«Вечный город» и его жители. Вечный город и его жители Вечный город и его жители урок

Разделы: История и обществознание

Класс: 5

Цели урока:

  • Сформировать представление об облике Древнего Рима, вошедшего в историю мировой культуры, способствовать знакомству с бытом и образом жизни различных слоев римлян.
  • Закрепить умения усваивать новый материал в ходе игровой деятельности; классифицировать информацию; развивать умение решать творческие задачи – составлять рассказ по рисунку; развивать умение делать выводы по изученному материалу.
  • Способствовать формированию уважительного отношения к людям другой культуры и образа жизни, готовности вести с ними диалог и достигать взаимопонимания.

Учебно-методическое обеспечение урока:

  • Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая; под ред. А.А. Искендерова. – М.: Просвещение, 2012.
  • Презентация “Вечный город и его жители”. (Приложение 1).

План урока

I. Этап актуализации знаний и мотивации познавательной деятельности.

Учитель приветствует учеников и сообщает тему урока. (Слайд 1)

Учитель : тема нашего урока “Вечный город и его жители”, запишем ее.

  • Какой город и почему назван “вечным”?
  • Какое отношение римлян отражает это название?

Ученики догадываются, что речь пойдет о Риме. Объясняют, что римляне верили в вечное существование Рима, любили, восхищались и почитали свой город.

Учитель : сегодня мы, действительно, поговорим о самом городе Риме. Что нам важно и интересно узнать о нем? Каковы цели урока?

Ученики формулируют цели урока. Учитель их корректирует. (Слайд 2)

Учитель : нас ждет интересное путешествие в город Рим. Давайте подготовимся к нему, вспомнив некоторые важные вещи о Риме.

Учитель задает вопросы, ученики отвечают. (Слайд 3)

  1. На каком полуострове и на берегах какой реки расположен Рим?
  2. Кто и когда основал Рим?
  3. На скольких холмах расположен город? Назовите главные холмы.
  4. Кого в римском государстве называли колонами?
  5. Кого в римском государстве называли “рабы с хижинами”?Почему их труд стал применяться вместо труда рабов?
  6. Кого и почему римляне считали лучшим из императоров?

Учитель : итак, мы готовы познакомиться с Римом II века нашей эры!

II. Изучение нового материала

Достопримечательности Рима (Слайд 4)

Учитель : римляне не зря гордились своим городом: большой (свыше миллиона жителей), он был наполнен достопримечательностями. Римские постройки трудно спутать со знакомой вам архитектурой других стран Древнего мира. Поэтому с помощью знаний, полученных в течение этого года, я предлагаю вам самим определить, какие сооружения находятся в Риме. Поиграем в “угадай-ку”: я покажу вам ряд построек. Если вы знаете или предполагаете, что на слайде римская постройка, поднимайте руки.

Ученики смотрят слайды, определяют римские постройки. (Слайды 5- 16)

Учитель : итак, какие достопримечательности Рима мы с вами увидели? Называем и записываем их все вместе.

Ученики : триумфальная арка, колонна Траяна, Колизей, Пантеон, статуя императора Марка Аврелия, Большой цирк, акведук. (Слайд 17)

Учитель : давайте познакомимся с этими памятниками культура поближе.

Пантеон.

Учитель : название “Пантеон” означает “храм всех богов”. (Слайд 18)

На чьи храмы он похож?

Ученики : Пантеон похож на древнегреческие храмы.

Учитель : действительно, римляне заимствовали архитектурные традиции Греции.

Что нового в облике Пантеона?

Ученики : новая деталь - крыша в форме полушария.

Учитель объясняет, ученики записывают, что крыша в форме полушария – это купол.

Диаметр купола Пантеона более 43 метров!

Изобретение какого материала позволило римлянам построить такой большой купол?

Ученики :изобретение бетона.

Учитель : вошедшего в храм поражает роскошная отделка огромного зала и невероятное освещение. Свет льется из расположенного в центре купола девятиметрового отверстия – так называемое “око Пантеона”. (Слайд 19)

Колизей. (Слайд 20)

Учитель : как называется здание такой формы?

Ученики : амфитеатр.

Учитель : для чего он построен? Чем впечатляет?

Впечатляют его огромные размеры, вмещает около 50 тыс. зрителей; рассматриваем макет здания.

Большой цирк. (Слайд 21)

Учитель : Большой цирк - это ипподром. Вспомните, для чего нужен ипподром?

Ученики : для конских бегов.

Учитель : конские бега- одно из любимых развлечений римлян.

Триумфальная арка. Колонна Траяна. (Слайд 22)

Учитель : в честь чего римляне строили такие сооружения?

Ученики : триумфальные арки и колонны римляне строили в честь своих побед, для триумфальных шествий полководцев.

Учитель : в честь чего возведена колонна Траяна?

Ученики : колонна Траяна построена в честь победы императора Траяна над даками и украшена рельефом о войне с ними.

Статуя Марка Аврелия. (Слайд 23)

Учитель : помните ли вы у греков конные статуи?

Ученики дают отрицательный ответ.

Учитель : конные статуи - это новшество римской скульптуры.

Акведук. (Слайд 24)

Учитель : вспомните, что это за сооружение?

Ученики : сооружение для подачи воды.

Учитель : итак, почему же Древний Рим у его гражданвызывалгордость и восхищение?

Ученики : Рим восхищал своей красотой, величественными сооружениями.

Учитель : мы с вами теперь неплохо знаем Древний Рим. Давайте поможем приезжему с далекой Сицилии. Он совсем растерялся в большом городе и не знает,что интересного можно увидеть в Риме. Дайте ему советы, куда в Риме стоит сходить и что там можно увидеть.

Ученики советуют:

  • Сходи в Колизей, чтобы увидеть гладиаторские бои.
  • Сходи в Большой цирк, чтобы увидеть конские бега.
  • Сходи в Пантеон, чтобы помолиться всем богам и полюбоваться огромным куполом.
  • Сходи на Форум к колонне Траяна, чтобы полюбоваться на рельеф, изображающий покорение даков.
  • Сходи к Триумфальной арке, чтобы увидеть торжественное шествие полководца-победителя.

Учитель : как вы думаете, зачем приезжему стоит сходить к императорскому дворцу?

Ученики высказывают предположения: полюбоваться красотой дворца, подать жалобу, попросить выгодную должность.

Учитель : чем же привлекал Рим тысячи жителей Италии?

Ученики : город привлекал множество людей своими достопримечательностями, возможностям по службе, разнообразными развлечениями.

1. Как жили богатые и бедные римляне (Слайд 26).

Учитель : в Риме жили люди разного достатка: богатые и бедные. Ученые изучили и сделали описания их жилищ, но вот беда: характеристики жилищ перепутались. Давайте восстановим, как выглядели дома богатых и бедных римлян. Разложите карточки в два столбика: слева те, что описывают дома богатых людей, справа - бедных. Для выполнения задания можно заглядывать в учебник (с. 279-282, п.2-3).

Ученики работают с раздаточными материалом (карточками на каждой парте), выделяют две группы характеристик.

Жилище богатого римлянина: расположено на холме, атрий–парадное помещение с отверстием в центре крыши и бассейном под ним; дворик-сад, много цветов; портики; фонтаны; отдельные помещения для рабов; несколько спален; несколько столовых; кабинет хозяина; печное отопление.

2. Жилище небогатого римлянина:

Пяти-шестиэтажный дом (инсула); расположено в низине; каморка под черепичной крышей; нет кухни; обогрев с помощью жаровен с древесным углем; помои выливаются из окон; нет водопровода; окна без стекол закрываются ставнями; нет деревьев и цветников; еда готовится на жаровне.

Учитель проводит проверку задания.

Ученики читают ответы. (Слайд 27)

Учитель просит поднять руки тех, у кого нет ошибок.

Учитель просит записать определения новых слов, которые встретились при выполнении задания. (Слайд 28)

  • Атрий – парадное помещение с отверстием в крыше и бассейном под ним.
  • Инсула – многоэтажный жилой дом в Древнем Риме.

Учитель : сравните и сделайте вывод, как жили богатые и бедные римляне. (Слайд 29)

Ученики : богатые римляне жили в благоустроенном роскошном доме, а бедняки – в многоэтажных, тесных домах, лишенных элементарных удобств.

Физкультминутка. (Слайд 30)

Руки перед собой, вращение кистями.
Руки в замке перед собой.
Руки перед собой и вверх, потянулись.
Наклоны с поднятой и согнутой рукой над головой влево, вправо.
Руки на поясе, повороты.

3. Как отдыхали римляне (Слайд 31)

Учитель : как римляне проводили свободное время? О каких развлечениях римлян вы знаете?

Ученики вспоминают гладиаторские бои, конские бега. (Слайд 31)

Учитель показывает рисунок и фотографии терм и просит подумать, зачем римляне приходили сюда. (Слайд 32)

Учитель : термы – это римские бани. В Риме было около тысячи общественных бань. После изнуряющей дневной жары сходить в термы было и необходимостью и удовольствием. Самыми роскошными были императорские бани. Таким образом, свободное время римляне проводили и в термах.

Учитель : наш учебник может показать нам только картины прошлого, но в наших силах “оживить” эти картины. Предлагаю одной часть класса “оживить” рисунок в учебнике “В императорских термах” (с.282), другой части класса – рисунок “Большой цирк в Риме” (с.283). Представьте, что вы пошли в термы или Большой цирк, расскажите, что вы там увидите, что будете делать, кого встретите, опишите внешний вид здания. Для уточнения, можно заглянуть в учебник (п.4 или п.5,второй абзац). (Слайд 33)

Ученики составляют рассказы по рисункам и выступают с ними. Другие их дополняют. (Слайды 34-35)

Учитель : если бы вы оказались в термах или на скачках, о чем бы вы поговорили с римлянами? Могли бы вы подружиться с кем-нибудь из них?

Ученики предполагают, о чем бы они поговорили с римлянами и осознают, что готовы с ними подружиться.

Учитель : итак, где же римляне проводили свободное время?

Ученики : римляне проводили свободное время в термах, на скачки колесниц, на гладиаторских боях.

Учитель : о каких человеческих качествах может свидетельствовать увлечение римлян гладиаторскими боями и состязаниями колесниц?

Ученики : римляне проявляли жесткость, презрение к человеческой жизни, грубые вкусы, азартность.

Учитель : римские императоры считали необходимым устраивать бесплатные зрелища и раздавать бесплатный хлеб римской бедноте (“хлеба и зрелищ”). Как вы думаете, почему императоры это делали? (Слайд 36)

Ученики : чтобы задобрить народ, чтобы он поддерживал императора, чтобы не было восстаний.

Учитель : как вы думаете, почему беднота ждала бесплатного хлеба от императора, а не зарабатывал его сама?

Ученики высказывают предположения, учитель по необходимости их поправляет: во-первых, в Риме было трудно найти работу. Во-вторых, беднота не стремилась работать, потому что труд считался уделом рабов и римляне относились к труду с презрением. Так рабство облегчало жизнь римлян, но портило их нравы.

III. Заключительный этап

Учитель : итак, мы сегодня немало узнали о Древнем Риме и его жителях. Сделайте вывод о том, каким был Древний Рим, подберите эпитеты. (Слайд 37)

Ученики : Древний Рим - красивый, величественный, потрясающий, шумный, полный развлечений, разноликий город.

Закрепление

Учитель : давайте проверим свои знания. Скажите, верны ли следующие суждения:

  1. Рим был одним из красивейших городов древности (да).
  2. Римляне любили смотреть гладиаторские бои в Пантеоне (нет).
  3. Колизей – самый большой амфитеатр Древнего мира (да).
  4. Римляне ходили в Большой цирк смотреть на конские бега (да).
  5. Богатые римляне жили в многоэтажных домах-инсулах (нет).
  6. В каморках бедняков не было кухни, печи и водопровода (да).
  7. Термы – это римский театр (нет).
  8. Римская беднота требовала от императора “хлеба и зрелищ” (да).

Рефлексия. Подведение итогов урока.

Учитель задает вопросы, ученики отвечают:

  • Что интересного вы для себя узнали?
  • Что важного вы узнали на уроке?
  • Кто из вас доволен своей работой на уроке?

Учитель благодарит учеников за работу и сообщает домашнее задание:

  • пересказывать п. 58;
  • подготовить письменное сообщение об одной из достопримечательностей Рима. (Слайд 38)

По левому берегу Тибра жило племя латинов. В одном из их городов правил царь Нумитор. У него был младший брат Амулий. Он отнял у Нумитора власть, а дочь царя Рею Сильвию насильно сделал весталкой - жрицей богини огня и домашнего очага Весты. Теперь девушка должна жить в храме Весты и подбрасывать дрова в очаг богини Весты. Ей запрещалось выходить замуж и иметь детей. Но Рея Сильвия через год родила двух мальчиков близнецов. Она клялась, что это дети бога войны Марса.

Узнав об этом, Амулий приказал утопить детей и запереть Рею Сильвию в темнице. Слуги бросили корзину с братьями в Тибр, и ушли, но корзина зацепилась за ветку дерева и не утонула. На крик детей прибежала волчица. Она накормила детей своим молоком, а вскоре их нашел пастух и забрал к себе домой.

Детям дали имена Ромул и Рем, воспитали их. Дети росли пастухами и охотниками. Узнав о тайне своего рождения, они решили отомстить. Они, вооружившись, пришли в дом Амулия и убили его. А власть вернули обратно Нумитору. В тех местах, где их нашла волчица, они решили основать город.

Братья поссорились. Рем выбрал для города один из холмов, а Ронол - другой. Когда Ромул строил стену города, Рем насмехался над этим и Ромул ударил Рема, Удар оказался смертельным. Ромул основал город и назвал его в честь своего имени Рим. Ромул стал первым царём Рима.

Город на холмах и его обитатели

Римляне верили в легенду о братьях-близнецах и гордились тем, что основателем их города был сын бога войны Марса. Но есть и другое предположение возникновения города Рима. На холмах Тибра недалеко от моря жило несколько поселений. Они постепенно объединялись, строили общие укрепления и выбирали общих правителей. Так из этих поселений на Палатинском, Капитолийском и других холмах возник город Рим.

Древние римляне жили в круглых хижинах, стены которых были сделаны из ивовых прутьев и сверху обмазаны глиной. Подле хижин находились сад и огород, а за пределами города были поля и пастбища.

Римляне выращивали ячмень и пшеницу, виноград и лён. Они разводили рогатый скот, свиней, коней и ослов. Занимались кузнечным делом, ткачеством, изготовлением глиняной посуды.

Воюя с другими латинскими городами, угоняли у соседей скот, захватывали оружие и рабов, а главное - пастбища и пашни.

Архитектура « Вечного города» и его жители

Тысячи жителей Италии и провинции стремятся попасть в Рим. Одни приезжали по торговым делам, другие хотели получить выгодную должность на службе у императора. Всех привлекали гладиаторские игры, гонки колесниц, триумфы и всевозможные праздники. Город украшали дворцы на Палатинском холме, статуи богов и императоров, храмы и портики, многочисленные фонтаны. Триумфальные арки и колонны напоминали о победах властителей Рима.

Размерами и красотой выделялся огромный амфитеатр Колизей, вмещавший около 50 тысяч зрителей. Другой достопримечательностью Рима был Пантеон (храм всех богов). Пантеон увенчан куполом, похожим на половину шара. Внутри храма сделан огромный зал. В центре купола находится отверстие, через которое льётся свет. Пантеон выстроен из кирпича и бетона, внутри он облицован мрамором коричневато-золотистых тонов.

Внутренний вид Пантеона

Особняки на городских холмах.

Богатейшие римляне жили в собственных домах-особняках, которые располагались на холмах, где воздух был здоровее и чище. В главном помещении дома не было окон, четыре колонны поддерживали перекрытие. В нем был сквозной четырёхугольный проём, под которым располагался бассейн, куда попадала дождевая вода. В этом помещении хозяин дома принимал посетителей, пришедших по делам. И только близких друзей он приглашал пройти внутрь дома, например в дворик-сад, окруженный портиками. В саду благоухали цветы, били фонтаны. В особняке было несколько спален и столовых, кабинет хозяина, помещение для рабов.

Многоэтажные дома в низинах между холмами.

Большинство римлян не могли обзавестись собственным домом. Они снимали жильё в пяти-шестиэтажных домах, принадлежавшим богачам и дававших их владельцам изрядный доход. В таком доме нижние этажи сдавались под лавки и харчевники, а в верхних - комнаты и квартиры. Бедняки ютились в каморках под черепицей крыши.

Человеку, плохо знающему город, нелегко разыскать нужную улицу или дом. На улицах не было табличек с их названием, на домах - номеров. Ошибиться адресом, принять один многоэтажный дом за другой ничего не стоило: все эти дома были уныло однообразными, а улицы, на которых они находились, - грязными и узкими. Из-за тесноты не оставалось места для деревьев и цветников. Прохожих подстерегали опасности: из окон летела битая посуда, всякие отбросы, лились помои.

Жизнь в многоэтажных домах была полна неудобств. Печей не было. В сырые и холодные дни жильцы обогревались жаровнями, куда насыпали древесный уголь. Не было в домах и настоящих кухонь: пищу готовили так же на жаровнях. Бедняки часто ели всухомятку или на ходу, покупая горячую еду и кружку дешевого вина у уличных разносчиков.

Окна в домах не имели стёкол и в непогоду закрывались ставнями. Тогда даже днём приходилось зажигать светильник. Вода в квартиры не подавалась, её брали в городских фонтанах и тащили по крутым лестницам наверх. Грязь и зловоние сопровождали римлян, живших в многоэтажных домах.

Многоэтажные дома в Риме

Проведя день в духоте тесных улиц под знойным южным солнцем, римляне испытывали потребность вымыться с головы до ног. Ежедневно они посещали термы - так назывались бани. Всего в Риме было около тысячи бань, входная плата в них была мала. Саамы большие и роскошные обделанные термы строились по повелению императоров. Эти термы, богато украшенные статуями, мозаиками и настенными росписями, располагались в тенистых парках. Перед купанием на площадках для спортивных упражнений желающие играли в мяч, состязались в беге, борьбе и поднятии тяжестей. Набегавшись, покрытые пылью и потом, они шли мыться. Но прежде в удобных раздевалках отдавали сторожу одежду на хранение. Затем переходили в помещение с теплой водой, парилку или окунались в бассейн под открытым небом. Термы предназначались на только для купаний. При них находились библиотеки и залы для занятий. Здесь можно было встретиться с друзьями, узнать последние новости и сплетни, сделать модную прическу, вкусно поесть.

Римская поэзия и философско-политическая мысль.

В Риме много людей занимались философией.

Быт богачей и бедняков в Риме

Рим в императорский период был украшен великолепными форумами, общественными зданиями - театрами, термами, амфитеатрами. Роскошные императорские дворцы и дома римской знати, портики и базилики составляли стройные архитектурные ансамбли, украшенные скульптурами и рельефами. Гораций с горечью писал об исчезновении былой простоты и скромности, присущий ранее древним римлянам. Однако бедное население Рима жило в наемных помещениях, четырехэтажных или пятиэтажных инсулах, ветхих, обваливавшихся и часто подвергавшихся пожару. Ювенал дал зарисовки жизни бедняков, постоянно терпящих унижение, страдания от дороговизны жизни в столице мира.

О сельском хозяйстве в Риме

Луций Юний Модерат Колумелла, уроженец Испании, долго жил в Италии и хорошо знал особенности развития италийского сельского хозяйства, занятие которым он считал наиболее почётным для римского гражданина. Колумелла написал тракт «О сельском хозяйстве». В нём он отметил отрицательные последствия расширения своих владений римскими землевладельцами - плохую обработку почвы, отказ от культивирования высших сортов винограда, оливковых деревьев, низкое качество труда рабов.

Единственный чистый и благородный способ увеличить своё состояние - сельское хозяйство… Теперь мы пренебрегаем самостоятельным ведением хозяйства у себя в имениях и не придаём никакого значения тому, чтобы поставить виликом (управляющим) человека опытного, а если уж несведущего, то очень энергичного, который скоро ознакомится с тем, что ему не известно… В приобретении земель, как и во всяком деле, должна быть тоже мера. Иметь в своём владении следует столько, сколько нужно, чтобы производить впечатление людей, которые купили землю для того, чтобы стать её господами, а не взваливать бремя на себя самих и вырывать у других возможность пользоваться этой землёй. Так делают обычно вельможи, владеющие целыми странами, которых они не могут даже обойти и которые оставляют на вытаптывание стадам и опустошение диким зверям или держат там обязанных им граждан и рабов-колодников.

Когда все, таким образом, устроено, требуется, чтобы господин проявлял наибольшую заботу обо всём, и особенно о людях. Последние или колоны, или рабы, свободные т оков, или закованные.

В отдельных имениях, куда владельцу трудно наведываться, все категории земли будут в лучшем состоянии, если обрабатывают её свободные колоны, чем вилики-рабы, особенно же хлебные поля, которые гораздо меньше, чем виноградники и деревья, деградируют от хозяйничья колонов и наиболее терпят ущерб от рабов, которые сдают на сторону быков, рабы плохо пасут их и прочий скот, не переворачивают тщательно землю, указывают гораздо больший расход зерна, чем они дали хорошие всходы; количество зерна, собранного на ток для молотьбы, они ежедневно уменьшают плутовством или небрежностью, так как сами его крадут, и от других воров не охраняют.

Христианство

Христианство - одна из мировых религий, центральным образом которой является Иисус Христос (греч. Chistus - помазанник), согласно христианскому вероучению основатель религии, богочеловек, во искупление грехов человеческих принявший смерть на кресте, затем воскресший и вознёсшийся на небо. Имя Христа дало название религии. В настоящее время предполагается, что за образом Иисуса Христа стояла реальная историческая личность.

Библия

Библия - сборник разновременных и разнохарактерных сочинений 8в. до н.э. - 2в. до н.э., считающихся Священным писанием. Библия состоит из двух частей: Ветхого завета и Нового завета. Ветхий завет - сборник избранных произведений древней еврейской литературы. Новый завет - собрание книг собственно христианского происхождения, излагающих основы христианского учения и мифологии. Книги библии делят на главы, а главы на стихи.

Ветхий завет состоял из трёх разделов. В первый раздел входит Пятикнижие (пять книг: Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие, авторство которых приписывается Моисею). Второй раздел составляют Книги пророков, приписываемые политическим и религиозным вождям еврейского народа, которые повествуют в основном об их деяниях. Третий раздел включает в себя Писания, содержащие псалмы, притчи, две книги премудростей, хроники, Песнь песней. Книги ветхого завета признаются священными иудейской и христианской религией.

Новый завет состоит из четырёх евангелий о жизни Иисуса (от Матфея, от Марка, от Луки, от Иоанна), Деяний святых апостолов, Посланий апостолов, Откровения Иоанна Богослова. Книги Нового завета признаются священными только христианством.

Одежда римлян

Прямо на тело римляне надевали тунику - шерстяную рубаху с короткими рукавами, которую подпоясывали и обдергивали так, что спереди она спускалась чуть ниже колен. Ходить по городу в одной только лишь тунике по городу позволяли себе только бедняки. Зажиточные римляне поверх туники носили тогу. Это был большой кусок шерстяной материи овальной формы. В тогу заворачивались так, чтобы правое плечо оставалось открытым. Сделать это, красиво расположив сладки, было трудно без помощи раба.

Тога была белого цвета. Граждане, занимавшие важные государственные должности, носили тогу с широкой пурпурной полоской по краю. Победоносный полководец надевал тогу, выкрашенную пурпуром и расшитую золотом.

Римлянин, пожелавший занять должность консула, появлялся в белоснежной тоге, выбеленной в меловом растворе. Такая тога называлась кандида. Отсюда возникло слово «кандидат», то есть человек стремящийся занять какую-нибудь должность.

Особенности римских имён

Каждый римлянин имел три имени. Например, Тиберий Семпроний Гракх. Первое - Тиберий - было личным именем. Второе указывало на принадлежность к тому или иному патрицианскому или плебейскому роду (Тиберий был из рода Семпрониев). Третье имя - Гракх - являлось семейным прозвищем. Иногда за особые заслуги присваивали ещё одно прозвище. Так, знаменитый полководец Публий Корнелий Сципион после победы над Ганнибалом получил прозвище Африканский. Личных имён было немного, наиболее распространенные: Марк, Публий, Луций, Гай, Тиберий, Гней.

Женщины носили только родовое имя. Например, сестра Тиберия Гракха звалась Семпронией, а его мать, которая была дочерью Сципиона, Корнелией.

Если господин отпускал раба на волю, он давал ему своё родовое имя. Так, автором римских комедий был раб из Африки, Отпущенный за свой талант на свободу. Его стали называть Теренций Афр.

Известные римские люди

В Риме много известных людей, которые писали произведения, занимались чем-то научным, что-то изобретали и т.д.

Гай Саллюстий Крисп(86-35гг. до н.э.) - римский историк, принадлежал к возглавляемой Юлием Цезарем партии популяров, занимал ряд государственных должностей. После гибели Цезаря прекратил заниматься политикой и начал заниматься литературой. Он написал такие сочинения как: «Заговор Катилины», «Война с Югуртой», «История». Повествования Саллюстия сжаты, эмоциональны, содержат меткие, афористические фразы.

Тит Ливий(59г. до н.э. - 17г. н. э.) - римский историк, написал хорошо известный труд «Римская история от основания города» в 142 книгах.

Дионисей Галикарнасский - греческий историк, современник Тита Ливия, написал труд «Римские древности», состоявший из 20 книг. Дионисей пытался дат обзор римской истории с легендарных времён до 264г. до н.э. Значение его сочинения в том, что он, использовал произведения ранних историков-анналистов, дал сведения, отличающиеся от сообщений Ливия.

Полибий (ок. 200-120гг. до н.э.) - один из крупнейших древнегреческих историков. Критически относился к своим источникам, придавал большое значение личному ознакомлению историка с изучаемыми им странами народами, театрами военных действий, считая, что надо больше доверять своим глазам, чем ушам. Много путешествовал. Написал «Всеобщую историю» в 40 книгах.

Марк Туллий Цицерон(106-43гг. до н.э.) - блестящий оратор, юрист, писатель, государственный деятель. Его речи, письма, трактаты дают ценный материал для изучения самых различных сторон жизни римского общества в наиболее сложный, полный драматическими событиями период. Его философские трактаты служат ценным источником для характеристики интеллектуальной жизни Рима. Речь Цицерона против Гая Вереса обличает неограниченный произвол наместника провинции, беззастенчивое ограбление им народа провинции в целях собственного обогащения.

Марк Порций Катон - видный государственный деятель, оратор, историк, автор исторического труда «Начала» и трактата «Земледелие». Наиболее почетным занятием для римского гражданина Катон считал сельское хозяйство. В трактате «Земледелие» он дал описание образцовой виллы средней величины, типичной для центральной Италии, новых средств ведения хозяйства, обеспечивающих быстрое обогащение владельца, советы, как рационально эксплуатировать рабов, организовать надзор за ними, наиболее выгодно использовать вилика.

Аппиан - уроженец Александрии, грек, римский гражданин, был зачислен в сословие всадников и стал крупным чиновником. В преклонном возрасте он написал «Римскую историю», в которой изложил события от основания города до первых десятилетий II в. н. э. «Римская история» построена своеобразно. Каждая из 24 её книг представляет историю того или иного народа. Аппион, отрицательно относясь к рабским восстаниям, тем не менее, освещает их довольно полно. Для Аппиона восстание рабов «война».

Л. Аней Флор - написал обзор римской истории, обратил основное внимание на войны, которые Рим вёл вначале со своими италийскими соседями, позднее с народами Средиземноморья.

Гай Светоний Транквилл - адвокат, секретарь императора Адриана, написал труд «Жизнеописание двенадцати Цезарей», в котором дал биографии римских императоров от Цезаря до Домициана Флавия. Пользуясь императорским архивом, Светоний оставил много интересных данных, но одновременно с ними он уделял внимание малозначительным фактам, анекдотам.

Дион Кассий Коккеян - уроженец города Никеи. В то время правления императора Комода получил право сенатора, занимал государственные должности. Написал «Римскую историю», представляющую ещё одну попытку изложить историю римского государства от основания города до 229г. н. э.

Тит Лукреций Кар создал замечательную философскую поэму «О природе вещей», отличавшуюся высокими художественными достоинствами. Лукреций, убежденный последователь античного греческого атомизма, представленного в учении Эпикура, изложил в поэме материалистическое учение о природе и обществе. Он утверждал, что материя вечна и бесконечна. Все, писал поэт, состоит из неделимых начал - атомов, которые не могут быть созданы или уничтожены. Лукреций пытался дать научное объяснение происхождения человека и общества и освободить людей от религиозных суеверий и страха. Поэма Лукреция оказала большое влияние на последующее развитие философской мысли.

Первую книгу Лукреций написал в 931-934гг. В ней он учил знанию, старался извлечь дух человека из суеверий.

Публий Вергилий Марон крупнейший поэт периода принципата - «золотого века» римской литературы, старший из членов литературного кружка. Он воспевал мирную жизнь, установившуюся с приходом Августа к власти, принцепса, древнюю простоту нравов. Крупным произведением поэта являются «Буколики» - сборник пастушеских песен, в которых воспевается сельская жизнь, любовь и тишина. Другое произведение - «Георгики» также посвящено сельским занятиям: хлебопашеству, виноградству, скотоводству. Наиболее прославленным произведением поэта была «Энеида», эпическая поэма о странствиях и подвигах Энея - героя Троянской войны, легендарного основателя Римского государства, божественного предка рода Юлиев. Вергилий, подражая Гомеру, в звучных, сильных стихах писал о величии Рима, принцепса, заявлял о праве главенства римлян над другими народами. В древнем Риме «Энеида» получила всеобщее признание.

Квинт Гораций Фланк сын вольноотпущенника, член кружка Мецената, создал лучшие лирические стихи в латинской поэзии. В изящных, совершенных по форме сатирах, одах, посланиях мы находим различные сюжеты. Подобно Анакреонту, он писал о любви, радостях дружбы, быстротечности бытия, прелестях сельской жизни. Творчеству Горация, певцу принципата, были свойственны политические мотивы. Поэт сурово порицал гражданские воины, гибельные для римского народа, тревожился о судьбе государства, которое сравнивал с кораблём, зависящим от бушующих морских стихий. Гораций придавал высокое общественное значение творчеству поэта. Его стихотворение «Памятник» вызвало много подражаний.

Публий Овидий Назон выдающийся римский поэт. Свои ранние жизнерадостные элегии он посвятил любовным мотивам. В 8г. н. э. по неизвестной причине Август сослал Овидия в отдалённый от Рима город Томы, расположенный на западном побережье Черного моря. Там Овидий, тоскуя по родине, родным и друзьям, написал прекрасные, полные скорби послания, справедливо причисленные к лучшим произведениям мировой поэзии.

Децим Юний Ювенал, римский сатирик, в гневных стихах обличал пороки своего времени: деспотизм власти императора, развращенность римской аристократии, разбогатевших вольноотпущенников, общее падение нравов. Его сатиры полны сочувствия беднякам, страдающим от дороговизны жизни в Риме, презрения окружающих их людей. Ювенал пишет с горечью об унизительном, бедственном положении представителей интеллигентных профессий - учителей, адвокатов, поэтов, получающих ничтожную плату за свой труд. Сатиры Ювенала являются ярким и ценным источником для изучения быта различных социальных слоёв римского общества.

Федр - римский баснописец, бывший раб из Македонии, отпущенный на волю Августом. Материалом для его творчестве служили басни Эзопа и окружающая поэта римская действительность. Он показывал тяжелую участь бедняков, обманутых и обиженных богатыми, выступал против насилия и гнета знати, осуждал пороки, несправедливость власть имущих.

Слайд 2

«ВЕЧНЫЙ ГОРОД» И ЕГО ЖИТЕЛИ

  • Слайд 3

    ПЛАН УРОКА.

    1.РИМ-«СЕРДЦЕ» ИМПЕРИИ. 2.ГОРОДСКИЕ ЗДАНИЯ. 3.ОБЩЕСТВЕННЫЕ БАНИ. 4. «ХЛЕБА И ЗРЕЛИЩ».

    Слайд 4

    ЗАДАНИЕ НА УРОК

    В Рим пытались переселиться жители изо всех римских провинций. Как вы думаете,что их влекло в «Вечный город» ?

    Слайд 5

    1.РИМ-«СЕРДЦЕ» ИМПЕРИИ.

    В Риме находилось ог-ромное количество зда-ний, призванных подчер-кнуть могущество импе-рии. На многих форумах города были установлены триумфальные арки в честь побед над врагами Триумфальная арка

    Слайд 6

    Для прославления императоров на многих Форумах строились колонны. На самой колонне помещались барельефы со сценами жизни императоров, а венчали колонны многометровые статуи императоров.

    Слайд 7

    Символом города стало здание Колизея, предназна-ченное для организации зрелищ и проведения спе-ктаклей. Оно вмещало около 50 тыс. зрителей Колизей в Риме.

    Слайд 8

    Пантеон-храм всех богов.

    Естественное Освещение. D-8,5 м. Нишы. Облегчали купол. Высота купола-43 м. Стены облицованы мрамором. Кирпичи купола скреплялись цементом из пемзы

    Слайд 9

    Домус-жилище богатого римлянина

    Кабинет. Жилые комнаты. Покатая крыша- Атрия. Атрий-отапливаемая комната для гостей. Сдаваемые помещения Столовая-триклиния.

    Слайд 10

    Инсула-городские здания.

    Общественные туалеты. Таверны. Комнаты для знати. Комнаты богачей. Комнаты бедноты. Мусор и помои выбрасывались на улицу

    Слайд 11

    2.ГОРОДСКИЕ ЗДАНИЯ.

    В холодное время дома отапливались.Римляне пер-выми придумали систему центрального отопления. Во время строительства на нижнем этаже устанавлись специальные камины. Теплый воздух нагревал пол и трубы специально сделанные в стенах здания. Нагретый камень очень долго сохранял тепло.

    Слайд 12

    3.ОБЩЕСТВЕННЫЕ БАНИ.

    В 3 веке в Риме существовало 1000 частных и 11 общественных бань.Одним из самых красивых зданий города считались ТЕРМЫ(бани) императора Каракаллы. Термы Каракаллы.

    Слайд 13

    У входа располага- лись раздевалки с камерами для хра- нения одежды.