Качинский каньон — долина полная достопримечательностей.

Майские праздники — замечательная возможность, в предверии знойного лета, воспользоваться моментом и провести время интересно и «свежо». Вот и мы решили использовать эти несколько дней для посещения и просмотра чудесного и не перестающего удивлять и дарить незабываемые впечатления — Украинского Крыма.

Немного дискомфорта, в подарок от любимой «Укрзалізниці» и Симферопольский жд вокзал приветствует Вас! Дальше около часа переезда в пос.Баштановка, что расположен в 8 км. от Бахчисарая, и Мы на месте. Качинская долина — волшебная природа, горы и воздух, окружающие Вас как буд-то на картинах импрессионистов.

Качинская долина (Качинский каньон)

Качинский каньон – одна из характерных для Крымского предгорья консеквентных (поперечных) речных долин, рассекающих Внутреннюю Крымскую гряду. Расположен в 8 км к югy от Бахчисарая на реке Кача. Пробитый горной рекой в гряде, каньон достигает 140 м глубины и 150 м в ширину. На скалистых белокаменных склонах, сложенных известняками и мергелями, высятся живописные естественные мыски-бастионы, у их подножий сформировались огромные гроты-ниши, в которых обитали первобытные люди (в стоянках - находки кремневых орудий, костных остатков вымерших животных).

На выположенных склонах растет лес из дуба пушистого и скального, граба восточного, лещины, кустарниковые заросли из боярышника, шиповника, держидерева, барбариса. На склонах – ценные растительные группировки с участием эндемичных для Крыма видов (чабер крымский, румия критмолистная, лагозерис пурпурная и др.

Качинский каньон – памятник природы (с 1969 г.), заповедный заказник (с 1974 г.), иллюстрирующий огромную разрушительную и созидающую роль текучих вод и антиэрозионную силу растительного покрова.

История Качи-Кальона

Качинский каньон обжит человеком давно. На правом берегу реки у села Предущельное находится стоянка древнего человека эпохи позднего палеолита - Качинский навес. Недалеко от него у родника стоянка эпохи поздней бронзы, с наскальными рисунками Кеми-обинской культуры - Таш Аир (Отдельный камень). Чуть дальше пещерный монастырь Качи-Кальон. Здесь самые ранние следы пребывания человека датируются IV веком.

Древнее поселение появилось на перекрестке торговых дорог, служа приютом для путников и торговцев. Путь шел через перевал Кибит-богаз и соединял юго-западную часть полуострова с Южным берегом Крыма. Здесь во множестве сохранились винодавильни (тарапаны) того времени, их даже без раскопок, насчитывается около 120-ти, что говорит об основном занятии его жителей. Они могли сразу обработать 250 тонн винограда. Видимо местное вино пользовалось большим спросом. Внизу у дороги было обнаружено гончарное производство, где производили амфоры, кувшины, фляги, пифосы и черепицу. Заливая вино в керамическую тару, виноделы продавали и обменивали его у соседей и проезжих купцов.

Над поселением в большом гроте с родником в VIII-X веках возникает монастырь. Возможно, он был основан выходцами из Византии. Это были времена иконоборчества, когда многие иконопочитатели бежали в Таврику, основывая монастыри и неся с собой культуру своей родины. С годами монастырь разрастался, расстраивался. Появилось несколько церквей и часовен.

После захвата Крыма татарами монастырь был разрушен, жизнь в поселении начинает постепенно замирать. Забрасываются гончарные мастерские, слабеет виноградарство и виноделие. Но местное христианское население все же сохранило свою религию. В трудные времена ряд монастырей и храмов сохранял связи с русской православной церковью и получал из Москвы помощь. Из грамоты царя Бориса Годунова (1598 г.) известно, что в числе получивших такую помощь была и церковь Св. Анастасии, которой была оказана денежная поддержка, а также пожалованы образа и свечи.

Монастырь и поселение вокруг него просуществовали до 1778 года, когда произошло массовое переселение христиан в Приазовье. Из деревни Качи Кальон было вывезено 77 человек.

После присоединения Крыма к России начинается восстановление старых церквей. Отремонтировал церковь помещик Г. Хвицкий, которому в 19 веке принадлежала эта земля. Возобновилась служба. У дороги была построена новая церковь, тоже названная в честь святой Анастасии. Указом Синода «О восстановлении церквей и святых мест в Крыму» церковь св. Анастасии и верхняя церковь в обломке скалы объявлены «киновией» и приписаны к Успенскому Скиту. После смерти Г. Хвицкого, церковь по завещанию отошла Успенскому скиту.

Источник в гроте стал местом паломничества, его считали целебным. По описанию Г. Москвича в «Путеводителе по Крыму» раньше над ним находилась «крыша на железных столбах». Рядом стояла «убогая хижина, в которой помещается полусломанная кровать для женщин, разрешающихся от бремени».

Свято-Анастасьевская киновия просуществовала довольно долго. В 1921 году Успенский монастырь был закрыт, но Анастасьевская киновия, оказавшись в стороне от бурных политических событий, оставалась действующей до 1932 года. Во времена коллективизации, ее закрыли, а монахов выселили за пределы Крыма. Земли отошли совхозу «Коммунар». Качи-Кальон перестал существовать как населенный пункт.

В конце прошлого года в ущелье на западной стороне Качи-Кальона Успенским монастырем образован мужской монашеский скит святой Анастасии Узорешительницы. В скиту живет и работает несколько послушников, службы проводит священник Успенского монастыря.

Монастырь

Долину реки Качи с двух сторон обступают высокие скалы. Самое узкое место - Качинские ворота. Отвесные стены, увитые плющом, нависают над дорогой. Покрыты они ячейками необычной формы, результат выветривания известняков. В правом отвесном борте каньона находится пещерный монастырь Качи-Кальон.

От дороги прямо вверх уходит тропа, в ущелье с родником, сразу за ним действующий мужской монашеский скит. К пещерному монастырю тропа отворачивает вправо, вьется по нижнему уступу скал.

В начале северного мыса Качи-Кальонской скалы находится Первый грот, заваленный огромными обломками. В гроте нет пещер, но в стенах его и на полу множество вырубок и гнезд для укрепления стояков и балок деревянных прискальных построек. Здесь видны остатки оборонительной стены, сложенной из больших хорошо обработанных блоков известняка. Следы ее прослеживаются до церкви святой Софии. Храм высечен в огромном обломке скалы. В него ведут два входа один в наос, другой в полукруглую аспиду. Над входом в нише вырезан крест. Помещение овальной формы, длиной чуть больше пяти метров, шириной около двух с половиной, потолок выше двух метров. Вдоль стен высечены в скале скамьи для молящихся. В одной из них с южной стороны вырублена могила, в полу под ней гробница. В подковообразной апсиде одноступенчатый синтрон (скамья для священнослужителя). В полу аспиды углубление для престола. В стене сохранились пазы для иконостаса и ниши для икон и жертвенника. Здесь же остатки двух греческих надписей.

В Третьем гроте церковно-погребальный комплекс. В одной из пещер остатки небольшой церкви в скале вырублена лишь северная стена и апсида, южная стена сложена из камня. Алтарное возвышение разрушено, в стене сохранилась ниша для запрестольного образа. В полу вырезаны гробницы, на стенах остатки греческих надписей. С юга примыкает галерея, которая соединяет этот храм с небольшой церковью. Северная ее часть также вырублена в скале, а южная была деревянной. На стенах часовен красной краской выведены кресты.

По всему следованию пути в скалах вырублено большое количество пещер. В полах пещер выдолблены виноградодавильни и хозяйственные ямы. Всюду встречаются высеченные на камне кресты. Большинство из них довольно ранние, вписанные в круг, равноконечные с расширяющимися концами. Другие более поздние стилизованы под виноградную ветвь. Прямо под открытым небом жернов, для помолки пшеницы.

На открытой площадке следы древнего монастырского кладбища, кругом встречаются остатки каменных двускатных надгробий, покрытых резьбой. Здесь была стена с башней и воротами, защищающая подходы к поселению с северо-запада. Время не пощадило ее, и теперь она сильно разрушена. На каменном обломке выбит церковный алтарь, это все что осталось от главной святыни городища - храма Святой Анастасии. Церковь была построена в византийскую эпоху и существовала вплоть до 1778 года. В XIX веке она была восстановлена местным помещиком Г. Хвицким и освящена во имя св. Анастасии. Рядом с церковью, в соседнем скальном обломке, вырублена усыпальница, на стене которой высечен символизирующий вечность крест в круге.

Вверху за выступом скалы открывается Четвертый грот - удивительное по грандиозности и величию творение природы. Его каменные стены высотой 70 метров напоминают свод готического собора. В центре обложенный камнями источник в углублении похожем на крестильню. Над ним высечен большой крест с расширенными концами и три ниши, в которых стояли иконы Богоматери, Св. Анастасии и евангелиста Матвея. Перед ним причудливой формы вековое черешневое дерево. Вокруг множество пещер, расположенных в три яруса. Все они имели деревянные пристройки, соединялись мостиками и переходами, от которых в камне до сих пор сохранились пазы.

Великомученица Анастасия родилась в Риме и рано приняла веру Христову. Переодевшись нищенкой, в сопровождении служанки она посещала темницы: кормила, лечила, а часто и выкупала узников, страдавших за веру Христа. В Иллирии Анастасия была схвачена и передана в руки жреца Ульпиана. Разложив перед ней с одной стороны золото, драгоценные одежды, а с другой - страшные орудия пыток, жрец предложил ей сделать выбор. Отвергнув богатства, Анастасия выбрала орудия пыток. Тогда решил жрец осквернить ее чистоту, но ослеп, лишь протянув к ней руку. Выйдя на свободу, Анастасия вместе со своей помощницей Феодотией снова отдалась служению страждущим христианам. Анастасия приняла мученическую смерть в 304 году. Церковь чтит ее память 4 января.

Церковь считает, что святая, в честь которой назван источник, Анастасия Узорешительница. Но среди местных жителей сохранилась легенда о местной девушке - несчастной Анастасье, записанная М. Чорефом в 1976 году: «Давным-давно, в пещерах Качи-Кальона прятались мерзкие чудовища. Люди их боялись и с наступлением ночи прятались в хижинах, загнав скот в хлев. На краю деревни жила вдова с дочерью Анастасией. Мать пасла ягнят и козлят, дочь ей помогала. Однажды вечером, когда их стадо спускалось к селу, выскочило многолапое чудовище и, схватив одну из овец, потащило ее к пещерам. Не испугалась девочка зверя, бросилась было спасать овцу, на камне поскользнулась и, хромая, стала медленно спускаться к дому. Тем временем стемнело. Окружили и до смерти замучили ее страшилища. Кричала она так громко и жалобно, что не выдержали скалы, попадали со сводов пещер камни, похоронив под собой и девочку, и мерзких чудищ. А утром поднялись жители деревни в Большой грот и видят: скала плачет, сочится из нее вода, как слезы. Прошли века. Ныне на том месте шелестит листьями дикая черешня, корни которой пьют воду источника, воркуют голуби, живущие в трещинах скалы. Однако чуткое ухо может различить и какие-то таинственные звуки, рождаемые ветром в гроте. И кажутся они отзвуками легенды о юной Анастасии».

Несколько веков паломники толпами приходили к святому источнику с дикой черешней. И не было разницы ни в вероисповедании, ни в национальности. К нему приходили греки и караимы, татары и русские - христиане, иудеи и мусульмане.

Юго-восточная сторона Четвертого грота завалена огромными глыбами, некоторые из них повисли над обрывами. За ними узенький карниз ведет к Пятому гроту. Место это называется Кыл Копыр (Волосяной мост), без специального снаряжения по нему не пройти. В гроте с десяток пещер, в восточном краю большое углубление, для воды.

От грота крутая тропинка приведет к церкви святой Анастасии, расположившейся у дороги. Эта церковь пещерная лишь наполовину: алтарь высечен в скале, а основная часть выстроена из камня, купол деревянный.

Сегодня Качи-Кальон пустует, все наземные постройки давно разрушились и заросли травой, остались лишь пещерные храмы и святой источник.

День второй: Ханский дворец — Свято-Успенский монастырь —
пещерный город-крепость Чуфут-Кале — Караимское кладбище

Ханский дворец (Бахчисарай)

Ханский Дворец в Бахчисарае был построен как родовая резиденция династии Гераев — правителей Крымского ханства. На протяжении двух с половиной столетий (с 1532 до 1783 г.)

Бахчисарайский Дворец был не единственной ханской резиденцией. В Крыму существовало еще пять т.н. малых ханских дворцов — старый дворец Девлет-Сарай, дворцы Улаклы-Сарай, Алма-Сарай, Качи-Сарай, Сюйрень-Сарай. Однако это были загородные виллы ханского рода, а главным местом пребывания крымских государей всегда оставался Бахчисарай.

Сахиб I Герае, памятником которому служит сам Бахчисарай. При Девлете I Герае (или чуть позже) во Дворце встало первое ханское дюрбе, при Исляме III Герае — второе дюрбе и зал собраний, при Бахадыре I Герае — еще одно помещение для официальных приемов. Каплан I Герай увековечил память о себе в сооружении Золотого фонтана. Селямет II Герай возвел беседку, названную его именем. Его же имя запечатлено на многих постройках Дворца (в частности, Большой Ханской мечети) восстановленных им после пожара, что практически разрушил Дворец во время русского вторжения. Арслан Герай построил рядом с Ханской мечетью медресе. Крым Герай возвел прекрасное дюрбе Диляры-бикеч, «Фонтан слёз» и богато украсил внутренние покои Дворца. Как говорил турецкий путешественник 17 в., «Каждое строение построено кем-нибудь из падишахов (т.е. ханов)». Ханский Дворец — истинная летопись рода Гераев, многие представители которого внесли вклад в его великолепие.

Последний крымский хан Шахин Герай, имел намерение перенести крымскую столицу из Бахчисарая в Кефе (ныне Феодосия). Он даже начал было постройку новой резиденции — но, потеряв в 1783 г. власть, не успел реализовать своего плана.

Старейшие постройки дворцового комплекса - большая Ханская мечеть и бани Сары-Гюзель, датируемые 1532 годом. Портал Демир-Капы датирован 1503 годом, но он был построен в другом месте, а затем перенесён во дворец. За время своего существования дворец постоянно достраивался правившими ханами. При Девлете I Герае было построено ханское дюрбе, при Исляме III Герае - зал собраний и ещё одно дюрбе, при Бахадыре I Герае - дополнительное помещение для официальных приемов, а при Каплане I Герае - Золотой фонтан. При Селямете II Герае была построена летняя беседка, при Арслане Герае - медресе, и, наконец, при Крыме Герае были построены дюрбе Диляры-бикеч, «Фонтан слёз», а также силами иранского зодчего Омера выполнена богатая отделка внутренних покоев.

В 1736 году во время войны Крымского ханства с Россией Бахчисарай был взят войсками фельдмаршала Кристофа Миниха. Миних приказал сжечь ханскую столицу и дворец. Перед этим, однако, он дал капитану Манштейну поручение сделать описание дворца (оно сохранилось до наших дней), и лишь после этого ханскую резиденцию подожгли. Пожар уничтожил большую часть строений, после чего дворец был почти полностью перестроен. Восстановлением дворца занимались Селямет Герай, а затем Крым Герай.

После того, как Крым вошел в состав Российской империи, дворец находился в ведении Министерства внутренних дел. За это время он много раз перестраивался, в результате чего здания изменили свой первоначальный вид, и было утрачено единство стиля. Ремонты обычно проводились к приезду во дворец высоких гостей. После ремонтов XIX века были существенно изменены интерьеры ханских покоев.

20 мая 1787 года дворец посещала Екатерина II. К её приезду был отремонтирован дворец, «фонтан слёз» перенесён от дюрбе Диляры-бикеч в фонтанный дворик и установлена екатерининская миля у моста через Чурук-Су. Для императрицы переделали одну из комнат в приёмную, а другую в спальню: был пробит ряд окон, позолочен потолок, повешена хрустальная люстра работы русских мастеров XVIII века и создан альков. Мебель была привезена из Петербурга, Москвы и Константинополя. Часть мебели была местного изготовления. В экспозиции музея сохранились походный столик Екатерины II, кровать, на которой она спала и другая мебель. Ремонтом дворца к приезду императрицы занимались более 60 мастеров и 50 рабочих. На благоустройство было выделено 24 247 рублей. Екатерина II провела во дворце три дня. В поездке её сопровождали австрийский император Иосиф II, французский посол де Сегюр, английский и австрийский послы, а также сановники. В 1818 году на двух гранях екатерининской мили выполнили надпись на русском и татарском языках:

« Благородной памяти Императрица Екатерина II-я изволила быть въ Бакчисарае въ 1787 году Маія 14 »

В 1798 году архитектор В. Гести составил план дворца. 7 сентября 1820 года дворец посещал Александр Сергеевич Пушкин с семьёй генерала Раевского. В его письме к Дельвигу есть описание посещения дворца

« В Бахчисарай приехал я больной. Я прежде слыхал о странном памятнике влюбленного хана. К ** поэтически описывала мне его, называя la fontaine des larmes. Вошед во дворец, увидел я испорченный фонтан; из заржавой железной трубки по каплям падала вода. Я обошел дворец с большой досадою на небрежение, в котором он истлевает, и на полуевропейские переделки некоторых комнат. NN почти насильно повел меня по ветхой лестнице в развалины гарема и на ханское кладбище. »

В 1818 году дворец посещал Александр I. К его приезду снесли обветшалые здания гарема в результате чего остался только трёхкомнатный флигель. В 1822 году под руководством архитектора Колодина проводился ремонт дворца. Михаил Кладо занимался строительской частью, унтер-офицер Дорофеев занимался живописными работами. Дорофеев выполнил росписи внешних стен геометрическими узорами, букетами и цветочными гирляндами. Он же закрасил роспись, выполненную Омером. В результате этого ремонта был искажен первоначальный вид дворца. По указанию Колодина были снесены: Зимний дворец, банный комплекс и другие постройки. 9 сентября 1837 года дворец посетил Александр II в сопровождении своего учителя Василия Андреевича Жуковского. Во время Крымской войны 1854-1855 годов во дворце размещался лазарет, в котором часто бывал Николай Иванович Пирогов.

В 1908 году во дворце открыли музей. В 1912 году дворец посетил Николай II со своей семьёй. После Октябрьской революции 1917 года во дворце открылся музей истории и культуры крымских татар. С 1955 года это был Бахчисарайский историко-археологический музей, а с 1979 года - историко-архитектурный музей.

Свято-Успенский пещерный монастырь

В нескольких километрах от Бахчисарая прорезало горы живописное ущелье Марьям-дере, что в переводе с татарского означает “ущелье Марии”. Тропинка вьется по его дну среди деревьев и кустарников, по бокам поднимаются отвесные скалы. Глядя на ущелье с вершины, понимаешь, что в давние времена люди были мудрее нас и ценили красоту природы, старались жить в гармонии с ней, поэтому для своих домов, а уж тем более для монастырей они выбирали красивейшие места. Вот и здесь много веков назад возник Успенский монастырь, один из самых древних в Крыму.

Точно определить время его основания сегодня не берется никто. В ученом мире существуют две версии. Согласно первой, монастырь основали греческие монахи-иконопочитатели, в VIII-IX веках бежавшие из Византии. Ущелье, чем-то похожее на древний Афон, напомнило им родные края, поразило своей красотой, к тому же здесь находился источник пресной воды. Первые монахи, поселившиеся здесь, выдолбили в скале храм и пещеры-кельи — свои новые жилища.

Расположение монастыря оказалось интересным и выгодным: он существовал как бы на границе двух миров -христианского и языческого. В долинах неподалеку от монастыря археологи обнаружили христианские могильники, датируемые VI веком. Эти находки косвенно подтверждают первую версию: если существовали христианские поселения, то верующим нужны были храмы для проведения богослужений. Христианские поселения соседствовали с языческими алано-готскими племенами. Это позволяло первым инокам заниматься миссионерским трудом, нести местным племенам свет Божественного Откровения.

Сторонники второй версии относят основание Успенского монастыря к XV веку. Возможно, ранее монастырь находился в пещерах у южных ворот крепости Кырк-Ор (Чу-фут-Кале). Но после захвата крепости турками в 1475 году он был перенесен на новое место. Эту версию поддерживал известный ученый XIX века, исследователь Крыма А. Л. Бертье-Делагард, ссылаясь на древние рукописи, которые не дошли до наших дней.

О том, почему Успенский монастырь появился именно на этом месте, рассказывают предания. В давние времена в ущелье пастух по имени Михаил пас стадо. Вдруг он увидел диво: на скале в семи саженях от земли — икона Богоматери и перед нею горит свеча. Михаил поспешил домой и рассказал о чуде хозяину. Пришли в овраг люди, с большими почестями сняли икону и перенесли в дом, находившийся в окрестных горах. Но утром иконы в доме не нашли: она вновь оказалась на той же скале, на том же самом месте. Тогда поняли люди, что Божией Матери угодно, чтобы Ее икона находилась именно здесь. И высекли они в скале храм, а к храму ступени и перенесли туда икону. Явление святой иконы произошло 15 августа, в день Успения Богоматери, поэтому новый храм был посвящен этому событию. А ущелье получило название Марьям-дере — ущелье Святой Марии.

Второе предание рассказывает о злом змие, поселившемся в этих краях и пожиравшем скот и людей. Греки и генуэзцы стали молиться Пресвятой Богородице, прося освободить их от змея. Однажды ночью они увидели на горе горящую свечу. Чтобы добраться до нее, вытесали в скале ступени и, поднявшись по ним, увидели образ Пресвятой Богородицы. Рядом с иконой лежал мертвый змей. Обрадованные люди вознесли благодарение Богу, змея разрубили на части и сожгли. С тех пор жители окрестных деревень стали приходить на гору и молиться Богородице.

Образ “змия, пожиравшего и людей, и скот” является очень древним. В христианском искусстве часто изображают Георгия Победоносца или архангела Михаила, которые копьем или острым мечом пронзают горло змея. Для христиан Крыма образ змея ассоциировался сначала с язычеством, а после, очевидно, был перенесен на мусульманскую религию, в окружении которой приходилось выживать Успенскому монастырю в период становления и укрепления Крымского ханства.

Еще одно предание сообщает, что чудотворная икона Божией Матери, появившаяся на Успенской скале, была перенесена туда из монастыря в Сумеле близ Трапезунда (ныне территория Турции). Древний Сумельский скит был основан в 386 году монахами Варнавой и Софронием, которым указала путь от Афин до места пустынножительства икона Богородицы Одигитрии, что в переводе означает “Путеводительница”. Эту древнейшую икону предание относит к временам апостольским и приписывает к 72 иконам Богоматери работы Евангелиста Луки. Известный русский историк и археолог Н. И. Репников в начале XX века видел икону Одигитрии и подтвердил ее древнее происхождение, относя написание иконы к VIII-IX векам, Эта икона несколько столетий находилась в главном храме скита во имя Успения Богоматери. Архимандрит Дионисий писал: “В чудесном явлении святой иконы христиане получили Божественную помощь, покров самой Богородицы. Они снова шли на брань за исповедание святой веры, с твердою надеждою, что Пресвятая Богородица не оставит их без своей защиты. Храм, иссеченный в скале, где явилась икона, стал особенным местом молитвы для них: здесь они укреплялись духом во время страшных истязаний, в храме они чувствовали себя одною семьею Отца Небесного, защищающего их своим Божественным промыслом. Такое значение храма побуждало многих христиан поселиться около него, посвятить себя всецело Богу”. Так появился Успенский монастырь, а на противоположной стороне ущелья — греческое поселение Мариамполь. За свою долгую историю монастырь знавал периоды расцвета и периоды запустения. Древний пещерный храм и сам монастырь получили название Успенского в честь великого события — Успения Пресвятой Богородицы.

Во время турецкого вторжения в Крым в 1475 году Успенский монастырь избежал разгрома. Вскоре вблизи монастыря утвердилась новая столица Крымского ханства — Бахчисарай. Такое соседство позволяло послам, прибывавшим к хану из православных государств, молиться среди единоверцев. Недаром в конце XV века монастырь становится резиденцией митрополита.

Посол московский историк Лызлов в своем труде “Скифская история” говорит, что даже крымский хан, отправляясь в поход, обращался к покровительству Пресвятой Богородицы, обещая в случае победы над врагами “знаменитое приношение и честь образу Ее воздать”. Но, несмотря на благосклонность хана, монастырь должен был выплачивать дань в ханскую казну. В те времена материальное положение монастыря было бедственным, поэтому монахи не раз обращались за помощью к русским царям. Известно, что в 1628 году священник Отон и другие священники монастыря представили русским послам при ханском дворе грамоту царя Федора Иоанновича, датированную 1598 годом, в которой он обещал обители поддержку и ежегодное жалование. По словам священников, такую грамоту имели еще четыре православные церкви, но утеряли. Послы сделали копию, а грамоту вернули монахам. Копия же была направлена царю Борису Годунову. Вскоре пришел ответ, в которой Борис Годунов и его сын Федор “.,велели им (монахам) дати за нашею царскою печатью, коли попы Отон или иной который поп от тех храмов приедут к нам в наше государство к Москве и им нашего ворят, что от татарского засилья греческие церкви разорены. Остались лишь четыре монастыря: святого Петра и святого Георгия в Кафе, Георгиевский и Успенский. Случалось, что христианских священнослужителей преследовали. Поэтому у митрополита Игнатия (Гозадини) возникла мысль о переселении христиан в Россию. В 1771 году он обратился в Святейший Синод, а в 1772 году к самой императрице Екатерине II с предложением вывести христиан из Крыма. Россия и Турция — давние враги, а Крымское ханство, вассал Османской Порты, приносило немало бед южным землям России и Украины. В татарских набегах разорялись деревни, тысячи/p« В Бахчисарай приехал я больной. Я прежде слыхал о странном памятнике влюбленного хана. К ** поэтически описывала мне его, называя la fontaine des larmes. Вошед во дворец, увидел я испорченный фонтан; из заржавой железной трубки по каплям падала вода. Я обошел дворец с большой досадою на небрежение, в котором он истлевает, и на полуевропейские переделки некоторых комнат. NN почти насильно повел меня по ветхой лестнице в развалины гарема и на ханское кладбище. »« В Бахчисарай приехал я больной. Я прежде слыхал о странном памятнике влюбленного хана. К ** поэтически описывала мне его, называя la fontaine des larmes. Вошед во дворец, увидел я испорченный фонтан; из заржавой железной трубки по каплям падала вода. Я обошел дворец с большой досадою на небрежение, в котором он истлевает, и на полуевропейские переделки некоторых комнат. NN почти насильно повел меня по ветхой лестнице в развалины гарема и на ханское кладбище. »/p« В Бахчисарай приехал я больной. Я прежде слыхал о странном памятнике влюбленного хана. К ** поэтически описывала мне его, называя la fontaine des larmes. Вошед во дворец, увидел я испорченный фонтан; из заржавой железной трубки по каплям падала вода. Я обошел дворец с большой досадою на небрежение, в котором он истлевает, и на полуевропейские переделки некоторых комнат. NN почти насильно повел меня по ветхой лестнице в развалины гарема и на ханское кладбище. »/p« В Бахчисарай приехал я больной. Я прежде слыхал о странном памятнике влюбленного хана. К ** поэтически описывала мне его, называя la fontaine des larmes. Вошед во дворец, увидел я испорченный фонтан; из заржавой железной трубки по каплям падала вода. Я обошел дворец с большой досадою на небрежение, в котором он истлевает, и на полуевропейские переделки некоторых комнат. NN почти насильно повел меня по ветхой лестнице в развалины гарема и на ханское кладбище. »/p« В Бахчисарай приехал я больной. Я прежде слыхал о странном памятнике влюбленного хана. К ** поэтически описывала мне его, называя la fontaine des larmes. Вошед во дворец, увидел я испорченный фонтан; из заржавой железной трубки по каплям падала вода. Я обошел дворец с большой досадою на небрежение, в котором он истлевает, и на полуевропейские переделки некоторых комнат. NN почти насильно повел меня по ветхой лестнице в развалины гарема и на ханское кладбище. » л« В Бахчисарай приехал я больной. Я прежде слыхал о странном памятнике влюбленного хана. К ** поэтически описывала мне его, называя la fontaine des larmes. Вошед во дворец, увидел я испорченный фонтан; из заржавой железной трубки по каплям падала вода. Я обошел дворец с большой досадою на небрежение, в котором он истлевает, и на полуевропейские переделки некоторых комнат. NN почти насильно повел меня по ветхой лестнице в развалины гарема и на ханское кладбище./p »юдей становились рабами, лились реки крови, сады, поля и пашни гибли под копытами татарских коней.

Не один раз русская армия воевала Крым, желая обезопасить свои границы и получить выход к Черному мо« В Бахчисарай приехал я больной. Я прежде слыхал о странном памятнике влюбленного хана. К ** поэтически описывала мне его, называя la fontaine des larmes. Вошед во дворец, увидел я испорченный фонтан; из заржавой железной трубки/p по каплям падала вода. Я обошел дворец с большой досадою на небрежение, в котором он истлевает, и на полуевропейские переделки некоторых комнат. NN почти насильно повел меня по ветхой лестнице в развалины гарема и на ханское кладбище. »рю. В результате этих походов Россия ощутимо ослабила Турцию, захватив неприступные крепости Азов и Очаков, а также важную в стратегическом отношении территорию Молдавии, в боях исчезали тысячные армии турок. В 1771 году русские войска под командованием военачальника князя Василия Михайловича Долгорукого вошли в Крым, хан Шагин-Гирей принял русское подданство.

Успенский монастырь, перенявший традиции греческого Афона, стал называться Крымским Афоном. Для благословения нового Успенского скита из Киево-Печерской Лавры привезли икону Успения Богоматери. По окончании литургии архиепископ Иннокентий, митрополит Агафангел, протоиерей Спиранди, последний священнослужащий Успенского монастыря, и другие духовные лица совершили молебствие и водрузили крест. Возрожденная обитель получила название Успенского скита.

Первым настоятелем возрожденной обители стал архимандрит Полика/pрп (в миру Феодосии Иаков Родкевич). Он родился в Каменец-Подольской губернии, воспитывался в Подольской семинари. Затем поступил в Киевскую духовную академию и закончил ее в 1823 году. В 1824 году принял постриг, через год его возвели в сан иеромонаха, а в 1829 году — в сан архимандрита. Отец Поликарп был назначен ректором Смоленской семинарии, а с 1843 года — настоятелем Российской посольской церкви в Афинах.

Постепенно в архитек/pтурном облике монастыря стали различать три яруса, В верхнем, кроме Успенского храма, находились церкви святого Евангелиста Марка и святых Константина и Елены, колокольня и 13 пещерных келий. Небольшая церковь во имя святых равноапостольных царей Константина и Елены устроена в 1857 году на средства дочери симферопольского коллежского асессора Е, Д. Бер-ковой, Ниже Успенского храма в 1879 году была высечена церковь во имя святого Евангелиста Марка, средства на ее сооружение пожертвовал симферопольский чиновник М. Айвазов.

В среднем ярусе находилась церковь во имя святителя Иннокентия Иркутского. Легкая, ажурная церковь была возведена в 1896 году на средства архиепископа Таврического и Симферопольского Мартиниана. Здесь также располагались дом настоятеля, фонтан и три кельи. Фонтан был устроен в виде часовни: каменная ваза, посреди которой укрепили медный крест, из него в ваз у стекала вода. Вокруг каменный полукупол с иконой Божией Матери.

В долине на пожертвования верующих построили трапезный корпус с кухней, пекарню, хозяйственные постройки и две гостиницы. При въезде устроили ворота с двумя кельями.

Город-крепость Чуфут-Кале

* Чуфут-Кале: название переводится с крымскотатарского языка как «еврейская крепость» (cufut - еврей, qale - крепость), это же название используется в советской научной литературе, а также в русскоязычных работах караимских авторов с конца XIX века до постсоветской эпохи, включая основоположника деиудаизации караимизма С. М. Шапшала;

* Джуфт-Кале (в переводе с тюркского «двойная (парная) крепость», джуфт - пара, къале - крепость) - употребляется «крымскокараимскими» лидерами постсоветской эпохи

* Кырк-Ер, Кырк-Ор, Гевхер-Кермен -крымско-татарские названия во времена Крымского ханства.

* Калэ (караимск. крымский диалект: къале - крепость);

* «Скала иудеев» (Села ха-Иехудим, ивр.)

На открытой площадке следы древнего монастырского кладбища, кругом встречаются остатки каменных двускатных надгробий, покрытых резьбой. Здесь была стена с башней и воротами, защищающая подходы к поселению с северо-запада. Время не пощадило ее, и теперь она сильно разрушена. На каменном обломке выбит церковный алтарь, это все что осталось от главной святыни городища - храма Святой Анастасии. Церковь была построена в византийскую эпоху и сущp style=»text-align: justify;»ествовала вплоть до 1778 года. В XIX веке она была восстановлена местным помещиком Г. Хвицким и освящена во имя св. Анастасии. Рядом с церковью, в соседнем скальном обломке, вырублена усыпальница, на стене которой высечен символизирующий вечность крест в круге. употреблялось в караимской литературе до второй половины XIX века;

* «Скала караимов» (Села ха-Караим, ивр.) употреблялось караимами со второй половины XIX века;

Религия караимов, населявших город в последний период его существования, рассматривалась крымскими татарами как форма иудаизма. Кроме караимов, в крепости была и община крымчаков, исповедующих ортодоксальный иудаизм.

Город возник предположительно в V-VI веках как укреплённое поселение на границе византийских владений. Вероятно, что в ту эпоху он носил название Фуллы. Город с таким названием встречается в различных источниках, но историки однозначно не могут определить, какое из известных ныне городищ ему соответствует. Население города в этот период состояло в основном из алан.

В эпоху господства в Крыму кыпчаков город перешёл под их контроль и получил название Кырк-Ер.

В 1299 году Кырк-Ер был взят штурмом и ограблен ордынской армией эмира Ногая. В XIII-XIV веках город был центром небольшого княжества, находившегося в вассальной зависимости от правителей Крымского Юрта Золотой Орды. Начиная с XIV века в городе стали селиться караимы и к моменту образования Крымского ханства они, скорее всего, составляли уже большую часть населения города. Способствовали этому ограничения на их проживания в других городах крымского ханства.

Кырк-Ер был резиденцией первого хана независимого Крыма Хаджи I Герая. Менгли I Герай основал новый город на месте нынешнего бахчисарайского предместья Салачик и ханская столица была перенесена туда. Во времена Крымского ханства крепость была местом содержания высокопоставленных военнопленных, там же располагался и государственный монетный двор.

После вхождения Крыма в состав Российской империи ограничения на проживание караимов были отменены и они стали покидать крепость и переселяться в другие крымские города. К концу XIX века Чуфут-Кале был полностью покинут жителями. В крепости осталась жить лишь семья смотрителя.

Первое описание средневекового Крыма принадлежит монаху Гильом де Рубрук. Посол французского короля к монгольскому хану, так описывает свое путешествие по Крыму в 1253 году: «Высокие утесы выступают вдоль побережья от Херсона до устья Танаиса. Между Херсоном и Солдайей (Судак) существует сорок замков, и почти каждый из них имеет особый язык; среди них много готов, язык которых немецкий». Самое древнее упоминание о Чуфут-Кале, связано с набегом орд темника Золотой Орды Ногая на Крымский полуостров в 1299году. Среди других городов, подвергшихся разграблению, упоминается и Кырк-ор (сорок укреплений), так раньше назывался Чуфут-Кале.

Арабский географ Абульфеда в 1321 году в своем сочинении описывает ряд городов, в том числе Кырк-Ор, Кырк-Йер: «Он расположен в стране ассов (аланы). Его имя значит по-турецки «сорок мест». Это укрепленный, труднодоступный замок, он находится на неприступной скале. Вершина горы плоская, здесь жители страны укрываются в минуту опасности. Крепость эта находится в некотором отдалении от моря. По соседству возвышается большая гора Чатыр-даг (Палат-гора). Она видна с кораблей, плывущих вдоль побережья». Ассы было самое могучее из племен иранского происхождения. Они занимались животноводством, земледелием, выращивали фрукты и виноград, ремесленничали и торговали со всем миром.

В середине 14 века Кыркорское княжество стало зависимым от татар. После завоевания города, почти все жители были уничтожены - мужчин-воинов истребили, остальных продали в рабство. В городе оставили гарнизон, а восточнее крепостной стены, поселили караимов-ремесленников, живших в долине. Для защиты своей слободы они построили еще одну оборонительную стену и три башни, укрепив, таким образом, крепость. Очень быстро Кырк-Ор стал крупным торгово-ремесленным центром юго-западного Крыма. В 15 веке Кыркор становится второй столицей (после Солхата) самостоятельного Крымского Ханства и называется Кырк-Йер (или Кырк-Ер). Здесь находились резиденции первых крымских ханов: Хаджи Гирея и Менгли Гирея I. Хаджи Гирей прятался в крепости во время междоусобиц и борьбы с Золотой Ордой.

После заключения мирного договора с Россией и разгрома Золотой Орды значение крепости ослабло. В начале 16 века строится Бахчисарай и хан со свитой переезжают туда. Вместе с ним выезжают почти все мусульмане. В крепости остаются одни караимы (им запретили селиться в Бахчисарае), которые называли крепость Джуфт-кале – Двойная Крепость. Имелось в виду, что караимы ещё в 14-15 веках построили Восточную оборонительную стену и, вместе со Средней стеной, крепость стала «двойной». Это последнее название изменилось в Джуфут-Кале - Иудейская крепость, поскольку её преобладающее население - караимы - были иудеями.

Чуфут-Кале становится цитаделью столицы, а также используется как пещерный тюремный каземат. В его стенах побывало немало именитых пленников. Литовский посол Лез, польский гетман Потоцкий. В застенках каземата томились и русские послы, отправленные Иваном Грозным для заключения мирного договора - Василий Грязной, Василий Айтемиров. При Петре I князь Ромодановский также провел в тюрьме три года. Но дольше всех, с 1660 года по 1681 в тюрьме находился русский воевода В.Б.Шереметьев, за освобождение которого хан потребовал непомерную плату - города Казань и Астрахань. Русское правительство не могло пойти на это, да и Шереметьев отказался купить свободу такой ценой. 21 год он провел в темнице на Чуфут-Кале. Выкупили его родственники уже тяжелобольным и слепым стариком. «Выбраться из тюрьмы в Чуфут-Кале никоим образом невозможно, разве что человека из тюрьмы вознесут. До такой степени адова эта тюрьма», - пишет в своих воспоминаниях турецкий путешественник Эвлия Челеби в 1666 году.

Во время русско-турецкой войны 1735-39 гг. русские войска захватили Бахчисарай и Чуфут-Кале. Крепость была разрушена, город превратился в тихое местечко. П.И.Сумароков в 1799 году пишет, что здесь находилось 227 караимских домов и 1600 жителей. После присоединения Крыма к России с караимов был снят запрет на жительство в Бахчисарае, и Чуфут-Кале постепенно опустел. Караимы разобрали свои дома (чтобы потом сложить их на новом месте) и разъехались. С 1852 года единственными обитателями города остались члены семьи караимского ученого Авраама Самуиловича Фирковича (1786-1874). А.С.Фиркович - караимский историк, знаток древних рукописей и надгробных надписей средневековья. Его уникальная коллекция хранится в Государственной публичной библиотеке Санкт-Петербурга. Задачу своей жизни ученый видел в охране древностей Чуфут-Кале, возвеличивание его в истории. Он скупал заброшенные дома, нанимал сторожей, чтобы защитить их от расхищения.

Караимское кладбище

Надгробий на древнем кладбище гораздо больше, чем можно было себе представить. По данным исследователей, их не менее 5 тысяч. Самое древнее погребение относится к 1249-1250 гг. И поныне с разных краёв везут сюда караимы похоронить своих одноплеменников. «…Иудейские памятники представлены комплексом в верховьях Табана-дере. Некрополь площадью около 3 га занимает территорию балки выше турецкой стены 1503 г. Вероятнее всего данный участок, использовавшийся ранее, как сельскохозяйственная территория (здесь на террасах возникших еще в IV-V в., росли сады жителей города), был выделен иудеям князьями Феодоро, стремившимися превратить свою столицу в крупный торговый центр. Всего на некрополе было зафиксировано 1008 изготовленных из известняка надгробных памятников раз-личной формы (так называемые рогатые (двурогие и однорогие), гробообразные, прямоуголь-ные и другие), из 223 содержат эпитафии. Эпиграфические материалы и данные археологиче-ских исследований свидетельствуют, что первые захоронения на могильнике датируются 40 – х годах XV века. А последнее относится к 1786 г. Покойников клали на спину. Их руки обычно лежали на костях таза или под ними.

Часто захоронения производились в деревянных гробах. Погребальный инвентарь практически отсутствует (за исключением относящегося к одежде). Синагога (с середины XVII в кенасса) расположена в верховьях Табана-дере, выше некрополя. По периметру она была окружена стеной из необработанного известняка. Здание прямоугольное, ориентированное по оси север-юг. Сюда ведут два входа (женский и мужской) в восточной и западной стенах. По своему внутреннему устройству она не отличается от других иудейских храмов (храмы ортодоксальных иудеев и караимов по своему устройству аналогичны…). Стены сложены на глинистом растворе из бутового камня с включением блоков вторичного использования. Они были отштукатурены и побелены. В 30 метрах к югу от кенасс располагалась мик-ва, вырубленная в скале. В истории здания выделяется два строительных периода: середина XV – XVI и XVII – XVIII вв. Первоначально храм принадлежал раббанитской общине или общий для всех иудеев. С XVII века в нем молились исключительно караимы. Археологические исследования иудейских кварталов (застройки в округе кенассы) показали, что они начали функционировать только с XVI в. Усадьбы были возведены из ломаного или камня вторичного использования, взятого из разрушенных строений. Во дворе усадеб, под навесами, находились печи-тандыры…» Ю.М.Могаричев «Пещерные города» в Крыму 2005 стр.140-141

День третий: Алимова балка, стоянка первобытного человека и родник Качнедже —
Таврские каменные ящики — экскурсия по Симферополю

Алимова балка

Алимова балка — красивое ущелье со стремительными скалами и удивительной флорой. Весной сюда стекаются собиратели цветов: здесь растет множество ландышей и крымских пионов. Но мало кто знает, что в этом ущелье, неподалеку от источника, лежит камень с арабской вьязью. Все дело в том, что найти этот камень может не каждый турист, и не каждому он открывается. Хотя за «свидание» с камнем народные поверья обещают немалые материальные и духовные блага: безбедную жизнь, добрую жену, послушных детей.

Ущелье облюбовали маги и Чародеи. Они утверждают, что здесь очень хорошее место для пополнения духовных сил.

Также здесь есть Алимова пещера, но вход в нее несколько десятилетий назад запломбировали. Старожилы рассказывают легенду, будто в пещере поселился дух Алима — крымско-татарского Робин Гуда. И якобы пройти ущелье может только честный и смелый человек.

Правда и вымысел про Алима-разбойника - история знаменитой крымской легенды

Вот подлинный и единственный портрет знаменитого крымского разбойника. Французская надпись сделана художницей, перевод такой: «Если когда-нибудь эти штрихи должны возбудить в вашей душе хоть малейшее воспоминание обо мне, тогда копия сделает больше добра, чем когда-либо оригинал совершил зла».

«Послушайте рассказ о последнем джигите Крыма — Алиме, которым гордились горы, потому что в нем жило безумие храброго и потому, что никогда не знали от него обиды слабый и бедняк. Шел прямо к сердцу Алимов кинжал, взмах шашки его рассекал пополам человека, и заколдованная пуля умела свернуть за скалу, чтобы настичь укрывшегося…» Истории о этом храбром разбойнике представлены, что называется, «в ассортименте»: о Алиме и сиротке, которую он баловал подарками, а она затем выдала его жандармам; о девушке-караимке, полюбившей отважного Алима, и о том, как печально эта любовь закончилась; о кладе, спрятанным Алимом в тайной пещере…

Да, многое придумано и приукрашено, да это и неудивительно, ибо сто шестьдесят лет назад не было темы более популярной среди обывателей, чем новые похождения Алима-разбойника. Потому что Алим Азамат-оглу - крестьянин Феодосийского уезда, житель деревни Коперли-кой, действительно существовал. Воссоздать его биографию до того, как он стал заниматься малопочтенным, по мнению законопослушных граждан, ремеслом, можно только приблизительно.

Первое столкновение с законом произошло, когда он работал у хозяина-караима. Тот обвинил 20-летнего Алима в краже, причем именно у молодого человека нашли пропавшую вещь. То ли и правда «бес попутал», то ли так хозяин решил избавиться от симпатичного юноши, на которого заглядывалась его дочь, но наказание Алиму было определено такое: забрить в солдаты! Служить юноше пришлось в Бобруйской крепости, откуда ему удалось сбежать и вернуться в Крым. С тех пор и потянулась слава о Алиме-разбойнике, который грабил богатых и раздавал деньги неимущим. Что правда - так это то, что Алим никогда не убивал. Просто доставал пистолет и предлагал путнику вытащить кошелек. А вот поймать его никак не могли. То, что он действительно награбленные деньги раздавал малоимущим, не раз подчеркивалось в рассказах об Алиме. Простые татары его почитали и охотно предоставляли убежище.

«Семь лет гулял Алим по Крымским горам, и горы гордились храбрецом. За эти семь лет семь раз попадал в руки своих преследователей, и семь раз, разбив кандалы, успевал бежать в Таракташские леса или ногайскую степь» - так рассказывает о нем одна из легенд, записанная крымским краеведом Николаем Марксом. На самом деле, хотя разбойнику действительно удавалось уходить от преследователей, его не поймали ни разу.

Судили Алима в декабре 1849 года в Симферополе. Приговор выглядел так: «Принимая во внимание, что Алим никого не убивал, а только грабил,… суд повелел крестьянина Феодосийского уезда деревни Коперлы-Кой Алима Азамат-оглу прогнать через строй 500 человек шесть раз и сослать на Алландинские острова». «Прогнать сквозь строй» означало жесточайшу порку: человек идет через две шеренги солдат, каждый из которых держит палку из лозняка или гибкий прут. Удары обрушиваются на жертву с каждым шагом. Выдержал ли Алим такую шестикратную пытку, выжил ли после нее - точно неизвестно. По некоторым сведениям он все-таки попал на каторгу, и через несколько лет умер там. Но в родной Крым Алим так никогда и не вернулся.

Балка расположена возле села Предущельное Бахчисарайского района, примерно 360 метров над уровнем моря.

Симферополь. История города

Во II в. до н.э. – IV в. н.э. в юго-восточной части нынешнего Симферополя находилась столица позднескифского государства – Неаполь. Рассвет города, как и всего скифского государства, приходился на I – II вв. до н.э. в II – IV вв. Неаполь скифский подвергся опустошительным набегам кочевников – готов, аланов, гунов – и был разрушен.

С IV в. до н.э. по III в. н.э. на месте города существовал Неаполь Скифский, предположительно столица позднескифского государства (на скалистом плато выше улицы Воровского в районе Центрального автовокзала). Во времена Крымского ханства рядом возникла резиденция калги-султана (наследного принца) и небольшой ремесленный городок Ак-Мечеть (Белая мечеть). Старейшее здание города — мечеть Кебир-Джами (ул. Курчатова, 4) построено в 1508 году. Она действительно белая и недавно отстроена заново.

Шли века… Волны новых завоевателей – хазар, печенегов, половцев, монголо-татар – катились по равнинам северного Причерноморья и захлёстывали Крым. Со средневековым, довольно бурным периодом крымской истории связано возникновение Ак-Мечети (”Белая мечеть”). Первые сведения о ней относятся к концу XV – началу XVI вв., причём местоположение городка, вернее, самых ранних его строений, близ Неаполя скифского красноречиво говорит о том, что места эти облюбованы человеком не случайно.

Ак-Мечеть являлась важным административным центром, а, кроме того, резиденцией калги-султана, который был вторым после крымского хана лицом.

По данным описания Крыма, составленного в 1783 году, в Ак-Мечети значились в ту пору 331 дом и 7 мечетей.

Таким был город – предшественник Симферополя в год присоединения Крыма к России. 2 февраля 1784 года, после присоединения Крыма к России, Екатерина II подписала указ об образовании Таврической области. А 7 февраля того же года генерал-губернатор Новороссии Г.А.Потёмкин подал императрице проект административного устройства области, центром которой должен был стать новый город, место которого было уже определено.

Архиепископ, ученый и общественный деятель Евгений Булгарес предложил самое значимое для живописной долины Салгир, где был заложен наш город, название — Симферополь. “Сие наименование значит Град пользы, а потому герб — улей с пчелами, имеющими вверху надпись Полезное”. В этом имени и гербе заложена сама суть предназначения поселения, которое расположилось в самом сердце Крыма. Но и перевод с древнегреческого “город-собиратель” отражает достоинства города. Именно здесь пересекаются все дороги, соединяющие север и юг, запад и восток. Датой основания Симферополя считается 8 февраля 1784 года. Сегодня уже трудно сказать, что повлияло на выбор месторасположения главного города полуострова: то ли прекрасная, уютная долина, или возникшие здесь первые русские военные лагеря, а, возможно, выгодное расположение относительно всех торговых путей. Но, скорее всего, Потемкин, выбирая место для первого русского города Тавриды, учел все это.

8 октября 1802 года Симферополь стал центром новообразованной Таврической губернии. Первые строения были заложены в июне 1784 года. Но еще более полувека симферопольские улицы не имели официальных названий, и только с марта 1830 года было утверждено название 23-х главных улиц и 4-х переулков.

Некоторые достопримечательности, которые стоит посетить в городе:

Мечеть «Кебир-Джами» (ул.Курчатова, 4)

Собор «Александра Невского» (сквер Победы, угол ул.Розы Люксембург и ул.Жуковского)

Храм «Константина и Елены» (ул. Петропавловская, 8)

Свято-троицкий монастырь (угол ул.Одесской и Ремесленной)

Собор «Петра и Павла» (угол ул.Петропавловской и Пролетарской)

В долине реки Кача, которая в окрестностях Бахчисарая промыла внушительный Качинский каньон, люди селились с доисторических времен. Поэтому сейчас это место просто насыщенно достопримечательностями. Впрочем не только историческими, но и природными. Здесь интересно и красиво в любое время года.

Долина очень живописна, ее главный архитектор — река Кача, летом больше напоминающая ручей, протекает примерно по центру долины приближаясь то к одной то другой гряде невысоких гор. Они типичны для этой части Крыма — до середины покрыты растительностью, выше голые скалы из которых вода и ветер создали немало неожиданных скульптур. Вершины этих гор — плоские яйлы, часть из которых использовалась в древности для строительства пещерных городов, крепостей или небольших наблюдательных пунктов, а также для выпаса скота.

Что посмотреть в Качинском каньоне Крыма?

Далеко не все достопримечательности долины реки Кача известны туристам, большинство ограничивается посещением Качи-Кальона и разрекламированного, но весьма спорного новостроя — бисерного монастыря. На самом деле там буквально каждый поворот, каждая скала, каждый приток реки, это или очередной красивый вид или новая загадка истории, а обычно все вместе. Собираясь побывать в Качинском каньоне, стоит посетить:

  • Качи-Кальон;
  • Кыз-Кермен;
  • Тепе-Кермен;
  • бисерный монастырь;
  • храм св. Софии;
  • стоянку доисторического человека, оставившего на скалах цветные рисунки;
  • село Лаки.

Расскажем о каждой достопримечательности чуть подробнее.

Как добираться к Качинским достопримечательностям

Добираться в долину реки Кача несложно, что также заметно повышает ее ценность в глазах туристов. Если путешествуете общественным транспортом, удобнее всего купить билет на автобус идущий до Синапного. Выходить лучше у родника возле Предущельного. Рисунки древних людей находятся прямо рядом с ним, по левую руку. После их осмотра можно подняться к бисерному монастырю полюбоваться окрестностями со смотровой площадки, затем пройти к церквям выдолбленным в огромных камнях, а от них к огромным гротам Качи-Кальона.

Если остались силы, можно в тот же день посетить Тепе-Кермен, но лучше посвятить ему отдельную экскурсию. Деревня Лаки находится намного дальше и тоже достойна отдельной поездки. Если путешествуете летом и на собственном авто, то можно закончить путешествие купанием в озере за поселком Синапное.

Еще одно отличное место для отдыха — озеро за Баштановкой со всех сторон окруженное лесом и горами. В феврале-марте вокруг него цветут примулы и галантусы, летом туристы расставляют палатки и живут неделями.

Также отдельной экскурсии достойна одна из рек бассейна Качи, приток реки Марты — Финарос. Главная ее особенность — красивая природа, в том числе живописные озера, окрестности которых удивительно напоминают природу средней полосы России.

Достопримечательности долины реки Кача

А теперь подробнее об основных достопримечательностях Качинской долины.

Тепе-Кермен , пещерный город, занимающий территорию около гектара, буквально пронизанную двух и трехъярусными пещерами. Был основан еще VI веке, расцвет пришелся на XII-XIII век.

Кыз-Кермен — еще один пещерный город. Находится на мысу Кыз-Куле, со стороны р.Качи напоминающем нос корабля, прямо напротив Тепе-Кермена по другую сторону глубокого ущелья. Здесь вас ждут жилища скифов и хазар, оборонительные стены, усадьбы, кельи отшельников и тарапаны. Идти желательно с опытным проводником, потому что там много всего интересного не только на горе, но и рядом. В том числе грот «Черепаха», где находится родник вода которого собирается в глубокую каменную чашу.

Качи-Кальон . Пещерный монастырь (его видно прямо с дороги.) также сначала основанный в VI веке как поселение выходцев из Византии и просуществовавший здесь почти до конца XVIII века, когда его покинули жители во время массового переселения христиан с полуострова. В XIX веке здесь появился скит святой Анастасии, закрытый уже при советской власти.

Стоянка доисторического человека . На территории Крыма найдено немало стоянок древних людей, больше всего у , но есть они и в Западном Крыму, в том числе и у реки Качи, где природа тоже создала немало сухих удобных гротов. Сейчас о том, что по ее берегам жили люди в шкурах напоминают только росписи на стенах. Как они выглядят можно .

Бисерный монастырь . Это название носит скит во имя св.вмч. Анастасии Узорешительницы Свято-Успенского мужского монастыря. Единственное примечательное место здесь, это смотровая площадка с которой открывается красивый вид на окрестности.

Святой родник, варварски перестроенный, почти иссяк.

Храм Святой Софии . Его вы найдете почти сразу, если по тропе из монастыря пойдете вдоль скал в сторону Качи-Кальона. С дороги он кажется просто огромным валуном, скатившимся с горы и увенчанным небольшим крестом. Но внутри он полый и там оборудован небольшой храм.

Село Лаки — крымская Хатынь. До войны это было небольшое греческое село, но в 1942 году крымско-татарские прихвостни гитлеровцев уничтожили всех его жителей. Сейчас там находится мужской монастырь. Его монахи восстановили старую церковь и ухаживают за памятником погибшим.

Цветут плодовые деревья на месте села:

Рядом в лесу красуются крымские орхидеи (все в Красной книге):

Лучшее время для посещения достопримечательностей долины реки Кача, это апрель-май. Все вокруг буйно-зеленое, яркое, свежее. Тепло, но не жарко. Но мы ходили сюда и в феврале, и в июле и в ноябре, и всегда возвращались полные положительных впечатлений.

Площадь : 100 га.

Цель заповедания : охрана эрозионного ущелья р. Кача с оригинальными формами выветривания известняков и археологическими памятниками.

Один из красивейших крымских каньонов, который в четвертичный период был проточен рекой Кача в горной гряде. При небольших размерах каньона (глубина до 140 м, ширина — 150 м) в нем впечатляют живописные обрывистые мощные борта, сложенные известняками, у подножия которых расположены огромные гроты-ниши. Каньон очень интересен любителям истории и археологии: здесь обнаружены многочисленные очаги древней жизни: гроты, монастыри, пещерные города, древние городища.

На стоянке первобытного человека «Качинский навес» найдены кремневые орудия труда, кости вымерших животных; в ущелье Таш-Аир сохранилась уникальная наскальная роспись первобытного человека, выполненная охрой; в Алимовой балке находятся таврские могильники. Каждое древнее поселение умело использовало природные особенности строения долины для защиты.

Склоны каньона покрыты лесом, здесь встречается множество эндемичных видов растений и редких животных.

Что можно посмотреть:

  • Качи-Кальон - средневековый пещерный монастырь VI-XVIII вв. в долине р. Кача (церковь, высеченная в обломке скалы, многоярусные пещеры - бывшие часовни и кельи монахов, источник св. Анастасии, 20-метровый купол естественного грота);
  • Тепе-Кермен - гора-останец со средневековым многоярусным пещерным городом-крепостью;
  • городище Кыз-Кермен - комплекс жилых и оборонительных сооружений Средневековья. Лучшее время для посещения: весна, лето, осень.

Туристические услуги : туристические фирмы организуют экскурсии, возможно восхождение на плато Качи-Кальон (трудное). Посещение древних городищ платное.

Местоположение : Бахчисарайский район, Михайловское лесничество; ближайшие населенные пункты - с. Предущельное, расположенное между г. (6 км) и с. Баштановка (8 км).

Как доехать общественным транспортом : автобусом из Бахчисарая в сторону с. Верхоречье до ост. Предущельное, дальше пешком в направлении следования автобуса (дорога заканчивается в горах); личным транспортом: по дороге Бахчисарай - Баштановка - Верхоречье (выезд из Бахчисарая по ул. Советской или Строителей) до с. Предущельное.

Геологический заказник «Качинский каньон» создан в 1974 году. Главной достопримечательностью его является, собственно, Качинский каньон, ущелье, прорезанное рекой Качей в толщах известняка. Заказник протянулся вдоль реки примерно на четыре километра от туристической стоянки Качи-Кальон на восток до окраин села Машино. Глубина каньона - до 140 метров.

Алимова балка примыкает к каньону с юга между горами Бурун-Кая и Кызыл-Бурун. Длина балки около трёх километров. В окрестностях этих двух ущелий можно найти множество достопримечательностей разных исторических эпох и культур.

Качинский каньон и река Кача

Кача - одна из крупнейших рек Крыма. Собирая свои притоки в верховьях на склонах Главной гряды , Кача несёт свои потоки в Чёрное море, впадая немногим выше Севастополя . Часто сталкиваясь на своём пути с выходами горных пород, река проложила себе дорогу через них, её берега иногда высокие и обрывистые.

Так родился Качинский каньон. Кача пробилась сквозь пласты известняка и мергеля в долину на юго-западе Бахчисарая . Настойчивой работе этой реки мы обязаны появлением прекрасного природного уголка Внутренней гряды Крымских гор .

Качинский навес

Если двигаться из Предущельного, то, войдя в каньон, слева можно увидеть известный Качинский навес - скальный выступ, на котором была обнаружена стоянка древнего человека эпохи палеолита и, как доказательство, примитивное оружие и кости убитых животных в потухшем более двадцати тысяч лет назад кострище.

Ущелье Таш-Аир в долине реки Качи

На северо-восток от Качи-Кальона () уходит ущелье Таш-Аир, знаменитое своей скалой, на которой были обнаружены фрагменты наскальной живописи древнего человека III-IV тысячелетий до нашей эры. Рисунки выполнены охрой красного цвета. То, что не доделала природа за тысячелетия, человек сделал за десятилетия. Найденные в 1935 году внятные рисунки превратились в бледную тень того, что так поразило исследователей.

Туристы, чтобы лучше рассмотреть рисунки древних, поливали их водой, что привело к постепенному размыванию охры. Надо добавить, что стоянка древнего человека - нижний археологический слой, над которым были найдены пласты, относящиеся к более поздним таврам и наиболее близкому к нам средневековью. В ущелье можно найти фонтанчик, дающий желающим чистую родниковую воду. Он называется Таш-Баир-Чокрак.

Алимова балка

На левом берегу реки Кача обязательно нужно посетить Алимову балку. На полпути от берегов Качи до туристической стоянки «Алимова балка» можно увидеть знаменитый Алимов навес, в котором археологи раскопали четыре культурных слоя от медного века до раннего средневековья.

В Алимовой балке были обнаружены рисунки, подобные ташаировским, выполненные в той же манере красной охрой. Возможно, они принадлежат одной эпохе и одному племени.

Вдоль дороги по правой стороне балки можно найти ещё одну достопримечательность - камень Язлы -Таш, на котором можно рассмотреть высеченные петроглифы, правда, весьма истертые временем. Полагают, что это родовые знаки, а сам камень служил святилищем, стоявшим у дороги, в то время широко используемой. Дорога эта соединяла долины двух рек: Кача и Бельбек. Ныне это 77-й туристический маршрут.

На устах туристов, собирающихся посетить Алимову балку, обязательно крутится словосочетание «Жилище пастуха». Этот интересный объект можно найти уже в устье балки, где она смыкается с Качинским каньоном, на левом её борту. Это скальный навес, где пастухи действительно могли прятать небольшие отары в плохую погоду. Естественно, не это привлекло внимание исследователей, а петроглифы крест и тамга - родовой знак у восточных народов.

В верхней части Алимовой балки, на равнине можно найти остатки таврских ящиков. В таких ящиках из камня тавры хоронили своих покойников. Однако, как и многие другие крымские таврские захоронения, это было разграблено ещё до нашей эры. Плиты, закрывавшие сверху ящики, были растащены. Но археологам удалось-таки обнаружить фрагменты костей, оружия и осколки сосудов. Таврский могильник лучшей сохранности находится в районе села Новобобровское. Он известен как «Каменная деревня Таш-Кой».

Алимова балка - красивое ущелье, но не менее живописно выглядят его верховья. Поля, рощи, перемежающиеся скальными выступами. При посещении Качинского каньона обязательно нужно запланировать исследование Алимовой балки.

Растительность берегов реки Кача в районе каньона

Ближе к вершинам каньона всё пространство занимают дубово-грабовые леса, причём дуб здесь растёт и скальный и пушистый. Склоны ущелья покрывают шибляковый лес того же состава и кусты терновника, лещины, шиповника, держидерева, боярышника, барбариса. Среди эндемиков можно найти чабер крымский, используемый в народной медицине и редко встречающуюся ныне румию критмолистную.

схема туристических объектов Качинского каньона:

Маршруты вдоль Алимовой балки и Качинского каньона

Вернёмся к нашему маршруту. Тропа пролегает по Змеиной балке до турстоянки «Алимова Балка». По пути будут как скалистые участки, так и лесные массивы. От турстоянки дорога повернёт к Качи-Кальону, оттуда уже можно вернуться к цивилизации, пройдя пару километров на запад по дороге к селу Предущельному.

Можно начать свой путь из Малого Садового - это будет 79-й туристический маршрут. Он проходит по урочищу Медведь между горами Арман-Кая и Топчи, огибает с востока лес Касле, гору Каслибаш, поворачивает на запад, где вливается в 77-й маршрут чуть южнее турстоянки «Алимова балка».

Вершина горы Каслибаш - отличная видовая площадка, позволяющая рассмотреть и ущелья на юге, и лес в западном и северном направлениях. От этой горы можно не поворачивать навстречу 77-му маршруту, а продолжить двигаться в северном направлении до села Баштановка, в котором есть мост через реку Кача, через который можно попасть в заказник и в Качи-Кальон. Эта дорога даёт возможность осмотреть красивую гору Бурун-Кая (364 метра). Восточный склон обрывистый, голый и живописный, противоположный - покрыт буково-дубовым лесом. Как сама вершина, так и виды, открывающиеся с неё - необычайно живописны. На склонах горы археологи нашли остатки средневековых укреплений.

В Качинский каньон можно попасть и с севера, от турстоянки «Бешик-Тау». Отсюда стартует маршрут 87/88, через полтора километра распадающийся на два подмаршрута.

87-й вдоль хребта Беш-Текне поворачивает на юго-запад на Качи-Кальон. В районе горы Караул-Тепе можно свернуть в ущелье Таш-Аир и через него войти в Предущельное.

88-й маршрут ведёт строго на юг к селу Машино. Главной достопримечательностью его считается городище Кыз-Кермен, одна из жемчужин Качинской группы пещерных городов. В километре с небольшим восточнее находится пещерный город .

Каньон реки Кача и его окрестности полны достопримечательностей - как естественных, так и оставленных рукой древнего человека. Близость к Бахчисараю делает этот прекрасный уголок доступным. Перечисленными туристическими приманками этот район не ограничивается, он невероятно богат на подарки любителям активного отдыха на крымских просторах .

olegman37

Крым - любимое место отдыха жителей многих государств. Этот живописный уголок древней культуры манит любителей спокойного отдыха, почитателей истории и археологии, желающих провести активные каникулы. Просторы полуострова Крым хранят огромное количество памятников архитектуры. Каждый город или поселок может похвастаться своими красотами.

Знакомьтесь - Кача

Но есть в этом месте особенный район: маленький городок с ласковым названием Кача. Он расположился на берегу горной реки с таким же названием в западной части полуострова и славится своим гостеприимством. Городок Кача справедливо может считаться хранителем необыкновенных достопримечательностей Крыма.

Самыми посещаемыми историческими местами можно считать следующие:

  • Заповедник Ворота Качи или Качинский каньон;
  • Столбяной утес;
  • Утес, напоминающий сидящую женщину;
  • Пещерный монастырь Кача Кальон;
  • Качинский маяк.

Путешествие в историю

Заповедник Качинский Каньон представляет собой не столько геологический памятник, сколько историческую и архитектурную достопримечательность Крыма. Хотя здесь можно отыскать много интересных для городских жителей растений, таких, например, как барбарис. На скалистых склонах хорошо заметна разрушительная и созидательная сила воды: образовавшиеся участки эрозии заботливо покрывают дубовые заросли, кусты шиповника и лещины - любимого лакомства детей - ореха фундук.

Два изумительно красивых и грандиозных утеса:

  • похожий на столб;
  • похожий на сидящую женщину - собственно и образуют вход в биосферный заповедник.

Они расположены по разные стороны и напоминают ворота.

В глубине долины взору туристов предстает невероятный по архитектуре и расположению пещерный монастырь Кача Кальон. Эта древняя постройка предназначалась для укрытия гонимых по разным причинам древних жителей этих мест. В монастыре насчитывают более пятисот пещер. Во многих из них были найдены следы долгого пребывания людей.

Одним из почитаемых мест пещерного комплекса считают источник Анастасии. Говорят, эта святая помогает легко разрешиться от бремени женщинам.

В отдельно стоящей глыбе, вероятно, оторвавшейся когда-то давно от основной скалы, врублена небольшая церковь Софии, Веры, Надежды и Любви.

До разрушения на территории пещер далеко от людных мест располагался женский монастырь.

Решив посетить пещерный монастырь, надо воспользоваться услугами групповой экскурсии под руководством опытных проводников. Произвольные прогулки по пещерам могут быть опасными. В некоторых из них есть угроза обвалов и разрушений.

Качинский маяк служит напоминанием о временах, когда он служил для военных и торговых кораблей, курсирующих в этих водах в середине двадцатого века. Он является одним из многочисленных ориентиров, сооруженных на территории Крыма.

Отдых на любой вкус

Кача — поселок городского — типа является курортным местом, где можно отдохнуть и поправить здоровье. В последние годы ведется строительство новых и реконструкция старых отелей и пансионатов, расположенных рядом с морскими пляжами. Каждый приехавший сюда турист, и просто любитель понежиться на солнце и окунуться в соленые воды морские, сможет выбрать на каком берегу ему отдыхать.

Пляжи в Каче весьма разнообразны:

  • Галечные;
  • Песчаные;
  • Смешанные.

Развлекательная программа представлена различными представлениями внутри отеля или пансионата, также можно посетить городские бары и кафе, попробовать национальные блюда жителей Крыма. Желающие могут посетить качинский рынок.

В последние годы массовый туризм в Крыму набирает обороты. Для этого организаторы создают условия для всех категорий отдыхающих:

  • Для пассивного отдыха благоустраиваются пляжи: современные удобные шезлонги под навесами и отдельно стоящие предоставляются всеми прибрежными отелями;
  • Для активного отдыха предложен широкий спектр услуг: катание на водных скутерах, катамаранах, прогулки на катере. Для любителей экстремальных развлечений - парашюты и дельтапланы;
  • Почитателям истории тематические экскурсии. Экскурсии лучше заказывать сразу по приезду, так как можно не успеть осмотреть все достопримечательности Качи;
  • Желающим поправить здоровья предлагается остановиться в лечебных пансионатах.

Исторически сложилось, что на крымские курорты выезжала русская знать. Поэты и художники писали свои шедевры на просторах этого многоликого края. В наши дни Крымский полуостров открыт для посещения и отдыха всем желающим. Уникальный климат, созданный морем, горами и лесами не может сравниться ни с каким другим местом.

Кача - маленький уютный городок до недавнего времени посещали лишь для того, чтобы вылечить недуги. Но все в мире меняется. Пройдет совсем немного времени и живописный курортный поселок превратиться в один из центров массового отдыха для путешественников всех мастей.