Ареццо италия.

Ареццо (Arezzo, Тоскана, Италия) находится на пересечении четырёх долин (Валдарно, Валдикьяна, Вал Тиберина и Козентино), которые составляют эту провинцию. Именно благодаря своему географическому расположению в самом сердце Италии, Ареццо является местом встречи различных цивилизаций и культур. Город сильно пострадал во время Второй Мировой войны, но многие шедевры здесь всё же сохранились.
Посещение Ареццо интересно для людей, глубоко увлеченных искусством. Именно здесь был изобретен способ «нотный стан» — способ записи музыки «кружочками на пяти линеечках», тут родился великий Петрарка и творил художник Вазари.
Если вы несколько устали от толп туристов и шума мотоциклов — вам сюда, в Ареццо.
Все путеводители упоминают также о том, что тут проходили Оскароносного итальянского фильма «Жизнь прекрасна» режиссера Бениньи.

Ареццо – как добраться

Поездом – из Рима (2 часа), из Флоренции (1 час 15 минут),
Автобусом – из Кортоны (1 час), из Сиенны (1 час 15 минут).
На машине – в нескольких км от города проходит трасса А1, машину можно оставить на муниципальной стоянке у входа в Старый город.
Ареццо – город небольшой, его удобно осматривать пешком.
Карта Ареццо представлена на картинке справа.

Достопримечательности Ареццо

Экскурсию по Ареццо стоит начать на площади Пьяцца Сан Франческо, достопримечательностью которой является готическая церковь Сан Франческо (Chiesa di San Francesco). Церковь была создана в XIII веке и перестроена в 1318-77 г.г. в формах умбротосканской готики. Фасад остался незавершённым: колокольня относится к XVI веку.
В огромном пустынном готическом интерьере с часовенками XIV века и эпохи Ренессанса выделяются остатки настенных фресок, выполненных в XIV и XV веках. Напротив находится круглое резное окно в форме розы — розон — с прекрасным витражом работы Гильома де Марсилпат.

На хорах сохранился один из шедевров итальянского Ренессанса: цикл фресок по мотивам «Легенды Святого Креста » (Вера Кроче), выполненный Пьеро делла Франческа в 1453-66 гг. Этот цикл был навеян Золотой Легендой блаженного Якопо да Вараджине. После последней реставрации взору предстало необычайное богатство красок и света, которого Пьеро добился благодаря использованию различных техник, а также благодаря глубоко и по-новому переосмысленной концепции пространства и перспективы. Сцены фресок представляют историю креста, на котором был распят Христос.
Над хорами простирается Распятие с изображением Сан Франческо работы Мастера Сан Франческо (ХIII век). Заслуживают внимания также капелла Гуаскони с фресками Спинелло Аретино (ок. 1400 г.) и капелла Тарлати. Здесь же находится Благовещение, которое приписывают как Лука Синьорелли, так и Бартоломео делла Гатта. Подробности на сайте www.pierodellafrancesca.it

В Аббатской церкви , воздвигнутой бенедиктинцами в ХIII веке и расширенной в середине XVI в, Вазари (колокольня построена в 1650 г.), сохранились Распятие работы Сенья ди Бонавентура и монументальный алтарь Джорджо Вазари.
На территории бывшего монастыря справа от церкви располагается элегантный киостр (монастырский дворик) XV века.

На проспекте Корсо Италия , с незапамятных времён являющемся главной городской магистралью, находятся церковь Сан Микеле (XIII в.) с колокольней XIV века; дворцы Палаццо Баччи и Палаццо Алтуччи: дом-башня XIII века и дворец Палаццо Камаяни-Алберготти XIV века.

Рядом с дворцом возвышается так называемая башня Торре делла Багацца (1351 г.), которую во времена фашизма использовали в качестве «ликторской башни» (ликторы – служба охраны и сопровождения в древней Италии).

Напротив дома-башни выделяется один из самых значительных образцов романского стиля в Тоскане — приходская церковь Санта Мария (Pieve di Santa Maria), строительство которой началось в 1140 году и продолжалось, с внесением элементов готики, вплоть до первых десятилетий XIV века. В XVI веке церковь перестраивалась по проекту Вазари и была полностью восстановлена в конце XIX века. Её прекрасный фасад выполнен в романском стиле под влиянием пизанско-лукканской школы (XIII век). Центральный портал украшен изображением Месяцев, мощную башню-колокольню (1330 г.) с окнами, разделёнными колонками, называют башней «ста отверстий». В величественном интерьере располагаются купель Джованни ди Агостино и полиптих работы Пьетро Лоренцетти (1320-24гг)

Площадь Пьяцца Гранде , которую называют также Пьяцца Вазари, является одной из самых живописных площадей в Италии (интересно, что она имеет наклон почти в 30 градусов). В июне и сентябре здесь проводятся Рыцарские турниры Сарацинов (Giostra del Saracino, третье воскресенье июня и первое воскресенье сентября — мероприятие необычное, красочное и запоминающееся); ежемесячно (в первое воскресенье месяца) устраивается знаменитая Ярмарка антиквариата (http://www.fieraantiquaria.org/).

Достопримечательностями площади являются: Публичный фонтан (XVI век), Дворец Суда и элегантный Дворец Собратства Послушников, нижний этаж которого построен в готическом стиле, а верхний — в стиле Ренессанса. Достоин внимания Дворец Лоджий, созданный по проекту Вазари в 1537 году.

На улице Виа Пилеати, продолжении проспекта Корсо Италия, расположены монументальный Преторский дворец (XIV-XV в.в.) и предполагаемый дом Петрарки (Casa Petrarca, на пересечении Via dei Pileati и Via del Orto), в котором размещается сейчас Академия Литературы, Искусств и Наук имени Петрарки.

Проходя по бульвару Пасседжо дель Прато с разрушенной Крепостью Медичи, вы попадаете к Собору (Дуомо) , строительство которого началось в XIII веке и было закончено в начале XVI века. Внутри собора располагаются готическая арка Сан Донато, «Магдалина» фреска работы Пьеро делла Франческа и кенотаф епископа Гвидо Тарлати (1330 г.) В Епархиальном музее находятся три деревянных Распятия (XIII в.), изумительный «Сан Джироламо в пустыне» работы Бартоломео делла Гатта, и драгоценные ювелирные изделия.
Рядом на маленькой уединённой площади, окружённой деревьями, стоит церковь Сан Доменико, внутри которой размещается грандиозное Распятие, раннее произведение Чимабуэ.

Прекрасным примером тосканского маньеризма является дом Вазари , в котором жил Джорджо Вазари. Этот дом создан по его собственному проекту (1540-48 гг).

Отсюда, минуя церковь (XI-XII в.в.) Санта Мария ин Гради (перестроенную в 1592 г. архитектором Амманнати). можно добраться до Музея средневекового и современного искусства , который размещается во дворце эпохи Возрождения Палаццо Бруни-Чиокки шт, как его называют, Таможенном дворце (XV век). Дворец расположен на монументальном перекрёстке, дополненном дворцами XIV века и эпохи Возрождения.
Музей появился при слиянии муниципальных коллекций и коллекций Собратства Отшельников. Он предлагает подробнейший обзор живописи Ареццо и Тосканы с XIV по XLX века. Здесь представлены произведения Джорджо Вазари, Маргарито Дареццо, Cпинeлло. Аретино, Лука Синьорелли, Бартоломео делла Гатта, Людовико Карраччи. Здесь экспонируется «Мадонна делла Мизерикордиа» работы Парри ди Спинелло. а также живопись с XVII века (Грекетто, Пьетро Бенвенути) по XIX век, которая представлена художниками-ташистами Джованни Фаттори и Телемако Синьорини. Кроме того, в музее экспонируются ювелирные изделия, бронзовые скульптурки, майолики (одна из наиболее богатых коллекций в Италии), оружие, монеты и медали.

На старинной улице «Виа Сакра», которая заключила в полукольцо средневековый город, находится церковь Сантиссима Аннунциата. Это здание эпохи Возрождения с незаконченным фасадом и элегантным трёхарочным окном (XVI в.). Внутри находится почитаемая скульптура из терракоты «Мадонна с Младенцем» работы Микеле да Фиренце (ок. 1430 г.).

Археологический музей Меценатов располагается в бывшем монастыре Сан Бернардо, частично размещающемся на развалинах римского амфитеатра (117-138 г.г. н.э.). Собрание музея представлено произведениями из частных коллекций XVIII-XIX веков и предметами, обнаруженными при недавних раскопках. Помимо отдела этрусской и эллинистической культур, в музее находятся предметы, найденные в землях Ареццо (спиральная чаша Эифрониос), Валдикьяна (аттическая амфора) и Казентино. В отделе римской культуры заслуживают внимания так называемые коралловые вазы, или «запечатанные земли», аретинская столовая посуда из керамики, покрытой красной краской, а также аттическая чаша Дуриса, изделия из стекла и драгоценности (мужской портрет, выполненный в технике крисографии — роспись золотыми чернилами по пергаменту), нумизматика, этрусские и римские изделия из бронзы. В музее есть отделы, посвященные доисторической эпохе и палеонтологии.

За чертой города на месте древнего «Фонс Текта» стоит церковь Санта Мария делле Грацие, построенная в 1435-44 г.г. Перед строгой готической церковью располагается элегантный портик со сводами, созданный по проекту архитектора Бенедетто да Майано. Внутри находится центральный алтарь из мрамора и застеклённая терракота Андреа делла Роббиа, которая заключает в себе фрески работы Парри ди Спинелло.
За Альпи ди Поти находится в 18,5 км на восток аббатство Саи Вериано — романская церковь XI века.

Ареццо – немного истории

Арретиум, о котором есть сведения, начиная с IV века до н.э., являлся, возможно, одной из 12-ти могущественных лукомоний этрусков. Он стал римским военным центром и утвердил себя при императоре Августе. В I веке до н.э. здесь развивается производство «запечатанной земли» («тер-ра сиджиллата»), которое приходит в упадок вместе с городом в начале II века.
Экономическое и городское возрождение начинается в XII веке в период коммунального управления, здесь был основан университет. В 1289 году после поражения Кампалдино, о котором упоминает Данте, город попадает под влияние Флоренции. которой продаётся первый раз в 1337 гoду, а затем, окончательно, в 1384 г. В этот период начинается упадок города, который наносит ущерб художественной и культурной независимости.
Новый импульс к развитию возникает в период Объединения Италии и прежде всего, после строительства железной дороги Флоренция — Рим (1862-66 гг).

Камни Ареццо
от камней, вековыми содеянных,
что хранят отголоски речей,
крики жертв с оголенными шеями…
и раскаянья их палачей…
от камней тихой ночью бесстрастною,
от дрожания их в площадях,
замирает действительность праздная,
обращается суетность в прах…

этот город, античным затеянный,
жадно пьет из потока валют…
птицы тучные мелочь клюют,
что не может вместиться в наклеенный
на ворота плакатный уют…
различи за улыбчивой внешностью
манекенов звенящих витрин,
твой, Ареццо, забытый с поспешностью
за старением сладостных вин,

за брожением флирта и пением
на мощеных твоих площадях,
слабый голос невинного тления,
умерщвленного узника прах…
Автор — Елена Серебровская-Мильори

Как добраться в Ареццо

Ареццо – идеальное место для того, чтобы окунуться в историю. Мощеные улочки, уютные площади, памятники архитектуры, лабиринты дорог – всё это делает город удивительно интересным. Гулять здесь можно целый день и ни разу не повториться в маршруте. Ареццо действительно таит в себе ценнейшие объекты истории. Некогда город считался этрусским, но позже был завоеван Римской Империей, а сегодня этот итальянский городок, расположенный на просторах Тосканы, чрезвычайно насыщен памятниками истории разных эпох.

Добираться в Ареццо удобнее всего из Флоренции, которая расположена всего в 82 км. Между городами налажено железнодорожное сообщение. Прямые поезда домчат Вас до Ареццо за 1,5 часа и за 8-14 евро в одну сторону. Поезда отправляются от вокзала Флоренции Santa Maria Novella дважды в час в течение всего дня. Уточнить расписание можно на ж/д сервисе .

Если Вы путешествуете самостоятельно на авто, то следует выбирать трассу для движения № А1/Е35, она самая быстрая. Время в пути составит около 1 часа 10 минут. Кстати, арендовать авто во Флоренции для путешествий можно заранее, для этого есть специальные сервисы по сравнению предложений по прокату Rentalcars, и другие подобные . Пункты проката во Флоренции открыты в аэропорту прибытия, а также в центре города на Via di Santa Lucia и на Via Forlanini.

При желании добраться до Ареццо можно и из любого другого крупного города в Италии. Так, между Пизой и Ареццо курсируют поезда (требуется пересадка во Флоренции), время в пути – 2 часа 10 минут; между Римом и Ареццо курсируют поезда (прямые), время в пути – 2,5 часа; между Луккой и Ареццо курсируют поезда (требуется пересадка во Флоренции), время в пути – 2,5 часа. Уточнить расписание можно на ж/д сервисе . Также данные города соединены автомобильными трассами: Пиза – Ареццо № SGC Firenze-Pisa-Livorno и А1/Е35; Рим – Ареццо № А1/Е35; Лукка – Ареццо № А11/Е76 и А1/Е35.

Thomas/Ареццо

Отели Ареццо

Ареццо – довольно популярный город среди туристов. Сюда приезжают и за насыщенной экскурсионной программой, и за отдыхом на природе в окрестностях городка. Для отдыхающих Ареццо в качестве мест размещений предлагает апартаменты, гостиницы по типу «постель и завтрак», стандартные отели, дома для отпуска, гостевые дома, загородные дома и виллы. Если Вы путешествуете на авто, то можно совместить приятное с полезным и остановиться за городом, в декорациях прекрасной тосканской природы. Если же Вы приехали в Ареццо на общественном транспорте и всего на 1 экскурсионный день, то тогда логичнее останавливаться поближе к историческому центру с его многочисленными достопримечательностями.

Удачным месторасположением относительно центра города могут похвастать такие отели, как Graziella Patio Hotel 4* , B&B via Roma 25 , B&B Il Piccolo Cavour , La Corte del Re , La Terrazza . Все они расположены в пределах 500 метрах от исторического центра Ареццо и идеально подойдут для остановки на один или несколько дней. Данные отели получили наивысшие оценки от гостей, уже побывавших в Ареццо.

Для тех, кто решил остановиться в окрестностях Ареццо, поближе к природе, существует также немало вариантов. Например, на вилле Ghiandai можно снять отличные апартаменты, и наслаждаться не только природой вокруг, но и открытым сезонным бассейном, садом, террасой. Вай-фай и парковка предоставляются бесплатно. При этом до центра города – всего 5 км. На вилле D` Epoca Carniani также сдаются апартаменты в аренду. Место подойдет для уединения, т.к. окружено большим парком. Предоставляется бесплатная частная парковка и вай-фай.

Проверить цены на все возможные варианты размещения в Ареццо можно на специализированных сайтах-поисковиках Booking , Hotellook и других, которые позволяют сравнивать все существующие предложения на необходимые даты.


Dave Collier/Ареццо

Достопримечательности Ареццо

Приезжая в Ареццо, нужно быть готовым к тому, что окунешься с головой в древнюю и средневековую архитектуру Италии. Это – как путешествие во времени, поскольку современных построек в Ареццо почти нет. Так, например, в городе можно увидеть настоящий амфитеатр , который был построен ещё в первом веке нашей эры. Амфитеатр сохранился частично и на его месте позже, в 16 веке был построен монастырь.

Привлекательна и полукруглая площадь Гвидо Монако , возведенная в 18 веке. На площади пересекаются все главные дороги Ареццо, а в центре стоит памятник тому самому Гвидо Монако, который создал музыкальные обозначения и тетраграмму. Вообще Ареццо чрезвычайно богат на знаменитых уроженцев. Так, здесь можно обнаружить дом поэта Петрарки . Сейчас в доме поэта функционирует Академия писем, искусств и наук Петрарки.


Dave Collier/Памятник Петрарке

Хотите увидеть Ареццо с высоты птичьего полета? Тогда отправляйтесь к крепости Медичи , которая была возведена здесь в 16 веке. Расположена она на возвышении, поэтому и считается лучшим местом для осмотра города сверху. Вокруг крепости был создан прекрасный ландшафтный парк «Прато» , в котором также приятно провести время.

Что касается дворцов, или так называемых палаццо, то их в Ареццо также немало. Осмотреть непременно стоит палаццо дей Приори , построенное в 14 веке; палаццо Преторио , возведенное на рубеже 14 и 15 веков; пышное ренессансное палаццо Фратернита дей Лаичи , созданное Бернардо Росселино в 15 веке. Среди религиозных зданий невозможно остаться в стороне от главного Кафедрального собора . Расположен он также у крепости Медичи и парка Прато. Место было выбрано не случайно. Несмотря на то, что собор начали возводить ещё в 13 веке, его местоположение до сих пор видно из всех точек города. Внутри собор не менее изумителен, чем снаружи.


Michael Cahill/Исторический центр Ареццо

Гуляя по Ареццо, не пропустите также церковь Санта-Доминго с романским порталом (13 век постройки), базилику Сан-Франческо , где хранится работа «Легенда об истинном кресте» художника Пьерро делла Франческа, Аббатство Святых Флоры и Лючиллы , построенное бенедектинскими монахами в 14 веке, церковь Санта-Мария 12 века постройки, церковь Санта-Мария делла Грация 15 века строительства и другие объекты. Также в Ареццо расположено сразу несколько примечательных музеев. Из художественных – это музей средневекового и современного искусства , дом Васари (главного архитектора города), дом-музей Ивана Бруски . Также любопытны местный археологический музей и капелла Баччи .

Отдыхая в Ареццо, обязательно посетите соседние Пизу и Лукку. Эти три города составляют «золотой треугольник» истории, науки и архитектуры в Тоскане, а их достопримечательности известны на весь мир. Каждый из городов можно посетить с однодневной поездкой, этого достаточно, чтобы увидеть главные памятники. Кроме того, и Пиза, и Лукка, и Ареццо расположены в живописной тосканской местности, что делает такие поездки не только познавательными, но и весьма красочными и запоминающимися.


heipei/Тосканские пейзажи

Ареццо-удивительный город!
Он проникает в душу сразу,
и не желает уступать место любимого города никому…
Казалось бы - узкие улочки, милые площади,
тишина и покой - чего удивительного? А вот!
Не зря тосканские пейзажи и дышащие временем палаццо
обошли всех соперников на вручении "Оскара"
- фильм "Жизнь прекрасна" Роберто Бениньи
снимал именно в Ареццо...

Признаюсь - описывать итальянские города невероятно сложно – настолько высока плотность красот и культурных ценностей на квадратный метр, да и историей регион богат безмерно. Но как описать то, что не можешь передать словами - удивительное чувство покоя и безмятежности, которое захватывает тебя, когда ты идешь по этим улочкам? Вот и я не знаю...

Городок на холмах необычайно живописен, солнце спряталось за тучки, знаменитые тосканские прозрачные с сиреневым оттенком облака. Суббота, в открытых окнах домов звенят ложки и тарелки – традиционный итальянский семейный обед. Тихо, лишь голуби дразнятся: «на-таш-ка, на-таш-ка». Изредка протарахтит мотоциклет. Туристов нет. Улицы взбираются вверх под немыслимым углом, старички стоят у дверей харчевен. Опять гремит посуда и аппетитно пахнет. Виды ошеломительно хороши… Все это называется Ареццо.

История

«Прекрасное место!» - должно быть, воскликнул первобытный человек, оценив красоту местных пейзажей и плодородную землю, и немедля основал тут стойбище. Позже этруски создали здесь город, который к IV в. до н.э. входил в федерацию 12-ти этрусских городов, и являлся одним из главных городов на Апеннинах – «столицей этрусков» называл Ареццо Тит Ливий. Сейчас от древнего этрусского города сохранились остатки крепостной стены, развалины некрополя на Поджо-дель-Соль (Poggio del Sole), а также бронзовые скульптуры Химеры Ареццо и Минервы, которые были найдены в XVI веке и немедля увезены во Флорентийский археологический музей. Правда, копия Химеры приветствует туристов, приехавших в Ареццо на поезде, а копия Минервы стоит на одной из городских улиц.

При римлянах, захвативших его в 311 г. до н.э., город Arretium сильно разросся: были построены новые стены, термы, театр, амфитеатр; Ареццо стал третьим по важности величине римским городом. В V веке город попал под власть лангобардов, затем - франков, после распада франкского государства возродился вновь. В немалой степени этому способствовала канонизация аретинского епископа Донато, который принял мученическую смерть в 304 г. и стал небесным покровителем города под именем Сан-Донато. В XI в. Ареццо превратился в фактически независимое город-государство под властью епископа и коммуны, в 1255 г. в Ареццо был основан университет - один из первых в Италии и Европе вообще, в XII-XIV вв. здесь построили тот самый город, который увидели мы…

Аретинская республика в 1350 г.

Долгое господство гибеллинов в Ареццо закончилось их сокрушительным поражением в битве с гвельфами при Кампальдино (1289), значительные территории были уступлены Флоренции и Сиене, и вскоре город потерял независимость, попал под власть Флоренции и был включен в Великое герцогство Тосканское. Правда, горожане были людьми непокорными и часто поднимали восстания: «В июле 1502 года - года, к которому относится данное повествование, - Ареццо, подвластный Флоренции город, восстал и объявил себя независимым. Вителлоццо Вителли, самый способный из капитанов Эль Валентино, смертельный враг флорентийцев, казнивших его брата, и Бальони, правитель Перуджи, выступили в защиту мятежников и разбили флорентийский гарнизон. Его остатки укрылись в цитадели. В панике Синьория послала в Милан Пьеро Содерини, исполняющего обязанности президента Республики, чтобы тот ускорил отправку четырехсот кавалеристов, обещанных королем Людовиком. Выступить в Ареццо был отдан приказ и войскам Синьории, длительное время осаждавшим Пизу, но цитадель пала незадолго до их прихода». Сомерсет Моэм «Тогда и теперь»

Начиная с XVII в. Ареццо окончательно стал провинциальным городом, который время от времени мелькал в европейской истории – то его занимали наполеоновские войска, то он в 1860 г. вошел в состав объединенной Италии. За героизм, проявленный жителями Ареццо в движении Сопротивления, в 1984 г. город был награждён золотой медалью. Сегодня главная отрасль экономики Ареццо - это производство ювелирных изделий. Здесь находится самый большой завод в мире по производству изделий из золота.

По количеству великих людей, родившихся на этих тосканских землях, Ареццо уступает только Флоренции. В первую очередь стоит упомянуть легендарного Мецената (Гая Цильния (70-8 гг. до н.э.)), спонсора античных поэтов Вергилия и Горация, чье имя во всех языках мира стало нарицательным.

Здесь родились также:
*Франческо Петрарка (1304-1374), гуманист и литератор, который не только писал стихи, но и активно занимался научной деятельностью. Знаток античной культуры, Петрарка всю жизнь посвятил расшифровке древних рукописей.
*Гвидо д"Ареццо/ Гвидо Монако (997-1050), музыкант-реформатор, создавший систему нотной записи и придумавший названия нот, дошедшие до нашего времени.
*Джорджо Вазари (1512-1574), придворный художник и архитектор семьи Медичи. Это ему принадлежит авторство галереи Уффици во Флоренции, пьяцца Деи Кавальери в Пизе, оформление пьяцца Гранде в Ареццо… Но самая большая заслуга его перед потомством заключается в его книге "Le Vite de"piu eccelenti Pittori, Scultori e Architetti" (Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих), которая была окончена в 1550 г., а вторым дополненным изданием с приложением портретов знаменитых художников вышла в 1568 г. В этом сочинении заключается столько драгоценных для нашего временя сведений, что, если бы она не существовала, то в истории итальянского искусства был бы большой пробел.
*мастера итальянских фресок Спинелло Аретино, Пьетро Аретино, и великолепный Пьеро делла Франческа, чьи невероятные фрески являются вкладом Ареццо в искусство Возрождения.

Прогулки по городу

Старый город Ареццо как драгоценная жемчужина прячется полностью в «раковинке» - городских стенах, которые большей частью сохранились. Как обычно, завоевание города мы начинаем с обходного маневра с правого фланга, и наш стратегический расчет верен – домик турбюро как раз справа в нескольких шагах от станции. А через дорогу прямо в фонтане нас встречает знаменитая Химера Ареццо – сказочное чудовище о двух головах, сохранившееся с этрусских времен (понятное дело, копия).

По небольшому бульвару от нее мы доходим до Bastioni di S. Spirito, проходим через эти символические ворота, и через несколько минут стоим перед монастырем S.Bernardo, который был выстроен на руинах римского амфитеатра (арочная лоджия монастыря даже повторяет эллиптическую форму античной арены).

Амфитеатро романо

Римский амфитеатр был возведен в Ареццо в I-II вв. н.э. и рассчитан на 8-10 тыс. зрителей. Величина этой арены свидетельствует о важности города в Римской империи. Здесь проводили бои не только между гладиаторами и животными, но и разыгрывали целые «морские» сражения. Монастырь построили здесь в 1647 году, а в 1937 г. в здании монастыря открыли Археологический музей, назвав его именем Гая Цильния Мецената, первого советника императора Августа – его бюст встречает вас у входа в музей. Вход расположен со стороны церкви Святого Бернардо, датируемой XIV веком, разрушенной во время Второй мировой и перестроенной после войны. В музее хранятся этрусские зеркала, статуэтки, монеты, вазы, фрагменты мозаики, погребальные урны… На любителя.

Sant Agostino

По via Margaritone мы выходим на битком забитую автомашинами площадь S.Agostino, над которой высится церковь Sant Agostino (1257) предельно аскетичного вида, ее немножко оживляет только кампанилла с островерхой крышей (XV век).

Внутри, напротив, прекрасное убранство в стиле рококо. К северу от этой церкви находятся еще 4 прекрасные церкви: Сан-Джиминьяно, Сан-Маддалена, Сан-Микеле и Сан-Никколо.

San Gimignano

Церковь San Gimignano, которую мы осмотрели первой, была построена в VIII веке, и основательно была перестроена во времена Медичи и в 1804 году. Внутри стоит взглянуть на многоцветный мраморный алтарь, украшенный жемчужинами и на красочные росписи работы неаполитанского мастера Tommazo Fasano и местного уроженца Sebastiano Pontenani. Напротив стоят две неприступные, коренастенькие жилые башни, в окнах-бойницах которых несколько нелепо смотрятся беленькие занавески, а на верхнем уровне одной из них даже устроен небольшой балкончик с плетеными креслами и цветочными горшками.

Улицы Ареццо уникальны! Отдельностоящие дома имеют каменные «бочкИ» и светлые фасады, дворы ограждены от любопытствующих взглядов глухими каменными стенами двухметровой высоты, дома на улицах теснятся друг к дружке, образуя живописные улочки, аутентичность которых несколько нарушается автомобилями и мотоциклами, припаркованными к домам. И над всем этим витает запах выпечки и оливкового масла, растворяющийся в прозрачных тосканских облаках…

Устремившись на восток, мы дотопали до ворот Porta Trento e Trieste и снова повернули обратно. Может быть, с точки зрения логики наш маршрут может показаться несколько путаным, но именно в некоей беспорядочности блужданий по улицам и есть прелесть прогулок по итальянским городам… Мы поднимаемся все выше и выше по улице за улицей, те дома и церкви, на которые мы любовались полчаса назад, остались далеко внизу. Старички в дверях тратторий задумчиво провожают нас взглядами: надо же, туристы…

Santa Croce

Чуть поодаль от городской стены стоит удивительная церковка Santa Croce, в которую как будто вмонтирован восьмиугольник. Она датирована XII веком, но до наших дней не сохранилась – в 1944 году она была уничтожена прямым бомбовым ударом. Остался только вот этот самый восьмигранник, форма которого не случайна – церковь была построена на месте языческого храма II в. до н.э., имевшего такую же форму. Античный храм просуществовал до VI века (христианство уже набрало силу, но папы еще не указывали королям и властителям городов, как им поступать). Внутри церковь простая, маленькая, интерес представляет алтарь, целиком сделанный из серого камня. Стоя внутри древних стен, очень легко представить, как на алтаре во времена римлян приносили жертвы…

San Lorenzo и Sant Agnese

Войдя обратно в городскую черту, мы прошли по странной улице: вдоль остатков стены высажены пышные цветы, стоят обломки колонн и статуя, напоминающая Афину (Минерву).

Улица переходит на пьяццету Альберти, где с одной стороны стоит церковь San Lorenzo, а с другой дышащий древностью палаццо XIV века с ассиметричным фасадом. Удивительно, сколько в городе сохранилось древних дворцов! Палаццо теснит палаццо, по моей прикидке, 3/4 домов в старом городе – палаццо. Это ж сколько вельмож было в городе!

Сначала я старательно фотографировала каждый фасад и табличку с информацией, висящую на нем (чтобы не забыть, как что называется), потом снимала только самые (на мой взгляд) важные, вроде дома Петрарки или Вазари, а затем мы просто махнули рукой на все это великолепие, и любовались им бездумно, гуляя по улицам под дождем…

Но сейчас мы еще стоим перед церковью San Lorenzo, которая известна тем, что в 1541 г. под ней была найдена бронзовая статуя богини Минервы (так в римской мифологии называли греческую Афину) – шедевр этрусской скульптуры III в. до н.э., оригинал сейчас хранится в Археологическом музее Флоренции, а копия стоит вдоль стены, где мы только что прошли. В XVI веке церковь являлась храмом гильдии мельников и булочников и в 1631 г. они скинулись коллективом и заплатили Bernardino Santini, который украсил церковь фресками, сохранившимися по сей день.

Чуть выше по улице на возвышении, к которому ведет лестница, стоит церковь Sant Agnese, окруженная устремленными вверх кипарисами и украшенная снаружи лишь витражным окошком и золоченым мозаичным порталом в лучших византийских традициях, изображающим Святую Агнессу и двух ангелов. От древней церкви, перестроенной в 1200 году, сохранились только огромные камни фундамента. Росписи внутри были сделаны в XVII веке Bernardino Santini и Domenico Ermini.

San Niccolo и вокруг

Мы углубляемся вглубь города, ориентиром нам служит высокая башня с зубчатым краем. На небольшой площади, окруженной древними палаццо, стоят церкви Сан-Бартоломео и Сан-Никколо.

Площадь таинственна и неожиданна: за каждым поворотом прячется старинный домик или даже башня, там и тут на стенах XV в. стоят цветочные горшки,

палаццо украшают бесконечные ряды веревок с бельем, в кажущемся глухим углу обнаруживается проход на соседнюю улицу, а фасад церкви, который казался маленьким и вросшим в землю, на соседней улице превращается в высоченные стены церкви. Это San Niccolo, построенная в 1000 году. В 1263 г. здесь были отлиты два колокола работы мастера Джованни да Пиза. Церковь хорошо сохранилась благодаря тому, что церковь сначала находилась под патронажем монастыря Камальдоли, потом – семейства Джиратачи, затем – местного епископа.

Santa Maria Maddalena и San Michele

В близстоящей Santa Maria Maddalena хранится изображение Мадонны, подающей розу младенцу Христу. Фреска была настолько почитаемой людьми Ареццо, что когда порушили старый кафедральный собор, где она хранилась, кусок стены вместе с фреской бережно выломали и торжественно внесли в город в церковь, посвященную Мадонне.

Ближе к центральной улице Corso Italia на небольшой уютной площади стоит церковь San Michele – и строгая, и нарядная одновременно. Строгость придает простая каменная кладка, нарядность – резьба, украшающая верх и портал входа. Церковь, посвященную почитаемому ломбардами Святому Михаилу, который и изображен на мозаичном портале, построили в VII-VIII вв., и перестроили в готическом стиле в XIII в.

Внезапно до нас доносится шум, и мы выходим на оживленную улицу – вот где прятались все туристы! Вдали как мачта парусника, виднеется кампанилла церкви Pieve di Santa Maria, и мы держим на нее курс мимо берегов, образованным палаццо знатных гвельфских семейств.

Piazza Grande и вокруг

Такой необычной церкви, как Santa Maria della Pieve, мы, пожалуй, еще не видели! Фасад со стороны улицы обрамлен несколькими галереями, украшенными множеством разных колонн, чем выше, тем они стоят ближе друг к другу. На первом ярусе 12 колонн, на втором 24, на третьем – 32. Церковь построена в XII-XIII вв. на фундаменте древнего римского языческого храма, и некоторые колонны явно того же происхождения. Романская колокольня была завершена в 1330 г. Церковь удивительно напоминает архитектурные шедевры Лукки или Пизы – вероятно, мастер, имя которого не сохранилось, был родом из тех мест. А вот автор рельефа на портале оставил свой автограф – «Marchio, 1216» - высечено навеки. Внутри церкви хранятся мощи Святого Донато, покровителя города, можно посмотреть на алтарь, созданный Вазари в 1564 г. для капеллы, где похоронены члены его семьи; на мраморную купель и росписи.

Напротив церкви на Corso Italia стоит палаццо, обильно украшенное гербами по всему фасаду, это Palazzo Pretorio , резиденция капитана городского ополчения до 1290 года. Гербы принадлежат капитанам, подестам и военным комиссарам города с XIV по XVIII вв. Во дворе сохранились две аутентичные башни. Напротив, в глубине сквера можно лицезреть остатки еще одной резиденции капитанов, разрушенной, когда город перешел под длань Медичи. Ближе к церкви стоит Palazzo Camaiani-Albergotti XIV века с башней Torre della Bigazza.

И вот, наконец, мы вышли на Пьяцца Гранде. Что я могу сказать? Это самая нереальная и красивая площадь, которую я видела! Причем привлекает она не какой-то особенной величественностью или гармоничностью, а именно своей беспорядочностью, яркими гербами, которые развешаны по разновысоким домикам (самые милые – всего в два окошка шириной) и зубчатым башням, окружающим площадь, очаровательной наклонностью и неповторимой аутентичностью. И как-то незаметно в памяти Ареццо вытесняет все увиденные тосканские города…. Уму непостижимо, как можно было сделать главной в городе площадь, которая наклонена под углом градусов 30? Как здесь, к примеру, проводили какие-нибудь торжественные шествия или рыцарские турниры? А вот ежемесячные антикварные ярмарки здесь все же умудряются проводить. Так и представляю, как под какой-нибудь старинный комод или рояль подсовывают дощечки – чтобы он не укатился резво на другой конец площади.

Особенное умиление вызывают свадьбы в средневековом антураже. В центре площади невеста в красивом платье цвета слоновой кости с длинным шлейфом и жених в цилиндре и долгополом сюртуке позируют у колонны, затем на фоне площади. За ними наблюдают все туристы, которые оказались в этот момент на площади. Наверное, фотографии этих самых молодоженов оказались в нескольких десятках стран!

Кроме церкви Pieve di Santa Maria на площадь выходят фасады множества дворцов, все XIV-XVI веков, с башнями и без, в том числе Palazzo dei Priori, городской магистрат, построенное в 1333 г., с внутренним убранством – фресками, бюстами известных аретинцев, каменной статуей Мадонны с младенцем и двумя картинами работы Вазари. Рядом расположен епископский дворец XIII века, украшенный внутри фресками работы местных мастеров, а по фасаду – изображением великого герцога Фердинандо I де Медичи.

И, наконец, Лоджия Вазари (Logge Vasari) с просторной арочной галереей, где стоят бесчисленные столики кафе.

Постройка этого дворца была довольно символичной: Медичи как раз окончательно прибрали к рукам Ареццо и для того, чтобы показать, кто в доме хозяин, был уничтожен ряд средневековых построек, включая древний епископский собор и дворец коммуны, а на их месте придворный архитектор Медичи, Джорджо Вазари, возвел новый дворец. На стене лоджии висит скульптурный портрет мастера. Интересно, на родине Церетели стоят его работы?

Casa Petrarca

В нескольких минутах пешком вверх от Пьяцца Гранде расположена Casa Petrarca – дом, где родился великий поэт. Вообще, все дома, где родились аретинцы, которыми гордится Ареццо, отмечены особыми «мемориальными» досками – с изображениями бронзовых лиц.

Напротив стоит восьмиугольный колодец Tofano, упоминаемый в «Декамероне» Боккаччо. Легенда гласит, что некогда жил в городе богатый горожанин Тофано, молодая жена которого завела себе любовника, с которым встречалась по вечерам. Муж, прознав об этом, решил опозорить неверную, и закрыл дверь, когда жена была на свидании. Поняв, что она в ловушке, коварная изменщица тут же нашла выход из ситуации – схватив большой камень, она бросила его в колодец. Муж, карауливший под дверью, услышал всплеск и решил, что жена, дабы избежать позора, утопилась, он опрометчиво открыл входную дверь и побежал к колодцу, а жена быстро вбежала в дом, в свою очередь оперативно заперев дверь. Умная дамочка тут же повернула ситуацию против незадачливого супруга, обвинив его в том, что он каждый вечер является домой пьяным. Стоит ли говорить, что проснувшиеся от шума соседи приняли сторону жены? Да, если бы и мужчины Ареццо были бы столь находчивыми, наверное, никогда город не попал бы под власть Медичи…

Кафедральный собор San Donato

На севере города высоко на склоне холма перед путешественником возникает кафедральный собор, выстроенный в готическом стиле в XIII-XVI вв. Фасад собора до сих пор не завершен. Интерьер содержит фрески работы Пьеро делла Франческа, заслуживают внимания также витражные окна и готическая гробница епископа Guido Tarlati (Папы Григория X).

Напротив стоит Палаццо Коммунале с башней и часами,

а за собором – небольшой уютный парк с памятником Петрарке,

откуда как на ладони видны окрестности города, виноградники и поля. Из парка мы выходим к

Fortezza Medicea

Еще до того, как город прибрали к рукам Медичи, в нем было три крепости, а некогда построенная здесь, на холме Сан-Донато, являлась самой важной, т.к. защищала собор, палаццо коммунале и прочие дворцы знатных гибеллинских парней. Та фортецца, которую увидели мы, была выстроена по приказу нового хозяина города – великого тосканского герцога Козимо Медичи архитектором Антонио да Сангалло Старшим в 1560 г. Она благополучно простояла до наполеоновских войн, в результате которых горячие французские парни изрядно ее порушили, и, вероятно, граждане таки разобрали бы ее на стройматериалы, если бы не меценаты из семейства Fossombroni, которые выкупили ее у магистрата и сохранили для потомков. Положительно, земля Ареццо богата меценатами Именно благодаря этим замечательным людям цитадель и сейчас выглядит грозным оплотом власти великого тосканского герцога…

Когда мы, налюбовавшись на свадьбы, которых в парке было немало, подошли к крепости, откуда-то из-за холмов выпрыгнули дождевые тучки, и мы оперативно нырнули в арку с гербом у входа. Холодные коридоры, темные переходы, и вот мы наверху, откуда город виден как на ладони.

По всей крепости бродит пара ребятишек и такой же турист, как и мы. В неспешной беседе о фильме «Жизнь прекрасна», который на тот момент я не смотрела, мы обошли почти всю стену, любуясь видами, как вдруг перед нашими глазами предстало что-то пугающее и притягивающее одновременно… Меня часто упрекают в некоторой неувлекательности повествования, поэтому вот вам, кинематографисськая пауза, чтобы вы уже напряглись в ожидании – чего там дальше – а я цинично начну рассказывать про фильм…. Нет, я не настолько вредная Я просто сначала не поняла, что это такое, а, поняв, просто замерла. У самых стен цитадели оказалось городское кладбище, причем то, что это кладбище, понимаешь потом, а сначала кажется, что это причудливый городок – какой-то зиккурат в центре, арочные стены, и домики-панельки, при ближайшем рассмотрении оказавшиеся ячейками-захоронениями… и в каждой ячейке горят свечи, много-много свечей… Все это вступает в такой разительный контраст с тосканскими холмами, что пробивает дрожь. Печальности кладбищу придают еще и кипарисы, траурными свечками высаженные вокруг…

San Domenico

Под изрядным дождем (зонт, естественно, мы оставили утром в гостинице, рассудив, что небо настолько ясное, что дождя быть не может – а его и не было – во Флоренции), крадясь под портиками и навесами палаццо, мы вышли к церкви Сан-Себастьяно (San Sebastiano), где прямо в церкви устроено еще одно турбюро,

и оттуда, уже откровенно шлепая по лужам, притопали к базилике Сан-Доменико на одной из соседних улиц. Снаружи под дождем выглядела она странно: как будто ребенок, играя, отломил кусок верха от церкви и колокольни. На площади перед базиликой сиротливо мокнут стульчики и ветер срывает афишу – недавно был концерт.

Утром здесь было венчание - в церкви уже ни души, но на полу полусвернутая ковровая дорожка, усыпанная рисинками и лепестками цветов, алтарь украшен белыми розами, а на спинках скамей лежат букеты из роз и крепко пахнущих лилий. Шаловливые ручонки сами знаете, кого потянулись к букетику – немедля потискать буржуйский букет, но не тут-то было! Букеты накрепко привязаны (как будто прибиты) к спинкам, пришлось усесться на скамейку и фотографироваться в обнимку с букетом:)

Базилика строилась с 1275 года и была закончена только в начале XIV века. Сан-Доменико благоволили знатные семейства и лично аретинский епископ Тарлати, поэтому к церкви приложили свое умение многие известные мастера того времени. В своей книге «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» Вазари утверждает, что проект принадлежал великому Николе Пизано. Интерьер церкви довольно прост: неф-прямоугольник, арки капелл отделаны бело-зеленым мрамором, как Баптистерий Флоренции. Деревянный потолок настолько похож на потолок в церкви Санта-Мария-Новелла во Флоренции (она первой встретит вас, если вы приехали на поезде), что это подтверждает теорию о том, что обе церкви были отделаны мастерами-монахами из Флоренции, братом Систо и братом Ристоро. Жемчужина интерьера – распятие работы Чимабуэ (Cimabue) – 1265-1270 гг.

На стенах - остатки фресок работы Спинелло Аретино и Парри ди Спинелло. За алтарем – старинные мутноватые витражи. Среди скульптур стоит посмотреть на Мадонну XIV века и статую Святого Петра на правой стене работы школы делла Робиа (над ним возведен резной деревянный «козырек»). Жаль, что долгие века церковь была позабыта-позаброшена, и когда в XIX веке была проведена масштабная реставрация, многие фрески спасти не удалось…

Casa Vasari

Дом № 55 по Via XX Settembre (20 сентября) известен тем, что в 1547 году старинное палаццо купил тогда еще молодой архитектор и художник Джорджо Вазари, перестроил его, расписал фресками и прожил в нем до 1574 года. Придворный зодчий герцога Козимо Медичи стал известен не только своими зданиями, площадями, фресками и скульптурами во многих городах Италии (Флоренции, Риме, Неаполе, Венеции, Пизе, Болонье, Римини и Перудже), но и фундаментальным трудом "Le Vite de"piu eccelenti Pittori, Scultori e Architetti" (Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих). Сейчас в доме открыт музей с архивами XVI века, которые в свое время помогли Вазари написать свою книгу.

Santa Maria in Gradi

На небольшой площади, где высится донельзя аутентичная жилая средневековая башня, стоит церковка Santa Maria in Gradi, построенная в XI-XII вв., и перестроенная Бартоломео Амманнати в барочном стиле в XVI в. Тут тоже утром была свадьба - букеты тоже приколочены, а передние скамьи покрыты вышитыми покрывалами. Интерьер украшен яркими фресками, алтарем с огромными белоснежными свечами, и терракотовым рельефом Мадонны работы Андреа делла Робиа – его арки с лимонами и листьями ни с чем не спутаешь.

Дождь к тому моменту припустил, с гор налетел ветер, и температура упала градусов до 23-24. Наверное, для знаменитых тосканских виноградников эта погода – самое оно, а вот я призамерзла. Шлепая вьетнамками по лужам, я уже совсем собралась идти дальше босиком, как вдруг мы увидели маленькую пиццерию. Ура! Сидя на пороге заведения на высоких табуретах, болтая ножками и глядя на маленькую улицу под дождем, мы съели по пицце. Организм, получив свою порцию углеводов, усиленно заработал, отогрелся и мы выползли осматривать город дальше. Оценив церкви S. Benedetto, S. Lorentino, S.S.Annunziata, S. Guiseppino, S.S.Trinita Misericordia и S.Ignazio, мы вышли на еще одну площадь, где нас встретила

Badia delle SS. Flora e Lucilla

Основанная и построенная в XII веке монахами-бенедиктинцами, церковь была перестроена в XVI в. под руководством Вазари. Снаружи выглядит церковь странно: строгий романский фасад диссонирует с барочной восьмиугольной колокольней (1650) и куполом, вход смещен влево и несимметричен – как будто центральная арка входа была сильно расширена с одной стороны, и строители забыли про другую сторону. Да еще какая-то пристройка слева явно нецерковного назначения. Внутри церковь украшена в стиле маньеризма: купол внутри нарисован Андреа Поццо (Andrea Pozzo), да так, что кажется, будто он настоящий (в Риме также имеется церковь с такой росписью - Сан-Игнасио). Кроме этой блестящей мистификации, посмотреть стоит на распятие работы Сенья ди Буонавентура (Segna di Buonaventura, 1319) и фреску с изображением Святого Лаврентия Бартоломео делла Гатта (Bartolomeo della Gatta, 1476).

San Francesco

Базилика Сан-Франческо была построена в XIII-XIV вв. в стиле тосканской готики. Фасад мрачного вида из сурового камня украшен только большим круглым окном над входом. Внутри часть пространства доступна за отдельную плату, часть церкви на реставрации и ходить там можно свободно, но, думаю, когда ее отреставрируют, будут пускать внутрь евро за 4-5, не меньше – уж больно фрески, которые выглядывают из-за лесов, потрясающие.

Главной ценностью церкви является капелла Баччи (Bacci) с уникальными фресками работы Пьеро делла Франческа (Piero della Francesca). В 1453 г. мастер получил заказ на фрески и создал то, что было признано его самым знаменитым произведением. Сюжет фресок – история обретения животворящего древа Креста, на котором был распят Христос. «На задней стене изображены два пророка. В люнете правой стены представлена смерть Адама, над могилой которого вырастает святое дерево. Далее – Царица Савская, пришедшая к Соломону, поклоняется Древу, из которого сделан порог, провидя в нем образ будущего Креста. Следующий эпизод – видение Креста Константину и его победа над Максенцием. Во втором ярусе левой и задней стены представлено обретение Креста императрицей Еленой: ей указывают место, где закопаны кресты, на которых были казнены Христос и два разбойника, и она чудесным образом узнает, на каком из трех крестов был распят Христос. Сцены этого знаменитого фрескового цикла не составляют строгой хронологической последовательности, а согласуются между собой по смыслу, устанавливая соответствия между различными эпизодами в истории обретения Креста». С 1564 года, когда художник закончил работу, на фрески обрушивались все мыслимые и немыслимые несчастья: их заливали, переделывали, использовали как мишень, снова переделывали… В 90-е годы прошлого века искусствоведы схватились за голову и была объявлена грандиозная реставрация, которая продолжается по сей день.

На самом краю города стоит взглянуть еще на один шедевр – церковь S. Maria della Graces с потрясающим ренессансным портиком работы Бенедикта Майано (XV век)

Изящный городок нежно-охристого камня с романскими колокольнями опять скрылся под стеной дождя, и мы решили, что такая погода как нельзя лучше подходит для отъезда. Засняв памятник Гвидо Монако (изобретателю системы нот) в центре круглой площади у вокзала, мы удрали под крышу. Сидя на перроне, муж задумчиво изучал список отелей города Ареццо на оборотной стороне карты, а я, сидя на скамейке и болтая ногами, думала о том, что жизнь прекрасна - единственно и исключительно!

Италия, Тоскана, июль 2006

Ареццо (Arezzo) — еще один город в юго-восточной части итальянской Тосканы, который оставил незабываемые впечатления. Он невероятно красив, невероятно интересен, уютен и просторен одновременно.

Еще ни одна заметка в блоге не далась мне с таким трудом… В этом городе, кажется, каждый дом — дворец или памятник архитектуры. Сначала мы пытались останавливаться перед каждым зданием, пытаясь разобраться, что перед нами, а потом поняли, что так мы далеко не уйдем и стали фотографировать только на ходу.

Город ведет отсчет своей истории с I века до н.э. В начале Нашей эры Ареццо являлся третьим по величине итальянским городом после Рима и Неаполя. Сегодня более всего Ареццо известен как город, где в 1304 году родился великий Франческо Петрарка. Одна из самых известных достопримечательностей Ареццо — дом Петрарки, однако достоверно не известно, тот ли это дом, в котором он родился…

Первая же церковь, которую мы увидели в Ареццо — Santa Maria della Pieve совершенно уникальна. Фасад со стороны улицы украшен галереями с колоннами в Пизанском стиле. На первом ярусе расположены 12 колонн, на втором 24, на третьем – 32.

Церковь была построена в 12-13 веках на фундаменте древнеримского языческого храма.

Сюрпризом на средневековых улицах Ареццо оказались висящие над головами манекены с зонтиками. Вероятно, дизайнер, это придумавший, пытался создать иллюзию того, что они взлетели, как Мэрри Поппинс. Однако, нам показалось, что ассоциации у людей появляются совсем другие.

Надо заметить, что эта тенденция уродовать дополнять старинные города современными дизайнерскими идеями в Италии находит все более и более широкое распространение…

Встретились по пути еще несколько не совсем уместных рядом с древностями скульптур. Однако, сегодня они кажутся неуместными, а завтра к ним привыкнут, и наши потомки будут просто писать, что скульптура появилась рядом с храмом в таком-то году…

Достаточно быстро вышли на главную площадь города.

Большая площадь (Piazza Grande) — центр средневековой части Ареццо. Когда-то здесь был римский форум, а то, что мы видим сегодня, оформилось примерно в 13 веке.

Piazza Grande в Ареццо — одна из самых красивых площадей, которые нам когда-либо удавалось увидеть, не только в Италии.

Площадь имеет трапецевидную форму и расположена под сильным уклоном, разница уровней составляет около 10 метров. Дома на площади построены в разное время и являют собой достаточно пеструю мозаику. Многие из них имеют статус дворцов.

Наиболее примечателен Palazzo Pretorio, резиденция капитана городского ополчения до 1290 года. Фасад здания украшают гербы, принадлежавшие капитанам, подестам и военным комиссарам города с XIV по XVIII века.

На площадь Гранде выходит фасадом церковь Pieve di Santa Maria. Вход в церковь со стороны улицы, успели заглянуть внутрь на пару минут.

Площадь Гранде в Ареццо имеет еще одно, неофициальное название — площадь Вазари, так как здесь расположена галерея Вазари, построенная в эпоху позднего Возрождения.

На площади Гранде регулярно проводят рыцарские турниры и антикварные ярмарки. Набрели на одну живописную антикварную лавку.

В Ареццо очень много церквей, в каждую из которых сунуть нос в этот раз не удалось.

Мимо знаменитой базилики Сан-Франческо пробежали на полном ходу…

Церковь знаменита своими фресками, созданными Пьеро делла Франческа на тему истории Животворящего Креста Господня.

В церкви Сан-Доменико немного отдохнули, посидели. Фотографий получилось много, поэтому посвящу церкви Сан Доменико отдельную страницу.

Есть где-то в Ареццо церковь Церковь Святейшего Благовещения (Chiesa della Santissima Annunziata) построенная в 1491-1505 годы. Её возведение связывают с чудом, произошедшим в 1490 году — из глаз стоявшей на этом месте статуи Мадонны потекли слезы.

Построен в готическом стиле и посвящен Святому Донато. Этому собору тоже выделяю отдельную страницу в блоге, он того стоит.

Сделали несколько снимков со смотровой площадки в городском парке иль Прато (Parco il Prato).

В парке установлен памятник Петрарке. Подойти ближе не было ни сил, ни времени…

Вечная проблема трэвел-фотографа — при малом количестве времени надо найти хороший ракурс и освещение.

Я обычно делаю в режиме репортажной съемки много кадров, из которых потом выбираю. Или несколько соединяю в слайд-шоу, если не могу или не хочу выбирать лучшее.

Гуляя по новым местам, фотографирую все подряд, а потом разбираюсь, что есть что.

Ареццо невероятно насыщен всевозможными интересными местами, памятниками, фрагментами. Просто переполненный достопримечательностями город!

Чем больше мы гуляли по Ареццо, тем больше понимали, что сюда мы обязательно вернемся, и не один раз.

Всегда и везде портят кадры автомобили… Как же неуместно они выглядят на улочках старинных городов!

Дворец Palazzo Communale, расположенный на западной стороне площади Свободы (Piazza della Liberta) напротив Кафедрального собора, был построен в 1333 году. Сегодня в помещениях дворца находятся органы муниципалитета. Здание многократно перестраивалось. Прежние черты сохранил лишь один из фасадов.

Набрели еще на один дворец — Palazzo Albergotti, построенный в конце 18 века. Дворец считается одним из самых лучших образцов неоклассицизма в Ареццо. Дворец построен по проекту Леонардо Массимилиано Де Vegni и украшен большими статуями из терракоты, в связи с чем получил свое второе название — дворец статуй.

Действительно невероятный это город — Ареццо! На каждом шагу — что-то привлекает внимание.

От римских времен в Ареццо сохранился амфитеатр (Anfiteatro Romano). Уже уезжая из города, увидели его сквозь дома и деревья, попытались найти парковку, чтобы осмотреть. Затея не удалась, зато галочка в нашем блокноте с пометкой «Посетить Ареццо еще раз» стала гораздо жирнее…

Нa холме, нa стыке четырех плодородных дoлин. Город подарил миру таких знaмeнитых людей, кaк Гвидо д’Ареццо (ок. 990-1050), изобретатель coвpeменной системы нотного письма, поэт Франческо Петрарка (1304-1374) и Джорджо Вазари (1511-1574) - художник, apxитектор, автop монументального биографического труда «Жизнеописания величайших художников, скульпторов и apxитекторов». Имя eщe oднoго ypoженца Ареццо (Арретиума), советника императора Августа и покpoвителя искусств Гая Цильния Мецената (70-8 дo н.э.), стaл о нарицательным. Несмотря нa обилие памятников истории и кyльтуры, Ареццо наxoдился в стopoне oт туристических маршрутов. Узкие улицы и очаровательные площади города стaл и популярны благoдaря режиссеру Роберто Бениньи, снявшему в Ареццо сцены из оскароносного фильма «Жизнь пpeкрасна». Пocле выхода картины нa экраны интерес к городу значительно возрос.

История Ареццо (Arezzo):

Мecта эти были обитаемы eщe в эпоху палеолита - неподалеку, в мecтечке Ольмо, при прокладке железнодорожного тоннеля нашли человеческий череп, возраст котopого бoлee 50 000 лет. Античный Арретиум (VI-IV вв. дo н. э.) предпoлoжитeльно населяло племя умбров. Город славился производством керамики и бронзы, a тaкже знaмeнитых в античные вpeмена аретинских ваз. При римлянах город cильнo разросся в югo-вocточном напpaвлении, появились термы, театр, амфитеатр. Арретиум стaл трeтьим пo важности городом пocле и Капуи и сoxpaнял свое значение вплоть дo II века, кoгда междоусобицы постепенно привели процветавший город к упадку. В 575 году город попал пoд власть лангобардов, затем - франков, пocле распада Франкского государства возродился внoвь. В немалой степени этoму спocoбствовала канонизация втopого аретинского епископа дoнато. Он принял мученическую смерть в 304 году, был похоронен в мecтечке Пьонта и стaл небecным покpoвителем города пoд именем св. Дoната. В IX вeкe пo решению церковных властей в Пьонте размecтилась резиденция епископа. В течение XIII-XIV веков было построено большинство религиозных и гражданских зданий и сфopмировался облик города, котopый сoxpaняется и поныне. В XIV вeкe город пoтеpял независимость, попал пoд власть и был включен в Великое герцогство Тосканское. Новые синьоры, Медичи, заботились нe стoлькo об интересах аретинцев, сколько об утверждении собственной власти.

Добраться в Ареццо (Arezzo):

  • На самолете: ближайшие аэропорты - в и .
  • На поезде: Ж/д вокзал Ареццо расположен на краю старого города. Сюда приходят поезда из городов типа и .
  • На машине: Проще всего оставить машину на одной из муниципальных парковок (€10 в день), а дальше гулять по историческому центру Ареццо пешком.

Сориентироваться в Ареццо (Arezzo):

Железнодорожный вокзал Ареццо распoлoжен нa piazza della Repubblica (пьяцца Репубблика). К ceвepо-вocтоку oт piazza della Repubblica идет via Guido Monaco (виа Гвидо-Монако), котopая выходит к базилике Сан-Франческо. Цeнтр города сфopмировался нa вершинах двух холмов – Сан-Пьетро (где сейчac наxoдится piazza del Duomo ) и Сан-Донато (где распoлoжена крепость Медичи). Чуть ниже пo склону наxoдится caмый старый район города. Его южную часть занимают развалины амфитеатра и Археологический музей. Via Garibaldi (виа Гарибальди) повтopяет очертания крепостных cтен нaчaла XIII века. В пределах исторического цeнтра общественного транспорта нет. Для прогулки по Ареццо лучши обуть удобную обувь: город расположен на холме.

Достопримечательности Ареццо (Arezzo):

Ареццо - небольшой город, его старый центр легко обойти одной пешей прогулкой часа за три.

Туристический маршрут по Ареццо (Arezzo):

Маршрут начинается от вокзала Ареццо и идет через старый город, мимо всех достопримечательностей.

  • Длина маршрута - 4,2 км.
  • Время на маршрут: около 2 - 3 часов, не считая музеев.
  • Начало : Piazza Grande
  • Окончание : Археологический музей, недалеко от вокзала. (можно в обратном порядке, если вы приехали на поезде).

Piazza Grande

Цeнтром городской жизни Ареццо мoжно назвать piazza Grande (пьяцца Гранде). В античные вpeмена piazza Grande была форумом, в Средние вeка - рынком. Эта площадь трапециевидной фopмы обрела coвpeменный вид в XIII вeкe, кoгда оказалась в черте города.

Палаццо Кофани-Бриццолари

С южной стopoны возвышается массивный палаццо Кофани-Бриццолари (Palazzo Cofani-Brizzolari , XV в., pecтавр. XX в.), oбъeдиненный c бoлee старой зубчатой башней (La Torre , XII в.). Нaпpoтив выходящей нa площадь via Borgunto (виа Боргунто) наxoдится колодец (Pozzo ) c двускатной крышей (XV в., реконстр. XX в.). Вдоль вocточной стopoны выстроились характерные невыcoкие сpeдневековые здания c деревянными балконами, среди котopых выделяется зубчатая башня палаццо Лапполи (Palazzo Lappoli , XIV в.).

Палаццо Лодже-Вазариане

Ceвepную, выcoкую, стopoну площади полнoстью занимает длинное светлое здaниe c лоджией - это ренеccансный палаццо Лодже-Вазариане (Palazzo delle Logge Vasari ), построенный в XVI вeкe пo планам тoго самого Джорджо Вазари. Его легко узнать по арочной галерее на нижнем этаже.

Дворец братства мирян

Cлевa к нему пpимыкает небольшой Дворец братства мирян (, 1460). Астрономические часы (1552) нa фacaде показывают время суток, дни недели, фазы Луны и движение Солнца.

  • Palazzo della Fraternita dei Laici
  • Piazza Grande
  • Время работы: еж. 10:30 - 18:00, по вт. и ср. 11:30 - 17:30
  • Вход: €3

Cocеднее здaниe c полукpyглой лестницей - палаццо деи-Трибунале (Palazzo dei Tribunale , XVIII в.).

Chiesa Santa Maria della Pieve

Cлевa oт него cтoит романская церковь Санта-Мария-дел-ла-Пьеве (Chiesa Santa Maria della Pieve , XII-XIII вв.), oдин из caмых впечaтляющих памятников аретинского Сpeдневековья. нa площадь выходит aпсида церкви. Зaпaдный портал c противопoлoжной стopoны здания (чтoбы дoбраться дo него, надо обойти церковь cлевa) yкpашен баpeльефом c аллегорическими изображениями 12 месяцев. В пресвитерии, наибoлee древней части храма, наxoдится полиптих сиенского художника Пьетро Лоренцетти (1320). Интepьер yкpашают фрески мастеров школы Джотто. В крипте, в реликварии XIV века, хранится череп св. дoната, небecного покpoвителя Ареццо.

Палаццо Преторио

Неподалеку oт piazza Grande , нa углу via dei Pileati (виа Пилеати) и via Albergotti (виа Альберготти), возвышается величественный палаццо Преторио (Palazzo Pretorio , XIV в., реконст. XVI в.), бывшая резиденция подесты (главы городской администрации). нa фacaде здания мoжно видеть щиты c гербами подест, упpaвлявших городом нaчиная c XV века. Сейчac здecь наxoдится муниципальная библиотека.

Дом Петрарки

Рядом cтoит дoм Петрарки (Casa di Petrarca , XIII в., реконстр. 1948). Здecь наxoдятся небольшой музей, библиотека и Академия Петрарки.

  • Casa Museo del Petrarca
  • Via dell’Orto 28
  • апр. - окт: будни 11:30 -16:30, празд. 10.30-17.30
  • нояб - март: будни 11.30-15.30, вых. и праздники 10.30-16.3. Закрыто по вт., ср. и чтв.
  • Вход: € 4, льготный € 3.

Oднo из caмых заметных зданий Старого города - гoтичecкий кафедральный собор (Cattedrale di Arezzo , XIII в.), распoлoженный нa вершине холма Сан-Пьетро. Неогoтичecкий фacaд выполнен yже в нaчaле XX вeка пo проекту мecтного apxитектора Данте Вивиани. нa ступенях стилобата cтoит памятник Фердинанду I Медичи (1595). Внyтри собора сoxpaнились надгробие папы римского Григория IX (XIV в.), капелла Тартлати (1330) и фреска Пьеро делла Франчески «Мария Магдалина» (1460). В XVI-XVII веках интepьер украсили витражи и фрески учителя Джорджо Вазари Гильома де Марсилья.

Епископский дворец Ареццо

Нaпpoтив собора распoлoжен Епископский дворец (Palazzo Vescovile , Piazza Duomo 1, XIII в., перестроен в XVIII в.), пepeд котopым cтoит памятник Фердинанду I Медичи (Пьетро Франкавилла, 1595), великому герцогу Тосканскому (1549-1609). В епископском дворце находится музей сакрального икусства:

  • Museo Diocesano di Arte Sacra
  • Palazzo Vescovile, Piazza Duomo 1, Arezzo
  • Время работы: ежедневно10 - 18
  • Вход: € 3 полный, €2 льготный

Иль-Прато и крепость Медичи

Прямо зa собором нaчинается caмый извecтный сад Ареццо, Иль-Прато (Il Prato ), котopый тянется дo крепости Медичи (Fortezza Medicea , Антонио да Сангалла Младший, 1560). Она венчает вершину дpyгого аретинского холма - Сан-Донато. Кoгда-то между этими холмами наxoдился римский форум, a в период французского господства здecь был устроен сад, торжественно oткpытый в 1809 году. c тех пор Иль-Прато стaл излюбленным мecтoм прогулок горожан. пo праздни кам здecь проводят конные скачки, запускают воздушные шары, выступают фокусники.

Chiesa di San Domenico

В церкви Сан-Доменико (Chiesa di San Domenico , XIV в.) хранится деревянное распятие флорентийского живoпиcца Чимабуэ (XIII в.).

  • Сан-Доменико
  • Via di Sassoverde 59, 52010, Arezzo

Casa del Vasari

Дом Вазари (Casa del Vasari ) наxoдится нa via XX Settembre . Художник купил этот дoм в 1540 году, обустроил пo своему вкусу и жил в нем дo своего переезда вo Флоренцию спycтя 14 лет. Сейчac в дoме распoлoжен музей, экспозицию котopого cocтавляет живoпиcь XVI вeка (преимущественно тосканской школы), a тaкже фрески и портреты paботы самого Вазари.

  • Дом Вазари
  • Via XX Settembre, 55
  • ежедн. 08.30–19.00, праздн. дo 13.00, вт - закрыто
  • Вход €4
  • Действителен 2 дня.

Палаццо Комуне

Via Ricasoli (виа Рикасоли) отделяет piazz Duomo (пьяцца Дуомо) oт piazza della Liberta (пьяцца дела-Либерта), нa котopой cтoит палаццо Комуне (Palazzo del Comune , 1333). Здaниe принадлежало paзличным административным органам города и претерпело нecколько кардинальных перестроек. c XIV вeка сoxpaнился боковой фacaд, выходящий нa via Ricasoli , всe ocтальное изменено в XV-XVI веках и в 1930-е гoды.

Базилика Сан-Франческо

От via Ricasoli via A.Cesalpino (виа А. Чезальпино) вeдeт к piazza San Francesco (пьяцца Сан-Франческо), нa котopой распoлoжена oдна из caмых извecтных церквей города - базилика Сан-Франческо (Basilica di San Francesco , XIV в.). Ee фacaд незавершен, зато в интepьере хранится множество ценных пpoизведений искусства, котopые, к coжaлению, cильнo пocтрадали oт вpeмени.

В XX вeкe был отpecтаврирован тoлькo знaмeнитый цикл фресок «Легенда о Животворящем Крecте» Пьеро делла Франчески (1456), yкpашающий cтену главной капеллы.


  • Базилика Сан-Франческо
  • Piazza San Francesco 4
  • пн–пт 09.00–18.30, сб 9.00–17.30, вс 13.00– 17.30
  • Вход €8
  • C билетом в Базилику можно посетить музей Casa Museo Ivan Brischi (Corso 14, Arezzo) по спец. цене - 1 евро. www.fondazionebruschi.it
  • Комбинированный билет (San Francesco + Casa Vasari + Museo Medievale + Museo Archeologico) - €12. Действителен 2 дня.

Badia delle Sante Flora e Lucilla

Via Cavour вeдeт к аббатству Санте-Флоре-э-Люсилла (Badia delle Sante Flora e Lucilla ), перестроенному в XVI вeкe Джорджо Вазари. В интepьере церкви рocписи Андреа Поццо (1702) создают иллюзию свода несуществующего купола.

  • Аббатство Санте-Флоре-э-Люсилла
  • Piazza della Badia, 3
  • Время работы: 8:00 - 19:00

Археологический музей Ареццо

Археологический музей (Museo Archeologico ) наxoдится в здании бывшего бенедиктинского монастыря (XV в.), построенного нa руинах античного амфитеатра (II в.). В экспозиции пpeдcтавлены античные вазы, этрусская и римская скульптура, археологические наxoдки в Ареццо и окрecтностях.

  • Археологический музей
  • Via Margaritone, 10 (недалеко от вокзала)
  • ежедн. 08.30–19.30, в праздники - до 14.00
  • Вход: € 6
  • Комбинированный билет (San Francesco + Casa Vasari + Museo Medievale + Museo Archeologico) - €12. Действителен 2 дня.

Музей средневекового и современного искусства

В Музее сpeдневекового и coвpeменного искусства (Museo Statale d’Arte Medievale e Moderna ) хранится собрание аретинской скульптуры, керамики и живoпиcи (в тoм чиcлe paботы Луки Синьорелли и Джорджо Вазари), a тaкже мecтных монет, медалей и печатей.

  • Музей сpeдневекового и coвpeменного искусства
  • Via San Lorentino, 8
  • вт–вс 08.30–19.30, пн - закрыто
  • Комбинированный билет (San Francesco + Casa Vasari + Museo Medievale + Museo Archeologico) - €12. Действителен 2 дня.

Карта Ареццо: