Интересные факты про поезда. Интересные факты о поездах и железных дорогах

Железные дороги в России каждый год перевозят 1 миллиард 300 миллионов пассажиров. В среднем каждый из нас 9 раз в году является пассажиром поезда, но это очень маленькая цифра. В советские времена эта цифра доходила до 15 раз в год.

Транссибирская железнодорожная магистраль считается самой длинной в мире. Её длина почти 9.300 километров.

Cтанция «Половина» это самая середина Транссиба. От этой станции одинаковое расстояние, как до Москвы, так и до Владивостока.

После открытия первой железной дороги в России (между Москвой и Петербургом) первые трое суток проезд был бесплатным. Потому что никто не хотел ехать на этой «страшной штуке».

Во Франции до сих пор действует закон, который запрещает поцелуи на вокзалах. Причиной запрета были задержки с отправлением поездов. Закон издали ещё 100 лет назад и его до сих пор никто не отменял.

Оказывается, путевые обходчики, которые постукивают колеса поездов обладают идеальным музыкальным слухом. По изменению тона они должны определять неисправность колеса.

В поезде, который курсирует на западе Перу, проводники предлагают пассажирам кислородную подушку. Потому что поезд идёт по самой высокогорной железной дороге в мире (на высоте более 3 километров).

Однажды на железнодорожной дороге в штате Огайо (США) произошло столкновение поезда с пароходом. Дело в том, что озеро Огайо вышло из берегов, и железнодорожный путь оказался под метровым слоем воды. Тем не менее, машинист решил провести поезд по залитому пути, но столкнулся с пароходом.

Начальник баварских железных дорог в 1910 г. вынужден был издать приказ о запрещении машинистам и кочегарам покупать во время остановок на станциях пиво.

В Аргентине сейчас можно совершить экскурсию на легендарном поезде «Патагония-Экспресс», который восстановили специально для туристов. Кроме впечатлений от окрестных пейзажей, пассажиры могут без своего согласия стать участниками тщательно спланированной акции «Ограбление поезда».

Несколько лет назад между Парижем и Венецией начал курсировать специальный «поезд любви». В купе такого поезда: VIP-обслуживание, есть телевизор, душевая кабина и специальная двуспальная полка.

Однажды в турне по Швейцарии отправился поезд, на котором ехали сливки швейцарского общества: министры, депутаты, почетные граждане и т.п. По случаю торжества поезд был составлен из одних вагонов-ресторанов. Но организаторы не учли маленького нюанса: в швейцарских вагонах-ресторанах нет туалета. Поэтому когда поезд подошел к станции, собравшиеся встречать его местные жители, были очень удивлены: почетные гости сыпанули из дверей вагонов как горох.

Как известно, некоторые поезда имеют своё название. Например, «Красная стрела», «Россия», «Байкал» и т.д. Часто названия поездам дают сами пассажиры: например, поезд « Ростов – Одесса» пассажиры ласково зовут «Папа – Мама»

Японская фирма «Тошиба» построила поезд на магнитной подушке. Поезд способен развивать скорость в 517 км/час.

Однажды группа немецких инженеров обследовала Панамский перешеек в целях строительства трансамериканской железной дороги. И в итоге вынесла решение, что рельсы здесь лучше делать не из редкого в этих местах железа, а… из золота.

Вагоны третьего класса на первых русских железных дорогах следовали в передней части состава и были снабжены жесткими скамьями. Но пассажиры чаще ездили под скамьями. Потому что у этих вагонов не было крыши, и пассажиры прятались от непогоды и искр.

В Австралии на пустынной равнине проложена железная дорога, которая занесена в книгу рекордов Гиннесса. Знаменита она тем, что на протяжении 500 км на ней нет ни одного поворота.

Среди коллекции Фаберже есть яйцо «Транссибирская магистраль», которое содержит в себе заводную модель императорского транссибирского поезда из золота и платины.

В ближайшем будущем в России могут появиться двухъярусные пассажирские вагоны. Такие вагоны будут гораздо экономичнее для железной дороги и гораздо комфортабельнее для пассажиров. В каждом купе такого вагона имеются душ, туалет и кондиционер.

В Монте-Карло можно увидеть людей, которые встречают поезда в ожидании тех, кто прибыл в княжество впервые. После чего пассажирам предлагают деньги для игры, обещая за это долю выигрыша. Во всём виной примета, что новичкам везет.

А вот на станции Сибуя в Японии стоит памятник собаке с «фуражкой начальника станции» на голове. Этой чести собака удостоилась за свой подвиг, она 10 лет встречала хозяина, уехавшего на поезде.

Когда в Англии построили первый участок железной дороги между Ливерпулем и Манчестером, решили устроить своеобразное состязание между пятью паровозами. Однако перед самым началом соревнований пятая машина была отстранена от участия в них «из-за устаревшего двигателя». Под стальной обшивкой там были спрятаны обыкновенные лошади.

Самый длинный грузовой состав в мире курсировал в Советском Союзе по маршруту Экибастуз - Урал. Поезд длиной 6,5 километров перевёз 42.000 тонн угля в 440 вагонах.

В начале 90-х гг. была известна такая афёра: африканцу обещали эмиграцию в Европу, забирали оговоренную сумму, привозили в Москву (тогда это было просто и дешево). А затем этого африканца сажали в поезд, заверив, что это поезд в Германию. Но на самом деле это был поезд метро, который двигался по кольцевому маршруту. Бедняга мог ехать очень долго.

Суровое наказание заслужил однажды машинист поезда «Ахваз – Тегеран». Его вина была в том, что он не остановил поезд во время намаза (молитвы). Из-за этого пассажиры были вынуждены молиться в купе, более того, при каждом повороте поезда им приходилось вертеться на месте.

Специалисты советуют в целях безопасности, при покупке билетов отдавать предпочтение центральным вагонам. В случае аварии они страдают меньше, чем головные или хвостовые. А также лучше выбирайте сидячие места против движения поезда. Кстати,согласно статистике, поезда в 45 раз безопаснее автомобилей

Максимальная скорость на рельсовом пути зафиксирована на отметке 9851 км/ч! Именно такую скорость развила во время эксперимента платформа с ракетным двигателем в штате Нью-Мексико (США)

Для всего человечества поезда уже стали более чем привычным видом транспорта. Однако мир вагонов и железнодорожных путей совсем не прост. В этом материале мы расскажем о некоторых интересных фактах, связанных с этим средством передвижения: от исторических до смешных.

  • Железная дорога соединяет между собой города, страны, а иногда и целые части света! Такой дорогой является Транссибирская железнодорожная магистраль. Ее длина составляет около 9300 км.
  • В коллекции яиц Фаберже есть и экземпляр, изображающий Транссибирскую магистраль. В яйцо помещена заводная модель императорского поезда, выполненного из золота и платины.
  • Как и в Бологом, где, по легенде, питерский поребрик переходит в московский бордюр, у Транссибирской магистрали есть своя середина – это станция «Половина». Исторически Транссибирская магистраль шла от Владивостока до Миасса, и «Половина» делила напополам этот путь.
  • Первой железнодорожной магистралью стала дорога между Москвой и Петербургом. В год смерти Николая I, при котором началось строительство, она была названа Николаевской. Первые трое суток путешествие по Николаевской железной дороге было бесплатным, так как никто не хотел ехать на незнакомой «страшной штуке».
  • Первый в нашей стране поезд с холодильной установкой проектировался и создавался специально для транспортировки к царскому столу свежих устриц из Севастополя.
  • Во Франции на протяжении уже ста лет существует закон, запрещающий поцелуи на вокзалах. Причиной для выхода такого правила стали частые задержки поезда из-за трогательных прощаний пассажиров и провожающих.

В России пока ограничиваются простыми предупреждениями – в одном из аэропортов можно увидеть плакат со словами: «Просим пассажиров начать целоваться прямо сейчас, чтобы самолет вылетел вовремя».

  • Знаете, в чем сходство скрипача и путевого обходчика? Им обоим нужен абсолютный слух. Работнику железной дороги он требуется для того, чтобы определять наличие неисправностей в колесах. А ведь многие думали, что с этой работой справится любой человек – ходи и стучи в свое удовольствие.
  • В нашей относительно равнинной стране нет проблемы со строительством высокогорных путей. А вот в Перу пути проходят высоко в горах – на высоте 3 км от уровня моря. Пассажирам на этом участке предлагают кислородные подушки.

  • Все фирменные поезда в России имеют свое имя, написанное на борту вагона. Но у некоторых составов есть и имена, данные им пассажирами. Таким, например, является поезд «Ростов – Одесса». Его прозвали «Папа – Мама».
  • Австралийская железная дорога , проходящая по пустынной равнине, занесена в книгу рекордов Гиннесса. На ее участке в 500 км нет ни одного поворота.
  • Памятник собаке, на протяжении девяти лет ждавшей возвращения уехавшего на поезде хозяина, стоит на станции Сибуя в Японии. Эта история стала самой известной иллюстрацией собачьей преданности и верности.
  • На первом построенном между Ливерпулем и Манчестером участке дороги англичане решили провести состязание между пятью паровозами. Однако непосредственно перед гонкой пятый участник был отстранен от соревнования с формулировкой «из-за устаревшего двигателя». Под обшивкой паровоза были спрятаны настоящие лошади.
  • Машинист поезда «Ахваз – Тегеран» был сурово наказан за движение во время намаза (молитвы). Дело в том, что во время совершения обряда мусульманин должен быть повернут строго в сторону Мекки, и при каждом повороте поезда пассажирам приходилось вертеться на месте.
  • Специалисты по безопасности советуют приобретать билеты на сидячие места в центре и избегать первых и последних вагонов, на случай аварии. В целом же, безопасность поезда оценивается в 45 раз выше автомобиля.
  • Говорят, что однажды произошел случай столкновения совершенно разных видов транспорта – поезда и парохода. Озеро Огайо в США вышло из берегов и затопило железнодорожные пути метровым слоем воды. Машинист принял решение продолжать путь по затопленному пути, но столкнулся с пароходом. Очевидно, к такому повороту ни жизнь, ни учеба этих водителей не готовили.

Людей во все времена завораживали поезда. А некоторым они давали повод для творчества. Братья Люмьер в качестве объекта для своего первого фильма выбрали паровоз. Как мы помним, фильм назывался «Прибытие поезда на вокзал Ла-Сьота» и поверг зрителей в ужас своей реалистичностью.

В России о возможности появления железной дороги заговорили еще в двадцатых годах XIX века, когда до императора дошли сведения, что железная дорога экономит расходы казны и даже преумножает достаток, как это происходит в Англии (в то время рельсы использовали для перевозки каменного угля).

Первоначальная идея заключалась в том, чтобы создать сообщение между Петербургом и Москвой, однако вопрос об эффективности, а главное о прибыльности такого предприятия для вкладчиков оставался открытым.
Как гласит народная мудрость, «не попробуешь — не узнаешь». Комиссия и всевозможные совещания, которые созывались для решения проблемы, не давали внятного и точного ответа. В итоге приглашенному в 1834 году профессору Венского политехнического института и строителю первой железной дороги общего пользования в Европе Францу Герстнеру предложили строить дорогу, которая «сцепит» пригороды Петербурга — Царское Село и Павловск.

Для того чтобы ревнители прогресса не унывали и не думали, что в Петербурге вообще никогда не построят нужной дороги, добавили, что линия Москва-Петербург появится «не прежде как по окончании дороги... и по дознанию на опыте пользы таковых дорог для государства, публики и акционеров».

Как собирали деньги на строительство

Говоря об акционерах, стоит отметить, что в покупке соответствующих бумаг приняло участие 700 человек. Чтобы создать капитал, было выпущено пятнадцать тысяч акций. Нужную сумму в три миллиона рублей собирали по подписке в течение шести месяцев.

Граф Бобринский стал одним из главных спонсоров железной дороги. Фото: Commons.wikimedia.org

Одним из ярых сторонников строительства стал известный сахарозаводчик, граф Алексей Алексеевич Бобринской — сын генерал-майора Алексея Бобринского, рожденного во внебрачной связи Екатерины II и Григория Орлова. Внук великой императрицы приобрел акции на 250 тысяч рублей.

Открытие дороги

11 ноября 1837 года дорога была официально открыта. Ради такого торжественного случая был приглашен Николай I с супругой.

На станционных путях отслужили молебен, Герстнер в роли машиниста сел в кабину паровоза и в половине первого дня поезд под громкие возгласы удивления и одобрения двинулся в сторону Павловска, куда прибыл через тридцать пять минут. Максимальная скорость первого паровоза составляла 64 километра в час, однако ради безопасности пассажиров в первую поездку удивительная машина не показала все свои силы.

Стальной конь—паровоз

Герстнер лично первым проехал по железной дороге. Фото: Commons.wikimedia.org

В газете «Ведомости» в тот день можно было прочесть заметку: «Была суббота, горожане стекались к старой полковой церкви Введения у Семеновского плаца. Они знали, что открывается необычная железная дорога и «стальной конь, везущий сразу много-много карет» впервые отправится в путь.

Однако не всем удалось увидеть первый поезд. К самой станции, возведенной совсем недавно, простолюдинов не пускали.

Ровно в 12 часов 30 минут крохотный локомотив дал пронзительный свисток, и восемь вагонов с благородной публикой отправились по маршруту Петербург — Царское Село».

Первые дни работы дороги были пробными, проезд бесплатным, а качество, как говорится, - на риске покупателя.

Впрочем, недовольных не было: в каждый из вагонов набивалось до пятидесяти человек — людям незнатного происхождения дали возможность опробовать новый транспорт.

Несмотря на то, что у дороги были серьезные задачи, народ счел изобретение своеобразной каруселью: быстрая езда, ветерок, дующий в лицо, запах полей и пашни и легкий испуг при звуках встречного поезда.

Ажиотаж был чудовищным, а толпы, осаждавшие паровоз — бесконечными.

Как выглядели вагоны того времени

Вагоны в поезде были поделены по социальному признаку. Так, состав из восьми вагонов и паровоза, который был построен на заводе Стефенсона в Англии и доставленный в Петербург морским путем, состоял из четырех классов.

Самыми роскошными и ярко демонстрирующими толщину кошелька господина, который мог позволить купить в него билеты, были так называемые «берлины» — здесь публика почище могла сидеть расслабившись в мягком кресле, а напротив и сбоку сидели люди из той же социальной прослойки. Всего таких вагонов было восемь, за ними следовали «дилижансы», вмещавшие большое количество людей и «линейки» — повозки открытого типа. Те, что были с крышей, называли «шарабанами», те, что таковой не имели — «ваггоны». В последних не было ни отопления ни освещения.

В первые годы стоимость проезда для пассажиров первого и второго класса составляла 2,5 и 1,8 рубля и 80 и 40 копеек для третьего и четвертого. Любопытно, но, несмотря на то, что поезд был призван не только преодолевать большие расстояния, но и идти в ногу с прогрессом, до 1838 года в невоскресный и праздничные дни использовали только конную тягу. Паровой метод стал своеобразным символом гуляний или воскресного отдыха.

Императорский путь

С 1838 года движение стало регулярным и тогда окончательно определились с расписанием. Первый поезд отправлялся в девять часов утра, а последний — в десять часов вечера. Интервал между движением составлял три или четыре часа.

Члены семьи Романовых и европейские монархи также пользовались железной дорогой. По так называемому «Императорскому пути» мог перемещаться только один поезд. В Пушкине состав тормозил у «Императорского павильона» — вокзале, где встречали царскую семью.

Движение по линии Царское Село — Павловск было открыто в мае 1838 года. К знаменательному дню там выстроили концертный зал, где выступал сам Иоганн Штраус.

Паровоз «Слон» и «Богатырь»

Паровозы в то время делали на семи заводах: в Бельгии, Англии, Германии и петербургском Лейхтенбергском заводе. Каждый паровоз имел свое имя: «Проворный», «Стрела», «Богатырь», «Слон», «Орел» и «Лев». Однако романтическое отношение к паровозу скоро изменилось, и на смену ликованию при виде него пришла привычка, а вместо имен составы обзавелись сухим номером и серией из букв.

На Павловский музыкальный вокзал часто ехали просто за развлечением. Фото: Commons.wikimedia.org

Несмотря на первоначальный страх акционеров не получить прибыль от предприятия, за первые пять лет были окуплены не только все средства, потраченные на строительство но и то, что тратили на эксплуатацию: дорога приносила существенный доход и позволяла предполагать, что дальнейшее строительство новых станций принесет воистину баснословный доход.

Первый паровоз стал откровением для петербуржцев: о нем писали в газетах, рисовали афиши, обертки конфет пестрили его изображением, а в репертуаре Александринского театра даже появился водевиль «Поездка в Царское Село», главным героем которого был паровоз.


Поезда - один из наиболее популярных видов транспорта. Каждый день они развозят более миллиона пассажиров по всему миру. Но при этом немногие знают, что с поездами связано множество интереснейших фактов.

1. Заброшенная станция


В Нью-Йорке есть станция метро, Сити Холл, проезжая которую, поезд притормаживает, не останавливаясь и не открывая дверей. Эта красивая станция была открыта в 1904 году на новой ветке метро, но в 1945 году ее закрыли из-за малого потока пассажиров и небезопасности использования. Но сегодня поезд № 6 каждый день очень медленно проходит через эту станцию, чтобы пассажиры могли полюбоваться ее роскошным интерьером.

2. От самолетов-камикадзе до высокоскоростных поездов


Во время II мировой войны для атак на американские военные корабли японцы использовали специальные самолеты, разработанные конструктором Мики Таданао. Благодаря оптимизированной обтекаемой форме они пикетировали с огромной скоростью, молниеносно поражая цель. Но осознав, сколько летчиков погибло из-за его самолетов-камикадзе, Мики Таданао сосредоточился на более мирных проектах. Используя свои знания, он участвовал в создании первого поколения сверхскоростных пассажирских экспрессов. Во время пробного прогона в 1963 году ими была достигнута скорость 256 км/час. Сегодняшние сверхскоростные пассажирские экспрессы могут достигать скорости уже более 600 км/час.

3. Пар против лошади


В 1830 году между Балтимором и Огайо была построена железная дорога, по которой курсировали лошади с повозками. Питер Купер предложил использовать вместо лошадей паровой двигатель. Для осуществления этой идеи Питер сконструировал и построил небольшой паровоз, «Tom Thumb» - «Мальчик-с-пальчик». Испытание его прошло весьма успешно. После этого Питер Купер решил устроить показательные гонки «Пар против лошади».

В начале гонки преимущество было на стороне лошади, поскольку паровозу нужно было время, чтобы разогнаться, но, набрав скорость 29 км/час, он легко обогнал лошадь. Однако спустя некоторое время у паровоза соскочил приводной ремень, он замедлил ход, и лошадь пришла к финишу первой. Но, тем не менее, превосходство паровоза было очевидным, и вскоре по железной дороге начали курсировать составы с паровозами.

4. Хогвартс-экспресс

Мир Гарри Поттера наполнен волшебством, и, конечно, всем нам хотелось бы увидеть его в реальности. И кое-какие следы того мира в нашей жизни все же остались. Приехав в Шотландию, вы сможете прокатиться на том самом экспрессе, на котором ученики, в том числе и Гарри Поттер, добирались в Хогвартс, школу Чародейства и Волшебства. По живописному маршруту Вест Хайленд и сегодня курсируют поезда с теми самыми красными вагончиками. Они проезжают по знаменитому Гленфиннанскому виадуку, а за окнами мелькают те же самые чудесные пейзажи, что и в фильме про Гарри Поттера.

5. Гражданская война в США



Паровозы широко использовались для перевозки пассажиров и товаров. Но, начиная с 1861 года, во время гражданской войны, на них стали также перевозить солдат и военную технику. В сентябре 1863 года союзники доставили на фронт 20000 солдат с помощью поездов, преодолевших за 11 дней 1900 км. К сожалению, в дальнейшем, широко используемые железные дороги стали объектом множественных терактов.

6. “Лошадиная сила”


Единица измерения мощности “лошадиная сила” используется уже в течение сотен лет. Но что это за единица и откуда она взялась? Джеймс Уатт предложил на пивоваренных производствах вместо лошадей использовать силу пара. Наблюдая за лошадьми, Уатт заметил, что лошадь могла перетащить груз весом 14,774 кг на расстояние 0.3 м за 1 минуту. Округлив 14,774 кг до 15 кг, он ввел единицу измерения мощности “лошадиная сила”. Сравнив производительность лошади и парового двигателя с помощью этой единицы, Уатт убедил пивоваров заменить лошадей на пар, и в результате эффективность пивоваренного процесса значительно возросла. А термин “лошадиная сила” стал с этого времени широко использоваться.

7. Президентский похоронный поезд


Джордж Пуллман обратил внимание на то, что вагоны поездов не очень удобны для ночных поездок и решил их усовершенствовать. В партнерстве со своим близким другом, Бенджамином Филдом, он создал компанию по разработке комфортабельных железнодорожных вагонов, и спустя шесть лет компания выпустила два таких вагона, “Спрингфилд” и “Пионер”. В 1865 году, после убийства президента Авраама Линкольна, его тело пришлось перевозить на поезде в Спрингфилд. На всем пути следования в десятках городов стояли скорбящие люди. Вдова Линкольна, видя все это, по прибытии в Чикаго, упала в обморок от нервного истощения. Пуллман, для того, чтобы ей легче было переносить остаток пути, предложил воспользоваться своим вагоном “Пионер”. Удобство этого вагона было по достоинству оценено, и с тех пор все поезда стали оснащаться спальными вагонами.

8. Часовые пояса


Как определять время на территории большой страны, в разных частях которой световой день протекает несинхронно. Для этих целей были придуманы часовые пояса. В 1883 году представители железнодорожных компаний США собрались с целью выработки Конвенции по определению общего времени. 18 ноября, в 12 часов дня, с американской обсерватории был отправлен телеграфный сигнал, по которому все железнодорожные станции скорректировали свои часы. В 1918 году Конгресс США официально утвердил на территории страны девять часовых поясов.

9. Железнодорожная лихорадка


После того, как в Америке начали использовать паровозы, появилась необходимость масштабного строительства железнодорожных путей. В 1830 году, когда прошло испытание первого паровоза, длина железнодорожных путей в США составляла 37 км. К 1861 году она достигла 48000 км, между 1890 и 1900 гг добавилось еще 64000 км, а к 1916 году длина железных дорог в США (402000 км) превысила расстояние от Земли до Луны. К 1930 году длина дорог составляла 692000 км. В дальнейшем, с появлением автомобилей, строительство железнодорожных путей начало сокращаться.

10. Точно по расписанию


Все поезда в Японии ходят без опозданий, задержка даже на одну минуту бывает очень редко. Японцы добились этого благодаря серьезному отношению к обучению водителей, управляющих поездами, и серьезными наказаниями их за опоздания. В случае опоздания пассажирам на станции по громкой связи приносятся извинения, и выдается документ, подтверждающий опоздание поезда с указанием причины. Этот официальный документ пассажиры могут предъявить своему работодателю, если возникнут проблемы в связи с их опозданием на работу.

И в продолжение темы рассказ про .

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ ВИКТОРИНА

Как в старину называли железную дорогу?
а) Жестянка;

б) Чугунка;

в) Серебрянка;

г) Стекляшка.

(Чугунка, железянка.)

Как в давние времена называли паровоз?
а) Пароход;
б) Самоход;
в) Дымоход;
г) Пролётка.
(Именно так в «Попутной песне» на слова Н.В. Кукольника и музыку М.И. Глинки называется паровоз.)


Назовите первого царя, начавшего строить железные дороги в России.

а) Иван VI ;

б) Пётр I ;

в) Николай I ;

г) Александр II .

(В ноябре 1851 года была открыта Петербургско-Московская дорога, построенная за 9 лет русскими инженерами. Заступивший на престол в 1855 году Александр II присвоил дороге название Николаевской – по имени своего отца Николая I, первого царя, начавшего строить железные дороги в России.)

В каком году в России был учреждён профессиональный праздник День железнодорожника?

а) В 1896 году;

б) В 1917 году;

в) В 1936 году;

г) В 1985 году.

(День железнодорожника был приурочен ко дню рождения императора Николая I, начавшего строительство железных дорог. В период его правления были построены первая прогулочная железная дорога в Царское село, первая всероссийская магистраль от Санкт-Петербурга до Москвы. Этот праздник в те годы, вплоть до 1917 года, праздновался 25 июня. Праздничная традиция возродилась в СССР лишь через 20 лет забвения – в 1936 году.)

Какие поезда были раньше?
а) Бухгалтерские;

б) Докторские;

в) Курьерские;

г) Банкирские.
(Так раньше называли поезда-экспрессы.)

Как в позапрошлом веке называли железнодорожников?

а) Ямщиками;

б) Возницами;
в) Путейцами;

г) Подорожниками.

Какая из этих профессий существует?
а) Облётчик магистралей;

б) Обходчик путей;
в) Надзиратель дорог;

г) Контролёр перронов.
(Это железнодорожник, регулярно обходящий с целью наблюдения и охраны отведённый ему участок железнодорожного пути.)

Профессиональный переносчик чемоданов на железнодорожном вокзале – это… Кто?
а) Носитель;

б) Несун;
в) Носильщик;

г) Передвижник.

Какая должность есть в штатном расписании железнодорожной станции?
а) Составитель рельсов;

б) Составитель протоколов;
в) Составитель поездов;

г) Составитель чемоданов.



Как именуется главный проводник пассажирского поезда?
а) Старшина;

б) Прораб;
в) Бригадир;

г) Сверхпроводник.

Что служит для прикрепления рельсов к деревянным шпалам или брусьям?

а) Трость;

б) Костыль;

в) Гриф;

г) Копьё.

(Путевой костыль.)

Какое сечение имеет путевой костыль?

а) Круглое;

б) Треугольное;

в) Овальное;

г) Квадратное.

(Путевой костыль – это стальной стержень квадратного сечения с овальной головкой и со скошенным с двух сторон концом, повсеместно заменяются шурупами.)

Чем железнодорожники стопорят вагоны?
а) Башмаками;

б) Сапогами;
в) Пятками;

г) Каблуками.
(Башмак – это приспособление, накладываемое на рельс для остановки колёс. Отсюда название железнодорожной профессии – башмачник.)

У железнодорожных вагонов есть тормозные... Что?

а) Рукава;

б) Карманы;

в) Пояса;

г) Лампасы.

(Соединительные тормозные рукава, образующие тормозную магистраль систему воздухопровода, находящегося под днищем вагона или поезда, в которую подаётся воздух из компрессора локомотива и способствует торможению поезда.)

Что есть на крыше электровоза и электрички?

а) Пантограф;

б) Кардиограф;

в) Полиграф;

г) Автограф.

(Это токоприёмник с подъемным механизмом в виде шарнирного многозвенника. Служит для обеспечения надёжного электрического соединения с контактным проводом контактной сети электрического подвижного состава железных дорог. Название пантографа произошло от похожего на него по форме устройства для копирования чертежей, отсюда в слове корень -граф.)

Какое устройство позволяет подвижному составу (поездам) переходить с главного пути на примыкающие?
а) Стрелка;
б) Шлагбаум;
в) Семафор;
г) Башмак.
(Стрелочный перевод.)

Какого из этих понятий НЕ существует?
а) Железнодорожный узел;
б) Железнодорожная ветка;
в) Железнодорожное полотно;
г) Железнодорожные спицы.

Как называется конец железнодорожного пути?

а) Узел;

б) Разъезд;

в) Перегон;

г) Тупик.

Как называют часть железнодорожной линии между смежными станциями?

а) Прогон;

б) Перегон;

в) Прокат;

г) Пробег.

Как называется единица подвижного состава, специально предназначенная для тяги поездов и не приспособленная сама по себе для перевозки пассажиров или грузов?
а) Динамо;
б) Локомотив;
в) Дизель;
г) Мотриса.

Какого вида локомотивов НЕ существует на российских железных дорогах ?
а) Пассажирский;
б) Грузовой;
в) Маневровый;
г) Спортивный.

Как называется добровольное спортивное общество железнодорожников, основанное в СССР в 1936 году?
а) «Локомотив»;
б) «Гудок»;
в) «Семафор»;
г) «Экспресс».
(Ныне Российское физкультурно-спортивное общество «Локомотив»РФСО «Локомотив».)

Как называется специалист, управляющий локомотивом?
а) Машинист;

б) Моторист;

в) Диспетчер;

г) Тренер.

Как называется предприятие, осуществляющее техническое обслуживание и ремонт подвижного состава железных дорог?
а) Ангар;
б) Гараж;
в) Депо;
г) Стойло.

Какие грузовые вагоны предназначены для перевозки жидких грузов?

а) Хопперы;

б) Думпкары;

в) Цистерны;

г) Полувагоны.

(Хопперы - для массовых сыпучих грузов, думпкары - для транспортировки и автоматизированной разгрузки горнорудных и земляных пород, полувагоны - для навалочных, штабельных и штучных грузов, не требующих защиты от атмосферных воздействий.)

Какие вагоны по числу колёсных пар (осей) составляют большинство вагонного парка?

а) Двухосные;

б) Четырёхосные;

в) Шестиосные;

в) Восьмиосные.

Как называется центральная газета железнодорожников, основанная в 1917 году?
а) «Гудок»;

б) «Сирена»;
в) «Свисток»;

г) «Гонг».

Какие железные дороги существуют?

а) Монорельсовые;

б) Стереорельсовые;

в) Мультирельсовые;

г) Безрельсовые.

(Ранее называлась однорельсовой железной дорогой.)

Какой из этих фразеологизмов рождён НЕ в железнодорожной среде?
а) Переводить стрелки (на кого-либо);
б) Запрыгнуть в последний вагон;
в) Бежать впереди паровоза;
г) Ковать железо, пока горячо.

(«Переводить стрелки» – сваливать свою вину, ответственность на другого. «Запрыгнуть в последний вагон» – не опоздать, успеть, решиться на что-либо. «Бежать впереди паровоза» – опережать события, нарушать нормальный ход развития ситуации. «Ковать железо, пока горячо» – не терять времени, используя благоприятные обстоятельства.)

Какая железная дорога есть в составе ОАО «РЖД»?
а) Декабрьская;
б) Майская;
в) Октябрьская;
г) Ноябрьская.
(Управление находится в Санкт-Петербурге.)

Сколько железных дорог в России (филиалов ОАО «РЖД»)?
а) 5;

б) 13;

в) 16;

г) 21.

(Восточно-Сибирская, Горьковская, Дальневосточная, Забайкальская, Западно-Сибирская, Калининградская, Красноярская, Куйбышевская, Московская, Октябрьская, Приволжская, Свердловская, Северная, Северо-Кавказская, Юго-Восточная, Южно-Уральская.)

В каком городе находится Витебский вокзал – самый первый вокзал в России?
а) В Москве;
б) В Санкт-Петербурге;
в) В Екатеринбурге;
г) В Краснодаре.
(Первое одноэтажное деревянное здание Витебского вокзала было возведено в 1837 году для первой в России Царскосельской железной дороги, связавшей Санкт-Петербург и Царское село. Первоначальное название – Царскосельский, затем – Детскосельский.)

Сколько основных железнодорожных вокзалов в Москве?
а) 3;

б) 5;

в) 7;

г) 9.

(Белорусский, Казанский, Киевский, Курский, Ленинградский, Павелецкий, Рижский, Савёловский, Ярославский.)

Как неофициально называют Комсомольскую площадь в Москве?

а) Площадь двух вокзалов;

б) Площадь трёх вокзалов;

в) Площадь пяти вокзалов;

г) Площадь семи вокзалов.

Какого вокзала нет на Комсомольской площади (площади трёх вокзалов) Москвы?

а) Ленинградского;

б) Киевского;

в) Ярославского;

г) Казанского.

Железнодорожный вокзал какого российского города является самым высоким зданием вокзала в Европе и крупнейшим вокзалом в России?
а) Челябинск;
б) Екатеринбург;
в) Самара;
г) Ростов-на-Дону.
(Высота Самарского вокзала со шпилем составляет 100 метров.)

Назовите самый железнодорожный город России, в котором каждый четвёртый житель является железнодорожником.

а) Тамбов;

б) Липецк;

в) Лиски;

г) Балашов.

(Город в Воронежской области, являющийся крупным железнодорожным узлом. На гербе города изображено крылатое колесо символ решающей роли железных дорог в развитии города.)

Назовите маршрут главного поезда страны с именем «Россия»?
а) Москва – Санкт-Петербург;
б) Москва – Нижний Новгород;
в) Москва – Владивосток;
г) Москва – Челябинск.
(Поезд «Россия» является самым протяжённым железнодорожным пассажирским маршрутом на планете, проходящим по территории одной страны. Длина маршрута 9259 км. Поезд пересекает по суше почти всю Евразию, проходит через 14 областей, 90 городов, 8 часовых поясов. Находится в пути 6 суток.)

Какое название получил поезд № 1, курсирующий между Москвой и Санкт-Петербургом?
а) «Красная стрела»;

б) «Белые ночи»;

в) «Лотос»;

г) «Янтарь».

(Поезд «Белые ночи» курсирует по маршруту Сантк-Петербург – Вологда, «Лотос» – по маршруту Астрахань – Москва, «Янтарь» – по маршруту Калиниград – Москва.)

Какую из перечисленных рек НЕ пересекает пассажирский поезд «Красная стрела»?
а) Волга;

б) Волхов;
в) Мста;

г) Дон.

Какое птичье имя получил высокоскоростной электропоезд Москва Санкт-Петербург?

а) «Ястреб»;

б) «Стриж»;

в) «Сапсан»;

г) «Сокол».

Где находится Центральный музей железнодорожного транспорта России?

а) В Москве;

б) В Санкт-Петербурге;

в) В Самаре;

г) В Новосибирске.

Какие железные дороги есть в системе ОАО «РЖД»?

а) Игрушечные;

б) Детские;

в) Юниорские;

г) Студенческие.

(Детские железные дороги – это учреждения дополнительного образования детей, в которых дети 8-15 лет изучают железнодорожные специальности. Основной частью ДЖД является узкоколейная железнодорожная линия, на которой проходят практические занятия юных железнодорожников.)

Сколько детских железных дорог на сегодняшний день функционируют в системе ОАО «РЖД»?
а) 5;
б) 10;
в) 20;
г) 25.

Какая ДЖД (детская железная дорога) является самой длинной в России?
а) Свободненская ДЖД;
б) Красноярская ДЖД;
в) Казанская;
г) Челябинская.
(В городе Свободный, что в Амурской области РФ. Входит в состав Забайкальской железной дороги. Её длина составляет 11,4 км. Красноярская ДЖД – первая в России «малая» дорога. Её длина является самой маленькой – 1300 м.)

Какой из этих русских писателей был инженером-путейцем, работал на строительстве крупнейших российских железных дорог?

а) Мамин-Сибиряк;

б) Гарин-Михайловский;

в) Чехов;

г) Куприн.

(Четвёртая повесть тетралогии Н.Г. Гарина-Михайловского, первые три части которой имеют название «Детство Тёмы», «Гимназисты», «Студенты», так и называется «Инженеры». В честь писателя названа площадь у железнодорожного вокзала Новосибирска и станция новосибирского метрополитена.)

В Воронеже к столетию со дня рождения этого писателя, много лет отдавшего службе на Юго-Восточной железной дороге, на здании железнодорожного вокзала открыта мемориальная доска со следующим текстом: Воронеж – родина писателя... – автора многих произведений о железнодорожниках? Назовите его имя.
а) Андрей Платонов;

б) Иван Никитин;

в) Александр Куприн;

г) Алексей Кольцов.

Как заканчивается название повести А.С. Пушкина «Станционный...»?
а) Наблюдатель;

б) Смотритель;
в) Обозреватель;

г) Надсмотрщик.

Как называется историческая станция Октябрьской железной дороги?

а) Берег;

б) Омут;

в) Дно;

г) Мель.

(На этой станции произошло знаменитое отречение от престола. Всем она известна с детства, потому что именно здесь была обнаружена пропажа некой собачки у дамы, сдавшей багаж.)