Что такое серпантин на дороге. Принципы трассирования горных дорог

Для заядлых путешественников любой крутой вираж - это новые впечатления, его успешное преодоление - особое воспоминание, а если он еще и экстремальный, но еще и острые ощущения, адреналин и завораживающая красота. Если вы в дороге, сменяющиеся один за другим пейзажи за окном поезда или маршрутного автобуса могут и навевать сон. Но если вы на серпантине, такая дорога, особенно если склон, на котором она извивается кольцами змеи крутой - вам не до сна, и экшн происходящего с первого до последнего момента (до самого спуска) вы не пропустите.

Итак, вот 6 самых удивительных серпантинов, выбирайте себе любой!

Дорога в небеса

Расположена эта дорога в Китае, она ведет к вершине очень высокой китайской горы Тяньмень, на самом верху расположена знаменитая пещера, местные жители ее называют Небесной Горой, она находится так высоко, что все время окутана облаками, китайцы верят, что врата этой пещеры ведут на небеса. Другое название этой дороги протяжённостью в 1300 километров в высоту – Дорога 99 поворотов, и это не случайно, ведь на протяжении дороги автомобилистам приходится преодолевать не много не мало, а 99 поворотов. Если же вы опасаетесь ехать так высоко на автомобиле, то можно пройти это расстояние пешком, но по ступеням, чтобы добраться до вершины, придется перешагнуть через 999 степеней.

Лос Коралес

Дорога, соединяющая два государства Аргентину и Чили, считается не менее оригинальной, но вместе с тем, самой сложной дорогой в мире, она имеет название Лос Коралес. Проехать по этой дороге и насладиться удивительными горными пейзажами может абсолютно каждый, но дорога довольно опасная, так как идет по очень крутому склону у подножья гор, на этой дороги почти нет прямых мест, она полностью состоит из поворотов.

Трансфэгэрашское шоссе

Дорога также имеет множество крутых подъемов и спусков. Но дорога, в связи со своей опасностью, имеет временные ограничения, поэтому проехаться на ней вы сможете только в дневное время и всего два месяца в году – июле и августе. Но зато эта поездка уж точно запомнится вам на долгое и долгое время, так как по пути вы сможете лицезреть удивительно красивый водопад Былья и самый легендарный средневековый замок – замок самого Дракулы.

Стельвио

Альпы можно считать самыми величественными и, наверное, самыми красивыми горными хребтами, именно там проходит знаменитая дорога Стельвио. Дорога имеет 60 поворотов, которые довольно крутые, на ней тестировали гоночные автомобили, и в 1990 году один из мировых гонщиков не справился с виражом и не сумел преодолеть один из поворотов дороги Стельвио.

Ялтинский серпантин

Местные жители так и называют его. Это основная трасса, ведущая к южному побережью Крыма. Она проходит по склонам горы, и с самой дороги открываются красивые, величественные панорамы. Виды на море в любое время года обворожительны, а загруженность дороги достаточна высока, так что некоторые участки экстремальны. К тому же в горах и предгорьях имеют место быть обманы зрения: контуры объектов расплываются, а расстояния кажутся дальше, чем есть на самом деле. Но путешествие по этой дороге запомнится.

Городская дорога Сан – Франциско

На улице Ломбард простирается крутая и извилистая дорога длиной всего 400 метров. Дорога довольно узкая, но, несмотря на это, почти каждый житель этого города каждый день преодолевает эту одностороннюю полосу. Дорога удивительно красивая, искусство тех, кто ее возводил просто поражает.

Вот 6 самых необычных дорог в мире. Каждая из них просто удивляет своей красотой, своей необычностью и кое-где даже опасностью движения по ней.

(Особенности проектирования дорог на участках проложения трассы по долинам горных рек, в предгорьях, на участках переходов от долинных трасс к перевальным участкам, в местах пересечения горных хребтов. Виды серпантин, их основные элементы.)

Горный рельеф характеризуется значительной разностью отметок на коротком протяжении, крутыми склонами гор, глубокими извилистыми долинами рек. Горные склоны бывают неустойчивыми, строительство дороги может нарушить их равновесие, вызвать обвалы и обрушения, активизировать оползни и осыпи. Необходимо предусматривать мероприятия для обеспечения устойчивости земляного полотна и безопасности движения. Значительный объем земляных работ при постройке дорог в горных районах выполняют в скальных грунтах, используя взрывные методы. Земляное полотно на крутых склонах на большом протяжении приходится строить с подпорными стенами.

В горах выбор трассы определяется главным образом расположением горных хребтов, которые являются водоразделами бассейнов рек. Переход дороги из одного бассейна в другой возможен только через понижения горных хребтов-седловины (перевалы). Для дорог в горной местности характерно проложение трассы вначале по долине горной реки, где сосредоточены населенные пункты, вверх к ее истокам, затем подъем по горным склонам к седловине и переход на перевальном участке в долину другой реки. Проектирование дорог на каждом участке имеет свои особенности.

Проложение дорог по долинам горных рек – с точки зрения принципов трассирования дорог можно выделить четыре типа горного рельефа:

Предгорья

Горные долины

Горные склоны

Водораздельные седловины (перевалы)/плато

Принципы трассирования дорог в предгорьях - не отличаются от дорог в холмистой местности.

Для дорог, проходящих по речным долинам характерно большое число кривых малых радиусов в плане, мостов на боковых притоках, косогорных участков. В узких стесненных долинах с очень крутыми склонами земполотно иногда приходится размещать очень близко к водотоку. Речной откос земполотна в таких случаях подвергается опасности подмыва и его приходится укреплять.

Направление трассы дороги при долинном ходе в плане определяется извилистостью склонов речной долины, впадающими в нее водотоками, неустойчивыми участками склонов, наличием скальных выступов («прижимов»), которые приходится огибать, прорезать глубокими выемками, короткими тоннелями или переносить дорогу на другой берег реки. Для современного строительства горных дорог с интенсивным движением характерно трассирование по дну долины и устройством коротких тоннелей.

Дорогу, проходящую вдоль долины, следует располагать выше максимального горизонта воды в реке на таком расстоянии, чтобы исключить возможность подмыва земляного полотна. С речной стороны откос земляного полотна подвергается опасности подмыва и его приходится надежно укреплять. В ряде случаев возможны спрямления русла рек.

Способы укрепления земполотна:

Устройство берегоукрепительных подпорных стенок

Каменная или бетонная облицовка откосов

Применение скользящих вниз по откосу бетонных блоков или плит, оседающих по мере подмыва

Укладка на откосах фигурных бетонных элементов, сцепляющихся друг с другом и опускающихся при подмыве

Применение бетонных тюфяков из связанных друг с другом блоков.

Для снижения скорости продольного течения воды вдоль дороги устраивают разного рода траверсы из бетона. На пересечении водотоков, впадающих в реку, вдоль которой прокладывается дорога, возможны следующие варианты трассирования:

Пересечение водотока вблизи от места его впадения в реку по конусу выноса. При этом устраивают многопролетные мосты с опорами глубокого заложения

Пересечение в пределах транзитной зоны водотока. При этом происходит удлинение трассы и необходимо строительство большого моста, однако удается получить трассу с достаточно большими радиусами кривых.

Глубокий заход в боковую долину. В этом случае снижение объема земработ достигается ценой увеличения пробега автомобилей и применением кривых малых радиусов.

Перенос трассы на другой берег. Такое решение, связанное с постройкой двух мостов, оправданно только при интенсивных селевых выносах на пересекаемой реке.

Переходные участки от долинных трасс к перевальным участкам – характеризуются большими продольными уклонами местности, превышающими допустимый на дороге. Для возможности проложения трассы приходится искусственно увеличивать ее длину, прокладывая трассу зигзагами с устройством в вершинах углов серпантины.

Для пересечения горного хребта выбирают перевалы с наименьшей высотой, расположенные наиболее близко к заданному направлению трассы. Трассирование дорог на перевальных участках ведут от перевала к долине.

Серпантина

Во многих случаях место для развития трассы на крутом косогоре очень ограничено и трассу приходится прокладывать зигзагами. Вписывание кривых внутри образующихся острых углов становится невозможным, т.к. длина кривой много меньше, чем сумма ее тангенсов, и поэтому продольный уклон на участке кривой значительно превышает допустимый. В таких случаях применяют кривые, описанные с внешней стороны угла поворота, называемые серпантинами .

Серпантины бывают двух основных видов:

-серпантины 1-го рода , у которых вспомогательные кривые расположены выпуклостями в разные стороны. Они могут быть симметричными (радиусы обратных кривых равны и длина прямых вставок одинакова, центр окружности основной кривой в вершине угла серпантины) и не симметричными (центр основной кривой вне биссектрисы, центр окружности может располагаться в любой из четырех четвертей прямоугольной системы координат).

-серпантины 2-го рода , у которых обратные кривые обращены в одну сторону. Они могут быть полные (центр основной кривой может занимать любое положение относительно вершины угла поворота) и полусерпантины (центр основной кривой расположен на линии, перпендикулярной к одной из сторон угла поворота).

Основные элементы серпантин:

Угол серпантины

Радиус основной кривой

Радиусы вспомогательных (обратных) кривых

Угол поворота обратных кривых

Прямая вставка

Тангенс обратной кривой

Горловина серпантины (расстояние

между вершинами обратных кривых

серпантины определяется условиями

размещения земполотна)

Центр окружности основной кривой

Основная кривая

Центральный угол

Серпантины:

а - первого рода; б - второго рода;

в - первого рода со смещенным центром основной кри­вой;

г - несимметричная первого рода

При проектировании серпантин внимание уделяют обеспечению устойчивости земляного полотна, нормальных условий движения автомобилей и наименьшего объема земляных работ. Очертания серпантины необходимо приспосабливать к рельефу местности. Геометрические элементы серпантины назначают в зависимости от принятой скорости и интенсивности движения.

29.Классификация улиц и дорог населенных пунктов. Элементы поперечных профилей улиц и их размещение. Организация водоотвода. (Основное назначение улиц и дорог городов и сельских поселений согласно принятой классификации. Элементы поперечного профиля улицы, варианты их размещения. Открытая, закрытая и смешанная система водоотвода, основные элементы.)

Вопросы проектирования новых и реконструкции существующих городских и сельских поселений регламентируются СНиП 2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений». Различают несколько систем планировки городов: радиальную, радиально-кольцевую, прямоугольную, смешанную. Уличную сеть города характеризуют общим протяжением и плотностью в километрах на 1км 2 площади города. Улицы и дороги городов классифицируются в зависимости от основного их назначения, перспективной интенсивности движения, положения в плане уличной сети и по отношению к вводам загородных дорог.

Категория дорог и улиц города Основное назначение
Магистральные дороги -скоростного движения -регулируемого движения Транспортная связь между районами города, выход на внешние дороги
Магистральные улицы: общегородского значения -непрерывного движения -регулируемого движения Транспортная связь между жилыми районами и общественными центрами в городах, выходы на внешние дороги
районного значения -транспортно-пешеходные -пешеходно-транспортные Транспортная и пешеходная связь между жилыми районами
Улицы и дороги местного значения: -улицы в жилой застройке -парковые дороги -проезды -велосипедные дорожки Транспортная и пешеходная связь на территории жилых районов, парков, внутри районов
Поселковая дорога Связь сельского поселения с внешними дорогами
Главная улица Связь жилых территорий с общественным центром
Улица в жилой застройке Связь внутри жилых территорий
Хозяйственный проезд (скотопрогон) Прогон личного скота и проезд к приусадебным участкам

Проектирование поперечных профилей городских дорог производится в соответствии с размерами их элементов, с учетом рельефа местности.

Элементы поперечного профиля улицы и их размещение:

Проезжая часть проектируется общей для всех видов транспорта, либо раздельной для определенных видов транспорта. Кроме того, она может быть разделена для транспорта, движущегося в разных направлениях.

Ширину тротуаров назначают в зависимости от размеров пешеходного движения кратной 0,75м. При размещении на тротуарах опор освещения и опор контактной сети трамвая или троллейбуса ширину тротуара увеличивают на 0,5-1,0м.

Велосипедные дорожки проектируются на улицах, ведущих к паркам, стадионам, площадям. Желательно отделять велосипедную дорожку от проезжей части полосой газона. Допускается устраивать велосипедные дорожки по краю проезжей части улиц с выделением их маркировкой двойной линией.

Ширину полос зеленых насаждений в плане принимают с учетом категорий улиц, характера застройки и снижения влияния шума. Размещение зеленых насаждений на перекрестках улиц должно обеспечивать видимость и удобство движения.

Разделение между собой отдельных проезжих частей городских дорог осуществляется с помощью разделительных полос , используемых для:

Посадки зеленых насаждений

Установки опор наружного освещения и опор контактной сети электрического транспорта

Размещения инженерных подземных сетей

Разделительные полосы могут быть приподняты или выполнены в одном уровне с помощью нанесения горизонтальной разметки.

Трамвайное полотно может быть расположено:

Посередине улицы

Со смещением к одной стороне улицы

По двум сторонам бульвара (с каждой стороны по одной колее)

Трамвайное полотно можно устраивать в одном уровне с проезжей частью и на самостоятельном полотне.

Инженерные подземные сети состоят из трубопроводов, кабелей и коллекторов. Их следует размещать под тротуарами или разделительными полосами. Подземные коммуникации можно укладывать:

Раздельно, выделяя каждому их виду отдельную траншею

Совмещенно, когда в одной траншеи укладывают несколько видов трубопроводов

В коллекторах, в которых размещаются все подземные коммуникации.

Мероприятия по отводу поверхностных вод (дождевых, талых, от поливки и мойки улиц) являются обязательной и неотъемлемой частью проекта городских улиц. Водоотвод с городских внутриквартальных территорий, улиц, дорог и площадей обеспечивается соответствующей вертикальной планировкой их поверхности со сбросом воды в специальную водоотводящую систему. Система водоотвода может быть открытая, закрытая и смешанная.

Открытая система водоотвода состоит из открытых лотков боковых кюветов, как правило, трапецеидального сечения с шириной по дну 0,4м. Минимальный продольный уклон назначают 5% 0

Закрытая система водоотвода включает:

Водоприемные колодцы из сборного ж/бетона с металлической решеткой, устанавливаемой в пониженных местах;

Смотровые водосточные колодцы, которые устраивают на всех пересечениях трассы водостоков, в местах изменения уклонов, изменения диаметров труб.

Трубы изготавливают из бетона и ж/бетона. Иногда применяют чугунные, асбоцементные или керамические трубы; специальные устройства – очистные сооружения, камеры слияния и пересечения.

Смешанная система водоотвода, включающая элементы открытой и закрытой сети.

Проектирование закрытой водосточной сети для каждой улицы, площади, квартала ведется на основании ранее разработанной генеральной схемы водостоков города, являющейся составной частью генплана развития города. В генеральной схеме определяются границы бассейнов стока, намечаются трассы главных коллекторов (диаметром более 1м), начальные точки водостоков, начертание сети в плане.

Проектирование городских улиц в плане и продольном профиле. Вертикальная планировка. Организация водоотвода.

Проектирование городских улиц и дорог в плане состоит в разбивке трассы, нанесении красных линий, размещении на плане всех элементов и дорог, и различных инженерных сооружений. На планах улиц должны быть показаны:

Красные линии с опорными отметками;

Фасадные линии застройки с контурами зданий (с указанием типов зданий);

Осевые линии п.ч.;

Элементы кривых;

Линии бортового камня;

Пикетные точки с указанием номера пк;

Решетки дождеприемных колодцев.

Основным элементом плана улицы является п.ч., ось которой совпадает с осью улицы. При составлении проекта планировки района города стремятся придать улицам прямолинейное направление, но это не всегда возможно. Большие продольные уклоны, существующая застройка, водные преграды заставляют прокладывать дороги по ломаным линиям, в которые вписывают горизонтальные кривые.

Наименьший радиус кривых в плане:

Для магистральных дорог скоростного движения – 600м. и регулируемого – 400м;

Для магистральных улиц общегородского значения нерегулируемого движения – 500м. и регулир. – 400м.

Расстояние от края проезжей части улиц до линии застройки следует принимать не более 25 м. При невозможности обеспечения указанного расстояния следует предусматривать на расстоянии не ближе 5 м от линии застройки полосу шириной 6 м, пригодную для проезда по ней пожарных машин.

П.ч. тупиковых улиц должны заканчиваться поворотными площадками размером в плане 20x20м. Радиусы закруглений п.ч. улиц по кромке тротуаров и разделительных полос следует принимать от 5 до 12м.

В направлении движения д/б обеспечена видимость поверхности п.ч. улиц и встречного автомобиля. Остановочные пункты общественного транспорта располагают на расстоянии 300-600м. друг от друга; в целях безопасности их следует располагать за перекрестком на расстоянии 15-20м. Они могут устраиваться по типу:

1) открытый карман 2) закрытый карман 3) без кармана

Перекрестки проектируются под прямым или косым углами. Для повышения пропускной способности устраивают расширение п.ч. перед перекрестками с выделением дополнительных полос.

При наличии на перекрестке достаточной площади левоповоротное движение проектируют без пересечения основного потока с помощью левоповоротно-направленных островков.

На перекрестках проектируют кольцевое движение вокруг центрального островка.

Пересечение городских улиц с ж/д по согласованию с министерством путей и сообщений проектируется в одном уровне. Обеспечение видимости переезда для водителя автомобиля не меньше 400м., а для машиниста поезда не меньше, чем 1000м.

Переезды оборудуются шлагбаумами, световой и звуковой сигнализацией, соответствующими дорожными знаками и освещением.

При проектировании продольного профиля:

1) проектные линии должны проходить с уклоном 7-20 %о; 2) при возможности сохранения существующих уклонов проектирование должно вестись в нулях с мин. объемами земляных работ; 3)при необходимости выполнения больших объемов земляных работ проектные линии должны секущими, чередующие срезку и подсыпку грунта с нулевым балансом земляных масс (объем насыпи = объему выемки); 4) смягчение углов перелома продольного профиля осуществляется вписыванием вертикальных кривых.

Вертикальная планировка (в.п.). Задача в.п. города заключается в придании будущей поверхности улицы и прилегающей к ней территории уклона, который будет обеспечивать отвод дождевых и талых вод по открытым лоткам в закрытую водосточную сеть. Исходным графическим материалом является схема вертикальной планировки улицы и прилегающему к ней участку территории, ситуационный план с трассой дороги, отметками, красными линиями проектными отметками, продольным и поперечным профилями, материалы гидрогеологическими изысканиями. Схема в.п. состоит из плана М 1:5000, на котором нанесена уличная сеть и прилегающая к ней территория.

Пример вертикальной планировки участка проезжей части улицы приведён на рис. 2. На плане показаны переломные точки продольного профиля и их отметки дробью: в числителе – проектная отметка, в знаменателе – отметка существующего рельефа, разность между этими отметками называется рабочей отметкой (со знаком «+» – насыпь, со знаком «–» – выемка). Расстояния между переломными точками показывают дробью со стрелкой в направлении уклона: в числителе – значения уклона (‰), в знаменателе – расстояние (м).

Проект в.п. можно разрабатывать методами профилей или проектных горизонталей.

Продольный профиль улиц и дорог проектируется по осям п.ч., поперечный профиль проектируется в сечениях перпендикулярных к оси улицы на расстоянии 20м. друг от друга. Система продольных и поперечных профилей дает возможность организовать рельеф местности в соответствии с проектными решениями. При проектировании улиц следует стремиться к тому, чтобы п.ч. была размещена с незначительным понижением по отношению к прилегающим территориям, чтобы обеспечить возможность стока поверхностных вод в лотки п.ч. и к водоотводным сооружениям на улицах. Наибольший продольный уклон улиц и дорог принимается для:

1) магистральных дорог 30-50‰;

2) магистральных улиц 40-60‰;

3) улиц и дорог местного значения 60-80‰.

Продольный уклон тротуаров не должен превышать 60‰.


По латыни «серпент» - это змея. Она ползет, извивая свое тело всевозможными загогулинами. Вот так же и серпантин - дорога, змеей извиваясь то влево, то вправо, поднимается в горы либо их огибает. Проектируются такие трассы там, где невозможно создать ровные участки либо там, где по прямой получаются слишком крутые спуски и подъемы. Для строительства серпантинов существуют специальные нормы (ГОСТы), которые определяют минимальный допустимый радиус виражей, максимальную крутизну и много других показателей, соблюдение которых позволяет обезопасить водителей и пассажиров. И все равно, проезд по таким дорогам всегда похож на испытание. Горный серпантин в Сочи или по-другому трасса А147 тому яркое подтверждение. Здесь чуть ли не каждую неделю случаются аварии, порой очень серьезные, а пробки бывают каждый день. В нашей статье мы постарались предоставить полезную информацию о том, как преодолеть этот участок пути с минимальными потерями времени и здоровья.

Длина серпантина

Чтобы ответить на вопрос, сколько километров придется кружить по горам, нужно определиться, где начинается серпантин по дороге в Сочи. До поселка Джубга со стороны Геленджика его практически нет, на трассе встречаются лишь обычные повороты. Также спокойно можно ехать до Новомихайловского. Лишь за этим поселком на протяжении примерно нескольких км есть пара-тройка крутых поворотов, что-то вроде маленького тренинга для тех, кто едет тут в первый раз. Далее до поселка Агой снова трасса достаточно спокойная. На участке дороги Агой - Туапсе также имеется несколько крутых поворотов, но еще не серпантин. Он начинается, можно сказать, сразу за городом, как только минуете микрорайон с милым названием Ромашка, проедете мимо поворота влево на улицу Шаумяна и поворота вправо, на дорогу, огибающую по горам-долам местные поселочки и также немного похожую на маленький серпантин. С ней придется пересечься еще раз почти сразу за Кроянским. Если учесть, что расстояние между границами Сочи и Туапсе составляет 119 км и вычесть из него ровные участки на подъездах, то протяженность серпантина в Сочи составит около 110 км. Кстати, по прямой расстояние между этими городами равно всего 77 км.

Состояние дороги

Раньше сочинский серпантин вызывал много нареканий у водителей, но к счастью, помогла олимпиада. К ее открытию дорогу отреставрировали, и сейчас она, по словам водителей, имеет вполне приличное состояние. Ям на ней нет, но кое-где встречаются небольшие заплатки. Серпантин в Сочи имеет две полосы движения и разделительную разметку на всем протяжении. Ширина полос такая, что разъехаться на ровных вставках можно спокойно даже двум крупногабаритным фурам. Плюс, почти везде есть обочины, где можно припарковаться в случае нужды. Всего поворотов на трассе около тысячи, но крутых, составляющих 180° мало. На таких участках с гружеными многотонниками, разъехаться бывает тяжело, так как частью прицепов они часто выскакивают на встречную полосу. Вообще, серпантин тянется вдоль обрыва или отвесных скал далеко не везде. На разных участках маршрута он проходит через лес или мимо населенных пунктов и преодолевается вполне спокойно.

Технические характеристики

Попробуем объяснить, что представляет собой сочинский серпантин. Дорога проложена по горам вдоль Черноморского побережья и почти на всем протяжении очень живописна. Ее покрытие - асфальтобетон, ширина около 8 метров, хотя на мостах она значительно уже. На некоторых мостиках две полосы сходятся в одну, о чем сообщают придорожные знаки. Также однополосное движение существует на участках, где производятся автодорожные работы. На всем протяжении трассы имеется 6 достаточно опасных спусков и около десятка чересчур крутых поворотов. Скорость на дороге регулируют указатели. Есть участки, где разрешено ехать 70 км/ч, а есть и такие, где можно «разогнаться» всего до 15 км/ч. Все не для «галочки», а исходя из технических условий, поэтому их нужно соблюдать. Перепады высот на трассе до 200 метров, что у многих вызывает проблемы со здоровьем. Сервис вдоль трассы налажен неплохо, есть где и заправиться, и перекусить.

Возможные трудности

По словам водителей, наибольшую опасность серпантин в Сочи представляет вблизи населенных пунктов. Там на дорогу часто выскакивают дети и взрослые граждане отдыхающие (не всегда адекватные). Также на участках близ поселков попадаются коровы и козы, которые не торопятся уходить и создают пробки.

Еще одна опасность, особенно в летнюю жару - перегрев тормозов, если ехать так, что часто ими пользоваться.

Неприятность другого рода, которая может поджидать в пути - встреча с сотрудником ГАИ, а их на трассе предостаточно. Они проверяют не только скорость движения авто, но и пересечение колесами разделительной разметки.

Для пассажиров, у кого проблемы с вестибулярным аппаратом поездка по серпантину становится настоящей пыткой, так как на множественных поворотах таких людей укачивает.

Когда лучше ехать

Серпантин в Сочи максимальным спросом пользуется летом. аварии (а они также встречаются, причем за один раз на трассе их может быть несколько), ремонты - все это создает пробки. Здесь они бывают двух видов - большими и очень большими. Поэтому, как показывает опыт, лучше ехать в Сочи где-то часов с 12 ночи и до 5-6 утра. По свидетельствам водителей, ночью из Туапсе до Сочи можно домчать за 3 часа, а некоторые добираются даже быстрее. Днем этот же путь порой растягивается на 8 часов. Вина тому - пробки. Летом дополнительным неудобством является жара, а зимой снег и ледяная корка на дороге. В данном случае зимняя резина на колесах более чем актуальна.

Плюсы и минусы ночных поездок

Бывалые водители советуют тем, кто первый раз преодолевает серпантин в Сочи, делать это в светлое время суток. Ведь у таких людей нет знания об особенностях трассы и всех ее «подводных камнях». Днем лучше видны дорожные знаки, разметки, окружающая дорогу обстановка. А тем, кто не боится экспериментов, ночная трасса, безусловно, понравится больше.

Преимущества:

Не так жарко;

На дорогах нет детей и очень мало взрослых пешеходов;

Нет крупных фур, также создающих на дороге заторы;

Практически не встречаются пассажирские автобусы, некоторым образом препятствующие езде легковушек;

Нет гаишников, поэтому можно не отвлекаться на контроль за разделительной чертой;

Издали виден свет фар идущей навстречу машины.

Дорога до Лазаревского

Из Туапсе дорога в Сочи ведет через замечательный поселок Лазаревское. Ехать туда всего 48 км (по другим источникам 51 км), из которых сложный серпантин займет примерно половину маршрута. Несколько км до Лазаревского и столько же после него, дорога, в принципе, прямая, есть достаточно места для обгона, но стоят знаки уменьшения скорости, так как населенный пункт. Местные жители советуют приезжим дальше не ехать, так как в Лазаревском отдых гораздо дешевле, чем в Сочи, а услуги те же самые.

Опытные водители советуют, добравшись до этого поселка, обязательно сделать в нем остановку для отдыха, прежде чем продолжить движение по серпантину.

От Туапсе до Лазаревского можно доехать за час или чуть больше, если не будет пробок. В противном случае путь занимает часы.

Дорога от Лазаревского до Сочи

Более или менее крутые повороты после Лазаревского начинаются в районе станции «Солоники» и тянутся до поселка Головинки. Длина маршрута без малого 21 км. Здесь дорога в Сочи также имеет и виражи, и горки, и небольшие ровные вставки. В Головинке можно подкрепиться, немного отдохнуть. После этого населенного пункта более-менее нормальный путь лежит до поселка Лоо, а точнее, до ж. д. станции «Горный воздух». Отсюда до Дагомыса предстоит преодолеть еще один участок серпантина с довольно крутыми поворотами, но тянется он менее 8 км, а по прямой расстояние 5,6 км. Электричка их преодолевает всего за 8 минут. В принципе, Дагомыс - это уже Сочи, точнее, один из его микрорайонов. Добравшись до этого места, можно считать, что серпантин покорен. Но до центра Сочи еще остается 11 км, на которых тоже встретится несколько виражей.

Проезд серпантина в Сочи пройдет без проблем, если следовать максимально простым правилам:

Не игнорировать дорожные знаки;

Не идти на обгон, если нет абсолютной уверенности, что он будет завершен до начала виража (нужно учесть, что обгоняемый автомобиль тоже может вдруг ускориться);

Если сзади выстроился ряд машин, пропускать их, съехав на обочину (этим можно заслужить уважение водителей и избежать массы неприятностей);

Не начинать движение по серпантину, если чувствуется усталость;

Не устраивать соревнований с местными «джигитами», которые носятся по дорогам, не особо соблюдая правила.

Как объехать серпантин в Сочи

По мнению многих водителей, эта дорога ничуть не хуже других, и если соблюдать правила, езда по ней приносит массу наслаждения. Объехать ее невозможно. Правда, местные говорят, что существует грунтовка вдоль побережья, но сами они едут все-таки по серпантину. Объехать можно только участок от Джубги до Туапсе (или обратно). Делается это в основном чтобы избежать огромных затянувшихся на невесть сколько часов пробок. Следуя из Новороссийска, можно, не доезжая Джубги свернуть на М4, доехать до Горячего Ключа, свернуть до Хадыженска.

Далее путь держать не на Апшерон, а в сторону Куринской, перебраться через и далее следовать до Туапсе. На Апшерон нужно сворачивать тем, кто едет не в Сочи, а в Адыгею или Майкоп. По мнению водителей, объездной путь в три раза длиннее, но пройти его получается быстрее, так как пробки там - явление редчайшее. Дорога очень приятная, асфальтированная, с красивыми пейзажами, тенью от деревьев, почти без крутых поворотов и почти без ям. Есть здесь даже редкие заправки и кафешки. Единственное неудобство - участок в 7 км, покрытый гравием и оттого в сухую погоду очень пыльный, а в дождь грязный. Находится он на самом перевале. Его не асфальтируют, боясь подвижек грунта в распутицу.

Серпантин в Сочи: отзывы

Тем, кто не боится высоты и не испытывает на виражах проблем со здоровьем, горная дорога А 147 очень нравится.

Отмечаемые достоинства:

Красивые пейзажи;

Хорошее дорожное покрытие;

Развитая инфраструктура;

Отлично видные разметки на всем протяжении трассы.

Отмечаемые минусы:

Частые пробки;

Водители, не соблюдающие правил;

Пешеходы, выскакивающие на дорогу.

(или её участки, образующие крутые витки, петли), опоясывающая гору, поднимающаяся вверх, как серпантин .

При прокладке автомобильных дорог в горной местности, имеющей очень сложный рельеф, для получения заданных уклонов дороги устраивают особого вида кривые - симметричные серпантины с большими углами поворотов, переходными кривыми, что позволяет осуществить развитие линии с целью преодоления крутых подъёмов и спусков на большом протяжении. Такие закругления называют серпантинами. Ввиду того, что угол поворота серпантин очень большой, кривую располагают не внутри угла, а снаружи него.

Виды серпантинов

Серпантины бывают двух основных видов:

I рода, у которых вспомогательные кривые расположены выпуклостями в разные стороны; они могут быть симметричными и несимметричными;

II рода, у которых вспомогательные кривые расположены в одну сторону; они могут быть полными - центр основной кривой смещен относительно вершины угла поворота и полусерпантинами-центр основной кривой расположен на линии, перпендикулярной к одной из сторон угла поворота.

Основные элементы серпантина

Полная серпантина состоит из следующих основных элементов: основной кривой, её радиуса, центрального угла, угла серпантины, вспомогательных (обратных) кривых радиусом. Прямых вставок между кривыми (основной и сопрягающих) тангенсов, угла (вспомогательной кривой, горловины (расстояние между осями серпантины в самом узком месте петли). Размеры радиусов основной кривой и вспомогательных кривых, длины прямых вставок и горловины серпантины подбирают в зависимости от нормативных, топографических, геологических и гидрологических условий местности.

Проектирование серпантины заключается в расчете его элементов и в проверке возможности размещения земляного полотна на местности. При проектировании земляного полотна основное внимание уделяют обеспечению его устойчивости и созданию нормальных условий для движения транспортных средств.

См. также

Примечания

Литература

  • Пособие по проектированию элементов плана, продольного и поперечного профилей, инженерных обустройств, пересечений и примыканий автомобильных дорог (в развитие СНиП 2.05.02-85 «Автомобильные дороги») (одобрено решением Главного технического управления Союздорнии Минтрансстроя СССР от 27 октября 1986 г. N 37-07-17/11).
  • Инструкция по разбивочным работам при строительстве, реконструкции и капитальном ремонте автомобильных дорог и искусственных сооружений ВСН 5-81 (утв. протоколом Минавтодора РСФСР от 8 октября 1981 г.).
  • Строительные нормы и правила. Часть II, раздел Д, глава 5 «Автомобильные дороги. Нормы проектирования» (СНиП II-Д.5-72).

Серпантин

СЕРПАНТИН а, м. serpentin n . < serpent змея. 1 . Длинная узкая лента из цветной бумаги, бросаемая в публику на балах, карнавалах и т. п. БАС-1. Была музыка, был серпантин, был метель , и на одно упоительное мгновение Мартин почувствовал себя участником тонкой маскарадной драмы. Набоков Подвиг. // Н. Подвиг 381. Гости в особом киоске покупали конфетти, серпантин, бросками посылали их в танцующих. Ляшко Никола из Лебедина. || перен. Его <олейникова> появление вызвало взрыв смеха и ответного юмора, внезапных шуток, стихотворных экспромтов, прозвищ, карикатур, изображений и подражаний. Многие веселые страницы журнала возникали из этого словесного . Андроников 75.

2. Извилистая дорога в горах. С каждым зигзагом серпантины раскрывается перед нами все полнее общая картина залива, детали сливаются в туманный дом, и вдруг весь этот скрывается глаз на одном из поворотов дороги. Милюков Восп. 1 240. На затяжных серпантинах <гонщик> мог многократно, быстро восстанавливаясь после сверхнагрузок. Сов. Рос. 5. 11. 1987. Саланг <перевал> был засыпан снегом. По серпантинам лезли все выше, выше. Известия 7. 2. 1989. Ну, дорога всё время зигзагами, этим серпантином.. Я раньше знала, что есть такое название серпантин. Речь Тексты 1978 49.

3. перен. В Чикаго <1893 г.> открывается Всемирная выставка.. В 15 верстах, на берегу озера Мичигана, на оголенном месте, в короткое время вырос волшебный город, прорезанный искусственным змееобразным озером, "серпантин", с сотнями моторных лодок, облегчающих сообщения и обзор выставки. Е. Лазарев Зап. // Источник 1995 3 38.

5. Серпентин. Танец . Павленков 1911. Мунэ-Сюлли изобразит кормилицу, Сарра Бернар пропляшет танец серпантин. Барятинский 1901 153. В "Садко", декорации для которого писал Врубель, изумительно изобразивший морское дно, С. И. Мамонтов ввел серпантин танец, истасканный по эстрадам кафешантанов, которому, казалось бы, места в серьезной опере. Но балеринам сделали прекрасные костюмы, и серпантин на дне морском вышел чудесно, чем-то новым и великолепно передавая волнение морское. Шаляпин Стр. моей жизни. // Ш. 1990 139. Представляю, тут было весело революции, в Рождество, в этой тогда еще чистенькой ухоженной квартире, когда хозяева и гости, взявшись за руки водили причудливый серпантин из комнаты в комнату под звуки вортепьяно. А. Сасютков Сим-сим. // ДН 2003 3 11.

6. Широкие семиаршинной длины ленты являлись для меня увеличенным серпантином, или как говорят кинематографические работники, большим планом", "первым планом" серпантина. Анненков Дн. 2001 362.

- Лекс. С ИС 1937: серпанти/н.


Исторический словарь галлицизмов русского языка. - М.: Словарное издательство ЭТС http://www.ets.ru/pg/r/dict/gall_dict.htm . Николай Иванович Епишкин [email protected] . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "серпантин" в других словарях:

    СЕРПАНТИН - 1) балетный танец; 2) длинные ленты из разноцветной бумаги, которыми играют во время карнавала, на так назыв. битвах цветов, на маскарадах и т. д. Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке. Попов М., 1907. серпантин … Словарь иностранных слов русского языка

    серпантин - лента, клубок, дорога, серпентина Словарь русских синонимов. серпантин сущ., кол во синонимов: 5 бумага (80) дорога … Словарь синонимов

    СЕРПАНТИН - (франц. serpentin от лат. serpens змея),1) клубки узкой разноцветной бумажной ленты, которую бросают в публику на карнавалах или маскарадах.2) Извилистая горная дорога … Большой Энциклопедический словарь

    СЕРПАНТИН - СЕРПАНТИН, серпантина, мн. нет, муж. (франц. serpentine от serpent змея). Длинная узкая разноцветная бумажная лента. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    СЕРПАНТИН - СЕРПАНТИН, а, муж. 1. Длинная и узкая завивающаяся лента из цветной бумаги, к рую бросают в танцующих на балах, маскарадах. 2. перен. Извилистая дорога в горах. Высокогорные серпантины. | прил. серпантинный, ая, ое и серпантиновый, ая, ое (к 1… … Толковый словарь Ожегова

    серпантин - серпантин. Неправильно произношение [сэрпантин] … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

    СЕРПАНТИН - (фр. Serpentin от лат. serpens змея), одна из манежных фигур, движение по змеевидной линии. Выполнение С. всадник начинает на середине короткой стенки манежа. Проехав угол, он делает полувольт и направляется к противополож. длинной стенке, от к… … Справочник по коневодству

    СЕРПАНТИН - см. Раннеспелый, пчелоопыляемый, универсального использования. Растение плетистое, индетерминантное, среднеоблиственное, смешанного типа цветения. Лист зеленый, слаборассеченнный, слабоморщинистый. Зеленец удлиненно яйцевидный, крупкобугорчатый… … Энциклопедия семян. Овощные культуры

    серпантин - СЕРПАНТИН1, а, м Дорога в горах, грунтовая или покрытая асфальтом, извилистая, образующая ветки, петли, опоясывающая гору, поднимающаяся вверх, как серпантин. Андрей Арсениевич Лучников обнаружил себя несущимся в своей рявкающей машине по… … Толковый словарь русских существительных