Чудеса света. Семь или восемь чудес света? Восьмое чудо света россии


О семи чудесах света слышал, пожалуй, каждый. В него входят архитектурные достопримечательности, которые были созданы в разное время и действительно поразили мир. До нашего времени дошли немногие из этих удивительные сооружений. И хотя все семь чудес света широко известны, существует масса малоизвестных фактов с ними связанных.

1. Список «чудес»


Список «чудес» изначально был разработан, чтобы продемонстрировать самые впечатляющие достопримечательности и структуры в мире. Хотя существовало множество таких списков на протяжении многих лет, оригинальный был известен как «Семь чудес древнего мира». Эти семь чудес были основаны на путеводителях, используемых греческими путешественниками.

2. Географические ограничения


Все семь чудес были расположены вокруг Средиземного моря и Месопотамии (из-за ограниченных расстояний, на которые люди могли путешествовать в те времена). К ним относятся Колосс Родосский, Великая Пирамида Гизы, Висячие сады Вавилона, Маяк Александрии, Мавзолей в Галикарнассе, Статуя Зевса в Олимпии и Храм Артемиды в Эфесе.

3. Солнце, Луна и пять планет


Вероятно, число «семь» было выбрано потому, что греки считали, что оно представляет собой совершенство. Однако некоторые ученые предположили, что номер семь также отражает тот факт, что в то время существовало 5 известных планет, а если добавить к ним Солнце и Луну, то и получится семь.

4. Висячие сады Вавилона


Существование одного из семи древних чудес под вопросом. Поскольку Висячие сады в Вавилоне были бы очень сложны для орошения, и в древней литературе нет прямых упоминаний о них, многие современные ученые считают истории об этом прекрасном месте просто вымыслом.

5. Великая пирамида Гизы


Единственное древнее чудо, которое до сих пор существует, это Великая пирамида Гизы. Она также известна под названием Пирамида Хеопса.

6. Тадж-Махал


Второй самый известный список чудес включает в себя созданные в средневековье. В отличие от древних чудес, сегодня нет консенсуса относительно того, что относить к этому списку. Самые распространенные средневековые чудеса - катакомбы Ком-эль-Шукафа, Колизей, Великая китайская стена, Собор Святой Софии, Пизанская башня, Фарфоровая башня в Нанкине и Стоунхендж. Также иногда к ним относят Каирскую цитадель, аббатство Клюни, собор Или и Тадж-Махал.

7. Родом из XIX века


Однако, маловероятно, что эти списки действительно возникли в средние века, поскольку понятие «средневековый мир» появилось только во время эпохи Просвещения, а концепция средневековья не стала популярной до XVI века. Предполагается, что большинство «средневековых» списков были созданы писателями в XIX и XX веках.

8. «7 чудес» от ASCE


Также существуют современные списки «чудес». Один из самых популярных из них был составлен Американским обществом гражданских инженеров в 1994 году. В него были внесены «величайшие достижения гражданского строительства XX века», такие как Евротоннель, Си-Эн-Тауэр, Эмпайр-стейт-билдинг, Мост «Золотые Ворота», Плотина Итайпу, Проекты «Дельта» и «Зейдерзее», а также Панамский канал.

9. «7 чудес» от CNN


Чтобы сделать вещи еще более запутанными, список «Семи природных чудес света» от CNN выглядит следующим образом: полярное сияние, Большой каньон, Большой барьерный риф, гавань Рио-де-Жанейро, гора Эверест, вулкан Парикутин и водопад Виктория.

10. Глобальный опрос «New7Wonders of Nature»


New7Wonders of Nature - это проект 2007 - 2011 годов по составлению списка из 7 чудес природы по результатам глобального опроса. Тем, кто хочет всех их увидеть, нужно отправиться во все следующие места: водопады Игуасу, бухта Хạлонг, острова Чеджу, подземная река Пуэрто-Принцеса, Столовая гора, остров Комодо и тропический лес Амазонки.

11. «7 чудес» от CEDAM International


В 1989 году дайвинг-организация CEDAM International опубликовала свой список «Семь чудес подводного мира». В него вошли рифы Палау, Барьерный риф Белиза, Большой Барьерный риф, глубоководные морские трещины, Галапагосские острова, озеро Байкал, Красное море.

12. «7 чудес» от Деборы Кэдбери


«Семь чудес индустриального мира» - популярная книга британской писательницы Деборы Кэдбери. Список стал стандартом для инженерных достижений XIX и XX веков. Он включает пароход «Грейт Истерн», маяк «Белл-Рок», Бруклинский мост, лондонская канализационная система, Первая трансконтинентальная железная дорога, Панамский канал и плотина Гувера.

13. «7 чудес» от журнала «Астрономия»


В 1999 году журнал «Астрономия» решил, что не стоит ограничиваться только Землей и представил список «Семь чудес Солнечной системы». В списке были спутник Сатурна Энцелад, Большое красное пятно Юпитера, пояс астероидов, поверхность Солнца, океаны Земли, кольца Сатурна и гора Олимп на Марсе.

14. Восьмое чудо света


Интересно, что чудеса могут быть даже людьми. Рестлер Андре Гигант часто рекламировался как восьмое чудо света из-за его огромного рост 224 см и веса 240 кг.

15. «7 чудес» от дядюшки Скруджа


Как несложно заметить, список чудес может быть довольно спорным. В некоторых списках даже есть люди или понятия. Даже вымышленные персонажи, такие как Кинг-Конг, рекламировались «приходите посмотреть на восьмое чудо света».

Чудесами света вполне можно назвать и .

От времен палеолита
Вплоть до нынешних времен.
С. Наровчатов

Древний мир знал семь классических чудес. Почти пять тысячелетий назад было «сотворено» первое из них – пирамиды египетских фараонов, затем двадцать веков спустя, второе – висячие сады в Вавилоне (VII в. до н. э.), за ним по одному в столетие – храм Артемиды в Эфесе (VI в до н. э.), статуя Зевса в Олимпии (V в до н. э.), Мавзолей в Галикарнасе (IV в до н. э.) и, наконец, почти одновременно сразу два чуда - Колосс Родосский и маяк на острове Форосе (III век до н. э.).

Это были поистине великие произведения древних мастеров, они поражали своей монументальностью и красотой. В них воплотился взлет мысли, откровение творческой фантазии, мастерство древних строителей. Изумленные современники по достоинству оценили эти творения рук человеческих, оставив о них восторженные воспоминания в прозе, в стихах. Перечень семи чудес света был составлен Антипатром в I веке до нашей эры. Уже в те далекие времена непросто было отдать предпочтение одному из семи чудес перед другим, признать, какое из чудес чудесней. Античный поэт Антипатр Сидонский, увидев храм Артемиды, воскликнул: «Все остальное померкло перед ним»

Но прошли столетия, и историк, сравнивая собор Парижской богоматери в Париже с храмом Артемиды в Эфесе, воспетый античным поэтом, находил галльский собор «великолепней по длине, ширине, высоте и устройству».

Только самое древнее из чудес – египетские пирамиды дожили до эпохи телевидения, об остальных мы знаем по многочисленным описаниям очевидцев да по археологическим раскопкам. Благодарная память человечества навсегда сохранила образы удивительных творений гениальных мастеров.

В VII веке молдавский ученый Николай Спафарий записывает в своем трактате: «Седмь чюдес вселенныя: пирамидес, сиречь высочайший столп во Египте, столп во Фаре, во Александрии, церковь Артемиды в эфесе, гроб Маусола, колосос, или кумир родийский, кумир Зевсов Олимбиа, лавиринт в Крите, или стена вавилонская» В том же VII веке Симеон Полоцкий описал семь чудес древнего мира, где вместо «висячих садов» в Вавилоне упомянута стена, ограждающая Вавилон.

Да, порой одно – два из чудес заменялись другими, тоже великолепными сооружениями. Но никогда «семь чудес» не дополнялись восьмым.

Многие архитектурные сооружения разных времен и народов поражали воображение не только современников, но и потомков. И тогда говорили: «Это одно из семи чудес света», отдавая дань уважения прославленным чудесам древности, признавая за ними первенство и совершенство. Говорили также: «Это восьмое чудо света», как бы намекая на возможность примкнуть к великолепной семерке.

История строительства и архитектуры знает немало настоящих шедевров, их нетрудно обнаружить в любой эпохе у любого народа. Эти сооружения можно считать вехами в истории развития строительной и архитектурной мысли. Они вдохновляли поэтов и романистов, живописцев и композиторов. Даже разрушенные и исчезнувшие с лица Земли, они продолжали учить зодчих прекрасному, вдохновляя на дерзновенные творческие поиски и смелые инженерные решения.

В необыкновенных сооружениях всегда проявлялось новаторство строителей. Ценой огромных творческих и созидательных усилий создавались образцы, которые служили предметом подражания, стимулом для творчества. То, что возникало как необыкновенное, уникальное, впоследствии находило применение в массовом строительстве. Новаторство и традиции здесь идут бок о бок. И не удивительно, что истоки современных строительных традиций уходят в глубокую древность.

Строительство – одно из древнейших искусств на Земле. Человек соорудил свое первое жилище в начале палеолита – древнего каменного века. Этот «век» длился тысячи веков, и на него приходится 98% времени существования человека. Первобытные люди жили, вернее сказать спали, в неглубоких ямах в земле. Иногда под открытым небом, иногда укрываясь ветвями и хворостом. Об этом писал в I веке Лукреций Кар:

В рощах, в лесах или горных они обитали пещерах
И укрывали в кустах свои заскорузлые члены,
Ежели их застигали дожди или ветра порывы…

Потом стали сооружать шалаши, хижины. Этим непрочным сооружениям суждена была продолжительная история – это самые древние виды сооружений, существующие кое – где и поныне.

В таких постройках люди жили тысячелетиями до возникновения первых цивилизаций, но с возникновением цивилизаций, с образованием городов шалаши и хижины продолжали служить человеку. В хижинах из тростника жили строители египетских пирамид.

Древние историки, средневековые путешественники, мореплаватели эпохи Великих географических открытий отправлялись в дальние странствия из городов, украшенных архитектурными сооружениями. Они считали своим долгом рассказать о жилищах неизвестных народов. Арабский писатель Ал – Якуби в IX веке писал о тростниковых хижинах африканских народов. В XVI веке уроженец Гранады Лев Африканский писал о таких же хижинах на реке Бани, притоке Нигера, видел на островах Тихого океана в 18 веке капитан Кук.

Ранним утром 20 сентября 1871 года на 317 – й день после отплытия из Кронштата Н. Н. Миклух – Маклай сошел на берег Новой Гвинеи и попал … в каменный век. Между деревьями он заметил несколько крыш, тропа привела его к хижинам, крытым пальмовыми листьями, спускавшимися почти до земли.

До сих пор сохранились уголки, которых не коснулось быстротечное время. На юго – западном побережье Мадагаскара живет небольшая этническая группа – мике, которая строит свои хижины из веток колючего кустарника.

«Конические деревянные хижины стоят у истоков современных форм строительства», - заметил английский экономист Питер А. Стоун. Первобытный человек, построивший свой шалаш, сделал великое открытие. Действительно, первобытному строителю есть чем гордиться.

Но строительство никогда не стояло на месте. Одна за другой постигались тайны строительного мастерства, преодолевая страх перед строительным материалом, вырабатывались критерии прекрасного.

Почти в одно время с египетскими пирамидами на юго – западе Англии было воздвигнуто необыкновенное каменное сооружение – Стонхендж. «По замыслу и выполнению, - пишет англо – американский астроном Хокинс, - это восьмое чудо древнего мира».

Стонхендж (Стоунхендж) (Stonehenge), крупнейшая мегалитическая культовая постройка 2-го тыс. до н. э. в Великобритании, близ г. Солсбери. Земляные валы, огромные каменные плиты и столбы образуют концентрические круги. Некоторые ученые считают Стонхендж древней обсерваторией.

Историк архитектуры А. В. Бунин пишет: «Большой храм Амона в Фивах… заслуженно считался одним из «чудес света», так как в монументальности архитектурных форм и в гигантских размерах он не имел себе равных в Египте».

К чудесам древнего мира причисляли храм Дейр – эль – Бахри, существующий поныне.

Скальная местность, оформленная двумя известными древними архитектурными ансамблями, совмещавшими в своем строении принципы пирамиды и колоннады, несколько оформленных колоннадами террас и богато украшенными рельефами.

и храм Соломона в Иерусалиме, разрушенный, согласно преданию, Навуходоносором в VI веке до нашей эры.

Чудом считали Версальский дворец, которому, по словам Н. М. Карамзина, нет подобного великолепия.

Ансамбль Версаля, в котором пространственный размах барокко сочетается с характерной для классицизма рациональностью построения, оказал определяющее влияние на развитие градостроительства и паркового искусства многих европейских стран. В 1830 ансамбли Версаля превращены в национальный музей.

Королевский эскориал святого Лаврентия испанский поэт Луис де Гонгора назвал Восьмым чудом света,

Дворцовый комплекс, включающий королевскую резиденцию, монастырь, библиотеку и музей.

Название Эскориал происходит от испанского escoria («шлак»), в древности здесь находилась кузницы и литейные мастерские. Резиденция была построена испанским королем Филиппом Вторым в 1563-84 гг. в честь победы у Сен-Кантена 10 августа 1557 (в день Святого Лаврентия, в честь которого освящен монастырь) над войсками французского короля Генриха Второго, как место погребения испанских королей (первоначально Карла V Габсбурга и Изабеллы Португальской) и оплот Контрреформации.

За основу планировки монастыря был взят план Иерусалимского храма, составленный по описаниям Иосифа Флавия, в который были внесены изменения, обеспечивающие многофункциональность комплекса. Резиденция представляет собой суровый, величественный, одиноко стоящий прямоугольник с башнями по углам, с 16 внутренними дворами; композиционным центром ансамбля является купольная (квадратная в плане) церковь. Статуи Давида и Соломона, расположенные над входом в церковь, должны были символизировать воинственность Карла V и мудрость Филиппа II. Ансамбль сложен из голубовато-серого гранита и лишен внешних украшений (за исключением усыпальницы). Интерьеры дворца богато украшены скульптурой и фресками 16-18 вв. (и другие).

Сент – Луисская арка на берегу Миссисипи, по словам Нодара Думбадзе, - чудо современной архитектуры.

Сколько их, не попавших в современную семерку!

Плутарх считал афинский Акрополь непревзойденным по своей волшебной красоте.

Акрополь возвышается над всеми Афинами, его силуэт формирует силуэт города. Поднимающийся над холмом Парфенон в древности можно было видеть из любого конца Аттики и даже с островов Саламин и Эгина; подплывающим к берегу мореплавателям уже издали был виден блеск копья и шлема Афины-Воительницы. В древности святилище было известно не только как знаменитый культовый центр, но и как памятник великого искусства, подтверждающий славу Афин как «школы Эллады» и самого прекрасного города. Продуманная композиция всего ансамбля, прекрасно найденные общие пропорции, гибкое сочетание различных ордеров, тончайшая лепка архитектурных деталей и необычайно точный их рисунок, тесная взаимосвязь архитектуры и скульптурного убранства - делают сооружения Акрополя высшим достижением древнегреческой архитектуры.

Плиний Старший писал, что ничего более удивительного, чем римский акведук Клавдия, не было на всем земном шаре.

По словам римского поэта Марка Валерия Марциала, все чудеса древнего мира «уступают … творению цезарей римских, больше всего Колизей славит людская молва».

Колизей (от лат. colosseus - громадный), амфитеатр Флавиев в Риме, памятник древнеримской архитектуры (75-80 н. э.). Служил для гладиаторских боев и др. зрелищ, вмещал ок. 50 тыс. зрителей. Представляет собой огромную овальную чашу (188х156 м). Стена Колизея, высотой в 50 м, сложена из крупных каменных блоков, конструкции галерей укреплены бетоном и кирпичом.

На величественном фасаде четыре яруса сводчатых арок, которые опираются на скрытые в стене мощные столбы. Наружные стены украшены пилястрами трех архитектурных ордеров - тосканского, ионического и коринфского. В центре расположена арена, окруженная ступенчатыми скамьями. На арене поставлен деревянный крест в память о погибших во время гладиаторских боев христианах. До настоящего времени Колизей в Риме остается одной из самых внушительных и масштабных построек человечества.

Часто к чудесам света причисляют Великую китайскую стену – самое грандиозное сооружение на Земле. Великая Китайская Стена, крепостная стена в Сев. Китае; грандиозный памятник зодчества Древнего Китая. Длина, по одним предположениям, ок. 4 тыс. км, по другим - свыше 6 тыс. км, высота 6,6 м, на отдельных участках до 10 м. Построена в основном в 3 в. до н. э. Полностью реставрирован участок Великой Китайской стены близ Пекина.

Собор святой Софии, сооруженный в VI веке в Константинополе, - великолепный «храм света». Софии Храм (храм святой Софии, Айя-София) в Константинополе (Стамбуле), наиболее значительный памятник византийского зодчества. Сооружен в 532-537 годах Анфимием из Тралл и Исидором из Милета. Храм представляет большой прямоугольник с четырьмя мощными столбами, которые несут на себе основную тяжесть центрального купола диаметром 31, 5 м. Расстояние между столбами зодчие перекрыли арками и парусами, сделав столбы почти незаметными. Впечатление легкости купола храма усиливает множество окон, прорезанных в основании купола. Сложная система полукуполов придает грандиозному интерьеру храма стройное единство. Мозаики 6-12 веков.

Индийский храм Кайласанатка, или Кайласа, в Эллоре, созданный в VIII веке прямо в скале, украшенный искусной резьбой по камню и покоящийся на семи слонах.

Грандиозный монолитный храм Кайласанатха (725-755), обильно украшенный скульптурой; стилобат одной из трех сторон храма опоясан изваяниями слонов в натуральную величину.

К чудесам готики причисляли знаменитый Амьенский собор во Франции. Амьенский Собор, Нотр-Дам, один из самых известных готических соборов в мире и один из самых крупных во Франции (длина 145 м). Главная его часть построена в 1218-1279. Между 1373 и 1549 в стиле поздней готики были достроены башни западного фасада и некоторые другие части здания. Центральный портал украшает знаменитая статуя благословляющего Христа.

До сих пор считается чудом зодчества собор святой Софии в Новгороде, сооруженный в XII веке.

Софийский Собор в Великом Новгороде, памятник древнерусского зодчества; построен в 1045-1050 годах при князе Владимире Ярославиче, сыне Ярослава Мудрого, в детинце - центральной укрепленной части города на более высоком, левом берегу Волхова. Строился по образцу Софии Киевской. Изначально пятинефный пятиглавый крестово-купольный храм является древнейшим сооружением города, отличается суровым монументальным обликом, простотой форм, скупостью декора. Круговые паперти и лестничная башня с дополнительной главой в южной части западной паперти, расширяют пространство собора, делают его семинефным и шестиглавым. Строили собор в основном из камня (плинфа использовалась преимущественно в кладке сводов) по образцу Софийского собора в Киеве.

Первоначально галереи-паперти были задуманы одноярусными, но в ходе строительства выполнены двухъярусными, причем южная паперть была открытой. Ширина собора составляет одну шестую часть греческой стадии, что равно длине киевской Софии. В соборе сохранились фрагменты росписей 11-12 веков. Собор славится Корсунскими и Сигтунскими дверьми. Входит в состав Новгородского историко-архитектурного музея-заповедника. В 1991 году передан для использования Русской православной церкви.

В том же веке сооружена вблизи древнерусского города Владимира изумительной красоты церковь на Нерли. «Поэма в камне, подлинное чудо русского искусства», - писал о ней академик И. Э. Грабарь.

Покрова на Нерли церковь, во Владимирской обл.; выдающийся памятник владимиро-суздальской школы. Входит в «Золотое кольцо» России. Построена в 1165 в полутора км от Боголюбово. Стоит в стороне от селений, среди пойменных лугов и озер, при впадении реки Нерль в Клязьму. Белокаменный одноглавый четырехстолпный храм крестово-купольного типа отличается исключительной гармонией пропорций, изяществом каменной резьбы, пластической обработкой стен.

О дивной Преображенской двадцатиглавой церкви в Кижах бытует предание, будто мастер, закончив работу, забросил свой топор далеко в Онежское озеро и сказал: «Поставил эту церковь Нестор, не было, нет, и не будет такой».

Преображенская церковь, но уже не шатровая, а многоглавая, была возведена здесь в 1714, в самый разгар Северной войны, когда Россия прочно утверждалась на берегах Балтики и становилась мощной морской державой. Старинное предание прямо связывает строительство Преображенской церкви с личностью Петра I: «Петр Первый, путешествуя из Повенца Онежским озером, остановился у Рижского острова, заметил множество срубленного леса и, узнав о постройке, собственноручно начертил план». Трудно сказать, было ли так на самом деле. Но в каждом предании есть доля исторической правды. В представлении народа сам факт сооружения Преображенской церкви и ее идейно-художественный образ связывались с личностью Великого Петра, с новой эпохой в истории Русского государства.

Восьмым чудом света называли грандиозные деревянные хоромы, построенные в XVII веке в Коломенском под Москвой для царя Алексея Михайловича. Известный писатель XVII века Симеон Полоцкий в виршах, посвященных этим хоромам, говорит:

Седмь дивных вещей древний мир читавшее,

Осьмой див – сей дом – время имать наше.

Одним из чудес света называли современники дворец – усадьбу, построенную В. И. Баженовым на крутом холме против Боровицкой башни московского Кремля – «Пашков дом». Построенное в 1784 – 1786годах, это замечательное здание – хранилище уникальных рукописей – и в наши дни занесено в «Книгу рекордов Гиннеса», куда, как известно попадают лишь мировые «рекорды».

Баженов В. И. мастерски использовал сложный рельеф местности, отказался от традиционной схемы застройки усадьбы, поставив в один ряд на краю холма, противоположного Кремлю, центральное здание, увенчанное бельведером, и связанные с ним флигели. В результате усадьба приобрела городской облик. Был создан сад (не сохранился); главный вход помещался со стороны небольшого двора с парадными воротами. Наружный облик здания, исключительно благородного по силуэту и пропорциям, сохранился почти без изменений (интерьеры утрачены во время пожара 1812).

Подмосковная церковь Вознесения в Коломенском вызвала изумление знаменитого французского композитора Гектора Берлиоза, назвавшего ее «чудом из чудес». «… Во мне все дрогнуло, - писал Берлиоз. – Это была таинственная тишина. Гармония красоты законченных форм. Я видел стремление ввысь. Я долго стоял ошеломленный».

Церковь Вознесения – один из первых каменных шатровых храмов на Руси, построенная в 1532 году. Церковь стоит на берегу Москвы – реки. Стройный шатровый силуэт храма высотой 62 метра хорошо вписывается в ландшафт холмистого берега.

«Седьмым чудом света» называли Большой Каменный мост, построенный в Москве под руководством старца Филарета в 1687 – 1692гг, и Китайгородскую стену, сложенную в Москве 400 лет назад, которая еще в 30 – х годах XX века вилась от «Метрополя» до Никольских ворот, затем от Лубянки к Москве – реке и по ее берегу до Василия Блаженного.

Одним из чудес света назвал академик А. Е. Ферсман легендарную янтарную комнату Большого екатерининского дворца в Царском Селе (в Пушкине)…

Янтарная Комната (Янтарный кабинет), принятое в литературе название одного из помещений Большого Екатерининского дворца в Царском Селе (ныне г. Пушкин). Основное убранство Янтарной комнаты изготовлено в нач. 18 в. в Пруссии, в 1716 подарено королем Фридрихом Вильгельмом I Петру I; в 1746 дополнено и смонтировано в Зимнем дворце в Санкт-Петербурге, в 1755 перенесено в Царское Село (архитектор В. В. Растрелли). В годы Великой Отечественной войны убранство Янтарной комнаты вывезено гитлеровцами в Кенигсберг. Дальнейшая судьба неизвестна. В 1979 году начались работы по воссозданию интерьера кабинета под руководством главного архитектора Екатерининского дворца Александра Кедринского. 31 мая 2003 года во время празднования 300-летия Санкт-Петербурга состоялось торжественное открытие Янтарной комнаты.

Древние чудеса были созданиями искусства – архитектурного и скульптурного. Но вот один американский журнал в начале XX века обнаружил, что к современным семи чудесам причислялись творения научной мысли: беспроводной телеграф, телефон, аэроплан, радий, антитоксины, спектральный анализ, лучи х (или Рентгена).

Ученый П. Г. Олдак пишет: «… сегодня к «семи чудесам света» хочется отнести … чистую воду и чистый воздух, почвы, ландшафты, животный мир, чистоту Мирового океана и равновесие климата».

Чудом света называли первые башенные часы, установленные на Страсбургском соборе в 1352 году, и царь – пушку в Московском Кремле. В середине XVI века как на чудо света смотрели на «швацкую машину», заменившую труд более двухсот водоносов, которые до этого из рук в руки передавали на шахты кожаные ведра с водой. Чудом называли также первый трубопровод, проложенный в том же веке и предназначенный для транспортировки соли из Бад – Рейхенхалля в Траунштейн.

К чудесам света причисляли самые разные сооружения – от знаменитых рисовых террас на филиппинском острове Лусон до Медного всадника, по поводу которого в день открытия памятника поэт Василий Рубан писал, что отныне Колосс Родосский должен смирить свой гордый вид, египетский пирамиды пора перестать считать чудесами…

«Медный Всадник», поэтическое обозначение памятника Петру I в Санкт-Петербурге (Ленинграде), воспетого А. С. Пушкиным в поэме «Медный всадник» (1833). Бронзовая конная статуя Петра, установленная на гранитной скале («гром-камень» массой 1600 т), отличается драматичностью, многогранностью образа преобразователя страны. Работа над конным памятником Петру I, продолжавшаяся более десяти лет (с 1766 по 1778), была поручена императрицей Екатериной II по совету Дидро скульптору Фальконе, давно мечтавшему создать монументальное произведение.

В статуе Петра, усмиряющего коня на крутой вершине скалы, великолепно передано единство движения и покоя; особое величие монументу придают царственно гордая посадка царя, повелительный жест руки, поворот вскинутой головы в лавровом венке, олицетворяющие сопротивление стихии и утверждение державной воли.

Ниже речь пойдет только о «чудесах» строительных. К ним, конечно, не могут быть отнесены псевдочудеса, такие, например, как дом с водопроводными трубами и кранами из чистого серебра, ванной комнатой, облицованной каррарским мрамором, стенами спальни, выложенными эмалью и чеканным золотом. Нельзя, разумеется, причислить к чудесам и кафе, построенное в целях рекламы крышей вниз. Баснословно дорогое сооружение и сооружение – курьез не могут рассчитывать на всемирную славу только благодаря этим своим качествам.

В наши дни к «чудесам света» также причисляют самые разные сооружения. Поэт Владимир Салимон в стихотворении «Чудо света» пишет:

Чудом света Лужники
И Гребной канал
Поспешит назвать спортсмен –
профессионал.
Чудом света Крымский мост
И Тверской бульвар
поспешит назвать шахтер
или сталевар…

Прекрасные сооружения, ставшие образцом строительного искусства, свидетельствуют о тонком вкусе и высоком мастерстве строителей. Многие сооружения, возникшие в древности, сохранили до наших дней не только свое значение, но и технические особенности.

Может быть, древние архитектурные сооружения со временем теряют свое очарование, и потомки лишь отдают дань уважения своим мастерам да удивляются: как. Мол, они мало знали и как много умели? В связи с этим уместно вспомнить слова В. И Баженова, который говорил, что некоторые думают, будто архитектура, как одежда, входит и выходит из моды, но как логика, физика и математика не подвержены моде, так и архитектура, ибо она подчиняется основным правилам, а не моде.

Не только красотой, но и техническим исполнением, до сих пор поражают древние сооружения. И сегодня считается одним из чудес света загадочный храм в Бальабеке. Сооруженный по воле императора Августа, этот храм с самого начала был задуман как «чудо света». Его загадочность заключается в поразительном техническом решении проблемы.

Трудно вообразить, как древним строителям удалось доставить и установить колонны такого размера. Настоящее чудо. Даже с помощью современной техники это нелегкое дело, требующее изобретательности и остроумия.

Никогда еще строительство не приобретало таких грандиозных масштабов, как в наше стремительное время. Среди современных проектов и построек есть подлинные шедевры строительного искусства, которые по праву могли бы встать в один ряд с «семью чудесами древнего мира». Перед строителями открываются широкие перспективы.

В 2007 году был проведен общественный проект «Семь чудес России» с целью выявления самых замечательных объектов природы и памятников культуры Российской Федерации. Выборы семи чудес России проходили с помощью SMS и Интернет-голосования.

12 июня 2008 года, в день России, на Красной площади в Москве были объявлены победители. Проект «Семь чудес России» способствовал возрождению чувства патриотизма и любви к своему Отечеству, а также привлек внимания к восстановлению и сохранению уникальных исторических, культурных и природных объектов на территории России.

Итак, «чудесами России признаны четыре природных объекта:

  • озеро Байкал,
  • долина Гейзеров,
  • Эльбрус,
  • столбы выветривания на плато Мань – пупу – Нер.

Их дополняют исторические памятники:

  • Мамаев курган (Мамаев Курган расположен в центральной части Волгограда, где во время Сталинградской битвы происходили упорные бои (особенно в сентябре 1942 и январе 1943).

На Мамаевом кургане - памятник-ансамбль «Героям Сталинградской битвы», возведенный в 1963-1967 годах (скульпторы Е. В. Вучетич, В. Е. Матросов, А. С. Новиков, А. А. Тюренков; архитекторы Л. Б. Белопольский, В. А. Демин). На мамаевом кургане похоронены маршал Василий Чуйков и генерал-полковник Михаил Шумилов).

  • Собор Василия блаженного (Собор Покрова, что на Рву, более известный как Храм Василия Блаженного - православный храм, расположенный на Красной площади в Москве. Покровский собор - одна из самых известных российских достопримечательностей; именно он является для большинства жителей планеты Земля символом Москвы и России (таким же, как Эйфелева башня для Парижа и Франции и, например, Статуя Свободы для Нью-Йорка и США).

  • Петергоф (Петергоф - один из самых грандиозных садово-парковых ансамблей 18-19 веков. Располагается вдоль южного берега Финского залива, в г. Петродворец.

Построенный как загородная резиденция российских императоров, Петергоф ни в чем не уступает своим западным аналогам (Версаль, Сан-Суси), но во многом и превосходит их.

Можно вести бесконечные споры и диспуты о чудесах света, но прийти к единому мнению невозможно никогда.

Поэтому прав был С. Я. Маршак, который заметил:
И, верно, есть восьмое чудо
Нам неизвестное покуда.

Литература.

  1. Брабич В, Плетнева Г. Зрелища древнего мира. – М.: Искусство, 1971.
  2. Шебек Ф, Пирамиды, дворцы, панельные дома. – Будапешт: Корвины, 1968.

Наверняка все вы слышали о семи самых величайших природных достопримечательностях нашей планеты, однако сегодня к ним добавили еще один пункт в виде восьмого чуда.

Красивейших сооружений и древних конструкций неизвестного происхождения на Земле достаточно много, поэтом в разных источниках можно встретить совершенно разные данные даже об этих семи известнейших чудес мира. А уж про восьмое до сих пор ходят споры многих ученых и историков, каждый из которых предлагает несколько собственных вариантов.

Давайте рассмотрим каждый из этих восьми мировых достояний всего человечества.

  1. Египетские пирамиды.

Название семи чудес света произошло от египтян во 2 веке до нашей эры. Так именовались 7 древних египетских пирамид при правлении фараонов четвертой династии. Именно эти семь величественных пирамид дошли до наших дней целыми и являются главной достопримечательностью не только Египта, но и всей планеты в целом. Эти таинственные сооружения, пришедшие к нам из далекого прошлого, до сих пор не дают покоя известнейшим ученым и археологам, которые пытаются разгадать загадки египетских песков.

Это легендарное сооружение, расположенное в руинах древнего Вавилона, где в далеком 7 веке до нашей эры находился роскошный царский дворец, а рядом с ним и висячие сады царицы Семирамиды. Это чудо считалось долгое время лишь легендой и вымыслом красивой жизни древних царей, однако сегодня от этого потрясающего места остались некоторое подобие бывшей роскоши и сказочного царства буйной жизни растительности среди пустынных территорий Ассирии. Сад представлял собой искусственные террасы, сложенные в виде пирамиды из четырех ярусов, стоящих на высоких колоннах. Вся конструкция этого удивительного сооружения была покрыта плодородной почвой с семенами прекрасных цветов, которые накрыли зеленым куполом сады Семирамиды. Среди жаркого климата и песчаных холмов Висячие сады были поистине чудом света и ценным оазисом Вавилона.

Это чудо света располагалось на территории современной Турции в греческом городе Эфесе. Руины этого храма до сих пор можно увидеть собственными глазами и насладиться прекраснейшими видами античной архитектуры. Учеными было установлено, что в центре храма находилась огромная статуя Артемиды, возведенная из золота и слоновой кости, которая, к сожалению, не смогла сохраниться до нашего времени. Также были найдены останки многочисленных скульптур, статуй и древних картин, украшавших внутреннее убранство храма. Богиню Артемиду почитали все греки и их соседи, благодаря которым и увенчалось успехом строительство потрясающего храма, стоящего на 127 белоснежных колоннах.

Зевс – это греческий бог грома и молний, повелевающий всеми людьми и являющийся главным среди остальных богов древней Греции. Он также являлся самым почитаемым народом божеством, которому дарили храмы, дворцы и статуи с его изображением. Одним из самых великих произведений древнего искусства считается Статуя Зевса в небольшом городке Олимпии, построенная из розовой слоновой кости и украшенная одеждой из чистого золота. Статуя была установлена в одноименном храме из мрамора с 34 колоннами 10метровой высоты. Легендарным создателем этого чуда света являлся великий живописец, скульптор и архитектор Фидий Афинский. Сильнейшее землетрясение во 2 веке нашей эры серьезно повредило знаменитую статую и храм, после чего прекрасное сооружение опустело и постепенно разрушалось. Чтобы оградить статую Зевса от разграбления, ее вывезли в Константинополь, где ее уничтожил сильный пожар. Сегодня последним доказательством и памятью о величайшем храме со скульптурой главного бога древних греков можно увидеть только найденную мастерскую, где создавалось это грандиозное произведение искусства.

Это величайший исторический памятник архитектуры, построенный в городе Галикарнасе, принадлежащему современной Турции. Основан был мавзолей на вершине холма, где находилась могила карийского царя Мавсола. Мавзолей представлял собой высокое квадратное сооружение с конической крышей, которую украшала огромная колесница. Перед входом в мавзолей были также установлены две колонны с каменными воинами, охранявшими сон умершего царя. Весь храм был украшен многочисленными скульптурами и фигурами животных, части которых находятся до сих пор и хранятся в Британском музее, в Галикарнасском зале.

Это бронзовая статуя в виде бога солнца Гелиоса, построенная на одноименном острове Родос в третьем веке до нашей эры. Именно эта достопримечательность и прославила нынешний курорт Греции на весь мир. В 222 году до нашей эры статуя упала из-за сильного землетрясения, о котором предупреждал в своих писаниях римский ученый Плиний. Но даже тогда столь величественная статуя производило сильнейшее впечатление на жителей города. Последнее упоминание о статуи было в 997 году, когда арабы продали ее обломки неизвестному купцу, который увез ее на своих верблюдах.

Это древняя башня, построенная на острове Фарос в египетском городе Александрии. Башня служила маяком для приходящих морских судов в местную гавань. Высота этого сооружения достигала 140 метров и долгое время сохраняло имидж высочайшего здания в мире, что и послужило главной причиной внесения его в список 7 чудес света. Вся конструкция состояла из трех башен разных размеров. И это сооружение не смогло сохраниться вследствие нескольких землетрясений, которые оставили на этом месте одни руины.

И восьмое чудо света, которое вошло в этот список совсем недавно – белоснежный дворец из мрамора, выполненный в архитектурном стиле Могол в Индии. Роскошный дворец поражает своим величием и грациозностью, благодаря чему собирает огромные толпы туристов со всего мира. Тадж-Махал является мавзолеем, основанным императором Шах-Джаханом в честь своей погибшей жены во время родов. Это новое чудо света приравнивается к символу вечной любви и является самым красивым и романтичным зданием Индии. Внешняя роскошь дворца не заканчивается за порогом его дверей, а интерьер поражает своим убранством и драгоценными украшениями.

Среди возможных вариантов восьмого чуда света были предложены такие величайшие сооружения, как:

  • пирамида Чичен-Ица в Мексике;
  • Пизанская башня;
  • город Петра в Иордании;
  • статуя Христа-Спасителя в Рио-де-Жанейро;
  • Великая китайская стена;
  • Мачу-Пикчу в Перу;
  • Колизей в Риме.

Диво дивное, игра природы, феномен, чудо, чудо чудное, чудо природы, феникс, невидаль, диковина, невидальщина, диво Словарь русских синонимов. восьмое чудо света сущ., кол во синонимов: 11 диво (18) … Словарь синонимов

См. Семь чудес света. Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. М.: «Локид Пресс». Вадим Серов. 2003 … Словарь крылатых слов и выражений

- «ВОСЬМОЕ ЧУДО СВЕТА (Спортивная фантазия)», СССР, Мосфильм, 1981, цв., 85 мин. Спортивная фантазия. На некий остров, судя по всему греческий, приезжают советские баскетболистки с тем, чтобы увезти с собой кубок Геры. Но, помимо участия в… … Энциклопедия кино

восьмое чудо света - о чем либо необычном, удивительном, выдающемся. В древности люди насчитывали лишь семь чудес света, которые так прочно вошли в сознание людей, что всякое новое замечательное достижение называется восьмым чудом света … Справочник по фразеологии

Разг. часто Ирон. О чём л. необычном, удивительном, выдающемся. БМС 1998, 629; БМШ 2000, 400 … Большой словарь русских поговорок

ВОСЬМОЕ ЧУДО СВЕТА - XVIII в. Так иностранцы называли сухой док Петра Великого в Кронштадте. Он вмещал до 10 судов одновременно и осушался за 4 часа. В то время в Европе в подобных доках стояло не более 4 судов, и осушались они в течение 48 часов … Словарь Петербуржца

Восьмое (осьмое) чудо света - Разг. Ирон. О ком либо или о чём либо странном, причудливом. В каждое дело загадочный Смит вносил невиданный размах. Сад на глазах потрясённых лондонцев стал превращаться в восьмое чудо света, оркестр был собран самый большой в Англии, а для… … Фразеологический словарь русского литературного языка

- (иноск.) об особенно замечательном (намек на семь чудес света) Ср. Схвативши верхушки кой каких знаний, мы считаем унижением для собственного достоинства делать какие нибудь обыкновенные вещи, которые делают люди заурядные, и хотим создать… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

Осьмое чудо свѣта (иноск.) объ особенно замѣчательномъ (намекъ на семь чудесъ свѣта). Ср. Схвативши верхушки кой какихъ знаній, мы считаемъ униженіемъ для собственнаго достоинства дѣлать какія нибудь обыкновенныя вещи, которыя дѣлаютъ люди… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

Феномен, чудо природы, экстра класс, изумительный, диво, редкость, игра природы, красота, нет слов, золото, выше всяких похвал, невидальщина, диковинка, невидаль, восьмое чудо света, диво дивное, умереть и не встать, чудеса, прелесть, диковина,… … Словарь синонимов

Книги

  • Восьмое чудо света. ВСХВ-ВДНХ-ВВЦ , Зиновьева Ольга Андреевна. "Восьмым чудом света" назвали западные журналисты открывшуюся в 1939 году в Москве Всероссийскую сельскохозяйственную выставку. Какие цели преследовали организаторы и создатели этого…
  • Восьмое чудо света. ВСХВ - ВДНХ - ВВЦ , Зиновьева Ольга Андреевна. `Восьмым чудом света` назвали западные журналисты открывшуюся в 1939 году в Москве Всероссийскую сельскохозяйственную выставку. Какие цели преследовали организаторы и создатели этого…

Давно мудрецы и путники составили перечень 7 чудес света, в перечень занесли самые прекрасные и самые величественные по их взгляду строения всего мира.

Семь Чудес Света - классический список:
1. Пирамида Хеопса
2. Висячие сады Семирамиды
3. Статуя Зевса в Олимпии
4. Храм Артемиды в Эфесе
5. Мавзолей в Галикарнасе
6. Колосс Родосский
7. Александрийский маяк

ЕГИПЕТСКИЕ ПИРАМИДЫ, усыпальницы египетских фараонов. Крупнейшие из них - пирамиды Хеопса, Хефрена и Микерина в Эль-Гизе в древности считались одним из Семи чудес света. Возведение пирамиды, в котором уже греки и римляне видели памятник невиданной гордыни царей и жестокости, обрекшей весь народ Египта на бессмысленное строительство, было важнейшим культовым деянием и должно было выражать, по всей видимости, мистическое тождество страны и ее правителя. Население страны работало на строительстве гробницы в свободную от сельскохозяйственных работ часть года. Ряд текстов свидетельствует о том внимании и заботе, которые сами цари (правда, более позднего времени) уделяли возведению своей гробницы и ее строителям. Известно также об особых культовых почестях, которые оказывались самой пирамиде.

Пирамиды в Гизе

Пирамиды Египта служили могилами для своих умерших королей. В центре ритуального комплекса здания - египетские пирамиды, по поверьям древних египтян обладали магической силой, в них мумифицированный фараон мог достичь вечной жизни.

Первым шагом, который послужил созданию комплекса «Египетские пирамиды», была пирамида Джосера, построенная вскоре после того, как Египет стал единой землей (примерно в 3000 до н.э.). Пирамиды Египта стали известны в основном за счет пирамиды Хеопса, находящейся в Гизе, которая была открыта века спустя. Египетские пирамиды отличались уникальными технологическими особенностями, и до сих пор не до конца ясно, как именно их построили.

Настоящую эволюцию, по мере которой развивались египетские пирамиды, можно проследить от самых древних доисторических могил до великолепия на плато Гиза.

Пирамиды выстроены на левом - западном берегу Нила (Запад - царство мертвых) и возвышались над всем городом мертвых - бесчисленными гробницами, пирамидами, храмами.

Самая большая из трех - пирамида Хеопса (зодчий Хемиун, 27 в. до н. э.). Ее высота была изначально 147 м, а длина стороны основания - 232 м. Для ее сооружения потребовалось 2 млн. 300 тыс. огромных каменных блоков, средний вес которых 2,5 т. Плиты не скреплялись строительным раствором, лишь чрезвычайно точная подгонка удерживает их. В древности пирамиды были облицованы отполированными плитами белого известняка, вершины их были покрыты медными плитами, сверкавшими на солнце (известняковую обшивку сохранила только пирамида Хеопса, покрытие других пирамид арабы использовали при строительстве Белой мечети в Каире).

Великие пирамиды были окружены рядом небольших усыпальниц жен фараонов и их приближенных. В такие комплексы обязательно входили святилища Верхнего и Нижнего Египта, большие дворы для проведения праздника хеб-су, заупокойные храмы, служители которых должны были поддерживать культ умершего царя. Пространство вокруг пирамиды, окруженное стелами, посредством длинного крытого перехода соединялось с храмом на берегу Нила, где встречали тело фараона и начинались погребальные церемонии.

Все пирамиды точно сориентированы по странам света, что свидетельствует о высоком уровне астрономических знаний древних египтян, расчет углов наклона граней совершенно безукоризнен. В пирамиде Хеопса угол наклона таков, что высота пирамиды равна радиусу воображаемой окружности, в которую вписано основание пирамиды.

Замечательной инженерной находкой древних зодчих и строителей было сооружение в толще каменной кладки над погребальной камерой пяти разгрузочных камер, с помощью которых удалось снять и равномерно распределить колоссальную нагрузку на ее перекрытия. Помимо камер в пирамиде есть и другие пустоты - коридоры, проходы и галереи, входы в которые были тщательно замурованы и замаскированы. Тем не менее захоронения в пирамидах были разграблены, видимо, довольно скоро после погребения фараонов. Воры хорошо знали все ловушки, так что они, скорее всего, были связаны либо со строителями, либо со жрецами, осуществлявшими захоронения.

Висячие сады Семирамиды.

ВИСЯЧИЕ САДЫ СЕМИРАМИДЫ, сады во дворце вавилонского царя Навуходоносора II (605-562 до н. э.), которые он приказал разбить для своей любимой жены - мидийской царевны; традиционно причисляются к Семи чудесам света. Первые упоминания о чудесных садах сохранились в «Истории» Геродота, вероятно, посетившего Вавилон и оставившего нам самое полное его описание. Возможно, с оглядкой на «отца истории» висячие сады в эллинистическую эпоху помещались в список самых великих и прославленных сооружений.

2


Сады в Вавилоне

Любопытно, однако, одна из самых впечатляющих достопримечательностей мира даже не упоминается Геродотом: Висячие сады Семирамиды, одно из семи чудес античного мира.

Указывают, что висячие сады Семирамиды были построены царем Навуходоносором, который правил городом в течение 43 лет, начиная с 605 до н.э. Существует менее достоверная альтернативная история о том, что сады были построены ассирийской королевой Семирамидой в ходе ее пятилетнего правления, начиная с 810 до н.э.

Это был пик власти города и его влияния, когда царь Навуходоносор построил удивительный массив храмов, улиц, дворцов и стен, к чему относились и висячие сады Семирамиды.

По легенде, висячие сады Семирамиды были построены, чтобы удивить и порадовать жену Навуходоносора, Амитис. Амитис, дочь царя Мидии, вышла замуж за Навуходоносора с целью создания альянса между народами. Она пришла из зеленой, солнечной страны, и высушенная на солнце местность Месопотамии показалась ей удручающей. Король решил воссоздать свою родину путем создания искусственных гор с садами. Висячие сады Семирамиды получили свое название не потому, что свисали наподобие кабеля или веревки. Название происходит от неточного перевода греческого слова, которое означает не только "висеть", но "нависать", как в случае с террасой или балконом.

Статуя Зевса в Олимпии

Статую Фидий исполнил в хрисоэлефантинной технике: открытые части тела были выложены пластинами слоновой кости, одеяния отлиты из золота, а основа скульптуры была деревянной. Высота статуи достигала ок. 17 м в высоту. Если бы бог «поднялся», его рост намного бы превысил высоту самого храма. Путешественники, видевшие Зевса в Олимпии, называют удивительным сочетание в его лике властности и милосердия, мудрости и доброты. В руке громовержец держал статую Ники (символ победы). Из золота и слоновой кости был сделан и богатейший трон Зевса. Спинку, подлокотники и подножие украшали рельефы из слоновой кости, золотые изображения богов и богинь Олимпа. Нижние стенки трона покрывали рисунки Панэна, его ножки - изображения танцующих Ник. Ноги Зевса, обутые в золотые сандалии, покоились на скамье, украшенной золотыми львами.

3


Перед постаментом статуи пол был выстлан темно-синим элевсинским камнем, высеченный в нем бассейн для оливкового масла должен был сберегать слоновую кость от рассыхания. Проникавший в двери темного храма свет, отражаясь от гладкой поверхности жидкости в бассейне, падал на золотые одежды Зевса и освещал его главу; вошедшим казалось, что сияние исходит от самого лика божества.

Мавзолей в Галикарнасе

В 377 до н.э., город Галикарнас был столицей небольшого царства вдоль средиземноморского побережья Малой Азии. Именно в этом году правитель этой земли умер и оставил контроль над царством сыну, Мавсолу. Мавсол продолжил начатое отцом расширение территории, дойдя до юго-западной части Малой Азии. Мавсола, со своей королевой, правил Галикарнасом и прилегающими территориями в течение 24 лет. Мавсол, хотя он был местным жителем, отлично говорил по-гречески и восхищался греческим образом жизни и правительством.

Затем, в 353 до н.э. Мавсол умерл, оставив свою королеву одну, которая также была его сестрой (Это был местный обычай для правителей - жениться на своей собственной сестре), с разбитым сердцем. Как дань уважения к нему, она решила построить самый великолепный Галикарнасский мавзолей, ставший его могилой. Вскоре Галикарнасский мавзолей стал известным сооружением, и теперь имя Мавсола связано со всеми величественными гробницами, поскольку именно от его имени появилось слово «мавзолей». Галикарнасский мавзолей был таким красивым и уникальным, что он стал одним из семи чудес античного мира.

4


Храм Артемиды Эфесской.

АРТЕМИДЫ ЭФЕССКОЙ ХРАМ (Артемисион), один из самых прославленных и почитаемых центров паломничества античного мира; с эпохи эллинизма традиционно включается в список Семи чудес света.

Храм Артемиды в Эфесе

Храм Артемиды Эфесской сегодня – это остатки колонн и скудные фрагменты, валяющиеся на земле, и это все, что осталось от седьмого чуда света. По словам Страбона, храм Артемиды Эфесской уничтожался по меньшей мере семь раз, и столько же раз перестраивался. Археологические находки свидетельствуют о, по меньшей мере, четырех восстановлениях этого храма, начиная с 7 века до нашей эры. Черсифон и Метаген возвели двукрылый храм в 6 веке до н.э. и его, по Герострату, сожгли – следующая величественная структура, построенная полностью из мрамора, появилась в 334 году до н.э., и была закончена в 250 г. до н.э. Храм Артемиды Эфесской вызвал восхищение даже Александра Великого, который оплачивал продолжение работы. Там работали также Скопас и Пракситель, а за дизайн отвечал Хирократ.

Эллинистический храм был построен на подиуме, к которому вела 13-ступенчатая лестница. Двойная колоннада окружала внешнее и внутреннее пространство (105 х 55 м). Рельефные колонны были работой Скопаса, а Пракситель работал над оформлением алтаря. К сожалению, как мы уже говорили, храм Артемиды Эфесской не сохранился.

5


Древнейшие следы почитания Артемиды близ места ее рождения относятся еще к догреческим временам; гигантский храм богини был сооружен в 6 в. до н. э. архитектором Херсифроном из Кноса. Во время одной из осад жители Эфеса протянули от храма к городу веревку, превратив тем самым и его в неприкосновенное святилище. Слава Артемисиона была столь велика, что в нем размещали свои сбережения люди со всех концов греческой ойкумены. Ученик Сократа, знаменитый историк Ксенофонт, передавший на хранение богине большую сумму денег перед походом в Персию (описанном в «Анабасисе»), по возвращении выстроил на них в знак благодарности Артемиде маленький храм - точную копию эфесского - в городке Скиллунте в Элиде.

21 июля 356 до н. э. храм Артемиды Эфесской, главная святыня малоазийских греков, был сожжен Геростратом - совершилось кощунство, потрясшее весь эллинский мир. Впоследствии возникло предание, что Артемисион сгорел в тот день, когда родился будущий завоеватель Азии Александр Македонский. Когда же Александр через 25 лет подошел к городу, он пожелал восстановить храм во всем его великолепии. Архитектор Александра Дейнократ, руководивший работами, сохранил его прежний план, только поднял здание на более высокое ступенчатое основание.

Все сооружение поражало великолепием и несвойственным для греческой архитектуры масштабом. Храм занимал огромную площадь - 110 х 55 м, высота коринфских колонн (их было 127), двойным рядом окружавших сооружение, также была грандиозной - около 18 м.; кровля Артемисиона была покрыта мраморной черепицей. Одной из достопримечательностей сооружения были 36 колонн, украшенных у основания рельефами почти в человеческий рост. Великие греческие мастера приняли участие в украшении столь почитаемого места: Пракситель изваял рельефы для алтаря в ограде святилища, рельефы колонн исполнил Скопас, Апеллес поместил в храме свои картины; картинная галерея Артемисиона пользовалась столь же большой известностью, что и собрание картин в афинских пропилеях. Процветало святилище и при римлянах, источники сообщают о богатых дарах в храм серебряных и золотых статуй и постройке портика вдоль дороги от города к святилищу (ок. 200 м). В «Деяниях апостолов» упоминается о возмущении, которое вызвала в городе проповедь апостола Павла, мешавшая торговле серебряными моделями храма богини, изготовление которых было здесь самым прибыльным ремеслом.

Фаросский маяк.

ФАРОССКИЙ МАЯК (Александрийский маяк), маяк на восточном берегу о. Фарос в черте Александрии, эллинистической столицы Египта; одно из Семи чудес света.

Строителем этого чуда техники, первого и единственного во всем греческом мире маяка колоссальных размеров, был Сострат Книдский. На мраморной стене сооружения Сострат высек надпись: «Сострат, сын Дексифана из Книда, посвятил богам-спасителям ради мореходов». Он закрыл эту надпись тонким слоем штукатурки с написанным на ней прославлением царя Птолемея Сотера. Со временем отвалившаяся штукатурка раскрыла подлинное имя строителя и великого инженера.

6


Александрийский маяк

При возведении маяка были применены самые замечательные и остроумные изобретения александрийских ученых. Нижний этаж трехъярусной 120-метровой башни имел четыре грани, обращенные на север, восток, запад и юг, восемь граней второго яруса были ориентированы по направлению восьми главных ветров. Третий этаж - фонарь венчал купол со статуей Посейдона высотой около 7 м. Сложная система металлических зеркал усиливала свет огня, зажигавшегося на вершине сооружения и позволяла вести наблюдения за пространством моря; сам маяк был еще и хорошо укрепленной крепостью с большим военным гарнизоном. Путешественники, видевшие маяк, писали о хитроумно устроенных статуях, украшавших башню маяка: одна из них всегда указывала рукой на солнце на всем его пути и опускала руку вниз, когда оно заходило, другая отбивала каждый час днем и ночью, по третьей можно было узнать направление ветра. Удивительное сооружение простояло до 14 в., но даже в уже сильно разрушенном виде высота его составляла ок. 30 м. В настоящее время сохранился только цоколь маяка, целиком встроенный в средневековую крепость (сейчас - база египетского флота).

Колосс Родосский

Путешественники в Нью-Йоркской гавани могут увидеть чудесное зрелище. Перед ними появляется стоящая на небольшом островке в гавани огромная статуя женщины в одеждах, держащая в руках книгу и факел, устремляющийся в небо. Статуя имеет почти сто двадцать футов от ног до короны. Она иногда называется "Современный Колосс", но чаще ее называют статуей Свободы.
Колосс Родосский, которого так напоминает нам статуя Свободы, это старинное творение древних, находящееся на острове Родос. Колосс Родосский представлял собой статую, стоящую по берегам пролива, одна нога находилась на одном берегу, вторая – на втором. По проекту, между ног статуи должны были проплывать корабли.

К сожалению, Колосс Родосский оказался «слаб в ногах», из-за землетрясения его ноги подломились, и огромная статуя рухнула в воду. Долгое время оставались остатки его ног, служившие доказательством его существования, но до наших дней не дошли и они. Колосс Родосский сегодня стал символом масштабного, но плохо продуманного в основании проекта, который может легко обрушиться.

7
8