Использование спасательных средств и устройств на судне. Судовые спасательные средства

Введение

1. Краткий обзор литературы по снабжению спасательных шлюпок и плотов

2. Комплектация спасательных шлюпок

3. Комплектация спасательных плотов

4. Комплектация спасательных шлюпок свободного падения и дежурных спасательных шлюпок

Список использованной литературы

Терминология

Введение

Исходя из статистики, каждый час экипаж одного судна в мире сталкивается с чрезвычайной ситуацией, как то: пожар, посадка на мель, человек за бортом, столкновение с другим судном, водотёчность (пробоина), льдообразование. Эти чрезвычайные ситуации не редко приводят к тому, что экипаж вынужден покинуть судно, причем чаще всего с ограниченным запасом времени. Для того, чтоб увеличить шансы выживания людей вне судна (а именно в спасательной шлюпке или на плоту), в конвенции СОЛАС

предусмотрена комплектация выше оговоренных спасательных средств. Но этого мало для выживания. Следует также уметь пользоваться всем, что можно обнаружить в спасательных средствах.

Сегодня на страже безопасности людей, вышедших в море, стоит целый ряд специальных устройств и приспособлений - от разделения судна на отсеки переборками до его оборудования спасательными шлюпками и аварийным радиопередатчиком, подающим сигнал бедствия. Наличие каждого из них на борту судна является обязательным. Средства спасения потерпевших кораблекрушение известны столько же времени, сколько существует само мореплавание. И на протяжении всего этого времени все они, и в первую очередь спасательные шлюпки, вряд ли оправдывали свое назначение. Чаще их просто-напросто не хватало, чтобы в случае катастрофы спасти всех членов экипажа. Бывало и по-другому: шлюпок достаточно, но для спасения они не годятся, поскольку не обладают мореходными качествами.

Даже тогда, когда на тонущем судне не было паники, далеко не все спасательные шлюпки удавалось спустить на воду: то выходили из строя некоторые шлюпбалки

, то волной, захлестнувшей палубу, смывало иные шлюпки за борт. А шлюпки с наветренного борта и вовсе нельзя было подготовить к спуску.

Некоторые шлюпки при сильном волнении опрокидываются. Но и спасательные шлюпки специальной конструкции, которые не переворачиваются, не всегда дают гарантию того, что люди, спасшиеся при кораблекрушении, выживут. Ведь они открыты всем ветрам и не могут защитить людей от холода, сырости или палящего солнца.

Нескончаемая череда ужасающих свидетельств о гибели целых команд, не сумевших спастись, несмотря на наличие традиционных спасательных средств, не давала покоя судовым конструкторам во всем мире. Десятилетиями ломали они голову, пытаясь противопоставить смерти в море спасательную шлюпку - непотопляемую и способную выполнить свою миссию при любых условиях. Первым шагом конструкторских поисков явились спасательные плоты. Их можно спустить на воду, не опасаясь, что они перевернутся. В этом состоит их достоинство. Однако такой плот не защищает находящихся на нем людей от волн.

Однако в наше время все минусы КСС

стараются исправить международные организации типа ИМО.

В июне 1996 года 66 сессия Комитета по безопасности на море Международной морской организации (КБМ ИМО) приняла своей резолюцией MSC.48 (66) Международный кодекс по спасательным средствам (Кодекс ЛСА

), подготовленный на базе положений Части С главы III «Спасательные средства и устройства» конвенции СОЛАС-74 Подкомитетом ИМО по спасательным средствам, поиску и спасению. Данный кодекс вступил в силу 1 июля 1998 года. Однако некоторые его статьи имеют ссылки на ранее принятые положения СОЛАСа.

Кодекс ЛСА определяет порядок снабжения коллективных спасательных средств, их конструкцию, а так же снабжение судна КСС и ИСС (индивидуальными спасательными средствами).


1. Краткий обзор литературы по снабжению спасательных шлюпок и плотов

В литературе на сегодняшний день мало написано о комплектации спасательных шлюпок и плотов. Основным источником информации является СОЛАС и Кодекс ЛСА. Эти два нормативных документа определяют не только порядок комплектации суден спасательными средствами, но также их состояние и состояние комплектуемых на них элементов. В некоторых сборниках можно найти описание и предназначение многих устройств и вещей, входящих в обязательное снабжение средств коллективного спасения.

Однако на сегодняшний день нет единой книги или ее аналога для получения точной и полной информации по снабжению спасательных шлюпок и плотов.

В настоящее время можно найти много литературы, посвященной КСС, но вся она опирается на СОЛАС и Кодекс ЛСА, преобразуясь в тривиальное перечисление элементов снабжения.

2. Комплектация спасательных шлюпок

Здесь представлен перечень элементов, которые должны присутствовать на каждой спасательной шлюпке (СОЛАС, «Снабжение спасательной шлюпки»):

1. Весла (достаточное кол-во для того, чтобы управлять шлюпкой на спокойной воде);

2. 2-а отпорных крюка;

3. плавучий черпак;

4. 2-а ведра;

5. иллюминирующий компас;

7. плавучий якорь

с дректовом (надежность должна соответствовать любым погодным условиям);

8. 2-а фалиня

(по 15м), один закреплен на баке и находиться рядом с носовой оконечностью шлюпки, другой - на баке и готов к использованию;

9. 2-а топора (на баке и корме шлюпки);

10. канистры (пластиковые упаковки) с пресной водой из расчета 3л пресной воды на человека;

11. нержавеющий ковш с кончиком;

12. нержавеющий градуированный сосуд для питья;

13. пищевой рацион (из расчета 10.000 кДж на человека; должен быть запаян и упакован в водонепроницаемый контейнер);

14. парашютные ракеты (4-е шт.);

15. фальшфейер

(6-ть шт.);

16. дымовые шашки (2-е);

17. водонепроницаемый электрический фонарик (запасные батарейки и лампочка в водонепроницаемом контейнере);

18. сигнальное зеркало с инструкцией;

19. таблица сигналов (в водонепроницаемой упаковке);

20. 1 свисток;

21. аптечка (водонепроницаемая упаковка, которая может быть надежно закрыта после использования);

22. таблетки от морской болезни, стерильный пакет;

23. ножик с кончиком;

24. 3-и открывашки для консерв;

25. 2-а плавучих спасательных кольца;

26. ручная помпа (насос);

27. рыболовный набор;

28. запчасти и инструменты для двигателя (в достаточном количестве);

29. огнетушитель;

30. инструкция по сохранению жизни.

Однако нужно не только иметь данные элементы на борту спасательной шлюпки, нужно еще и знать, как пользоваться и для чего они нужны. Я попробую немного разъяснить элементы, представленные здесь.

Ведра, плавучий черпак и ручной насос используются для удаления воды непосредственно из шлюпки.

Пресная вода и пищевой рацион помогают прожить несколько дней; 1 литр пресной воды рекомендуют развести с 0,5 литров морской для полоскания полости рта, что уменьшает жажду; нержавеющий градуированный сосуд служит для «спланированного» употребления жидкости, т.е. дозирования.

Парашютные ракеты, фальшфейера (hand-heldflares), плавучие дымовые шашки, фонарик, сигнальное зеркало и свисток предназначены для подачи сигнала. К этой группе можно еще отнести таблицу сигналов. Фонарик спроектирован так, чтоб максимально сократить потерю электроэнергии, поэтому при использовании он мигает. Сигнальное зеркало при правильном использовании может посылать световой сигнал на очень большие расстояния, поэтому часто в снабжение СШ добавляют и инструкцию по использованию зеркалом. Свисток эффективен на небольших расстояниях, но из-за компактности это сигнальное средство тоже включили в список снабжения.

Аптечка и таблетки от морской болезни – незаменимые элементы снабжения. Таблетки от морской болезни (на судах СНГ чаще всего используют «аэрон») нужно употребить сразу, как только вы окажитесь в СШ. Аптечка должна содержать все необходимое для оказания первой помощи пострадавшему.

Весла, 2 опорных крюка и плавучий якорь внесены в список для того, чтоб приводить в движение СШ помимо мотора или ручного привода. Весла чаще всего используются тогда, когда заканчивается топливо у двигателя или происходит поломка, а также при подходе к берегу. Отпорные крюка используются для удаления от тонущего судна или от надводных скал или других опасных элементов, способных повредить корпус шлюпки. Плавучий якорь удерживает шлюпку против волн, что необходимо при сильном волнении или шторме.

Остальные элементы довольно-таки понятны, но я хочу отметить, что в запчасти и инструменты для двигателя можно отнести что угодно, т.е. это часть списка дана не точно, а потому часто судовладельцы используют эту неточность для экономии. Еще я хотел бы обратить ваше внимание на инструкцию по сохранению жизни. Когда вы окажитесь в СШ желательно ее тут же прочитать, т.к. она содержит все сведения, касающиеся использования тех или иных элементов, а также и рационы и использование средств сигнала. Однако про инструкцию по сохранению жизни я расскажу немного позже (в разделе «Комплектация спасательных плотов»).

Также каждая спасательная шлюпка должна быть оборудована такими элементами, не входящими в снабжение, но являющимися незаменимыми:

· Посадочный трап

: позволяет забраться экипажу на шлюпку. Нижняя ступенька трапа должна располагаться по крайней мере на 0,4 метра ниже ватерлинии спасательной шлюпки в порожнем состоянии (пустая).
Морские суда снабжаются спасательными средствами в соответствии с нормами, установленными Международной конвенцией по охране человеческой жизни на море (СОЛАС-74) и Правилами по конвенционному оборудованию морских судов Регистра СССР. Спасательные средства подразделяют на средства коллективного пользования (спасательные шлюпки, плоты и плавучие приборы) и индивидуального пользования (спасательные жилеты, круги и костюмы-комбинезоны) .
Суда снабжают спасательными средствами в зависимости от района плавания и типа судна. Правила Регистра СССР определяют минимальное число спасательных средств для пяти видов плавания: от неограниченного района плавания до плавания в прибрежных районах и портовых водах. Суда, совершающие заграничные рейсы без ограничения, снабжаются по нормам для судов с неограниченным районом плавания, а суда, совершающие короткие загранрей- сы,- по нормам для судов, плавающих в открытых морях на расстоянии от места убежища до 200 миль с предельным расстоянием между двумя местами убежища до 400 миль.
Снабжение спасательными средствами коллективного пользования судов различных типов неограниченного района плавания по нормам Регистра СССР отражено в табл. 12.

Суда неограниченного района плавания снабжаются моторными спасательными шлюпками. На грузовых и рыболовных судах валовой вместимостью 1600 per. т и более должно быть не менее одной моторной шлюпки; на пассажирских и промысловых судах - не менее двух, установленных по одной с каждого борта. Нефтеналивные суда неограниченного района плавания обеспечиваются только моторными спасательными шлюпками.
Спасательная шлюпка. Обладает внутренним запасом плавучести, остойчивостью, прочностью, мореходностью, имеет предметы снабжения и запасы, предназначенные для спасения экипажа и пассажиров. Спасательные шлюпки окрашиваются снаружи в белый или оранжевый цвет, внутри - в оранжево-красный. Планширь и полосу на наружной поверхности обшивки шириной не менее 150 мм окрашивают в светло-красный цвет, если наружная поверхность окраски белая. На обоих наружных бортах форштевня шлюпки наносят несмываемой черной краской размеры шлюпки и число допускаемых к размещению в ней людей. На обоих бортах носовой части шлюпки указывают порт приписки и название судна, ниже названия - номер шлюпки. В кормовой части шлюпок судов загранплавания латинскими буквами наносят название судна. На наливных судах, перевозящих опасные грузы, применяют спасательные шлюпки закрытого типа, обеспечивающие защиту людей от огня, высокой температуры и дыма прочными водогазонепроницаемыми огнестойкими оболочками, орошаемыми водой.
Снабжение спасательных шлюпок регламентируется действующими стандартами, которые устанавливают в соответствии с решениями СОЛАС-74. В нашей стране нормы снабжения спасательных шлюпок составлены Регистром СССР в зависимости от категории судна.
Шлюпочное устройство включает: спасательные и рабочие шлюпки; спусковые устройства (шлюпбалки, кран-балки и др.); устройства для хранения и крепления судовых шлюпок по-походному (кильблоки, найтовы и др.); приспособления, обеспечивающие посадку людей в шлюпки (наклонные и вертикальные трапы, спасательные шкентели и стальные сетки). Шлюпочное устройство должно обеспечивать безопасное вываливание спасательных шлюпок со спуско-
и снабжением при крене до 15° на борт и дифференте до 10°.
Современные шлюпбалки позволяют быстро спускать шлюпки. Спуск спасательной шлюпки в тихую погоду и без хода судна не представляет труда. Спуск на ходу и при волнении на море - сложная фперация, которую можно отнести к особым случаям морской практики.
Спасательный плот. Обладает запасом плавучести, остойчивостью, оборудован палаткой для защиты находящихся на нем людей от воздействия внешней среды и располагает достаточным снабжением. Плоты могут быть жесткими и надувными. Жесткие плоты (рис. 146) изготовляют из легкого сплава или из пластмассы; их окрашивают в оранжевый цвет; на видных местах наносят порт приписки, название судна, номер плота, число людей, которое можно на нем разместить, и допустимую высоту сбрасывания. Спасательный надувной плот (рис. 147) - надувное плавучее устройство, основными частями которого является камера плавучести и соединенные с ней надувные дуги, надувное днище и банка-распорка, двойной тент. Автоматическое наполнение камеры плавучести, дуг и банки производятся через отдельный впускной клапан, соединенный с баллоном гибким шлангом. Надувные спасательные плоты обычно выпускают двух типов: ПСН-6М и ПСН-10М соответственно на 6 и 10 чел.
Часть предметов, входящих в снабжение надувного плота, прикреплена к его корпусу либо уложена внутри в карман тента. Большая часть снабжения размещена в контейнере, представляющем собой легкий полый цилиндр, закрываемый с торцов крышками. Контейнер помещен в водонепроницаемый чехол.
Жесткие плоты сбрасывают в воду с палубы либо со спусковых устройств. Надувные плоты надувают после сбрасывания их с пускового устройства. В настоящее время получают развитие спусковые устройства, позволяющие спускать заполненные людьми плоты при помощи специальных плот-балок.
Плавучие приборы. Обладают достаточной плавучестью для поддержания на поверхности воды людей, держащихся за них. К ним относятся легкие спасательные плоты, а также скамьи и столы. Окраска и маркировка плавучих приборов такие же, как и у жестких спасательных плотов.

Спасательный жилет. Предназначается для поддержания Человека на поверхности воды, имеет по шесть элементов плавучести, обшитых и соединенных тканью оранжевого цвета. Жилет не только поддерживает человека в воде, но и придает ему положение] при котором он может дышать даже в бессознательном состоянии. Человек может подать звуковой сигнал свистком (находится в специальном кармане) или огнем (зажигается при выдергивании пробок батарейки и попадании в нее морской воды), время непрерывного горения которого около 10 ч; дальность видимости 2 мили. На всех судах число спасательных жилетов должно соответствовать максимально допустимому числу людей на борту и дополнительно 5% этого числа. Кроме того, на пассажирских судах должны быть детские спасательные жилеты (10% общего числа пассажиров).
Спасательный круг. Представляет собой плавучий круг со спасательным леером, может быть снабжен самозажигающимися огнем и дымовой шашкой. Их изготовляют из пенонаирита или пенопласта. С наружной стороны круг снабжается леером; его поверхность окрашивается ярко-оранжевой краской, на ней черной краской наносится название судна и порт приписки. Часть кругов снабжается самозажигающимися огнями (продолжительность горения не менее 45 мин), часть имеет автоматически действующие дымовые шашки (при попадании в воду дают дым оранжевого цвета). Количество спасательных кругов на судне зависит от его назначения и длины.

Еще по теме § 57. Спасательные средства:

  1. УМЕНИЕ ИСПОЛЬЗОВАТЬ СПАСАТЕЛЬНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ И СНАРЯЖЕНИЕ

Коллективные средства спасения

Все морские и речные суда снабжаются коллективными и индивидуальными спасательными средствами в соответствии с нормами, установленными в зависимости от разряда района плавания судна.

К коллективным средствам спасения относятся спасательные и дежурные шлюпки, жесткие и мягкие надувные спасательные плоты, плоты-каюты (спаса тельные отсеки), капсулы и приборы. Все коллективные и индивидуальные спасательные средства окрашивают в оранжевый цвет и снабжают полосами из светоотражающего материала, что способствует быстрейшему обнаружению на воде.

Спасательные шлюпки

Шлюпками называются беспалубные малые гребные, парусные и моторные суда. Их изготавливают из дерева, металла, пластмасс, специальных тканей (надувные).

Спасательные шлюпки полностью или частично закрытые являются основными спасательными средствами.

Основные общие требования к полностью и частично закрытым

спасательным шлюпкам.

Шлюпки должны обеспечивать положительную плавучесть в случае пробоины в любом месте ниже ватерлинии при полной загрузке. Они должны сохранять плавучесть, когда залиты водой, и иметь при этом дополнительную силу плавучести 280 Н на каждого человека. Корпус и жесткие закрытия шлюпки должны быть такой прочности, чтобы ее можно было сбрасывать в воду с высоты 3 м и буксировать при скорости судна 5 уз.

Максимальная вместимость спасательной шлюпки составляет 150 чел.

Состав шлюпочного спасательного средства:

шлюпка (шлюпки);

шлюпбалки (по две на каждую шлюпку);

шлюптали;

шлюпочные лебедки (электрические или ручные);

кильблоки с найтовами (для крепления шлюпок).

Шлюпку оборудуют подъемным и разобщающим механизмом для одновременной отдачи гаков под нагрузкой или при посадке ее на воду, а также разобщающим устройством для отдачи носового фалиня, когда он находится под натяжением. Шлюпка имеет по меньшей мере один спускной клапан, который автоматически закрывается при ее спуске и открывается для стока, когда она находится вне воды. Такая шлюпка либо самоосушающаяся, либо оборудована эффективным средством для откачки воды. Она оборудуется устройством постоянного заземления, приспособлениями для установки и крепления в рабочем положении антенны переносной радиостанции.

Судовые шлюпки предназначены для:

использования в аварийных случаях - спасания экипажа и пассажиров с гибнущего судна;

подъема человека, упавшего за борт, подъема людей, обнаруженных на воде;

сообщения судна с берегом и другими судами (перевозка личного состава и грузов);

выполнения хозяйственных и судовых работ.

Главное назначение шлюпок - спасательные цели. Поэтому должен быть обеспечен безопасный и быстрый спуск шлюпок на воду при любых неблагоприятных условиях погоды при крене судна до 15°, быструю посадку людей, исключение помех другим спасательным средствам.

Шлюпки в зависимости от конструкции и размеров подразделяются на баркасы, катера, вельботы, ялы и тузики.

Баркас - это наиболее крупная шлюпка, имеющая парусное и весельное (до 22 весел) вооружение. Длина баркаса достигает 11,6 м, а ширина 3,4 м. Они используются для перевозки большого числа людей, грузов, а также для завозки становых якорей и других хозяйственных целей.

На Черном и Азовском морях баркасы распространены как транспортные рыболовные суда. Парусное вооружение этих судов - кливер, устанавливаемый на коротком горизонтальном бушприте. На баркасах, идущих на веслах по закрытым рейдам или гаваням, допускается перевозить не более 5 человек на одно весло.

Катер - это самоходная шлюпка, имеющая палубу и хорошие мореходные качества. Катера применяются для служебных (гидрографические, водолазные, лоцманские, санитарные, буксирные, спасательные, рабочие, разъездные и др.) и хозяйственных (рыбопромысловые и пассажирские) целей.

На катерах устанавливаются моторы, обеспечивающие автономность плавания.

На судах для катеров оборудуется шлюпочное устройство для спуска, подъема и хранения катеров на борту.

Вельбот - мореходная шлюпка с заостренными носом и кормой и практически симметричным относительно миделя распределением объема. Благодаря этому вельбот не зарывается на попутной волне, легко проходит полосу прибоя, и имеет парусное вооружение и шесть распашных весел. Длина вельбота составляет 8,54 м, ширина - 1,83 м. Масса вельбота с людьми и снабжением составляет 3,5 т.

Вдоль бортов вельбота установлены герметически закрытые воздушные ящики, что позволяет им оставаться на плаву при полном затоплении.

Вельботы подразделяют:

на моторные США-М, изготавливаемые из легкого сплава, и СШП-М, изготавливаемые из пластмассы;

с ручным приводом на гребной винт США-Р (из легкого сплава) и СШП-Р (пластмассовые).

Ял - гребно-парусная шлюпка многоцелевого назначения, шести-, четырех- и двухвесельная, имеет деревянный корпус с транцевой кормой, парусное вооружение - одномачтовое рейково-разрезное.

Тузик - самая малая гребная шлюпка с транцевой кормой и парными веслами. Эту шлюпку применяют на закрытых акваториях.

Снаружи все спасательные шлюпки окрашивают в заметный на воде белый или ярко-оранжевый цвет.

Мореходность спасательных шлюпок не ограничена.

В последнее время на современных судах устанавливают спасательные шлюпки закрытого типа свободного падения, обслуживаемые специальным сбрасывающим устройством.

Шлюпки и лодки судов внутреннего плавания разделяют на 4 класса.

Шлюпки первого и второго классов должны иметь внутренние воздушные ящики или внешние бортовые пробковые кранцы и плавать при полной загрузке, если даже они доверху заполнены водой. Шлюпки второго класса отличаются от шлюпок первого класса меньшими размерами.

Шлюпки третьего класса - это рабочие шлюпки и лодки, имеющие те же размерения, что и шлюпки первого класса, но не имеющие ни воздушных ящиков, ни внешних пробковых кранцев.

Шлюпки четвертого класса - это деревянные лодки местных способов постройки.

Шлюпки второго и четвертого классов применимы в качестве спасательных, если их ширина составляет не менее 0,25 длины плюс 0,3 м, а высота борта для судов разрядов «М» и «О» находится в пределах (0,36 - 0,43) В, разрядов «Р» и «Л» - в пределах (0,3 - 0,36) В. Наименьшие размеры спасательных шлюпок: длина = 3,7 м; ширина = 1,25 м; высота = 0,45 м.

Все остальные шлюпки разрешается использовать в качестве рабочих.

Суда внутреннего плавания обычно снабжаются шлюпками типа ял (четырех- или шестивесельными). Малые суда имеют двухвесельные ялы или тузики.

Грузопассажирские суда, как правило, комплектуются вельботами.

На всех спасательных шлюпках по внешнему борту ниже планширя укрепляются спасательный леер из смоленого пенькового или манильского линя с деревянными поплавками, для спасающихся людей, которых не смогли разместить в переполненной шлюпке.

Для создания повышенной плавучести в спасательных шлюпках устроены воздушные водонепроницаемые ящики из оцинкованного железа.

На каждой судовой шлюпке в носовой ее части на обоих наружных бортах должны быть надписи, включающие название судна, которому принадлежит шлюпка, ее размеры и допускаемое к размещению количество людей. Кроме того, ниже названия судна указывают порядковый номер шлюпки; при этом по­рядковая нумерация шлюпки ведется от носа судна, четные номера присваивают шлюпкам левого борта, нечетные - правого.

На шлюпках в зависимости от их типов применяют распаш­ные, вальковые и парные весла. Распашные весла употребляют на спасательных шлюпках и четверках, когда на каждой банке сидит гребец, гребущий одним веслом. При вальковых веслах на каждой банке сидят два гребца, и каждый из них гребет одним веслом. Обычно вальковые весла применяют на шестерках, четверках и двойках. В настоящее время получили распространение весла со скошенным вальком, они наиболее удобны при гребле. Парные весла применяют на двойках и тузиках, когда на банке сидит гребец, который гребет двумя веслами. Парные весла могут быть как вальковые, так и распашные.

Согласно действующим стандартам весла в зависимости от номеров спасательных шлюпок и назначения изготовляют длиной от 3,1 до 4,6 м и массой от 5 до 8,6 кг.

В шлюпке весла распределяют таким образом, чтобы самые длинные находились посередине шлюпки, а наиболее короткие - в носу и корме. Для быстрого разбора весел их рекомендуется пронумеро­вать; обычно номера на веслах вырезают или выжигают, а затем закрашивают (весла левого борта - красным цветом, правого - зеленым). Весла укладывают на банки по бортам: вальковые - лопа­стями в нос шлюпки, распашные и парные - в корму.

Спасательная шлюпка в полном снаряжении должна обеспечивать безопасное плавание с полным числом людей при любой погоде.

Шлюпка должна быть снабжена инвентарем и оборудованием, в соответствии с классом того судна, которому принадлежит.

На борту шлюпки должны быть:

средства, необходимые для эксплуатации самих шлюпок;

средства сигнализации и привлечения внимания;

медикаменты;

питьевая вода (при плавании в соленом бассейне) и про­дукты.

Спасательная шлюпка, принадлежащая, например, судну разряда «Р», должна быть укомплектована:

веслами - один комплект (по числу уключин) плюс два запасных;

уключинами - один комплект плюс два запасных;

отпорным крюком;

черпаком;

фалинем длиной 15 м (канат манильский или смоленый пень­ковый);

сигнальным фонарем (белого огня) с горючим;

чехлом на шлюпку;

спасательными леерами - побортно;

двумя пробками (со штертами) к водоспускному отверстию;

аптечкой.

На судах современной постройки шлюпки устанавливают на верхней палубе, на специальных кильблоках.

Шлюпки к кильблокам крепятся найтовыми - короткими отрезками такелажных цепей, один конец которых крепится к палубному рыму, а другой, имеющий глаголь-гак, - к планширю шлюпки. Для плотной обтяжки найтовых они имеют винтовые или тросовые талрепы.

Спускают и поднимают шлюпки при помощи шлюпбалок, вооруженных специальными шлюпочными лебедками с талями.

На верху закрытия шлюпки устанавливается лампочка с ручным выключателем (время горения которой не менее 12 ч и дальность видимости не менее 2 миль) или проблесковый огонь (дающий не менее 50 проблесков в 1 мин в течение первых 2 ч из 12 ч работы), а внутри шлюпки–лампочка с таким же временем горения, обеспечивающая освещение, достаточное для чтения инструкций по сохранению жизни и информации о снабжении шлюпки.

Двигатель внутреннего сгорания приводит шлюпку в движение со скоростью на тихой воде не менее 6 уз в течение не менее 24 ч (при полном комплекте снаряжения и при максимальной численности находящихся в ней людей). Несмываемой краской наносятся на шлюпку ее размерения и максимальная численность размещаемых на ней людей. На каждом борту в носовой части печатными буквами латинского алфавита наносятся название судна и порта приписки, арабскими цифрами – номер шлюпки. Нумерация шлюпок идет от носовой оконечности судна к кормовой. Шлюпкам правого борта присваивают нечетные номера, шлюпкам левого борта – четные.

Кроме общих требований, к различным видам спасательных шлюпок предъявляются дополнительные.

Полностью закрытая спасательная шлюпка имеет жесткое водонепроницаемое закрытие с герметически закрывающимися входными люками. Закрытие снаружи снабжено поручнями и имеет отверстия для весел. Будучи герметичным, закрытие позволяет быть на плаву полностью загруженной людьми и снабжением шлюпки, когда она находится в опрокинутом положении. Если при этом люди в шлюпке пристегнуты привязными ремнями к сиденьям, то она возвращается в нормальное положение. Двигатель и относящиеся к нему устройства способны работать в любом положении во время опрокидывания шлюпки и после возвращения ее в нормальное положение или автоматически останавливаются при опрокидывании, а затем вновь легко запускаются.

Полностью закрытые спасательные шлюпки могут быть оборудованы автономной системой воздухоснабжения. Такие шлюпки обычно бывают огнезащищенными, что обеспечивает защиту находящихся в них людей от горящей нефти, окружающей шлюпки со всех сторон, в течение не менее 8 мин. Для защиты от огня на такой шлюпке используется система водяного орошения.

Частично закрытая спасательная шлюпка имеет жесткие створки, простирающиеся от ее носовой и кормовой оконечностей не менее чем на 20 % длины шлюпки. Открытый участок шлюпки оборудован постоянно закрепленным двух- или трехслойным складывающимся тентом, который легко устанавливают 2 чел. в течение не более 2 мин. У обеих оконечностей и на каждом борту шлюпки на тенте есть входы с регулируемыми створками, что обеспечивает вентиляцию, но исключает проникновение морской воды, ветра и холода. Тент имеет приспособление для сбора дождевой воды. Устойчивость шлюпки и работа двигателя во время опрокидывания и возвращения ее в нормальное положение такие же, как и у полностью закрытой шлюпки. На жестких закрытиях шлюпки имеются поручни.

Спасательные шлюпки на грузовых судах, построенных до 1 июля 1986 г., и спасательные средства, установленные на судах до 1 июля 1991 г., находящиеся в удовлетворительном состоянии, могут не в полной мере отвечать всем перечисленным требованиям.

Дежурные шлюпки бывают жесткие и надувные и предназначены для спасания оказавшихся в воде людей, сбора и буксировки спасательных плотов.

В дежурной шлюпке должны размещаться не менее 5 чел., находящихся в сидячем положении, и 1 чел. – в лежачем. Шлюпка оборудована стационарным двигателем или подвесным мотором (с защищенными от пожара и взрывов топливными баками), который обеспечивает ее маневрирование при скорости до 6 уз. и сохранение этой скорости не менее 4 ч. Шлюпка в состоянии буксировать со скоростью не менее 2 уз. самый большой из имеющихся на судне спасательный плот с людьми и полным комплектом снабжения. Надутая дежурная шлюпка способна находиться на плаву в течение 30 сут. при любых морских условиях. На судне она находится в полностью надутом состоянии.

Обычное снабжение спасательной шлюпки должно включать в себя достаточное число плавучих весел с уключинами, два отпорных крюка, черпак, два ведра, плавучий якорь, два фалиня в носовой части и один на корме диной, не менее чем в 2 раза превышающий расстояние от места установки шлюпки до ватерлинии при наименьшей осадке судна, или длиной 15 м (один носовой фалинь должен быть прикреплен к разобщающему устройству, а другой прочно прикреплен к форштевню шлюпки или вблизи него), два топора (по одному в каждой оконечности шлюпки).

На спасательной шлюпке должны быть водонепроницаемые сосуды, содержащие пресную воду из расчета 3 л на каждого человека; нержавеющие ковш со штертом и градуированный сосуд для питья; пищевой рацион из расчета не менее 10 МДж на каждого человека воздухонепроницаемо упакованный и хранимый в водонепроницаемом контейнере; четыре парашютные ракеты, шесть фальшфейеров и две плавучие дымовые шашки; водонепроницаемый электрический фонарь, годный для сигнализации по азбуке Морзе, с запасным комплектом батарей и запасной лампочкой в водонепроницаемой упаковке; сигнальное зеркало для дневной сигнализации с инструкцией по его использованию; таблица спасательных сиг налов в водозащищенном исполнении или в водонепроницаемой упаковке; компас в нактоузе.

Кроме того, к снабжению шлюпки относятся: свисток или другое равноценное звукосигнальное средство; аптечка первой помощи в водонепроницаемой упаковке, медикаменты от морской болезни и гигиенические пакеты; складной нож, прикрепленный к шлюпке штертом; три консервовскрывателя; два плавучих спасательных кольца, прикрепленных к плавучему линю длиной не менее 30 м; ручной насос; комплект рыболовных принадлежностей; инструменты для выполнения регулировок двигателя; переносное оборудование, пригодное для тушения горящей нефти; прожектор; радиолокационный отражатель; теплозащитные средства. Некоторые предметы снабжения исключаются в зависимости от района плавания.

Все предметы снабжения, за исключением отпорных крюков, которые хранят незакрепленными, должны быть надежно закреплены и размещены таким образом, чтобы они не создавали помех при оставлении судна.

СПАСАТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА

Морские суда снабжают спасательными средствами в соответ­ствии с нормами, установленными Международной конвенцией по охране человеческой жизни на море (СОЛАС-74) и Правилами по конвенционному оборудованию морских судов российского Регистра морского судоходства. К таким средствам относят:

Спа­сательные средства коллективного пользования: шлюпки; плоты и плавучие приборы

Спасательные средства индивидуального пользования: спаса­тельные круги, жилеты и костюмы-комбинезоны.

Спасательная шлюпка - шлюпка, обладающая внутренним за­пасом плавучести, остойчивостью, прочностью, мореходностью, име­ющая предметы снабжения и запасы, предназначенная для спасения экипажа и пассажиров.

Спасательный плот - спасательное средство, обладающее запа­сом плавучести, остойчивостью, оборудованное палаткой для защи­ты находящихся на нем людей от воздействия внешней среды и рас­полагающее достаточным снабжением.

Плавучий прибор - спасательное средство, обладающее доста­точной плавучестью для поддержания на поверхности воды людей, держащихся за него.

Спасательный круг - плавучий круг со спасательным леером; может быть снабжен самозажигающимся огнем и дымовой шашкой.

Спасательный жилет предназначен для поддержания человека на поверхности воды.

Спасательный костюм-комбинезон закрывает все тело человека от воздействия воды, поддерживая голову над ее поверхностью.

Суда снабжают спасательными средствами в зависимости от района плавания и типа судна. Правила Регистра определя­ют минимальное количество спасательных средств для разных видов плавания: от неограниченного района пла­ва­­ния до плавания в при­брежных районах и портовых водах. Суда, совершающие рейсы без ограничения, снабжают по нормам для судов с не­ог­раниченным районом плавания, а суда, совершающие короткие рейсы, по нормам для судов, плавающих в открытых морях на расстоянии от места убежища до 200 миль, с предельным рас­стоянием между двумя местами убежища до 400 миль.

Суда различных типов с неограниченным районом плавания снабжаются спасательными средствами коллективного пользова­ния по нормам Регистра. Суда специального назначения, а также ледоколы снабжают по нормам промысловых судов или по согласованию с Регистром - по нормам для пассажирских судов.

Суда на подводных крыльях и на воздушной подушке вместо спасательных шлюпок имеют спасательные плоты вместимостью, достаточной для размещения всех людей, находящихся на борту

На пассажирских судах неограниченного района плавания часть спасательных шлюпок может быть заменена спасательными плота­ми (на 25% вместимости) В этом случае все спасательные плоты должны быть приспособлены для спуска на воду с полным количе­ством людей и снабжения

Все суда, имеющие ледовые усиления категорий ЛУ, снабжают винтовыми спасательными шлюпками. На судах неогра­ниченного района плавания рекомендуется иметь радиобуи для от­метки места морского бедствия. На пассажирских и промысловых cyдax должно быть установлено по одной дежурной шлюпке на каждом борту. Эти шлюпки имеют длину не более 8,5 м

Суда неограниченного района плавания снабжены моторными спасательными шлюпками. На грузовых и рыболовных судах вало­вой вместимостью 1600 peг. т и более имеется не менее одной мо­торной шлюпки; на пассажирских и промысловых судах - не менее двух, установленных по одной с каждого борта. Если общее число людей на борту судна составляет 1500 и более, тогда две моторные шлюпки - по одной с каждого борта - имеют стационарные радио­установки Нефтеналивные суда неограниченного района плавания обеспечивают только моторными спасательными шлюпками, имею­щими устройство, защищающее людей от огня, дыма и действия высокой температуры

Снабжение судов спасательными жилетами и спасательными кругами определяется следующими нормами:

Для каждого человека, находящегося на борту судна, должен быть предусмотрен спасательный жилет;

На каждом пассажирском судне неограниченного района плава­ния дополнительно должны быть предусмотрены спасательные жи­леты, могущие обеспечить 5%, и детские спасательные жилеты, мо­гущие обеспечить не менее 10% общего числа пассажиров, находя­щихся на судне,

На каждом судне, за исключением пассажирских, должны быть дополнительно предусмотрены спасательные жилеты для вахтенно­го персонала (число спасательных жилетов равно численности пер­сонала одной вахты),

Все суда должны быть снабжены спасательными кругами, число которых зависит от типа и размера судна

Например, пассажирское, промысловое судно и судно специального назначе­ния длиной от 122 до 183 м имеет 18 спасательных кругов, из них 9 - с самоза­жигающимися огнями и не менее одного с каждого борта - со спасательным ли­нем.

На грузовом, нефтеналивном или рыболовном судах длиной более 31 м имеется 8 кругов, в том числе 4 - с самозажигающимися огнями, из них по од­ному с каждого борта - со спасательным линем

Назначение : спасение членов экипажа и пассажиров в случае гибели судна, а также оказание помощи в спасении людей с другого терпящего бедствие судна.

Спасательные средства должны не только обеспечивать эвакуацию людей с гибнущего судна, но и защищать их от неблагоприятного воздействия внешней среды (низкая температура воды; высокая температура горящих на поверхности воды нефтепродуктов).

Количество спасательных средств, их размещение на судне и предъявляемые к ним технические требования определяются Международной конвенцией по охране человеческой жизни на море 1974 года (SOLAS 74) и Правилами по оборудованию судов Регистра РФ в зависимости от типа и района плавания.

Классификация .

Спасательные средства делятся на две основные группы:

1. Индивидуальные

Средства, обеспечивающие плавучесть (спасательные круги, спасательные жилеты);

Средства, обеспечивающие плавучесть и защиту от гипотермии (спасательные комбинезоны (гидротермокостюмы)).

2. Коллективные средства, к которым относятся:

а) активные спасательные средства:

Спасательные шлюпки (открытые, частично закрытые и закрытые);

Капсулы;

б) пассивные спасательные средства:

Плоты (жёсткие и пневматические);

Плавучие приборы (спасательные скамейки и лёгкие плоты).

Конструкция спасательных средств и требования к ним .

Индивидуальные средства .

Индивидуальные спасательные средства (ИСС) предназначены для кратковременного поддержания человека на плаву.

Основные требования к спасательным кругам:

1) минимальное количество спасательных кругов на грузовых судах должно составлять: при длине судна менее 30 м – 4, от 30 до 100 м – 8, от 100 до 150 м – 10, от 150 до 200 м – 12, более 200 м – 14;

2) спасательные круги должны располагаться в легкодоступных местах по обоим бортам судна;

3) наружный диаметр спасательного круга – не более 800 мм, внутренний диаметр – не менее 400 мм;

4) спасательный круг должен поддерживать в пресной воде груз железа массой не менее 14,5 кг в течение 24 часов;

5) масса спасательного круга должна быть не менее 2,5 кг;

6) материал спасательного круга не должен поддерживать горение или продолжать плавиться после полного охвата пламенем в течение 2 с;

7) спасательный круг должен без ухудшения эксплуатационных характеристик выдерживать сбрасывание на воду с высоты, равной расстоянию между местом установки круга и ватерлинией при наименьшей эксплуатационной осадке или 30 м (что больше);

8) спасательный круг должен иметь леер диаметром не менее 9,5 мм и длиной не менее четырёх наружных диаметров круга, закрепляемый по периметру круга в четырёх местах на равном расстоянии друг от друга с образованием четырёх одинаковых петель.


Основные требования к спасательным жилетам:

1) Для каждого находящегося на судне человека должен быть предусмотрен спасательный жилет, отвечающий перечисленным далее требованиям;

2) Спасательные жилеты должны быть размещены так, чтобы быть легкодоступными, место их хранения должно быть явно обозначено;

3) Конструкция спасательного жилета должна быть простой, чтобы после однократной демонстрации неподготовленный человек мог надеть его без посторонней помощи за время, не превышающее 1 минуту;

4) Спасательный жилет должен допускать прыжок или падение в воду с высоты 4,5 м без повреждения ли смещения жилета и без телесных повреждений;

5) Камеры плавучести должны располагаться таким образом, чтобы рот человека (даже находящегося без сознания) всегда оказывался на высоте 12 см над поверхностью воды, причём время поворота тела в это положение не должно превышать 5 с;

6) Спасательный жилет должен позволять проплыть небольшое расстояние и забраться в спасательную шлюпку или плот;

7) Плавучесть спасательного жилета не должна уменьшаться более чем на 5% после пребывания в течение 24 ч в пресной воде;

8) Спасательный жилет должен быть изготовлен из нефте- и водостойкого материала, не должен поддерживать горение или продолжать плавиться после полного охвата пламенем в течение 2 с;

9) Надувные спасательные жилеты должны иметь не менее двух отдельных камер; должны надуваться автоматически при падении в воду; должны иметь устройство для надувания, приводимое в действие вручную одним движением; и должны иметь конструкцию, позволяющую надуть каждую камеру ртом.

Основные требования к гидротермокостюмам:

1) на грузовых судах гидротермокостюм соответствующего размера должен быть предусмотрен для каждого находящегося на судне человека - за исключением судов, постоянно совершающих рейсы в тёплых климатических условиях;

2) гидротермокостюмы должны быть размещены так, чтобы быть легкодоступными, место их хранения должно быть явно обозначено;

3) конструкция гидротермокостюма должна позволять распаковать и надеть его без посторонней помощи в течение не более 2 минут с учётом надевания другой одежды (и спасательного жилета, если гидротермокостюм необходимо носить вместе с ним);

Требования 4) – 8) аналогичны соответствующим требованиям для спасательных жилетов;

9) Гидротермокостюм должен закрывать всё тело, кроме лица, за исключением защиты для рук, которая может быть обеспечена использованием отдельных перчаток, постоянно прикреплённых к гидротермокостюму;

10) Гидротермокостюм без теплоизоляции должен иметь маркировку о том, что его следует надевать на тёплую одежду. Будучи надет вместе с тёплой одеждой, такой гидротермокостюм должен обеспечивать достаточную теплозащиту после одного прыжка с высоты 4,5 м так, чтобы температура тела снижалась не более чем на 2 0 С после пребывания в течение 1 часа в воде с температурой 5 0 С.

11) Гидротермокостюм с теплоизоляцией должен обеспечивать достаточную теплозащиту после одного прыжка с высоты 4,5 м так, чтобы температура тела снижалась не более чем на 2 0 С после пребывания в течение 6 часов в воде с температурой то 0 до 2 0 С.

Спасательные и дежурные шлюпки .

Спасательная шлюпка предназначена для спасения пассажиров и экипажа судна, терпящего бедствие, и людей, упавших за борт.

Согласно Правилам по оборудованию судов РМРС, каждое грузовое судно должно иметь на каждом борту не менее одной спасательной шлюпки общей вместимостью, достаточной для размещения всех находящихся на борту людей.

Спасательные шлюпки располагают вдоль каждого борта в защищённых от действия волн местах.

Основные требования к установке шлюпок по длине судна:

1) Спускаемые по борту шлюпки должны устанавливаться как можно дальше в нос от гребного винта: на судах длиной от 80 до 120 м кормовая оконечность спасательной шлюпки должна находиться на расстоянии не менее её длины от гребного винта, на судах длиной более 120 м – на расстоянии не менее полутора длин шлюпки.

2) Шлюпки не могут устанавливаться на расстоянии менее 0,25 длины судна от форштевня.

Основной характеристикой спасательной шлюпки является пассажировместимость. Согласно Конвенции SOLAS, пассажировместимость не может превышать 150 человек, а максимальная масса с людьми и снабжением – 20300 кг.

По конструктивному исполнению выделяют шлюпки:

Открытые;

Частично закрытые;

Закрытые.

По приводу движителя различают шлюпки:

Моторные;

С механическим (ручным) приводом.

Спасательные шлюпки вместимостью от 60 до 100 человек могут быть моторными или с механическим приводом, вместимостью более 100 человек – только моторными.

Скорость моторных шлюпок грузовых судов должна быть не менее 4 уз. Запас топлива должен обеспечивать движение с заданной скоростью в течение 24 ч.

По материалу, из которого изготовлены шлюпки, в настоящее время применяются:

Шлюпки из лёгких сплавов;

Пластмассовые шлюпки.

Из всех типов шлюпок, приведённых в классификации, наибольшее распространение получили закрытые моторные спасательные шлюпки (рис. 3.7.1).

Рис. 3.7.1 Разрез закрытой моторной шлюпки:

1- крышки сдвижные, 4 – рулевая рубка, 6 – вентиляционная головка,

7 – бросательный конец, 8 – подъёмное устройство, 9 – рундук,

10 – двигатель.

Все места для рассадки людей на СШ должны быть чётко обозначены, каждое место рассчитано на размещение человека весом 75 кг с надетым спасательным жилетом.

Плавучесть спасательной шлюпки должна обеспечиваться даже в случае её полного заливания. Необходимый для этого запас плавучести создаётся засчёт применения материалов с положительной плавучестью и засчёт специальных закрытых внутренних отсеков - воздушных ящиков. Для повышения живучести объём плавучести делят на изолированные отсеки длиной не более 1,2 м.

В плане обеспечения остойчивости современные закрытые спасательные шлюпки проектируют самовосстанавливающимися – т.е. при опрокидывании шлюпка самостоятельно возвращается в нормальное рабочее положение. Существуют два способа обеспечения самовосстановления:

Пассивный – засчёт формы корпуса надводной части шлюпки и расположения её центра тяжести, что обеспечивает отрицательную начальную остойчивость в перевёрнутом положении шлюпки;

Активный – засчёт перетекания жидкого балласта из днищевого отсека в несимметричный бортовой, что приводит к перемещению центра тяжести при опрокидывании и возникновению момента, возвращающего шлюпку в нормальное положение.

На нефтеналивных судах используют огнезащитные танкерные закрытые шлюпки, позволяющие преодолеть зону горящей на поверхности воды нефти или нефтепродуктов. Для защиты от высокой температуры шлюпку покрывают снаружи слоем термоизоляции или оборудуют системой водяного орошения наружной поверхности. В такой системе насос внутри шлюпки забирает через приёмный патрубок забортную воду и подаёт её в перфорированную трубу, закреплённую над жестким закрытием по всей длине шлюпки. Система водяного орошения обеспечивает более эффективное снижение температуры, но термоизоляция гораздо надёжнее. Танкерные огнезащитные шлюпки должны выдерживать воздействие пламени с температурой не менее 1200 0 С в течение не менее 10 минут. Все танкерные шлюпки являются моторными и должны развивать скорость не менее 6 уз. Чтобы полностью исключить попадание дыма внутрь шлюпки, в ней создаётся небольшое избыточное давление. Для создания этого давления, для обеспечения людей свежим воздухом и для обеспечения работы двигателя в течение не менее 12 минут предусмотрены баллоны со сжатым воздухом.

Снабжение спасательных шлюпок включает в себя:

Питьевая вода (3 литра на человека);

Пищевой рацион (10 МДж на человека);

Медикаменты (таблетки от морской болезни, аптечка первой помощи);

Средства сигнализации и привлечения внимания (переносные радиостанции, сигнальные ракеты, фальшфейеры);

Средства эксплуатации шлюпки (набор простейших ремонтных приспособлений, вёсла);

Комплект рыболовных приспособлений (рассчитан больше на психологический эффект).

Дежурная шлюпка предназначена для обеспечения связи с берегом или другими судами, для выполнения общесудовых работ, а так же для спасения упавших в воду людей и людей с потерпевшего аварию судна.

Согласно Правилам по оборудованию судов РМРС, каждое грузовое судно должно иметь по крайней мере одну дежурную шлюпку, установленную в удобном для спуска и подъёма месте и находящуюся в постоянной готовности к спуску в течение 5 минут. Дежурные шлюпки должны быть моторными и иметь скорость 4 – 6 уз.

Спасательные плоты .

Согласно Правилам по оборудованию судов РМРС, каждое грузовое судно должно иметь не менее одного спасательного плота массой менее 185 кг и размещённого так, чтобы обеспечивалось его свободное перемещение с борта на борт на уровне одной открытой палубы, общей вместимостью, достаточной для размещения всех находящихся на борту людей. Если масса плота более 185 кг или свободное перемещение с борта на борт не обеспечивается, то общая вместимость находящихся на каждом борту спасательных плотов должна быть достаточна для размещения всех находящихся на борту людей.

На грузовых судах, на которых расстояние от крайней носовой (или кормовой) оконечности до ближайшей оконечности коллективного спасательного средства более 100 м, должен устанавливаться дополнительный плот как можно ближе к носу (или к корме).

Основные общие требования к спасательным плотам:

1) конструкция плота должна обеспечивать его нахождение на плаву в течение не менее 30 суток в любых морских условиях в диапазоне температур от –30 до +66 0 С;

2) при сбрасывании с высоты 18 м плот и его снабжение должны оставаться неповреждёнными;

3) плот должен выдерживать многократные прыжки на него с высоты 4,5 м людей в обуви;

4) плот должен допускать его буксировку со скоростью 3 уз на тихой воде с полным комплектом людей и снабжения;

5) при спуске плота вручную его общий вес с контейнером и снабжением не должен превышать 185 кг;

6) плот должен быть снабжён тентом для защиты людей от окружающей среды, устанавливаемым автоматически при приведении плота в рабочее состояние;

7) для облегчения обнаружения в море тент и корпус должен быть окрашен в ярко-оранжевый цвет.

Применяются два типа спасательных плотов: жёсткие и надувные.

Жёсткие спасательные плоты (рис. 3.7.2) выполняются металлическими или пластмассовыми.

Рис. 3.7.2 Спасательные плоты:

а – металлический; б – пластмассовый.

Корпус металлического плота (рис. 3.7.2, а) представляет собой замкнутый контур прямоугольной формы с закруглёнными углами из трубы круглого сечения, разделённой водонепроницаемыми переборками на ряд воздушных отсеков, внутренняя полость которых заполнена пенопластом. Внутри корпуса установлено двойное водонепроницаемое днище, разделённое переборками на ряд водонепроницаемых отсеков, в которых размещается снабжение плота. Доступ к снабжению осуществляется через водонепроницаемые крышки, расположенные по обеим поверхностям днища. К корпусу на шарнирах прикреплены дуги, с помощью которых поднимают двухслойный тент из прорезиненной ткани. Дуги закреплены снаружи корпуса так, чтобы тент мог быть поднят на обе стороны независимо от положения плота. Корпус изготавливается из лёгкого алюминиево-магниевого сплава. Для предохранения людей от контакта с металлом днище обклеивается резиной или пластиком.

Корпус пластмассового плота (рис. 3.7.2, б) имеет прямоугольное поперечное сечение с днищем толщиной 30 мм. Корпус и днище выполнены из пенопласта, армированного каркасом и оклеенного водо- и нефтестойкой стеклотканью, пропитанной полиэфирной смолой. Днище плота не имеет внутренних полостей, поэтому снабжение хранится в плавучем водонепроницаемом контейнере из пластика. Тент, оборудование и оснастка аналогичны применяемым на металлических плотах. Пластмассовые плоты легче металлических и более долговечны.

Существенным недостатком жёстких плотов является то, что они занимают много места при хранении и имеют довольно сложную конструкцию тента.

Надувные спасательные плоты (рис. 3.7.3) в походном положении хранятся упакованными в контейнерах. Компактность контейнерного хранения надувных плотов обусловила их широкое применение на современных судах.

Рис. 3.7.3 Надувной спасательный плот:

а – общий вид; б – каркас плота.

1 – входной трап; 2 – плавучий якорь; 3 – надувное днище;

4 – шторка входа; 5 – сигнальный огонь; 6 – двухслойный тент;

7 – водосборник; 8 – газовый баллон в чехле; 9 – пусковой линь;

10 – водобалластный карман; 11 – леер; 12 – надувное сиденье;

13 – надувная дуга;14 – камера плавучести;

15 – буксирное приспособление; 16 – банка.

Надувной плот состоит из главной камеры плавучести 14, представляющей собой замкнутую трубу, разделённую на несколько изолированных отсеков, трубчатых дуг 13, поддерживающих двухслойный тент 6, и двойного надувного днища 3. Главная камера плавучести и дуги тента заполняются газовой смесью (углекислота с небольшим количеством азота – для предотвращения образования снеговых пробок при низких температурах), которая в сжатом состоянии хранится в стальном баллоне 8, закреплённом снаружи плота. Клапан баллона открывается при натяжении пускового линя 9. В двойное днище закачивается воздух с помощью ручного меха. Тент плота имеет два входа, закрываемых шторками 4, а так же устройство для сбора дождевой воды 7 с трубкой, выведенной внутрь плота. Наверху тента закреплён сигнальный огонь 5 для поиска. По периметру снаружи и внутри плота закреплены леера 11. У входов установлены трапы 1, с помощью которых люди могут подняться из воды на плот. Под днищем плота предусмотрены заполняемые водой балластные карманы 10, служащие для улучшения остойчивости плота.

Форма плота может быть круглой или овальной.

По способу доставки на воду различают плоты сбрасываемые (вместимостью от 6 до 100 человек) и спускаемые (вместимостью от 6 до 35 человек).

Конструкция контейнеров сбрасываемых спасательных плотов выполняется таким образом, что позволяет приводить их в готовность двумя способами:

Освобождением контейнера от крепления вручную и сбрасыванием его в воду;

Автоматическим освобождением контейнера при погружении тонущего судна в воду, для чего используется автоматическое гидростатическое разобщающее устройство. Обладающий положительной плавучестью контейнер при погружении судна всплывает и раскрывается, закреплённый одним концом на палубе судна пусковой линь при натяжении приводит в действие систему газонаполнения.

Посадка людей на сбрасываемые плоты производится или из воды, или с палубы с помощью специальных скатов и рукавов.

Спускаемые спасательные плоты надуваются на палубе судна. Там же производится и посадка людей. После этого плот спускается за борт с помощью спускового устройства (кран-балки).

Спускаемые спасательные плоты могут быть использованы и как сбрасываемые.

Состав снабжения спасательных плотов в целом аналогичен снабжению спасательных шлюпок, отличаясь только количественными нормативами – например, запас воды составляет 1,5 л на человека.