Такси от аэропорта куала лумпур до центра. Как добраться до аэропорта Куала-Лумпур из города и наоборот? Такси из КЛ в Subang

Одно из многочисленных чудес света - храм Зуба Будды (Шри-Ланка).Это уникальное место, в которое стремятся попасть буддисты всего мира. В великой святыне под многочисленной охраной хранится зуб Будды. Несмотря на то что храм открыт для посещений круглосуточно, в нем всегда собирается огромная очередь из желающих увидеть Зуб Будды и ощутить особую духовную атмосферу. Храм, в котором хранится буддийская реликвия, находится в списке Всемирного наследия ЮНЕСКО с 1988 года.

Храм Зуба Будды: история реликвии

Обретение реликвии берет свое начало с легенды, согласно которой, после своей смерти Просветленный завещал сжечь свое тело. И в 540 г. до нашей эры оно было предано огню. После кремации в пепле остались целыми четыре зуба Будды. Они были развезены по всему миру. В 371 г. один Зуб Будды был привезен на Цейлон. Несколько столетий он находился в Индии.

Но потом правитель Калинги начал терпеть поражения в междоусобных войнах от врагов и стал опасаться за судьбу государства и бесценную реликвию. Он решил переправить ее на остров с помощью своей дочери. Принцесса была переодета и ничем не отличалась от обычных деревенских девушек. В ее волосы был вплетен Зуб Будды, и она отправилась на Цейлон. Так, при помощи принцессы, святыня попала на Шри-Ланку.

В чем заключается сила Зуба Будды?

Со времен появления Зуба Будды этой реликвии приписывалась удивительная волшебная сила. Считалось, что владеющий Зубом становится обладателем огромной и полной власти. Поэтому реликвия моментально оказалась во владении королевской династии. Но и хранили, и оберегали Зуб Будды царственные особы, соответственно, окружив его не только охраной, но и богатством.

Считалось, что исчезновение реликвии несет конец верованию. Поэтому был возведен отдельный храм Зуба Будды. Исламисты попытались уничтожить реликвию. И в 1998 г. в храме произошел взрыв. Здание было сильно повреждено, но удивительно - Зуб Будды абсолютно не пострадал и остался невредим. И этот случай только подчеркивает святость и силу этой реликвии.

«Путешествие реликвии» и обретение постоянного места хранения

Город храма Зуба Будды - Канди. Но оказалась реликвия там не сразу. Столицы на Цейлоне менялись несколько раз, но Зуб Будды не оставался на одном и том же месте. Он стал символом любви народа и власти. И правители всегда перевозили реликвию с собой. Таким образом, Зуб Будды сначала оказался в столице Анурадхапуру. Потом был перевезен в Полунаруву. И, наконец, обрел постоянное место хранения, коим стала третья королевская столица - Канди.

Как появился храм для Зуба Будды?

Зуб Будды хранится в Шри Далада Малигава. Храм сначала был построен из дерева. Но в восемнадцатом веке был сожжен недоброжелателями. Несмотря на уцелела. На месте пожарища был построен королевский дворец. В нем и хранилась реликвия под бдительным монаршеским присмотром.

Лицезреть Зуб Будды было разрешено немногим - королю и только самым приближенным и уважаемым монахам. Когда закончилось правление последнего монарха, дворец поступил в распоряжение монахов. И был переименован в храм Зуба Будды в Канди.

Как хранится реликвия?

Зуб Будды находится в небольшой золотой ступе, которая расположена на территории бывшего королевского дворца, в одном из зданий, имеющем теперь статус храма. Реликвия находится в отдельной, хорошо охраняемой комнате, в семи ларцах, каждый из которых сделан в виде ступы. Все они вложены друг в друга по типу русской матрешки. Комнату с реликвией постоянно охраняют не меньше двух монахов. Ступы, в которые «упакован» Зуб Будды, находятся под защитой пуленепробиваемого стекла.

Можно ли увидеть Зуб Будды?

Посмотреть на реликвию можно только издалека, два раза в день, в строго определенные часы. И то в это время Зуб Будды находится в «стопке-матрешке» золотых ступ. А выносится реликвия на обозрение лишь во время Эсала Перахера, традиционного праздника. И только в специальной шкатулке.

В редчайших и исключительных случаях, когда Зуб Будды все же показывают вблизи, он укладывается в особенную золотую петлю, которая выходит из центра лотоса, сделанного из этого же драгоценного металла. Такая подача показа не случайна. Реликвия была найдена именно на цветке лотоса.

Описание храма

Храм Зуба Будды - достопримечательность и жемчужина Шри-Ланки - бывший королевский дворец, а ныне - храм монахов-буддистов, в котором хранится бесценная святая реликвия. Великолепное убранство помещений сохранилось и до наших дней. Храм Зуба входит в большой комплекс дворцовых зданий, занимая отдельное.

Сначала это был отдельный храм. Со временем вокруг был возведен второй - внешний. Получился храм в храме. Территория внешнего ограждена рвом с водой и двумя ажурными стенами: Морских волн и Облаков. Эти названия были даны им благодаря причудливым и необычным формам, вызывающим поэтические ассоциации. В праздники в проемы стен помещаются небольшие лампадки, создающие в вечернее время особую атмосферу. Благодаря им, вся территория освещается тысячами огней.

Комплекс дворцовых зданий

В комплекс дворцовых зданий входит не только храм Зуба Будды, но и Зал для королевских аудиенций и т. д. В здании Королевского дворца теперь находится Национальный музей. Но паломники и туристы приезжают в основном для посещения именно храма Зуба Будды. Между ним и Королевским дворцом находится крыша из золота, которая была построена в 1987 г. Она расположена непосредственно над ступой, где хранится реликвия.

Многие дворцовые помещения оказываются тесно связаны с храмом Зуба Будды. После прохождения тоннеля Амбарава, посетители попадают на нижний ярус храмового комплекса. Это двор Барабанщиков Х. Мандапая. Здесь каждый день проводятся скромные религиозные ритуалы. И рядом с двором Барабанщиков расположен современный храм Зуба Будды, который выстроен вокруг старого.

Отдельное внимание при осмотре дворцового комплекса стоит уделить Тронному залу царей Канди. Ланкийские мастера действительно создали шедевры, изготавливая мебель. Вся она сделана из одной огромной скалы. На стенах зала размещены картины, повествующие о жизненных этапах Просветленного, истории появления реликвии и храма священного Зуба Будды.

В залах дворца можно увидеть необычные экспонаты. Например, мумифицированный слон. Это животное считается священным, так как на нем долгие годы во время празднеств вывозилась на обозрение шкатулка с Зубом Будды. Причем реликвия на время покидала пределы храма.

Праздничное шествие в честь Зуба Будды: Эсала Перахера

Рядом с крышей есть башня Паттириппува, имеющая восемь углов. Она была возведена в 1803 г. и является частью дворцового комплекса. С башни короли обращались с речами к своим подданным и наблюдали за праздничной церемонией Эсала Перахера. Это многодневное шествие, проходящее в июле или августе, во время полнолуния. Торжественная церемония проводилась в честь Зуба Будды. В современное время башня стала хранилищем древних рукописей.

Эсала Перахера - один из самых важных Шри-Ланкских религиозных праздников, связанных с Храмом. В торжественном шествии участвуют десятки слонов, с накинутыми на них яркими покрывалами и гирляндами. Одновременно устраивают представления танцоры, акробаты и барабанщики. Все в национальных костюмах, как того требует ритуал.

Это шумное торжественное шествие происходит перед выносом Зуба Будды на всеобщее обозрение. Находится в это время реликвия в специальной шкатулке из золота. Зуб Будды окружен цветами и драгоценностями. Полюбоваться на реликвию можно в течение четырех часов, подойдя к храму. Дотрагиваться до Зуба Будды категорически запрещено. Поэтому смотреть можно только вблизи.

Достопримечательности внутри храма Зуба Будды

Храм Зуба Будды (Шри-Ланка) имеет множество внутренних залов. Убранство их поражает своей красотой. Отделка выполнена с использованием драгоценных камней. Инкрустация сделана с помощью изумрудов, рубинов, слоновой кости и серебра.

Есть отдельный зал, в котором находится библиотека. В других помещениях расположены многочисленные старинные Причем сделаны и украшены они из разных материалов: золота, нефрита, кварца и других полу- и драгоценных камней. Во всем храме более тысячи статуй и небольших статуэток Будды, причем в разных позах.

Храм Зуба Будды: дресс-код и дополнительные услуги

Из-за неоднократных попыток подрыва храма Зуба Будды и уничтожения реликвии, помещения постоянно находятся под неусыпной охраной. А на входе людей тщательно ощупывают. Мужчины и женщины при этом находятся в разных помещениях. Чтобы оказаться как можно ближе к реликвии, при входе можно взять специальные цветы, которые предназначаются для подношения.

Возложить растения можно на втором этаже храма, нужно встать очередь. Во время ее движения цветы кладут в окно, мимо которого и проходят люди. Из него виден другой зал, в котором под золотым куполом и находится реликвия.

Посещение храма платное. Но в стоимость входит и диск с записанной заранее обзорной экскурсией, который можно неоднократно смотреть, вернувшись домой. В кассах есть услуга - аудиогид. Он содержит полную информацию об его убранстве и всех экспонатах.

Храм Зуба Будды действующий, поэтому дресс-код соблюдается неукоснительно. Перед входом обязательно сдается обувь. Можно воспользоваться услугами камер хранения. Или сэкономить, сняв обувь прямо у входа, как делают многие местные жители. Но в этом случае сохранность ботинок и босоножек никто не гарантирует. Перед входом в храм не только женщины, но и мужчины обязаны прикрывать плечи и колени.

Как добраться до храма Зуба Будды?

Многие, приезжая в Шри-Ланку, в первую очередь желают посетить храм Зуба Будды. Как добраться до этого места? Можно на автомобиле. Храм расположен в Канди. Поэтому нужно ехать по трассе «А1» из Коломбо. «А1» как раз соединяет столицу Шри-Ланки с Канди. Приблизительное время пути - три часа. Этот способ наиболее подходит тем, кто по дороге желает осмотреть и другие достопримечательности. Например, Королевский ботанический сад, расположенный в Перадении.

До храма Зуба Будды можно доехать на автобусах. Так как Канди - один из самых больших городов Шри-Ланки, то через него проложено множество маршрутов во все основные города - Коломбо, Галле, Негомбо и др. На автобусе время в пути такое же - примерно три часа. Отличие лишь в уровне комфорта поездки и стоимости проезда. Автобусы в Канди останавливаются на Центральной станции, которая находится рядом с ж/д вокзалом. От него до храма Зуба Будды - всего десять минут пешком. Идти нужно в сторону озера. Но можно доехать на тук-туке.

Но самый быстрый и экономичный способ доехать до храма Зуба Будды - это поездом. Состав идет от ж/д вокзала Коломбо-Форт. И останавливается на Центральном в Канди. Цена билета зависит от класса вагона. Время в пути - четыре часа. По дороге можно любоваться удивительно красивыми природными пейзажами.

Здравствуйте, уважаемые читатели! В этот раз поговорим о буддийских культовых заведениях разных направлений. Каковы же особенности буддийских храмов?

Пропитанные историей, интригующие, с впечатляющими архитектурными изысками и резными рельефами, многие храмы – это настоящие чудеса для исследования.

Обычно умиротворённое и безмолвное, блуждание по территории храма, погрузившись в свои собственные мысли – это незабываемый опыт, вне зависимости от религиозных предпочтений.

Правила поведения

Азиатские буддийские храмы живут в двух реальностях: они являются священным местом поклонения и туристической достопримечательностью. Во время путешествия туристы посещают, как минимум, один, а то и несколько храмов.

Путешествующие подчас допускают характерные бестактности по отношению к послушникам и их святыням: приходят с оголёнными ногами и плечами, хвастаются тату с Буддой, взбираются в обуви на пагоды и т. д.

Но тех из них, кто следует простым, легко запоминаемым , приветливо встречают в святилищах. Нужно лишь проявлять уважение:

  • Выключить мобильный телефон
  • Вытащить из ушей наушники
  • Говорить тише
  • Избегать ненужных разговоров
  • Снимать головной убор и обувь
  • Не курить
  • Не употреблять жевательную резинку

Ведь они ступают на действительно священную территорию, куда местные приходят пообщаться с божественным. Любой намёк на неуважение может причинить им глубокую обиду.

Обувь следует всегда снимать и оставлять снаружи главной территории поклонения. Где это сделать, подскажет сложенная обувь других посетителей. В некоторых буддийских странах это закон, за несоблюдение которого могут арестовать.


Плечи должны быть прикрыты, брюки – быть длинными. В некоторых храмах на входе предложат за небольшую плату саронг или другую накидку, если служитель посчитает одежду недостаточно закрытой.

В других местах проявляют бо̒льшую снисходительность. Но скромность в любом случае оценят.

Внутри никогда не следует касаться, сидеть рядом, взбираться на статую Будды или возвышение. Нужно получить разрешение фотографировать и никогда этого не делать во время поклонения.

Выходя, нужно пятиться лицом к Будде и лишь затем повернуться к нему спиной.

Крайней грубостью считается показывать пальцем на убранство помещения или людей. Указывать на что-то можно правой рукой ладонью вверх.

Сидя, не следует протягивать ноги в направлении людей или будд. Если в это время войдёт монах, нужно встать, чтобы выразить уважение, и подождать, пока он закончит простирания, и тогда только снова сесть.

Монахи – это дружелюбнейшие люди. Когда вы видите их подметающими у входа, знайте, что они больше беспокоятся, чтобы кто-то из входящих не наступил случайно на насекомое, чем о чистоте.


Они не едят после полудня. Поэтому позаботьтесь о том, чтобы не есть в их присутствии. Если монах сидит, нужно тоже присесть, прежде чем начать разговор, чтобы не быть его выше. Давать ему и брать у него что-то можно только правой рукой.

Для женщин правила ещё суровее. В этих краях не принято, чтобы женщина касалась или вручала что-нибудь послушнику. Даже случайное касание рясы приведёт к тому, что ему нужно будет поститься и выполнять очищающий ритуал.

Если нужно сделать пожертвование, деньги передаются мужчине. Только он может отдать их члену монашеской общины.

И напоследок несколько советов, которые покажут, что вы изучали обычаи буддистов перед визитом сюда:

  • Подходя к алтарю, ступайте сначала левой ногой, а отходя — правой.
  • Традиционное приветствие – сложить руки в молитвенном жесте перед грудью и слегка поклониться. Чтобы выразить глубокое уважение членам общины, руки поднимают выше, на уровне лба.
  • Почти возле каждого храма есть металлический ящик для пожертвований. Они поддерживают работу святилища, особенно малобюджетного. После визита жертвуйте сюда около доллара.

Что означают названия

Буддийские храмы называются «дацан», но могут иметь в названии имя собственное в сочетании со словами «тэра», «дэра», «гаран», «дзи». Каждое из этих слов указывает либо на географическое положение, либо на имя жертвователя, на прославление определённого божества или рода.

Внешнее и внутреннее устройство

Храм, как правило, является комплексной постройкой. Дацан наглухо отгораживается от внешнего мира прочным забором, с южной стороны которого располагаются ворота.


Они бывают внешние и внутренние, защищаемые изображениями или статуями животных, свирепых божеств и воинов, чтобы отогнать злых духов.

Постройки могут быть в несколько этажей со скошенными крышами. Их поддерживают тщательно украшенные карнизы с живописной росписью.

Внутри главного зала – кодо – вдоль стен есть особые устройства – молитвенные барабаны, которые непрерывно вращаются.

Туда можно положить свою молитву на листочке. Считается, что она будет прочитана столько раз, сколько оборотов совершит барабан. В храме перемещаются по часовой стрелке. В прямоугольном помещение алтарь находится напротив входа.

Центральное место на нём занимает Будда, окружённый дымящимися благовониями, зажжёнными свечами, образами других знаменитых будд, бодхисаттв и дэвов, подношениями. Как выглядит Учитель, зависит от течения, которому принадлежит храм.


На алтаре есть ящички, в которых хранятся старые священные описания. Для поклоняющихся и монахов в кодо тоже отведено пространство.

Танки на стенах изображают божества. Они выполнены в ярких тонах на шёлковой основе.

Центральный зал часто соединён с лекционным, где послушники собираются, чтобы изучать и декламировать сутры, слушать музыку для медитаций. В других зданиях комплекса располагаются библиотека, жилье членов общины, их столовая.

Структура дацана всегда отражает «три драгоценности» буддиста: Будду, закон и общину его учеников.

При входе нужно мысленно поздороваться с божествами и затем, подходя к интересующему образу, складывать руки в молитвенном жесте и кланяться по желанию столько раз, чтобы число поклонов было кратно трём.

При этом, поднося руки ко лбу, просить ясного разума, ко рту – совершенной речи, к груди – любви ко всему живому. Во время посещения нужно позитивно настроиться и усиленно желать избавления от страданий всем в этом нуждающимся.


Заключение

Поклонение Будде стирает грани между мирянами и членами монашеской общины и является основой для единения всех буддистов и укрепления духовных связей между ними.

На этом мы прощаемся с вами. Если вы узнали что-то новое для себя – поделитесь этой статьей в социальных сетях.

Официально называющийся Wat Pho (или просто Ват), а в народе слывущий как Temple of the Reclining Buddha, – это самое древнее культовое сооружение Бангкока. Его начали строить при короле Раме I, который перенес столицу с западного берега реки Чаупхрая на восточный, туда, где находилась деревня Банг Маког (Сливовый Сад). Территорию столицы отгородили искусственным каналом, а получившийся остров назвали Раттанокосин – это аборигенное название королевства Сиам с 1782 по 1932 год.

Храм Ват в Бангкоке находится в двух шагах от Королевского дворца – места, которое во всех путеводителях по тайской столице преподносится как "must see". Поэтому не заглянуть на лежащего Будды будет непростительным упущением. Тем более что пройти мимо него практически невозможно – его площадь 80 тыс. кв. метров, а приметности ему добавляют стены, длина периметра которых больше километра, а высота три метра.

Главной «фишкой» и целью посещения храма лежащего Будды в Бангкоке является знакомство с самой большой статуей Будды в Тайланде – фигура в традиционной позе «полулежа» имеет в длину 46 метров и 15 в высоту. Но и других чудес там тоже немало, а еще на территории Wat Pho можно приобщиться к тайнам настоящего тайского массажа, зародившегося именно в его стенах.

Что посмотреть?

– это территория древнего монастыря, расширенного по приказу короля Рамы I. Его архитектурной доминантой являются четыре ступы – зеленая, белая, желтая и голубая. Площадь храмового комплекса разделена улицей Thanon Chetuphon на две части – южную, хозяйственную и жилую, а также северную, которая собственно и является приманкой для туристов.

Статуя лежащего Будды находится в северо-западном вихарне храма. Обратите внимание на то, что ее ступни покрыты 108-ю перламутровыми орнаментами, имеющими сакральное значение и отражающими разные реинкарнации Верховного Божества.

Не ограничивайте экскурсию только Буддой. Посмотрите на картины, которыми украшены стены храма и мраморные барельефы балюстрады храма – сцены из эпоса «Рамаяна». И на странные бородатые существа в шляпах – хранителей храма. Эти статуи привезены в XIX веке из Китая. Еще на территории храмового комплекса есть парк и традиционный для ландшафтов Юго-Восточной Азии пруд, украшенный водопадом.

Лежащий Будда в Бангкоке – это действующий сакральный центр Тайланда. Поэтому при его посещении выказывайте должное уважение его стенам и соблюдайте дресс-код. Обязательно снимайте обувь, когда входите в помещения. Откажитесь от маек, шорт, мини-юбок и пляжной обуви.

Тайский массаж в храме

Появился в стенах монастыря, где сейчас находится Wat Pho. Там работает школа мануальной терапии и центр традиционной тайской медицины. В нем вы можете получить сеанс массажа, а при желании – обучиться некоторым секретам древнего мастерства. Разумеется, что за это надо заплатить.

Стоимость часового сеанса традиционного массажа 420 бат, во столько же вам обойдется экзотический фут-массаж (ногами). При использовании целебных трав стоимость массажа повышается до 520 бат.

Курс обучения массажу состоит из пяти (по одному в день) уроков продолжительностью шесть часов каждый. Начинаются они в 9 утра и заканчиваются в 4 часа вечера. Окончившим курсы, выдают сертификат. Стоимость обучения традиционному (руками) массажу 9500 бат, а вот знание тонкостей фут-массажа обойдется дешевле – в 7500 бат.

Буддизм в течение нескольких тысячелетий постепенно распространялся по планете. Сегодня буддийские храмы можно отыскать в разных странах, а корни этой религии сосредоточены в Индии. В статье мы познакомимся с тем, что представляет собой храм буддистов и в чем особенности их архитектуры, узнаем о самых известных храмах и монастырях.

Храмово-монастырский пещерный комплекс Аджанта

Как называется буддийский храм

Храм Будды может иметь разные названия: дацан , или, непосредственно название самого храма, сочетающееся со словами дзи, дэра, тэра, гаран.

В том случае, если храм называют по местности или в честь основателей, то в названии присутствует тэра или дэра. Например, Асука-дэра так называется в связи с тем, что храм расположен на равнине Асука. А Татибана-дэра является храмом рода Татибана.

Если же в названии строения используется величание учителя или имя почитаемого божества, то используется дзи. Например: Якусидзи храм Бхайшаджьягуру или будды-целителя Якуси.

Дополнительное название гаран применяют для обозначения древних храмов. С санскритского «сангхарама» – «общинное жилище» .

Если в сооружении для проведения обрядов нет всего, что необходимо для такого помещения, то такое здание называется молельней.


Храм буддизма штата Махараштра

Архитектура буддийских храмов и монастырей

Что означает быть буддистом? Если объяснить с точки зрения этого религиозного учения, то быть буддистом – это искать прибежища у «Трех Сокровищ ». «Три сокровища» – это Будда , его учение и община , образовавшаяся вокруг этого учения . Строение спроектировано таким образом, чтобы воплощать все «Три Сокровища». Они представлены все в одном месте, но при этом разделены на части, каждая из которых несет свою смысловую и религиозную нагрузку.


Буддийский храм – это священная комплексная постройка , представляющая религиозную ценность, место паломничества, поклонения и обитания буддийских монахов. Он должен быть защищен от внешних воздействий, беспокоящих это святое место – посторонние звуки, зрелища, запахи и другие влияния. Территория закрыта со всех сторон, а при входе расположены мощные ворота.

В «золотом зале» (кондо) помещаются любые изображения будды (Будда Шакьямуни , сострадательный Амитабха и др.) – вышитые, рисованные, в виде скульптур. В том же помещении могут находиться любые изображения разных почитаемых существ, бодхисаттв.

Пагода – это постройка, предназначенная для хранения останков тела (земного) Будды Шакьямуни . Практически каждый буддистский храм имеет свое предание о том, как останки попали в него. Зачастую пагода состоит из трех или пяти ярусов, а в центре размещен главный столб. Под ним или на самой его верхушке и хранятся останки Будды.

Помимо текстовых вариантов буддийского учения, хранящихся в виде свитков, религиозная информация и различные священные предания передаются из уст в уста. Кроме того, в «зале для чтений» (ко:до) регулярно проводятся чтения и толкования учения.

С VIII столетия появляются ками – места для почитания «родных богов». Их размещают как на территории храма, так и за ее пределами. Богов почитают как защитников храма.

В общину храма входят монахи, их ученики и миряне, временно поселившиеся в галереях.


Буддийские храмы в Индии имеют свои особенности оформления. Монументальные сооружения имеют большое количество арок, сводов, колонн, рельефов, посвященных Будде. При этом все эти неповторимые архитектурные элементы доведены до безупречности. В Индии чаще всего ступы встречаются в виде сферы на основании кубической формы. Их входы обычно представлены в виде каменных ворот, на которых красуются резные изображения. Также встречаются постройки с острыми высокими куполами с барельефами.

Буддийские храмы в Индии

Буддийских храмов на территории Индии существует множество, так как данное религиозное направление здесь особо почитается. Уделим внимание самым известным.

  1. . Третьим по величине штатом Индии является Махараштра. Этот край известен прежде всего своими скальными монастырями и храмами:
  • Аджанта – храмово-монастырский пещерный комплекс, представленный утесом в форме подковы. Всего насчитывается 29 пещер. Они делятся на вихары (общежития буддийских монахов, имеющие при входе портик-терассу и квадратные залы, окруженные кельями с трех сторон) и чайтья (молельные залы). Стены в пещерах искусно расписаны иллюстрациями к буддийским мифам и легендам. Аджанта является памятником Всемирного наследия.
  • Пещеры Аурангабада – относительно небольшие три комплекса пещерных храмов, расположенных поблизости от города Аурангабад. Всего насчитывается девять пещер, делящихся на восточные и западные.
  • Питхалкора – пещерный храмовый комплекс, состоящий из 13 пещер. Обустроены во II веке до н.э. Несколько позже, в V-VI веках, произошли добавления к ним.
  • Эллора – система из 34 пещер. Из них 17 пещер являются индуистскими, 12 пещер – буддийскими, 5 – . Наиболее примечательное строение с неповторимой архитектурой – «Kailas», заслуженно ставший одним из драгоценных памятников религиозной культуры Индии. Многочисленные замки, расположенные в Эллоре, причислены к Всемирному наследию организацией ЮНЕСКО.
  1. – именно то место, где Гаутама Сидхартха достиг просветления, результатом чего стало его перевоплощение в Будду. Храм располагается в Бодх-Гая, индийском штате Бихар. Здесь же находится Бодхи – священное дерево, сидя под которым Гаутама нашел свое просветление. Считается, что оно было выращено из семени, которое даровало именно то оригинальное дерево, под которым сидел просветленный Будда.
  1. Санчи , являющаяся Всемирным наследием ЮНЕСКО , – это деревня в штате Мадхья-Прадеш, известная сохранившимися храмами, монастырями и ступами времен раннего буддизма. Главная достопримечательность – первая известная в истории ступа. Она была задумана как наглядный символ Колеса дхармы. Именно со ступы Санчи начали копировать другие ступы.
  1. Нельзя не вспомнить о ступе Дхамек , расположенной в Сарнатхе. Согласно преданиям, здесь Будда, достигший просветления, провел свою первую проповедь и запустил Колесо дхармы .

Буддийские монастыри в Индии

Также насчитывается немалое количество буддийских монастырей на территории Индии. Всех их перечислить не представляется возможным, поэтому познакомимся с некоторыми из них:

  1. Храмы Ладакха . Земля Ладакх находится в крайней западной части Тибетского плато. По южную и северную части возвышаются высочайшие в мире горы. Здесь сосредоточены все те красоты, за которыми с удовольствием прибывают сюда путешественники – заснеженные горные массивы, озера, реки, диковинные звери и птицы, невероятные горные обители. Правда, все это стало доступным иностранным туристам только с 1974 года. В основном население Ладакха представлено потомками осевших кочевников, прибывших из Кхама (восточного Тибета). В VII веке они смешались с индоарийскими племенами. В этом краю расположено множество храмов: Алчи-Гомпа, Ванла, Ламаюру, Мульбек-Гомпа, Сени-Гомпа, Ше-Гомпа и другие.
  1. Тикси – это буддийский монастырь, находящийся у берегов Инд на вершине холма Его расположение потрясает: он возвышается на 3600 метра над уровнем моря и состоит из 12 этажей. Здесь же есть статуи, фрески, оружие, тханки (изображения религиозного характера в тибетском искусстве), постройки с чортенами. Удивителен и храм Майтрея, ставший в будущем Буддой. Он славится 15-метровой статуей Майтреи, возведенной в 1970 году перед визитом Далай-ламы.
  1. , расположенный на холме у пригорода города Таванг. Он находится на высоте 3300 метра. Рассчитан на 700 монахов, в настоящее же время в нем проживает приблизительно 450 лам. Здесь есть библиотека Паркханг, известная тем, что в ней хранится много исторически ценных манускриптов.

Буддийские монастыри в России

В России буддизм исповедуют в разных районах страны – Забайкальский край, Тыва, Бурятия, Республика Алтай, Калмыкия, Иркутская область. Буддийские монастыри в России существуют в большом количестве городов, в том числе Москве и Санкт-Петербурге.

  1. Иволгинский дацан (Гандан Даши Чойнхорлин – тибет.) расположен в республике Бурятия, в селе Верхняя Иволга. Это настоящий комплекс, состоящий из множества построек, в числе которых:
  • храм-дворец, в котором хранится нетленное тело великого Учителя Хамбо-ламы Итигэлова;
  • тантрический храм (Жан-дуган);
  • главный соборный храм (Цогчен-дуган);
  • оранжерея, созданная для священного дерева Бодхи и др.

Также на территории комплекса размещены библиотека, летняя гостиница, священные ступы-субурганы и даже вольер для косуль.

  1. Еще один буддийский монастырь в России, точнее храм-монастырь, – Хойморский дацан «Бодхидхарма», расположенный в Бурятии (Поселок Аршан Тункинского района). Это центральный храм буддийской организации «Майдар».
  2. Цугольский дацан – это самый старейший монастырь, возведенный в Забайкальском крае в 1801 году. Здесь были основаны монастырские школы буддийской философии классического направления и тибетской медицины. Монастырь имеет очень богатую историю.

В России существуют и другие, не менее замечательные храмы буддистов: Анинский (Бурятия) и Агинский (Забайкальский край) дацаны, , Храм Великой Победы (Калмыкия), Эгитуйский дацан (Бурятия).