Что взять с собой в поездку зимой. Что брать с собой в дальнюю поездку зимой – предусматриваем все

На зимнем отдыхе главная задача — обеспечить своему телу максимальное чувство комфорта при минусовой температуре. Вы не должны мёрзнуть, но при этом одежда должна хорошо впитывать пот и оставлять кожу сухой. Для выполнения поставленной задачи придётся потратиться на качественную зимнюю одежду.

Список вещей ниже поможет вам собраться на горнолыжный курорт быстро и качественно.

Одежда в горы

Термобельё должно отводить влагу от кожи и сохранять тепло, которое генерирует наш организм во время физической активности.

Так же с собой необходимо взять:

  • нижнее бельё;
  • первый слой термобелья (верх + низ);
  • термоноски (2 шт.);
  • непромокаемая обувь (2 пары);
  • термобельё (второй слой, кофта под горло);
  • водонепроницаемые брюки;
  • горнолыжная куртка;
  • шерстяная шапка;
  • балаклава (подшлемник);
  • шарф;
  • непромокаемые перчатки для катания;
  • тёплые перчатки для прогулок;

По возможности лучше брать два комплекта первого слоя одежды. Так как она соприкасается с телом, периодически её нужно будет стирать.

Куртки и штаны защищены от промокания, поэтому сохнут быстрее и должны выдерживать нагрузку без проблем.

Для вечерних вылазок в город можно использовать обычные вещи, которые вы носите зимой.

  • Чтобы не забыть ничего важного, рекомендуем заглянуть в

Ребёнку для катания на лыжах нужно всё то же самое, что есть во взрослом списке. А вот горнолыжный костюм для малыша будет нелишним комплектом одежды как на курорте, так и в городе – приобретите его заранее.

Продумайте, чем непоседа займётся в дороге до подъёмника и в свободные вечера: возьмите развивающие игры, раскраски, книги.

Аптечка

  • обезболивающие препараты;
  • таблетки от головной боли;
  • средства для обработки мелких ран (вата, бинт, зелёнка, йод);
  • спортивные гели (согревающие и охлаждающие);
  • лекарства от простуды и её симптомов;
  • медицинская страховка (обязательно!);
  • аскорбиновая кислота (повышение иммунитета, помощь в восстановлении сил);
  • средства от желудочного отравления;
  • таблетки от похмелья;

Обязательно купите медицинскую страховку на случай переломов и других сложных травм. Карета скорой помощи не сможет подняться на горнолыжный склон, если с вами что-то случится. Будет вызван вертолёт, а 15 минут его использования в Австрии обойдётся не менее 2000 евро!

Страховки для горнолыжников стоят дороже обычных, но с помощью всегда можно найти оптимальный вариант.

Техника

  • телефон;
  • фотоаппарат;
  • action-камера (если планируете снимать свои спуски);
  • подзарядки;
  • планшет или нетбук.

Телефоны, фотоаппарат, зарядные устройства к технике сложите в отдельный отдел чемодана. Так их будет проще найти.

Заранее позаботьтесь о тарифе или роуминге, если едете кататься на лыжах или сноуборде далеко от родного региона.

«Женские штучки»

Так уж повелось, что ни один мужчина не возьмёт с собой крема и гигиеническую помаду. Что ещё стоит взять с собой на зимний отдых женщине?

  • гигиеническая помада;
  • увлажняющий крем (и для него тоже!);
  • крем SPF (чтобы не обгорело лицо);
  • резинки для волос;
  • мочалка;
  • принадлежности для бани;
  • халат;
  • бритвенные станки и пена для бритья;
  • средства предохранения;

Не забудьте резинки для волос, кондиционеры и шампуни. Кататься на лыжах с распущенными волосами – не лучшая идея. Даже собранные в косу волосы на лыжных трассах чувствуют себя плохо из-за сильного ветра и обилия снега.

Серьёзно отнеситесь к набору бритвенных принадлежностей себе и второй половине. Мужчинам врядли придёт в голову подумать о вреде, который коже нанесет мороз и влажный воздух коже.

Даже в горах женщина должна оставаться красивой 🙂

Полезные мелочи

  • термос;
  • термокружки;
  • небольшой кошелек (желательно повязка на пояс);
  • GPS-навигатор и карты к нему;
  • электрическая сушилка для обуви;
  • солнцезащитные очки (степень защиты не менее 3 уровня);
  • рации (для переговоров на склонах);
  • плеер (пригодиться во время прогулок по свежему воздуху);

Мужчина должен позаботиться о логистике отдыха. В карманы куртки положите снеки – например, шоколадные батончики. Возьмите на административной стойке маршруты спуска и всей территории. Позаботьтесь о термосе или термокружке. Её перед выходом на склон следует наполнить не просто чаем, а жидкостью с сахаром – это восстановит потраченные калории и улучшит самочувствие. Конечно, на развитых курортах есть много закусочных или ресторанов. Однако у лыжников есть понятие «заголодать», когда резко приходит сильный голод, до боли в желудке. Тут-то и поможет глоток сладкого чая и шоколадка.

Очень пригодится электрическая сушилка для обуви. Она сушит ботинки изнутри, а не снаружи. Как показывает практика, в сушке нуждаются и горнолыжные ботинки!

Пишите в комментариях, что ещё мы забыли добавить в список и мы его оперативно пополним.

Невозможно предугадать все ситуации в вашей жизни, особенно в процессе вождения автомобиля. Но можно подготовиться к большинству вариантов неприятностей и проблем, которые могут возникнуть при передвижении. Речь идет в особенности о трассе, где далеко не всегда можно получит хоть какую-нибудь помощь. Стоит всегда понимать, что автомобиль - это механизм, который может в любой момент дать сбой и оказаться не таким надежным, как вы считаете. Поэтому отправляться в зимнюю поездку на дальние расстояния без ничего не следует. Стоит предусмотреть некоторые ситуации, которые могут оказаться актуальными для вас или для других людей на дороге. Иногда приходится помогать другим водителям, попавшим в беду. И очень хорошо, когда есть хоть какие-то инструменты для такой помощи.

Когда мы представляем себе дальнюю поездку, многие любителя дороги предвкушают длительный круиз с замечательной музыкой и прекрасными мгновениями через снежные метели и обледенелые дороги к заветной цели. Но если происходит какая-либо нестандартная ситуация, вы можете оказаться у разбитого корыта, не получив ни удовольствия от метели, ни замечательной музыки, ни наслаждения от преодоления обледенелой дороги. Так что стоит подготовиться к самым неприятным ситуациям, чтобы они никогда с вами не происходили. А если даже и произойдут, вы будете знать, что делать. Давайте разберемся с тем, какие же вещи стоит иметь в машине для того, чтобы зимой не пропасть на заснеженной и безлюдной трассе. Скорее всего, вам не смогут быстро помочь, особенно в ночное время, так как людей на таких дорогах зачастую не слишком много.

Основной набор устройств и изделий для зимней трассы

Первый комплект оборудования, который необходим в любом случае для водителя, является обязательным не только зимой, но и в любое другое время. Это средства, которые могут помочь самостоятельно справиться с неприятностями в виде пробитого колеса или мелких неполадок. Для таких случаев желательно еще иметь небольшую практику, связанную с мелким и срочным ремонтом. Для данных ситуаций необходимые предметы следующие:

  • домкрат и баллонный ключ - желательно покупать ключ универсального типа с несколькими размерами болтов, чтобы иметь возможность помочь и другим людям на трассе;
  • запасное колесо или докатка, которая часто может спасти вам жизнь, если проблемы случились в экстремальных условиях и развиваются неожиданным образом для вас;
  • желательно также иметь компрессор или насос для колес, так как запасное колесо нередко теряет давление при постоянном спокойствии, оно может оказаться бесполезным без насоса;
  • аптечка и огнетушитель - многие пренебрегают данными деталями оснащения машины, но они нередко спасают жизнь, позволяют перебинтовать раны или загасить начинающийся пожар;
  • лопата и другие средства, которые помогут вытащить машину из заноса и неприятных ситуаций, а также заодно помогут согреться для нормальной кондиции организма;
  • цепи противоскольжения - этот вариант оборудования будет весьма желателен, если вы столкнетесь с вызовами очень сложной дороги, часто возможности авто увеличиваются;
  • буксировочный трос и знак аварийной остановки - необходимые вещи для того, чтобы получить помощь от проезжающих мимо автомобилистов, которые не слишком желают помогать.

Если вы попадали в неприятную ситуацию, то прекрасно знаете, что остановить автомобиль не трассе очень непросто. Включите аварийную сигнализацию, чтобы вас было видно издалека. Выставьте на дороге в 30-40 метрах от автомобиля знак аварийной остановки и попытайтесь остановить другое авто. Так вы дадите понять водителям, что попали в беду и требуете помощи. А вот после остановки может потребоваться буксировочный трос, чтобы транспортировать авто в нужное место.

Карты и гаджеты - выбираем более надежные путеводители

Что касается замечательных гаджетов в виде GPS и универсальных автомобильных приборов, они просто прекрасны. Существуют десятки замечательных моделей, выполняющих все необходимые функции. Но у бумажной карты есть одно огромное преимущество. Это отсутствие рисков поломки. Так что кроме привычных для вас приборов и технологий предлагаем положить в бардачок обычные карты местности для уверенности.

Также желательно прочертить маршрут на карте и изредка отмечать определенные пункты, которые вы проходите. Если дорога совсем не знакомая, это поможет вам отлично понимать, где вы находитесь, а также куда нужно идти в самых неприятных ситуациях. Такая информация может спасти жизнь и стать необходимым фактором выживания в сложных условиях.

Теплые вещи, пледы и возможность согреться.

Еще одним фактором нормального выживания в дикой холодной природе с неработающим автомобилем является теплота. Вам придется каким-либо образом согреть салон автомобиля, если никаких вариантов иных действий вы не видите. В первую очередь, не отправляйтесь в длительные поездки без теплых вещей - куртки, дополнительных штанов, термобелья, шапки и перчаток. Пусть лучше дополнительная сумка будет в багажнике. Обогреть салон достаточно сложно. Это можно сделать такими методами:

  • если аккумулятор автомобиля работает, можно использовать его энергию для подключения каких-либо автономных систем обогрева, но их надежность остается сомнительной;
  • вы можете использовать обычные свечи для нагнетания температуры в салоне автомобиля, этот метод используют рыбаки на зимней рыбалке для обогрева палаток;
  • нужно плотно закрыть все окна и двери в автомобиле, установить несколько свечей в разных местах салона вашего авто, а затем принять удобное положение и дожидаться тепла;
  • сильно согреть авто таким образом не удастся, но три-четыре свечи могут поддержать нормальную температуру для жизни человека даже при глубоком минусе за бортом;
  • стоит быть осторожным во сне, чтобы не столкнуть свечи и не устроить пожар, это единственное неприятное последствие такого простого способа обогрева автомобиля.

Многие берут с собой в длительные и потенциально опасные поездки газовые горелки. Это отличный способ приготовить еду, но нагреть автомобиль таким устройством непросто. Воздух в авто будет моментально становиться спертым, придется сильно пострадать от нехватки кислорода. Так что всегда продумывайте все возможные ситуации и воспользуйтесь наиболее удачными способами обогрева машины и тела.

Еда и вода - необходимый ресурс для выживания

Еще одним ресурсом, про который стоит сказать, является еда. Лучше взять с собой в сложную дорогу несколько бутылок питьевой воды. Случались ситуации, когда из-за неожиданной метели людям приходилось по два дня сидеть на обочинах без возможности продвигаться вперед. Если вы не взяли с собой воды и хоть какой-нибудь еды, сделать это будет очень непросто.

Из питания можно выбрать неприхотливые консервы, питательные сладости, а также все то, что не придется готовить. Вода должна быть негазированной, несоленой - обычная чистая пресная вода для поддержания организма. С помощью таких средств вы сможете продержаться несколько дней даже в самых сложных условиях.

Заряженные мобильные телефоны и полный бак бензина

Все ресурсы в длительной дороге должны быть полными. Если вы везете с собой ноутбук, предварительно зарядите его, найдите 3G-модем для экстренного выхода в интернет при необходимости. Мобильные телефоны также должны быть заряжены, лучше взять с собой автомобильный переходник для зарядки такого гаджета. Это может спасти вам жизнь, можно вызвать помощь и сообщить о своих неприятностях.

Также стоит сразу заправить полный бак бензина, чтобы получить возможность греть автомобиль и получить электричество для необходимых процессов. В час авто расходует от 0.5 до 2 литров бензина, так что убедитесь, что вы разумно используете данный ресурс. При возможности пополняйте запасы бензина на встречных заправочных станциях, так вы продлите возможность выживания в самых экстремальных условиях.

Первые действия при попадании в зимний плен на дороге

Стоит помнить, что ваше поведение определяет, сможете ли вы остаться в живых при неприятных ситуациях в зимнем плену. Каждый год на российских дорогах сотни людей попадают в такие ситуации. Хорошо, что сегодня даже по самым сложным дорогам ходит достаточно много транспорта. Но не исключены ситуации, когда в течение двух-трех дней приходится выживать своими силами. Так что стоит помнить о некоторых негласных правилах поведения для таких моментов:

  • обозначьте место своей стоянки, так как машину заносит снегом, и столь желанный встречный или попутный транспорт может проехать, водитель не заметит ваше авто;
  • убедитесь, что у вас достаточно бензина, воды и еды для нормального существования, а также посмотрите место своего расположения на карте или в GPS, запишите это место;
  • постарайтесь связаться с любыми людьми, с которыми у вас есть связь, вызывайте спасателей или полицию для помощи, сообщите предполагаемое место дислокации;
  • сохраняйте спокойствие, не предпринимайте попыток пешего исследования территории, если у вас есть возможность и ресурсы для существования в вашем автомобиле;
  • если на карте или по GPS в нескольких километрах есть село или АЗС, отправляйтесь туда - там больше шансов согреться, получить помощь и вызвать нужные службы.

Стоит также предположить, сколько времени придется провести в таких условиях. От этого зависит разделение запасов бензина, воды и еды. Ночью на пустынной трассе можно увидеть наличие неподалеку заправки или сельских домиков. Зачастую от любых объектов цивилизации за несколько километров виден свет. Это поможет вам понять, как действовать в той или иной ситуации. Предлагаем также посмотреть видео с отличными инструкциями по выживанию в сложных условиях трассы:

Подводим итоги

Выживание на пустынной дороге - это довольно сложная задача, которая может оказаться смертельной для многих неподготовленных водителей. Сколько раз нам приходилось наблюдать, как друзья и близкие отправляются в грубые морозы в длительную поездку по трассе, надевая легкую осеннюю куртку. Это удобно для поездки в автомобиле, но такая одежда не спасет вам жизнь в непредсказуемой ситуации. При большом морозе даже во время замены колеса в такой куртке можно легко заработать пневмонию и другие неприятные последствия. Так что прислушайтесь к советам о комплектации машины в зимнее время для поездки по трассе.

Стоит помнить, что выживание в этой ситуации является основным фактором. Поэтому лучше собрать чемодан вещей, которые вам не пригодятся, чем сильно жалеть о том, что эти вещи вы с собой не взяли. Вы можете брать в поездку все, что вам угодно. Но позаботьтесь о наличии необходимых вещей. Это действительно важный момент для каждого автомобилиста, который хочет безопасности и уверенности от поездки на своем транспорте в любое время года и в любых условиях. А что вы посоветуете для водителей, отправляющихся в длительное зимнее путешествие.

Путешествия летом налегке зачастую вызывают меньше затруднений, чем в холодное время года. Ведь что взять с собой в поездку зимой, особенно с нашими перепадами климата - вопрос, который вызывает трудность даже у бывалых путешественников. Ключ к его решению кроется в правильном выборе одежды. И начинать нужно снизу - с белья.

Собираясь надолго не стоит экономить - лучше приобрести специальное термобелье. Оно поможет выручить даже в самых трудных ситуациях. В целом, набор одежды нужно выбирать, учитывая температурную разницу в 10 градусов в обе стороны, а также беря в расчет прогноз погоды в конечном пункте назначения. Оптимальный выбор - вещи практичные и удобные, которые можно легко совмещать друг с другом. Например, несколько легких свитеров и один теплый, пара футболок и дополнительные штаны, которые могут быть и пижамой и утеплителем. А вот с курткой лучше не мелочиться - снять ее не проблема, а оказаться в мороз в красивой, но легонькой ветровке сомнительное удовольствие.

Аптечка в дорогу

Ввиду того, что зима - пора повышенной нагрузки на здоровье, сборы в дорогу будут значительно серьезнее, чем летом. Оптимальный и универсальный набор:

  • Противовирусные препараты. Их лучше принимать все время путешествия, обеспечивая себе дополнительную защиту.
  • Жаропонижающие.
  • Лекарство от кашля. Даже если его нет, перспектива внезапно поймать сквозняк и кашлять всю дорогу наблюдая на себе удивленные взгляды - весьма сомнительное удовольствие.
  • Антисептики и лейкопластырь.
  • Капли для носа, таблетки от боли в горле.
  • Обезболивающее.
  • Термометр и тонометр.

Не помешают солнцезащитные очки, мазь для рук и лица, а также гигиеническая помада.

Еда и развлечения в зимних поездках

Зимой еда хранится лучше, чем летом, но из-за перепадов температур она способна резко испортиться. К тому же ввиду наличия большого количества одежды брать с собой полевую кухню крайне обременительно. Лучше пожертвовать место под бутерброды, термос с кофе или чаем, сыр, орешки и шоколад.

Вещи и снаряжение для зимнего похода гораздо тяжелее, специфичнее и существенно дороже, чем для летнего . Многое пришло в туризм из альпинизма, где вовсю обкатываются разные ноу-хау и высокие технологии. Теперь все эти новшества стали доступны широкому кругу туристов: лёгкие, удобные и дорогие.

Раньше туристы изготавливали всё сами, из подручных средств, но все эти самоделки и рядом не стоят с высокотехнологичными фирменными изделиями, серьёзно облегчающими жизнь.

Диапазон температур зимой очень широк: от -25 до + 10. Соответственно одежда должна быть универсальной и в тоже время лёгкой и компактной.

Ниже списки снаряжения и вещей, которые действительно нужно взять с собой. Всё остальное можно смело оставить дома. Обращаю внимание, здесь перечислено только ЛИЧНОЕ снаряжение . Групповое (газовые горелки и баллоны, котлы, лопата, костровое оборудование, тенты, GPS и др.) — сколько и какого — решает проводник в зависимости от конкретных условий. И берёт сам, потом распределяет между участниками похода.

Снаряжение:

Рюкзак, палатка, спальник, коврики, миска, ложка, кружка, нож, очки от солнца (лыжная маска), дождевик, накидка на рюкзак, пластиковая бутылка 1-1,5 л, термос, фонарик, бахилы или гамаши, снегоступы (лыжи), треккинговые палки, личная аптечка (если нужна, не дублируйте состав групповой аптечки), средства гигиены, туалетная бумага (полрулона), фотоаппарат, мобильный телефон, деньги и документы.

Вещи:

Обувь, шапка, перчатки, термобельё, 2 флисовые куртки, мембранная куртка с капюшоном, ветровые или мембранные штаны, флисовые штаны, штаны-самосбросы (или просто тёплые штаны), тёплая куртка-пуховка, маска ветрозащитная (балаклава), носки, маленькая книжка.

Очень удобно все вещи упаковывать в гермо мешок. Так они уменьшатся в объёме в 1.5-2 раза и никогда не намокнут. Мешки продаются в туристических магазинах. Бывают разных размеров: S, M, L. Берите M (15л).

Теперь про всё подробно.

Снаряжение.

Рюкзак . Для мужчин оптимально 75-90л, для женщин 50-60л. Рюкзаки с каркасом и поясным ремнём снимают с позвоночника 70-95% нагрузки и передают её непосредственно на ноги через бёдра. Чем жёстче каркас и ремень, тем лучше снимается нагрузка с плеч. Вот несколько оценок из собственного опыта: рюкзак Deuter Aircontact (вес 3кг) очень жёсткий, снимает до 95 % веса с позвоночника, годен для переноски груза до 25 кг. Deuter Act Lite (2.1кг) и Osprey Kestrel (1.8кг) снимут до 80%, годны для груза до 18 кг. Если у вас нет серьёзных проблем со спиной (искривление, сутулость), берите рюкзак полегче.
Все вещи должны умещаться внутри рюкзака. Прицепленное снаружи может намокнуть, потеряться и разорваться об кусты. Снаружи можно только коврик укрепить. Его лучше поместить в специальный чехол, чтобы не подрался об ветки.

Палатка . Тут вариантов нет. Только зимняя, двухслойная с тканевым дном и алюминиевыми дугами, с тамбуром. Дно из полиэтилена, армированное полипропиленовыми волокнами и стеклопластиковые дуги на морозе ниже -10 становятся ломкими. Хороши варианты «2+1» на троих и «3+1» на четверых. Берите палатку, которая до отказа заполнится людьми, самую низкую (меньше пространства, которое нужно прогреть, и хорошая ветроустойчивость) – так теплее, надёжнее и легче.

Спальник . Зимний, с температурой комфорта -7° и ниже. Весом не более 2 кг.

Коврик (он же каремат, пенка). Самый оптимальный вариант — надувной коврик плюс коврик-пенка. Самый простой вариант — два обычных коврика-пенки. На одном будет однозначно холодно. А брать один надувной, пусть даже и толстый зимний — стрёмно, часто прокалываются.

Очки от солнца (лыжная маска). Для защиты от ультрафиолета, ветра и метели. Желательно слабозатемнённые или совсем прозрачные, но со 100% УФ защитой. Если очки – то наподобие велосипедных, обтекаемой формы, не уменьшающие обзор. Есть специальные фирменные по 50-100$. В специализированных магазинах инструментов появились защитные очки обтекаемой формы, не уступающие по изящности обычным солнцезащитным. С линзами из прочного пластика, хорошей прозрачностью и 100% УФ защитой. Всего по 5-20$.

Миска, кружка, ложка, нож. В качестве миски лучше всего пластиковый контейнер с крышкой вместимостью 0,5-1л. В нём удобно запаривать овсянку и вермишель. Можно хранить и переносить разные продукты.
Кружка – из нержавейки на 250-400мл. Термокружка (с двойными стенками) нежелательно – тяжёлая и ничего в ней не нагреешь. Если рядом костёр, то даже зимой термокружка не нужна. Пластиковые кружки лучше не брать-часто ломаются и плавятся.
Ложка – обычная, лучше десертная, из нержавейки. Она в 2 раза легче столовой. Деревянные и пластиковые варианты лучше не брать – ломаются и горят. Вилка и чайная ложка не нужны вообще.
Нож – нужно 2 штуки на группу. Обычных, небольших складных. Я беру маленький швейцарский с разными открывалками и штопором. Можете нож не брать вообще. И моего одного хватит на крайний случай, если никто не возьмёт. Большой охотничий нож применить будет негде.

Бахилы или гамаши . Нужны для защиты обуви и ног от воды, снега и острого льда. Бахилы – с собственной подошвой, верх из прочной ткани. Высокие, до колен. Нога вместе с ботинком одевается в бахилу. Есть фирменные дорогие, но можно изготовить самому. Смотрите инструкцию по изготовлению бахил . Под бахилы подходит любая обувь, даже городская, лишь бы была тёплая и удобная. Если у вас хорошие современные горные или треккинговые ботинки (200-500$) со всеми наворотами – дышащим Gore-Tex, греющим Polartec и т.д., то остаётся проблема защиты стыка ботинка со штанами от попадания снега. Тогда можно ограничиться гамашами. Это бахилы без подошвы, труба из прочной ткани, крепящаяся к ботинку крючком и лямкой(под подошву), под коленом затягивается шнурком, чтобы не сползали. Продаются готовые по 10-15$. Можно и самому сделать. Ничего сложного.

Снегоступы (лыжи) . Если снег на маршруте глубокий, а это обычно известно заранее, то хорошо бы взять снегоступы. Опробованные ранее множество самодельных совершенно меркнут перед фирменными «TSL»(150-300$). Они также снабжены шипами, заменяют кошки на льду и фирне. Но в снегоступах желательно быть всей группе. В снегоступе тропить не получается, даже лучше идти шеренгой, а не след в след. Поэтому, если без снегоступов менее 3-4 человек, им будет тяжко. Да и разделение группы это плохо. Лыжи берите, если есть опыт их использования. Научиться в походе обычно не получается, так и проездят они на вас. Без достаточного опыта можно только по ровному ходить, а вверх или вниз — быстрее пешком. А по ровному мы как раз почти не ходим…

Треккинговые палки. Палки существенно снижают нагрузку на голеностоп, колени и позвоночник. Также помогают держать равновесие на спусках и подъёмах. Очень помогают при траверсе склона. На стоянке служат как стойки для тента и палаток. Берите складные из трёх секций. Не забудьте взять широкие упоры для снега, как у лыжных палок.

Дождевик, накидка на рюкзак . Даже зимой дождь – не редкость. Самый дешёвый дождевик — полиэтиленовый плащ за 0.5-2$. Но такие быстро рвутся об ветки и камни. Нужно иметь хотя-бы 2 шт. Для похода лучше специальное пончо из палаточной лёгкой ткани, накрывающее человека вместе с рюкзаком(30-50$). Не стесняет движений, хорошо проветривается(идеальный отвод пота). Недостаток – большой объём, цепляется за ветки.

Использование дождевика-куртки в паре с дождевыми штанами или плаща, одеваемого под рюкзак, при хождении с рюкзаком неприемлемо. Тело выделяет слишком много влаги, которая не испаряется через дождевик. В итоге вы будете мокнуть изнутри не меньше, чем от дождя. Другое дело на стоянке – куртка подходит.

Термос и пустая пластиковая бутылка . Днём мы не греем воду для обеда. Поэтому горячее питьё нужно заготавливать за завтраком и носить в термосе. Хватает 0,7 — 1.0 л на человека. Оптимальны небьющиеся из нержавейки. Устройте своему термосу тест на пригодность: наливаете полный кипятку, закручиваете все крышки, только не надевайте чехол(если есть). Оставьте при комнатной температуре. Через 5 часов температура воды не должна опуститься ниже 72-75°(палец не обожгёте, но больше 1сек не продержите), через 9 часов — не ниже 64°(палец дольше 2-3 сек не продержите). Если остывает быстрее — это не термос. Пластиковая бутылка нужна, чтобы набирать и переносить воду на стоянке. Хватит 1-1.5л на человека.

Фонарик . Налобный светодиодный фонарик. Даже если такого у вас нет – обязательно купите. Лучше всего — на одном мощном светодиоде. Вставьте свежие алкалайновые (щёлочные) батарейки, или аккумуляторы, запасных не нужно. Важно! При перевозке и переноске рюкзака вытаскивайте батарейки из фонаря (особенно из дешёвых) во избежание случайного включения.

Аптечка . Конечно, у проводника будет аптечка первой помощи. Её состав тут: походная аптечка. Если вам нужны дополнительно другие лекарства, возьмите их сами.
Если у вас часты проблемы с мозолями или суставами, сухожилиями – берите лично для себя пластырь и эластичный бинт. Пластырь в рулоне шириной 4-5см на тканевой основе, без прокладок.

Средства гигиены . Мыла хватит маленького кусочка 30-40 гр. Зубная щётка, без зубной пасты (она замёрзнет и не выдавится из тюбика). Крем для рук и лица, гигиеническая помада – лицо и губы с непривычки сильно обветриваются. Упаковка влажных салфеток-ими можно помыться, если неохота лезть в холодную воду.

Туалетная бумага . Достаточно полрулона на человека.

Фотоаппарат. Заряжать технику будет негде. Поэтому берите запасные аккумуляторы или экономьте имеющиеся. Фотоштатив брать не нужно.

Мобильный телефон . В целях безопасности мобильный телефон должен быть у каждого. В отдельной непромокаемой упаковке. Заряженный по полной и с деньгами на счету. Заряжать его будет негде. Желательно взять повербанк.

Важные номера, которые могут пригодиться во время похода (мои телефоны и телефоны проводника в первую очередь), запишите на бумаге и положите её не с деньгами. Для страховки от разных случаев.

Деньги и документы . Обязательно Паспорт или документ, его заменяющий. Деньги и документы храните в отдельной непромокаемой упаковке.

Вещи .

Обувь . Ей необходимо уделить особое внимание. Желательно, чтобы это были специальные треккинговые или горные высокие ботинки. Подошва их имеет хорошее сцепление с мокрыми и сухими камнями, льдом, грунтом. Верх особопрочный кожаный, надёжно приклеен и пришит к подошве. Внутри обычно мембрана типа Gore-Tex для отвода избыточной влаги. На рынке такая обувь не продаётся, только в спортивных магазинах, лучше в туристических.

Размер выбрать так, чтобы даже в двух тёплых носках оставалось свободное место для шевеления пальцами.

Ни в коем случае не берите в поход новую обувь. Обязательно походите в ней несколько дней, лучше побегать или поиграть в активные игры. Короче, нужно разносить. Если окажется, что размер не тот – помойте губкой и поменяйте. Походная обувь не потеряет нового вида даже через несколько дней носки. Делал так не раз. Главное – сохраните и верните на место все бирочки.

Если купите или сделаете бахилы с калошей , то в паре с ними пойдут обычные надёжные городские ботинки.

Тёплая шапка, перчатки . Шапка тёплая, лучше всего — флисовая. Бюджетный вариант – акриловая. На неё должен одеваться капюшон куртки.

Перчатки(лучше рукавицы) – 2 пары. Подходят горнолыжные — нейлоновые с утеплителем. Можно использовать флисовые или другие тёплые, а сверху при необходимости одевать «верхоньки» — из непромокаемой ткани для защиты от ветра и воды.

Термобельё . Походные вещи не должны содержать хлопок. Он удерживает много влаги и плохо сохнет. Лучше синтетика. Идеальный вариант – полиэстер. Термобельё обычно продаётся комплектом – верх с длинным рукавом и штаны. Бывает разной толщины(соответственно теплоты). Для универсальности можно взять среднее. Оно будет на вас всегда, днём и ночью. При намокании быстро сохнет прямо на теле.

Как альтернатива, подходит полиэстеровый гольф или футболка с длинным рукавом, и акриловые тёплые(но не очень) колготы.

Флисовые куртки . Флис(полара, Polartec) – находка для туриста. Удерживает очень мало влаги. Если его просто выжать, он уже сухой наощупь и греет. Берите 2 штуки. Днём на переходе будете одевать прямо на термобельё одну флисовую куртку, на стоянке обе. Обе или хотя бы одна должны быть с воротником до подбородка.

Куртка с капюшоном . Куртка из прочной ткани, с внутренней юбкой от снега и ветра, затяжками на рукавах, с подкладкой-сеточкой, без утеплителя. Водонепроницаемая и дышащая (с мембраной). Будет одеваться на флисовую куртку во время переходов и стоянок.

Ветровые штаны . Из прочной ткани, водозащитные и дышащие, без утеплителя. С юбками-затяжками внизу. Будут одеваться на термобельё или флисовые штаны во время переходов.

Флисовые штаны . В них неплохо спать, и при экстремальном холоде одеваются вместо или вместе с термобельём во время перехода. В интервале температур -5+5 я хожу в термобелье и флисовых штанах без ветровых. Если не найдёте, можно купить кусок флиса и пошить штаны в ателье. Самые простые, на резинке, без карманов.

Штаны – самосбросы . Удобны при морозах ниже -10. Тёплые штаны типа лыжного полукомбинезона с молниями по бокам. Одеваются, не снимая обуви поверх всего. Применяются на стоянке и привалах. Вместо них можно взять горнолыжные штаны или полукомбинезон, или даже простые штаны-дутыши на синтепоновом утеплителе.

Теплая куртка – пуховка . Нужна при морозе ниже -10. Весом до 600гр. Если не совсем холодно, пойдёт и на синтепоне. Одевается поверх всего на стоянках и привалах.

Маска ветрозащитная(балаклава). Одевается под шапку при сильном холодном ветре. Представляет собой рукав с большим отверстием для всего лица, спускающийся до плеч.

Носки . Флисовые или треккинговые тёплые. 3 пары. Раньше использовал ещё для сна шерстяные «бабушкиной вязки», но малейшее намокание делает их холодными, и сохнут потом долго. Хлопок и лён в составе носков категорически недопустимы. Допустима шерсть, но не более 35%. Советуем ещё взять тёплые мембранные носки. Нога будет почти сухая и главное в тепле, даже если вода в ботинке хлюпает. Также, очень комфортно в таких носках переходить холодные речки. Нами опробованы фирмы Dex Shell, не сказать что дорого и качество хорошее.

Чего брать точно не стоит.

Топоры, охотничьи ножи. Нужны не везде. Если потребуется, инструктор сам возьмёт.

Полотенце. Всё равно купаться не будем.

Гитара . Во-первых, играть в перчатках не получится. Во-вторых, она может не вынести перепада температур.