Храбрым поем мы песню. Безумству храбрых поем мы песню

Максим Горький

Песня о Соколе

Море -- огромное, лениво вздыхающее у берега, -- уснуло и неподвижно в дали, облитой голубым сиянием луны. Мягкое и серебристое, оно слилось там с синим южным небом и крепко спит, отражая в себе прозрачную ткань перистых облаков, неподвижных и не скрывающих собою золотых узоров звезд. Кажется, что небо все ниже наклоняется над морем, желая понять то, о чем шепчут неугомонные волны, сонно всползая на берег. Горы, поросшие деревьями, уродливо изогнутыми норд-остом, резкими взмахами подняли свои вершины в синюю пустыню над ними, суровые контуры их округлились, одетые теплой и ласковой мглой южной ночи. Горы важно задумчивы. С них на пышные зеленоватые гребни волн упали черные тени и одевают их, как бы желая остановить единственное движение, заглушить немолчный плеск воды и вздохи пены -- все звуки, которые нарушают тайную тишину, разлитую вокруг вместе с голубым серебром сияния луны, еще скрытой за горными вершинами. -- А-ала-ах-а-акбар!.. -- тихо вздыхает Надыр-Рагим-оглы, старый крымский чабан, высокий, седой, сожженный южным солнцем, сухой и мудрый старик. Мы с ним лежим на песке у громадного камня, оторвавшегося от родной горы, одетого тенью, поросшего мхом, -- у камня печального, хмурого. На тот бок его, который обращен к морю, волны набросали тины, водорослей, и обвешанный ими камень кажется привязанным к узкой песчаной полоске, отделяющей море от гор. Пламя нашего костра освещает его со стороны, обращенной к горе, оно вздрагивает, и по старому камню, изрезанному частой сетью глубоких трещин, бегают тени. Мы с Рагимом варим уху из только что наловленной рыбы и оба находимся в том настроении, когда все кажется прозрачным, одухотворенным, позволяющим проникать в себя, когда на сердце так чисто, легко и нет иных желаний, кроме желания думать. А море ластится к берегу, и волны звучат так ласково, точно просят пустить их погреться к костру. Иногда в общей гармонии плеска слышится более повышенная и шаловливая нота -- это одна из волн, посмелее, подползла ближе к нам. Рагим лежит грудью на песке, головой к морю, и вдумчиво смотрит в мутную даль, опершись локтями и положив голову на ладони. Мохнатая баранья шапка съехала ему на затылок, с моря веет свежестью в его высокий лоб, весь в мелких морщинах. Он философствует, не справляясь, слушаю ли я его, точно он говорит с морем: -- Верный богу человек идет в рай. А который не служит богу и пророку? Может, он -- вот в этой пене... И те серебряные пятна на воде, может, он же... кто знает? Темное, могуче размахнувшееся море светлеет, местами на нем появляются небрежно брошенные блики луны. Она уже выплыла из-за мохнатых вершин гор и теперь задумчиво льет свой свет на море, тихо вздыхающее ей навстречу, на берег и камень, у которого мы лежим. -- Рагим!.. Расскажи сказку... -- прошу я старика. -- Зачем? -- спрашивает Рагим, не оборачиваясь ко мне. -- Так! Я люблю твои сказки. -- Я тебе все уж рассказал... Больше не знаю... -- Это он хочет, чтобы я попросил его. Я прошу. -- Хочешь, я расскажу тебе песню? -- соглашается Рагим. Я хочу слышать старую песню, и унылым речитативом, стараясь сохранить своеобразную мелодию песни, он рассказывает.

Прослушать . "Высоко в горы вполз Уж и лег там в сыром ущелье, свернувшись в узел и глядя в море. Высоко в небе сияло солнце, а горы зноем дышали в небо, и бились волны внизу о камень... А по ущелью, во тьме и брызгах, поток стремился навстречу морю, гремя камнями... Весь в белой пене, седой и сильный, он резал гору и падал в море, сердито воя. Вдруг в то ущелье, где Уж свернулся, пал с неба Сокол с разбитой грудью, в крови на перьях... С коротким криком он пал на землю и бился грудью в бессильном гневе о твердый камень... Уж испугался, отполз проворно, но скоро понял, что жизни птицы две-три минуты... Подполз он ближе к разбитой птице, и прошипел он ей прямо в очи: -- Что, умираешь? -- Да, умираю! -- ответил Сокол, вздохнув глубоко. -- Я славно пожил!.. Я знаю счастье!.. Я храбро бился!.. Я видел небо... Ты не увидишь его так близко!.. Эх ты, бедняга! -- Ну что же -- небо? -- пустое место... Как мне там ползать? Мне здесь прекрасно... тепло и сыро! Так Уж ответил свободной птице и усмехнулся в душе над нею за эти бредни. И так подумал: "Летай иль ползай, конец известен: все в землю лягут, все прахом будет..." Но Сокол смелый вдруг встрепенулся, привстал немного и по ущелью повел очами... Сквозь серый камень вода сочилась, и было душно в ущелье темном и пахло гнилью. И крикнул Сокол с тоской и болью, собрав все силы: -- О, если б в небо хоть раз подняться!.. Врага прижал бы я... к ранам груди и... захлебнулся б моей он кровью!.. О, счастье битвы!.. А Уж подумал: "Должно быть, в небе и в самом деле пожить приятно, коль он так стонет!.." И предожил он свободной птице: "А ты подвинься на край ущелья и вниз бросайся. Быть может, крылья тебя поднимут и поживешь ты еще немного в твоей стихии". И дрогнул Сокол и, гордо крикнув, пошел к обрыву, скользя когтями по слизи камня. И подошел он, расправил крылья, вздохнул всей грудью, сверкнул очами и -- вниз скатился. И сам, как камень, скользя по скалам, он быстро падал, ломая крылья, теряя перья... Волна потока его схватила и, кровь омывши, одела в пену, умчала в море. А волны моря с печальным ревом о камень бились... И трупа птицы не видно было в морском пространстве...

В ущелье лежа, Уж долго думал о смерти птицы, о страсти к небу. И вот взглянул он в ту даль, что вечно ласкает очи мечтой о счастье. -- А что он видел, умерший Сокол, в пустыне этой без дна и края? Зачем такие, как он, умерши, смущают душу своей любовью к полетам в небо? Что им там ясно? А я ведь мог бы узнать все это, взлетевши в небо хоть ненадолго. Сказал и -- сделал. В кольцо свернувшись, он прянул в воздух и узкой лентой блеснул на солнце. Рожденный ползать -- летать не может!.. Забыв об этом, он пал на камни, но не убился, а рассмеялся... -- Так вот в чем прелесть полетов в небо! Она -- в паденье!.. Смешные птицы! Земли не зная, на ней тоскуя, они стремятся высоко в небо и ищут жизни в пустыне знойной. Там только пусто. Там много света, но нет там пищи и нет опоры живому телу. Зачем же гордость? Зачем укоры? Затем, чтоб ею прикрыть безумство своих желаний и скрыть за ними свою негодность для дела жизни? Смешные птицы!.. Но не обманут теперь уж больше меня их речи! Я сам все знаю! Я -- видел небо... Взлетал в него я, его измерил, познал паденье, но не разбился, а только крепче в себя я верю. Пусть те, что землю любить не могут, живут обманом. Я знаю правду. И их призывам я не поверю. Земли творенье -- землей живу я. И он свернулся в клубок на камне, гордясь собою. Блестело море, все в ярком свете, и грозно волны о берег бились. В их львином реве гремела песня о гордой птице, дрожали скалы от их ударов, дрожало небо от грозной песни: "Безумству храбрых поем мы славу! Безумство храбрых -- вот мудрость жизни! О смелый Сокол! В бою с врагами истек ты кровью... Но будет время -- и капли крови твоей горячей, как искры, вспыхнут во мраке жизни и много смелых сердец зажгут безумной жаждой свободы, света! Пускай ты умер!.. Но в песне смелых и сильных духом всегда ты будешь живым примером, призывом гордым к свободе, к свету! Безумству храбрых поем мы песню!.." ... Молчит опаловая даль моря, певуче плещут волны на песок, и я молчу, глядя в даль моря. На воде все больше серебряных пятен от лунных лучей... Наш котелок тихо закипает. Одна из волн игриво вскатывается на берег и, вызывающе шумя, ползет к голове Рагима. -- Куда идешь?.. Пшла! -- машет на нее Рагим рукой, и она покорно скатывается обратно в море. Мне нимало не смешна и не страшна выходка Рагима, одухотворяющего волны. Все кругом смотрит странно живо, мягко, ласково. Море так внушительно спокойно, и чувствуется, что в свежем дыхании его на горы, еще не остывшие от дневного зноя, скрыто много мощной, сдержанной силы. По темно-синему небу золотым узором звезд написано нечто торжественное, чарующее душу, смущающее ум сладким ожиданием какого-то откровения. Все дремлет, но дремлет напряженно чутко, и кажется, что вот в следующую секунду все встрепенется и зазвучит в стройной гармонии неизъяснимо сладких звуков. Эти звуки расскажут про тайны мира, разъяснят их уму, а потом погасят его, как призрачный огонек, и увлекут с собой душу высоко в темно-синюю бездну, откуда навстречу ей трепетные узоры звезд тоже зазвучат дивной музыкой откровения... Источник текста: М. Горький. Избранные сочинения. М., Художественная литература, 1986 .

Раскладывать по полочкам все коллизии и перипетии этого безумного, безумного мира можно до безумия.
К чему такой каламбур? К тому, что в такой забаве нет созидающего начала. Поэтому без сожаления перевернём последнюю страницу предыдущей главы о безумном мире. Лучше спросить себя: «А чем мы живы?».
Но, чтобы искать ответ на этот вопрос, необходимо, как минимум, поменять свою точку зрения, лучше сказать, точку видения.
Вот мы идём по лесу в одном направлении, и в нашей памяти откладывается определённая картина, совершенно не похожая на ту, которую мы фиксируем при движении в обратном направлении по той же тропинке. Поэтому в лесу так легко заблудиться. Особенно ярко этот эффект мы наблюдаем, когда на канатной дороге поднимаемся в гору а потом спускаемся обратно. Казалось бы, маршрут один, но впечатления совершенно разные. Эти простые примеры показывают, что нам не дано воспринимать окружающий мир в целом, как независимую и объективную реальность. В сознании человека остаётся лишь та модель мира, которую даёт ему полученный опыт. И по большому счёту он (опыт) подсказывает, что цивилизации могут рушиться, но жизнь не остановишь в её развитии. И «безумным» мир может представляться только под определённым углом зрения и, соответственно, определённому кругу наблюдателей.

Вот на нашей лесной тропинке встретился идущий с рыбалки пожилой мужчина с большим рюкзаком, в резиновых сапогах с отворотами. Конечно, он устал и рыбы наловил не так много, но его образ хочется запечатлеть кистью художника-профессионала. Потому что он гармоничен в этой тишине леса и создаёт настроение умиротворённости. Ни о каком безумии и вспоминать не хочется.

А вот симфонический оркестр играет какое-то произведение. Мы не знаем его названия и не можем до конца уследить за столь витиеватым развитием мелодического сюжета. Но картина на экране останется завораживающей, даже если выключить звук. Можно просто наблюдать за дирижёром, который живёт в этом мире гармонии вместе с музыкантами.

Но ведь эти музыканты и встреченный нами рыбак возможно учили в школе наизусть другие поэмы – о гордом буревестнике и смелом соколе. В которых прославлялась иные ценности.
«О, смелый Сокол! В бою с врагами истек ты кровью... Но будет время – и капли крови твоей горячей, как искры, вспыхнут во мраке жизни и много смелых сердец зажгут безумной жаждой свободы, света!». Будет время…

Какое-то время прошло. А оно, как мы знаем, многое расставляет по местам. И уместно сегодня задаться вопросом, как легко «буревестник революции» Максим Горький белым стихом вдохновлял не одно поколение на подвиги.

Кто знает, может быть «безумной жаждой свободы, света» сегодня обуяны боевики ИГИЛ, наверняка не читавшие пролетарского классика? А ведь в своё время российских освободителей народа, борцов за свободу конца XIX века общество воспринимало исключительно как террористов и бандитов.
Напомню, что у М. Горького поэма «Песня о соколе» начинается с беседы автора и некоего Надыр-Рагим-оглы, старого крымского чабана, который вначале тихо вздыхает: «А-ала-ах-а-акбар!..», а уже потом зажигательно повествует, что «безумство храбрых – вот мудрость жизни», а «рожденный ползать – летать не может».
Что это? Мистическое совпадение или провидение художника?

Более насущными для правнуков нашей революции 1917-го года будут другие вопросы.
Какую оценку мы сегодня дадим героям поэм «Песня о буревестнике» и «Песня о соколе». Нужно ли делать работу над ошибками, переписать школьные сочинения?

Современный образ «гордой птицы», «смелой и сильной духом» средства массовой информации через бесконечные сериалы и скандальные новости рисуют в материальной оболочке «новых русских», полукриминальных дельцов, нуворишей разных мастей – от олигархов до вороватых чиновников. Совершенно не вызывает осуждение обывателя разоблаченное воровство. «Это политический заказ» – слышим мы стандартную фразу и равнодушно ищем ещё более «жареные» новости.

«Глупый пингвин робко прячет тело жирное в утёсах», «им, гагарам, недоступно наслаждение битвой жизни – гром ударов их пугает». Эти животные, скорее всего, олицетворяют нас с вами. И Алексей Максимович Пешков пытается объяснить существование земных тварей, кто «летать не может», размышлениями пресмыкающегося животного: «Пусть те, что землю любить не могут, живут обманом. Я знаю правду. И их призывам я не поверю. Земли творенье – землей живу я».
Но песню, прославляющую «безумство храбрых», не остановить уже ничем.

Какой же сегодня затянуть мотив?
Вспомнился анекдот.
«Смело мы в бой пойдём» – дружно поёт одна группа. «И мы за вами» – вторит другая.
«Мы как один умрём» – первые. «Ну, и фиг с вами» – вторые.

Без социологических исследований понятно, что высокий рейтинг имеет информация со скандально-криминальным уклоном. Эпоха поменялась, но по-прежнему в обществе воспевается безумство храбрых, как мудрость жизни, на современный лад и, видимо, в этом есть социальный заказ.
От власть имущих или от нас с вами? Скорее всего, от тех и других. Ведь закон жизни – побеждает сильнейший – никто не отменял. Только нужно понять, кто этот сильнейший.

Никаких загадок - тот, кто лучше приспособился.

У Александра Блока: «И вечный бой! Покой нам только снится».
Это мы уже проходили – в жизни всегда есть место подвигам.
Хорошо, хоть атомную бомбу никто не прославляет. Но как-то уж совсем становится скучно, глядя на круглосуточные развлекаловки с «боями без правил».

Может поэт Игорь Иртеньев поможет сменить точку видения (как мы хотели вначале):

Одиноко брожу средь толпы я
И не вижу мне равного в ней.
До чего же все люди тупые,
До чего же их всех я умней.

Все другие гораздо тупее,
Нет такого, чтоб равен был мне.
Лишь один себе равен в толпе я.
Лишь один.
Да и то не вполне.

Выбор есть всегда.
Не трудно заметить, что в обществе есть люди-разрушители и люди-созидатели. На самом деле таких чисто выраженных типов мало, обычно присутствует какая-то комбинация. Как шутят медики: «Не можешь лечить – учи, не можешь учить – руководи, не можешь руководить – контролируй».
Разнообразие природных наклонностей даёт импульс к развитию.

Чтобы закончить с «безумством» хоть храбрых, хоть хитрых, хоть умных полезно понять, что сами себе мы устанавливаем это безумство. В младенческом возрасте у ребёнка сильно развит инстинкт противоборства всякому «безумству» взрослых, когда он подаёт об этом сигнал – плач. Однако врождённые инстинкты воспитатели подавляют. Появляются и приобретённые, когда невинной душе насаждаются принципы существования «безумного мира».

Всякая живая система обязана находиться в равновесии, иначе она будет двигаться к самоликвидации. Чем же уравновесить парадоксы неустойчивых конструкций, создаваемые разрушителями? Ответ очевиден – созидателями. Ну, как не вспомнить Пушкина, Александра Сергеевича.

Пора, мой друг, пора! [покоя] сердце просит -
Летят за днями дни, и каждый час уносит
Частичку бытия, а мы с тобой вдвоём
Предполагаем жить, и глядь - как раз - умрём.
На свете счастья нет, но есть покой и воля.
Давно завидная мечтается мне доля -
Давно, усталый раб, замыслил я побег
В обитель дальную трудов и чистых нег.

Ну, что, усталый раб, безумство храбрых будем уравновешивать кропотливым трудом своей души?

Рецензии

Виктор, мне кажется, безумство храбрых оправдано только в одном случае - если благодаря ему происходит спасение жизни других. Не уничтожение (как у упомянутых террористов-смертников), а именно спасение. Когда человек совершает подвиг, спасая других даже ценой собственной жизни.
С уважением и лучшими пожеланиями,

Безумству храбрых поем мы песню
Первоисточник - стихотворение в прозе «Песня о соколе» (1898) Максима Горького (псевдоним Алексея Максимовича Пешкова, 1868-1936):
Безумство храбрых - вот мудрость жизни!
Безумству храбрых поем мы славу.

Крылатое выражение образовалось путем соединения строки из этого произведения с его названием.
Иронически: о чьем-либо отважном, решительном, но неразумном. сомнительном с точки зрения результата поступке.

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. - М.: «Локид-Пресс» . Вадим Серов . 2003 .


Смотреть что такое "Безумству храбрых поем мы песню" в других словарях:

    Цитата из Песни о Соколе (1898), (См. О смелый Сокол, в борьбе с врагами истек ты кровью.) В начале 900 х годов часто приводилась в большевистских прокламациях. Словарь крылатых слов. Plutex. 2004 … Словарь крылатых слов и выражений

    Безумство храбрых - вот мудрость жизни! Безумству храбрых поем мы песню - крыл. сл. Цитата из «Песни о Соколе» (1898), (См. О смелый Сокол, в борьбе с врагами истек ты кровью.) В начале 900 х годов часто приводилась в большевистских прокламациях … Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого

    Афоризмы можно разделить на две категории: одни попадаются нам на глаза, запоминаются и иногда используются при желании блеснуть мудростью, другие же становятся неотъемлемой частью нашей речи и переходят в категорию крылатых фраз. Об авторстве… …

    безумство - , а, ср. ** Безумству храбрых поем мы песню! // Цитата из “Песни о Соколе” М.Горького, 1898 г. В начале века часто цитировалась в большевистских прокламациях/. патет. Выражение, патетически оценивающее революционную храбрость, мужество… … Толковый словарь языка Совдепии

    Ая, ое; храбр, храбра, храбро, храбры и храбры. Отличающийся храбростью; отважный, смелый. Он был храбр и хорошо знал те острые минуты боя, когда командиру для решающего хода нужно пошутить со смертью. А. Н. Толстой, Восемнадцатый год. | в знач.… … Малый академический словарь

    - (наст. имя Пешков Алексей Максимович) (1868 1936) Русский писатель. Афоризмы, цитаты Горький Максим биография На дне, 1902 *) В карете прошлого никуда не уедешь. (Сатин) Чело век! Это великолепно! Это звучит... гордо! Че ло век! Надо… … Сводная энциклопедия афоризмов

    Отвага, мужество, молодечество, прыть, неустрашимость, решимость, удаль, удальство, ухарство. Гражданское мужество. Безумству храбрых поем мы песню. Горьк. Прот. смелость. См … Словарь синонимов

    Анатолий Осмоловский Осмоловский читает лекцию Имя при ро … Википедия

    В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Константинов. Николай «Кол» Константинов Николай Константинов, 2006 Имя при рождении: Николай Александрович Конст … Википедия

    Николай «Кол» Константинов Николай Константинов, 2006 Имя при рождении: Николай Александрович Константинов Дата рождения: 22 мая 1961 Место рождения: Желе … Википедия

Книги

  • , Максим Горький. Вниманию слушателей предлагается своеобразный спектакль-раздумье, в котором участвуют персонажи из различных произведений Максима Горького. Перед нами как бы выстраиваются два противоположных… аудиокнига
  • Хочу, чтоб каждый из людей был Человеком (аудиокнига MP3) , Максим Горький. Вниманию слушателей предлагается своеобразный спектакль-раздумье, в котором участвуют персонажи из различных произведений Максима Горького. Перед нами как бы выстраиваются два противоположных…

И снова литературный источник отечественного производства. На сей раз Максим Горький. А точнее, его «Песня о соколе». Недлинно пройдемся по первоисточнику, поговорим о слиянии названия и строки из него, а также значении и применении крылатого выражения «Безумству храбрых поем мы песню». Поехали…

Источник

Раннее творчество Горького афористично, все та же «Песня о соколе» пестрит разнообразными символами и метафорами, подтекст которых разглядеть сквозь призму прошедшего века отнюдь не сложно. Окрыленность прозы и поэзии автора (а сие произведение является представителем пограничного жанра - поэмы в прозе) конца XIX века вызвана страстным стремлением к переменам, которым горели в те времена будущие большевистские лидеры.

«Песня о соколе», анализ основных символов которой быстро дает понять главное. Читателя подталкивают принять активную позицию в жизни, начать борьбу за свое счастье, гнать в шею обывательщину и вообще заняться поиском смысла бренности собственного существования, быстро обнаружить оный и ковать железо не отходя от кассы. На самом деле, поэма действительно красивая и вполне недвусмысленная.

Наконец, не забываем, что строка из поэмы звучит как «Безумству храбрых поем мы славу», однако крылатое выражение гуляет по просторам в варианте со словом «песня» в конце. Что же, строчка ненароком склеилась с названием произведения, с фразеологизмами и не такое случается.

Значение

«Безумство храбрых» само по себе является крылатым уже в силу трех-, а то и четырехуровневости вкладываемого подтекста. Тут может попасться и действительное сумасшествие, и инакомыслие, двигающее прогресс. Как повезет.

Однако общий смысл очевиден. Кто-то сотворил что-то на грани разумности, а то и за нею, результат же вызывает определенные сомнения у окружающих, как это зачастую и бывает в конформном обществе, вот сему поступку и завывают песню. Можно как в переносном, так и в прямом. Хорошее выражение. И поэзия, и проза в одном флаконе, подойдет и для обыденности, и в высоком слоге ноту не испортит.

Безумству храбрых поем мы славу!Часть 1.

Алексей Борисович Мозговой, комбриг механизированной бригады и батальона «Призрак». Был убит 23 мая 2015 года.

"Безумству храбрых поем мы славу!
Безумство храбрых -- вот мудрость жизни! О смелый Сокол! В бою с врагами истек ты кровью... Но будет время -- и капли крови твоей горячей, как искры, вспыхнут во мраке жизни и много смелых сердец зажгут безумной жаждой свободы, света!
Пускай ты умер!.. Но в песне смелых и сильных духом всегда ты будешь живым примером, призывом гордым к свободе, к свету!
Безумству храбрых поем мы песню!.."

В автомобиль на котором ехали Алексей Мозговой, его пресс-секретарь Анна, начальник охраны с позывным Песня и двое охранников, попали десятки пуль. Выжить внутри машины было фактически невозможно. Мозговой скончался от огнестрельных ранений на месте.

Ополченец из бригады «Призрак» с позывным Добрый рассказал подробности гибели его командира Алексея Мозгового.

Да, сначала взорвалась мина, затем обстреляли с четырех точек. Шансов выжить в этом покушении у Мозгового не было, - заявил боец Добрый, - как минимум четыре бойца находились в засаде.

Неплохо в мае умереть,

Могильщику копать удобно.

И соловьи всё будут петь,

В последний раз, так бесподобно.

Под грохот первых майских гроз,

Вместо унылых отпеваний...

И дождь, прольётся вместо слёз,

Он смоет грусть воспоминаний.

Могильный холмик приютит,

Под покрывалом трав зелёных.

Пусть даже крест там не стоит,

Среди берёзок утомленных.

Под шелест листьев молодых,

Что только к жизни потянулись.

Пока ещё нет трав седых,

А только, только всё проснулось.

Неплохо в мае умереть...

Остаться в свежести весенней.

И хоть не смог я всё успеть,

Но не осталось уж сомнений...

Неплохо, в мае умереть...

24.05.15. Заметка о герое Алексее мозговом от военного обозревателя Бориса Рожина.

"По версиям убийства отпишусь отдельно, а пока о моем личном отношении к Алексею Мозговому.
1. О том, что такой человек вообще существует, я узнал в апреле 2014 года, когда он начал мелькать на экранах телевизоров как один из лидеров восстания в Луганске. Довольно быстро, там образовалось два центра силы - группа Болотова и группа Мозгового, у которых имелись системные разногласия. Примерно в апреле, закончив с гуманитарной программой для Севастополя и получив благодарственное письмо от Чалого, мы начали переориентироваться на Донбасс. Довольно быстро стало понятно, что надо выбирать с кем работать - с Болотовым или Мозговым. Тогда мы выбрали Мозгового и думаю не ошиблись. Удалось установить контакт и начать работу, которая впрочем была не очень долгой, так как Мозговой вскоре покинул Луганск и ушел на запад, после чего мы по Луганску уже работали с "Бэтменом", "Лешим" и еще рядом командиров.

2. Летом наше сотрудничество возобновилось, мы возили гуманитарные грузы на подведомственные Мозговому города, он даже бывал у нас на складе, правда я с ним долгое время никак не пересекался. Познакомился я с ним впервые в Ялте на известной конференции, где удалось просто поздороваться с человеком, которые за короткие месяцы успел стать легендой. Ближе я познакомился с ним уже в сентябре 2014 года - в один день со Стрелковым, когда обсуждались проекты гуманитарных движений на Донбассе (которые позднее вылились в движение "Новороссия") я неожиданно получил возможность пообщаться с комбригом "Призрака". Что мне запомнилось в Мозговом, так это то, что он не позер - какой он был в своих выступлениях, такой он и в жизни. Всегда ведь есть вероятность, что очередной "народный вождь" лукавит, носит маску "правдоруба", а сам жаждет славы и богатства. И я как известный скептик ожидал определенного расхождения в медийном образе и человеком в реальной жизни. Мозговой был не таков, это был идейный человек, который предпочел отстаивать свои идеалы, хотя мог вписаться в столь нелюбимую им "систему" и быть как все, забыв справедливость и другие высокие цели. В этом плане, он своей жизнью и смертью доказал, что он не лукавил и был готов умереть за то, что говорил.
Мне еще тогда запомнилась его фраза, что "Я ушел на войну без остатка, семьей заниматься не могу, пока идет война, бригада моя семья". Он действительно в значительной мере пожертвовал частью личного блага ради общего дела, хотя мог бы "на той войне незнаменитой" изрядно обогатиться, хотя бы на той же торговле углем. У него был немного другой путь, который он прошел до конца.

3. Жил Мозговой весьма скромно, местный криминал гонял ссаными тряпками, в угольных скандалах в которых погрязли Плотницкий и Козицын замечен не был. Постоянно пытался организовать какие-то народные акции - не имея возможности распространить свои идеи на всю республику, пытался делать там, где мог, чтобы хоть что-то менять в окружающем мире.
Именно поэтому у него и сложился образ местного "Че Гевары", который выступал за народ и старался был ближе к народу на словах и на деле, поэтому в меняющийся политический ландшафт ЛНР он вписывался плохо, за что и был периодически гоним, так как с Фиделями в ЛНР было напряженно.

4. Его борьба с олигархией, которую он поднял на свое знамя, притянула к нему не только массу добровольцев левых и коммунистических убеждений, но и принесла ему массу симпатий со стороны людей, для которых слово справедливость не пустой звук. Поэтому в его бригаде помимо местных доброльцев, всегда было много интернационалистов из России и стран дальнего зарубежья, при этом, что удивительно, одновременно с этим в его подчинении были и отряды националистов. Всех этих людей притягивал образ Мозгового, который был ЗА ПРАВДУ, которую каждый понимал по своему, но которая их объединяла ради общего дела. И ведь это был не просто лозунг, Мозговой так себя поставил, что люди которые ехали к нему, действительно видели в нем маяк, который освещал туманное будущее Новороссии и по реакции на его смерть хорошо видно, как трагическая гибель потерявшего значительную часть военных и политических возможностей комбрига опечалила массу людей разных взглядов и убеждений, как будто умер близкий им человек.

5. Разумеется, такой неудобный человек, всячески гнобился - его поливали помоями различные украинские эмигранты, его постоянно гнобили СМИ хунты, ему перекрывали поставки БК и гуманитарки, ему запрещали проводить парады и международные форумы, его пытались сделать козлом отпущения за просчеты командования в Дебальцевской операции. В итоге, он стал выглядеть своеобразной белой вороной, так как его взгляды уже довольно сильно разошлись с новой реальностью. Он мог пойти по пути Дремова, принять флаг от Плотницкого и полностью подчиниться, но он не смог предать свои идеалы. Некоторые считают это донкихотством, другие упрямством, третьи - глупостью. На мой взгляд, именно такие люди, заряженные идеей, которая овладевает массами и двигают историю. Именно Мозговой, был в числе тех вождей революции, которые своим порывом зажгли огонь Новороссии, который оторвал Донбасс от Украины и до самого последнего вздоха не давали этому огню погаснуть. Без таких людей не было бы ничего - все эти народные республики и Новороссии еще недавно были лишь информационными фантомами. Эти люди своей жизнью и смертью наполнили эти идеи реальным содержанием, которое не так просто закрыть, как контору Царева. Потому что в те дни, люди шли за вождями, которые несли в себе огонь новой идеи, которая стала реальной альтернативной постылому "украинству"

6. Конечно, он совершал ошибки, когда не смог продавить идею объединения командиров Новороссии или когда начал лавировать в деле с убийством Беднова, когда как раз требовалась его традиционная прямота. Люди не идеальны, и Мозговой тоже не идеален. Но перевешивают ли его ошибки и заблуждения то, что он сделал и то, ради чего он боролся зажигая сердца людей надеждой на то, что перемены возможны, что справедливое устройство общество, это не фигура речи, не пропагандистский штамп? Ведь эта вера, которую олицетворял Мозговой, изменила жизни многих людей, которые бросили свои обычные жизни и приехали воевать на далекий Донбасс за те идеи, которые он проповедовал. Она в значительной мере изменила и мою жизнь, так как для меня изначально абстрактная идея Новороссии стала важной жизненной целью реализации которой я хочу достичь.

И вот этот человек, подобно комете пролетел перед нами и сгорел в плотных слоях атмосферы. Но за этот короткий и стремительный путь, он сделал достаточно, чтобы обеспечить себе место в истории. Помимо сугубо исторической роли одного из вождей новороссийской революции, Мозговой на долгие годы останется одним из символов борьбы за справедливое устройство общества и народное благо. Будут говорить, ну и что - его же убили, он сам не смог реализовать свои цели. Но на мой взгляд, что он искренне пытался это сделать и положил за это свою жизнь. В этой короткой, но насыщенной жизни, больше смысла, нежели в жизнях тех, кто бесцельно проживает ее в потребительском угаре лежа на диванах и смотря по ТВ очередную далекую или уже близкую войну. Его жизнь и в особенности его смерть, безусловно поспособствуют его дальнейшей героизации и мифологизации. Ведь если даже покойного Александра Беднова несмотря на определенные вопросы, общественное мнение причислило к наиболее знаковым героям Новороссии, то Мозговой просто обречен на посмертное увековечивание в виде символа и мифа. В недавней истории, наиболее близкий аналог Мозгового, это Томас Санкара, чей афоризм вынесен в заголовок статьи. У них были схожие стремления и схожая судьба. Когда убивали Санкару, рассчитывали, что он как и многие африканские борцы за справедливость, исчезнет с горизонта истории, как нелепая рябь поколебавшая мир эксплуатации и наживы. Но время показала, что такие люди уходят в бессмертие, становясь для будущих поколений морально-нравственными ориентирами, которые олицетворяют тягу человека к справедливости, приводя к тому, что все новые и новые борцы за справедливость будут вставать на смену тех, кто пал в борьбе за нее.

Покойся с миром Алексей Борисович, я мало знал тебя как человека, но до конца жизни я буду гордиться тем, что был знаком с тобой.
Всем кому был дорог Алексей Мозговой мои искренние соболезнования."

P.S. от "диванного бойца" :

Ну что ж........ произошло то что должно было произойти.......... ,единственное что удивительно почему сейчас,а не раньше.......... почему Мозговому дали прожить до конца мая 2015, ведь "неудобным" он стал достаточно давно........... и т.к. "проект Новороссия" похерен уже какое то время он(Мозговой) был не только "неудобным" но и уже "ненужным" ............. нужен был Алексей Борисович раньше........... когда нужно было "загребать жар чужими руками" ,когда нужны были лидеры которые смогут повести за собой людей,лидеры которые смогут убедить своим примером,что за свои убеждения человек имеет право бороться, что за свои убеждения человек может "поставить на карту" самое дорогое что у него,у человека этого, есть - свою жизнь..................... Ну с "ненужным" ,в сущности, все понятно......... а вот почему "неудобный" - с моей точки зрения: потому что как "бельмо на глазу" был Алексей Борисович(своей порядочностью) у всех четырех сторон (имеющий разум -да услышит, про какие четыре стороны я сказал) "олегархических воев" которые развязали "эту бойню" и стригут бабло на войне и чужом горе........... Что тут можно сказать.......... убийство Мозгового это знаковое событие.......... очередная знаковая точка для Новороссии,Украины и России........ вторая знаковая......... первой было убийство О.Бузины........... (по моему мнению) что принесет с собой убийство "комбрига" и Новоросии и Украине и России - ничего хорошего, точнее можно выразиться - теперь будет только хуже............

Что это событие лично для меня? .......... Я не знал лично Мозгового, не знал даже "через знакомых" ,но очень внимательно следил за его "дорогой" там,за его интервью и обращениями............. Смерть этого человека,даже давно ожидаемая,потому как по другому и не могло быть, для меня лично - это конец веры в справедливость власти (любой и везде) ,конец веры в то что человек порядочный, ставящий интересы своего народа выше своих, "способен" просто существовать в нашем мире............. По крайней мере долго "существовать" ..................
С моей точки зрения "Проект Новороссия" закончился не пол года назад,не месяц назад,и не неделю назад........ этот проект закончился: 23 мая 2015 года, он закончился когда - комбриг Мозговой Алексей Борисович перестал дышать..................... Теперь даже если "эти территории" и останутся отдельными от Украины,их можно будет назвать......... ну допустим: "Новоолегархия" или Новомалоолегархия" но ни как не "Новоросиия" ...............
Да......... и к слову........ 23 мая 2015 года умер не только прект
"Новороссия" , в этот день умер проект "Русский мир" .......... можете говорить мне что я ошибаюсь,что это пораженческие настроения................ но я точно знаю - ЭТО ТАК.