Таинственные авиакатастрофы. Тайны авиакатастроф

Возможно, самый загадочный случай в истории авиации произошёл с американской писательницей и пионером авиации Амелией Эрхарт.

Истории авиации известны случаи, когда самолёты также не подавали сигнала бедствия, а после исчезновения не оставляли никаких следов и обломков.

Вот лишь некоторые из самых громких и таинственных авиакатастроф, в которых не обошлось без мистики:

Амелия Эрхарт (1937 г.)

Загадка последнего полёта Амелии Эрхарт, первой женщины-пилота, остается до сих пор неразгаданной. В 1937 году при попытке совершить кругосветный перелёт на двухмоторном самолёте «Модель 10 Электра» Амелия Эрхарт и её штурман Фред Нунан пропали без вести в центральной части Тихого океана. По одной из версий, у самолёта просто закончилось топливо, по другой – Амелия Эрхарт и Фредерик Нунан оказались в плену у японцев, строивших на расположенных в этой части Тихого океана островах свои военные базы.

Самолет «Сессна» (1972 г.)

16 октября 1972 года член конгресса США от демократической партии Томас Хейл Боггс и политик Ник Бегич поднялись на борт двухмоторной «Сессны», которая направлялась в столицу Аляски – город Джуно. Однако самолёту так и не было суждено доставить пассажиров до место назначения – он бесследно исчез. Даже 39-дневные поиски, которые были названы «самыми масштабными в истории Аляски», т.к. в них было задействовано 70 самолётов, не дали никаких результатов.

Выдвигались разные предположения о причине крушения самолёта. Поговаривали, что самолёт был сбит сербами из-за хорватских корней Бегича. Другая версия указывала на политическое прошлое Боггса, входившего в состав Комиссии Уоррена.

Рейс 800 TWA (1996 г.)

Самолёт Boeing 747, направляющийся из Нью-Йорка в Рим, взорвался в воздухе и упал в Атлантический океан. Все 230 пассажиров, находившихся на борту, погибли. Эксперты из Национального совета по безопасности на транспорте установили, что вероятной причиной крушения самолёта был взрыв топливного бака, произошедший из-за несправной электропроводки.

Однако сторонники теории заговора уверены, что причиной взрыва стала заложенная на борт самолёта бомба или столкновение с ракетой Военно-морских сил США.

В ходе проведённого прошлым летом брифинга Национальный совет по безопасности подтвердил, что ни свидетельские показания, ни найденные обломки, ни записи с бортовых самописцев не подтверждают предположение о столкновении самолёта с ракетой.


Рейс EgyptAir 990 (1999 г.)

Самолёт Boeing 767, выполнявший регулярные рейсы между Лос-Анджелесом и Каиром, разбился и упал в Атлантический океан почти сразу после взлёта. Катастрофа унесла жизни 200 человек. После 2-летнего расследования было установлено, что крушение самолёта было вызвано неправильными действиями командира экипажа.

Все собранные Национальным советом доказательства, включающие траекторию полёта самолёта и данные с бортовых самописцев, указывали на то, что командир и старший помощник в последние минуты своей жизни пытались взять управление самолётом в свои руки. Старший офицер неоднократно повторял: «Я полагаюсь на Бога». Такая версия не устроила египетскую сторону, и она выдвинула свою – причина катастрофы состояла в неисправности системы управления самолётом.


Air France рейс 447 (2009 г.)

Этот смертельный воздушный инцидент произошёл в 2009 году с участием Airbus А 330, выполнявшего рейс из Рио-де-Жанейро в Париж. Самолёт с 228 пассажирами на борту упал в воды Атлантического океана. Как и в случае с пропавшим малазийским самолётом, пилоты Air France не подали сигнала бедствия. Полномасштабная поисково-спасательная операция в течение пяти дней не давала никаких результатов. Затем были найдены некоторые фрагменты хвостовой части самолёта.

Поиски самолёта, упавшего на дно океана, затянулись на два года. А через ещё год в результате расследования было установлено, что кристаллы льда заблокировали датчики воздушной скорости самолёта – именно это и привело к трагедии.

Добровольный читательский взнос на поддержание проекта

Возможно, самый загадочный случай в истории авиации произошёл с американской писательницей и пионером авиации Амелией Эрхарт

Истории авиации известны случаи, когда самолёты также не подавали сигнала бедствия, а после исчезновения не оставляли никаких следов и обломков.

Вот лишь некоторые из самых громких и таинственных авиакатастроф, в которых не обошлось без мистики:

1. Air France рейс 447 (2009)

Этот смертельный воздушный инцидент произошёл в 2009 году с участием Airbus А 330, выполнявшего рейс из Рио-де-Жанейро в Париж. Самолёт с 228 пассажирами на борту упал в воды Атлантического океана. Как и в случае с пропавшим малазийским самолётом, пилоты Air France не подали сигнала бедствия. Полномасштабная поисково-спасательная операция в течение пяти дней не давала никаких результатов. Затем были найдены некоторые фрагменты хвостовой части самолёта.

Поиски самолёта, упавшего на дно океана, затянулись на два года. А через ещё год в результате расследования было установлено, что кристаллы льда заблокировали датчики воздушной скорости самолёта – именно это и привело к трагедии.

2. Рейс 800 TWA (1996)

Самолёт Boeing 747, направляющийся из Нью-Йорка в Рим, взорвался в воздухе и упал в Атлантический океан. Все 230 пассажиров, находившихся на борту, погибли. Эксперты из Национального совета по безопасности на транспорте установили, что вероятной причиной крушения самолёта был взрыв топливного бака, произошедший из-за несправной электропроводки.

Однако сторонники теории заговора уверены, что причиной взрыва стала заложенная на борт самолёта бомба или столкновение с ракетой Военно-морских сил США.

В ходе проведённого прошлым летом брифинга Национальный совет по безопасности подтвердил, что ни свидетельские показания, ни найденные обломки, ни записи с бортовых самописцев не подтверждают предположение о столкновении самолёта с ракетой.

3. Рейс EgyptAir 990 (1999)

Самолёт Boeing 767, выполнявший регулярные рейсы между Лос-Анджелесом и Каиром, разбился и упал в Атлантический океан почти сразу после взлёта. Катастрофа унесла жизни 200 человек. После 2-летнего расследования было установлено, что крушение самолёта было вызвано неправильными действиями командира экипажа.

Все собранные Национальным советом доказательства, включающие траекторию полёта самолёта и данные с бортовых самописцев, указывали на то, что командир и старший помощник в последние минуты своей жизни пытались взять управление самолётом в свои руки. Старший офицер неоднократно повторял: «Я полагаюсь на Бога». Такая версия не устроила египетскую сторону, и она выдвинула свою – причина катастрофы состояла в неисправности системы управления самолётом.

4. Самолёт «Сессна» (1972)

16 октября 1972 года член конгресса США от демократической партии Томас Хейл Боггс и политик Ник Бегич поднялись на борт двухмоторной «Сессны», которая направлялась в столицу Аляски – город Джуно. Однако самолёту так и не было суждено доставить пассажиров до место назначения – он бесследно исчез. Даже 39-дневные поиски, которые были названы «самыми масштабными в истории Аляски», т.к. в них было задействовано 70 самолётов, не дали никаких результатов.

Выдвигались разные предположения о причине крушения самолёта. Поговаривали, что самолёт был сбит сербами из-за хорватских корней Бегича. Другая версия указывала на политическое прошлое Боггса, входившего в состав Комиссии Уоррена.

5. Амелия Эрхарт (1937)

Загадка последнего полёта Амелии Эрхарт, первой женщины-пилота, остается до сих пор неразгаданной. В 1937 году при попытке совершить кругосветный перелёт на двухмоторном самолёте Локхид Модель 10 Электра Амелия Эрхарт и её штурман Фред Нунан пропали без вести в центральной части Тихого океана. По одной из версий, у самолёта просто закончилось топливо, по другой – Амелия Эрхарт и Фредерик Нунан оказались в плену у японцев, строивших на расположенных в этой части Тихого океана островах свои военные базы.

Еще хотите узнать новости интересные в мире, тогда посещайте наш портал каждый день.

Человек давно был очарован полетом, и, благодаря современным технологиям, эта мечта стала реальностью. Тем не менее, за каждое достижение нужно платить. Человеку и машине свойственно ошибаться, и даже незначительные ошибки могут иметь смертельные последствия. Хотя мы стараемся делать выводы после каждой катастрофы и совершенствовать оборудование, некоторые загадочные авиакатастрофы ставят нас в тупик, заставляя ломать голову над тем, что пошло не так.

9. Звено 19

Несмотря на то, что вылет Звена 19 начался как обычная миссия подготовки ВМС США, он завершился исчезновением шести самолетов, что послужило возникновению легенды о Бермудском треугольнике.

Пять самолетов ВМС Avenger, которые составляли Звено 19 (во главе с Чарльзом Тейлором), вылетели из Форт-Лодердейл, Флорида 5 декабря 1945 года. Погода стояла ясная, и с командой был опытный инструктор. Но через 90 минут после начала упражнения, пилоты стали дезориентированы и не могли распознать ориентиры под собой. Судя по данным радиопереговоров, компас Тейлора вышел из строя, и оказалось, что он перепутал Флорида-Кис с Багамскими островами. Диспетчера на командной башне пытались направить Тейлора обратно в Форт-Лодердейл, и его ученики просили его направиться на запад, но Тейлор продолжал вести их ошибочным курсом, уводя, видимо, дальше в море. В конце концов, башня потеряла контакт с пятью самолетами, и ни один из них с тех пор никто не видел. Как ни странно, но спасательный самолет также пропал без вести в ту ночь во время поисков команды Тейлора. Многие полагают, он взорвался в воздухе, так как он просто пропал с радаров.

Одна из самых любопытных вещей об этом инциденте заключается в том, что Тейлор без объяснения причин просил освободить его от упражнений в тот день. Командование отклонило его просьбу, и он был вынужден отправиться на роковое задание. Что было причиной нежелания Тейлора лететь в тот день?

8. Рейс 990 компании EgyptAir

В день Хэллоуина в 1999 году, рейс 990 авиакомпании EgyptAir в Атлантический океан - погибли 217 человек, все, кто находился на борту. Управление гражданской авиации Египта (ECAA) исследовало катастрофу, но так как у них были ограниченные ресурсы, и самолет упал в международных водах, они попросили заняться расследованием Национальный комитет безопасности перевозок США (NTSB). Американские эксперты были рады помочь, но предварительная экспертиза выявила криминал, после чего дело было отправлено в ФБР. Египтяне категорически отказались и настаивали на том, чтобы NTSB продолжил расследование. Тем не менее, по мере того, как доказательства преступного деяния продолжали накапливаться, египтяне решили, что они все-таки способны разобраться с расследованием и начали проводить свою собственную экспертизу.

Как и следовало ожидать, американская NTSB и египетская ECAA пришли к двум разным выводам. США определили, что второй пилот решил свести счеты с жизнью и намеренно направил самолет вниз, исходя из личных, оставшихся неизвестными, причин. Египтяне списали инцидент на механические неполадки. Ни одно из объяснений не удовлетворило сторонников теории заговора, которые высказывались в пользу теракта и заговора с целью убийства 33 членов египетского генерального штаба, которые находились на борту.

Хотя мы никогда не узнаем, что именно произошло, последние диалоги, записанные на черные ящики, дают нам очень хорошее представление. Пилот сказал: «Что это? Что это? Ты выключил двигатели?» Между тем, второй пилот повторял: «Я полагаюсь на Бога».

7. Star Dust

Самолет Star Dust был гражданской версией бомбардировщика Lancaster и был зарегистрирован на авиакомпанию British South American Airways. В 1947 году он направлялся из Буэнос-Айреса в Сантьяго, Чили, но исчез над Андами всего за несколько минут до запланированного приземления. В свои последние минуты радист самолета передал одно последнее, загадочное сообщение азбукой Морзе: «Stendec».

Никаких следов Stardust отыскать не удалось, и после интенсивных поисков предполагаемого места катастрофы следователи пришли к выводу, что им никогда не узнать, что случилось с самолетом. Пятьдесят лет спустя, туристы обнаружили обломки самолета в тающем леднике. Star Dust сбился с курса и в условиях плохой видимости ошибочно спустился на покрытый облаками горный хребет.

Хотя находка самолета, наконец, положила конец спекуляциям о саботаже и похищении инопланетянами, смысл слова «Stendec» остается загадкой.

6. Рейс 191

Рейс 191 относится не к конкретной аварии, а к инцидентам, которые преследовали ряд рейсов с номером 191. В самом деле, произошло так много катастроф, что, так же, как и владельцы гостиниц, которые отказываются иметь 13-й этаж, некоторые суеверные авиакомпании полностью исключили рейсы с номером 191.

С 60-х годов пять рейсов с номером 191 закончились катастрофами со смертельным исходом, включая худшую авиакатастрофу в американской истории: рейс 191 компании American Airlines, в которой погибло 273 человека. Совсем недавно, в 2012 году, рейс 191 компании JetBlue Airways попал в заголовки газет после того, как пилот сошел с ума во время полета и начал разглагольствовать об Иисусе, террористах и 11-м сентября. Его выгнал из кокпита второй пилот, а пассажиры его утихомирили. Позже его поместили в психиатрическую больницу.

Хотя злосчастье рейсов, номера которых заканчиваются на 191, является, скорее всего, совпадением, нумерологи получили возможность попытаться расшифровать скрытый смысл чисел.

5. Flying Tiger рейс 739

В 1962 году американские военные зафрахтовали самолет Flying Tiger рейс 739 для транспортировки материалов и военнослужащих из Калифорнии в Сайгон, Вьетнам. После посадки для дозаправки на острове Гуам, самолет Super Constellation L-1049 взлетел и исчез над Филиппинским морем. Сигналов бедствия он не подавал, и погода была ясной. Казалось, что самолет просто растворился. После поисков, все 107 человек, находившихся на борту, были объявлены погибшими. Flying Tiger так никогда и не был найден.

Так как обломки не были обнаружены, следователи не смогли определить, что произошло с рейсом 739. Без фактов догадки и теории заговора появились в изобилии. Показания очевидцев утверждают, что они видели инверсионный след и яркую вспышку света вблизи ожидаемого положения самолета.

4. Рейс 427 авиакомпании USAir

132 человека, которые купили билеты на рейс 427 авиакомпании USAir, ожидали совершить быстрый перелет из Чикаго в Питтсбург. К сожалению, в десяти минутах от места назначения в самолете произошли необъяснимые неполадки, и он упал на землю со скоростью примерно 500 километров в час. Все 132 человека, находившиеся на борту, погибли. Это была одна из самых страшных авиакатастроф в истории США. Место трагедии выглядело настолько ужасно, что закаленные ветераны войны не могли спокойно смотреть на него.

Как правило, следователи могут установить причину аварии в течение недели или двух, но в случае рейса 427 потребовалось более четырех лет, чтобы определить причину неисправности. Эксперты изучили каждую теорию, которую только можно себе представить, и в конечном итоге определили, что дефект в руле стал причиной потери пилотами контроля.

Во время разгадывания этой тайны возник другой вопрос: знали ли в USAir о неисправности руля в их самолетах? Похожие аварии в 90-е годы убедили некоторых, что USAir могли бы предотвратить трагедию рейса 427, если бы они расследовали другие аварии более тщательно. Многие члены семей жертв подали в суд на USAir и Boeing Co. Обе компании решили урегулировать иски во внесудебном порядке, выложив почти 50 миллионов долларов.

3. Рейс 800 авиакомпании TWA

В 1996 году рейс 800 компании TWA взорвался и разбился через 12 минут после взлета с аэропорта Джона Ф. Кеннеди. Погибло 230 человек. После четырехлетнего расследования Национальный совет по безопасности транспорта (NTSB) пришел к выводу, что повреждение проводки вызвало искру, которая зажгла запас топлива самолета. Однако такое объяснение противоречит сотням свидетелей ФБР, которые говорят, что видели полосу света, поднявшуюся к самолету, где появился огненный шар. Эти сообщения навели некоторых на мысли, что самолет на самом деле был сбит ракетой.

Кто стал бы сбивать гражданский самолет? Одна из преобладающих теорий заключается в том, что американские военные ошибочно сбили его во время учений военно-морского флота, которые были запланированы недалеко от побережья Лонг-Айденда в тот же день. Другие странности, окружающие это событие, включают частицы взрывчатых веществ на остатках самолета, утверждения, что ФБР подделали доказательства, и расхождения между радиолокационными данными и официальной теорией.

2. Рейс 447 авиакомпании Air France

В 2009 году рейс 447 компании Air France необъяснимо упал в воды Атлантического океана, отправив 228 человек в водяную могилу. Не было сигнала бедствия, и никто не знал, что самолет упал, пока не прошло несколько часов, и пилоты не смогли выйти на запланированный сеанс связи с управлением воздушным движением. «Самолетающий» самолет был, возможно, одним из самых безопасных самолетов в истории, и казалось непостижимым, что он мог просто исчезнуть.

Было невероятно трудно собрать воедино причину катастрофы - обломки были разбросаны на дне океана. Расследование казалось безнадежным, когда черные ящики не удалось обнаружить через 30 дней, когда их приводной маяк прекратил передачу. Тем не менее, французские власти продолжали искать. В 2011 году были наняты частные команды, и они нашли поля обломков в течение недели. ВМС Франции удалось восстановить черные ящики, а также поднять более ста тел погибших.

Было установлено, что самолет начал падать из-за ошибки пилота после отключения автопилота. Хотя большая тайна была, наконец, раскрыта, многие до сих пор удивляются, как опытные пилоты (их было трое на борту) потеряли контроль над самолетом в, казалось бы, управляемой ситуации.

1. Рейс 7 компании Pan Am

8 ноября 1957 года, рейс 7 компании Pan Am только начинал роскошное, кругосветное путешествие, когда он упал в Тихий океан, унеся жизни 44 человек. Обломки были найдены через неделю, когда авианосец ВМС США заметил тела, плавающие к северо-востоку от Гонолулу.

Власти не смогли точно определить причину аварии, но есть несколько любопытных фактов о катастрофе. С одной стороны, не было сигналов бедствия, и обломки находились далеко от курса. Возможно, самым необычным было то, что токсикологические отчеты показали, что в некоторых поднятых из воды телах был высокий уровень окиси углерода.

Спустя более 50 лет, люди до сих пор ищут ответы. Некоторые из современных теорий включают месть члена экипажа, страховое мошенничество и отказ двигателя.

Самолет считается безопасным транспортом. Тем не менее, авиакатастрофы случаются не так редко. После каждой проходит расследование. Тем не менее, некоторые авиакатастрофы до сих пор никто не может объяснить.

Эскадрилья Эвенджер

Самая знаменитая своими загадками авиакатастрофа произошла над печально известным Бермудским треугольником 5 декабря 1945 года. Так называемый, «Вылет 19» был тренировочным полетом пяти торпедоносцев-бомбардировщиков «Эвенджер» во главе с опытным пилотом-инструктором Чарльзом Тэйлором.

Самолёты Эвенджер поднялись в воздух с базы Форт-Лодердейл 5-го декабря 1945 года в 14:10. была ясная, полет шел нормально. Но уже в 15:40 эскадрилья отклонилась от курса, пилоты перестали узнавать местность. Согласно радиопереговорам, компас Тэйлора вышел из строя, казалось, что он путает Флориду-Кис с Багамами. Центр управления попытался перенаправить Тэйлора обратно к Форт-Лодердейлу, но Чарльз продолжал вести их в беспорядочном направлении, все глубже в океан: «Слышу вас очень слабо. Сейчас летим курсом двести семьдесят градусов».

Вскоре диспетчер потерял связь с пятью самолётами и с тех пор их никто не видел и не слышал. Самое интересное, что Тэйлор приказал: «Всем самолётам держаться рядом… если не покажется берег, нам придётся приводниться… Когда у кого-нибудь останется меньше 10 галлонов, все вместе снижаемся». То есть версия, что в падении самолетов виноват недостаток горючего, отпадает. Что ещё более пугающе – спасательный самолет, посланный на выручку команды Тэйлора, пропал в ту же ночь. Многие считают, что он взорвался в полете, так как машина просто исчезла с радара.

Интересно, что Тэйлор накануне пытался отказаться от полета. Ему было отказано. Необъяснимые обстоятельства, сопровождающие катастрофу, дали повод предписывать гибель эскадрильи паранормальным свойствам .

«Звездная пыль»

Еще одно загадочное исчезновение в истории авиации произошло над Андами. Гражданский самолет Star Dast, принадлежавший компании «British South American», в 1947 году совершал полет из Буэнос-Айреса в Сантьяго, но неожиданно исчез где-то в горах всего лишь за пару минут до приземления.

В последние мгновения полета радист передал загадочное сообщение «STENDEC». Больше от пропавшего самолета не было ни слуху, ни духу. Обломки, несмотря на длительные поиски, найти также не удалось. Самое примечательное, что авиалайнер Star Dust был переделанным военным транспортным самолетом Avro Lancastrian и мог подниматься на высоту выше 6 км и развивать до 500 км/ч, преодоление горных пиков для него не должно было составить проблемы.

В 1998 году группа альпинистов случайно наткнулась на фрагмент кожуха двигателя с надписью «OLLS-ROYCE». Поиски лайнера в указанном районе возобновились. Вскоре был обнаружен и самолет. Новая официальная версия гласила: Star Dast отклонился от курса и в условиях плохой видимости врезался в покрытые облаками горы. Тем не менее, тайна слова «Stendec» так и осталась нераскрытой.

«Летучий тигр»

В 1962 году рейс 739 авиалинии Flying Tiger Flight по заказу американской армии перевозил солдат и припасы из Калифорнии в Сайгон, Вьетнам. После дозаправки в Гуаме, самолет взлетел и вскоре буквально растворился над Филиппинским морем. Погода была ясной, и сообщений о помощи не поступало, равно как и в случае с малазийским Боингом.

Поисковые мероприятия, в которых участвовало четыре рода военных сил, не увенчались успехом, все 107 людей, находившихся в самолёте, были объявлены погибшими. Обломки «тигра» так и не нашли. Место отсутствующих фактов заняли слухи и догадки. Некоторые очевидцы утверждали, что видели яркую вспышку света вблизи предполагаемого расположения самолета. В контексте Холодной войны и конфликтов во Вьетнаме появились версии о саботаже. Другим объяснением считали неисправность двигателя, который якобы потерял мощность за три дня до последнего полета.

Прерванный взлет

Саботаж видят и в гибели гражданского самолета, выполнявшего в 1996 году рейс 800 авиалинии Trans World Airlines. Лайнер взорвался и упал через 12 минут после взлета с аэропорта Джона Кеннеди, забрав с собой жизни 230 человек.

Расследование катастрофы заняло 4 года, после чего было установлено, что неисправность в электропроводке вызвала искру, которая подожгла топливо. Казалось бы, все ясно, но очевидцы события, давшие свои показания ФБР, в один голос утверждают, что видели, как к самолёту поднимался луч света, после чего возник огненный шар.

Эти свидетельства, как считают некоторые, доказывают, что самолет был сбит ракетой во время учений флота, которые проходили в то же время недалеко от Лонг-Айленда. Также существуют версии, что спецслужбы США намеренно скрыли следы взрывчатых веществ на останках лайнера.

Воздушный «Титаник»

Подобно печально известному , который считался непотопляемым, Airbus A330, выполнявший 1 июня 2009 году рейс 447 Air France, должен был быть одним из самых безопасных самолетов за всю историю. Тем не менее, по необъяснимым причинам, во время перелета Рио-де-Жанейро – Париж, лайнер упал в Атлантический океан.

Не было сигналов о помощи, никто не знал о произошедшем до тех пор, как пилоты не вышли на связь с диспетчерской в назначенное время. В результате катастрофы погибло 228 человек, во Франции был объявлен трехдневный траур.

Причина катастрофы оставалась неясной. Расследование причин трагедии долго представлялось невозможным – обломки разлетелись на километры по дну океана. Лишь в 2011 году специально нанятая частная компания смогла собрать все останки.

Французский флот достал со дна черные ящики и сотню тел погибших.
Согласно записям, самолет погиб из-за технической неисправности (обмерзание трубок Пито) в результате чего пришлось отключить автопилот; и из-за последующей несогласованности действия экипажа. Неясным остается одно, каким образом, три опытных пилота потеряли управление в стандартной ситуации турбулентности, и зачем при «сваливании» они удерживали нос самолета в приподнятом положении, хотя в таких случаях его опускают вниз.

Тревожные сообщения о пропавших с радара самолетах, как правило, предвещают дальнейшие поиски обломков и подтверждение факта авиакатастрофы. Но бывает и так, что лайнеры исчезают бесследно, а пассажиры спустя 2 месяца поисков оказываются живы.

Утром у греческого острова Карпатос потерпел крушение самолет авиакомпании , направлявшийся из Парижа в Каир. На данный момент уже обнаружены обломки лайнера, но первые сообщения, предвещавшие беду, как это часто бывает, начинались со слов "исчез с радаров". Самолет, не вышедший на связь или исчезнувший с радаров, – тревожный знак, в большинстве случаев предвещающий дальнейшие поисковые операции и подтверждение информации о крушении. Но не всегда все идет по описанному выше сценарию. Не так уж редки случаи, когда исчезнувший самолет так и не удается обнаружить, а полное отсутствие следов катастрофы способно разубедить в том, что она действительно произошла. Бывает, что не вышедшее на связь воздушное судно найти все-таки находят, но причины крушения остаются загадкой.

Один из последних примеров загадочного исчезновения – случай с малайзийским "боингом". 8 марта 2014 года самолет Malaysia Airlines, направлявшийся в Пекин, исчез с радаров через 40 минут после вылета из Куала-Лумпура. Через несколько часов неудачных попыток связаться с "боингом" в управлении воздушного движения Куала-Лумпура объявили код "бедствие". Первая спасательная операция велась в Южно-Китайском море, затем переместилась в Малаккский пролив и в Индийский океан, но не увенчалась успехом и была завершена в апреле того же года. В августе поисковая операция была возобновлена, но обнаружить следы крушения опять не удалось. В 2015-2016 годах у берегов Реюньона были обнаружены фрагменты самолета. Тем не менее место крушения так и не было установлено, так же как и его причины.

17 июня 2014 года с радаров пропал еще один самолет Малайзийских авиалиний. Обломки самолета достаточно быстро обнаружили недалеко от российско-украинской границы, а вот расследование причин заняло некоторое время, и итоговый отчет был опубликован лишь в октябре 2015 года. Но споры о том, кто виноват в трагедии, не прекратились и после публикации результатов расследования.

Тем не менее на фоне более ранних происшествий инцидент со сбитым на Востоке Украины "боингом", не выглядит таким уж загадочным.

Истории известны случаи, когда воздушные суда просто бесследно исчезали. Так, например, случилось 5 декабря 1945 года, когда в районе Бермудского треугольника исчезли сразу пять американских военных самолетов. Они, как и сидевшие за штурвалом пилоты, так и не были обнаружены.

Трагическая романтика

Пассажирские самолеты загадочные трагедии не обходили стороной. Когда 8 ноября 1957 году лайнер компании PanAm с интригующим названием "Романтика в небесах" отправился из аэропорта Калифорнии в рейc под, казалось бы, счастливым номером 7, никто не предполагал, что в аэропорту гавайского Гонолулу он так и не приземлится. В последний раз самолет вышел на связь, преодолев половину пути.

После того как связь с лайнером была потеряна, на поиски направили специальный самолет. Несколько дней поисков в районе предполагаемого крушения не дали никаких результатов. И тела нескольких пассажиров обнаружили лишь 14 ноября. Токсикологическая экспертиза показала высокий уровень содержания моноксида углерода, это дало основания полагать, что причиной гибели пассажиров стало отравление угарным газом, а причина крушения так и не была установлена.

Годы падений

Череда событий, произошедших за 10 лет до крушения роскошного лайнера PanAm, ознаменовала крайне неудачный период в истории авиакомпании British South American Airways (BSAA), созданной бывшими военными пилотами. В конце 1940-х самолеты BSAA пропадали чуть ли не каждый год. Так, в 1948 году, совершая перелет из Лиссабона на Бермудские острова, над Атлантикой исчез лайнер Star Tiger. Самолет сел на дозаправку в Санта-Марии на Азорских островах, а позже, несмотря на сильный ветер и дождь, продолжил свой путь на Бермуды. После 13 часов полета связь со Star Tiger была потеряна. Останки самолета так и не были найдены, а его исчезновение пополнило копилку легенд о мистических случаях в районе Бермудского треугольника.

Год спустя другой самолет BSAA Star Ariel вылетел с Бермудских островов по направлению к Кингстону (Ямайка). Погодные условия характеризовали как отличные, но спустя час полета Star Ariel отправил свое последнее сообщение и больше не выходил на связь. Вскоре начавшиеся поиски оказались безуспешными, несмотря на то что зона предполагаемого падения несколько раз расширялась. Спустя 6 дней после исчезновения лайнер перестали искать, так и не обнаружив ничего, что могло бы свидетельствовать о крушении.


Но самый незаурядный инцидент произошел с самолетом BSAA в августе 1947 года. Тогда самолет Star Dust, совершавший перелет из Буэнос-Айреса в столицу Чили, как и в двух других случаях, просто бесследно исчез. Поиски также не увенчались успехом, а широкий диапазон версий исчезновения включал в себя происки конкурентов или иностранных спецслужб и даже похищение инопланетянами. Никто не ожидал, что по прошествии 50 лет два аргентинских альпиниста обнаружат части авиационного мотора на горе Тупунгато в 80 км от Сантьяго. В 2000 году аргентинской армией были найдены другие обломки самолетов и останки нескольких пассажиров.

После возобновившегося расследования было установлено, что, вероятнее всего, причиной крушения стала ошибка пилотов, которая привела к столкновению с горой. В результате самолет врезался в стену из снега и льда, которая, обрушившись на лайнер, скрыла его на ближайшие полвека.

Уроки выживания в Андах

История с самолетом, погребенным под лавиной снега, повторилась уже в 1972 году. Тогда лайнер Fairchild FH-227D уругвайских ВВС, перевозивший команду по регби Old Cristians, также направлялся в Сантьяго. На пути к пункту назначения самолет, несмотря на неблагоприятные погодные условия, получил разрешение на снижение. Позже решение авиадиспетчера назовут фатальной ошибкой. При снижении самолет зацепил хвостом вершину пика и упал у подножия Анд. Власти Аргентины, Уругвая и Чили незамедлительно начали поиски пропавшего самолета. Но так как цвет фюзеляжа сливался со снежным покровом, найти лайнер так и не удалось. По истечении недели поиски прекратились, а в самолете тем временем оставались выжившие пассажиры.


За 2 следующих месяца непогибшие пассажиры пережили холод, отсутствие еды и сошедшую на место падения лайнера лавину. 3 раза выжившие отправлялись в поход, чтобы позвать на помощь. Третья попытка оказалась успешной, и 16 пассажиров были спасены, а катастрофа FH-227D вошла в историю как "чудо в Андах".

Катастрофа или атака коллекционеров

В конце 70-х годов мир потрясла не менее удивительная история, к сожалению не имевшая столь счастливого конца. 30 января 1979 года Boeing 707-323C авиакомпании Varig Brazilian отправился из Токио в грузовой рейс и меньше чем через час пропал. Командир вышел на связь через 22 минуты после вылета из аэропорта Нарита и сообщил, что полет проходит нормально. К следующему сеансу экипаж не вышел на связь. Предприняв несколько неудачных попыток связаться с лайнером, авиадиспетчер подал сигнал тревоги.

Поиски продолжались 8 дней, но, как и в случае с Star Tiger, не было обнаружено никаких следов крушения – ни обломков, ни хотя бы масляных пятен. Примечательно, что на самолете перевозились картины бразильско-японского художника Манабу Мабе стоимостью $1,2 млн. Это и полное отсутствие информации о случившемся позже породили версию о том, что самолет атаковали коллекционеры, охотившиеся за работами Манабу Мабе. Впрочем, тот факт, что более чем за 30 лет картины так и не всплыли в чьих-либо коллекциях, заставляет всерьез усомниться в этой версии. Другие предположения выглядели еще менее реалистичными. Например, выдвигалось предположение, что самолет, случайно или по принуждению оказавшись над советской территорией, был сбит. Иная версия также предполагала участие в инциденте СССР и гласила, что самолет опять же был сбит советскими войсками, так как перевозил части МиГ-25, который перегнал в Японию советский летчик-перебежчик Виктор Беленко, или коды советской системы "свой-чужой". Тот факт, что МиГ был возвращен в СССР еще в 1976 году, очевидно, поклонников последней версии не сильно беспокоил.

Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter