Результаты расследования: куда пропал малазийский Боинг MH370? "Позывной — башни-близнецы". Тайна пилота пропавшего малайзийского "Боинга" Разве такое возможно

Летевший в ночь на 8 марта 2014 года из Куала-Лумпура в Пекин «Боинг-777» малайзийских авиалиний неожиданно пропал с радаров, не подав никаких сигналов о неполадках. На поиски борта и 239 человек, находившихся на нём, были брошены силы более 25 стран. Работы велись почти три года, прекращались и снова возобновлялись, но так ни к чему и не привели. Наоборот, со временем вопросов становится всё больше, а число ответов – всё уменьшается.

Угнать самолёт и улететь на Мальдивы

За всё время поисков спасателям удалось найти лишь несколько незначительных обломков, принадлежность которых к рейсу MH-370 эксперты смогли установить официально. В июле 2015 года в 700 километрах от Мадагаскара на берегу острова Реюньон была обнаружена деталь с маркировкой «657ВВ». Позднее, в августе, следователи выяснили, что найденный обломок – это часть крыла малайзийского «Боинга». Ещё почти через год, уже недалеко от мозамбикского побережья, был найден стабилизатор горизонтального полёта, принадлежность которого к 777-ому также была установлена специалистами.

А вот ни тел, ни тем более чёрных ящиков обнаружить не удалось - всё это, вероятно, кануло в морскую пучину. Отсутствие останков, которые могли бы пролить свет на трагедию, привело к тому, что начали выдвигаться самые фантастические версии произошедшего. Так, малайзийские власти всерьёз рассматривали версию, что самолёт могли угнать – на первый взгляд весьма логичное объяснение пропавшим обломкам. Назывались даже возможные «пункты назначения»: Казахстан, Афганистан, Пакистан и Мальдивы. Но власти этих стран оперативно опровергли подобные предположения, отметив, что следы лайнера не были обнаружены их радарами. Хотя это скорее подтверждало предположения: специалисты уверяют, что похитители могли намеренно лететь на малой высоте, чтобы их не засекли.

Конечно же, не исключалась и версия теракта. По убеждению некоторых экспертов, только при уничтожении в воздухе обломки могли пропасть бесследно. Масла в огонь подлило известие, что двое из пассажиров, которые должны были оказаться на борту, заявили о краже паспортов. С помощью их документов террористы как раз могли попасть на самолёт. Впрочем, есть у этого и другое объяснение: Куала-Лумпур – крупный центр переправки мигрантов в Европу, путешествующих именно по украденным паспортам. Так что, возможно, пропажа паспортов никак не связана с пропажей самолёта.

Проститься с домом и разбиться

Как бы то ни было по прошествии некоторого времени – когда то у берегов ЮАР, то в Танзании, то в Таиланде начали находить обломки – версии угона и теракта отошли на второй план. Постепенно всё больше вопросов стало появляться к роли пилота «Боинга» - Захарии Ахмад Шаха в произошедшей трагедии.

53-летний капитан борта работал в Малайзийских авиалиниях с 1981 года и за это время налетал почти 18,5 тыс часов. Погода в зоне пропажи была хорошей, так что версия об ошибке при пилотировании была отброшена почти сразу.

После детального анализа переговоров было отклонено также предположение о том, что Ахмад Шах был «не в себе». Последний контакт пилота с наземными службами не вызывал вопросов: на сообщение диспетчера о том, что он передает управление вьетнамских коллегам, лётчик спокойным голосом ответил: «Хорошо, спокойной ночи».

Правда, за 12 минут до этого «Боинг» изменил курс, а в самолёте были отключены все системы связи и обнаружения. По всей видимости, тогда же борт снизился до предельно малой высоты, чтобы стать «невидимым» для радаров. Далее, предположительно, он следовал на юг, умело лавируя между воздушными пространствами разных стран, и долетел до центра Индийского океана к западу от австралийского города Перт – максимально удалённого от возможных мест посадки района.

О том, что всё это – дело рук Ахмад Шаха, косвенно говорит несколько фактов. Во-первых, во время обыска в его квартире ФБР нашла лётный тренажёр, в программу которого была загружена информация по пяти взлётно-посадочным полосам в районе Индийского океана. Во-вторых, «Боинг» сделал ненужный крюк возле малайзийского штата Пинанг, откуда был родом пилот.

Основываясь на этих фактах, авиаконструктор Саймон Харди позднее предположил, что пропажа самолёта – не что иное, как самоубийство Ахмад Шаха. Как при этом ему удалось «обезвредить» других членов экипажа и пассажиров, по-видимому, останется загадкой. Экс-руководитель Бюро безопасности транспорта Канады Лэрри Вэнс предположил, что пилот, предварительно надев кислородную маску, мог разгерметизировать салон, чтобы находившиеся на самолёте люди потеряли сознание.

«Головоломка» на 70 миллионов

Вероятно, не удастся выяснить и то, был ли самолёт направлен прямиком в воду или же продолжал полет до тех пор, пока не кончилось топливо. При этом исследователями установлено, что «Боинг» не готовился к посадке на воду – его закрылки попросту не были выпущены. Достоверно никто даже не может сказать, где именно упал самолёт. Только «приоритетная зона» падения тянется в длину на 93 километра, а её площадь превышает 60 тысяч квадратных километров.

Выходит, что «дело малайзийского «Боинга» почти целиком состоит из тёмных пятен. Что реально произошло и что считать приоритетной версией пропажи самолёта? Мог ли командир корабля настолько разочароваться в жизни, что решил покончить с собой таким изощрённым способом, заодно прервав судьбу ещё 238 человек? Понимали ли они, что с ними происходит? Рухнул ли лайнер и если да, то где? А если нет, то остался ли кто-либо в живых? Наконец, найдутся ли чёрные ящики «Боинга»?

Пока не найдётся ответ хотя бы на один из этих вопросов, вряд ли удастся раскрыть загадку этой истории. Однако надежды остаются: поисковыми работами в настоящее время занимается лишь одна частная компания. Правительство Малайзии обещало ей 70 миллионов долларов, если лайнер или его чёрные ящики будут найдены. Так что вот ещё один вопрос – достаточный ли это стимул, чтобы довести дело до конца?

В эфире австралийского телеканала 9 Now пилот и авиаинструктор Саймон Харди заявил, что командир 777-200 рейса MH370 авиакомпании Malaysia Airlines, исчезнувшего 8 марта 2014 года, Захария Ахмад Шах пытался запутать авиадиспетчеров. Он отключил системы обнаружения и вел самолет на границе зон ответственности Малайзии и Таиланда. Эта местность является слепой зоной.

Харди уверен, что подобные действия пилота были намеренными, и указывает, что Ахмад Шах сделал ненужный крюк возле малайзийского штата Пинанг, где родился. По мнению Харди, так пилот простился с домом.

Экс-руководитель Бюро безопасности транспорта Канады Лэрри Вэнс, который также присутствовал на программе, высказал мнение, что пилот планировал самоубийство, а вместе с собой убил и всех пассажиров.

Он считает, что командир судна мог разгерметизировать салон, чтобы пассажиры и члены экипажа потеряли сознание, а сам при этом предварительно надел кислородную маску.

«Он собирался убить себя. К сожалению, вместе с собой он убил всех пассажиров. Это было сделано намеренно», — заявил Вэнс.

Эксперты разошлись во мнениях, был ли самолет направлен в море пилотом, или же Шах вел его до тех пор, пока не кончилось топливо, после чего произошло крушение. Согласно данным исследований, Boeing не готовился к приземлению и посадке на воду, поскольку его закрылки не были выпущены. Таким образом, это подтверждает гипотезу о том, что перед непосредственным падением самолет не управлялся пилотами.

Авиалайнер национальной малайзийской авиалинии с 227 пассажирами и 12 членами экипажа на борту, совершавший совместный с китайской China Southern Airlines рейс из столицы Малайзии Куала-Лумпура в Пекин, пропал с экранов радаров, не подав никаких сигналов о неполадках на борту, других проблемах или смене курса.

По установленным данным, погода в районе исчезновения была хорошей, самолет управлялся опытными летчиками. Капитан — 53-летний подданный Малайзии Захари Ахмад Шах — работал в MAS с 1981 года, его налет достиг почти 18,5 тысячи часов, 27-летний второй пилот Фарик Аб Намид налетал почти три тыс. часов. Самолет прошел полную проверку всего за десять дней до этого рейса.

Первоначально сообщалось, что на борту пропавшего самолета находились 154 пассажира из КНР и Тайваня, 38 граждан Малайзии, семь индонезийцев, шесть австралийцев, пять индийцев, четверо французов, трое граждан США, по двое новозеландцев, украинцев и канадцев, по одному жителю России, Италии, Нидерландов и Австрии. Однако быстро стало известно, что двое числившихся первоначально в списках пассажиров рейса — австриец Кристиан Козил и итальянец Луиджи Маралди — заявили о краже своих паспортов во время нахождения в Таиланде и никуда не вылетели.

Малайзийские власти возбудили уголовное дело о теракте, который, предположительно, совершили проникнувшие на борт самолета по чужим паспортам террористы.

Впрочем, Куала-Лумпур является крупным центром переправки в Европу пользующихся украденными паспортами нелегальных мигрантов, а потому не исключено, что наличие на борту двух человек с поддельными паспортами не имеет прямого отношения к исчезновению самолета.

Взрыв на борту долгое время оставался одной из самых распространенных версий, так как трудно представить себе что-то иное, способное уничтожить современный авиалайнер одномоментно. По мнению экспертов, это был либо взрыв, либо удар молнии, либо стремительная декомпрессия. Однако Boeing 777 способен продолжать полет и после удара молнии, и даже после резкой декомпрессии, а вот после взрыва шансов уже нет, отмечают специалисты.

Обломки самолета в течение трех лет находили и в ЮАР, и в Танзании, и в Таиланде, однако точное место крушения так и не удалось установить. Последние официально подтвержденные экспертизой останки Boeing 777 обнаружили на острове Маврикий в Индийском океане. Согласно данным исследования, проведенного Управлением транспортной безопасности Австралии, найденные обломки являются частью задней кромки крыла самолета.

В 2017 году Австралия официально прекратила какую-либо работу по поиску самолета или расследованию инцидента.

Однако координационный центр поискового агентства (JACC) продолжает тесно сотрудничать с правительством Малайзии в плане обмена информацией по данному делу и поддержки семей погибших пассажиров и членов экипажа.

В настоящее время обломки пропавшего лайнера ведет частная американская компания Ocean Infinity. В январе этого года правительство Малайзии обещало поисковикам выплатить $70 млн в случае обнаружения лайнера или его черных ящиков.

Обломки пропавшего в марте 2014 года малазийского «Боинга» находили на территории в несколько тысяч километров друг от друга, но судьба самого авиалайнера так и не известна. По одним предположениям, капитан судна умышленно отключил систему связи самолета. Другие же выдвигают версии о причастности военных США к гибели пассажиров и членов экипажа.

Пропавший малазийский «Боинг 777», направляющийся из Куала-Лумпур в Пекин, так и не найден. Судьба 227 пассажиров и 12 членов экипажа остаётся неизвестной. Хотя это произошло 8 марта 2014 г., подробности события так и не раскрыты, и более того, продолжают будоражить общественность и «обрастать» новыми гипотезами.

Что случилось с пассажирами лайнера «МН370»

Куда пропал огромный авиалайнер и люди на его борту, остаётся неизвестным. Делать предположения об их судьбе приходится только по версиям, высказываемым различными источниками. Одни допускают вариант, что все они живы, другие называют их погибшими, так или иначе – всё это покрыто мраком.

Кто отвечал за поиски пропавшего малазийского «Боинга»

Официально расследованием дела о пропавшем в марте 2014 г. малазийском «Боинге» занимаются местные власти. Однако на различных стадиях в нём принимали участие специалисты, относящиеся к другим странам. Одновременно велось определение двух причин:

  • Выяснение подробных обстоятельств аварии.
  • Причастность криминальных структур.

В соответствии с требованиями ИКАО, была организована международная группа, состоящая из экспертов крупнейших мировых компаний:

  • Inmarsat – международная компания спутниковой связи.
  • Представители гражданской авиации Китая.
  • Эксперты NTSB – национального совета по безопасности на транспорте США.
  • Сотрудники FAA – федерального управления гражданской авиации США.
  • Американская корпорация Boeing.
  • Британские специалисты от Rolls-Royce plc (изготовителя двигателей).

Обломки «Боинга» найдены у берегов Африки

Обломки пропавшего самолёта были обнаружены на восточном побережье Африки, удаленном от предполагаемого места падения более чем на 4 000 км. Всего найдено 6 элементов:

  • 29 июля 2015 года в западной части Индийского океана, на побережье острова Реюньон найдена часть крыла с маркировкой, доказывающей принадлежность детали к пропавшему лайнеру.
  • Декабрь 2015 и февраль 2016 г. обозначились обнаружением ещё двух элементов индонезийского самолёта на берегу Мозамбика.
  • 22 марта 2016 г. на пляж южно-африканского города морем выбрасывает часть обтекателя двигателя.
  • 30 марта 2016 г. элемент обшивки салона появляется на побережье острова Родригес.
  • 7 октября 2016 г. последняя находка – часть заднего крыла – обнаруживается на острове Маврикий.

Все найденные элементы соответствуют деталям пропавшего лайнера и были переданы международной группе, занимающейся расследованием дела.

Версия руководителя французских авиалиний Марка Дюгена

Предположение заключается в том, что борт был умышленно сбит американскими военными. Это было необходимо для предотвращения террористических актов, произошедших 11 сентября.

Через 40 мин. после взлёта наземный диспетчер теряет связь с лайнером в тот момент, когда он находится между воздушным пространством Малайзии и Китая. Официально объявлялось, что военные радары определили, что именно в этот момент борт меняет направление: уходит с заданного маршрута, сворачивая на запад.

Гипотеза Дюгена указывает, что американцы даже знают, где нужно искать обломки. По его версии, самолёт был сбит неподалёку от острова Диего-Гарсия, на котором располагается военная база США. Следствие умышленно заводится в тупик с целью заметания следов убийства пассажиров и членов экипажа.

Версия ФБР

Новость о причинах исчезновения «Боинга», по версии ФБР, впервые была опубликована американским журналом New York. Она основывалась на обнаруженном в доме командира экипажа симуляторе, на котором были заметны следы интенсивной работы. С одной стороны это может показаться вполне очевидным: Захари Ахмад Шаха имеющий налёт, количеством превышающий 18 000 часов, тренировался в свободное от работы время.

Несмотря на то, что история учебных полётов была удалена, специалисты смогли восстановить архив. Это позволило определить маршрут, по которому пропавший самолёт вполне мог двигаться до своего падения в океанские воды. Развалившись от соприкосновения с водой, лайнер впоследствии был «растащен» подводным течением по всему Индийскому океану.

Версия о медленной декомпрессии

Предположение о том, что самолёт пропал с радаров по причине декомпрессии, моментально была отвергнута. Причина объяснялась довольно просто:

  • При быстрой (взрывной) декомпрессии даже если самолёт разорвало на несколько частей, современное оборудование позволило бы работать системам ещё несколько секунд, которых вполне хватило бы на то, чтобы пилоты сообщили о происшествии.
  • Медленная способна незаметно убить людей, но не технику. Аналогичная ситуация произошла в 2005 г., когда по этой причине разбился рейс HCY522 авиакомпании Helios Airways. «Боинг 737», оставшийся без управления, продолжал движение на автопилоте и врезался в гору из-за того, что выработал всё горючее.

Таким образом, из-за образовавшейся декомпрессии любой формы пропавший малазийский рейс никак не должен был внезапно исчезать с экранов радаров.

Полёт «в тени» другого самолёта

Долгий поиск исчезнувшего рейса привёл к возникновению очередной версии, что малазийский лайнер мог длительное время двигаться в непосредственной близости с самолётом «Сингапурских авиалиний». Это позволяло ему скрыться от радаров и быть незамеченным от 15 минут до нескольких часов.

Согласно этим доводам, пилот мог продержаться до степей Туркменистана или Кыргызстана и только там покинуть своего «провожатого», направляющегося в Испанию. Экспертами такое предположение не отвергается, так как даже если бы цель на экране локатора начала «раздваиваться», военные диспетчеры могли принять это как «глюк» техники.

Посадка на военной базе Диего-Гарсия

Момент перехвата и посадки на американской военной базе вызвал много споров. Тем более, что косвенным доказательством можно назвать несколько факторов:

  • Технические характеристики взлётно-посадочной полосы оптимально подходят для того, чтобы опытный пилот спокойно посадил самолёт.
  • Размер ангаров тоже позволяет спрятать в них «Боинг 777».
  • Выходные дни, объявленные на базе на 8, 9 и 10 марта, способствуют тому, что будет меньше зрителей.

Количество приверженцев этой версии достигло такого количества, что Правительство США было вынуждено сделать официальное заявление, которое можно расценить абсурдным. Текст речи представителя содержал обязательство своей непричастности к исчезновению рейса и о том, что исчезнувший «Боинг 777» никогда не садился на военной базе острова Диего-Гарсия.

Новые технологии

Не исключено, что истина исчезновения рейса МН370 кроется в том, что среди его пассажиров были 20 научных сотрудников, связанных с производством электронного оборудования. В частности, оно затрагивало технику, предназначенную для самолётов и делающую их невидимыми для радиолокации.

Допускается предположение, что новейшая разработка и люди, создавшие её, кому-то понадобились. В результате была осуществлена грандиозная операция, разгадать которую не может целый мир.

Таинственное исчезновение самолета "Боинг-777-200" в Индийском океане до сих пор не дает покоя специалистам и конспирологам. Дело о пропавшем малайзийском лайнере обрастает все более невероятными версиями.

Эксперты скрупулезно изучают все, что хоть как-то может подтолкнуть к разгадке. На членов экипажа и пассажиров собраны целые досье. Несмотря на это, в деле появляется все больше нестыковок. Некоторые специалисты придерживаются мнения, что расследование пытаются пустить по ложному следу. Кто-то всеми силами препятствует тому, чтобы "Боинг" нашли.

Загадочной остается личность капитана, 53-летнего Захари Ахмад Шаха. Версия о его самоубийстве неофициально является чуть ли не основной. Однако нужно ли человеку, который захотел уйти из жизни, тащить за собой еще и более двухсот пассажиров?

"...самоубийство – это все же либо импульсивный, либо хорошо продуманный, но быстрый поступок. Когда мы писали книгу, то очень внимательно изучали все, что мы могли "накопать" про капитана – 53-летнего Захари Ахмад Шаха. И пришли к выводу, что самоубийство не в его типе характера, особенно самоубийство с таким количеством невинных жертв – простых пассажиров", – уверен Павел Тяпкин, в прошлом физик, специалист по радарным установкам и системам ПВО. Вместе с Сергеем Мельниченко, гендиректором Международного консультативно-аналитического агентства "Безопасность полетов", он написал книгу "Рейс MH370 : полёт в никуда. О чём молчит расследование". В процессе обоим пришлось изучить массу данных.

Павел рассказал о странной детали, которая всплыла в ходе расследования.

"Когда лайнер летел уже с выключенными системами связи обратно через Малайзию, он зачем-то сделал полукруг вокруг города Пенанг. А это родной город Захари Ахмад Шаха. Такое ощущение, что он прощался со своим домом", – отметил он.

И здесь начинается самое интересное. По неофициальным данным, в это же время кто-то пытался позвонить с борта самолета. Как выяснилось, один из мобильников связался с сотовой станцией в Пенанге. Казалось бы, это невозможно. Однако специалисты отмечают, что если лайнер летит медленно и низко, шансы дозвониться есть. В ходе экспериментов, которые провела малайзийская полиция, задействовав небольшой самолет, выяснилось, что сотовый может поймать сеть на высоте трех-пяти километров. Звонок с борта "Боинга" сорвался, однако соединение было. Это дало возможность определить номер. Он принадлежал второму пилоту, сообщил Павел Тяпкин в эфире радио "Комсомольская правда".

Что хотел сказать напарник Захари Ахмад Шаха, навсегда останется загадкой. Тем не менее, специалисты надеются рано или поздно узнать правду о пропавшем малайзийском "Боинге" . В этом, вероятно, помогут обломки: есть шанс найти их на безлюдных островах и отмелях в центре Индийского океана.

Британский виртуальный следопыт Ян Уилсон (Ian Wilson) - видеоинженер по основной профессии. Объект, похожий на самолет, он обнаружил с помощью ресурса Google Maps. Увидел лежащим в труднодоступных джунглях Камбоджи .

Ян не сомневается: объект это и есть самолет - скорее всего, тот самый - малазийский Boeing 777-200, который 8 марта 2014 года, следуя из Куала-Лумпура в Пекин , исчез самым загадочным образом вместе с 239 пассажирами.


По очертаниям обнаруженный лайнер - какой надо. Только почти на 6 метров длиннее - не 63, 7 метра, а 70.

Хвост отвалился, - объясняет следопыт, - лежит чуть поодаль от фюзеляжа. Отсюда и «удлинение».

Главное возражение скептиков: на фотографию из космоса, использованную Гугл -картами, мог случайно попасть самолет, летящий над джунглями. К тому же, четырех лет, прошедших с момента пропажи, вполне достаточно для того, чтобы буйная тропическая растительность полностью скрыла лайнер. Да и странно, что машина на фото практически цела. Даже если бы самолет не рухнул с большой высоты, а пытался сесть в джунглях, он, скорее всего, развалился бы на несколько крупных фрагментов.

Нет, - отметает сомнения Уилсон. Мол, проверял с помощью одной из опций ресурса - «escape ground view». Самолет лежит.


Мог ли виртуальный следопыт «набрести » не на MH370, а на какой-то другой Boeing 777-200?. Исключено - другие такие в этом районе Камбоджи не падали. По крайней мере, авиационным экспертам ничего не известно о подобных катастрофах.

Уилсон сообщил, что хотел бы сам добраться до обнаруженного им места крушения. Ведь малазийские и австралийские специалисты, которые пусть безрезультатно, но официально заняты поисками останков лайнера, как правило, не реагируют на «сигналы» виртуальных следопытов. Или отмахиваются от них.

КСТАТИ

А вот еще Боинг

С Уилсоном конкурирует австралиец Питер Макмэхон (Peter McMahon), давно увлеченный расследованиями авиационных катастроф. Пользуясь Google Maps, он тоже увидел силуэт разбившегося малазийского Боинга. Но в другом месте - под водой. Если доберется до него, то нырять придется.


В марте 2018 года Макмэхон : Боинг лежит на мелководье примерно в 16 километрах южнее Раунд Айленда (Round Island) - одного из Сейшельских островов. На фото со спутника просматриваются и крылья, и фюзеляж.

В Бюро транспорта и безопасности Австралии (Australian Transport and Safety Bureau) Макмэхону ответили, что обнаруженный им самолет вполне может быть тем самым - искомым. Но никаких действий не предприняли. Откликнулись и малазийские власти. Но более жестко: попросили не вводить людей в заблуждение.


Макмэхон каким-то образом рассмотрел, что фюзеляж лайнера весь в пробоинах. Словно бы прошит пулеметными очередями.

И еще один

В 2016 году малазийский Боинг нашел Скотт Уаринг (Scott Waring) - известный уфолог и виртуальный археолог из числа тех, которые ищут аномалии на снимках, переданных с других планет, например, с Марса.

Скотт уверяет, что специально поисками пропавшего лайнера не занимался. Искал следы НЛО , которые были замечены в районе Мыса Доброй Надежды (Cape of Good Hope) в 2013 году. И с этой целью рассматривал снимки местности, выложенные в Google Earth. Увидел контуры самолета. Он лежит под водой. Почти целый.