Широта и долгота земли франца иосифа. Земля франца иосифа

Привели его к заключению, что:

«между Шпицбергеном и Новой Землей находится ещё не открытая земля, которая простирается к северу дальше Шпицбергена и удерживает льды за собой… Возможное существование такого архипелага указал в своем превосходном, но мало известном докладе о течениях в Ледовитом океане русский флотский офицер барон Шиллинг» .

20 мая 1874 года экипаж «Тегетгоффа» вынужден был бросить судно и по льдам отправиться к берегам Новой Земли, где встретился с русскими поморами-промысловиками, оказавшими помощь в возвращении экспедиции.

Исследования

В сентябре 1927 г. к мысу Флора подошло советское парусно-моторное судно «Эльдинг» Северной научно-промысловой экспедиции ВСНХ , из-за большого скопления битого льда у побережья, высадка не производилась.

С 1928 года ситуация вокруг архипелага стала обостряться. После успешного полета Умберто Нобиле и Рауля Амундсена на дирижабле «Норвегия», в Италии началась подготовка следующей, чисто национальной арктической экспедиции на дирижабле «Италия» , в связи с этим, в итальянской прессе высказывались мнения о возможной предстоящей аннексии Земли Франца-Иосифа в пользу Италии. «Италия» , вылетев с базы на Шпицбергене, прошёл над северной оконечностью архипелага с запада на восток в середине мая 1928 г., во время своего второго арктического полета, однако в третьем полете на полюс произошла катастрофа. В последующих поисках дирижабля активное участие принял Советский Союз, используя ледоколы и ледокольные суда.

31 июля 1928 г. вышло постановление СНК об усилении научно-исследовательских работ в арктических владениях СССР. Разрабатывался первый пятилетний план научных исследований, согласно которому, на Земле Франца-Иосифа, как и на других арктических землях, предполагалась построить геофизические обсерватории. Финансирование научных работ велось отчислением 1,5-2,25 % с дохода от арктического промысла и торговли. Экспедиции, имеющие целью закрепить за страной наиболее спорные территории (Новая Земля и Земля Франца-Иосифа) снаряжались в опережающем порядке, не ожидая окончательного утверждения плана.

В августе 1928 г., в рамках поисков экипажа «Италии», значительное пространство вдоль южных берегов Земли Франца-Иосифа в течение месяца исследовал ледокольный пароход «Г. Седов» , проведя обширные гидро- и метеонаблюдения.

В сентябре 1928 г. ледокол «Красин» подходил к берегу Земли Александры и Земли Георга. На Земле Георга была предпринята попытка построить домик на случай появления не найденных членов экипажа дирижабля но, из-за подошедших льдов, на берег удалось забросить только часть продовольствия и стройматериалов. У мыса Ниль экипаж ледокола впервые водрузил над архипелагом флаг СССР.

19 декабря 1928 г. норвежское правительство, подтверждая получение нотификации о Декрете ЦИК СССР от 15 апреля 1926 г., сделало оговорку в отношении Земли Франца-Иосифа: «Королевскому правительству неизвестно, чтобы на Земле Франца-Иосифа были известны какие-либо другие интересы, кроме экономических интересов Норвегии…». В печати обсуждались планы по созданию в 1929 году постоянного норвежского поселения на архипелаге, на средства норвежских китобоев готовились суда «Баллеросен» и «Торнес-1», в экспедиции участвовали морские офицеры Норвегии.

С советской стороны началась ускоренная подготовка экспедиции. Проект был разработан Полярной комиссией Академии наук и одобрен правительственной Арктической Комиссией 5 марта 1929 г., СНК, после утверждения проекта, ассигновал необходимые средства, непосредственной организацией плавания занимался . Руководителем экспедиции был назначен О. Ю. Шмидт , заместителями Р. Л. Самойлович и В. Ю. Визе , судном - ледокольным пароходом «Г. Седов» командовал капитан В. И. Воронин, руководству экспедиции в Архангельске на пленуме горсовета был вручён флаг СССР.

21 июля 1929 года пароход «Г. Седов» вышел из Архангельска и 29 июля, пройдя через тяжёлые льды, подошёл к мысу Флора, из-за неудобства подхода к нему мыс достигла санная партия, установившая там флаг, обсерваторию решено было строить в бухте Тихая острова Гукера, на месте зимовки экспедиции Г. Я. Седова 1914 года. До 12 августа в бухте Тихая шла выгрузка снаряжения и продовольствия, на берегу строились дома и радиостанция, затем «Г. Седов» провёл гидрологические исследования в Британском канале, пройдя на север до 82°14’ с. ш. В бухте Теплиц о. Рудольфа были обнаружены три постройки итальянской экспедиции «Стелла Поляре», предпринимались попытки найти могилу Г. Я. Седова на о. Рудольфа. 29 августа судно вернулось в бухту Тихая.

Случайно открыв покрытый льдом архипелаг во время исследовательского плавания по Северному Ледовитому океану, австро-венгерские моряки назвали его Землёй Франца-Иосифа, по имени своего тогдашнего монарха...

После австрийцев там побывали англичане, американцы, норвежцы, итальянцы, отсюда обилие иностранных названий на карте архипелага - острова Ламон, Чамп, Циглера, Рудольфа, Хейса, мыс Брайса, скала Рубини-Рок - всего 192 острова общей площадью более 16 тыс. км² и бесчисленное количество мысов, скал, бухт, далеко не все из которых имеют собственные названия.

Территорией Российской империи Земля Франца-Иосифа официально стала в 1914 году, после полярной экспедиции под командованием капитана 1 ранга Исхака Ислямова, водрузившего там российский флаг. Здесь, на острове Рудольфа, чуть западнее мыса Флигелли, находится самая северная точка России и всего Евразийского материка.

Природную зону, к которой относится Земля Франца-Иосифа, ученые называют полярной пустыней. Свыше 85% территории островов покрыто ледниками, причем толщина ледяного покрова в некоторых местах достигает 500 метров. Флора довольно бедна, коротким полярным летом лишь около 5% поверхности островов покрываются растительностью: мхами, лишайниками, очень редко – арктическими цветами. Зато много представителей животного мира, на суше это белый медведь, изредка песец, в прибрежных водах – моржи, тюлени, дельфины, заплывают сюда и киты.

Подробная карта архипелага Земля Франца-Иосифа (кликните на карту для увеличения):

Административно территория Земли Франца-Иосифа относится к Приморскому району Архангельской области , но постоянного населения здесь нет, и никогда не было. На островах с момента провозглашения их российской территорией располагались полярные станции, воинские части, некоторые располагаются там и сейчас. Такое «временное проживание» оставило на архипелаге негативный след – экология Земли Франца-Иосифа сильно пострадала за годы интенсивного изучения и освоения Арктики.

Только брошенных на островах металлических бочек из-под нефтепродуктов экологи насчитывают около 50 тысяч, причем многие из них наполнены топливом. С 2012 года, в рамках программы Правительства РФ, проводится очистка территории архипелага от захламления, но до завершения работ ещё далеко.


Суровая, но по своему живописная северная природа, исторические достопримечательности, связанные с покорением Арктики, привлекают на архипелаг любителей экспедиционного туризма из разных стран. Для них с наступлением полярного дня российские турагентства организуют путешествия к Земле Франца-Иосифа на атомном ледоколе «50 лет Победы» и дизель-ледоколе «Капитан Драницын». На берег туристы попадают с помощью надувных лодок или вертолётов.

У туристов есть возможность увидеть уникальные природные объекты: знаменитый мыс Тегетхофф на о-ве Галля, палеовулкан на острове Циглера , лежбища атлантического моржа , удивительно красивые непромерзающие озера .



На острове Чамп можно увидеть и сфотографировать камни диаметром до трех метров почти идеальной сферической формы, их происхождение неизвестно, хотя эти шары явно созданы природой.

Сильное впечатление оставляет и крупнейший птичий базар на скале Рубини-Рок , где гнездится одновременно более 50 тысяч птиц.

На архипелаге много остатков и памятных мест зимовий лагерей различных полярных экспедиций, зарубежных и российских. Есть и несколько захоронений известных покорителей Севера, в частности, на острове Рудольфа похоронен легендарный русский полярник Георгий Седов . А на мысе Флора можно побывать в отлично сохранившейся судовой рубке 1894 года , её использовали участники нескольких полярных экспедиций.

Последние изменения: 20.04.2014

Видео Земли Франца-Иосифа

Земля Франца-Иосифа известна многим по песням Юрия Визбора, который объездил все северный моря от Мурманска до Чукотки и дальше по Дальнему Востоку!
И это стоит того, ведь Земля Франца-Иосифа (сокращённо - ЗФИ) бьёт множество российских и мировых рекордов: там самая северная точка островной суши России, самая близкая земля к Северному Полюсу, самая северная погранзастава РФ, самая северная почта и самый северный аэродром в мире, самый северный театр боевых действий в Отечественной войне, самый экстремальный из наших островов!
И этот список можно долго продолжать!
И, конечно, самый северный православный Крест - нашим героям, исследователям и путешественникам, кто не щадя живота своего расширял границы нашей беспредельной Родины!



География: островная точка: мыс Флигели на острове Рудольфа в архипелаге Земли Франца-Иосифа расположен всех севернее — 81° 49" с.ш., расстояние от мыса Флигели до Северного полюса составляет всего 900 км.

Остров Рудольфа — самый северный из островов Земли Франца-Иосифа. Мыс Флигели на острове — самая северная точка суши, принадлежащая Российской Федерации, одновременно самая северная точка Европы. Остров административно принадлежит Архангельской области. Площадь 297 км?. Почти полностью покрыт ледником.

Остров, как и весь архипелаг Франца-Иосифа, открыт в 1873 австро-венгерской экспедицией исследователя Ю. Пайера, был назван по имени Рудольфа, кронпринца Австрии. В 1936 году на острове была создана база первой советской воздушной экспедиции на Северный полюс. Оттуда в мае 1937 года четыре тяжелых четырёхмоторных самолета АНТ-6 доставили папанинцев на вершину мира.

В освоении многих отдаленных территорий нашей страны ведущую роль играли военные. Кое-где на Крайнем Севере и Дальнем Востоке гарнизоны по сей день являются основным типом населенных пунктов. Правда, в постсоветское время число таких гарнизонов и численность населения в них резко снизились. Однако до сих пор наши учебники географии о «военном» освоении не пишут ничего даже в тех случаях, если оно давно уже не является тайной. Это немного удивительно, поскольку для многих и староосвоенных районов, и регионов нового освоения части разных силовых ведомств выполняют функции градообразующих предприятий.

Земля Франца-Иосифа была открыта в конце XIX в. австро-венгерской экспедицией, отправившейся в 1872 г. в поисках Северо-Восточного прохода, а может быть, и для достижения Северного полюса и в 1873 г. прижатой льдами к берегам доселе не известной земли, названной по имени тогдашнего императора Австро-Венгрии*. З.Ф.И., как ее обычно называют на Севере, имеет площадь примерно 16 тыс. км2 и состоит из 191 острова.

Первое постоянное поселение на Новой Земле появилось в 1877 г. Называется оно Малые Кармакулы. В 1896 г. в Малых Кармакулах была создана гидрометеорологическая станция, существующая по сей день и являющаяся старейшей полярной станцией в России.

Проливы
Между полуостровом Полярных лётчиков и полуостровом Армитидж проходит Архангельский пролив. Южнее Архангельского пролива находится пролив Кембридж, омывающий южную часть острова.

Бухты и заливы Земли Александры

Бухта Отмелая
Бухта Зверобоев
Бухта Топографов (между мысом Мелехова и западным берегом полуострова Полярных Лётчиков)
Залив Дежнёва
Бухта Северная
Бухта Островная
Залив Вейпрехта
Залив Норденшельда


Мысы Земли Александры
Перечисление от крайней западной точки по часовой стрелке:
мыс Мэри-Хармсуорт
мыс Нимрод
мыс Стрелка
мыс Нагурского
мыс Заманчивый
мыс Томаса
мыс Мелехова
мыс Двойной
мыс Бабушкина
мыс Ледяной
мыс Абросимова
мыс Палец
мыс Лудлова
мыс Лофли

середина полярного лета на ЗФИ

ЗЕМЛЯ ВИЛЬЧЕКА
Земля Вильчека — остров в Северном Ледовитом океане, второй по размерам остров архипелага Земля Франца-Иосифа. Назван по имени Ганса Вильчека, финансировавшего австрийскую экспедицию Карла Вейпрехта и Юлиуса Пайера, открывшую остров в 1873 году.
Расположен в восточной части архипелага. Отделён от западной группы островов Австрийским проливом, от лежащего северо-восточнее острова Греэм-Белл проливом Моргана. Поверхность острова представляет собой плоскогорье с относительными высотами 400—600 м и почти полностью покрытое ледником. Площадь острова — около 2000 км², наивысшая точка — 606 м.

Близлежащие малые острова
В 9 км к югу от бухты Персей лежит остров Клагенфурт, названный в честь австрийского города Клагенфурт.
Недалеко от восточного побережья расположены острова Горбунова, названные в честь русского натуралиста Григория Петровича Горбунова.
В 1,5 км к юго-востоку лежат четыре небольших острова:
Деревянный
Дауэс
Мак-Культа
Тилло
Климат
Климат суровый, арктический. В году, в среднем, регистрируется всего 18 дней с температурой выше 0 °C. Среднегодовая температура воздуха составляет −12 °C, максимальная зарегистрированная температура +12 °C, минимальная −42 °C. Среднегодовое количество осадков — 280 мм.

ОСТРОВ ГРЕЭМ-БЕЛЛ
Гре́эм-Белл — самый восточный остров в архипелаге Земля Франца-Иосифа, на севере Европы. Часть полярных владений России, входит в состав Архангельской области. Площадь — 1,7 тыс. км².
Был открыт в 1899 году во время санной поездки американским метеорологом Ивлином Болдуином, назван в честь Александра Грейама Белла.
Высшая точка — 509 метров, ледниковый купол Ветреный.
Крупнейшее озеро на острове — Мелкое, второе по величине — Северное.
Самая северная точка острова — мыс Аэросъёмки, восточная — мыс Семерых (мыс Песчаный). Самой восточной точкой острова и всего архипелага является мыс Олни, севернее которого расположен мыс Кользат; крайняя южная точка — мыс Лейтер.
На западе расположен крупный залив — залив Матусевича. На востоке находится небольшая бухта Илистая со множеством мелких песчаных островков.
Ближайшие острова — остров Перламутровый и Трёхлучевой. На западе Греэм-Белл отделён от острова Земля Вильчека проливом Моргана.

мыс Триест, остров Чамп

ПУТЕШЕСТВИЕ НА ЗЕМЛЮ ФРАНЦА-ИОСИФА
Архипелаг Земля Франца-Иосифа — это не только самая удаленная северная часть России, но и, пожалуй, один из самых неизведанных туристических уголков в мире. Нет, специалисты там, несомненно, поработали и постарались во многом разобраться, а вот для туристов этот край нашей страны по-прежнему «Терра инкогнита».
Действительно, во-первых, возможность посещать эти острова для отечественных и зарубежных любителей путешествовать появилась буквально пару десятилетий тому назад. Во-вторых, попасть туда можно или по воздуху, например, вертолетом, или по морю-океану, из Мурманска, но это далеко, или из Архангельска — это, конечно, поближе, но в обоих случаях туристические поездки в район ЗФИ случаются не часто. В-третьих, посещать их возможно в течение весьма ограниченного времени, около трех месяцев в году.

Но имеется еще и в-четвертых. Поездка туда любым из приемлемых способов стоит приличных денег, говоря другими словами, ну, много денег надо, поэтому любознательных иностранцев из разных регионов Земли, для которых такие суммы не являются критическими, побывало на архипелаге значительно больше, чем россиян, хотя и наши соотечественники туда стали добираться, и чем дальше, тем больше.

Чудеса на ЗФИ встречаются буквально на каждом островке, но среди всех есть один весьма удивительный клочок суши. И название у него тоже необычное — Чамп, такое вот короткое, но очень звучное. Оказалось, что назван он в честь Уильяма Чампа, который в 1905 году, будучи личным секретарем американского миллионера Циглера, отправился в качестве руководителя спасательной операции по поиску пропавшей полярной экспедиции, финансированной все тем же Циглером.

Так вот арктический остров имени Чампа — одно из уникальнейших мест на Земле — он весь усеян странными, идеально круглыми камнями, получившими название «сферолиты», при этом они бывают от маленьких, карманного формата, до гигантов с диаметром более двух метров и весом во много тонн. Природа их происхождения до сих пор наукой не объяснена. Все это нам рассказали на одном из брифингов, и даже фотографии показали. Очень впечатляющие фотографии, надо сказать. Представляете, как мы возжаждали там побывать!

Вот к этому необычному острову и устремился наш корабль. И все бы ничего, но чем ближе мы подходили к острову, тем плотнее становился туман, и тем меньше была вероятность нашей высадки. Основную опасность в такую погоду представляли медведи, ведь звери могли подойти совершенно бесшумно, им-то туман не помеха, а организовать стопроцентную охрану туристов было весьма затруднительно. Да и осматривать остров в такой туманище — весьма сомнительное удовольствие.
Было решено, что «50 лет Победы» немного постоит вблизи острова Чампа, и мы все подождем, вдруг боги будут милостивы, и туман рассеется.
Вот после принятия такого решения туристы, дабы отвлечь их от грустных мыслей, были приглашены в лекционный зал на еще одно необычное и удивительное мероприятие — Благотворительный аукцион, самый северный из всех, которые когда-либо проводились в мире, все средства от него должны попасть в фонд охраны белых медведей.

Мы еще немного поскучали, но тут прозвучало приглашение всем прибыть на ужин, и мы отправились в ресторан. Там нас ждал большой сюрприз — русский ужин, все официантки были одеты в русские национальные костюмы, на «шведском» столе, вместе с обычными салатами и закусками, лежали традиционные русские продукты — банки с черной икрой, бутылки с разнообразнейшей водкой, какой там только не было: и Столичная, и Царская, и Пять озер, и прочая, и прочая. Не было только Плохой, но такой и в анекдотах не бывает.
Все было хорошо, беда одна — и банки, и бутылки, как были закрыты, так закрытыми и остались до конца ужина. Может, это муляжи были? Мы так и не поняли.

После ужина нас уверили, что, если туман рассеется ночью, а это ожидалось в районе часов двух ночи, то нас поднимут, и мы поедем на экскурсию на «зодиаках», темноты-то не будет, ведь полярный день за бортом не прекращается и ночью.
Мы спали крепко, но вот по громкой связи прозвучало:
— Приглашаем всех на экскурсию на остров Чамп.
Пока это сообщение дублировалось на остальных языках, мы успели одеться, и только в дверях обратили внимание на экран телевизора. Увиденное нас поразило, оказалось, что действительно было 2 часа ночи.
— Во дают, — вырвалось из нас одновременно.
На верхней палубе мы встали в длинную очередь, оказалось, что почти все иностранцы уже собрались, а первыми стояли китайцы, по-видимому, они все спали, не раздеваясь, иначе как можно так быстро собраться.

Началась посадка, «зодиак» за «зодиаком» наполнялись туристами, но не уходили, а собирались неподалеку в стайку, мы все ближе и ближе пододвигались к трапу, заполнилась шестая лодка, и все они тут же исчезли в тумане. Да, да, именно в тумане, который ни на сколько не уменьшился, казалось, он сгустился еще сильней.
— Может это только тут, вокруг корабля, такой туманище, а у берега чисто? — прозвучал чей-то голос за спиной.
Мы переглянулись, такая простая мысль нам не пришла в голову. А, ведь, наверное, это действительно так, подумалось мне, иначе, зачем нас туда тащат среди ночи?
Лодки ушли, нам сказали, что их возвращения придется ждать не менее часа. Значит, они дойдут до берега, высадятся там, погуляют немного и вновь сядут в «зодиаки», чтобы вернуться на борт, и только после этого поплывем мы. Часть туристов ушла, решив, что ожидание посреди ночи не оправдано, но нам было так любопытно, так хотелось увидеть эти круглые камни, а один, что скрывать, тайком положить в карман, что мы остались, и не прогадали. Вот что, в конце концов, произошло.

Мы стояли, опираясь на перила, в томительном ожидании возвращения лодок. Наши глаза были направлены в туманную даль в сторону кормы корабля, нас не волновали посторонние звуки, ничто не отвлекало нас, мы были, как бы это правильней сказать, наверное, зацикленными на самом процессе ожидания. Сами представьте, будят вас посреди ночи и говорят: надо постоять и часок подождать. Чтобы вы сами делали, если бы согласились часок постоять и подождать в 2 часа ночи?

Прошло еще около получаса, на яхтах началось активное шевеление, по-видимому, получили «Добро» и начали готовить резиновые лодки к спуску на воду, но тут из тумана выплыли наши «зодиаки», и мы переключили свое внимание на них. По трапу поднимались туристы, в основном они были молчаливыми и какими-то огорченно-унылыми. Кто-то из россиян, успевших на первый заход, пояснил нам, что там туман не меньше, смотреть не на что, кроме птиц никто им из живности не попался, в общем, плыть не стоит.

Но мы посчитали неразумным отказываться от поездки, после того как столько уже прождали, да еще в такое время, и разместились на бортах лодки, которой управлял Дмитрий. Рядом с нами оказалась еще только одна лодка, больше пассажиров не нашлось. Через несколько минут ледокол исчез в тумане, вторая лодка держалась поблизости, но иногда она тоже начинала растворяться в пространстве и тогда ее контуры с трудом просвечивали через набегающие волны плотного тумана. Двигались мы по наитию, никакими навигационными приборами «зодиаки» не были оснащены, но проскочить мимо довольно большого острова мы не должны были, да и с ледокола по рации могли откорректировать наш маршрут, ведь они-то нас прекрасно видели, вернее не нас, конечно, а ту точку, которая на экране локатора соответствовала нашему местоположению.

Туман немного рассеялся, стало видно и получше, и подальше. Перед нами возник берег острова, покрытый ледником, сползавшим в море, один из айсбергов, недавно отколовшийся от этого ледника, плавал совсем рядом. На айсберге разместилось много птиц, избравших его в качестве подвижной базы отдыха. Часть птиц плавала на воде.
Дмитрий направил лодку в сторону айсберга, чтобы мы смогли как следует рассмотреть птичек. И тут между берегом и лодкой в море появились две быстрые и ловкие фигуры — это были молодые моржи. Звери, не обращая на нас никакого внимания, ныряли, исчезая надолго под водой.
Моржи в очередной раз нырнули и надолго исчезли под водой. Дмитрий завел мотор и начал движение в ту сторону, где недавно были моржи.
— Мы их не напугаем? — спросил кто-то.
— Да, нет, наоборот. Они же любопытные, на шум сами подойдут ближе.
Так все и произошло. Моржи вынырнули рядом с нашей лодкой и какое-то время плавали поблизости, как бы позируя, чтобы мы могли их хорошенько рассмотреть. Интересный факт: согласно эволюционной теории, морж — это ушедший под воду медведь. Мы пытались найти сходство между медведем и моржом, иногда это получалось, но чаще морж походил на кого угодно, но только не на медведя.

путешествие по ЗФИ - ледокол Капитан Драницын

ОСТРОВ ГАЛЛЯ
Шли мы в это время с крейсерской скоростью в сторону острова Галля, одного из самых южных островов архипелага. Именно там у нас была запланирована последняя вертолетная высадка на столовую гору мыса Тегетхоффа. Столовая гора — так по-научному, называют все вершины с усеченной, плоской вершиной. В мире таких гор неисчислимое количество, их образование объясняют выветриванием осадочных пород, из которых они сложены. Много их мы видели и на ЗФИ. Но мне показалось, что там вершины гор просто-напросто ледник или слизнул, или так придавил, что ровная поверхность и образовалась.

Море было спокойно, туман клубился где-то вдали, видимость была весьма приемлемая, поэтому еще очень зáдолго мы, те, кто находились на ходовом мостике, увидели огромный айсберг, одиноко лежащий на поверхности моря.
Тут же возник капитан, распорядившийся сбавить ход и приблизиться к этому красавцу. А там было на что посмотреть. Глыба голубого льда неподвижно разлеглась на морской поверхности, казалось, что она просто так лежит на самом верху, вытянувшись в длину на добрую сотню с лишком метров и вздымаясь вверх на высоту десятиэтажного дома, такая вот горушка возникла перед нами.
За айсбергом уже виднелись острова, к которым мы стремились, но было не до них. Мы впервые увидели настоящий айсберг и жаждали рассмотреть его со всех сторон. Стала понятна причина гибели «Титаника», наткнись на полном ходу на такую преграду и не уцелеет ничто, ни один корабль, возможно, даже такой, как наш ледокол.
Ледокол подобрался к ледяной горе почти вплотную, а затем слегка ткнулся своим носом в краешек этой стены, и сразу же с нее посыпались куски и кусочки, слабенькая оказалась стена.
Шло массовое фотографирование на фоне этого чуда природы. Люди принимали самые причудливые позы, только чтобы поймать понравившийся им ракурс. Не отстали от всех и мы.
Мы стояли высоко над уровнем воды и смотрели вниз, поэтому отчетливо видели, что гора уходит прямо под воду. Было невозможно определить, как далеко, вернее, глубоко она продолжается под водой, но очевидно, что специалисты правы, и большая часть льда находится там внизу, именно под водой, но вот насчет 90%, не знаю, мне кажется, что эта цифра несколько преувеличена.
Атомоход не спеша обходил вокруг ледяной горы, было очевидно, что природа свое дело знает хорошо, лед был весь изъеден нежарким солнцем, туманами и дождями. Было ясно, что долго этому кусищу льда в океане не проплавать, скоро ему придет конец, и объем морской водички ненамного пополнится.
Мы оплыли вокруг айсберга и увидели его обратную сторону, казалось это создание человеческих рук, такая ровная, слегка наклонная, стремящаяся вверх поверхность, предстала перед нами, ну прямо взлетная палуба авианосца, и сразу же перед глазами мысленно возник красавец «Адмирал Кузнецов».
Всë, айсберг остался далеко позади, а мы продолжали свой путь к острову Галля. Перед нами лежала, казалось, бесконечная полоса островов, покрытых снегом и льдом, возможно именно подобную картину и увидели австрийские моряки — первооткрыватели этих островов.
Судно бросило якорь неподалеку от знаменитого мыса Тегетхоффа. Ну, раз уж я написал, что мыс знаменит, то надо пояснить, чем же. Дело в том, что с этого мыса началась история освоения архипелага Земля Франца-Иосифа. Ведь именно в район острова Галля, а если быть точнее, то к этому самому мысу 30 августа 1873 года льды принесли шхуну «Адмирал Тегетхофф» австрийской экспедиции — первооткрывателей ЗФИ. В память об их высадке на мысе установлен памятник шхуне.

Мы смотрели с палубы атомохода на острые кекуры, торчащие прямо из морских глубин, которые известный русский полярник Виктор Боярский образно обозвал «Клыки дракона», и ведь действительно напоминают что-то подобное, правда, самих драконов повидать не удалось, но их клыки могли быть только такими и никакими иными, да и место, казалось бы, прямо-таки для них создано.

Началось долгое ожидание нашей очереди на вертолетную экскурсию. Справедливости ради руководство поменяло очередность полетов, и в этот раз первыми лететь должны были туристы из самой последней группы. Процедура была построена следующим образом. Прежде всего на гору улетела охрана, от медведей можно ожидать чего угодно. Кстати сказать, первыми туристами внизу был замечен белый мишка, но, скорее всего, его сильно напугал вертолетный грохот, и он предпочел скрыться, мы его уже не увидели. Вместе с охраной туда улетел и Ян со товарищем, которые и руководили всеми посадочно-высадочными действиями.

Вертолет пустой вернулся на корабль, в него загрузились китайские товарищи, и карусель закрутилась — вертолет мотался туда-сюда, вез с ледокола очередную группу, затем забирал с острова предшествующую и так до самого конца, когда он совершил последний рейс, вывезя с острова Яна и охрану. Мы оказались теперь уже почти в конце, но очередь, как бы она медленно ни ползла — ведь на полет в два конца с двумя взлетами-посадками и сменой туристов уходило около 10-12 минут — до нас все же добралась, и мы, усевшись в вертолет, на этот раз рядышком с пилотом, чтобы лучше все рассмотреть, отправились на остров.

Так вот перепрыгивая с камня на камень, мы и передвигались от места высадки, пожалуй, единственного по-настоящему ровного, пригодного для вертолета места, к краю вершины, откуда можно было сделать приличные фотографии мыса, моря и корабля, а затем назад к месту посадки.
Сверху, конечно, вид на мыс очень даже ничего, прекрасно видны две скалы- останцы, высотой 25 и 60 метров. У мыса проходит граница — на юг уходят , а на севере лежит бухта Суровая, которая уже входит в акваторию Северного Ледовитого, вот так. Надо сказать, что четко эта граница никак не разграничена.
Не спеша передвигаясь по горе, мы пытались найти хоть какие-нибудь признаки жизни, но вокруг лишь камни, камни, лед и снег, ан нет, вот в одном месте нашелся малюсенький островок зелени, который порадовал нас своим жизнелюбием.

Всë закончилось, вертолет прилетел за нами, пора отправляться вниз на корабль, но прежде надо осмотреть остров сверху.
Вниз от вершины столовой горы острова Галля простираются красивые скалы, названные в память о выдающемся советском геологе академике Александре Николаевиче Заварницком, скалами Заварницкого, протянувшиеся на 15 километров вглубь острова, достигая максимальной высоты в 500 метров.
Ну вот, винт вертолета замер, все вернулись на борт, можно отправляться дальше. С удивлением мы восприняли объявление, что ледокол разворачивается, и мы пойдем назад к острову Чамп. Очень нам понравилось такое решение, может быть, все же удастся попасть на остров с каменными шарами.
Отправляясь дальше, мы в последний раз бросили свой взгляд на «клыки дракона», с этой точки их можно было принять за своеобразные ворота, преграждающие путь к острову Галля и на сам мыс с двумя останцами, украшающими его.

__________________________________________________________________________________________

ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие
Саватюгин Л.М., Дорожкина М.В. Архипелаг Земля Франца-Иосифа: история, имена и названия. — СПб.: ААНИИ, 2012. — 484 с. — ISBN 978-5-98364-054-2
Сергей В. Попов, Владилен А. Троицкий Архипелаг Земля Франца-Иосифа // Топонимика морей советской Арктики / Под ред. Л. А. Борисова. — Ленинград: Географическое общество СССР, 1972. — С. 85-128. — 316 с. — 1000 экз.
Земля Франца Иосифа: Сборник статей / СССР, Науч.-техн. упр. ВСНХ № 352. — М.: Государственное Техническое Издательство, 1930. — (Труды Института по изучению Севера; вып. 47).
Михаил Н. Иванычук 14 месяцев на земле Франца Иосифа. Впечатления зимовщика. — Харьков: Український робiтник, 1934. — 122, с.
http://greenbag.ru/russia/
Мартынов В. | Новая Земля — военная земля | Газета «География» № 09/2009
Остров капитана Кучиева | Корабельная сторона от 2 апреля 2008 г. | Издательство «Северная неделя»
Крюков В. Д., Зацепин Е. Н., Сергеев М. Б. Исторический очерк Полярной морской геологоразведочной экспедиции. "Разведка и охрана недр" №8 2012 г.
Самое северное отделение Почты России.
Партнеров Путина в Арктике ждут два миллиона бочек — Наука — GZT.RU
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб.: 1890—1907.
http://www.photosight.ru/
фото В.Балякин, О.Паршина, А.Золотина, С.Анисимов

Еще знаменитый Ломоносов предсказывал существование данных островов, после него об этом говорил и Кропоткин. Он даже в 1871 году предложил Русскому географическому обществу собственный проект экспедиции, только вот правительство не выделило ему необходимых средств. Поэтому архипелаг открыли случайно во время австрийской экспедиции Юлиуса Пайера и Карла Вейпрехта. Это случилось в 1872 году. Лишь через два года ученые составили карту обширного архипелага. Новооткрытая земля была названа австрийскими путешественниками именем австрийского императора. Где располагается .

Регион Земля Франца Иосифа входит в небольшую природную зону, которую также называют зоной полярных пустынь, у них небольшая площадь. К примеру, на острове Хейса находится метеорологическая станция, называемая обсерваторией имени Кренкеля, она считается самой северной на планете. Для Земли Франца Иосифа характерен типично арктический климат. Летом средняя температура достигает от 1,2 до 1,6 градусов. А вот в январе средняя температура опускается до -24 градусов, хотя случаются перепады до -52 градусов.

Особенности Земли Франца Иосифа

Архипелаг Земли Франца Иосифа в общей сложности включает в себя 191 островов. К крупнейшим островам относятся: Земля Георга, Земля Александры, Греэм-Белл и Земля Вильчека. Считается, что эти острова начали образовываться свыше 410 миллионов лет назад. Глубокие проливы отделяют острова друг от друга. Они отличаются постоянными сильными течениями, за короткое время водоросли забивают узкий проход между льдами и островами. В результате, корабли не могут пройти. Отметим, что Земля Франца Иосифа примерно на 85 процентов состоит из ледников. Поэтому на островах почти нет растительности. Можно увидеть только лишайники и мхи, хотя их здесь свыше 250 видов. Какие отели в . Выберите для себя.

Так как архипелаг такой безжизненный, зачастую его называют лунным. Что касается фауны, то тут много животных. К обитателям островов можно отнести песцов, белых медведей и других. В местных водоемах обитают: морской заяц, нерп, белуха, нарвал, морж, гренландский морж. По рассказу очевидцев, белые медведи спокойно прогуливаются рядом с бортом ледокола, встав на задние лапы, они внимательно исследуют людей. Это интересное зрелище. Пернатыми обитателями островов Земля Франца Иосифа можно назвать: чистиков, моевок, люриков, белых чаек, кайры и бургомистров. На многометровых скалах и обрывах они собираются на своеобразных птичьих базарах.

После первой экспедиции австрийских путешественников, на эту землю начали прибывать экспедиции других крупных стран мира. Поэтому на острова ступали ноги: англичан, норвежцев, русских, американцев, немцев, итальянцев и поляков. На протяжении десятилетий Земля Франца Иосифа стала местом интереснейших, иногда трагических событий. Речь идет об открытии Арктики и Северного морского пути. В этом суровом краю многие нашли свой последний приют.

Земля Франца Иосифа сегодня

На данный момент никто не проживает постоянно на архипелаге. Также здесь нет населенного пункта и муниципальных образований. Временное население состоит из: ученых, работающих на исследовательских станциях, а также военнослужащих части ПВО и пограничников ФСБ. Эти специалисты занимаются противоракетной обороной России. В 2005 году на острове Хейса было создано почтовое отделение, которое стало самым северным в своем роде. Это почтовое отделение работает всего один час четыре раза в неделю.

Когда начался Международный геофизический год, ученые стали интенсивно изучать оледенение архипелага. На протяжении двух лет участниками российской экспедиции велись полевые работы. Они и смогли получить первую сводку гляциологии территории, которая вышла в коллективной монографической работе "Оледенение Земли Франца Иосифа". В этой публикации описывается морфология ледниковых комплексов, зоны льдообразования, ледниковый климат, температурный режим, а также тектоника и структура ледников.

Примерно в тот период сотрудники экспедиции во главе с М.Г. Гровальдом пришли к выводу, что оледенение этих островов постепенно убывает. К примеру, последние тридцать лет архипелаг терял в среднем 3,3 квадратных километров льда каждый год. Перед этими работами мировое научное сообщество считало, что оледенение Земли Франца Иосифа растет время от времени. Сегодня ледовая мощность варьируется в пределах 100-500 метров. Из-за ледников, которые спускаются в море, образуется множество айсбергов. Довольно сильное оледенение можно увидеть на востоке и юго-востоке архипелага. При этом образование льда происходит только на вершинах ледниковых куполов. По причине сокращающихся ледников архипелага, примерно через триста лет оледенение островов может прийти к минимуму или вовсе исчезнуть.

Земля Франца-Иосифа, острова которой (а всего их 192) имеют общую площадь 16 134 кв. км, расположена в Ледовитом океане. Основная часть арктической территории входит в состав Приморского Географически она поделена на 3 большие части: восточную, центральную и западную. Первая включает в себя острова Земля Вильчека (2 тыс. кв. км) и Грэам-Белл (1,7 тыс. кв. км). Они отделены от остальных Австрийским проливом. Наиболее крупная по количеству расположена в центральной части. Ее омывает Британский канал и Австрийский пролив. В состав западной области входит всего альянса - Земля Георга площадью 2,9 тыс. кв. км. Земля Франца-Иосифа в большей своей части имеет равнинную, платообразную поверхность. Её средняя высота достигает 400-490 м, а наивысшая точка - 620 м.

Обнаружение

Существование группы островов к востоку от Шпицбергена предрекал не один великий отечественный ученый: сначала Ломоносов, а следом за ним Шиллинг и Кропоткин. Причем последний в 1871 году представил в Русское географическое общество свой план экспедиции для их исследования, однако правительство отказалось выделить средства. Архипелаг Земля Франца-Иосифа был открыт лишь по воле случая. Это произошло, когда австро-венгерская экспедиция под началом Ю. Пайера и К. Вейпрехта отправились в 1872 г. на освоение Северо-Восточного прохода. Однако их судно оказалось зажато льдами, и постепенно оно относилось на запад от Новой Земли. В 1873 г., 30 августа, шхуна "Адмирал Тегетгофф" причалила к берегам неизвестной суши. В то же самое время Пайером и Вейпрехтом были обследованы её северная и южная окраины. До этого то, где находится Земля Франца-Иосифа, было никому не известно. В апреле 1874 г. Пайеру удалось достигнуть пункта с координатой 82°5" северной широты. Он же составил предварительную схему найденного архипелага. В то время исследователям казалось, что он состоит из ряда крупных участков. Открытая земля получила имя прославившегося Франца Иосифа I, австрийского императора.

Освоение

В 1873 г. Пайером и Вейпрехтом была исследована южная часть территории, а весной 1874-го они пересекли ее поперек с юга на север на ездовых нартах. Тогда же впервые была схематично изображена Земля Франца-Иосифа. Карта, как оказалось в дальнейшем, имела много погрешностей. В 1881-1882 гг. открытую территорию на яхте "Эйра" посетил шотландец Б. Л. Смит. А в 1895-1897 гг. английским географом Фредериком Джексоном было проведено множество важных обследований юго-западной, средней и южной частей альянса. Впоследствии оказалось, что группа состоит из намного большего числа островов, чем предполагалось. Однако они были менее значительны по размерам по сравнению с обозначениями на карте Пайера.

Примерно в этот же период времени северо-восточную и среднюю часть архипелага посетили Нансен и Йохансен. В июне 1896-го норвежец Нансен случайно обнаружил на о. Нортбрук зимовку Фредерика Джексона. Летом 1901-го юго-западные и южные берега островов посетил и провел их обследование вице-адмирал С. О. Макаров. В ходе работы был установлен примерный размер всей территории. Затем в 1901-1902 гг. исследовательские труды продолжали вести американские ученые Болдуин и Циглер. Вслед за ними с 1903 по 1905 гг. с целью добраться до полюса по льдам была организована новая экспедиция. Ею руководили Циглер и Фиал. В период с 1913-го по 1914-й в бухте Тихая у острова Гукера работу вела группа географов Г. Я. Седова. Летом 1914-го последние оставшиеся в живых члены экспедиции Брусилова - Альбанов и Конрад - сумели дойти до старой базы Джексона-Хармсворта. Она располагалась на мысе Флора о. Нортбрук. Там географы были спасены зашедшей шхуной "Святой Фока".

Присоединение к России и дальнейшее освоение

В 1914 г. в поисках группы Г. Я. Седова острова посетила экспедиция под началом Ислямова. Он же объявил местность частью территории России и поднял флаг. В 1929 г. в бухте Тихая о. Гукера советскими учеными была открыта первая научно-исследовательская станция. Благодаря ей Земля Франца-Иосифа с тех пор стала ежегодно принимать советские полярные экспедиции. В 50-х гг. ХХ столетия были реорганизованы подразделения ПВО. Одно из них приняла Земля Франца-Иосифа. Военная база находилась на о. Грэам-Белл. Здесь расположились 30-я отдельная радиолокационная рота и отдельная авиакомендатура. Последняя обслуживала ледовый аэродром. Но это не все стратегические объекты, которыми располагала Земля Франца-Иосифа. Остров Александры принимал 31-ю отдельную радиолокационную роту "Нугарская". Эти подразделения относились к самым северным войсковым частям Советского Союза. В начале 90-х гг. они были ликвидированы. В 2008 г. в ходе исследований на атомном ледоколе под названием "Ямал" была обнаружена отделившаяся от о. Нортбрук часть суши. В честь арктического капитана ей было присвоено имя Юрия Кучиева. 10 сентября 2012 г. экспедицией ААНИИ на атомном ледоколе "Россия" была открыта еще одна отделившаяся часть от о. Нортбрук.

Численность населения

На Земле Франца-Иосифа отсутствуют муниципальные образования и постоянно проживающие жители. Временный состав населения включает в себя пограничников ФСБ, сотрудников научно-исследовательских станций. Периодически здесь проживают также военнослужащие части ПВО. Они осуществляют противоракетную оборону северного направления России. По сообщениям прессы, в 2005 г. на территории острове Хейса было открыто самое крайнее отделение почты "Архангельск 163100". Время его работы должно было составлять всего 1 час, с 10 до 11 ч со вторника до пятницы. По данным на сентябрь 2013 г., под индексом 163100 числится почтовое отделение "Архангельск" (о. Хейса, Земля Франца-Иосифа). Его график работы - с 10 до 11 ч каждую среду.

Ледники

Ими покрыта большая часть поверхности архипелага (87%). Мощность варьируется от 100 до 500 м. Из спускающихся в море ледников впоследствии образуются айсберги. В большей степени обледенению подвержены восточная и юго-восточная части всей территории. Новые образования появляются лишь на самых вершинах ледниковых щитов. При этом по результатам проводимых исследований покров Земли Франца-Иосифа очень быстро сокращается. В случае если наблюдающийся темп его разрушения останется прежним, оледенение территории спустя 300 лет может навсегда исчезнуть.

Земля Франца-Иосифа. Горячо, холодно?

На группу островов распространяется типично арктический климат. Средняя годовая температура на о. Рудольфа достигает -12°C. В июле в бухте Тихая острова Гукера воздух прогревается до -1,2°C, а на о-ве Хейса, где расположена обсерватория им. Кренкеля (самая северная метеорологическая станция в мире), - до +1,6°C. Средняя температура в январе примерно -24°C, а самая низкая достигает отметки до -52°C. Максимальные порывы ветра - 40 м/сек. В зоне скопления ледниковых щитов выпадает в среднем от 250 до 550 мм осадков ежегодно.

Флора и фауна Арктики

В растительном покрове архипелага преобладают мхи и лишайники. Встречаются также крупки, камнеломки и полярный мак. Среди млекопитающих можно увидеть белого медведя. Реже попадается белый песец. В прибрежных водах обитают морж, белуха, нарвал, морской заяц и нерпа. Богаче представлены в фауне архипелага птицы - насчитывается всего 26 видов крылатых. Среди них чистики, обыкновенная моевка, кайры, белая чайка, люрики, бургомистр и др. Летом они образуют птичьи базары.

Туристические поездки на Северный полюс

Сколько стоит круиз на архипелаг Земля Франца-Иосифа? Туры в Арктику можно приобрести по стоимости 875 076 руб. ($ 24 995). Да, очень дорогое удовольствие! Путевка может включать путешествие с экспедиционной командой в заказник "Земля Франца-Иосифа". Несомненно, это один из самых необычных и люксовых вариантов отдыха. Экскурсионная программа предлагает своим гостям достигнуть "Вершины мира" - 90 градусов с. ш. на борту самого мощного в мире атомного ледокола "50 лет Победы". Покорение ледяных просторов завершается полярным барбекю на ледяном покрове, веселым "кругосветным" хороводом и купанием в Северном Ледовитом океане. На обратном пути путешественникам будут предложены вертолетные экскурсии на острова архипелага, невероятная панорама которых обязательно покорит своей красотой. В 540 милях до Северного полюса находится место обитания огромного количества тюленей, арктических птиц, моржей и белых медведей. В случае планирования подобной туристической поездки следует учитывать тот факт, что путешествие проходит в труднодоступной, малоизученной и отдаленной части земного шара. Как следствие, маршрут программы можно рассматривать лишь как общий, ознакомительный план экспедиции, поскольку под воздействием таких внешних факторов, как ледовая обстановка, погода и др. он может измениться. Как показывает десятилетняя практика, ни один экспедиционный тур в Арктику не повторяет в точности предыдущий. Природа Северного полюса вносит свои коррективы. В этом и заключается особенность и специфика экспедиционных круизов.

Общий план путешествия

День 1

Прибытие в г. Мурманск, посадка на ледокол. У причала в ожидании того, когда группа путешественников поднимется на борт, стоит самый мощный в мире атомный ледокол с лиричным названием "50 лет Победы". Спустя некоторое время судно покинет Большую землю и отправится навстречу новым впечатлениям, проходя мимо

День 2

В Баренцевом море. Неотъемлемая часть каждой экспедиции - подготовка пассажиров к особенностям необычного путешествия. Члены организационной команды ознакомят отдыхающих с правилами безопасности на борту судна и вертолета, а также расскажут обо всех нюансах, связанных с осуществлением высадки на берег в Арктике.

День 3-5

Прямой курс на Арктику. Три последующих насыщенных дня, проведенных на судне, познакомят пассажиров с интересными историческими фактами и удивительной природой этого края.

День 6

Прибытие на Северный полюс. На подходе к пункту назначения капитан медленными четкими маневрами подведет ледокол к заветной координате - 90° северной широты. После остановки судна отдыхающие спустятся на подходящую льдину и проведут уже ставший традиционным обряд "кругосветного шествия". Затем следует очередной интересный ритуал - путешественникам предложат написать записки, которые впоследствии помещают в металлические капсулы и погружают в пучину Северного Ледовитого океана.

День 7-9

Пункт назначения - Земля Франца-Иосифа. Несмотря на то что основная задача экспедиции уже выполнена, путешественников по-прежнему будет ожидать много интересных, впечатляющих событий. Хорошо сохранившиеся постройки позволяют отследить важнейшие исторические события, происходившие на архипелаге много лет тому назад. Среди них стоит отметить домик на о. Белл, построенный в 1881 г. участниками экспедиции Ли Смита, и развалины старого лагеря на о. Нортбрук. Именно там в 1896 г. произошла знаменательная встреча Нансена и Джексона. Также стоит посетить мыс Норвегия, где на протяжении долгих 7 месяцев вели совместную исследовательскую работу Нансен Ф. и Йохансен; почтить память ученого Г. Я. Седова, образ которого стал прототипом главного героя при создании романа "Два капитана" Каверина. Первозданные просторы Арктики и своеобразность пейзажей дарит своим гостям Земля Франца-Иосифа. Фото, сделанные в этой местности, неизменно поражают своей уникальностью и красотой. Ледники, напоминающие лунные кратеры, в сочетании с разноцветными коврами мхов и яркими цветами маков создают удивительную, непередаваемую атмосферу гармонии. Обязательной составляющей арктического ландшафта также являются многотысячные птичьи базары и лежбища моржей, заполняющие прибрежный горизонт архипелага Земля Франца-Иосифа. Фото на лоне полярной природы позволит запечатлеть уникальный момент в жизни и сохранить его в памяти на долгие годы.

День 10-11

В Баренцевом море. Самое время для возвращения в г. Мурманск. На обратном пути капитан пригласит путешественников на ужин в свои апартаменты. Там пассажиры смогут отдохнуть в интересной компании и послушать занимательные реальные истории о службе на ледоколе из первоисточника.

Что включено в общую стоимость тура

  • Путешествие на борту ледокола "50 лет Победы".
  • Плановые групповые экскурсии. В них входят все береговые поездки, посещения мест исторической значимости и другие мероприятия на вертолетах.
  • Экскурсии на зодиаках (по решению экспедиционного лидера в связи с ухудшением погодных условий могут быть отменены).
  • Программа лекций, подготовленная известными натуралистами и специалистами региона.
  • Четырехразовое питание (в том числе свежая выпечка на полдник); кофе и легкие закуски в течение дня; питьевая вода.
  • Резиновые сапоги в аренду на время круиза.
  • Информационные материалы для ознакомления и экспедиционный дневник с фотографиями на DVD.
  • Почтовые сборы и технические расходы.
  • Специальная куртка для экспедиции.
  • Медицинская страховка от несчастных случаев на борту судна.