Где жили ацтеки и майя. Название племен индейцев: майя, ацтеки, инки, ирокезы, могикане, апачи

М. Стингл.Тайны индейских пирамид., М.: «Прогресс», 1982.

М. Стингл. Поклоняющиеся звездам. По следам исчезнувших перуанских государств, М.: «Прогресс», 1983.

М. Стингл. Государство Инков. Слава и смерть «сыновей Солнца», М.: «Прогресс», 1986.

Одна из характерных особенностей искусства доколумбовой Америки – существование огромного количества различных культур, каждая из которых обладала особым, неповторимым стилем. Только на территопии Мексики их было около 11 тыс.

Среди этих культур выделяются три наиболее значительные:

    Культура Ацтеков (Центральная Мексика);

    Культура Майя (Южная Мексика, Гватемала, Гондурас);

    Культура Инков (Перу, Боливия, Эквадор).

Культура Ацтеков.

Культура развивалась на протяжении почти четырех столетий, начиная с XIIв. Вплоть до 1521г., когда испанские конкистадоры (завоеватели) разрушили столицу ацтеков Теночтитлан (древний Мехико). Картес, предводитель конкистадоров, влюбился в Марину (имя, пришедшее в Европу от ацтеков), дочь последнего вождя ацтеков Мантесулы. Только благодаря случайности Картес сумел победить ацтеков. Раненый, он выхватил копье у вождя, и войска ацтеков стали повиноваться ему.

Большинство каменных зданий ацтеков дошло до нас сильно поврежденными. Это прежде всего четырехгранные пирамиды, на которых располагались храмы или дворцы. Ацтеки верили, что через каждые полвека начинается новый период в развитии мира, и в соответствии с этим обновляли храмы и дворцы. Ранее построенный храм вместе с пирамидой покрывался несколькими слоями кладки, так, что он оказывался внутри обновленной пирамиды, на вершине которой строили еще один храм. В одной из пирамид в Тенаюке обнаружено 8 последовательно замурованных храмов. Иногда дворцы и храмы на вершинах строились из дерева, но они не сохранились.

Скульптура ацтеков отличается строгостью и схематизмом. Они создавали огромные культовые статуи, иногда отдаленно напоминающие человека и составленные из символических изображений: кукурузных початков, клыков и т.д. Например, статуя богини Земли и Плодородия Коатликуэ.

Образцов живописи сохранилось мало. До нас дошли яркие декоративные «мозаики» из перьев, наклеенных на плотную ткань, и произведения тончайшего ювелирного искусства.

На территории Мексики проявился самый кровавый в истории человечества культ, связанный с планетой Венерой. Здесь найдена стена черепов, обмазанных глиной.

Ушмаль – комплекс древнеамериканской культуры. Дворец Правителей в Ушмале расположен на искусственной платформе 200170 м. высотой 12м. Сам дворец имеет следующие размеры 98128.5 м. Верхнюю часть Верховного Дворца украшает огромный рельеф. Главный герой рельефа – бог Дождя и Плодородия Чак. Чак – божество-посредник между Богом и человеком, это карлик-страж.

Существовал культ Пернатого змея у теотиуаканцев, толтеков, затем у ацтеков. Люди поклонялись ему как дарителю цивилизации.

Культура Майя.

Яркая культура создана народами майя. Уже в II-IIIвв. нашей эры племена майя основали небольшие города-государства во главе которых стояли жрецы и аристократия.

Как и ацтеки, майя возводили свои постройки на каменных основаниях. Чаще встречаются два типа сооружений: храмы на вершине пирамид; обширные дворцы на высоких каменных столбах (основаниях), которые формировались вокруг открытого двора. Дома майя обычно сооружали на уступах естественного или искусственного холма, отчего их постройки казались многоэтажными. Архитектура майя живописнее и богаче украшена, чем у ацтеков. Фасады зданий декорировались геометрическим орнаментом, рельефами и масками божеств. Иногда массив стены полностью скрыт под каменным кружевом. Часто используются колонны. Известные памятники этой культуры: храм Солнца в Паленке, храм Ягуаров и храм Воинов в Чичен-Ице. На вершину пирамиды Кукулькана в Чичен-Ице ведут четыре лестницы по 91 ступени (914=364). На вершине у святилища Кукулькана – Кецалькоатля есть еще одна 365-я ступень. Пирамиду украшают 52 рельефа. Тольтеки привнесли в майякскую культуру календарь Венеры и высший календарный цикл – 52 года (по 365 дней)

Скульптура достигла высокого развития. В соответствии с очень сложным календарем майя каждые 20 лет воздвигали каменные стелы с рельефами. На лицевой сторонестелы изображалась фигура божества или правителя. Остальные три стороны покрывались иерографическими надписями.

Наивысшего расцвета культура майя достигла в VIII-IXвв. н.э. В это время появились сложные рельефы с многофигурными композициями (стела Пьедрас Неграс, 795г.). У майя существовали дворцы, храмы, монастыри, обсерватории, судебные дворы, рынки, церемониальные площадки, здания парных бань. Они создали подземные каменные водохранилища – Чультуны. Водохранилища высекались в скалах, соединялись каналами и служили для накопления дожневой воды. Майя строили дороги – сакбе (покрытие – известковый бетон, утрамбованный каменным катком), но не знали колеса.

У майя нет центрального управления, нет столицы, все города равноправны.

Лучшие образцы живописи майя – фрески храма в Бонампаке (открыта в 1946г.). Три помещения храма покрыты росписями, изображающими подготовку к сражению, битву и праздник после битвы. Мастера пользовались чистыми, яркими красками. Цвет соотносился с определенной символикой. Древние жители Мексики, замечая в композиции красную фигуру, знали, что речь идет о боге Земли Ксипетотеки, тем самым, о восточном небе с его значениями восхода Солнца, юности и весны.

Над жрецами, совершающими обряд жертвоприношения, жрецами-пророками и жрецами-служителями Солнца стоял верховный жрец майякского государства. Он являлся также Магистром иерографического письма, Главным астрологом и астрономом.

Культура Инков.

Империя инков существовала сравнительно недолго с начала XVв. до 1532г., когда страна захвачена испанскими завоевателями. Письменность инков не расшифрована до конца. Столицей являлся город Куско, знаменитый своим Золотым садом (возможно, мастера, создававшие его, были из народа Чиму).

Архитектура отличается простотой и отсутствием украшений. Храмы, жилища, крепости сложены из огромных каменных глыб (до 350 тонн весом) очень точно пригнанных друг к другу, но не скрепленных связующими растворами (крепость Саксауаман). Дома имели мощные каменные стены и тесные внутренние помещения. Большинство домов лишено окон и освещается через двери. По описанию путешественников, здания первоначально были украшены широкими поясами толстых золотых пластин. Использование драгоценных металлов не в качестве денег, а в качестве декорирующего материала характерно для инков. Например, в храме Солнца в городе Куско несколько помещений украшены изображениями Солнца, Луны, радуги и звезд из золота, серебра и драгоценных камней. В отличие от Центральной Америки, инки сооружали пирамиды высотой до 40м. не для храмов, а для захоронений. Трапециевидные входы и ниши являются характерными особенностями инкской архитектуры.

Каменная скульптура почти не получила развития у инков.

Развито искусство изготовления и росписи керамики. Оно условно делится на несколько периодов. В первый период на сосудах изображаются сцены битвы, рыболовства, мифологические сюжеты. Во второй период росписи практически исчезают, но сами сосуды превращаются в настоящую скульптуру. Чаще всего сосуды делали в форме головы человека, иногда передавая индивидуальные черты. Позднее появляются сосуды в виде животных, плодов и растений.

Основная пища инков – картофель (в том числе и консервированный), кукуруза, тыквы. Инки выращивали коку – наркотическое растение. В империи существовало четкое разделение населения на элиту и основную массу жителей. По закону Инка (правитель империи) женился на своей сестре, которая становилась его законной женой и, как правило, матерью наследника. Кроме главной жены он имел гарем и мог жить с любой из монашек монастырей, так как являлся воплощением бога Солнца на Земле. Наследник назначался при жизни правителя обрядом публичного пострижения волос. Будущий наследник помогал отцу и учился управлению. Существовало 10 возрастных групп населения, каждая из которых имела определенные права и обязанности. 1группа: грудные младенцы. 2 группа: дети до 2 лет. 3группа: играющие дети. 4 группа: дети 9-12 лет. 5 группа: подростки 12-18 лет. 6 группа: 18-25 лет - служащие в армии. 7 группа: 25-50 лет – женатые и ведущие хозяйство. 8 группа: 50-80 лет – старики. 9 группа: 80 лет и старше - глухие старики. 10 группа: больные.

В государстве не было восстаний. Эта социальная система давала обеспечение по старости. Ее поэтому иногда называют «индейским социализмом». В империи не существовало денег, а только натуральный обмен на рынке. Золото используют как украшение. Армия хорошо обучена и оснащена (палицы с каменными или металлическими завершениями). Здесь были прекрасные дороги и почта. Гонцы пробегали от стоянки до стоянки около двух километров, в результате эстафеты 2000 км преодолевалось за 3 дня. Инки слагали стихи, которые впоследствии были записаны иезуитами. Распространено узелковое письмо кипу, на котором можно считать до 1000000. Знать обучалась в университетах 4 года, где изучала язык кечуа, солнечную религию, узелковое письмо кипу, историю и военное дело. Инки ткали плотные ткани, плотностью 8045 нитей/см (современная парашютная ткань имеет плотность 6030 нитей/см). Они делали операции, в том числе и трепанацию черепа.

Последнего Инку звали Тупаку Омару.

Дополнительные сведения.

Древнейшие культуры Перу соотносятся с III тыс. до н.э.

Недалеко от г. Лимы существовала в это время культура, представители которой не знали о существовании металлов, но возводили глиняные и каменные храмы на искусственных платформах. Известен храм Скрещенных рук. Позднее этот жест-знак встречается в Колумбии.

Культура Чавин , связанная с культом Ягуара была распространена в конце II – середине Iтыс. до н.э.

Культура Наска (середина II в. до.н.э.) соотносится с долинами рек Ика, Писко и Наска. Здесь найден «деревянный Стоунхендж Перу» – святилище Эскукерия. Оно состоит из сотен высушенных стволов мескитового дерева. Центр композиции – квадрат, образуемый 12 рядами по 12 колонн в каждом. Найдены гиганские изображения в пустыне Наска. Галерея Пампа-де-Наска – это площадки, линии, спирали, человеческие и звериные «фигурас» (геоглифы). Голова гигантской птицы (длина 120м) направлена к точке восхода Солнца в день зимнего солнцестояния. По версии М. Стингла индейцы хоронили умершего с помощью воздушного шара треугольной формы. Умершего на закате клали в плетеную корзину, воздушный шар поднимался над морем и скрывался за горизонтом.

Культура Мочика (I-VIIвв. до н.э.) оставила после себя пирамиды Солнца и Луны. В Пампа-Гранде. Пирамида Солнца имеет основание 342159 м. Уникальны изделия из золота. До нас дошла легенда о существовании золотого сада и свидетельства очевидцев о комнате с пятью тысячами золотых бабочек, каждая из которых весила меньше грамма и парила в воздухе при незначительных колебаниях воздуха. Бабочки были расплавлены завоевателями. В результате они получили 4 кг 700 г. чистого золота. Вокруг озера Титикака найдено много чульп – погребальных башен прямоугольной и цилиндрической, расширенной кверху формы.

По легенде, основатель культуры Чиму приплыл в Перу с севера со своим отрядом на плотах Его имя Наймлан. «Найм» означает «птица» или «полет». Чиму построили город Чан-Чан площадью 18 кв. км. Город обнесен двумя рядами оборонительных стен и разделен на 10 кварталов 450300 м. Во многих отношениях обычаи, царившие в государстве Чиму мало отличались от обычаев XXVв. Инков. В 1460-х гг. столкнулись две культуры – прибрежная культура Чиму, поклонявшаяся Луне, и горная культура Инков, поклонявшаяся Солнцу. Победа осталась за второй. От культуры Чиму сохранились глиняные рельефы с изображением птиц, рыб, ящериц, лисиц, орнаментов. Верховное божество в Перу издревле изображали в обрамлении арки-змеи, в окружении хищников. Арка символизировала радугу, Млечный Путь, гром, небосвод.

Культура Ольмеков – одна из культур древней Мексики. Сан-Лоренцо – столица ольмеков - была покинута по неизвестным причинам в 900г. Второй столицей «ягуарных» индейцев стала Ла-Вента. В Ла-Венте найдены огромные каменные головы.

Племена Чоль и Цельталь оставили в Паленке (Мексика) знаменитый ансамбль, в котором башня дворца, 4-х этажное здание, являлось одновременно обсерваторией.

Интересна культура тольтеков. Сохранилась Пирамида Утренней звезды в Туле (Толлане).

В первые столетия наглей эры достигла расцвета цивилизация майя. Их называют иногда «древними греками Америки», имея в виду как выдающиеся достижения в науках и искусствах, так и отсутствие у них единого государства. Отдельные города-государства (Паленке, Чйчен-Ица и другие, всего более сотни) враждовали между собой, и ни один не мог объединить всех майя. Однако, по сути, города майя похожи не на греческие полисы с их демократическими традициями, а на города-государства Древнего Двуречья.

Майя строили большие города с великолепными пирамидами и дворцами. Их иероглифическая письменность была наиболее развитой в доколумбовой Америке. Астрономы-жрецы изучали законы движения планет и умели предсказывать солнечные и лунные затмения. Календарь майя был самым совершенным в мире, он и сейчас изумляет своей точностью.

Удивительны достижения майя в области математики. Они впервые ввели понятие нуля. Пользуясь лишь тремя цифрами - единицей, пятёркой и нулём, майя благодаря придуманной ими чрезвычайно удобной позиционной системе счёта могли производить сложнейшие вычисления.

Жертвенный камень диаметром 3,5 м и весом 24 т известен под названием «Камень Солнца» или «Календарь ацтеков». В центре сложного рельефа - лик бога Солнца

Расцвет майя относится к VII-VIII векам. Но междоусобные войны обескровили государства майя, ставшие позже лёгкой добычей испанских завоевателей.

Пирамида майя в Чичен-Ице. Число ступеней на четырёх лестницах, ведущих к храму, вместе с платформой на вершине пирамиды равно числу дней в году - 365

В XIV-XV веках могущественное государство создали ацтеки. Они возглавили союз трёх городов, который подчинил окрестные племена. Формально правитель ацтеков был лишь выборным верховным вождём, фактически же он сосредоточил власть в своих руках и диктовал союзникам свою волю. Ацтекская держава простиралась от Мексиканского залива до Тихого океана. Их столица Теночтитлан (на месте нынешнего Мехико) насчитывала до 100 000 жителей. Побеждённые платили дань ацтекам, они ненавидели завоевателей и жаждали свергнуть их гнёт.

Ацтекская маска. Конец XV - начало XVI в.

В державе ацтеков, воспринявшей многие культурные традиции покорённых народов, достигли высокого уровня земледелие и ремёсла, наука и искусство. Ацтеки поклонялись многим богам, а кровожадному богу войны и солнца Уицилопочтли приносили в жертву людей.

Весьма обширна и, как следствие, имеет различное название племён индейцев, проживающих на открытых землях. Их множество, хотя европейские мореплаватели использовали только один термин к коренным жителям Америки - индейцы.

Заблуждение Колумба и последствия

Со временем стала понятна ошибка: то, что коренные жители - это аборигены Америки. До начала европейской колонизации XV века жители прибывали в различных стадиях общинно-родового строя. У некоторых племён главенствовал отцовский род, а у других господствовал матриархат.

Уровень развития в первую очередь зависел от местоположения и климатических условий. В процессе последующей странами Европы использовалось только общее название племён индейцев для целой группы культурно-родственных племён. Ниже рассмотрим подробно некоторые из них.

Специализация и быт индейцев Америки

Весьма примечательно, что индейцы Америки изготавливали различные керамические изделия. Эта традиция зародилась задолго до контакта с европейцами. В ручной работе применяли несколько технологий.

Были использованы такие способы, как лепка по каркасу и форме, формовка лопаткой, лепка из глиняного шнура и даже скульптурное моделирование. Отличительной особенностью индейцев было изготовление масок, статуэток из глины и ритуальных предметов.

Название племён индейцев довольно разные, ведь они говорили на разных языках и практически не имели письменности. Существует очень много народностей Америки. Давайте рассмотрим наиболее известные из них.

Название племён индейцев и их роль в истории Америки

Мы рассмотрим несколько самых знаменитых гуроны, ирокезы, апачи, могикане, инки, майя и ацтеки. Некоторые из них были с достаточно низким уровнем развития, а другие впечатляли высокоразвитым обществом, уровень которых невозможно определить просто словом «племя» со столь обширными знаниями и архитектурой.

У ацтеков до испанского завоевания сохранялись старые традиции. Их численность составляла около 60 тысяч. Главными занятиями было звероловство и рыбалка. Кроме этого, у племени присутствовало деление на несколько родов с должностными лицами. Из подвластных городов изымалась дань.

Ацтеки отличались тем, что вели достаточно жёсткое централизованное управление и иерархическую структуру. На самой высшей ступени стоял император и жрецы, а на низшей - рабы. Также у ацтеков применялась смертная казнь и человеческие жертвоприношения.

Высокоразвитое общество инков

Самое загадочное племя инков относилось к крупнейшей древней цивилизации. Проживало племя на высоте 4,5 тысячи метров в и Колумбии. Это древнейшее государство просуществовало с XI по XVI века нашей эры.

В его состав входили вся территория государств Боливия, Перу и Эквадор. А также части современных Аргентины, Колумбии и Чили, несмотря на то, что в 1533 году империя уже потеряла большую часть своих территорий. До 1572 года клан смог устоять против нападений конкистадоров, которые весьма были заинтересованы в новых землях.

В обществе инков преобладало земледельческое хозяйство с террасным земледелием. Это было достаточно высокоразвитое общество, использовавшее канализацию и создавшее систему ирригации.

На сегодня многих историков интересует вопрос, почему и куда исчезло столь высокоразвитое племя.

«Наследство» от племён индейцев Америки

Несомненно, понятно, что индейцы Америки внесли серьёзный вклад в развитие мировой цивилизации. Европейцами было позаимствовано возделывание и выращивание кукурузы и подсолнечника, а также некоторых овощных культур: картофеля, томата, перца. Кроме этого, были завезены бобовые, плоды какао и табак. Все это нам досталось от индейцев.

Именно эти культуры помогли в своё время сократить голод в Евразии. Кукуруза впоследствии стала незаменимой кормовой базой для животноводства. Многим блюдам на нашем столе мы обязаны индейцам и Колумбу, завёзшему в Европу «диковинки» того времени.

В ходе Великих географических открытий европейцы открыли для мира не знакомые раньше, неповторимые индейские цивилизации. Ста-рый Свет был поражен оригинальной культурой и искусством этих народов не меньше, чем бесчисленными сокровищами, которыми они владели. История цивилизаций доколумбовой Америки уходит в седую древность. Она является интересной не только сама по себе, необыкно-венно важным является ее влияние на развитие всего мира.

Первые города-государства народа майя с хорошо налаженной систе-мой управления появились в начале нашей эры на территории совре-менной Мексики и других государств Центральной Америки. Майя — единственный из народов доколумбовой Америки, который имел письменность в виде иероглифов. Свои книги (кодек-сы) майя писали красками на длинных полосах материала, изготовленного из растительных волокон, а затем вклады-вали их в футляры. При храмах суще-ствовали библиотеки. Майя имели свой календарь, умели определять затмения Солнца и Луны. Они первыми ввели в математику понятие нуля.

История ацтеков до их появления во второй половине XII в. в Центральной Мексике полна загадок. Свою родину они называли островом Астлан («там, где живут цапли»). Местонахож-дение острова до сих пор остается неизвестным, но именно от него про-исходит слово «ацтек». Кочевые охотники-ацтеки были очень воинст-венными и подчинили себе множество индейских племен. Возникла могущественная империя со столицей Теночтитлан (современный Мехико).

Ацтеки были умелыми земледельцами, замечательно владели гон-чарным и оружейным ремеслами, знали секреты обработки металлов. Когда Эрнан Кортес вступил во владение правителя ацтеков Монтесу-мы, тот, дабы остановить продвижение завоевателей, выслал навстречу им своих послов с дарами для испанского короля. Среди множества драгоценностей находились прекрасные произведения индейских масте-ров — великолепная посуда, изысканные украшения, совершенные фигурки зверей. Такая щедрость, впрочем, не спасла Монтесуму и его народ от коварного уничтожения.

В отличие от основной массы индейских ювелирных изделий, без-жалостно переплавленных европейцами в золотые слитки, подаркам Монтесумы повезло. Они попали прямо к королю и поэтому сохрани-лись. Со временем они произвели неизгладимое впечатление на замеча-тельного немецкого художника Альбрехта Дюрера. Он вспоминал: «За всю свою жизнь я не видел ничего, что бы так порадовало мое сердце, как эти вещи. Итак, я видел среди них чудесные, совершеннейшие изделия и удивлялся такой одаренности людей далеких стран». Материал с сайта

Самым большим государством древней Америки была империя инков с центром в городе Куско, расположенная высоко в горах (на территории современного Перу). Сами инки свою родину называли «Тауантинсуйу» — «четыре соединенных стороны света». Инки (само слово значило «правитель») обожествляли Солнце и были прекрасны-ми астрономами. Они успешно занимались земледелием, разводили стада лам, изготовляли качественные ткани. Инки изобрели ориги-нальное узелковое письмо — «кипу». Оно представляло собой шнур, к которому в виде подвесок привязывали разноцветные нитки. Комбини-рование таких ниток позволяло делать необходимые «записи». Один из найденных образцов «кипу» весит 6 кг. Город Куско встретил захватчиков-европейцев удивительными дворцами, храмами и площадями, а от четырех ворот столицы начинались дороги, ведущие в четыре сторо-ны света.


Мачу-Пикчу - город инков. Современный вид

Конкиста разрушила древние индейские цивилизации. Целые госу-дарства и культуры были стерты с лица земли. Сами же майя, ацтеки, инки и другие доколумбовые народы Америки превратились в рабов или были массово физически уничтожены. Таким образом, Великие географические открытия имели печальные и трагические страницы в своей истории.

В Новом Свете представлены почти все стадии древней истории человечества

Введение

Культурные области Америки

К тому времени, когда испанские корабли появились у восточного побережья Нового Света, этот огромный континент, включая острова Вест-Индии, был населен множеством индейских племен и народностей, находившихся на разных уровнях развития. Большинство из них были охотниками, рыболовами, собирателями или примитивными земледельцами; лишь в двух сравнительно небольших областях западного полушария - в Мезоамерике и Андах - испанцы встретили высокоразвитые индейские цивилизации. На их территории родились наивысшие культурные достижения доколумбовой Америки. К моменту ее «открытия», в 1492 г., там жило до ²/з всего населения континента, хотя по своим размерам эти области составляли лишь 6,2% общей его площади. Именно здесь находились центры происхождения американского земледелия, а на рубеже нашей эры возникают самобытные цивилизации предков науа, майя, сапотеков, кечуа, аймара и др.

В научной литературе эта территория получила название Срединная Америка или Зона высоких цивилизаций. Она подразделяется на три района:

  • северный - Мезоамерика
  • южный - Андская область (Боливия - Перу)
  • промежуточный район между ними (южная часть Центральной Америки, Колумбия, Эквадор)

В промежуточной зоне развитие местных народов хоть и достигло значительной степени, но так и не поднялось до вершин государственности и цивилизации. Приход европейских завоевателей прервал всякое самостоятельное развитие аборигенного населения названных областей. Только теперь благодаря труду нескольких поколений археологов мы начинаем наконец понимать, какой богатой и яркой была история доколумбовой Америки.

Исторические процессы

Новый Свет представляет собой и уникальную историческую лабораторию, поскольку процесс развития местной культуры происходил в целом самостоятельно, начиная от эпохи позднего палеолита (30-20 тыс. лет назад) - времени заселения континента из Северо-Восточной Азии через Берингов пролив и Аляску - и до тех пор, пока ему не был положен конец нашествием европейских завоевателей. Таким образом, в Новом Свете прослеживаются почти все основные стадии древней истории человечества: от первобытных охотников на мамонтов до строителей первых городов - центров раннеклассовых государств и цивилизаций. Уже простое сопоставление пути, пройденного коренным населением Америки в доколумбову эпоху, с вехами истории Старого Света дает необычайно много для выявления общеисторических закономерностей.

Требует некоторых разъяснений и сам термин «открытие Америки» Колумбом, часто встречающийся в исторических работах как отечественных, так и зарубежных авторов. Не раз справедливо указывалось, что этот термин неверен фактически, поскольку до Колумба берегов Нового Света достигали с востока римляне, викинги и др., а с запада - полинезийцы, китайцы, японцы и т. д. Нужно учитывать также, что этот процесс взаимодействия и взаимообмена двух культур не был односторонним. Для Европы открытие Америки имело колоссальные политические, экономические и интеллектуальные последствия.

Культурные контакты Нового и Старого света

Нефритовая антропоморфная маска. Культура «ольмеков». 1 тыс до н.э.

Индейские цивилизации Нового Света сумели достигнуть своего апогея без важнейших технических достижений древности, к которым относились выплавка железа и стали, разведение домашних животных (особенно тягловых и вьючных), колесный транспорт, гончарный круг, плужное земледелие, арка в архитектуре и т. д. В Андской области обработка цветных металлов, золота и серебра производилась еще во II тыс. до н. э., и к моменту прихода европейцев инки широко использовали в своей практике не только бронзовое оружие, но и бронзовые орудия труда. Однако в Мезоамерике металлы (кроме железа) появились уже на закате цивилизаций классического периода (I тыс. н. э.) и использовались главным образом для изготовления украшений и культовых предметов.

Мезоамерика

Быстрый прогресс археологических исследований в важнейших центрах Срединной Америки в сочетании с усилиями лингвистов, этнографов, историков, антропологов и др. позволяет сейчас, пусть в самой общей форме, проследить основные этапы развития древней цивилизации в Новом Свете, выявить ее характерные черты и особенности.

Речь пойдет, конечно, только о наиболее выдающихся индейских цивилизациях Мезоамерики и Андской области.

Особая культурно-географическая область - Мезоамерика (или Месоамерика) - представляет собой северный район зоны высокоразвитой цивилизации Нового Света и включает в себя Центральную и Южную Мексику, Гватемалу, Белиз (бывш. Брит. Гондурас), западные районы Сальвадора и Гондураса. В этой области, отличающейся разнообразием природных условий и пестрым этническим составом, к концу I тыс. до н. э. произошел переход от первобытнообщинного строя к раннеклассовому государству, что сразу же выдвинуло местных индейцев в число наиболее развитых народов Древней Америки. На протяжении свыше полутора тысяч лет, которые отделяют появление цивилизации от испанского завоевания, границы Мезоамерики претерпевали значительные изменения. В целом эпоху цивилизации в пределах этой культурно-географической области можно разделить на два периода:

  • ранний, или классический (рубеж н. э. - IX в. н. э.)
  • поздний, или постклассический (X-XVI вв. н. э.)

В I тыс. н. э. в зону высоких культур Мезоамерики не входила Западная и Северо-Западная Мексика. Северная граница цивилизации проходила тогда по р. Лерма и совпадала с северными пределами культуры Теотихуакана. Южные рубежи Мезоамерики были одновременно и южной границей цивилизации майя, проходившей по р. Улуа в Западном Гондурасе и р. Лемпа в Западном Сальвадоре. В постклассическое время западные (государство тарасков) и часть северных (Сакатекас, Касас-Грандес) областей Мексики также входят в пределы Мезоамерики, значительно расширив тем самым общую ее территорию.

«Ольмекская проблема»

Гигантская каменная голова в шлеме. Культура «ольмеков». Ла-Вента (штат Табаско, Мексика). I тыс. до н.э.

К числу наиболее значительных мезоамериканских культур классического периода относятся теотихуаканская (Центральная Мексика) и майяская (южномексиканские области, Белиз, Гватемала, запад Сальвадора и Гондураса). Но прежде несколько слов о «первой цивилизации» Мезоамерики - культуре «ольмеков» на южном побережье Мексиканского залива (Табаско, Веракрус). Население этих областей в начале I тыс. до н. э. (800-400 гг. до н. э.) достигло высокого уровня культуры: в это время появляются первые «ритуальные центры» в Лa-Венте, Сан-Лоренсо и Трес-Сапотес, сооружаются пирамиды из адобов (самана) и глины, устанавливаются резные каменные монументы с сюжетами преимущественно мифологического и религиозного содержания.

Среди последних выделяются гигантские каменные антропоморфные головы в шлемах, вес которых иногда достигает 20 тонн. Для «ольмекского» стиля искусства характерна низкорельефная резьба по базальту и нефриту. Основным мотивом ее была фигура плачущего пухлого ребенка с приданными ему чертами ягуара. Эти «младенцы-ягуары» украшали и изящные нефритовые амулеты, и массивные топоры-кельты (у «ольмеков» существовал культ каменного топора как символа плодородия), и гигантские базальтовые стелы. Другой примечательной чертой «ольмекской» культуры был следующий ритуал: в глубоких ямах на центральных площадях поселений устраивались тайники с приношениями богам в виде отесанных блоков нефрита и серпентина, топоров-кельтов и статуэток из тех же материалов и т. д. общим весом в десятки центнеров. Эти материалы доставлялись в «ольмекские» центры издалека: например, в Ла-Венту - с расстояния 160 и даже 500 км. Раскопки на другом «ольмекском» селении - Сан-Лоренсо - также выявили и гигантские головы, и ряды ритуально захороненных монументальных скульптур в чисто «ольмекском» стиле.

По серии радиоуглеродных дат это относится к 1200-900 гг. до н. э. Именно на основе вышеприведенных данных и была сформулирована гипотеза о том, что «ольмеки» - создатели самой ранней цивилизации Мезоамерики (1200-900 гг. до н. э.) и уже от нее происходят все остальные высокоразвитые культуры Мезоамерики - сапотекская, теотихуаканская, майя и др. Вместе с тем сегодня приходится говорить о том, что «ольмекская» проблема еще весьма далека от своего решения. Мы не знаем об этнической принадлежности носителей этой культуры (термин «ольмеки» заимствован от названия тех этнических групп, которые обосновались на южном побережье Мексиканского залива накануне конкисты). Нет ясности по поводу основных этапов развития культуры «ольмеков», точной хронологии и материальных признаков этих этапов. Неизвестна и общая территория распространения этой культуры, ее социально-политическая организация.

На наш взгляд, культура «ольмеков» со всеми ее проявлениями отражает длительный путь развития: от конца II тыс. до н. э. до середины - последних веков I тыс. до н. э. Можно предполагать, что «ритуальные центры» с монументальной скульптурой появляются в Веракрусе и Табаско примерно в первой половине I тыс. до н. э. (возможно, даже и в 800 г. до н. э.), как в Ла-Венте. Но все, что представлено там археологически в 800-400 гг. до н. э., вполне соответствует уровню «вождеств», «союзов племен», т. е. заключительной стадии первобытнообщинной эпохи. Показательно, что первые известные нам образцы письменности и календаря появляются на «ольмекских» памятниках только с I в. до н. э. (стела С в Трес-Сапотес и др.). С другой стороны, такие же «ритуальные центры» - с пирамидами, монументами и календарными иероглифическими надписями представлены в Оахаке с VII-VI вв. до н. э., а без надписей - в горной Гватемале, у предков майя, по крайней мере с середины I тыс. до н. э. Таким образом, вопрос о «культуре-родоначальнице», породившей все остальные, для Мезоамерики сейчас отпадает: видимо, имело место параллельное развитие сразу в нескольких ключевых областях - долине Мехико, долине Оахаки, горной Гватемале, равнинных областях майя и т. д.

Теотихуакан

В 50 км к северо-востоку от г. Мехико, там, где высокие горные хребты расступаются, образуя большую и плодородную долину (это ответвление долины Мехико), находятся руины Теотихуакана - в прошлом столицы древнейшей цивилизации Центральной Мексики, важный культурный, политико-административный, экономический и культовый центр не только этого региона, но и всей Мезоамерики в I тыс. н. э.

По подсчетам ученых, к 600 г. н. э. - моменту наивысшего расцвета - общая территория города составляла свыше 18 кв. км, а население - от 60 до 120 тыс. человек. Основное ритуально-административное ядро Теотихуакана, сложившееся уже к I в. н. э., было тщательно спланировано вокруг двух пересекающихся под прямым углом и ориентированных по странам света широких улиц-осей: с севера на юг проспект Дорога Мертвых длиной свыше 5 км, а с запада на восток - безымянный проспект длиной до 4 км.

Интересно, что на северном конце Дороги Мертвых находится гигантский массив Пирамиды Луны (высота 42 м), сложенный из сырцового кирпича и облицованный нетесаным вулканическим камнем. По своей конструкции и внешнему виду она - точная копия своей старшей сестры Пирамиды Солнца, расположенной на левой стороне проспекта и представляющей собой грандиозное пятиярусное сооружение с плоской вершиной, на которой стоял когда-то храм. Высота колосса - 64,5 м, длина сторон основания - 211, 207, 217 и 209 м, общий объем - 993 тыс. куб. м. Предполагается, что для строительства пирамиды потребовался труд не менее 20 тыс. человек в течение 20-30 лет.

У пересечения с поперечным проспектом Дорога Мертвых упирается в обширный комплекс построек, возведенных на одной гигантской низкой платформе и объединенных под общим названием «Сьюдадела», что по-испански означает «цитадель». Один из главных исследователей города, Р. Миллон (США), считает, что это - «текпан» (ацтекский дворец) правителя Теотихуакана. В этом ансамбле изящных построек выделяется храм в честь бога Кецалькоатля - Пернатого Змея, покровителя культуры и знаний, бога воздуха и ветра, одного из главных божеств местного пантеона. Само здание храма полностью разрушено, но зато прекрасно сохранилось его пирамидальное основание, состоящее из шести постепенно уменьшающихся каменных платформ, поставленных друг на друга. Фасад пирамиды и балюстрада парадной лестницы украшают скульптурные головы самого Кецалькоатля и бога воды и дождя Тлалока в образе бабочки. При этом зубы голов Пернатого Змея были расписаны белой краской, а глаза бабочек имели вставные зрачки из дисков обсидиана.

К западу от Сьюдаделы расположен обширный комплекс построек (площадью примерно 400×600 м). который археологи рассматривают как главный городской рынок. Вдоль главного проспекта Теотихуакана - Дороги Мертвых находятся руины десятков пышных храмовых и дворцовых сооружений. К настоящему времени некоторые из них раскопаны и реконструированы, так что любой может получить общее представление об их архитектуре и живописи. Таков, например, Дворец Кецальпапалотля или Дворец Пернатой Улитки (часть помещений дворца имеет каменные квадратные колонны с низкорельефными изображениями Пернатой Улитки). Дворец - обширный комплекс жилых, общественных и складских помещений, сгруппированных вокруг внутренних двориков.

Стены зданий сложены из адобов или камня, оштукатурены и часто либо окрашены в какой-либо яркий цвет, либо (особенно внутри) имеют красочные фресковые росписи. Наиболее выдающиеся образцы фресковой живописи Теотихуакана представлены также в Храме Земледелия, в группах Тетитла, Атетелько, Сакуала и Тепантитла. Они изображают людей (представителей элиты и жрецов), богов и животных (орлов, ягуаров и т. д.). Своеобразную черту местной культуры составляют также антропоморфные (видимо, портретные) маски из камня и глины (в последнем случае - с многоцветной раскраской). В III-VII вв. н. э. в Теотихуакане получает широкое распространение оригинальный стиль керамики (цилиндрические сосуды-вазы на ножках и без таковых с фресковой росписью или резным орнаментом и лощением) и терракотовых статуэток.

В архитектуре города преобладают постройки на пирамидальных основаниях различной высоты, при этом для оформления последних характерно сочетание вертикальных и наклонных поверхностей (стиль вертикальной «панели и склона»).

Фрагмент из рисуночного «Кодекса Нутталь». Культура миштеков. XIII-XV вв. н.э.

Описанный выше ритуально-административный центр Теотихуакана был окружен со всех сторон жилыми кварталами в виде скоплений домов-блоков (длиной до 60 м), спланированных по странам света вдоль регулярной сети узких прямых улиц. Каждый блок состоял из жилых, хозяйственных и подсобных помещений, разбитых вокруг прямоугольных внутренних двориков и служивших, видимо, местом обитания группы родственных семей. Это - одноэтажные, с плоскими крышами постройки, сделанные из сырцового кирпича, камня и дерева. Они обычно сконцентрированы в более крупные единицы - «кварталы» (исп. баррио), а те в свою очередь - в четыре больших «района».

Теотихуакан был крупнейшим в Мезоамерике центром ремесла и торговли. Археологами найдено в городе до 500 ремесленных мастерских (из них - 300 мастерских по обработке обсидиана), кварталы иноземных торговцев и «дипломатов» из Оахаки (культура сапотеков) и с территории майя. Изделия же теотихуаканских мастеров встречаются в I тыс. н. э. от Северной Мексики до Коста-Рики. Несомненно, что культурное, экономическое (и, вероятно, политическое) влияние города в период его наивысшего расцвета распространялось на большую часть Мезоамерики.

И вдруг в конце VII в. н. э. огромный город внезапно гибнет, уничтоженный пламенем гигантского пожара. Причины этой катастрофы до сих пор остаются невыясненными. Однако следует напомнить, что Теотихуакан был в I тыс. н. э. северным форпостом зоны мезоамериканских цивилизаций. Он непосредственно граничил с пестрым и беспокойным миром варварских племен Северной Мексики. Среди них мы находим и оседлых земледельцев, и бродячие племена охотников и собирателей. Теотихуакан, подобно древним земледельческим цивилизациям Средней Азии, Индии и Переднего Востока, постоянно ощущал давление этих воинственных племен на свою северную границу. При определенном стечении обстоятельств один из неприятельских походов в глубь страны, видимо, закончился захватом и разрушением и самого Теотихуакана. После этого страшного разгрома город так и не оправился, а на авансцену мезоамериканской истории выдвигаются новые, более могущественные силы - города-государства Аскапоцалько, Чолула, Сочикалько и позднее, с IX в. н. э., - государство тольтеков.

Цивилизация майя классического периода (I-IX вв. н. э.)

География и история майя

«Храм надписей». Культура майя. Паленке. VIII в. н.э.

Майя, словно бросая вызов судьбе, надолго обосновались в негостеприимных центральноамериканских джунглях, выстроив там свои белокаменные города. За пятнадцать веков до Колумба они изобрели точный солнечный календарь и создали единственную в Америке развитую иероглифическую письменность, использовали в математике понятие нуля, уверенно предсказывали солнечные и лунные затмения. Уже в первые века нашей эры они достигли поразительного совершенства в архитектуре, скульптуре и живописи.

Но майя не знали металлов, плуга, колесных повозок, домашних животных, гончарного круга. Фактически, если исходить лишь из набора их орудий, они были еще людьми каменного века. Происхождение майяской культуры окутано таинственностью. Мы знаем только, что появление первой «классической» цивилизации майя относится к рубежу нашей эры и связано с лесными равнинными областями на юге Мексики и севере Гватемалы. В течение многих столетий здесь существовали многолюдные государства и города. Но в IX-X вв. период расцвета закончился внезапной жестокой катастрофой. Города на юге страны были заброшены, население резко сократилось, и вскоре тропическая растительность укрыла своим зеленым ковром памятники былого величия.

После X в. развитие культуры майя, правда уже несколько измененной влиянием со стороны чужеземных завоевателей-тольтеков, пришедших из Центральной Мексики и с побережья Мексиканского залива, продолжалось на севере - на полуострове Юкатан - и на юге - в горах Гватемалы. Испанцы застали там свыше двух десятков небольших постоянно враждующих между собой индейских государств, каждое из которых имело свою династию правителей. К началу испанского завоевания в XVI в. индейцы майя занимали обширную и разнообразную по природным условиям территорию, включавшую в себя современные мексиканские штаты Табаско, Чьяпас, Кампече, Юкатан и Кинтана-Роо, а также всю Гватемалу, Белиз, западные районы Сальвадора и Гондураса.

Границы области майя в I тыс. н. э., по-видимому, более или менее совпадали с упомянутыми выше. В настоящее время большинство ученых выделяют в пределах этой территории три крупные культурно-географические области или зоны:

  • Северную (п-ов Юкатан)
  • Центральную (Северная Гватемала, Белиз, Табаско и Чьяпас в Мексике)
  • Южную (горная Гватемала)

Начало классического периода в низменных лесных областях майя отмечено появлением таких новых черт культуры, как иероглифическая письменность (надписи на рельефах, стелах, притолоках, росписях керамики и фресках, предметах мелкой пластики), календарные даты по эре майя (так называемого Длинного Счета - числа лет, прошедших от мифической даты 3113 г. до н. э.), монументальная каменная архитектура со ступенчатым «ложным» сводом, культ ранних стел и алтарей, специфический стиль керамики и терракотовых статуэток, оригинальная настенная живопись.

Архитектура

Архитектура в центральной части любого крупного города майя I тыс. н. э. представлена пирамидальными холмами и платформами различных размеров и высоты. Внутри они обычно сооружены из смеси земли и щебня и облицованы снаружи плитами тесаного камня, скрепленными известковым раствором. На их плоских вершинах стоят каменные здания: небольшие постройки из одной-трех комнат на высоких башнеобразных пирамидах-основаниях (высота некоторых из таких пирамид-башен, как, например, в Тикале, достигает 60 м). Это, вероятно, храмы. А длинные многокомнатные ансамбли на низких платформах, обрамляющих внутренние открытые дворики, скорее всего резиденции знати или дворцы, поскольку перекрытия этих зданий сделаны обычно в виде ступенчатого свода, стены их очень массивны, а внутренние помещения сравнительно узки и невелики по размерам. Единственным источником света в комнатах служили узкие дверные проемы, поэтому внутри уцелевших храмов и дворцов царят прохлада и полумрак. В конце классического периода у майя появляются площадки для ритуальной игры в мяч - третий тип основных монументальных построек местных городов. Основной единицей планировки в городах майя были прямоугольные мощеные площади, окруженные монументальными зданиями. Очень часто важнейшие ритуально-административные постройки располагались на естественных или искусственно созданных возвышениях - «акрополях» (Пьедрас-Неграс, Копан, Тикаль и др.).

Рядовые жилища строились из дерева и глины под крышами из сухих пальмовых листьев и были, вероятно, похожи на хижины индейцев майя XVI-XX вв., описанные историками и этнографами. В классический период, как и позднее, все жилые дома стояли на невысоких (1-1,5 м) платформах, облицованных камнем. Отдельно стоящий дом - явление, редкое у майя. Обычно жилые и подсобные помещения образуют группы из 2-5 построек, расположенных вокруг открытого внутреннего дворика (патио) прямоугольной формы. Это - резиденция большой патрилокальной семьи. Жилые «патио-группы» имеют тенденцию объединяться в более крупные единицы - наподобие городского «квартала» или его части.

Монументальной скульптура и живопись

В VI-IX вв. майя достигли наивысших успехов в развитии различных видов неприкладного искусства, и прежде всего в монументальной скульптуре и живописи. Скульптурные школы Паленке, Копана, Йашчилана, Пьедрас-Неграс добиваются в это время особой тонкости моделировки, гармоничности композиции и естественности в передаче изображаемых персонажей (правителей, жрецов, сановников, воинов, слуг и пленных). Знаменитые фрески Бонампака (Чьяпас, Мексика), относящиеся к VIII в. н. э., представляют собой целое историческое повествование: сложные ритуалы и церемонии, сцены набега на чужие селения, жертвоприношение пленных, празднество, танцы и шествия сановников и вельмож.

Благодаря работам американских (Т. Проскурякова, Д. Келли, Г. Берлин, Дж. Кублер и др.) и советских (Ю. В. Кнорозов, Р. В. Кинжалов) исследователей удалось убедительно доказать, что монументальная скульптура майя I тыс. н. э. - стелы, притолоки, рельефы и панели (а также иероглифические надписи на них) - это мемориальные памятники в честь деяний майяских правителей. Они рассказывают о рождении, вступлении на престол, войнах и завоеваниях, династических браках, ритуальных обрядах и прочих важных событиях из жизни светских владык почти двух десятков городов-государств, которые существовали, по данным археологии, в Центральной области майя в I тыс. н. э.

Совершенно по-иному определяется сейчас и назначение некоторых пирамидальных храмов в городах майя. Если прежде они считались святилищами важнейших богов пантеона, а сама пирамида - лишь высоким и монолитным каменным постаментом для храма, то за последнее время под основаниями и в толще ряда таких пирамид удалось обнаружить пышные гробницы царей и членов правящих династий (открытие А. Руса в Храме Надписей, Паленке и др.).

Новое в исследованиях городов майя

Заметные изменения претерпели за последнее время и представления о характере, структуре и функциях крупных майяских «центров» I тыс. н. э. Широкие исследования археологов США в Тикале, Цибилчальтуне, Эцне, Сейбале, Бекане и др. выявили наличие там значительного и постоянного населения, ремесленного производства, привозных изделий и многих других черт и признаков, свойственных древнему городу как в Старом, так и в Новом Свете.

Подлинной сенсацией в майянистике явилось открытие американским исследователем Майклом Ко полихромной расписной керамики из наиболее пышных захоронений майяских аристократов и правителей I тыс. н. э. Сопоставляя сюжеты, представленные на этих глиняных вазах, с описаниями подвигов героев-близнецов в подземном царстве из эпоса майя-киче «Пополь-Вух» (XVI в.), ученый обратил внимание на их частичное совпадение. Это позволило Ко предположить, что изображения и надписи на каждом сосуде описывают смерть майяского правителя, длительное путешествие его души по страшным лабиринтам царства мертвых, преодоление разного рода препятствий и последующее воскрешение владыки, который превращался в конечном счете в одного из небесных богов. Все перипетии этого опасного путешествия полностью повторяли миф о приключениях героев-близнецов в преисподней из эпоса «Пополь-Вух». Кроме того, американский исследователь установил, что надписи или отдельные их части, представленные почти на всех расписных полихромных вазах VI-IX вв. н. э., часто повторяются, т. е. имеют стандартный характер. Чтение же этих «стандартных надписей» (так называемая формула возрождения) успешно осуществил советский ученый Ю. В. Кнорозов. Благодаря этому перед нами открылся теперь совершенно новый, неведомый прежде мир - мифологические представления древних майя, их концепция жизни и смерти, религиозные воззрения и многое другое. — более развернутая характеристика.

Цивилизация ацтеков

Образование государства

После гибели Теотихуакана Центральная Мексика на долгие десятилетия становится ареной драматических и бурных событий: все новые и новые волны воинственных варварских племен «чичимеков» вторгаются сюда с севера и северо-запада, сметая еще уцелевшие островки теотихуаканской цивилизации в Аскапоцалько, Портесуэло, Чолуле и т. д. Наконец, в конце IX - начале X в. в результате слияния этих двух потоков - пришлого («чичимекского») и местного (теотихуаканского) - на северо-востоке региона возникает могущественное государство тольтеков с центром в г. Туле-Толлане (Идальго, Мексика).

Но и это государственное образование оказалось недолговечным. В 1160 г. вторжение новых групп варваров с севера сокрушило Толлан и положило начало очередному периоду нестабильности в политической истории Мезоамерики. Среди воинственных пришельцев были теночки-ацтеки (астеки), полуварварское племя, направляемое к поискам лучшей доли указаниями своего племенного бога Уицилопочтли. Согласно преданиям, именно божественное провидение предопределило и выбор места для строительства будущей ацтекской столицы - Теночтитлана в 1325 г.: на пустынных островах в западной части обширного озера Тескоко. В это время в долине Мехико вели борьбу за лидерство несколько городов-государств, среди которых выделялись более могущественные Аскапоцалько и Кульхуакан. Ацтеки вмешались в эти хитросплетения местной политики, выступая в роли наемников у наиболее сильных и удачливых хозяев.

В 1427 г. ацтеки организовали «тройственную лигу» - союз городов-государств Теночтитлана, Тескоко и Тлакопана (Такубы) - и приступили к последовательному завоеванию сопредельных областей. К моменту прихода испанцев в начале XVI в. так называемая Ацтекская империя охватывала огромную территорию - около 200 тыс. кв. км - с населением 5-6 млн человек. Ее границы простирались от Северной Мексики до Гватемалы и от Тихоокеанского побережья до Мексиканского залива.

Столица ацтеков — Теночтитлан

Столица «империи» - Теночтитлан - со временем превратилась в огромный город, площадь которого составляла около 1200 га, а количество жителей, по разным оценкам, достигало 120-300 тыс. человек. С материком этот островной город был связан тремя большими каменными дорогами-дамбами, имелась и целая флотилия лодок каноэ. Подобно Венеции, Теночтитлан был прорезан правильной сетью каналов и улиц. Ядро города образовывал его ритуально-административный центр: «священный участок» - обнесенный стенами квадрат длиной 400 м, внутри которого находились главные городские храмы («Темпло Майор» - храм со святилищами богов Уицилопочтли и Тлалока, храм Кецалькоатля и др.), жилища жрецов, школы, площадка для ритуальной игры в мяч. Рядом располагались ансамбли пышных дворцов ацтекских правителей - «тлатоани». По словам очевидцев, дворец Монтесумы II (точнее, Моктесумы) насчитывал до 300 комнат, имел большой сад, зоопарк, купальни.

Вокруг центра теснились жилые кварталы, населенные торговцами, ремесленниками, земледельцами, чиновниками, воинами. На огромном Главном рынке и меньших по величине квартальных базарах велась торговля местными и привозными продуктами и изделиями. Общее впечатление о великолепной ацтекской столице хорошо передают слова очевидца и участника драматических событий конкисты - солдата Берналя Диаса дель Кастильо из отряда Кортеса. Стоя на вершине высокой ступенчатой пирамиды, конкистадор с изумлением взирал на странную и динамичную картину жизни огромного языческого города: «И мы увидели огромное количествов лодок, одни приходили с различными грузами, другие… с разнообразными товарами… Все дома этого великого города… находились в воде, а из дома в дом можно было попасть только по висячим мостам или на лодках. И видели мы… языческие храмы и часовни, напоминавшие башни и крепости, и все они сверкали белизной и вызывали восхищение».

Гибель империи

Теночтитлан был захвачен Кортесом после трехмесячной осады и ожесточенной борьбы в 1521 г. И прямо на руинах ацтекской столицы, из камней ее дворцов и храмов, испанцы построили новый город - Мехико, быстро растущий центр своих колониальных владений в Новом Свете. Со временем остатки ацтекских построек были перекрыты многометровыми напластованиями современной жизни. В этих условиях вести систематические и широкие археологические исследования ацтекских древностей практически почти невозможно. Лишь от случая к случаю в ходе земляных работ в центре Мехико появляются на свет каменные изваяния - творения древних мастеров.

Поэтому подлинной сенсацией стали открытия конца 70-80-х гг. XX в. при раскопках Главного храма ацтеков - «Темпло Майор» - в самом центре Мехико, на площади Сокало, между кафедральным собором и президентским дворцом. Сейчас вскрыты уже святилища богов Уицилопочтли (бог солнца и войны, глава ацтекского пантеона) и Тлалока (бог воды и дождя, покровитель земледелия), обнаружены остатки фресковых росписей, каменная скульптура. Особенно выделяются круглый камень диаметром свыше трех метров с низкорельефным изображением богини Койольшаухки - сестры Уицилопочтли, 53 глубокие ямы-тайника, заполненные ритуальными приношениями (каменные фигурки богов, раковины, кораллы, благовония, керамические сосуды, ожерелья, черепа принесенных в жертву людей и т. д.). Вновь обнаруженные материалы (общее их число превышает несколько тысяч) расширили существовавшие представления о Материальной культуре, религии, торгово-экономических и политических связях ацтеков в период расцвета их государства в конце XV - начале XVI в.

Цивилизации Южной Америки

Какие племена и народности населяли в древности Перу? Подавляющее большинство считает, что ими были инки. И это кажется правильным. Когда в 1532 г. испанские конкистадоры ступили на перуанскую землю, вся страна, а также Эквадор, Боливия и Северное Чили входили в пределы гигантской инкской империи, или, как сами инки называли свое государство - Тауантинсуйю. Общая протяженность Тауантинсуйю вдоль Тихоокеанского побережья составляла свыше 4300 км, а население - не менее 6 млн. человек. Однако инки представляли собой лишь внешний фасад древнего Перу, за которым, как в Египте или в Месопотамии, скрывалось длительное и славное прошлое.

Ранние цивилизации - Чавин, Мочика, Наска, Тиауанако, Чиму

В конце II тыс. до н. э. в горах северо-восточных областей страны внезапно появилась загадочная культура Чавин, синхронная с «ольмекскими» памятниками Мезоамерики и близкая им по характеру (культ кошачьего хищника - ягуара или пумы, каменные пирамидальные храмы, изящная керамика и т. д.). С рубежа нашей эры в прибрежной зоне Перу на севере возникает цивилизация Мочика, а на юге - цивилизация Наска. Одновременно с ними или чуть позже в горах Боливии и Южного Перу сформировалась динамичная и оригинальная культура Тиауанако (названа так по имени своего центрального поселения - Тиауанако, близ южного берега оз. Титикака). Что же характерно для всех названных ранних перуанско-боливийских цивилизаций?

Прежде всего, они родились самостоятельно, одновременно или почти одновременно с классическими цивилизациями Мезоамерики, но без каких-либо заметных связей с ними. Далее, хотя древние перуанцы не создали ни иероглифической письменности, ни сложного календаря, их технология в целом была совершеннее, чем у населения Мезоамерики. В то время, когда мезоамериканцы жили еще целиком в каменном веке, индейцы Перу и Боливии со II тыс. до н. э. знали металлургию, обрабатывали золото, серебро, медь и их сплавы и делали из них не только украшения и оружие, но (как в случае с медью) даже наконечники земледельческих орудий - «палок-копалок» и мотыг. Они, особенно создатели культуры мочика, изготовляли великолепную керамику с полихромной росписью и фигурным моделированием. Их ткани из хлопка и шерсти были тонкими и совершенными. Но особенно изящные виды этой продукции - гобелены, декоративные ткани, парча и кисея - не имеют, пожалуй, себе равных в древнем мире. Их красота лишь усиливалась яркостью красителей, приготовляемых из различных растений (например, индиго) и минералов. Эти три важных компонента местной культуры - металлические изделия, керамика и ткани (хорошо сохраняющиеся в сухом и теплом климате побережья) - придают неповторимое своеобразие всем названным древнеперуанским цивилизациям I тыс. н. э.

Последующий период (с X в. н. э. и позже) отмечен усилением экспансии населения горных областей (особенно Тиауанако) в зону Тихоокеанского побережья. Затем здесь возникает несколько новых государств, крупнейшим из которых стало Чиму, расположенное на севере данной области, примерно от Тимбега до Лимы. Его столица Чан-Чан занимала площадь около 25 кв. км и имела население до 25 тыс. человек. В центре города находилось десять огромных прямоугольников 400×200 м, огороженных стенами 12 м высотой, - дворцовые ансамбли местных царей. Вокруг - резиденции меньшего размера, где жили чиновники, ремесленники и другие группы горожан. После смерти царя хоронили в его дворце со всеми богатствами, а преемник строил себе новое здание, похожее скорее на замок или крепость, чем на обычный дом. Именно в Чиму была впервые создана объединенная сеть ирригационных каналов и построены дороги, соединяющие горы и побережье. А это в свою очередь объясняет и впечатляющие достижения местной культуры, и значительную концентрацию населения в городах и селах.

Инкское государство

В то же время в горной зоне с ее изрезанным рельефом, большим числом почти изолированных друг от друга долин и рек одновременно возник целый ряд мелких враждующих между собой государств. Но лишь одно из них - государство инков в долине Куско, - обладая более совершенной организацией армии и аппарата власти и отличаясь воинственностью своих жителей, сумело сломить сопротивление соседей и стать господствующей силой в регионе. Это произошло всего лишь за столетие до прихода испанцев, в XV в. н. э.

Размеры инкской империи росли с небывалой быстротой. Между 1438 и 1460 гг. инка Пачакути завоевал большую часть горных районов Перу. При его сыне Топа Инке (1471-1493 гг.) были захвачены значительная часть Эквадора и территория государства Чиму, а чуть позже - юг прибрежной перуанской зоны, горы Боливии, север Чили. Во главе огромной державы стоял божественный правитель сапа-инка, которому помогала наследственная аристократия, связанная с правителем кровным родством, а также жреческая каста и целая армия чиновников, контролировавших все стороны жизни.

Сельские общины несли тяжелый груз всевозможных налогов и трудовых повинностей (работа на строительстве дорог, храмов и дворцов, в рудниках, служба в армии и т. д.). Население вновь завоеванных земель насильственно перемещалось из своих родных мест в отдаленные провинции. Империя была связана обширной сетью мощенных камнем дорог, вдоль которых через определенные расстояния стояли почтовые станции с помещениями для отдыха и склады с продуктами и необходимыми материалами. По дорогам регулярно курсировали и пешие гонцы-бегуны, и всадники на ламах.

Духовная жизнь и вопросы культа целиком находились в руках жреческой иерархии. Поклонение богу-творцу Виракоче и небесным планетам осуществлялось в каменных храмах, украшенных внутри золотом. В зависимости от обстоятельств жертвоприношения богам варьировали от обычных в таких случаях мяса ламы и маисового пива до убийства женщин и детей (во время болезни или смерти верховного Инки).

Однако эта самая крупная и наилучшим образом организованная империя доколумбовой Америки стала легкой добычей горстки испанских авантюристов во главе с Франсиско Писарро в XVI в. н. э. Убийство инки Атауальпы в 1532 г. парализовало волю к сопротивлению местных индейцев, и могущественное инкское государство в считанные дни рухнуло под ударами европейских завоевателей.