Подводные съёмки затонувших кораблей. Проект: Тайны затонувших кораблей

Проект «Тайны затонувших кораблей» является частью проекта «Подводное наследие России», который длится уже 10 лет. За это время водолазы и ученые нашли и опознали сотни затонувших кораблей, лежащих на дне Финского залива в Балтийском море, реки Невы и Ладожского озера. Каждый из них имеет свою собственную уникальную историю.

Научно-исследовательское судно нашей экспедиции в августе 2012 года. Стоит на якоре у самого большого острова Финского залива Гогланд. На

небе виден метеорный поток Персеиды:

Научный руководитель экспедиции Лукошков (справа) и капитан корабля Синицын (слева) в рулевой рубке:

Научный руководитель экспедиции Лукошков анализирует полученные данные:

Остаток лафета с затонувшего корабля. Это приспособление, на котором закрепляется ствол орудия:

Вот фарфоровый кувшин с затонувшего корабля:

Часть такелажа. Это общее название всех снастей на судне:

Останки затонувшего корабля:

Создание технического чертежа места:

На месте кораблекрушения нашли кувшин:

Еще одна находка:

Это стеклянные бутылки:

Приправы в емкостях с затонувшего корабля. Перец и масло все еще внутри:

Археологи готовы к очередному погружению:

Затонувший корабль «Луиза»:

После шторма:

Наше научно-исследовательское судно на причале. Остров Мощный в Финском заливе:

Подводный археолог Игорь Галайда:

Техническая съемка места кораблекрушения:

Якорь на месте кораблекрушения русского военного галиота «Тобиас Энге», который ушел на дно возле острова Гогланда 28 октября 1771 года. Весь экипаж (45 человек) погиб. Сейчас можно утверждать, что судно не смогло обогнуть мыс острова, оно получила повреждения и сразу пошло на дно:

Фотосъемка останков русского военного галиота «Тобиас Энге»:

Пули с немецкого десантного корабля, затонувшего в сентябре 1944-го:

В трюме затонувшего судна «Луиза»:

Гроза над островом Гогланд:

В трюме затонувшего корабля:

Затонувший фрегат «Олег», к которому только что нырял Путин на подводном аппарате C-Explorer 5. «Олег» в 1869 году при выполнении сложных маневров столкнулся с другим кораблем и затонул между островами Гогланд и Соммерс на глубине около 60 метров.

Копірайт зображення Steve Jones/www.millionfish.com Image caption Обломки американского бомбардировщика B-17G Flying Fortress

Мастера подводной фотографии поделились снимками затонувших кораблей и самолетов, покоящиеся на морском дне - зрелище, от которого захватывает дух.

В прошлом году британский фотограф Стив Джонс снимал в водах Адриатики (рядом с хорватским островом Вис) американский бомбардировщик B-17G Flying Fortress, хорошо сохранившийся на дне моря.

Самолет был сбит зенитным огнем в 1944 году, и один из его пилотов, Эрнест Вьенно, погиб.

Дайвинг в таких местах, по словам Джонса, "захватывает и волнует", но также может наводит на грустные мысли - ведь здесь погибли люди. На снимке выше это очень чувствуется.

Фотографии, сделанные Джонсом у острова Вис, неожиданно повлияли на его жизнь.

После того, как он подал эти работы на конкурс "Подводный фотограф года" и они были опубликованы, снимки увидели родственники погибшего пилота.

Члены семьи Эрнеста Вьенно связались со Стивом Джонсом.

"Они никогда не видели фотографий с места его гибели, - рассказывает фотограф. - Переписка с ними приобрела для меня даже большее значение, чем само погружение".

Копірайт зображення Steve Jones Image caption Копірайт зображення Anders Nyberg Image caption Военный мотоцикл BSA M20, найденный в Красном море на потопленном в 1941 году немецкой авиацией британском вооруженном сухогрузе Thistlegorm

"То, что я вижу под водой, производит невероятное впечатление", - говорит Джонсон.

Однако эти памятники кровавым страницам в истории человечества постепенно исчезают, и уже в ближайшие годы от многих кораблей и самолетов времен двух мировых войн может не остаться ничего.

Поскольку с течением времени остатки кораблей разрушаются, отмечает Джонсон, фотографируя их, "мы сохраняем долю истории, которую можем больше не увидеть".

"Когда ныряешь к судну или самолету, пролежавшему на морском дне лет сто, ощущение такое, что время остановилось", - рассказывает Андерс Нюберг, шведский фотограф-фрилансер.

Копірайт зображення Steve Jones Image caption Копірайт зображення Anders Nyberg Image caption Обломки греческого сухогруза Giannis D у побережья Египта: солнечные лучи, пробивающиеся сквозь иллюминаторы, добавляют драматизма этому снимку Копірайт зображення Anders Nyberg Image caption Немецкий грузовой пароход SS Hornstein более века назад курсировал по Балтийскому морю

Однако то, что больше всего поразило Нюберга под водой, ему не удалось снять.

Вместе со своей женой он нырял к судну SS President Coolidge, затонувшему в 1942 году у одного из островов тихоокеанского государства Вануату. Вдруг трюм корабля наполнился голубыми вспышками.

"Постепенно это сияние полностью окружило нас, и я почувствовал, что окончательно потерял ориентацию", - рассказывает он.

Оказалось, что странные голубые огни - это биолюминисцентные глаза рыб, которые проплывали рядом с ними. Причем феномен можно было наблюдать только в темноте - как только Нюберг включил фонарь, эффект сияния исчез.

Подводное исследование затонувших кораблей, по словам фотографа, "напоминает медитацию, позволяет отвлечься от повседневности".

Копірайт зображення Jennifer Idol Image caption Спасательное судно USS Kittiwake, затопленное у Каймановых островов специально для дайверов Копірайт зображення Jennifer Idol Image caption "Kittiwake лучше фотографировать панорамной съемкой, чтобы запечатлеть все его величие", - считает американский фотограф Дженнифер Айдол Копірайт зображення Jennifer Idol Image caption Копірайт зображення Jordi Benitez Image caption Копірайт зображення Jordi Benitez Image caption Грузовое судно Chrisoula K затонуло в Красном море, столкнувшись с коралловым рифом

Этикет исследователей затонувших кораблей

1. Уважайте военные могилы . Относитесь к обломкам судов и самолетов так же, как и к могилам на кладбище.

2. Уважайте подводный мир. Относитесь к нему с такой же заботой, как и к коралловым рифам.

3. Уважайте будущее . Фотографируйте, а не собирайте сувениры.

4. Уважайте историю . Если вы обнаружили что-то интересное, сообщите о своей находке соответствующей организации.

5. Уважайте себя . Совершайте такие погружения только после надлежащей подготовки.

6. Уважайте своих родных и близких . В трюмах судов и среди обломков самолетов иногда остаются боеприпасы или другой опасный груз - не прикасайтесь к ним.

7. Уважайте закон . Изучите и соблюдайте морское право.

Материал (статьи, выдержки, фотографии) по затонувшим кораблям я начала собирать в интернете немного раньше.

А тут сегодня мне попалась статья "Затонувший боевой корабль обогатил дайверов", вот с этого и начну тему...

Старинный галеон, год назад найденный шведскими дайверами на дне Балтийского моря, преподнес сюрприз.
Судьба затонувшего галеона могла заинтересовать лишь узкий круг специалистов, однако на днях в разрушенных трюмах корабля водолазы нашли клад из четыре тысячи серебряных монет. Корреспондент НТВ Юрий Кучинский узнал, что было дальше.

Шведские дайверы отхватили королевское наследство, хотя король Эрик XIV, скончавшийся более 400 лет назад, ничего им не завещал. Серебряные риксдалеры, каждый из которых содержит почти 30 граммов серебра, найдены в обломках затонувшего галеона «Марс». При этом обследование судна еще не закончено.
Фредрик Ског, подводный археолог: «Это был огромный и полностью вооруженный боевой корабль: 107 пушек, 800 человек команды и там еще пара сотен пленных были. И вот вся эта махина с людьми пошла ко дну за считанные секунды».

«Марс» был крупнейшим шведским кораблем второй половины XVI века. У него на борту стояли 42-фунтовые пушки - самая тяжелая морская артиллерия тех времен. Он затонул после двухдневного морского боя с датчанами - на борту взорвался порох. Однако же сохранился галлон, по мнению подводных археологов, весьма неплохо. В Балтике на глубине мало кислорода, поэтому там предпочитает не селиться так называемый корабельный червь, любящий пожевать древесину.

Подробнее на НТВ.Ru: http://www.ntv.ru/novosti/315939/#ixzz3RB0FCY5X

Итак, продолжим...

Для моряков и дайверов корабли - живые существа, у которых есть дата рождения, но нет даты смерти.
История затонувших кораблей Мексики начинается от эпохи карибской золотой лихорадки конкистадоров и пиратов. От залива на севере Юкатана и до Банко-Чинчорро можно найти кладбища испанских галеонов. Мало кому известно, что остатки одного из таких галеонов находятся даже в популярном туристическом месте - заливе Акумаля.

Большую часть вреков (дайверский термин, wreck в переводе с английского - «крушение», «обломки»), сохранившихся в хорошем состоянии и популярных у дайверов, составляют затопленные рыбацкие шхуны, промышленные баржи и военно-морские корабли флота США. Часть этих судов была выкуплена флотом Мексики и затоплена для создания искусственных рифов. Другая часть затонула еще во времена Второй мировой войны, так как на острове Косумель находилась военная морская база США.

Matancero.
Оригинальное название судна - Nuestra Señora de los Milagros («Чудотворная Дева Мария»). Галеон проходил вдоль мексиканского побережья 22 февраля 1741 года, когда вдруг напоролся на рифы и затонул. Корабль был длиною около 22 м с килем в 18 м.
Как и все испанские галеоны, Matancero был хорошо вооружен - на борту находилось 16 небольших литых орудий и четыре большие поворотные пушки, некоторые из которых до сих пор покоятся на дне среди кораллов. Несколько орудий установлены на берегу и направлены на залив Акумаля - в ту сторону, где лежат остатки судна. На борту корабля было около 100 т железа, 50 т домашней утвари: тарелок, вилок, ножей, бумаги, посуды, масел, инструментов. В трюмах было найдено 75 сундуков с религиозными предметами и 21 200 бутылок бренди и вина.
Остатки Matancero лежат на глубине 3–7 м. Дайверы до сих пор находят различные артефакты в этом месте. Это большое количество ожерелий с крестами различных размеров и форм, серебряные оклады для икон, серьги.

Ultrafreeze.
Ultrafreeze был 110-метровой баржей, специализирующейся на доставке продовольственных грузов глубокой заморозки. На барже случился пожар в 1979 году, когда она находилась в порту острова Женщин. Пожар не удалось потушить, и баржу пришлось отбуксировать в открытое море, где ее и затопили. Теперь баржа, лежащая на глубине 28–35 м, представляет собой один из самых больших вреков региона. Два больших трюма дают возможность дайверам перемещаться внутри без опасности застрять.
Помимо внушительного вида баржа интересна обитающей в ней живностью. Металл корпуса баржи притягивает множество маленьких рыб, которые, в свою очередь, привлекают больших хищников. Баржа находится на миграционном пути Мексиканского залива и Юкатана, и здесь часто можно увидеть дельфинов, черепах, мурен, пятнистых скатов, океанских мант (их еще называют морскими дьяволами - это самые крупные скаты, ширина которых достигает 7 м) и даже китов. С февраля по август здесь можно встретить и косаток.
Баржа подходит для дайверов среднего уровня, но нужно иметь в виду, что в этом месте бесследно исчезли несколько человек.

Harlequin.
Этот корабль военно-морского флота США был построен в 1944 году в американском Портленде. Служил во время Второй мировой войны как судно специального назначения. Его задачей был поиск, обнаружение, уничтожение морских мин и сопровождение судов через минные заграждения.
Выкуплен мексиканским флотом в 1976 году и по 1978 год использовался как океанский исследовательской корабль под именем Oceanográfico. Затоплен в 1980 году для создания искусственного рифа. В 1993-м переименован в General Pedro María Anaya. Лежит на глубине 20–25 м.
Корабль находится в 2,2 км от берега - на территории, часто посещаемой мантами, барракудами и гигантскими морскими черепахами. Ураган «Вильма» в 2005 году разломал корабль на две части, и теперь все внутренние полости судна доступны для дайверов. Отличное место для любителей фотографии.

Ransom.
Корабль адмиралтейского класса служил тральщиком - искателем мин во время Второй мировой войны в ВМФ США. Ransom был награжден тремя боевыми звездами за заслуги в боях в Тихом океане. В 1951-м корабль возобновил службу в ходе войны в Корее. В 1962 году был продан мексиканскому ВМФ и переименован в DM-12, а в 1994-м - в Teniente Juan de la Barrera.
В 2000 году его затопили, чтобы создать искусственный риф около Канкуна. Теперь Ransom лежит на глубине 18–25 м и является домом для десятков тысяч морских созданий.

Knave.
Этот 46-метровый боевой корабль был построен в американском Огайо и запущен 13 марта 1943 года. Служил в адмиральском классе искателем и уничтожителем мин. Он был способен развивать скорость в 15 узлов, дистанция его хода без дозаправки составляла до 8400 морских миль. Корабль участвовал в боях в Атлантическом океане во время Второй мировой войны и в 1946 году был списан в резервные силы. В 1962 году его продали ВМФ Мексики и переименовали в DM-13, а в 1994-м - в Cadete Juan Escutia.
Уже в 2000-м корабль был затоплен недалеко от деревушки Пуэрто-Морелос. В своем вооружении Juan Escutia имел трехдюймовые орудия. Они до сих пор на борту, но увидеть их теперь можно, лишь опустившись на глубину 20 м.
Теперь Juan Escutia зарос рифом и стал домом для черных морских окуней, больших барракуд, крылаток, южных скатов, пятнистых орляков и акул-нянек. Этот врек подходит дайверам всех уровней. Корабль был подготовлен для дайвинга, и в нем много места во внутренних отделах, куда проникает достаточно света.

Scuffle.
Так же как и предыдущие корабли, Scuffle служил минным тральщиком во время Второй мировой. Его длина - 56 м, высота - 20 м. Получил несколько боевых медалей за операции по очистке от мин Манильского залива, территории вокруг острова Палавана и в море Сулу. Списан в резерв в 1946 году и продан ВМФ Мексики в 1962-м. В 1994-м назван General Felipe Xicoténcatl. В Мексике служил в качестве корабля береговой охраны, участвовал в операциях по борьбе с наркобандами, а также в спасательных и исследовательских работах.
В настоящее время известен как «Врек Косумеля» и является одним из лучших вреков Карибского моря, подходящего для дайверов любого уровня.

DC3.
Этот старый пассажирский авиалайнер был затоплен в 1977 году для съемок мексиканского фильма о конце света. Был в отличном состоянии до 1995 года, когда ураган «Роксана» разорвал его на множество частей. Теперь обломки врека находятся на глубине 5–10 м в 65 м от берега. В настоящее время авиалайнер стал домом для небольшого количества морских обитателей.

Mama Viña.
Это бывшая рыбацкая шхуна, специализирующаяся на добыче креветок. Была затоплена в 1995 году и лежит на глубине 20–30 м. В настоящее время заросла рифами и полна морской жизни. Здесь обитают скаты, мурены и стаи тропических рыб. Интересны внутренние отделения судна, а также места скопления больших барракуд - они облюбовали мачту.
Врек известен тем, что с ноября по май здесь плавают стаи акул-быков (они же тупорылые акулы, или серые бычьи акулы), и их можно замечательно наблюдать из трюмов Mama Viña.

Вреки Банко-Чинчорро.
Одно из самых больших известных захоронений галеонов находится на юге полуострова Юкатан, в месте под названием Банко-Чинчорро. Здесь проходил один из основных морских путей и в настоящее время насчитано более 200 вреков. В этой зоне до сих пор не проводились серьезные подводные археологические исследования. Кто знает, может быть, тут вы и найдете сокровища капитана Джека Воробья?
В Музее культуры майя в Четумале (парк Кинтана-Роо) одна из витрин повествует о том, как пираты использовали это место для своей выгоды. Чинчорро представляет собой смертельно опасное для кораблей и их команд круговое рифовое образование, распластавшееся в море на 30 миль в длину и 20 в ширину. Пираты устанавливали факелы-светильники вдоль рифов, обозначая кораблям якобы безопасный проход. Корабли, заходя в проходы, напарывались на рифы, где на них и нападали пираты. По данным историков, таким образом здесь погибли тысячи кораблей. Но большинство из них только предстоит отыскать.

Интересующихся историей затонувших кораблей - рекомендую прочитать интересную статью "Подводный музей", где опсывается про советскую субмарину "Щука", немецкую самоходку и многое другое...

Подробнее о подводном музее узнаете, пройдя по этой ссылке:

остров Роатан

У берегов Центральной Америки в 50 км от Гондураса находится остров Роатан. Это родина мангровых зарослей и разнообразной морской жизни. Остров омывается чистейшими океанскими водами.

затонувший корабль «Prince Albert»

Роатан окружает крупнейший барьерный риф в Карибском море одна из сложнейших экосистем на планете. Также здесь обитает множество представителей Карибских морских существ от крошечных кораллов до китовых акул, и покоятся замечательные затонувшие корабли. Старейших из них «Prince Albert » длиной 40 м было затоплено в 1985 году. Судно перевозило беженцев, а сейчас покоится в устье реки, покрытой буйными мангровыми зарослями.

пароход «RMS Rhone» на небольшом острове Солт

В северной части Карибского моря к востоку от Пуэрто-Рико находятся Британские Виргинские острова. Это тропический рай, теплые и песчаные пляжи кристально чистые воды полные кораллов и гротов. Но на отдаленном холме небольшого острова Солт таинственное поле безымянных могил сгущает краски и завершает совсем иную картину. Здесь покоятся жертвы одной из крупнейших океанских трагедий в истории. Гибели всемирно известного комфортабельного парохода «RMS Rhone », унесшего жизни 123 человек.

«RMS Rhone » был построен в 1965 году в рассвет промышленной революции. Его маршрут пролегал от Великобритании до островов Карибского бассейна. Это был быстроходный пароходо-фрегат со стальным корпусом и гребным винтом. Пересекая Атлантику со скоростью 14 узлов, судно быстро завоевало сердца пассажиров. Но его десятому рейсу не суждено было завершиться. 29 октября 1967 года неожиданный ураган, пронесшийся над регионом, принес трагедию. Сильный ветер бросил судно на скалу. Вскоре холодная морская вода достигла паровых котлов, и корабль взорвался, развалившись надвое. Все пассажиры погибли. Невероятная история и мистическая обстановка присущая этому затонувшему кораблю делают его настоящей жемчужиной океанского пейзажа.

редчайшее затонувшее судно «Our Confidence» у острова Бонайре

Неиспорченный и медлительный остров Бонайре самый маленький остров в голландской части Антильских островов, находящийся в 100 км к северу от Венесуэлы. Бонайре также рай и для ныряльщиков. Нетронутые кораллы, более 300 видов рыб и множество затонувших кораблей - идеальное место для подводных исследований. Здесь имеется одна из самых охраняемых местных тайн - затонувший корабль «Our Confidence ». Это почти нетронутый затонувший корабль. Он находится в кристально чистой воде вертикально на расстоянии всего 50 м от берега. Совсем немногие знают, что этот корабль существует. Этого достаточно, чтобы привлечь дайверов, которые все время гоняются за чем-то особенным. Но часть его привлекательности в истории. Изначально «Our Confidence» строился как датская рыбацкая шхуна, но на самом деле использовался в качестве транспорта для беженцев во время Второй мировой войны. От старости неожиданно он стал тонуть, поэтому его отбуксировали на глубину. Некогда исторический корабль теперь является подводным памятником лежа на глубине 15 м.

тримаран со стеклянным днищем «Aquaspace»

Но не только старинное судно является здешней достопримечательностью. На острове имеется судно «Aquaspace» достойное фантастических романов. Его уникальностью является прозрачное днище.

Этот футуристический , средний корпус которого выполнен из стекла на 90 процентов, предоставляет возможность панорамного обзора чудес подводного мира, построен в 1982 году французским инженером Жаком Ружери, мечтой которого было создание жилого дома на дне моря. Впервые его показали во французском телесериале, а теперь используют для перевозки туристов.

затонувшее судно «Nahoon» у побережья Мартиники

Остров Мартиники сердце французской части Карибских островов. Переполненные кафе, пыльные скверы напоминают о французской культуре, но главной достопримечательностью для дайверов является затонувшее судно «Nahoon », служившим когда-то прогулочным кораблем. Сливки общества ночи напролет танцевали на его палубах.

История судна «Nahoon » уникальна. Сначала он служил в качестве в Северном море, а свои последние дни он провел как плавучий ночной клуб, где завсегдатаи ночных вечеринок отмечали победу над британцами 300 лет назад. В 1994 году он опустился на дно на глубину 35 метров прямо у скалы Даймон. Трехмачтовый 38-метровый затонувший корабль славится своим призрачным видом, но он представляет собой невероятное зрелище - совершенно нетронутый корабль, сидящий на дне абсолютно прямо. Даже оснастка корабль все еще на месте. Условия воды идеальны, чтобы запечатлеть этот подводный объект особенно в ночное время.

самый большой затонувший корабль в мире - авианосец «USS Oriskany»