Провоз багажа новый закон. Багаж и ручная кладь

Изменения в Воздушном кодексе России сводятся к предоставлению авиакомпаниям права брать деньги за любое движение пассажира

Провоз багажа в самолетах, еще недавно простой и понятный, неожиданно стал вызывать множество вопросов. Виной тому необычайная активность Минтранса и «Аэрофлота», проталкивающих один за другим странные законы, якобы облегчающие жизнь для бизнеса.

Но делающие ее невыносимой для простых людей.

Шпионы и диверсанты - вот, пожалуй, единственные, кто летает без какого-либо багажа и покупает всё необходимое по прилету. От трусов до зубочисток. Однако добропорядочному человеку даже на неделю нужно хотя бы 2–3 килограмма личных вещей и 2–4 килограмма техники (ноутбуки сейчас, конечно, легкие, но отнюдь не невесомые – не говоря уж о фотоаппаратах).

Фото с сайта pixabay.com

Как меняют законы?

Вплоть до 2013 года правила провоза багажа для авиаперелётов были общеизвестными и обязательными для всех, вне зависимости от компании и рейса: до 10 кг багажа бесплатно, ручная кладь в салон – не более определенных габаритов, но на небольшое превышение закрывали глаза. Каждый человек, собравшись в аэропорт, точно знал, соответствует ли его багаж нормам. С широким распространением интернета все авиакомпании ввели также возможность бесплатной регистрации на рейс с выбором места за 24 часа до вылета.

Но вот, на обломках рухнувшего под санкциями лоукостера «Добролёт» в России появился новый, национальный лоукостер - «Победа». И его менеджеры очень внимательно прочли Воздушный кодекс и обнаружили, что про ручную кладь и бесплатную интернет-регистрацию там ничего не сказано. В результате «Победа» разрешила провозить в салоне лишь те вещи, которые были явно прописаны в законе как обязательные и бесплатные (костюмы в портпледах, зонтики, фотоаппараты, ноутбуки, дамские сумочки…). За остальное, в том числе покупки из магазинов аэропорта (так называемые duty free), которые принципиально некуда деть, кроме как в салон, взималась ощутимая сумма, порой превышавшая стоимость билета.

Градус ненависти к «Победе» поднялся до предела, когда компанию уличили в намеренном рассаживании семей, в том числе с детьми, в разные углы салона при регистрации в аэропорту. Между тем никаких законов эта подконтрольная «Аэрофлоту» компания не нарушала: она просто пользовалась пробелами в законодательстве.

И вот, наконец, перед нами реакция парламента. Казалось естественным ликвидировать пробелы и вернуть все на круги своя. Однако Минтранс и парламент поступили ровно наоборот.

Фото с сайта pixabay.com

Невозвратный и безбагажный

Согласно принятому в конце июля 2017 года закону отменена обязанность перевозчика предоставлять пассажиру, купившему невозвратный билет, права на бесплатный провоз 10 кг багажа. Эта преференция сочтена нерыночной: теперь же авиакомпании смогут бороться за пассажиров, предоставляя им «наиболее выгодные» цены на перевозку багажа. Авторы законопроекта (Минтранс, за которым торчат уши «Аэрофлота») уверяют, что теперь-то цены на перелеты точно снизятся. Возможно. Снизится цена билета, но это будет более чем компенсировано ценой перевозки багажа.

Данный закон начнет действовать через 60 дней после официальной публикации, ориентировочно в конце сентября – начале октября. Время выбрано хорошо: уже закончится туристический сезон, поэтому особых осложнений не предвидится. В законе подчеркнуто, что перевозчик обязан явным образом уведомлять пассажира о стоимости перевозки багажа уже в момент покупки билета.

Для обладателей возвратных билетов правила остаются прежними. Другой вопрос, что стóят такие билеты в два раза больше, а никаких преимуществ во время полета не предоставляют: сидеть, например, приходится в такой же тесноте между «невозвратниками».

Ободренный успехом Минтранс решил сразу же нанести следующий удар, подготовив новые правила провоза ручной клади. Если ранее в законе никак не прописывался ее вес, то теперь в ведомстве решили описать процедуру взвешивания. В числе прочего разработан список предметов, которые можно провезти сверх новых норм веса ручной клади (5 кг), не взвешивая. И вот тут разразился скандал.


Фото с сайта pixabay.com

Танцы вокруг ноутбука

Спикер верхней палаты парламента Валентина Матвиенко , без тени сомнений подписывавшая любые законы (в том числе поддержавшая отмену бесплатного провоза багажа), внезапно решила защитить народ и заговорила о провокационном характере документа:

«Что касается ручной клади, там вы какую-то чушь написали, что нельзя проносить цветы, телефоны, верхнюю одежду. Кто автор этого документа? Это коллективная безответственность! В министерстве должны учесть замечания сенаторов и не допускать впредь подобных промахов. Если мы будем не удовлетворены, мы сделаем все, чтобы были соответствующие выводы. Вплоть до того, чтобы главу Минтранса наказать административно!»

Между тем, конечно же, никаких запретов на цветы и телефоны в документе нет. Просто они не включены в список предметов, которые можно провозить «сверх установленного авиакомпаниями предельного веса ручной клади» (ранее такого понятия не было вообще). Костыли – можно, костюм – можно, дамскую сумочку любого веса – можно. Остальное надо будет взвешивать и укладываться в 5 кг (или другую норму конкретной авиакомпании, но не менее 5 кг). Хотя, конечно, в карман за телефоном никто к вам не полезет. Странности законодателей порой все-таки компенсируются здравым смыслом бизнеса.

Однако, скажем, шубу или крупный ноутбук с высокой вероятностью придется сдавать в багаж. Учитывая изысканные манеры грузчиков в аэропортах, легко предположить, что станет с этими предметами после двух-трех перелетов.

Подчеркнем, что данная скандальная инициатива не только не принята, но даже не стала еще законопроектом: это всего лишь «документ в первом приближении», как прошептал представитель Минтранса, испуганный атакой Валентины Матвиенко.

На самом деле четкие и единые для всех правила провоза ручной клади нужны, и министерство ведет правильную работу. Вот только 5 кг без учета хрупкой техники – это все-таки издевательство. Нет сомнений, что в процессе подготовки новых поправок в Воздушный кодекс данная ошибка будет исправлена.

Подчеркнем также, что авиакомпании не обязаны брать деньги за багаж и ручную кладь: они только получают такое право. Однако те, кто сохранит нормы бесплатного провоза, скорее всего, будут вынуждены держать чуть более высокие цены на билеты, поэтому на сайтах-агрегаторах их предложения парадоксальным образом окажутся ниже, чем у любителей стричь деньги с пассажиров за каждый чих.

* * *

Так что мы готовимся оплачивать с октября любой багаж – и внимательно следим за размышлениями чиновников над ручной кладью.

Весь багаж, перевозимый пассажиром, включая ручную кладь, а также вещи, перевозимые сверх установленной нормы бесплатного провоза и без взимания платы должен быть предъявлен при регистрации на рейс, что вызвано требованиями обеспечения безопасности полета.

Багаж пассажира, который авиакомпания принимает к перевозке под свою ответственность за его сохранность, маркируется багажной биркой и перевозится в багажном отсеке самолета, называется регистрируемый багаж.

Уважаемые пассажиры, обращаем ваше внимание, что нормы бесплатного провоза багажа и ручной клади зависят от класса обслуживания. В случае превышения ручной клади установленных норм по количеству мест (для рейсов с нумерацией SU 6001-6999), весу или сумме трех измерений, пассажиру следует сдать ручную кладь в качестве регистрируемого багажа.

Если в результате будет превышена норма бесплатного провоза багажа, указанная в билете, необходимо произвести доплату в соответствии с тарифами оплаты сверхнормативного багажа.

При выходе на посадку осуществляется дополнительная проверка ручной клади пассажиров на соответствие нормам по размеру и весу с помощью специальных измерительных приборов, а также по количеству мест (для рейсов с нумерацией SU 6001-6999).

Чтобы полёт прошёл максимально комфортно для вас и других пассажиров, рекомендуем брать лёгкую и компактную ручную кладь, и провозить только самые необходимые предметы. Это особенно актуально в зимний сезон, когда многие путешествуют с зимними пальто и большим количеством багажа.

Для размещения вещей в пассажирском салоне предназначены багажная полка и специальное место под сиденьем впередистоящего кресла. На борту воздушного судна просим следовать указаниям экипажа по размещению крупной ручной клади (близкой по размерам к максимальной норме провоза) на багажных полках, менее крупных элементов ручной клади – под впередистоящим креслом. Обратите внимание, что использование подкресельного пространства на местах в рядах аварийных выходов во время взлёта и посадки воздушного судна не допускается.

В целях соблюдения требований безопасности, ручная кладь, не превышающая установленную перевозчиком норму провоза, при отсутствии возможности ее размещения в пассажирском салоне, может передаваться персоналом авиакомпании в багажный отсек для ее перевозки в качестве багажа без взимания дополнительной платы.

Нормы провоза багажа

В АО «Авиакомпания «Россия» действуют различные правила и нормы к провозу багажа и ручной клади в зависимости от нумерации рейса, с которыми вы можете ознакомиться по прилагаемым ссылкам:

Сверх установленной нормы провоза ручной клади и без взимания дополнительной платы одному пассажиру разрешается провозить следующие вещи:

рюкзак*/дамскую сумочку/мужской портфель с вложенными вещами верхнюю одежду
букет цветов костюм в портпледе
детское питание для кормления ребенка во время полета
устройство для переноски** ребенка
костыли, трости, ходунки, роллаторы, складное кресло-коляска,
съемные протезы конечностей (рук, ног)***,
по предварительному согласованию ,
медицинское оборудование для жизнеобеспечения пассажира в полете***
лекарственные препараты, специальные диетические потребности, необходимые на время полета


один запечатанный пакет с покупками из магазинов Duty Free с габаритами, не превышающими 115 см по сумме трех измерений

* Вес рюкзака не должен превышать 5 кг, габариты по сумме трех измерений не более 80 см.

** К устройствам для переноски детей относятся: детская люлька, удерживающие системы (устройства) для детей до двух лет, складная детская коляска с габаритами не более 50х42х20см при перевозке ребенка, которую можно безопасно разместить в салоне воздушного судна на полке над пассажирским креслом, либо под сидением впереди стоящего пассажирского кресла. В качестве удерживающего устройства и при наличии отдельного оплаченного места для ребенка, может провозиться устанавливаемое на пассажирское кресло сертифицированное для использования на воздушном транспорте переносное детское кресло, оборудованное ремнями безопасности.

*** Указанные предметы должны иметь габариты, позволяющие безопасно разместить их в салоне воздушного судна. Складное кресло-коляска провозится в салоне воздушного судна при наличии места для его безопасного размещения, в ином случае сдается в багаж без взимания дополнительной платы

Возможность провоза ручной клади и вещей, провозимых сверх установленной нормы без взимания дополнительной платы, не предусмотрена для детей до 2-х лет без предоставления отдельного места.

Самокаты, скейтборды и роликовые коньки не допускаются к перевозке в салоне воздушного судна и оформляются только в качестве регистрируемого багажа.

Разрешено перевозить на борту воздушного судна

Следующие предметы и вещества, с соблюдением требуемых условий:


в зарегистрированном багаже в грузовых, багажных отсеках воздушного судна, с изолированным доступом пассажиров к багажу во время полета
в вещах, находящихся при пассажирах
  • термометр медицинский, не содержащий ртуть - один на пассажира;
  • тонометр ртутный в стандартном футляре - один на пассажира;
  • барометр или манометр ртутный, упакованный в герметичный контейнер и опечатанный пломбой отправителя;
  • одноразовые зажигалки - одна на пассажира;
  • сухой лед для охлаждения скоропортящихся продуктов - не более 2 кг на пассажира;
  • 3% перекись водорода - не более 100 мл на пассажира;
  • жидкости, гели и аэрозоли, относящиеся к неопасным: в ёмкостях вместимостью не более 100 мл (или эквивалентной ёмкостью в других единицах измерения объема), упакованные в надежно закрывающийся прозрачный пластиковый пакет объемом не более 1 л - один пакет на пассажира.

    Жидкости в контейнерах емкостью более 100 мл к перевозке не принимаются даже в том случае, если емкость заполнена лишь частично, за исключением:

    Лекарственных препаратов, специальных диетических продуктов, детского питания, в том числе материнского молока, в количестве, необходимом на время полета;

    Лекарственных препаратов, содержащих наркотические средства, психотропные вещества и их прекурсоры, при наличии документов, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, в том числе актами, составляющими право Евразийского экономического союза, и (или) законодательством Российской Федерации, подтверждающих назначение пассажиру указанных лекарственных препаратов с указанием их наименования и количества, в количестве, необходимом на время полета;

    Биологических материалов при наличии у пассажира документов, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, в том числе актами, составляющими право Евразийского экономического союза, и (или) законодательством Российской Федерации, устанавливающими Порядок перевозки биологических материалов.

    Жидкости, приобретенные в магазинах беспошлинной торговли в аэропорту или на борту воздушного судна, должны быть упакованы в надежно запечатанный (опломбированный) пластиковый пакет, обеспечивающий идентификацию доступа к содержимому пакета в течение полета, на котором имеется достоверное подтверждение того, что эта покупка произведена в аэропортовых магазинах беспошлинной торговли или на борту воздушного судна в день (дни) поездки.

Авиакомпания, администрация аэропортов вправе принимать решение о введении дополнительных мер по обеспечению авиационной безопасности на рейсах с повышенной опасностью, вследствие чего запрещать перевозку в салоне воздушного судна следующих предметов:

  • иглы для подкожных инъекций (если не будет представлено медицинское обоснование);

    вязальные спицы;

    ножницы с длиной лезвия менее 60 мм;

    складные (без фиксатора) дорожные, перочинные ножи с длиной лезвия менее 60 мм;

    тонометры ртутные;

    барометры или манометры ртутные.

Дополнительные ограничения при путешествии в/из стран Европейского Союза

Предметы, которые по соображениям безопасности запрещается провозить в пассажирском салоне воздушного судна и проносить в охраняемую зону ограниченного доступа:

  • пистолеты, огнестрельное оружие и другие устройства, из которых можно выпустить пулю и которые предназначены для нанесения серьезных телесных повреждений пулей, или которые можно принять за такие устройства, в том числе:

    Все виды огнестрельного оружия, включая пистолеты, револьверы, винтовки и ружья;

    Игрушечные пистолеты, муляжи и имитации стрелкового оружия, которые можно принять за настоящее оружие;

    Составные части стрелкового оружия, за исключением телескопических прицелов;

    Пневматические винтовки сжатого воздуха и с баллончиками углекислого газа, включая пистолеты, ружья для стрельбы пульками, винтовки и пистолеты для стрельбы шариками;

    Сигнальные ракетницы и стартовые пистолеты;

    Луки, арбалеты и стрелы;

    Гарпунные ружья и ружья для подводной охоты;

    Рогатки и пращи;

  • устройства шокового действия, специально предназначенные для шокового поражения или парализующего воздействия, в том числе:

    Средства для шокового поражения, такие, как пистолеты и дубинки шокового поражения;

    Устройства шокового воздействия на животных и устройства умерщвления животных;

    Выводящие из строя и парализующие химические вещества, газы и спреи, такие, как газ мейс, перечный спрей, кислотные спреи, спреи, отпугивающие животных, слезоточивый газ;

  • предметы с заостренным концом или заостренной кромкой, которые можно использовать для нанесения серьезных телесных повреждений, в том числе:

    Предметы, предназначенные для рубки, такие, как топоры, резаки и тесаки;

    Ледовые топорики и ледорубы;

    Бритвенные лезвия и ножи для резки картона;

    Ножи с длиной лезвия более 6 см;

    Ножницы с лезвиями длиной более 6 см, если мерить от центра шарнира;

    Принадлежности для рукопашного боя с заостренными концами или заостренными кромками;

    Мечи и сабли;

  • рабочие инструменты, которые можно использовать либо для нанесения серьезных телесных повреждений, либо для создания угрозы безопасности полета воздушного судна, в том числе:

    Монтировки;

    Дрели и сверла, включая аккумуляторные портативные электрические дрели;

    Инструменты с лезвиями или стержнями длиной более 6 см, которые можно использовать вкачестве оружия, например, отвертки и стамески;

    Пилы, включая аккумуляторные портативные электрические пилы;

    Паяльные лампы;

    "пистолеты" для крепежа и забивания гвоздей;

  • предметы с затупленным концом, которыми можно нанести удар и причинить серьезные телесные повреждения, в том числе:

    Бейсбольные биты и биты для игры в софтбол;

    Различные виды полицейских дубинок, такие, как твердые, гибкие и утяжеленные дубинки с фонарем;

    Средства рукопашного боя;

  • взрывчатые и зажигательные вещества и устройства, которые можно использовать для нанесения серьезных телесных повреждений или создания угрозы безопасности полета воздушного судна, в том числе:

    Боеприпасы;

    Капсюли-детонаторы;

    Детонаторы и запалы;

    Муляж или имитация взрывных устройств;

    Дымовые шашки или патроны;

Пассажирам запрещено провозить в зарегистрированном багаже взрывчатые или зажигательные вещества или устройства, которые можно использовать для нанесения серьезных телесных повреждений или создания угрозы безопасности полета воздушного судна, включая:

    боеприпасы;

    капсюли-детонаторы;

    детонаторы и запалы;

    мины, гранаты и другие взрывные устройства военного назначения;

    пиротехника, включая пиротехнические изделия для фейерверков;

    дымовые шашки или патроны;

    динамит, порох и пластические взрывчатые вещества.

Правила перевозки литиевых аккумуляторов

Разрешается провозить в ручной клади и багаже аккумуляторы, встроенные/установленные в оборудование:

Литий-ионные аккумуляторы с удельной мощностью до 100 Втч* (мобильные телефоны, видеокамеры, часы, портативные музыкальные плейеры, ноутбуки, портативные медицинские приборы). Должны быть приняты меры, предотвращающие их самопроизвольное приведение в действие. Разрешается провозить не более двух запасных литий-металлических батарей одному пассажиру. Запасные батареи должны отдельно защищаться таким образом, чтобы исключалась возможность короткого замыкания. Запрещён провоз запасных аккумуляторов не вставленных в оборудование в багаже.

Разрешается провозить в ручной клади и багаже аккумуляторы, встроенные/установленные в оборудование с разрешения авиакомпании:

Литий-ионные аккумуляторы с удельной мощностью 100-160 Втч* (ноутбуки с увеличенным ресурсом, профессиональное аудио- и видеооборудование, портативные медицинские приборы) Должны быть приняты меры, предотвращающие их самопроизвольное приведение в действие. Разрешается провозить не более двух запасных литий-металлических батарей одному пассажиру. Запасные батареи должны отдельно защищаться таким образом, чтобы исключалась возможность короткого замыкания. Запрещён провоз запасных аккумуляторов не вставленных в оборудование в багаже.

Запрещается перевозить в ручной клади и багаже и подлежат предъявлению к перевозке как «опасный груз»:

Литий-ионные аккумуляторы с удельной мощностью более 160 Втч* (промышленное оборудование, включённое в некоторые электрические и гибридные транспортные средства, мобильные устройства и мопеды) в соответствии с Техническими инструкциями по безопасной перевозке опасных грузов по воздуху (DOC 9284 AN\905).

Исключение составляют кресла-коляски или аналогичные мобильные средства передвижения, работающие на литий-ионных аккумуляторах, используемые пассажирами с ограниченными возможностями.

При перевозке в зарегистрированном багаже:
клеммы батареи должны быть защищены от коротких замыканий,
батарея должна быть надежно закреплена в средстве передвижения,
электрические цепи должны быть изолированы.

Если имеется возможность извлечь батарею, то:
батарея должна быть извлечена,
батарея должна быть защищена от короткого замыкания путем изоляции терминала,
снятые батареи должны быть защищены от повреждений (помещены в защитную упаковку),
батареи должны перевозиться в пассажирском салоне,
мощность батареи не должна превышать 300Втч*.

Разрешается провозить только одну запасную батарею мощностью не более 300Втч*, или две запасные батареи, каждая из которых не превышает мощности в 160Втч*.

Электронные устройства, работающие на литиевых батареях, должны быть полностью выключены (не находиться в режиме ожидания или режиме пониженного энергопотребления) и помещены в защитную упаковку во избежание неумышленной активации или повреждения. Подходящая защита может обеспечиваться в виде твердого чемодана и/или амортизирующего материала, такого как одежда, чтобы препятствовать перемещению.

Перевозка малогабаритных средств для личного передвижения, работающих на литиевых аккумуляторах

К таким средствам относятся:

    моноколёса

    сегвеи (мини-сегвеи)

    ховерборды

    гироскутеры

    электросамокаты

Перевозка подобных средств возможна только в качестве зарегистрированного багажа при условии отсутствия в малогабаритном средстве передвижения литиевой батареи. Извлеченная из средства передвижения литиевая батарея допускается к перевозке в ручной клади при условии, что мощность батареи не превышает установленной нормы - 160 Ватт-час (Втч, W/h)*.

Малогабаритное средство со встроенным литиевым аккумулятором можно провозить при оформлении его в качестве "опасного груза" через грузовой терминал аэропорта.

Правила перевозки портативных электронных курительных устройств на рейсах АО «Авиакомпания «Россия»

Устройства данного типа перевозятся пассажирами в ручной клади или при себе с соблюдением следующих условий:

1) запасные батареи должны быть по отдельности защищены во избежание короткого замыкания (путем размещения в оригинальной торговой упаковке или за счет иного метода изоляции клемм);

2) каждая батарея не должны превышать следующие параметры:

а) в литий-металлических батареях содержания лития 2 г.;

б) удельная мощность ионно-литиевых батарей 100 Втч*;

3) зарядка устройств и/или батарей на борту воздушного судна запрещена

4) использование устройств на борту воздушного судна запрещено

*1 Втч (Wh) = 1 В (V) x 1 Ач (Ah)
1 Ач (Ah) = 1000 мAч (mAh)

Правила перевозки оружия на рейсах АО «Авиакомпания «Россия»

При бронировании и регистрации вылета рейсами АО «Авиакомпания «Россия» пассажир должен информировать о намерении перевезти в качестве багажа оружие

На регистрацию пассажир, перевозящий оружие, должен явиться не позднее, чем за полтора часа до вылета.
При ввозе/вывозе оружия на/с территорию Российской Федерации и провозе через/по территорию Российской Федерации пассажир должен иметь разрешение на ввоз/вывоз/хранение/ношение оружия, выданный уполномоченным органом МВД.

В аэропорту вылета оружие в обязательном порядке передается для временного хранения на период полета и выдается владельцам в аэропорту назначения.

При трансферной перевозке оружие оформляется только до промежуточного пункта посадки.

Оружие принимается к перевозке только в разряженном состоянии в упаковке пассажира (чехлах, кобурах, специальной таре, кейсах, футлярах) отвечающей требованиям безопасности и сохранности оружия. При этом оружие и боеприпасы должны находиться в отдельных упаковках.

Пневматические устройства с дульной энергией свыше 3 Дж относятся к гражданскому оружию (ст. 3 Закон «Об оружии») и перевозятся в порядке, прописанном для прочего оружия. При перевозке пневматического оружия с дульной энергией более 7,5 Дж и калибром свыше 4,5 мм необходимо иметь разрешение на ношение и хранение (ст. 13 Закон «Об оружии»).

Электрошоковые устройства и искровые разрядники отечественного производства относятся к гражданскому оружию (ст. 3 Закон «Об оружии») и перевозятся в порядке, прописанном для прочего оружия. При перевозке электрошоковых устройств необходимо иметь при себе документ с техническими характеристиками для проверки представителями МВД соответствия выходных параметров устройства установленным государственным стандартам Российской Федерации. Запрещается перевозка электрошоковых устройств, произведенных за пределами Российской Федерации.

Имитаторы оружия (пистолетов, револьверов, винтовок, карабинов, автоматов, электрошоковых устройств и т.п.) перевозить в салонах воздушных судов запрещается. Перевозка имитаторов оружия допускается только в зарегистрированном багаже.

Вес перевозимых боеприпасов не должен превышать 5 кг (не более 1000 шт. патронов) на одного пассажира. Патроны массой брутто более 5 кг на одного пассажира оформляются как «опасный груз» через грузовой терминал.

Не принимаются к перевозке боеприпасы с разрывными и зажигательными пулями, боеприпасы к газовому оружию и механическими распылителям, осветительные патроны, газовые, аэрозольные баллончики и другие устройства, снаряженные слезоточивыми или раздражающими веществами.

Правила перевозки оружия для иностранных граждан

Спортивное и охотничье оружие может ввозиться иностранными гражданами в Российскую Федерацию при наличии договора об оказании услуг в сфере охотничьего хозяйства или приглашения для участия в спортивных мероприятиях на основании соответствующего разрешения, выданного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере оборота оружия, или его территориальным органом. Указанное оружие должно быть вывезено из Российской Федерации в сроки, установленные договором или приглашением.

Иностранными гражданами запрещается ввоз в Российскую Федерацию и использование на территории Российской Федерации всех видов, типов и моделей оружия в целях обеспечения личной безопасности, защиты жизни и здоровья других граждан, их собственности, сопровождения грузов и в иных целях, не указанных выше, если это не предусмотрено отдельными международными договорами Российской Федерации (ФЗ «Об оружии»).

20 июля Государственная Дума в 3-ем чтении приняла предложенные министерством транспорта поправки в Воздушный Кодекс, дающие авиакомпаниям привилегию самостоятельно решать, делать ли провоз багажа в самолёте бесплатным. Дискуссия по поводу поправок была ожесточённой, сенаторы не стеснялись резких выражений, а глава Совета Федерации В. Матвиенко и вовсе обозвала предложение Минтранса «чушью». Но, очевидно, лобби «Аэрофлота» и других авиакомпаний оказалось сильнее – скоро все владельцы невозвратных авиабилетов будут вынуждены платить за багаж.

Как было?

До 2013 года правила провоза багажа в самолёте были настолько простыми, что человек, собиравшийся в аэропорт, точно понимал, придётся ли ему доплачивать за личные вещи. Пассажиру разрешалось взять на борт до 10 кг – это багаж плюс ручная кладь. Вещи, относящиеся к ручной клади, позволялось взять в салон – подробный перечень этих вещей фигурировал в Воздушном Кодексе и продолжает фигурировать. Багаж и ручная кладь должны были соответствовать указанным в правилах габаритам, но с линейкой никто не ходил – в случае незначительного превышения на это закрывали глаза.

Стоит заметить, что 10 кг – это был минимум. При желании авиакомпании могли предложить более щедрые нормы – и предлагали. В частности, «Аэрофлот» позволял пассажирам взять с собой 10 кг ручной клади и 23 кг багажа.

Что случилось?

На пепелище рухнувшего под напором западных санкций лоукостера «Добролёт» возник другой - «Победа», менеджеры которого оказались более предприимчивыми. Им пришло в голову внимательно покопаться в Воздушном Кодексе и найти новые законные способы, как содрать с пассажира три шкуры. Они обнаружили, что в законах ничего толком и не сказано о весовых нормах ручной клади и багажа. Как следствие, «Победа» позволяет безвозмездно проносить на борт только те вещи, которые Воздушные Кодекс называет обязательно бесплатными – это, например, фототехника, ноутбуки, дамские сумочки. За всё остальное (в том числе за duty -free продукцию) пассажиру приходится платить. Причём речь идёт не о пустячных суммах – стоимость провоза багажа в самолёте «Победа» подчас приближается к стоимости самого билета.

«Дела багажные» – не единственное, чем «отличилась» «Победа». Куда большее возмущение пассажиров вызвал тот факт, что компания намеренно рассаживала те семьи, которые не доплатили за возможность выбрать места.

Что в сухом остатке? «Победа» как ведущий отечественный лоукостер действительно продаёт самые дешёвые билеты – любой из сервисов наподобие «Яндекс.Авиабилеты» предлагает воспользоваться услугами этой компании в первую очередь. Однако при этом с пассажиров берут деньги за багаж и за возможность сесть рядом – в совокупности расходы получаются такие, что проще и дешевле было бы воспользоваться S 7, Аэрофлотом или Nordwind Airlines .

«Победа» заняла крайне выгодную позицию с точки зрения конкуренции, не нарушая при этом никаких законов – просто воспользовавшись тем, насколько они бестолково составлены.

Как будет?

Компания «Победа» раскрыла проблемные места в законодательстве. Стало очевидно, что правила провоза багажа в самолёте необходимо пересмотреть и изменить – и, прежде всего, законодательно установить, сколько килограммов багажа гражданин может взять с собой на борт авиатранспорта.

После ожесточённых дискуссий законодатели пришли к следующему.

    Авиакомпании обязаны позволять обладателям невозвратных билетов бесплатно провозить в самолёте минимум 5 кг ручной клади плюс вещи, которые фигурируют в перечне из Приказа Минтранса России №82 от 28.06.2007. К числу этих вещей относятся, скажем, сотовые телефоны, зонтики, детские люльки, костыли.

    Устанавливать цену провоза багажа в самолёте в 2017 году по новым правилам авиакомпании могут самостоятельно – так же, как и весовые лимиты на провоз. Это фактически значит, что про 10 бесплатных килограммов пассажирам с невозвратными билетами следует забыть. Едва ли перевозчики упустят возможность зарабатывать на чемоданах – отмену бесплатного багажа в самолётах можно считать свершившимся фактом.

    Обладателям возвратных билетов не стоит беспокоиться – их новые правила никоим образом не касаются.

Возвратные и невозвратные билеты: какая разница?

Авиабилеты стали классифицироваться на возвратные и невозвратные в 2014 году . Невозвратные билеты можно сдать обратно только при наличии уважительной причины – например, если кто-то из родственников умер – либо в случае, когда по вине перевозчика самолёт не вылетел своевременно. При этом гражданин должен сообщить о желании вернуть билет до того момента, как завершится посадка на рейс – об этом говорится в статье 108 Воздушного Кодекса.

Возвратный билет можно сдать обратно, не имея на то уважительной причины – более того, гражданин о причине и не должен сообщать. Согласно ст. 107 Воздушного Кодекса, гражданину авиакомпания возвращает 75% от стоимости билета – «четвертинка» взыскивается в качестве неустойки.

Возвратные билеты стоят в среднем на 20% дороже, чем невозвратные!

Когда начнут действовать поправки и сколько придётся платить за багаж?

Закон о провозе багажа в самолете от 2017 года начнёт действовать через 60 дней после официальной публикации – то есть с середины осени 2017 года. У россиян ещё есть возможность слетать в отпуск в тёплые края «по старым правилам» - рассчитывая на безвозмездные 10 кг багажа.

После вступления закона в силу пассажирам с невозвратными билетами придётся платить примерно 2 000 рублей за чемодан весом до 23 кг. Точная стоимость транспортировки багажа будет устанавливаться перевозчиками в частном порядке. Кассиров обязуют сообщать гражданину цену при продаже билета – чтобы при сдаче багажа пассажиру не пришлось столкнуться с неприятным сюрпризом.

Подешевеют ли билеты?

Лоукостеры, отстаивая своё право самостоятельно устанавливать стоимость транспортировки багажа, кивали на заграницу – мол, «за бугром» государство вообще не лезет в авиабизнес и правильно делает. При этом лоббисты умалчивали о следующем: в странах цивилизованной Европы услуги авиатранспорта стоят существенно дешевле. Билет можно приобрести за 10 евро – а это на секундочку всего 700 рублей.

Теперь рядовые граждане, пытаясь отыскать хоть какую-то пользу для себя от спорных законодательных инициатив, задаются достойным внимания вопросом: станет ли авиатранспорт в России доступнее? И законодатели, и авиакомпании пока предпочитают увиливать от этого вопроса – зато эксперты в сфере туризма активно высказываются. Например, А. Сизинцев, директор сервиса Biletix , утверждает, что граждане, летающие без багажа, действительно смогут экономить – вот только таких пассажиров единицы! Кто откажется от возможности взять с собой в путешествие сменный комплект одежды и чистое бельё?

Эксперты солидарны во мнении, что большинство граждан, пользующихся услугами авиатранспорта, от внесения поправок в авиационное законодательство РФ пострадает финансово.

Можно ли по новым правилам провозить в самолёте алкоголь?

Правила провоза алкоголя в багаже самолёта в 2017 году кардинально не изменились – нормы зависят от того, куда летишь. Слабый алкоголь (с содержанием спирта до 24%) можно брать с собой на борт в неограниченном количестве. Предельная норма крепких напитков (свыше 24%) на одного гражданина – 5 литров.

В случае вылета за границу действуют нормы, соответствующие законодательству той страны, где должен приземлиться самолёт. Как правило, на борт допустимо взять 1 литр крепкого алкоголя (вроде водки) или 2 литра вина.

Если самолёт направляется в арабскую страну, где люди исповедуют мусульманство, алкоголь с собой пронести не получится.

Для любителей путешествовать новости о провозе багажа в самолёте, увы, неутешительны – скоро, дабы уложиться в бюджет, им придётся летать налегке. Пусть Валентина Матвиенко и заверяет граждан в том, что будет строго следить за соблюдением правил провоза багажа в 2017 году в самолётах «Аэрофлота» и других перевозчиков, дабы те не учинили произвол, эксперты уверены – общего повышения цен на услуги авиакомпаний не избежать.

В конце сентября в силу вступил закон, позволяющий авиакомпаниям продавать безбагажные невозвратные билеты. Новые правила провоза ручной клади в самолете разработаны в рамках реализации принятых в конце сентября изменений.

Что изменилось?

До вступления в силу с 5 ноября новой редакции Федеральных авиационных правил (ФАП) пассажир имел право на бесплатный провоз не менее 10 кг багажа как для возвратных, так и для невозвратных билетов. Авиаперевозчик при этом самостоятельно определял, каким способом эти 10 кг будут перевозиться – в ручной клади или в багажном отделении воздушного судна.

Теперь пассажиры могут бесплатно провозить на борту самолета не менее 5 кг ручной клади на человека, а норма бесплатного провоза багажа, если он включен в тариф, установлена не менее 10 кг на человека. При этом по желанию перевозчика норма провоза багажа может быть увеличена.

Поправки также устанавливают три типа тарифов на авиабилеты: невозвратный билет без нормы багажа, невозвратный билет с багажом и возвратный билет с багажом весом от 10 до 30 кг. При этом вес багажа пассажиров, которые летят вместе, можно суммировать, но в сумме вес одного места не может быть более 30 кг.

Изменения также расширяют перечень вещей, перевозимых сверх нормы ручной клади. Без взимания дополнительной платы пассажиры по-прежнему могут перевозить дамские сумки, мужские портфели, портпледы, верхнюю одежду, детское питание и детские коляски, букет цветов, костыли, ходунки, трости, складные кресла-коляски, позволяющие безопасно разместить их на полке над сиденьем либо под сиденьем впереди стоящего кресла. При этом если костыли, трости, ходунки, складные кресла-коляски нельзя безопасно разместить на полке над сиденьем либо под сиденьем, они по новым правилам сдаются в зарегистрированный багаж без взимания дополнительной платы.

Однако из списка исчезли зонты, печатные издания для чтения в полете, телефоны, фотоаппараты, видеокамеры и портативные компьютеры. Все гаджеты необходимо убирать в ручную кладь, портфель, дамскую сумочку, рюкзак или карман, чтобы избежать возможных конфликтов с представителями авиакомпаний на посадке.

Рюкзак по новым правилам включен в список личных вещей, поэтому его можно взять на борт сверх ручной клади. Однако вес и габариты рюкзаков устанавливаются перевозчиком, что "связано с обеспечением безопасности пассажиров на борту". А вот портфели и дамские сумочки перевозчик ограничивать в размере и весе не имеет права.

В перечень личных вещей также были добавлены лекарственные препараты и товары, приобретенные в магазинах Duty Free. Однако нормы провоза на борту пакетов с покупками из магазинов Duty Free Минтранс поручил определять перевозчикам.

"Победа"

Теперь в стандартный тариф "Победы" включен только сам перелет и ручная кладь. Пассажиры могут без дополнительной платы пронести в салон любые вещи, которые не противоречат ФАП и помещаются в калибратор, габариты которого 36х30х27 см. Исключение составят костыли, детская люлька, складные кресла-коляски - все это можно пронести на борт без дополнительной платы.

"Мы решили уйти от ограничений по количеству и весу ручной клади на наших рейсах. Пассажиры смогут без дополнительной платы пронести в салон все, что не противоречит ФАП и помещается в калибратор, габариты которого — 36х30х27 см. Даже если вы хотите перевезти 16-килограммовую гирю, если она помещается в калибратор, то пожалуйста", — заявил недавно гендиректор перевозчика Андрей Калмыков.

При этом с 15 ноября "Победа" прекратила онлайн-продажу платной ручной клади габаритами 115 см в сумме трех измерений и весом до 10 кг. Теперь она продается только в аэропорту по цене 2000 рублей и только при наличии свободного места на борту.

Что касается сдаваемого багажа, то сейчас по базовому тарифу он платный. В момент приобретения билета или позднее, но не позже чем за 4 часа до вылета, можно купить провоз 1 места багажа до 10 кг и 203 см в сумме трех измерений по специальной цене 499 руб. Однако это предложение действует только на одного пассажира в бронировании. Если пассажиров в одном бронировании несколько и они также хотят провезти багаж до 10 кг, то за него придется заплатить в аэропорту 1 тыс. руб. за место (15 евро при вылете из других стран). Также пассажиры могут заранее купить возможность провоза багажа весом до 20 кг. Эта услуга стоит 1499 руб. при покупке на сайте или через колл-центр и 3 тыс. рублей (или 45 евро) в аэропорту. При этом доплата за каждый 1 кг перевеса в аэропорту будет стоить 500 руб.

"Аэрофлот"

Ручная кладь пассажиров "Аэрофлота", летящих в эконом-классе, может занимать одно место и весить не более 10 кг. Ее габариты с конца февраля 2018 года не должны превышать: 55 см в длину, 40 см в ширину, 25 см в высоту. Авиакомпания после вступления в силу новых правил провоза ручной клади включила рюкзак в список альтернатив портфелю или дамской сумке, ограничив его размер 80 см в сумме трех измерений и весом 5 кг. При этом портфель и дамская сумка в размерах и весе не ограничены. Товары, приобретенные в магазинах беспошлинной торговли в аэропорту, должны быть упакованы в один запечатанный (опломбированный) пластиковый пакет, с габаритами по сумме трех измерений не более 115 см. Этот пакет разрешается брать в дополнение к ручной клади и другим личным вещам.

Кроме того, в списке бесплатно провозимых "Аэрофлотом" вещей значатся: букет цветов, верхнюю одежду, детское питание для ребенка на время полета, костюм в портпледе, устройство для переноса ребенка, лекарственные препараты, специальные диетические потребности в количестве, необходимом на время полета, костыли, трости, ходунки, роллаторы, складное кресло-коляску, используемые пассажиром с ограничениями жизнедеятельности, и которые можно безопасно разместить в салоне воздушного судна. Складное кресло-коляска провозится в салоне воздушного судна при наличии места для его безопасного размещения, в ином случае сдается в багаж без взимания дополнительной платы.

При регистрации и/или выходе на посадку пассажир по требованию перевозчика обязан предъявить для взвешивания ручную кладь, а также рюкзак, детскую люльку, детскую коляску при перевозке ребенка. Ручная кладь, превышающая установленную перевозчиком норму бесплатного провоза ручной клади, сдается пассажиром в багаж в соответствии с условиями заключенного договора воздушной перевозки пассажира.

Сдать бесплатно в багаж пассажиры эконом-класса, кроме тарифов группы Премиум, по-прежнему могут одно место до 23 кг и 158 см в сумме трех измерений.

Пассажиры дочерней авиакомпании "Россия" на рейсах под кодом SU имеют такие же нормы провоза багажа, как и на рейсах материнской компании.

S7 Airlines

Пассажиры эконом-класса авиакомпании могут взять на борт одно место ручной клади весом до 10 кг и размером не более 55х40х20 см. При этом для пассажиров, купивших билеты по тарифу "Эконом базовый", ручная кладь является единственным бесплатным вариантом провоза багажа. Пассажиры, купившие билеты с включенным багажом, могут помимо ручной клади сдать одно место до 23 кг и 203 см в сумме трех измерений.

На сайте авиакомпания пока не регламентировала провоз рюкзаков и покупок из Duty Free сверх нормы ручной клади.

"ЮТэйр"

Авиакомпания опубликовала 20 ноября изменения в правилах перевоза ручной клади. Дополнительно к норме ручной клади, которая у "ЮТэйр" составляет 10 кг и размеры 55х40х20 см, пассажиры могут провезти рюкзак габаритами не более 40×25×20 см и весом не более 5 кг или дамскую сумочку или портфель, размер и вес которых не лимитируются. Что касается пакетов из Duty Free, то авиакомпания разрешила провоз не более одного такого пакета (в запечатанном виде) весом до 3 кг. Габарит его не лимитирован.

По тарифу "Лайт" ручная кладь является единственной бесплатной возможностью провоза багажа. По тарифам "Стандарт" и "Гибкий" кроме ручной клади пассажиры имеют возможность сдать в багаж одно место до 23 кг и 203 см.

Как сообщил порталу "Интерфакс-Туризм" президент Utair – "Пассажирские авиалинии" Павел Пермяков, авиакомпания на сегодняшний день не рассматривает возможность введения тарифов без обязательного провоза багажа. "У нас есть тариф "Лайт", по которому пассажир может 10 кг провести в салоне, и хотя мы изучаем потенциал снижения стоимости этого тарифа, полностью отменять бесплатную норму провоза багажа не планируем", — сказал он.

NordWind

Пассажиры эконом-класса авиакомпании NordWind могут взять на регулярный рейс ручную кладь, которая занимает одно место и весит не более 5 кг, а размеры которой не превышают 55x40x20 см. На данный момент авиакомпания не уточнила порядок провоза рюкзаков и покупок из Duty Free. Пассажиры, купившие билет по тарифу "Оптимум", помимо ручной клади могут сдать в багаж одно место до 20 кг и 203 см. На чартерных рейсах имеется возможность провоза ручной клади (одно место до 5 кг) и багажа (одно место до 20 кг).

"Уральские авиалинии"

Размер ручной клади пассажиров эконом-класса авиакомпании с 20 ноября не должен превышать размеры 55х40х20 см, а вес – не более 5 кг. При этом перевозчик также пока не уточнил порядок провоза рюкзаков и покупок из Duty Free на своем сайте.

Пассажиры авиакомпании по тарифу "Промо" имеют возможность помимо ручной клади сдать в багаж одно место до 10 кг и размером до 203 см в сумме трех измерений, но не более 100 см по любой из сторон. По другим тарифам эконом-класса норма багажа составляет одно место до 23 кг.

AZUR air

Авиакомпанией установлены следующие нормы бесплатного провоза багажа одним пассажиром, как на внутренних, так и на международных чартерных рейсах: одно место в ручной клади до 5 кг и одно место багажа до 20 кг. Перевозчик отмечает, что вправе разрешить к перевозке багаж в качестве ручной клади весом более 5 кг (количеством мест не более одного), если его размеры не превышают 55х40х20 см.

Red Wings

По тарифу "Лайт" авиакомпания разрешает перевозить только одно место ручной клади весом до 10 кг и размерами 55х40х20 см. По тарифу "Стандарт" в качестве ручной клади можно взять на борт одно место до 5 кг, а также сдать в багаж одно место до 23 кг и 203 см.

В конце прошлого года президент Путин подписал закон, вносящий поправки в «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей». В соответствии с данным законодательным актом, российские авиаперевозчики ввели единые правила провоза багажа в самолете за единственным исключением – дочерним предприятием «Аэрофлота» . Правила перевозки багажа и ручной клади в самолете 2018 года: изучаем внесенные в закон изменения.

Правила провоза багажа в самолете в 2018 году

В соответствии с принятым в ноябре законом новыми нормами провоза багажа допускается для 1 места сумка либо чемодан весом до 30 кг. Можно и меньше, но больше – нельзя. Каждый пассажир должен оформлять индивидуальный багаж.

Допустимый вес вещей будет зависеть от вашей категории билета: эконом, бизнес либо 1-й класс. Чем выше класс, тем большее количество возможностей будет по объему багажа.

На ребенка в возрасте до 2 лет существует возможность оформления отдельного багажа. Вес сумки должен составлять не более 10 кг.

Общепринятого мирового стандарта для всех авиаперевозчиков нет. Принимать во внимание необходимо правила того государства, куда вы направляетесь. Скажем, при перелете в Дубай запрещаются для перевозки предметы, а также литературные издания религиозной направленности кроме ислама. Еще стоит принимать во внимание ограничения каждого перевозчика отдельно.

Сверхнормативный багаж

Сверхнормативный багаж – это тот, что весит больше, нежели допустимо по категории вашего билета.

К примеру, если вы купили билет эконом-класса, то по нему вы сможете провезти багаж весом до 23 кг. При превышении допустимого веса багажа вы будете обязаны доплачивать, однако ряд авиакомпаний допускают незначительное превышение веса без дополнительной латы.

Если вы сразу знаете, что ваш багаж будет сверхнормативного, то уточните у перевозчика, сколько придется доплачивать.

Багаж более 30 кг – тяжеловесный багаж

По новым правилам провоза багажа в самолете вес свыше 30 кг приравнен к тяжеловесной категории. До этого максимальный вес составлял до 32 кг.

За подобные грузы потребуется доплатить за каждый лишний килограмм. Единообразные тарифы отсутствуют, каждый отдельный перевозчик определяет стоимость дорплаты самостоятельно.

Помимо превышения веса может случиться также превышение габаритов по сумме 3 измерений у следующих вещей:

· горные лыжи, иной крупный спортинвентарь;

· музыкальные инструменты – гитара, контрабас и пр.;

· бытовая техника – холодильник.

Для перевоза подобных грузов необходимо заранее договориться с перевозчиком. До рейса выйдите на связь со службой поддержи. В день вылета заблаговременно прибудьте в аэропорт, поскольку на регистрацию особого груза необходимо большее количество времени.

Ряд авиакомпаний позволяют провозить без доплаты горнолыжное снаряжение зимой либо доски для дайвинга в летний период.

Перевозчик имеет полное право отказать вам в перевозе негабаритного груза, если грузовые отсеки малы либо осталось мало места.

Безбагажный билет

Некоторые перевозчики предлагают безбагажный проезд. В соответствии с ним пассажир может лететь только с ручной кладью. Подобная услуга имеет свои плюсы и минусы. Преимущество – невысокая цена перелета. Минус – невозвратность билетов.

Объединённый багаж

Для семейных пар, коллег и друзей существует услуга объединения багажа. В этом случае предоставляется возможность сложить все вещи в 1 чемодан, и он станет числиться как 1 багажное место.

По весу требования такие же – не больше 30 кг. Запрещается объединять багаж, если он превышает весовую норму.

Хрупкий багаж

Перевозя с собой на борту стеклянную посуду, электронику и декор множество пассажиров беспокоятся за сохранность вещей, так как часто в аэропортах с чемоданами обращаются небрежно, бросая их в общую кучу.

В подобных ситуациях вы имеете возможность оформления своего багажа с пометкой «хрупкий». Для чего требуется сообщить сведения на регистрации вещей, и тогда ваш чемодан не будет запущен по общей ленте – его унесут в багажное отделение.

Оформление хрупкого багажа не обеспечивает сохранность ваших вещей.

Хрупкие вещи, которые соответствуют параметрам ручной клади, рекомендуется брать с собой в салон. Единственное условие – вещи не должны содержать в себе жидкость. От банок с вареньями и соленьями необходимо будет отказаться и сдать их в багажное отделение.

Ручная кладь: нормы 2018 года

Какой вес багажа разрешается авиаперевозчиками? Вступившие в ноябре 2017 года изменения в закон об авиаперелетах ограничивают минимальный вес ручной клади. До этого бесплатно разрешалось провозить не меньше 10 кг для невозвратных/возвратных билетов, сейчас – от 5 кг.

Большая часть авиакомпаний разрешали проносить в самолет чемодан весом 10 кг. За провоз в багажном отделении необходимо было платить отдельно.

Новый закон предполагает, что перевозчик обязана брать на борт от 5 кг, однако есть возможность увеличения веса. Скажем, такие компании как «S7», «UTair» и «Аэрофлот» рассказывали, что намерены оставить 10 кг в качестве нормы.

На сайте «Аэрофлота» на сегодняшний день действительны такие правила:

Для ручной клади действительны ограничения по параметрам – высота до 55 см, ширина до 40 см, толщина до 20 см. В соответствии с новыми правилами «Аэрофлота» от февраля 2018 года, до выхода на посадку будут стоять рамки-ограничители, которые дают возможность для проверки того, отвечает ли кладь требованиям.

Помимо этого, внесены определенные изменения в перечень бесплатных предметов для проноса на борт сверх ручной клади.

Какие вещи разрешается брать в салон, не оформляя в качестве ручной клади

По старым правилам позволялось бесплатно взять в салон без взвешивания, маркирования бирками и оформления такие вещи:

· костюм;

· ноутбук;

· видеокамера;

· фотоаппарат;

· мобильный телефон;

· детское питание на время полета в неограниченном полете;

· переноска для ребенка (складная люлька/складная коляска);

· книги, журналы, газеты;

· верхня одежда;

· женская сумочка;

· портфель;

· папка с бумагами/документами;

· трость;

· костыли;

· букет цветов.

Сейчас отсюда исключили зонт, ноутбук и телефон. Минтранспорта разъяснило данные изменения как возможность положить эти предметы в сумку.

Помимо этого, в перечень разрешенных для бесплатного провоза вещей добавили рюкзак. В авиакомпании «Победа» подтвердили сведения про то, что разрешат провозить рюкзаки, если их размер будут вписываться в действующие в этой компании нормы.

Для «Победы» ограничения по ручной клади следующие – 36×30×27, причем минимальная цена билета начинается от 500 рублей.

Вещи, которые разрешены в ручной клади и при себе

Некоторые предметы вы можете по желанию держать при себе либо в ручной клади:

· баллоны с содержанием углекислого газа (применяются для активации искусственных конечностей);

· инструменты для ремонта очков, в том числе отвертка меньше 50 мм длиной;

· зажигалка/безопасные спички (исключительно при себе);

· кардиостимулятор;

· иные фармацевтические приборы, включая на радиоактивных изотопах, с литиевыми батареями. Можно держать исключительно при себе;

· игрушка-робот;

· бритвы, включая одноразовые;

· щипчики для завивки ресниц;

· нитроглицериновые таблетки/спрей для лечения;

· кислородные баллоны в медицинских целях;

· иглы для инъекций страдающим диабетом/специальные медикаменты.

Действия при потере

Никто не застрахован от потери вещей при перелете. Вещи исчезают при загрузке/отгрузке в багажный отсек, их случайным образом отправляют не тем рейсом.

При пропаже вещей следуйте данной инструкции:

· Убедитесь в наличии на руках квитанции на багаж;

· Обратитесь с листком в отдел розыска пропавших вещей;

· Оформите заявление.

В течение 3 недель перевозчик обязан найти вещи и вовзратить вам. Посылка отправляется на дом бесплатно, вы не обязаны куда-либо ехать и что-то оплачивать.

При возврате поврежденного багажа либо его отсутствии через 3 недели вы можете обратиться к перевозчику для возмещения убытков.

Если перевозчик отказался возмещать причиненный ущерб, то вы имеет право требовать мотивированный письменный отказ и с ним обратиться в суд.

В Монреальской конвенции закреплено международное соглашение, где приводится максимально возможная компенсация за утерю сумки – 1131 SDR (искусственное резервное и платежное средство, эмитируемое Международным валютным фондом). Это эквивалентно примерно 1500$.

По факту же итоговая сумма компенсации будет зависеть от конкретной компании. Иностранные перевозчики в среднем компенсируют по 20$/кг. Крупнейшие зарубежные компании могут заплатить большую сумму в соответствии со своими внутренними правилами. Российские перевозчики выплачивают приблизительно по 600$.

Если вы утратили багаж в международном рейсе, то необходимо обращаться за поиском не позже недели после даты получения вещей.

На внутренних рейсах можно составлять претензию в течение 6 месяцев со дня утери.

Для получения обычной компенсации необходимо описание утраченного багажа. Если имеются чеки на утраченные вещи, то вы можете приложить их к своему заявлению. В таком случае вы сможете претендовать на полное либо частичное возмещение ущерба.