Знаменитая рублевка на карте. Рублевка за пределами Московской области

Название «Рублёвка» у многих на слуху. Оно ассоциируется с местом, где живут богатые и известные люди. При этом далеко не все знают, что такое Рублевка и где она находится. На деле это не район Москвы и не отдельный населённый пункт. Так называют ряд деревень, расположенных вдоль Рублево-Успенского шоссе. Въезд в них доступен каждому. Поэтому стоит узнать, где находится Рублевка и какие достопримечательности здесь можно увидеть.

Немного истории

Местность, где находится Рублевка и где сегодня сотка земли стоит примерно 20 млн, известна ещё со времен Ивана Грозного. Тогда Рублево-Успенское шоссе называли царской дорогой. Уже тогда здесь селились богатые люди. К XVIII веку здесь насчитывалось до 20 усадеб, которые могли бы стать ценными историческими реликвиями, если бы сохранились до наших дней.

В советские годы земли вокруг Москвы раздавались простым рабочим под дачи. Большинство дачников, имевших владения на Рублевке, впоследствии были вынуждены продать их из-за неудобного местоположения и проблем с транспортом. Те, кого не испугали подобные трудности, смогли обосноваться на полученной земле и продолжают жить на ней по сей день.

В эти же годы в Успенском и других деревнях стали появляться правительственные дачи. Современные их посетители отмечают строгий, почти спартанский образ жизни тогдашних глав государства.

Начиная с перестройки и до сегодняшнего дня Рублевка снова стала пристанищем для именитых людей страны. В состав зоны элитного жилья входят несколько деревень, наиболее известными из которых являются:

  • Барвиха.
  • Успенское.
  • Жуковка.
  • Дунино.

С точки зрения архитектуры единством стиля постройки на Рублевке не отличаются. Здания различны и по стоимости, и по масштабам. И по причине высоких заборов сторонний наблюдатель не может оценить по достоинству прелести архитектурных изысков дорогих коттеджей и особняков.

Достопримечательности Барвихи

Любителям средневековых замков будет интересно узнать, где находится Барвиха в Москве на Рублевке. Всё потому, что именно здесь можно посетить замок графини Мейендорф, выполненный в готическом стиле. Он принадлежал послу Дании в России с супругой примерно с конца XIX века. Тогда это было величественное сооружение с собственной библиотекой и коллекциями произведений искусства.

В советские годы на территории замка был размещено учреждение для детдомовских детей, а после - санаторий «Барвиха». Огромные богатства сооружения были розданы музеям. Сегодня это собственность Управления делами президента. Посетители могут увидеть дом для господ и флигель для гостей. Одну из зал замка украшает огромный гобелен, напоминающий о былом величии. Как и все средневековые замки-крепости, Мейердорф имеет тайный подземный ход, ведущий к реке, местоположение которого неизвестно.

За замком посетитель может увидеть храм Рождества Христова, построенный приблизительно в XV веке в стиле провинциального барокко. В середине прошлого века помещения были переделаны под прачечную для санатория. А с 1996 года храм был реконструирован и открыт для посетителей.

В 1935 году было построено собственное здание санатория «Барвиха». Эта элитная лечебно-курортная зона функционирует до сих пор. На территории санатория расположен целебный хвойный лес, пруды и бассейны. Однако увидеть эту красоту может только обладатель путевки в учреждение, которая по стоимости доступна только весьма обеспеченным людям.

Жуковка как зона элитного шопинга

Желающим узнать, где находится Рублевка в Москве с её ресторанами, бутиками и знаменитым колхозным рынком, будет интересно увидеть деревню Жуковка. На её территории есть всё для любителей элитного шопинга и изысканной пищи.

Ресторан «Царская охота» может стать своеобразным путешествием в прошлое. Обеденный зал представляет собой имитацию избы, стены которой декорированы шкурами животных. Здесь же можно попробовать дичь, которую поставляют в сезон охоты из окрестных лесов.

Колхозный рынок в первозданном виде функционировал на Рублевке вплоть до 2005 года. Хотя здесь продавались обычные продукты и консервации, стоили они в разы дороже, чем на обычном рынке. Теперь на этом месте высится ТЦ "Базар" - пятиэтажный комплекс, в котором можно приобрести как продукты, так и одежду, обувь и ювелирные изделия. Здесь также расположено казино и собственный ресторан.

Николина гора

Немного в стороне от 25-го километра Рублево-Успенской трассы находится поселок, который будет интересен ценителям искусства. В своё время именно здесь проживали С. Прокофьев, С. Рихтер, П. Капица и другие незаурядные личности.

На территории поселка, имеющего официальное название РАНИС, находится имение Михалковых-Кончаловских, где в своё время была снята картина «Утомленные солнцем». Для посетителей также открыт дом-музей поэта-переводчика В. В. Вересаева.

Сокровища Успенского

На 21-м километре трассы находится село Успенское, в котором сохранилась церковь Успения Богородицы. Посетители строения могут увидеть мозаичные иконы, которыми украшены стены.

Знать, где находится Рублевка, нужно, чтобы увидеть знаменитый замок, построенный по проекту П. С. Бойцова. Это один из архитектурных шедевров в стиле викторианской неоготики. В советские годы замок был конфискован и в течение века выполнял разные функции, в том числе был детским домом и военным госпиталем. В 60-е годы здесь разместилась Академия наук. Поскольку доступ внутрь для посетителей закрыт, турист может насладиться внешним видом замка и остатками липового парка на его территории.

Достопримечательности в Дунино

Самой дальней точкой на территории, где находится Рублевка, является Дунино. Хотя это очень маленькое село, тут жили и работали много знаменитых людей. Сейчас здесь работает музей В. В. Пришвина, который жил в этом селе в середине прошлого века. Создатели музея постарались сохранить обстановку, которая была при жизни писателя, в том числе липовую, еловую аллеи и яблоневый сад. Поэтому обстановка дома по-прежнему притягивает теплом и уютом.

Рублевка за пределами Московской области

Поскольку за Рублевкой закрепилась ассоциация с элитным жильем, дорогими бутиками, санаториями и ресторанами, это название распространилось далеко за пределы Московской области. Нередко так называют новые районы больших городов с дорогими коттеджами. Так называется новый район в западном округе Краснодара, расположенный вдоль русла реки Темрюк. Поэтому желающие приобрести коттедж в густонаселённом южном городе, могут узнать, где находится краснодарская рублевка.

Название этой местности проникло и в Сеть. Поскольку получить полное представления об архитектуре местных домов невозможно, просто гуляя по улицам рублево-успенских деревень, можно расширить свои познания за счет интернет-ресурсов. Более того, даже многие гемеры знают (это касается поклонников игры МТА), где находится Рублевка.

Хотя Рублевка приобрела известность за счет знаменитых людей, приобретающих жилье в этих местах, на территории деревень сохранились уникальные образцы архитектуры прошлых лет, на которые обязательно стоит посмотреть.

ДРУГАЯ РУБЛЕВКА
Тайны Царского пути
Виртуальное путешествие во времени и пространстве


ТЕКСТ КНИГИ
: от автора, из главы 1

Нет необходимости объяснять кому бы тот ни было – что такое Рублевка и что мы подразумеваем под этим емким названием. Но не менее интересно другое – а почему оно появилось, откуда, собственно, пошло, и когда Рублевское и Рублево-Успенское шоссе превратились в то место, которое стало центром внимания миллионов людей и прочно вошло в тематику народных сказаний и анекдотов, а, следовательно – уже стало своеобразной легендой.
В этой книге мы поговорим обо всем: и о сути, и о смысле, и об истории, и о легенде. В общем – о Рублевке как таковой.
Кто-то скажет – мы уже знаем о ней все, что необходимо. Слышали вполне достаточно.
Отвечу. Возможно, вы не располагаете иной информацией. Не спешите с выводами. Иногда имеет смысл обратить на некоторые вещи более пристальное внимание.
А потому –
Внимание!
Мы совершим виртуальное путешествие по легендарным землям Рублевки. Однако оно будет не совсем обычным – по шоссе, туда и обратно, – а историческим. Не только в настоящем – в привычном нам пространстве, но и в прошлом (и даже в будущем), а значит – во времени.
Когда-то, 200 лет назад, писатель и философ Радищев путешествовал из Петербурга в Москву, что затем и описал в своей запрещенной цензурой книге. Мы же попробуем сделать это по маршруту Москва – Звенигород. Что решит с этим делать современная цензура (в какой бы форме она ни существовала) – не знаю. Поверьте, есть много людей, которые специально садятся за руль автомобиля, чтобы не спеша проехаться по этой дороге. И они правильно поступают. Ибо по знаменитому Царскому пути необходимо пройти или проехать хотя бы раз в жизни.
Почему?
Во-первых, потому что это – Дорога Царей Богоизбранных. Нет-нет, я не собираюсь приписывать столь лестные «царские» звания кому-то из нынче обитающих в этом регионе. Просто именно так данный путь называли еще в XVII веке.
Во-вторых, Рублевка имеет удивительное завершение. В самом конце пути вы попадаете в мир необыкновенной и замечательной архитектуры – в древнюю обитель, где хранятся мощи святого старца. То есть у этой дороги есть еще и особый, сакральный смысл, своеобразная цель, о которой хорошо знали в прежние времена, а теперь немного подзабыли. Смело можно назвать это шоссе русской Via Sacra – Священной дорогой, похожей на ту, по которой проезжали в Древнем Риме правители и триумфаторы, люди, достигшие славы и разнообразные знаменитости.
В третьих, в процессе пути есть, на что посмотреть вокруг. Согласитесь, не всякий регион Подмосковья может нынче похвастаться этим.
И, наконец, в четвертых, легендарная история этих мест создает некую совершенно неповторимую ауру, ощущение и «послевкусие» от которой остается с вами надолго после завершения маршрута. Предвкушая вопрос – «зачем нам нужна вся эта замшелая древность?» – немедленно отвечу.


В чем суть истории

Оказывается, Рублевка – это вовсе не детище нового времени, не то место, которое вдруг превратилось в скопище дорогих особняков и земель, или якобы в среду обитания многочисленных нуворишей современной России. Вовсе нет. Ценность этих земель была замечена еще почти семь столетий назад.
Вот почему великие князья Московские, начиная с Ивана Калиты, в своих завещаниях оставляли Звенигородское направление (а это и есть – нынешняя Рублевка) главным, после Москвы. Как правило, дорога приводящая в Звенигород отдавалась вместе с городом и уделом второму сыну верховного правителя. Старший же сидел в самой Москве. Причем, у второго сына было некоторое странное «моральное» преимущество. Ведь по тогдашнему лествичному праву наследования он должен был становиться преемником Московского трона после кончины великого князя. Власть в те времена передавалась от брата к брату, а не от отца к сыну. Следовательно, кончина старшего брата была на руку обитателям Рублевки. При этом, смерть второго родича – не могла решить всех проблем старшего, ибо после него могли оставаться еще и другие братья. Даже при жестокой борьбе за власть и войнах за «рублевские земли» (а такое случалось в русской истории, и мы об этом расскажем) – всех претендентов устранить было крайне сложно.
Итак, Рублевка уже в давние времена стала плацдармом для возвышения и продвижения на Московский трон, на верховную государственную власть. Ни много, ни мало. Не случайно со стороны Москвы со времен Средневековья к этому месту было особое отношение. И порой десятилетиями и даже столетиями верховные правители на всякий случай пытались умалить значение этого региона, привести его в запустение, принизить его значимость, предать забвению легенды о его величии и важности. Эту традицию странным образом поддержали в советское время, когда в 1965 году огромный по масштабам Звенигородский район, ставший наследником огромного и важнейшего в Подмосковье Звенигородского уезда, был неожиданно упразднен и поделен на куски, которые отошли к соседним районам (большая часть из них попала в Одинцовский).
На пути в Звенигород селились многие важные люди русской истории. Крупный боярский центр дал русскому войску на Куликовом поле лучших звенигородских бояр-рыцарей, тридцать из которых сложили свои головы в битве. А помнит ли кто-нибудь их имена?! Увы.
Здесь столетиями жили знаменитые бояре Морозовы, приближенные к царской власти, советники и тайные правители России, смутьяны и первые богачи, оставившие своей фамилией неизгладимый след в нашем историческом бытии.
Здесь хранятся удивительные памятники архитектуры, очаги святости и одухотворенные фрески иконописца Андрея Рублева, которые подвигли неповторимого и великого Андрея Тарковского на съемки фильмов в этих же краях.
Царь Алексей Михайлович сделал данный путь главной государственной дорогой России в «собственное государево богомолье» и во дворец. Кареты и сани, запряженные добрым десятком лошадей, в окружении личной охраны из стрельцов, вихрем проносились по тогдашней Рублевке, не взирая ни на погоду, ни на время года. Перекрывалось ли тогда движение по тракту, как это делается сейчас? Да уж конечно. И еще как!
Список имен людей, обитавших здесь уже в новое время, в последние два-три столетия, займет довольно пухлую стопку бумаги или значительный мегабайтовый объем в компьютерном файле. И перечень этот быстро пополняется в наши дни.
Так кто же они, эти «рублевские жители»?

Где обитает элита общества

Разговор об этом – особенный. Сегодня много спорят о том – что и кого можно называть элитой России. И должно ли при этом говорить, что данная элита обитает, например, на Рублевке. Если кто-то скажет – «можно», то вызовет бурную реакцию со стороны тех, кто имеет свое мнение об элитарности. Однако если другой человек станет доказывать, что нельзя применять к «рублевским обитателям» термин «элита», то и такое утверждение будет странным, ибо в здешних местах теперь находятся, например, резиденции нынешних лидеров нашего государства. Или они не элита?
Вопрос явно дискуссионный. И мы будем возвращаться к нему в поисках вариантов ответа на протяжении всей книги. Но в последнее время стали появляться новые словосочетания, которые быстро входят с оборот. Например, «рублёвский житель», «рублёвская жена» или «олигарх с Рублёвки». Элитарность трассы обозначена хотя бы тем, что Рублёво-Успенское и Рублёвское шоссе (а это разные части данного пути) едва ли не единственная автодорога, где оборудовано специальное видеонаблюдение, а также незаметная «нижняя подсветка». Рекорды же по заторам, в связи с передвижениями высокопоставленных и сильных мира сего, безусловно – в списке достижений российской Via Sacra.

Итак


Автор не ставит себе целью доказывать, что приведенные ниже исторические рассказы, новеллы и расследования являются исчерпывающими или энциклопедичными по содержанию. Данная книга, будучи наполнена важнейшими фактами, по сути – творческие штрихи к будущему полному портрету Рублевки, необычные дневниковые и исследовательские записи заинтересованного очевидца, внимательного культуролога и, как это ни звучит пафосно – добросовестного историка. Отдельные очерки, портреты и зарисовки, собранные воедино, открывают панораму событий за многие века нашей истории. Поэтому читателю, как автор уже предупреждал, имеет смысл приготовиться к непривычному, но насыщенному путешествию во времени и пространстве.
Что ж, как говорится, пристегните ваши ремни. Мы отправляемся на запад от Москвы, туда, где всегда происходит «что-то невероятное». Иллюзорное или настоящее? А вот и разберемся.
Нажимаем «enter». Открываем следующую страницу.
Поехали!

Глава первая. МОСКВА

Что такое Рублевка?

Мы уже знаем, что этот симпатичный уголок Подмосковья в средневековые времена был историческим плацдармом для продвижения претендентов на верховную власть в Москве. Но попробуем кое-что добавить к ранее приведенным фактам и рассуждениям.
Рублевка – это еще и (а может даже в первую очередь) обыкновенный путь, дорога, тракт, шоссе. То есть – направление для передвижения. Еще раз повторимся: речь идет об отрезке пути от Москвы до Звенигорода. Некоторое время назад (в XIV-XVII веках), собственно, эта дорога в Звенигороде и заканчивалась. Однако у нее бывало в разное время и продолжение. Поэтому Рублевка постепенно превращалась в Смоленскую дорогу, роль которой в наше время частично выполняет параллельное ей Можайское шоссе (а также еще и шоссе Минское).
То есть – Рублевка – это исторический путь из Руси-России на Запад. Дорога, сыгравшая роль «окна» в Европу еще задолго до императора Петра I. Чем ближе к Смоленску, тем ближе к католической и протестантской христианской цивилизации. И чем дальше от Москвы, тем дальше от русской и восточной, азиатско-ордынской и разнообразной по традициям культуры. Дальше от православного мировоззрения и миропонимания, смешанного с язычеством и мусульманским влиянием со стороны Золотой Орды.
Такая вот дорога. И вовсе не из «варяг – в греки», а из многоликой Азии – в Старый Свет. И кто только по ней за века не ездил! Смело отметим: все самые великие люди российской истории, а также истории мировой, включая правителей от Тихого океана до Атлантического, от хана Батыя до Наполеона.
Если бы мы могли поставить на этом пути видеокамеру (пофантазируем!), то она бы запечатлела и засвидетельствовала за столетия совершенно невероятные на первый взгляд лица и сюжеты. За отсутствием оных электронных приспособлений в древности, и изобретенных – увы – лишь в последнее столетие, мы можем теперь только реконструировать события, порой, прибегая к методам криминалистики и проводя долготерпеливые исторические расследования.
Но кроме обычного пути Рублевка еще и особенное место, регион, край для расселения, особенный центр жизни, который был облюбован поколениями людей для обустройства быта и бытия на Земле. Исстари здесь селились основательно и, как говорится, на века. Возводили усадьбы, возделывали земли, облагораживали лесные просторы.
Нам сегодня как раз во многом наиболее интересна именно эта ипостась Рублевки. Ведь место месту – рознь. Но именно здесь зародилась для мира так называемая Русская Швейцария. Именно в этой части Подмосковья, а не южнее или севернее, не западнее и не восточнее. Что-то, по всей видимости, притягивало сюда людей, словно необычный геополитический магнит.
И вот тут необходимо напомнить о самом необычном. Быть может, в нижеизложенное будет трудно поверить, но это – факт! Рублевка – место, где найдены самые древние поселения людей в районе Москвы и Подмосковья! Это определили археологи, открыв и исследовав такие памятники и объекты. В пойме верховья Москвы-реки, на отложениях древнего Московского моря селились люди еще 14 тысяч лет до нашей эры.
Почему-то они выбрали именно эти земли, именно здесь? Отвечая на этот вопрос нельзя не вспомнить не только об упомянутом нами геополитическом магните, но и о геомагнитных нормах и аномалиях. Люди выбирали места обитания не только по удобству и красоте, но и интуитивно, по ощущению жизненной энергии, необходимой для здоровья безопасности. И умение сделать древними людьми подобный выбор, особенные знания ими природы, чуткость, развитость ощущений особых биотоков в глубинах земли и воздушном пространстве – уже давно доказаны учеными. Добавим к этому, конечно же, особенное качество здешней питьевой воды. Но об этом – позднее.
Своеобразной точкой отсчета, то есть первым определением «идеала» этих мест можно назвать замечательные строки, начертанные гусиным пером почти двести лет назад историком и писателем Николаем Михайловичем Карамзиным, а затем опубликованные в его «Записках старого московского жителя» и в «Путешествии вокруг Москвы»:
«Западные иноземцы, послы и посланники, подъезжавшие к Москве в ХVI и ХVII ст… именно от местности Кунцева, приходили в неописанный восторг, когда… открывалась им в самом деле восхитительная панорама и самого города и окружающих красивых мест, расположенных между Воробьевыми Горами, направо, и Тремя Горами, налево, с обширным лугом или целым полем Ходынки, с бесконечными лесами по сторонам, уходящими и теперь далеко за горизонт. Они говорили, что вид на Москву издали, т.е. именно с этого пункта, по обширности и великолепию города, есть одно из прекраснейших зрелищ, какие удавалось им когда-либо видеть».
Или вот еще, его же.
«Москва совершенно пустеет летом; когда всякий дворянин насытившись зимою городскими удовольствиями, при начале весны спешит в село, слышать первый голос жаворонка или соловья! А кто должен остаться в Москве, тот желает, по крайней мере, переселиться за город; число сельских домиков в окрестностях ея год от году умножается, их нанимают не только дворяне, но и купцы. Мне случилось в одной подмосковной деревне видеть крестьянский сарай, обращенный в комнату с диванами, тут в хорошее время года живет довольно богатый купец с своим семейством. В городе у него каменный дом и большой сад; но он говорит: "что может сравниться летом с приятностию сельской жизни?" Самые ремесленники любят уже веселиться хорошим днем на чистом воздухе… Портные и сапожники с женами и детьми рвут цветы на лугах, и с букетами возвращаются в город. Мы видали это в чужих землях, а у нас видим только с некоторого времени, и должны радоваться. Еще не так давно я бродил уединенно по живописным окрестностям Москвы и думал с сожалением: "какие места! и никто не наслаждается ими!", а теперь везде нахожу общество!... Вообще западная сторона ближайших московских окрестностей представляет в этом отношении очень много примечательного... (выделено мной – К.К-С)".
Можно добавить к этим строкам и следующее. В знаменитую Звенигородскую равнину входят верховья рек Сходни, Клязьмы, Пахры, Десны, Нары, а также верхнее и среднее течение Москвы-реки. Здесь чудом сохраняются еловые и березовые леса, небольшие дубравы и боры. Здесь много оврагов, впадин и балок. Такая «гористая» местность радует глаз. Лучшие отложения юрских глин с белемнитами («чертовыми пальцами») и аммонитами находятся у Студеного оврага, на московской части старой Рублевки, между Шелепихой и Мневниками, недалеко от устья небольшой речки Ходынки.
На Звенигородской равнине остались участки так называемых первичных лесов, а это среда обитания редких видов животных и растений, которые реально нуждаются в охране.
С названием Рублевка вполне ассоциируется Красная книга. И хорошо, так как для некоторых других регионов Московии эти «книга» уже просто не нужна. Поздно. Нечего записывать.
Однако Рублевка, кроме уже обозначенного нами обычного пути и важной среды обитания, одновременно еще и место особенной духовности. Конечно, утверждение это звучит несколько многозначительно. «Ну вот!» – скажут некоторые – «сейчас пойдут скучные идеологические разговоры о душе, религии или о неповторимом своеобразии России, и тому подобное прочее». Не будем вызывать зевоту у читателя и не станем погружаться в философско-нравственные рассуждения. Однако ничего не поделаешь. Если это здесь есть, значит – есть. Мы же говорили, Рублевский путь почти с самого своего появления считался дорогой к важной святыне русской истории. Сюда ездили столетиями, да и сейчас едут, дабы поклониться мощам мудрого старца, преподобного Саввы Сторожевского, Звенигородского чудотворца, одного из самых почитаемых русских святых. Но об этом в подробностях – позднее.
Название Царская дорога, соотносительно Рублевке, тоже появилось не случайно. А что такое вообще «Царская дорога»? В буквальном смысле – дорога, по которой ездят цари.
Была уже такая в истории. Она известна из сочинений Геродота и была устроена персидским царём Дарием I в V веке до Рождества Христова. Отличный мощеный путь протянулся на многие сотни километров, она связывала отдалённые районы державы Ахеменидов. «На протяжении всего пути, - пишет Геродот, - у них расставлены лошади и люди, так что на каждый день пути приходится особая лошадь и человек. Ни снег, ни ливень, ни зной, ни даже ночная пора не могут помешать каждому всаднику проскакать во весь опор назначенный отрезок пути».
Но в европейских языках выражение «Царская дорога» или «Царский путь» имеет и другой, переносный смысл. Оно даже стало «крылатым», и обозначает очень лёгкий и быстрый способ добиться что-то или получить какой-то результат. Существует известная фраза Евклида, с которой он обратился египетскому царю Птолемею I, который решил быстро обучиться геометрии: «В науке нет Царской дороги!»
В психологии употреблял словосочетание Зигмунд Фрейд, который рассуждал о снах, как о «Царской дороге в бессознательное».
И в христианском богословии есть понятие «Царский путь». Это дорога в Царствие Небесное, синоним приближения и понимания духа Священного Писания.
Вот почему, когда мы употребляем такое понятие в связи с Рублевкой, то мы имеем весьма многогранный подтекст. И каждый может найти в нем нечто свое.
И будет прав.
И еще. Рублевка – это настоящий заповедник. Чудесный регион красоты, чистоты воздуха и восстановления здоровья. Лечебное место. SPA-центр.
Кто открыл его в этом образе?
С тех времен, когда в Звенигород стремились многочисленные путешественники и паломники, уже было хорошо известно, что тут происходили многочисленные исцеления. У мощей старца Саввы, или в связи с приемом целебных минеральных вод. С XIX века здешние окрестности стали называть еще и «Русской Америкой» (сохранились открытки того времени с подобными подписями над изображениями местной природы), подразумевая внешнюю не освоенность и естественность ландшафтов, величие перекатистых холмов, живописность поймы Москвы-реки и многоверстные вековые боры. «Америка» означала «неизведанный, еще не открытый основательно, чуть ли не Новый Свет» для жаждущих путешествий, паломничества или поиска будущего места поселения.
Век XIX породил новые формы проживания в здешних местах. Начался расцвет дачного строительства, который определил особенные традиции и даже неповторимую культуру обитания городских и сельских жителей на лоне природы, вдалеке от шума и проблем развивающейся цивилизации.
Итак, подведем итоги.
Рублевка имеет несколько ипостасей. Перечислим их еще раз, кратко.
1. Средневековый исторический плацдарм по «выращиванию» будущих правителей Руси, древняя многовековая трасса №1 в русском государстве.
2. Необычная дорога, приводящая к одному из центров русской святости.
3. Удобное место и среда для жизни и обитания поколений людей с незапамятных времен.
4. Уникальный курорт-заповедник для лечения и отдыха.

Осталось выяснить только одно – откуда появилось само название: Рублевка.
Кажется, что оно звучит несколько иронично, даже пренебрежительно. Видимо потому, что некоторые люди вкладывают в него не совсем точный смысл.
В названии «Рублевка» проглядываются самые различные толкования. Народ любит их смаковать. Например.
Рублевка – от слова «рубль», то есть, от денег. И это, наверное, потому, что там якобы живут исключительно «богатые люди».
Рублевка – связана с тем, что тут были найдены иконы Андрея Рублева, который расписывал соборы в Звенигороде.
Рублевка – потому, что в этом направлении есть поселок, называемый Рублево.
Последнее утверждение – самое близкое к истине. Хотя подмосковное Рублево вовсе не находится на трассе Москва – Звенигород. Так почему же оно дало название не только шоссе, но и всему региону?
Оно просто удачно «легло» для будущей легенды о «денежном рае» обитателей этого уголка Московии.
Но откуда появилось название поселка Рублево и что оно значит?
Ответ на этот вопрос, собственно, и является ответом на главное из того, что мы разыскиваем – каково же происхождение наименования «Рублевка».
В никому не ведомом и Богом забытом поселке Рублево когда-то строили деревянные, рубленные дома. Вот откуда истоки названия. Ничего в нем особенного нет. Но какие последствия! С таким названием по России можно найти на карте сотни поселений. Однако ни одно Рублево не стало столь важным и символичным центром для нашей современной истории.
Так первоначальный Звенигородский Царский путь, Государева дорога или дорога Царей Богоизбранных, затем – Звенигородский тракт в XVIII и XIX столетиях, Звенигородское шоссе в XX веке, вдруг превратились не просто в Рублевское или частично в Рублево-Успенское шоссе, а в пресловутую Рублевку.
В тот самый путь, у которого есть не только два конца, но и две стороны. Рублевка – мифическая, гламурная, разрекламированная, и Рублевка – другая, таинственная, легендарная, скрытая от посторонних глаз.
Нас, конечно же, интересует вся, то есть – полная история старинной дороги, включая скандально-современную, но не менее, а даже более – вот эта, «другая Рублевка», о которой во всех подробностях и пойдет наш дальнейший рассказ.

Начало пути – Кремль

Начнем наше виртуальное путешествие на запад от столицы.
Отправная точка – исторический центр Москвы.
Кремль.
Отсюда словно паутинки в разные стороны направляются самые известные дороги в русской истории.
На север уходят Ярославское и Дмитровское шоссе. В Средние века по этому пути шли те, кто осваивал Фиваиду русских монастырей, ученики и последователи Сергия Радонежского. До самого Архангельска простирались многие версты дремучих лесов и бесконечные вереницы озер и рек. И сегодня это направление известно многим туристам и путешественникам.
На восток стремится знаменитая в прошлом Владимирка, старый каторжный тракт. Если условно «закрыть глаза», то, следуя этой дорогой по карте с помощью карандаша, можно попасть прямиком в Сибирь. Этот путь в некотором роде бесконечен. По нему шли в дальние края осваивать свободные земли. Так, уходя в небытие, в невозвратную даль разрасталась Россия.
Южные дороги не менее интересны. Они вели и ведут в сторону старинных киевских земель, к Черному морю, Тавриде, к плодородным землям и богатым природой краям. А в древности еще и в могущественную империю – Византию.
Однако среди всех этих направлений, западный путь от Московского Кремля всегда был особенным.
Центр Москвы, как известно, представлял собой неплохую крепость. В 1367 году Дмитрий Донской построил в качестве укреплений белокаменные стены и башни. Потом их заменили фортификации из красного кирпича. Но многие жители столицы до сих пор не знают – куда исчез белокаменный Кремль князя Дмитрия. Куда он подевался? Был Кремль и… пропал. Ведь невозможно было после разрушения куда-то спрятать такое большое количество камня. Мы знаем, что из него ничего в Москве не построено. Так где же они – белые башни и стены столичных укреплений? Были закопаны в землю? Вывезены (но куда)? Испарились?
Только будучи студентом-историком и работая на реставрации Московского Кремля (проводилась таковая в середине 1970-х), я сумел найти ответ для себя на этот загадочный вопрос. Мы с помощью отбойных молотков реставрировали, а попросту – сносили по частям ветхую кирпичную крепостную стену у Арсенальной башни, рядом с могилой Неизвестного солдата. После того, как откололся очередной значительный кусок из красного кирпича (а ломалась старая стена только кусками, столь крепким был раствор, скреплявший кладку), вдруг обнажилась сердцевина фортификационного сооружения древнего времени. Оказалось, что стены Кремля многослойны. Если посмотреть на них в разрезе сверху, то можно увидеть следующее: с двух сторон, параллельно возведена многометровая двойная стена из красного кирпича, а в середине – оставлена полость, в которую затем засыпали остатки белокаменных башен и сооружений. То есть, стена Кремля – трехслойна. И это в значительной степени увеличило ее прочность. Даже пушки разных времен и завоевателей не смогли нанести ей существенный урон.
В Кремле, как известно, были великокняжеские, а затем – царские дворцы. В разное время – они выглядели по-разному (например, были деревянными или каменными), и располагались немного в различных местах кремлевского холма. Именно из дворцов выезжали нарядные экипажи или санные поезда с множеством лошадей, которые затем отправлялись, среди прочего, в сторону Звенигорода.
Если мы возьмем за отправную точку кремлевскую Соборную площадь, то в направлении запада нас выведут Троицкие ворота с Кутафьей башней. Казалось бы, прямая дорога от нее дальше – нынешний Новый Арбат, а затем – Кутузовский проспект. Но не совсем так. В эпоху Средневековья западная дорога шла в протяжении нынешней Большой Никитской улицы и далее – улицы Герцена. То есть – мимо современной консерватории, храмов Малого и Большого Вознесения (где венчался поэт Пушкин), Никитских ворот, бывшего дома полководца Суворова, Центрального Дома литераторов, высотки на площади Восстания, рядом с метро «Баррикадная» и зоопарком. Потому-то мы и имеем сегодня в районе площади метро «Улица 1905 года» оставшееся нам в наследство редкое название – Звенигородское шоссе. И расположено оно довольно далеко от нынешней западно-смоленской дороги – Кутузовского проспекта и Рублевского шоссе в его московской части.
Таков был старинный маршрут из столицы на запад, в Звенигород. Из Кремля - к Москве-реке неподалеку от Белого дома. Однако далее дорога в разное время имела свое протяжение. Более позднее - прямое, через Кунцево в сторону Рублево (почти так, как и сегодня, только не по Кутузовскому проспекту, а правее, через Фили). Однако древнейший путь - времен князя Юрия Звенигородского, царей Бориса Годунова или Алексея Михайловича - чуть длиннее, при этом - интереснее.
И мы поговорим об этом позднее.
Пока же вернемся обратно в Кремль, в начало пути, в Архангельский собор…
Нас здесь интересует одна гробница, в которой лежат останки человека, имеющего самое прямое и непосредственное отношение к тому, как будущая Рублевка стала важнейшей дорогой в истории русского государства.

........................................................


Забытая дорога в столице

Как же проходил старинный маршрут из столицы в Звенигород? Остановимся на этом подробнее.
Из Кремля - двигаемся к Москве-реке в район Белого дома. Затем путь в разное время имел различное направление. Более позднее - прямое, через Кунцево в сторону Рублево (почти так, как и сегодня, только не по Кутузовскому проспекту, а правее, через Фили, мимо замечательного барочного храма Покрова). Но более древняя дорога - времен Бориса Годунова или царя Алексея Михайловича - чуть длиннее, однако - интереснее.
Она уходит вправо, направляется вдоль берега Москвы-реки, сначала также мимо Филей, а затем поворачивала по руслу, вплоть до так называемой Карамышевской набережной. Это странное название с явными татарскими корнями появилось здесь (по документам) с середины XVII века. Деревня Карамышево могла бы и не остаться в истории, если бы не случилось так, что некий легендарный Карамыш (с тюркского – «защитник») поселился тут во времена чуть ли не Ивана Калиты или Дмитрия Донского. Кто он был? Союзник Руси или наоборот – собиратель дани, находившийся поближе к Москве, для удобства выполнения своих обязанностей? Ныне уже и не установишь.
Однако некий Семен Карамышев (может быть, именно об этом человеке говорили некоторые историки?) имел отношение к междоусобице, связанной с престолонаследием и с сыновьями уже упомянутого нами князя Юрия Звенигородского. Таким образом, этот человек имел прямое отношение к истории Рублевки, и не только тем, что оставил свое имя в поселении на этом пути.
Когда великий князь Василий Васильевич в 1456 году послал на Руссу войско, чтобы покарать тех, кто дал пристанище Дмитрию Шемяке (внуку Дмитрия Донского и сыну Юрия Дмитриевича Звенигородского, который к тому времени уже был отравлен по приказу Василия же), то воеводой отряда назван был Семен Карамышев «с татары». На Рублевском – Звенигородском направлении Карамышевы оставили свой след в истории также, как владельцы других земель в округе Волоколамска.
Постройки и промышленная зона советского периода до сих пор мешают осуществить путь по старинной Звенигородской дороге напрямую (да и виды тут попадаются, включая небольшую пересыльную тюрьму, «не очень»). Но у бывшей деревни Мневники панорама меняется. Мы приближаемся к важному с исторической точки зрения бывшему селу Хорошево.
Именно тут когда-то начинались царские заповедные места.
Историк Иван Забелин (XIX в.) так писал о Хорошевских охотах времен первых царей из династии Романовых: «Были горячие лисьи и волчьи осоки [травли] под Хорошевым; сочили [ловили рогатинами] медведя под селом Крылатским... Для птичей же соколиной охоты, расположенные вокруг Хорошевския и Хвильския [Филевские] болота, представляли еще больше удобств».
Мягкий прибрежный грунт породил тут бесчисленные повороты и извилины русла Москвы-реки, большое количество заливов, озерцов, бухт, а также речек и ручьев, таких как Соболевка, Таракановка или Ходынка.
Москву-реку здесь переходили вброд. В документах так и упоминается вдоль «государевой дороги» на Звенигород: «Брод под Тереховым, брод во Мневниках, брод в Мякинино». Кстати, благодаря этим бродам дорога и продолжалась далее на запад. Ведь наступала необходимость переправы на другой берег реки. Зимой было проще. Можно было просто мчаться на санях. И не по дороге, которая была засыпана снегом, а именно по реке, по льду.
Такая поездка снимала проблемы, связанные со снежными сугробами. становилась более комфортной. Но об этом позднее.
Итак, цари делали остановку в селе Хорошеве. И на здешних пирах им подавали одно особенное блюдо, легенды о котором сохранились до наших дней.

(полностью тексты глав см. в книге)

Данная публикация отрывка из книги "Другая Рублевка" является авторской работой , вышедшей в печатном виде. При использовании материала или перепечатке любых отрывков (цитат) из текста в интернете - ссылка (действующая!) на данный сайт и упоминание имени и фамилии автора - - ОБЯЗАТЕЛЬНЫ! С иными правами или возможностями публикаций можно ознакомиться внизу страницы в разделе "Copyright".

Рублёвка - неофициальное название местности к западу от Москвы вдоль Рублёво-Успенского, Подушкинского, 1-го и 2-го Успенских шоссе, включающей часть территории Одинцовского района Московской области, застроенной дачами бывшей советской элиты, фешенебельными коттеджными посёлками и резиденциями высших должностных лиц государства.

Административно-территориальной единицы «Рублёвка» не существует, однако термин, относящийся к данной местности широко применяется в быту, в СМИ, в кинематографе, в художественной литературе и работниками агентств недвижимости. При этом к «Рублёвке» с начала XXI века всё чаще приписывают населённые пункты, которые ранее с ней никогда не ассоциировались. Например, посёлок Рублёво, по которому названо Рублёво-Успенское шоссе, в «Рублёвку» не входит.

По нынешнему Рублёво-Успенскому шоссе ездил на соколиную охоту царь Иван Грозный. Дорога считалась «царской», по ней совершали пешее паломничество в Саввино-Сторожевский монастырь в Звенигород первые цари династии Романовых - Михаил Федорович и Алексей Михайлович, а затем Петр Великий и Екатерина Вторая.

Шварц В.Г. Вешний поезд царицы на богомолье при царе Алексее Михайловиче

Еще более 600 лет назад нынешняя Рублевка (Звенигородское шоссе) была центром гламура, пафоса и эпатажа. Тот тракт, что мы сейчас называем Рублево-Успенским шоссе, был некогда царской дорогой, значимым путем, ведущим на запад от Москвы к Звенигороду, который, в свою очередь,в определенном смысле был вторым по значимости городом в государстве (ведь если старший княжеский сын наследовал Москву, то второму сыну доставался Звенигород).

Юрий Звенигородский, который в конце 14-го века таким образом получил в наследство Звенигород, после похода на Булгарию, где разорил около 14 городов, стал одним из самых богатых людей своего времени. Он-то как раз и положил начало Царской дороге из Звенигорода в Москву. ..

Посещение царевной женского монастыря, Суриков В.И., 1912

В XVII веке большинством земель вдоль современного Рублево-Успенского шоссе владел боярин Борис Морозов, а знаменитая боярыня Морозова, запечатленная на картине Василия Сурикова, была, если можно так выразиться, «Батуриной своего времени». Для дальних путешествий у нее был «поезд», состоявший из 6 парных упряжек лошадей. И это при том, что у самого царя Алексея Михайловича царский поезд насчитывал пять пар скакунов.

Зимой путешествовали на санных упряжках и могли легко и быстро (даже быстрее, чем летом!) перемещаться по замерзшим руслам рек, где, как известно, глубокие сугробы никогда не образуются.

Отправляясь в воображаемое путешествие от стен Кремля к современному Звенигороду по Царской дороге, мы узнаём о самых интересных объектах на этом пути.

Саввино-Сторожевский монастырь

Миновав Большую Никитскую улицу в Москве, Московский зоопарк, улицу 1905 года, Мневники, Крылатское, село Раздоры, Барвиху, Жуковку, Усово и Успенское, откуда, наконец, дорога выводит напрямик к селу Введенское близ железнодорожной станции Звенигород, откуда уже совсем нетрудно добраться до Саввино-Сторожеского монастыря.

Виртуально преодолевая этот маршрут, узнаём почему Рублёвка носит такое название. По мнению историка Константина Ковалева-Случевского, связано оно с тем, что в названии «Рублёвка» проглядываются самые различные толкования:

  • от слова «рубль», то есть, от денег. И это, наверное, потому, что там якобы живут исключительно «богатые люди».
  • связано с тем, что тут были найдены иконы Андрея Рублева, который расписывал соборы в Звенигороде.
  • потому, что в этом направлении есть поселок, называемый Рублёво.

Последнее утверждение – самое близкое к истине. Хотя подмосковное Рублёво вовсе не находится на трассе Москва – Звенигород. Так почему же оно дало название не только шоссе, но и всему региону?

Оно просто удачно «легло» для будущей легенды о «денежном рае» обитателей этого уголка Московии.

Но откуда появилось название поселка Рублёво и что оно значит? В никому не ведомом и Богом забытом поселке Рублёво когда-то строили деревянные, рубленные дома. В пользу данной гипотезы говорят и названия населенных пунктов на Рублёвке – Раздоры и Барвиха, сходные по своему звучанию с терминами, применявшимися некогда для обозначения способов обработки древесины («раздрание» и «обориха»). Вот откуда истоки названия. Ничего в нем особенного нет. Но какие последствия! С таким названием по России можно найти на карте сотни поселений. Однако ни одно Рублёво не стало столь важным и символичным центром для нашей современной истории.

В Ильинском. Великий князь Сергей Александрович и великая княгиня Елизавета Федоровна в окружении лиц свиты. Справа: В.С. Гадон (стоит), В.Ф. Джунковский (сидит), граф Ф.Ф. Сумароков-Эльстон. Слева от великого князя – княгиня З.Н. Юсупова

Владимир Михайлович Голицын (1901-1943) и его супруга Елена Петровна, рожденная графиня Шереметева

Фото из архива Голицыных. На крыльце на переднем плане Екатерина Владимировна и Дмитрий Борисович Голицыны.


В конце XVIII века вдоль дороги стали отстраиваться имения - здесь поселились 16 княжеских и 4 графских рода, в частности, Юсуповы, Шуваловы и Голицыны.

В начале XX века этот район Подмосковья не считался самым популярным и престижным для дачного отдыха, загородные усадьбы богатых москвичей строились в населенных пунктах на северо-восточном (Сокольники, Перловка) и, особенно, восточном направлении ближнего Подмосковья, например в Малаховке или Кратово, славящихся песчаными почвами и сосновыми лесами.

Н.К.Крупская и В.И.Ленин

Сталин и Надежда Аллилуева конец 20-х годов

В.В.Путин и М.С.Горбачёв


В 1918 году на Рублёво-Успенском шоссе появляется дача Иосифа Сталина. На спецобъекте «Зубалово-4» близ деревни Усово он прожил до 1932 года. По соседству поселились его сподвижники - Анастас Микоян, Феликс Дзержинский, Климент Ворошилов.

В 1930-е годы здесь были построены государственные дачи высших чиновников, а также представителей советской научной и культурной элиты; пансионаты для их отдыха и санатории для лечения (например, «Барвиха», «Горки-10»). В Жуковке поселились высшие руководители НКВД в частности, министр Николай Ежов.

Г.Вишневская и М.Ростропович

В послевоенное время район был местом проживания зарубежных дипломатов, возможно, благодаря отсутствию крупных промышленных предприятий с их вредными производствами, характерных для других районов ближнего Подмосковья.

До конца 50-х годов ХХ века въезд на Рублёво-Успенское шоссе был закрыт для любознательных - движение преграждал шлагбаум.

В постсоветское время земля в окрестностях Рублёво-Успенского шоссе, примыкающая к экологически привлекательным и лесистым берегам Москвы-реки, была быстро приватизирована звёздами шоу-бизнеса, политиками, чиновниками и индустриальными магнатами.

В 90-е годы частный дом или дача на Рублёвке стал статусным атрибутом, отличающим новую буржуазную элиту России.

В замке «Майендорф», близ деревни Подушкино с 2008 г. проводятся международные встречи глав государств и некоторые другие протокольные мероприятия с участием президента России.

C ноября 2008 года официальный сайт Президента России употребляет в отношении этого объекта название «Госрезиденция „Барвиха“».

В середине 1990-х Рублёво-Успенское шоссе стало своеобразным феноменом общественно-политической жизни России, а его название приобретает ещё один, политически-криминальный оттенок.

Жизнь на Рублёвке начала ассоциироваться с достатком, земли вдоль трассы возросли в цене и оставили позади все остальные районы ближнего Подмосковья.

Появляются выражения «рублёвская жена», «олигарх с Рублёвки». Рублёво-Успенское (также и Рублёвское) шоссе - одна из первых (и чуть ли не единственная) трасс, на которых установлено видеонаблюдение и нижняя подсветка; также известна частыми задержками движения в связи с проездом высокопоставленных лиц.

В последнее время, начиная с 2006 года, начинают говорить о кризисе рублёвских земель по причине их слишком масштабной застройки, с одной стороны, и низкой пропускной способностью трассы, с другой. Этот факт вызвал перемещение активности строительства дорогих коттеджных поселков на соседнее Новорижское шоссе.

Philip Andrukhovich Photographer

В начале второго десятилетия XXI века с вводом в строй новых торговых комплексов, сетевых супермаркетов, развитием инфраструктуры сервиса (медицинских кабинетов, парикмахерских, СПА-салонов, тренажерных залов, ресторанов, кафе, спортивных секций и т. д.), открытием частных детских учебных заведений, филиалов банков, необходимость в частых поездках у жителей Рублевки в Москву отпала.

А также Можайском шоссе . Посёлок Рублёво , по которому названо Рублёво-Успенское шоссе, в «Рублёвку» не входит.

На вопрос: «Что такое „Рублёвка“?» её обитатель, бывший замглавы администрации президента России Алексей Волин в апреле 2009 года ответил так :

На Рублёвке - самая дорогая земля в Московской области и России . Один из жилых домов, расположенных там, по версии журнала Forbes , осенью 2008 года входил в пятёрку самых дорогих усадеб мира . Но в 2009-2010 годах и в 2015 году он уже не попал .

История

По нынешнему Рублёво-Успенскому шоссе ездил на соколиную охоту царь Иван Грозный . Дорога считалась «царской», по ней совершали пешее паломничество в Саввино-Сторожевский монастырь в Звенигород первые цари династии Романовых - Михаил Федорович и Алексей Михайлович , а затем Петр Великий и Екатерина Вторая . В конце XVIII века вдоль дороги стали отстраиваться имения - здесь поселились 16 княжеских и 4 графских рода, в частности, Юсуповы , Шуваловы и Голицыны .

В послевоенное время район был местом проживания зарубежных дипломатов, возможно, благодаря отсутствию крупных промышленных предприятий с их вредными производствами, характерных для других районов ближнего Подмосковья. До конца 50-х годов ХХ века въезд на Рублёво-Успенское шоссе был закрыт для любознательных - движение преграждал шлагбаум.

В постсоветское время земля в окрестностях Рублёво-Успенского шоссе, примыкающая к экологически привлекательным и лесистым берегам Москвы-реки , была быстро приватизирована звёздами шоу-бизнеса, политиками, чиновниками, индустриальными магнатами и т. д. В 1990-е годы частный дом или дача на Рублёвке стал статусным атрибутом, отличающим новую буржуазную элиту России .

Падение Ельцина с моста

Известен примечательный случай, произошедший с Ельциным (тогда народным депутатом СССР от Москвы), условно называемый «падением с моста». 28 сентября 1989 года Ельцин, направлявшийся к другу в поселок Успенское , неожиданно появился около Успенского поста милиции, где заявил, что перед этим неизвестные затолкали его в машину «Жигули», довезли до определённого места и затем сбросили с Успенского моста. Это событие имеет множество версий и стало одним из первых событий из личной жизни политических деятелей, обсуждавшихся на заседании Верховного Совета и в печати. Согласно одной из версий, это событие - вымышленное.

1990-е годы . Феномен Рублёвки

В середине 1990-х Рублёво-Успенское шоссе стало своеобразным феноменом общественно-политической жизни России, а его название приобретает ещё один, политически-криминальный оттенок. Жизнь на Рублёвке начала ассоциироваться с достатком, земли вдоль трассы возросли в цене и оставили позади все остальные районы ближнего Подмосковья. Появляются выражения «рублёвская жена» , «олигарх с Рублёвки». Рублёво-Успенское (также и Рублёвское) шоссе - одна из первых (и чуть ли не единственная) трасс, на которых установлено видеонаблюдение и нижняя подсветка ; также известна частыми задержками движения в связи с проездом высокопоставленных лиц.

заявляла в интервью управляющий директор компании Blackwood Марина Макарова в 2005 году .

2000-е годы . Начало падения популярности

Ценовой рекорд на землю на Рублёвке был зафиксирован в 2005 году - 200 000$ за сотку в деревне Жуковка .

Перенаселенность, постоянные заторы на дорогах и недостаток школ отмечают многие из нынешних обитателей «Рублёвки» .

По данным портала «Рублёвское», на март 2008 года , автомобильные пробки на Рублёвке превратились в очевидную и ощутимую проблему. К примеру, актриса балета Анастасия Волочкова из-за выматывающих пробок, вызванными постоянными перекрытиями дорог сотрудниками ДПС из-за спецпроездов высокопоставленных чиновников, была вынуждена переехать из своего коттеджа, расположенного вблизи Рублёво-Успенского шоссе, в Москву . Музыкант Андрей Макаревич жил на Рублёвке в деревне Подушкино близ Барвихи с начала 1990-х годов , однако в 2008 году переехал в Павлово (в 14 км от МКАД по соседнему Новорижскому шоссе), мотивировав своё решение, в том числе проблемами с дорожными пробками на Рублёво-Успенском шоссе и чрезмерно плотной застройкой, спровоцированной дачным бумом :

2010-е годы . Развитие инфраструктуры.

Однако прежние проблемы остаются. Бывший руководитель аппарата правительства России Игорь Шабдурасулов в декабре 2009 года отмечал недостатки дорожной инфраструктуры и пугающий рост урбанизации :

Не решен самый важный и проблемный вопрос инфраструктуры – транспортная составляющая. О чем можно говорить, если практически ежедневно поездка от Николиной Горы до Барвихи превращается в пытку продолжительностью до полутора часов? В связи с этим какая разница, сколько и чего нового построено, если вам не суждено до этого доехать?

Другая проблема – растущая урбанизация Рублево-Успенского направления. Мало того что многоэтажные комплексы и жилые поселки продолжают расти как на дрожжах, так еще и заборы вдоль основных дорог в самом скором времени превратят движение по загородному шоссе в поездку по многокилометровому туннелю

1 июля 2012 года в рамках проекта расширения Москвы часть территории к северу от Рублёво-Успенского шоссе была передана от Одинцовского района Москве, образовав отдельную площадку Конезавод, ВТБ района Кунцево Западного административного округа , ставшую крупным эксклавом Москвы. Новая территория не включила ни одного населённого пункта, граница их аккуратно обогнула.

См. также

Напишите отзыв о статье "Рублёвка"

Примечания

  1. www.rublevka.name/images/map.jpg
  2. «Хочется видеть поля, а не заборы» Интервью Алексея Волина Алёне Антоновой allrublevka.ru/page.php?al=xochetsja_videt_polja_a_ne_zabory
  3. pda.izvestia.ru/article.html/use.article.27211_01/
  4. www.santa.su/analitic/out_of_town/240406_stoimost_zemli_na_rublevke/
  5. . РИА Новости (2 ноября 2008). Проверено 14 августа 2010. .
  6. // «Вся Рублёвка»
  7. // beliakov.net
  8. Статья Ланы Озерной «Главный рублёвский кошмар - пробки» на портале rubleskoye.ru www.rublevskoe.ru/envview/objectid/3397
  9. // Землемер. Инфо, 9 Января 2008
  10. // Экспресс газета
  11. // NEWSru.com
  12. // NEWSru.com
  13. :: РБК Недвижимость
  14. Интервью Е. Королева с И. Шабдурасуловым «Катись сюда!» в газете «На Рублевке» от 17 декабря 2009narublevke.com.ru/articles/34/
  15. Александр Жеглов. . Коммерсантъ № 97 (4152) (2 июня 2009). Проверено 14 августа 2010. .

Отрывок, характеризующий Рублёвка

– Отчего же тебе не ехать, ваше сиятельство, ехать можно, – сказал Дрон.
– Мне сказали, что опасно от неприятеля. Голубчик, я ничего не могу, ничего не понимаю, со мной никого нет. Я непременно хочу ехать ночью или завтра рано утром. – Дрон молчал. Он исподлобья взглянул на княжну Марью.
– Лошадей нет, – сказал он, – я и Яков Алпатычу говорил.
– Отчего же нет? – сказала княжна.
– Все от божьего наказания, – сказал Дрон. – Какие лошади были, под войска разобрали, а какие подохли, нынче год какой. Не то лошадей кормить, а как бы самим с голоду не помереть! И так по три дня не емши сидят. Нет ничего, разорили вконец.
Княжна Марья внимательно слушала то, что он говорил ей.
– Мужики разорены? У них хлеба нет? – спросила она.
– Голодной смертью помирают, – сказал Дрон, – не то что подводы…
– Да отчего же ты не сказал, Дронушка? Разве нельзя помочь? Я все сделаю, что могу… – Княжне Марье странно было думать, что теперь, в такую минуту, когда такое горе наполняло ее душу, могли быть люди богатые и бедные и что могли богатые не помочь бедным. Она смутно знала и слышала, что бывает господский хлеб и что его дают мужикам. Она знала тоже, что ни брат, ни отец ее не отказали бы в нужде мужикам; она только боялась ошибиться как нибудь в словах насчет этой раздачи мужикам хлеба, которым она хотела распорядиться. Она была рада тому, что ей представился предлог заботы, такой, для которой ей не совестно забыть свое горе. Она стала расспрашивать Дронушку подробности о нуждах мужиков и о том, что есть господского в Богучарове.
– Ведь у нас есть хлеб господский, братнин? – спросила она.
– Господский хлеб весь цел, – с гордостью сказал Дрон, – наш князь не приказывал продавать.
– Выдай его мужикам, выдай все, что им нужно: я тебе именем брата разрешаю, – сказала княжна Марья.
Дрон ничего не ответил и глубоко вздохнул.
– Ты раздай им этот хлеб, ежели его довольно будет для них. Все раздай. Я тебе приказываю именем брата, и скажи им: что, что наше, то и ихнее. Мы ничего не пожалеем для них. Так ты скажи.
Дрон пристально смотрел на княжну, в то время как она говорила.
– Уволь ты меня, матушка, ради бога, вели от меня ключи принять, – сказал он. – Служил двадцать три года, худого не делал; уволь, ради бога.
Княжна Марья не понимала, чего он хотел от нее и от чего он просил уволить себя. Она отвечала ему, что она никогда не сомневалась в его преданности и что она все готова сделать для него и для мужиков.

Через час после этого Дуняша пришла к княжне с известием, что пришел Дрон и все мужики, по приказанию княжны, собрались у амбара, желая переговорить с госпожою.
– Да я никогда не звала их, – сказала княжна Марья, – я только сказала Дронушке, чтобы раздать им хлеба.
– Только ради бога, княжна матушка, прикажите их прогнать и не ходите к ним. Все обман один, – говорила Дуняша, – а Яков Алпатыч приедут, и поедем… и вы не извольте…
– Какой же обман? – удивленно спросила княжна
– Да уж я знаю, только послушайте меня, ради бога. Вот и няню хоть спросите. Говорят, не согласны уезжать по вашему приказанию.
– Ты что нибудь не то говоришь. Да я никогда не приказывала уезжать… – сказала княжна Марья. – Позови Дронушку.
Пришедший Дрон подтвердил слова Дуняши: мужики пришли по приказанию княжны.
– Да я никогда не звала их, – сказала княжна. – Ты, верно, не так передал им. Я только сказала, чтобы ты им отдал хлеб.
Дрон, не отвечая, вздохнул.
– Если прикажете, они уйдут, – сказал он.
– Нет, нет, я пойду к ним, – сказала княжна Марья
Несмотря на отговариванье Дуняши и няни, княжна Марья вышла на крыльцо. Дрон, Дуняша, няня и Михаил Иваныч шли за нею. «Они, вероятно, думают, что я предлагаю им хлеб с тем, чтобы они остались на своих местах, и сама уеду, бросив их на произвол французов, – думала княжна Марья. – Я им буду обещать месячину в подмосковной, квартиры; я уверена, что Andre еще больше бы сделав на моем месте», – думала она, подходя в сумерках к толпе, стоявшей на выгоне у амбара.
Толпа, скучиваясь, зашевелилась, и быстро снялись шляпы. Княжна Марья, опустив глаза и путаясь ногами в платье, близко подошла к ним. Столько разнообразных старых и молодых глаз было устремлено на нее и столько было разных лиц, что княжна Марья не видала ни одного лица и, чувствуя необходимость говорить вдруг со всеми, не знала, как быть. Но опять сознание того, что она – представительница отца и брата, придало ей силы, и она смело начала свою речь.
– Я очень рада, что вы пришли, – начала княжна Марья, не поднимая глаз и чувствуя, как быстро и сильно билось ее сердце. – Мне Дронушка сказал, что вас разорила война. Это наше общее горе, и я ничего не пожалею, чтобы помочь вам. Я сама еду, потому что уже опасно здесь и неприятель близко… потому что… Я вам отдаю все, мои друзья, и прошу вас взять все, весь хлеб наш, чтобы у вас не было нужды. А ежели вам сказали, что я отдаю вам хлеб с тем, чтобы вы остались здесь, то это неправда. Я, напротив, прошу вас уезжать со всем вашим имуществом в нашу подмосковную, и там я беру на себя и обещаю вам, что вы не будете нуждаться. Вам дадут и домы и хлеба. – Княжна остановилась. В толпе только слышались вздохи.
– Я не от себя делаю это, – продолжала княжна, – я это делаю именем покойного отца, который был вам хорошим барином, и за брата, и его сына.
Она опять остановилась. Никто не прерывал ее молчания.
– Горе наше общее, и будем делить всё пополам. Все, что мое, то ваше, – сказала она, оглядывая лица, стоявшие перед нею.
Все глаза смотрели на нее с одинаковым выражением, значения которого она не могла понять. Было ли это любопытство, преданность, благодарность, или испуг и недоверие, но выражение на всех лицах было одинаковое.
– Много довольны вашей милостью, только нам брать господский хлеб не приходится, – сказал голос сзади.
– Да отчего же? – сказала княжна.
Никто не ответил, и княжна Марья, оглядываясь по толпе, замечала, что теперь все глаза, с которыми она встречалась, тотчас же опускались.
– Отчего же вы не хотите? – спросила она опять.
Никто не отвечал.
Княжне Марье становилось тяжело от этого молчанья; она старалась уловить чей нибудь взгляд.
– Отчего вы не говорите? – обратилась княжна к старому старику, который, облокотившись на палку, стоял перед ней. – Скажи, ежели ты думаешь, что еще что нибудь нужно. Я все сделаю, – сказала она, уловив его взгляд. Но он, как бы рассердившись за это, опустил совсем голову и проговорил:
– Чего соглашаться то, не нужно нам хлеба.
– Что ж, нам все бросить то? Не согласны. Не согласны… Нет нашего согласия. Мы тебя жалеем, а нашего согласия нет. Поезжай сама, одна… – раздалось в толпе с разных сторон. И опять на всех лицах этой толпы показалось одно и то же выражение, и теперь это было уже наверное не выражение любопытства и благодарности, а выражение озлобленной решительности.
– Да вы не поняли, верно, – с грустной улыбкой сказала княжна Марья. – Отчего вы не хотите ехать? Я обещаю поселить вас, кормить. А здесь неприятель разорит вас…
Но голос ее заглушали голоса толпы.
– Нет нашего согласия, пускай разоряет! Не берем твоего хлеба, нет согласия нашего!
Княжна Марья старалась уловить опять чей нибудь взгляд из толпы, но ни один взгляд не был устремлен на нее; глаза, очевидно, избегали ее. Ей стало странно и неловко.
– Вишь, научила ловко, за ней в крепость иди! Дома разори да в кабалу и ступай. Как же! Я хлеб, мол, отдам! – слышались голоса в толпе.
Княжна Марья, опустив голову, вышла из круга и пошла в дом. Повторив Дрону приказание о том, чтобы завтра были лошади для отъезда, она ушла в свою комнату и осталась одна с своими мыслями.

Долго эту ночь княжна Марья сидела у открытого окна в своей комнате, прислушиваясь к звукам говора мужиков, доносившегося с деревни, но она не думала о них. Она чувствовала, что, сколько бы она ни думала о них, она не могла бы понять их. Она думала все об одном – о своем горе, которое теперь, после перерыва, произведенного заботами о настоящем, уже сделалось для нее прошедшим. Она теперь уже могла вспоминать, могла плакать и могла молиться. С заходом солнца ветер затих. Ночь была тихая и свежая. В двенадцатом часу голоса стали затихать, пропел петух, из за лип стала выходить полная луна, поднялся свежий, белый туман роса, и над деревней и над домом воцарилась тишина.
Одна за другой представлялись ей картины близкого прошедшего – болезни и последних минут отца. И с грустной радостью она теперь останавливалась на этих образах, отгоняя от себя с ужасом только одно последнее представление его смерти, которое – она чувствовала – она была не в силах созерцать даже в своем воображении в этот тихий и таинственный час ночи. И картины эти представлялись ей с такой ясностью и с такими подробностями, что они казались ей то действительностью, то прошедшим, то будущим.
То ей живо представлялась та минута, когда с ним сделался удар и его из сада в Лысых Горах волокли под руки и он бормотал что то бессильным языком, дергал седыми бровями и беспокойно и робко смотрел на нее.
«Он и тогда хотел сказать мне то, что он сказал мне в день своей смерти, – думала она. – Он всегда думал то, что он сказал мне». И вот ей со всеми подробностями вспомнилась та ночь в Лысых Горах накануне сделавшегося с ним удара, когда княжна Марья, предчувствуя беду, против его воли осталась с ним. Она не спала и ночью на цыпочках сошла вниз и, подойдя к двери в цветочную, в которой в эту ночь ночевал ее отец, прислушалась к его голосу. Он измученным, усталым голосом говорил что то с Тихоном. Ему, видно, хотелось поговорить. «И отчего он не позвал меня? Отчего он не позволил быть мне тут на месте Тихона? – думала тогда и теперь княжна Марья. – Уж он не выскажет никогда никому теперь всего того, что было в его душе. Уж никогда не вернется для него и для меня эта минута, когда бы он говорил все, что ему хотелось высказать, а я, а не Тихон, слушала бы и понимала его. Отчего я не вошла тогда в комнату? – думала она. – Может быть, он тогда же бы сказал мне то, что он сказал в день смерти. Он и тогда в разговоре с Тихоном два раза спросил про меня. Ему хотелось меня видеть, а я стояла тут, за дверью. Ему было грустно, тяжело говорить с Тихоном, который не понимал его. Помню, как он заговорил с ним про Лизу, как живую, – он забыл, что она умерла, и Тихон напомнил ему, что ее уже нет, и он закричал: „Дурак“. Ему тяжело было. Я слышала из за двери, как он, кряхтя, лег на кровать и громко прокричал: „Бог мой!Отчего я не взошла тогда? Что ж бы он сделал мне? Что бы я потеряла? А может быть, тогда же он утешился бы, он сказал бы мне это слово“. И княжна Марья вслух произнесла то ласковое слово, которое он сказал ей в день смерти. «Ду ше нь ка! – повторила княжна Марья это слово и зарыдала облегчающими душу слезами. Она видела теперь перед собою его лицо. И не то лицо, которое она знала с тех пор, как себя помнила, и которое она всегда видела издалека; а то лицо – робкое и слабое, которое она в последний день, пригибаясь к его рту, чтобы слышать то, что он говорил, в первый раз рассмотрела вблизи со всеми его морщинами и подробностями.
«Душенька», – повторила она.
«Что он думал, когда сказал это слово? Что он думает теперь? – вдруг пришел ей вопрос, и в ответ на это она увидала его перед собой с тем выражением лица, которое у него было в гробу на обвязанном белым платком лице. И тот ужас, который охватил ее тогда, когда она прикоснулась к нему и убедилась, что это не только не был он, но что то таинственное и отталкивающее, охватил ее и теперь. Она хотела думать о другом, хотела молиться и ничего не могла сделать. Она большими открытыми глазами смотрела на лунный свет и тени, всякую секунду ждала увидеть его мертвое лицо и чувствовала, что тишина, стоявшая над домом и в доме, заковывала ее.
– Дуняша! – прошептала она. – Дуняша! – вскрикнула она диким голосом и, вырвавшись из тишины, побежала к девичьей, навстречу бегущим к ней няне и девушкам.

17 го августа Ростов и Ильин, сопутствуемые только что вернувшимся из плена Лаврушкой и вестовым гусаром, из своей стоянки Янково, в пятнадцати верстах от Богучарова, поехали кататься верхами – попробовать новую, купленную Ильиным лошадь и разузнать, нет ли в деревнях сена.
Богучарово находилось последние три дня между двумя неприятельскими армиями, так что так же легко мог зайти туда русский арьергард, как и французский авангард, и потому Ростов, как заботливый эскадронный командир, желал прежде французов воспользоваться тем провиантом, который оставался в Богучарове.
Ростов и Ильин были в самом веселом расположении духа. Дорогой в Богучарово, в княжеское именье с усадьбой, где они надеялись найти большую дворню и хорошеньких девушек, они то расспрашивали Лаврушку о Наполеоне и смеялись его рассказам, то перегонялись, пробуя лошадь Ильина.
Ростов и не знал и не думал, что эта деревня, в которую он ехал, была именье того самого Болконского, который был женихом его сестры.
Ростов с Ильиным в последний раз выпустили на перегонку лошадей в изволок перед Богучаровым, и Ростов, перегнавший Ильина, первый вскакал в улицу деревни Богучарова.
– Ты вперед взял, – говорил раскрасневшийся Ильин.
– Да, всё вперед, и на лугу вперед, и тут, – отвечал Ростов, поглаживая рукой своего взмылившегося донца.
– А я на французской, ваше сиятельство, – сзади говорил Лаврушка, называя французской свою упряжную клячу, – перегнал бы, да только срамить не хотел.
Они шагом подъехали к амбару, у которого стояла большая толпа мужиков.
Некоторые мужики сняли шапки, некоторые, не снимая шапок, смотрели на подъехавших. Два старые длинные мужика, с сморщенными лицами и редкими бородами, вышли из кабака и с улыбками, качаясь и распевая какую то нескладную песню, подошли к офицерам.
– Молодцы! – сказал, смеясь, Ростов. – Что, сено есть?
– И одинакие какие… – сказал Ильин.
– Развесе…oo…ооо…лая бесе… бесе… – распевали мужики с счастливыми улыбками.
Один мужик вышел из толпы и подошел к Ростову.
– Вы из каких будете? – спросил он.
– Французы, – отвечал, смеючись, Ильин. – Вот и Наполеон сам, – сказал он, указывая на Лаврушку.
– Стало быть, русские будете? – переспросил мужик.
– А много вашей силы тут? – спросил другой небольшой мужик, подходя к ним.
– Много, много, – отвечал Ростов. – Да вы что ж собрались тут? – прибавил он. – Праздник, что ль?
– Старички собрались, по мирскому делу, – отвечал мужик, отходя от него.
В это время по дороге от барского дома показались две женщины и человек в белой шляпе, шедшие к офицерам.

Это статья о местности в Подмосковье. О Рублёвском шоссе см. Рублёвское шоссе. Рублёвка - неофициальное название местности к западу от Москвы вдоль Рублёво-Успенского, Подушкинского, 1-го и 2-го Успенских шоссе, включающей часть территории Одинцовского района Московской области, застроенной дачами бывшей советской элиты, фешенебельными коттеджными посёлками и резиденциями высших должностных лиц государства. Административно-территориальной единицы «Рублёвка» не существует, однако термин, относящийся к данной местности, широко применяется в быту, в СМИ, в кинематографе, в художественной литературе и работниками агентств недвижимости. При этом к «Рублёвке» с начала XXI века всё чаще приписывают населённые пункты, которые ранее с ней никогда не ассоциировались: на «карте Рублёвки», размещённой на информационном портале «Рублёвка. Name» её границы простираются далеко за пределы Рублёво-Успенского шоссе и Одинцовского района, где указываются новые коттеджные посёлки, построенные близ ЦКАД и Звенигорода, в соседнем Красногорском районе, на Ильинском, а также Можайском шоссе. Посёлок Рублёво, по которому названо Рублёво-Успенское шоссе, в «Рублёвку» не входит. На вопрос: «Что такое „Рублёвка“?» её обитатель, бывший замглавы администрации президента России Алексей Волин в апреле 2009 года ответил так: На Рублёвке - самая дорогая земля в Московской области и России. Один из жилых домов, расположенных там, по версии журнала Forbes, осенью 2008 года входил в пятёрку самых дорогих усадеб мира. Но в 2009-2010 годах и в 2015 году он уже не попал.

По нынешнему Рублёво-Успенскому шоссе ездил на соколиную охоту царь Иван Грозный. Дорога считалась «царской», по ней совершали пешее паломничество в Саввино-Сторожевский монастырь в Звенигород первые цари династии Романовых - Михаил Федорович и Алексей Михайлович, а затем Петр Великий и Екатерина Вторая. В конце XVIII века вдоль дороги стали отстраиваться имения - здесь поселились 16 княжеских и 4 графских рода, в частности, Юсуповы, Шуваловы и Голицыны. В начале XX века этот район Подмосковья не считался самым популярным и престижным для дачного отдыха, загородные усадьбы богатых москвичей строились в населенных пунктах на северо-восточном (Сокольники, Перловка) и восточном направлении ближнего Подмосковья. В 1918 году на Рублёво-Успенском шоссе появляется дача Иосифа Сталина. На спецобъекте «Зубалово-4» близ деревни Усово он прожил до 1932 года. По соседству поселились его сподвижники - Анастас Микоян, Феликс Дзержинский, Климент Ворошилов. В 1930-е годы здесь были построены государственные дачи высших чиновников, а также представителей советской научной и культурной элиты; пансионаты для их отдыха и санатории для лечения (например, «Барвиха», «Горки-10»). В Жуковке поселились высшие руководители НКВД в частности, министр Николай Ежов. В послевоенное время район был местом проживания зарубежных дипломатов, возможно, благодаря отсутствию крупных промышленных предприятий с их вредными производствами, характерных…