предварительный отбор и курсы, после чего получила работу. Девушка с детства мечтала о небе, но боялась сказать об этом родителям.

Нирджа на работе

Она была старшим бортпроводником на рейсе "PA 7", когда четверо хорошо вооружённых террористов, переодетых в форму сотрудников аэропорта, ворвались в самолёт и захватили в заложники пассажиров и экипаж. Это произошло в 5 часов утра, самолет приземлился в пакистанском городе Карачи. В кабине находились три члена экипажа: пилот, второй пилот и бортинженер. Нирджа вовремя сообщила им о захвате самолёта, и они все смогли выпрыгнуть и убежать, когда самолёт находился на бетонированной площадке перед ангаром. Нирджа оказалась старшей по званию среди оставшихся на борту членов экипажа и приняла на себя командование самолётом.

Террористы, захватившие самолёт, были членами террористической Организации Абу Нидаля, получавшей поддержку от властей Ливии. Сначала они расстреляли пассажиров, назвавшихся американцами. Затем террористы приказали Нирдже собрать паспорта всех пассажиров, чтобы выявить среди них граждан США. Нирджа незаметно спрятала документы оставшихся в живых пассажиров с американским гражданством. На протяжении еще 17 часов стюардесса откровенно морочила террористам голову, из-за чего они так и не смогли отличить американцев от неамериканцев.

Кадр из фильма "Нирджа"

Когда пакистанская полиция начала штурмовать самолёт, террористы стали стрелять и взрывать гранаты, Нирджа почти без какой-либо помощи эвакуировала всех пассажиров. Девушка сумела открыть аварийную дверь и выбросить трап, благодаря чему очень много заложников сумели сбежать из захваченного самолета. Перед тем, как эвакуироваться последней, она ещё раз осмотрелась и обнаружила троих детей, которые всё ещё прятались за сиденьями. Пока дети выбирались на свободу террористы заметили маленьких беглецов и открыли по ним огонь. Нирджа закрыла детей своим телом и была смертельно ранена. Несмотря на раны она успела эвакуировать детей...Впоследствии, один из спасенных ею мальчиков стал пилотом.

23-летняя Нирджа Бханот стала самым молодым человеком, награждённым орденом "Ашока Чакра" - наивысшей индийской наградой за отвагу, проявленную в мирное время. Посмертно.

В 2004 году Почта Индии выпустила почтовую марку в память о ней.

Родители Нирджи Бханот получили страховые выплаты и компенсации от компании "Pan American", и учредили благотворительный траст имени погибшей дочери - "Neerja Bhanot Pan Am Trust". Этот траст каждый год присуждает две премии по 1,5 млн рупий: одну - члену экипажа самолёта, доблестно выполнявшему свой долг в тяжёлой ситуации, а другую - индийской женщине, которая сама имела серьёзные проблемы из-за приданого, оставления мужем или другой социальной несправедливости, и затем стала помогать другим женщинам, оказавшимся в подобной беде. Кроме денежного вознаграждения, лауреату вручается памятный знак, а его имя вносится в премиальный список.

В 2005 году Нирджа Бханот была посмертно удостоена американской премии "Justice for Crimes Award". Брат Нирджи, Аниш, приехал в Вашингтон, чтобы получить эту премию в офисе Прокурора округа Колумбия, в рамках ежегодно проводимой "Недели уголовного права".

К 30 -летию подвига Нирджы на экраны вышел одноименный фильм. Нирджу сыграла популярная индийская актриса и модель Сонам Капур.