История дэна купера. Он угнал самолет, получил выкуп и исчез в небесах

July 13th, 2016

Сколько раз мы видели фильмы, в которых хорошие или плохие люди захватывают самолет, забирают из него что нибудь или по какой то другой причине выпрыгивают с парашютом. Красивое преступление - попробуй поймай! Кто бы мог подумать, что такое могло произойти в реальности.

Одному человеку удалось все же совершить идеальный угон пассажирского лайнера. Он сумел не только получить затребованные 200 тысяч долларов, но и незаметно покинуть самолет. Искали его 30 лет, но безуспешно. И вот сегодня пришла новость о том, что дело закрыто, но не в связи с поимкой преступника.

"После одного из самых долгих и тщательных расследований за всю историю нашего (ФБР) существования 8 июля 2016 ФБР перенаправило ресурсы, выделенные на делу угонщика самолета, чтобы сосредоточиться на других следственных задачах", — говорится на сайте бюро.

Давайте узнаем подробности этого преступления и последующего поиска преступника...

Бомба в сумке

24 ноября 1971 года в здание аэропорта Портленда (штат Орегон) вошел невысокий кареглазый брюнет лет сорока с небольшой сумкой на плече. Одет он был скромно и неброско: легкий черный плащ, такого же цвета костюм классического покроя, тщательно отутюженная белая рубашка, узкий галстук с перламутровым зажимом, замшевые ботинки. Отстояв небольшую очередь в кассу, мужчина приобрел за наличные билет на рейс №305 до Сиэтла на имя Дэна Купера. Затем, надев темные очки, уверенно и неторопливо прошел в зал ожидания. Здесь было многолюдно: в канун Дня благодарения сотни американцев стремились к своим родным и друзьям, чтобы вместе встретить национальный праздник. В этой толчее и суматохе никто не обращал внимания на одинокого неприметного пассажира.

В «Боинге-727» Дэну досталось место 18С, в хвосте салона, недалеко от откидного бокового сиденья стюардессы. Лайнер взлетел точно по расписанию, в 14:50, пробил плотный слой облаков и лег на курс. Купер попросил стюардессу Флоренс Шаффнер принести ему бурбон и содовую. Когда та выполнила заказ, он передал ей записку. Хорошенькая девушка, пользующаяся успехом у мужчин, подумала, что очередной ухажер решил пофлиртовать с ней, и спрятала послание в карман. Но пассажир, остановив ее, прошептал:

Все еще надеясь, что это глупый розыгрыш, девушка развернула записку. Большими печатными буквами в ней было написано фломастером: «У меня в портфеле находится бомба, я с удовольствием использую ее, если посчитаю необходимым. Вам нужно присесть рядом со мной. Ваш самолет угнан».

Стюардесса вынуждена была подчиниться. Сев в свободное кресло рядом с Дэном, она попросила показать бомбу. Дэн приоткрыл сумку, и Флоренс увидела восемь красных цилиндров, соединенных проводами с батареей. Закрыв сумку, угонщик продиктовал свои требования: 200 тысяч долларов непомеченными двадцатидолларовыми купюрами, четыре парашюта и дозаправка самолета в Сиэтле. В случае отказа самолет будет взорван вместе с экипажем и пассажирами.

Стюардесса доложила о происшествии командиру экипажа, он связался с руководством авиакомпании, и было принято решение удовлетворить все требования угонщика.

Фоторобот Дэна Купера, составленный ФБР

Отчаянный ночной прыжок

В 17:39 «боинг» совершил посадку в аэропорту Сиэтл-Такома. Купер, опасаясь снайперов, приказал выключить свет в салоне. Затем агент ФБР, переодетый в униформу служащего аэропорта, передал угонщику через заднюю дверь мешок с деньгами и парашютами. Спецслужбы были немало озадачены, зачем Дэну потребовалось четыре парашюта, причем не военных, а спортивных — ведь из салона пассажирского лайнера никто еще не прыгал, — но так и не решили эту загадку.

Убедившись, что все требуемое на месте, угонщик выпустил пассажиров и стюардессу Шаффнер. Экипаж оставался на своих местах. Чиновник федерального управления гражданской авиации попытался было проникнуть на борт, чтобы объяснить Куперу, что его ждет за совершенное преступление, но Дэн отказался от дальнейших переговоров.

В 19:40 дозаправленный самолет взлетел и взял курс на Мехико. После этого Купер изложил экипажу свои новые требования, проявив знание летного дела и аэродинамики. В частности он велел лететь с опущенными на 15 процентов закрылками, выпущенными шасси, со скоростью чуть меньше 90 метров в секунду и не подниматься выше двух тысяч метров.

В 20:13, надев парашют и прикрепив к туловищу мешок с деньгами стропами от другого (остальные два так и остались в салоне), Дэн выпрыгнул из самолета через открытую заднюю дверь. Истребитель ВВС США, следующий за лайнером, момент прыжка не заметил: трудно разглядеть темную фигуру в пелене дождя. Больше о Купере никто не слышал.

ФБР предположило, что преступник покинул борт над юго-восточной частью штата Вашингтон и приземлился вблизи озера Мервин (искусственный водоём). Самолёт в это время был закрыт плотными облаками, и парашютиста военные лётчики, управлявшие истребителями, не заметили.

Боинг 727 благополучно сел в Рено с опущенным задним трапом. Взлётно-посадочную полосу тут же окружили агенты ФБР. Они поднялись на борт и тщательно осмотрели салон, но нашли только 2 из 4-х парашютов. Кейс с бомбой и деньги найдены не были. Местность, где предположительно должен был приземлиться угонщик, тщательно прочесали, но никаких следов приземления парашютиста не обнаружили.

Все люди, общавшиеся с Купером на борту самолёта, были тщательно допрошены. С их слов составили фоторобот, но никто не смог по нему опознать конкретного человека. Весной 1972 года сразу же после оттепели команда агентов ФБР, 200 солдат из Форт-Льюиса и гражданские добровольцы ещё раз досконально прочесали предполагаемую местность приземления воздушного налётчика.

Дно озера Мервин также было тщательно исследовано. Две местные женщины наткнулись на скелет в заброшенном сарае в округе Кларк. Но его идентифицировали как останки девочки-подростка, которую похитили и убили за несколько дней до воздушного инцидента. В конце концов, власти вынуждены были прекратить поиски, так как время шло, а они не давали никаких результатов.

В конце 1971 года ФБР направило номера купюр, выданных Куперу, в банки, казино, ипподромы и другие организации, проводящие крупные денежные операции. Номера разошлись по большинству стран мира, но похищенные купюры так и не были обнаружены. В 1972 году двое мужчин использовали поддельные 20-долларовые купюры с указанными серийными номерами. Двигало ими желание прославиться, выдавая себя за знаменитого воздушного угонщика. Однако эти господа были быстро разоблачены и арестованы полицией за изготовление фальшивых купюр.

Купер погиб?

Что сталось с этим отчаянным воздушным пиратом, сумевшим обвести вокруг пальца и ФБР, и ВВС? Изучив подробнее данные черного ящика и определив координаты самолета во время прыжка угонщика, специалисты решили, что шансов уцелеть у того было немного. Дэн выпрыгнул над юго-восточной частью штата Вашингтон. Он должен был приземлиться в труднодоступном районе, в горах со снежными вершинами, склоны которых покрыты густым лесом. Кроме того, температура за бортом была ниже нуля, а легкий костюм и плащ не могли защитить от холода.

Местность прочесывали поисковые группы спецслужб, полиции, воинские подразделения. Но преступника — ни живого, ни мертвого — не нашли: никаких следов!

Через три недели после угона самолета в газету «Лос-Анджелес таймс» пришло письмо следующего содержания: «Я вовсе не современный Робин Гуд. К несчастью, мне осталось жить лишь 14 месяцев. Угон самолета был для меня самым быстрым и выгодным способом обеспечить последние дни своей жизни. Я ограбил авиакомпанию не потому, что считал такой шаг романтическим или героическим. Ради подобных глупостей я никогда не пошел бы на такой огромный риск. Я не осуждаю людей, которые ненавидят меня за мой поступок, не осуждаю и тех, кто хотел бы видеть меня пойманным и наказанным, тем более что этого никогда не произойдет. Я не сомневался, что меня не поймают. Я уже несколько раз летал на различных маршрутах. Я не собираюсь залегать на дно в каком-нибудь старом, затерянном в лесной глуши городишке. И не подумайте, что я психопат: за всю свою жизнь я не получил даже штрафа за неправильную парковку».

Споры о том, кто написал это письмо, не утихают до сих пор: то ли сам Дэн, то ли кто- то сработал под его марку.


20-долларовые купюры, найденные Брайном Ингрэмом на реке Колумбия

Масла в огонь подлила находка, сделанная в 1980 году отцом и сыном, Гарольдом и Брайаном Ингрэмами. На берегу реки Колумбии, что протекает к северо-западу от Портленда, восьмилетний мальчишка обнаружил россыпь выцветших двадцатидолларовых купюр. Очевидно, их вынесло сюда течением. Всего Ингрэмы собрали шесть тысяч долларов. Эксперты установили, что это — часть денег, выданных угонщику. После этого все сомнения в гибели Купера отпали, а местность наводнили орды кладоискателей, рассчитывающих поживиться остальной суммой выкупа. Но больше ничего не нашли.

Сотрудники ФБР считают, что преступник был очень осторожным и проницательным. Он попросил 4 парашюта, чтобы местные власти подумали, что он заставит заложников прыгать вместе с ним. Преступник выбрал Боинг 727-100, так как он имел задний бортовой трап, а двигатели у него расположены достаточно высоко, чтобы осуществить прыжок без риска получить ожоги от реактивных выхлопов.

В то же время специалисты отметили, что Купер не имел профессиональных навыков прыжков с парашютом. Опытный парашютист не стал бы прыгать ночью при сильном ветре и температуре за бортом -57 градусов по Цельсию в пальто и мокасинах. Это было бы слишком рискованно. Угонщик даже не потребовал, чтобы ему принесли шлем. Он взял с собой рабочий и запасной парашюты, но второй был учебным, то есть зашитым. Опытный профессионал просто не мог не проверить состояние парашютов перед прыжком.

ФБР категорически утверждало и утверждает, что Дэн Купер не мог выжить с самого начала. Прыгать в горной местности без карты, без необходимого оборудования, при ужасных погодных условиях, означает изначально обречь себя на смерть.


Нет, выжил!

Так считает Лайл Кристиансен. Он полагает, что под псевдонимом «Купер» скрылся его брат Кеннет. В армии тот был десантником, а значит, умел прыгать с парашютом и обращаться со взрывчаткой. И жил он как раз в той местности, куда прыгнул Дэн Купер, и хорошо знал ее.

В 1972 году неожиданно купил себе дом за 25 тыс. долларов, потом еще участок. Он любил вечером выпить стакан бурбона и курил сигареты Raleigh. Он работал стюардом в той самой компании, которую ограбил Дэн. И между прочим, его любимым спиртным напитком был бурбон. Перед смертью брат намекнул Лайлу о каком-то темном пятне в своем прошлом. А потом Лайл увидел по телевизору передачу о преступлении Купера и в показанном фотороботе угонщика узнал черты брата. Он написал о своем открытии в ФБР и даже рассказал, почему террорист потребовал выкуп двадцатидолларовыми купюрами. Оказывается, во времена Великой депрессии отец Кеннета и Лайла взял своих малышей на ярмарку и там, участвуя в боксерском поединке, выиграл 100 долларов, причем выигрыш ему выдали именно двадцатками. Это событие братья запомнили на всю жизнь. Однако в ФБР версию Кристиансена напрочь отвергли.

В 1994 году, умирая от рака, он сказал своему родному брату Лайлу: "Существует одна вещь, которую я хотел бы тебе рассказать, но, к сожалению не могу этого сделать". В последствии Лайл стал утверждать, что его брат очень похож на фоторобот, составленный в 1971 году. Однако ФБР чрезвычайно скептически отнеслось к подобным утверждением. Его сотрудники заявили, что Кристиансен мало похож на угонщика самолёта и не может рассматриваться в качестве подозреваемого.

Есть версия, почему воздушный пират выбрал псевдоним Дэн Купер. Так звали популярного героя бельгийских комиксов, летчика-испытателя ВВС Канады, который участвовал во многих приключениях и совершил невероятное количество подвигов. Эти комиксы никогда не переводились на английский язык, и у граждан США познакомиться с ними не было возможности. Но зато эти книжонки продавались в Канаде. А что, если легендарный угонщик был канадцем?

Версий много, но тайна Дэна Купера не разгадана до сих пор. Однако его имя увековечено в истории авиации. После этого происшествия самолеты «Боинг-727» стали снабжаться устройством, препятствующим открытию выхода в хвостовой части воздушного судна, когда оно находится в полете. Это устройство названо «лопаткой Купера».


В 2011 году ФБР получило в свое распоряжение улику, которая, как ожидается, позволит добиться существенного прогресса в расследовании знаменитого угона самолета Boeing 727 в 1971 году, сообщает The Seattle Times.

По словам представителя ФБР Айн Сандало Дитрих (Ayn Sandalo Deitrich), следствие получило от правоохранительных органов наводку на человека, обладающего важными сведениями о преступлении, совершенном мужчиной по имени Дэн Б. Купер. Информатор передал в распоряжение ФБР некий предмет, имеющий отношение к преступлению; он направлен в лабораторию на исследование. Следователи надеялись сличить отпечатки, которые Купер мог оставить на предмете, с образцами, обнаруженными в самолете.

По словам Дитрих, находка являлась наиболее многообещающим следом за все время поисков угонщика самолета. В то же время она тогда еще отметила, что говорить о близком раскрытии преступления пока нельзя.

И вот сегодня ФБР на своем сайте официально объявило об окончании расследования. "После одного из самых долгих и тщательных расследований за всю историю нашего (ФБР) существования 8 июля 2016 ФБР перенаправило ресурсы, выделенные на дело Дэна Купера, чтобы сосредоточиться на других следственных задачах", — говорится на сайте бюро.

В заявлении отмечается, что в ФБР получило от граждан "огромное количество информации", однако установить личность преступника так и не удалось.

источники

Мужчина в костюме занял свое место на борту «Боинга-727», заказал бурбон и содовую. Казалось бы, ничего примечательного в этом не было, но именно так начался единственный в истории коммерческой авиации США нераскрытый случай угона самолета. Обычно авиапират быстро попадает в тюрьму или на тот свет, однако почти полвека назад неизвестный просто выпрыгнул из летящего самолета с деньгами и исчез. Прошло 47 лет, дело официально сдано в архив, но есть энтузиасты, которые считают, что расшифровали секретные послания, наконец-то докопались до правды и установили личность загадочного угонщика. изучила невероятную историю, к которой могли приложить руку американские спецслужбы.

Обычный спокойный пассажир

Около полудня 24 ноября 1971 года ничем не выделяющийся мужчина подошел к стойке авиакомпании Northwest Airlines в аэропорту Портленда в штате Орегон. За наличные деньги он купил билет на имя Дэна Купера на рейс номер 305, направляющийся в Сиэтл (штат Вашингтон). В тот раз самолет был заполнен примерно на треть: шесть членов экипажа плюс 37 пассажиров. Полет должен был занять около получаса.

Поднявшись на борт, Купер занял свое место - 18С, в конце самолета. Это был тихий мужчина в деловом костюме, белой рубашке и черном галстуке, ростом около 180 сантиметров, на вид около 45 лет - вполне типичный бизнесмен. В ожидании полета он заказал себе выпить и вроде даже закурил, а буквально через десять минут после того, как самолет оторвался от земли, передал сидевшей неподалеку бортпроводнице клочок бумаги. Та решила, что это номер телефона одинокого предпринимателя, а потому убрала ее не читая. Однако тот вновь привлек ее внимание: «Мисс, вам лучше взглянуть на записку. У меня бомба».

Купер вынудил шокированную стюардессу сесть рядом, а затем приоткрыл свой портфель. В нем она увидела провода и красные блоки и убедилась: «бизнесмен» не шутит. Через нее он передал свои требования капитану самолета. Список был короткий: четыре парашюта и 200 тысяч долларов. Впрочем, он уточнил : парашюты должны быть не военными, а гражданскими, без автоматического раскрытия, а деньги - 20-долларовые купюры без отметок. А еще авиакомпания должна дозаправить самолет по прилете.

По тем временам сумма в 200 тысяч была огромной: автомобиль продавался в среднем за 3,5 тысячи, а галлон бензина стоил 36 центов. С учетом инфляции запрошенный выкуп в 2018 году составил бы немногим более 1,2 миллиона долларов. На требования Купера согласились, экипажу посоветовали выполнять все приказы злоумышленника. Кстати, бортпроводницы описывали мужчину, сразу же надевшего солнечные очки, как спокойного, вежливого и начитанного, в отличие от захватчиков «отвезите-меня-на-Кубу». По их словам, он легко узнавал местность, над которой пролетал самолет.

Купер хотел, чтобы все запрошенное уже ждало его на аэродроме, поэтому пассажирам объявили, что придется некоторое время кружить над аэропортом «из-за технической неисправности». Купюры собирали по всем банкам Сиэтла, и «Боинг» приземлился лишь через пару часов.

После приземления самолет встал на отдаленной, но освещенной части полотна. Свет внутри приглушили, шторки на окнах опустили, опасаясь снайперов. Деньги и парашюты Куперу принес сотрудник авиакомпании, и после их проверки пассажиры и две бортпроводницы были отпущены. Оставшимся террорист не давал расслабиться: с обещанной дозаправкой затянули из-за поломки, и он тут же напомнил о бомбе.

Оставшись с командиром, вторым пилотом, бортинженером и стюардессой, Купер выдвинул требования для нового полета: он хотел добраться до Мехико. Однако сделать это нужно было не как обычно, а при определенных условиях. Так, лететь следовало как можно медленнее и ниже - максимум на высоте в три тысячи метров, хотя стандартно полеты на длинные дистанции проходят примерно на 10-11 тысячах. Также он потребовал не убирать шасси, опустить закрылки на 15 градусов, и чтобы кабина не находилась под давлением. Задний трап самолета (а у «Боинга-727» он располагается под хвостом) должен был быть опущен. От последнего условия угонщика вынудили отказаться: слишком рискованным был бы взлет. Поскольку при выполнении остальных требований топлива до Мехико не хватило бы, Купер согласился сделать еще одну дозаправку в городе Рино, штат Невада.

Самолет взлетел почти в восемь вечера. Его сопровождали два военных истребителя, причем летели они над и под «Боингом»: так их было невозможно заметить из салона. После взлета Купер приказал единственной оставшейся с ним стюардессе запереться в кабине с пилотами, а затем самостоятельно опустил задний трап. К тому времени уже стемнело, лил дождь. Минут десять ничего не происходило, затем задняя часть самолета дернулась, и экипажу пришлось стабилизировать воздушное судно. Через два часа борт приземлится в Рино, его обыщут полицейские, но ни Купера, ни денег там уже, конечно, не будет.

Угонщик Шредингера

В современном мире подобная ситуация кажется абсурдом: ну как человек без документов мог купить билет на самолет, да еще и пронести бомбу в портфеле? Однако в начале 1970-х аэропорты не слишком отличались от нынешних автобусных станций: не было ни пристально следящих за всем служащих транспортной безопасности, ни вынюхивающих взрывчатку собак, ни даже рамок на входе. Постепенно охрану усиливали, но зайти внутрь мог кто угодно: к примеру, люди, пытающиеся стрельнуть у пассажиров мелочь. А сообщения о захвате самолета в той или иной стране появлялись почти ежемесячно.

Благодаря этому Дэну Куперу и удалось провернуть свой план. Кстати, в историю из-за ошибки СМИ он вошел под именем Ди Би Купер (D.B. Cooper). Оба эти имени, впрочем, оказались фальшивыми. Считается, что имя могло быть взято из комикса про канадского военного летчика.

Как бы ни звали угонщика, сразу после произошедшего на него началась настоящая охота. Ее масштабы поражали: целые районы прочесывались как с земли, так и с воздуха, проверялись все дома и квартиры, агенты даже имитировали полет самолета и скинули с него 90-килограммовый груз, изображавший преступника. Предполагаемым местом приземления преступника были окрестности озера Мервин в штате Вашингтон, однако никаких следов его присутствия там не обнаружили.

После себя мужчина оставил в самолете лишь неиспользованные парашюты, галстук с зажимом и 66 отпечатков пальцев. Однако, как выяснится через много лет, практически все они были непригодны для опознания. Впрочем, с зажима затем получат образцы ДНК, но они не совпадут ни с одним из подозреваемых. В ФБР позднее поясняли , что частички могли вообще не принадлежать угонщику: он мог одолжить галстук у кого-то или купить подержанный.

Зацепкой были и приходившие в первое время письма, якобы отправленные угонщиком в разные газеты. В них неизвестный писал, что Дэн Купер - вымышленное имя, что он жив и смог победить систему и «глупое правительство».

«Я должен был как-то применить то, чему меня научил дядя [Сэм], и вот он я - очень богатый человек», - говорилось в одном послании. Однако выяснить ничего не удалось. Отмечали и еще один момент: на фотороботах был темноволосый и темноглазый мужчина среднего возраста, а некоторые очевидцы говорили о неестественных волосах - то есть парике и даже макияже.

Первоначально спецслужбы считали, что таинственный Купер имел опыт прыжков с парашютом или был десантником. На этом строился и список подозреваемых. «Через несколько лет мы пришли к выводу, что это не так. Ни один опытный парашютист не прыгнул бы в темную-темную ночь с дождем и ветром, который бьет в лицо со скоростью 320 километров в час, в мокасинах и пальто. Это было слишком рискованно», - рассказывал агент Ларри Карр, отвечавший за это дело с 2006-го по 2016 год.

В результате в ФБР начали склоняться к версии, что угонщик не выжил при прыжке и либо разбился, либо утонул: парашютом практически невозможно было управлять, а одежда была неподходящей для грубой посадки, особенно в лесистой местности. Эта теория получила косвенное подтверждение через девять лет. В 1980 году ребенок нашел на берегу реки Колумбия пакет с полусгнившими 20-долларовыми купюрами (всего 5,8 тысячи). Следствие по серийным номерам банкнот подтвердило: это часть суммы, затребованной Купером. Остальные деньги до сих пор не обнаружены.

Пересматривая тут кинофильм «Побег из тюрьмы» (рекомендую всем, но американский оригинал), я обратил внимание на одного из героев, к которому все другие герои картины относились с уважением, обращаясь к нему только Д.Б. Купер. И это не просто киношный трюк. Многократно я и сам читал про то, что именно его в США почитают за одного из самых легендарных авантюристов, чья судьба окутана тайной и легендами. А вы про него слышали? Я думаю, что мало кто из вас знает про него. А судьба у него, действительно, примечательная.

Итак, началом можно считать 24.11.1971, когда из аэропорта города Портленд, штат Орегон США некто по имени Дэн Купер отправился в Сиэтл, что в штате Вашингтон, по билету за 20 баксов на самолете авиакомпании Northwest Airlines. Это был среднестатистический лысеющий мужчина примерно 40 лет. Путь между этими точками полета непродолжительный, минут 40, не более. Около трех часов самолет взлетел, а через десять минут этот самый Купер заказал себе стакан виски. Стюардесса по имени Флоренс Шаффнер выполнила просьбу и принесла бурбон, а мужчина передал ей записку и настоял на её немедленном прочтении. Молодая женщина пробежала глазами текс, написанный прописью и сообщавший, что это ограбление, в портфеле у него бомба, он её может взорвать, а ей следует занять место по соседству с ним.

Стюардесса не сопротивлялась и села по соседству. Этот якобы Купер открыл небольшой чемоданчик, чтобы девушка удостоверилась в реальности взрывного устройства. Далее он передал стюардессе свои требования: 200 000$, причем только купюрами номиналом по 20 долларов, четыре парашюта, включая два запасных, плюс быстро дозаправить лайнер, без ухищрений со стороны полиции и службы безопасности аэропорта в Сиэтле. Бортпроводница сообщила этот список капитану самолета, которому с земли приказали требования угонщика выполнять. Успокоив пассажиров о технических причинах задержки на посадке, после того как было получено сообщение с земли, что все требования Купера выполнены, самолет спокойно сел в аэропорту Сиэтла.

Купер перешел в кабину самолета, в которой по его просьбе потушили свет, чтобы его не было видно снаружи, а он наоборот, все там видел очень хорошо. И вот принесли деньги и парашюты. Купюры были не меченные, но номера зафиксированы полицией на пленку. Парашюты армейской модификации Купер попросил заменить на гражданские. После проверки денег, с разрешения Купера всех остальных пассажиров, 36 человек плюс 2 бортпроводницы, выпустили из самолёта. Они, кстати, и не догадывались о предыдущем захвате лайнера.

В самолете осталась только минимально необходимая команда: командир Уильям Скотт, второй пилот Уильям Ратайчак, бортинженер Х.Э. Андерсен и стюардесса Тина Маклоу. Им Купер поведал, как и куда они полетят далее, а именно: южнее Мехико, на высоте не превышающую 3000 метров и скорости не больше 190 кмч, для чего он приказал оставить выпущенными шасси и закрылки под углом 15 градусов. К этому он добавил, что у него имеется альтиметр, чтобы следить за высотой полета, к тому же кабина была разгерметизирована для подстраховки от ошибок или искушения набрать дополнительную высоту. Но 2ой пилот высказал сомнения по поводу того, что эта модель Боинга может долететь до Мехико, в принципе, тем болев таком режиме полета. На что Купер им ответил, что в Рино, штат Невада, они дозаправятся, а туда они безусловно добирались без проблем.

Далее Купер закал ужин себе и команде, а все попытки переговорщиков вывести его на диалог пресек на корню. Руководство аэропорта пыталось оттянуть время вылета, ссылаясь на те или иные причины, но Купер оставался спокоен. Так что через пару часов самолет все-таки опять взлетел, полностью заправленный и подготовленный к полету. Это случилось в 7:40 вечера. Естественно, что с ближайшей базы ВВС США взлетели два истребителя сопровождения Convair F-106 Delta Dart и еще подержанный тренировочный самолет Lockheed T-33 Shooting Star Национальной гвардии, у которого быстро закончилось горючие и он повернул обратно.

Через 10 минут после взлета Купер попросил стюардессу перейти к пилотам в кабину, закрыть дверь и ни при каких обстоятельствах не выходить в салон до приземления в аэропорту Рино, или до его дополнительных указаний. По пути к экипажу, бортпроводница оглянулась и увидела, что Купер что-то привязывает на себя в области живота. А еще через 10 минут задний трап был открыт, экипаж это отследил по бортовой сигнализации, потом самолет немного качнуло, далее полет проходил спокойно вплоть до посадки через 2 часа в Рино. После приземления командир экипажа спросил у Купера, что им делать дальше, но ответа не последовало. Оказалось, что самолет пуст, а трап так и оставался открытым. Пилоты истребителей сопровождения ничего не заметили, так как это была не их задача, да и погода была не совсем летная. На этом вся информация о Купере и его загадочном исчезновении из самолета заканчивается.

Естественно, полиция и федералы неистовствовали в попытках найти Купера и 200 тысяч долларов. Ну, вы, наверное, уже и сами догадались, что все поиски не принесли решительно никаких результатов. В самолете ничего не нашли, кроме отпечатков пальцев, не значившихся в картотеке правоохранительных органов и силовиков. Правда, зачем-то Купер сам оставил несколько улик: галстук и сигаретные окурки, но и они помогли не сильно. Последующий эксперимент с выбросом соразмерного весу Купера груза с парашютом примерно в месте его катапультирования тоже ничего не дал: место приземления было отдаленным от населенных пунктов и довольно сложным для выживания. Никаких находок сделано не было. Газеты истерично кричали о похищении века. А интервью со стюардессами и пилотами самолета только добавляли запутанности во всю эту историю, так как преступник не был типичным, а наоборот, совсем другим по характеру: абсолютно спокоен, рассудителен, корректен в общении и отлично подготовлен. Новая звезда Америки.
Далее масло в огонь подлило письмо, полученное редакцией газеты «Лос-Анджелес таймс» якобы от Купера, хотя многие эксперты по этому вопросу решили, что оно не настоящее. В нем Купер попросил не думать про него, что он какой-нибудь благородный вор, типа, современный Робин Гуд. Просто жить ему оставалось на тот момент чуть более года, и спланированный захват самолета в кратчайший срок давал ему все необходимое, чтобы прожить остаток жизни, как он хотел. Вдобавок его поступок далек от героизма или романтизма, так как он был уверен, что его не поймают. Напоследок он всех уверил, что он психически уравновешенный человек.
Все спецслужбы стояли на ушах и сам Дж.Эй Гувер скрежетал от злости зубами. За информацию о Купере объявили награду, но тщетно. В итоге дело пришлось закрыть, а легендарного не пойманного преступника объявили погибшим при падении.
И вдруг в 1980 году один 8летний малец по имени Брайн Ингрем нашел на берегу реки Колумбия 290 существенно потрепанных двадцаток, а по номерам выяснили, что они были из того мешка, с которым исчез Купер тогда из самолета. Это была бомба, и куперовская тема опять закрутилась с полной силой. Были изучены ближайшие реки, водохранилища вдоль и поперек. Но больше следов того дела не проявилось, для многих же это было еще одним подтверждением, что Купер погиб тогда. Но с деньгами Ингремов было что-то явно не так. Кстати, 15 банкнот они в 2008 году продали с аукциона за 37 тысяч баксов.

История эта тогда продолжалась еще долго. 17 подобных ограблений было совершенно только за 2 ближайших года. Они случаются и сейчас. Конечно, не обошлось без книг, теорий и даже есть список вероятных Куперов Д.Б. Кстати, Д.Б. Купером его зовут по ошибке одно из журналистов, а изначально он был Дэн Купер, хотя и это имя скорее всего вымышленное, и происходит от героя малоизвестного европейского комикса про парашютиста. В итоге, про Купера так ничего и неизвестно: возраст, как его реально зовут, его дальнейшая судьба.

И сейчас спустя столько лет уже трудно разобраться, что по чём в этой истории, но порассуждать на тему забавно.

По моему мнению, Купер, конечно, выжил тогда, так как был очень хорошо готов к этой акции: ясно, что он был дока и в самолетах, и в парашютах, и в действиях служб безопасности, даже в деньгах. Выбор местности, где он выпрыгнул из самолета, и сумма потребованных им денег, тоже вряд ли произвольные.
Но всё так и осталось невыясненным. Хотя этот Купер, возможно, даже хотел, чтобы его нашли, так как он оставил много зацепок на него, но очень выборочно: окурки оставил, а записку о возможном взрыве забрал. Оставил только чужие отпечатки пальцев, и зачем ему было на два парашюта больше, тоже как-то не складывается. А потом эта тема с деньгами, найденными тем мальчиком, скорее всего тоже прямое доказательство, что он не умер еще тогда, хотя изначально писал про 14 месяцев, оставшихся у него.

В итоге, загадка не раскрытая до сих пор…

Человек, известный как Дэн Купер, был, конечно, преступником. Но у публики содеянное им вызвало, скорее, восхищение. В конце концов, в затеянной им смертельной игре никто не пострадал, а сам он переиграл государственную систему, получив приз 200 тысяч баксов. Проблема в том, что до сих пор непонятно - кто же это такой?

Загадочная история Дэна Купера

Получивший выкуп преступник остался не найденным

Канун Дня благодарения не сулил никаких неприятностей экипажу «Боинга 727-51», совершавшего рейс из Портленда в Сиэтл. Из 36 прибывших на борт пассажиров мужчина высокого роста и в тёмном костюме с галстуком был бы, наверное, одной из самых непримечательных личностей, если бы не странные для холодного дня тёмные очки. Заняв в самом конце салона кресло 18С, он пристроил на коленях чемоданчик и заказал бурбон с содовой. Через восемь минут после взлёта 23-летняя стюардесса Флоренс Шаффнер подала ему выпивку. Пассажир, в свою очередь, сунул ей в руку конверт с посланием.
Решив, что парень назначает ей свидание, стюардесса засунула записку в карманчик жакета, но мужчина наклонился к ней поближе и шепнул:
«Мисс, вам лучше взглянуть на записку. У меня бомба». Аналогичным было и содержание записки. Так в 14:58 в среду, 24 ноября 1971 года, завязалась эта история.

«У меня бомба»

Экипаж состоял из командира - 51-летнего Уильяма Скотта, его тёзки - второго пилота Билла Ратазака, бортинженера Гарольда Андерсона и трёх стюардесс - Элис Хэнкок, Тины Муклоу и уже упоминавшейся Флоренс Шаффнер.
Требования угонщика были таковы: выкуп в размере 200 тысяч долларов в 20-долларовых непомеченных купюрах и два парашютных комплекта. Билет, закреплённый за креслом 18С, был выписан на имя Д.Б. Купера. В дальнейшем в ходе переговоров преступник представился Дэном Купером. Это имя было позаимствовано у героя комикса - смешного, но храброго военного пилота.
Связавшись с землёй, капитан сообщил о происходящем. Затем отправил мисс Шаффнер продолжить переговоры. В доказательство серьёзности своих намерений угонщик на секунду приоткрыл чемоданчик, так что стюардесса успела увидеть провода, большую батарею и красные цилиндры. Также он выдвинул новое требование: не приземляться, пока деньги и парашюты не будут подготовлены.
В Сиэтле самолёт совершил посадку в 17:39 на удалённой полосе, причём экипаж сразу выключил свет в самолёте: преступник боялся попасть в прицел снайперов. Через дверь в хвостовой части самолёта сотрудник полиции занёс деньги и четыре парашютных комплекта. То, что преступник затребовал теперь четыре парашюта вместо двух, полицейских заинтриговало.
Купер отпустил пассажиров и двух стюардесс, так что, считая двух пилотов, бортинженера и стюардессу Тину Муклоу, теперь у него оставалось именно четыре заложника. Угонщик потребовал произвести дозаправку. Когда процесс затянулся, он сильно занервничал и чуть не пристрелил сунувшегося к нему переговорщика, вздумавшего читать статьи кодекса, перечислявшие виды наказания за воздушное пиратство.
После угрозы взрыва самолёт благополучно заправили, и Купер заявил, что намерен лететь в Мехико. Тогда-то агенты ФБР и выстроили наиболее вероятные сценарии его действий. Рассчитывать получить убежище в Мексике и зажить счастливо с кучей денег было нереально. Да и расстояние от Сиэтла до Мехико было слишком значительным, так что на пути всё равно требовалось сделать дозаправку. О том, что преступник - человек адекватный, свидетельствовала рациональность его действий. Значит, одно из двух: либо он собирался выбросить членов экипажа с парашютами и самостоятельно посадить самолёт в глухой местности, либо хотел парашютироваться сам, а четыре комплекта запросил для отвлечения внимания. В обоих случаях допускалась вероятность, что один из членов экипажа состоит с Купером в сговоре, хотя функции такого сообщника выглядели неясными.

Прыжок в никуда

Преступник тщательно проверил парашюты и пересчитал деньги, убедившись, что полиция не поставила на них никаких меток. Впрочем, номера купюр, разумеется, были переписаны. Наконец, в 19:40 Купер приказал поднять самолёт в воздух, а уже во время взлёта отослал сидевшую рядом с ним Тину Муклоу в кабину пилотов, где ей и следовало остаться.
Примерно через полчаса на пульте управления замигала лампочка, сигнализирующая о том, что Купер пытается открыть дверь в хвосте самолёта. О том, что попытка удалась, стало ясно по изменившемуся в кабине давлению. Когда стюардесса и один из пилотов появились в салоне, преступника там уже не было, а через открытую дверь врывались потоки воздуха.
«Боинг» сопровождали истребители ВВС США, но угонщик рассчитывал, что они не станут стрелять по одинокому парашютисту: ведь пилоты попросту не могли знать, имеют ли они дело с преступником или с заложником. Впрочем, парашютиста они вообще не заметили.
Конечно, так просто спускать преступнику его трюк никто не собирался. Произведя расчёты, полиция пришла к выводу, что прыжок был совершён в 20:13, когда самолёт находился над юго-западной частью штата Вашингтон. Соответственно, приземлиться Купер должен был в 48 километрах севернее Портленда. Местность прочесали с максимальной тщательностью. Но ничего не нашли, да в общем-то найти и не имели шансов.
Угнанный «боинг» сел только через два часа после того, как Купер из него выпрыгнул. Пока агенты ФБР и полиция осматривали салон, пока производили расчёты… Купер же, надо полагать, продумывал пути отхода и, скорее всего, припрятал вблизи места своего вероятного приземления какое-нибудь транспортное средство.
Правда, по мнению авиационных специалистов, шансы уцелеть при прыжке в тех погодных условиях не превышали 50%. Однако в случае гибели поисковики, вероятно, нашли бы останки преступника и его добычи. Но найти не удалось ничего: ни труп, ни портфель с бомбой, ни чемодан с деньгами, ни два парашюта из четырёх, которые исчезли из салона.
С помощью многочисленных свидетелей был составлен фоторобот преступника, растиражированный по всей Америке. Через три недели после угона, когда информационная шумиха находилась на пике, в редакцию газеты «Лос-Анджелес Таймс» пришло письмо, подписанное Д.Б. Купером: «Я вовсе не современный Робин Гуд. К несчастью, мне осталось жить лишь 14 месяцев. Угон самолёта был для меня самым быстрым и выгодным способом обеспечить последние дни своей жизни». Далее преступник заверял, что его никогда не поймают, что он не собирается залегать на дно в какой-нибудь глуши и что за свою жизнь он не получил даже штрафа за неправильную парковку. Естественно, насчёт авторства письма были большие сомнения. Но ни подтвердить, ни опровергнуть его никому не удалось.

История без финала

Исходя из продемонстрированной преступником осведомлённости в устройстве самолёта, эксперты предположили, что в своё время он либо работал на фирму «Боинг», либо принимал участие в создании лайнера как сотрудник одной из фирм-подрядчиков.
Параллельно отрабатывалась и версия насчёт службы преступника в ВВС или парашютно-десантных войсках. Так в качестве кандидата появился пропавший в 1965 году житель Калифорнии Роберт Рэкстро, служивший в гражданской авиации и имевший проблемы с полицией, арестовывавшей его по подозрению в мошенничестве и хранении взрывчатки.
В качестве другого кандидата рассматривался пропавший за два года до инцидента менеджер продуктового магазина Дик Лепси, занимавшийся прыжками с парашютом во время службы в армии и внешне очень похожий на парня с фоторобота. Обе версии продолжения не имели.
Интерес к персоне и судьбе угонщика вспыхнул с новой силой в 1980 году, когда фермеры отец и сын Ингрэмы нашли на берегу реки Колумбия-ривер к северо-западу от Портленда пачку выцветших 20-долларовых купюр, номера которых совпадали с купюрами из полученного Купером выкупа. Были организованы новые поиски, денег нашли ещё на 4 тысячи долларов, но никаких других следов не обнаружили.
Остался ли Купер в живых, и если остался, то как он провёл последние месяцы или годы своей жизни? Ответов на эти вопросы нет. В 2016 году дело об угоне самолёта официально закрыли, хотя для авторов кинобоевиков и детективщиков оно по-прежнему служит источником вдохновения.
Кстати, после истории с угоном все самолёты «Боинг-727» оснастили устройством, которое, отклоняясь во время полёта под действием набегающего потока воздуха, препятствует открытию хвостовой двери. Это устройство получило название «лопатка Купера».

Один из наиболее таинственных американских преступников. Захватив самолет, получил выкуп в размере 200 тысяч долларов наличными и за одну ночь стал человеком-легендой!

Террористы - угонщики самолетов - объект постоянной головной боли правительств цивилизованных государств и причина страха экипажей авиалайнеров и их пассажиров. Каким же образом неизвестный американец сумел захватить самолет, получить за него выкуп и исчезнуть, оставшись легендарным героем в памяти людей?

Обожаемый миллионами людей, которые по сей день продолжают восхвалять его, Купер тем не менее угрожал жизни 150 пассажиров, если власти не явятся к нему с деньгами.

Но отчаянная смелость преступника и тот факт, что в конце концов никто при этом не пострадал, привлекли внимание всей Америки и превратили таинственного авантюриста в современного Робин Гуда.

Действительно, это было фантастическое по замыслу преступление. И по сей день, через двадцать с лишним лет, никто так и не знает, что же произошло с преступником. Погиб ли он после своего отчаянного прыжка в ночь? Умер ли от неизлечимой болезни? Или до сих пор жив и пользуется своей преступной добычей?

Никто не знает, как закончилась эта необычная история, но очень многие знают, как она начиналась 24 ноября 1971 года в аэропорту Портленда, штат Орегон.

Сотни пассажиров толпились у выходов на посадку, стремясь поскорее попасть домой или к друзьям, чтобы вместе отметить национальный праздник Америки. И ни один из них не обратил внимания на спокойного невысокого парня с сумкой. Среди толкотни и праздничной суеты он держался подчеркнуто невозмутимо, спрятав глаза за стеклами темных очков. Наконец пассажиры рейса на Сиэтл прошли на посадку.

Д.Б. Купер - это имя человек назвал, покупая билет,- встал с кресла в зале ожидания и направился к ожидавшему пассажиров "Боингу-727". Единственным багажом, который он взял с собой, была все та же сумка. Войдя в самолет, Купер сел так, что кресло стюардессы, которое она занимает при взлете и посадке, оказалось напротив.

В следующие двадцать пять минут, пока самолет пробивался сквозь облака к Сиэтлу, он продолжал изображать обычного пассажира. А потом, примерно на середине 400-мильного маршрута, нажал кнопку над своим креслом и вызвал стюардессу.

Тина Маклоу, услышав сигнал, решила, что пассажиру захотелось пить или ему понадобилось одеяло. К ее ужасу, мужчина вручил ей короткую, но не оставляющую сомнений записку: "У меня с собой бомба. Если я не получу 200 тысяч долларов, разнесу всех на куски".

Ошеломленная Маклоу раз за разом перечитывала записку. Не отрывая от девушки взгляда, Купер приоткрыл сумку как раз настолько, чтобы она убедилась: это не дурная шутка и не блеф. Девушка отчетливо увидела внутри сумки прямоугольные плитки динамита, провода и детонатор. Потом мужчина закрыл сумку и проводил взглядом стюардессу, которая старалась ничем не выдать себя. Как только Маклоу передала угрожающее послание потрясенному экипажу, пилот туг же связался с наземным контролем в Сиэтле и сообщил о происшествии на борту. Уже через несколько минут группа лучших агентов ФБР, полицейские снайперы и даже несколько подразделений национальной гвардии заняли аэропорт. Власти были уверены, что предстоит долгая ночь переговоров.

Всем участникам событий, включая Купера, оставалось лишь одно - ждать. В ближайшие тридцать пять минут самолет должен был совершить посадку в Сиэтле.

Когда на подходе к Сиэтлу самолет начал снижаться, командир сделал краткое сообщение для пассажиров. Он предупредил, что высадка будет несколько задержана. Причину объяснять не стал. И пассажиры восприняли новость с беспокойством.

Пока соседи Купера по салону сердито рассуждали о сорванных деловых встречах и несостоявшихся праздничных обедах, он встал с кресла и, прижимая к груди сумку, прошел к кабине экипажа, где находились командир и два его помощника.

"А сейчас, джентльмены,- спокойно сказал он,- попрошу сидеть спокойно и не оглядываться". Следующие двадцать пять минут шли оживленные переговоры по радио. Купер объяснил сначала тем, кто находился на башне контроля за полетами, а потом старшему полицейскому офицеру, что его требования таковы: 200 тысяч долларов в подержанных купюрах и четыре парашюта в обмен на освобождение всех заложников.

Власти поняли, что выхода нет. Они не имели права рисковать жизнью ни в чем не повинных людей, которые могли погибнуть от взрыва при захвате самолета спецгруппой.

К захваченному лайнеру направились два агента ФБР. Переодетые в форму работников аэродромного обслуживания, они вкатили на борт самолета тележку, на которой красовался мешок с пломбой. Раскрыв его, Купер заликовал: внутри лежали деньги и парашюты.

Угонщик сдержал слово и позволил всем пассажирам покинуть самолет. Невероятно, но факт: только оказавшись в главном зале ожидания аэропорта, встреченные толпой репортеров пассажиры узнали, что были заложниками при захвате самолета преступником.

Пока освобожденные пассажиры, узнав ошеломляющую новость, приходили в себя сначала от; удивления, а потом и от шока, Купер готовился приступить к осуществлению второго этапа своего тщательно продуманного плана.

Экипаж лайнера под угрозой взрыва бомбы оставался на своих местах. Купер потребовал, чтобы самолет дозаправили и выдали летчикам все необходимые данные для полета в Мексику.

Во время переговоров с наземными службами аэропорта и пилотами Купер проявил такое знание деталей воздушного сообщения и технических возможностей самолета, что представители власти поняли, что имеют дело с хорошо подготовленным, умным и расчетливым преступником.

Как только его требования были выполнены, Купер приказал капитану Биллу Скотту поднять самолет в ночное небо. К хвосту "боинга" сразу же пристроился реактивный истребитель ВВС США. Но угонщик, человек осторожный и сообразительный, судя по его поведению, заранее просчитал все варианты действий властей.

Вскоре после того как самолет набрал высоту, Купер приказал капитану Скотту взять курс на юг. При этом он проявил отличное знание не только летного дела, но и сложных вопросов аэродинамики. "Летите с опущенными на пятнадцать процентов закрылками, - сказал Купер.- Шасси пусть остаются выпущенными. Скорость - чуть меньше девяноста метров в секунду. Откройте заднюю дверь и не поднимайтесь выше двух тысяч метров".

Капитан Скотт, пораженный столь точными инструкциями (ему тоже стало ясно, что угонщик - не обычный преступник), быстро просчитал ситуацию и сообщил Куперу, что при таком режиме полета у них может скоро кончиться горючее. Купер спокойно ответил, что капитан может приземлиться в Рино, штат Невада.

Выходя из кабины пилотов, угонщик приказал экипажу замкнуть стальную дверь, отделяющую кабину от остальной части "боинга", до самого конца полета и привести в действие систему, открывающую заднюю дверь самолета, как только он выйдет из кабины. Капитан подчинился, и салон "боинга" в мгновение ока заполнил поток холодного разреженного воздуха.

Следующие четыре часа Скотт и его товарищи летели навстречу неизвестности, в точности выполняя данные Купером инструкции. И лишь после того как они благополучно приземлились в Рино, выяснилось, что их единственный пассажир буквально растаял в ночи.

Позже тщательное изучение показаний приборов "черного ящика" позволило установить, что Купер покинул самолет в 8 часов 15 минут утра - через тридцать две минуты после взлета в Сиэтле. Под покровом темноты и облаков, которые скрыли его от сопровождавшего "боинг" истребителя, Купер бросился вниз, привязав к поясу деньги.

На первый взгляд, это преступление с точки зрения его исполнения казалось безупречным. Еще бы! Купер не только успешно скрылся, но и обвел при этом вокруг пальца полицию, ФБР и ВВС Соединенных Штатов, которые вместе противостояли ему!

И тем не менее данные "черного ящика" показали, что он все-таки совершил ошибку - единственную, но очень серьезную. В тот момент, когда Купер покидал самолет, "боинг" летел над юго-западной частью штата Вашингтон. Это пересеченная местность, заросшая густым лесом.

Кроме того, за бортом самолета температура воздуха была ниже нуля. Легкий костюм и плащ - слабая защита от холода. Таким образом, шансы Купера выжить после, прыжка были небольшими. Группы наземного поиска то и дело попадали в непроходимые болота. В этих условиях власти были вынуждены организовать поиск с воздуха. Так продолжалось две недели подряд. Но самолеты, снабженные чувствительными сенсорными датчиками, никого не нашли.

Газеты начали писать о том, что Купер объявится где-нибудь вновь. Словно в ответ на эти предположения через три недели после угона самолета в редакцию газеты "Лос-Анджелес таймс" пришло загадочное письмо.

"Я вовсе не современный Робин Гуд,- говорилось в нем.- К несчастью, мне осталось жить лишь четырнадцать месяцев. Угон самолета был для меня самым быстрым и выгодным способом обеспечить последние дни своей жизни. Я ограбил авиакомпанию не потому, что считал такой шаг романтическим или героическим. Ради подобных глупостей я никогда не пошел бы на такой огромный риск. Я не осуждаю людей, которые ненавидят меня за мой поступок, не осуждаю и тех, кто хотел бы видеть меня пойманным и наказанным, тем более что этого никогда не произойдет. Я не сомневался, что меня не поймают. Я уже несколько раз летал на различных маршрутах. Я не собираюсь залегать на дно в каком-нибудь старом, затерянном в лесной глуши городишке. И не подумайте, что я психопат: за всю свою жизнь я не получил даже штрафа за неправильную парковку".

Письмо вызвало сенсацию. Купер не считал себя героем, но общество сочло иначе. В редакции газет и на радио хлынул поток писем, авторы которых восхищались его ловкой проделкой. Майки с именем авантюриста мгновенно стали такими же модными, как прежде одежда с надписью "Мир и любовь".

Тысячи готовы были поклясться ему в вечной любви, если бы только он объявился. Но Купером были очарованы далеко не все. ФБР составило весьма убедительный психологический портрет преступника, однако решило не предавать его гласности.

Было немало и тех, кто сомневался, что именно Купер написал письмо в редакцию газеты. Жители того района, над которым Купер выпрыгнул из самолета, прежде всего лесорубы, не сомневались, что письмо - ловкая подделка. Они были убеждены, что Купер погиб либо во время прыжка, либо чуть позже, и продолжали в глухой местности вести поиски полученных преступником денег. Тем же занимались по выходным дням сотни любителей приключений, которые отправлялись за "добычей Купера", хотя этих скорее привлекали нехоженые тропы, чем серьезный поиск сокровищ.

В то время как искатели - и люди подготовленные, и любители - наводнили район, где должен был приземлиться Купер, власти продолжали попытки обнаружить с воздуха хоть какие-нибудь следы угонщика-призрака или его добычи. Кстати, официальные лица тоже сомневались в подлинности письма в "Лос-Анджелес тайме" и были уверены, что Купер погиб после своего знаменитого прыжка. Но все поиски окончились неудачей. Через год после угона самолета ФБР заявило в печати, что уверено в смерти преступника.

А еще через четыре года, 24 ноября 1976 года, дело Купера было официально закрыто. С этого времени, если, конечно, допустить, что Купер все-таки жив, ему формально могли предъявить лишь обвинение в уклонении от уплаты налогов.

После этого многие решили, что услышали имя Купера в последний раз. Однако в 1979 году преследовавший оленя охотник наткнулся в лесу на табличку с надписью: "Люк во время полета должен быть плотно закрыт". Это оказалась предупредительная табличка с задней двери злополучного "Боин-га-727". Новость вызвала такой ажиотаж, что тысячи искателей кладов вновь кинулись в глухие леса, где она была обнаружена.

Однако, несмотря на отчаянные усилия искателей сокровищ, пропавшая добыча долго оставалась ненайденной. И вот в 1980 году, ровно через девять лет после того, как Купер выкинул свой номер, отец и сын Гарольд и Брайан Ингрэмы шагали по берегу Колумбия-ривер, к северо-западу от Портленда. Вдруг восьмилетний мальчик заметил пачку старых, выцветших на солнце двадцатидолларовых купюр. Когда их собрали, всего оказалось 6 тысяч долларов. Купюры эти были принесены течением сверху, с севера. Эксперты сверили их серийные номера с номерами на банкнотах, которые в свое время были выданы террористу. Никаких сомнений не осталось - найденные деньги оказались частью "добычи Купера".

Для многих эта находка стала доказательством того, что Купер действительно погиб во время прыжка с парашютом.

Случайная находка Ингрэмов послужила искрой для очередного взрыва интереса к деньгам Купера со стороны как местных жителей, так и приезжих, которые вновь потянулись в этот район в надежде разбогатеть.

И вновь их надеждам не суждено было сбыться. Больше никто никаких денег не нашел. Однако в 1989 году некий водолаз-любитель в поисках следов "добычи Купера" нашел в реке, примерно на милю выше того места, где Ингрэмы обнаружили деньги, маленький парашют. К великому разочарованию тех, кто взволновался в связи с этой находкой (несмотря на то, что прошло много лет, искателей удачи не стало меньше), было установлено, что парашют этот никакого отношения к Куперу не имеет.

Эрл Коссей, который укладывал парашюты для Купера, заявил, что найденный нельзя даже сравнивать с теми, что получил угонщик самолета. Скорее всего, сказал Коссей, этот парашют использовался при пуске осветительной ракеты. А может быть, это вообще детская игрушка. Водолаза, который нашел парашют, нанял калифорнийский юрист, бывший агент ФБР Ричард Тосо. Вот уже десять лет каждый последний четверг ноября - День благодарения он проводил в поисках следов Купера.

Тосо, написавший книгу под названием "Д. Б. Купер, мертвый или живой", утверждает, что угонщик самолета утонул и его останки непременно должны были застрять между свай, которые вбиты в дно реки через каждые полмили на случай наводнения.

"Купер понятия не имел, где находится, когда выбрасывался с парашютом, - пишет Тосо. - Он упал в воду спиной с пачками денег, привязанными к поясу, и пошел ко дну. Он и сейчас где-то там, на дне. И остальные деньги тоже там, зацепившиеся за острый камень или занесенные илом". Несмотря на ежегодно предпринимаемые поиски, Ричард Тосо, как и сотни других искателей кладов, так ничего и не нашел. Но отказываться от своей затеи не намерен.

Выжил ли Д. Б. Купер, куда девались остальные деньги - все это и сегодня остается такой же загадкой, как много лет назад. И похоже, она не будет разгадана никогда.