Презентация сценарий посвященный озеру байкал. Экологический праздник «Славное море — священный Байкал

12 сентября в Иркутской области отметили День Байкала. К этому дню сотрудники Иркутской областной детской библиотеки им. Марка Сергеева подготовили много интересных и познавательных мероприятий.

«Байкал – священный дар природы» – под таким названием во второе воскресенье сентября состоялся экологический час, посвященный озеру, внесенному в Список всемирного природного наследия ЮНЕСКО. Все, кто пришел в библиотеку в этот день, совершили виртуальное путешествие на Байкал. Юные читатели и их родители слушали легенды о самом удивительном озере, узнали, отчего вода в Байкале самая прозрачная и чистая. «Погружаясь» в глубины озера, ребята сделали множество открытий: познакомились с разнообразными водными организмами, обитающими на различной глубине – от самой поверхности до максимальных глубин: с нерпой, голомянкой, пресноводными губками, а также с уникальными растениями, которые вместе с планктонными организмами отвечают за чистоту байкальской воды. С увлечением наши читатели отвечали на вопросы викторины, рассматривали живописные фотографии. И конечно, все были едины во мнении, что Байкал, этот бесценный дар природы, нуждается в постоянной защите.

Сотрудники отдела краеведения ко Дню Байкала провели эколого-просветительскую акцию «Чтобы дети больше знали о своем родном Байкале». Мероприятия акции проходили в течение всей недели, предшествующей празднику.

Для учащихся 5–9-х классов школы № 46 был проведен цикл мероприятий «Байкал – заповедная совесть страны», в ходе которых ребята обсудили, какие беды угрожают Байкалу и чем мы можем помочь уникальному озеру. Беседа сопровождалась показом CD-диска «Мир Байкала», содержащего большое количество ярких фотографий, в том числе снимки Байкала из космоса. Ребята также познакомились с системой заповедных территорий Байкала и совершили мультимедийную экскурсию по Байкало-Ленскому заповеднику.

Учащиеся младших классов совершили театрализованное путешествие «Ты рядом с нерпою постой, наполни сердце добротой». Ребятам были показаны фрагменты из научно-популярных видеофильмов «Животный мир байкальских побережий и гор» и «Глаза в глаза с байкальской нерпой», знакомящих с заповедными Ушканьими островами, где находятся лежбища байкальского тюленя, а также с обитателями иркутского нерпинария. А закончилось мероприятие кукольным представлением по «Экологически чистым сказкам с берега Байкала» иркутской писательницы, биолога Софьи Бунтовской.

10 сентября в школе № 17 для учащихся 3-х классов был проведен урок «Байкал – заповедная совесть страны». В этот же день ребята из коррекционной школы № 5 стали участниками литературно-театрализованного праздника «Много есть легенд, откуда появилось это чудо», который состоялся в краеведческом отделе библиотеки. Ребята посмотрели кукольный спектакль по мотивам легенд о Байкале и Ангаре, узнали о почтительном, трепетном отношении к Байкалу народов, живших на его берегах.

В течение праздничной недели в краеведческом отделе экспонировалась выставка «Байкал – источник вдохновенья», на которой были представлены работы, созданные под впечатлением от Байкала: фотографии, рисунки, литературные произведения.

Организаторы мероприятий ставили перед собой задачу не только рассказать о неповторимом животном и растительном мире Байкала, но и привить юным иркутянам культуру отдыха на берегах озера, привлечь внимание к необходимости бережного отношения к уникальному памятнику природы.

Бражникова Инесса Борисовна,
ученый секретрь
Иркутской областной детской библиотеки им. Марка Сергеева

Цели:

  • познакомить с озером Байкал, с необычными и загадочными явлениями жизни озера, с единственной рекой, вытекающей из озера Байкал. Ангарой и реками, впадающими в Байкал, с обитателями (нерпой и рыбами);
  • учить понимать красоту, воспитывать экологическую культуру, чувство ответственности за судьбу озера, гуманное отношение к животным;

Скачать:


Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие «Байкал-жемчужина Сибири»

Цели:

  • познакомить с озером Байкал, с необычными и загадочными явлениями жизни озера, с единственной рекой, вытекающей из озера Байкал, - Ангарой и реками, впадающими в Байкал, с обитателями (нерпой и рыбами);
  • учить понимать красоту, воспитывать экологическую культуру, чувство ответственности за судьбу озера, гуманное отношение к животным;

Оборудование:

  • географическая карта озера Байкал;
  • игрушка - кораблик, аудиозапись шума волн;
  • работы учащихся;
  • выставка книг о Байкале

Ход занятия

Дорогие ребята, сегодня мы отправимся в путешествие на корабле.

(Дети рассаживаются на ковре вокруг географической карты озера Байкал.)

Работа с картой: Для начала обратимся к географической карте. На карте Байкал имеет форму молодого месяца. Таким он виден из космоса. Озеро расположено в России, на территории Иркутской области и Бурятской Республики. Сегодня, Республика Бурятия расположена на юго-восточном и северном берегу Байкала. Иркутская область занимает его западную часть.

Учитель: Волны священного моря и окаймляющие его берега горы украшают государственный герб Республики Бурятия. В верхней части герба расположено золотое соембо (солнце, луна и очаг) - символ вечности. Нижнюю часть герба обрамляет голубая лента “хадаг” - знак гостеприимства, радушия и доброжелательности байкальской земли.

Ученик: Байкал - самое глубокое озеро в мире, это колодец планеты с чистой питьевой водой. Если бы на земле вдруг исчезли все источники питьевой воды и остался только один Байкал, то все люди земного шара, пользуясь его водой, смогли бы жить почти полвека.

Ученица:

Байкал! Я по тебе скучаю,

Ты часто снишься мне во сне.

Хочу воды твоей напиться

И пробежаться по волне.

Легко, гребня волны касаясь,

Промчаться поперек и вдоль.

Я верю в сказки – как у Грина

Есть у тебя своя Ассоль.

Ученик: Почему Байкал называется Байкалом? Откуда это название пришло в русский язык?

Учитель: Все народы, населявшие берега Байкала, - буряты, киргизы, монголы, эвенки, русские - по-своему называли озеро.Вероятно, переводили это название с какого-то другого языка. А вот с какого? Ученые предполагают, что название озеру дали тюркоязычные народы - курыкане. Байкал - тюркоязычное слово от байкюль, что означает богатое озеро.

Ученица:

Байкал зовут Байкюлем, Байгюлем и Бэйхаем:

Ему дано немало Таинственных имен.

Но мы на карте мира всегда его узнаем,

На силуэт посмотрим и скажем: «Это он!»

В преданьях и легендах Байкал - старик суровый.

А он на самом деле Задорный, молодой.

Он неспроста шумливый, Порывистый, веселый -

Ведь он живой наполнен, А не простой водой!

Цыдемжап Жимбиев

Ученик: Байкал удивителен и прекрасен. Он уникален во всем. Это не только самое глубокое озеро в мире (1736 м), но одно из древнейших (25 миллионов лет) и в то же время молодое. Многие ученые считают Байкал зарождающимся океаном. Посмотрите, со всех сторон Байкал окружают горы и нагорья, порой они то подходят к самой воде, то удалятся от берегов на 10-20 км.

Работа с картой :

Вдоль западного берега южной части Байкала тянется Приморский хребет. Далее к северу он сменяется Байкальским хребтом. С северо-восточной оконечности Байкала протянулся Баргузинский хребет, вдоль восточного берега тянется хребет Улан-Бургаса, к северу от него - хребет Икатский. Вдоль восточного берега расположился горный кряж Хамар-дабан.

Учитель: Кто знает, какая единственная река вытекает из Байкала?

Дети: Ангара.

Ученица: Ангара берет начало в юго-западной части Байкала, прорезая невысокий Приморский хребет. Общая длина Ангары 1826 км.Ангара имеет быстрое течение, прозрачную воду. Она поздно замерзает и рано вскрывается.

Ученик:

Ангара-река,

Воды чистые,

Острова по ней все лесистые,

Острова по ней все в смородине,

Нет прекраснее моей Родины.

Над тобой горят зори алые,

Ангара-река - дочь Байкалова.

М. Трофимов

Работа с картой: Посмотрите, невдалеке видна огромная скала!

Учитель: Я расскажу вам старую легенду о том, как здесь появилась эта скала.

В старые времена могучий Байкал был веселым и добрым. Крепко любил он свою единственную дочь Ангару. Красивее ее не было на земле.

Днем она светла - светлее неба, ночью - темнее тучи. И кто бы ни ехал мимо Ангары, все любовались ею, все славили ее. Даже перелетные птицы - гуси, лебеди, журавли - спускались низко, но на воду Ангары садились редко. Они говорили: «Разве можно светлое чернить?»

Старик Байкал берег дочь пуще своего сердца.

Однажды, когда Байкал заснул, бросилась Ангара бежать к своему возлюбленному - красавцу Енисею.

Проснулся отец, гневно всплеснул волнами. Поднялась страшная буря, зарыдали горы, попадали леса, почернело от горя небо, звери в страхе разбежались по всей земле, рыбы нырнули на самое дно, птицы унеслись к солнцу. Только ветер выл бесновалось озеро-богатырь. Могучий Байкал ударил по седой горе, отломил от нее скалу и бросил вслед убегающей дочери.

Скала упала на самое горло красавицы Взмолилась синеглазая Ангара, задыхаясь и рыдая, стала просить: «Отец, я умираю от жажды, прости меня и дай мне хоть одну капельку воды...»

Байкал гневно крикнул: «Я могу дать только свои слезы!..»

Сотни лет течет Ангара в Енисей водой слезой, а седой одинокий Байкал стал хмурым и страшным. Скалу, которую бросил Байкал вслед дочери, люди назвали Шаманским камнем. Там приносились Байкалу богатые жертвы. Люди говорили: «Байкал разгневается, сорвет Шаманский камень, вода хлынет и зальет всю землю».

Только давно это было, теперь люди смелые и Байкала не боятся...

Работа с картой: На Байкале около 30 скалистых островов. Самый маленький остров называется Модотой. Ольхон является самым большим островом. Местные жители называют его Ойхон. В переводе с бурятского это слово звучит как “лесочек” или “немного лесистый”.

Остров Ольхон - сердце Байкала. Он расположен посередине Байкала и даже по своей форме напоминает очертания Байкала. Длина острова составляет 72 км, а ширина 15 км. Рядом с островом находится самая глубокая часть Байкала (1637 м).

Остров Ольхон один из красивейших мест на Байкале.

Ученица: Да, Байкал бывает разным - суровым и неприветливым, когда штормовые ветры несут холод и большое количество осадков в виде дождя и снега, спокойным и величавым, когда в безветренную погоду солнце играет в байкальской волне.

Ученик: Байкал красив в любое время года, особенно летом. Лето на Байкале - лучшее время, когда нагревается вода; и бушуют разноцветьем сопки, когда щедро играет возле берега под крики чаек рыба и на каждом шагу по дороге встречается то малина, то жимолость. Лето на Байкале - это радость! Радость оттого, что мы живем в таком чудесном месте!

Учитель: Какой сегодня чудесный день! Все вокруг залито солнечным светом. По голубому небу медленно плывут облака.

Физминутка:

Встаньте! Ноги на ширине плеч, руки опущены. Вдох - выдох, вдох - выдох, вдох - выдох. На вдохе медленно поднимите руки вверх, постепенно «растягивая» все тело, начиная с пальцев рук, потом тянитесь запястьями, локтями, плечами, грудным отделом, поясницей и ногами, но без напряжения и не отрывая пяток от пола, кончиками пальцев рук тянитесь к солнышку.

Звучит аудиозапись шума волн.

Учитель: Байкал уникален, недаром сибиряки называют его не озером, а морем.

Работа с картой:

Какие крупные реки впадают в Байкал? (Селенга, Верхняя Ангара, Баргузин, Турка, Снежная.) Молодцы!

В Байкал впадает 336 рек, а вытекает только одна - Ангара.

Какая река протекает в нашей местности? (Хилок). Хилок впадает в реку Чикой, а Чикой в Селенгу. А Селенга? В озеро Байкал. Значит, наши маленькие реки несут свои воды в огромное озеро. Поэтому нельзя засорять их.

Учитель: В Байкале обитает около 2635 видов животных и растений, 2/3 из которых эндемичны и нигде в мире не встречаются.

Ученица: Ребята, я хочу загадать вам загадку:

И не рыба, и не кит.

Кто она - поди, узнай-ка!

Рыбу ловит и молчит.

Догадались?

Это... (нерпа).

Ученик: Нерпа обитает в водах озера Байкал. Наиболее близка нерпа к наземным хищникам семейства медвежьих, но приспособлена к воде. Относится нерпа к отряду ластоногих. А названа она так потому, что передние конечности у нее трансформировались в ласты, которые служат ей для передвижения. Хвост у нерпы короткий, ушных раковин совсем нет. В середине марта у нерпы на льду в снежном логове рождается нерпёнок - белёк. Белёк длиной 60-80 см и массой 3-3,5 кг, мех у него белый. Детеныш такой белый, что на фоне снега выделяются лишь два больших черных глаза. Питается нерпа рыбой, которую ловит в воде. Под водой нерпа может находиться 20-25 минут. В тихую погоду нерпа плавает по Байкалу и спит, выставив мордочку из воды и раскинув в стороны ласты. Зимой нерпа на поверхность льда не выходит, дышит она в отверстие, которое проделывает еще в тонком льду. Байкальская нерпа занесена в Красную книгу.

Учитель: Ответьте на вопросы:

Сколько глаз у нерпы? Сколько передних ласт? Есть ли у нерпы уши? Какой у нее хвост? Как называют детеныша нерпы? Где зимует нерпа? Чем питается нерпа? Занесена ли нерпа в Красную книгу?

Молодцы! Вы правильно ответили на все вопросы.

Нерпы поддаются дрессировке. Они слушаются дрессировщика, за что получают угощение - длиннокрылого бычка. Они умеют танцевать брейк, поют смешно и с шумом дуют в усы.

Ученица: Байкал богат рыбой, настоящее время в озере насчитывается 54 вида рыб. В Красную Книгу Бурятии вошли рыбы – байкальский осетр, таймень, белый байкальский хариус, линь. Кроме них в Байкале обитают омуль, сиг, черный байкальский хариус, сорога, язь, карась, щука, окунь, налим и другие. Были искусственно разведены сом, амурский сазан и лещ. Голомянка – уникальная рыба, которая встречается только на Байкале. Голомянки самая многочисленная рыба в Байкале.

Крупные Серебристые чайки - самые шумные соседи нерпы на каменистых берегах. Обитателями лесов возле берегов Байкала являются бурые медведи, изюбры, белки, бурундуки, суслики, сурки, лисы, волки, зайцы.

Учитель: В ХХ веке священному Байкалу выпала участь: стать озером-мучеником. Досталось Байкалу с лихвой от целлюлозно-бумажных предприятий, от воздушных выбросов густо насажанной, как морковка на грядке, промышленности Приангарья, от «планов лесозаготовки» и лесных пожаров, от ядовитой жижи, приносимой Селенгой, от стекающих с полей химических удобрений, от соседства с БАМом и от человеческого равнодушия.Для того чтобы сохранить красоту и чистоту озера, прежде всего необходимо полностью прекратить сбрасывать в него любые сточные воды, что при современном развитии науки и техники является вполне разрешимой задачей.

Как хочется быть уверенной, что и через сто и через двести лет человек, подойдя к Байкалу, замрет, созерцая первозданную красоту его чистых глубин; и через сто, и через двести лет Сибирь останется Сибирью – краем обжитым, благоустроенным и заповедным, а не развороченным лунным пейзажем с остатками закаменевших деревьев. Молодое поколение должно перенять у предков зовет: святая земля нерушима!

А что мы с вами можем сделать для сохранения Байкала?

Присутствующие делятся на команды и предлагают свои решения для сохранения уникального озера (лозунги, плакаты - предупреждения, эскизы мусорных баков и урн в местах отдыха жителей города на берегу Байкала). Защита своих проектов. Подводится итог.

Ученица:

Байкал – восьмое чудо света,

О нем всегда так говорят.

Байкал красив зимой и летом,

И каждый божий день подряд.

Зимой он толщей льда покрыт,

В другом он виде к нам явился,

Когда пришла к нам вдруг весна.

Характер у Байкала разный:

То злится, то воркует он,

То штиль, то шторм,

Ах, как прекрасно,

Что есть на белом свете он!

И реки в наш Байкал глубокий

Не перестанут быстро течь.

Давайте же, ребята, вместе

Красавца нашего беречь!

Ведущий: Для того чтобы сохранить красоту и чистоту озера, прежде всего необходимо полностью прекратить сбрасывать в него любые сточные воды, что при современном развитии науки и техники является вполне разрешимой задачей.

Показ презентации

Рефлексия:

С целью формирования экологической культуры и чувства ответственности за судьбу озера Байкал учитель проводит конкурс рисунков и сочинений на тему «Байкал нуждается в защите детей!»


Звучит «Песня о Байкале», дети смотрят слайды.

Ведущий: И сегодня вы увидите и услышите старинную легенду о Байкале и его дочери Ангаре.

Звучит музыка «Море», выходит Байкал.

Байкал: Меня зовут Байкюлем,

Байкюлем и Бэйхаем.

И мне дано немало

Таинственных имен.

В преданьях и легендах

Байкал старик суровый

А я на самом деле

Задорный, молодой.

И неспроста шумливый,

Порывистый, веселый

Ведь я живой наполнен

А не простой водой.

Усаживается на трон. Следом тихо выходит Шаман и садится рядом с Байкалом.

Ведущий: Сегодня на берегу Байкала

Мне легенду тайга рассказала.

Легенда – о могучем Байкале-отце,

Царившем когда-то

В сибирской тайге.

Дочь была у него лишь одна —

Славилась красотою она.

Живя в любви, не зная горя,

С Байкалом — батюшкой не споря,

Царевна Ангара росла,

Все хорошела и цвела.

Под музыку выходит девочка Ангара.

Ангара: Я, царица сверкающих вод

Я, красавица дикого края,

Мчатся воды мои все вперед

Быстро к северу, гордо сияя.

Ангара с девочками танцует танец «Реченька».

Ведущий: Любуясь собственною дочкой

И днём, и даже тёмной ночкой,

Старик мечтать стал неспроста

Выдать замуж ее за богатыря.

Байкал: Объявляю богатырский турнир,

Чтобы выбрать лучшего на весь мир.

Ведущий: Явились к Байкалу витязи добрые,

Статные, смелые, самые ловкие.

Звучит музыка, выходит мальчик-Иркут, в руках сундучок.

Река Иркут: В чистых струях Иркута

Сказки гор несет вода.

Прими, батюшка Байкал,

Дар бесценный гордых скал.

Мальчик-Иркут достает из сундука голубой шарф и отдает его Байкалу в дар.

Байкал накидывает его на плечи Ангаре-девочке.

Звучит музыка, выходит 2-ой богатырь — Река Баргузин, в руках шкатулка с бусами.

Я — река Баргузин,

Я — река Богатырь.

Много во мне чистейшей воды и сил.

Я пришёл Ангару покорить,

Богатством бесценным ее одарить.

Отдает шкатулку Байкалу.

Вновь звучит музыка, выходит 3-ий богатырь с маленькой шкатулкой в руках.

Есть много рек неугомонных, буйных, диких.

У рек — у каждой свой характер, глубь и ширь

Они, как люди – не бывает рек безликих!

Лик Енисея — Ясноокий Богатырь.

Отдает шкатулочку Байкалу.

Байкал: Ну, богатыри, покажите свою силу и удаль.

Исполняется «Танец рек-богатырей».

Богатыри выстраиваются перед Байкалом.

Енисей дарит Ангаре цветок.

Все победы для тебя,

Синеокая Ангара.

Дарю тебе цветок красивый,

Хочу назвать своей любимой.

Ангара сбрасывает шарф, который ей надел Отец-Байкал, подарок Иркута, и принимает дар Енисея.

Баргузин машет рукой и уходит.

Байкал: Вот что, дорогая дочь моя!

Лучше жениха, чем Иркут,

Тебе не найти.

За него ты и должна замуж пойти.

Ведущий: Но красавица Ангара воспротивилась воле отца.

Ангара: Не надо мне его,

Лучше до старости буду одна.

Байкал: Ах, так! Уходи с глаз моих прочь,

Непокорная дочь.

Девочка-Ангара отходит в сторонку.

Ведущий : И приказал шаману Байкал:

Байкал: Не пускай Ангару из дома!

Глаз с нее не своди,

И строго за ней следи.

Танец Ангары и чаек.

За танцем следит мальчик-шаман.

После танца девочки-чайки улетают, Ангара грустит.

Ведущий: Ангара же о прекрасной

Голубой стране мечтала.

О той стране ей чайки белые сказали.

Ангара: Вот бы мне попасть скорей

Туда, где правит Енисей!

Садится рядом с Байкалом.

Выходит Шаман и танцует.

После танца садится рядом с Ангарой.

Ведущий: И вот однажды темной ночью,

Уснул Байкал, усталый очень.

Лишь Ангара не спит, трепещет.

В путь дальний собралась — и точка!

Собирается в путь.

Ангара: Прощай, отец, прости ты дочку.

На фоне плеска волн, Ангара убегает.

Ведущий: Услышав плеск, проснулся и шаман.

Проснувшись, громко закричал:

Мальчик-шаман: Проснись скорей, седой Байкал!

Звучит музыка «Море».

Ведущий: Байкала воды встрепенулись,

Седые брови вверх взметнулись,

Сверкнули молнией глаза,

На небе вспыхнула гроза.

Вскочил с трона взбешенный Байкал

Байкал: Остановись ты, дочь моя,

На старости не покидай меня!

Ведущий: И издали услышал он ответ:

Ангара: Прости, отец!

Но мне покоя нет.

О Енисее лишь мои все мысли,

Люблю его я больше своей жизни!

Ведущий: В дикой злобе Байкал

С горы камень сдвинул,

И Ангаре вдогонку камень кинул.

Байкал бросает камень. (Звучит грозная музыка.)

Ведущий: Упал в исток Шаман — камень,

Порыв любви и сердца пламень.

Напрасно Байкал

Свирепствовал и бушевал,

Взметая волны между скал.

Енисей подбегает к Ангаре, берет ее за руку и уходят на стульчики.

Ведущая: Много лет прошло с тех пор. Скалу, что бросил когда-то в Ангару Байкал, люди прозвали Шаман-камнем. А Енисей и Ангара нашли, наконец, свое счастье.

Уходят вдаль, бегут века-

Но и сейчас бежит река.

Поет всем песни Ангара-

Пусть их запомнит детвора!

Танцевальные движения девочек под песню «По Ангаре»

Ребенок: Ну а ты, Байкал могучий,

Не скучай о дочке непослушной.

Мы тебя все любим и утешим,

Частушками потешим.

1. На Байкале мы родились,

На Байкале мы живем.

В детский садик ходим дружно

Здесь частушки пропоем.

2. Батюшка ты наш, Байкал,

Кто седым тебя назвал?

Весь сияешь красотой

Сильный ты и молодой.

3. У Байкала вся вода

Чистая, прозрачная,

Ах, была б моя судьба,

Светлая, удачная.

4. Возле гор Хамар-Дабана,

У великого Байкала,

Мы привольно так живем,

И танцуем, и поем.

Ведущий: О чем грустишь, Байкал любимый,

О чем вздыхает твой прибой?

Иль кто-то злой, неумолимый

Порой глумится над тобой?

И мне Байкал вздохнул в ответ:

Байкал: Я жил на свете тыщи лет,

Никто меня не обижал,

Напротив, каждый уважал…

Но за последние полвека

Не узнаю я человека!

Как будто чистая водица

Ему вовек не пригодится.

Дети подбегают все к «Байкалу» (персонаж)

1 Ребенок: Байкал один на всей планете,

Другого просто не дано…

Мы все твои, Байкал мой, дети,

И жить с тобой нам суждено.

2 ребенок: Не обижайте, люди, море!

Байкал ведь тоже хочет жить:

Играть волной, с ветрами споря

И людям преданно служить!

3 ребенок: Беречь Байкал святое дело:

Его судьба – у нас в руках

Сама природа нам велела

Чтоб жил Байкал родной в веках.

Ведущий: И верю я: Байкалом будет

России слава прирастать!

И нам потомки не забудут

За это должное воздать.

Звучит песня Славное море — священный Байкал».





10 сентября наша страна отметила большой праздник – День Байкала. В нынешний год – Год экологии отдел краеведческой литературы и библиографии ЦГБ эту значимую для всех иркутян дату не мог оставить без внимания.

«Не на карте надо искать великое озеро, надо искать его в себе…»
(И. Широбоков)

Байкал. Найдется ли хотя бы один россиянин, не пожелавший увидеть своими глазами озеро Байкал? О Байкале мы (некоренные жители Иркутской области) впервые узнаем со школьной скамьи. И в детском воображении возникает тот таинственный уголок земли, который манит к себе своими чудесами, загадками и невиданной непостижимой красотой. Его находим на большой настенной карте, влюбляемся даже в само название населенного пункта Иркутск, обозначенного красной шайбочкой у основания слегка изогнутой голубой «хоккейной клюшки». И редко кому, из далеких краев бывшего Советского Союза, а затем и России, выпадает счастливый случай – поселиться рядом с Байкалом… У каждого из нас свой Байкал, и первая встреча с ним, как первая любовь, незабываема.

10 сентября вся наша страна отмечает большой праздник – День Байкала. Впервые День Байкала был учрежден 18 лет назад в 1999 году и назначен на четвертое воскресенье августа. Но затем, с 2008 года, решением Законодательного Собрания Иркутской области он был перенесен на второе воскресенье сентября. И это правомерно, т.к. школьники после летних каникул собираются в классах, трудовой народ вливается в свои коллективы, и этот знаменательный день не теряется среди многоликих солнечных дней лета, не утекает сквозь пальцы прозрачной водой, ведь это День Байкала – озера, о котором забывать нельзя. В школах, библиотеках, вузах и многих других учреждениях в этот день проводят выставки, конкурсы, викторины, которые делают наши помыслы чище и возвышеннее, призывают беречь природу родного края и главную его жемчужину – Байкал.

Под эгидой Дня Байкала в течение всего года проходят научные и культурные мероприятия, кинофестивали, театрализованные представления, спортивные соревнования. Художники приезжают на Байкал для проведения пленэров, коллективы прикладного народного творчества – блеснуть своими работами, актеры любительских театров – выступить на Международном фестивале «Сибирская рампа» «в дуэте с байкальским прибоем». С годами этот праздник становится началом отсчета добрых дел и традиций не только в нашей области, но и в разных точках планеты. Байкал, с его чистейшей пресной водой, уникальным растительным и животным миром, с его легендами и тайнами, притягивает тысячи туристов со всего мира, приобретая все

большую популярность в международном туризме. Современная инфраструктура – сеть турбаз, баз отдыха и санаториев – способствует притоку организованного туризма на Байкале. Любой путешественник может насладиться пешими, велосипедными, конными или водными прогулками, восхождением на священную гору Мунку-Сардык, увидеть и запечатлеть Песчаную бухту, Ольхонские ворота, полуостров Святой Нос, Чивыркуйский залив… Или просто полюбоваться первозданной красотой сибирского моря.

Но вот как сохранить это чудо природы на долгие времена, для будущих поколений? Мощное промышленное освоение Прибайкалья не может не сказываться на беззащитной, легко ранимой природе самого глубокого и чистого озера мира. В текущий 2017 год – Год экологии проблема защиты Байкала стоит особенно остро. Регулярно на территориях, примыкающих к водоему, проводятся экологические субботники, побережья очищаются от мусора. Но «… многое, очень многое зависит от нас: от тех, кто живет и работает на берегу Байкала, от тех, кто приезжает сюда отдыхать. Мы в ответе за каждое сломанное дерево, за каждый сорванный цветок, за сохранение природного ландшафта каждой живописной впадины, каждой уютной бухты» (Галкина В. И. 60 минут о Байкале). Байкал издревле почитался людьми, живущими на его берегах, оберегалось каждое деревце. Широко известен такой случай, ставший уже притчей: «старый эвенк, прежде чем срубить дерево для тагана, просил у березки прощение за то, что рубит ее по необходимости…». Первопроходцы, исследователи Байкала и прилегающих к нему территорий во все времена задумывались о сохранении глубокого студеного озера, единственного в мире.

О Байкале уже очень много написано, о нем сняты фильмы, созданы великолепные картины художников… Публицистика и художественная литература, произведения искусства, посвященные озеру Байкал, призваны не только воспевать его красоту и богатства, а также выступать в защиту экологии уникального озера. Такими являются произведения известных ученых и писателей – Распутина, Волкова, Галазия, Таурина, Чивилихина и многих других, радеющих за его чистоту и сохранение.

В публицистике Валентина Распутина значительное место занимает тема защиты природы и, прежде всего, озера Байкал. У писателя особое отношение к природе. «Он влюблен в нее сыновней любовью и свидетельствует об этом всем своим творчеством» (Сирин А. Д. Свет распутинской прозы).

Профессор Михаил Михайлович Кожов, объектом изучения которого был Байкал и Прибайкалье, и которым он посвятил всю свою жизнь, говорил: «Байкал с его красочной природой, кристально чистой водой и уникальностью органического мира целесообразнее использовать не для развертывания химической промышленности, а как источник чистой воды, а также для нужд туризма и отдыха трудящихся. Байкал должен быть сохранен для будущих поколений, как неповторимое явление на нашей планете».

Григорий Иванович Галазий также посвятил всю свою жизнь защите уникального озера Байкал. Его основная научная деятельность была направлена на решение проблем экологии, связанных с охраной и рациональным использованием природных ресурсов.

Он руководил Байкальской станцией, в 1961 г. ставшей Лимнологическим институтом. Много времени и сил ученый отдавал борьбе за чистоту вод озера Байкал и сохранение его флоры и фауны. Он принимал активное участие в создании и продвижении проекта «Закона об охране озера Байкал», под его руководством подготовлен и опубликован комплексный Атлас Байкала.

Основным загрязнителем Байкала был в то время построенный на юго-восточном берегу озера Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат. «Комбинат ежесуточно сбрасывал в Байкал 210 тыс. м3 сточных вод. Всем, кроме советских чиновников, было ясно, что рано или поздно эти воды нанесут вред Байкалу. У чиновников же одно было на уме: выполнение и перевыполнение плана по выпуску целлюлозы, а что будет с Байкалом - это их не волновало. Надо заметить, что в то время у Г. И. Галазия не хватало научных данных, чтобы доказать губительное влияние сточных вод комбината на экосистему озера, и ему невольно приходилось во благо Байкала несколько «сгущать краски», чтобы привлечь внимание общественности. И это ему удалось. В борьбу за сохранение Байкала включились тысячи жителей страны от академиков А. И. Яншина и А. А. Трофимука до простых людей. Появились различные общественные организации в защиту Байкала… В результате усилий общественности и учёных с 2013 года БЦБК прекратил свою деятельность» (Богданов В. Т. Байкал в легендах, былях и байках).

Галазий говорил: «Нельзя допускать, чтобы источник питьевого водоснабжения одновременно был и приёмником промышленных и бытовых отходов. Нужно разрабатывать принципиально новые безотходные технологии водопотребления…». В этом году 5 марта город отметил 95-летний юбилей со дня рождения видного ученого, почетного гражданина города Иркутска, академика, «рыцаря Байкала», как принято его величать, Григория Галазия.

Для известного иркутского краеведа и туриста Валентина Петровича Брянского, исходившего все тропы Прибайкалья, побывавшего в каждой бухте и на каждом острове озера, увлечение своей работой, стало частью его жизни. Еще будучи студентом Новосибирского института инженеров железнодорожного транспорта, он мечтал о встрече с Саянами и Байкалом.

В книге «Здравствуй, Байкал!», написанной по личным впечатлениям Брянского, привлекают мысли автора об использовании в будущем на Байкале «…только безвредных для него источников энергии: солнца, ветра, волнового прибоя, можно добавить - тепла земли, а также и видов транспорта - преимущественно паруса и весла.

… главным пользователем Байкала должен стать туризм - культурный и обустроенный. Туризм как можно скорее должен стать контролируемым, иначе он может принести вред, сравнимый с воздействием индустриальных сбросов и выбросов».

Наблюдая за жизнью Байкала, Брянский приходит к выводу, что врагами для него являются экологическая неграмотность населения и бескультурье, браконьерство, ведомственность интересов и местничество, равнодушие к его судьбе и недальновидность.

В наши дни к решению сложной экологической проблемы, грозным шквалом нависающей над Байкалом, подключаются видные общественные деятели, партия «зеленых», Байкальское экологическое движение, юные экологи. Но, как заметил И. Широбоков, проблеме сохранения Байкала весьма соответствуют слова, когда-то произнесенные В. И. Лениным: «Шаг вперед, два шага назад».

Известный иркутский журналист и писатель Игорь Широбоков – один из лидеров общественного движения в защиту Байкала, пишет об озере, с которым его связала судьба на всю жизнь, особенно проникновенно: «Безнадежная затея – рассказать все о Байкале. Многие пытались – кто словом, кто кистью, кто объективом, – но в результате удавалось запечатлеть лишь один миг, одно минутное состояние сибирского моря: отчего

так? А кто, скажите, из писателей или художников, кто из людей всех времен осмелится заявить, что воссоздал саму жизнь? Нет, человеку это не дано…

Байкал, как все мы, наполнен жизнью сиюминутной и вечной, прекрасной и пугающей, простой и непостижимой… Байкал неизмеримо больше и мудрее маленького человека. Вот почему нас так неудержимо влечет к нему, вот почему только на его берегах возникает то необъяснимо высокое и чистое состояние души, которое невозможно высказать словами.

… только любоваться им сейчас мало, чудо надо защищать и оберегать тщательнее полотен Рафаэля. Всем вместе – от бывших и будущих необдуманных, а потому преступных вторжений, каждому – от браконьерских выстрелов, пожаров, от своего пристрастия к «сувенирам» (нормальному человеку не придет в голову оторвать на память кусочек от «Сикстинской мадонны»).

С Байкала можно везти рыбу, орехи, ягоды, но надолго ли их хватит? Везите красоту, ее вам подарит Байкал на всю жизнь».

Пусть эти слова иркутского писателя станут девизом для каждого, кто когда-либо скажет: здравствуй, Байкал.

Федотова О. А., гл. библиограф ОКЛиБ

Литература

Богданов, В. Т. Байкал в легендах, былях и байках. Иркутск. 2011.

Брянский, В. П. Здравствуй, Байкал! Иркутск. 1989.

Галазий, Г. Байкал в вопросах и ответах. Иркутск. 2012.

Галкина, В. И. 60 минут о Байкале. Иркутск. 1979.

Гольдфарб, С. И. Мир Байкала. Иркутск. 2010.

Широбоков, И. Мой Байкал, наш Байкал. Иркутск. 1999.























День озера Байкал в 2017 году отмечается 3 сентября (в первое воскресенье сентября). К этой дате специалисты Иркутской областной детской библиотеки имени Марка Сергеева подготовили для детей различные интересные мероприятия: эколого-познавательные часы с демонстрацией фото- и видеосюжетов о Байкале, экологическую викторину «Царство славного Байкала», литературное путешествие «Вести с берегов Байкала» с показом фрагментов отечественных фильмов. Кроме того, развернуты книжные выставки «Байкал таинственный и многоликий» и «Байкал – жемчужина Сибири».

6 сентября в читальном зале библиотеки прошёл эколого-познавательный час «Байкал – чудо природы», который посетили учащиеся второго класса Православной женской гимназии города Иркутска.

Открылось мероприятие выразительным чтением стихотворения о Байкале Марка Сергеева «А что это такое?». Демонстрируя слайды с живописными видами озера, библиотекарь рассказала собравшимся, в чём его уникальность, подчеркнула, что Байкал – рекордсмен среди всех озёр планеты, привела интересные факты и цифры.

Рассмотрев на карте географическое местоположение Байкала, школьницы с интересом посмотрели слайды об эндемиках озера, о его флоре и фауне и на примерах закрепили эти понятия. С большим вниманием дети послушали легенду о старике Байкале, его дочери Ангаре, юноше Енисее и Шаман-камне, а затем поиграли, наперебой отвечая на загадки о рыбах озера.

Также детям было рассказано о проблеме исчезновения многих редких видов животного и растительного мира Прибайкалья, о важности бережного отношения к природе. Юные читатели живо интересовались причинами экологических катастроф, обсуждали варианты решения некоторых проблем по охране Байкала и окружающей среды.

В завершение мероприятия дети поделились своими впечатлениями о поездках на Байкал, где они смогли увидеть в естественных условиях птиц и представителей животного мира озера: чаек, орланов, нерп, рачков и других. Детям еще раз напомнили о необходимости сохранения этого уникального памятника природы, о важности бережного отношения к Байкалу, особенно находясь на отдыхе на берегах озера.

После мероприятия школьницы смогли ознакомиться с развёрнутой в читальном зале тематической книжной выставкой.

Для справки:
В 1996 году Байкал был внесен в Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Байкал в переводе с тюркского – «богатое озеро». Это самое глубокое озеро в мире. Его средняя глубина составляет около 730 метров. Наибольшая известная глубина Байкала – 1637 метров.