Об утверждении методики по расчету объемов перевозок пассажиров, пассажирооборота автомобильного транспорта. Методы определения пассажирооборота и пассажиропотока

Чтобы провести мероприятия по повышению эффективности, необходимо владеть методами определения объема перевозок пассажиров, пассажирооборота и пассажиропотоков.

Объем пассажирских перевозок Q измеряется числом планируемых к перевозке или фактически перевезенных пассажиров за рассматриваемый период времени. Значение Q определяется как число вошедших в начале поездки или вышедших в конце поездки пассажиров в (из) транспортные средства за рассматриваемый период времени (рейс, время в наряде) одного транспортного средства или за период работы парка. Общий объем перевозок определяется как сумма отдельных объемов.

С объёмами перевозок тесно связано понятие пассажиропотока, представляющего собой объем перевозок в определенный момент за единицу времени на участке транспортной сети по направлению. Пассажиропоток определяется средним значением и его изменением по сезонам, дням недели, часам суток и направлениям. Неравномерность по дням недели характеризуется пиками поездок пассажиров в определенных направлениях в дни отдыха, праздничные и предпраздничные; неравномерность по часам суток - резким увеличением числа пассажиров в часы пик, предшествующие началу и окончанию работы, а также в часы начала и окончания работы зрелищных мероприятий. Формирование объемов перевозок и пассажиропотоков определяет корреспонденция транспортных передвижений населения во времени. Годовая транспортная подвижность населения рассчитывается по формуле

где Q - число поездок (объем перевозок) всего населения в год; Н - численность населения, чел.

При расчете транспортной подвижности число поездок определяют теоретически (на основе принимаемых нормативов или расчетных зависимостей) или на основании пассажиропотоков. Численность населения определяется прогнозированием на основе статистических данных. Число поездок определяют как сумму

Q= Q1+ Q2+ Q3 (3.2)

Где Q1+ Q2+ Q3 - соответственно число поездок населения, постоянно проживающего в городе, и временно проживающих в городе.

Годовое число поездок постоянного населения

Q1 = Hkт(Qpdp+ Qydy) kдkбkв (3.3)

Где kт - коэффициент, учитывающий пользование пассажирским транспортом; Qp и Qy - годовое число поездок соответственно одного работающего жителя к месту работы и одного учащегося к месту учебы; dp и dy - удельный вес работающих и учащихся; kд, kб, kв - коэффициенты, учитывающие соответственно деловые, культурно-бытовые, возвратные поездки и пересадки.

Величины, входящие в это выражение, могут быть взяты по данным обследования и отчетным данным.

Пассажирооборотом называется выполненная или планируемая транспортная работа по перевозке пассажиров.

Объем транспортной работы определяется как сумма расстояний поездок всех перевезенных пассажиров или как сумма пассажирооборота отдельных перевозок (по рейсам, парку работающих автобусов, дням календарного периода).

Средняя дальность поездок пассажиров определяется по следующей зависимости: L=P/Q;

Средняя дальность поездки пассажиров используется для определения транспортной работы и учета числа перевезенных пассажиров и рассчитывается на основе отчетных данных и результатов обследования пассажиропотоков.

Пассажирооборот и пассажиропотоки выявляют статистическими методами и обследованием следующими методами: анкетный, талонный, табличный, счетно-табличный, статистический, визуальный и автоматический.

Метод по отчетным документам основывается на анализе размера выручки, билетно-учетных листов и ведомостей продажи билетов. Такие сведения позволяют определить число перевезенных пассажиров, колебания пассажиропотоков по участкам маршрутов, направлениям, часам суток, дням недели и сезонам года, а при междугородных перевозках и корреспонденцию поездок пассажиров.

Обследование может быть сплошным для всей маршрутной сети или выборочным, охватывающим ее отдельные участки или виды передвижений (трудовые, культурно-бытовые, учебные). По времени обследование может проводиться за полный день или в отдельные часы (например, часы пик, часы спада пассажиропотока), в течении полной недели или в отдельные дни (например, в рабочий день, субботу и воскресенье), а также по сезонам года.

Обследование включает выполнение работ по подготовке к его проведению (разработка форм документов и методики проведения), проведение обследования и обработка полученных данных. Обработку рекомендуется производить по специальным программам на ЭВМ.

Анкетный метод основывается на анкетировании населения по вопросам его транспортной подвижности:

корреспонденция поездок пассажиров, в том числе по видам транспорта и назначению, пересадочность поездок, пункты пересадки;

Еще статьи

Разработка и обоснование комплекса рекомендации по увеличению прибыли организации ООО Супермаркет Семейный
Актуальность выбранной темы курсовой работы связана с тем, что прибыль занимает одно из центральных мест в общей системе стоимостных инструментов и рычагов рыночной экономики. От прибыли зависит финансовое положение предприятий, уровень удовлетворения личных и общественных потребностей работни...

Главная > Документ

1. Методика по расчету общего объема перевозок пассажиров и выполненного пассажирооборота автомобилями-такси (далее – Методика) разработана с целью определения объема перевозок пассажиров и выполненного пассажирооборота автомобилями-такси. 2. Общий объем перевозок пассажиров и выполненный пассажирооборот автомобилями-такси состоит из перевозок пассажиров и выполненного пассажирооборота автомобилями-такси юридических лиц и их обособленных подразделений (далее – организации), и индивидуальных предпринимателей. 3. Общий объем перевозок пассажиров и выполненный пассажирооборот автомобилями-такси рассчитывается ежегодно Национальным статистическим комитетом Республики Беларусь в целом по Республике Беларусь. 4. Расчет объемов перевозок пассажиров и выполненного пассажирооборота автомобилями-такси организаций осуществляется на основании данных следующих форм государственной статистической отчетности: 12-тр (авто) «Отчет о наличии и использовании автомобильного транспорта»; 4-тр (автотранс) «Отчет об использовании автомобильного транспорта»; 1-мп «Отчет о финансово-хозяйственной деятельности субъекта малого предпринимательства»; 1-мп (микро) «Отчет о финансово-хозяйственной деятельности микроорганизации и крестьянского (фермерского) хозяйства». Объем выполненного пассажирооборота автомобилями-такси организаций определяется по следующей формуле:

ПОорг = СЗ х ППорг,

где: ПОорг – пассажирооборот организаций в тысячах пассажиро-километров; СЗ – средняя загрузка автомобиля-такси, равная 2; ППорг – платный пробег в тысячах километров. Объем перевозок пассажиров автомобилями-такси организаций определяется по следующей формуле:

где: Порг 2 – среднее число пассажиров в автомобиле-такси; ППорг – платный пробег в тысячах километров; СРорг – среднее расстояние перевозок пассажиров. Среднее расстояние перевозок пассажиров автомобилями-такси принимается равным среднему расстоянию пригородных автобусных перевозок пассажиров. 5. Расчет объема перевозок пассажиров и выполненного пассажирооборота автомобилями-такси индивидуальных предпринимателей, занимающихся перевозкой пассажиров, осуществляется на основе данных Транспортной инспекции Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь о количестве лицензий, выданных индивидуальным предпринимателям на право перевозок пассажиров в автомобилях-такси, а также рассчитанного объема перевозок пассажиров и выполненного пассажирооборота автомобилями-такси организаций. Автомобили-такси организаций работают в две смены в день, а автомобили-такси индивидуальных предпринимателей эксплуатируются, в среднем, не более одной смены в день. Поэтому считается, что число перевозимых пассажиров (в расчете на один автомобиль-такси индивидуального предпринимателя) в два раза меньше, чем аналогичный показатель по автомобилю-такси организаций. Объем перевозок пассажиров автомобилями-такси индивидуальных предпринимателей определяется по следующей формуле:

,

Где: Пип - объем перевозок пассажиров автомобилями-такси индивидуальных предпринимателей; Л – количество выданных лицензий; Порг – объем перевозок пассажиров автомобилями-такси организаций; 2 – число смен работы автомобилей-такси в день; Т – списочное число автомобилей-такси организаций.Расчет выполненного пассажирооборота автомобилями-такси индивидуальных предпринимателей производится следующим образом. Рассчитанный объем перевозок пассажиров автомобилями-такси индивидуальных предпринимателей необходимо умножить на среднее расстояние перевозок пассажиров автомобилями-такси (принимается равным среднему расстоянию пригородных автобусных перевозок пассажиров).Формула расчета выполненного пассажирооборота автомобилями-такси индивидуальных предпринимателей:

ПОип = Пип х СРорг,

Где: ПОип - пассажирооборот автомобилей-такси индивидуальных предпринимателей; Пип – объем перевозок пассажиров автомобилями-такси индивидуальных предпринимателей; СРорг – среднее расстояние перевозок пассажиров.6. Расчет общего объема перевозок пассажиров автомобилями-такси производится по следующей формуле:

Побщ = Порг + Пип,

где: Побщ - общий объем перевозок пассажиров; Порг - объем перевозок пассажиров автомобилями-такси организаций; Пип - объем перевозок пассажиров автомобилями-такси индивидуальных предпринимателей.Расчет общего пассажирооборота автомобилей-такси производится по следующей формуле:

ПОобщ = ПОорг + ПОип,

где: ПОобщ - общий пассажирооборот автомобилей-такси; ПОорг – пассажирооборот автомобилей-такси организаций; ПОип - пассажирооборот автомобилей-такси индивидуальных предпринимателей. 7. Условный пример расчета общего объема перевозок пассажиров и выполненного пассажирооборота автомобилями-такси по Республике Беларусь за 2007 год – cогласно приложению к настоящей Методике.

Условный пример расчета общего объема перевозок пассажиров и выполненного пассажирооборота автомобилями-такси
по Республике Беларусь за 2007 год

Наименование показателя

Условные обозначения

Средняя загрузка автомобиля-такси
Платный пробег автомобилей-такси, тыс. км

ППорг

Среднее расстояние перевозок пассажиров, км

СРорг

Объем перевозок пассажиров автомобилями-такси организаций,
тыс. чел.

Порг=

ППпорг х 2

664,2 х 2

СРорг

Объем выполненного пассажирооборота автомобилями-такси организаций, тыс. пасс. км

ПОорг= СЗ х
х ППорг

1328,4 = 2 х
х 664,2

Количество лицензий, выданных индивидуальным предпринимателям на перевозку пассажиров
автомобилями-такси, штук
Списочное число автомобилей-такси организаций, штук
Объем перевозок пассажиров автомобилями-такси индивидуальных предпринимателей, тыс. чел.

1949 х 101,4

595 х 2

Объем выполненного пассажирооборота автомобилями-такси индивидуальных предпринимателей, тыс. пасс. км

ПОип = Пип х
х СРорг

Cтраница 1


Пассажиро-километры определяются по каждой железной дороге и по сети железных дорог умножением количества перевезенных пассажиров на расстояние перевозки.  

Пассажиро-километры (равно как и пассажиро-часы) отражают затраты, необходимые для удовлетворения тех или иных потребностей, связанных с передвижением людей.  

Этот показатель определяют делением пассажиро-километров на число пассажиро-место-километров.  

Транспортная работа автобусов исчисляется пассажиро-километрами. Количество пассажиро-кило-метров в междугородном сообщении определяют умножением числа перевезенных пассажиров на расстояние поездки и складывают полученные результаты по каждому рейсу автобуса. При внутригородском и пригородном автобусном сообщении условные пассажиро-километры находят делением выручки от продажи пассажирских билетов на стоимость проезда одним пассажиром расстояния в 1 км.  

Транспортная работа автобусов исчисляется пассажиро-километрами. Часовая производительность автобуса (пасс-км / ч) равна произведению числа пассажиров, находящихся в автобусе, на эксплуатационную скорость. Число пассажиров, находящихся в автобусе, равно числу мест, умноженному на коэффициент наполнения. Часовая производительность может быть получена также делением производительности за рейс на время, затрачиваемое на один рейс.  

При исчислении приведенных тонно-километров один пассажиро-километр приравнивается одному тарифному тонно-километру. Этот показатель необходим для определения производительности труда и себестоимости перевозок.  

Отчет о перевозке пассажиров, пассажиро-километрах и доходе от этих перевозок (форма ЦО-22) отражает распределение по сообщениям количества отправленных железной дорогой пассажиров с указанием по каждому сообщению выполненных пассажиро-километ-ров, средней дальности пробега, полученного дохода и средней доходной ставки на 1 пас-сажиро-км. Кроме того, отчет характеризует распределение отправленных пассажиров по дорогам назначения и транзита, с указанием по каждой дороге назначения и транзита выполненного пробега в пассажиро-километ-рах, средней дальности перевозки, полученного дохода и средней доходной ставки на 1 пассажи ро-км.  

Делением этих сумм соответственно на количество пассажиро-километров и тонно-километров получается себестоимость 1 пассажиро-км и 1 ткм.  

Продукция транспорта измеряется количеством тонно-километров, пассажиро-километров или платных километров пробега. На показатель производительности труда, выраженный в натуральных единицах, влияет целый ряд объективных факторов. Этого нельзя не учитывать при анализе, так как в результате влияния этих факторов иногда трудно сравнивать показатели производительности труда не только отдельных автотранспортных предприятий, но и отдельных групп работников.  

Населенность пассажиров на вагон определяют отношением пассажиро-километров к вагоно-километрам. Коэффициент использования вместимости поездной единицы определяют делением пас-сажиро-километров на пассажиро-место-киломстры. Для пригородных поездов в виде технической нормы устанавливается масса поезда брутто.  

Среднюю населенность на ось определяют делением пассажиро-километров на осе-километры вагонов пассажирского парка.  

Населенность на ось пассажирского вагона определяется делением пассажиро-километров на пробег вагонов пассажирского парка в поездах пассажирского и грузового движения и грузовых вагонов, занятых людскими перевозками. Этот показатель имеет некоторую условность, так как, во-первых, в пассажиро-километрах не учитываются пробеги пассажиров, едущих по бесплатным билетам, и, во-вторых, населенность рассчитывают на все вагоны пассажирского парка, включая багажные и почтовые.  

Себестоимость автомобильных перевозок измеряется себестоимостью тонна-километра или пассажиро-километра и определяется отношением общей суммы расходов автомобильного хозяйства за отчетный период времени к объему транспортной работы, вы-поляенной за тот же период.  

ПАССАЖИРО-КИЛОМЕТР

ПАССАЖИРО-КИЛОМЕТР

единица измерения пассаж. перевозок. П.-к. получают путем умножения числа перевезенных пассажиров на расстояние их перевозки, выраженное в километрах. В процессе учета П.-к. группируются по видам сообщений (в прямом, местном и пригородном) и по типам вагонов, в к-рых совершалась перевозка (в мягких, жестких и грузовых, приспособленных для перевозки пассажиров). П.-к. является одним из показателей объема перевозок жел.-дор. тр-та и входит элементом в состав условного сводного показателя объема работы, так наз. приведенной продукции, где один П.-к. условно принимается соответствующим 1 ткм .

Технический железнодорожный словарь. - М.: Государственное транспортное железнодорожное издательство . Н. Н. Васильев, О. Н. Исаакян, Н. О. Рогинский, Я. Б. Смолянский, В. А. Сокович, Т. С. Хачатуров. 1941 .


Смотреть что такое "ПАССАЖИРО-КИЛОМЕТР" в других словарях:

    пассажиро-километр - Единица измерения пассажирских перевозок, равная произведению количества перевезенных пассажиров на количество километров, которое данные пассажиры проехали. [Департамент лингвистических услуг Оргкомитета «Сочи 2014». Глоссарий… … Справочник технического переводчика

    М. Единица измерения пассажирских перевозок произведение числа перевезенных пассажиров на расстояние их перевозки, выраженное в километрах. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

    пассажиро-километр - , а, м. Единица измерения в сфере пассажирских перевозок произведение числа перевезенных пассажиров на расстояние их перевозки, выраженное в километрах. ◘ Десять пассажиро километров. БАС, т. 9, 264. + Букчина, 65 … Толковый словарь языка Совдепии

    пассажиро-километр - пассаж иро килом етр, а … Русский орфографический словарь

    пассажиро-километр - (2 м); мн. пассажи/ро киломе/тры, Р. пассажи/ро киломе/тров … Орфографический словарь русского языка

    пассажиро-километр - пассажи/ро киломе/тр, пассажи/ро киломе/тра … Слитно. Раздельно. Через дефис.

    пассажиро-километр - пассажир/о/ кил/о/метр/ … Морфемно-орфографический словарь

    ТОННО-КИЛОМЕТР ПРИВЕДЕННЫЙ - (VIRTUAL TON KM) показатель, характеризующий объем всей выполненной отдельными видами транспорта работы по перевозке грузов и пассажиров. Приведение выполняется суммированием тонно километров и пассажиро кшюметров (на воздушном транспорте для… … Глоссарий терминов по грузоперевозкам, логистике, таможенному оформлению

    Подсчет объема или стоимости работ на основании теоретических, опытных, расчетных, статистических или бухгалтерских данных. Различают К. предварительную, по к рой составляются планы и сметы, и К. отчетную, или фактурную, составляемую на основании … Технический железнодорожный словарь

    Сокращения ПКМ, пкм или п.к.м. могут означать: п.к.м. сокращение словосочетания «по крайней мере». Пассажиро километр (пкм) единица измерения, используемая в пассажирских перевозках и обозначающая перемещение одного пассажира на… … Википедия