Шанс выжить в авиакатастрофе. Авиакатастрофа: есть ли шансы на выживание у пассажиров? Насколько они велики? Статистика падения самолетов

1848-1903: между этими цифрами - целая жизнь крупнейшего, великого, гениального живописца Поля Гогена.

«Единственный способ стать Богом—это поступать, как Он: творить».

Поль Гоген

на фото: фрагмент картины Поля Гогена "Автопортрет с палитрой", 1894

Подробности жизни Поля Гогена сложились в одну из самых необычных биографий в истории искусства. Его жизнь действительно давала поводы разным людям говорить о ней, восторгаться, смеяться, возмущаться и преклонять колени.

Поль Гоген: ранние годы

Поль Эжен Анри Гоген родился в Париже 7июня 1848 года в семье журналиста Кловиса Гогена, убеждённого радикала. После поражения июньского восстания, семья Гогена по причинам безопасности вынуждена была перебраться к родственникам в Перу, где Кловис намеревался издавать собственный журнал. Но по пути в Южную Америку журналист умер от сердечного приступа, оставив жену с двумя маленькими детьми. Нужно отдать должное душевной стойкости матери художника, которая одна, без жалоб, воспитывала детей.

Ярким примером мужества в семейном окружении Поля была и его бабушка Флора Тристан, одна из первых в стране социалистка и феминистка, опубликовавшая в 1838 году автобиографическую книгу «Скитания парии». От неё Поль Гоген унаследовал не только внешнее сходство, но и её характер, её темперамент, безразличие к общественному мнению и любовь к путешествиям.

Воспоминания о жизни у родственников в Перу были так дороги Гогену , что впоследствии он называл себя «перуанским дикарём». Поначалу ничто не предвещало ему судьбу великого художника. После 6 лет жизни в Перу семья вернулась во Францию. Но серая провинциальная жизнь в Орлеане и учёба в парижском пансионе надоели Гогену , и он в 17 лет, вопреки воле матери, поступил на службу во французский торговый флот и побывал в Бразилии, Чили, Перу, а затем—у берегов Дании и Норвегии. Это был первый, по общепринятым меркам, позор, который Поль принёс своей семье. Мать, которая умерла во время его плавания, не простила сына и, в наказание, лишила всякого наследства. Возвратившись в Париж в 1871 году, Гоген с помощью своего опекуна Гюстава Ароза, друга матери, получил должность брокера в одной из самых солидных биржевых фирм столицы. Полю было 23 года, и перед ним открывалась блестящая карьера. Он довольно рано обзавёлся семьёй и стал образцовым отцом семейства (у него было 5 детей).

«Семья в саду», Поль Гоген , 1881, х.м., Новая глиптотека Карлсберга, Копенгаген

Занятия живописью как хобби

Но своё стабильное благополучие Гоген без колебании принёс в жертву своему увлечению—живописи. Писать красками Гоген начал в 1870-х годах. Поначалу это было воскресное хобби, и Поль скромно оценивал свои возможности, а семья считала его увлечённость живописью милым чудачеством. Через Гюстава Ароза, который любил искусство и коллекционировал картины, Поль Гоген познакомился с несколькими импрессионистами, с энтузиазмом восприняв их идеи.

После участия в 5 выставках импрессионистов имя Гогена зазвучало в художественных кругах: сквозь парижского брокера уже просвечивал художник. И Гоген решил полностью посвятить себя живописи, а не быть, по его выражению, «воскресным художником». Выбору в пользу искусства способствовал и биржевой кризис 1882 года, подкосивший финансовое положение Гогена . Но финансовый кризис отразился и на живописи: картины плохо раскупались, и жизнь семьи Гогенов превратилась в борьбу за выживание. Переезд в Руан, а позже—в Копенгаген, где художник продавал брезентовые изделия, а его жена давала уроки французского, не спасли от нищеты, и брак Гогена распался. Гоген с младшим сыном вернулся в Париж, где не нашёл ни душевного покоя, ни благополучия. Чтобы прокормить сына, великий художник вынужден был зарабатывать расклейкой афиш. «Я узнал настоящую нищету, - писал Гоген в «Тетради для Алины», своей любимой дочери. - Это верно, что, вопреки всему, страдание обостряет талант. Однако его не должно быть слишком много, иначе оно вас убивает».


«Цветы и японская книга», Поль Гоген , 1882, дерево, масло, Новая глиптотека Карлсберга, Копенгаген

Формирование собственного стиля

Для живописи Гогена это был переломный момент. Школой художника был импрессионизм, достигший в тот период своего расцвета, а учителем — Камиль Писсарро , один из основателей импрессионизма. Имя патриарха импрессионизма Камиля Писсарро позволило Гогену принять участие в пяти из восьми выставок импрессионистов между 1874 и 1886 годами.


«Водопой», Поль Гоген , 1885, х.м., частная коллекция

В середине 1880-х годов начался кризис импрессионизма, и Поль Гоген начал искать свой путь в искусстве. Поездка в живописную Бретань, сохранившую свои древние традиции, положила начало переменам в творчестве художника: он отошёл от импрессионизма и выработал собственный стиль, соединив элементы бретонской культуры с кардинально упрощённой манерой письма—синтетизм. Этому стилю свойственно упрощение изображения, передаваемого яркими, необычно сияющими красками, и намеренно чрезмерная декоративность.

Синтетизм появился и проявился около 1888 года в работах и других художников школы Понт-Авена—Эмиля Бернара, Луи Анкетена, Поля Серюзье и др. Особенностью синтетического стиля было желание художников «синтезировать» видимый и воображаемый миры, и зачастую создаваемое на полотне было воспоминанием о некогда увиденном. Как новое течение в искусстве, синтетизм получил известность после организованной Гогеном выставки в парижском кафе Вольпини в 1889 году. Новые идеи Гогена стали эстетической концепцией известной группы «Наби», из которой выросло новое художественное течение «ар-нуво».


«Видение после проповеди (Борьба Иакова с ангелом)», Поль Гоген, 1888, х.м., 74,4 х 93,1см., Национальная галерея Шотландии, Эдинбург

Искусство древних народов как источник вдохновения для европейской живописи

Кризис импрессионизма поставил художников, отказавшихся от слепого «подражания природе», перед необходимостью найти новые источники вдохновения. Искусство древних народов стало поистине неисчерпаемым источником вдохновения для европейской живописи и оказало сильное влияние на её развитие.

Стиль Поля Гогена

Фраза из письма Гогена «Ты всегда можешь найти утешение в примитиве» свидетельствует о его повышенном интересе к примитивному искусству. Стиль Гогена , гармонично сочетающий импрессионизм, символизм, японскую графику и детскую иллюстрацию, прекрасно подходил для изображения «нецивилизованных» народов. Если импрессионисты, каждый по-своему, стремились анализировать красочный мир, передавая действительность без особой психологической и философской основы, то Гоген не просто предлагал виртуозную технику, он размышлял в искусстве:

«Для меня великий художник—это формула наибольшего разума».

Его живопись—это полные гармонии метафоры со сложным смыслом, часто пронизанные языческим мистицизмом. Фигуры людей, которые он писал с натуры, приобретали символический, философский смысл. Цветовыми соотношениями художник передавал настроение, душевное состояние, раздумья: так, розовый цвет земли на картинах—символ радости и изобилия.


«День божества (Махана но натуа)», Поль Гоген , 1894, х.м., Чикагский институт искусств, США

Мечтатель по натуре, Поль Гоген всю жизнь искал рай земной, чтобы запечатлеть его в своих произведениях. Искал его в Бретани, на Мартинике, на Таити, на Маркизских островах. Три поездки на Таити (в 1891, 1893 и 1895 годах), где художник написал ряд своих знаменитых работ, принесли разочарование: первобытность острова была утрачена. Занесённые европейцами болезни сократили население острова с 70 до 7тысяч, а вместе с островитянами вымирали их обряды, искусство и местные ремёсла. В картине Гогена «Девушка с цветком» чувствуется двойственность культурного уклада на острове в то время: об этом красноречиво свидетельствует европейское платье девушки.

«Девушка с цветком», Поль Гоген

В своих поисках нового, неповторимого художественного языка Гоген не был одинок: стремление к переменам в искусстве объединило непохожих и самобытных художников (Сёра, Синьяка, Ван Гога, Сезанна, Тулуз-Лотрека, Боннара и других), дав рождение новому течению—постимпрессионизму. Несмотря на принципиальную несхожесть стилей и почерков, в творчестве постимпрессионистов прослеживается не только мировоззренческое единство, но и общность в житейском плане—как правило, одиночество и трагизм жизненных ситуаций. Их не понимала публика, да и они не всегда понимали друг друга. В рецензиях на выставку картин Гогена , привезённых с Таити, можно было прочитать:

«Чтобы развлечь своих детей, пошлите их на выставку Гогена . Они позабавятся перед раскрашенными картинками, изображающими четверорукие женские существа, распростёртые на биллиардном столе…».

После такой уничижительной критики Поль Гоген на родине не задержался и в 1895 году вновь, и уже в последний раз, уехал на Таити. В 1901 году художник перебрался на остров Доменик (Маркизские острова), где и умер от сердечного приступа 8 мая 1903 года. Поль Гоген был погребён на местном католическом кладбище острова Доменик (Хива-Оа).

«Всадники на побережье», Поль Гоген , 1902 год

Даже после смерти художника французские власти на Таити, преследовавшие его при жизни, безжалостно расправились с его художественным наследием. Невежественные чиновники продавали его картины, скульптуры, деревянные рельефы с молотка за гроши. Жандарм, проводивший аукцион, на глазах у собравшихся людей сломал резную трость Гогена , но припрятал его картины и, вернувшись в Европу, открыл музей художника. Признание пришло к Гогену через 3 года после его смерти, когда в Париже были выставлены 227 его работ. Французская печать, зло высмеивавшая художника при жизни по поводу каждой из его немногочисленных выставок, начала печатать хвалебные оды его искусству. О нём писали статьи, книги и воспоминания.


«Когда свадьба?», Поль Гоген, 1892, х.м., Базель, Швейцария (до 2015 года)

Однажды в письме к Полю Серюзье Гоген с отчаянием предположил: «…мои картины пугают меня. Никогда публика не примет их». Однако, картины Гогена публика принимает и покупает за большие деньги. Например, в 2015 году неназванный покупатель из Катара (по данным МВФ—самой богатой страны мира с 2010 года) купил картину Гогена «Когда свадьба?», за 300 млн. долларов. Картина Гогена получила почётный статус самой дорогой картины в мире.

Справедливости ради нужно отметить, что Гогена совершенно не волновало отсутствие интереса публики к его творчеству. Он был убеждён: «Каждый должен следовать за своей страстью. Я знаю, что люди будут понимать меня всё меньше и меньше. Но разве это может иметь какое-то значение?» Вся жизнь Поля Гогена была борьбой с мещанством и предрассудками. Он всегда проигрывал, но, благодаря своей одержимости, никогда не сдавался. Любовь к искусству, жившая в его неукротимом сердце, стала путеводной звездой для художников, шедших по его следам.

27.11.2016

Хочешь получать мотивацию с доставкой прямо на твой почтовый ящик? Тогда можешь смело вводить свой реальный e-mail адрес, на него придет письмо с активационной ссылкой:

В возрасте 54 лет, 8 мая 1903 года от тяжелой продолжительной болезни умирает почти никому не нужный французский художник Поль Гоген . Далеко не всегда в жизни бывают хэппиэнды. Хоть ты из кожи лезь, работай без устали каждый день без выходных, хоть железно верь в свой успех и будь предан своему делу, а ничего в итоге все равно не получишь. «Неудачи преследуют меня с самого детства. Я никогда не знал ни счастья, ни радости, всегда одни только напасти. И я восклицаю: «Господи, если ты существуешь, я обвиняю тебя в несправедливости и жестокости», - писал Поль Гоген, находясь в процессе создания своей самой знаменитой картины «Откуда мы? Кто мы? Куда мы идем?», написав которую, он предпринял попытку самоубийства.

Но начнем нашу историю с далекого 1884 года, когда Париж погружается в жестокий финансовый кризис. Поль Гоген тогда работал маклером на бирже, также как и знаменитый в свое время. Сорвав несколько важных сделок подряд, наш герой оказался на улице и абсолютно не предпринял никаких попыток, чтобы вернуться назад или найти себе новую работу. На самом деле он давно ждал подходящего момента, чтобы бросить все и заняться тем, что вызывало у него искреннюю радость и страсть — живописью. Он серьезно рисковал, поскольку во-первых был всего лишь любителем, а во-вторых писал картины в новом малопопулярном импрессионистском стиле, который не пользовался спросом у обывателей. Через год своего свободного плавания Поль Гоген успел основательно обнищать.

Суровая зима 1885 года заставила его жену с детьми уехать к своим родителям в Данию, а Гогена работать рекламным расклейщиком, чтобы хоть как-то прокормиться. Он сетовал на то, что борьба за кусок хлеба лишает его сил и времени заниматься тем, что он действительно любит, он не может рисовать. Именно тогда он захотел уехать в теплые экзотические страны, которые маячили в его сознании как оплот счастья, романтики и счастливой жизни. Гуляя по всемирной выставке в Париже, наблюдая за восточной культурой, ритуальными танцами индонезиек на картинах, он твердо решил покинуть «загнивающий запад», который не признает его и не дает развернуться его широкому таланту. В качестве своего пункта назначения Поль Гоген выбрал сказочный экзотический Таити, полагая что там сможет обрести свое счастье.

В 1891 году Поль наконец-то осуществляет свою мечту, оказавшись на сказочном экзотическом острове. Но найдет ли он там свое счастье? Попав в тропический рай, Гоген обретает неслыханное вдохновение и начинает писать картину за картиной. За 1892 год художник нарисовал более 80 полотен. Получив теплый прием властей из Папеэте, которые поначалу подозревали, что это некий ревизор из метрополии, Гоген не смог сохранить за собой этот образ. В его характере читалась надменность, самовлюбленность, заносчивость и высокомерие. Биографы утверждают, что причиной этой излишней самоуверенности была несокрушимая вера в себя и свой талант . У Гогена было твердое убеждение, что он — великий художник. С одной стороны это помогало ему переносить тяжелейшие испытания, которые выпадали на его долю, а с другой это наживало ему немало врагов. Так и произошло с ним на Таити, когда первый же заказанный портрет от богатой представительницы местных элит был жестко забракован ею. Получается, что как художник, он был весьма своеобразен и его работы не создавали нужного впечатления в глазах обывателей. После этого та дама разнесла по городу слух, что у приезжего художника нет ни таланта, ни малейшего мастерства. Нужно ли говорить, что после этого случая больше никто не заказывал у Гогена портреты, а это являлось основным, за счет чего тот собирался получать доход.

Вдобавок у Гогена сильно ухудшилось физическое состояние, все указывало на сифилис во второй стадии, который он подцепил еще давно в Париже. Лечение в местной больнице обходилось ему в 12 франков в день, а финансы стремительно таяли. Вскоре деньги совсем закончились, а доходов в ближайшем будущем не предполагалось. Ему даже пришлось подать прошение, чтобы его транспортировали обратно в Париж за государственный счет. Но каким-то чудом, пока это прошение шло с Таити во Францию, жизнь Поля Гогена стала потихоньку налаживаться. Болезнь отступила, а он сам неожиданно получил несколько заказов на портреты и даже обзавелся молодой таитянской женой. Но все это продлилось недолго, через какое-то время и болезнь, и нищета вернулись с новой силой. Художник впал в сильную депрессию и отчаяние. С огромным трудом Гоген возвращается во Францию, где собирается устроить большую выставку своих работ. До самого последнего момента он твердо верил, что его ждет неслыханный успех , самый настоящий триумф. Он верил, что его решение уехать и писать картины на Таити было одним из ключевых звеньев его будущего успеха, и сейчас общественность обязательно признает его талант.

И что он получил в итоге? Презрительные, высокомерные, равнодушные взгляды обывателей, которые искренне не понимали необычный стиль художника. Это был полнейший провал . Когда общественность отказалась признать его гений, он уехал в тропические края, чтобы по возвращении триумфально предстать перед всеми, кто его недооценивал, в своем блистательном величии. Он убеждал себя, пусть его отъезд из Парижа был сродни бегству, зато возвращение будет победой. Вместо этого он получил очередной оглушительный удар. Газеты представили Гогена на голову больным человеком, который издевается и над искусством, и над природой, которую изображает.

С трудом пережив такие издевательства над своим самолюбием, он решил больше не гоняться за славой и уже не питал надежд получить признание публики. Как он говорил тогда, что уедет обратно на тропические острова, будет жить в спокойствии, рисовать перестанет совсем, разве что только для личного удовольствия. И не надо будет больше никогда воевать с идиотами. Друзья уговаривали его остаться, но в 1895 году художник уехал обратно на Таити, несмотря на все лишения, нищету и беды, которые ему довелось там пережить.

Оказавшись снова в Папеэте, над ним как злой рок снова нависла болезнь, нищета и отсутствие признания. Картины, которые художник оставил в Париже с целью их распродажи, все равно никто не покупал. А на Таити он и вовсе оказался никому не нужен. Без того далеко не праздное существование Гогена было омрачено ужасной новостью. Его 19-летняя дочь умерла, возможно это был единственный человек, которого он любил за всю жизнь. Эта новость окончательно сломала его. Гоген написал тогда, что он до такой степени привык к постоянным несчастьям и неудачам, что вообще перестал чувствовать и боль, и радость. Вообще ничего. Но постепенно боль проникала все глубже и глубже в душу, так что сейчас он полностью уничтожен. Он всерьез начинал верить, что какое-то злейшее существо на небесах постоянно следит за ним и закидывает его несчастьями, чтобы никогда не было ему покоя на земле.

Проблемы со здоровьем усугубились до такой степени, что все ноги покрылись язвами, дикие боли не давали спать, потом воспалились глаза. В таком состоянии было просто невозможно работать. Болеутоляющие дурманили сознание, голова кружилась, поднималась высокая температура. Между обострениями приступов сильных болей и головокружения, он медленно, но упрямо создавал свое легендарное творение «Откуда мы? Кто мы? Куда мы идем?», которое его потомки потом признают духовным завещанием. Люди даже близко не подходили к его дому, шарахаясь от него, как от проклятого, зараженного проказой места. Они и вправду думали, что Гоген болен проказой, но это было не так.

«Господи, если ты существуешь, я обвиняю тебя в несправедливости и жестокости», восклицал Гоген незадолго перед своим самоубийством. Многие даже хотели, чтобы это произошло побыстрее. Но как выяснилось, не смотря на богатырскую дозу мышьяка, которую принял художник далеко от дома, он сумел выжить, поскольку организм отторгнул такую дозу яда. Обессилевший, он уснул, а когда пробудился, кое-как добрался ползком до своего дома.

Он молил бога о смерти, но вместо этого его здоровье улучшилось. Решив построить себе большой и удобный дом, он взял огромный кредит в банке, все еще продолжая надеяться, что его картины вот-вот начнут раскупать во Франции. Как бы не так. Чтобы хоть как-то отдавать долги, он устроился на работу журналистом, причем добился серьезных успехов и его дела пошли в гору. Он сумел отдать долги и встать на ноги. Но ничего радостного в этом Гоген особо не видел, поскольку работа не давала ему создавать картины, а именно в этом он видел свое основное призвание. В результате он на целых два года был оторван от своего любимого занятия. Внезапно «небеса прорвало» и Гогену пришел из Парижа чек на тысячу франков, наконец-то кто-то купил несколько его картин. Стараниями некого Амбруаза Воллара, который непонятно как, но умудрялся продавать картины Поля Гогена, наш герой наконец-то сумел оставить работу и вернуться к живописи. Впоследствии Воллар стал постоянным спонсором Гогена, высылая ему по 300 франков каждый месяц, в обмен на железное право выкупать определенное число его картин в год по фиксированной цене. Это то, то о чем Поль Гоген мечтал всю свою жизнь.

Обретя наконец , он решил что пора бы осуществить свою давнюю мечту и переехать на Маркизские острова, построить там большой дом и начать жить так, как всегда мечтал. Так оно и произошло, он очень много работал, а в свободное время отдыхал с друзьями. Однако идиллия не продлилась слишком долго. Вернулась болезнь, и самочувствие художника стало стремительно ухудшаться. Боли в ногах были настолько невыносимыми, что он прибегнул к помощи морфия, который стал употреблять в опасной дозировке, тщетно надеясь заглушить страдания…

Пустой пузырек из под опиумной настойки впоследствии обнаружили около его кровати. Возможно, Гоген случайно или преднамеренно выпил слишком большую дозу. Через несколько недель в Париж было отправлено письмо, в котором местный епископ докладывал своему начальству, что единственным событием в их краях стала смерть недостойного человека по имени Гоген, который был бездарным художником и врагом всего благопристойного.

Слава пришла к художнику после его смерти. В 1906 году в Париже было выставлено 227 его работ.

Его полотно «Когда свадьба» является на данный момент самой дорогой в мире проданной картиной , ушедшей в 2015 году с аукциона за 300 миллионов долларов. Ближайший конкурент отстает аж на целых 50 миллионов $. Именно жизнь Поля Гогена легла за основу одной из самых известных вдохновляющих книг в мире Соммерсета Моэма. В честь художника даже назвали кратер на Меркурии. Также про него снято несколько художественных фильмов, среди которых Волк на пороге 1986 года и Найденный рай 2003 года, из которого я взял картинку для превью. Готовил я для вас данный материал под этот великолепный трек:

Вам также может быть интересно:

Многие люди уверены, что авиакатастрофа практически не оставляет шансов выжить. Поэтому не считают нужным внимательно изучать инструкцию по безопасности. Хотя, например, крушение Boeing 777 южнокорейской авиакомпании Asiana Airlines доказывает: при соблюдении правил эвакуации количество жертв удаётся существенно сократить. В произошедшей в международном аэропорту Сан-Франциско аварии удалось спасти 305 из 307 человек на борту!

Мы уже рассказывали, как можно повысить свои шансы на выживание при крушении самолета. Но для особо , вот ещё несколько правил, следуя которым, можно с большей вероятностью выжить в авиакатастрофе.

1. Продумайте дорожный костюм

Отправляясь в путешествие, выбирайте одежду так, чтобы в ней вам было максимально удобно в случае возникновения экстренной ситуации. Вот, что советует Синтия Корбетт, сотрудник Федерального Управления Гражданской Авиации США (прим.автора: ФАА, Federal Aviation Administration, FAA):

Представьте, что выбегаете из горящего самолёта. Например, не стоит надевать туфли на высоком каблуке или лёгкие шлёпанцы - в них неудобно бегать. Важно, чтобы во время внештатных ситуаций обувь не сваливалась с ваших ног, а открытые поверхности тела были защищены плотной тканью, наподобие джинсовой.

Длинные рукава и штаны могут защитить от осколков и ожогов: по данным экспертов Национального совета по транспортной безопасности (NTSB) 68% жертв приходится на пожары, возникающие после аварий.

2. Выбирайте место в салоне при покупке билета

Согласно исследованиям журнала Popular Mechanics, самые безопасные места располагаются в хвостовой части салона. Проанализировав авиакатастрофы с летальным исходом, произошедшие за последние 40 лет, специалисты приводят такую статистику: в среднем, у сидящих в задней части салона на 40% больше шансов выжить. Также старайтесь расположиться недалеко от аварийного выхода и поближе к проходу между рядами.

Профессор Эд Галеа , специалист по противопожарной безопасности из Гринвичского университета в Англии, выяснил, что выжившие пассажиры обычно сидят в пределах пяти рядов от аварийных выходов:

Во время возникновения экстренной ситуации лучше сидеть ближе к проходу , чем у иллюминатора или посередине.

3. Взлёт и посадка

Эксперты утверждают, что самое опасное время - первые три минуты после взлёта и восемь минут перед посадкой: форс-мажор чаще возникает именно на этих этапах полёта - в это время лучше не снимать обувь и не терять из виду два ближайших аварийных выхода. Ручную кладь расположите под сиденьем сидящего впереди пассажира - она поможет избежать травм, так как не позволит вам проскользнуть под кресло спереди, ведь переломы ног среди жертв авиакатастроф достаточно распространены.

Если крушения или аварийной посадки не избежать, ведите себя спокойно, не поддавайтесь панике. Примите так называемую «позу выживания»: скрестив ладони, положите их на спинку сидения спереди, затем прижмите лоб к ладоням - так больше шансов уцелеть при аварии, если же сиденья спереди нет, наклонитесь вперёд и обнимите руками колени.

Также выньте из карманов все острые и угловатые предметы вроде авторучек и ключей: в экстренных условиях даже обычная расчёска может причинить вред.

4. Правило 90 секунд

Помните, если после падения самолёта вы сможете покинуть салон в течение 90 секунд, шансы спастись значительно увеличиваются: некоторые пассажиры в состоянии паники не способны даже расстегнуть ремень безопасности - их тела потом так и находят, сидящими в креслах.

В интервью WebMD Синтия Корбетт рассказала:

Важно знать, как следует себя вести в экстренных условиях, даже если не поступает никаких указаний со стороны экипажа: бывает такое, что люди просто сидят и ждут, когда им скажут, что надо делать, а ситуация тем временем усугубляется.

В происшествии с рейсом 217 большинства жертв удалось избежать, потому что потерпевшие сумели быстро эвакуироваться из воздушного судна. Джон Хэнсман , профессор Массачусетского технологического института и руководитель работающего при этом университете Международного центра воздушного транспортирования , считает:

Если бы кто-то замешкался, всё могло быть намного хуже.

А Корбетт добавляет:

Не пытайтесь разыскать и собрать свой багаж, на это может уйти драгоценное время.

5. Не опаснее, чем на эскалаторе в метро

Эксперты по транспортной безопасности обнадёживают: согласно статистике NTSB (прим. автора: National Transportation Safety Board - Национальный совет по безопасности на транспорте), лишь один из 1,2 млн коммерческих рейсов попадает в аварию. Экипажи воздушных судов тщательно отрабатывают меры по предотвращению различных экстренных ситуаций, создаются новые безопасные нетоксичные материалы и более совершенные противопожарные системы крылатых машин.

Шанс погибнуть в авиакатастрофе составляет 1 к 11 000 000, тогда как, например, в автокатастрофе - 1 к 5000, поэтому сейчас для человека гораздо безопаснее летать, чем водить машину.

Джон Хэнсман заявляет:

Находясь на борту авиалайнера, вы рискуете не больше, чем спускаясь в метро на эскалаторе.

Синтия Корбетт, сотрудник Федерального Управления Гражданской Авиации США, подводит итоги:

Я считаю, что путешествия по воздуху - самый безопасный способ передвижения. Но во время полёта мы не должны забывать о технике безопасности и правилах поведения на борту. Не бойтесь летать, просто чётко следуйте инструкции.

January 21st, 2016

Сотни раз уже поднималась эта тема и особенно часто после крупных аварий, когда разом погибают сотни пассажиров. Раньше самолет умел планировать и мог садится без работающих двигателей, сейчас это уже намного сложнее. Но с другой стороны научный прогресс то не стоит на месте. Не уж то не придумали как спасать пассажиров из самолета терпящего бедствие? Мы то конечно помним, что , но хочется то чего то понадежнее.

Давайте оценим варианты …

1. Капсула с парашютом

Два года назад киевский инженер Владимир Татаренко повесил на ютьюбе ролик «Самолет с устройством спасения». На видео обычный пассажирский лайнер вдруг начинает падать из-за возгорания в двигателе, но люди не погибают - их спасает капсула, которая катапультирует весь салон через хвостовую часть самолета и потом медленно спускает на землю на парашюте. Ролик никто не заметил: он не набрал ни одного комментария и даже десяти тысяч просмотров. Популярность резко пришла после авиакатастрофы на Синайском полуострове, в которой погибли 224 человека. В сообществе Street FX Motorsport & Graphics видео собрало более 18 миллионов просмотров.

Свою систему Татаренко запатентовал еще в 2010 году. Большую часть жизни он проработал на Киевском авиационном заводе и не раз входил в комиссии по расследованию катастроф. «Это оставляет определенный отпечаток, начинаешь задумываться: что же в проектировании самолетов идет не так, как хотелось бы? Все характеристики улучшаются, материалы более современные и прочные, некоторые системы имеют четыре степени защиты, но при аварии это ничего не дает, потому что она быстротечна. Выход один - успеть эвакуировать всех», - рассказал изобретатель.

Капсула с креслами для пассажиров и экипажа, по задумке Татаренко, должна отделяться от фюзеляжа за две-три секунды. Сначала из хвостовой части вылетает специальный парашют, который следом вытаскивает саму капсулу.

Во-первых, капсулу невозможно встроить в существующие модели Boeing и Airbus, которыми пользуется большинство авиакомпаний. В идеале для этой системы нужно конструировать новые самолеты, а это может занять 10–15 лет и потребовать огромных финансовых вложений. Чтобы авиаперевозчики и Международная организация гражданской авиации (ИКАО) взялись за такой масштабный проект, они должны быть уверены в надежности системы. А доказать ее сейчас невозможно.

«Американцы, например, сделали подобную отделяемую кабину на военном самолете F-111. Но вероятность спасения такими методами получалась 50 на 50, максимум - 65 из 100. Этого мало, - рассказывает генерал-майори заслуженный военный летчик РФ Владимир Попов. - В частности, при установке подобной системы самолет стал бы тяжелее тонн на пять - и сколько бы потребовалось тяги, энергетических запасов, чтобы все работало как надо? Исследования были закончены. И сейчас боевая авиация пошла по однозначному пути: средство спасения - катапульта».

Внедрение такой капсулы приведет к тому, что самолет, рассчитанный на 200–300 человек, сможет перевозить вполовину меньше, вдвое дороже, при этом без стопроцентной гарантии спасения пассажиров в случае катастрофы.

2. Парашют для всего самолета.

Недавний случай парашютного приземления самолета на аэрошоу в Аргентине. Пилот не пострадал. 16 августа 2010

В 1975 году в США потомок русских эмигрантов Борис Попов упал с высоты 120 метров вместе с дельтапланом, который внезапно вышел из строя. Выжить удалось только благодаря многолетним занятиям гимнастикой: пилот вовремя сгруппировался и подготовился к удару о воду.

Через пять лет после этого Попов открыл фирму Ballistic Recovery Systems (BRS), которая занялась производством парашютов для небольших летательных аппаратов. Уже в 1982 году был выпущен первый парашют для легкого спортивного самолета, а еще через год система впервые спасла жизнь летчику при аварии.

Принцип работы прост: система в течение одной секунды реагирует на возникновение аварийной ситуации и быстро выбрасывает парашют, который постепенно снижает скорость падения самолета и обеспечивает относительно мягкое приземление.

За всю историю существования BRS продала более 29 тысяч парашютных систем производителям легких самолетов Cirrus, Flight Design и Cessna. Благодаря этому, как отмечают в компании, удалось спасти жизни более 300 человек.

Почему эта система не используется на больших самолетах

Из-за несовершенства материалов. Современные парашютные ткани способны выдержать только маленькие самолеты с пятью-шестью пассажирами, сейчас ведется разработка более прочной системы для 12-местных самолетов.

«Чтобы безопасно спустить самолет на землю, надо исходить из формулы „1 фунт веса - 1 квадратный фут парашютной ткани“. Допустим, чтобы спустить Boeing 747, понадобится полмиллиона квадратных футов ткани, для Airbus A320 - около шести парашютов, каждый из которых будет размером с футбольное поле», - отметил изобретатель в интервью Engineering and Technology Magazine. В таком случае либо могут быть превышены предельные значения грузоподъемности самолетов, либо придется радикально уменьшать вместимость, что принесет убытки авиакомпаниям.

По словам Попова, необходимо дождаться, когда создадут ткань, которая будет весить в десять раз меньше нынешних, но при этом будет очень прочной. Тогда использование парашютов для больших самолетов окажется и безопасным, и экономически целесообразным. По прогнозу изобретателя, только на создание таких тканей требуется 5–10 лет.

3 Герметик, защищает пассажиров от удара

Ситуация, при которой в керосин впрыскивается специальная смесь

Самая необычная система спасения самолета придумана молдаванином Александром Баланом. В ней не используются ни капсулы, ни парашюты - суть в том, что при аварии и ударе о землю самолет не взрывается, а пассажиры не получают серьезных повреждений.

В керосин впрыскивается смесь с засекреченной формулой, которая превращает топливо в твердое вещество, по структуре напоминающее песок. Благодаря этому, как рассказывает Балан, удается избежать взрыва или возгорания керосина.

Вторая система - это гибридное вещество, которое хранится в специальных титановых капсулах. За восемь секунд до предполагаемого крушения система автоматически распыляет это вещество, при контакте с воздухом его объем увеличивается в 416 раз за три секунды. В итоге пена в виде небольших шаров принимает более твердую форму, окружает пассажира и не позволяет ему двигаться даже при очень сильном толчке или ударе. Спустя 30 секунд вещество снова становится жидким и освобождает людей.

Развитием системы безопасности Балана занимается компания ABE SA, которая базируется в США и пытается привлечь инвестиции для финальных тестов. Соучредитель компании Тим Андерсон отмечает, что при падении самолета система способна защитить пассажиров от перегрузок 100 g (при аварии болида«Формулы-1» встречаются перегрузки 40 g).

«Если самолет не разрушился в воздухе, система будет работать оптимально. Даже при отказе двигателей у пилота есть шанс произвести относительно безопасную посадку, не носом в землю. В таком случае наша система может спасти жизнь пассажирам и облегчить травмы», - сказал Андерсон.

Почему эта система не используется

Изобретение Балана поддержала Международная организация гражданской авиации (ИКАО), рассказал «Медузе» Андерсон, поэтому за ее испытаниями будут следить серьезные эксперты.

Сомнения в первую очередь касаются медицинских показателей - непонятно, чем будут дышать пассажиры, когда их накроет пена, не заполнит ли пена дыхательные пути пассажиров и так далее.

4. Просто капсула, сама разрушает самолет

Еще одну систему капсульного спасения пассажиров запатентовал Гамид Халидов, бывший советник президиума Дагестанского научного центра РАН по изобретательству и инновациям. Свой метод он придумал и расчертил менее чем за две недели. Первая мысль пришла 9 марта 2000 года, когда при крушении самолета Як-40 в аэропорту Шереметьево погиб журналист Артем Боровик. «Я настолько уважительно относился к его работе, что меня очень задела эта история, я вместе с сыном начал думать, как можно отделить судьбу пассажиров от судьбы самолета. Было вдохновение, поэтому буквально 23 марта мы пошли подавать документы на более чем 10 патентов по этому поводу», - рассказывает изобретатель.

Система Халидова заключается в том, что спасательные капсулы с пассажирами вырываются из самолета, разрушая его.

В 2000 году Халидов просил российское правительство о содействии в производстве капсул, однако не получил никакого ответа. Он даже встречался с главным конструктором самолета Ту-334, серийное производство которого так и не было запущено. По словам изобретателя, через полчаса общения конструктор Ту-334, раньше занимавшийся мягкой посадкой ракетных систем, признал необходимость и полезность капсульного метода.

Почему эта система не используется

Как отмечают авиаконструкторы, метод с разрушением частей самолета слишком опасен из-за взрывчатых веществ на борту, которые установят для вылета капсулы: детонация может случайным образом произойти даже в случае удара молнии. Кроме того, сохраняются минусы, описанные в первом пункте (недостаток технологий, нестабильность работы).

Система АПАКС — спасение авиапассажиров / HamidKhalidov:

5. Парашют, для каждого пассажира

Эта идея приходит в голову всем, кто когда-либо думал о спасении пассажиров из падающего самолета.

Почему эта система не используется

Во-первых, даже чтобы открыть дверь на большой высоте, потребуется время. Сначала нужно выпустить весь воздух, разгерметизировать самолет, а только потом направляться к выходу. Если дверь отстреливать без разгерметизации, произойдет взрывная декомпрессия, которая приведет ко мгновенной смерти всех пассажиров.

Просто выпрыгнуть из самолета тоже не получится. При полете со скоростью около 900 километров в час человека разорвет мощнейшим набегающим потоком воздуха. Именно поэтому на военных самолетах установлены целые спасательные механизмы, в которые входит не только парашют с катапультируемым креслом, но и кислородная система с подачей воздуха в легкие, защитный шлем и отдельные механизмы, которые выстреливаются над летчиком для рассечения набегающего потока воздуха.

1. Вряд ли человек сможет правильно надеть парашют, который в первый раз видит. То есть нужно ещё и заранее научиться это делать. И если вы уж решили лететь с парашютом, придётся лететь в нём всю дорогу.

2. Парашют даже в сложенном виде занимает много места. Кто-то, может, и согласится отправиться в полёт без багажа взамен на то, что ему предоставят парашют, но много ли таких наберётся?..

3. Как обучать пользоваться? одеть парашют очень не просто, тем более в падающем самолете и при окружающей панике.

4. Как покидать самолет пассажирам? Конечно, если самолет начнет падать, паники избежать не удастся. Представьте, в каком состоянии будут люди, сможете ли вы трезво мыслить и воспользоваться парашютом в такой ситуации?

5. Что в данном случае делать пожилым людям и беременным женщинам, которые вряд ли смогут совершить прыжок?

6. Ну и, в конце концов, чтобы прыгать, нужно обладать большой храбростью. Многие предпочтут надеяться до последнего вместо того, чтобы шагать в бездну.

Как выжить в крушении самолета на земле?

Ответить на этот вопрос попытался профессор из Австралии, сам побывавший в авиационной аварии, чуть не стоившей ему жизни. Эд Галеа в 1985 году был на борту самолета, который выехал за пределы полосы и загорелся. С тех пор он занимается правилами самоспасения на борту. За время своей работы он опросил более 2 тыс. выживших в 105 авиационных авариях. На основе их рассказов он вывел ряд простых правил.

Путешествуя с семьей, держитесь вместе. Половина всех авиапассажиров путешествуют в группе — чаще всего с членами семьи. Естественно, что в экстремальной ситуации люди пытаются найти своих близких. Если в салоне бушует пожар, а семья разделена, то люди будут не спасаться, а искать друг друга. А ведь в такой ситуации каждая лишняя минута в дыму многократно снижает шансы выжить. Поэтому семья, особенно с детьми, должна находиться вместе и в то же время быть готова к тому, чтобы разделиться.

Уметь расстегнуть ремень безопасности. Перед полетом пассажир должен изучить ремни безопасности и потренироваться их расстегивать. Поразительно, но в экстренной ситуации даже экипаж корабля не всегда может быстро освободиться от них. Не стоит забывать, что авиационные ремни устроены не так, как автомобильные. Секунды, проведенные в борьбе с ремнем, могут стоить жизни.

Садиться ближе к проходу и считать кресла до выхода. На самом деле в самолете нет более или менее безопасных зон. Места в хвосте лайнера могут оказаться смертельными, если пожар вспыхнул именно там, поэтому общих правил при их выборе не существует. Однако есть ряд советов. Во-первых, занимая свое место, следует посчитать и хорошо запомнить количество рядов, которое в случае чего придется преодолевать до ближайших двух экстренных выходов. Эти знания помогут в темноте быстро найти выход. Причем следует запомнить местоположение как минимум двух выходов, так как ближайший может быть заблокирован или недоступен. Во-вторых, шансы на выживание несколько выше у пассажира, сидящего ближе к проходу. Чем быстрее человек начинает двигаться и чем меньше препятствий у него на пути, тем выше его шансы на выживание.

Безопаснее всего было бы сидеть против хода самолета (такая возможность есть лишь у военных самолетов) , однако на пассажирских лайнерах это невозможно.

Взять дымозащитный капюшон. В дыму содержатся вредные и наркотические газы, ирританты. Достаточно вдохнуть определенную дозу, и вы умрете» , -говорит Галеа. Поэтому в любое путешествие он берет с собой портативный дымозащитный капюшон. Однако не стоит забывать, что пользоваться им тоже надо уметь, и лежать он должен как можно ближе. Время, потраченное на поиски и попытки открыть и надеть его, может стоить жизни.

Группировка и подготовка. Самое главное – никогда не пренебрегать информацией, которую сообщают бортпроводники перед полетом. Тщательное изучение карточки, на которой изложены правила эвакуации, действительно может спасти жизнь.

При резком торможении или столкновении с наземным препятствием несгруппировавшийся человек непременно получит травму головы, которая, скорее всего, приведет к потере сознания. При пожаре в панике человека без сознания спасать никто не будет, поэтому, если вы сами не позаботитесь о себе, шансы выжить у вас минимальны.

Речь не идет о падении самолета — выжить в машине, падающей с высоты 10 тыс. метров, практически невозможно… но как показывает история — можно. В истории авиакатастроф есть имена людей, которым удалось сохранить жизнь,

Сессилия Сичан

16 августа 1989 года произошло крушение самолёта McDonnell Douglas DC-9-82, принадлежавшего авиакомпании Northwest Airlines. На борту лайнера находилось 154 человека, в том числе и героиня истории вместе со своей семьёй. Неполадка случилась сразу же после взлёта. Левое крыло самолёта повредилось после столкновения с мачтой освещения и воспламенилось. Затем авиалайнер накренился, а его неповреждённое крыло, задело крышу автосалона. В итоге самолёт упал на шоссе и взорвался. Его обломки и тела пассажиров были разбросаны в пределах полумили.

Однако пожарные, прибывшие на место катастрофы, были шокированы услышанным детским плачем. Оказалось, что после крушения лайнера удалось выжить 4-летней Сессилии Сичан. Несомненно, малышка получила серьёзные травмы – перелом конечностей, ключицы, черепа и ожоги. Но после длительного лечения девочка выздоровела. Осиротевшую малышку воспитали дядя и тётя. В честь необычного случая в своей жизни, повзрослевшая Сессилия вытатуировала маленький самолёт на запястье. Несмотря на пережитый ужас, «счастливица» не боится путешествовать в воздухе.

Лариса Савицкая

В августе 1981 года 20-летняя Лариса Савицкая и её муж Владимир возвращались домой после медового месяца. В самолёте, следовавшем из Комсомольска-на-Амуре в Благовещенск, находилось 38 пассажиров. Однако на своём пути Ан-24 столкнулся с бомбардировщиком, из-за чего распался на части. На момент аварии Лариса спала в своём кресле и проснулась из-за сильного ожога.

Причиной этого стала разгерметизация салона. Девушка не растерялась и крепко вжалась всем телом в кресло. Часть транспортного средства, где находилась Лариса, упала на берёзовую рощу. Девушка потеряла сознание после 8-минутного падения, однако вскоре очнулась. Увиденная картина была шокирующей – части обгоревших тел, обломки самолёта, разбросанные вещи. Спасатели нашли Ларису через 2 суток. Они были в шоке, так как после такой катастрофы обычно все люди погибают. Ларисе уже была подготовлена могила, которая, к счастью, не понадобилась. В результате падения молодая женщина получила серьёзные травмы позвоночника и головы, однако после длительной реабилитации ей удалось вернуться к нормальной жизни.

Лариса также попала в Книгу рекордов Гиннеса как человек, который выжил после падения с 5 километровой высоты и как человек, который получил самую маленькую компенсацию после аварии. Её сумма составляла 75 рублей.

Александр Сизов

7 сентября 2011 года стало трагичной датой в истории российского спорта. Самолёт Як-42, летевший в Минск с Ярославля, упал сразу же после взлёта. На его борту, кроме экипажа, была хоккейная команда «Локомотив». Двум людям удалось выбраться из горящих обломков самолёта. Это был бортинженер Александр Сизов и хоккеист Александр Галимов. К сожалению, спортсмен получил ожог практически всего тела и, несмотря на усилия врачей, вскоре скончался. Александру Сизову повезло, хотя мужчина сильно травмировался в авиакатастрофе.

Лечение стало результативным, и бортинженеру удалось встать на ноги. Он не решился на отказ от авиации – Александр работает авиамехаником, однако летать на самолёте после трагедии не решается…

Эрика Дельгадо

Зимой 1995 года во время захода на посадку потерпел крушение авиалайнер, летевший по маршруту Богота-Картахену. На его борту было 52 пассажира, однако выжить удалось только 9-летней Эрике Дельгадо. Когда самолёт начал фрагментироваться, девочку выбросило в иллюминатор. Эрика вспоминает, что её выталкивала из самолёта мать. Это и спасло жизнь малышке. Она упала на болотистую местность. Эрика не так была потрясена катастрофой, как мародёрством местных жителей. Кто-то сорвал с шеи девочки золотое украшение и проигнорировал крики о помощи. Спасателем Эрики стал местный фермер, который и вытащил её с болота. Малышка в результате падения получила перелом руки.

Бахия Бакари

Шесть лет назад случилась катастрофа йеменского лайнера, следовавшего из Парижа на Коморские острова. 13-летней Бахие Бакари, в отличие от остальных 153 человек, удалось выжить. Самолёт упал в территориальные воды Коморских островов незадолго до посадки.

Выжившая девочка не знает, как всё произошло, так как на момент крушения она мирно спала в кресле. Падение с большой высоты закончилось многочисленными травмами, однако Бахия не растерялась. Отважная девочка взобралась на один из обломков самолёта и плавала на нём в Индийском океане. «Счастливицу» через 14 часов после трагедии нашли рыбаки. Бахия была отправлена специальным рейсом в одну из больниц Парижа. Здесь её проведал тогдашний президент страны Николя Саркози.

К сожалению, выживание после крушения самолёта – это исключение из правил. Авария среднего пассажирского авиалайнера забирает больше сотни человеческих жизней. Но, несмотря на это, самолёт признан самым безопасным видом транспорта.

Весна Вулович

26 января 1972 года югославский пассажирский самолёт Douglas DC-9, следовавший рейсом из Копенгагена в Загреб, взорвался в воздухе рядом с деревней Сербска Каменице в Чехословакии на высоте 10 160 метров. Причиной трагедии, по версии югославских властей, стала бомба, спрятанная на борту авиалайнера хорватскими террористами-усташами.

Самолёт, разорвавшись на части, стал падать вниз. В средней секции находилась 22-летняя стюардесса Весна Вулович. Весны не должно было быть на том рейсе - она подменяла свою коллегу и тёзку - Весну Николич.

Обломки самолёта упали на заснеженные деревья, что смягчило удар. Но удача для девушки оказалась не только в этом - её в бессознательном состоянии первым обнаружил местный крестьянин Бруно Хонке, в годы войны работавший в немецком полевом госпитале и умевший оказывать первую медицинскую помощь.

Сразу после этого стюардессу, единственную выжившую в катастрофе, доставили в госпиталь. Весна Вулович провела 27 дней в коме и 16 месяцев на больничной койке, но всё-таки выжила. В 1985 году она была внесена в Книгу рекордов Гиннесса за самый высотный прыжок без парашюта, получив сертификат из рук своего музыкального кумира - участника знаменитой группы «Битлз» Пола Маккартни.

Джулианна Дилер Кепке

24 декабря 1971 года самолёт Lockheed L-188 Electra перуанской авиакомпании LANSA попал в обширную грозовую область, получил удар молнией и подвергся сильнейшему воздействию турбулентности. Самолёт начал разрушаться в воздухе на высоте 3,2 километра и упал вглубь тропического леса, примерно в 500 километрах от столицы страны Лимы.

17-летняя школьница Джулианна Кепке была пристёгнута к одному из кресел в ряду, который отломился от остального корпуса. Девушка падала среди бушующей стихии, при этом обломок вращался, словно лопасть вертолета. Это, а также падение в густые кроны деревьев, смягчило удар.

После падения у Джулианны была сломана ключица, сильно расцарапана рука, правый глаз заплыл от удара, всё тело было покрыто синяками и царапинами. Тем не менее девушка не потеряла способности к передвижению. Помогло и то, что отец Джулианны был биологом и научил её правилам выживания в лесу. Девушка смогла добыть себе пропитание, потом нашла ручей и пошла вниз по его течению. Спустя 9 дней сама вышла к рыбакам, которые и спасли Джулианну.

На основе реальной истории Джулианны Кепке было снято несколько художественных фильмов, в том числе «Чудеса ещё случаются» - тот самый, который через десять лет поможет выжить в авиакатастрофе Ларисе Савицкой.

«Счастливая четвёрка»

12 августа 1985 года в Японии произошла самая большая по числу жертв катастрофа в мировой авиации с участием одного самолёта.

Лайнер «Боинг-747SR» авиакомпании «Джепэн Эйрлайнз» вылетел из Токио в Осаку. На борту находилось 524 пассажира и члена экипажа. Через 12 минут после взлёта во время набора высоты 7500 метров у самолёта оторвался вертикальный хвостовой стабилизатор, в результате чего произошла разгерметизация, упало давление в салоне и отказали все гидравлические системы лайнера.

Самолёт стал неуправляемым и был фактически обречён. Тем не менее пилотам неимоверными усилиями удалось удерживать лайнер в воздухе ещё 32 минуты. В итоге он потерпел катастрофу недалеко от горы Такамагахара, в 100 километрах от Токио.

Авиалайнер рухнул в горном районе, и спасатели сумели добраться к нему лишь на следующее утро. Встретить выживших они не надеялись.

Однако поисковая группа обнаружила сразу четверых живых - 24-летнюю стюардессу Юми Отиаи , 34-летнюю Хироко Ёсидзаки со своей 8-летней дочерью Микико и 12-летнюю Кэйко Каваками .

Первых трёх спасатели нашли на земле, а 12-летнюю Кэйко - сидящей на дереве. Именно туда выбросило девочку в момент гибели лайнера.

Четверо уцелевших получили в Японии прозвище «Счастливая четвёрка». Все они во время полёта находились в хвостовом отсеке, в районе, где произошёл разрыв обшивки самолёта.

В этой чудовищной катастрофе могло выжить значительно больше людей. Кэйко Каваками рассказывала потом, что слышала голос своего отца и других раненых. Как потом установили медики, многие из пассажиров «Боинга» погибли на земле от ран, холода и болевого шока, поскольку спасательные группы не стали пытаться добраться до места катастрофы ночью. В результате жертвами крушения стали 520 человек.

Так что же это получается? Человечество уже сколько десятилетий летает на самолетах, а пассажирам все так же не на что надеяться? В каком хотя бы направлении будет развиваться эта тема, если будет?

Можно ли спастись при крушении самолета? Этим вопросом задаются не только те, кто собирается пересечь пространство на авиатранспорте, но и те, кто потерял своих родных и близких в подобных катастрофах. Ответить на него можно только теоретически. Но истории известны многочисленные случаи спасения людей. И слово «многочисленные» здесь не опечатка.

Немного истории

В интернете сегодня можно найти массу информации о выживших в авиакатастрофах. Но мы остановимся на крупных авариях, в которых число жертв превысило сотню человек.

  1. В 1970 году рейс 502 из Куско в Лиму потерпел крушение в районе Перу, что находится неподалеку от Куско. На борту самолета находились 102 человека (8 членов экипажа и 94 пассажира). На момент крушения погибли 99 человек, трое остались живы. По пути в больницу двое из выживших скончались от полученных травм. Один человек остался в живых.
  2. 23 декабря 1984 года из Красноярска в Иркутск вылетел ту-154б-2, но до пункта назначения он не добрался. При наборе высоте в одном из двигателей был поврежден один из его элементов, что привело к пожару в третьем, а затем и во втором двигателях. На борту самолета находилось 104 человека, 103 из которых погибли. Один человек выжил.
  3. В августе 1987 года из Детройта в Финикс вылетел самолет mcdonnell douglas md-82. На его борту находилось 155 человек (149 пассажиров и 6 членов экипажа). На взлете самолет потерпел крушение, по неясным причинам (возможно, ошибка пилота — национальный совет по безопасности на транспорте). При крушении самолет задел еще три автомобиля на земле, в результате чего погибли 2 человека. В самом самолете погибло 154 человека. Маленькая девочка Сесилия Сичан, которой на тот момент было 4 года, выжила , хоть и получила многочисленные травмы.
  4. 5 октября 1991 года индонезийские бойцы спецназа возвращались рейсом из Джакарты в Бандунг. На борту самолета находилось 134 человек, 12 из которых – это члены экипажа, а 122 – пассажиры. На взлете самолет загорелся и рухнул на город, врезавшись в здание министерства труда. Из 134 человек на самолете погибло 133, также погибло двое охранников здания. Один пассажир самолета выжил .
  5. В марте 2003 года аэропорт Алжира покинул Боинг 737-200, но до конечного пункта он не долетел. На взлете один из двигателей самолета отказал, а командование не смогло своевременно устранить неполадки и выполнить экстренную посадку. На борту самолета находилось 103 человека, 102 из которых погибли. В живых остался один человек .
  6. В конце июня 2009 года из Саны в Морони совершался рейс iy 626. На борту самолета находилось 153 человека. При посадке пилоты допустили ошибку, которая стала причиной одной из крупнейших катастроф человечества и унесла жизни 152 человек. В этой трагедии выжила девочка 13 лет Байя Бакари. Она на протяжении почти 13 часов ожидала помощи в открытом океане.
  7. 12 мая 2010 года в Триполи – столице Ливии – при посадке разбился самолет, на берту которого находилось 104 человека. Причиной крушения стала ошибка пилота, который слишком поздно включил автопилот. В трагедии выжил мальчик 9 лет , который получил огромное количество травм и переломов.
  8. Еще один недавний случай, который, пожалуй, нескоро забудется – это гибель целой хоккейной команды «локомотив» города Ярославль. На борту авиалайнера як-42д находилось 45 человек. В катастрофе погибли 44 человек. Выжил только один член экипажа.

Частые причины крушения

Как утверждают специалисты, занимающиеся изучением авиакатастроф, чаще всего причиной подобных трагедий становится человеческий фактор . Его часто путают с ошибками пилотов, но это две разные категории причин. Под человеческим фактором понимают оплошности и недочеты не только пилотов, но и наземных работников аэропортов, которые также могут привести к авиакатастрофам. То есть, если диспетчер неправильно сориентировал пилота, а тот в свою очередь не смог посадить самолет, то это и будет человеческим фактором. В итоге сотни жизней и еще один печальный след в истории.

Второй частой причиной является неполадки в двигателе . Как говорит статистика, большинство авиакатастроф происходит во время взлета и во время посадки самолета. Возможно, именно поэтому среди пассажиров существует традиция аплодировать пилотам после приземления. Считается, что первые 1,5 минуты после взлета являются самыми опасными. По истечении этого времени риск крушения снижается в несколько раз. В эти секунды, в принципе, может произойти что угодно, но согласно статистике большинство трагедий случается в результате неполадок в двигателе.

Еще одна частая причина авиакатастроф – это нехватка топлива . Именно по этой причине внушительная доля крушений происходит при посадке или в последние минуты полета. Самолет просто остается в воздухе с пустыми топливными баками. Конечно, перед вылетом транспорт проходит тщательную проверку, в том числе и на наличие достаточного объема топлива. Однако неполадки в двигателе могут привести к повышенному расходу, и как следствие преждевременному опустошению баков.

Ну, и наконец, одна из самых «безобидных» причин авиакатастроф – это погодные условия . Определение «безобидное» подобрано здесь потому, как в крушениях самолетов по этой причине сложно кого-либо обвинить. Так, в 2007 году в самарском аэропорту потерпел крушение самолет ту-134. Причиной стали неблагоприятные погодные условия и ошибка пилотов. В результате крушения погибло 6 человек. Пилоты остались живы и получили различные условные сроки.

Террористические акты занимают практически последнее место в рейтинге самых частых причин крушений самолетов. В среднем около 4% всех авиакатастроф происходит по вине террористов.

Существуют и совсем необычные причины крушений, например, попадание птиц в двигатель, столкновение с наземными или воздушными объектами и т.д. И в среднем около 30 % катастроф, связанных с воздушным транспортом, так и остаются неразгаданными.

Почему погибают люди

Казалось бы, риторический вопрос: почему погибают люди при крушении самолета? На самом деле смерть приходит далеко не ко всем и далеко не сразу во время крушения. Как показывает практика пережить столкновение самолета с землей можно. Для этого необходимо принять нужное положение и строго действовать инструкции. Конечно, переломы и травмы практически неизбежны, но они совместимы с жизнью.

Часто пассажиры гибнут еще в воздухе. Это те случаи, когда в салоне возникает пожар или разгерметизация. Как утверждают специалисты Росавиации, во время падения человек чаще всего находится в бессознательном состоянии. Это обусловлено резкими перепадами давления в разных атмосферных слоях и нехваткой воздуха в салоне.

Доказано, что около 40% погибших в авиакатастрофах имели большие шансы выжить. Так что же случилось, и почему они не воспользовались этими шансами? Все просто – паника, растерянность и банальное незнание основ безопасности во время крушения самолета.

Как выжить при крушении самолета

На вопрос – можно ли выжить в авиакатастрофе, в полной мере ответила предыдущая часть статьи. Выжить можно. Но как это сделать? Конечно, каждый случай по-своему уникален, и составить четкое описание поведения пассажира при катастрофе довольно сложно. Но существует несколько золотых правил, которые помогут выжить.

  1. «Золотые 90 секунд». Этот период важен не только на взлете, но и при падении. Эксперты утверждают, что после падения самолета у пассажиров есть 90 секунд, чтобы выбраться из салона самолета. После этого салон будет полностью охвачен огнем.
  2. Правильное положение . Существует два варианта расположения тела в кресле, при которых снижается риск смерти и травматизма при падении.
  • Первый вариант: упереться руками в спинку переднего кресла, голову плотно прижать к рукам. Остальная часть тела должна находиться в обычном сидячем положении.
  • Второй вариант: полностью забраться на кресло, согнуть колени, обхватить ноги руками и прижать голову к коленям.
  1. Правильна одежда . Несмотря на то, что авиатранспорт считается самым безопасным из всех видов пассажирского транспорта, готовится к возможной аварии рекомендуется еще на этапе сбора. Следует обувать удобную обувь, без каблуков и платформы. Одежда должна закрывать максимальную часть тела. Оптимальным вариантом для полета станет джинсовый костюм — этот материал обладает огнеупорными свойствами, что позволит избежать ожогов.
  2. Спокойствие. Это, пожалуй, самое главное правило. Если податься панике, то все другие правила моментально забудутся, а действия станут хаотичными и бесполезными.
  3. Эгоизм. Именно эгоизм позволит сохранить хладнокровие и спокойствие во время падения самолета. Это касается даже пассажиров с детьми. Не стоит сразу же кидаться спасать своих детей. Даже если для них все меры безопасности будут предприняты, они, скорее всего не смогут самостоятельно предпринять попытки выбраться из салона после падения. Поэтому в первую очередь родитель или родители должны позаботиться о своей безопасности, ведь сохранив жизнь себе, они получают шанс спасти и своего ребенка.
  4. Забыть про личные вещи. Не стоит суетиться и пытаться спасти свои личные вещи. Даже если там находятся все сбережения и документы. Все это восстановится. Здесь главное – это спасти жизнь.

Порядок действий при крушении самолета

Если самолет начал терпеть крушение вследствие каких-либо неполадок, то на этот случай разработан план действий, который значительно повысит шансы выжить.

  1. В первую очередь необходимо вооружиться кислородной маской. Даже если разгерметизация салона еще не произошла, она должна быть всегда наготове.
  2. Ручную кладь рекомендуется поместить под сиденье впереди сидящего пассажира. Это снизит риск во время тряски оказаться зажатым между сиденьем и полом.
  3. Выполнять команды бортпроводника или электронного табло. Ремни должны оставаться пристегнутыми, даже если табло погасло.
  4. В момент падения необходимо надеть кислородную маску и зафиксировать ее на голове.
  5. При возникновении пожара или задымления в салоне необходимо по возможности опуститься ниже и накрыться плотной тканью.
  6. Держать в поле зрения все доступные выходы. После приземления самолета необходимо сразу же начинать двигаться к нему, стараясь избегать толпы и заваленных проходов.
  7. После выхода из салона необходимо максимально быстро и далеко удалиться от самолета.

Что делать если самолет захватили террористы

При захвате самолета террористами не существует определенных порядков действий. Каждая подобная ситуация уникальна, и никто из пассажиров не может знать о намерениях террористов. Эксперты утверждают, что в этом случае необходимо сохранять спокойствие. Однако многие помнят фильм «Рейс-93», основанный на реальных событиях, в котором рассказывается о пассажирах, которые помешали террористам и, возможно, спасли тысячи жизней, изменив курс самолета.

Для случаев террористических актов существует также несколько правил, которые направлены на сохранение жизни и здоровья заложников:

  1. Не вступать в диалог с захватчиками. Не вести с ними переговоры и дискуссии, не провоцировать их, не кричать, не плакать, не делать резких движений и не создавать резких шумов.
  2. Если при захвате кто-то пострадал, постараться оказать ему первую помощь. Если террористы не позволяют этого сделать, то прекратить попытки.
  3. Все движения должны быть плавными. Если террористы заставляют перемещаться заложников, то делать это необходимо в строгом соответствии с их указаниями.
  4. Если начался штурм, то следует занять лежачее положение, закрыть руками голову и уши. По возможности следует отодвинуться поближе к стенам или углам.

Что делать если самолет упал на воду

При падении самолета в открытую воду необходимо соблюдать те же правила, что и при падении на сушу. После падения необходимо сразу же выбраться из салона и постараться отплыть подальше от самолета. Не рекомендуется прыгать в воду, если нет трапа. Лучше скатиться по крыльям ногами вперед, предварительно набрав в спасательный жилет воздух. Если вблизи нет суши, то ожидать помощи придется на воде. Здесь могут пригодиться обломки самолета, которые послужат временным плотом. Если нет обломков, то необходимо постоянно двигаться в воде, чтобы избежать переохлаждения организма.

Все эти советы и правила разрабатывались годами. Многие из них уже спасли жизни. Так правила поведения при падении в воду помогли в 2009 году выжить 13-летней девочке Байе Бакари.