Ольвия - античный город на суше и под водой. Ольвия - античный город в николаевской области

Ольвия (греч. Olbía)

античный рабовладельческое город-государство, находившийся на правом берегу Бугского лимана; другое название - Борисфен (от греческого наименования р. Днепр). Остатки О. расположены около современного села Парутино Очаковского района Николаевской области. О. была основана в начале 6 в. до н. э. выходцами из греческого г. Милета. Городу принадлежали земли на обоих берегах Бугского лимана со многими сельскими поселениями. Сама О. располагалась на двух речных террасах (Верхний и Нижний город) и в период расцвета (5-3 вв. до н. э.) занимала площадь около 50 га . Город был окружен каменной оборонительной стеной с башнями, в южной части находилось дополнительное укрепление - цитадель. О. была распланирована на прямоугольные кварталы прямыми улицами; в центре Верхнего города находилась агора - торговая площадь, служившая и общественным центром, и теменос - священный участок с храмами и алтарями; в Нижнем городе располагались ремесленные кварталы и порт. Были развиты металлообрабатывающие, керамическое, ювелирное и др. ремесла, обслуживавшие городской рынок и соседние скифские племена, находившиеся с О. в торговых отношениях. От них О. получала скот, хлеб, кожи и др. продукты, которые она вывозила в Грецию, а также рабов. Из греческого государств привозились вино, оливковое масло, керамические и металлические изделия, предметы искусства и роскоши. В О. выпускалась серебряная, медная, а иногда и золотая монета. Верховная власть принадлежела народному собранию и выборному совету, исполнительная власть осуществляли коллегии ежегодно сменяемых выборных чиновников - архонтов, стратегов и др. О. проводила самостоятельную внешнюю политику, имела со своей метрополией - Милетом специальный дружественный договор. В 331 до н. э. О. вместе с соседними скифами отразила нападение Зопириона - полководца Александра Македонского. Во 2-й половине 3-2 вв. до н. э. О. переживала глубокий кризис, связанный с общим кризисом полисной системы и с активизицией враждебности окружающих племён. Во 2 в. до н. э. попала в зависимость от царя крымских скифов Скилур а. После разгрома скифского царства войсками Митридата VI Евпатора (См. Митридат VI Евпатор), царя Понта, в конце 2 в. до н. э. вошла в состав державы Митридата. В середине 1 в. до н. э. город был разрушен племенами гетов (См. Геты), руководимыми Беребистой. Восстановленная О. первых веков н. э. была гораздо меньше и не играла прежней роли. Во 2 в. н. э. в О. был поставлен римский гарнизон, а в начале 3 в. город был включен в состав римской провинции Нижняя Мёзия. Жизнь в О. прекратилась, видимо, в 4 в. н. э. Археологические исследования О. и окружающего её могильника эпизодически проводились в 19 в., систематически ведутся с 1901 (наиболее значительными были раскопки Б. В. Фармаковского в 1901-15 и 1924-1926). Территория древнего города объявлена заповедником.

Лит.: Латышев В. В., Исследования об истории и государственном строе города Ольвии, СПБ, 1887; Фармаковский Б., Ольвия, М., 1915; Славин Л. М., Древний город Ольвия, К., 1951; его же, Здесь был город Ольвия, К., 1967; Ольвия, т. 1-2, К., 1940-58; Ольвия, Теменос и агора, М. - Л., 1964.

Д. Б. Шелов.


Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . 1969-1978 .

Смотреть что такое "Ольвия" в других словарях:

    Ольвия - ольвия … Русский орфографический словарь

    Ольвия - (Затока,Украина) Категория отеля: Адрес: Приморская улица 6а, Затока, 67773, Украина … Каталог отелей

    Ольвия - Ольвия. Раскопки в Верхнем городе. ОЛЬВИЯ (Борисфен), античный город (6 в. до нашей эры 4 в. нашей эры) на берегу Днепро Бугского лимана; остатки у села Парутино, к югу от города Николаев. Укрепление, городские кварталы, агора, храмы, мастерские … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    - (Борисфен) античный город (6 в. до н. э. 4 в. н. э.) на берегу Днепровско Бугского лимана; остатки у с. Парутино, к югу от г. Николаев (Украина). Укрепления, городские кварталы, агора, священный участок, храмы, мастерские, надписи, погребения и… … Большой Энциклопедический словарь

    См. Первомайск Географические названия мира: Топонимический словарь. М: АСТ. Поспелов Е.М. 2001 … Географическая энциклопедия

    Координаты: 46°41′ с. ш. 31°54′ в. д. / 46.683333° с. ш. 31.9° в. д. … Википедия

    Борисфен (греч. Olbia, Borystenns), древнегреч. город государство на Бугском лимане (остатки городища и могильника теперь близ с. Парутино Очаковского р на Николаевской обл.). Осн. переселенцами из Милета и др. ионийских городов в 1 й пол. 6 в.… … Советская историческая энциклопедия

    Ольвия - (греч. Olbia) античная колония в Сев. Причерноморье, недалеко от устьев Днепра (Борисфена) и Южн. Буга (Гипаниса), основана выходцами из Милета (другое название О. Борисфен). О. сформировалась как демократический полис; ее расцвет приходится… … Античный мир. Словарь-справочник.

    - (Борисфен), античный город (VI в. до н. э. IV в. н. э.) на берегу Днепровско Бугского лимана; остатки у села Парутино, к югу от г. Николаев (Украина). Укрепления, городские кварталы, агора, священный участок, храмы, мастерские, надписи,… … Энциклопедический словарь

    - (Όλβίη или Όλβία счастливая) древнегреческий город на правом берегу реки Буг (древн. Гипанида), колония ионийского города Милета. У греков, живших в собственной Греции и Малой Азии, О. называлась Борисфеном, или городом и портом Борисфенитов.… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Книги

  • Античные государства Северного Причерноморья , . Том посвящен античным государствам Северного Причерноморья, существовавшим в период между VII в. до н. э. и IV в. н. э. На основе археологических раскопок, историческихисточников…
«Достойный похвалы Еврисивий, сын Сириска, воздвиг меня Зевсу
Освободителю, царю богов, укрепляяотеческую землю и по справедливости
почитая славное всевладычество Зевса Освободителя».

Древняя Греция, греческие колонии Северного Причерноморья... Кажется, что это где-то очень далеко во времени и пространстве, что всё это осталось в далёкой античной Греции... Но когда оказываешься в месте, где когда-то кипела жизнь большого древнегреческого полиса, вдруг понимаешь, что географически это совсем недалеко, по времени только, может, чуть дальше... Вот она, эта самая земля, вот здесь стоял храм Зевса, вот здесь храм Аполлона, здесь, наверное, театр, здесь торговали, здесь жили люди...

Ольвия - один из четырёх крупнейших древнегреческих городов-колоний Северного Причерноморья - просуществовала больше 1000 лет. На древнегреческом ΟλβІα - счастливая. Некоторые греческие авторы называют Ольвию Борисфеном, а жителей города - борисфенитами по наименованию реки Борисфен (так греки называли Днепр). Ольвия была основана греческими переселенцами из Малой Азии из города Милета в VI в. до н.э. В это время греки активно осваивали большие пространства вдоль берегов Средиземного, Чёрного и Азовского морей. «Греки расселись по берегам нашего моря, как лягушки вокруг болота», - в шутку писал Платон.

Греческим переселенцам понравилось место на высоком берегу Бугского лимана недалеко от его впадения в Днепровский лиман. Это не самый берег Чёрного моря, до моря отсюда около 40 километров. От Понта Эвксинского (Чёрного моря) сначала нужно подняться вверх по Борисфену (Днепру), а затем немного уйти влево вверх по Гипанису (Южному Бугу). Но сам Бугско-Днепровский лиман с его просторами и далёкой линией другого берега вполне смотрится как морской залив. А другой берег Днепровского лимана и в хороший день смотрится тонкой ниткой на горизонте, при не очень же хорошей видимости его и совсем не видно.

Сейчас это окрестности села Парутино Очаковского района Николаевской области Украины. До Очакова километров 30 (там как раз лиман впадает в Чёрное море), до Николаева около 40 и до Одессы порядка 100 километров.

Северное Причерноморье в те времена - владения скифов. Переселенцам с ними нужно было или воевать, или договариваться. Воевать со скифами было бесполезно. Предание говорит, что когда греки высадились на берег, то сразу же встретили скифов, которых напоили вином. Скифам вино очень понравилось и они позволили грекам здесь поселиться.
А позже, «когда милетяне обратились к оракулу с просьбой одобрить вывод нового поселения в этот район, его природные богатства были уже хорошо известны. Поэтому оракул без труда предрёк счастливую участь основателям полиса и их потомкам, назвав их колонию Счастливым городом Oλβνη πολις. <…>

С течением времени Счастливый город стали называть одним прилагательным, и он превратился в Ольвию. Однако наименование граждан - ольвиополиты - по-прежнему производилось от полного названия. Ольвия не была оригинальным наименованием колонии, так как в греческой ойкумене насчитывалось около десятка Ольвий.» Из-за неоднозначности названия «Ольвия» для географической определённости Ольвию на Гипанисе часто называли Борисфеном, а ольвиополитов - борисфенитами, и это делали даже сами ольвиополиты, хотя Ольвия и Борисфен - близкие, но всё таки разные поселения.
Геродот, посетивший Ольвию в V в д.н.э, писал в своей «Истории»: «Ближе всего от торговой гавани борисфенитов [Ольвии] (а она лежит приблизительно в середине всей припонтийской земли скифов) обитают каллипиды - эллинские скифы; за ними идёт другое племя под названием ализоны. Они наряду с каллипидами ведут одинаковый образ жизни с остальными скифами, однако, сеют и питаются хлебом, луком, чесноком, чечевицей и просом. Севернее ализонов живут скифы-земледельцы. Они сеют зерно не для собственного пропитания, а на продажу. Наконец, ещё выше их живут невры, а севернее невров, насколько я знаю, идёт уже безлюдная пустыня. Это - племена по реке Гипанису к западу от Борисфена.

За Борисфеном же со стороны моря сначала простирается Гилея, а на север от неё живут скифы-земледельцы. Их эллины, живущие на реке Гипанис, называют борисфенитами, а сами себя эти эллины зовут ольвиополитами. Эти земледельцы-скифы занимают область на три дня пути к востоку до реки Пантикапа, а к северу - на одиннадцать дней плавания вверх по Борисфену. Выше их далеко тянется пустыня. За пустыней живут андрофаги - особое, но отнюдь не скифское племя. А к северу простирается настоящая пустыня, и никаких людей там, насколько мне известно, больше нет.»
Страбон тоже упоминает Ольвию: «Далее следует река Борисфен, судоходная на 600 стадий; поблизости течёт другая река - Гипанис и лежит остров перед устьем Борисфена с гаванью. Если проплыть вверх по Борисфену 200 стадий, то будет одноимённый с рекой город; этот город называется также Ольбией, является большим портом и основан милетцами.»
Упоминает Ольвию и Плиний Старший в «Естественной истории»: «В 120000 шагах от Тираса протекает река Борисфен и дальше следует озеро, племя того же имени и город, удалённый от моря на 15000 шагов, с древними наименованиями Ольвиополь и Милетополь.».

Н.М.Карамзин: «Веков за пять или более до Рождества Христова греки завели селения на берегах Черноморских. Ольвия, в 40 верстах от устья днепровского, построена выходцами Милетскими ещё в славные времена Мидийской Империи, называлась счастливою от своего богатства и существовала до падения Рима; в благословенный век Траянов образованные граждане её любили читать Платона и, зная наизусть Илиаду, пели в битвах стихи Гомеровы.»

Подробнее упоминает об Ольвии С.М.Соловьёв: «Мы упоминали уже о греческих колониях на северном берегу Понта. Самою значительною из них была здесь Ольвия (Борисфен, Милетополис), основанная милезийцами за 655 лет до Р.Х. при устье Гипаниса, или Буга. Старый город был разрушен гетами в половине последнего века до Р.Х., потом при участии скифов Ольвия была восстановлена, но не достигла прежнего богатства и великолепия; старый город, по Геродоту, имел предместие, рынок, дворец скифского царя Скюлеса; по надписям видно, что в нём был гимназиум, хлебный складочный магазин, базар, рыбный рынок, корабельные верфи. Скифы производили здесь торговлю посредством семи толмачей; Ольвия имела обширные торговые связи с греческими городами до самой Сицилии. Главным храмом считался храм Юпитера Ольвиоса, где граждане собирались для совещаний, но из божеств особенным уважением пользовался Ахиллес, певцу которого, Гомеру, также воздавались божеские почести. В стране варварской жители Ольвии не могли сохранить в чистоте греческого языка, они переняли также и скифскую одежду, в которой преобладал чёрный цвет. Верную картину быта греческих колонистов можно видеть в рассказе Диона Хрисостома, который в Ольвии искал убежища от преследований Домициана. Когда жители Ольвии увидали заморского оратора, то с греческой жадностию бросились послушать его речей: старики, начальники уселись на ступенях Юпитерова храма, толпа стояла с напряженным вниманием; Дион восхищался античным видом своих слушателей, которые все, подобно грекам Гомера, были с длинными волосами и с длинными бородами, но все они были также вооружены: накануне толпа варваров показалась перед городом, и в то время, когда Дион произносил свою речь, городские ворота были заперты, и на укреплениях развевалось военное знамя; когда же нужно было выступать против варваров, то в рядах колонистов раздавались стихи Илиады, которую почти все ольвиополиты знали наизусть. Время падения новой Ольвии трудно определить.».

На протяжении всей своей истории Ольвия была тесно связана с митрополией и с другими греческими колониями. Она торговала с Грецией, входила в Афинский морской союз. Ольвию осаждали войска одного из полководцев Александра Македонского, позже она была провинцией Римской империи. Ольвия оказала большое культурное влияние на окружающий её мир скифов, сарматов и других народов Северного Причерноморья.
В период своего расцвета территория города составляла около 50-55 га (сейчас почти третья часть древнего города затоплена водами Бугского лимана), а его некрополя - около 500 га, в Ольвии было больше 20 000 жителей. По берегам Бугского, Днепровского и Березанского лиманов располагались сотни сельских поселений, составлявших сельскую округу города - хору (хорой называлась сельскохозяйственная округа древнегреческого полиса).
Место, выбранное для города, было очень удачным, так как оно имело естественные природные оборонительные линии. Высокое треугольное плато с двух сторон было окружено глубокими оврагами, здесь располагался Верхний город. Склоны плато окружал амфитеатром Нижний город, защищённый с третьей стороны лиманом.

В истории Ольвии выделяют три основных периода - 1) - эллинский (от основания города во второй четверти VI в. до н.э. - до середины I в. до н.э. - времени гетского нашествия); 2) - греко-римский (от момента восстановления Ольвии в конце I в. до н.э. - до второго готского нашествия в 269-270 гг.); 3 - позднеантичный (от времени возобновления жизни на месте Ольвии в последней четверти III в. - до её полного прекращения в третьей четверти 4 в.). Во время первого, наиболее продолжительного периода, государство достигло максимального за всю историю своего существования расцвета экономики и культуры. Второй период характеризуется уменьшением экономического потенциала государства, сокращением территории города, проникновением римских влияний, усилением контактов с варварскими племенами. Третий период является временем окончательного упадка Ольвии.
В первый период возникает наиболее древний в Ольвии культовый участок - теменос, где поклонялись Аполлону Врачу. Со временем появляется ещё один теменос - с культом Аполлона Дельфиния, и возникает агора - площадь, имевшая торгово-административные и общественные функции. На теменосе Аполлона Врача возводится небольшой храм, а на теменосе Аполлона Дельфиния появляется священная роща. На обоих участках строятся алтари. Появление этих двух теменосов, а главное - агоры, и начало выпуска собственной, сугубо местной бронзовой монеты в форме дельфинов позволяет говорить о возникновении государства в конце третьей четверти VI в. до н.э.
Вокруг Ольвии во второй половине VI в. до н.э. формируется её хора. Возникает множество небольших сельских поселений, население которых занималось земледелием, животноводством, охотой и рыболовством, в небольшой степени ремеслом.
Ольвийское государство было классическим греческим полисом. Культурно-политическим и торгово-ремесленным центром был город, сельскохозяйственные поселения входили в сферу его влияния. Это была демократическая рабовладельческая республика. Прав гражданства не имели женщины, иностранцы, полусвободные группы населения и рабы.

В конце IV - первой половине III вв. до н.э. Ольвия достигает наибольшего за всю свою историю расцвета. Она окружена мощными каменными стенами с большими Западными и Северными въездными воротами. Численность населения составляет не менее 20-25 тысяч человек.
Главными статьями импорта были вино, оливковое масло, парадная посуда, ткани, украшения, предметы искусства.
Высоко была развита духовная культура жителей Ольвии. Боги, которым особенно поклонялись, имели свои храмы и святилища - Аполлон, Зевс, Афина, Кибела, Гермес. Кроме того, здесь были распространены культы Деметры и Коры-Персефоны, Плутона, Диониса, Артемиды, Ахилла, Геракла, Диоскуров, Гекаты и др. Широко почитались сатиры, силены, кабиры, демоны, менады, музы и другие менее значимые божества.
В Ольвии были свои философы, учёные, поэты, музыканты. Некоторые из них называются в письменных источниках - философ Бион Борисфенит, философ - стоик Сфер, философ и историк Посидоний. В городе был театр. Ольвиополиты активно занимались спортом.
В середине I в. до н.э. Ольвия была разгромлена войсками гето-даков во главе с Буребистой. Оставшиеся в живых жители покидают город, и жизнь здесь прекращается на несколько десятилетий. Город никогда уже не достигает уровня прежнего расцвета.
Жизнь на месте Ольвии возрождается не ранее конца I в. до н.э., по прошествии нескольких десятилетий после готского разгрома.
Со второй четверти III в. расцвет Ольвии постепенно начинает угасать. Вследствие вторжения готов и союзных им племён в различное время были захвачены и сожжены Тира и Ольвия. Ольвия пострадала даже дважды - во время первых «скифских» или «готских» походов в 232 - 238 гг. и во время их последнего массового похода 269 - 270 гг.
Первая катастрофа была кратковременной. Вторая катастрофа оказалась более серьёзной. Ольвия была полностью разрушена и оставлена на какое-то время жителями.
Последнее восстановление Ольвии происходит не ранее конца 80-х гг. III в. Но это было не более, чем на 100 лет, когда жители навсегда покинули Ольвию.

Географическое местоположение покинутой людьми и затерявшейся во времени Ольвии было забыто миром на много столетий. Оно было установлено русскими учёными в конце XVIII века на окраине села Парутино недалеко от Николаева. Говорят, что название села «Парутино» происходит от слова «порушенный». Село на порушенном. Но люди селились рядом с древними развалинами, на месте Ольвии никто не селился, там был разрушенный город.
Сейчас Ольвия - это Национальный Государственный историко-археологический музей-заповедник Украины.
Подъезжая к Парутино, видишь уходящие к горизонту поля пшеницы, ячменя, подсолнухов. Наверное, что-то похожее было и в те времена, когда в сельскохозяйственной округе Ольвии - хоре - кипела жизнь. Основным продуктом экспорта из Северного Причерноморья в митрополию у греков всегда было зерно.
Город Ольвия был окружён стенами и представлял собой крепость в виде неправильного треугольника. Такую форму диктовал рельеф местности, на которой располагался город: с двух сторон овраги, с третьей - лиман. Ольвия делилась на Верхний город, Среднюю часть (склон холма к лиману) и Нижний город. Часть Нижнего города сейчас находится под водой поднявшегося с античных времён Бугско-Днепровского лимана.

Сейчас Ольвия - это большое плато с частично раскопанными улицами с основаниями домом и других строений. Раскопки продолжаются, здесь постоянно работает Ольвийская Экспедиция. По оценкам археологов в настоящее время раскопано не более 1/80 территории, т.е., практически вся Ольвия ещё лежит под землёй и под водой лимана и ждёт своего часа. Для посетителей доступна примерно половина территории раскопок, та, где сейчас раскопки законсервированы. Места ведущихся в настоящее время раскопок закрыты для посещения. Территория охраняется серьёзно вооружённой охраной. Это обусловлено проблемой «чёрных археологов».

«Чёрные археологи» - реальная проблема не только для Ольвии, но и для всех значимых археологических памятников. Под землёй лежит неисчислимое даже в денежном счёте (что говорить о культурном) богатство, которое, в общем-то, вполне доступно чуть ли не любому желающему.

«Чёрные археологи», естественно, имеют совсем не научные цели раскопок и чаще всего просто уничтожают археологические памятники, а находки оседают или в частных коллекциях, или уходят из страны.

Археолог Андрей Ганжа, не один десяток лет принимавший участие в раскопках Ольвии, пишет: «Несколько лет назад какой-то высокий чин, в погонах таможенника, с экрана телевизора сказал, что в год из Украины вывозится археологических предметов на два миллиона долларов. Наивный!

В 2000-2001 году, в той же Ольвии было грабительски вскрыто более 500 древнегреческих погребений. А что оно есть, такое погребение? Это одна-две расписные лакированные вазы, до десятка других сосудов, обязательно - монета во рту или ладони покойника (таков обряд), почти всегда - украшения, часто оружие, десятки амфор. В общем, целый мир, окружавший человека, ушедшего в Вечность. Но это лирика, а реальность - $46,5 миллиона. Это экспертная оценка разграбленного материала! За два года!

А когда я назвал цифру в 2 миллиона своим знакомым «чёрным археологам», они, совсем не глупые ребята, снисходительно ухмыльнулись, и порекомендовали добавить три ноля. Профессионалы порекомендовали сделать то же, только улыбка была совсем другая, оскальная. 2 000 000 000!!!»

И как крик с болью о судьбе Ольвии:

«На Ольвию и Березань «облизывались» многие. Как учёные, так и грабители, живущие «чёрной археологией». Но в течение десятилетий Ольвийский заповедник (с 2002 года - Национальный) привечал первых и отбивался от вторых. Но больше не сможет. Пережив века и нашествия, пережив германо-румынскую оккупацию и не менее лихое советское время, Ольвия и Березань, как памятники общечеловеческого исторического наследия, погибнут именно в наше время, время украинской государственной независимости. Похоже, «чёрные» победили.»

Приезжая в Ольвию, лучше быть хотя бы немного подготовленным, иначе можно увидеть здесь только заросшие травой холмики и законсервированные раскопки, остовы домов, служебных построек и храмов, которые мало что расскажут о себе. Конечно, на территории заповедника есть указатели рекомендуемых маршрутов осмотра, есть схемы города, есть художественные реконструкции-рисунки зданий, непосредственно на местах раскопок есть пояснения, что именно перед вами. Но без предварительной подготовки это может не дать целостной картины большого античного полиса. Хорошо походить по Ольвии с экскурсоводом, но это не всегда получается. Примечательно, что охранники музея-заповедника, постоянно обходящие и контролирующие его территорию, вполне могут очень интересно и обстоятельно ответить на любой вопрос. А предварительная небольшая подготовка позволит мысленно увидеть живую жизнь Счастливого города, поднимутся храмы, зашумит священная роща, закричит торговая площадь, по улицам неспешно пройдут граждане...

На территории два музея. В одном собраны каменные экспонаты - в том или ином виде сохранившиеся колонны, статуи, барельефы, надгробия... Подобные экспонаты лежат также и под открытым небом. Во втором музее собраны предметы искусства и быта, каменные надписи и др. Смотрители музея очень доброжелательны и с удовольствием проведут по музею небольшую интересную экскурсию.

Раскопанные подвалы и фундаменты домов под открытым небом сейчас специально укреплены, чтобы, выведенные из-под земли, они не разрушались под действием погодных условий.

В первое время переселенцы, для которых берега Гипаниса и Борисфена стали новым отечеством, жили в землянках, поскольку в ближайших окрестностях Ольвии нет залежей камня, который можно было бы использовать в строительстве (как, скажем, в Николаеве или в Одессе). Позже в городе стали строить дома, как в Греции. Но в Северном Причерноморье климат суровее, нежели в Греции и Малой Азии. Поэтому здесь дома имели подвалы, в которых зимой лучше сохранялось тепло. Несмотря на то, что это берега Чёрного моря, с ноября по апрель здесь совсем не жарко. Зимой обыкновенно температура чуть выше нуля, сыро, пасмурно, ветрено и дождливо. Но иногда зимы бывают очень холодными. Ярким тому примером была зима 2009 - 2010. В эту зиму снег временами доходил по полуметра, на лиманах стоял лёд, даже Одесский порт какое-то время был подо льдом, в крае было объявлено чрезвычайное положение. По рассказам одесситов зимою 2007 - 2008 море замерзало на 100 метров от берега. И в античное время подобное тоже нередко случалось. «...в античности регулярно замерзали не только реки Северного Причерноморья, но и Керченский пролив; по нему скифы перегоняли скот с Крымского на Таманский полуостров и обратно». Поэтому задача максимального сохранения тепла зимою была весьма актуальной.
Когда греки обжились на новом месте, они стали строить дома по классической греческой схеме: все помещения располагались по двум, трём или четырём сторонам внутреннего прямоугольного двора. В богатых домах внутренний двор окружал портик с каменными колоннами, в более скромных портик строился не со всех сторон, и колонны были деревянными, в бедных домах портиков не было вообще.
Окна и двери комнат выходили во внутренний дворик, на улицу смотрели только глухие стены и заборы. Дома, тесно примыкая друг к другу, образовывали кварталы из нескольких домов.
Улицы жилых кварталов Ольвии были очень узкими, буквально 2-3 метра, городские власти смотрели даже за тем, чтобы уличные двери открывались внутрь дома, а не наружу, чтобы они не загораживали проход и проезд по улице.
Во всех частях города была развитая система канализации, фрагменты которой можно увидеть.

Порт связывал Ольвию с внешним миром, прежде всего, с другими греческими городами и с митрополией. Известно, что сухопутные торговые связи Ольвии достигали Волги и Урала, а по Днепру ольвиополиты поднимались до широты Киева. Но главным путём был всё-таки морской путь. Корабли из митрополии и других греческих городов и колоний поднимались по Борисфену и Гипанису. Перед ними открывался впечатляющий вид окружённой стенами Ольвии, Счастливого города. Порт по античным правилам был разделён на две гавани - для торговых и военных кораблей. В торговой гавани находились склады для товаров, оптовый и рыбный рынки, от неё поднимались улицы Нижнего города, которые шли на Террасный (Средний) город. Но даже с лимана за высокой каменной стеной с башнями хорошо были видны храмы и главные здания города. Всё это своей красотой и мощью производило неизгладимое впечатление на путешественника. В древности понимали толк в соединении ландшафта и архитектуры (точнее, архитектуру целенаправленно вписывали в окружающий ландшафт), поэтому все древние памятники архитектуры так гармонично смотрятся на окружающем фоне. И странники, приплывающие в Ольвию, были уже очарованы ею прежде, чем они сходили на берег.

Не менее замечательный вид открывался со стен города на просторы лимана. И сейчас, глядя с ольвийского берега вдаль... на горизонт... поражаешься, как же умели древние выбирать места для поселений, как же они чувствовали красоту! Чувство красоты было у них в крови. Они не могли поселиться в другом месте, не таком красивом. Стоя на высоком берегу лимана так и хочется ощутить себя птицей и, взмахнув крыльями, полететь. Похожее чувство возникает в горах, когда стоишь на вершине, а под тобой уходит вдаль глубокая долина...

Навигация и активная жизнь порта длились в тёплое время около полугода. Зимой греки старались без особой нужды не выходить в море, поскольку их корабли плохо переносили штормы, которые зимой нередки на Чёрном море. К тому же временами зимой на лимане становился лёд и жизнь в порту замирала. Зато летом порт был оживлённым местом, поскольку жизнь греков всегда была очень тесня связана с лиманом и морем, а каждый приход корабля из заморских земель в этот край ойкумены был заметным событием. Кроме товаров, вновь прибывшие привозили с собой новости внешнего мира, рассказы о делах и событиях. Аристотель отмечал, что в Афинах "народные ораторы проводят целый день... в болтовне с приезжающими с Фасиса или Борисфена..." . Если уж в Афинах так интересовались прибывшими издалека, то, тем более, подобное событие было значимым для далёкой Ольвии. В какой-то степени морские порты были аналогом караван-сараев караванной Азии, где узнавались новости из всех стран.

Общественная и торговая жизнь Ольвии проходила на агоре. Слово «агора» в Греции сначала означало «народное собрание», со временем так стали называть то место города, где проводилось народное собрание. Обычно это была торговая площадь или рынок. Т.е. агора - это торгово-административный центр города. Агора возникла в Ольвии практически сразу после основания города. Самые широкие улицы города соединяли агору с воротами. Здесь находились торговые ряды, административные и другие здания.

Одну из сторон ольвийской агоры занимала стоя. Стоя в античной архитектуре - это крытая галерея с колоннадой, обычно с одним-двумя рядами колонн и длинной сплошной стеной. В Ольвии стоя на агоре имела два ряда колонн. Как правило, стоя была обязательным элементом каждого греческого города, а посещение стои было обязательным в греческом образе жизни. В стое проводились различные встречи и собрания, обсуждались новости. Поэты здесь читали стихи, ораторы выступи с речам, а философы учили своих учеников. От слова «стоя» произошло название стоической философии или стоицизма, поскольку его основатель Зенон встречался со своими учениками в Афинской стое. Кстати, стоики были довольно популярны в Северном Причерноморье, вообще, и в Ольвии, в частности, поскольку их философия была близка жизненной философии местных греков, старающихся жить, по возможности, в гармонии с природой и в добром соседстве с окружающими варварскими племенами. Поскольку, согласно стоической философии, ход мировых событий и, тем более, жизни каждого человека предустановлен заранее, то единственный способ жить правильно - это жить в согласии, в гармонии с природой. «Кто согласен, того судьба ведёт, кто не согласен, того она тащит», - говорил стоик Сенека.

На найденном в Ольвии аттическом кувшине VI в. до н.э. изображён воин со щитом, на котором виден знак Знамени Мира. Об этом рассказывает Е.П.Маточкин: «Знамя Мира было освящено в 1931 году в Брюгге, где сама ратуша декорирована готическим трилистником. В том же году Рерих создаёт серию произведений, отражающих смысл и назначение охранительного полотнища. Это известные его картины - плакаты "Зарево" и "Знамя Мира. Pax cultura". В триптихе "Fiat Rex!" знак нарисован дважды: на рукоятке меча и на щите воина. По-видимому, это крестоносец. (Вспомним рериховское замечание о знаках на щитах крестоносцев). Это явно не античный воин, хотя в то время также на щитах бывал знак Знамени Мира. Его мы видим на чёрно-фигурном аттическом кувшине из Ольвии VI в. до н.э.»

В те времена, когда началась колонизация современного острова Березань, он был полуостровом. И в VII веке до новой эры здесь была основана первая колония греков в Северном Причерноморье. Как и многие другие города, Ольвия тоже была основана выходцами из ионийского города Милета. Сейчас это территория современной Турции.

Раскопки древней Ольвии археологи начали производить очень давно, более ста лет назад. Это поселение всегда интересовало ученых, и потому исследования здесь проводят до сих пор. Первооткрывателем Ольвии был одесский ученый Р. Прендель, который надеялся здесь найти более древнее поселение. Случайно наткнувшись на поселение античных времен, он потерял интерес к раскопкам Ольвии, но именно ему принадлежит первенство. Позже исследования поселения продолжили и нашли более 500 погребений. Одной из задач столь пристального внимания к древнему городу было то, что его пытались защитить от грабителей, которые варварски грабили остров Березань.

Само поселение на острове занимает довольно большую территорию – более десяти гектаров. В одной его части расположен некрополь, а на юге сохранились остатки турецкой крепости XVIII столетия. Культурные слои в поселении перемешались между собой, но археологи выделяют три основных периода. Это архаический, классический и римский. Все они относятся к периоду до нашей эры.

Самый интересный и наиболее исследованный период – это архаический (VI – начало V века до новой эры). Археологам удалось раскопать значительную территорию поселения и узнать много интересных фактов о жизни первых поселенцев. Сначала они жили в землянках, от которых сохранились прямоугольные или круглые котлованы. Землянки были небольшими, приблизительно десять квадратных метров, высота жилища – чуть больше двух метров. Та часть жилища, что возвышалась над землей, строилась из дерева и кирпича, а полы в доме были глинобитными. Внутри землянки вырезались лежанки и различные ниши для хозяйственных нужд. В пол вкапывались амфоры.

В то время уже существовали ремесленники, и во время раскопок были найдены остатки их мастерских с различными отходами от производства.

Так выглядели поселения первое время. Позже, когда город разросся, была произведена перепланировка жилищ и улиц. Дома стали наземными и их строили на каменном фундаменте и с кирпичными стенами. Подобно тому, как возводили здания в метрополии. Жилые и хозяйственные дома строились так, чтобы получался внутренний дворик, который был центром жизни всей семьи. Это тоже была греческая традиция. Дома были одноэтажными и сверху покрывались тростником. Черепицу использовали редко. Часто в центральной части дома был каменный алтарь, где поклонялись богам. Сначала, когда Березань была полуостровом, пресной воды было вдоволь, и она добывалась из колодцев, которые были в каждом дворе. Позже, когда поднялся уровень лимана, Березань превратилась в остров, и вода стала соленой.

Что касается погребений, то довольно часто встречается кремация, а детей хоронили в амфорах. В погребение к умершему добавляли посуду, иногда оружие. Если это было захоронение богатого жителя, то можно найти и украшения.

Недалеко от некрополя были расположены храмы и алтари, посвященные греческим богам. Археологи обнаружили остатки храма Афродиты конца VI века до новой эры. Сохранились стены, которыми был огражден каменный алтарь. Их высота – 20-60 сантиметров, и они были выложены из бутового камня. На полу храма были найдены остатки сосудов и терракотовых статуэток. Именно так выглядел храм Афродиты в метрополии Ольвии – городе Милете.

Все эти находки говорят о том, что это уже был довольно большой город. Но вот найти то место, где находилась гавань, не удалось. Хотя и были обнаружены остатки якоря и другие находки, свидетельствующие о том, что порт был.

Также спорным вопросом является то, были ли у города оборонительные стены. Со стороны степи они должны быть обязательно, но исследования не подтвердили это. Было предположение, что они находятся под водой, но и эта гипотеза была отвергнута. Со временем рельеф острова менялся, и какая-то часть поселения была затоплена водой. Подводные археологи обследовали затопленный город, но стен так и не нашли. Тогда ученые сошлись на мнении, что оборонительные сооружения строили из необожженного кирпича. Если это так, то остатки стен могли быть размыты водой.

Что касается экономики полиса, то долгое время считалось, что ольвийцы занимались торговлей. Да, торговля тоже имела место, но посредническая. А так жители полиса занимались в основном сельским хозяйством.

При раскопках было найдено много амфор, которые были привезены из острова Лесбос и Хиос, из города Милет. Столовая посуда состояла из кувшинов, мисок и была расписана. В основном это красный и серый цвет.

Эти предметы быта также были привезены из метрополии и служили доказательством того, что связь между городами существовала.


О́львия (др.-греч. Óλβια - счастливая, богатая ) - античная греческая колония, основанная выходцами изМилета в первой четверти VI века до н. э. на правом берегу Днепро-Бугского лимана к югу от современногоНиколаева и современного села Парутино Очаковского района , Украина. Во времена расцвета (вторая половина V века до н. э. - первая половина III века до н. э. ) город занимал площадь около 50 га и представлял собой важный центр торговли и рыболовства, имел тесные экономические связи со скифами , численность его населения предположительно достигала 15 тысяч человек . На базе открытых во время раскопок руин города в 1924 году создан археологический заповедник. Благодаря раскопкам отечественных и зарубежных археологов на территории Ольвии были открыты и исследованы руины крепостных стен и башен, двойные ворота, агора и Восточный и Западный теменосы. Раскопки в Ольвии ведутся и в настоящее время.

История древнего города

Древние греки, заложившие город в VI веке до нашей эры, сменили киммерийцев и скифов (впрочем, греки постепенно ассимилировались с местным населением: спустя некоторое время они начали говорить на смеси греческого и скифского и носить скифскую одежду) . Ещё в VI в. до н. э. в Ольвии вместе с храмом Зевса появились святилища и теменосы Аполлона Дельфиния и Врача . В 450 году до н. э. Ольвию посетил Геродот . Он сделал первое описание истории, географии и обычаев народов, которые в те времена населяли территорию северного побережья Чёрного моря. В VI-V вв. до н. э. тут правили олигархи , в начале IV в. до н. э. была установлена демократическая форма правления. В 331 году до н. э. Ольвию неудачно пытался завоевать полководец Александра Македонского Зопирион . В 55 году до н. э. была завоёвана гетским царём Буребистой . Со временем государство возобновило своё существование, но на значительно меньшей территории. В 198 г. н. э. Ольвия вошла в состав Римской империи . Полностью погибла во время нашествия гуннов в 70-е гг. IV в. н. э. .

Археологические памятники

На территории сохранились развалины укреплений, городские кварталы, площадь-агора , священные участки - Восточный и Западный теменосы , храмы Аполлона, Зевса и Асклепия, мастерские и некрополь . Произведения изобразительного и декоративного искусства хранятся в многочисленных музеях Украины, России и т. д. На территории города работает археологическая экспедиция Института археологии НАНУ.

Фундамент домов-землянок первых поселенцев

Стела на вьезде в заповедник

    ДРЕВНИЙ ГОРОД ОЛЬВИЯ

    Ольвия - город, основанный греками в конце VII - начале VI в. до н. э. на берегу большого лимана в устье Буга 1 , близ современного села Парутино Николаевской области. Сейчас на его территории историко-археологический заповедник, где производятся раскопки и обретают вторую, музейную, жизнь архитектурные сооружения, скульптурные монументы, расписные вазы, терракотовые статуэтки, ювелирные изделия. Этим произведениям более двух тысяч лет, но многие из них до сих пор оказывают художественное воздействие на человека, поражают мастерством исполнения, удивляют забытыми в последующие эпохи совершенными техническими приемами.

    Ольвия была независимым от своих северопонтийских соседей - Пантикапея, Фанагории, Херсонеса - городом-государством, имела собственную экономику, культуру, чеканила монету. Естественно, и искусство Ольвии, связанное с общим развитием эллинской метрополии и Северного Причерноморья, представляет собой самостоятельное художественное явление. Найденные памятники дают возможность представить его эволюцию от основания города до расцвета, а затем упадка и забвения в IV в. н. э.

    Рядом с Ольвией существовали и другие эллинские поселения. Еще в VII в. до н. э. возникли торговая фактория на острове Березань в Днепровско-Бугском лимане и чуть позже храмовые комплексы на острове Левка, или Змеином, в море, против устья Дуная. Памятники с Березани, принадлежавшие первым в этих краях эллинам, - одни из самых ранних античных изделий на северных берегах Понта Эвксинского; знакомство с ними в начале очерка предваряет историю искусства Ольвии - самого крупного культурного центра Северо-Западного Причерноморья. О художественной деятельности в городах - Тире, Никонии и других крупных и мелких поселениях к западу от Ольвии - речь идет в последней главе, так как они известны преимущественно своими поздними римскими слоями.

    Историко-экономическая и социально-политическая жизнь Ольвии привлекала внимание русских антиковедов в XIX и начале XX в. и интересует современных археологов и историков. Специальная литература по этим вопросам весьма обширна 2 . В то же время художественное развитие Ольвии почти не занимало ученых. Ощутимое отсутствие фундаментальных работ по этой теме заставило сделать предметом исследования в настоящем очерке ольвийские памятники искусства, которые при всем своем сходстве по стилю с общеизвестными античными часто необычны и оригинальны. Удаленность города Ольвии от основных античных центров и близость варварских племен определили своеобразие ее искусства и особенности развития художественных форм.

  • Начало греческой колонизации, впоследствии вызвавшей появление эллинов на берегах Буга, относится к VIII в. до н. э. Обострившаяся социальная борьба внутри городов метрополии, а также стремление налаживать торговые связи, осваивать новые земли привели к основанию греками городов-колоний на юге Апеннинского полуострова, в Сицилии, Северной Африке и других областях Средиземноморья. Эти же причины вызвали позднее, в конце VII в. до н. э., миграцию эллинов на северные берега Понта Эвксинского, как называли тогда Черное море 3 .

    В годы расселения греков из малоазийского города Милета на берегах Днепровско-Бугского лимана в окрестных землях жили скифы. Ранее они вытеснили оттуда таинственных, продолжающих и доныне оставаться малоисследованными киммерийцев и держали под своим контролем северные берега Понта. Скифы, очевидно, не оказали сопротивления эллинским торговцам, а затем и колонистам, обосновавшимся сначала на острове Березань, а затем в устье Буга. Постепенно эллины привыкли к жизни вдали от малоазийской родины. Помимо торговых отношений со скифами их начинали связывать и родственные узы: нередко между аборигенами и милетцами возникали браки, хотя в Ольвии их, по-видимому, было все же меньше, чем в других городах Причерноморья, в частности в Боспорском царстве.

    Ольвия, как отмечалось, выросла в самый крупный античный центр Северо-Западного Причерноморья. Город упоминали древние авторы, его посещали известные деятели античной истории - Геродот и Дион Хризостом 4 . Объединяя экономические и культурные силы эллинов в этом районе античной ойкумены, Ольвия на протяжении тысячелетия, с VI в. до н. э. по IV век н. э., не переставала поддерживать связь со своей метрополией и в то же время тесно контактировала с племенами, населявшими тогда южную часть современной Украины. Об интенсивной деятельности оторванных от родины ольвиополитов, не всегда оказывавшихся в благоприятных для них условиях, можно судить по сохранившимся памятникам искусства и быта.

    Искусство Ольвии, естественно, претерпевало изменения, развивалось вместе с жизнью и событиями. Его характер определялся интересами и потребностями населения. Однако периодизация искусства Ольвии и закономерности формирования стиля ее художественных памятников не разработаны в отличие от проблем ее исторического развития.

    Среди предлагавшихся учеными исторических периодизаций отметим некоторые.

    А.С.Уваров видел в жизни Ольвии

    греческий период (655 г. до н. э. - 54 г. до н. э.), скифо-греческий (54 г. до н. э. - 196 г. н. э.) и римский (196-235 гг.) 5 .

    В.В.Латышев выделял два этапа, включавших семь мелких:

    первый - до-гетский (654 г. до н. э. - 67-50 гг. до н. э.) и второй - послегетский (67-50 гг. до н. э. - правление Александра Севера в 222- 235 гг.) 6 .

  • Проблема исторической периодизации Ольвии ставилась и в работах Б.В. Фармаковского 7 , тщательно соотносившего различные культурные слои с определенными эпохами в жизни города.

    В исторической периодизации В.Ф. Гайдукевича 8 и Л.М. Славина 9 этапы истории Ольвии хронологически близки общегреческим и в искусствоведческой периодизации - архаике, классике, эллинизму.

    Так, первый ограничивается временем от возникновения города до конца VI в. до н. э., что соответствует архаике.

    Во второй этап (V, IV и III вв. до н. э.), характеризуемый как время расцвета Ольвии, входит прежде всего классика V-IV вв. до н. э. и лишь часть раннего эллинизма.

    Третий - II-I вв. до н. э. (исторически он определяется сильнейшим нажимом скифов на Ольвию) - соответствует двум векам эллинизма.

    Этапы четвертый (I - середина III в. н. э.) и пятый (с середины III в. до конца IV в. н. э.) приходятся на время господства римлян во всем Средиземноморье.

  • Детальная периодизация истории Ольвии представлена С.Д. Крыжицким в его обстоятельном исследовании архитектуры города 10 . Без учета исторических событий, происходивших в Ольвии и явившихся основой этой последней периодизации, уточнившей и развившей положения В.Ф. Гайдукевич а и Л.М.Славина, естественно, невозможно представить развитие искусства Ольвии. Однако стиль ольвийского искусства определяли не только события в жизни города, нападения варваров, кратковременные или длительные союзы с ними. Периодизация искусства не всегда синхронна с исторической, и изменения стилевых особенностей порой не совпадают с переменами социального характера 11 . Эволюция художественного стиля на территории Ольвии соответствует общему развитию эллинского искусства, и черты архаики, классики, эллинизма здесь так же ясны, как и в метрополии. Греческая Ольвия постоянно на протяжении своей истории, связанная с метрополией, ее экономикой и социальными событиями, ее искусством - никогда не была скифским или сарматским центром, хотя племена эти сильно воздействовали на ольвиополитов. Культура и искусство Ольвии всегда оставались эллинскими. Даже после обрушившихся на город бедствий жители его, как отмечал Дион Хризостом, в I в. н. э. почти все знали поэмы Гомера. Нашествие Зопириона, подчинение скифам, гетский разгром - потрясения страшные, причем все разнохарактерные - от медленно воздействовавшего скифского до катастрофического гетского, - даже они не сломили дух ольвиополитов. Искусство их развивалось на всем протяжении жизни города как греческое, с общеэллинскими изменениями стиля и форм, естественно, не бессильного влияния местных художественных принципов 12 .

    Близость варварских племен, а также своеобразие исторических событий, определявших судьбы города, влияли на характер художественных форм. Именно эти причины способствовали тому, что искусство Ольвии и отдельные его памятники приобретали нередко особенную окраску. И все же в ольвийском материале - привозном и местном, созданном в VI. до н. э., - легко распознаются черты ранней или высокой классики; в произведениях IV в. до н. э. - стиль позднеклассического искусства Эллады; художественные изделия Ольвии III-I вв. до н. э. подобны эллинистическим из метрополии, как, впрочем, и из других центров Западного и Восточного Средиземноморья. Равным образом во многих полисах Балканского полуострова, Малой Азии, Великой Греции развитие искусства имело свои особенности и отличия, но это вряд ли причина для установления в каждом из них, скажем в Коринфе, Милете или Сиракузах, своей особой периодизации искусства. Принятая периодизация эллинского искусства с условными названиями - архаика, классика, эллинизм - приложима к искусству всех районов античного Средиземноморья, в том числе городов Северного Понта 13 .

    В трудах по истории искусства Северного Причерноморья не существует единой периодизации искусства Ольвии. В.Д. Блаватский рассматривал искусство всех античных городов Северного Причерноморья без выделения специфики каждого из них - в общем русле развития эллинского искусства и стиль памятников соотносил с основными этапами принятой периодизации: архаикой, классикой, эллинизмом, римским периодом 14 .А.П. Иванова же, обратившаяся в своей книге к раздельному освещению искусства Ольвии, Херсонеса, Боспорского Царства, объединила искусство Ольвии VI -V вв. до н. э. в одну главу; в разделе "Искусство Ольвии догетского периода" представила памятники от IV в. до н. э. до I в. до н. э., а в главе "Искусство Ольвии послегетского периода" - произведения первых веков н. э. 15 Принятая в настоящем очерке периодизация искусства Ольвии отличается от исторической периодизации Л.М. Славина и В.Ф. Гайдукевича лишь тем, что в рамки искусства эллинистической Ольвии, начавшей испытывать во II-I вв. до н. э. сильное давление соседних скифских племен, введены и памятники III в. до н. э. Архитектурные сооружения Ольвии, ее скульптурные изваяния, образцы керамики и вазописи, ювелирные украшения, конечно, лишь отчасти восполняют пробел, вызванный почти полным отсутствием письменных источников. Сейчас эти художественные изделия - ценнейшие и, пожалуй, единственные документы, непосредственно сообщающие о древних обитателях юга нашей страны. История Ольвии и ее культуры еще далеко не познана. Сто лет, прошедшие со времени первого исследования В.В.Латышева об Ольвии, оказались малым сроком для изучения уцелевших материалов и создания более или менее полной картины жизни прекрасного города. И памятники искусства должны сыграть при этом особенную, если не основную, роль. В главах об искусстве архаической Ольвии (VI в. до н. э.), классической (V-IV вв. до н. э.), эллинистической (III-I вв. до н. э.) и Ольвии первых веков н. э. (I- IV вв. н. э.) предполагается последовательно рассмотреть архитектуру, скульптуру, художественную керамику, произведения прикладного искусства. О памятниках с острова Березань и Левка, где греческие поселения возникли несколько раньше, речь, как отмечалось, пойдет в начале книги, а завершит работу описание находок из Тиры, Никония, Концешты.

  • АНТИЧНЫЙ ХЕРСОНЕС

    Херсонес был основан греками-колонистами в V веке до н. э. (по свидетельству древних авторов в 422-421 гг. до н. э.) на юго-западном берегу Крымского полуострова.

    Найденные в городе произведения искусства, как и в других античных центрах Северного Причерноморья, весьма разнообразны прежде всего по своему происхождению. Много среди них исполненных в Греции и Малой Азии и затем привезенных на берега Тавриды. Немало и созданных в Херсонесе, порой под воздействием местных племен, с которыми встретились основатели города.

    Архитектурные сооружения, скульптура, керамика, мозаика, торе итика (и другие художественные изделия) рассматриваются в настоящем очерке хронологически, в связи с чем необходимо остановиться на основных этапах в развитии города.

    В сложном вопросе исторической периодизации Херсонеса исследователи придерживаются различных мнений.

    Е.Г. Суров называет

    классический (к. V-IV вв. до н. э.), эллинистический (III-I вв. до н. э.) и римский (I-IV вв. н. э.) периоды жизни города.

    Г.Д. Белов 2 предлагает различать период независимости (к. V - к. II в. до н. э.), имеющий два этапа:

    первый - классический (V-IV вв. до н. э.), второй - эллинистический (III-II вв. до н. э.); затем - время зависимости города от Митридата и Боспора (к. II в. до н. э. - первая половина I в. н. э.). И последний период - римский (вторая половина I и. н. э. - конец III в. н. э.).

    С.Ф. Стржелецки й 3 видит в истории города четыре или даже пять периодов:

    первый - к. V-IV вв. до И. Э., второй - III-II вв. до н. э., третий - переходный (очевидно, I и. до н. э.), четвертый - I-III вв. н. э. и пятый - III-IV вв. н. э.

    К.Э. Гриневич 4 пишет о двух античных периодах Херсонеса - греческом и римском.

  • Наметить периодизацию художественной жизни античного Херсонеса не менее трудная задача. И все же, если основываться на особенностях произведений искусства, создававшихся в те или иные периоды, то развитию стиля будет отвечать следующая последовательность. В первые века существования Херсонеса его жители твердо держались дорических принципов. Лишь в конце II в. до н. э., когда судьба города стала зависеть от военного вмешательства Митридата И возникло сильное влияние на художников со стороны боспорской культуры, дорическая сущность херсонесского искусства постепенно уступила воздействию внешних форм напористого Пантикапея. Позднее же и до конца существования античного периода в Херсонесе преобладали тенденции римского искусства*.

    Таким образом, классическое искусство (конец V в. - конец IV а. до н. э.) сменилось эллинистическим (III в. до н. э. - начало I в, н. э.) и далее искусством периода римского влияния (I-IV вв. н. э.)*,

    Жившие поблизости местные племена - скифы и тавры не играли здесь такой большой роли, как скифы и сарматы Пантикапея, и не оказывали на греков заметного воздействия. Поэтому по отношению к Херсонесу нельзя говорить о скифском или таврском периодах, подобных сарматскому в восточном Крыму. Сущность боспорского искусства всегда была эксцентричной; там не боялись контактов с местными племенами. Херсонеситы же с трудом уживались со скифами и таврами: дорическая консервативность отличала их от ионических боспорцев и ольвиополитов. В жизни и соответственно в художественных образах Херсонеса преобладали тенденции концентрические, сочетавшиеся с большой замкнутостью. Отчуждение от варварской среды, стремление сохранить свои традиции ощущается в искусстве города уже в первые века его существования (конец V-II вв. до н. э.). К тому же памятники Херсонеса тяготеют к сравнительно небольшому, где находился город, участку, не так, как изделия Боспора**.

    При изучении искусства Херсонеса обращает внимание необычно малое, по сравнению с Боспором, количество расписной керамики, терракоты, ювелирных изделий. Не исключено, что это объясняется, в первую очередь, меньшей изученностью некрополя Херсонеса, хотя многие памятники и происходят из могил. Вблизи Херсонес* пока не известны богатейшие захоронения, подобные открытой около Пантикапея Куль-Обе или другим подкурганным склепам с обильным инвентарем. Херсонесские приставные к оборонительной стене склепы датируются первыми веками п. э., и находки в них, по сравнению с боспорскими, небогаты. Территория же города давала небольшой керамический материал, который и составляет основную коллекцию музея*.

    Таким образом, если основные боспорские изделия происходят из некрополя, подавляющее число художественных памятников Херсонеса - городские. Даже большинство прекрасных надгробий найдено в закладке башни Зенона, а не на том месте, где они должны были стоять. Это обстоятельство следует иметь в виду при анализе художественного процесса в истории Херсонеса.

Древняя Греция, греческие колонии Северного Причерноморья... Кажется, что это где-то очень далеко во времени и пространстве, что всё это осталось в далёкой античной Греции... Но когда оказываешься в месте, где когда-то кипела жизнь большого древнегреческого мегаполиса, вдруг понимаешь, что географически это совсем недалеко, по времени только, может, чуть дальше... Вот она, эта самая земля, вот здесь стоял храм Зевса, вот здесь храм Аполлона, здесь, наверное, театр, здесь торговали, здесь жили люди...

Ольвия - один из четырёх крупнейших древнегреческих городов-колоний Северного Причерноморья - просуществовала больше 2500 лет. На древнегреческом ΟλβІα - счастливая. Некоторые греческие авторы называют Ольвию Борисфеном, а жителей города - борисфенитами по наименованию реки Борисфен (так греки называли Днепр). Ольвия была основана греческими переселенцами из Малой Азии из города Милета в VI в. до н.э. В это время греки активно осваивали большие пространства вдоль берегов Средиземного, Чёрного и Азовского морей.

Географическое местоположение покинутой людьми и затерявшейся во времени Ольвии было забыто миром на много столетий. Оно было установлено русскими учёными в конце XVIII века. Сейчас это окрестности села Парутино Очаковского района Николаевской области Украины. До Очакова километров 30 (там как раз лиман впадает в Чёрное море), до Николаева около 40 и до Одессы порядка 100 километров.

Говорят, что название села «Парутино» происходит от слова «порушенный». Село на порушенном. Но люди селились рядом с древними развалинами... на месте Ольвии никто не селился, там был разрушенный город.
Сейчас Ольвия - это Национальный Государственный историко-археологический музей-заповедник Украины.

Греческим переселенцам понравилось место на высоком берегу Бугского лимана недалеко от его впадения в Днепровский лиман. Это не самый берег Чёрного моря, до моря отсюда около 40 километров. От Понта Эвксинского (Чёрного моря) сначала нужно подняться вверх по Борисфену (Днепру), а затем немного уйти влево вверх по Гипанису (Южному Бугу). Но сам Бугско-Днепровский лиман с его просторами и далёкой линией другого берега вполне смотрится как морской залив. А другой берег Днепровского лимана и в хороший день смотрится тонкой ниткой на горизонте. При не очень же хорошей видимости его и совсем не видно.

Северное Причерноморье в те времена - владения скифов. Переселенцам с ними нужно было или воевать, или договариваться. Воевать со скифами было бесполезно. Предание говорит, что когда греки высадились на берег, то сразу же встретили скифов, которых напоили вином. Скифам вино очень понравилось и они позволили грекам здесь поселиться.

А позже, когда милетяне обратились к оракулу с просьбой одобрить вывод нового поселения в этот район, его природные богатства были уже хорошо известны. Поэтому оракул без труда предрёк счастливую участь основателям полиса и их потомкам, назвав их колонию Счастливым городом.

На протяжении всей своей истории Ольвия была тесно связана с митрополией и с другими греческими колониями. Она торговала с Грецией, входила в Афинский морской союз. Она оказала большое культурное влияние на окружающий её мир скифов, сарматов и других народов Северного Причерноморья.

Место, выбранное для города, было очень удачным, так как оно имело естественные природные оборонительные линии. Высокое треугольное плато с двух сторон было окружено глубокими оврагами, здесь располагался Верхний город. Склоны плато окружал амфитеатром Нижний город, защищённый с третьей стороны лиманом.

Ольвийское государство было классическим греческим полисом. Культурно-политическим и торгово-ремесленным центром был город, сельскохозяйственные поселения входили в сферу его влияния. Это была демократическая рабовладельческая республика. Прав гражданства не имели женщины, иностранцы, полусвободные группы населения и рабы.

Главными статьями импорта были вино, оливковое масло, парадная посуда, ткани, украшения, предметы искусства.

Высоко была развита духовная культура жителей Ольвии. Боги, которым особенно поклонялись, имели свои храмы и святилища - Аполлон, Зевс, Афина, Кибела, Гермес. Кроме того, здесь были распространены культы Деметры и Коры-Персефоны, Плутона, Диониса, Артемиды, Ахилла, Геракла, Диоскуров, Гекаты и др. Широко почитались сатиры, силены, кабиры, демоны, менады, музы и другие менее значимые божества.

В Ольвии были свои философы, учёные, поэты, музыканты. Некоторые из них называются в письменных источниках - философ Бион Борисфенит, философ - стоик Сфер, философ и историк Посидоний. В городе был театр. Ольвиополиты активно занимались спортом.

Во времена своего расцвета площадь, занимаемая городом, составляла 50 га. Здесь проживало свыше 20 тысяч человек.

Гористая и долинная части Ольвии были окружены крепкими стенами и оборонными башнями. Сам же город был застроен каменными домами с черепичными крышами. Наиболее богатые из них украшались фресками, мозаикой, колоннами.

Площади и улицы города были вымощены каменными плитами, украшены статуями богов и героев, вырезанными в камне портретами заслуженных горожан и мраморными плитами с декретами города-государства.

Первыми жилищами ольвиополитов были землянки. Позднее дома строят из сырца, на каменных фундаментах, с внутренними двориками. Крыши кроют саманом и черепицей.

Окна и двери комнат выходили во внутренний дворик, на улицу смотрели только глухие стены и заборы. Дома, тесно примыкая друг к другу, образовывали кварталы из нескольких домов.

Улицы жилых кварталов Ольвии были очень узкими, буквально 2-3 метра, городские власти смотрели даже за тем, чтобы уличные двери открывались внутрь дома, а не наружу, чтобы они не загораживали проход и проезд по улице.

В центре верхнего города была расположена агора - главная городская площадь, на которой стоял семикомнатное общественное здание для культовых обрядов и купеческих собраний, стены которого были укрыты раскрашенной штукатуркой, монументальный алтарь и искусственные каменные водоемы.

Вокруг агоры располагались здания государственных учреждений Ольвии, гимнасий, театр и ипподром. С севера к агоре примыкал теменос - священное место с храмами, святилищами, алтарями и жертвенниками.

Сохранились уцелевшие части храма Зевса.

Центральный алтарь

Жители Ольвии поклонялись Аполлону – ему были посвящены богато украшенный храм и священная роща. При раскопках был найден алтарь – это большая удача и археологическая редкость.

Существовала в городе и система водоснабжения из глиняных труб. Обнаружены остатки сложной гидросистемы, сооружённой в V веке до н.э. От неё сохранились: каменный водоём, полуподвальное каменное здание, круглая шахта, глубиной 3 метра, подземный ход, два колодца.

Когда притеснённые варварами ольвиополиты обратились за помощью к римлянам, в южной части города возводится укреплённая цитадель. Остатки ее стен раскопаны на окраине города.

Два каменных склепа - семейная усыпальница Эвресивия и Аретты и курган Зевса - сохранились настолько хорошо, что можно даже спуститься под землю, внутрь склепа.

На территории заповедника есть два музея. В одном собраны каменные экспонаты - в том или ином виде сохранившиеся колонны, статуи, барельефы, надгробия... Подобные экспонаты лежат также и под открытым небом.

Во втором музее собраны предметы искусства и быта, каменные надписи...

Ольвиополиты начинают чеканить свою монету – сначала в форме медных стрелок, потом дельфинов, потом круглых ассов с изображениями Афины, Медузы Горгоны, Деметры. Монеты так же можно увидеть в музее.

А древняя бижутерия выглядит вполне современно.

Ещё предметы быта жителей древнего города

Самой славной страницей в истории Ольвии стало успешное противостояние ее войскам Александра Македонского. Император планировал создать свою империю, объединив все земли вокруг Черного и Каспийского морей. Поход на Восток через евразийские степи возглавил полководец Зопирион в 331 г. до н.э.
Осада Ольвии, около 330 г., о которой сообщает историк Макробий, застала город в тяжелом положении. Выстоять маленькой Ольвии против лучшей в античном мире армии было практически нереально.
Макробий пишет, что «борисфениты, осаждаемые Зопирионом, отпустили на волю рабов, дали права гражданства иностранцам, изменили долговые обязательства и смогли выдержать осаду врага».

Археологические находки открыли для нас и историю предательства: близ Ольвии был найден амфорный остракон - письмо, переданное через ольвийского жителя Никофана к Зоопириону с предложением помочь в захвате города. Измена была раскрыта: археологическое подтверждение этому – коллективное захоронение 52 человек, побитых камнями и расстрелянных из лука. Вероятно, это была казнь предателей.
Не сумев захватить Ольвию, вражеские войска вынуждены были отступить. По словам римского писателя II в. н.э. Юстина, Зопирион погиб, «поплатившись за необдуманное начатие войны с неповинным народом», где-то на Дунае.
Поражение Зопириона заставило Александра Македонского отказаться от своих прежних планов захвата Северного Причерноморья.

За время своего существования Ольвия входила в Афинский морской союз, позднее – в состав Понтийской державы Митридата Евпатора. Предоставленная самой себе после падения Митридата, Ольвия около 50 г. до н.э. подверглась страшному разгрому со стороны Гетов, предводительствуемых царем Бурвистой.
После гетского погрома город на некоторое время прекратил существование. Но вскоре разбежавшиеся при нападении гетов греки снова появились в Ольвии. Но прежнего расцвета город никогда больше не достиг.

Попав в Ольвию, переживаешь удивительное ощущение: вокруг - степь - живая, поющая голосами птиц и шепчущая свои истории высокими травами… и - камни.

Холодные и мертвые, застывшие здесь навсегда. О чем молчат они? Что они видели и что помнят? История, застывшая во времени и камне…

Древний город впечатляет – где еще в нашей стране можно побродить по развалинам, которым более 2500 лет?
Если закрыть глаза и расслабиться, то мысленно можно увидеть живую жизнь Счастливого города... Мы увидим поднимающиеся из руин храмы, шумящую священную рощу, кричащую торговую площадь, по улицам неспешно идущих граждан...
И продолжающуюся жизнь…

Фотографии взяты из интернета