Развалится ли прекестулен. Скала Прекестулен

Прекестулен (или Кафедра Проповедника) - это замечательное место, одна из визитных карточек Норвегии. Представляет собой квадратную скалу со сторонами 25 на 25 метров, нависающую на высоте 600 метров над Лисефьордом. Про Прекестулен часто пренебрежительно говорят, что это самый легкий и попсовый трек, чуть ли не отговаривают на него идти. Не верьте.

Легкость весьма относительна, так как ни крути, но это более чем полуторачасовой (в один конец) поход по горам, где приходится лезть вверх, прыгать по огромным камням. Да, народу идет много, но красота, которую ты видишь в конце пути искупает все.

1. Накануне вечером мы заночевали в одноименном кемпинге в нескольких километрах от горы. Кемпинг неплохой, но очень перенаселенный, с трудом нашли место для парковки.

2. На подходе к цели, можно выбрать дорогу - через холм или по обрыву.

3. Мы уже близко, последний привал:

6. По этому фьорду мы проплывали днем раньше и видели Кафедру снизу:

8. По сравнению с Горошиной, я отчаянно расхрабрился и даже свесил ножки с края обрыва. А потом, также как эти товарищи...

9. ...подполз и заглянул за край. Фотографировать меня было некому - жена на всякий случай держала меня за ноги. :) Одни взгляд вниз:

11. Широченная трещина, по которой Кафедра обязательно когда-нибудь обвалится во фьорд.

12. Фотографироваться нормально не дают, никакой организованной очереди, лезут в кадр. Ну, да Фотошоп нам в помощь! Протокольное фото:

14. Народу - как в Сочи на пляже:

16. Все, насиделись, запасы еды съели, идем обратно. Норвежская хайкинговая ассоциация аккуратно маркирует все самые популярные маршруты такими буквами "Т" - заблудиться практически невозможно (хотя по дороге на Язык мы один раз потеряли тропу). Вспоминается наш на Гавайях - там в качестве указателей тропы выступали кучки из камней, которые временами было тяжело отыскать.

19. Народ идет самый разный - подготовленные хайкеры, семьи с детьми, видели даже слепого (!) чувака с палочкой. Русские автобусные туристы визуально выглядят менее всего подготовленными к таким походам - идут в кедах, в джинсах, с полиэтиленовыми пакетами в руках.

21. Маршрут действительно популярный, практически единственный, которой попадает в бумажные путеводители, а я их посмотрел несколько штук. Хорошо же, что есть форум Винского, что бы мы без него делали!

22. Выходить надо пораньше, иначе на тропе будет не протолкнуться.

23. Проверяю, как с помощью полярика фотографировать камни в речке:

26. Успешно спустились. Уезжаем в сторону города Одда. По дороге наблюдали современную церковь с колокольней:

В этот день по плану было также посещение двух водопадов.

27. Водопад Langfoss, высота 612 метров. Для того, что бы попасть к нему, нам нужно было сделать небольшой крюк километров в двадцать. Я ехал и думал, как бы не пропустить водопад. Ха-ха, такое не пропустишь!

32. Следующий водопад - Låtefossen, удивительный по красоте:

35. В Норвегии у меня изменилось понимание, что такое хорошая дорога. Так вот, хорошая дорога - это две полосы с обозначенной разделительной разметкой! :) А не очень хорошая дорога представляет собой полторы полосы, так что для разъезда со встречными на ней приходится практически выезжать на обочину. И таких дорог на маршруте много, средняя скорость километров 60, даже там, где формально разрешено 80.

36. В моей изначальной программе все посещение Языка Тролля (или Trolltunga) ограничивалось осмотром фуникулера снизу, куда мы и отправились под вечер это длинного дня.

Вот, он красавец, деревянный, один из старейших фуникулеров в стране, с кабинкой, которой чужды все современные нормы безопасности.

36. Фуникулер частный, туристов не возит, а обслуживает нужды жителей плато. Фуникулер - первое испытание по пути на Язык. Подробнее о все-таки состоявшемся незапланированном походе я расскажу в следующий раз, а пока просто оцените масштаб проблемы (набор высоты - 400 метров):

37. Взгляд назад на озеро и возвращаемся в Одду по одной из самых узких горных дорог в Норвегии.

Поход на Язык в следующем выпуске, не пропустите! :)

Продолжение следует...

Прекестулен - самая красивая гора в Норвегии и популярный трек, ради которого в Ставангер приезжают туристы. Расстояние в 8 километров (туда-обратно) занимает около 4-х часов. Перепад высот не очень большой, всего 330 метров, но фактически подъём труднее, т.к. тропа поднимается и опускается на перевалах.

Наше восхождение было осложнено проливным дождем и ледяным ветром. Из-за дождя подъем на Прекестулен обошелся мне в лишних 15 000 рублей. Именно столько выставил сервис за ремонт двух залитых водой камер и объектива...

Добираться до Прекестулена удобнее всего на машине. Прямо в центре города садитесь на паром до Тау, а потом еще минут сорок по красивой дороге.

Паром идет около 45 мин. По расписанию он ходит каждые 45 мин. Паром удобный, на борту подаются вкусные блинчики - можно позавтракать прямо тут. Проезд стоит 3 800 рублей (494 кроны) за машину и 4-х человек. Ехали на нем трижды: в Прекестулен туда и обратно, и по дороге в Лофтхус. Но так получилось, что два из трех раз мы на нем проехали бесплатно. Сейчас расскажу как.

На паром запускают без билетов. Оплачивать проезд надо на борту. По парому ходят билетеры и продают вам билет. Первый раз так все и произошло, а на пути обратно с Прекестулена мы были настолько уставшие и промокшие, что вылезать из прогретого автомобиля совершенно не хотелось. Мы весь паром просидели в машине. В итоге к нам так никто и не подошел:

Третий раз было всё с точностью наоборот. Мы вылезли из машины, пришли в пустую каюткомпанию и честно ждали билетеров. Однако они тем временем ходили и обилечивали тех, кто остался ждать в автомобилях (из-за плохой погоды таковых было большинство). В итоге еще раз без злого умысла проехали бесплатно, сэкономив 7500 рублей:

Кафешка на пароме:

Стартовая точка трека на Прекестулен. Парковка стоила около 760 рублей в день (примерно 100 крон):

Первые пятнадцать минут идет широкая галечная тропа, народ движется плотным потоком:

Затем широкая дорога сменяется большими камнями и болотистой местностью. Идти по булыжникам очень скользко. Раз десять видел как люди падали:

Наши девушки-болтушки отставали. У нас были рации и мы пытались разобраться насколько они далеко. Только вот из всех примечательных мест, девчонки называли "большой камень" и "лес"

По пути на вершину есть парочка больших и резких подъемов. Один в самом начале и один посредине маршрута. В остальном подъем достаточно плавный:

10.

Выглядит как прогулка у озера:

11.

Второй подъем самый жесткий. Из камней сооружено некое подобие лестницы, но проход по ней очень узкий. Особенно сложно спускаться: если на гору мы шли утром единым потоком, то на обратном пути возникла толкучка из тех кто шёл наверх и вниз:

12.

Из-за облаков показался Люсе-фьорд:

13.

На тропе установлены таблички с маршрутом, текущим положением и тому подобной информацией:

14.

Последние сотни метров идешь по обрыву. Никаких ограждений нет:

15.

В правом верхнем углу фотографии видны бредущие люди:

16.

Всю дорогу вверх я тащил квадрокоптер. Причем он был не в рюкзаке, а в коробке. От дождя она размякла и порвалась: пришлось в одной руке держать вертолет, в другой младшего сына. Я его подбадривал, тянул и смотрел чтобы он не поскользнулся. Однако несмотря на весь мой героизм из-за погоды картинка получилась не очень:

17.

Сделали фотку на уступе. В темной куртке старший сын Серёня, в салатовой - младший Диня. Вообще-то, это моя куртка, которую я надел на него поверх собственной от дождя и холода:

18.

В попытке соригинальничать, решил отжаться на фоне скалы. После этого и началась традиция "отжимашек". Далее я уже начал отжиматься на фоне всех норвежских достопримечательностей и записывать короткие ролики. Через недельку Леша Звонцов смонтирует из них одно видео:

Программа нашей прогулки включала пикник на вершине. В прошлый раз, когда я был здесь с семьей, мы пропустили перекус на горе. А в этот раз жена настояла - пикник должен быть обязательно! Тащили чай, сыр, блинчики, но аппетит пропал вместе с хорошей погодой. Впрочем, находились люди, которых не останавливал холод, ветер и дождь.

19.

С мамой встретились уже по дороге вниз и старший решил подняться с ней на гору ещё раз. Младший тем временем нырнул по колено в лужу, и мы побежали быстрее к машине. Едва сели в салон и обогрелись, как Диня пришел в себя и потребовал пикник. Заварил ему чай, положил блинчики. Через минуту ребенок сиял от счастья на весь салон:

20.

Трек дня можно скачать

Мы поняли, что все остановившиеся здесь собираются совершить восхождение на утес Прекистулен. Дома мы не планировали делать этого, но поддавшись стадному чувству решили, что нам это тоже надо, раз столько людей находят это занимательным. Надо заметить, что мы не спортивная семья, мы до этого ни разу не ходили в горы и даже не собирались этого делать. На ногах у нас были обыкновенные кроссовки. Мы не представляли, что нас ждет и не понимали расстояния, которое придется пройти. Несмотря на все эти обстоятельства, говорящие о нашем легкомыслии, все окончилось хорошо и мы получили огромное удовольствие.

Вид на парковку с горы

Парковка у Прекестулен

Парковка у подножья скалы платная 80NOK (424руб.) Можно считать, что это входная плата, видели некоторые оставляли машину сильно не доезжая парковки на обочине дороги, но это удлиняет и без того не короткий путь на гору и я не поручусь, что это законно.

Туристическая тропа на утес кафедра проповедника

Тропа почти по всей длине имеет дикий не благоустроенный вид, но в мокрых местах проложены мостки. На скалах во впадинах образуется торф, на нем растет трава, все внешне выглядит очень прилично, но стоит наступить на приятного вида травку и есть шанс провалиться по щиколотку в жидкий торф. Наши мужчины все измазались таким образом, пришлось стирать кроссовки и брюки.

Паша на мостках в болотистом месте

Прекестулен (Кафедра проповедника) — это скала с плоской площадкой на высоте 600м над поверхностью Люсе-фьорда. Этот утес считается одной из главных природных достопримечательностей Норвегии. Существует легенда, что утес рухнет в фьорд, когда (имеется в виду водопад семи сестер на Гейрангер фьорде) станут женами семи братьев из другого региона Норвегии (т.е. никогда, потому что это водопады и они находятся на противоположных берегах фьорда), хотя трещина отделяющая утес от горного массива имеется.

Кто может совершить восхождение на Прекистулен?

Абсолютно все, ну кроме инвалидов колясочников. Народу было много в гору лезли все и старые и малые, и спортивные парни и пенсионеры с палочками и собаки, многие норвежские отцы несли своих маленьких детей в специальных переносках, я удивлялась их резвости, детки в переносках были уже не маленькие, годика по 1.5-2 это около 15кг. Надо сказать, что норвежцы очень спортивный народ. Пенсионеры в широких местах пропускали вперед молодежь и продолжали восхождение. В одном узком месте сделаны мостки с оградой и висит портрет с надписью по-норвежски, наверное кто-то разбился в этом месте. Все остальные места оградами не оборудованы, мусора нет совсем, туристы в Норвегии очень аккуратные и сознательные.

В большом количестве народа есть свое преимущество, точно не заблудишься, всегда видно куда течет людской поток, стрелками и указателями не пользовались.

Туристическая тропа
Озеро в горах по дороге на Прекистулен

Дети в походе на Прекистулен

Дети (7 и 17 лет) сначала ныли, а потом взбодрились и лезли быстрее нас. Младшему мы пообещали, что купим ему подарок, потом отвлекли его внимание на собак, которые тоже вместе с хозяевами взбирались на утес.

Прекистулен — туристическая тропа

На фото ниже скала напоминает пейзажи из фильма «Аватар».

Нам очень понравилось, всем рекомендую совершить это восхождение. Теперь мы все мечтаем еще раз сходить в горы, это очень здорово. То, ощущение эйфории, которое охватывает вас на вершине не передать словами, раньше я думала, зачем все эти альпинисты лезут на гору, рискуя жизнью и здоровьем, а теперь я их понимаю. Даже наш младший сын мечтает о горах, ему тоже очень понравилось.

Погода благоприятствовала, светило солнце, мы согрелись после холодной ночи. И пришлось нести на себе куртки и свитера. На гору залезли за 2 часа 30 минут, получили огромное удовольствие, вид на Люсе-фьорд открывается чудесный.

На краешке мы сфотографировались, но ноги не свешивали.

Я на краешке скалы, ну страшновато

Свесить ноги с края обрыва смелости не хватило, только сфотографировались на краю сидя. Самый край утеса называется трон короля и считается, что посидеть на нем свесив ноги очень круто.

Люсье фьорд — вид с кафедры проповедника

Вниз спускаться было тяжелее, ноги уже устали. Я поняла, как можно получить вывих лодыжки и почему треккинговые ботинки такие высокие. Когда ноги сильно устали, мышцы уже слабее держат сустав и получается, что сустав становится более подвижным и вероятность смещения, особенно при неловком движении, возрастает в разы. Это я прочувствовала на своем опыте.

Представьте себе, что сидите на краю абсолютно отвесного утеса высотой в 604 метра без какой-либо страховки. Воплотить это в реальность можно в Норвегии, посетив знаменитый Прекестулен, или так называемую Скалу-Кафедру. Эта достопримечательность для действительно смелых туристов, которые не боятся высоты. Выступающая в море скала прямоугольной формы расположена в городе Рюфюльке, что в западной норвежской провинции Ругаланн. Кафедра Проповедника обязательная для посещения, если вы хотите сполна познать величие норвежской природы.

Посетители могут добраться до Кафедры Проповедника от города Ставангер, одного из четырех крупных городов в Норвегии. Часовое путешествие на автомобиле приведет вас к парковке отеля Прекестулен Фьелльстуэ. Оттуда туристы могут могут выбрать туристический маршрут в зависимости от степени сложности, который может занимать от 1 до 3 часов. Но перед этим стоит хорошо рассчитать свои силы и оценить физическое состояние.

Если вы не хотите подниматься к вершине холма, то можете использовать паром. Путь из Ставангера к Скале Проповедника на пароме занимает приблизительно 1 час. При этом, вы сможете насладиться потрясающим видом скалы со стороны воды.

Чтобы добраться до вершины Кафедры Прекестулен, путешественники должны преодолеть 604 метра от стоянки Прекестулен. Подниматься пешком не рекомендуется в течение зимы и весны. Пока на склонах лежит снег, все еще присутствует опасность, так как скалы становятся очень скользкими. Наилучшее время покорять этот утес - период с апреля по октябрь.

Кафедра Проповедника на скале Прекестулен - главная причина, чтобы подняться на утес. Это площадка прямоугольной формы площадью 25 на 25 метров. Большая скала выступает в море и дарит массу невероятных впечатлений. Многие смельчаки небрежно сидят на краю утеса без каких-либо мер безопасности, после чего становятся героями Instagram. Хотя здесь нет никакого забора, или особенных средств безопасности, на скале никогда не происходило несчастных случаев. Некоторые люди сознательно принимали решение совершить в этом месте самоубийство, как поступила спрыгнувшая с вершины утеса австрийская пара.

Кафедра Проповедника Прекестулен - невероятное место. Здесь вы можете почувствовать, будто находитесь во главе мира, а у ваших ног лежит бескрайнее синее море и потрясающая природа Норвегии. Приезжайте и самостоятельно познайте Норвегию во всей её красоте. Для дополнительной миотивации изучите подборку 10

Прекестулен (норв. Preikestolen) — гигантский утёс с почти плоской вершиной-площадкой размером приблизительно 25 на 25 метров, расположенный напротив плато Кьераг в Норвегии. Прекестулен дословно переводится как «кафедра проповедника», а также по-английски имеет название Pulpit Rock (Скала-кафедра). Отсюда открывается великолепный вид, благодаря чему скала известна как одна из главных природных достопримечательностей Норвегии.

Утес возвышается на 604 метра над Люсе-фьордом (фьорд — узкий, извилистый и глубоко врезавшийся в сушу морской залив со скалистыми берегами), образовавшимся под действием ледников примерно 10 000 лет назад — после того, как ледник отступил, появилась гигантская трещина, которая заполнилась водой. Скальные стены по краям фьорда находятся на высоте до 1 километра над уровнем воды, а максимальная глубина фьорда — 422 метра.

Люсе-фьорд растянут на 42 километра, но из-за сложного рельефа на его берегах находятся только два населенных пункта - Люсеботн и Форсанн. Насладиться красотами фьордов можно, оплатив поездку на экскурсионном корабле.

Путь на Прекестулен сложен, и местами тропа очень крута. Она начинается с места «Preikestolhytta Youth Hostel» на высоте около 270 метров и поднимается до 604 метров:

Обычно восхождение занимает около 2 часов, но для опытного путешественника может занять порядка часа. Несмотря на то, что перепад высот составляет только 330 метров и расстояние - 3,8 километров (в одну сторону), фактически подъём длиннее и труднее, потому что тропа многократно поднимается и опускается на перевалах. Ввиду того, что дорога на Прекестулен проложена на разных высотах, она проходит через несколько различных поясов растительности, от лесов у основания до мхов и лишайников на высокогорье.

Подниматься приходится по таким тропам:

Утес и гору разделяет небольшая щель шириной 20-25 см, которая согласно ежегодным замерам, увеличивается, так что Прекестулен когда-нибудь упадет в море.

Скала Прекестулен на фоне Люсе-фьорда

По другую сторону Люсе-фьорда, относительно Прекестулена, находится плато Кьёраг. Его наивысшая точка находится на высоте 1084 метров над уровнем моря.

Большинство туристов поднимается на Кьёраг не столько ради красивых видов фьорда, сколько ради того, чтобы добраться до «камня-горошины», или Кьёрагболтена. Кьёрагболтен — это огромный булыжник объемом примерно 5 кубических метров, застрявший между двумя вертикальными скальными стенками.

Добраться до поверхности камня можно без помощи альпинистского снаряжения, однако пропасть под камнем достигает глубины примерно километр. Ради памятной фотографии некоторые рискуют жизнью:

Обе скалы, и Прекестулен и Кьёраг, пригодны для бейсдажмпинга (бейсджампинг — экстремальный вид спорта, в котором используется специальный парашют для прыжков с фиксированных объектов), но из-за большого наплыва туристов на Прекестулен, основной точкой для прыжков стал Кьёраг. В воды Люсе-фьорда совершено около 30 тысяч прыжков.