Какие воды считаются самыми чистыми. Где самая чистая вода в россии и в мире

Последнее время русские люди стали часто жаловаться на упырей. Но не всегда те, кого мы называем этим словом, относятся к этому редкому типу. Какие же на самом деле упыри?

Кто такой упырь?

Упырями в славянской мифологии называли мертвецов, которые в силу определенных обстоятельств восстали из могилы. Внешне упыри отличаются от человека только острыми зубами, красными глазами и ярким румянцем на лице. Считается, что после смерти в упырей превращаются колдуны, однако упырем может стать и живой человек, ставший жертвой проклятья или укушенный упырем. В книге «Мифы русского народа» говорится, что значение слова упырь неясно. Некоторые считают, что оно означает «раздутый» (от крови жертв), другие полагают, что древняя форма этого слова значит «не преданный огню».

Чем упырь отличается от вампира?

Напав на человека, упырь сначала выпивает всю его кровь, после чего съедает плоть. Вампир же ограничивается только кровью. Существует поверье, что если монстр оставит свою жертву обескровленной, но не съеденной, то она также превратится в упыря.

Где обитают упыри?

В славянских поверьях говорится, что днем упыри скрываются в темных, недоступных для солнечного света, местах: чаще всего это склепы и могилы. Считается, что упырь лежит в могиле лицом вниз или на боку и даже иногда курит трубку. По ночам существо вылезает из своего убежища и наведывается в свой дом, а также в дома соседей и знакомых. Бесчинствует упырь, как правило, в пределах родного села, в крайнем случае - нескольких окрестных, потому что на рассвете он должен возвращаться в могилу.

«Семейная жизнь» упырей

Нередко ходячие мертвецы вылезают из могилы и наведываются к своим бывшим женам. Самые опасные покойники - те, кто умер молодым в результате несчастного случая или насильственной смертью, так называемые заложные покойники. В восточно-славянских преданиях сказано, что по таким умершим нельзя плакать (особенно жене), потому что это беспокоит мертвеца на «том» свете и он может захотеть вернуться. От посещений мертвого мужа женщина чахнет, слабеет, заболевает и умирает, если вовремя не принять мер. В народе верили, что от мертвого мужа женщина может даже родить ребенка.

Какими способностями обладает?

Согласно преданиям, упырь обладает сверхчеловеческой физической силой и скоростью: он способен поднимать огромный вес и ударом руки пробивать бревенчатые стены. Бегущего упыря невозможно догнать даже на лошади. Еще одной отличительной способностью является поразительная живучесть упыря, он практически не чувствует боли и не восприимчив к колющим и режущим ударам. Из могилы упыри могут выходить не только в человеческом облике, но и в виде кошки, или летучей мыши, или каком-либо ином. Считалось, что упыри вызывают неурожаи и засухи, а также являяются причиной чумы, холеры и других страшных болезней.

Какие враги у упырей?

Врагами упырей являются многие животные, как дикие, так и домашние. Часто случаются стычки упырей с волками и медведями, которых запах упыря приводит в бешенство. В ярость от запаха мертвеца, восставшего из могилы, впадают и домашние животные.

Борьба с мужьями-упырями

Самостоятельно женщина не сможет избавиться от посещений «присохшего» к ней покойника. Она обязательно должна рассказать об этом любому постороннему человеку - матери, свекрови, священнику, соседке. Только посторонний человек способен правильно понять, что происходит, и дать женщине совет, как спастись. Для этого используется ряд приемов, построенных на одном принципе - удивить опасного пришельца чем-то необычным, из ряда вон выходящим, невозможным в нормальной человеческой жизни. Например, в одном из поверий говорится: « Одень своих детей в свадебные одежды и оденься в них сама. Когда ночью придет к тебе мертвый муж и спросит, что происходит, ты должна ему ответить: «Я собираюсь на свадьбу - брат женится на сестре». «Но разве может быть такое, чтобы брат женился на сестре?» - спросит покойник. А ты ему ответь: «А разве может быть такое, чтобы мертвый к живой ходил?».

Есть и другой способ: сесть на пороге, расчесывать волосы и одновременно жевать зерна конопли. Покойник спросит: «Что ты делаешь?» Надо ответить: «Вшей ем». Покойник на это скажет: «Разве можно вшей есть?» А женщина должна дать уже известный ответ: «А разве можно мертвому к живой ходить?» После этого ходячий мертвец навсегда оставит свою жену в покое.

Борьба с упырями

В стихотворении А.С Пушкина «Вурдалак» говорится: «Горе! малый я не сильный; Cъест упырь меня совсем,
Если сам земли могильной Я с молитвою не съем.»

Считалось, что спасти от упыря может только съеденный с молитвой кусок земли, взятой с могилы.

Еще один способ гласил, что трупу нужно завязывать глаза, забивать рот песком, подрезать под коленками жилы и подкладывать туда щетину - считалось, что тогда он не сможет выходить из могилы. Для этой же цели гроб с телом упыря трижды обносили вокруг села. Действенным средством против хождения покойников считается также обсыпать могилу диким маком или просом, либо сеять мак во время похорон по дороге от дома до кладбища - покойник не сможет вернуться, пока не соберет всех зерен.

Как убить упыря?

Согласно славянской мифологии, упыря очень сложно ликвидировать. Справится с ним в открытом противостоянии практически невозможно. Благодаря своей физической силе монстр легко побеждает десятерых человек. Наши далекие предки считали, что наиболее эффективное средство - вбить упырю в тело или в могилу осиновый кол. Или же раскопать могилу, отрубить умершему голову и положить ее между ног лицом вниз. Правда, желательно все-таки быть на сто процентов уверенным, что имеешь дело с упырем.

С давних времен путешествуют темными ночами вампиры во всех уголках нашего мира. Как бы их не называли — вампирами, упырями, а на — еще и вурдалаками — об этих злых прожорливых существах с острыми клыками известно еще с доисторических времен.

Похожие на людей, которыми они когда-то и были, вампиры стали отдельным видом существ. Это живые мертвецы, которые поддерживают свою жизнь кровью живых людей. Вурдалак — клинически мертв: его сердце не бьется, он не дышит, не стареет. Но движется, думает, охотится и убивает. Говорят, что некоторые вурдалаки, покаявшись, пьют только кровь животных или донорскую, покупая ее в медицинских центрах. Иногда вурдалаки, или вампиры, охотятся на себе подобных, чтобы получить бессмертие.

Вампиром можно стать после укуса в шею — любимого места кровососов. Если вампир высасывал всю кровь жертвы, то человек умирал. Но если в теле несчастного оставалось хоть немного крови, то скоро жертва сама становилась монстром.

Известно, что вампиры не выходят на улицу днем, ведь солнечные лучи могут нанести им вред или даже убить. Поэтому кровососы могут находиться на солнце очень мало времени, выходя только в сумерки и ночью.

Вспомним графа Дракулу. Он любил днем спать в гробу, считая ее лучшим ложем, а ночью отправлялся охотиться на людей. Вампиров часто отпугивают чесноком, плетя из него венки и развешивая их вокруг. Иногда используют святую воду или крест.

Чтобы монстр не смог убить человека, его прокалывали терновым или осиновым колом. Но иногда это не помогало, только парализовало вампира на некоторое время.

Сила вампира прибывает постепенно. Молодые вампиры слабоваты. Со временем сила невероятно увеличивается, становится такой же, как в 10-ти мужчин. Они могут покорять летучих мышей и волков, гипнотизировать людей и животных, лечить ужасные раны.

Вампиры получают пищу по-разному. Некоторые, как и в древности, охотятся, нападая на жертву в глухом переулке. А некоторые подкрадываются к спящим людям и так пьют кровь. Иногда они находят жертв, изображая влюбленных в ночных клубах, театрах, кафе. После поцелуя жертва на некоторое время теряет свою волю. Этого вампиру достаточно, чтобы напиться крови.

Благодаря гипнозу вампир имеет деньги, власть и слуг. Они всегда живут в городах поближе к людям, получая от них деньги, жилье и еду.

Редко, но бывает, что родители отдают смертельно больного ребенка вампирам, чтобы хоть так сохранить его жизнь. Конечно, позже ребенок становится вампиром, охотясь на людей, возможно, даже на своих родителей, но продолжает жить.

Подрастая, молодые вампиры учатся использовать свою кровь для вызова магических сил, таинственных ритуалов. Одним из ритуалов является «освобождение», когда создаются новые вампиры. Вампир высасывает кровь жертвы, поворачивая мертвецу несколько капель своей крови. Этого достаточно, чтобы появился молодой вампир. Это можно сделать даже с уже мертвым, но еще «теплым» человеком. После этого «освобожденный» отправляется на поиски жертвы, чтобы утолить свою ужасную жажду.

По легенде, вампиры встают из своих могил, чтобы превратиться в летучих мышей или туман. История о трансильванского графа Дракулу основанная на жизни реального исторического лица Влада Кровавого (1456-1476). Рассказывают, что он превращался в огромную летучую мышь-монстра, что высасывал кровь из многочисленных жертв.

В 1624 году Педро д’Альварес, прибыв в , отправился путешествовать сквозь заросли джунглей. Ночью путешественники спали прямо на земле, не укрываясь. Через несколько дней дона Педро бесшумно атаковал маленькая летучая мышь-кровосос. Через двое суток на месте укуса началась гангрена, и путешественник умер.

Довольно опасными для человека могут быть другие кровососы: пиявки, комары, клопы. Высасывая немного крови, они могут занести в организм человека инфекцию, которая в свою очередь может привести к серьезной болезни.

Вампиризм с точки зрения медицины

Современные врачи утверждают, что действительно существует болезнь крови, которую сопровождают симптомы, описанные в книгах как вампиризм. Только современным вампирам уже не надо подстерегать жертву в подъезде. Можно купить кровь животных на базаре или человеческую на донорской станции. Возможно, скоро ученые раскроют тайну ужасной болезни. А пока, гуляя по ночным улицам, помни: может, где-то вышел на охоту вурдалак!

Биохимик Д. Дольфин считает, что причина вампиризма — дефект в генах. У каждого живого организма есть пигменты (так называемые порфирины). Именно они входят в состав хлорофилла, предоставляя листьям зеленого цвета. Гемоглобин закрашивает нашу кровь в красный. Если есть нарушения обмена пигментов, то они собираются под кожей и под воздействием солнечных лучей превращают кислород на другое вещество (сингетну), молекулы которой разрушают клетки. Кожа человека покрывается язвами.

Такие больные решаются выходить на улицу только ночью, боясь лучей солнца. Поскольку ослабить страдания больного может только употребление продуктов, богатых гемоглобином, то и отправляется он в поисках крови.

Итак, вампиром может стать тот, кто имеет дефект в генах, который нарушает обмен пигментов-порфиринов, что делают нашу кровь красной.

Медики решили, что тайна вампиризма может помочь решить проблему лечения онкологических заболеваний.

Во время исследований порфирины вводили под кожу онкологическому больному и облучали его солнечным светом. Раковые опухоли исчезали, разрушенные пигментами.

Известно, что инфракрасные лучи глубже проникают в организм, поэтому есть надежда, что раскрытие тайны вампиризма поможет спасти жизнь безнадежно больных.

Несмотря на окружающий нас прагматичный мир, в нём всё ещё остаётся место странным и мистическим событиям. Они отражаются в городских легендах, в литературе и кинематографе, ими полны компьютерные игры, и подчас сложно разобраться в названиях и определениях. Например, вурдалаки — это всё же вампиры или оборотни? Доступные нам источники противоречат друг другу, постоянно выясняются новые подробности, и вместо привычного мира вырисовывается более сложная и, пожалуй, мрачная картина.

Вурдалаки в легендах и преданиях

Во многих сказаниях практически всех народностей земли присутствуют таинственные существа, которые под покровом ночи стремятся причинить людям зло. Шире всего распространены мистические истории про поднимающихся из могилы мертвецов. Несмотря на страну, в которой происходят эти события, намерения у мертвецов удивительно схожи - выпить кровь живых, причём в рейтинге возможной добычи уверенно лидируют родственники и любимые покойного, а также случайные прохожие, особенно если они девственны.

Во всех приданиях вурдалаки - это злые существа, в которых нет ни капли добра. С ними невозможно договориться, привлечь на свою сторону, только обмануть, спастись бегством или убить. При этом обычным оружием от такого чудовища не избавиться, нужен особый клинок, осиновый кол, волшебные или освящённые предметы или снадобья.

Вампиры

В современном прочтении, вурдалаки - это именно вампиры, легендарные кровопийцы, наделённые вечной молодостью, красотой и темпераментом арктического ледника. Некоторые исследователи приписывают миграцию вурдалаков в клан вампиров Пушкину, именно он описал в одноимённом стихотворении вурдалака, наделив его типично вампирскими чертами. Однако в славянской другие существа, которые ближе к животному миру, чем к человеческому.

Оборотни

Есть мнение, что само по себе слово «вурдалак» это искажённая форма термина «волколак», то есть, волк-оборотень. Вурдалак, таким образом, это классический ликантроп, в полнолунье превращающийся в чудовищного хищного зверя. Разумеется, желания и устремления у зверя далеки от гуманизма.

Вервольф, как правило, рождается человеком, и лишь пару ночей в месяц становится чудовищем. Гораздо реже встречается обратная легенда о вулфверах — волков, которые в полнолунье или по собственному желанию становятся людьми. Пару они ищут себе среди людей, и избранник или избранница после брачной ночи тоже превращается в волка.

Совмещение мистических качеств в одном существе

Ещё одно направление легенд более демократично, ведь в этой версии вурдалаки - это непросто вампиры, они по собственному желанию могут оборачиваться дикими зверями, в том числе и волками. Страшной ночной нечисти приписывались удивительные свойства — умение летать, превращаться в туман, подолгу обходиться без человеческой крови, но всё равно при этом сохранять возможность перемещаться и вредить людям.

Можно сказать, что все эти мистические истории объединяют все или почти все пугающие явления, которые могут вселять страх или причинять вред. Даже обычная бледность от недоедания становилась признаком настойчивого преследования вампирами. Если же село терроризировал особо неуловимый волк, резавший скот, то неудачи охотников можно было списать на таинственного оборотня, которого пули не берут и простые капканы не ловят.

Разнообразие толкований и объяснений

Попытки привести всё это мистическое сообщество в некий порядок привели к тому, что среди кровопийц возникла некая иерархия. Отчасти мы обязаны этим бурной фантазии литераторов и прочих творческих людей. На верхушке социальной лестницы кровопийц стоят вампиры — элегантные, утончённые, хотя и демонические. Это истинные «дети ночи», ведущие свой род от самого Каина, первого убийцы рода человеческого. По другой версии вампиры ведут род от Лилит, первой жены Адама.

Ниже вампиров стоят упыри и вурдалаки, это укушенные вампирами люди, которые переродились и тоже стали испытывать непреодолимую тягу к человеческой крови. Иногда упырей называют низшими вампирами, которые воруют тела из могил.

С вурдалаками связывают всё неприятное и отталкивающее, тогда как вампиры последнее время излишне романтизированы. Вероятно, это можно было бы назвать дискриминацией, если бы вампиры на самом деле существовали.

Притягательная сила мистики

Потусторонние силы источник для вдохновения. О них пишут стихотворения и целые поэмы, снимают фильмы, пишут книги и посвящают песни. Например, группа Сектор Газа записала песню «Чёрный вурдалак», Наутилус — «Нежный вампир», сложно найти исполнителя, который не был замечен в творческих отношениях с Мистика страшит и одновременно притягивает, поэтому каждый день появляются новые теории, обосновывающие существование вурдалаков, оборотней и прочих нелюдей.

Вера людей в вампиров подтверждается историческими исследованиями. В Европе найдены захоронения, кости в которых находились в таком виде, что это явно выдаёт страх перед вампирами. Например, с вбитым в грудь отсечённой головой и даже с вбитым в рот кирпичом. По мнению людей прошлого, это должно было помешать кровопийце воспользоваться клыками.

По мнению медиков, обвинения в вампиризме получали люди, страдающие тяжёлым заболеваниями. Например, порфирия до такой степени меняет облик человека, что сложно не заподозрить в этом козни злых сил. Остаётся надеяться, что вурдалаков на самом деле не существует, иначе было бы слишком страшно прогуливаться по городу ночами.

Н евзирая на то, что на дворе уже двадцать первый век, люди по-прежнему продолжают рассказывать различные мифы и легенды, зародившиеся еще в глубокой древности. Так, практически у всех славянских народов сохранились леденящие кровь поверья об упырях – проснувшихся покойниках, блуждающих в ночи и сосущих кровь у людей и животных. Особенно распространены легенды о кровопийцах среди жителей Венгрии, Польши, Украины и Румынии.

В общепринятом понимании упырь (или вурдалак) – это умерший человек, душа которого по каким-то причинам не смогла найти покой после смерти. Покойник не поддается тлену и обретает бессмертие, по ночам он покидает свою могилу и блуждает по селам и деревням в поисках свежей крови, необходимой ему для существования. Образ славянского вурдалака значительно отличается от образа западноевропейского вампира, популярность которого возникла в 18-19 веках и была связана с развитием романтического жанра литературы. Европейский вампир – это утонченный, невероятно красивый и коварный аристократ, с безупречными манерами, невероятным умом и владеющий сверхспособностями. Высший свет Англии, Германии и Франции жаждал нового литературного героя, загадочного, порочного, опасного, но при этом чарующего и обольстительного. Именно так возник образ знаменитого графа Дракулы, созданный Брэмом Стокером.

В отличие от аристократов-вампиров, появившихся на свет благодаря новым веяниям в европейской культуре и литературе, образ славянского упыря берет свое начало в куда более глубокой древности. Его образ – это не дань моде, это глубинные страхи простых людей, наблюдавших в своей жизни странные и зловещие явления, которым невозможно было найти логическое объяснение.

Считалось, что вурдалаками становились умершие некрещеные дети, самоубийцы и богохульники, умершие без причастия крестьяне. Восстав из царства мертвых, они не становились умнее или привлекательнее, и у живых оставалась возможность их распознать, убить или обмануть. Так, например, одной из слабостей упыря является его одержимость считать; кровопийца не может пройти мимо рассыпанных зерен, не посчитав каждое из них. Именно поэтому, крестьяне часто рассыпали маковые зерна по дороге, ведущей от кладбища до деревни, с надеждой на то, что подсчет зернышек займет у кровопийцы всю ночь, и он не сможет добраться до живых до рассвета. Кроме того, остановить вурдалака может накинутая на него рыбацкая сеть, как и в случае с семенами, упырь не может остановиться, пока не развяжет все узелки до единого.

Интересно, что у жителей Украины, Венгрии, Румынии и Польши часто перед входом в хату весели связки чеснока, сок которого, по народным преданиям, является ядом для вампира. Уничтожить нежить также помогали серебряные предметы, а усмирить и запугать его можно было святым распятием. Так же, во многих сказаниях упоминается, что упырь не может войти в дом, пока его не пригласит хозяин. Связана такая особенность с тем, что дом – это чистое сакральное место, защищенное энергией рода, то есть каждый из членов семьи образует особый энергетический купол, в который не может проникнуть злая энергия. Вампир – это зло, нарушающее законы Божьи, соответственно не может проникнуть в жилище без спроса. Пригласив же его, хозяин хаты приоткрывает защитный энергетический занавес, поэтому вурдалак с легкостью переступает за порог.

В отличие от всемогущего западноевропейского собрата, славянские вурдалаки не обладали очень острым умом и ловкостью, наоборот, зачастую им приписывалась некоторая наивность и неуклюжесть, что, опять-таки, позволяло людям изловить кровопийцу и, вбив в сердце осиновый кол, навсегда подарить покой его душе и телу. Именно такими кровопийцами предстают перед зрителем персонажи польского режиссера Романа Полански в фильме «Бал Вампиров».

Мрачные истории об оживших мертвецах, наводившие страх на людей в течение многих столетий, современному человеку кажутся простоватыми и наивными, тем более что сейчас, открытия в области медицины позволили объяснить те явления, которые казались загадочными и сверхъестественными в Средневековье.

Так, например, многие особенности во внешности и поведении, приписываемые некогда людям, заподозренным в вампиризме, могут быть объяснены тяжелыми генетическими заболеваниями – порфирией и синдромом Вильсона. Обе эти болезни были особенно распространены в Закарпатье (откуда и вышли все многочисленные сказания об упырях).

При порфирии у человека изменяется состав крови, год за годом кожа больного усыхает, зубы и белки глаз приобретают красноватый оттенок, дистрофические изменения десен приводят к оголению корней зубов, зрительно удлиняя резцы и клыки, наблюдается светобоязнь и аллергия на солнечный свет. Больные предпочитают вести ночной образ жизни. Нередко болезнь сопровождается выворачиванием суставов и деформацией пальцев; на поздних стадиях заболевания у человека возникают психозы, наблюдается агрессивное поведение. Больной может набрасываться на окружающих, рыча и впиваясь в них зубами.

Синдром Вильсона возникает вследствие поломки определенных генов, из-за чего нарушаются обменные процессы в организме человека. Медь, накапливаясь в печени, приводит к ее циррозу. Кожа больного приобретает мертвенно-желтый вид, кроме того, медь откладываясь на роговице глаза, формирует вокруг радужной оболочки желтовато-зеленый диск, что придает взгляду неестественное свечение. Со временем у больного возникают неконтролируемые движения в туловище и конечностях, изменяется походка, тело становится скованным. Кроме того, этот синдром очень часто вызывает психические расстройства, при которых человек может вести себя агрессивно и неадекватно.

Как видно, симптомы описанных болезней, имеют ряд схожих с вампиризмом черт. Не имея ни малейшего представления о генетике и наследственных заболеваниях, на протяжении многих веков люди могли объявлять вурдалаками тех, кто на самом деле просто был серьезно болен. Неудивительно, что в наши дни уже невозможно найти зарегистрированные случаи нападения вампиров на человека. Как бы там ни было, жизнь по-прежнему остается наполненной тайнами и загадками, поэтому, прогуливаясь ночью по безлюдной дороге, не помешает прихватить с собой серебряный крестик и головку чеснока.

No related links found



Чья добыча?

Отпросился солдат в отпуск на родину - с невестою повидаться, родителям поклониться. Идет мимо кладбища, а уже стемнело. Вдруг видит - над могилами упыри собрались и жрут чье-то мертвое тело. У солдата ноги к земле приросли, и в ту же минуту один упырь его увидал.

А вот и моя добыча! - кричит.

Тут у солдата столбняк прошел - дал он такого деру, что аж ветер завился. А упырь сзади - уже нагоняет, зубами чуть не затылок клацает. Видит солдат - впереди часовенка. Вбежал туда, а там гроб с покойником стоит, вокруг свечи горят. Солдат забился в угол, сидит ни жив ни мертв, а упырь влетает в часовню, тянет к нему синюю костлявую руку...

И вдруг покойник встал из гроба, глаза открыл.

Ты зачем сюда заявился? - грозно спрашивает упыря.

Солдата пригнал, съесть его хочу.

Как бы не так! Он ко мне прибежал - я его и съем.

  "Мать честная, - думает солдат, - вот попал, называется, из огня да в полымя. Неужто и этот - тоже упырь?!"

А те в это время спорить взялись:

Нет, я его съем!

Нет, я!

Слово за слово - дошло и до драки. Только прах от них полетел! Долго бы дрались, да петухи запели: оба упыря упали на пол замертво, а солдат на дрожащих ногах заковылял домой, приговаривая:

Слава те, Господи, что спас и оберёг!

А. Ремизов. Упырь

Не ведьма Дундучиха застилает на ночь стол скатертью, не ступой закостила набожная - кроет землю белый снег, летят - падают хлопья надранными лохмотьями, воет, вьется вьюга, выбухает вихорь, метет метель-поземелица, закуделила.

Третий день и грустна и печальна коротает дни в серебряном тереме царевна Чучелка.

Третий день, как печален и грустен уехал царевич Коструб за Лукорье.

За морем Лукорье, там реки текут сытовые, берега там кисельные, источники сахарные, а вырии-птицы не умолкают круглый год.

Полпути не проехал царевич, занемог в дороге и помер. В чужом краю его схоронили.

Вот среди ночи слышит царевна - под окном кто-то кличет:

Чучелка, Чучелка, отвори!

Вся зарделась царевна - узнала Коструба.

Думает царевна: "Это он, это жених, царевич вернулся с дороги!" Встала. Отворила.

Бери свои белые платья, жемчуг. Я в чужом краю завоевал себе землю, мой подземный дворец краше Лукорья.

Надела Чучелка белые платья, жемчуг. Спешит на крыльцо.

А он ее за руку и на коня.

Взвился конь, и помчались.

Мчатся. Мчатся царевич с царевной. Страх змеей наползает на сердце: видит царевна - под нею не конь, таких не бывает, а ветер.

Ветер-вихорь несет их сквозь темные леса, сквозь мхи и болотца - ржавы болотца в шары-бары - пустое место.

Поравнялись с церковью, повернули на кладбище.

Тут конь исчез.

И вдвоем остались они над могилой: царевич Коструб и царевна. А в могиле чернеет из-под снега дыра.

Вот мои земли, там мой дворец, там мы отпразднуем свадьбу: дни будут вечны и пир наш веселый без печали, без слез... полезай!

Нет, - отвечает царевна, - я дороги не знаю, ты наперед, я - за тобою.

Послушался царевич царевну, пропал в могиле.

И осталась царевна над черной дырой. Сняла с себя платья - да в могилу бросила.

На же, тяни за собою. Вот белые платья, вот жемчуга! - и, сбросив в могилу все до сафьянных сапожков, заткнула дыру, да бежать без дороги по снегу, сама не знала куда.

Летела царевна, летела - вдалеке огонек мелькает - прытче бежит. Добежала, смотрит: изба - одна-одинокая изба стоит среди поля. Бросилась к двери, вломилась в сени, да в горницу...

Мертвец на лавке лежит, больше нет никого, и светит свеча.

Царевна со страха на печку, забилась в угол, сидит тихонько.

А там на кладбище, а там на могиле обманутый вышел из гроба царевич. Созвал Коструб мертвецов и полетел с мертвецами вслед по царевну.

Прилетел до избы, кричит через окно:

Мертвец, отвори мертвецу! Будем с живым пир пировать!

Зашевелился мертвец: то ногой, то рукой поведет. А потом с лавки как встал и пошел, дверь отворил.

И нашло мертвецов полным-полна изба. Окружили печь, кличут царевну:

У меня нет рубашки и сафьяновых сапожков, принесите мне: там они, на могиле! - говорит мертвецам царевна.

Посылает царевич мертвеца на могилу.

И вернулся мертвец, принес и рубашку, и сапожки.

И опять кличут царевну.

А она им: то, говорит, рукавичек нет, то платка у нее нет, то пояса...

Но мертвецы ей все из могилы достали: все платья, весь жемчуг до последней крупинки.

Кличут царевну:

Вылезай, вылезай - будем пир пировать!

И надела царевна белые платья, жемчуг - вышла.

Вышла царевна. И в кругу мертвецов замерла.

А! Как обрадован мертвый живому!

Я тебе верен за гробом, - целовал царевну мертвый царевич, и с поцелуем живая кровь убывала - теплая кровка текла в его холодные синие жилы.

Третьи петухи пропели - мертвецы разлетелись по темным могилам, там, в могилах, облизывали красные губы.

Не вернулась царевна в свой серебряный терем. Нашли Чучелку утром - белая, как белый снег, без единой кровинки, далеко в чистом поле в мертвецкой избе.

Вьется вьюга и воет, валит и, опрокидывая, руша, сбивает с ног. Разворотила, нелегкая, дубья-колодья, замела дверь, засыпала окна - хоронит серебряный Чучелкин терем.

Холодна зима - белый снег.

А. Пушкин. Вурдалак

Трусоват был Ваня бедный:
Раз он позднею порой,
Весь в поту, от страха бледный,
Чрез кладбище шел домой.

Бедный Ваня еле дышит,
Спотыкаясь, чуть бредет
По могилам; вдруг он слышит, -
Кто-то кость, ворча, грызет.

Ваня стал; шагнуть не может.
"Боже! - думает бедняк. -
Это, верно, кости гложет
Красногубый вурдалак.

Горе! Малый я не сильный;
Съест упырь меня совсем,
Если сам земли могильной
Я с молитвою не съем".

Что же? Вместо вурдалака
(Вы представьте Вани злость!)
В темноте пред ним собака
На могиле гложет кость.

Упыри (вурдалаки) сродни вампирам, злобным покойникам, в которых через сорок дней после смерти вселяется нечистый дух. Древние славяне "клали требы", то есть приносили жертвы упырям еще прежде, чем начали поклоняться громовнику Перуну .

Считается, что упырем становится после смерти человек, рожденный от нечистой силы или испорченный ею (будущего упыря можно узнать по двойным рядам зубов); умерший, через гроб которого перескочил черт в образе черной кошки; заложный покойник (самоубийца, убитый и непохороненный) или колдун .

Ночами упыри встают из могил, обуреваемые желанием сосать кровь спящих людей.

Когда народ подозревает какого-то покойника в таких страшных ночных прогулках, его выкапывают из могилы и, увидев, что он вовсе не похож на мертвеца, а наоборот, свеж и розовощек, будто живой, вбивают ему в сердце осиновый кол, а потом сжигают труп. При этом следует остеречься струи черной крови, которая хлынет из злобного сердца, не то, если хоть капля на кого-то попадет, останутся на теле неизлечимые язвы. Ну а когда разгорится костер, поползут в разные стороны черные жабы, гадюки и черви, и надобно следить, чтобы ни одна из этих нечистей не сбежала, ибо с нею упырь может ускользнуть, чтобы потом возродиться - и вновь вершить свои ужасные дела.

Луна - солнце мертвых. На этом древнейшем веровании основано одно из самых страшных действ, предпринимаемых деревенскими колдунами. Чтобы навести порчу, такой колдун, ближе к полуночи, обязательно при полной луне, отправляется на кладбище, где похоронены заложные покойники: самоубийцы-удавленники и утопленники. За пазухой у колдуна круглое зеркало - медное или серебряное. Оно завернуто в смертный платок (такими платками чародеи для своих злокозненных целей покрывают лица усопших). Сдернув плат, колдун наводит лунное отражение на могилу - и медленно восстает мертвец - упырь или упырица. Неотрывно глядя в зеркало, он следует за своим отражением до того дома, где намечена жертва. В то мгновение, когда колдун наведет зеркало на раскрытое окно или распахнутую дверь, мертвец проникает в жилище - на пагубу его спящим обитателям. Вот почему издревле запирали на ночь все окна и двери.

Но беда и самому колдуну, ежели на пути от кладбища до деревни он споткнется, уронит зеркало у или луну закроет облако, или промелькнет в зеркале хотя бы тень летучей мыши. Разъяренный упырь вернется в могилу, однако в дальнейшем, когда на небе сияет полная луна - солнце мертвых, - мертвец станет навещать оплошавшего чародея, высасывая из него жизненные силы. Оттого круглые зеркала в "смертных платах" решались иметь лишь отъявленные колдуны.

В глухую полночь выходя из могил, где лежат они нетленными трупами, упыри принимают различные образы, летают по воздуху, рыщут на конях по окрестностям, подымают шум и гам и пугают путников или проникают в избы и высасывают кровь сонных людей, которые вслед за тем непременно умирают. Если сложенные накрест руки упыря окоченели и он не в состоянии их развести, то прибегает к помощи зубов. Прогрызая двери, он прежде всего бросается к зыбке, высасывая кровь ребенка, и потом уже нападает на взрослых. Предрассветный крик петуха заставляет упыря мгновенно исчезать или повергает его, окровавленного, наземь - в совершенном бесчувствии.

Родствен упырям зловредный дух умран. По ночам он встает из могилы, проникает в спальню к беременным женщинам и пугает их. Существует поверье: дабы отпугнуть умрана, надо последние три недели перед родами спать при свече.

Е.А. Грушко, Ю.М. Медведев
"Русские легенды и предания"