Неве где разводят мосты. Где в мире есть разводные мосты

Разведенные пролеты мостов - один из символов Петербурга. А ведь всё могло быть совсем не так. По легенде, Пётр I, заложив новую столицу, не велел строить в городе переправ, представляя, что жители будут передвигаться преимущественно по воде. Но эта идея не прижилась, и уже через 20 лет после основания города в нём было 20 мостов. Многие из них были разводными.

Сегодня в городе свыше 300 мостов, из них 9 разводятся регулярно и три - по предварительной заявке. Навигация продолжается обычно с конца апреля - с момента, когда Нева вскрывается ото льда, — по конец ноября. График разводки мостов публикуется перед началом сезона навигации.

Заметим, что мосты не разводятся в дни официальных государственных праздников. В этих и некоторых других случаях (например, когда проходят регаты, соревнования на воде), мосты разводят днём - например, на любимый в городе праздник День военно-морского флота в конце июля.

Автомобилистам напомним, что на сегодняшний момент все программы-навигаторы (Яндекс.Карты, Гугл.Карты, 2Гис) прокладывая маршруты по городу в ночное время, учитывают развод мостов и выдают оптимальный маршрут в объезд.

Откуда наблюдать разведение мостов

Любоваться разведенными мостами можно прогуливаясь, лучше - проезжая — по набережным: первые четыре моста через Неву разводятся в интервале 15-20 минут. Удачное место для наблюдения — Стрелка Васильевского острова — с этой перспективы мы сможете наблюдать развод Дворцового и Троицкого мостов.

Можно выбрать автобусную ночную экскурсию по Санкт-Петербургу , во время которой вас провезут вдоль Невы, обычно на таких экскурсиях делаются остановки, вы можете подойти ближе к пролетам моста. Ещё один вариант - поехать на водную экскурсию или заказать индивидуальную прогулку на катере - в момент разведения мостов в акватории Невы их собирается великое множество - и вот уже величественное зрелище совсем в другом ракурсе. Ведь вода «снабжает красоту её двойником», как писал Иосиф Бродский.

Кстати, водные компании предлагают и нетривиальные программы — такие как «Ужин-круиз» — путешествие на теплоходе с рестораном или «Джазовый пароход» с выступлением небольшой джаз-группы. Неплохой вариант для того, чтобы наблюдать за разведением мостов - устроиться на открытой палубе кафе или ресторана на плавучем причале — на Дворцовой и Адмиралтейской набережной их масса, разного уровня. Прогуляйтесь до Биржевого или Троицкого моста — и вы найдёте места с нетривиальным видом.

Проводятся регулярно во время всего периода навигации.

Как добраться домой

Если наблюдение за разводом мостов - не ваша цель, то знайте, как добраться до нужного пункта. Некоторые мосты в течение ночи разводятся дважды, и в момент, когда они сведены, можно перебраться с одного берега на другой. В центре самые важные в этом смысле - Благовещенский и Тучков, а также мосты с Петроградской стороны - Кантемировский, Гренадерский, Сампсониевский. Если ждать времени нет, есть другой выход - Вантовый (официальное название - Большой Обуховский) мост. Он расположен на юге города, путь до него неблизкий (что скажется и на цене поездки, если вы воспользуетесь такси), зато этот мост (прозванный в народе Струнным) надёжно и бессменно соединяет два берега Невы в любое время.

Зачем мосты разводят?

Любуясь разведёнными мостами, не сразу думаешь о том, что у этого действа есть вполне практические причины. А именно — интенсивное судоходство. Река Нева является важной водной магистралью, частью Волго-Балтийского водного пути и Беломорско-Балтийского канала, т. е. соединяет Финский залив с Ладожским озером и Волгой. Сухогрузы, которые вы наблюдаете с набережной в петербургскую ночь, везут, в основном, нефть, металл и лес. С технической стороны разведение мостов (и поддержание их в надлежащем состоянии) обеспечивает компания «Мостотрест», каждый мост обслуживает около 7 человек.

Во всём мире разводные мосты служат для того, чтобы совместить автомобильное (пешеходное, велосипедное, железнодорожное и т. п.) движение с судоходством. Существует большое разнообразие конструкций разводных мостов - любопытствующим горячо рекомендуем вот эту - там вы найдёте познавательные анимированные примеры.

Об истории петербургских мостов

Что касается нашего города, то в XVIII веке мосты были преимущественно деревянными - наплавными (переправа состояла из нескольких частей, лежавших на специальных баржах) или постоянными на сваях. Строились они по образу голландских, разводные части поднимались лебёдками или рычагами. Уже во второй половине XVIII века вместе с постройкой гранитных набережных стали возводить каменные мосты. Наводнение 1824 года поломало многие деревянные мосты и дало толчок строительству металлических. В 1920-х годах появились железобетонные конструкции. Мосты Петербурга неоднократно перестраивались, их устройство менялось. Так, Николаевский (ныне Благовещенский), Троицкий и Литейный - первые постоянные мосты Петербурга - вплоть до 1960-х годов разводились совсем не так, как мы видим это сейчас: разводные пролёты не поднимались, а отводились в сторону. Пролёт моста разворачивался параллельно набережной, и получалось сразу два фарватера.

В наши дни мосты в Петербурге чаще ремонтируют, чем строят. Новейший мост через Неву — упомянутый в этой статье Вантовый, открыт в 2005 году. Несколько лет назад обсуждалось строительство ещё одной крупной переправы — ближе к устью Невы, в районе Ново-Адмиралтейского острова. Но в 2011 году этот проект по разным причинам был отклонен. Другая громкая перспектива — тоннель под Невой, который также широко обсуждался в городе. И также неясна его судьба. В каком виде ни воплотились бы новые, нужные городу коммуникации — главное, чтобы они органично вливались в пейзаж невских берегов.

Бесплатные аудиоэкскурсии о разводных мостах Санкт-Петербурга

Познакомьтесь с историей главных мостов Петербурга с помощью аудиоэкскурсий.

Дворцовый мост

Биржевой мост

Троицкий мост

Благовещенский мост

Приезжайте в Санкт-Петербург, и пусть разведённые мосты станут частью ваших впечатлений и воспоминаний!

В этих статьях вы узнаете много интересного о и мостах в Санкт-Петербурге.

Разводной мост - особый тип моста, который имеет динамические движущиеся части, используемые для изменения его формы, как правило, для прохождения под ним кораблей. Существует много типов разводных мостов, и все они отличаются по способу своего преобразования. Ниже представлен список с видео десять самых удивительных разводных мостов в мире.

Дворцовый мост

Открывает рейтинг самых удивительных разводных мостов в мире “Дворцовый мост”. Это один из 22 разводных мостов через реку Неву в Санкт-Петербурге. Соединяет центральную часть города (Адмиралтейский остров) и Васильевский остров. Его длина 250 метров, ширина 27,7 м. Считается одним из символов города.

Hörn Bridge

Hörn Bridge - разводной мост, расположенный в городе Киле, столице штата Шлезвиг-Гольштейн, Германия. Был построен в 1997 году. Состоит из трёх пролётов, главный из которых 25,5 метра в длину, способный складываться в форме буквы «N». Мост принадлежит к архитектурным и техническим достопримечательностям города, а также является важным маршрутом для движения пешеходов и велосипедистов. С него открывается один из лучших панорамных видов на город Киль. Обычно Hörn Bridge складывается один раз в час.

Scale Lane footbridge

Восьмое место в списке десяти удивительных разводных мостов в мире занимает Scale Lane footbridge - пешеходный разводной мост, находящийся на реке Халл в центре города Кингстон-апон-Халл, Великобритания. Общая длина моста 57 метров, вес 1000 тонн.

The Dragon Bridge

На седьмом месте в списке самых удивительных разводных мостов мира находится The Dragon Bridge - подъёмный пешеходный мост, расположенный в курортном городе Рил на северо-восточном побережье Уэльса. Был открыт в 2013 году.

Бискайский мост

Бискайский мост - летающий паром через реку Нервьон, соединяющий города Португалете и Лас-Аренас в Испании. Был построен в 1893 году по проекту известного баскского архитектора Альберто Паласио, ученика Гюстава Эйфеля. Мост длиной в 164 метра имеет гондолу, которая каждые 8 минут перевозит 6 автомобилей и несколько десятков пассажиров с одного берега на другой за полторы минуты. Считается идеальным сочетание красоты и функциональности, а также одним из самых великих инженерных достижений 19-го века.

Мост Женщины

Мост Женщины - красивый пешеходный вращающийся мост в новом Пуэрто-Мадеро, коммерческом районе Буэнос-Айреса, Аргентина. Был построен по проекту испанского архитектора Сантьяго Калатравы в декабре 2001 года. На его сооружение было потрачено около $ 6 млн. Мост Женщины общей длиной в 170 метров, шириной в 6,2 м. весит 800 тонн и считается одной из главных достопримечательностей города.

Pont Jacques Chaban-Delmas

Pont Jacques Chaban-Delmas - вертикально-подъёмный мост над рекой Гарон в городе Бордо, Франция. Находится примерно в 3 км от центра города и соединяет районы Bacalan и Bastide. Был назван в честь Жака Шабана-Дельмаса, бывшего премьер-министра Франции и бывшего мэра Бордо. Мост общей длиной в 433 метра и шириной в 45 м был открыт в 2013 году. Он является самым длинным вертикально-подъёмным мостом в Европе. Основной (подвижный) его пролёт весит 2 600 тонн и в длину составляет 110 метров.

Мост Миллениум

Мост Миллениум - первый в мире наклоняемый пешеходный мост через реку Тайн в Северной Англии. Соединяет города Гейтсхед и Ньюкасл-апон-Тайн. Иногда его ещё называют «Подмигивающий глаз». Был введён в эксплуатацию в сентябре 2001 года. На его сооружение потрачено 40 млн долларов. Мост Миллениум общей длиной в 126 метров и весом 850 тонн «поворачивается» около 200 раз в году, каждый раз собирая огромный толпы зрителей. Поворот длятся около 4,5 минуты.

Slauerhoffbrug

Slauerhoffbrug - полностью автоматический подъёмный мост, расположенный в городе Леуварден, провинция Фрисландия, Нидерланды. Был назван в честь писателя и поэта Яна Якоба Слауэрхофа. Особенностью этого моста является подвижная платформа размером 15×15 метров, которая вращается при открытии на 45°.

Тауэрский мост

Тауэрский мост - самый удивительный разводной, висячий мост на реке Темза, находящийся в центре Лондона, недалеко от Лондонского Тауэра. Мост длиной в 244 метра и высотой в 65 м состоит из двух башен, которые связаны двумя горизонтальными проходами. Его строительство началось 21 июня 1886 года и длилось восемь лет. Для сооружения Тауэрского моста было задействовано 432 рабочих и потрачено 1 184 000 фунтов стерлингов. 30 июня 1894 года мост был торжественно открыт Принцем Уэльским Эдуардом. В наши дни этот один из самых красивых мостов в мире разводится в среднем 4–5 раз в неделю.

Маша fotomanya , Сергей periskop и Илья gold_lion . Вся команда уже успела сделать красочные и очень информативные посты, остался лишь я один, улетевший, практически сразу после съемки, на отдых в Европу.

Прежде чем начать что-то писать, я задумался, в каком ключе это сделать? Массовые блог-туры – это, конечно, хорошо, с одной стороны, но вот с другой – посты участников таких туров, зачастую, похожи друг на друга, как сиамские близнецы. Прочитаешь так два, информативно похожих, отчета и читать остальные на ту же тему уже отбивает всякое желание. Другая сторона вопроса – это техническая составляющая. Одно дело читать про путешествия, другое дело – пытаться разобраться во всевозможных сложных технических особенностях описываемого инженерного объекта и т.п.

Учитывая, что мой блог имеет свою тематику и, соответственно, особый контингент читателей, я решил написать про Троицкий мост максимально простым и понятным языком, как описывал, в свое время, особенности устройства и работы Ленинградской АЭС. Если же кто-то хочет увидеть максимальный технический обзор Троицкого моста, а также ознакомиться с его довольно непростой историей, не поленитесь – зайдите в блоги остальных участников нашей команды, перечисленных выше, а также всегда вам в помощь Википедия и иные информационные ресурсы.

02. Троицкий мост - третий по старшинству, среди мостов Петербурга.

Немного продублирую свой абзац из анонса мероприятия. Что же входит в обязательные планы любого человека, впервые посетившего Санкт-Петербург, кроме прогулок по улочкам и паркам города, посещения музеев и осмотра различных архитектурных достопримечательностей? Конечно же, это знакомство со знаменитыми питерскими мостами! В любой сезон, в любую погоду, разводка мостов собирает сотни людей, завороженно наблюдающих за этим впечатляющим зрелищем. Глядя, как подымается многотонный пролёт моста, мало кто задумывается, а как такое вообще возможно? Признаться, я и сам редко про это думал, а ведь это очень и очень интересно!

Когда-то, много лет назад, я впервые приехал в Санкт-Петербург и нарисовал для себя на карте первый ознакомительный городской маршрут, который включал и Троицкий мост. Маршрут начинался от станции метро "Горьковская", захватывал Петропавловскую крепость, Аврору, и по Троицкому мосту уходил на Дворцовую набережную в сторону одноименной площади…

Продолжить своё знакомство с мостом я решил, как и раньше, от стен Петропавловской крепости, прибыв на излюбленную точку в половину одиннадцатого вечера. Пасмурная дождливая погода, прочно обосновавшаяся в эти дни в Петербурге, сделала вид на мост каким-то серым и не особо выразительным. Я решил дождаться включения городского освещения, до которого оставалось всего полчаса.

04. Вид на Петропавловскую крепость.

С включением фонарей и подсветки фасадов зданий, вид на мост преобразился. Он ярко заиграл теплыми огнями, весело отражающимися на неспокойной поверхности Невы. И тут мне несказанно повезло. Пока я снимал виды, на всей поверхности моста вспыхнула дополнительная белая иллюминация, сделавшая вид на мост и вовсе потрясающим! Продолжалось это световое шоу, увы, не долго, всего минут 10, а то и меньше и больше не повторялось. К сожалению, я забыл спросить про эту красоту у представителей СПб ГБУ "Мостотрест" , почему такая иллюминация включается лишь в 23:00 и на такое короткое время.

05. Полная иллюминация моста.

Вдоволь наснимав видов, я отправился по мосту на противоположную сторону Невы, где должен был встретиться с остальными членами команды и представителями Мостотреста. Кстати, именно с Троицкого моста открывается один из самых красивых видов на Петропавловскую крепость, Неву, Зимний дворец, Васильевский остров, а также на соседние мосты: Дворцовый, Литейный, Биржевой и другие. Почти, как в Амстердаме.

Чуть-чуть пробежимся по истории Троицкого моста. Это один из старейших мостов Петербурга и первая понтонная переправа на этом месте возникла еще в 1803 году, году в честь 100-летия города. Мост получил название Петербуржский . Этот мост исправно служил людям целых 20 лет, пока, в 1824 году его решили не модернизировать. Мост впервые получил имя Троицкий , по находившейся рядом одноименной площади. И вот, спустя еще 73 года, мост перестраивают в третий раз. Закладка, уже постоянного моста, к тому же разводного, состоялась 12 августа 1897 года, при участии российского Императора Николая II и президента Французской республики Феликса Фора. Это событие имело политическую окраску, и было направлено на улучшение отношений между двумя странами. Мост был торжественно открыт к 200-летию города, 16 мая 1903 года, а Император Николай II стал первым человеком, который впервые запустил электродвигатели, оживившие уникальную разводную механику моста.

К слову, в эти годы мост разводился не вертикально, а горизонтально, поворачиваясь вокруг оси и, таким образом, образуя проходы для судов. Тут еще хочу добавить, что главный железнодорожный мост нашего Калининграда, изначально (ещё в немецком Кёнигсберге), имел такую же поворотную систему.

А через пятнадцать лет, в 1918 году, мост был вновь переименован. Сперва в мост Равенства , а после гибели революционера С. М. Кирова, в 1934 году, в Кировский мост . И все же, мост вновь стал Троицким , но лишь в 1991 году. В последующие годы мост неоднократно реконструировался: была обновлена вся разводная система, дорожное покрытие, заменены электрические сети. Последняя крупная реконструкция завершилась 29 мая 2003 года, к празднованию 300-летия Санкт-Петербурга.

Тем временем наш блогерский десант встретила координатор проекта – Ирина Стриженая и главный инженер-механик Троицкого моста – Шишов Евгений Геннадьевич . Нам предстояло спуститься в сердце моста, расположенное в одном из устоев. Сделать это можно было лишь через специальный люк, который находится под постоянным наблюдением и серьезно охраняется. Всё-таки мост – это стратегический инженерный объект.

08. Сергей periskop отважно спускается в недра Троицкого моста.

Спустившись на первый уровень, мы попадаем в узкую комнату – это, так называемая, Операторская, можно сказать – мозг Троицкого моста. Именно отсюда происходит управление запуском разводки и наводки моста, а также всем свето-сигнальным оборудованием, осуществляется контроль за десятками умных датчиков, видеокамерами слежения, поддерживается постоянная радиосвязь с, проходящими по Неве, судами и т.д.

Обслуживает мост команда из восьми человек. В определенное время, за несколько минут до разводки, включаются предупреждающие фонари, Евгений по рации координирует работу остальной команды, которая оперативно перекрывает, с обеих сторон, мост специальными заграждениями и следит, чтобы никто за них не пробрался. По словам Евгения, проработавшего на мосту уже целых 20 лет, основные хлопоты возникают в дни различных городских праздников, когда подвыпившая молодежь старается во чтобы-то не стало, перелезть за ограждения.

И лишь только после того, как все члены команды доложат о выполненной подготовительной работе, Евгений нажимает заветную кнопку, и крыло моста стремительно начинает подыматься. Почему стремительно? А всё потому, что на то, чтобы поднять в воздух конструкцию, весом 750 тонн, требуется всего 6 (!) минут. За это время крыло моста подымается на угол в 70 градусов (максимально допустимый угол – 72 градуса).

14. Шишов Евгений Геннадьевич.

Такую скорость обеспечивают мощные гидравлические системы, заменившие механические. Чтобы увидеть их своими глазами, мы спускаемся еще глубже – на второй уровень помещения, где можно увидеть цилиндр гидравлического привода. Всего же их четыре.

16. Цилиндр гидравлического привода.

17. Слева направо: Евгений, Ирина, Ильдар, Илья, Маша, Алексей.

Сердце же моста находится в машинном зале, где находятся мощные компрессионные электродвигатели и масляные насосы, создающие усилие для гидравлических цилиндров. При подаче масла в верхнюю полость цилиндра обеспечивается нужная тяга и поршни подымают крыло вверх.

Чтобы обеспечить работоспособность моста при какой-либо внештатной ситуации, системы дублированы и в штатном режиме работают лишь пара двигателей, а вторая пара – резервная. Бывает, что возникает какая-то мелкая поломка. На этот случай здесь имеется полноценная мастерская, оборудованная всеми необходимыми инструментами.

23. Мастерская.

Пока мы изучаем внутреннее помещение, Евгений продолжает рассказывать об основных технических характеристиках Троицкого моста. Длина его – 578 м., ширина 23,6 м., общая масса – 11242 тонны, а длина пролёта – 43 м.

25. Щит управления резервным насосом.

Но, как же удерживается такая многотонная махина? Оказывается, под разводным крылом моста имеется огромный бетонный противовес, масса которого намного больше самого крыла и составляет 1450 тонн.

28. Противовес крыла моста.

При разводке моста, противовес опускается в специальную яму, называемую – "противовесный колодец". Чтобы поднятое крыло, в случае отказа системы, не рухнуло вниз, его дополнительно фиксируют огромные специальные запирающие штыри, спрятанные в технологических нишах.

29. Противовесный колодец

30. Он же с другого ракурса. Кружок на фото слева - запирающий штырь в нише.

Кстати, одна из основных причин, почему строго-настрого запрещено приближаться к разведенному мосту – это щель на стыке пролётов. Она довольна широкая и ведет прямиком в противовесный колодец. Упав туда, человек, просто-напросто, будет размазан противовесом моста. Вот такие вот ужастики…

31. Ильдар 2dar фотографирует ночную Неву.

А мы тем временем выходим на, так называемую, галерею с внутренней стороны моста, с которой удобно наблюдать за навигацией судов. В этот день было зарегистрировано 14 кораблей по 7 в каждую сторону. – "Раньше судов было до 30 и более ", делится воспоминаниями Евгений.

33. Хорошо видны лампочки световой иллюминации моста.

Отвечая на вопрос о различных происшествиях, Евгений рассказал, что в истории моста были и столкновения судов с опорами. Мост при этом не пострадал, а вот корабли получали серьезные повреждения. Также я узнал, почему в штормовую погоду мосты не разводятся. Оказывается, не смотря на всю надежность, сильный ветер может дать серьезную нагрузку, которую крылья просто не выдержат.

И, конечно, выражаю огромную благодарность компании СПб ГБУ "Мостотрест" и "Сообществу Питерских блогеров " за приглашение, а также службе такси "Таксовичкоф " за быструю и качественную доставку уставшей блогерской тушки до дома.

Все самые последние новости и публикации также можно найти на моих страничках в

Санкт-Петербург считается одним из самых красивых и романтических городов не только в России, но и во всей Европе. Во многом, благодаря разводным мостам. Посмотреть на это чудо инженерной мысли приезжают тысячи туристов ежегодно. Зачем разводятся мосты в Питере и других городах мира? Как они устроены, и как функционируют? Об этом читайте в статье.

Разводные мосты и их основные типы

Итак, что такое разводной мост? Это особая с подвижными пролетами. Их строят, как правило, в городах, на важных в транспортном отношении каналах или реках.

Зачем разводятся мосты? Ответ прост: чтобы крупные суда могли беспрепятственно проходить по или руслу реки. В это время, разумеется, движение наземных транспортных средств по дорожному полотну моста невозможно.

Сегодня существует несколько вариантов разводных мостов:

  1. Подъемный (широко использовался в средневековых фортификационных сооружениях).
  2. Классический раскрывающийся (примеры: Тауэр-Бридж, Дворцовый в Санкт-Петербурге).
  3. Поворотный (Варваровский мост в Николаеве).
  4. Вертикально-подъемный (Кузьминский и Финляндский мосты).
  5. Раскладной (Хорнбрюкке в Германии).
  6. Затопляемый (два моста на Коринфском канале).

Особая разновидность - сворачивающийся мост. Он способен всего за несколько минут «свернуться» в колесо и освободить проезд для лодки или катера. Мост подобной конструкции переброшен через один из каналов Лондона.

Как работают разводные мосты?

Комплект оборудования, которым оснащен разводной мост, зависит от его типа и веса. Как правило, такие конструкции снабжены тремя приводами: основным электрогидравлическим, резервным (работающим от двигателя внутреннего сгорания) и ручным аварийным. Кроме того, все разводные мосты оснащены тормозными устройствами, которые способны остановить движение пролетов в любой точке.

У каждого моста есть свой пульт управления. Он расположен так, чтобы оператор мог свободно осматривать всю обстановку на участке реки. Когда поступает команда, ответственный работник нажимает на кнопку и многотонные пролеты медленно поднимаются вверх.

Наибольшее количество разводных мостов находится на реке Чикаго (38), а также на Неве (19).

Разводные мосты Санкт-Петербурга

«Зачем разводятся мосты

В столице северных ночей,

В туманах прячутся огни

Улиц разбитых фонарей»

Такими словами начинается одна из песен известной российской группы «Беломорканал». Всего в Санкт-Петербурге насчитывается два десятка разводных мостов. Пожалуй, самым популярным из них является Дворцовый мост, соединяющий Стрелку Васильевского острова с Адмиралтейским островом. Его изображение считается одним из главных туристических символов Петербурга. Разводной механизм моста поднимает вверх массивные пролеты весом в 700 тонн. Как это происходит - смотрите на следующем видео:

Туристам на заметку. Разведение мостов в Питере производится лишь в период речной навигации (конец апреля - середина ноября). При этом мосты не разводят, если скорость ветра превышает 15 м/с, а также при температуре воздуха более +25 градусов по Цельсию.

Каких только прозвищ не удостаивался Санкт-Петербург! Детище Петра, Окно в Европу, Северная Венеция, Северная Пальмира, и просто - город на Неве… А ещё его называют «Музей мостов под открытым небом ». Мосты, конечно, не единственная, но очень важная достопримечательность северной столицы, вернее даже не одна, а сотни, ведь каждый из более 800 его мостов имеет свою историю и по-своему интересен.

Но настоящими изюминками в этом мостовом архитектурном деликатесе, безусловно являются разводные мосты . Кто из нас не мечтал побывать в Санкт-Петербурге во время белых ночей и посмотреть, как они разводятся? Кто из нас, будучи однажды потрясённым этим почти космическим зрелищем, не запомнил его на всю свою жизнь? А между тем, все первые мосты в городе Петра были разводными . Правда, были они простенькими и деревянными, затем многие из них стали на каменные опоры, обрели чугунные арки и ажурные решётки. А разводные мосты остались только на самых главных водных магистралях города, - всего 21 мост. Самые знаменитые из них - Дворцовый, Троицкий и