«Разве что — коллективное помешательство. Игорь журавлев блогер Последние версии о аварии самолета ту 154

ФСБ озвучила четыре основные версии катастрофы Ту-154 Минобороны над Черным морем: попадание в двигатель посторонних предметов, некачественное топливо, ошибка пилотирования или же техническая неисправность самолета. Летчики и эксперты в авиационной безопасности предположили, что с наибольшей степенью вероятности могло стать причиной крушения.

Криминалисты Следственного комитета прибыли на место обнаружения обломков борта RA-85572 – в Черном море близ Сочи. Об этом сообщили источники в силовых структурах.

«Ту-154 является одним из самых надежных самолетов в мире. Но это очень строгий в управлении самолет»

Группа водолазов МЧС в миле от берега на дне нашла фюзеляж самолета – об этом сообщили в Южном региональном поисково-спасательном отряде (ЮРПСО) МЧС. Ранее сообщалось о нахождении обломков полосой в 400 метров на глубине 25 метров, в 1,5 км от берега на траверзе Хосты. Часть фрагментов уже поднята на поверхность.

В настоящее время на место обнаружения обломков стягиваются поисковые группы, в том числе водолазы. Сейчас водолазы МЧС осуществляют повторный спуск. «На дне много мелких деталей и практически нет крупных», – сказал собеседник агентства.

Напомним, что при произошедшем накануне утром крушении самолета Ту-154 Минобороны РФ 92 человека, в том числе девять представителей СМИ (журналисты Первого канала, НТВ и телеканала «Звезда») и 64 артиста ансамбля песни и пляски имени Александрова. Также в списках пассажиров известный врач Елизавета Глинка (Доктор Лиза), которая для университетского госпиталя в Латакии.

Четыре версии ФСБ

В понедельник Федеральная служба безопасности назвала . Это попадание в двигатель посторонних предметов, некачественное топливо (повлекшее потерю мощности и отказ работы двигателей), ошибка пилотирования или техническая неисправность самолета.

Борт RA-85572 взлетал со штатной скоростью – 345 километров в час. Признаки совершения теракта или диверсии на борту Ту-154 в настоящее время не обнаружены, подчеркнули в ФСБ.

Как пояснил ТАСС источник в спецслужбах, после прилета в Адлер самолет был взят под охрану. На борт поднимались только два пограничника и один таможенник, поэтому версию о проносе бомбы можно исключить. Кроме этого, посадка в Адлере была незапланированной, так как изначально намечалась дозаправка в Моздоке, однако маршрут перенесли из-за погодных условий.

Представители ФСБ также сообщили: потерпевший крушение Ту-154 не перевозил ни грузов военного и двойного назначения, ни пиротехнических средств.

Ранее глава правительственной комиссии по расследованию катастрофы, министр транспорта Максим Соколов также заявил, что теракт не является основной версией случившегося. В качестве причин рассматриваются техническое состояние самолета, а также ошибки пилотирования, сообщил глава Минтранса. Соколов уточнил, что его ведомство не видит необходимости вводить дополнительные меры безопасности в аэропортах страны.

Несинхронная уборка механизации крыла

Летчик-испытатель, Герой России Магомед Толбоев в отметил, что при выяснении причин крушения Ту-154 стоит рассматривать именно технические проблемы. Эксперт рассказал, что обсуждал катастрофу с коллегами.

Все они в качестве приоритетной версии отмечают, что к гибели самолета могла привести «несинхронная уборка закрылков». «В целом это называется «несинхронной уборкой механизации крыла», – отметил Толбоев.

Собеседник пояснил, что в этом случае с одной стороны крыла закрылки и предкрылки убираются, а с другой стороны не убираются. «Получается, что самолет мгновенно разворачивается вокруг своей оси. Ни командир, никто не успеет и слова сказать, их там бросает, как селедку в бочке», – резюмировал Магомед Толбоев.

Параллелей с катастрофой Ту-104 1981 года нет

Отметим, что ранее в СМИ появились предположения о том, что причина гибели Ту-154 – та же, что и у катастрофы Ту-104, имевшей место в 1981 году в Ленинградской области. Тогда самолет разбился из-за перегрузки в хвостовой части: командование Тихоокеанского флота, летевшее этим бортом, складировало тяжелые чемоданы и прочий груз в хвосте лайнера. При взлете «подарки» сместились назад, из-за чего самолет рухнул.

Однако, как поясняет Магомед Толбоев, параллели между катастрофой Ту-104 в 1981 году и нынешним крушением Ту-154 проводить нельзя. Такой ситуации, при которой груз резко сместился в хвост, на Ту-154 быть не может, отметил Толбоев. «В Ту-154 есть центральный отсек под крылом около центроплана и хвостовой части, кроме того, имеется автомат центровки, который сам определяет перекачку топлива, нахождение угрозы на борту», – пояснил собеседник.

«Самолет выставляет свои органы управления так, чтобы центровка была в одном положении, – отметил эксперт. – В Ту-104 не было системы автоматического отслеживания, и генералы и адмиралы могли погрузить в хвост все, что хотели».

Малый налет

Эксперт по гражданской авиации, директор программ МКАА «Безопасность полетов» Виктор Галенко полагает, что наиболее правдоподобная версия произошедшего – человеческий фактор, а не техническая неисправность. В Галенко отметил, что «статистика авиакатастроф говорит о соотношении 8 к 2: из десяти подобных происшествий в восьми случаях причиной является человеческий фактор, в двух – все остальное».

Самолет Ту-154 после ремонта был практически как новый – ресурс данного борта составлял 11%, подчеркнул эксперт. «Ту-154 является одним из самых надежных самолетов в мире. У него огромная энерговооруженность и очень высокая степень механизации крыла, – отметил собеседник. – Это позволяет самолету выполнять взлет и посадку в любых условиях – в частности, в условиях высокогорья, разряженного воздуха и жары, которые намного тяжелее для летчиков, чем те погодные условия, которые были в Адлере».

«Но есть одна деталь: это очень строгий в управлении самолет, – подчеркивает эксперт. – Самолет требует полной подготовки летчиков по курсу летного училища. В СССР на «тушку» сначала принимали экзамен на Ан-24 или Як-40 у летчика, как второго пилота, потом делали командиром экипажа у Ан-24 или Як-40, потом снова после короткой переподготовки «сажали на правое кресло» (вторым пилотом – прим. ВЗГЛЯД) Ту-154, и только потом, годам к 40, летчик мог возглавить экипаж Ту-154».

Командир экипажа разбившегося самолета, летчик первого класса майор Роман Волков – опытный авиатор, его общий налет составлял более 300 часов, указывает Галенко. «Но вот годовой налет экипажа данного борта составлял 200 часов, а это уже мало, – продолжает собеседник. – При этом на нем летали разные экипажи, поэтому гипотеза о малом налете экипажа на данном борте подтверждается».

Сам разбившийся Ту-154 – «самолет Чкаловского аэродрома, бывший в отдельной эскадрилье МВД», поясняет собеседник, добавив: «Я знаю командира эскадрильи, так как буквально месяц назад водил туда на экскурсию школьников».

Главная проблема летчиков «парадных бортов» практически во всех странах – это очень маленький налет экипажа, полагает Галенко. «Парадные самолеты с большим расходом топлива и комфортабельными салонами летают крайне редко, у военных летчиков, управляющих ими, небольшой годовой налет. А это очень влияет на уровень подготовки экипажа», – считает собеседник. Еще во времена СССР летчиков заставляли проходить тренажерную переподготовку даже после отпуска, но у военных летчиков на данных бортах («парадных бортах» аэродрома Чкаловский) перерывы в полетах составляют более одного месяца, отмечает Галенко.

Пилотирование данного самолета является неадекватной задачей для летчиков с малым налетом, резюмирует эксперт.

«Встречного на взлете, попутного на эшелоне»

Эксперт полагает, что неблагоприятные погодные условия не могли быть причиной катастрофы. «Опасные метеоявления во время происшествия отсутствовали, ветер во время взлета был попутный. При угле подъема 20 градусов он составлял пять метров в секунду», – подчеркивает Галенко.

Особенность аэропорта Адлер заключается в том, что взлет и посадка осуществляются в сторону моря. В сторону гор взлетать нельзя при любых обстоятельствах, там туман, добавляет эксперт.

«Неблагоприятными условиями стали бы попутный ветер (взлет всегда осуществляется против ветра, летчики даже желают друг другу «встречного на взлете, попутного на эшелоне»), а также жара – самолет на холоде взлетает куда лучше, чем в жаркую погоду. Однако даже в случае попутного ветра и жары у двигателя Ту-154 огромный запас тяги. Обледенения и грозы там не было, о высокой турбулентности другие борта не докладывали», – добавляет Галенко.

Погодные условия в районе аэропорта в Адлере в момент крушения Ту-154 оцениваются как простые для пилотирования воздушного судна, сообщил Росгидромет, которого цитировал « ». «Около пяти утра по московскому времени температура у земли +5, ветер – 5 м/с, видимость – 10 км. Вполне нормальные погодные условия», – подчеркнуло ведомство. Сочинский аэропорт, откуда вылетел Ту-154, продолжил работу в штатном режиме, сообщили СМИ.

При этом, по данным онлайн-табло, утром в воскресенье в Адлере были отменены четыре рейса.

Погодные условия не раз становились причиной гибели самолетов во всем мире. 19 марта уходящего года потерпел крушение при посадке в Ростове-на-Дону летевший из Дубая Boeing 737-800. Из-за плохой погоды авиалайнер не смог приземлиться после двух попыток, и после ухода на очередной круг упал вблизи взлетно-посадочной полосы, погибли 55 пассажиров и 7 членов экипажа. Расследование причин катастрофы продолжается.

22 августа 2006 года под Донецком после столкновения с сильной грозой разбился авиалайнер Ту-154М, летевший рейсом Анапа – Санкт-Петербург. На борту находилось 170 человек. Причиной катастрофы назвали ошибочные действия пилотов при попытке обойти грозовой фронт. 12 февраля 2002 года вблизи иранского города Хорремабада потерпел крушение Ту-154 иранской авиакомпании, на борту которого было 119 человек. Авиакатастрофа произошла после осложнения погодных условий.

Что привело к крушению Ту-154?

Не все эксперты поддерживают версию о том, что проблемы с закрылками могли стать единственной причиной крушения Ту-154.

Люди заметили, что все чаще в авиакатастрофах власти винят «человеческий фактор» — погибших летчиков.

Среди основных причин падения Ту-154 близ Сочи на первый план вышла версия о неисправности или ошибке при уборке закрылок. Однако не все эксперты поддерживают эту точку зрения. Некоторые из них уверены, что одни закрылки не могли стать единственной причиной катастрофы, другие обращают внимание, что с закрылками могли случиться нештатные ситуации по разным причинам, и, в целом, выводы делать преждевременно.

Самолет Минобороны Ту-154 потерпел крушение в воскресенье, 25 декабря, над Черным морем. Погибли 92 человека. Согласно маршруту, он должен был лететь из Москвы в сирийскую Латакию с дозаправкой в аэропорту Моздока. Однако погодные условия вынудили поменять маршрут, и самолет приземлился в аэропорту Адлера. Здесь его дозаправили, и в 05:25 мск борт вылетел из Сочи, а уже в 05:40 — пропал с экранов радаров.

Менее чем через два часа после потери связи с экипажем информагентства сообщили об инциденте. Одновременно стало известно, что среди пассажиров были журналисты и музыканты, в том числе ансамбль имени Александрова, который должен был выступить перед военнослужащими на аэродроме Хмеймим с новогодней концертной программой. Чуть позже появилась информация, что этим рейсом в Сирию летела врач Елизавета Глинка, известная как Доктор Лиза.

Год незаданных вопросов

Самолет, построенный в 1983 году, налетал 6689 часов. Последний ремонт, по информации военных, прошел в декабре 2014 года, а в сентябре 2016-го — плановое регламентное обслуживание. В тот трагический день на борту находилось 84 пассажира и 8 членов экипажа.

К поиску самолета были привлечены все поисково-спасательные службы Минобороны и других ведомств. В 6-8 километрах от берега было найдено масляное пятно. В этот район направились спасательные суда. Уже тогда эксперты высказали мнение, что «у находившихся на борту Ту-154 шансов выжить практически не было». Было возбуждено уголовное дело по факту крушения. По поручению председателя Следственного комитета Александра Бастрыкина, дело было передано в центральный аппарат СК РФ.

Уже через несколько часов после крушения спасатели нашли первые обломки Ту-154 в Черном море. Их разброс был сравнительно большим: одни фрагменты подобрали в 1,5 км от берега, стойка шасси самолета была найдена в 6 км от побережья, а некоторые обломки и личные вещи пассажиров оказались на расстоянии до 15 км от земли.

В 10:16 министерство обороны опубликовало список пассажиров и членов экипажа. Официальный представитель военного ведомства генерал-майор Игорь Конашенков сообщил, что обнаружили первого погибшего. Тело было найдено в шести километрах от береговой линии Сочи и поднято на борт спасательного судна.

Специалисты изначально рассматривали в качестве основных версий падения Ту-154 две причины — техническая неисправность воздушного судна и ошибка пилотирования. На первый план сразу вышла версия о неисправности. Ошибку пилотов сочли «маловероятной», так как те имели «большой опыт управления воздушными судами такого типа и значительный налет часов». Условия погоды в районе крушения также были благоприятными. Однако уже тогда эксперты среди возможных причин авиакатастрофы назвали несинхронную уборку закрылок, которая происходит в том случае, если произошел обрыв проводов.

К 15:00 мск из воды были извлечены 10 тел, часть из них — в виде фрагментов. Сочинский блогер Александр Валов поделился мнением сотрудников МЧС — если кто-то выжил непосредственно в авиакатастрофе, то выжить в ледяной воде практически невозможно.

Практически сразу в Сети стали обсуждать версию о теракте. К вечеру на сервисе YouTube появилось видео яркой вспышки в небе, зафиксированной одной из сочинских видеокамер. Однако источники информагентств в спецслужбах заявили, что версии о крушении лайнера в результате теракта нет среди приоритетных.

О том, что самолет будет дозаправляться в Сочи, а не в Моздоке, никто не знал заранее. На борт в Адлере поднимались только два пограничника и один таможенник, а из самолета выходил только штурман с целью контроля заправки. Питание на борт не подавалось, а дозаправка осуществлялась штатным персоналом.

В понедельник сонар одного из спасательных кораблей зафиксировал примерно в 1,5 км от берега на дне конструкцию, схожую по очертаниям с фюзеляжем самолета. На месте крушения самолета на глубине 17 метров был обнаружен и первый из бортовых самописцев.

«Это была визитная карточка России»

Во вторник источники федеральных СМИ сообщили, что на поднятых из воды телах погибших, а также на фрагментах самолета не обнаружено следов взрывчатки и свидетельств о воздействии на лайнер извне. Тогда же источники заявили, что видеозапись вспышки неподалеку от места крушения была сделана почти через полчаса после катастрофы Ту-154.

К середине дня были найдены все ключевые элементы самолета, установлено местонахождение еще двух бортовых самописцев.

К вечеру были обнародованы технические данные. Стало известно, что потерпевший крушение самолет упал в Черное море на скорости более 500 км/ч. Катастрофа произошла, когда пилоты убирали механизацию. При этом самолет шел с большим углом тангажа. Видимо, произошло его сваливание с эшелона во время маневра вправо. В результате в конце разворота он столкнулся с поверхностью воды с левым креном. Версия катастрофы, связанная с ошибкой пилотирования воздушного судна, стала приоритетной.

В среду прокремлевский портал Life обнародовал предполагаемый фрагмент расшифровки переговоров пилотов Ту-154 в последнюю минуту перед крушением. Из этих материалов следует, что произошла нештатная ситуация с закрылками самолета. Второй пилот якобы говорит: «Забрал стойки, командир» и сразу после этого воскликнул «Ух, е-мое!», затем звучит сигнализация, и второй пилот кричит: «Закрылки,… че за…!». Далее он сообщает командиру, что самолет падает. Также звучит сигнал предупреждения о сближении с поверхностью. Впрочем, другие источники подвергают достоверность этой записи сомнению.

Между тем гендиректор ассоциации «Аэропорт» гражданской авиации Виктор Горбачев считает версию о крушении Ту-154 из-за проблем с закрылками весьма сомнительной. Как заявил эксперт корреспонденту «Росбалта», вероятность такой причины есть, но она минимальна.

«Надо не забывать, что самолет уже два с половиной часа летел из Москвы, и проблем с закрылками не было. Поэтому не очень верится в такую версию», — отметил Виктор Горбачев. Эксперт напомнил, что изначально возникло до 7-8 версий, но, по его мнению, сейчас наиболее вероятными остаются три. «Первая версия — это проблема с керосином. Но якобы керосин проверили, и там все оказалось нормально. Вторая версия — это отрыв лопаток двигателя и взрыв двигателя. И третья версия: был возможен перегруз», — перечислил Виктор Горбачев.

«Еще трудно понять масштаб трагедии»

Авиаэксперт, специалист по безопасности полетов Александр Романов с этим мнением согласен. Как заявил он «Росбалту», проблемы с уборкой закрылок не могли стать единственной причиной крушения. «Закрылки могли послужить причиной, но в комплексе с другими причинами: центровками, смещениями, перегрузами», — уточнил Александр Романов.

Авиаэксперт подчеркнул, что не считает возможным «серьезно» относиться к появившейся в СМИ расшифровке диалога пилотов. «Люди, которые расшифровали речевой самописец, не имеют право это публиковать. Это даже противозаконно. Поэтому это пока неофициальная версия и даже напоминает какой-то «вброс», — сказал Александр Романов.

Президент фонда «Партнер гражданской авиации» Олег Смирнов тоже считает, что причиной катастрофы могли быть проблемы с закрылками, но у него есть насчет этого серьезные сомнения. Заслуженный летчик СССР сказал корреспонденту «Росбалта», что все же следует подождать официальных выводов комиссии. «Начало катастрофической ситуации произошло в воздухе именно там, где при взлете в стандартном режиме убирают закрылки. Это нетрудно рассчитать, зная время взлета и сколько самолет уже находился в воздухе», — уточнил Олег Смирнов.

Эксперт обратил внимание, что в этой местности уже происходили случаи, когда самолеты оказывались на дне Черного моря. Это Ил-18 в советские времена и армянский аэробус в 2006 году. Все эти катастрофы тоже были связаны с потерей скорости и срывом самолета в штопор. Он пояснил, что временная точка уборки закрылок наиболее располагает к подобной катастрофе, однако возможны варианты того, что именно произошло с ними.

«Один из вариантов — это взлет без выпуска закрылок, что привело на определенной высоте к тому, что самолет потерял скорость. Другой вариант нештатной ситуации возможен, учитывая, что на Ту-154 органы управления шасси и закрылок расположены рядом. Если на высоте вместо уборки шасси пилот нажал на рычаг уборки закрылок, то это уже — приговор. Третий вариант катастрофической ситуации: когда надо убирать закрылки, а они не убрались по какой-то причине. И, наконец, вероятна несинхронная уборка закрылок. И левые, и правые должны убираться абсолютно синхронно. Несинхронная уборка приводит к катастрофам, вплоть до того, что самолет может перевернуть на спину», — рассказал Олег Смирнов.

Заслуженный летчик подчеркнул, что появившиеся в СМИ пересуды и изложения возможных диалогов пилотов Ту-154 нисколько не приоткрывают истинной причины произошедшего. Окончательные выводы вправе поставить комиссия только после подъема обломков самолета и скрупулезного изучения.

Летчик-испытатель, герой Российской Федерации Магомед Толбоев отметил, что причина крушения может быть связана с механизацией крыла. Как рассказал эксперт корреспонденту «Росбалта», этой версии он придерживался с первого дня катастрофы.

«Или произошла несинхронная уборка закрылок, или же произошло разрушение закрылок из-за превышения скорости: скорость имеет ограничение при уборке закрылок», — уточнил Магомед Толбоев, отметив, что окончательную причину можно будет установить после изучения бортовых информационных источников.

Общество активно обсуждает происшествие, но люди не доверяют источникам провластных СМИ и официальным сообщениям ведомств. Россияне заметили, что все чаще в авиакатастрофах власти винят «человеческий фактор» — погибших летчиков. В результате дальнейшее расследование становится бессмысленным, и другие вероятные виновники аварийной ситуации, возможно, оставшиеся на земле, остаются безнаказанными. Так ведь проще — обвинить во всем тех, кто не может сказать слово в свою защиту.

Дмитрий Ремизов

ФСБ назвала четыре основные рабочие версии крушения Ту-154 Минобороны. Это «попадание в двигатель посторонних предметов, некачественное топливо, повлекшее потерю мощности и отказ работы двигателей, ошибка пилотирования, техническая неисправность самолета».

«Признаков и фактов, указывающих на возможность совершения террористического акта или диверсии на борту воздушного судна, в настоящее время не получено», - цитирует «Интерфакс» сообщение Центра общественных связей ФСБ. Установлено, что на борту было 150 кг грузов, в том числе продукты и медикаменты, но среди них не было грузов военного и двойного назначения или пиротехники. Также из сообщения следует, что посадка лайнера в Сочи была незапланированной, предполагалось, что он дозаправится в Моздоке, но там в ночь на воскресенье были неблагоприятные метеоусловия и борт перенаправили в Адлер. По приземлении самолет был взят под охрану военными и пограничниками, во время дозаправки на борт поднимались один сотрудник Пограничной службы ФСБ России и один сотрудник Сочинской таможни, а из самолета выходили командир экипажа и бортинженер, чтобы проконтролировать дозаправку.

Ранее версию теракта называли маловероятной и военные, и Минтранс. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков в понедельник днем сказал, что пока «не получает развития ни одна из версий» и версия теракта не в первых рядах. Военные также отвергали возможность неисправности самолета, который, хотя и не новый, имел запас летного ресурса и прошел несколько капитальных ремонтов.

Следствие установило очевидцев падения самолета и изучает запись видеорегистратора, сообщила также ФСБ. В воскресенье СМИ сообщили, что камеры наружного наблюдения сняли вспышку над Черным морем рядом с аэропортом Сочи. Источник «Интерфакса» в оперативном штабе по ликвидации последствий катастрофы сказал, что вспышка произошла через полчаса после исчезновения самолета с экранов радаров и не связана с крушением. В штабе записи вспышки внимательно изучили, добавил он. Предположения о том, что на борту якобы могла произойти нештатная ситуация вплоть до взрыва, он назвал преждевременными: «Необходимо поднять на поверхность двигатели и изучить их состояние. Также необходимо внимательно изучить данные с РЛС и сведения, хранящиеся на бортовых самописцах. Лишь после этого какие-либо объективные версии можно выстраивать».

Катастрофа Ту-154 Минобороны

Ранее сообщалось, что Ту-154 не вышел на связь, когда находился на расстоянии 6250 м от торца взлетно-посадочной полосы аэропорта. Корпус лайнера водолазы нашли в понедельник днем на расстоянии 1,7 км от берега на глубине 27 м, сообщил источник «Интерфакса». До этого его обнаружил сонар. По предварительным данным, самолет сильно поврежден. По словам собеседника агентства, на месте обнаружения самолета выставлен радиобуй, зона поисковой операции локализована. Черные ящики самолета, которые, по сведениям «Коммерсанта», не были оснащены радиомаяками из соображений секретности, на 14.30 мск не были найдены. Утром Минобороны сообщало, что найдены отдельные фрагменты корпуса самолета, тела 11 человек и 154 фрагмента тел, поиски затруднял сложный рельеф дна и большой диапазон глубин. По сведениям ТАСС, фюзеляж находится на расстоянии 1,5 км в акватории Черного моря на траверзе Хосты.

На нескольких погибших пассажирах, но не на всех были надеты спасательные жилеты, сообщил «РИА Новости» источник, информированный о ходе поисковой операции. По его словам, это означает, что люди в жилетах готовились к эвакуации.

Минобороны России вскоре опровергло слухи о спасательных жилетах на пассажирах разбившегося Ту-154. «Все слухи, со ссылкой на анонимные источники, о том, что на пассажирах разбившегося самолета Ту-154 якобы были надеты спасательные жилеты, - постыдные инсинуации, абсолютно не соответствующие действительности», - приводит «Интерфакс» сообщение ведомства.

На самарском ОАО «Авиакор - авиационный завод» следователи изъяли документы по упавшему Ту-154, сообщили «Интерфаксу» в пресс-службе холдинга «Русские машины». «Сотрудники предприятия, участвовавшие в работах по самолету, оказывают следователям максимально возможное содействие», - заверил представитель предприятия и объяснил, что изучение технической документации в подобных случаях является стандартной процедурой.

Минобороны ранее сообщало, что погибший самолет был выпущен в 1983 г., последний ремонт самолет прошел 29 декабря 2014 г., а в сентябре 2016 г. проводилось его плановое обслуживание. Борт принадлежал 223-му летному отряду Минобороны, который эксплуатирует пассажирские самолеты в интересах военного ведомства. По словам источника «Ведомостей», близкого к Минобороны, самолет имел значительный – более половины от назначенного – запас летного ресурса (количество взлетов, посадок и летных часов) и достаточный запас календарного ресурса (срок, в течение которого допустима эксплуатация). В гражданских авиакомпаниях эта модификация давно не эксплуатируется, но у военных налет гораздо ниже, чем в коммерческих авиалиниях, пояснял он.

Самолет не был перегружен, а при выруливании на взлетно-посадочную полосу перед взлетом серьезных нештатных ситуаций не было, пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на опрошенные источники и на выложенные в интернет фрагменты переговоров экипажа с диспетчером. Через 2 минуты 44 секунды после взлета диспетчер сообщила экипажу о встречном самолете, который шел на посадку. Транспортник подтвердил получение команды, но через считанные секунды не ответил на вызов встречного борта, пишет газета. После этого Ту-154 стали вызывать на всех частотах, но он не отвечал и пропала его отметка на экранах радаров.

Летавший на Ту-154 пилот рассказал, что за это время экипаж должен был выключить фары, убрать шасси, а также закрылки – сначала наполовину, до 15 градусов, а при достижении скорости 360 км/ч – полностью. За первые две минуты самолет должен был быть переведен из взлетной в полетную конфигурацию и продолжить набор высоты 1200–1500 м. Этот этап взлета собеседник издания считает относительно спокойным. Опрошенные «Коммерсантом» военные летчики не исключают версию теракта. Но высокопоставленный источник газеты в силовых структурах объяснил, что за каждым российским самолетом, летящим в Сирию, следят союзники и военные стран НАТО: «Даже если бы мы захотели утаить теракт на борту, его бы зафиксировали и тут же предали огласке наши соседи по региону». Он добавил, что самолет не ударился о воду, а нырнул, уйдя на дно относительно целым, что, по его словам, также свидетельствует об отсутствии внешнего воздействия. Масляные пятна стали появляться на поверхности воды в месте крушения только к полудню, а багаж и фрагменты тел и обшивки стали всплывать еще позднее, добавил он, на большую площадь их разнесло течением.

Неисправность, перегрузка, человеческий фактор, птицы, топливо и теракт - редакция «360» систематизировала основные версии крушения самолета Ту-154. По результатам первых часов поисковых операций в районе падения самолета Ту-154 в водах Черного моря следует констатировать следующее: власти пока не называют официальные причины крушения самолета. Однако авиаэксперты уже высказали несколько предположений.

Неисправность и птицы

Приоритетной версией считается техническая неисправность самолета, отказ двигателей либо попадание в них птиц. Рядом с Сочи находится орнитологический парк и станция перелетных птиц. Как сообщает «Интерфакс » со ссылкой на источник, это могло послужить причиной катастрофы.

Перегрузка и человеческий фактор

Среди других версий также приводится ошибка пилотирования - то есть человеческий фактор. Версия о неблагоприятных погодных условиях полностью опровергается данными Росгидрометцентра .

По версии источника петербургской интернет-газеты «Фонтанка », падению самолета могла способствовать весовая перегрузка и ошибка «на земле». Так, наземный персонал мог допустить нарушения с размещением багажного отсека, что в свою очередь свело на нет шанс экипажа пикировать или даже совершить посадку на хвост самолета.

По данным «Коммерсанта », отказ двигателя мог быть вызван испорченным топливом, то есть проблемами при заправке самолета химическим составом.

Теракт и захват самолета

Обстоятельства крушения самолета свидетельствуют о том, что на его борту случилось нечто экстремальное. Об этом РИА «Новости» заявил бывший начальник смены главного центра единой системы организации воздушного движения России Виталий Андреев. В противном случае, считает он, экипаж успел бы передать сигнал бедствия.

«Значит, произошло что-то экстремальное, из практики - такие ситуации возможны при захвате судна», - сказал.

Некоторые СМИ (например, «Фонтанка »), ссылаясь на источники, в военных и силовых ведомствах приводят данные о том, что ФСБ России уже отрабатывает стандартную версию о теракте. Сотрудники силовых ведомств проверяют вероятность несанкционированного проникновения лиц в военный аэропорт Чкаловский и в населенный пункт в Адлере, где находился самолет Ту-154.

Сама пресс-служба ФСБ официально не комментирует какую-либо информацию. А источник «Интерфакса » в экстренных службах и вовсе заявляет, что теракт даже не входит в основные версии и полностью исключен.

Самолет был исправным

Председатель комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Виктор Озеров заявил СМИ, что полностью исключает версию теракта. Противоположное мнение высказал в « » эксперт Академии военных наук Владимир Прохватилов. По его мнению, самолет, вылетевший с аэродрома Чкаловский, был литерным - то есть имел на борту двойной экипаж.

«В такие полеты готовятся сразу два самолета - один основной, другой запасной. Оба самолета облетываются - летают по коробочке 30 минут. После чего сдают записи самописцев на расшифровку. При малейшей неисправности - основной меняют на запасной. За все время эксплуатации Ту-154 на аэродроме Чкаловский такие случаи были единичными, без катастрофических последствий. Вывод: самолет с аэродрома Чкаловский вылетел исправным.

Экипажи на аэродроме Чкаловский - опытные, имеют за плечами сотни часов полетов в любых метеоусловиях. Они также обучены работе в чрезвычайных ситуациях, так как часто перевозят руководство Министерства обороны. Ответственность высокая, как и их подготовка. Экипаж не сообщил диспетчерам аэропорта Адлер о неисправностях на борту. Поэтому версия - «ошибка пилотирования» - весьма сомнительна.

Не озвученная пока версия «теракт» имеет место быть, так как дозаправка была ранним утром, на гражданском аэродроме, для которого самолет МО был «одним из сотни», - пишет он.

Пять катастроф за 10 лет

Известно, что это пятая авиакатастрофа с участием Ту-154 за последние 10 лет. На месте трагедии уже работают бригады МЧС РФ. Специалисты нашли некоторые части и обломки воздушного судна. Им потребуется около недели для доставки на сушу всех компонентов судна.

Спасателям также удалось обнаружить и вытащить не менее 10 погибших. В настоящее время ведутся поисковые операции. Служебные катера МЧС доставляют на причал в районе мыса «Видный» найденные тела.

Президент России Владимир Путин дал поручение главе правительств Дмитрию Медведеву сформировать и возглавить госкомиссию по расследованию крушения самолета Ту-154 в Сочи. Во главе комиссии назначен министр транспорта Максим Соколов.

В настоящее время в район крушения самолета направлены более 100 водолазов со спецоборудованием.

По данному факту Следственный комитет России уже возбудил уголовное дело по статье РФ «Нарушение правил полетов или подготовки к ним». В Сочи уже направилась группа следователей, имеющих профессиональный опыт в расследовании авиакатастроф.

Основные версии крушения над Черным морем военного Ту-154 - метеоусловия, перегруз, теракт, техническая неисправность и человеческий фактор. «Фонтанка» взвесила «за» и «против».

скриншот видео с сайта youtube.com

На борту летевшего в Сирию Ту-154 находились два состава экипажа и 84 пассажира. В поисковой операции в Черном море задействованы свыше 3 тысяч человек. Комиссия Минобороны пока рассматривает все возможные версии авиакатастрофы Ту-154, включая террористический акт, грубое нарушение правил эксплуатации воздушного судна и техническую неисправность. По словам источника в Воздушно-космических силах России, говорить о приоритете какой-либо из версий можно будет только «после осмотра обломков воздушного судна и судебной медицинской экспертизы останков экипажа и пассажиров».

По официальным данным Минобороны, 25 декабря на борту находились 92 человека, в том числе восемь членов экипажа, восемь военнослужащих, начальник управления культуры Минобороны РФ Антон Губанков со своей помощницей Оксаной Бадрутдиновой, перевозившая в Сирию медикаменты доктор Лиза, девять журналистов и 64 артиста Ансамбля им. Александрова.

Источник «Фонтанки» в Минобороны говорит, что не стал бы слепо доверяться этому списку, так как достоверного перечня фамилий может не существовать: «Список раз 10 переделывали, артисты менялись. И постоянно из Генштаба на каждый борт приезжают перед вылетом командировочные, командир не может отказаться их взять. Точный полетный лист был только у командира, на земле остались черновики».

Следственный комитет по факту трагедии в Краснодарском крае возбудил уголовное дело по статье 351 УК РФ – нарушение правил полетов, повлекшее тяжкие последствия, – однако не исключена переквалификация, как в случае с авиакатастрофой гражданского

В настоящее время на военном аэродроме Чкаловский следователями изымается техническая документация погибшего борта, образцы топлива, опрашиваются все лица, причастные к подготовке самолета к вылету. Вопросы вызвали количество и состав военных грузов в Ту-154. Помимо личного багажа пассажиров на борту перевозилась спецпочта, а также различное оборудование военного характера.

«Фонтанка» обсудила с экспертами аргументы в пользу или против основных версий.

Нарушение центровки и перегруз

Дополнительным фактором, приведшим к катастрофе, могла стать ошибка при загрузке самолета, рассказал «Фонтанке» источник в Минобороны РФ. Во-первых, самолет направлялся в Сирию к российским военным и мог быть загружен до предельных значений. Во-вторых, техники могли ошибиться с расположением груза в багажном отсеке, что привело бы к нарушению центровки самолета.

Во время полета самолет держится в воздухе за счет подъемной силы, образующейся из-за разности давления под и над крылом. Упрощенно это можно представить в виде качелей, где нос и хвостовая часть это противоположные концы, а поперечное сечение крыла – точка опоры. Баланс поддерживается за счет скорости и триммеров руля высоты. Неожиданное или неконтролируемое перемещение загрузки самолета может привести к резкому изменению центровки и потере управляемости. В результате самолет либо начнет неконтролируемо пикировать, либо, наоборот, будет поднимать нос до выхода на закритические углы атаки крыла, потерю подъемной силы и сваливание.

В истории эксплуатации Ту-154 уже было крушение, которое произошло по этой причине на взлете в 1993 году. Гражданский Ту-154Б с бортовым номером 85222 выполнял рейс авиакомпании Transair Georgia из Тбилиси. При достижении взлетной скорости экипаж поднял носовую стойку шасси, но самолет не поднялся в воздух, а продолжил катиться по полосе. В результате он выехал на грунт и врезался в здание радиомаяка. В катастрофе погибли 24 человека, которые были на борту, и еще четыре человека на земле. Комиссия установила, что техники выполняли загрузку самолета даже без центровочных графиков самолёта Ту-154.

По мнению бывшего командира военно-транспортного авиационного полка Минобороны России, полковника запаса Леонида Куплешникова, тот факт, что самолет взлетел и набирал высоту в течение нескольких минут, говорит о том, что проблем с центровкой и двигателями не было: «Загрузку контролируют бортинженер и второй пилот лично, это их хлеб. В Чкаловском служат самые опытные, они не допускают таких ошибок». Заслуженный летчик отметил, что для самолета такого типа 92 пассажира это очень небольшое количество и о перегрузке речи быть не может. «Оружие и боеприпасы возят транспортными самолетами, в Ту-154 – только личный состав, личные вещи и почта», – сказал он.

Метеоусловия

Согласно авиационной метеосводке, в момент вылета Ту-154 в аэропорту Адлера наблюдались простые метеоусловия: ветер 4 м/с, видимость без ограничений, нижний край облачности 1000 метров. Однако в Ростовской воздушной зоне, куда входит аэропорт Адлера, действовал SIGMET (англ. Significant Meteorological Information) – авиационная телеграмма о неблагоприятных метеоусловиях, о том, что в районе Крыма могло наблюдаться сильное обледенение с переохлажденным дождем, который приводит к образованию льда на поверхностях воздушного судна.

В случае образования льда на поверхности крыла оно начинает терять свои аэродинамические свойства и, как следствие, подъемную силу. При этом лед увеличивает вес воздушного судна. Если допустить, что упавший Ту-154 был перегружен еще до взлета, это могло стать критическим фактором. Кроме того, нарастающий на управляющих поверхностях лед блокирует управляющие поверхности, и тогда самолет становится неуправляемым. Еще лед блокирует выносную трубку Пито, по движению воздуха внутри нее измеряется воздушная скорость самолета. В случае неисправности трубки Пито спидометр в кабине самолета может показывать ложные значения. Например, скорость в ноль километров в час.

В такую ситуацию, например, попал экипаж рейса «Аэрофлота» из Челябинска в Москву в 1986 году. Ту-154Б-2 с бортовым номером 85327 попал в грозовую облачность во время снижения над столицей. На высоте 3600 метров при обходе грозового облака пилоты увидели, как скорость на спидометре упала до нуля. Полет проходил в сплошной облачности без визуальных ориентиров. Чтобы разогнать самолет, пилоты направили его к земле, но стрелка спидометра продолжала показывать ноль. Самолет вышел из облаков на высоте 1800 метров, пилоты сориентировались и начали выводить его в горизонт. В результате происшествия никто из находящихся на борту не пострадал. После посадки комиссия выяснила, что самолет снижался с вертикальной скоростью 100 м/с и воздушной скоростью 813 км/ч. Во время маневра вывода из пикирования Ту-154 подвергся перегрузкам в 3,2G, что значительно превышает максимально допустимую. После этого полета борт был списан и больше никогда не поднимался в небо.

Техническая неисправность

По данным источников ряда СМИ, одной из приоритетных комиссия рассматривает версию технической неисправности воздушного судна. С этим согласен и собеседник «Фонтанки» заслуженный летчик Леонид Куплешников.

«На третьей минуте полета экипаж пилотирует вручную, автопилот еще не включен. Идет уборка закрылков. На этом типе (Ту-154. – Прим. ред. ) были случаи несинхронной уборки закрылков. В этом случае возникает сильный кренящий момент, и самолет может перевернуться, парировать экипажу такую неисправность очень сложно», – говорит полковник запаса.

В свою очередь в Минобороны сообщили, что самолет был выпущен в 1983 году. 29 декабря 2014 года был проведен последний ремонт, а осенью этого года было проведено плановое обслуживание.

Теракт

Версия террористического акта, по словам источников «Фонтанки», также рассматривается, но не является ключевой.

Загрузку военного самолета контролируют лично члены экипажа. Требования авиационной безопасности на военном аэродроме более мягкие и не предусматривают проверку всего груза и пассажиров перед посадкой. «Бортинженер может выборочно посмотреть груз, если его что-то смущает, но это редко. А некоторые грузы, например почту, вскрывать запрещено. Сейчас спецслужбы проверяют все воинские части, отправлявшие этим бортом свои грузы», – рассказал офицер, проходящий службу на аэродроме Чкаловский.

После катастрофы представители ФСБ проверяют весь персонал, готовивший лайнер к вылету. По словам источника, камеры наружного наблюдения не просматривают всю территорию военного аэродрома, и в теории взрывное устройство могли пронести на борт перед вылетом. Также бомба могла оказаться среди лекарств, которые везла Елизавета Глинка (доктор Лиза). «Неизвестно, кто и как собирал этот груз, Минобороны к нему не имело отношения», – сказал он.

Другой эксперт в области борьбы с терроризмом в разговоре с «Фонтанкой» отметил, что аэропорт Адлер в разы безопаснее Чкаловского: «Адлер оснастили перед Олимпиадой всем необходимым, там ведется непрерывная оперативная работа с персоналом, а на Чкаловском военный бардак. Минобороны защищает свои авиабазы за рубежом и в опасных регионах, а в Москве и в Питере уровень безопасности с советских времен практически не изменился».

По словам эксперта, военные до конца будут опровергать версию теракта, потому что это нанесет колоссальный урон имиджу военного ведомства. «Если подтвердится теракт, должностей лишится вся верхушка ВКС», – сказал он.

По его словам, версия теракта станет приоритетной, если на обломках Ту-154 найдут следы взрыва. Тогда «пойдут по всей цепочке связей экипажа, пассажиров и техников, будут искать слабое звено». Он счел маловероятной версию о бомбе среди лекарств доктора Глинки.

«Бомба в лекарствах – это грамотно, трудно найти, но тогда взрыв был бы при вылете из Москвы. Никто не станет тянуть так долго, взрывают сразу, вспомните Синай», – сказал он.

Говоря о других возможностях совершить террористический акт, эксперт назвал использование диверсионной группой ПЗРК. «На этапе взлета пассажирский самолет сбить из ПЗРК легко, даже если стрелять вдогонку», – сказал он и предложил дождаться экспертизы фрагментов лайнера. «Если был ПЗРК, будут найдены фрагменты поражающих элементов», – добавил эксперт, отметив, что это крайне маловероятная версия, но она тоже имеет право на жизнь.

Человеческий фактор

Понятие «человеческий фактор» широко распространено в результатах расследования авиационных происшествий и может означать сбой на различных этапах подготовки или выполнения полета. Человеческий фактор – это когда служба авиационной безопасности пропускает угрозу внутрь периметра аэропорта или же наземный экипаж допускает ошибку при техническом обслуживании воздушного судна.

«Человеческим фактором называют нетрезвый экипаж или пилотов, которые не смогли вовремя правильно оценить ситуацию. Теоретически в крушении Ту-154 над Черным морем мог быть любой из них. Впрочем, делать какие-либо выводы сейчас рано», – говорят эксперты «Фонтанки», добавляя, что нужно дождаться результатов расследования комиссии, возглавляемой главой Минтранса Максимом Соколовым.

По словам Леонида Куплешникова, об ошибках экипажа можно говорить «только после расшифровки бортовых самописцев», так называемых «черных ящиков». Глава Минтранса Максим Соколов уже сообщил, что самописцы Ту-154 не были оборудованы акустическими маяками, а это значит, что для их поиска будет нужна «площадная съемка рельефа дна с использованием гидролокаторов бокового обзора высокого разрешения». По оценке экспертов, поиски самописцев, не оборудованных радиомаяками, могут занять месяцы и «потребуют дорогостоящей подводно-поисковой экспедиции с неявным результатом».

Иван Баранов,
Андрей Меньшенин,
«Фонтанка.ру»