Чем отличается турист от путешественника.

9 выбрали

Если вы думаете, что с уходом Эпохи Великих географических открытий канули в лету и выдающиеся путешественники, то вы ошибаетесь! Наши современники тоже совершали самые удивительные путешествия. Среди них и ученые, отправившиеся на поиски подтверждений своим теориям, исследователи морских глубин, и просто искатели приключений, рискнувшие отправиться в кругосветное путешествие в одиночку или с единомышленниками. Об их путешествиях создано немало документальных фильмов, и благодаря ним, мы можем увидеть весь мир их глазами, настоящий, живой, полный опасностей и приключений.

Жак-Ив Кусто́

Капитан Кусто - знаменитый французский исследователь Мирового океана, автор книг и фильмов, изобретатель. Мировой океан приоткрыл множество своих тайн, показал до сих пор недоступную для людей красоту своих глубин для огромного числа любителей подводного плавания. Можно сказать, что Капитан Кусто - отец современного дайвинга, ведь это именно он создал основной аппарат для дайвинга. Занимаясь исследованиями подводного мира нашей планеты, Кусто создал знаменитую плавучую лабораторию "Каллисто" и первый аппарат для погружения "Дениз". Жак Ив Кусто увлек за собой миллионы людей, показав им на киноэкранах как прекрасен подводный мир, дав возможность увидеть то, что было до сих пор недоступно человеку.

Тур Хейердал

Имя самого известного норвежца 20-го столетия на его родном языке пишется как "Thor", так же как имя одного из главных богов скандинавской мифологии Тора. Он совершил множество путешествия на самодельных плавсредствах контактов древних цивилизаций между собой. Хейердал на практике доказал свою теорию о посещении жителями Южной Америки островов Полинезии, так как ученый мир не воспринимал его идеи. Вместе со своей командой он за 101 день, проплыв 4300 миль достиг атолла Рароиа. Это было одно из его самых знаменитых путешествий "Экспедиция Кон-Тики" на самодельном плоту. Фильм, снятый им во время путешествия, получил премию "Оскар" в 1951 году. А в 1969 году он отправился в новую опасную экспедицию на лодке из папируса, чтобы доказать, чтобы доказать возможность пересечения Атлантического океана африканскими народами. Однако, первое путешествие Тура Хейердала на лодке "Ра" закончилось неудачей, лодка затонула, не дойдя всего 600 миль до острова Барбадос. Год спустя упрямый норвежец повторил свое путешествие и проплыл из Марокко до Барбадоса за 57 дней. Кстати, врачом в этой экспедиции был наш соотечественник Юрий Сенкевич. Позже Хейердал побывал на Мальдивских островах, в Перу и Тенерифе.

Юрий Сенкевич

Популярный телеведущий передачи "Клуб путешественников" Юрий Сенкевич оказался в списке самых знаменитых путешественников не только как врач экспедиции Тура Хейердала. Его "послужной список" путешественника вызывает уважение:

как врач-исследователь Сенкевич проходил подготовку для участия в космическом полёте, участвовал в 12-й антарктической экспедиции на станцию "Восток" с целью изучения поведения человека в экстремальных условиях, путешествовал на папирусной лодке "Ра", затем на "Ра-2" и в Индийском океане на "Тигрисе". Миллионы советских телезрителей смогли увидеть мир, как тогда шутили "глазами Сенкевича". Кстати, передача "Клуб кинопутешествий", передача была занесена в книгу рекордов Гиннеса.

Николай Дроздов

Более 40 лет назад Николай Николаевич Дроздов стал ведущим популярной телепередачи "В мире животных". Заядлый путешественник, "галантный всезнайка", часами рассказывающий о животных, как о самых чудесных и красивых существах на свете – будь то слон, букашка, и даже ядовитая змея. Удивительный и прекрасный человек, кумир миллионов зрителей наше страны слушать рассказы которого об интересных фактах из жизни птиц, рептилий, домашних и диких зверей, о красоте нашей природы - и ни с чем несравнимое удовольствие, ведь так рассказывать может только человек влюбленный в жизнь. Интересный факт о самом Николае Николаевиче – его двоюродным прапрадедом был митрополит Московский Филарет, а прапрадед по матери Иван Романович фон Дрейлинг был ординарцем фельдмаршала Михаила Кутузова.

Николай Дроздов объездил весь мир, все зоологические и национальные парки, изучая места обитания и повадки животных в естественных условиях, совершил восхождение на Эльбрус, участвовал с длительной экспедиции на научно-исследовательском судне "Каллисто" и в первой советской экспедиции на Эверест, дважды отправлялся к Северному полюсу, прошел по Северному морскому пути на ледоколе "Ямал", проплыл вдоль берегов Аляски и Канады на "Дискаверер".

Фёдор Конюхов

Путешественник-одиночка, покроивший то, что казалось невозможно покорить, не раз преодолевший путь, который невозможно пройти в одиночку – великий современник Фёдор Конюхов. Первый среди путешественников, покоривших Северный и Южный полюса, моря, океаны и высочайшие вершины мира, что доказывают более 40 экспедиций, совершенных им в самые недоступные места нашей планеты. Среди них пять кругосветных путешествий, одиночное плавание через Атлантику (которую он, к слову, пересек неоднократно) на вёсельной лодке. Конюхов первым пересёк Тихий океан от континента до континента. Но не одними путешествиями заполнена жизнь нашего занменитого соотечественника – Фёдор Конюхов стал самым молодым членом Союза художников СССР и автором двенадцати книг о путешествиях. Впереди были и новые планы: полет вокруг света на воздушном шаре и кругосветное плавание за 80 дней на Кубок Жюля Верна, а так же погружение в Марианскую впадину. Однако, прияв в 2010 году сан священника, Фёдор Конюхов решил было более не путешествовать, но… пути Господни неисповедимы и знаменитый путешественник вновь у штурвала. Весной этого года он "побил" российский рекорд и продержался в воздухе на аэростате 19 часов 10 минут.

Беар Гриллс

Слава пришла к молодому английскому путешественнику благодаря самой рейтинговой телепередаче на канале "Дискавери" "Выжить любой ценой", впервые вышедшая в эфир октябре 2006 года. Телеведущий и путешественник не просто "развлекает" зрителей прекрасными видами самых удивительных мест планеты, его цель довести до аудитории жизненные рекомендации, которые могут пригодиться в непредвиденных ситуациях.

Список его путешествий вызывает уважение: он проплыл вокруг Британских островов за тридцать дней, пересёк на надувной лодке северную Атлантику, на самолёте с паровым двигателем пролетел над водопадом Анхель, на параплане пролетел над Гималаями, возглавил экспедицию на один из самых дальних из непокоренных пиков в Антарктиде и устроил… торжественный обед в аэростате на высоте более семи тысяч метров! Большинство экспедиций Гриллса проходят в благотворительных целях.

Эбби Сандерленд

Не только мужчины могут похвастаться дружбой с ветром странствий - Эбби Сандерленд, юная путешественница, которая в 16 лет в одиночку совершила кругосветное путешествие на яхте даст фору многим мужчинам. Вызывает удивление решительность родителей Эбби, ведь они не только позволили ей участвовать в столь опасном предприятии, но и помогали к нему готовиться. Увы, первый старт 23 января 2010 оказался неудачным и Эбби предприняла вторую попытку 6 февраля. Путешествие оказалось более опасным, чем предполагали: между Австралией и Африкой, в 2 тысячах миль от берега был поврежден корпус яхты и вышел из строя двигатель. После этого сообщения связь прервалась, поиски яхты Эбби оказались неудачными и ее объявили пропавшей без вести. Спустя целый месяц австралийские спасатели в зоне жесточайшего шторма обнаружили потерянную яхту и живую, невредимую Эбби. Кто после этого скажет, что женщине на корабле не место?

Джейсон Льюис

И, наконец, самый оригинальный из современных путешественников, потративший на кругосветное путешествие 13 лет! Почему так долго? Просто дело в том, что Джейсон отказался какой бы то ни было техники и всяческих достижений цивилизации. Бывший уборщик вместе с другом Стивом Смитом отправился в кругосветку на велосипеде, лодке и роликах! Экспедиция стартовала из Гринвича в 1994 году, в феврале 1995-го путешественники достигли берегов США и после 111 дней плавания решили пересечь Америку раздельно на роликах. Льюису пришлось на 9 месяцев прервать путешествие после ДТП. После восстановления Льюис отправляется на Гавайи, откуда на педальной лодке переплывает в Австралию, где ему пришлось некоторое время потратить на заработки средств для дальнейшего путешествия… продажей маек. В 2005 году он добирается до Сингапура затем пересекает на велосипеде Китай и Индию. К марту 2007 года он добрался до Африки и так же на велосипеде пересек всю Европу: Румынию, Болгарию, Австрию, Германию и Бельгию. Переплыв через Ла-Манш, в октябре 2007 года Джейсон Льюис вернулся в Лондон.

Разница между туристом и путешественником огромна. Поездки — пожалуй, единственное, что их объединяет. Ведь за глянцевыми фотографиями и потрёпанными путеводителями прячутся два совершенно разных мира. Какой из них по душе вам?

Путешественники существуют с тех давних пор, как человек начал исследовать мир, расширять его границы и смешиваться с другими культурами. Люди — весьма любопытные существа. Мы любим познавать, и когда нам становится тесно среди привычных вещей — мы отправляемся в другие страны в поисках чего-то нового. Нам интересно увидеть, как живут другие люди, и чем их жизнь отличается от привычной нам.

  • Не пропустите :

Туристы, в отличие от путешественников, появились сравнительно недавно. Началом организованного туризма принято считать Гранд-тур во времена Возрождения. Тогда дети из знатных английских семей в образовательных целях совершали длительные (иногда по несколько лет) поездки по Европе, преимущественно по Италии и Франции. Именно отсюда и пошли слова «туризм» и «турист».

Основное отличие туриста от путешественника — время, проведённое в поездке. Турист передвигается в рамках определённого графика, он всегда знает время выезда и возвращения домой. Путешественник имеет больше свободы, он волен изменять длительность своего маршрута по собственному усмотрению. Конечно, у него тоже есть свои ограничения: деньги, личные и другие обстоятельства, которые могут заставить его преждевременно прервать поездку.

Если вы готовы путешествовать по миру без ограничений и ничто этому не мешает — то вы настоящий путешественник. Если же ваш уклад жизни таков, что вы можете позволить себе лишь пару недель отпуска по заранее купленной путёвке — вы турист. Ничего плохого в этом нет, по крайней мере, вы проявляете желание вырваться из ежедневной рутины и посмотреть мир.

Маршруты

Расписание экскурсий, транспорта, время прибытия и отправления — неотъемлемая часть любого отпуска. Если вы планируете свой маршрут задолго до выезда — поздравляем, вы очень организованный турист. Таких еще называют ходячими хронометрами.

Путешественник же, наоборот, не строит планов, его постоянный спутник — спонтанность. Приехал в одну страну, понравилось — остался на несколько недель или месяцев, не понравилось — переехал в другую. Турист пытается успеть увидеть побольше за отведённое ему время, а путешественник просто наслаждается самим процессом.

  • Читайте также :

Путешественник ищет то, чего не видят другие: экзотику, неожиданные открытия, интересные особенности разных культур. Он никогда не знает, что встретит через час, день, неделю…

Турист, наоборот, заранее знает, что он увидит. Конечно, и его могут подстерегать сюрпризы, но только если они встретятся среди туристических достопримечательностей. Если он едет в Париж, то очень редко добирается до узеньких улочек его предместья.
Маршрут туриста стандартен: Триумфальная Арка, Эйфелева башня, Мулен руж… Часто это случается не из-за нежелания увидеть необычное, а из-за банальной нехватки времени.

Смешанные виды

Часто разница между туристом и путешественником настолько мала, что даже сложно отличить. В зависимости от обстоятельств, они иногда меняются ролями, даже сами этого не осознавая. У любого туриста бывают моменты, когда он забывает о гидах и графике, и отправляется самостоятельно исследовать окрестности. Так же и путешественник может оказаться стеснённым по времени и ничем не отличаться от туриста, пытаясь в спешке оббегать все музеи и достопримечательности города.

Стереотип путешественника

В нашем представлении это молодые люди, путешествующие налегке, часто , мечтающие объездить весь мир и готовые провести в этой бесконечной поездке годы своей жизни.

Истинная мотивация путешественников — свобода действий, осознание того, что твоя поездка, пусть не лишена трудностей, но зависит только от тебя. Не обязательно располагать месяцами для совершения длительного вояжа, разница между туристом и путешественником лежит в восприятии времени и его распределении. Возраст — тоже не помеха, а наличие денег только способствует беззаботному путешествию и открывает новые возможности.

Стереотип туриста

Туриста можно безошибочно узнать по висящей на шее фотокамере, путеводителю в руках, восхищённому взгляду и практичной одежде. Часто так и есть, но в следовании заранее определённому маршруту ничего плохого нет. Когда времени в обрез, приходится преодолевать огромные дистанции, чтобы успеть осмотреть всё запланированное за короткий период.

Главное, не превращаться в придаток фотоаппарата, а наслаждаться поездкой. А то иногда мы понимаем, какие прекрасные места посетили, только после того, как дома начинаем разбирать снимки. Также важно избежать соблазна превратить путешествие в бесконечный шоппинг. Мы ищем оригинальные сувениры, подарки, местные напитки, деликатесы и в итоге всё, что мы видим — бесконечные магазины и рынки.

Поняв, чем отличается турист от путешественника, можно с лёгкостью определить, кем являетесь вы. Главное — не то, как вы себя назовёте, а то, какие впечатления и воспоминания привезёте из путешествия.

Как путешествовать самостоятельно? Советы бывалых путешественников.

В кризис мало у кого есть деньги на покупку туристической путевки. Но провести отпуск в дальних краях хочется всегда. Как же быть? Бывалые путешественники давно отказались от того, что предлагает турфирма.

Ведь, отдыхая по путевке, вы можете посетить только специальные «резервации» для туристов. Если вы хотите увидеть настоящую жизнь другой страны, нужно путешествовать самостоятельно.

10 советов самостоятельному путешественнику от опытного бывалого путешественника для начинающих

Планирование самостоятельного путешествия только кажется сложным. В интернете есть вся информация, которая поможет составить маршрут, узнать о состоянии дорог, взять на заметку популярные и редкие достопримечательности. Итак, что могут нам посоветовать более опытные путешественники?

  • Составьте маршрут. «Поездка на Байкал» или «путешествие по Чехии» — это всего лишь направление. Сколько интересных мест есть по пути и вокруг!
    Проштудируйте путеводители. Эталоном качества считается зарубежная серия «Lonely Planet».
  • Почитайте в интернете отзывы очевидцев. Самый лучший источник – легендарный форум Винского. Кстати, составив примерный вариант маршрута, вы можете выложить его на этом форуме для критики. Путешественники, бывавшие в этих местах, сделают вам замечания и дадут советы.
  • Составляя маршрут, делайте «припуск» — зазор в несколько свободных дней. На месте всегда оказывается, что достопримечательностей в стране больше. Имея пару свободных дней, вы сможете увидеть максимум.
  • Бронируйте заранее. Определившись с местами и датами, начинайте подыскивать билеты и номера в гостиницах. Есть сайты, которые позволяют сравнивать цены на авиабилеты и выбирать самые дешевые.
  • Если планировать заранее, почти всегда можно сэкономить приличную сумму. Редкое исключение составляют невероятные цены на авиабилеты накануне отправления. Но этот вариант подходит только самым отчаянным
  • Если цены на номер в отеле вас смущает, обратите внимание на хостел. Это что-то вроде общежития, где вы можете снять отдельную комнату или койко-место. Последнее, естественно, обойдется дешевле. Если с деньгами совсем туго, можно найти вариант бесплатного проживания. Но об этом – ниже.
  • Распределите деньги. Основную сумму лучше держать на банковской карте. Еще лучше – распределить их на две разные, и держать в разных местах. Перед поездкой не забудьте осведомиться в банке, будет ли работать их карта в чужой стране, и какова будет комиссия.
  • Но имейте привычку всегда держать под рукой «прожиточный минимум» на пару дней в наличке. Если вы за рубежом, пусть это будут доллары, евро или местная валюта. Купюры не должны быть слишком крупными, ведь за наличку чаще всего покупают что-то недорогое.


  • Подготовьте языковую базу. Это не значит, что вам нужно выучить язык чужой страны, или, как минимум, английский. Хорошо, если вам удастся запомнить основные слова: «здравствуйте», «спасибо», «мне нужна помощь», «такси», «отель», «еда». Остальное сделает за вас разговорник или онлайн-переводчик в вашем смартфоне.
  • Кстати, в последнее время появилась мода на иллюстрированные многоязычные переводчики. Они представляют собой книжку без единого слова, но с множеством картинок.
  • Вы можете раскрыть его на нужной странице и показать иностранцу изображение сервированного стола, Эйфелевой башни, туалета или вокзала, и он поймет, что вам нужно. Можно даже купить майку с такими картинками.


  • Сбросьте все лишнее. Не таскайте за собой ненужного багажа.
  • Во-первых, самые дешевые авиабилеты не позволят вам провозить многокилограммовые чемоданы.
  • Во-вторых, без лишнего груза вы будете мобильнее.
  • В-третьих, вы ведь не собираетесь щеголять десятком разных платьев в туристической поездке.
  • В-четвертых, нередко проще купить необходимые вещи по прибытию, потому что там они дешевле.
  • Используйте сайты гостеприимства. На этих международных сайтах люди регистрируются для того, чтобы принимать у себя путешественников. Бесплатно. Некоторые хотят узнать о далекой стране, другие – практиковать английский, третьи когда-то были гостями, а теперь хотят отдать должное.
  • Вы можете зарегистрироваться на этих сайтах и попросить о необходимой помощи: о ночевке, об экскурсии, об информации. Люди с удовольствием откликаются. Вы не обязаны потом размещать кого-то у себя. Только если вам захочется.
  • Автостоп или бла-бла-кар. Если у вас не хватает денег на билеты, вы можете попробовать отправиться в путешествие автостопом. Это очень специфичный вариант, но люди проезжают таким образом десятки тысяч километров. Если вы боитесь ехать в одиночку, найдите компаньона. Наденьте яркую майку и одежду со светоотражающими полосами, чтобы вас было видно издалека. Заинтересуйте водителя разговором, ведь часто попутчиков подбирают для того, чтобы не заснуть за рулем.


Если автостоп кажется вам слишком экстремальным, используйте сайт бла-бла-кар. Водитель, собираясь в путь, регистрирует свой маршрут на этом сайте, указывая время и место отправления. Вы можете попроситься к нему в машину, скинувшись на бензин. Цена выходит намного дешевле, чем общественный транспорт.

  • Ищите «нетуристические» места. Добравшись до места, вы обнаружите, что туристам все продают в несколько раз дороже, чем местным. Старайтесь найти отели, где живет здешнее население.
  • Кушайте в кафе, где едят жители этого места. Как правило, такие заведения расположены на периферии города, а не рядом с главной достопримечательностью. Иногда достаточно завернуть за угол главной пешеходной улицы.
  • Не бойтесь местного колорита. Оказавшись в Шанхае, нелепо идти в Макдональдс. Нужно попробовать местную еду. Оказавшись в Узбекистане, не просите, чтобы чай из пиалы вам перелили в привычный стакан. Почувствуйте, как пьют его здесь.


  • Обращайтесь за помощью к местным жителям. Не бойтесь спросить людей, как пройти на площадь, где самая вкусная еда, как проехать на вокзал. Люди любят туристов. Вам с удовольствием помогут, а вы ближе познакомитесь с местными нравами и обычаями

Итак, это самые общие советы. Но своя специфика есть у каждого региона. Учтите это, выбирая страну для самостоятельного путешествия.

Европейскому путешественнику было бы непривычно впервые оказаться в нашей провинции. Нет информационных стоек для туристов, карту достопримечательностей достать трудно, нет англоязычных указателей, ведущих в исторический центр через весь город.


  • Нам это привычно. Тем не менее, будьте готовы к тому, что достопримечательностей у нас в изобилии, а вот туристическая инфраструктура совершенно неразвита.
  • Поэтому лучше тщательно подготовиться заранее: разработать маршрут по городу, осведомиться об общественном транспорте, подыскать подходящее кафе неподалеку.
  • Возьмите на заметку, что роль информационных будок, типичных для любой европейской столицы, могут выполнить всезнающие таксисты. Они точно в курсе, как куда добраться, где недорого перекусить, где выгодно переночевать.

Не забудьте загрузить в свой телефон карту города со справочником. И составьте список достопримечательностей, которые вы хотели бы увидеть.

Европа – отличное место для культурного туризма. Природы в нашем понимании слова там почти не осталось, зато музеев и достопримечательностей – полно.

Составляя план путешествия, сверьтесь с расписанием работы музеев, которые вы хотите посетить. Часто бывает, что раз в месяц они делают бесплатные дни для всех желающих. У них могут быть скидки и акции для студентов или пенсионеров. Постарайтесь найти в интернете аудиогид по этому музею. Часто осмотреть все экспонаты физически невозможно, поэтому выделите те артефакты или залы, что для вас наиболее интересны.


Хороший вариант для знакомства с достопримечательностями – обзорная экскурсия в первый день. Вы быстро осмотрите все самые стоящие места, и выберете то, к чему вам захочется вернуться и познакомиться подробнее.

  • Азиатский туризм вызывает много опасений у тех, кто боится инфекций и пищевых отравлений. Перед тем, как отправляться на курорт, проконсультируйтесь со своим врачом: возможно, он посоветует вам какие-то прививки или составит список аптечки неотложной помощи.
  • Местные жители успешно избегают пищевых отравлений в жарком климате. Они обильно сдабривают еду специями, а те как бы дезинфицируют блюдо. Поэтому вся еда в Индии по умолчанию очень острая.
  • Если вы не привыкли кушать слишком перченое, скажите официанту при заказе «no spices» — «без специй». Скорее всего, вы не добьетесь, чтобы вам принесли еду совсем без приправ. Но, по крайней мере, она не будет ужасно острой.


Перед тем, как отправляться в поездку на авто, просмотрите кое-какую информацию в интернете.

  • Есть ли вообще в стране бензин. Некоторые предпочитают газ, и все местное население уже давно оснастило свои автомобили газовым оборудованием. Например, в Узбекистане бензиновые заправки – редкость.
  • Сколько стоит топливо. Цены на бензин могут в разы отличаться от наших. Эта статься расходов съест половину вашего бюджета на отдых. Например, в Турции бензин стоит в 3 раза дороже, чем у нас за литр.
  • Есть ли какие-то особенные правила в стране относительно иностранных автомобилистов. Некоторые вообще запрещают пересекать свою границу на личном авто, как, например, в Китае. Кстати, передвигаться в этой стране на арендованной машине можно только в сопровождении специально назначенного гида-китайца.
  • Отношение к правилам дорожного движения. В азиатских странах водители действуют на дорогах, скорее, по интуиции, чем по правилам. Как ни странно, это не увеличивает аварийность. Но иностранному водителю в таком потоке будет очень сложно.
  • Дополнительные документы. Где-то запрещают водить авто по доверенности, где-то не признают международные права, где-то требуют оформлять дополнительную страховку.


Если вы хотите прослыть горе-путешественником, следуйте этим советам. Если же хотите, чтобы отдых сложился хорошо, иностранцы вас признали и полюбили, а мир показался открытым, делайте все наоборот.

  1. Опасайтесь каждого встречного. В каждом прохожем подозревайте бандита. Запаситесь средствами самообороны. Вы ведь знаете, если у вас припасено ружье, оно обязательно выстрелит.
  2. Прислушивайтесь к новостям: там неспокойно, там стреляют, там не любят русских. Вы ведь догадываетесь, что телевизор всегда немного преувеличивает. Есть один небольшой секрет: туристов любят везде.
  3. При первой возможности высказывайте свои политические и идеологические взгляды. Акцентируйте внимание на внешней политике ваших стран, особенно если отношения между ними напряженные. Укажите иностранцам, где их правитель был неправ, и какие политические ошибки они постоянно повторяют. Напомните, что русские всегда сильнее всех.
  4. Сообщайте новым знакомым о своем благосостоянии. Прихвастните большой зарплатой. Берите в поездку только самые дорогие вещи: последний айфон, тяжелый профессиональный фотоаппарат, новый ноутбук. Держите расхожие деньги вместе с крупными. Туда же присовокупите банковскую карту и документы.
  5. Побольше фотографируйте. Старайтесь сделать не меньше двадцати селфи на фоне каждой достопримечательности. Не обязательно осматривать ее саму, это вы сможете сделать и дома на фотографии.
  6. Особенно удачно будет, если вам удастся сделать свой портрет на фоне картины в музее, где фотографировать запрещено. При этом не забудьте включить вспышку.

Во внутреннем оформлении использованы иллюстрации: Altana8, everything possible, Igor Zakowski, In-Finity, Juan Nel, Ken Benner, Kutsyi Bohdan, mariblackhair, Meowu, Niakris6, owatta, Phant, polygraphus, qwl, Serz_72 / Shutterstock.com

Используется по лицензии от Shutterstock.com; kameshkova, owattaphotos / Istockphoto / Thinkstock / Getty Images


© Павлюк С., Оленева М., текст, 2015

© Оформление. ООО «Издательство «Эксмо», 2015

Вместо вступления

Вперед, к приключениям!

Последние годы я совершенно справедливо чувствовал себя доисторическим существом, хранящим массу архаичной информации о теории и практике путешествия. Эдаким рудиментом голодных студенческих лет, когда путешествие без гроша в кармане было общим местом любознательной молодежи. Сегодня студенты буднично шатаются на летних каникулах по Китаю, волонтерят по нацпаркам США и пишут магистерские диссертации по географии каучсерфинга. Мои же истории типа «А вот, помню, в 2003 году…» все больше воспринимают как легенды смутных времен, когда в Таиланд была еще нужна виза, люди не пользовались смартфонами, а Путин не был президентом.

В общем, я чувствовал себя мамонтом, который забыл вовремя вымереть, и старался, как мог, переквалифицироваться в «цивилизованного» путешественника, что ночует в отелях, летает на самолетах, а рюкзак за плечами носит лишь из чувства ностальгии. Получалось не очень, но я старался. И тут кризис. Как модно сейчас говорить – внезапно. Ценник путешествия лезет вверх, привыкшая к загранице общественность в панике. И тут на сцену снова выходим мы, динозавры той эпохи, когда самостоятельно в нашей стране путешествовали только два типа маргиналов: те, у которых денег было очень много, и те, у кого их не было вовсе. У нас есть опыт в бюджетных путешествиях, но за последние несколько лет мир сильно изменился. Накопленное сакральное знание о поиске районов дешевых отелей легко перебивается умелым использованием сайтов-агрегаторов по поиску бюджетного жилья. А навык нахождения ошибочных тарифов авиакомпаний (благодаря которым можно, например, улететь из Москвы в Бразилию и обратно за несколько сотен долларов) экономит больше, чем все возможные ухищрения олдового бюджетного путешественника.

Поэтому я надеюсь, что наша книга будет интересна и опытным путешественникам (неважно, бюджетным или не очень), хотя прежде всего она рассчитана на начинающих покорителей дороги и на тех, кто никогда раньше не задумывался о необходимости экономии бюджета в путешествии.

Наша философия – экономия в путешествии не делает последнее менее комфортным, она делает бюджет поездки более рациональным и позволяет посмотреть больше и даже лучше за те же (а то и за гораздо меньшие) деньги.

Авторы книги не только опытные путешественники, но и люди, знакомые с индустрией путешествий изнутри. Это прежде всего относится к моему прекрасному соавтору – Марии Оленевой, без преувеличения легендарной личности в среде самостоятельных путешественников, которая успела попутешествовать, пожить и поработать в туристической индустрии на всех континентах, кроме Антарктиды.

Книга построена по принципу движения от общего к частному.

Первые главы касаются общих вопросов бюджетного путешествия, а затем разбираются его составляющие: сбор информации, визовые вопросы, проживание, перемещение и т. д. Чтобы не быть голословными, мы постарались дать, где это возможно, небольшой региональный обзор по каждому вопросу.

Мы очень надеемся, что, прочитав эту книгу, российский путешественник перестанет стесняться ездить автостопом, ночевать через каучсерфинг, летать хитрой комбинацией чартеров и лоукостеров и питаться лишь уличной едой. Ведь отныне он не нищеброд, а эффективный менеджер своих ресурсов в условиях кризиса. Выходите из сумрака, коллеги юрского периода и новые виды путешественника российского. Выходите на дорогу. И вперед, в путешествие своей мечты!

Семен Павлюк

Самый важный график путешественника

Обычно, когда говорят о путешествии, рассматривают соотношение времени и денег . Якобы можно добиться чего угодно, потратив или много денег, или много времени, или некую пропорцию и того, и другого. Много денег, но нет времени – покупайте авиабилет или берите такси до точки назначения. Много времени, но нет денег – пишите название точки назначения маркером на картонке и идите ловить попутку на трассу. В зависимости от соотношения денег и времени можно поехать на автобусе или арендовать автомобиль.

Но не менее важен и ресурс усилий , потраченных на организацию путешествия и достижение его целей и задач. Далеко не всегда эти усилия можно свести к денежному или временному эквиваленту, хотя они могут сэкономить и время, и деньги. Например, потратив определенное количество усилий, можно найти комфортный вариант разделения стоимости поездки (см. стр. 260), который позволит преодолеть необходимое расстояние на автомобиле дешевле и быстрее автобусного переезда. При поиске авиабилета в течение 4 месяцев он может быть в 4 раза дешевле, чем при поиске в течение недели. Потраченные несколько часов на оформление удобной для путешествия валютной банковской карты отобьются тысячами рублей экономии уже в первой поездке (ведь использование в поездке рублевой банковской карты влечет повышенные комиссии за конвертацию валют).

Усилия по подготовке путешествия отнимают время и моральные силы. Те, кто не хочет тратить усилия (а также нервы) на самостоятельное получение виз и поиск отелей, обращаются в турагентства. Кто не хочет мучиться с подготовкой маршрута, нанимает гида. Причем это не признак слабости или занятости – даже опытные путешественники при получении визы Китая в Москве обращаются в турагентства. Самостоятельный сбор требуемых документов отнимает слишком много усилий.

Плюс ресурса усилий в его нарабатываемости и совершенствовании. Усилия для подготовки к путешествию – это еще и умение. А любое умение можно развить, «прокачать». Чем больше у человека опыта, полезных навыков и знаний о путешествиях, тем меньше усилий ему приходится затрачивать на поиск дешевых авиабилетов, устраивающих его отелей и получение туристических виз. Чем больше усилий вложено в подготовку поездки, тем меньше времени в процессе путешествия придется уделять доработке маршрута. Данная книга не научит зарабатывать деньги и не найдет дополнительное время для поездки. Но она поможет минимизировать усилия для подготовки и проведения успешного путешествия.

Бюджет поездки

Бюджет путешествия в первую очередь зависит не от страны, куда планируется ехать, а от привычек и особенностей конкретного путешественника. У каждого есть собственное мнение о ежедневных денежных расходах. В длительной поездке средний путешественник в день тратит примерно ту же сумму, что и на родине. Просто в дешевой стране он получает за эти деньги больше комфорта, чем в дорогой.

Универсальных правил для составления бюджета не существует. Можно сделать примерный список неизбежных трат (авиабилет, визы, входные билеты в обязательные к посещению достопримечательности, снаряжение, которые необходимо купить в процессе путешествия). Потом прикинуть ежедневные расходы : сколько в выбранном регионе в среднем уходит на проживание, питание, транспорт и связь, умножив получившуюся сумму на количество дней в пути. В конце надо прибавить дополнительные расходы – некую константу на шопинг, сувениры и т. д., а также некоторое количество денег на непредвиденные расходы . Если финальная сумма кажется слишком большой, скорректируйте ее в сторону уменьшения, отказавшись от дорогих вариантов проживания в пользу дешевых и бесплатных (см. главу «Проживание», стр. 183). Подумайте также, как сэкономить на перемещении (см. главу «Передвижение», стр. 231) и питании (см. стр. 220), или исключите из маршрута самые затратные отрезки.

Экономия бюджета – отдельное искусство, которое у иных путешественников переходит в разряд своеобразного спорта. Иногда кажется, что цель некоторых из них – изучить границы человеческих возможностей. А можно ли путешествовать по этой стране на 5 долларов день? А на 3 доллара?

Ключевой момент успешного путешествия – видеть грань между здоровой и нездоровой экономией . Одно дело отказаться от лишнего коктейля за ужином и купить билет в плацкартный вагон вместо купейного. Другое – морить себя голодом и всю ночь ехать стоя в переполненном вагоне поезда самого низкого класса из возможных.

Те, кто пытается немного сэкономить, часто в итоге много теряют . Путешественники, пытающиеся найти отель на доллар дешевле, рискуют попасть в сомнительную ночлежку, где их обворуют. Те, кто выбирает место ужина по принципу «как можно дешевле», повышают риск пищевого отравления. Следующие за этим расходы на лекарства и внеплановую остановку в отеле на время болезни многократно перекроют выгаданную сумму. Чем дешевле и многолюднее общественный транспорт – тем выше риск кражи вещей. Можно пойти пешком от вокзала до отеля, пожадничав потратить 10 долларов на такси, вопреки советам путеводителя, и нарваться на вооруженное ограбление. Стоит ли экономия 10 долларов потери фотоаппарата за 500 долларов и всей наличности?

Составьте бюджет поездки:

Неизбежные траты (авиабилеты, визы, входные билеты);

Ежедневные расходы (проживание, питание, транспорт, связь);

Дополнительные расходы (шопинг, сувениры и т. п.);

Непредвиденные расходы.

Экономия – одна из основ продолжительного путешествия. Однако надо помнить, что основа бюджетного путешествия – не потратить как можно меньше денег, а продлить путешествие за счет разумной экономии.

Ступени комфорта

Каждый, кто отправляется в путь, должен спросить себя: что ему необходимо для комфортного путешествия. Не стоит чрезмерно увлекаться удешевлением поездки, отказываясь от интересных, но недешевых достопримечательностей, вкусной еды и удобного транспорта. Чтобы не перегнуть в вопросе экономии палку, важно осознанно подходить к своим потребностям. Не надо голодать или ставить себя в ситуацию, когда в течение дня единственные эмоции – усталость, фрустрация и раздражение. Также не стоит лениться, потакая сиюминутным желаниям и не давая себе возможности попробовать собственные силы. Здоровый аскетизм в сочетании с уважением к себе и заботой о своем организме – ключ к гармоничному путешествию.

У каждого человека свой минимальный уровень комфорта . Некоторые прекрасно обходятся тарелкой риса в день, другие не могут нормально высыпаться в дешевых отелях с неудобными кроватями. Приемлемый уровень комфорта – величина непостоянная. К его пониженному уровню можно привыкнуть, если для этого есть мотивация. Молодым путешественникам обычно легче справиться с этой задачей.

Очень часто достаточно поднять уровень комфорта на одну ступень – и путешествовать сразу станет проще. Жутковатого вида ночлежка в Бамако (Мали) обойдется в 10 долларов за ночь, а уютный гестхаус в колониальном стиле – в 15. Спартанский двухместный номер в шумном стокгольмском хостеле стоит 70 долларов, а аутентичная каюта корабля-отеля с видом на городскую ратушу – 75 долларов. Всего 5 долларов, а насколько разные эмоции.

Если вам это важно – прибавьте 10–20 долларов к дневному бюджету и используйте отели и рестораны чуть более высокого класса. Путешествие должно приносить радость, а не быть постоянным источником раздражения.

Смысл путешествия и приоритеты потребностей

Определить смысл поездки не проще, чем ответить на вопрос, зачем человек вообще путешествует. Ответов примерно столько же, сколько самих путешественников. Кто-то ищет себя, а кто-то от себя бежит. Кто-то стремится увидеть новые страны и познакомиться с иными культурами, а кто-то просто хочет хорошо провести время. Но, в общем, все ответы сводятся к двум основным группам: познание себя и познание мира.

Постарайтесь ответить на вопрос о смысле своего путешествия максимально честно. Оставьте красивые слова о поддержке мира во всем мире для рекомендательных писем и поиска спонсоров. Вслушайтесь в себя. Зачем вам ехать на другой конец земного шара или отправляться в трансазиатское путешествие? Хотите записать этот факт себе в биографию? Стремитесь отыскать страну с самыми красивыми девушками/мужчинами? Или, наоборот, самая красивая девушка уже найдена и это лишь способ произвести на нее впечатление?

В зависимости от ответа продумывайте маршрут. Если важен сам факт свершения – выбирайте максимально простую и скоростную траекторию. Или если задача найти идеальный пляж – не удаляйтесь от зоны тропиков.

Нет заранее заготовленного ответа? Придумайте «фишку» путешествия. Отправляйтесь по местам исторических событий или вслед за героями любимых книг. Повторите маршрут Великого шелкового пути или Гранд-тура. Проследуйте вслед за Марко Поло и Николаем Гумилевым, не выпуская из рук их путевых заметок. Поищите ответ на вопрос: «Кому на Руси жить хорошо?»

Нет настроения думать о высоком? Тогда пусть это будет прогулка от одного футбольного стадиона к другому. Или поиски идеальной чашки эспрессо. Или ежедневное селфи со встреченным в дороге незнакомцем. Все это придаст цельности путешествию, не позволит ему наскучить раньше времени.

Не менее важно определить собственные приоритеты потребностей в путешествии. Что важнее: увидеть больше городов и достопримечательностей, не выходить из зоны комфорта или получить экстремальные ощущения? Важен ли хороший отель каждый день или ради поездки в отдаленный природный парк и посещения племени пигмеев вы готовы несколько дней прожить в палатке? Важен ли индивидуальный транспорт или не смущает перспектива транспорта общественного? Вы сторонник гастрономического туризма и путешествуете, чтобы есть, или, наоборот, едите, чтобы путешествовать? Правильно расставленные приоритеты помогут сформировать адекватный бюджет поездки.

Продолжительность путешествия

Короткие путешествия в пересчете расходов на день получаются самыми дорогими. Стоимость визы, авиабилетов и других разовых расходов, поделенная на 10 дней, в ежедневном бюджете будет в десять раз выше, чем при делении на 100 дней. Другими словами, каждый дополнительный день путешествия если не удешевляет авиабилет, то уж точно оправдывает его.

Также с каждым днем путешествия снижаются ежедневные траты . В начале поездки путешественник тратит больше денег, чем под конец. Он еще не ориентируется в новой стране, не знает адекватного уровня цен, не умеет торговаться на рынке, не понял, какие продукты дешевле. Приходится докупать что-то из снаряжения. Уличные кафе для местных жителей пугают незнакомыми запахами – приходится идти в ресторан для туристов. Ходить пешком по жаре не хочется – проще сесть в кондиционированный автобус или в такси. Способы экономии еще не выявлены. Со временем привыкаешь к жаре, местной пище, рюкзаку за спиной, и тратить лишние деньги хочется все меньше и меньше.

Любая страна дешевеет с каждым днем пребывания в ней. В первые дни знакомства с Австралией или Исландией путешественник только и делает, что возмущается их дороговизной. Через пару недель эмоции уступают знанию местных особенностей и опыту экономии. И оказывается, что эти страны отличаются бесплатными музеями и природными достопримечательностями. Здесь легко путешествовать автостопом (причем он распространен и среди местного населения). При должном поиске можно найти дешевое жилье, а продукты в бюджетной сети супермаркетов не дороже, чем в соседних странах региона. По отзывам туристов о финансовой стороне пребывания в конкретной стране обычно легко понять, как долго пробыл в ней рассказчик.

Еще более радикально падают ежедневные расходы во время пребывания в дешевой стране Азии или Латинской Америки. В первые дни путешественник не может нарадоваться на низкие цены, а потому покупает и заказывает в кафе много лишнего («Весь стол нам уставили блюдами, и это всего на 300 рублей!»). Но постепенно он адаптируется к уровню цен и мыслит уже здешними категориями, сравнивая стоимость обеда или поездки на такси с местными аналогами, а не с московскими.

Все меняется

Это главное правило путешественника. При современной динамике развития международного туризма все меняется с калейдоскопической скоростью. Темпы, с которыми происходят изменения, поставили под сомнение всю индустрию практических путеводителей, устаревающих еще до выхода в печать. И речь не только о стоимости проживания или входов в музеи. В городах Ближнего Востока и Восточной Азии как грибы после дождя растут небоскребы и целые кварталы. Открываются новые терминалы аэропортов, линии метро, автострады. Можно вернуться в страну через пару лет и не узнать ее.

Ищите самую свежую информацию. Лучше – недельной давности. В некоторых странах, живущих в эпоху перемен (например, в Мьянме, Непале или в Зимбабве), ситуация может кардинально измениться в считаные месяцы. Например, в городах Мьянмы в конце 2011 года почти не было Интернета, а валюту было выгоднее менять с рук на черном рынке. А в середине 2012 года интернет-кафе и wi-fi уже были распространены повсеместно, валюту же стало выгоднее менять в государственных банках и обменных пунктах.

Как любит писать сверхпопулярный среди самостоятельных путешественников путеводитель Lonely Planet: «Хорошие места становятся плохими, плохие становятся банкротами». Это особенно верно для многих развивающихся стран, где не принято тратить силы на поддержание инфраструктуры в должном состоянии. Работающий в сфере индивидуального туризма друг как-то рассказывал нам, что при выборе для клиента отеля на Мальдивских островах принято ориентироваться прежде всего на год открытия отеля. Если он открыт только что – все будет замечательно. Но даже в зарекомендовавший себя отель уже нельзя селить туристов, как только ему исполнится два года. Ремонтом на Мальдивах заниматься не принято, а потому в условиях влажного тропического климата как номер, так и состояние инфраструктуры может оказаться неудовлетворительным.

То же верно и для бюджетного сектора. Вместо «раскрученных» в путеводителях хостелов и ресторанов, где от потока клиентов упал уровень обслуживания и выросли цены, пользуйтесь только что открывшимися заведениями с уютными и недорогими номерами и отличной кухней. Узнавайте о них на тревел-форумах, в онлайн-путеводителях и из советов встреченных по дороге коллег-путешественников.

Путешествия самостоятельные и не очень

Туристы и путешественники

Туристы и путешественники – диалектика современной индустрии туризма. Казалось бы, все просто: путешественник – самостоятелен, турист – зависим от турфирмы. Но на самом деле все немного сложнее. Это пересекающиеся категории, а не две стороны одной медали. И порой турист – больший путешественник, чем самостоятельный бэкпекер. Самостоятельность путешествия – лишь одна из возможных характеристик, а не знак качества. Но обо всем по порядку.

Путешественник

Путешествие должно отвечать двум основным характеристикам: передвижение и познание . Во-первых, путешественник должен смещаться в географических координатах. Этим он отличается от путешественника на диване, который изучает глубины Африки вместе с героями любимых книг и знакомится с достопримечательностями Парижа по картинкам в глянцевом путеводителе. А также от виртуального путешественника, который может наблюдать закат в заповеднике Масаи-Мара или панораму Манхэттена при помощи установленных в нужных точках веб-камер.

Во-вторых, путешественнику следует осознавать пространство, по которому он передвигается. Или себя в этом пространстве. Не важно, занимается он познанием мира или познанием себя, но путешествие должно вести к приращению знания. Должна быть рефлексия увиденного и прочувствованного. В конце концов, путешествию необходим смысл или хотя бы подспудный поиск смысла. Иначе мы говорим просто о бродяжничестве – состоянии, когда человеку уже все равно, куда он движется и что его окружает. Бродягу интересуют другие вещи: что поесть, где поспать, как бы раздобыть денег. Фактически он ведет ту же жизнь, что и большинство из нас, только в отличие от подавляющего количества обычных людей дома у него нет. Передвижение в пространстве и есть его будни, его рутина.

Турист

За последнюю четверть века понятие «турист», по крайней мере в нашей стране, поменяло свое значение. В советские времена различали «туриста » и «отдыхающего ». Первый ходил по горам с рюкзаком, тогда как второй отдыхал «на югах». С падением «железного занавеса» и появлением турфирм понятие «туризм» из образа спортивного и активного отдыха (его теперь все чаще заменяют модным словом «экстрим») трансформировалось в нечто расслабленное и гедонистическое. Турист теперь, в современном понимании этого слова, и есть отдыхающий. Человек, проводящий отпуск в иных географических координатах, нежели его работа и обыденная жизнь.

Среди тех, кто вздрагивает от слов «турфирма» и «массовый туризм», «турист» – слово ругательное. Это якобы такой безвольный тип, который и шагу не может ступить без гида, да и вообще редко делает хоть какие-либо шаги. Часто он даже не выходит за территорию своего отеля, предусматривающего программу «все включено». Антитезой антигерою-туристу служит герой-путешественник.

Но так ли справедливо подобное разделение? Безусловно, человек, приехавший по путевке в Анталию и не выходящий за пределы отеля, – это не путешественник. Он прибыл не ради познания, а для отдыха. А вот турист, также прибывший по заранее оплаченной путевке, но активно пользующийся предлагаемыми в отеле экскурсиями, – уже путешественник. Он стремится увидеть окружающий мир и хочет узнать о нем больше. И у такого туриста может быть миллион причин, почему он выбрал экскурсионный тур, а не самостоятельную поездку: например, незнание местного языка или возраст, когда путешествовать в одиночку уже сложно, или привычка к комфорту, или ему кажется, что с гидом можно узнать гораздо больше, чем самостоятельно. Наконец, организованный туризм иногда бывает банально дешевле самостоятельной поездки в те же самые места.

НАШ ОСНОВНОЙ МЕТОД - это "комплексное страноведение". В ходе путешествия участники знакомятся не только с культурой и историей страны, но и с природными достопримечательностями, флорой и фауной. "От археологии до биологии!"

НАША ЦЕЛЬ - воочию познакомить как можно большее число людей с красотой Матери-Земли, с культурными богатствами, которые оставили наши предки.

ОБЩЕСТВЕННАЯ ПОЛЬЗА наших экспедиций заключается в том, что итогом их являются многочисленные публикации, фото- и телерепортажи.

ЛИЧНЫЙ ИНТЕРЕС для наших участников состоит в том, что у них есть реальный шанс стать руководителем следующей экспедиции, а также расширить круг интересного общения, завести "нужные знакомства" уже в ходе самого путешествия. Сегодня - просто участник, завтра - командор экспедиции!

НАШ СОБСТВЕННЫЙ ОПЫТ – НАША ГАРАНТИЯ!

За плечами организаторов проекта "ГЕОГРАФИЯ" - опыт работы в туризме с 1993 года. Руководителем проекта является Николай Баландинский, один из основателей авторского экскурсионного туризма в России. Более 100 стран, более 100 пройденных маршрутов – гарантия того, что мы знаем, что предлагаем, и что делаем. Количество постоянных участников наших туров и экспедиций – более 50% от общего числа людей, путешествующих с "ГЕОГРАФИЕЙ". Общее количество членов нашего общества – более 1000 человек в России, Украине, США и Канаде. Действительным членом Общества путешественников "ГЕОГРАФИЯ" кандидат становится после участия в любом из путешествий "ГЕОГРАФИИ", а также за особые заслуги перед Обществом.

Маршруты "ГЕОГРАФИИ" - это маршруты «ручной сборки». Даже главная страница нашего сайта сайт является не произведением «компьютерной графики», а живописной картиной. Сам сайт сайт – это своеобразный банк информации по нашим маршрутам; наиболее популярные рубрики: «Новости географии», «Путешествие во времени», «Информация по странам и картография», «Путевые очерки», «Россия-Матушка».

ОТВЕТЫ НА ВОЗМОЖНЫЕ ВОПРОСЫ:

«География» - коммерческая организация. Это не кратковременный союз «вольных путешественников», а проект, имеющий солидную историю (работа в туризме с 1993 года); это проект, в который вложены время, силы и деньги. Коммерческая деятельность «Географии» осуществляется в рамках действующего российского законодательства (ООО "ГЕОГРАФИЯ", ОГРН 1167746215669). При этом рамки проекта гораздо шире: это и популяризаторская, и научная деятельность.

«География» не оказывает отдельных туруслуг и не предоставляет простую справочную информацию. «Публичная» информация доступна на нашем сайте. Если Вас интересуют «явки и пароли» в зарубежных странах, просьба обращаться к специальным информационным ресурсам.

«География» проповедует «авторский туризм». Приоритет принадлежит собственным маршрутам, осуществляемым непосредственно «Географией» и её Командорами. Мы не берем на «реализацию» чужие маршруты, основанные на пакетных турах зарубежных туроператоров. Во многом именно это определяет «интересность» и уникальность многих маршрутов «Географии». Мы делаем только то, что интересно нам самим, а не то, что удобно кому-то другому.