Высота боинга 747. Занятие не своего места

Boeing 747 (также обозначается как Jumbo Jet или «747») является широкофюзеляжным двухпалубным дальнемагистральным пассажирским лайнером, разработанным одноимённой корпорацией в 1969 году.

Обзор салона и лучших мест

В зависимости от модели и компоновки пассажирский салон самолёта Boeing 747 способен размещать от 366 до 581 пассажира. В настоящее время наиболее распространённым является вариант компоновки салона лайнера, предусматривающий наличие двух классов (бизнес и эконом), поэтому именно его и имеет смысл рассмотреть.

Салон бизнес-класса в самолёте Boeing 747 размещается на верхней палубе (ряды 72-80) и в носовой части нижней палубы (ряды 1-4). Таким образом, бизнес-класс лайнера имеет 44 места. Центральный проход здесь один, а кресла размещены по схеме «2-2». Сидения этого класса представляют собой удобные и мягкие кресла, способные раскладываться (в некоторых вариантах Боинга 747) на 180 градусов, трансформируясь, таким образом, в комфортные и уютные кровати. Также, в зависимости от самолёта, места бизнес-класс могут иметь вид полузакрытых «купе» и располагаться «ёлочкой», обеспечивая больше места для ног. Пассажирам бизнес-класса предлагается вкусное меню с более широким выбором блюд и напитков, а также комплект свежей прессы. В некоторых моделях (в основном произведённых в последние 10 лет) имеется встроенная система мультимедийных развлечений, способная скрасить время в полёте.

Места бизнес-класса являются лучшими на борту Boeing 747. Стоит, однако, отметить, что они далеко не равны и среди них имеются не очень удачные.

Не самыми лучшими в салоне бизнес-класса самолёта Boeing 747 можно назвать места, расположенные в ряду под номером 72. Главной причиной является то, что они расположены возле туалетных и подсобных помещений. Это означает, что освещение здесь будет работать даже в тёмное время суток, тем самым мешая спокойному и полноценному отдыху. Однако не круглосуточный свет является главной проблемой данных мест. Основным неудобством для кресел 72 ряда заключается в том, что здесь гарантированно будет довольно оживлённое движение, причём не столько обслуживающего персонала, сколько пассажиров по дороге в туалет.

Особенно это касается мест, размещенных непосредственно у прохода (обозначенных на схеме литерами C и K). Также не очень привлекательными для бизнес-класса являются места, в 80 неполном ряду. Эти места оказались возле буфета и лестницы, ведущей на нижнюю (основную) палубу. Именно поэтому здесь тоже будет довольно оживлённое движение. Тем не менее, места 72 и 80 рядов для бизнес-класса следует бронировать, особенно на дальние перелёты, в самом крайнем случае.

За местами бизнес-класса на нижней палубе располагается салон эконом-класса. Он представлен местами, занимающими ряды с номерами от 9 до 69 и имеет два центральных прохода. Сидения этого класса располагаются, как правило, по схеме «3-4-3». Кресла эконом-класса мягкие, удобные, а расстояние между ними составляет около 80 сантиметров, что соответствует международным стандартам. Откидные столики для приёма пищи и система видео/аудио развлечений для каждого кресла монтируется, как правило, в спинку переднего. Исключение составляют лишь места, не имеющие перед собой других мест (например, как показано на схеме, это 9, 21, 35 и 51 ряды). Для них все подобные устройства монтируются в подлокотниках.

Самыми лучшими для салона эконом-класса самолёта Боинг 747 являются места, обозначенные литерами A, B, J и K, расположенные в рядах под номерами 9, 21, 35 и 51. Их удобство и комфорт объяснятся целым рядом факторов. Самым главным является то, что непосредственно перед ними, как было указано ранее, не располагаются другие места, а, следовательно, никто не сможет откинуть спинку кресла и ограничить пространство пассажиров на этих местах. Также (что характерно для мест девятого ряда) разнос пищи начинается, как правило, именно с передних мест салона. Таким образом, пассажиры 9 ряда имеют больший выбор блюд и напитков по сравнению с пассажирами задних рядов, особенно учитывая огромные размеры салона и количество пассажиров в эконом-классе. Иллюминаторы Боинга 747 большие, удобные, поэтому места возле них также можно назвать вполне предпочтительными (если, конечно, это не 67 ряд).

Не самыми лучшими для салона эконом-класса являются места, обозначенные литерами C и H и расположенные в рядах 17, 18, 21-27, 33-36, 45, 51-54. Их неудобство объясняется очень просто: они примыкают к проходам непосредственно возле лестниц, ведущих на верхнюю палубу, туалетных помещений и буфетов, что обеспечивает здесь оживлённое движение. Именно это, а также суета и шум дверей способны доставить немало неудобств и подпортить впечатление от полёта на Boeing 747. Самыми неудобными, особенно для дальних перелётов, являются места в 68 и 69 рядах, то есть, в самом хвосте самолёта. Здесь располагается блок туалетных помещений, а следовательно, идет основное движение пассажиров задней секции салона эконом-класса,. Места 68 и 69 рядов нужно брать лишь в самом крайнем случае, когда билетов на другие места уже нет.

Создание и эксплуатация

В 60-е годы XX века корпорация Boeing по праву гордилась высокой популярностью их детища — пассажирского лайнера Boeing 707 . Тем не менее, активный рост спроса на авиаперевозки побудил корпорацию Boeing уже в конце 60-х начать разработку нового пассажирского лайнера, который должен был обладать увеличенной вместимостью и более крупными размерами — теми качествами, которые высказала в пожеланиях авиакомпания Pan American, главный потенциальный заказчик будущего лайнера.

В конце 60-х годов бвтовало мнение, что будущее будет принадлежать сверхзвуковым пассажирским самолётам. Именно это и повлияло, в определённой степени, на конструкцию и дизайн самолёта Boeing 747. Первоначально предполагалось, что Боинг 747 будет грузопассажирским и при необходимости каждый пассажирский борт можно будет переоборудовать в грузовой.

Лайнер планировался как широкофюзеляжный двухпалубный, причём верхняя палуба, как и основная, должна была простираться на всю его длину. Однако в связи с тем, что это серьёзно ухудшило бы аэродинамические свойства самолёта, верхнюю палубу было решено сделать в виде «горба», из-за которого самолёт получил прозвище «баклажан». Ещё одним интересным решением было размещение кабины пилотов на второй палубе, так как носовая часть в таком случае могла быть переделана в аппарель для грузовой модификации.

Ввиду того, что на разработку Boeing 747 было отпущено весьма мало времени — меньше 4 лет — его разработка и производство шли быстрыми темпами. Завод корпорации Boeing не был рассчитан на сборку таких гигантских лайнеров, поэтому в срочном порядке пришлось строить новый завод. Параллельно осуществлялась подготовка пилотов на новый лайнер, которая проходила на специальном тренажёре, предназначенном для обучения пилотов управлению и рулению из достаточно высоко расположенной кабины.

Однако в то же самое время компания Boeing переживала свои далеко не лучшие времена. Будучи на грани банкротства, все свои надежды она возлагала на новый лайнер. История показала, что надежды эти оказались не напрасными, а доходы от продаж Boeing 747 намного превысили затраты на его разработку и постройку.

Первый полёт лайнера состоялся в феврале 1969 года, а уже в 1970 году первый Боинг 747 был поставлен компании Pan American, и его коммерческая эксплуатация началась.

Тем не менее, лайнер был достаточно прохладно встречен авиакомпаниями, в основном из-за своего высокого потребления топлива. Предполагалось, что такой самолёт не оправдает себя даже на дальних маршрутах, ввиду чего чаще предпочтение отдавалось трёхдвигательным лайнерам компаний Lockheed и McDonnell Douglas. В 1973 году грянул нефтяной кризис, и цены на топливо резко взлетели вверх. В этой связи некоторые компании приняли решение прекратить коммерческую эксплуатацию лайнера. Например, авиакомпания American Airlines переоборудовала все Boeing 747 в грузовые, а после продала.

Однако, несмотря на все пророчества неизбежного краха лайнера, его производство продолжалось, а в 2005 году была создана модификация Boeing 747-400, способная вдохнуть новую жизнь в этот самолёт. Однако стоит отметить, что постепенно спрос на лайнер падает, а количество компаний эксплуатирующих его, с каждым годом становится меньше. Это объясняется большим возрастом модели, а также тем, что сегодня на рынке авиаперевозок используются более мощные и новые лайнеры.

Модификации Boeing 747

  • Boeing 747-100 — базовая модификация самолёта, имевшая дальность полёта до 9500 км и вместимость от 366 до 452 человек (при трёхклассовой и двухклассовой компоновке пассажирского салона соответственно). Коммерческая эксплуатация модели была начата в 1970 году компанией Pan American World Airways. Производство самолёта продолжалось с 1968 до 1976 год и было прекращено ввиду нефтяного кризиса. Самолёты Boeing 747-100 впоследствии были переоборудованы компанией Pan American Airways в грузовые Boeing 747-100SF и проданы другим авиакомпаниям.
  • Boeing 747-100SR — модификация «747» с уменьшенной дальностью полёта (литеры SR обозначают Short Range — малая дальность) для использования на малых расстояниях. Использовалась в основном в Японии на внутренних авиалиниях. Также один из Boeing 747-100SR используется NASA до сих для буксировки спейс-шаттлов.
  • Boeing 747-100SP — представляет собой серьёзную переработку Боинга 747 для его большей экономичности (SP означает Special Performance — специальное исполнение). Так, фюзеляж был существенно укорочен, количество пассажирских мест составило 220, а сам самолёт был оптимизирован для снижения затратности — в частности, была увеличена дальность полёта.
  • Boeing 747-200 – модификация лайнера, имеющая удлинённый корпус, увеличенную взлётную массу, более мощные двигатели и как следствие, увеличенную дальность полёта. Разработана в 1971 году. Boeing 747-200 имеет ряд вариантов. Среди них: Boeing 747-200B (усовершенствованная модификация с более мощными двигателями), Boeing 747-200F (грузовая модификация), Boeing 747-200C (самолёт для перевозки либо груза, либо пассажиров), Boeing 747-200M Combi (грузопассажирский вариант).
  • Boeing 747-300 – модификация лайнера с удлинённой верхней палубой, что позволило увеличить вместимость самолёта. Изначально планировалось, что 747-300 будет трёхдвигательной модификацией, однако ввиду невысокого спроса на трёхдвигательные лайнеры он был выпущен с 4 двигателями в 1980 году. Имеется два варианта Боинга 747-300: 747-300M (комбинированная, грузопассажирская версия) и 747-300SR (самолёт с укороченной дальностью полёта).
  • Boeing 747-400 – является наиболее популярной модификацией самолёта. Внешне он отличается от других самолётов семейства тем, что имеет вертикальные законцовки на крыльях. В то же время существует специальная серия Boeing 747-400, которая эксплуатируется в Японии на внутренних рейсах, где эти законцовки отсутствуют. Внутри самолёт отличается более усовершенствованной системой авионики, что позволило сократить экипаж, а также пониженным уровнем шума. Также Boeing 747-400 существенно экономнее своих собратьев, что и обеспечило ему популярность. Для данной модификации существуют такие варианты как: Boeing 747-400M (грузопассажирский), Boeing 747-400SF и Boeing 747-400SF (грузовые модификации), а также Boeing 747-400ER (модификация с увеличенной дальностью полёта).
  • Boeing 747-8 – модификация лайнера с увеличенной взлётной массой и вместимостью, разработанная в 2010 году. Коммерческая эксплуатация началась со следующего, 2011 года.
  • Boeing 747 LCF Dreamlifter – грузовая модификация, созданная на базе самолёта Боинг 747-400. Имеет более высокий фюзеляж и грузоподъёмность.

Краткий обзор Boeing 747 и его характеристики

Боинг 747 представляет собой широкофюзеляжный низкоплан нормальной аэродинамической схемы. Силовая установка самолёта представлена 4 турбовентиляторными двигателями. Оперение – однокилевое.

Лётно-технические характеристики Boeing 747:

Характеристика Boeing 747-100 Boeing 747-400ER Boeing 747-8
Длина, м 70,6 70,6 76,3
Размах крыла, м 59,6 64,4 68,5
Ширина фюзеляжа, м 6,5 6,5 6,5
Высота, м 19,3 19,4 19,4
Площадь крыла, м² 511 541 554
Масса пустого, т 162,4 180,8 214,5
Максимальная взлётная масса, т 340,2 412,8 442,2
Крейсерская скорость М=0,84 М=0,855 М=0,855
Максимальная скорость, км/ч 955 988 988
Дальность с максимальной нагрузкой, км 9800 км 14 205 км 14 815 км
Запас топлива, л 183 380 241 140 242 470
Ширина салона, м 6,1 6,1 6,1
Грузовая вместимость 170,6 м³ (5 поддонов + 14 контейнеров LD1s) 158,6 м³ (4 поддона + 14 контейнеров LD1s) 275,6 м³ (8 поддонов + 16 контейнеров LD1s)
Вместимость 366 (3 класса) 416 (3 класса) 467 (3 класса)
(кол-во пассажиров) 452 (2 класса) 524 (2 класса) 581 (2 класса)
Силовая установка 4 × Pratt & Whitney JT9D 4 × General Electric CF6-80 4 × General Electric GEnx-2B67
Тяга двигателей (4х) 222,4 кН (22,6 т) 281,1 кН (28,68 т) 296,0 кН (30,2 т)
Экипаж, чел. 3 2 2

Заключение

Boeing 747 является яркой страницей в истории самолётостроения и авиаперевозок, а также в биографии одноимённой корпорации. Благодаря своим, в общем-то, хорошим характеристикам, он смог добиться немалых успехов на рынке авиаперевозок. Однако нужно заметить, что дни его славы уже прошли, и в настоящее время существует множество более экономичных самолётов, по своим данным как минимум не уступающих «старичку» Jumbo Jet.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Первым широкофюзеляжным воздушным транспортом в истории мировой авиации признано считать Боинг 747. На протяжении почти сорока лет ни один воздушный транспорт не смог превысить вместимость Боинга 747, и на сегодняшний день его рекорд по размерам не смог победить ни один самолет на планете.

Над созданием Боинга 747 начали работать американские ученые в конце 60-х годов прошлого столетия. Именно в этот период возросло количество авиаперевозок и имеющийся в то время воздушный транспорт не мог справиться с перевозкой многочисленных пассажиров.

При первых разработках инженеры Америки планировали создать Боинг 747, как грузопассажирский транспорт. Ведь многие аналитики утверждали, что крупногабаритные авиалайнеры в ближайшее время будут вытеснены, а им на смену придут более современные аппараты, обладающие сверхзвуковой скоростью. Поэтому в разработках инженеров предусматривалась процедура переоборудования авиалайнера в грузовой вид самолета. Именно для этой цели кабина, в которой должен находиться экипаж, была перемещена на палубу, расположенную в верхней части суда. Такой перенос, по задумке ученых, должен упростить мероприятие по изменению носовой части летательного аппарата в аппарель для грузового авиатранспорта.

К началу 1967 года инженеры закончили работу над проектом и вынесли для обсуждения новый макет самолета, который был назван «Боинг 747». Обсуждаемый проект представлял собой воздушный транспорт с двумя палубами, но после длительных дебатов было решено изменить первоначальную конфигурацию, так как она несла некоторые осложнения. После изменения макета, авиалайнер приобрел форму «горбатого» самолета, а первый заказ поступил от известной авиакомпании на 25 единиц техники.

Заказчик не только заказал большую партию самолетов, но и попросил внести изменения в его конструкцию и в технические характеристики Боинга 747, которые и в настоящее время используют современные инженеры. Изменения коснулись следующего:

  • величины размаха крыльев;
  • переноса опор для шасси;
  • увеличение взлетной массы.

Создание и разработка авиалайнера требовали огромных затрат, поэтому компания разработчик вынуждена была брать денежные средства взаймы у кредиторов. Но несмотря на это, готовый воздушный лайнер смог окупить все затраты втройне, ведь его ждал небывалый успех. Именно этот широкофюзеляжный лайнер на протяжении нескольких десятков лет занимал первые позиции в аналогичном мировом сегменте. А первый его рейс осуществился в начале 1970 года.

Создание самолета Боинг

Краткое описание Боинга 747

Реактивный широкофюзеляжный лайнер Боинг 747 оснащен четырьмя мощными двигателями, имеет, как было ранее сказано, особую форму верхней экипажной палубы. Технические характеристики Боинга747 и эксплуатационные данные намного превышают показатели предыдущих моделей, поэтому делают этот самолет самым востребованным среди многочисленных его аналогов. Следует отметить следующие улучшения:

  1. Показатели аэродинамики.
  2. Концевой поверхности аэродинамики, что позволило сократить индукционное сопротивление.
  3. В салоне появилась обновленная авионика и более удобная кабина для экипажа.

Самое заметное усовершенствование данной модели познали крылья воздушного транспорта. После процедуры их высота достигла 6-ти футов, а концевая аэродинамическая поверхность стала загибаться вверх и выступать немного наружу. Благодаря этим изменениям удалось сократить расход топлива и в несколько раз увеличить продолжительность полета. Расход топлива сократился примерно на 3,5%. Если подсчитать экономию за весь период эксплуатации воздушного судна, выходит колоссальная сумма.

Именно этот вид воздушного транспорта является самым скоростным, ведь скорость Боинга 747 в полете может составлять до 940 км/ч .

Испытания Боинга 747

Технические характеристики воздушного транспорта

Как уже говорилось ранее, вместимость Боинга 747 в несколько раз превышает предыдущие модели благодаря особой форме верхней палубы, которая выполнена в растянутом виде. Благодаря такой конфигурации в эконом-классе размещаются до 580-ти пассажиров, а в бизнес-классе и в эконом-классе могут разместиться 495 пассажиров.

Стрелочные приборы, размещенные в кабине пилотов, были заменены на современные. Благодаря этому управление стало намного проще, важная информация отображалась на жидкокристаллических дисплеях. Наличие цифровой системы управления позволило сократить количество пилотов до 2-ух человек.

Авиалайнер оснащен прямым лестничным трапом для поднятия на верхнюю часть палубы, а не винтовой конструкцией, которой обладали его предшественники, что, несомненно, добавляет удобства пассажирам и членам экипажа.

По проекту салон также был видоизменен. Благодаря им каждый пассажир получил больше свободного пространства, полки для вещей в несколько раз увеличили. Для удобства пассажиров были установлены специальные мультимедийные системы для просмотра видеоклипов и увлекательных фильмов.

Так как верхнюю палубу решили удлинить, на ее поверхности установили 2 дополнительных выхода. Для силовой установки задействовали двухконтурные турбореактивные двигатели (4 штуки) и обновленные моторы от известных производителей. В итоге максимальная скорость пассажирского самолета Боинг 747 приравнялась к 940 км/ч, а взлетная масса составила 350 тонн.

Технические характеристики Боинга 747:

  • 70,7 – длина авиалайнера в метрах;
  • 19,5 – высота самолета;
  • 60 м – размах одного крыла;
  • 6 м – ширина пассажирского салона;
  • 511 кв. м – площадь одного крыла;
  • 940 км/ч – максимальная скорость;
  • 12500 км – дальность полета авиалайнера;
  • 175000 кг – весит незагруженный самолет;
  • 13755 м – высота потолка в салоне;
  • 910 км/ч – крейсерская скорость воздушного транспортного средства.

В экономическом классе предусматривается посадочных мест для размещения 580 пассажиров. Экипаж самолета состоит из 3 человек – 1-го инженера и 2-х пилотов авиалайнера. Американские инженеры, кроме пассажирского воздушного транспорта, изобрели грузопассажирский Боинг, а также модель, которая предусматривала меньшую дальность полета – «747-300».

Вконтакте

Боинг 747, выпускаемый американской компанией Boeing, часто именуемый «Джамбо Джет» (англ. Jumbo Jet), или просто «747», - первый в мире широкофюзеляжный дальнемагистральный пассажирский авиалайнер. Первый полёт был выполнен 9 февраля 1969 года. На момент своего создания Boeing 747 был самым большим, тяжёлым и вместительным пассажирским авиалайнером, оставаясь таковым в течение 37 лет, до появления A380, первый полёт которого состоялся в 2005 году.

Boeing 747 имеет двухпалубную компоновку, при этом верхняя палуба значительно уступает по длине нижней. Размеры и своеобразный «горб» верхней палубы сделали Boeing 747 одним из наиболее узнаваемых самолётов в мире, героем десятков кинофильмов и символом гражданской авиации.

Существует несколько различных вариантов Boeing 747, большинство из которых могут совершать перелёты большой дальности. Рекордсменом среди 747 является Боинг австралийской авиакомпании Qantas Airways, совершивший в 1989 году беспосадочный перелёт из Лондона в Сидней, преодолев тем самым 18000 км за 20 часов 9 минут, не имея на борту ни пассажиров, ни груза.

До сентября 2010 года было заказано 1527 моделей Boeing 747, доставлено 1418 самолётов.

  • Тип - пассажирский самолёт
  • Разработчик - Boeing
  • Первый полёт - 9 февраля 1969
  • Начало эксплуатации - 1970 (Pan Am, TWA)
  • Статус - эксплуатируется
  • Основные эксплуатанты - Japan Airlines, British Airways, Korean Air, Cathay Pacific
  • Годы производства - 1969 год - н. в.
  • Единиц произведено - 1419 (на апрель 2010)
  • Стоимость единицы - 747-100 - 24 млн $ (1967), 747-200 - 39 млн $ (1976), 747-300 - 82 млн $ (1982), 747-400 - 228-260 млн $ (2007)
  • Варианты - Boeing E-4, Boeing VC-25, Boeing YAL-1

Аэродинамическая схема

Четырёхмоторный турбовентиляторный низкоплан со стреловидным крылом и однокилевым оперением.

История

Разработка Идея разработки Боинга 747 возникла во время бурного роста объёмов авиаперевозок в 60-х. Боинг 707, господствовавший в то время на рынке авиаперевозок США, уже с трудом справлялся с растущим потоком пассажиров. До этого корпорация «Боинг» уже занималась разработкой крупного транспортного самолёта для армии США, однако тогда корпорация проиграла проекту компании Локхид - C-5 «Гэлэкси». Тем не менее, наиболее преданный «Боингу» покупатель - авиакомпания Pan American - выработала требования к гигантскому пассажирскому самолёту, который должен был быть больше «707» в два раза. В 1966 году корпорация представила конфигурацию нового самолёта, получившего обозначение «747». Изначальный проект представлял собой полностью двухпалубный самолёт, однако с такой конфигурацией возникали некоторые трудности, и от схемы отказались в пользу «горба». Из первой серии из 100 самолётов Pan Am заказала 25.

В то время считалось, что такие гиганты вскоре будут вытеснены сверхзвуковыми самолётами. Поэтому «747» изначально разрабатывался как грузопассажирский самолёт. Со временем планировалось даже полное переоборудование всех самолётов в грузовые. Кабину экипажа поместили на верхнюю палубу специально для того, чтобы была возможность преобразовать нос самолёта в грузовую аппарель. Предполагалось, что рынок не нуждается более чем в 400 самолётах этого типа, однако, несмотря на критику и жёсткую конкуренцию в 1993 году был построен тысячный самолёт. Лишь в первом десятилетии XXI века объём продаж «747» начал падать.

Строительство самолётов было связано с некоторыми трудностями: завод Боинга не обладал возможностями выпускать такие гигантские самолёты. Для этого в небольшом городке Эверетт в штате Вашингтон был построен новый завод, который и стал домом для нового семейства самолётов.

Компания Pratt & Whitney разработала огромный турбовентиляторный двигатель с высокой степенью двухконтурности - JT9D, который первоначально использовался исключительно на «747». В целях повышения уровня безопасности и лётных качеств самолёта на «747» были установлены 4 резервные гидравлические системы и щелевые закрылки, которые позволяли использовать самолёт на взлётно-посадочных полосах стандартной длины.

На испытаниях самолёта для получения сертификата лётной годности Boeing разработал необычное учебное устройство, известное как «Фургон Уодделла» (названное так в честь лётчика-испытателя «747», Джека Уодделла), которое состояло из макета кабины, установленного на крыше грузовика. Тренажёр был предназначен для того, чтобы обучить лётчиков управлять самолётом на рулении с такого высокого положения кабины.

Boeing дал обещание Pan Am доставить первый самолёт к 1970 году - то есть необходимо было разработать, построить, испытать и сертифицировать самолёт меньше чем за 4 года. Работа шла очень быстро, однако колоссальные затраты корпорации на постройку нового завода и разработку самолёта поставили Boeing на грань банкротства. Тем не менее, колоссальная прибыль от реализации «747» окупила все затраты корпорации.

Эксплуатация Изначально крупные авиакомпании относились к новому самолёту несколько скептически. В это же время корпорации «МакДоннелл-Дуглас» (позже поглощенная «Боингом») и «Локхид» разрабатывали трёхмоторные широкофюзеляжные самолёты гораздо меньших размеров по сравнению с «747». Многие авиакомпании считали, что «747» не оправдает себя на дальнемагистральных маршрутах и будет не так экономичен, как трёхмоторные McDonnell Douglas DC-10 и Lockheed L-1011 TriStar. Кроме того, вызывал сомнения тот факт, что из-за своих размеров «747» может не соответствовать инфраструктурам аэропортов. В настоящее время с подобными проблемами сталкивается А380.

Беспокойство авиаперевозчиков вызвал высокий (по сравнению с трёхмоторными самолётами) расход топлива. Многие авиакомпании сразу же объявили о своём нежелании приобретать Боинг-747 из-за угрозы резкого увеличения цен на билеты.

Беспокойства авиаперевозчиков оправдались. Топливный кризис 1970-х годов вызвал стремительный рост цен на нефть и сокращение объёмов авиаперевозок. Авиакомпании столкнулись с проблемой нерентабельности «Боинга-747»: из-за высоких цен на билеты самолёты летали полупустыми. Авиакомпания American Airlines устанавливала вместо кресел пианино и барные стойки с целью привлечения пассажиров, но и этих мер оказалось недостаточно. В дальнейшем компания переоборудовала все самолёты в грузовые, затем продала. Через некоторое время Continental Airlines поступила со своими самолётами так же. Новые McDonnell Douglas DC-10, Lockheed L-1011 TriStar, а позже Airbus A300 и Boeing 767 захватили большую часть рынка широкофюзеляжных самолётов. Многие авиаперевозчики с выходом новых самолётов почти сразу отказались от «747» в их пользу. Среди них: Air Canada, Aer Lingus, SAS, TAP Portugal и Olympic Airways.

Многие авиакомпании продолжают использовать «Боинг-747» на особо загруженных маршрутах. В Азии «747» часто используется на средних и даже ближних маршрутах, особенно в Японии. «747» всё так же используют на самых протяжённых трансконтинентальных линиях. Самый большой флот «747» принадлежит японской национальной авиакомпании Japan Airlines - 73 самолёта. British Airways обладает крупнейшим флотом модификации 747-400, включающим 57 самолётов.

Самолёты «Боинг-747» эксплуатируются и в России. Авиакомпания Трансаэро имеет одиннадцать лайнеров (шесть B747-200, три B747-300 и два B747-400), авиакомпания AirBridgeCargo, входящая в группу компаний Волга-Днепр, имеет девять машин в грузовом варианте (два самолёта Boeing 747-200F, один B747-300F и шесть 747-400ERF).

Будущее «747» После создания модификации 747-400 рассматривалось множество вариантов усовершенствования самолёта, однако утверждён был лишь проект 747-8 2005 года.

Программа 747-X была запущена в ответ на европейскую программу корпорации Airbus A3XX. Этот проект подразумевал создание самолётов Boeing 747-500X и Boeing 747-600X вместимостью до 800 пассажиров. Корпорации General Electric и Пратт & Уитни создали совместное предприятие для производства двигателей GP7200 специально для увеличенного «747». Однако большинство авиаперевозчиков предпочли разработку принципиально нового самолёта модернизации старого, и после нескольких месяцев проект был закрыт.

После официального старта программы А380 в 2000 году «Боинг» вновь было взялся за 747-Х, но позже отказался от него в пользу проекта «Sonic Cruiser» - проект субзвукового пассажирского самолёта. Потом проект законсервировали и принялись за разработку Боинга 787 (изначально 7Е7). Впрочем некоторые идеи, разработанные в ходе проекта 747-Х, нашли применение в самолёте Boeing 747-400ER.

В начале 2004 года Boeing опубликовал планы создания самолёта 747 «Advanced». Этот самолёт представляет собой удлинённый Boeing 747-400. На новом самолёте планируется использовать совершенно новую авионику - схожую с авионикой Боинга 787. 14 ноября 2005 года «Боинг» заявил о начале проекта, и самолёту было присвоено обозначение Boeing 747-8. Авиакомпании заказали 109 самолётов (33 пассажирских, 76 грузовых). Из пассажирских перевозчиков интерес к 747-8 проявила Lufthansa (20 машин), Korean Air (5 машин) и американская Boeing Business Jet (8 машин). Грузовыми (здесь у 747 нету конкуренции, грузовой А380 присутствует пока что лишь на схемах) заинтересовались 8 авиакомпаний, среди которых такие как Dubai Aerospace Enterprise (15 самолётов), Nippon Cargo Airlines (14 самолётов), Cargolux (13 самолётов), а также российская Волга-Днепр (5 самолётов)

Между тем, последний пассажирский Boeing-747-400 был поставлен заказчику (тайваньской авиакомпании China Airlines) в апреле 2005 года, с тех пор из ангаров Boeing выкатывались только грузовые «Джамбо джеты». Число эксплуатируемых самолётов этого типа постепенно сокращается.

Модификации

Boeing 747-100 был первой моделью из серии «747» и вскоре после своего появления получил прозвище Jumbo. Всего в разных подвариантах было построено 250 самолётов этой модификации, из них 167 самолётов представляли собой базовый вариант 747-100, 45 - SP, 29 - SR и 9 - 100B. Последний Boeing 747-100 принадлежал к модификации −100SR, был построен для Japan Airlines и был поставлен в сентябре 1986 года.

Основной вариант 747-100. Первый Boeing 747 под официальным обозначением Boeing 747-100 был построен 2 сентября 1968 года. Первый полёт состоялся 9 февраля 1969 года. 1 января 1970 года принадлежавшим Pan American World Airways самолётом был выполнен первый коммерческий рейс. Первой европейской авиакомпанией, которая приобрела Boeing 747-100, была Lufthansa, которая получила в общей сложности три самолёта этой модели. Базовый вариант имел дальность полёта 7200 км. На самых первых самолётах на верхней палубе располагалось помещение для отдыха с тремя иллюминаторами. Несколько позже, когда авиакомпании стали использовать верхнюю палубу для пассажиров первого и бизнес-класса, палуба была окончательно переоборудована в пассажирский салон, рассчитанный на 60 пассажиров. Последний экземпляр базового варианта Boeing 747-100 был поставлен авиакомпании Pan American World Airways 2 июля 1976 года. Некоторые самолёты серии 747-100 были переоборудованы в грузовые 747-100(SF).

Boeing 747SR (англ. Short Range - малая дальность). SR-версия Boeing 747-100 является самолётом для авиалиний малой протяжённости. Boeing 747SR был разработан как ближнемагистральная модификация 747-100. У этого самолёта меньший запас топлива, зато пассажировместимость достигла 500 человек, а позже - 550. У 747SR, кроме того, усовершенствована конструкция фюзеляжа. Позже, модификации SR появилась и у Боинга 747-300. Боинги 747SR используются в основном только на внутренних японских линиях. Несколько самолётов Boeing 747-100SR были доставлены Japan Airlines с удлинённой верхней палубой. Позже эта модификация получила наименование 747SUD (англ. stretched upper deck). Один из самолётов, некогда летавших в Japan Airlines, сегодня используется NASA в качестве носителя спейс шаттла. Модификация Boeing 747SP (англ. Special Perfomance) была разработана в 1976 году. Этот самолёт был создан для того, чтобы составить серьёзную конкуренцию ДС-10 и Л-1011. Дело в том, из-за своих размеров Боинг был часто нерентабелен на маршрутах средней загруженности, и проигрывал на них Дугласам и Локхидам. Разработка Боинга 737 и 747 отнимала у компании слишком много денег, поэтому у компании не было возможности создать принципиально новый самолёт. Вместо этого у Боинга 747 был укорочен фюзеляж и была проведена некоторая оптимизация параметров самолёта специально для маршрутов небольшой загруженности.

Помимо укороченного фюзеляжа, у 747SP увеличена площадь поверхности киля и закрылков. 747SP брал на борт до 220 пассажиров. Максимальная дальность полёта составляла 10 500 км на крейсерской скорости 980 км/ч.

До появления Airbus A340 747SP обладал наибольшей дальностью полёта среди пассажирских самолётов и пользовался популярностью у компаний, занимавшихся трансокеанскими перевозками - American Airlines, Qantas и Pan American. Несмотря на свои технические преимущества, 747SP не стал так популярен, как надеялся производитель. Было построено всего 45 самолётов этой модификации. Большинство из них по-прежнему эксплуатируются в основном в странах Ближнего Востока. Один самолёт был построен специально под летающую астрономическую лабораторию - SOFIA (Stratospheric Observatory for Infrared Astronomy). На нём расположен телескоп диаметром 2,5 метра.

Boeing 747-100В отличался от своих предшественников усовершенствованной системой управления и шасси. Первым заказчиком Boeing 747-100В стала авиакомпания Iran Air, получившая первый экземпляр 2 августа 1979 года. Остальные восемь экземпляров были проданы Saudi Arabian Airlines.

Представленный в 1971 году и позже совершенствовавшийся Boeing 747-200 имел более мощные двигатели и увеличенную взлётную массу, что позволяло увеличить дальность полёта. Первые 747-200 на верхней палубе имели 3 иллюминатора, но позже Боинг окончательно отказался от такой схемы и новые самолёты строил с десятииллюминаторной палубой. У последней модификации, 747-200В, выпускаемой с 80-х, дальность полёта доведена до 10 800 км. На основе планера Боинга 747-200 были построены модификации для ВВС США: 3 ВКП E-4A и 1 E-4B и 2 самолёта VC-25A для перевозки президентов США.

Boeing 747-200С и 747-200F были разработаны для перевозки грузов. 747-200F - исключительно грузовой самолёт, тогда как 747-200С - способен перевозить либо груз, либо пассажиров. Модификация 747-200М «Combi» может перевозить и то, и другое одновременно. Как и 747-100, много пассажирских самолётов 747-200 были позже переоборудованы в грузовые.

Boeing 747-200В - усовершенствованная версия 747-200 с более мощными двигателями и большим запасом топлива.

Boeing 747-300 изначально задумывался как трёхмоторная версия Боинга 747SP, однако от этого плана быстро отказались из-за малого спроса на такую модель на рынке.

Обозначение 747-300 было присвоено новому самолёту, появившемуся в 1980 году. На этом самолёте была значительно увеличена верхняя палуба, что увеличило пассажировместимость. На основе 747-300 были созданы варианты 747-300М (грузопассажирский) и 747-300SR (ближнемагистральный). Отличительной особенностью нового самолёта стала прямая лестница, соединяющая верхнюю и нижнюю палубы. На более ранних самолётах устанавливалась спиральная. Максимальная дальность полёта составила 12 400 км.

Среди авиакомпаний, эксплуатирующих значительное количество самолётов Boeing 747-300 Japan Airlines, Air India, Saudi Arabian Airlines, Pakistan International Airlines (PIA), Qantas, и Thai Airways.

Boeing 747-400 является самой новой и самой популярной моделью из серии и производится до сих пор. У этого самолёта добавлены вертикальные законцовки на крылья (винглеты; однако, их нет на самолётах Japan Airlines, осуществляющих внутренние перевозки по Японии). Кабина экипажа была усовершенствована новой авионикой, в связи с чем отпадала необходимость в бортинженере. Были установлены дополнительные хвостовые топливные баки, усовершенствованные двигатели. Кроме того, самолёт отличает повышенная степень комфортности. В эксплуатацию 747-400 поступил в 1989 году в компании Northwest Airlines.

Boeing 747-400 на 25 % экономичнее 747-100 и в два раза тише. Разработаны варианты 747-400М (грузопассажирский), 747-400F и 747-400SF (грузовые). Специально разработанный для внутренних линий Японии самолёт 747-400D удерживал мировой рекорд по пассажировместимости до 2005 года, вмещая до 594 человек. Затем его сменил Airbus A380, который в одноклассовой конфигурации вмещает 853 пассажира

Модификация 747-400ER - самолёт с увеличенной дальностью полёта.

Удлинённая на 5,5 метров транспортная версия 747-400, максимальная взлётная масса (442 тонны) на 16 % больше оригинала (но на 18 тонн меньше, чем у А380-800). Первый испытательный полет нового самолета состоялся 8 февраля 2010 года с аэродрома Пейн-Филд (Эверетт, штат Вашингтон), с годичным отставанием от графика. По данным на 30 сентября 2010 года, первые грузовые самолёты будут поставлены в середине 2011, а пассажирские в конце того же года.

Силовые установки

  • Boeing 747-100
  • 4 Пратт & Уитни JT9D-7A
  • Boeing 747-200/300
  • 4 Пратт & Уитни JT9D-7R4G2
  • 4 Rolls-Royce RB211-524D4
  • 4 General Electric CF6-50E2
  • Boeing 747-400
  • 4 Пратт & Уитни PW4062
  • 4 Rolls-Royce RB211-524H
  • 4 General Electric CF6-80C2B5F
  • Boeing 747-8
  • 4 General Electric GEnx

Военные модификации и самолёты глав государств

  • VC-25A - самолёты для перевозки президента США. Два VC-25A были построены в конце 1980 годов на основе планера Boeing 747-200. Носят специальную окраску. В службе управления воздушным движением им выдаётся код Air Force One - тому самолёту, на борту которого находится президент. В настоящее время используются президентами США для внутренних и зарубежных поездок (см. статью VC-25).
  • E-4B Nightwatch известные как NEACP (англ. National Emergency Airborne Command Post), произносится как «Kneecap», а с 1994 года получившие второе название NAOC (англ. National Airborne Operations Center) - воздушные командные пункты (ВКП) для президента США, министра обороны США, других членов высшего руководства на случай начала ядерной войны и разрушения наземных структур управления. Разговорное название у них в США - «самолёты Судного дня» (англ. doomsday planes). Первые 3 E-4A построены на основе планера Boeing 747-200 на заводе Boeing в 1974-1978. В 1979 году был построен модернизированный E-4B, и в 1980 году все три E-4A были модернизированы и стали называться E-4B. В настоящее время находятся на дежурстве на базах (см. статью E-4).
  • Самолёт используется для перевозки воздушно-космического самолёта «Спейс шаттл» с запасных космодромов к основному месту старта на мысе Канаверал. Челнок крепится на фюзеляже сверху.
  • Высокая грузоподъёмность и большие внутренние объёмы сделали «747» постоянным участником различных программ ПРО армии США. Сейчас на нём смонтирован экспериментальный химический лазер большой мощности, предназначенный для поражения баллистических ракет противника на участке разгона.

Технические характеристики

Характеристика 747-100 (первоначальная версия) 747-400ER 747-8
Длина 70,7 м 70,7 м 76,4 м
Размах крыла 59,6 м 64,4 м 68,5 м
Высота 19,3 м 19,4 м 19,4 м
Площадь крыла 511 м² 541 м² ?
Вес пустого самолёта 162,4 т 180,8 т 276,7 т
Максимальный взлётный вес 340,2 т 412,8 т 435,4 т
Крейсерская скорость 0,84 М 0,855 М 0,855 М
Максимальная скорость 0,89 М 1150 км/ч 1150 км/ч
Дальность с максимальной нагрузкой 9800 км 14 205 км 14 815 км
Запас топлива 183 380 л 241 140 л 227 600 л
Расход топлива с максимальной нагрузкой 20,3 л/км 17,0 л/км 15,4 л/км
Грузовая вместимость 170,6 м³ (5 поддонов + 14 контейнеров LD1s) 158,6 м³ (4 поддона + 14 контейнеров LD1s) 275,6 м³ (8 поддонов + 16 контейнеров LD1s)
Вместимость
(кол-во пассажиров)
452 (2 класса)
366 (3 класса)
524 (2 класса)
416 (3 класса)
467 (3 класса)
Силовая установка 4 × Пратт & Уитни JT9D 4 × General Electric CF6-80 4 × General Electric GEnx-2B67
Тяга двигателей (4х) 222,4 kN 281,1 kN 296,0 kN
Экипаж 3 2 2

Потери самолётов

По состоянию на сентябрь 2010 года в общей сложности 49 самолётов Boeing 747 были потеряны в результате катастроф и серьёзных аварий. Boeing 747 пытались угнать 31 раз, при этом 25 человека погибло. Всего в этих происшествиях погибло 3732 человека. Самая крупная по числу жертв (не считая террористический акт 11 сентября 2001) авиационная катастрофа произошла в 1977 году на острове Тенерифе в аэропорту Лос-Родеос. На взлётно-посадочной полосе столкнулись два Боинга 747, погибло 583 человека (см. Катастрофа в аэропорту Лос-Родеос и Список авиационных происшествий и катастроф).

На сегодняшний день «Россия» – одна из немногих российских авиакомпаний, которая эксплуатирует самолеты модели Боинг 747. У «России» всего 6 самолетов Боинг 747-400.

Боинг 747-400 – очень вместительная машина, в отличие от модели . Достигается это за счет двухпалубной компоновки. Верхняя палуба значительно меньше по длине нижней и создает своеобразный горб на лайнере. Это «фишка» и сделала данный самолет самым узнаваемым в мире.

Большая часть самолетов «Россия» имеет компоновку на 522 человека. Также есть лайнеры с компоновкой на 447 и 461 место. В данной статье, однако, мы рассмотрим схему самолета именно на 522 места.

Достоинства и недостатки расположения мест Боинга 747-400

Верхняя палуба

Ряд 1,2,3. Это места бизнес-класса. Претензий к данным местам нет. Все выполнено на достойном уровне. Кресла здесь раскладываются в полноценную кровать, предоставляется подушки и пледы. Расстояние между рядами составляет 1,5 метра – более чем достаточно для комфортного полета.

Ряд 5. С данного ряда начинается эконом-класс. Это самые лучшие места на верхней палубе (в экономе). Из-за отсутствия переднего ряда можно свободно вытянуть ноги, разложить кресло и хорошо выспаться. Мимо вас ни кто не будет ходить – впереди только бизнес-класс, отделенный от вас ширмой. Расстояние между рядами порядка 86 см.

Ряд 9. А вот места в девятом ряду не могут похвастаться показателями 5 ряда. На схеме они выделены желтым цветом. Расположение в непосредственной близости туалетов ничего хорошего не предвещает. Высокая проходимость мимо вашего кресла обеспечена, особенно это касается мест C и H (самые неудобные на верхней палубе). Также некоторый дискомфорт может доставлять наличие перехода на нижнюю палубу (может быть более прохладно).

Нижняя палуба

Ряд 10, 11, 12. Некоторые пассажиры отмечают данные места как самые комфортные в эконом-классе. Если расположиться здесь, то создается некая отдаленность от основной массы пассажиров, а значит здесь будет тише (если, конечно не попадутся громкие соседи). Туалеты находятся позади, поэтому регулярные хождения мимо вашего места исключены. Кроме этого, здесь больше пространства и спинки кресел свободно опускаются. На схеме данные места отмечены зеленым цветом.

Места между 18 и 19 рядами (в середине). Отмечены зеленым цветом. Также являются наиболее комфортными за счет увеличенного пространства для ног. А вот места, следующие позади (два места желтого цвета) не рекомендуется бронировать по причине близкого расположения к туалету. Также вероятно, что спинки кресел не опрокидываются из-за перегородки.

Ряд 22. Дискомфорт может доставлять наличие туалета. Также здесь может отсутствовать иллюминатор. Расстояние между креслом и стенкой туалета не очень большое.

Ряд 29. Спинки кресел не опрокидываются из-за аварийного выхода. Рядом находится туалет, что также не является плюсом (а кресла посередине упираются спинкой на туалет – звуки сливного бачка гарантированы).

Ряд 31. Достаточно противоречивый ряд. С одной стороны здесь увеличено пространство для ног из-за отсутствующего ряда спереди. С другой стороны – наличие аварийного выхода создает ограничения на укладку ручной клади. Также в этих местах нельзя лететь с детьми и животными. Здесь может быть и несколько прохладней, чем в другой части самолета. Место «А» находится возле аварийной двери, которая может мешать комфортному полету. Возле места «C» располагается лестница.

Ряд 43. Места выделены желтым цветом. Спинки кресел не опрокидываются из-за аварийного люка. Также некоторые пассажиры жалуются на малое пространство для ног. Дополнительный шум могут создавать проходящие мимо пассажиры, идущие в туалет.

Ряд 44. Места здесь лучше, чем в 43 ряду. В первую очередь, за счет увеличенного пространства для ног. Минусом является только наличие в непосредственной близости туалета. Места А и L находятся возле аварийной двери.

Ряд 54. Аналогия 43 ряда. Спинки кресел не опрокидываются. Места C и H самые беспокойные, так как находятся на пути к кухонной зоне.

Ряд 55. Более комфортен за счет увеличенного пространства для ног. Но ситуация усугубляется наличием кухонной зоны в непосредственной близости.

Ряд 67-69 Ряды имеют по два кресла, а значит более спокойные. Особенно удобны для полета семейных парочек.

Ряд 70. Места в этом ряду не очень удобны, хотя являются парными. Спинки кресел не раскладываются.

Ряд 71. Самый шумный ряд, так как находится близко к туалету. Места D и G самые не комфортные. Мимо вас будут постоянно ходить пассажиры, так что не задремлешь.