Жд билеты очень дорогие почему. Почему билеты на поезд такие дорогие

Система динамического ценообразования охватывает 95% перевозок АО "ФПК" в вагонах купе, СВ, люкс, вагонах с местами для сидения скоростных поездов внутригосударственного сообщения.

Используя возможности системы, пассажиры могут значительно сэкономить на стоимости проезда.

Все вагоны, входящие в программу, отмечены в продаже билетов на сайте знаком .

Основные принципы действия системы:

Основной принцип системы заключается в следующем: чем выше спрос и меньше мест, тем выше цена на билеты.

Стоимость проезда зависит не только от расстояния и популярности маршрута, но и от таких факторов, как:

  • категория поезда;
  • время года, день недели, время отправления, прибытия и т.д.;
  • количество предложенных мест в поезде;
  • дата совершения покупки билета (количество дней до отправления поезда).

Как часто изменяется тариф?

Система в реальном времени анализирует сотни различных факторов и в зависимости от полученных данных периодически производит перерасчет стоимости проезда по всему маршруту следования. В результате цена билета может измениться в течение часа и даже нескольких минут.

Для каждого направления, поезда и участка маршрута следования применяется различная ценовая политика.

Как изменяется тариф на основном маршруте и внутренних участках следования поезда?

По мере заполнения поезда и приближения к дате отправления, тарифы на основном маршруте могут изменяться как в большую, так и меньшую сторону. Но эта ситуация встречается редко!

В подавляющем большинстве случаев, чем меньше дней осталось до отправления, тем выше цена на билет.

При этом не исключается, что на отдельных участках маршрута поезда стоимость перевозки может быть выше или равна основному маршруту.

Как сэкономить на покупке билета?

Главным фактором, влияющим на стоимость билетов, является спрос на них, поэтому в целях экономии поездки важно принимать во внимание определенный набор закономерностей, которые с большой долей вероятности позволят сэкономить на поездке:

Фактор 1: скидки в зависимости от расположения мест в вагоне
Система применяет дифференцированные скидки в зависимости от расположения мест в вагоне. Например, в купейном вагоне верхние места пользуются меньшим спросом, чем нижние, что приводит к установлению дифференцированной скидки на верхнюю полку.
Фактор 2: время отправления/прибытия
В некоторых случаях стоимость билетов зависит не только от времени года и дня недели, но и от времени суток. Как правило, стоимость билетов на поезда, отправляющихся примерно в 4-5 утра, значительно ниже билетов на поезда с более поздним временем отправления. Таким образом, если для пассажира временные рамки не являются жесткими, то цены на билеты, в таком случае, будут ниже.
Фактор 3: день недели
Следует принять во внимание, что мониторинг спроса осуществляется также с учетом дней недели.
К примеру, большинство пассажиров планируют свои поездки по пятницам и, проведя выходные в каком-нибудь городе, возвращаются в воскресенье вечером. Следовательно, количество билетов по низким тарифам на поезда в пятницу вечером туда и в воскресенье вечером обратно будет ограниченным.

Фактор 4: сезонность
Цены на билеты существенно снижаются в те сезоны, когда люди редко отправляются в поездки. К примеру, после новогодних каникул. Именно в такие периоды применяются минимальные тарифы.
В периоды массовых путешествий (во время праздников или школьных каникул) стоимость билетов может значительно повышаться, т.к. тарифы, применяемые в данный период, обусловлены фактором высокой сезонности, общим для всей транспортной отрасли.
Стоимость билетов в течение года заметно меняется, и напрямую зависит от даты поездки. Как правило, разница всего в один день может ощутимо отразиться на тарифе.

В этом году День железнодорожника в России отмечает 120-летие. В этот день АиФ.ru попросил генерального директора Федеральной пассажирской компании Петра Иванова ответить на вопросы читателей.

— В последнее время всё чаще приходится покупать билеты на поезда, в стоимость которых включен обед. Почему пассажир при покупке билетов не может отказаться от навязываемого сервиса?

— Питание включено в стоимость билета далеко не на все поезда ФПК. Оно не входит в стоимость билетов в плацкартные и общие вагоны, а также купейные вагоны нефирменных поездов. Поэтому у пассажира всегда есть выбор, в каком поезде отправиться в путешествие.

Питание включено в стоимость проезда в большинстве вагонов «Люкс», СВ, купе фирменных поездов. Также питание включено в стоимость проезда в вагонах СВ и купе нефирменных поездов, относящихся к категории вагонов повышенной комфортности и имеющих класс обслуживания 1Б, 1Е, 1Э, 2Э, и в вагонах с местами для сидения 1-го класса — это двухэтажный поезд Москва — Воронеж, «Стриж» Москва — Нижний Новгород, дневные поезда Москва — Ярославль, которые также являются вагонами повышенной комфортности и относятся к классу обслуживания 1P, 1В.

Сейчас проводится анализ различных дополнительных услуг, включенных в стоимость билета, чтобы отделить необходимые от необязательных. В частности, есть возможность выбора варианта питания при заказе билета. При этом если пассажир вообще не хочет заранее оплачивать питание — предложим места в поездах, где услуга питания не включена в стоимость проезда. Также поступают жалобы на недостаточность предоставляемой на продолжительный путь следования однократной услуги питания. Поэтому в дальнейшем планируется введение возможности выбора пассажирами кратности услуг питания, включенного в стоимость проезда, на этапе оформления проездных документов.

— Часто покупаю билеты на поезда дальнего следования онлайн, не проходя онлайн-регистрацию. Постоянная картина, которую наблюдаю: нерабочие терминалы, в которых невозможно распечатать билет, чтобы сесть в поезд. Более того, по этой причине пару лет назад так и не смогла сесть на поезд. Все терминалы на вокзале были нерабочими, администратора не было на месте в течение 15 минут, а в трёх действующих кассах дальнего следования меня уверяли, что «не умеют распечатывать электронный билет». Как вы следите за исправностью терминалов и обучением сотрудников?

— Скорее всего, вы имеете в виду распечатку не электронного билета, а посадочного талона. Если после приобретения электронного билета вы не проходите on-line регистрацию, то на территории России у вас есть возможность получить посадочный купон на бланке проездного документа в кассе дальнего следования или самостоятельно распечатать в терминале самообслуживания. В настоящее время контроль за работоспособностью терминалов усилен, все неисправности выявляются и ликвидируются в максимально оперативном режиме. Кроме того, обучение и повышение квалификации сотрудников проводится на постоянной основе и весь персонал обладает необходимыми техническими навыками.

Если вы столкнетесь с проблемой неработающих терминалов, или в кассе дальнего следования вам откажут в выдаче посадочного талона — сообщите на мою электронную почту [email protected] .

— Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, что мешает сегодня довести скорость движения наших скоростных поездов до мирового уровня? Какой абсолютный рекорд скорости сейчас установлен на рельсовых путях РФ и станет ли реальностью идея Илона Маска — транспортный проект под названием Hyperloop в России?

— Наши скорости фактически ограничены возможностями инфраструктуры и поездов — большинство вагонов могут двигаться с максимальной скоростью 140 км/ч. Для обеспечения более высокой скорости требуется и подготовка соответствующих путей, и подготовка соответствующего состава.

Со скоростью до 200 км/ч могут передвигаться «Невский экспресс», «Стриж» и международные поезда. На территории России скоростных направлений сегодня очень мало, есть только отдельные небольшие участки железных дорог, кроме Москвы и Санкт-Петербурга, на которых поезда могут идти с высокой скоростью.

Пока развивается направление Москва Санкт-Петербург. Что касается других направлений, это будет зависеть от возможностей инфраструктуры и возможности пропуска поездов в графике движения по конкретным направлениям.

— Формат электронных билетов очень удобен, но почему необходимо обязательно распечатывать бланк?

— На сегодняшний день для посадки в поезд пассажир, оформивший электронный билет, обязан пройти процедуру регистрации. Ее можно осуществить двумя способами:

  • получить посадочный купон в билетной кассе или распечатать его через терминал самообслуживания;
  • пройти процедуру электронной регистрации на сайте ОАО «РЖД» и получить на электронную почту посадочный купон со специальным 2D штриховым кодом, подтверждающим легитимность посадочного купона.

ФПК проводит работу по упрощению процедуры посадки в поезд пассажиров, прошедших on-line регистрацию, на основании документа, удостоверяющего личность. Для этого поездные бригады наших поездов планомерно оснащаются специализированными техническими средствами контроля посадки пассажиров, позволяющими контролировать нелигитимные (возвращенные, аннулированные) билеты.

— Раньше были разговоры о введении вагона для курящих, пусть с повышенными ценами. Где они? Почему проводникам «можно» курить в тамбурах в печку, а пассажирам — нельзя.

— Курение в поездах дальнего следования запрещено. Ни курение в тамбурах, ни отдельные вагоны для курящих законом не предусмотрены.

Если на ваших глазах кто-то курит в тамбуре или в туалете, необходимо сообщить проводнику. Если проводник не сможет решить этот вопрос, необходимо обратиться к начальнику поезда. Если начальник поезда сам не справится, он вызовет наряд полиции. Других вариантов сегодня законодательство не предполагает.

— С динамическим ценообразованием билеты на поезд стали дороже билетов на самолет (например, Волгоград — Москва). С чем это связано?

— У системы динамического ценообразования три основных принципа. Первый — чем раньше, тем дешевле. Второй — чем выше спрос, тем выше цена. И третий — чем ниже категория вагона, тем дешевле. Используя возможности системы, пассажиры, планирующие поездку заранее, могут значительно сэкономить на стоимости проезда. Скорее всего, вы обращаете внимание на стоимость билета не в момент начала продаж, а ближе к дате отправления в период повышенного спроса на этот маршрут и выбираете места в вагонах повышенной категории.

Например, в первый день продаж тарифы в вагоны купе на фирменном поезде № 001И сообщением Москва — Волгоград отправлением 1 сентября 2016 года составляли 3179,5 руб. при проезде на верхней полке и 4017 руб. при проезде на нижней полке. На скором поезде № 015Й сообщением Москва — Волгоград отправлением 1 сентября 2016 года — 2099,50 руб. при проезде на верхней полке и 2718 руб. при проезде на нижней полке.

В соответствии с графиком гибкого регулирования тарифов (без применения динамического ценообразования) стоимость проезда в период с 1 сентября по 30 сентября 2016 года на данном маршруте составляла бы в фирменном поезде 5085,7 руб., что выше опубликованного в первые дни продаж на 22%, в скором поезде — 3390,4 руб., что выше опубликованного в первые дни продаж на 20%.

— Почему при оформлении билета за баллы «РЖД Бонус» все равно приходится доплачивать часть деньгами?

— Стоимость билета в поезда ФПК состоит из двух частей — тарифа за перевозку пассажира и сервисных услуг, например, постельное белье, питание и гигиенический набор. Тариф за перевозку — это непосредственно услуги ФПК, а стоимость сервисных услуг компенсируется их поставщикам. Баллы «РЖД Бонус» являются скидкой на проезд, поэтому сейчас ими можно оплатить только тариф на перевозку без учета сервисных услуг. Но мы проводим работу с поставщиками услуг о возможности их оплаты также посредством баллов программы «РЖД Бонус».

— Почему был отменен поезд «Москва Вильнюс»? Есть ли вероятность, что этот маршрут будет возобновлен?

— Решение о корректировке размеров движения на участке Москва — Вильнюс было принято совместно железнодорожными администрациями России и Литвы для сокращения эксплуатационных расходов в связи со снижением объемов перевозок между Российской Федерацией и Литовской Республикой.

С 13 декабря 2015 г. поезд № 5/6 Москва-Вильнюс формирования АО «Литовские железные дороги» был отменен, но в состав поезда Калининград-Москва этой компании были включены группы прицепных вагонов сообщением Москва-Вильнюс.

Возобновление курсирования поезда № 5/6 Москва-Вильнюс возможно в случае увеличения пассажиропотока на этом направлении.

— Как сейчас на поезде попасть в Крым? Сколько это занимает времени?

— Перевозки в семь основных городов Крыма — Керчь, Симферополь, Севастополь, Судак, Феодосию, Евпаторию и Ялту возобновились с 30 апреля и закончатся 30 сентября. Пока нет прямого железнодорожного сообщения, пассажирам предлагаются смешанные перевозки. То есть на поезде до станций Анапа или Краснодар, потом на автобусе, пароме и еще одном автобусе до Судака, Феодосии, Симферополя, Ялты, Севастополя, Евпатории, Керчи. Все рейсы состыкованы по времени отправления. Для поездок в Крым действует единый билет, в который включены поездки на всех используемых видах транспорта. Купить билет можно как через интернет, так и в кассах. Уже сейчас этим предложением воспользовалось свыше 340 тысяч человек, это на 20% выше результатов прошлого года. По предварительным оценкам к окончанию перевозок количество превысит 370 тысяч человек. По полигону обслуживания ФПК в зависимости от города отправления и прибытия, выбранного маршрута и времени отправления поезда время в пути составляет от 10-15 часов и более. Например, из Москвы — до двух суток. Из более удаленных городов время в пути может составлять трое суток и больше.

— Подскажите, пожалуйста, какие скидки и льготы есть для детей и что нужно, чтобы ими воспользоваться?

— Впервые в летний период 2016 года предоставляется скидка в размере 50% на проезд детей и организованных групп детей в возрасте от 10 до 17 лет включительно. Скидка предоставляется в период с 1 июня по 31 августа 2016 г. на проезд в плацкартных, общих вагонах, вагонах с местами для сидения поездов, курсирующих во внутригосударственном сообщении. Для оформления проездных документов ребенка на поезда отправлением с 1 июня по 31 августа 2016 г. достаточно предъявить в билетную кассу свидетельство о рождении или паспорт.

Кроме того, в соответствии с Правилами перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа железнодорожным транспортом, при проезде в поездах дальнего следования пассажир имеет право провозить бесплатно 1 ребенка в возрасте не старше 5 лет, если он не занимает отдельное место, а также детей в возрасте от 5 до 10 лет с оплатой в соответствии с тарифом на перевозку детей, который составляет 35% от полного тарифа.

— Я задумался о путешествии в Финляндии. Хочется поездить по стране на своей машине (аренда дорогая в Европе, а ведь еще бензин). Слышал, у вас есть услуга перевозки машины в специальном вагоне? Можете рассказать подробнее? Как это происходит, сколько стоит, что я должен знать?

— Перевозка автомобиля в составе регулярных поездов осуществляется по следующим маршрутам:

  • Москва — Адлер — Москва: от 6833 руб.
  • Санкт-Петербург — Адлер: от 8391 руб.
  • «Лев Толстой» Москва — Хельсинки — Москва: от 84 евро
  • Москва — Санкт-Петербург: от 4145 руб.
  • Москва — Петрозаводск: от 4921 руб.
  • Москва — Псков от 4263 руб.
  • Санкт-Петербург — Астрахань: от 7909 руб.
  • Москва — Астрахань: от 6362 руб.

Перевозка транспортных средств осуществляется от начальной до конечной станции следования пассажирского поезда, в котором следует вагон-автомобилевоз, погрузка, выгрузка в пути следования не осуществляется.

Если вы планируете осуществить путешествие на поезде вместе со своим автомобилем, до приобретения проездных документов необходимо:

1. Уточнить в Северо-Западном центре организации перевозок транспортных средств в Москве (8-499-260-26-72, 8-499-260-22-78) или Санкт-Петербурге (8-812-457-95-57) наличие в составе поезда на планируемую дату поездки вагона-автомобилевоза, а также свободных машиномест.

2. Заполнить онлайн-заявку на сайте или по телефону 8-800-775-00-00, либо заполнить заявление лично в специализированных кассах за 5-45 суток до отправления поезда. В случае подтверждения заявки воспользоваться бесплатной курьерской доставкой пакета перевозочных и проездных документов по удобному для вас адресу или оформить документы на перевозку автомобиля и оплатить перевозку в специализированных кассах.

При резервировании машиноместа отправлением транспортного средства в период с 25 апреля по 10 сентября, с 20 декабря по 15 января выкуп зарезервированных машиномест должен быть произведен в течение 3 суток с даты подтверждения резервирования. При резервировании в срок менее 3 суток до даты отправления поезда, с которым следует вагон-автомобилевоз, срок выкупа составляет 1 сутки, но не позднее 1 суток до отправления поезда.

С более подробной информацией можно ознакомиться на сайте ОАО «РЖД» в разделе «Путешествуйте с автомобилем».

— Подскажите, пожалуйста, есть ли скидки на Ж/Д-билеты для ветеранов труда?

— Льготы для ветеранов не предусмотрены, однако в этом месяце впервые Компания ввела скидку для пенсионеров. Для того, чтобы ее получить, необходимо зарегистрироваться в программе лояльности «РЖД Бонус». Участники программы пенсионного возраста имеют возможность приобретать билеты со скидкой в размере 5% на проезд в купейных вагонах поездов АО «ФПК». Скидка действует при оформлении проездных документов на поезда, курсирующие во внутрироссийском сообщении, отправлением с 1 сентября 2016 года по 31 мая 2017 года.

При покупке билета в кассе необходимо назвать номер участника программы (номер карты) и сообщить кассиру о желании оформить билет со скидкой. Для получения скидки при покупке билета через интернет либо мобильное приложение при вводе данных о пассажире в электронную форму необходимо вписать номер участника программы «РЖД Бонус» в поле «Акции “РЖД Бонус”: для пенсионеров, студентов, по партнерским картам».

— Планирую поездку с детьми в поезде. Опасаюсь, что попаду в вагон без кондиционера. Можно ли заранее узнать, в какой вагон покупаешь билеты?

— На сегодняшний день установками кондиционирования воздуха оборудованы почти 70 % всех вагонов АО «ФПК». Гарантированно кондиционерами оснащены все вагоны фирменных поездов и вагоны повышенной комфортности пассажирских поездов.

При покупке билета необходимо обращать внимание на класс обслуживания, к которому относится выбранный вами вагон. Подробную информацию можно получить на сайте ОАО «РЖД» в разделе «Пассажирам» — «Типы и классы обслуживания», на информационных стендах в прикассовых зонах и у билетных кассиров. Класс обслуживания, к которому относится вагон, также указан в правой части билета.















В Москве у главного офиса ОАО «РЖД» состоялся пикет, участники которого потребовали снижения тарифов на проезд в поездах.

Это уже не первая подобная акция. Ценовая политика российских железных дорог давно вызывает недоумение. Притом, что по оценкам того же ОАО, износ пассажирского вагонного парка достигает минимум 60%, не намного лучше состояние путевого и станционного хозяйств, современный уровень комфорта имеется, по имеющимся оценкам, лишь в трети от общего количества скорых и пассажирских поездов, цены на билеты безудержно растут. В 2010-м они увеличились на 15-35%!

Словом, свои растущие издержки, в том числе низкое качество вагонов и самих поездок, железные дороги активно перекладывают на плечи потребителей-пассажиров. Оттого, собственно, в России самые дорогие железнодорожные билеты. При этом администрация РЖД то и дело рекомендует правительству повышать цены на билеты.

Что до высшей категории поездок - в классе «Люкс» или СВ – эти купе, ввиду дефицита вагонов такого рода, зачастую «трансформируются» из обычных купейных вагонов. А именно: 4-местное купе делится надвое и превращается в двухместное. Возникающим столь нехитрым способом купе присваивается класс «Люкс» или СВ. А вот минимальная стоимость билета такого класса резко возрастает, становясь максимальной в мире. Так, в пересчете на текущий курс, купейный билет из Москвы до Вологды (500 км) на скорый поезд можно сегодня купить почти за 70 евро. Хотя цена билета аналогичного класса Милан–Рим (600 км) составляет… 25 евро, Берлин – Вена (520 км) – 47 евро, Киев – Львов (505 км) – 25 евро, Минск-Гомель (Беларусь, около 300 км) – не больше 15 евро, а Тбилиси – Батуми (Грузия, 400 км) – вообще 13 евро…

Безусловно, постоянное удорожание билетов способствует большей изоляции российских городов и регионов друг от друга. То есть, ценовая политика железных дорог в нынешней России, в конечном счете, фактически усугубляет и без того существенные социально-экономические диспропорции между субъектами Федерации.

Специально для Столетия

РЕПОРТАЖ ИЗ ОКНА ПОЕЗДА. ЧУДЕСА РЖД: Почему железнодорожные билеты в России стоят в пять раз дороже, чем в Украине, и в два раза дороже, чем в Италии?
Январь 13, 2014 6:26 пп by: ..:: Objective::.. Category: Арсений Соболевский.

Руководитель Федеральной антимонопольной службы РФ Игорь Артемьев заявил, что система тарифов на железнодорожные перевозки «доходит до безумства». C ним трудно не согласиться. Нельзя не отметить, что такая тарифная политика Российских железных дорог приносит народу не только материальные, но и социальные потери.

Все познается в сравнении

Раньше в советские времена существовало такое понятие как «не выездной». Не выездными называли людей, которых по тем или иным причинам не выпускали за границу. Сейчас же из-за фантастического роста транспортных тарифов миллионы жителей России стали не выездными внутри собственной страны! Люди зачастую не могут куда-то поехать, чтобы навестить хотя бы своих родственников. Ведь в глубинке многие получают всего по пять-шесть тысяч рублей в месяц и вряд ли готовы отдать половину или даже всю свою месячную зарплату за железнодорожные билеты.

Если цены на основные продукты питания в России и других европейских странах примерно одинаковы (разница, конечно, есть, но не в разы, а лишь в процентах), то на железнодорожном транспорте совершенно иная картина. Здесь действительно сплошные ценовые безумства.
Проехав по российским, литовским, итальянским и украинским железным дорогам я был просто потрясен сравнением и, как ни старался, так не смог найти разумного объяснения колоссальной разнице в стоимости билетов и качестве сервиса.

Умопомрачительные цены

Давайте сравним стоимость проезда в ночном поезде между двумя столицами Украины и России. (Известно, что до войны Харьков был столицей Украинской ССР, а Питер - российской столицей до революции). Итак, фирменный поезд «Киев-Харьков» состоит только из современных купейных вагонов. Разумеется, с кондиционерами и всеми прочими удобствами. Стоимость билета - 160 гривен, или примерно 700 рублей. Даже плацкартный билет в аналогичный ночной поезд «Москва-Петербург» летом стоит 1500-2000 рублей, то есть в два-три раза дороже! Хотя кондиционер там, в плацкарте, уже не гарантирован. Билет в более комфортабельный купейный вагон обойдется вам уже в 3500-6000 рублей, или пять-восемь раз дороже, чем в аналогичном украинском поезде!

Кто-то, быть может, скажет, что зарплаты в Украине ниже российских. Действительно, ниже, но это разница совсем не в пять раз. Проводник на украинской железной дороге получает примерно в полтора раза меньше своего российского коллеги. Весьма странные получаются ножницы. Почему при сравнительно небольшой разнице в зарплате железнодорожников такая огромная разница в стоимости билетов? При этом РЖД традиционно жалуется на убыточность пассажирских перевозок. Куда и на что в таком случае уходят деньги?

Раньше в СССР самым дорогим в стоимости передвижения на транспорте считался Аэрофлот, а железная дорогая была самой дешевой и доступной. Сейчас зачастую все наоборот. Скажем, купейный билет из Москвы до Вильнюса (ехать одну ночь) стоит от шести до восьми тысяч рублей, а самолетом до литовской столицы можно долететь за четыре-пять тысяч. При этом за шесть тысяч рублей (это примерно 140 евро) на самолете лоукостовой авиакомпании можно слетать из Вильнюса в Париж и обратно…

Сравнение РЖД с итальянскими железными дорогами потрясает ничуть не меньше, чем с украинскими. Там, конечно, более существенная разница в зарплатах, но уже в другую сторону. Средняя месячная зарплата в РЖД (32 тысячи рублей) чуть выше средней по России (30 тысяч), но втрое ниже средней зарплаты в Италии (2 350 евро или примерно 100 тысяч рублей) и вдвое ниже средней зарплаты итальянских железнодорожников (1 650 евро или примерно 70 тысяч рублей). При этом следует отметить, что в РЖД дежурный по станции получает 8 600 рублей, слесарь по ремонту оборудования - 11 200 руб., административный персонал в Москве - до 100 тысяч рублей и более, а каждый из 25 членов правления РЖД вместе с премиями имеет более пяти миллионов рублей ежемесячно!

Но вернемся к ценам на билеты. Несмотря на то, что зарплаты в Италии в несколько раз выше, чем в России, цены на билеты там намного ниже. Расстояние от Милана до Рима примерно такое же, как от Москвы до Питера. Высокоскоростной поезд «Italo» преодолевает его за три часа. Самый дешевый билет стоит всего 43 евро, или примерно 1 800 рублей. Это почти вдвое дешевле самого доступного билета на российский высокоскоростной поезд «Сапсан» (3 500 рублей).

Экономические парадоксы

В чем же секрет сравнительно низких итальянских цен? Многие экономисты считают, что все дело в конкуренции! Там на железных дорогах государственная компания серьезно конкурирует с частными. Поэтому цены там не задирают. А в России балом правит одна монополия - РЖД, и поэтому делает все, что хочет…

Но вот в Украине нет такой конкуренции, а цены в пять раз ниже. Более того, по вкладу в трудовые доходы населения Украины - 3.90% «Ukrzaliznytsia» занимает первое место в мире, обгоняя не только «Samsung» (2.60%), но и российский «Газпром», который в этом рейтинге только на восьмом месте (1.44%). «Ukrzaliznytsia» лидирует также и по созданию рабочих мест. Правда, по вкладу в налог на прибыль «Газпром» на третьем месте (12.30%), а «Ukrzaliznytsia» только на 18-м (3.71%). Тем не менее украинские железные дороги опережают российский «Сбербанк», который на 19 месте (3.51%). Это интересное исследование провел медиахолдинг «Эксперт» по методике компании «Ernst and Young». Примечательно, что РЖД и близко нет ни в одном из этих рейтингов. Зато известно, что общие дотации РЖД в некоторые годы превышали 100 миллиардов рублей.
Об этом публично заявлял Президент Владимир Путин.

Получается удивительный парадокс. Украинские железные дороги умудряются не только поддерживать цены в пять раз ниже российских, но и немалую пользу своей стране приносить. Почему же в РЖД сумасшедшие дотации чудным образом сочетаются с непомерными ценами на билеты? А потому что там широко используют старые хитрости, которые появились еще в эпоху горбачевской перестройки. Метод простой: в ключевом цеху завода создавался, якобы, независимый частный кооператив. Именно ему потом перепадала почти вся прибыль, а убытки вешались только на завод. Вот и сейчас самые лакомые и самые прибыльные железнодорожные структуры России находятся в руках «независимых» предпринимателей. А в Украине же ситуация иная. В этом то, наверное, и кроется весь секрет!

Сервис и комфорт

Как только российский поезд отправляется, пассажирам по трансляции, словно молитву, зачитывают многословную скучную инструкцию о том, что можно делать в поезде, а чего нельзя. С точки зрения железнодорожных бюрократов, это забота о пассажирах, но на самом деле - формализм на грани идиотизма. При этом сами работники РЖД не слишком придерживаются инструкций. Выходя на станции из вагона поезда «Москва-Калининград», я едва не упал, потому, как проводница не очистила от снега ступеньки. Хорошо, что оказался без тяжелого чемодана, а то мог бы и травму получить.

С советских времен на российских железных дорогах сохранились так называемые «фирменные поезда». Помню, как в фирменном поезде «Москва-Ленинград» принудительно навязывали никому не нужное фирменное питание в виде сухого пайка с плавлеными сырками, которые даже тогда никто не хотел есть.

Разница фирменного поезда с обычным, в смысле скорости, была малозначительна, а в смысле сервиса практически незаметна и сводилась порой лишь к цветкам в горшочках, которые не столько украшали коридор купейного вагона, сколько мешали пассажирам. Недавно, чтобы повысить привлекательность фирменного поезда «Янтарь», РЖД снизило скорость движения параллельного простого поезда «Калининград-Москва». Теперь он добирается до столицы на три часа дольше. Причем на некоторых участках следует со скоростью, с которой поезда ходили сто лет назад, - 40-50 километров в час. Такой вот скоростной «прогресс» в РЖД…

Удивительно, что Советского Союза давно уж нет, а фирменные поезда остались. Ясно почему - они заметно дороже обычных, и поэтому выгодней для РЖД. Но ведь не пассажирам! Нам по существу не оставляют выбора и вынуждают поневоле поддерживать рублем такой навязчивый псевдо сервис. Надо сказать, что подобное «фирменное чудо» вы не встретите ни в одной европейской стране! В бывших республиках СССР есть весьма положительные примеры, которые РЖД почему-то упорно игнорирует.

Еще 20 лет назад, сразу после обретения Литвой независимости, в спальных железнодорожных вагонах произошли заметные перемены: там навсегда исчезли вечно пыльные матрасы. Оказалось, что мягкие полки вполне комфортны и без матрасов. Стало намного проще стелить постель. Россияне, которые пользуются литовскими поездами, могут это подтвердить. Непонятно, что мешает РЖД перенять этот положительный опыт. Ведь российский завод в Твери теперь даже плацкартные вагоны делает с мягкими полками.

На вокзале в итальянском Милане тяжелый чемодан нигде поднимать не надо - можно катить повсюду по специальным пандусам, либо поднимать и опускать на лифте. При входе в метро увидел ступеньки, как у нас и приготовился тащить чемодан, но не тут-то было. Оказывается, специально для чемоданов устроен небольшой эскалатор.

Такая забота о пассажирах в России никому и не снилась! Недавно РЖД затратило миллионы на обновление вокзала в Калининграде. Теперь он стал выглядеть намного помпезней: кругом мрамор и гранит, а в центре зала - фонтан. Но пассажирам, увы, удобней не стал - по пандусам можно катить инвалидные коляски, но не тяжелые чемоданы. Похоже, что при составлении и утверждении проекта реконструкции не подумали не только о пассажирах, но даже о персонале вокзала. Иначе трудно объяснить, почему после дорогостоящего ремонта закрыли единственное кафе, где могли сравнительно недорого пообедать и пассажиры, и сотрудники РЖД. Теперь на том вокзале из еды только мороженое можно купить…

Для сравнения: на вокзале в Вильнюсе кроме кафе есть и небольшой супермаркет, который размещается в подвальном помещении рядом с камерой хранения. Это для пассажиров гораздо удобней мелких киосков с весьма ограниченным ассортиментом, как на наших вокзалах.

Железнодорожное питание или голодание?

В литовском поезде «Вильнюс-Москва» цены в ресторане достаточно демократичные, как в среднем городском кафе. Поужинать можно рублей за 200, а пообедать примерно за 300. В поезде «Москва-Калининград», на котором также можно доехать до Вильнюса, обед потянет не меньше, чем на тысячу! Первое блюдо - около 300 рублей, второе - около 500, гарнир - около 100. Десерт рублей 200. Неудивительно, что в литовском поезде в ресторане полно людей, а в российском - чаще всего пустота.

Но однажды мне удалось увидеть в вагоне-ресторане РЖД аншлаг. Там сидели одинаково одетые люди - оказывается, организованно кормили проводников поезда. Причем, как выяснилось, за комплексный обед с них вычитали всего лишь по 80 рублей. Более абсурдной ситуации трудно себе представить. Сытые проводники и голодные пассажиры, большинству из которых вагон-ресторан с такими ценами просто не по карману.

Ну, хорошо еще, если поезд едет не больше суток - можно взять какую-то еду с собой. А что делать тем бедолагам, которые едут издалека по два-три дня и более? Как им кормиться? Ведь холодильников для продуктов в наших поездах нет. И на станциях сейчас тоже обедами никто уже не потчует, как в былые советские времена, так, как показано в знаменитом фильме Эльдара Рязанова «Вокзал для двоих». Мой знакомый, недавно проехавший трое суток, вспоминал, что только на одном вокзале где-то в Поволжье предлагалась какая-то еда. На всех других станциях навели «полный порядок» - там теперь шаром покати, как в Калининграде… Людей спасают только китайские «бомжпакеты»: лапша, залитая кипятком.

Зачем нужен железнодорожный спецназ?

Раньше на вокзалах за порядком следила милиция, теперь пассажиров встречают грозные мордовороты «железнодорожного спецназа» - охранники в красивой черной форме и фуражках, как у полиции Нью-Йорка. Поставили рамки и усложнили систему входа-выхода. Скажем, на Белорусском вокзале входить надо в одни двери, а выходить совсем в другие. И ничего, что людям приходится выписывать круги с тяжелыми чемоданами. Это, якобы, во имя их же безопасности. На самом деле здесь больше показухи, нежели реальной борьбы за безопасность, ведь террористы у нас взрывают пути, а не вокзалы. Это прекрасно понимают во всех европейских странах, где тоже бывают теракты на транспорте. Поэтому «железнодорожных спецназов» за счет пассажиров там никто не создает. А за безопасностью следят соответствующие силовые ведомства, которых и у нас более чем достаточно.

Возможно, грозная военизированная охрана создана в РЖД и с другими целями. Если обострение политической ситуации в России и борьба кланов дойдет до стрельбы, то «железнодорожный спецназ» может стать очень важным аргументом при силовом решении проблем. Ведь это по существу целая армия хорошо подготовленных людей! Не надо забывать, что нынешний глава РЖД служил раньше в КГБ-ФСБ. Так что «железнодорожный спецназ» набирают, скорей всего, из опытных отставников именно этой федеральной службы…

Куда смотрят защитники потребителей?

В России существует несколько солидных организаций, защищающих права потребителей. Но что-то не слышно, чтобы хоть одна из них вступилась бы за железнодорожных пассажиров. Почему? Ведь от «безумных» тарифов и не менее «безумного» сервиса страдают миллионы. Непонятно также, почему многочисленные контролирующие органы, скажем, уважаемая Счетная палата РФ, не проведут проверку в РЖД и не выяснят, по каким причинам железнодорожные билеты в России стоят в пять раз дороже, чем в Украине, и даже вдвое дороже, чем в Италии.
Что мешает внести ясность? Может быть, только то, что РЖД в России такая же «священная корова», как и «Газпром»?

Материал к публикации подготовил

Цена билета зависит от множества условий:

  • категории вагона (плацкарт или купе);
  • фирменности поезда (наличия дополнительных услуг — постельного белья, входящего в цену питания, Wi-Fi в поезде и т.п.);
  • дальности маршрута;
  • сезона или времени суток отправления поезда;
  • спроса (когда и на какой поезд вы покупаете билет).

Почему так быстро меняется цена билета?

По правилам ОАО «РЖД», билеты не имеют постоянной цены, она постоянно пересчитывается. У ОАО «РЖД» есть две основных программы, отвечающие за формирование цены билета:

1) Динамическое ценообразование

Цена билета по этой программе зависит от нескольких факторов: от времени отправления (сезон и день недели), времени, оставшегося до отправления, спроса и количества проданных мест. Динамическое ценообразование распространяется на поезда государственного перевозчика АО «ФПК»: вагоны купе, люкс, СВ, сидячие вагоны скоростных поездов («Ласточки», «Аллегро», «Стрижа», «Невского экспресса»). На плацкарт она не действует. Узнать, какой у вас перевозчик, можно при покупке билета на шаге «Выбор мест» или нажав «информация о поезде» при поиске маршрута.

На «Сапсаны» действует похожая программа ОАО «РЖД» — система динамического управления тарифами и стимулирования спроса (ДУТИСС).

В праздники (майские, новогодние и др.) и пиковые периоды (например, в пятницу вечером) цена может быть значительно выше, чем в будни. Если же спрос окажется небольшим, то цена останется низкой.

2) Сезонные коэффициенты

Стоимость билетов по этой программе рассчитывается по коэффициенту, меняющемуся в зависимости от сезона. В основном сезонные коэффициенты действуют на плацкарт и сидячие вагоны нескоростных поездов. Список коэффициентов на весь следующий год становится доступен в конце текущего. Его предоставляет перевозчик АО «ФПК».

Обычно проезд дешевле в начале года (с января и до середины февраля), в марте — апреле, в октябре и с начала ноября до середины декабря. А в праздники и летом билеты дороже на 10-20%

Кроме основных, у перевозчика АО «ФПК» есть несколько дополнительных программ стимулирования спроса. Например, тариф «Планируйте заранее!». В отличие от динамического ценообразования, стоимость билета по тарифу «Планируйте заранее!» зависит только от количества дней до отправления поезда. На маршруты с этим тарифом обычно влияют сезонные коэффициенты. Скидка по тарифу может доходить до 40%. Тариф применяется в основном на поездах, отправляющихся за рубеж в определенные даты.

Кто отвечает за колебания цены?

Стоимость билетов и границы изменения цены задают министерство транспорта, ОАО «РЖД» и перевозчик АО «ФПК». Туту.ру взимает только сервисный сбор за свои услуги, который зависит от общей стоимости билета, но не зависит от времени продажи и спроса.

Почему сильно отличается стоимость на разные поезда по одному маршруту?

Билет на фирменный поезд обычно стоит значительно дороже, чем в нефирменный. Фирменный поезд предлагает услуги лучшего качества (питание, дорожный набор). В составе фирменного поезда используются только новые вагоны с кондиционером и биотуалетом. В вагонах всегда чисто, проводники прошли дополнительное обучение.

Также на разные поезда могут распространяться различные программы по формированию цены. Например, на купейный вагон поезда А действует динамическое ценообразование. И при низком спросе цена на него будет ниже, чем в купейном вагоне поезда Б, на который влияют сезонные коэффициенты.

Почему на купе и плацкарт разная цена?

Цена в разных классах сильно отличается — как правило, чем выше уровень комфорта в вагоне, тем дороже билет.

Также цена связана с количеством пассажиров в вагоне. Размер вагона (и цена его перевозки) всегда одинаковы, а количество пассажиров в разных классах различно. В плацкарте 54 места, в купе 32 или 36 мест, что в 1,7 раза меньше. Примерно настолько выше цена билета в купе по сравнению с плацкартом.

Бывает, что купе в нефирменном поезде и плацкарт в фирменном стоят одинаково. У каждого из них свои плюсы. В нефирменном купе — меньше пассажиров в вагоне, можно уединиться в купе. Зато в фирменном плацкарте чище, есть кондиционер и биотуалет.

Почему на нижнее и верхнее места разная цена?

Верхние места в купе часто на 20-30% дешевле нижних. Ехать на верхней полке менее комфортно. Если бы на верхнее место цена всегда была бы такой же как на нижнее, то их покупали бы очень неохотно. Более низкой ценой ОАО «РЖД» стимулирует спрос.

Как купить дешевые билеты?

На «Сапсан» также можно приобрести недорогие билеты. По спецтарифу «Junior» скидка 30% действует для граждан РФ от 10 до 21 года. По тарифу «Senior» скидку 30% получают граждане РФ старше 60 лет. На сайте Туту.ру скидка применяется автоматически, если возраст пассажира подходит под спецтариф. Цена с учетом скидки отображается на этапе «Завершение заказа».

Все лайфхаки вы найдете в статье « .

Могут ли билеты подешеветь после начала продаж?

Это может произойти, если на поезд действует динамическое ценообразование. Если в начале продаж спрос был высокий, а потом упал, то цена может снизиться. Так иногда происходит в первый день продаж (за 60 дней до отправления) — в 8:15 утра билеты резко дорожают, а уже на следующий день цена значительно ниже.

Когда лучше покупать билеты?

Билеты лучше приобретать заранее, вскоре после открытия продаж. В это время будет самая низкая цена и самый большой выбор мест. Чем ближе к дате отправления, тем, как правило, выше цена.

Когда начинаются продажи ж/д билетов:

  • На все поезда по России — за .
  • На поезда в дальнее зарубежье — за 60 дней до отправления.
  • По странам СНГ и Прибалтики — за 45 дней.
  • На Украину и Молдову — за 30 дней.

Почему на Туту.ру цены выше, чем в кассах?

Если вы купили билет на Туту.ру, то его цена состоит из:

  • базовой стоимости билета, назначаемой ОАО «РЖД»,
  • сервисного сбора Туту.ру,
  • комиссии платежной системы.

Мы взимаем сервисный сбор за свои услуги, а взамен обеспечиваем высокий уровень сервиса. У нас можно купить билет онлайн всего за несколько минут, не нужно ехать за ним в кассу. Сам процесс покупки максимально прост и понятен (состоит из 5 шагов с подсказками и автозаполнением). В случае любых затруднений специалисты нашего круглосуточного контакт-центра ответят на все ваши вопросы.

Почему в билете (купоне) цена ниже, чем я заплатил?

В билете указана базовая цена билета — без сервисного сбора Туту.ру и комиссий платежных систем. Это цена, по которой продает .

Есть ли на Туту.ру скидки на билеты?

Мы подключили систему — программу выгодных покупок для всех клиентов Туту.ру, предлагающую специальные условия при покупке билетов и туров, а также возможность накапливать баллы и обменивать их на подарки.

Баллы начисляются за покупку билетов на самолет, поезд (кроме ж/д билетов на сайте ua.tutu.travel) и пакетных туров на всю сумму покупки. Также получать баллы можно, выполняя специальные задания.

1 бонус = 1 рубль. Накопленные баллы можно использовать для приобретения сертификатов Туту.ру на покупку ж/д билетов, а также сертификатов в магазинах партнеров. Чем больше покупок вы совершаете на Туту.ру, тем выше ваш статус, а значит, больше баллов, дополнительных привилегий и скидок.

Чтобы стать участником программы, достаточно совершить покупку на сайте. Также присоединиться к программе можно в личном кабинете на сайте Туту.ру, нажав на кнопку «Стать участником программы лояльности». Баллы будут начисляться уже со следующей покупки. Активация баллов происходит после совершения поездки.