Величка: Соляные копи. Путешествуем самостоятельно

Величка - пожалуй, самая известная соляная шахта в мире. Небольшой городок Величка, находится в десяти километрах от польского Кракова, и ежегодно принимает более 800 тысяч туристов со всех концов света.

Месторождение соли, на этом месте, образовалось еще 15 миллионов лет назад, а добывать ее стали по указу польского короля Казимира Первого в 1044 году.

В те времена, соль была предметом первой необходимости, с ее помощью консервировали мясо, рыбу, масло, также ее использовали для дубления кожи и изготовления пороха.

Король монополизировал добычу и продажу соли, поэтому на польских землях соль использовалась как платежное средство, заменяя металлические деньги.

Буровая машина.

Первое время, добыча соли осуществлялась вручную, а на поверхность ее поднимали с помощью специальных валов, и уже в 15-м веке, валы сменил так называемый ворот - горизонтальное колесо, которое приводилось в движение людьми, а впоследствии с помощью лошадей.

Подобная модернизация значительно повысила объемы добычи, тем самым увеличив прибыли соледобытчиков, а также разработку новых и углубление уже имевшихся шахт.

Еще один шахтерский механизм.

С приходом к власти австрийцев в 1772 году, пришел конец королевской монополии на добычу соли.

Австрийские мастера горного дела значительно механизировали процесс добычи соли, заменив ручные дрели на пневматические. Также они построили солевую мельницу, установили паровую подъемную машину, а в 1912 году, была построена механизированная солеварня, которая до сегодняшнего дня, с небольшими доработками, производит выварочную соль.

Во время фашисткой оккупации предпринимались попытки построить в шахте подземный город, в котором планировалось организовать производство военной техники.

Но, как известно, планам фашистов не суждено было сбыться, и соляная шахта осталась - соляной шахтой.

Дожидаясь своей очереди на спуск в шахту можно прогуляться по живописным окрестностям.

В конце 50-х годов прошлого века, когда часть подземных камер пришли в аварийное состояние, добыча соли в шахте была практически прекращена, и начались работы по обеспечению безопасности копей.

Кассы. Стоимость входного билета на человека - 55 польских злотых (14 долларов), с экскурсией на польском, и 84 злотых (22 доллара), за экскурсию на иностранном языке на выбор (английском, немецком, французском, голландском, русском, итальянском, сербскохорватском, японском, украинском).

Спуск в шахту возможен исключительно с экскурсоводом и группой.

Примечательно, что посетителей в шахту стали пускать еще в 15-м веке. В основном это были знатные особы и члены королевской семьи, желающие познакомиться с шахтой как с предприятием по добыче такого ценного продукта, но, со временем, Величка стала привлекать гостей своим подземным лабиринтом из коридоров и камер, вызывавшего восхищение своим очарованием и таинственностью.

Благодаря соседству Велички с Краковом, в шахте побывали многие знаменитые люди: Николай Коперник, царь Александр Первый, Иоган Вольфанг Гетте, Дмитрий Иванович Менделеев, Фридерик Шопен, император Франциск Первый и многие другие.

К 80-м годам прошлого столетия шахту ежегодно посещало около 800 тысяч человек. К этому времени были приведены в порядок и отремонтированы все шахты и туристические камеры, также были построены несколько центров по продаже сувениров.

В 1989 году всемирная организация ЮНЕСКО, в списке которой находится шахта Величка, перенесла ее в список объектов находящихся под угрозой уничтожения, из-за пагубного влияния влажности на состояние шахты. Благо, успешные работы по уменьшению уровня влаги, и сохранению соляных скульптур, позволили исключить Величку из этого списка.

В соляную шахту спускаются по лестнице из 380-ти ступеней, на первый уровень, глубиной 64 метра.

Спуск осуществляется по шахтному стволу Даниловича, названному в честь управляющего шахтой Николая Даниловича, во времена, когда этот ствол был прорублен.

В стволе есть два коридора: лестничный (для спуска) и лифтовой (для подъема на поверхность).

Телефон для экстренной связи с поверхностью.

Внизу держится постоянная температура +14 градусов Цельсия, поэтому, осматривая шахту летом, стоит захватить с собой теплую одежду.

В шахте действует запрет на курение или использование открытого огня, а также на использование электрических ламп.

Маршрут включает в себя осмотр 20 старинных камер соединенных между собой 2-х километровыми переходами. Экскурсия длится около двух часов.

Только представьте: общий комплекс шахт месторождения Величка, состоит из 9 уровней, глубина которых местами доходит до 327 метров, около 3000 камер, а общая длина коридоров составляет более 300 километров.

Конечно же, на туристическом маршруте открыта лишь малая часть коридоров, с основными, самыми известными камерами-залами.

Соль «растет» здесь буквально на стенах. Скептически настроенным туристам, экскурсовод позволяет, как говорится на вкус, убедится в качестве продукта.

Стоит также отметить лечебные свойства соли, которые были замечены учеными ещё в 16-м веке.
Опытным путем они доказали, что соль смешанная с другими компонентами лечит змеиные укусы, прыщи, язвы, ангину, подагру и множество других болезней.

Такое направление в медицине как бальнеология (лечение минеральными водами), неразрывно связано с Величкой, где еще с 1826 года проводится лечение соляными ваннами.

Подземный санаторий, основанный в Величке доктором Мечиславом Скулимовским в 1958 году, до сих пор успешно справляется с бронхиальной астмой, воспалением бронхов и аллергическим насморком.

Так что, всем туристам посещающим Величку, рекомендуют поглубже вдыхать соляной подземный воздух.

Поскольку в настоящее время соляные копи Велички приносят доход исключительно за счет туристов, то туристический маршрут здесь создан максимально интересным и информативным.

Экскурсовод рассказывает о всевозможных фактах из истории Велички и соледобычи в целом, а различные экспозиции с фигурами людей наглядно повествуют о нелегком труде соледобытчиков.

Камера Николая Коперника, названная в честь знаменитого ученого, который когда-то бывал в этих подземных коридорах.

Эта камера появилась в 1785 году в результате выработки глыбы зеленой соли.

В 500-ю годовщину со дня рождения великого польского астронома, скульптором Владиславом Хапеком a 1973 году из соляной глыбы был вырезан этот памятник.

В следующем зале, также из соли, установлен бюст Казимира Великого - польского короля издавшего свод законов (устав), которым была полностью упорядочена и регламентирована добыча соли.

На стенах часто встречаются таблички с изображением Хранителя, подземного волшебника, указывающего рукой дорогу к камере с гномами.

Для самых маленьких туристов здесь проложен специальный, сказочный маршрут, который связан с подземными добрыми гномами, охраняющими соляные сокровища и помогающими шахтерам в их нелегком труде.

Фигурки гномов в 60-х годах 20-го века вырезал шахтер Стефан Козик. Маленькие бородатые человечки напоминают старинных шахтеров: дробильщиков, носильщиков, возниц и плотников.

Камера Яновице.

В этой камере, соляные фигуры, передают легенду об открытии месторождения каменной соли - шахтер подает княгине Кинге первый соляной камень с находящимся в нем ее обручальным перстнем.

Легенда гласит, что дочь венгерского короля Белы Четвертого - Кинга, перед тем, как выйти замуж бросила свое обручальное кольцо в соляную шахту в те времена венгерского города Марамуреша. Спустя некоторое время, шахтеры, выдалбливая шахту в указанном княгиней месте, в районе Велички, нашли соль. И в первом же добытом соляном камне находилось обручальное кольцо княгини, чудесным образом переместившись на много километров.

С той поры, Кинга считается покровительницей шахтеров-солекопов. В 1690 году Кинга объявлена благословенной (беатифицирована), а в 1999 году римский папа Иоанн Павел Второй, во время своего визита, объявил ее святой.

Во время добычи соли из горных пород часто выделяется опасный газ метан. Смешиваясь с воздухом, он образует взрывоопасное вещество. Поскольку шахтеры освещали подземелья шахты с помощью горящих факелов, это часто приводило к взрывам и соответственно к их смерти. Поскольку в те времена еще не научились выветривать метан из шахт, его удаляли путем выжигания.

Этим занимались самые опытные шахтеры, которых называли «кающимися грешниками». Одетые во влажную одежду, они ползали по дну выработки и выжигали метан при помощи факелов на длинных деревянных шестах.

В этом зале, как раз изображены те самые «кающиеся грешники».

На протяжении многих веков, соль транспортировали исключительно сами шахтеры. Крупные глыбы соли "болванки" - они перекатывали вручную, а бочки наполненные мелкой солью, и куски поменьше - перетаскивали при помощи салазок, называемых "шлафами".

Значительно облегчили доставку к шурфам проложенные в 80-х годах 17-го века деревянные откаточные полозья (уложенные парой широкие буковые доски). По таким полозьям катили наполненные солью деревянные ящики или тележки, называемые "псами". "Псы" применялись для перевозки болванок, бочек и больших глыб соли, кроме того, в ящиках транспортировали и мелкую соль.

С начала 17-го столетия, в соляных шахтах, для горизонтальной транспортировки соли, стали использовать лошадей.

Также, с их помощью приводили в движения огромные деревянные колеса-вороты.

Макет эпохи неолита.

Археологи установили, что начало добычи соли относится к эпохе неолита. Ее производством занимались племена лендзельской культуры, еще за 3,5 тысячи лет до нашей эры, используя соляные источники, находящиеся в окрестностях Велички.

Процесс солеварения выглядел примерно так: в земле выдалбливались прямоугольные отстойники рассола, этим рассолом наполняли большие глиняные посудины. Затем рассол нагревали на огне, а выпаренную тягучуую массу, заливали в небольшие чаши в которых соль кристаллизовалась.

Не «туристический» коридор.

Подземное озеро глубиной около девяти метров.

В этой камере, под самым потолком, по всему периметру находится деревянная галерея, служащая для контроля технического состояния откосов и кровли.

Концентрация соли в этой воде - около 320 грамм соли на литр воды, именно такой рассол используют для производства пищевой соли в настоящее время.

Кроме пищевой соли в Величке производятся также соли для ванн, соль для фармакологической промышленности, небольшое количество каменной соли используется для производства сувениров.

Часовня Святого Креста.

Поскольку шахтерский труд нелегок и опасен, то без молитв Богу не обходилась ни одна рабочая смена.

Часовня Святой Кинги - самое невероятное помещение в шахте Величка.

Возникла она в 1896 году, в камере, выдолбленной в глыбе зеленой соли. Ее размеры просто поражают: длина - 54 метра, ширина - 15-18 метров, высота - 10-12 метров, а сама она располагается на глубине 101-го метра.

Основные архитектурно-скульптурные работы в часовне дело рук шахтера Юзефа Марковского.

В часовне подвешены восхитительной красоты люстры, которые также сделаны из кристаллов соли.

На стенах из соли, вырезаны известные сцены по библейским мотивам.

Соляная копия «Тайной вечери» Леонардо да Винчи.

Если спросить любого поляка, какие основные достопримечательности Польши можно осмотреть за 2 дня, то почти каждый из них ответит - Краков и соляные копи Велички. Небольшой городок Величка расположен всего в 10 км от центра Кракова. Соляные копи в Величке - единственный в мире горнопромышленный объект, работающий без перерыва от средневековья до наших дней. Их возраст насчитывает более 700 лет!!! Это целый подземный город-лабиринт, расположенный на 9 уровнях, общей протяженностью 300 километров и глубиной до 327 м.

Вход для экскурсий в соляную шахту Велички

Данный объект был внесен в первый список всемирного наследия ЮНЕСКО 9 сентября 1978 года (кстати, тогда список насчитывал всего лишь 12 объектов).

Ну так вот, добирались мы с на нашем туристическом автобусе около 15 минут. Однако и самим добраться до Велички не проблема: от главной почты каждые 15 минут ходят мини-автобусы. Остановка маршруток находится на пересечении улиц Westerplatte и Starowislna. На переднем стекле маршрутки ищите табличку с надписью "Wieliczka-Rynek". Стоимость проезда составляет 2 Zl (0,5 евро).

На входе толпятся тысячи туристов разных стран, так что придется немного постоять в очереди за билетами. График работы соляных копий Велички - с 7:30 до 19:30 ежедневно. Стоимость билетов: 73 Zl обычный (11-12 евро), льготный (для школьников, студентов и пенсионеров) 30 Zl (7 евро). Цены указаны для русскоязычных туристов с гидом. Для поляков стоимость экскурсии дешевле.

В начале экскурсии вам предстоит спуск на глубину около 80 м пешком по 54 деревянным пролетам!!! Не волнуйтесь, обратно будете подыматься на лифте…


Экскурсия длится около 2 часов, за это время вы сможете пройти и осмотреть меньше 1 процента от всей шахты. Конечно же, туристический маршрут включает в себя наиболее интересные помещения и объекты.


Первая камера маршрута посвящена Николаю Копернику; в центре красуется памятник из соли великому астроному.


Кашт - крепление-поленица, сложенная из деревянных бревен, предназначена для поддержания кровли выработанной камеры.

Всего вы посетите около 28 камер и различных объектов. Я не буду описывать каждое помещение, лишь выложу самые яркие фотографии и остановлюсь поподробнее на самых интересных местах.


В древние времена соль ценилась не меньше золота! В Величке соль обнаружили в начале XIII века. Легенда гласит, что дочь венгерского короля, перед тем как выйти замуж, бросила свое обручальное кольцо в шахту, и заставила своих подданных его принести. Так была найдена соль, а в первом добытом камне находилось обручальное кольцо княгини. Но это все только легенда…


Сгоревшая камера демонстрирует борьбу шахтеров с опасным газом метаном, который при небольшой концентрации (менее 5 процентов) сжигался факелами, для предотвращения взрывов.


Для транспортировки соли по подземным туннелям, а также для приведения в движение деревянного механизма, который поднимал соляные глыбы вверх, использовали коней, за которыми тщательно ухаживали.


В камере Казимира Великого находится памятник из соли выдающемуся польскому королю, который составил свод законов касающихся горного права, трудоустройства и регулирования добычи и торговли солью. В XIV веке доходы соляных копий Велички составляли 1/3 государственной казны.

Я с Казимиром Великим…


Работа шахтеров всегда была трудной и опасной…


Камера Пескова Скала соединяет первый и второй верхние уровни.

И вот наконец-то мы дошли до самой прекрасной комнаты соляных копий Велички - часовни Святой Кинги. Чуть не забыл сказать, здесь платные и стоят 10 Zl (2,5 евро).


Часовня возникла в 1896 году, в камере выдолбленной в глыбе зеленой соли. Ее размеры просто впечатляют: длина - 54 метра, ширина 15-18 метров, высота 12-15 метров. Главным исполнителем архитектурно-строительных работ был шахтер Юзеф Марковский. Его творением стал главный алтарь, в котором находятся фигуры святых…



а также боковой алтарь - Сердца Божьей Матери.

Вам здесь по любому понравится, походите-побродите, пофотографируете - здесь много чего интересного…

В 1999 году оформление часовни пополнилось памятником Римского папы, поляка Иоанна Павла II.

Вторым чудесным помещением после часовни Святой Кинги, является камера Эразма Баронча. В центре камеры находится красивое искусственное озеро (глубинной 9 метров), наполненное водным раствором соли.


О, да! Просто чудесное место…

В следующей камере - Михаловице, вы увидите мощнейшую деревянную конструкцию, которая подпирает потолок. Между деревянными колонами расположена лестница - уникальное произведение горных плотников.

Впереди вас ожидают еще около 10 помещений, но они менее интересны, и я думаю, вы и сами сможете их неплохо осмотреть. Скажу только, что вам еще предстоит прослушивание классики (по моему Бетховена). В предпоследней огромной камере, высотой 38 метров, устанавливали рекорд Гиннесса на воздушном шаре!!! Здесь вы можете найти и купить себе сувенир из соли на любой вкус!

Ну и напоследок, подъем на лифте - одна из самых приятных процедур, для уставших ног.

Чтобы добраться до , вам нужно сесть на той же самой остановке, где вы вышли в Величке, и направится в сторону центра города. Там пересядете на нужный вам микро-автобус и доберетесь до …

кросс-пост в zamki_mira

Как добраться:
1. на специальном поезде от центрального жд вокзала Кракова. Поезд отправляется каждые полчаса, время в пути - около 20 минут. Билет стоит 2,50 злотых (25 рублей) на 1 человека в 1 сторону. Если на обратном пути касса в Величке закрыта (как это оказалось в нашем случае), то можно приобрести билеты прямо в поезде у контролера, это будет стоить столько же. Мы, войдя в поезд, сразу подошли к контролеру и спросили, у него ли брать билеты, он ответил утвердительно и тут же нас обилетил. Судя по тому, что спрашивать кинулись и все остальные, на польских жд действует правило, согласно которому, если вы не купили билет в кассе по какой-то причине, можете купить его по той же цене прямо в поезде, но для этого надо сразу известить контролера о своей готовности оплатить проезд, а не ждать, пока вас поймают как зайца.

2. на маршрутке, которые отправляются с автовокзала поблизости (насколько я поняла, время в пути и цена билета аналогичны).

Полезная информация
http://wieliczka.krakow.ru/
http://www.krakow.ru/tour/wieliczka.htm
http://www.kopalnia.pl/home.php?action=&id_language=&
иллюстрированная экскурсия http://www.krakow.ru/tour/wieliczka/index.htm
(текст ниже взят именно отсюда, потому что полнее, кажется, написать нельзя))

В кассах принимают карты (вам - в кассы для инд. туристов с надписью "Tutisci indiwidualny (Individual Tourists)").
Осмотр проводится только с экскурсоводом. Экскурсии на русском тоже есть, но они несколько дороже, чем на польском, плюс еще и не очень часто проводятся, поэтому если в ближайшее время на русском группы не собралось, то смело берите билет в польскую группу. Как показала наша практика, текст, приведенный ниже, идентичен тому, что на польском говорит гид.

Продолжительность осмотра составляет 1 час 50 минут. За это время вы пройдёте 2 километра. Температура внутри шахт около 15 градусов тепла.

Так выглядят копи с дороги

Рассольный колодец во дворе, что находится у въезда на стоянку экскурсионных автобусов - это деревянный колодезный сруб, выдолбленный на месте соляного источника. По археологическим данным он выкопан в XII-XIII веке.

Спускаемся вниз пешком (лифт-подъемник только на обратном пути)

Для себя выработали следующий механизм осмотра: шли позади всех, снимая полностью пустые коридоры и камеры. Текст читали с наладонника.

Камера Николая Коперника (Komora Mikoіaja Kopernika)

Эта камера возникла к 1785 году, в результате выработки глыбы зелёной соли. В первой половине XIX века здесь был установлен конный привод с вертикальным валом (его следы ещё остались на перекрытиях) для транспортировки соли в шахте Александровице с нижних уровней на первый (самый высокий).

тут мы еще с группой

Памятник Николаю Копернику изваял из соляной глыбы скульптор Владислав Хапек в 1973 году. Николай Коперник, скорее всего, посещал соляную шахту, о чём напоминает эта скульптура, установленная в этой камере в 500-летнюю годовщину со дня рождения великого польского астронома.

"Кашт" или "костёр" - это шахтное крепление, поленица, сложенная из деревянных брёвен, которая служит для поддержки кровли выработанной камеры, опускающейся под давлением горных пород. Дерево, используемое в соляных копиях, прежде всего в строительных целях, является незаменимым материалом; соль пропитывает его и не даёт гнить.

Часовня Св. Антония (Kaplica Sw. Antoniego)

Часовня Св. Антония создана в конце XVII века. Это старейшая из сохранившихся подземных часовен, куда шахтёры приходили на церковную службу перед началом работы. Первая служба прошла здесь в 1698 году. Часовня выдолблена в глыбе зелёной соли. Она сохранила форму святыни в стиле барокко. В алтарной части, нефе и притворе расположены соляные скульптуры и алтарь, почти разрушенные под воздействием влажного воздуха. В нише главного алтаря находятся фигуры Распятого Христа, Божьей Матери с младенцем и Св. Антония. В боковых нишах - фигуры Св. Станислава из Щчепанова и Св. Клементия. В алтарной части - скульптуры Августа II Саксонца, Распятого Христа, Богоматери, Св. Марии Магдалены, Св. Яна. В нефе - два боковых алтаря: Св. Петра из Алькантры и Св. Казимира. Притвор отделён от нефа порталом и балюстрадой. В нём находятся фигуры святых Франциска, Доминика, Петра и Павла, а также вырезанный из соли амвон.

Камера Яновице (Komora Janowice)

Камера выдолблена в глыбе зелёной соли в первой половине XVII века. Часть камеры была укреплена, а в оставшейся части в 1967 году установлены фигуры из соли, вырезанные горным скульптором Мечиславом Клюзкой. Они иллюстрируют легенду об открытии месторождения каменной соли: шахтёр подаёт княгине Кинге первый соляной камень с находящимся в нём её обручальным перстнем; при этом событии присутствуют польский и венгерский рыцари, а также два шахтёра, выносящих добытую соль.

Соль была найдена в Величке в первой половине XIII века, во времена правления краковско-сандомирского князя Болеслава Стыдливого и его жены Кинги. Легенда гласит, что дочь венгерского короля Белы IV, перед тем как выйти замуж, бросила своё обручальное кольцо в соляную шахту в Марамуреше. И это кольцо чудесным образом, вместе с залежами соли, принеслось в Величку. Шахтёры, выдалбливая шахту в указанном княгиней месте, нашли соль. И в первом добытом соляном камне находилось обручальное кольцо княгини. С той поры Кинга считается покровительницей шахтёров-солекопов. В 1690 году Кинга объявлена благословенной (беатифицирована), а в 1999 году римский папа Иоанн Павел II во время своего визита объявил её святой.

Сгоревшая камера (Komora Spalona)

Выдолблена в XVII и XVIII столетиях в пластовой залежи. Представленные в ней скульптуры изображают опасности, угрожающие шахтерам: обвалы и взрывы газа. Опасность обвала показывают две деревянные стойки, так называемые свидетели, ломающиеся под натиском горного массива. Во время добычи соли из горных пород выделяется газ метан (CH4), который легче воздуха и потому скапливается под сводами выработок. В определённых пропорциях, соединяясь с воздухом, он образует взрывоопасную смесь, которая взрывается при взаимодействии с огнём. В иных пропорциях эта смесь медленно сгорает без взрыва.

В давние времена, когда ещё не были известны эффективные способы удаления метана путём проветривания выработок, а работы велись при открытом огне светильников, это газ был крайне опасным. Что бы не допустить его значительной концентрации и взрыва, метан удалялся путём выжигания. Этим занимались опытные горняки, которых называли "кающимися грешниками". Одетые во влажные одежды они ползали по подошве выработки и выжигали метан при помощи факелов, надетых на длинные шесты. Фигуры "кающихся грешников" вырезал в 1972 году горный скульптор Мечислав Клюзек.

Камера Селец (Komora Sielec)

Камера выдолблена в складке пластовой спизовой соли. Эксплуатация камеры началась в 1646 году, и продолжалась около 60 лет. Позднее её нижние части залила вода. В первой половине XIX века, в связи с включением камеры в туристический маршрут того времени, нижняя её часть была укреплена до I уровня. В течение многих столетий транспортировкой соли занимались исключительно сами шахтёры. Крупные куски соли - "болванки" - они перекатывали, а бочки наполненные мелкой солью, и куски поменьше - перетаскивали при помощи салазок, называемых "шлафами". В начале XVII столетия в копиях появились лошади, приводившие в движение конный привод, и заменяющие людей на участках горизонтальной транспортировки. Значительно облегчили доставку к шурфам проложенные в 80-х годах XVII века деревянные откаточные полозья (уложенные попарно толстые буковые доски). По таким полозьям откатывались наполненные солью деревянные ящики или тележки, называемые "псами". "Псы" применялись для перевозки болванок, бочек и больших глыб соли, кроме того, в ящиках транспортировалась мелкая соль.

Макет деревни эпохи неолита

Макет представляет солеварню эпохи неолита на фоне культурного пейзажа того времени.
Открытие этой солеварни - попытка ответить на вопросы, задаваемые туристами осматривающими шахту, о начале солеварения. Попытка показать, как люди производили соль в течение тысячелетий до открытия залежей каменной соли.
Археологические исследования установили, что начало добычи соли относится к эпохе неолита. Её производством занимались племена лендзельской культуры ещё за 3,5 тысяч лет до нашей эры, используя соляные источники, находящиеся в околицах Велички. Процесс солеварения начинался с выдалбливания в земле прямоугольных отстойников рассола. Оттуда им наполняли большие глиняные посудины. Затем рассол нагревали, ставя посудину на огонь. Выпаренный тягучий рассол заливался в небольшие чашеобразные посудины - "брикетары", в которых соль кристаллизовалась.
Экспозиция составлена на основе экспериментальных исследований под руководством и благодаря консультациям доктора Павла Вальде-Новака из Института археологии и этнологии Польской академии наук.

Камера Казимира Великого (Komora Kazimierza Wielkiego)

Выработка выдолблена в глыбе зелёной соли в первой половине XVIII века, большая часть её защищена закладкой и костровой крепью. С 1968 года камера носит имя Казимира Великого - выдающегося польского короля, который дал Краковским копям свод законов (устав). Изданный в 1368 году, этот устав определял горное право, порядок трудоустройства, регулировал добычу и торговлю солью. В XIV века доходы Краковских копей составляли 1/3 часть доходов государственной казны. В те времена соль была достаточно дорогим товаром. Она применялась не только как приправа, но и являлась основным консервирующим средством. В этой камере находится бюст короля Казимира Великого, вырезанный в соли скульптором Владиславом Хапкой.

Конный привод саксонского типа (XVIII века) является подлинным деревянным механизмом, предназначавшимся для вертикальной транспортировки по шахтным шурфам огромных соляных глыб с нижних уровней на верхние. Механизм приводили в движение четыре лошади, запряжённые в тягловые рычаги. Конный привод снабжён вертикальным валом с расположенным сверху барабаном, на который наматывались конопляные канаты. Неотъемлемой частью привода было специальное устройство - "куншт"; расположенное в надшахтной части оно служило для изменения направления троса (с горизонтального на вертикальное). Органную крепь в камере составляют установленные друг возле друга деревянные стояки, предохраняющие бока и кровлю от разрушительного воздействия горного массива. В боковой выемке штрека Кунегунда остались следы от буров.

Камера Пескова Скала (Komora Pieskowa Skaіa)

Это одна из прекраснейших камер соляных копей в Величке; выдолблена в складке пластовой (спизовой) соли. Камера соединяет первый и второй верхний уровень. В необычной по форме выработке остались многочисленные каверны после добычи прослоек чистой соли. Заметные на откосах царапины - результат работы дробильщиков, которые добывали соль вручную, с помощью железной кирки. На полу камеры - давняя лестница, выдолбленная в соли. По этой лестнице грузчики выносили в сумках (чумах) мелкую соль, засыпанную в деревянные лохани, с нижних уровней на верхние. В центральной части камеры находится шурф Кшиштофоры, в котором расположен ручной крест - старинный деревянный механизм для вертикальной транспортировки соли. В камере видны следы современных методов обеспечения безопасности выработанных пустот. Для поддержки опадающих стен в горный массив вводятся многометровые прутья (анкера) сделанные из стали или из синтетических волокон. Закрепляемые смоляным клеем или цементным раствором они надёжно закрепляют стены и кровлю выработки.

Продольный штрек Кунегунда (Poprzecznia Kunegunda) на II верхнем уровне (Братьев Марковских) на глубине 90 метров

Самой большой опасностью для соляных копей на протяжении столетий были престные поверхностные воды и воды стекающие со скал окружающих месторождение. Попадая в копи, они растворяли и выщелачивали соль. Крупнейшие катастрофы, связанные с действием воды, произошли во второй половине XIX века в поперечном штреке Клёски и в штреке Коллоредо. В 1992 году в горизонтали Мина на IV уровне (на глубине около 175 метров) случилась катастрофическая для копий и всего города протечка воды. Вода прибывала со скоростью до 20 000 литров в минуту. Оригинальные деревянные желоба служили для отвода подземных протечек в специальные резервуары (зумпфы), откуда воду направляли в специальные ёмкости на околоствольных дворах. Затем воду поднимали на поверхность в кожаных мешках (бульгах), либо в деревянных бадьях. В камере стоят также два гнома, вырезанные в соли Юзефом Марковским в начале XX века.

Часовня Св. Креста (Kaplica Sw. Krzyza)

Часовня находится в выработке XIX века, где ещё сохранились следы ручной добычи соли. Ручная работа заключалась в выдалбливании расположенного в стене соляного блока параллелепипедной формы ("клапца"), и последующим отслаивании его от стены при помощи деревянных или стальных клиньев. В часовне находятся деревянные скульптуры XVII века: распятие и Матерь Божья Победительница. У алтаря - фигуры двух коленопреклонённых монахов; сегодня их силуэты едва различимы. Распятие находится в престольной нише, обшитой древесиной. Предметы, находящиеся здесь, были принесены из другой часовни на I уровне.

Часовня Св. Кинги (Kaplica Sw. Kingi)

Часовня Святой Кинги возникла в 1896 году, в камере выдолбленной в глыбе зелёной соли. Её размеры просто впечатляют: длина - 54 метра, ширина - 15-18 метров, высота - 10-12 метров; а сама камера расположена на глубине 101 метр.

Главным исполнителем архитектурно-скульптурных работ в часовне в 1895-1920 годах был шахтёр Юзеф Марковский. Его творением стал главный алтарь, в котором находятся фигуры Св. Кинги, Св. Юзефа и Св. Клеменса - покровителя прихода в Величке. Он создал также амвон, Голгофу, и боковые алтари: Сердца Божьей Матери и Сердца Господа Иисуса, а кроме того, боковые часовни: Божьей Матери и Воскрешения, вырезал фигуры шахтёра со светильником и Божьей Матери из Лурдеса. В 1920-1927 годах работы в часовне продолжил младший брат Юзефа - шахтёр Томаш Марковский. Он создал барельефы: Приговор Ирода, Избиение младенцев, и трёх образов Марии в часовне Воскрешения. В 1927-1963 горный скульптор Антони Выродек дополнил интерьер часовни барельефами: Бегство в Египет, Двенадцатилетний Иисус обучающийся в храме, Чудо в Канне Галилейской, Фома Неверующий.

Образ часовни дополняют люстры из соляных кристаллов, и пол, выполненный из цельного куска соли.
Эта часовня действующая: в главном алтаре в 1994 году установлены реликвии Св. Кинги. Здесь проводятся литургии в дни именин Св. Кинги (14 июля) и Св. Барбары (4 декабря), а также литургии по случаю знаменательных событий.

Камера Эразма Баронча (Komora Erazma Baracza)

Эта камера интересна с точки зрения строения, а кроме того, она просто красива. Разрабатывалась в XIX веке в глыбе зелёной соли. Камера носит имя Эразма Баронча - директора соляных копей в 1917-1918 годах. Естественным способом обеспечения безопасности выработок была установка пристенных или отдельностоящих (центральны) соляных колонн.

В камере находится искусственное озеро (глубиной около 9 метров), наполненное рассолом (водным раствором соли) с концентрацией около 320 г соли на литр воды. В настоящее время для производства соли используется рассол (вытекающий из шахт) из которого в процессе вываривания добывается пищевая соль. В Величке кроме пищевой соли производятся также соли для ванн, специальные (для фармакологической промышленности) и лечебные соли; небольшое количество каменной соли используется также для производства сувениров. Под самым потолком по периметру камеры проходит галерея, служащая для контроля технического состояния откосов и кровли.

Камера Дроздовице (Komora Drozdowice)

После 10-летнего перерыва камера Дроздовице была включена в туристический маршрут. Эксплуатация этой выработки велась на рубеже XVII и XVIII столетий. На её откосах остались многочисленные следы ручной добычи соли со стен и с пола при помощи клиньев. Сооружённая в начале XX века двухъярусная деревянная конструкция, соединяемая площадками и галереями, не только обеспечивает безопасность камеры, но и украшает её. Безопасность обеспечивают также соляные колоны и укрепления из брёвен ("костры"). На одном из таких костров установлены таблички с текстами старинных шахтёрских песен.

А на стене находится мраморная мемориальная доска в честь 500-летней годовщины реставрации Ягеллонского Университета.Она напоминает о связях этого учебного заведения и соляных копей, ибо академия содержалась на доходы от производства соли. "В этой камере, - писал Альфонс Длугош, - шахтёры Велички давали в 1912 году банкет для профессоров Ягеллонского Университета по случаю 550-летия со дня основания старейшего польского учебного заведения. Это было возданием почестей польской науке".

В центральной части камеры стоит памятник горным плотникам, вырезанный из соли Антонием Выродком.

Камера Веймар (Komora Weimar)

Выработка начала XX века является примером механического метода разработки месторождения. Видимое под самыми сводами отверстие является фрагментом вентиляционной тяги. В 60-х годах XX столетия дно камеры было залито соляным раствором образующим подземное озеро. Климат выработок соляной шахты оказывает крайне благоприятное воздействие на организм человека, т.к. не содержит большинства аллергенов и микроорганизмов (бактерий, вирусов, грибков), присутствующих на поверхности. Поэтому соляная шахта работает также как санаторий. На V уровне действует аллергологический санаторий. Вдыхая воздух богатый хлоридами натрия, кальция и магния, курортники лечат заболевания верхних дыхательных путей.

Камера Юзефа Пилсудского (Komora Jozefa Pilsudskiego)

Камера возникла в начале XIX столетия; она состоит из двух выработок, выдолбленных в двух глыбах зелёной соли, соединённых между собой туннелем. Стоит обратить внимание на деревянную плетеную застройку кровли, созданную в конце XIX века. Камера носит имя легендарного польского полководца Юзефа Пилсудского, создателя Легионов, Начальника Государства, Маршала Польши. Памятник изваял из соли Станислав Аниол в 1997 году. На берегу озера в XIX века установлена фигура Св. Яна Непомука, покровителя тонущих.

Камера Станислава Сташица (Komora Stanisіawa Staszica)

Здесь добывалась соль на рубеже XIX-XX столетий. Это самая высокая камера на туристическом маршруте (первоначально её высота составляла 50 м, а после засыпки нижней части - 36 м). Впечатляют правильные формы камеры; на стенах можно увидеть чёткие следы старинных горных технологий (ручной работы при помощи клиньев, и отметки, сделанные красным цветом).

В 1944 году гитлеровцы пытались открыть здесь цех по сборке частей для самолётов. На подземном военном заводе работали поляки еврейского происхождения, собранные во временном концлагере, располагавшимся в парке Кинги. Незадолго до наступления советских войск фабрика была демонтирована, а обитателей концлагеря гитлеровцы уничтожили, в том числе в концлагере в Белжеце.

Хранитель сокровища (Skarbnik)

На образовавшемся после расширения поперечного штрека Понятовский месте, в 1968 году был поставлен Хранитель сокровищ ("скарбник"). Ансамбль соляных скульптур изваяли шахтёры Мечислав Клюзек и Пётр Холева. Шахтёры на протяжении столетий верили в доброго духа копей. Таким духом был хранитель - он предупреждал шахтёров об опасности. Скульптурная композиция показывает владыку велицких подземелий, заслоняющего собой вход в обваливающийся штрек.

Камера Витольда Будрыка (Komora Witolda Budryka)

Камера названа в честь Витольда Будрыка (1891-1958), профессора Горно-металлургической академии в Кракове, специалиста в области вентиляции и противопожарной безопасности соляных копей. Она возникла во времена, когда эта часть Польши была в руках австрийцев. Камера вырублена в пластовой спизовой соли методом ручного вруба и взрыва. Укреплена деревянной костровой и "органной" крепью. В камере находится ресторан. Рядом находится почтовое отделение, откуда можно послать письмо с памятным штемпелем, подтверждающим пребывание в соляной шахте, и пункт продажи печатных изданий.

Камера Висла (Komora Wisla)

Камера возникла в результате расширения в 1959-66 годах продольного штрека Висла. Вырезанные на стенах прохода даты - 1819, 1820 - время её возникновения и этапы шахтёрских работ. Камера выдолблена в пласте спизовой соли. С 60-х годов XX века она становится местом отдыха для туристов. Здесь находится киоск, в котором можно купить сувениры и продукты.

Камера Варшава (Komora Warszawa)

Выдолблена в XIX веке в пласте спизовой соли. На стенах сохранились вырезанные в соли даты: 1818 и 1821 - время возникновения камеры. Это достаточно большая выработка (длина - 54 м, ширина - 17 м, высота - 9 м), из которой было добыто около 20 тысяч тонн соли. Благодаря своим размерам камера используется как зрелищно-спортивный зал.

В камере располагается концертная площадка (её украшает вырезанная в соли эмблема соляных копий) с эстрадой и антресолью. Здесь проводятся шахтёрские торжества, спортивные и туристические мероприятия, концерты, балы. К услугам туристов - подземный кинозал, в котором демонстрируется фильм "Солённый вкус шахты".

Околоствольный двор Даниловича (Podszybie Szybu Danilowicza)
на III уровне (Юлиуша Словацкого) на глубине 135 метров

Это последняя выработка на туристическом маршруте соляной шахты. Отсюда туристы поднимаются на поверхность в четырёхэтажном лифте (в каждой кабине помещается 9 человек). Скорость подъёма лифта - 4 метра в секунду.

Околоствольный двор украшает современная, написанная маслом картина, изображающая Святую Кингу, художника Пётра Москаля. Шахтёры помещали образы святых в околоствольных дворах - здесь они молились перед началом и после окончания работы. Эти образы (как и часовни) являются свидетельством набожности велицких шахтёров, как и их приветствие "Szczesc Boze" ("Бог в помощь"), которое звучало в лифте при спуске в шахту, при каждой встречи и прощании.

Просто коридоры

Такие же копи есть в Зальцбурге -

Когда-то я начинал публиковать фотографии со своих зарубежных поездок (см. предыдущие серии о Кракове: раз и два), но на том почему-то все и заглохло. Сегодня попытаюсь исправиться и покажу некоторые фотографии одной из околокраковских достопримечательностей - соляных копей в Величке.


Велические соляные копи - месторождение каменной соли в польском городе Величка, разработки в котором велись с XIII по XX вв. Уже в XV в. внутрь начали водить первых туристов и на сегодняшний день Величка стала огромным подземным музеем, в котором на основе старых выработок веками обустраивали туристический маршрут (но не только экспонатами, а и разными туристическими фишками типа кафе, сувениров и пр.). В обустроенных для туристов выработках можно ознакомиться с методами и технологиями добычи соли, которые существовали на протяжении семи столетий. Кроме туристического маршрута, есть еще огромная часть выработок, которые туристам либо не показывают вообще, либо показывают в индивидуальном порядке. Впрочем, в тот день, когда я был в Величке, в планах был только туристический маршрут, оттуда и будут фотографии.


Краткая историческая справка


Месторождение соли в Величке образовалось около 15 млн. лет назад. Оно представляет из себя полосу длиной 10 км и шириной 0,5-1,5 км, протянувшуюся с востока на запад вдоль северной границы Карпат.


Издавна соль в Польше имела особый статус и составляла основу экономики. В древние времена на польских землях она использовалась как платёжное средство, заменяя металлические деньги. На момент зарождения соледобычи в Величке добыча соли и ее подземная транспортировка выполнялись вручную, а подъем соли из шахты - при помощи специальных валов. В XIV в. валы сменил ворот - горизонтальный барабан, толкаемый по кругу людьми, а затем лошадьми. Даже такая простейшая оптимизация процесса увеличила объемы добычи и в это время началось углубление выработок.


В 1772 г. Величка перешла во власть австрийцев, которые существенно механизировали подземные работы: ручной инструмент заменили на пневматический, построили соляную мельницу и паровую подъемную машину. В 1912 г. была построена механизированная солеварня. Во время фашистской оккупации на базе копей были попытки строительства подземного завода по производству военной техники.


Работы по добыче соли были прекращены во второй половине XX в., когда разработка новых пластов вблизи исторических выработок стала причиной начавшегося их разрушения.


В XV веке соляные копи начали показывать привилегированным особам в познавательных целях. До конца XVI века такой туризм оставался исключительно элитарным, посетить горные выработки можно было только с разрешения короля. В XVIII веке в стволе шахты появилось лестничное отделение, что значительно упростило условия осмотра копей. В конце XVIII века выработки ежемесячно посещало несколько десятков человек, а в начале XIX века число туристов достигло нескольких сотен. К началу XX в. появились определённые условия по количеству принимаемых туристов - не более 100 человек одновременно. В послевоенные годы количество туристов продолжало расти. В середине 1950-х годов шахту посещало около 200 тыс. человек ежегодно, в первой половине 1970-х - 750 тыс. человек. В течение второй половины XX в. были отремонтированы выработки и туристические камеры, построены центры по продаже сувениров и прочая музейная атрибутика. Сейчас по подземному туристическому маршруту ежегодно проходит около 800 тысяч туристов.


В 1978 году соляные копи в Величке были внесены в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО.


1. Начало и конец туристического маршрута находятся у шахтного ствола Даниловича. Шахтный ствол был пройден в 1635-1640 гг., когда управляющим соляными копями был Николай Данилович. Ствол соединяет дневную поверхность с 6-ю уровнями копей, самый глубокий из которых находится на глубине 243 м. Изначально ствол выполнял только транспортную функцию и через него извлекали на поверхность соль. С XIX в. через ствол начали доставлять вниз работников соляных копей, а также все более многочисленных туристов. Надшахтное строение вначале было деревянным с конным приводом для подъемника. В 1874 г. в нем была установлена паровая машина и сооружено существующее и по сей день каменное здание. После Второй мировой войны подъемник был электрифицирован.



Схема туристического маршрута с сайта http://www.activeclub.com.ua:



2. Спуск вниз происходит через лестничное отделение ствола:



3. Осмотр старинных выработок начинается на I уровне околоствольного двора шахты Даниловича, расположенного на глубине 64 м.



4. Камера Урсула. Выдолблена в верхней части большой глыбы зеленой соли. Работы здесь велись в 1649 г.





6. В выработке реконструировано надшурфовое устройство, применявшееся для вертикального подъема соли:



7. Камера Николая Коперника. Эта камера возникла в 1785 г. В первой половине XIX в. здесь был установлен конный привод с вертикальным валом (сохранились только следы) для транспортировки соли с нижних уровней на первый. Считается, что Николай Коперник был одним из первых туристов, посетивших копи, поэтому этой выработке было присвоено его имя. В 1973 г. в честь 500-летней годовщины со дня рождения астронома в выработке установлен его памятник, созданный из глыбы соли:



8. Камера Яновице. Выдолблена в глыбе зеленой соли в первой половине XVII в. Здесь в 1967 г. были установлены соляные фигуры, иллюстрирующие легенду об открытии месторождения соли: шахтёр подает княгине Кинге первый соляной камень с находящимся в нём её обручальным кольцом; при этом присутствуют польский и венгерский рыцари, а также два шахтёра, выносящих добытую соль. Легенда гласит, что венгерская королевна Кинга, обвенчаная с польским князем Болеславом Стыдливым (имя-то какое:)), перед тем как выйти замуж бросила свое обручальное кольцо в соляную шахту в Марамуреше. Кольцо королевны вместе с залежами соли внезапно перенеслось в Величку и было найдено в первой глыбе соли, извлеченной из велической земли. С тех пор Кинга считается покровительницей шахтеров-солекопов.





10. Сгоревшая камера. Выдолблена в XVII и XVIII вв. в пластовой залежи. Как сейчас, так и в древние времена, большую опасность в себе таил скапливающийся в выработках метан. Чтобы снизить риск взрыва, газ выжигался опытными горняками, которых называли "кающимися грешниками". Одетые во влажную одежду, они ползали по подошве пласта, выжигая метан при помощи факелов, надетых на длинные шесты.





12. Старая крепь:



13. Камера Селец. Выдолблена в складке пластовой соли. Эксплуатация камеры началась в 1646 г. и продолжалась в течение 60 лет. Здесь собрана коллекция оригинальных механизмов, которыми соль транспортировали по выработкам. Древние горняки использовали деревянные тележки, которые назывались "венгерскими псами", ящиками и салазками. Мелкая соль упаковывалась в бочки, крупные глыбы просто перекатывались по выработке.



14. С XVI в. при транспортировке соли начали использовать лошадей.



15. Камера Казимира Великого. Выработка пройдена в первой половине XVIII в. С 1968 г. камера носит имя польского короля Казимира Великого, который в 1368 г. дал копям устав, определяющий горное право, порядок трудоустройства в копях, регулировал добычу и торговлю солью (все это неспроста, ведь в XIV в. соляные копи в Величке и Бохне приносили в казну третью часть доходов). В камере находится конный привод, с помощью которого можно было поднимать соляные глыбы весом до 2 т.



16. Бюст Казимира Великого:



17. Продольный штрек Кунегунда:



18. В нише продольного штрека находится макет деревни эпохи неолита (5,5-3,5 тыс. лет до н.э.). Она построена на основе исследований, проводимых на территории Велички. Уже тогда люди занимались производством соли из поверхностных соляных источников.



19. Камера Пескова скала. Выдолблена в складке пластовой соли. Соль в камере добывалась в XVII в.; после завершения соледобычи камера объединила первый и второй уровень копей (высота камеры 35 м). В камере сохранились фрагменты оригинальных лестниц, выдолбленных в соли в XVII столетии. Все лестницы в камере освещены ярким желтым светом - зрелище очень красивое, скажу я вам.



20. В центральной части камеры находится шурф Кшиштофоры, в котором расположен ручной крест - старинный деревянный механизм для вертикальной транспортировки соли.









24. Нижняя часть камеры расположена на глубине 90 м.



25. Поперечный штрек Кунегунда. Здесь можно увидеть оригинальные деревянные желоба, предназначенные для отвода грунтовых вод. Вода сначала попадала в локальные резервуары (как на фото), а затем сливалась в главный резервуар, расположенный у шахтного ствола, откуда извлекалась на поверхность.



26. Часовня св. Креста. Часовня построена в знак признательности за спасение копей от катастрофического затопления подземными водами во второй половине XIX века.



27. Где-то поблизости на глубине 101 м располагается часовня св. Кинги. Пожалуй, именно ее чаще всего можно встретить на фотографиях, связанных с Величкой. Архитектурный декор часовни начал создаваться более 100 лет назад и продолжает обновляться и сегодня.



28. Скульптурные работы, украшающие стены часовни, иллюстрируют сцены из Нового завета. Ближе всего к лестнице, с правой стороны, находятся барельефы Приговор Ирода и Избиение младенцев, выше – сцены кукольной рождественской мистерии в Вифлееме.





30. Главный алтарь:



31. Слева от алтаря находится барельеф, представляющий Тайную вечерю. Вблизи Тайной вечери расположена часовня Воскресения Господнего.



32. Все барельефы и скульптуры в часовне сделаны из соли.





34. Камера Эразма Баронча. В ней находится подземное озеро из рассола глубиной около 9 метров. Камера разрабатывалась в XIX в. в глыбе зеленой соли и была названа по имени управляющего соляными копями в 1917-1918 гг.



35. Деревянная галерея под кровлей камеры предназначена для контроля состояния соляных стен.



36. Выработки поблизости камеры:







39. Попутчицы:)



40. Еще ниже на глубине 110 м располагается камера Дроздовице. Выработка осталась после разработки в XVII-XVIII вв. вертикально залегающей глыбы зеленой соли. В начале XX в. камера была дополнительно укреплена в т.ч. и при помощи двухярусной деревянной конструкции, с помостами и галереями. В настоящее время здесь часто проходят выставки, концерты и банкеты.



41. В одной из крепей установлены таблички с текстами древних шахтерских песен:



42. Камера Веймар. Возникла в начале XX века после завершения разработки глыбы зеленой соли механизированным методом. В 60-е годы нижнюю часть камеры затопило рассолом и образовалось небольшое озеро. Отснять в "туристическом режиме" камеру очень сложно - там постоянно происходит светомузыкальное представление и освещенность как всей камеры, так и отдельных объектов постоянно меняется.



43. По мере прохождения маршрута туристы постепенно спускаются на 71 м вниз.



44. Камера Юзефа Пилсудского. Камера образована из двух соседних выработок соли; нижний уровень располагается на глубине 130 м.



45. Когда в 30-е годы XIX в. организовывалась трасса для туристов, две выработки соединили 10-метровым туннелем, построили деревянные лестницы и помосты, а нижнюю часть камеры наполнили рассолом.



46. Особым развлечением для посещающих были переправы на плоту через тоннель, которые сопровождались показами фейерверков и музыкой духового оркестра соляных копей.



47. Перекресток продольного штрека Казанув и поперечного штрека Понятовский. В XVIII в. разработка выработок была систематизирована в соответствии с расположением соляных пластов. Выработки, шедшие с востока на запад (вдоль месторождения) назывались продольными штреками, с севера на юг - поперечными.



48. В перекрестке демонстрируется более современное горное оборудование: слева - современный электровоз Ldag 05, справа - аккумуляторный электровоз типа «карлик» 50-х годов XX в.



49. Камера Станислава Сташица. Камера названа в честь выдающегося польского геолога, который посещал копи в конце XVIII века. Соль в камере добывалась на рубеже XIX и XX столетий. Это самая высокая выработка, доступная для осмотра туристов. Изначальная высота камеры составляла 50 м, после засыпки нижней части - 36 м. В 1944 году гитлеровцы пытались открыть здесь цех по сборке частей для самолётов.





51. Скарбник (Хранитель сокровищ). В месте, образовавшемся после расширения поперечного штрека Понятовский, в 1968 году был поставлен Хранитель сокровищ ("скарбник"). Горняки на протяжении столетий верили в доброго духа копей, который предостерегал их перед опасностью: пожаром, обвалом или взрывом. Скульптурная композиция показывает владыку велицких подземелий, заслоняющего собой вход в обваливающийся штрек.



52. Несколько последних выработок сплошь и рядом заставлены столами и стульями ресторанов, поэтому фотографировать их интереса не было.



53. Наверх с глубины 135 м туристов доставляют в четырехуровневом подъемнике (на каждом уровне помещается 9 человек) ствола Даниловича. Подъемник передвигается со скоростью 4 м/сек.



P.S. Описание выработок взято с сайтов http://kopalnia.pl и http://wieliczka.krakow.ru.


Использованы материалы: http://tov-tob.livejournal.com/62474.html#cutid1

Некоторые из этих мест стали популярными среди туристов. Их даже используют в качестве концертных залов, музеев и курортов, обладающих преимуществами галотерапии (соляного лечения).
В этом выпуске собраны фотографии из соляных шахт , которые расположены по всему миру, как на земле, так и под землей. Смотрите и удивляйтесь.

Одно из самых красочных мест на Земле - соленое озеро Уюни (Uyuni), которое представляет собой крупнейший мировой запас хлорида лития. Оно расположено на высоте 3656 метров (11995 футов) над уровнем моря на юго-западе Боливии. Снимок сделан 5 ноября 2012 . (REUTERS / David Mercado).

Вид с воздуха на древние соляные бассейны и шахту по обработке лития компании Soquimich. Это место второе по величине в мире, где добывают соль. Оно расположено в пустыне Атакама, что на севере Чили. 10 января 2013 года. (Reuters / Ivan Alvarado).

Пруд в соляной шахте Nemocón в Nemocón, Кундинамарка, Колумбия. 22 ноября 2012 года.
Шахта глубиной 80 метров с более чем 500-летней историей стала новым центром туризма в Колумбии. (Эйтан Абрамович / AFP / Getty Images).

Туристы посещают часовню Святой Кинги в соляных копи в Величке возле Кракова, Польша. 15 декабря 2011 года.
По мнению Наблюдательного Совета, соляные копи "Величка" имеют протяженность в общей сложности около 300 км (186 миль). Они непрерывно функционировали еще со времен средневековья до 1996 года, когда соль полностью прекратили добывать. Эти шахты находятся в списке культурного и природного наследия ЮНЕСКО. В настоящее время они используются в медицинских целях, как музеи и, как туристический объект. (Reuters / Kacper Pempel).

Двое сотрудников Федерального ведомства по защите от радиации в камере хранения номер 7 в бывшей соляной шахте Ассе в Ремлингене (Remlingen), Германия, 24 июня 2009 года.
Бывшая шахта используется в качестве глубокого геологического хранилища для радиоактивных отходов. (AP Photo / Joerg Sarbach).

Рабочий проходит через бассейны на соляных копи Марас (Maras) в Куско, Перу, 3 июля 2009 года.
Копи Марас были источником добычи соли еще для древних цивилизаций, существовавших до появления инков. В настоящее время они насчитывают около 3000 малых бассейнов, построенных на склоне горы в долине Урубамба в Андах Куско. (Reuters / Enrique Castro-Mendivil).

Соляные бассейны на шахтах Марас в Куско. Перу, 17 февраля 2010 года. (Reuters / Enrique Castro-Mendivil).

Туристка делает снимки внутри соляной шахты Прайд, что в 350 км (215 милях) к северу от Бухареста. 4 марта 2013 года.
Часть шахты, которая расположена на глубине 160 метров и в 1.3 км от входа, открыта для туристов, а также используется в качестве терапии для лечения заболеваний дыхательных путей, таких как бронхит и астма. Здесь высокая степень ионизации воздуха и атмосферное давление выше, чем на поверхности. (Reuters / Radu Sigheti).

Слои соли отражаются во внутреннем озере Турда в соляной шахте в городе Турда (Turda). Это место находится в 450 км к северо-западу от Бухареста, 9 декабря 2010 года.
Одной из наиболее важных соляных шахт Трансильвании, в центральной Румынии, считается Салина Турда (Salina Turda), которая была известна с древних времен. Ее ввели в эксплуатацию для подземных горных работ во времена римского периода. (Daniel Mihailescu / AFP / Getty Images).

Небольшой лодочный причал на озере в нижней части соляной шахты Турда, что в одноименном городе Турда, Румыния, 9 декабря 2010 года. (Daniel Mihailescu / AFP / Getty Images).

Вид с высоты птичьего полета на соляные области деревни Palibelo на окраине Бима. Остров Сумбава в Индонезии, 22 ноября 2012 года. (Reuters / Beawiharta).

Минеральные скалы и соляные копи в низменности Данакиль в Эфиопии рядом с вулканом Даллол (Dallol), 29 ноября 2004 года.
Даллол не имеет аналогов в мире, потому что это единственный вулкан, расположенный ниже уровня моря в низменности Данакиль, которая также известна как Афар. Это одно из популярнейших мест в мире, несмотря на температуру воздуха, которая иногда превышает 60 градусов по Цельсию на солнце. (Reuters / Michel Laplace -Toulouse).

Панорамный вид на низменность Данакиль и караван верблюдов, идущий по ее соляным месторождениям в Эфиопии, недалеко от вулкана Даллол, 29 ноября 2004 года. (Reuters / Michel Laplace -Toulouse).

Люди собирают блоки соли в пустыне Данакиль в Эфиопии, 29 января 2007 года.
Поколения купцов караванами перевозили соль из Афар по привычным маршрутам в нагорье Tigray. (Reuters / Michel Laplace -Toulouse).

Туристы и местные полицейские, охраняющие минеральные соляные образования, возникшие с участием вулкана Даллол, 29 января 2007 года. (Reuters / Michel Laplace -Toulouse).

Горный велосипедист соревнуется на 21-м "Extrem Mountainbike Race", 17 ноября 2007 года в "Glueck Auf", бывшей соляной шахте в Sondershausen, Германия.
Около 50 спортсменов приняли участие в конкурсе, проходившем на глубине 800 метров, где температура воздуха достигает 30 градусов по Цельсию (86 F), а влажность составляет лишь 20 процентов. (Jens-Ulrich Koch / AFP / Getty Images).

Соляной «водопад» в шахте Nemocón, 26 сентября 2012 года.
Эта шахта стала одной из самых популярных достопримечательностей среди туристов, посещающих Колумбию. (Reuters / Jose Miguel Gomez).

Донбасский симфонический оркестр под руководством австрийца Курта Шмида играет в камере соляной шахты в Солигорске, Беларусь, 2 октября 2004 года.
Шахта шириной 300 метров, длиной 120 метров и высотой 30 метров дает превосходный акустический эффект. (Sergei Supinsky / AFP / Getty Images).

Кристалл поваренной соли в форме сердца, освещенный изнутри в соляной шахте Nemocón в Колумбии, 26 сентября 2012 года. (Reuters / Jose Miguel Gomez).

Работница трудится на заводе по производству соли в округе Nangqian на северо-западе Китая в провинции Цинхай, 24 июля 2007 года. (Reuters / Simon Zo).

Бассейны с разноцветной минеральной водой. Здесь в специально вырытых ямах собирается соль. Место находится на сенегальском побережье неподалеку от границы с Гамбией, 12 июня 2006 года.
Местные женщины вручную собирают соль в 50 кг (110 фунтовые) мешки, которые продают примерно по 2 доллара. Они ведут торговлю с жителями соседней Гамбии и Мавритании, где соль используется, как естественный консервант для сохранения рыбы. Некоторые районы в этих местах лишены электричества. (Reuters / Finbarr O"Reilly).

Шахтеры по соляной шахте Польковице-Серошовице (Polkowice-Sieroszowice) в Польковице рядом с Любином. Польша, 29 июля 2011 года. (Reuters / Kacper Pempel).

Часть соляной скульптуры «Тайная вечеря», которая находится в часовне Святой Кинги в соляных копи в Величке возле Кракова. Польша, 15 декабря 2011 года. (Reuters / Kacper Pempel).

Женщина проходит через солончаки с белыми кристаллами вблизи деревни Ngaye-Ngaye, что в 10 км (6 миль) к югу от Сенегала в северном городе Сент-Луис, 9 апреля 2007 года.
Около 3000 человек, в основном женщины, проводят долгие часы под слепящим солнцем, собирая соль палками и руками. Зарабатывают они при этом около 1-2 доллара в день. (Reuters / Finbarr O"Reilly).

Грузовик передвигается между прудами на производственном объекте компании Rio Tinto"s Dampier Salt Limited"s в Порт-Хедленде. Это примерно в 1600 км (960 милях) к северу от Перта. Австралия, 26 мая 2008 года. (REUTERS / Tim Wimborne).