Семь удивительных историй о выживании в океане. «Пять дней носило по морю в надувной лодке»: рассказ выживших

Вода - это основа жизни на нашей планете. Ни одно живое существо не может долго прожить без нее. Хотя в природе и существуют виды, которые обходятся без влаги достаточно большое количество времени, но в конце концов если они не найдут источник, то погибнут. 80 % всей Земли покрыто водой, но только 3 % из них пригодны для употребления человеком. Так почему морскую воду нельзя пить?

Море и океан манят человека к себе, особенно в очень жаркую погоду. Каждый любит приехать к большой воде, поваляться на солнышке, остудиться в прохладе морского бриза и поплавать. Но когда хочется пить, ни один человек не идет к берегу моря, чтобы набрать бутылку и утолить жажду. Да и во время купания наверняка всем попадала в рот эта вода, и ее сразу же выплевывали, шли на берег и пили чистую пресную воду. Почему так происходит? Можно ли пить морскую воду? Нет, это категорически запрещено из-за ее специфического состава.

Концентрация солей

В одном литре жидкости из моря содержится около 40 граммов соли, в то время как человек должен потреблять не меньше 3 литров в день. Но при этом соли переварить он может не больше 20 граммов в сутки. Несложная математика показывает, что если выпить 3 литра морской жидкости, то случится передозировка, которая приведет к очень серьезным последствиям. Почки являются органом, который занимается переработкой всех минералов, поступивших в организм. Главные пути вывода отходов - мочеиспускание и потоотделение. Если кто-то решит поэкспериментировать и хлебнет соленой воды, то почкам придется работать в режиме повышенной сложности. Такая огромная нагрузка им будет не под силу. Соль, которая останется после этой жидкости, должна быть извлечена из организма. А случится это, только если ее растворить в пресной воде. Но брать ее неоткуда, поэтому для выживания она будет выкачана из тканей. Жидкости станет катастрофически не хватать, и наступит обезвоживание. Это приведет к постепенному отказу всех жизненно важных систем организма и, если быстро не исправить ситуацию, к смерти. Вот почему нельзя пить соленую морскую воду.

Хлориды и сульфаты

Кроме соли, которая будет высушивать человека изнутри, в состав морской жидкости входят разнообразные биогенные вещества (металлы, сульфаты, хлориды), которые также должны быть обработаны и выведены. Но тут тоже есть проблема, ведь и для этого процесса требуется пресная вода. А ее количество очень быстро уменьшается. Клетки засоряются этими веществами, которые становятся для них ядом. Они медленно начинают умирать. Поэтому на вопрос о том, можно ли пить морскую воду, чтобы выжить, вряд ли можно дать положительный ответ.

Сульфат натрия

Кроме вышеперечисленного есть в составе морской жидкости еще одно соединение, которое стоит упомянуть отдельно. Это сульфат натрия. В медицине он известен своим сильнейшим слабительным действием. Это приведет к еще большему обезвоживанию организма, вследствие чего отравление будет только усугубляться. Если вовремя не остановить данный процесс, то человек сойдет с ума, а внутренние органы умрут от необратимых изменений. И это еще один ответ на вопрос о том, почему не пьют морскую воду.

Опасный эксперимент

Хотя каждый уважающий себя путешественник или ученый знает об опасности употребления жидкости из морских пучин, находятся смельчаки, которые опровергают все ранее известные исследования. Одним из них стал Ален Бомбар, который на себе проверил, что будет, если пить морскую воду. Этот человек был врачом и биологом. Он пытался найти способы, которые бы помогли людям выжить поле кораблекрушения в открытом океане. Он сам пересек Атлантику за 65 дней. Этот период дался ему очень сложно. Он выживал только за счет рыболовства. Рыба служила ему и едой, и источником питьевой воды. Он лично разработал и изготовил специальный пресс, который выжимал из морских обитателей живительную влагу. Но он решил пойти еще дальше. Каждый день он небольшими порциями пил жидкость из океана. Это привело к очень жесткому обезвоживанию, и к концу путешествия Ален Бомбер потерял целых 25 килограммов. Таким образом, он смог доказать, что небольшое количество морской воды ежедневно может и не убить человека.

Жители океана

Если соленая жидкость так опасна, то почему же рыбы чувствуют себя в ней прекрасно? Почему морскую воду нельзя пить человеку, а для них она является родным домом? В тканях этих существ соль содержится в очень маленьких количествах. Это дает им возможность при поедании друг друга поглощать и пресную воду. Кроме того, они имеют отличную систему выведения солей, и почки здесь совершенно ни при чем. Они у рыб очень маленькие и не играют особой роли. На смену им пришел опреснительный аппарат. Он расположен в жабрах. Клетки, которые есть только у морских обитателей, очищают кровь от соли и выводят ее вместе со слизью наружу. Это приспособление обеспечивает рыбам долгую и беспечную жизнь в глубинах океана.

Жизненная необходимость

Из вышесказанного полностью понятно, почему морскую воду нельзя пить. Но что делать, если человек оказался посреди океана без запаса пресной жидкости? Можно последовать примеру Алена Бомбара и выдавливать воду из рыб, которых нужно еще поймать. Вторым вариантом является опреснение воды. Эту процедуру можно провести несколькими способами. Это дистилляция, сепарация, вымораживание, электродиализ, прямой и обратный осмос. Естественно, посреди океана провести большинство из них просто невозможно. Но кое-что сделать просто необходимо. Для того чтобы вода стала пресной, ее нужно налить в глубокую посуду, желательно темного цвета. Эту емкость опускают в полиэтиленовый пакет и плотно завязывают. Солнце, которого в океане предостаточно, будет нагревать этот сосуд и испарять воду. Пар осядет на стенках мешка и стечет вниз. А если это самодельное приспособление опустить за борт, то процесс конденсации пойдет намного быстрее.

Первая помощь

На 60 % наше тело состоит из воды, поэтому потеря большей ее части приводит к очень опасным последствиям. Что делать, если вы оказываетесь рядом с человеком, у которого проявляются симптомы обезвоживания? Все очень просто: нужно дать ему попить, но делать он должен это небольшими порциями. Но просто водой тут не обойдешься. Еще нужно пополнить запаси глюкозы, так как она поможет быстрому усвоению жидкости. Эту формулу спасения разработали еще в 1960-х годах, но она практически не изменилась и до нашего времени. Поэтому вода, которую пьет потерпевший, должна быть немного подслащенной. После сильного иссушения организма необходим целый комплекс процедур и прием множества препаратов, которые помогут восстановить поврежденные клетки и ткани.

Таким образом, говоря о том, почему морскую воду нельзя пить, стоит упомянуть об ужасных последствиях таких действий. Это отравляет организм, убивает все внутренние органы и сводит с ума. Количество соли, которая может попасть в организм с одним литром морской воды, в 2 раза больше нормы, с которой человеческие клетки могут справиться. Поэтому экспериментировать с этим не стоит.

Влюбленные из Новороссийска питались семечками и пили соленую воду

Чисто летняя, курортная и абсолютно невероятная история спасения произошла в Краснодарском крае с молодой парой. Поехавшие на рыбалку Михаил и Надежда на надувной лодке попали в шторм, пять дней их носило по морю. Из еды - только семечки, питье - морская вода, ночной холод и солнечные ожоги... Корабли их не замечали, а спас в итоге человек по имени Христос. Ну чем не сюжет для приключенческого фильма? И наглядный пример - веру нельзя терять даже, когда надежды на чудо уже практически не осталось.

Михаил и Надежда с родными.

Злоключения молодых людей начались, когда они решили порыбачить на новой надувной лодке близ Мысхако, небольшого поселка в Краснодарском крае. Жители Новороссийска Надежда Ачапкина и Михаил Алавердян подъехали к берегу моря на машине, вытащили только что купленную лодку, оставили все вещи, документы, телефоны в авто - вдруг выпадут, - и, захватив удочки, отправились на водную прогулку по спокойной, как в озере, воде.

Прорыбачили ребята недолго. Как рассказывает Надя, буквально через двадцать минут поднялся сильный ветер, который начал относить их маленькое судно все дальше и дальше от берега. Несмотря на отчаянную борьбу с волнами, в какой-то момент Миша и Надя поняли, что стоят на одном месте. Примерно тогда же они потеряли первое весло.

Мы в основном боролись со штормом, потому что ветер, казалось, не прекращался ни на секунду, - рассказывает Надя. - В окрестностях Новороссийска периодически дует норд-ост - ветер, который начинается вдруг, сильно, неожиданно. Он очень сильный, холодный и дует с берега. Этот норд-ост идет либо три, либо шесть дней. Именно им нас и унесло в открытое море. Плюс еще поднялся сильный шторм.

Все силы у нас уходили на то, чтобы согреться, потому что лодку постоянно заливало водой, брызгами и мы очень сильно переохлаждались, особенно по ночам. Каждую ночь ждали первых лучей, чтобы хоть как-то согреться.

Непрекращающаяся борьба с волнами и пронизывающий холод оказались не единственной проблемой ребят. В машине они оставили не только телефоны, но и воду с едой. Оно и понятно - ведь в море рыбаки собирались провести всего полчаса.

У нас ничего с собой не было. Из еды - только пакетик семечек. Мы в первый и второй день скушали по горстке, а потом, во время очередного шторма, лодку перевернуло и они выпали.

Пить в первые три дня не хотелось, потому что было очень холодно из-за этого ветра, мы продрогли. Но на четвертый день поняли, что организм начинает высыхать. И я начала пить морскую воду. Ее нужно глотать сразу очень много, чтобы чувствовалось в животе хоть что-то. И еще надо иметь ввиду, что после этого начинается сильный жар, но это все терпимо. Это лучше жажды. А есть не хотелось из-за стресса, так что в этом нам даже повезло.

- Каким было физическое самочувствие? На фото видно, что у вас ожоги.

Ожоги были, но проблема оказалась не только в них. У меня очень сильно опухла нога. Поскольку в туалет мы ходили в лодку, плюс, туда вода заливалась - все это попадало в открытые ранки от комариных укусов. Произошло какое-то внутреннее заражение. Дерматолог говорит, что это, видимо, рожистое воспаление. Щиколотка очень сильно распухла. Она стала шириной с место, где пять пальчиков на стопе соединяются. Но сейчас отек спадает потихоньку.

Ну и, конечно, ожоги. Когда вернулись, у нас все тело покрылось пузырями. Потом они лопнули, кожа начала отслаиваться.


Михаил и Надежда в лодке.

- Мимо проплывали корабли? Пытались до них докричаться?

Проплывало очень много судов. Штук, наверное, пятнадцать. Мы кричали, махали. Думали, что, даже если они не остановятся, то передадут куда-то на берег, что здесь, в открытом море, люди. Но теперь, как видим, никто ничего не сказал.

Один корабль поздно ночью пустил зеленую ракету. Но нам нечем было ответить - мы с собой ничего не брали. Это судно подождало минут тридцать-сорок и уплыло.

В итоге нас подобрали в сорока милях от берега, ближе к Тамани, потому что нашу лодку постоянно носило. Ночью мы уплывали ближе к Туапсе, а днем нас несло на Анапу и Тамань. Вот так зигзагообразно мы передвигались и в итоге оказались очень далеко от берега. Если перевести эти мили, то, получается, что мы отплыли на 70 километров.

– Сами подплыть к судам не пытались?

Пытались грести к судам, к берегу. Первое весло мы потеряли почти сразу же, поэтому один из нас греб рукой, либо крышечкой от ящика для рыболовных снастей. Но справиться с ветром нам все равно не удавалось, поэтому мы просто стояли на месте и надеялись, что какое-нибудь судно будет плыть прямо на нас.

К счастью, надежда ребят оправдалась и однажды утром, на горизонте, в легкой дымке, они увидели медленно надвигающийся на них черно-красный танкер под греческим флагом. Для капитана корабля, Христоса Константинидиса, эта история стала таким же чудом, как и для ребят. Ведь то, что их заметили и спасли - счастливое стечение обстоятельств. Обычно в это время капитан вообще не появлялся на палубе.

Христос рассказал нам, что обычно молится с двенадцати до часу дня в каюте. У него там две иконы висят: Богоматери и Христа. Но в этот день он почему-то не пошел - потянуло на палубу. А там уже моряки сказали, что увидели нас.

После этого начался очень сложный подъем на борт. Мы выпрыгнули из лодки и пытались плыть к лестнице, которую скинули с борта. Но к тому моменту у нас совсем не осталось сил. Плывешь и понимаешь, что не сможешь осилить еще даже пары метров.

– Как отнеслась к вам команда корабля?

Все помогали нам, как могли. Дали чистую одежду, предметы личной гигиены, оказали первую медицинскую помощь. Вообще ребята на борту с нами очень сильно носились. Кушали мы там все, что захотим. В общем, команда просто золотая.

Там были в основном филиппинцы и греки, один русский и один румын. Сейчас они продолжают свой рейс и должны быть где-то в Турции. Но, когда рейс закончится, очень жду Христоса к себе в гости.


Спасение Надежды.

- Что сделали в первую очередь, когда спустились на сушу?

В первую очередь мы встретились с пограничниками. Они не понимали, что мы находимся в очень тяжелом физическом состоянии. Стоять на месте вообще было невозможно. Потом мы доехали до Новороссийска, наконец легли спать. А со следующего дня началась беготня по врачам с ногой и ожогами.

- Было ли что-то, что помогало вам держаться, не отчаиваться все эти дни?

Хотелось бы посоветовать всем, кто окажется в подобной ситуации, в первую очередь, не паниковать. И, раз уж это произошло, нельзя тратить силы на жалость к самому себе. Нужно просто выбираться всеми возможными способами. Мы разговаривали друг с другом, ждали помощь, верили в то, что нас спасут. Мы очень сильно молились, и Бог услышал наши молитвы.

- Что будете делать теперь?

Я собираюсь устраиваться на работу. Переехали мы только в мае - будем обживаться. Ремонт будем делать, скоро сыграем свадьбу. Эта история подтолкнула нас к тому, что надо ценить каждый день.


Многие люди просто в восторге от путешествий в воздухе. Но знают ли они, что происходит во время полета?

Вконтакте

Однокласники

Авиаперсонал имеет четкие ответы о том, что происходит за дверью кабины пилотов.

Вот самые интересные ответы.

Похоже, что чтение нижеследующей информации может заставить Вас задуматься дважды перед тем, как сесть в самолет.

1. Правда о необходимости выключения электроприборов.

Отвечает пилот:

«Требование выключить гаджеты на самом деле совершенно бесполезно: телефоны и планшеты не приведут к авиактастрофе. Просто представьте себя на месте пилота, который готовит самолет ко взлету и внезапно слышит одновременно сигнал более сотни телефонов, которые потеряли сеть. Пару раз я подумал, что у нас проблемы с двигателем».


2. Пилоты спят большую часть времени.

«Половина пилотов спит, еще одна треть из них просыпается и видит, что их напарник тоже уснул».


3. Как пилоты заходят на посадку.

«Если Вам доводилось пережить жесткую посадку в плохую погоду, то это не из-за неопытности пилота. Если взлетно-посадочная полоса покрыта водой, самолет садится жестче, чтобы «пробить» водяной покров и предотвратить скольжение. По сути, посадка - это контролируемая авиакатастрофа», - говорит пилот.


4. Если ты летишь на самолете крупной авиакомпании, это совершенно не означает, что пилот опытный.

Говорит пилот региональных линий: «Вы можете купить билет Delta, United или American, но полететь на самолете субподрядчика. Это значит,что тамошние пилоты получают часть денег и малую толику тренировок и опыта от основной компании. Также мне платят не слишком уж много, чтобы я заботился о том, успеете ли вы вовремя в пункт назначения. Большую часть времени мы летим медленнее, чтобы сэкономить топливо. Полет на максимальной скорости бывает либо по приказу авиакомпании, либо если это последняя смена за день».


5. Правда о кислородных масках.

«Если Вы наденете маску, то кислорода там не более, чем на 15 минут. Впрочем, этого времени хватит, чтобы пилот опустил самолет на высоту, где пассажиры смогут дышать нормально. Важнее, что на высоте у Вас есть всего 15-20 секунд, прежде чем Вы отключитесь. Наденьте сначала маску на себя, а потом на ребенка. Обморок на пару секунд не причинит ребенку вреда».


6. Вода в туалетах очень грязная.

«Что бы вы ни делали, не пейте воду в туалете. Мы чистим баки для воды по строгому графику и удаляем только твердый налет. Бактерии, живущие там, уже давно выработали иммунитет к нашим очистителям».


7. О питании в самолете.

«Мой отец работает в авиации, вот пара секретов от него. Двум пилотам дают разную пищу. Это делается, чтобы предотвратить отравление у обоих. Воровство еды бортпроводниками (даже если ее потом выбросят) ведет к увольнению с запретом работать на этой должности. Поэтому еду надо просить, а не брать самому. Стюардессы не позволяют людям путаться на кухне».


8. Правда о полете с питомцами.

«Я заправщик. Меня выводит из себя то, как обращаются с животными. Авиакомпания может буквально лизать Вам пятую точку, но с Вашим любимцем будут обращаться ужасно. Визг и лай у багажного отсека просто ужасны. Подумайте дважды, прежде чем брать животных с собой».


9. Что делают бортпроводники после того, как просят отключить телефоны?

«Моя сестра - стюардесса. После этого она идет в свой отсек и начинает переписываться с друзьями».


10. Нельзя пить в самолете воду, которая налита не из бутылки.

«Даже не притрагивайтесь к такой воде! Отверстия для выкачки отходов из туалета и заправки водопроводной системы самолета находятся рядом. Иногда это делает один человек».


11. Реальная причина того, почему освещение приглушается, когда самолет садится.

«Когда самолет приземляется в темноте, свет приглушают, чтобы Ваши глаза были готовы к темноте снаружи, если придется экстренно эвакуироваться из салона».


12. Молния и власть пилота.

«Мой отец летает уже 20 лет и говорит, что молнии попадают в самолеты почти всегда. Если пассажир ведет себя странно, командир самолета может не пустить его на борт и улететь без него. Вообще, после того как входы запираются, командир имеет почти безграничную власть: ему разрешено арестовывать людей, выписывать штрафы и даже принимать завещания умирающих пассажиров».


13. Туалеты можно открыть снаружи.

«Обычно механизм находится под табличкой «Туалет»: достаточно поднять ее и сдвинуть ползунок в сторону».


14. Реальная история угрозы взрыва бомбы.

«Мой друг - пилот коммерческих линий. Около 5 лет назад он совершал перелет из Лос-Анджелеса в Токио. Когда им позвонили и сказали, что на борту бомба, они летели где-то над Тихим океаном. Авиакомпании имеют инструкцию на такие случаи: не паниковать, чтобы не пугать пассажиров.

Он говорит, что весь остаток полета у него был выброс адреналина при каждой встряске в зонах турбулентности. Они серьезно отнеслись к угрозе взрыва, потому что первым классом летели несколько высокопоставленных чиновников».


15. Чаевые стюардессам.

«Моя подружка работает стюардессой. Если пассажир даст ей 5 долларов после первого стакана, то потом будет пить бесплатно весь полет».


16. Магазин в воздухе - надувательство.

«Любой товар из тех, которые продаются в самолете, можно купить в интернете за куда меньшие деньги».


17. Самолеты с отказавшими двигателями могут лететь еще долго.

«Если у самолета откажут двигатели, то самолет может планировать 6,5 км на каждый километр высоты. Таким образом, с высоты 11 тыс. метров самолет пролетит еще 65-67 км. Вот почему большинство катастроф случаются на взлете или при посадке».


18. Самолетам тяжело летать в жаркую погоду.

«Работал на грузовом самолете в Финиксе. В жаркие дни нам приходилось разгружать самолет, потому что взлетать в ненасыщенном воздухе очень тяжело».


19. Как дать понять тем, кто на земле, что самолет угнан.

«Если самолет угоняют, то при посадке пилот не убирает закрылки, так что самолет садится медленно, и это сигнал наземным службам, что на борту что-то произошло».


Согласно статистике, самолет - самый безопасный вид транспорта сегодня. Однако путешествие по воздуху имеет и обратную сторону медали: как ни крути,а полет - всё-таки непривычное состояние для человека. Конечно, те, кто боялся летать, после этой информации вряд ли избавятся от своих страхов. А тем, кто привык расслабляться в самолете, рекомендуем быть внимательными.

Вконтакте


На карибском Синт-Мартене (южная голландская часть острова Сен-Мартен) можно позагорать под крылом самолета: пролетающие над заливом Махо лайнеры - главный аттракцион побережья. Белоснежная полоса пляжа упирается во взлетно-посадочную полосу аэропорта Princess Juliana, даря возможность всем отдыхающим на курорте насладиться удивительными ландшафтами. До самолетов, пролетающих прямо над головой, кажется, можно дотянуться рукой. Огромные лайнеры, снижаясь, буквально сбивают туристов с ног: порывы ветра настолько сильные, что на побережье установлены предупреждающие знаки. Уменьшенные копии табличек с надписью "Низколетящие самолеты могут являться причиной увечий" - самый популярный сувенир острова.

Расписание ближайших посадок всегда можно найти в кафе, барах, гостиничных лобби и пляжных ресторанах, так что следить за приближением лайнеров - задача несложная. Наибольшее количество самолетов приземляются здесь утром и во второй половине дня.





Выбирая залив Махо в качестве места отдыха на Синт-Мартене, будьте внимательны: самолеты здесь пролетают действительно часто, и ежедневный шум двигателей - после фотографирования пары десятков самолетов - может помешать приятному отдыху. Обязательно держите детей за руку: порывы ветра при приближении лайнеров довольно сильные. Чтобы защитить здоровье малышей, лучше использовать беруши. При посадке воздушных гигантов не стоит держаться за забор аэропорта: поднимающийся в воздух мусор и гравий могут серьезно поранить.

Также наблюдать за взлетом и посадкой самолетов можно из окон гостиниц, окружающих залив Махо.

Синт-Мартен лежит на юго-восточной периферии "карибского пояса ураганов" и может подвергаться воздействию тайфунов, наиболее вероятных в период с июля-августа по октябрь, поэтому поездок в этот период лучше избегать.

Как добраться

Остров Синт-Мартен расположен в группе Наветренных островов Карибского моря. Большинство самолетов совершают посадку в аэропорту Princess Juliana - одном из самых популярных в регионе. Удобнее всего добраться до острова можно с пересадками в городах - Нью-Йорке, Филадельфии и Майами. В высокий сезон - с ноября по май - также можно долететь прямыми рейсами из Торонто.

На Синт-Мартене работает авиакомпания Windward Islands Airways International N.V., также известная под названием . Она совершает международные перелеты из аэропорта Princess Juliana на соседние острова Саба, Синт-Эстатиус, Сен-Бартельми, Невис, Ангилья, Антигуа и Барбуда.

Расположение

Залив Махо с одноименным пляжем находится на юго-западном побережье острова , расположенного в северной части группы Наветренных Антильских островов (Leeward Islands, Islas de Barlovento).

17 января 1960 года ураганным ветром была сорвана со швартовки советская самоходная танкодесантная баржа проекта 306 под номером T-36, стоявшая на разгрузке на Курильских островах. На ее борту находилось четверо военнослужащих инженерно-строительных войск Советской армии: младший сержант Асхат Зиганшин, рядовые Филипп Поплавский, Иван Федотов и Анатолий Крючковский. Эти люди 49 суток провели в открытом море без воды и еды. Последняя полученная радиограмма с баржи была следующей: «Терпим бедствие, к берегу подойти не можем». Мы решили вспомнить и другие удивительные истории о выживании в океане.

Баржа Т-36

Около 22:00 17 января 1960 года баржу, уже успевшую получить пробоину, вынесло в открытый океан. Судно не было предназначено для плавания в открытом море, его использовали для перевозки грузов, ему даже не было присвоено название. Волны достигали высоты пятиэтажного дома, одна из них вывела из строя радиостанцию. В районе бедствия не было предпринято интенсивных поисков, солдат посчитали пропавшими без вести. Кроме того, поисковые работы были остановлены из-за проводившихся в те дни ракетных стрельб: спасательным и другим судам было запрещено выходить в море. Тем временем баржа была подхвачена теплым течением Куросио, скорость которого достигает 78 миль в сутки. Японские рыбаки не без основания прозвали его «течением смерти». Запасов продовольствия на барже практически не было, и вскоре в пищу пошло все, что хотя бы отдаленно напоминало съестное: кожаные ремни, кирзовые сапоги, мыло, зубная паста. Пресная вода имелась в системе охлаждения двигателей баржи, когда она закончилась, солдаты стали собирать дождевую.

7 марта баржа была обнаружена американским авианосцем «Кирсердж», который доставил военнослужащих в Сан-Франциско. Корабельные медики установили, что, если бы спасение пришло на сутки позже, живыми моряков уже бы не нашли: каждый из них похудел в среднем на 30 килограммов. В Америке, когда солдаты уже достаточно окрепли, была организована пресс-конференция, во время которой моряки рассказали о подробностях дрейфа. О нем написали все американские газеты. Губернатор Сан-Франциско вручил героям символический ключ от города. Затем военнослужащих отправили в Нью-Йорк, там они встретились с представителями советского посольства, а после были отправлены на родину, где были награждены орденами Красной Звезды и получили широкую известность. Например, именем Асхата Зиганшина была названа улица в Сызрани. Сплоченность, скромность и отвага, с какой эти люди пережили тяжкое испытание, вызвали по всему миру настоящий восторг. Моряки, оказавшиеся в столь экстремальных условиях, не только выжили, но и смогли не потерять человеческое лицо. Спасшие их американские солдаты удивлялись той поддержке, что моряки оказывали друг другу. Известен и тот факт, что во время дрейфа 27 января Анатолию Крючковскому исполнился 21 год, виновнику торжества была предложена двойная порция воды, от которой тот отказался. Эта история нашла свое отражение и в культуре: о ней снимали фильмы, а Владимир Высоцкий посвятил морякам песню «Сорок девять дней».

Линь Пэн

Китайский моряк, известный тем, что выжил спустя 133 дня пребывания в Атлантическом океане. В 1942 году британское торговое судно, на котором служил Линь Пэн, направлялось из Кейптауна в Голландскую Гвиану и было подорвано немецкой подлодкой. Линь Пэну удалось спастись: он прыгнул за борт до взрыва судна, а через несколько часов обнаружил спасательный плот с припасами: печеньем, питьевой водой, шоколадом, сахаром, парой дымовых шашек и электрическим фонариком. Когда запасы продовольствия иссякли, моряк ловил рыбу, для этих целей провода из фонарика он превратил в рыболовный крючок, волокна веревки — в леску, собирал дождевую воду. Линь Пэн несколько раз видел корабли: мимо прошло не оказавшее помощь грузовое судно, несколько немецких подводных лодок. Затем китайский моряк был обнаружен патрульной эскадрильей самолетов ВМФ США, которые сбросили сигнальный буй, но из-за разыгравшегося вскоре шторма не смогли помочь. 5 апреля 1943 года его спасли три бразильских рыбака. К этому моменту Линь Пэн потерял в весе всего 9 килограммов и был способен передвигаться самостоятельно. Он провел четыре недели в бразильской больнице, после чего уехал в Великобританию, где Георг VI наградил Линь Пэна медалью Британской империи. Позже в руководства Королевского флота Великобритании по технике выживания вошли его рекомендации. В 1952 году Линь Пэн получил гражданство США. Всего Линь Пэн провел на плоту 133 дня, это рекорд по времени пребывания на плоту и в одиночестве, который пока не побит.

Тами Олдхэм Эшкрафт

В 1983 году американка Тами Эшкрафт и ее молодой человек из Британии Ричард Шарп планировали совершить приятную прогулку по маршруту Таити — Сан-Диего, однако планам помешал шторм силой 4 балла и ветер, дувший со скоростью 100 км/ч. Их лодка перевернулась, а Тами оказалась под палубой и потеряла сознание. Когда спустя 27 часов она пришла в себя, то обнаружила, что Ричард пропал, его спасательный пояс был разорван, грот-мачта сломана. Когда парусник вернулся в нормальное положение, девушке удалось соорудить временную мачту и проплыть на расстояние 1,5 тыс. миль, прокладывая маршрут к Гавайям по звездам. Экономно используя запасы еды и воды, Тами 40 дней спустя вошла в гавань Хило. О своей истории в 2000 году она рассказала в книге «Небо, багровое от печали».

Мексиканские рыбаки

Трое мексиканских рыбаков попали в 2006 году в Книгу рекордов Гиннесса, проведя более девяти месяцев в Тихом океане без припасов и питьевой воды. 28 октября 2005 года ловцы акул из города Сан-Блас отправились на промысел. Неожиданно у их двухмоторной лодки остановились оба двигателя, и сильный ветер отнес рыбаков в открытый океан. 9 августа 2006 года спящих в лодке мексиканцев заметил тайваньский рыболовецкий траулер к северо-востоку от Австралии, то есть в 8 тыс. километров от родных берегов. Все это время рыбаки питались от случая к случаю рыбой, чайками, собирали дождевую воду. Иногда оставались без пищи на две недели. Во времени ориентировались по часам одного из них. Несколько раз они видели суда, кричали им, но оставались незамеченными. С собой у рыбаков была Библия, которую они регулярно читали, утверждая, что только вера помогла им сохранить надежду на спасение.

Видео


Стивен Каллахэн

Стивен Каллахэн — американский яхтсмен, известный тем, что в 1982 году, потерпев кораблекрушение, за 76 дней пересек Атлантический океан на надувном спасательном плоту. Он отправился от Канарских островов в сторону Антигуа на небольшой лодке, которую сам же и построил, будучи судостроителем по образованию. Шесть дней спустя лодка затонула из-за того, что в ночное время в 450 милях от островов Зеленого Мыса столкнулась с чем-то неизвестным, возможно китом. Стивен перебрался с лодки на двухметровый спасательный плот диаметром около 6 футов (1,8 метра), который не позволял выпрямиться в полный рост. У Каллахэна с собой были навигационные карты, гарпунное ружье, три солнечных опреснителя воды и спальный мешок, а также книга о выживании в открытом море. Кроме того, Стивен читал об опыте выживания Линь Пэна. В море Каллахэн провел 76 дней, пережил встречу с акулами, многочисленные солнечные ожоги, пробоины в плоту, физические и душевные страдания. За время дрейфа он потерял около трети своего веса. Так как припасы быстро закончились, ему пришлось охотиться с копьем на рыб, ловить птиц и моллюсков. Поскольку плот был невелик, а радиомаяк оказался неэффективен, Каллахэна не заметили девять судов, мимо которых он проплывал. На 75-й день, 20 апреля 1982 года, течение принесло плот к острову Мари Галант в Карибском море, а на следующий день Каллахэна обнаружили рыбаки. За это время американец пересек Атлантический океан на дистанцию примерно 1,8 тыс. морских миль (3300 километров). После спасения Каллахэн выпустил книгу «В дрейфе: Семьдесят шесть дней в плену у моря» и справочник для выживания в море. В 2012 году он был приглашен в качестве консультанта на съемки фильма «Жизнь Пи».