Известные ворота со львами. Львиные ворота в микенах

Именно в эти края устремляются путешественники, желающие прикоснуться к частичке Античной Греции. Здесь находится и знаменитая Олимпия, и славная Спарта, и монументальный театр в Аргосе, и загадочные Львиные ворота в Микенах, о которых сложено немало интересных легенд. О них сегодня и поговорим. Расскажем, как выглядели Львиные ворота в Древних Микенах, с какой целью они были построены и какие тайны скрывает в себе это сооружение.

Культура и история Греции неразрывно связана с мифологией. Древний мир наделял свои сооружения особым предназначением и связывал с божествами или известными героями. Имели свою легендарную подоплеку и античные Микены, которые находились на северо-востоке Пелопоннеса, между Аргосом и Коринфом.

По преданию город построил Персей, сын правителя Олимпа Зевса и Данаи, дочери аргосского царя. Герой этот прославился в своем Отечестве победой над медузой Горгоной и спасением царевны Андромеды. Закладывая новый город, Персей призвал на помощь циклопов (одноглазые великаны), которые возвели монументальную городскую стену длиной в 900 м, высотой в 12 м и толщиной свыше 8 м.

Здесь стоит отметить, что греческие поселения делились на две части: верхний и нижний город. Верхняя часть (где проживала знать) располагалась на холме, за что и получила название акрополь . От нижнего города его отделяла специальная стена, за которую не могли заходить простолюдины. Именно эту стену из огромных известняковых глыб весом в 5 тонн и возвели циклопы.

Причем все блоки ничем не скреплены, а держатся за счет собственного веса. С тех пор такой тип кладки стен носит название циклопический.

Соответственно величию крепостной стены необходимо было оформить и городские ворота. Они выложены из массивных камней, а верхняя кладь для правильного распределения нагрузки сделана по наклонной. Так в центре сооружения появилось место знаменитому постаменту: львы, стоящие у колонны, грозно встречают входящего в город.


Львиные ворота в Микенах – особенности памятника

Итак, вход в окруженные стеной Микены венчают ворота с барельефами львов. Сквозной проем в виде правильного квадрата образуют три известняковые плиты, перекрытые верхним блоком – притолокой весом в 20 тонн. С каждой стороны проема под скошенным углом расположены еще по 3 малых каменных блока. Образовавшуюся в центре пустоту заполняет фронтон, на который нанесены Микенские Львиные барельефы.

Все камни стены подгонялись друг к другу и тщательно шлифовались. Способ обработки материала до сих пор занимает умы ученых. Дело в том, что камень был сверлен и пропилен, отверстия эти хорошо видны и на оставшихся руинах. Чаще других высказывается предположение о возможном наличии у микенской цивилизации инструмента, функционирующего по типу дисковой пилы. Эту гипотезу подтверждают следы пилы на постаменте и пропил на антаблементе.

Также оставшиеся части креплений свидетельствуют о том, что ворота закрывались дверными ставнями. Их материал достоверно неизвестен, поэтому остается только предполагать. По сравнению с Европой, в Греции железо использовалось редко поэтому, судя по типу оставленных отверстий, створки ворот были деревянными.

Львиные ворота в Микенах достаточно хорошо сохранились до наших времен. Не уцелели только головы львов. По предположениям археологов, они были изготовлены из другого материала, который разрушился в результате естественного течения времени. Но есть и другое мнение: считается, что головы львов были отлиты из золота и украдены в период упадка микенской цивилизации.

Необъяснимые тайны Львиных ворот

Изображение львов на барельефе – источник споров и мистических предположений, поскольку достоверно неизвестно не только предназначение фронтона, но и технология, с помощью которой сделаны львы и оборонительная стена. После раскопок остаток Микен археологи долго изучали найденные артефакты, в результате чего сложились три основные теории происхождения Львиных ворот.

Сокровищница

В 1870 году немецкий археолог Генрих Шлиман при раскопках города наткнулся на захоронения, в которых помимо останков хранились посмертные маски, античные украшения и оружие. Находка стала настоящей сенсацией: человеческие останки принадлежали знаменитому Агамемнону и его воинам. По преданию этот правитель покорил Трою и вывез ее сокровища в Микены.

Интересно, что артефакты античности были обнаружены прямо под Львиными воротами. Это наводит на мысль о том, что сооружение несло культовую нагрузку. Гипотезу подтверждает и дорога, ведущая к воротам, так как на протяжении пути размещены шахтовые гробницы. К этим местам не мог быть допущен простой люд, за чем зорко и следили грозные львицы.




Алтарь

Ученые, ценящие мистику, таинственные исследования и запретные догмы, склонны видеть в Микенских львах религиозный символ. Колонна воплощает в себе Великую минойскую богиню, а львы – ее преданные слуги и верные защитники. Изображение Богини над городскими воротами символизировало ее покровительство и защищенность города высшими силами.

Таким образом, эта теория награждает ворота свойствами защитного оберега или амулета. По предположению сторонников данной версии, львы были призваны отвести беды, зло и несчастья от акрополя.

Городские стражи

Как бы там ни было, большая часть исследователей склонна к практичным предположениям, а не к конспирологическим догадкам. Поэтому более распространена версия о том, что изображения львов использовались в качестве «устрашающего» эффекта. Головы животных были повернуты прямо на входящего, и грозный взгляд зверей должен был присмирить путника.

Существует еще одно простое предположение – львы, как благородные и царственные животные, всего-навсего считались гербом правящей династии. Поэтому их изображение и было размещено на входе в город.

Распространены и другие версии о предназначении Микенских Львов: каждый экскурсовод рассказывает туристам свои легенды об этом древнем артефакте. Кроме того, ученые бьются в догадках и о технологии строительства. Как добывались каменные блоки? Чем и как перемещали многотонные камни? Какие инструменты и способы обработки использовались в микенской цивилизации? Ответы на все эти вопросы таят в себе остатки античных сооружений, и разгадать их современному человечеству пока не по силам. Или просто еще не наступил тот час.

Вконтакте

Одноклассники

Сегодня мы вспомним Микены, легенду древнегреческих мифов и просто богатый и красивый город древности. Именно сюда победитель троянцев Агамемнон доставил всю добычу с поверженного города. Здесь же где-то располагалась гробница царя Агамемнона. Но речь пойдет не об этом, в Микенах находились одни из завораживающих ворот древности - Львиные ворота.

Львиные ворота в Микенах: история и описание

Греческие города обычно располагались на холмах, именно от этого и пошло их название «акрополь», что в переводе обозначает «верхний город». Города окружались сильной крепостной стеной. Микены защищала 900-метровая стена с толщиной 6-10 метров. Стена сложена из грубых монолитов весом порядка 5 тонн, которые держатся исключительно за счет своего веса - так называемая циклопическая кладка.

План Микен

Главный вход, микенские Львиные ворота, поражал всех видевших его, заставлял уверовать в несокрушимость государства. Ворота исполнены по современным меркам просто - четыре сложенных монолита из известняка украшает рельеф с изображением львиц и колонны.

Постройку ворот в Микенах приписывают XIII веку до нашей эры. Подобное сооружение портального типа является характерным для этого периода времени. Два каменных блока держат балку. Все, что находится над балкой, расположено со скосом для передачи нагрузки на боковые стены. Таким образом возникает пустое пространство в виде треугольника, которое здесь и заполнено львиной пластиной.

Сюжет рельефа также схож с критской культурой. Львицы упираются лапами на подножие алтаря, на котором установлена колонна с капителью-валиком. Подобные колонны можно встретить в Кносском дворце . Сам смысл барельефа неизвестен. Это может быть символ божества, дома или же могущества царей. Есть версия, что это просто герб правящей во времена постройки династии. Эта загадка делает эти Львиные ворота в Греции еще более значимым памятником древности.

Главный вход в тысячелетнюю крепость шел через т.н. Львиные ворота, которые порой называют самым древним геральдическим символом Европы. Этот выдающийся памятник древних зодчих относится ко второму периоду застройки Микен и датируется приблизительно 1250 годом до нашей эры. То есть прибавьте к этой цифре 2008 лет и вы получите возраст этих ворот: 3258 лет. Примерно 130 поколений людей сменилось на Земле с того момента... Изображение ворот на гравюрах 2-й половины 19 века:

Ныне именно дата 1250 г. до н.э. считается наиболее достоверной, хотя еще несколько десятков лет тому назад признавались более ранние датировки. Это единственное уцелевшее произведение монументальной скульптуры, относящееся к данному периоду.
На этой схеме развалин Львиные ворота отмечены цифрой 1:

Первые впечатления в Микенах... Когда нас привезли от гробниц к крепости, первое, что мы увидели, даже не сам акрополь, он как-то с той точки не воспринимался, а вот эту теснину, узкий коридор, в котором толпились туристы, ожидающие своей очереди. Без туристов это должно было бы выглядеть примерно так, как на фото справа:

А таким это место представало взору во 2-й половине 19 века, полузасыпанным землей и еще ожидающим своего исследователя:

"До сих пор все еще сохранились от Микен часть городской стены и ворота, на которых стоят львы. Говорят, что эти сооружения являются работой киклопов, которые выстроили для Прета крепостную стену в Тиринфе"
(Павсаний. "Описание Эллады", II, 16, 6).

Мне как-то посчастливилось сфотографировать сами ворота, когда возле них не было ни одного туриста...

"Следующий пункт - Микены, за них я бы пожертвовал всеми другими памятниками", - описывает свою поездку в Грецию археолог, директор Эрмитажа Б.Б. Пиотровский: "Внезапно перед нами слева открылся акрополь, отчетливо видны циклопические стены... Внезапно очутились перед Львиными воротами. Они монументальны и величественны. Две вздыбившиеся львицы перед колонной минойского типа из темного камня (голова, вероятно, в фас) были приставные, сохранились углубления для крепления".

Как и в любой фортификации, особое внимание в микенской архитектуре было уделено укреплению ворот. Львиные ворота представляют собой величественное сооружение, символизирующее могущество микенских царей. Это сооружение из больших блоков конгломерата правильной формы, образующих порог и боковые столбы. Они сложены из двух колоссальных, вертикально поставленных плит, покрытых третьей, над которой в кладке оставлено отверстие, закрытое более легкой по весу треугольной плитой со скульптурным рельефом: две львицы стоят по бокам колонны, расширяющейся кверху. Изображенные в одинаковых поворотах в профиль, они предположительно грозно смотрели вниз, образуя декоративную, так называемую «геральдическую» композицию.

Пролет ворот – это правильный квадрат со сторонами 3,1 м, закрывавшийся деревянными створками ворот. Ворота перекрыты одним громадным правильным блоком, которому сверху придана слегка округлая форма. Чтобы облегчить колоссальную тяжесть этого блока, не нагружать его излишне сверху, строители применили остроумный прием, который является характерной особенностью микенской архитектуры, который вы видели уже в рассказе о гробнице Атрея, но сегодня об этом чуть подробнее.
Фото Львиных ворот с обратной стороны:

Строители оставили в кладке стены над воротами пустой треугольник, заложив его той самой плитой из плотного известняка с рельефным изображением двух львов, опирающихся на алтарную колонну. Есть мнение, что этот характерный микенский "треугольник", именуемый в литературе "разгрузочным треугольником", послужил прообразом появившегося позже классического античного фронтона.

Колонна, которая видна между львами - т.н. критского типа. Здесь, кстати, особенно ощущается влияние минойской культуры на микенскую. У львов отсутствуют головы. Пазы для их крепления показывают, что головы были сделаны из другого материала, бронзы или камня, и прикреплены к туловищам. Эта композиция до сих пор является древнейшей в области монументальной пластики в Европе.

Изображение на почтовой марке:

Я все думаю - а вдруг там были не львиные головы? Или они могли заменяться на какие угодно, раз не были высечены изначально в том же материале. Но это всего лишь мои фантазии... Хотя вот есть такое изображение, связанное с находками из Микен:

Важность значения изображений львов считается очевидным. Львы были животными, посвященными богине Потнии, богини–покровительницы зверей. Ее имя неоднократно встречается на табличках линейного письма Б тех времен. Но есть и предположения, что этот рельеф может представляеть из себя герб царской династии Атридов, строителей укреплений Микен.

Вид сверху над Львиными воротами:

Гравюра 19 века и предполагаемая реконструкция того же времени, как эти ворота и стены могли выглядеть изначально:

В Интернете нашлось много фотографий Львиных ворот 19 века и начала 20 века, которые и хотелось бы показать. Решетка в воротах здесь, конечно, совершенно не аутентична, такой небольшой анахронизм. :-)

Фото 1876 года:

Ворота в 1938 году:

И пара графических изображений - 19 и 20 века (что называется, почувствуйте разницу;-)

Первые раскопки в районе Львиных ворот, открывшие их внутренний двор, были произведены еще в 1840 г. силами Афинского Археологического общества под управлением К. Петакиса, за несколько десятилетий до знаменитых раскопок Шлимана. Гомер в свое время назвал древние Микены "златообильными" из-за огромного богатства микенских царей, о которых уже тогда ходили легенды. Многие археологи пытались найти знаменитое золото Микен, но только в 1874 г. оно было найдено Шлиманом.

Находки покажу потом, сегодня лишь вот этот предмет:

Подумать только, что приспособления, функционально подобные современным английским булавкам, использовались еще более трех тысячелетий назад. В нынешнем виде английскую булавку изобрел в 1849 г. американский инженер Уолтер Хант, почти за четверть века до того, как ее аналог был найден в Микенах!

Замечу, что дорога от ворот к остальным постройкам была зверски скользкая. При подъеме это не так заметно, а вот при спуске пришлось буквально сползать! :-)

Должна сказать, что фотографий и изображений из Микен очень много, поэтому приходится делить пост на части. В следующий раз будет рассказ о собственно укреплениях Микенской цитадели и дворце правителя. А пока - несколько старинных фотографий того, как акрополь выглядел в начале 20 века:

В 1900 году:

Мне особенно нравится эта фотография 1897 года:

Продолжение следует...

Предыдущие части греческого путешествия можно найти по тэгу "Греция".

Микены находятся на Пелопоннесе, как раз посредине между Аргосом и Коринфом. Активное заселение Микенского холма началось в третьем тысячелетии. Люди заселялись здесь в основном из-за удобного местоположения и плодородной почвы, к тому же тут находился источник воды – Персей. Немаловажным фактором также, было на то время, труднодоступность холма для неприятеля. Вот так потихоньку и создавался Микенский Акрополь .

Главным входом в эту многовековую крепость служили Львиные ворота , некоторые ученые называют их древнейшим геральдическим символом Европы. Это грандиозное сооружение, возведенное древними зодчими, которое надо относить к периоду второй застройки Микен, приблизительно к 1250 году до нашей эры. А это значит, что городу уже более трех тысячелетий. Что не может не вызывать восторга и восхищения.

Учитывая то, что ворота были частью оборонительной стены, то пристальное внимание микенские архитекторы уделили воротам. С одной стороны их надо было хорошо укрепить, а с другой значительно облегчить. А с третьей стороны и это было, кстати, очень важное на то время обстоятельство – Львиные ворота должны были символизировать величие и могущество микенских царей.

Что и говорить архитекторам и строителям это удалось. Вся конструкция Львиных ворот сложена из огромных каменных блоков конгломерата правильной формы. Проем же образовывают две громадные, вертикально установленные шлифованные плиты, а перекрытием служит третья плита, у которой верх чуть-чуть закруглен.

Вот как раз на эту плиту перекрытия и установлена более легкая плита, имеющая сравнительно небольшой вес и треугольную форму, а на ее поверхности высечен барельеф в виде двух львиц стоящих по сторонам колоны, которая кверху расширяется, что наводит на мысль о критских корнях этого творения. Головы у львов не сохранились, но предположительно они были повернуты к дороге и как бы встречали путешественников и торговцев.