Как называется разводной мост. Где смотреть развод мостов

Страница 2 из 2

Раскрывающиеся мосты

Для таких мостов характерно вращательное движение пролетного строения относительно горизонтальной оси. Однокрылый раскрывающийся разводной мост представляет собой несимметричную систему (рис. 9.1). В закрытом состоянии пролетное строение опирается на опорные части (3) и (4); ось вращения (2) разгружена при помощи специального подклинивающего устройства (6). При раскрывании пролетное строение опирается на ось вращения, а для обеспечения устойчивого положения пролетного строения при этом и уменьшения требуемой мощности двигателей пролетное строение уравновешено противовесом (5). Расчетный пролет L выбирают в зависимости от заданной ширины подмостового габарита с учетом расстояния от центров опирания до граней опор, а также с учетом неполного освобождения подмостового габарита при раскрывании (на 5-10% больше ширины подмостового габарита). Расположение шва (1) проезжей части возможно позади оси вращения или впереди его. Последнее решение имеет преимущества: при любом положении временной нагрузки от нее не возникает отрицательной опорной реакции на опоре, на которой расположен конец крыла; во время раскрывания не образуется щели в проезжей части, через которую в колодец опоры падает грязь с разводного пролетного строения, и не исключено случайное падение человека. Шов проезжей части над главными балками и в этом случае нужно устраивать позади оси вращения, чтобы при открывании главные балки не упирались в конструкцию проезжей части.

Рис. 9.1 - Раскрывающийся мост: L - расчетный пролет моста

Для обеспечения равновесия пролетного строения раскрывающегося моста в любой момент движения необходимо, чтобы центры тяжести крыла, противовеса и ось вращения лежали на одной прямой, а моменты веса противовеса Q и веса крыла G относительно оси вращения были равны. Если противовес расположить в колодце опоры (см. рис. 9.1), потребуется значительная ширина ее. Ширина опоры может быть уменьшена, если противовес разместить между балками или фермами соседнего пролета (рис. 9.2, а) с устройством в опоре открытых ниш, а подклинку дать на конце крыла, притягивая его вниз. Уменьшить ширину опоры можно устройством шарнирного прикрепления противовеса к хвостовой части крыла (рис. 9.2, б). При этом увеличится глубина колодца, в который опускается противовес. Кроме того, если возможен подъем уровня воды выше дна колодца, потребуется гидроизоляция его. К опоре противовес дополнительно присоединяется тягой АВ для обеспечения поступательного движения и предотвращения раскачивания его. Для сохранения равновесия такой системы необходимо, чтобы точка Оʹ подвеса противовеса, ось О вращения и центр тяжести пролетного строения (вместе с хвостовой частью) лежали на одной прямой, а фигура OOʹВА представляла собой параллелограмм (см. рис. 9.2, б).

Рис. 9.2 - Расположение противовеса раскрывающегося пролетного строения

Важен вопрос числа и расположения главных балок разводного пролетного строения с учетом габарита проезда по мосту. Для железнодорожного однопутного моста, а также автодорожного при небольшой ширине проезда нужно ставить две балки. При большой ширине проезда число балок можно увеличить, но целесообразно принимать его четным с тем, чтобы можно было соединять балки связями попарно.

Раскрывающаяся система может быть и с двумя крыльями. Ее иногда применяют по архитектурным соображениям, а экономически целесообразной она может оказаться, если разводной пролет имеет значительную длину (50-70 м). Здесь, как правило, получается экономия мощности механизмов разведения и двигателей, которые должны быть рассчитаны на значительно меньшие нагрузки (хотя и поставлены в двух экземплярах). Ширина опор также может быть уменьшена. Особое внимание нужно обращать на статическую схему пролетного строения в закрытом состоянии. Здесь возможны два основных варианта: соединение концов крыльев при помощи продольно-подвижного шарнира; замыкание пролетного строения в трехшарнирную распорную систему с передачей распора через средний шарнир (рис. 9.3). В первом случае конструкция соединения проста, но жесткость пролетного строения сравнительно мала, при проходе нагрузки возникает перелом профиля проезда над шарниром. Поэтому для железнодорожных мостов это решение неприемлемо. Во втором случае конструкция усложняется и на опоры передается распор, который может быть значительным, так как система получается пологой (f/L ≥ 1/15). Однако конструкция обладает большей жесткостью. От пролетного строения (см. рис. 9.3) распор передается на опору через упор (1), ограничивающий поворот качающейся стойки (2). Пролетное строение немного не уравновешено; при закрывании качающаяся стойка, поворачиваясь, приподнимает его и разгружает ось вращения.

Рис. 9.3 - Распорная система

Возможно соединение концов крыльев замком, способным работать на полный изгибающий момент. Такое решение не реализовано из-за трудности обеспечить достаточно жесткий замок, рассчитанный на значительные усилия, который к тому же можно было бы быстро закрыть и открыть.

Для приведения раскрывающихся разводных мостов в движение применяют электромеханический или гидропривод . Электромеханический привод (рис. 9.4, а) имеет ведущую шестерню (1), которая вращается от электромотора с редуктором и имеет зацепление с зубчатой дугой (2), закрепленной на пролетном строении. Возможен вариант привода с шестерней на пролетном строении и с зубчатым кругом на опоре. Имеет свои преимущества привод с кривошипно-шатунным механизмом (рис. 9.4, б). Здесь ведущая шестерня (1) вращает кривошип (3), усилие передается на пролетное строение через шатун (4). Преимущество этого привода - нулевая скорость поворота пролетного строения в начале и конце движения. Гидропривод (рис. 9,4 в) состоит из гидроцилиндров (5) и насосных установок. В гидроцилиндре имеется поршень (6), шток которого шарнирно присоединен к пролетному строению (7). Гидроцилиндр также шарнирно присоединен к опоре. Подавая под давлением масло в полость над поршнем или под ним, можно создавать усилие, необходимое для приведения в движение пролетного строения. Гидроцилиндры имеют диаметр до 500 мм, давление масла до 10 МПа и развивают усилие до 2000 кН.

Рис. 9.4 - Привод раскрывающихся мостов

Откатно-раскрывающиеся мосты

Пролетное строение такого моста (рис 9 5) при разведении откатывается по специальному пути катания (1), опираясь на него кругом катания (2), прикрепленным к пролетному строению, которое совершает плоско-параллельное движение. Поворачиваясь в вертикальной плоскости и откатываясь назад, оно полностью освобождает отверстие разводного пролета, что является преимуществом этой системы.

Рис. 9.5 - Откатно-раскрывающийся мост

Вертикально-подъемные мосты

Пролетное строение вертикально-подъемного моста (рис. 9.6) при разведении перемещается поступательно в вертикальной плоскости. Для этого служат башни (4), которые опирают на специальные опоры или на соседние пролетные строения. На башнях укрепляют шкивы (2) через которые проходят тросы (1). Тросы соединяют подъемное пролетное строение с противовесами (3), которые при раскрывании моста опускаются вниз. Высоту подъема h п пролетного строения определяют как разность высот подмостового габарита в разводном пролете в закрытом h 3 и в раскрытом h p состояниях - причем высота h 3 может быть приближенно принята равной высоте подмостового габарита в неподвижных судоходных пролетах. При предварительном определении высоты башен оставляют запас а , равный 3-5 м.

Рис. 9.6 - Вертикально-подъемный мост

Назначая размеры башни, заботятся об устойчивости ее против опрокидывания как вдоль так и поперек моста. Значительные растягивающие усилия в ногах башни нежелательны. Поэтому длина основания башни при расположении ее на соседнем пролетном строении обычно назначается около 1/6 H, а при опирании на опоры - 1/4÷1/5 H; ширина башни поперек моста, как правило, не менее 1/6 H.

Кроме основной разновидности вертикально-подъемных мостов с подъемом всего пролетного строения на специальных башнях, применяли системы с поднимающейся конструкцией проезжей части при небольшой высоте подъема h п, с пролетным строением, опускающимся под воду, и в других редких случаях.

Подъемное пролетное строение может иметь сквозные или сплошные главные фермы. Для железнодорожных мостов, как правило, применяют две главные сквозные фермы с ездой понизу, а для автодорожных используют также и другие типы конструкций, например пролетное строение с ездой поверху и с несколькими главными балками. В этом случае потребуются мощные поперечные балки, за концы которых будут закреплены тросы противовесов. Пролетное строение со сквозными главными фермами может иметь ту же конструкцию, что и типовое пролетное строение обычного неподвижного моста.

Дополнительно требуются лишь элементы опорной стойки и верхнего пояса в первой панели. К образуемому ими верхнему узлу прикрепляют поперечную подъемную балку.

Башни в большинстве случаев состоят из двух продольных ферм, включающих в себя передние и задние стойки и решетку, и двух ферм связей, расположенных в поперечных плоскостях. Фермы связей в нижней части представляют собой порталы для обеспечения проезда. Наверху устраивают оголовки в виде системы балок, воспринимающих нагрузку от шкивов и передающих ее на башни. Передние стойки башен вертикальны, задние обычно наклонны или очерчены по ломаной. Расстояние между осями передних стоек в поперечном направлении, как правило, равно расстоянию между осями главных ферм подъемного пролета или соседнего с подъемным (если башня располагается на соседнем пролетном строении). Ширину башни поверху в продольном направлении принимают минимальной, недостаточной для свободного движения противовеса внутри башни. Понизу башня должна иметь ширину, достаточную для обеспечения ее устойчивости против опрокидывания. Если к разводному пролету примыкают небольшие пролеты, то башни ставят на сближенные опоры. Если пролетные строения в соседних пролетах имеют большую длину, то башни располагают на них (см. рис. 9.6). Иногда при небольшой высоте подъема и значительной высоте соседних пролетных строений оказывается возможным обойтись без башен, расположив оголовки и шкивы на верхних поясах соседних пролетных строений. Подъемные тросы, перекинутые через шкивы и связывающие подъемное пролетное строение с противовесом, прикрепляют к пролетному строению при помощи поперечных подъемных балок.

Оголовок башни (рис. 9.7) представляет собой балочную клетку, воспринимающую нагрузку от шкивов и передающую ее в узлы башни. Шкивы (1) опираются своими осями через подшипники (2) на продольные балки (3). Каждая продольная балка одним концом располагается на передней поперечной балке (4), прикрепленной к передним стойкам (5) башни, а другим концом соединена с задней поперечной балкой (6). В местах передачи на балки сосредоточенных усилий ставят ребра жесткости. Чтобы продольные балки (3) были устойчивы и хорошо противостояли горизонтальным ветровым и случайным нагрузкам, их поперечное сечение можно сделать коробчатым или укрепить места опирания на переднюю поперечную балку при помощи кронштейнов.

Рис. 9.7 - Конструкция оголовка башни

Вертикально-подъемные мосты обладают значительной жесткостью. В качестве подъемных пролетных строений могут быть использованы типовые конструкции с незначительными изменениями. Система достаточно экономична, если высота подъема не слишком велика. Недостаток - наличие башен, ухудшающих внешний вид моста.

Для приведения вертикально-подъемных мостов в движение, как правило, используют электромеханический привод. Электрические лебедки приводят в движение пролетное строение при помощи системы блоков и тросов, закрепленных за пролетное строение и башни. Лебедки можно размещать на пролетном строении, тогда синхронность их работы можно легко обеспечить. Находит применение привод, при котором электромоторы с редукторами размещают на башнях, а усилие от ведущей шестерни передается непосредственно на зубчатый венец шкива. Это устройство надежно в работе, но требует синхронизации вращения шкивов на обеих башнях, что можно обеспечить при помощи специальной электрической системы, связывающей электродвигатели привода (электрический вал).

Поворотные мосты

Такие разводные мосты имеют пролетные строения, поворачивающиеся вокруг вертикальной оси. В разведенном состоянии пролетное строение располагается вдоль реки, открывая для судоходства обычно два одинаковых пролета. Одной из разновидностей может служить поворотный мост (рис. 9.8) с опиранием пролетного строения на катки (2) при помощи центрального барабана (4), прикрепленного к пролетному строению. Катки перекатываются по кольцевому пути (5), уложенному на опоре (6). Для центрирования пролетного строения и катков служит неподвижная ось (3), не несущая вертикальной нагрузки. На крайних опорах установлены подклинивающие устройства (1), воспринимающие на себя часть постоянной нагрузки в закрытом состоянии.

Рис. 9.8 - Поворотное пролетное строение

Поворотные мосты сравнительно просты по конструкции, имеют достаточную жесткость и в разведенном состоянии не стесняют габарита для прохода судов по высоте. Недостатки их - опасность навала судов на пролетное строение и как следствие замедление прохода судов, а также значительная ширина центральной опоры. Выбирая систему поворотного моста, нужно иметь в виду, что при опирании пролетного строения на катки, они работают и под эксплуатационными нагрузками. Чтобы предупредить быстрый износ катков, необходимо ставить их довольно много; диаметр круга катания получается значительным и размеры центральной опоры возрастают. Катки подвержены неравномерному износу, а замена их связана с подъемкой пролетного строения. Требуется точное выравнивание кругового пути под катками, в противном случае резко возрастают сопротивления движению и износ катков.

Расстояние между главными фермами пролетного строения при езде поверху принимают равным 2,5-3,5 м, а число главных ферм - в зависимости от габарита проезда на мосту. В случае стесненного подмостового габарита применяют пролетное строение с ездой понизу с двумя главными фермами. Главные фермы могут быть сквозными или сплошными; как правило, при пролетах до 50 м преимущество имеют сплошные главные фермы. Высота главных ферм обычно увеличивается к центральной опоре, где достигает примерно 1/8-1/15 L; в середине пролета высота главных ферм около 1/10-1/20 L.

Для поворота пролетного строения может быть использован электромеханический или гидравлический привод, аналогичный применяемым для раскрывающихся мостов с той разницей, что вращение здесь происходит относительно вертикальной оси.

Приведенными примерами не исчерпывается все многообразие систем и разновидностей разводных металлических мостов. В подходящих условиях могут быть применены раскрывающиеся мосты с расположением противовеса над проезжей частью (что сокращает размеры опоры), а также коромысловые раскрывающиеся мосты. При длине разводного пролета более 50 м во многих случаях оказываются целесообразными сквозные фермы. При стесненном подмостовом габарите в закрытом состоянии уместно разводное пролетное строение с ездой понизу.

Пример конструкции раскрывающегося разводного моста

Конструция разводного городского моста, обеспечивающего пропуск морских судов при подмостовом габарите шириной 55 м и высотой 60 м, разработана Ленгипротрансмостом. Разводная часть перекрыта однокрылым раскрывающимся пролетным строением, имеющим в закрытом состоянии расчетный пролет 60,4 м. Угол раскрытия, равный 77°, обеспечивает подмостовой габарит (рис. 9.9). Подклинка хвостовой части не применена. В закрытом состоянии пролетное строение опирается на неподвижную опорную часть концом крыла (1) на шарнирную стойку, расположенную на одной вертикали с осью вращения, и представляет собой простую балку на двух опорах с консолью, на которой размещен противовес. Устойчивое положение крыла в закрытом состоянии, а также разгрузка оси вращения обеспечиваются за счет неуравновешенности крыла при раскрывании (момент от неуравновешенных сил 6 МН∙м). Такое решение потребовало увеличения мощности привода, но зато упростило конструкцию ввиду отсутствия механизмов подклинки.

Рис. 9.9 - Раскрывающееся разводное пролетное строение: 1 - очертание подмостового габарита; 2 - крыло в раскрытом положении; 3 - ось вращения; 4 - противовес; 5 - опорная стойка; 6 - крыло в закрытом положении

Мост с шириной проезжей части 18,5 м рассчитан на четырехполосное автомобильное движение. Кроме того, предусмотрены два тротуара по 2,25 м рис. 9.10). В поперечном сечении пролетное строение имеет четыре главные балки сплошного сечения и ортотропную плиту проезжей части в виде горизонтального листа толщиной 12 мм, усиленного продольными ребрами 80×10 мм через 400 мм и поперечными балками высотой 500 мм, поставленными через 2200 мм. Стенки главных балок имеют толщину 12 мм (в хвостовой части - 20 мм) и усилены продольными и поперечными ребрами жесткости. Материал пролетного строения - стали классов С-35 и С-40. Два противовеса расположены между главными балками. По обе стороны от пар балок размещены гидроцилиндры привода. В раскрытом состоянии противовесы опускаются в колодец опоры, низ которого находится на 3,5 м ниже уровня воды в реке. Поэтому особое внимание обращено на гидроизоляцию колодца: нижняя его часть защищена от проникания воды сплошным кожухом из стали толщиной 10 мм, усиленным ребрами жесткости. Кожух сварен и проверен на водонепроницаемость до бетонирования опоры.

Рис. 9.10 - Поперечный разрез у противовесов: 1 - главные балки; 2 - противовес; 3 - ось гидроцилиндра

Во время раскрывания и в раскрытом состоянии крыло опирается на оси вращения, раздельные для каждой главной балки (1); применены роликовые двухрядные самоустанавливающиеся подшипники (2) (всего 8 шт.), допускающие статическую нагрузку до 4,9 МН (рис. 9.11). Вес крыла с противовесом составляет приблизительно 24 МН.

Рис. 9.11 - Расположение основных механизмов

Пролетное строение приводят в движение при помощи гидропривода. Гидроцилиндры (3) расположены в поперечном сечении в четырех плоскостях вертикально и создают пару сил с плечом 3,4 м, поэтому во время их работы не происходит дополнительной перегрузки оси вращения. Штоки гидроцилиндров шарнирно прикреплены к пролетному строению, в состав которого включены специальные поперечные балки (7) с кронштейнами (8). В помещении внутри опоры разводного пролетного строения размещены основные наносные установки, обеспечивающие раскрытие за 4 мин, а также запасные насосные установки, работающие от автономной электростанции.

Опорные стойки (9), на которые опирается пролетное строение в закрытом состоянии, служат одновременно механизмом для разгрузки осей вращения крыла (рис. 9.12). При раскрытом крыле стойки расположены наклонно, а пролетное строение опирается на оси вращения. Во время закрывания, при подходе крыла к горизонтальному положению, стойка при помощи специальной тяги подводится к крылу и вступает в зацепление с опорной частью, прикрепленной к нижнему поясу главной балки. В этот момент опорная стойка имеет небольшой наклон к вертикали, а крыло - к горизонтали. При дальнейшем движении, которому способствует неуравновешенность крыла, стойка встает в вертикальное положение. При этом крыло приподнимается приблизительно на 5 мм, ось вращения разгружается, а в подшипнике оси вращения образуется зазор.

Рис. 9.12 - Опорная стойка: 1 - ось вращения; 2 - зазор под подшипником; 3 - тумба под ось вращения; 4 - опорная стойка после раскрытия; 5 -тяга; 6 - опорная стойка в закрытом положении; 7 - опора

Для смягчения удара при подходе крыла к положению наибольшего раскрытия предусмотрены буферные устройства (6) из резины, а для фиксации крыла в раскрытом положении - автоматические гидравлические замки (5) в виде выдвижных засовов в углублениях на концах главных балок (см. рис. 9.11).

Пример конструкции вертикально-подъемного моста

Конструкция пролетного строения железнодорожного моста разработана Ленгипротрансмостом в 1978 г. По условиям судоходства для прохода крупных судов требуются отверстие моста 40 м и высота подъема 30 м (рис. 9.13).

Рис. 9.13 - Вертикально-подъемное разводное пролетное строение

В качестве подъемного использовано типовое пролетное строение (10) пролетом 44,8 м с добавлением элементов, необходимых для подъема его в положение (9). Башни подъемного пролета расположены на соседних пролетных строениях и имеют сварные элементы с монтажными соединениями на фрикционных болтах (сталь 15ХСНД). Передние стойки башен (6) вертикальные, коробчатые. На них передаются значительные усилия. Наклонные задние стойки (1), как и элементы решетки продольных вертикальных ферм башен, имеют Н-образное сечение.

В поперечных плоскостях поставлены связи (11), и, кроме того, в горизонтальных плоскостях в каждом узле башен - крестовые поперечные связи. Оголовок башни представляет собой балочную клетку, опертую на переднюю (4) и заднюю (2) поперечные балки. На оголовок опираются подшипники шкивов (3), имеющих диаметр 2700 мм. Каждый шкив имеет с одной стороны зубчатый венец, с которым находится в зацеплении ведущая шестерня, приводимая в движение электромотором через редуктор. Шестерни двух шкивов на одной башне расположены на одном общем валу. Для синхронизации подъема обоих концов пролетного строения использовано устройство, называемое электрическим валом и требующее укладки кабелей, соединяющих электродвигатели привода на обеих башнях. Для того чтобы избежать укладки кабелей под водой, применен легкий кабельный мостик (8).

Пролетное строение уравновешивается при помощи противовесов (5), состоящих из металлических каркасов с монолитным бетонным заполнением и съемных железобетонных плит для точной регулировки веса. Предусмотрено подвешивание противовесов к балкам оголовка при помощи стальных лент для разгрузки канатов при ремонте. Подвесные тросы (7) по 10 на каждом шкиве соединяют пролетное строение и противовесы (тип тросов 37-Г-В-ЖС-О-Н-140). Тросы прикреплены к подъемной балке (12), расположенной в узле В1 пролетного строения.

Пролетное строение оборудовано дополнительными устройствами (рис. 9.14). Подвесные тросы прикреплены к подъемной балке (1) через стальные стержни с резьбой, ввинченные в анкерные стаканы (11) и имеющие на концах гайки (3) для точкой регулировки длины каждого троса. Регулировать можно при помощи переставных гидравлических домкратов (4) со специального мостика (5). При подходе тросов к подъемной балке они разводятся по обе стороны ее стальными отклоняющими отливками (2). Для предотвращения раскачивания пролетного строения на тросах во время подъема имеются направляющие устройства в виде восьми обойм с роликами, прикрепленных к пролетному строению. Во время подъемки ролики катятся по направляющим листам башен. В плоскости нижнего пояса в опорных узлах одного конца пролетного строения поставлены обоймы с тремя роликами (9), препятствующие перемещению пролетного строения как в продольном, так и в поперечном направлениях. В остальных опорных узлах верхнего и нижнего поясов поставлены обоймы с одним роликом (10), препятствующие только поперечным перемещениям. Таким образом обеспечены стабильное положение пролетного строения при подъеме и свобода температурных перемещений опорных узлов. К опорной поперечной балке подъемного пролетного строения прикреплены пневматические буферные устройства (8) для предотвращения ударов при опускании пролетного строения. Для точной фиксации пролетного строения в поперечном направлении служит центрирующее устройство (7), прикрепленное к опоре, в которое входит выступ со скосами, присоединенный к опорной поперечной балке.

Рис. 9.14 - Детали разводного пролетного строения

Вес подъемного пролетного строения 2,23 МН; оно уравновешено противовесами не полностью. Пролетное строение тяжелее противовесов на 40 кН, кроме того, неуравновешенная часть тросов при опущенном пролетном строении составляет 66 кН, что создает устойчивое положение пролетного строения в закрытом состоянии. Для дополнительной гарантии против самопроизвольного подъема пролетного строения, например от действия восходящего ветра, предусмотрены пролетные замки. Ригель замка (6) после опускания пролетного строения перемещается при помощи механического привода (12) в продольном направлении и входит в вырезы коробки центрирующего приспособления,

Железнодорожный путь на пролетном строении устроен на металлических поперечинах. Для точного совмещения рельсового пути на разводном и неподвижном пролетных строениях предусмотрены рельсовые замки.

Продолжительность подъема основным приводом 2 мин. Кроме основного, предусмотрены запасной привод с автономной электростанцией (время подъема 17 мин) и ручной аварийный привод (время подъема 150 мин). Мощность основного и синхронизирующего приводов 45 - 22 = 67 кВт.

Ежегодно, с апреля по ноябрь, разводные мосты обеспечивают навигацию по реке Неве, создавая необходимые условия для судоходства. Разводка мостов Санкт-Петербурга и их наведение в соответствии с графиком — приоритетное направление работы СПб ГБУ «Мостотрест».

В Санкт-Петербурге насчитывается 18 разводных мостов — тех, у которых сохранились в рабочем состоянии разводные механизмы. Из них в период навигации регулярно разводятся 12 переправ:

  • Троицкий, Литейный, Большеохтинский, мост Александра Невского и Володарский — через реку Неву;
  • Благовещенский и Дворцовый мосты — через Большую Неву, соединяющие Центральную часть города и Васильевский остров;;
  • Биржевой и Тучков мосты — через Малую Неву, которые соединяют Петроградскую сторону с Васильевским островом;
  • Сампсониевский, Гренадерский и Кантемировский мосты — через Большую Невку.

Развод мостов через Большую Неву, Малую Неву и Неву производится в соответствии с утвержденным графиком. В том числе Благовещенский, Дворцовый, Биржевой, Тучков и Володарский мосты обычно разводятся и наводятся дважды за ночь.

Три моста через Большую Невку разводят по предварительным заявкам, которые необходимо подавать за двое суток.

Разводные мосты Петербурга различаются по конструкциям — у каждой переправы есть свои особенности.

Разводные пролеты невских переправ могут быть однокрылыми, как у Троицкого, Литейного, Володарского, Гренадерского и Кантемировского мостов, или двукрылыми — как у остальных. Но все они относятся к раскрывающейся системе: в разведенном положении крылья подняты вверх.

Однако так было не всегда — еще полвека назад Литейный и Кировский (ныне Троицкий) мосты имели поворотную систему разводных пролетов: пропуская суда, крылья раздвигались в горизонтальной плоскости. Это значительно ограничивало судоходные габариты, поэтому в 1965-1967 годах переправы были реконструированы.

Уникальная откатно-раскрывающаяся система разводного пролета — у Биржевого моста. В начале разводки мост раскрывается на 15 сантиметров, крылья откатываются друг от друга, центр тяжести крыла изменяется, и это значительно облегчает разводку. Такая конструкция не имеет аналогов в мире. Есть своя особенность и у Гренадерского моста: он разводится в три этапа с короткими остановками.

Большинство мостов Петербурга разводятся посредством новейших гидравлических систем. Исключение составляют Биржевой и Сампсониевский мосты, чья разводка осуществляется с помощью электромеханического привода. На некоторых мостах — например, на Дворцовом или Сампсониевском — сохранилась также уникальная возможность ручной разводки.

Современная гидравлика позволяет полностью развести мост за 2-5 минут, за такое же время мост наводится.

Во время навигации под крыльями невских мостов за ночь могут проходить до 50 судов. Разводку мостов Петербурга и их наведение обеспечивают высококвалифицированные бригады механиков СПб ГБУ «Мостотрест». Зимой, между навигациями, специалисты «Мостотреста» выполняют плановый ремонт и отладку всех механизмов и систем, что позволяет быть уверенными в надежной и бесперебойной работе разводных мостов через Неву и ее рукава.

Развод мостов осуществляется точно по расписанию. А вот навести переправу могут и раньше графика, когда пройдут все суда. В ряде случаев может быть отменена и вторая разводка.

Для удобства наземного транспорта и пешеходов СПб ГБУ «Мостотрест» разработало уникальную онлайн-систему оповещения, которая позволяет узнать в режиме реального времени, открыт мост или закрыт прямо сейчас, чтобы построить оптимальный маршрут по городу. Эта информация, как и самый точный график разводки мостов на текущий сезон навигации, доступны на сайте СПБ ГБУ «Мостотрест» и в мобильном приложении «Мосты Петербурга».

Миссия моста — соединять, даже когда он разведен!

Развод мостов в белые ночи, одно из самых интересных зрелищ Санкт-Петербурга, увидеть которое стремится множество туристов приезжающих в наш город. График разводки мостов, опубликованный в нашем гиде по Петербургу, поможет Вам правильно спланировать свою прогулку по ночному городу и оказаться именно на том берегу Невы, откуда беспрепятственно после романтической прогулки можно будет добраться до своего отеля не дожидаясь пока сведут мосты над Невой.


График разводки мостов 2018


С конца апреля, когда Нева освобождается от ледяных оков и по ноябрь месяц, начинается период навигации и по ночам строго по графику производится развод мостов. Особо зрелищным это действие бывает в период белых ночей, когда набережные реки Невы наполняются множеством людей, а по реке под раскрытыми створами мостов проплывают большие и малые суда - город Петра наполняется особым фантастическим смыслом.


В Санкт-Петербурге более 300 мостов из которых 13 разводятся. Изначально в новой столице при Петере I, мостов не было, жители переправлялись через реку Неву и каналы на лодках и паромах. Государь желал приучить народ к судоходному делу и требовал преодолевать водную стихию на лодках. Хотя при Петре появился первый деревянный мост (в 1703 году), соединивший Заячий остров, где возводилась Петропавловская крепость и Березовый остров (Петроградская сторона).



Первым мостом через Неву был наплавной, построенный в 1727 году, соединивший Васильевский остров и Адмиралтейскую набережную. Мост был назван Исаакиевским, по месту расположения напротив церкви Исаакия Далматского (Сенатская площадь). Плавучими опорами моста служили баржи, через которые были перекинуты деревянные пролеты; для прохода судов по реке мост раздвигался.


Первый разводной мост через Неву был возведен по проекту инженера путей сообщения С.В.Кербедза в 1843 - 1850 годах, соединив Васильевский остров и Английскую набережную, ему дали название Благовещенский. Великолепное чугунное убранство моста было выполнено по проекту архитектора А. П. Брюллова. В наши дни Благовещенский мост считается одним из самых красивых мостов Санкт-Петербурга.


Особый восторг вызывает непосредственный развод мостов на участке Невы исторического центра Санкт-Петербурга, который начинается приблизительно в половине второго ночи, когда почти одновременно раскрываются створы Благовещенского и Дворцового мостов, следом разводят Троицкий мост и последним поднимает свое гигантское крыло Литейный мост.


В конце июня на берегах Невы проходит уже известный на весь мир праздник выпускников «Алые паруса», который собирает на набережные и площади Санкт-Петербурга множество выпускников со всей России, а также просто туристов и жителей города. Площади в центре города превращаются в импровизированные концертные площадки, главной из которой становится Дворцовая площадь, где проходит гала-концерт. Кульминацией же праздника является развод мостов – когда через их раскрытые створы в дельту Невы под ослепительные вспышки салютов и фейерверков входит под алыми парусами корабль.


Отправляясь на ночную прогулку по набережным, не забудьте планшет, загрузив наш путеводитель, Вы сможете легко ориентироваться в городе. График разводки мостов на 2018 год даст необходимую информацию о времени одного из самых интересных событий белых ночей – развода мостов над Невой.

Благовещенский мост (мост Лейтенанта Шмидта)


Благовещенский мост - последний разводной мостом по течению Невы к Финскому заливу.


В 1850 году в Санкт-Петербурге возвели Благовещенский мост - первый постоянный разводной мост. Декоративное убранство моста поразило современников своим высоким художественным оформлением. Чугунный ажур перил украшал сложный орнамент с вплетенными рельефами декоративных изображений морских чудовищ. Декоративные элементы ограды была отлита по рисункам выдающегося художника А. Брюлова.
Художественное оформление моста завершили изящные газовые фонари изготовленные по проекту инженера Д. Цветкова.


В советское время был известен, как мост Лейтенанта Шмидта, но в 2007 году после капитальной реконструкции ему вернули историческое название Благовещенский.


В период белых ночей в Санкт-Петербурге, набережные рядом с Благовещенским мостом заполнены туристами, развод створов производится одновременно с Дворцовым мостом – открывается фантастическая картина на Неву.

Характеристики

Мост соединяет:

Площадь Труда (Исторический центр города), Площадь Трезини, Университетская набережная (Васильевский остров)

Автор проекта:

инженер С. В. Кербедз

Годы возведения:

1843 – 1850

Параметры:

Длина – 331 м Ширина – 37 м

Как добраться до Благовещенского моста.

Со стороны Центральной части города: от станции метро «Адмиралтейская» или «Садовая» доехать на наземном общественном транспорте до площади Труда и от нее пешком в сторону Невы. Со стороны Васильевского острова: от станции метро «Василеостровская» пешком по 6-7 линии В.О. в сторону Невы, прогулка займет приблизительно 10 минут.

График разводки Благовещенского моста в 2018 году:

1:25 – 2:45 и 3:10 – 5:00

Дворцовый мост


Один из самых рекламных видов города на Неве постоянно тиражируемый во всем мире, является разведенный Дворцовый мост в белые ночи с Петропавловской крепостью на втором плане. Именно сюда устремляются тысячи туристов в период белых ночей, чтобы полюбоваться грандиозным зрелищем развода мостов над Невой.


История возведения Дворцового моста относится к концу 19-го – началу 20-го вв. Изначально мост через Неву был деревянным (плашкоутным). В 1880 году встал вопрос о замене устаревшего Дворцового моста – с таким предложением представители общественных организаций Санкт-Петербурга обратились к городским властям. Были объявлены конкурсы на проект нового Дворцового моста, но время шло, а строительство так и не начиналось. В итоге мост был возведен по проекту инженера А. П. Пшеницкого только в 1916 году. Его запустили в эксплуатацию не завершенным, без проектной декоративной отделки, с временными деревянными ограждениями, которые заменили на постоянные лишь к 1939 году. Современное художественное оформление Дворцовый мост приобрел к 1970 году, были установлены чугунные ограждения с декоративными элементами и фонари.

Характеристики

Мост соединяет:

Дворцовый проезд, Дворцовая набережная (Исторический центр города), Биржевая площадь (Васильевский остров)

Автор проекта:

инженер А. П. Пшеницкий

Годы возведения:

1912 – 1916

Параметры:

Длина – 260 м Ширина – 27,8 м

Как добраться до Дворцового моста:

От станции метро «Адмиралтейская», выйдя пересечь Невский проспект и через Арку Главного штаба направиться по Дворцовой площади к Неве.
От станции метро «Невский проспект» на общественном транспорте в сторону Невы.

График разводки Дворцового моста в 2018 году:

1:10 – 2:50 и 3:10 – 4:55

Биржевой мост


На Васильевском острове, со стороны Малой Невы, был размещен Торговый порт и Таможня. Из-за плотного движения торговых судов по реке к порту в районе Стрелки Васильевского острова постоянная переправа отсутствовала до конца 19-го века. Жители и грузы из одного берега на другой переправлялись на лодках и баржах.


После переноса порта, Городской думой принимается решение о строительстве моста, который должен соединить Стрелку Васильевского острова и Петроградскую сторону. В 1894 году возводится деревянный разводной мост. В то время строительство из дерева мостов было распространено, это был наиболее дешевый и быстрый способ. Свое название Биржевой мост получил от месторасположения рядом со знаменитым зданием Биржи.


В дальнейшем деревянный мост неоднократно ремонтировался. К середине 20-го века его конструктивные возможности уже не выдерживали транспортных нагрузок.


В 1960 году на месте деревянного строится пятипролетный, металлический, арочный, разводной мост.


По своему архитектурному и стилевому решению Биржевой мост великолепно вписан в парадную панораму Санкт-Петербурга, фланкируя с Дворцовым мостом по сторонам Биржевую площадь, гармонично завершая архитектурный ансамбль Стрелки Васильевского острова.

Характеристики

Мост соединяет:

Биржевая площадь (Васильевский остров), Мытнинская набережная (Петроградская сторона)

Авторы проекта:


Год возведения:

1960

Параметры:

Длина – 239 м Ширина – 27 м

Как добраться до Биржевого моста:

Выходите на станции метро «Спортивная», там или на транспорте или пешком к Неве в сторону Биржи.

График разводки Биржевого моста в 2018 году:

2:00 – 4:55

Тучков мост


В 18-м веке на Неве устраивали плашкоутные переправы. Поперек реки выстраивали в ряд баржи, сверху клали деревянный настил, по которому переправлялся груженый транспорт и пешеходы. Для прохода судов по реке в определенное время баржи разъединяли и разводили. Именно такой и была переправа в месте, где сейчас находится Тучков мост.


Плашкоутные переправы были не надежными и недолговременными, часто выходили из строя во время ледоходов и в непогоду, кода из-за сильного ветра поднималась большая волна на реке.


В 1835 году возводят надежный постоянный многопролетный деревянный мост с разводным механизмом.


В 1965 году Тучков мост был перестроен в трехпролетный, разводной, с пролетами из металла опирающихся на гранитные быки. Вместе с ним была реконструирована набережная Макарова Васильевского острова.


Архитектура моста гармонично вписана в панораму водного ландшафта Малой Невы и обрамляющих ее набережных.

Характеристики

Мост соединяет:

Кадетская линия (Васильевский остров), Большой проспект (Петроградская сторона)

Авторы проекта:

инженеры В. В. Демченко и Б. Б. Левина, архитекторы Л. А. Носкова и П. А. Арешева

Годы возведения:

1962 - 1965

Параметры:

Длина – 226,2 м Ширина – 36 м

Как добраться до Тучкова моста:

Выйдя из станции метро «Спортивная» нужно пройти по Большому проспекту Петроградской стороны к Малой Неве и Вы окажетесь на мосту.

График разводки Тучкового моста в 2018 году:

2:00 – 2:55 и 3:35 – 4:55

Троицкий мост


Изысканное декоративное убранство и ажурность силуэта Троицкого моста давно является примером для подражания при возведении переправ через реки.


По мосту проходит туристический пешеходный маршрут от Марсового поля к Петропавловской крепости, откуда открывается великолепная парадная панорама на самые известные достопримечательности города на Неве.


Место возведения Троицкого моста имеет особое историческое значение, именно с Петропавловской крепости, Троицкой площади и недалеко находящегося Домика Петра I, начал формироваться и строится Санкт-Петербург. Именно здесь, чуть выше по течению Невы напротив Домика Петра I и Летнего Сада в 1703 году была выстроена временная переправа.


С 1824 по 1827 год уже новый плашкоутный мост возвели на том месте где находится Троицкий мост.


При правлении императора Николая II, в 1892 году было утверждено строительство постоянного моста. В политических целях, подтверждая дружеские отношения с Францией, строительство моста поручают французской строительной фирме «Батиньоль» и руководство главному инженеру Артуру Флаше.
При строительстве моста были применены самые передовые для того времени технологии. Пролеты арок были выполнены из металлических конструкций с применением консольно-арочной системы, что значительно облегчило пролетные фермы и предало мосту визуальную ажурность.


Изысканностью форм выделяется декоративное решение ограждений и фонарей Троицкого моста. Со стороны Суворовской площади в створе моста были возведены обелиски, украшенные литыми рострами кораблей.


Торжественное освящение и открытие моста состоялось в дни празднования 200-летия Санкт-Петербурга, 16 (27) мая 1903 года, в присутствии императора Николай II, Августейшей семьи, их свиты, высшего духовенства, почетных гостей, при большом скоплении народа. Это событие широко освещалось в хрониках того времени.


В советское время мост назывался Кировским. В новый исторический период России, в 1991 году, городу возвращают историческое название Санкт-Петербург, многим улицы и площади вновь обретают свои исконные названия, мост опять становиться Троицким.

Характеристики

Мост соединяет:

Суворовская площадь (Исторический центр города), Троицкая площадь (Петроградская сторона)

Авторы проекта:

инженер А.Флаше

Годы возведения:

1896 - 1903

Параметры:

Длина – 582 м Ширина – 23,43 м

Как добраться до Троицкого моста:

От Невского проспекта по Садовой улице можно доехать на наземном общественном транспорте или в хорошую погоду совершить пешую прогулку мимо Михайловского замка, через Марсово поле к Неве и продолжить ее через Троицкий мост к Петропавловской крепости, любуясь открывшийся Невской панорамой.
Со стороны Петроградской стороны от станции метро «Горьковская» по Каменноостровскому проспекту идет много общественного транспорта, проехать надо ровно одну остановку в сторону Невы или прогуляться по тенистым аллеям Александровского парка параллельно Каменноостровскому проспекту.

График разводки Троицкого моста в 2018 году:

1:20 – 4:50

Литейный мост


Литейный мост, соединив Выборгскую сторону и левый берег Невы, стал второй постоянной переправой. Строительство моста длилось с 1875 по 1879 гг. При сооружении переправы были применены передовые на то время технологии, пролетные фермы были изготовлены из стали, а не чугуна, что позволило увеличить сами пролеты. Разводился мост не вверх, а в сторону при помощи поворотного устройства, которое приводили в действие восемь рабочих вручную. Позже развод крыла стал осуществляться при помощи водяной турбины. Освещался мост при помощи электрических фонарей, что тоже было новшеством для того времени.


В двадцатом веке Литейный мост был перестроен. После реконструкции Волго-Балтийского канала, которая закончилась 1964 году, поток судоходства на Неве увеличился и потребовалась глобальная реконструкция Литейного моста.


С 1966 по 1967 год мост фактически был перестроен – он стал шире, его ширина составила 34 метра. Разводной пролет стал подниматься. Набережные тоже были перестроены.

Характеристики

Мост соединяет:

Литейный проспект (Исторический центр города), Улица Лебедева (Выборгская сторона)

Авторы проекта:

инженеры А. Е. Струве, А. А. Вейс

Годы возведения:

1875 - 1879

Параметры:

Длина – 396 м Ширина – 34 м

Как добраться до Литейного моста.

От Невского проспекта по Литейному проспекту можно проехать на общественном транспорте до конца к Неве. От Финляндского вокзала, от станции метро «Площадь Ленина», по улице Лебедева до Литейного моста.

График разводки Литейного моста в 2018 году:

1:40 – 4:45

Мост Императора Петра Великого (Большеохтинский мост)


Силуэт Большеохтинского моста узнаваем из далека, ажур гигантских ферм и башни-маяки выделяет его среди других переправ через Неву. Он перекинут от левого берега Невы, в районе Смольного монастыря к правому берегу, где расположен старейший район Санкт-Петербурга – Охта. Известно, что на землях Охты были исторические поселения задолго до строительства Северной столицы.


В 19-ом веке Охта была рабочим районом, здесь размещались заводские предприятия и поселения разного ремесленного и рабочего люда. При правлении императора Николая I, в 1829 году при разработке плана развития города, было указано о строительстве переправы через Неву в районе Охты и Смольного монастыря. Из за нехватки средств строительство переправы в этом районе затянулось и только в 1884 году было принято решение Городским Советом о строительстве моста.


Заложили мост в 1911 году, к дате празднования 200-летия победы в Полтавской битве. Название мосту дали Петр Великий. Торжественное освящения и открытие моста проходило при большом скоплении горожан 26 октября 1911 года.


Трехпролетный мост имел оригинальное для того времени конструктивное и архитектурное решение. Несущие арочные боковые пролеты длиной 136 метров каждый, были изготовлены из клепанного металла, что придало конструкциям ферм высокую прочность. Такое инженерное решение конструкций позволило создать особую визуальную ажурность мосту. Центральный пролет украсили высокие гранитные башни-маяки. Раскрывается центральный пролет путем вращения двух крыльев вокруг горизонтальных осей и поднятием их вертикально вверх.


Архитектурно-инженерное решение моста Петр Великий, было абсолютно ново для того времени и потому его облик не всем понравился, а некоторым казался даже уродливым, но прошло время и теперь переправа через Неву считается одним из шедевров мостостроения двадцатого века.

Характеристики

Мост соединяет:

Синопская набережная (Исторический центр города), Свердловская набережная (Исторический район Охта)

Авторы проекта:

инженеры Г. Г. Кривошеин, В. П. Апышков

Годы возведения:

1909 - 1911

Параметры:

Длина – 335 м Ширина – 24 м

Как добраться до Большеохтинского моста.

К Большеохтинскому мосту проще всего доехать от Невского проспекта на наземном общественном транспорте идущим до
Среднеохтинского проспекти, либо от станции метро «Чернышевская» в том же направлении.

График разводки Большеохтинского моста в 2018 году:

2:00 – 5:00

Мост Александра Невского


Мост Александра Невского относится к постройкам Советской эпохи послевоенного времени.


Возведение моста было завершено в 1965 году. Его инженерное, архитектурное и художественно - пластическое решение полностью соответствовало популярному стилю минимализма 60-х годов. Силуэт моста, гармонично вписался в Невскую панораму, объединив набережные с зданиями в единый архитектурный ансамбль. Ночью переправу подсвечивает эффектная иллюминация, подчеркивая динамичный ритм пролетов моста.

Характеристики

Мост соединяет:

Площадь Александра Невского (Исторический центр города), Заневский проспект

Авторы проекта:

инженер А. С. Евдонин, архитекторы А. В. Жук, С. Г. Майофис, Ю. И. Синица

Годы возведения:

1959 - 1965

Параметры:

Длина – 629 м Ширина – 35 м

Как добраться до моста Александра Невского:

Доехать до станции метро «Площадь Александра Невского», выйдя из метро Вы окажетесь на площади перед мостом Александра Невского. Можно посетить Александро-Невскую лавру, вход в которую с площади.

График разводки моста Александра Невского в 2018 году:

2:20 – 5:10

Володарский мост


Володарский мост был открыт в 1936 году.


В первые десятилетия Советской власти было популярно называть крупные строящиеся объекты именами революционных героев и деятелей. Возведенная переправа через Неву была посвящена революционному деятелю В. Володарскому, тут же был установлен ему памятник.
По своему архитектурному облику он напоминал Большеохтинский мост. Трехпролетный с разводом створов в центральном пролете и несущими арочными конструкциями по боковым пролетам.


В 1990 году Володарский мост был реконструирован, его облик был изменен. Новые боковые пролеты были установлены без арочных конструкций. Сейчас на мосту оживленное транспортное движение.

Характеристики

Мост соединяет:

Народная улица, Ивановская улица

Авторы проекта:

инженеры Г.П. Передерий, В.И. Крыжановский, архитекторы А.С. Никольский, К.М. Дмитриев

Годы возведения:

1932 - 1936

Параметры:

Длина – 325 м Ширина – 43,6 м

Как добраться до Володарского моста:

Доехав до станции метро «Ломоносовская», двигайтесь по улице Бабушкина до Ивановской улицы, там направо к Неве.

Город белых ночей на Неве знаменит не только своими дворцами и храмами. Не менее блистательны и его разводные мосты! Северная столица изначально строилась как важный центр судоходства, поэтому во времена Петра все мосты здесь были разводными. Сначала это были абсолютно безыскусные сооружения, деревянные, безо всяких украшений. Но по мере того, как преображался Санкт-Петербург, появились опоры из камня, ажурные чугунные арки и решетки. Разводят теперь только 21 из более, чем 800 мостов. Среди них самые популярные у туристов: Литейный, Троицкий и Дворцовый.

Самые интересные разводные мосты Санкт-Петербурга:

  • Дворцовый мост длиной 260 метров – переправа по Большой Неве между Адмиралтейским островом и Васильевской стрелкой. Пролеты, которые поднимаются, весят больше 700 тонн. Построили его в 1916 году и два раза реконструировали. Главная архитектурная изюминка – эффект дороги, стелющейся по воде.

2.
Троицкий мост

  • Троицкий мост длиной 580 метров – самый длинный из невских. Проложен он между Суворовской и Троицкой площадями. Строили в конце 19 века французы, реконструировали русские. На открытии в 1903 году были французский президент и царь Николай II, лично запустивший первый развод мостового пролета.
  • Литейный мост – самый старый из этой тройки, 1879 года постройки, соединяет Выборгскую сторону с Литейным проспектом. Поднимают здесь, как в Троицком, только 1 пролет. Знаменит этот мост не только русалками с гербом Петербурга на решетках, но и тем, что здесь впервые в России поставили фонари с электричеством.

3.
Литейный мост

Если Вы приехали в Санкт-Петербург и хотите попасть на разведение мостов, то учтите, что их не разводят, если температура выше 25 градусов и скорость ветра больше 15 метров в секунду.

График разводки мостов:

Разведение мостов можно наблюдать только в судоходный период, который начинается обычно в конце апреля и заканчивается в середине ноября.

  • На Ладожском мосту во вторник-четверг разводки с 10.00 до 11.00 и с 15.00 до 15.40. В понедельник только 15.00 – 15.40, в пятницу только 10.00 – 11.00. В субботу и воскресенье мост не разводят.
  • Кузьминский мост: в будние дни 13.30 – 14.30, если есть предварительная заявка.
  • Литейный: ежедневно 1.40 – 4.45.
  • Дворцовый: 1.05 – 4.55.
  • Володарский мост: 2.00 – 3.45, 4.15– 5.45.
  • Финляндский: 2.20 – 5.30.
  • Большеохтинский: 2.00 – 5.00.
  • Тучков: 2.00 – 2.55, 3.35 – 4.55.
  • Благовещенский: 1.25 – 2.45, 3.10 – 5.00.
  • Биржевой: 2.00 – 4.55.
  • Сампсониевский мост: 1.30 – 4.30.
  • Александра Невского: 2.20 – 5.10.
  • Троицкий: 1.35 – 4.50.
  • Гренадерский: 1.30 – 4.30 по заявке.
  • Кантемировский: 1.30 – 4.30 по заявке.

Питер — мой самый любимый город! А какой у Вас?

Посмотреть в Петербурге на красиво разводящиеся мосты – это ритуал. Иначе не объяснить, почему даже многие коренные жители города каждый сезон как минимум один раз приезжают ночью в центр, чтобы, порой дрожа от прохлады и греясь коньяком, в сотый раз помедитировать на десятиминутное зрелище. Видимо, ритуал того стоит. Точнее так: оно и правда того стоит.

График развода мостов в Петербурге в 2018 году

Мы приводим в нашей статье расписание разводки переправ Северной столицы, при этом, пожалуйста, имейте в виду, что в конкретный день оно может измениться.

В Интернете есть много сайтов, на которых опубликовано время развода, но официальный источник только один: ГБУ «Мостотрест», который непосредственно отвечает, как понятно из его названия, за эти самые мосты. Его сайт: , кстати, весьма удобный и симпатичный. Обязательно, отправляясь на шоу мостов, зайдите на него и удостоверьтесь, что в расписании ничего не изменилось. Это же правило работает, если вы собираетесь провести часть ночи на Васильевском острове или Петроградской стороне, после чего вам надо на «большую землю» или же наоборот.

Отметим, что с 2017 года два моста — Дворцовый и Троицкий разводятся на 15 минут раньше, чем в предыдущих годах. Это сделано по просьбе компаний, которые проводят экскурсии по рекам и каналам города. У туристов теперь есть лишних 15 минут, чтобы проплыть под разведенными мостами и полюбоваться известными открыточными видами Северной столицы в отсутствии больших грузовых судов, для которых, собственно, эти мосты и разводят 🙂

Актуальное расписание на 2018 год

Название моста

Время, когда разведен

Большеохтинский

Литейный

Троицкий

Александра Невского

Биржевой

Дворцовый

1:10 – 2:50
3:10 – 4:55

2:00 – 2:55
3:35 – 4:55

Благовещенский

1:25 – 2:45
3:10 – 5:00

Володарский

2:00 – 3:45
4:15 – 5:45

Развод Сампсониевского, Гренадерского, Кантемировского мостов производится с 1:30 до 4:30 по предварительной заявке за 2 суток.

Когда заканчивается разведение мостов?
В соответствии с Постановлением Правительства Санкт-Петербурга, мосты разводятся:
— на рукавах Невы в период с 20 апреля по 15 ноября;
— на Неве и Малой Неве, то есть в том числе в отношении самых популярных мостов – Дворцового, Троицкого и Благовещенского – с 10 апреля по 30 ноября.

Но надо иметь в виду, что это общие параметры, которые корректируются в зависимости от ледовой обстановки и наличия судов, которым надо пройти по Неве. Осенью, особенно глубокой, поток судов постепенно падает, и если на конкретную дату нет заявок на проход сухогрузов и танкеров, то мосты остаются в сведенном положении. То же самое происходит, если вдруг Нева в ноябре покрылась льдом, как это порой бывало, и, соответственно, ни одно судно пройти не может.

Где смотреть развод мостов

Всего в Петербурге свои «крылья» на постоянной основе «расправляют» девять мостов, еще три – по специальному требованию. Из них в туристическом центре города находятся три – Благовещенский, Дворцовый и Троицкий, которые расположены рядом друг с другом.

Есть несколько вариантов схемы, как посмотреть на всё это шоу:

1) Встать рядом с Дворцовым мостом (рядом с Эрмитажем), увидеть вблизи его развод и немного или почти ничего от Троицкого. Это самый распространенный и самый, соответственно, толпящийся способ.

2) Встать рядом с Троицким, посмотреть сначала с километрового расстояния на Дворцовый, а потом вплотную – на Троицкий. Тоже, в общем-то, так себе.

3) Наш: грамотно выбрать точку между двумя мостами и увидеть всё.

4) Без суеты и толкучки посмотреть на разводящийся Дворцовый мост с Васильевского острова, от Кунсткамеры.

Теперь вкратце о каждом.

Вариант 1 – это классическая схема, на которую ведутся новички

Дворцовый мост разводился в 01.25 (с 2017 года — в час десять). Туристы и прочие неопытные люди облепляют набережные – Дворцовую и Адмиралтейскую – с обеих сторон от моста (мы имеем в виду тот конец моста, который находится на «большой земле», возле Эрмитажа, а не на Васильевском острове), чтобы быть максимально близко к действию.

Выглядит это вот так:

Причем толпа в теплые дни, в том числе и будни, собирается минут за сорок – за час до начала, так что пролезть в первый ряд «партера» очень сложно, приходится вставать на цыпочки и выскакивать из-за спин. Хорошо, если в вас 190+ сантиметров, а если рост маленький, то ловить, считай, нечего.

Имеется и вариант «галерки»: на Дворцовую набережную у Дворцового моста выходит Эрмитаж, и у него с этой стороны как раз есть высокое крыльцо, посмотрите ниже на фотографии.

Но и там, впрочем, места немного – на всех при аншлаге точно не хватит.

Когда Дворцовый разводят, все сначала восхищаются и снимают-фотографируют, а потом бОльшая часть толпы несется к Троицкому мосту. Однако Троицкий разводят всего на 10 минут позже, чем Дворцовый, то есть как раз примерно в тот самый момент, когда заканчивается любование Дворцовым.

А расстояние между ними – 1,24 километра. И добежать в две минуты, а даже и в десять, от одного моста до другого – сложновато. В итоге к Троицкому мосту вы приходите тогда, когда он уже весь развелся. Есть вариант посмотреть на Троицкий издалека, но как показывает практика, толком ничего не видно.

Впрочем, если одного моста, притом самого живописного, вам достаточно, а день выдался холодным дождливым и будним, то есть большой толпы не будет, то вариант 1 – ваш вариант.

Вариант 2 – смотрим только Троицкий

У этой схемы есть то преимущество, что облепленность набережных в районе Троицкого моста совсем маленькая, так что конкурентов у вас почти не будет. Дворцовый вы тоже увидите, но с километрового расстояния, то есть так, примерно, в общих чертах – что, конечно, минус.

Ну а Троицкий – весь ваш. При этом у него поднимается только один пролет, очень большой в размерах, поэтому зрелище, особенно если вы стоите рядом, монументальное.

Вариант 3 – золотая середина

Мы нашли точку между двумя мостами, которая, на наш взгляд, позволяет посмотреть на развод обоих с приемлемого расстояния. Это место на Дворцовой набережной напротив здания под номером 26.

Вот как с этой точки выглядит Дворцовый мост:

А вот так — Троицкий (фотография сделана напротив соседнего здания, Дворцовая набережная 18).

Минус состоит в том, что вы будете редким зрителем, то есть не почувствуете эмоциональное напряжение толпы. Зато для фотографий, сделанных со штатива приличным фотоаппаратом с хорошим объективом – самое то.

Вариант 4 – спокойный

Смотрим развод Дворцового моста с Университетской набережной (рядом со Стрелкой ВО). Становимся к парапету Невы где-нибудь напротив Кунсткамеры. Вид оттуда будет как на этой фотографии.

На противоположной стороне Невы — Адмиралтейство, вот как раз оттуда и получаются классические открыточные виды с Петропавловкой и разведенными крыльями Дворцового моста. С нашей точки такого вида, конечно, нет. Но есть и очевидные плюсы.

Во-первых, народу здесь значительно меньше, чем на другом берегу Невы. Занять место в первом ряду у парапета можно за 5 минут до разведения моста.

Во-вторых, с находящейся рядом Стрелки Васильевского острова можно делать отличные фотографии той же Петропавловки, правда, без моста.

В-третьих, тот, кто живет на севере или на Ваське, после шоу развода мостов не останется вынужденно зависать где-то в центре. Чтобы попасть на Петроградскую сторону нужно перейти Биржевой мост (или Тучков), а с Петроградки уже в любое время, например, через Каменноостровский и Ушаковский мосты к себе – в северные районы города. К счастью, эти переправы не разводятся. Или пойти по Кронверкской набережной смотреть на разведенный Троицкий, по пути наслаждаясь великолепными видами .

Если же вы не вдруг не успели пересечь Биржевой мост до его разводки, не беда. С Васьки теперь можно уехать через Западный Скоростной Диаметр (ЗСД), как на север города, так и на юг.

Вариант 5 – смотрим с воды. Ночная водная прогулка под мостами

С воды впечатление совсем другое, и это не перепев водных зазывал, все действительно так и есть.
Ночные водные экскурсии устроены почти также, как и дневные, о чем вы можете прочитать – в том плане, что суда те же самые, от двухпалубных теплоходов до маленьких корыт с моторчиком; по времени ночь немного длиннее и по стоимости выше. Для примера: 1,5 часа за 800 — 1000 рублей в зависимости от типа судна и продолжительности вместо 1 часа и 700 рублей днем.

Заказать такую экскурсию можно, кликнув по баннеру ниже.

Тут важно сразу предупредить: если экскурсия начинается после 00.00, то вам при покупке через Интернет надо выбирать ту самую дату, которая началась после этих 00.00. Если экскурсия в ночь с 24 на 25 июня, то покупать надо 25 июня.

Вариант 6 – смотрим с крыш. Самые лучшие точки обзора

Увидеть магическое действо развода петербургских мостов вам не помешают чьи-то руки и спины. С крыши акватория Невы будет видна, как на ладони. И не только Нева. Это еще и уникальный шанс посмотреть сверху на сам город! Вашим фотографиям будут завидовать все, включая профессиональных фотографов 🙂 Вы можете выбрать одну из трех крыш на удобной для Вас стороне Невы, куда Вас проведут наши гиды.
Об экскурсии можно прочитать и заказать .

2. При большой толпе сильно выручают селфи-палки. Тротуар вдоль набережной, с которого вы будете фотографироваться на фоне моста, узенький, а людей по нему ходит много.

3. Если вам нужны очень-очень хорошие фотографии или видео, то из всей фототехники важнейшим из инструментов является штатив. Лучше забыть фотоаппарат, но вот штатив надо взять, потому что фотоаппарат еще можно у кого-то попросить, а штатив, скорее всего, нет.

4. По набережной и рядом с ней ездят , готовые отвезти вас домой. Во-первых, чем дальше от мостов, тем они дешевле; во-вторых, официальное такси надежнее, безопаснее, а если и дороже, то ненамного.

5. Для любителей велосипедов – берите велосипед, если нет своего — есть велопрокат. Придется поматериться, пытаясь протиснуться сквозь толпу, зато (за счет мобильности двухколесного друга) можно увидеть развод сразу трех мостов: Благовещенского, Дворцового и Троицкого.

6. Тем, кто хочет вот такую классическую фотографию из Санкт-Петербурга:

нужно занять место рядом с Дворцовым мостом на Английской набережной, напротив Адмиралтейства.

Да, а как же, спросите вы, тот самый мост, на котором арт-группа «Война» написала слово, в котором первая буква – это вторая буква в слове «ухо», а вторая буква – это первая буква в слове «ухо», ну и так далее? Это Литейный мост, он тоже находится в центре – в двух километрах от Невского проспекта по Литейному. Правда, особой популярностью у туристов не пользуется. Но если что, разводится он в 01.40.

Иван Семенов