Михайловский сад платный или нет. История

Михайловский сад – один из редчайших памятников ландшафтной архитектуры XVIII – первой трети XIX в.в., представляющий собой уникальное сочетание двух разных стилей ландшафтного искусства на одной территории – регулярного («французского») и пейзажного («английского»). Это также пример блестящего решения архитектурного ансамбля здания Михайловского дворца и природного ландшафта Михайловского сада, подчиненного замыслу зодчего К.И. Росси. Михайловский сад можно считать одним из самых ярких и характерных примеров влияния смены садово-паркового стиля в ландшафтной архитектуре.

Михайловский сад входит в комплекс объемно-пространственной композиции центральной части Санкт-Петербурга, включающий Летний сад и Марсово поле. За длительный период своего существования сад неоднократно менял свою планировку, подчиняясь новым веяниям моды и вкусам владельцев.

Михайловский сад в истории Петербурга

Первоначально на территориях нынешних Летнего, Михайловского и Инженерного садов располагались сельские поселения, поместье и охотничьи угодья ротмистра Конау – об этом свидетельствует план 1698 года. В 1716– 1717 г.г. архитектор Ж-Б. Леблон по заказу Петра I выполнил Генеральный план трех Летних садов. Первый и Второй сады находились на территории существующего Летнего сада. Третьим был сад, где в начале XVII века находился дворец Екатерины I. Михайловский сад входил в состав Третьего Летнего сада и назывался «шведским».

План Леблона, утвержденный самим Петром Великим был, по существу, проектом создания единого грандиозного дворцово-паркового ансамбля.

Северо-восточная часть, где находился дворец Екатерины I, была парадной. Изображение дворца в плане почти полностью повторяет план центральной части Верхних палат Петра I в Петергофе. Вблизи дворца находились пирамидально подстриженные ели. Аллея каштановых деревьев вела к большому партеру с трельяжной беседкой, фигурным бассейном с фонтаном и скульптурой.

Юго-западная половина сада изначально имела планировку регулярного плодового сада – сада русского Двора с плантациями в боскетах, где выращивались кусты крыжовника, смородины, вишневые деревья, душистые травы и коренья. Там же находились оранжереи, парники, теплицы и погреба, в которых выращивались различные южные экзотические растения и фрукты.

Во времена правления Анны Иоановны на территории «шведского» сада имелись участки с «запасными» кленовыми деревьями, т. е. питомником. Там же был устроен «ягдгартен» – небольшой охотничий участок, где содержались в особо огороженных местах зайцы и олени для придворной охоты.

Проект Растрелли

В 1741 году императрица Елизавета Петровна предложила Ф.Б. Растрелли выполнить проект нового Летнего дворца на месте дворца Екатерины I и сада при нем. В апреле 1743 года Ф.Б. Растрелли представил проект сада-лабиринта, украшенного скульптурой и фонтанами. За дворцом был распланирован еще один парадный участок с двумя фигурными прудами, фонтаном и узорным кружевным цветником. «Шведский сад» был несколько изменен. Территория была разбита на геометрические участки пересечением продольных и поперечных аллей, выкопаны пять прямоугольных прудов в центре. Таким образом, можно сказать, что Третий Летний и «шведский» сады стали еще одним образцом русского садово-паркового искусства XVIII века.

В 1800 году в связи с началом строительства Михайловского замка дворец Елизаветы Петровны сносится. Территория, прилегающая к замку, полностью включает «растреллиевский» и «шведский» сады. В «растреллиевском» саду сохраняются два фигурных пруда с линейной посадкой деревьев по их периметру. В «шведском» саду сохранилось четыре пруда, которые соединялись между собой подземным каналом, продолженным до западного фигурного пруда.

Третий Летний сад стали называть Верхним Летним или Михайловским. Планировка «шведского» сада и его назначение как плодового сада – в западной части и прогулочного – в восточной части не меняется. К сожалению, в таком виде ансамбль Михайловского замка просуществовал недолго. После трагических событий 11 марта 1801 года замок перестает существовать как императорская резиденция. Царская семья выезжает из замка, а парк и каналы постепенно приходят в запустение.

Михайловский дворец

В 1819 году начался новый этап формирования садов. На месте старых оранжерей, примыкавших с юга к Верхнему Летнему саду, К.И. Росси по заказу Александра I выполняет один из самых масштабных ансамблей – проект Михайловского дворца для Великого князя Михаила Павловича, перепланировку Михайловского сада и благоустройство площади перед южным фасадом дворца. Окончательный проект перепланировки сада у Михайловского дворца был высочайше утвержден в апреле 1822 года. Над этим объектом К.И.Росси работал вместе с архитектором А.А. Менеласом, которому и предписывалось немедленно приступить к воплощению проекта.

К.И.Росси сохраняет уникальную водную систему прудов Михайловского сада и Воскресенского канала Михайловского замка, дополнив ее строительством подземного коллектора, соединившего большой пруд с рекой Мойкой. Вокруг Михайловского замка по проекту К.И.Росси высаживается каре из двух рядов стриженых деревьев. Характерной особенностью композиции Михайловского сада, которую отразил в своем проекте К.И.Росси, было сохранение планировки отдельных участков по проектам Ж.-Б.Леблона и Ф.Б.Растрелли. К.И.Росси создал образцовый «английский» сад, в котором с большой выразительностью использованы все основные планировочные приемы пейзажного стиля, взятые из английской ландшафтной архитектуры 1715 – 1760 годов.

Масленый луг

В Михайловском саду, перед фасадом дворца Росси расположил обширный луг («Масленый» луг) неправильной овальной формы, обрамленный аллеей, вписанный в сетку регулярной планировки. Другой типичный прием планировки “английского” сада – использование прудов с неправильно очерченными берегами. Именно поэтому архитектор превратил бассейны геометрической формы в живописные пруды, берегам которых придал извилистые «природные» очертания, малые прямоугольные пруды в центре сада были засыпаны. В саду появился еще один традиционный элемент пейзажного парка – павильон с пристанью на берегу реки Мойки, расположенный на месте фундамента первого деревянного дворца Екатерины I.

К.И.Росси сохранил при перепланировке систему аллей, составляющую основу композиции. Аллейные посадки были частично сохранены и дополнены живописными группами деревьев. На территории Михайловского сада было много цветников и красивоцветущих кустарников.

Михайловский сад в XX веке

В 1902 г. малый восточный пруд обмелел и был засыпан. В связи с постройкой Храма Воскресения Христова (арх. И. Макаров и А. Парланд) значительно сократилась западная часть сада. В 1922 г. сад переименован в «Сад МОПРа» (Международная организация помощи борцам революции). Бывший Михайловский сад под этим «поэтичным» названием приобрел статус городского парка. «Масленый» луг пересекла поперечная дорожка, были построены площадки под эстраду и павильоны, на которых организовывались выставки, детские площадки. В 1961 г. в саду построили городской туалет, а затем – теннисный корт. Все посадки деревьев и кустарников проводились хаотично. Разрастающиеся деревья закрывали садовый фасад самого дворца и перспективу от дворца на Марсово поле. С каждым годом исчезали черты великолепного исторического ландшафта.

Проведенные в 2000 году обследования показали, что сад находится в критическом состоянии. Проект реконструкции выполнен Государственным Институтом архитектуры (ГИА) в Санкт-Петербурге в 2001 году. За основу взят план архитектора К.И. Росси 1826 года. В соответствии с проектом саду предлагалось вернуть историческое значение комплекса Михайловский дворец – Михайловский сад. Принцип реконструкции был основан на сохранении по периметру сада регулярной французской планировки, а в центре – пейзажного английского стиля.

Михайловский сад на улице Бахрушина сейчас единственный общедоступный парк в административном районе Замоскворечье. Здесь проходят районные праздники в День города, на Новый год, в День Победы и по случаю других памятных дат.

Михайловский сад был основан в XVIII веке, тогда это был обычный для Москвы частный сад в глубине купеческого владения. Точно такие же сады были по соседству, во владениях №№ 11, 16 или 21 на улице Бахрушина. В 1812 году пожар уничтожил все деревянные здания в окрестностях, и сразу же хозяева начали восстанавливать свои постройки. Именно тогда сложилась планировка купеческих садов Замоскворечья. Такой она оставалась до начала XX века. К 1898 году на краю будущего Михайловского сада стоял двухэтажный полукаменный дом с антресолями, выходивший фасадом на улицу Бахрушина (Лужнецкую). За домом были небольшие хозяйственные постройки. Сад занимал большую, восточную часть участка и выходил на современную Татарскую улицу.

В 1898 году это владение купил Митрофан Фёдорович Михайлов (1845 - после 1916). Его отец, Фёдор Семёнович Михайлов, происходил из мещан города Воронежа. В состав московского купечества Фёдор Семёнович вошёл в 1847 году. Занимались Михайловы производством шерстяных тканей. Фабрика Михайловых занимала корпуса, в которых впоследствии работала обувная фабрика "Парижская коммуна" (Кожевническая улица, 7, Кожевнический проезд, 1/6). Кроме своей промышленной деятельности М.Ф. Михайлов вёл общественную работу. Среди его должностей были и такие: член Совета Строгановского художественно-промышленного училища и совета Музея имени Александра II при училище, член совета Пятницкого городского попечительства о бедных. Кроме того Митрофан Фёдорович тратил большие суммы на ремесленное училище (1896 г. - 25000 рублей), на строительство жилых домов для рабочих и на три профессиональных училища (1916 г. - 300 000 рублей), увечным воинам Первой Мировой войны (1916 г.- 300 000 рублей).

Весной 1898 года М. Ф. Михайлов распорядился сломать все постройки на приобретённом участке. В саду остались стоять две беседки и колодец. Беседки часто делали просторные, с большими окнами, которые могли открываться в жаркую погоду. Фактически это были маленькие парковые павильоны. В такой беседке хозяин мог ночевать летом, чтоб избежать жары в перегретом доме. Часто в саду стояла небольшая баня. В 1899 году новый дом для М.Ф. Михайлова был построен. Его проектировал гражданский инженер Н.Г. Фалеев. Мы знаем дом сегодня как Центр детского творчества "Москворечье". На следующий год тот же Н.Г. Фалеев построил службы: каретный сарай, позже переоборудованный в гараж, конюшню на четыре стойла, погреб. В дальнем углу владения была теплица для теплолюбивых растений.

Дом имел в первом этаже террасу, на которую выходила дверь из столовой. С террасы небольшая лестница вела в парк. Так архитектор обеспечил дополнительную связь парка и дома. Интересно, что в наше время расширенная терраса служит сценой для выступлений во время праздников. Эта часть парка была отгорожена от Лужнецкой улицы каменной стенкой, чтоб взгляды прохожих не мешали хозяевам обедать и ужинать летом на террасе. Сегодня на месте глухой каменной ограды - главный вход в парк. В дальней части парка были устроены площадки для занятий спортом. В те годы большим успехом пользовались теннис, крокет, рассматривавшийся как спортивная игра, стояли качели, спортивные снаряды. Поблизости, у Бахрушиных, в саду был даже кегельбан (ныне боулинг).

После 1917 года, когда дом был национализирован, его занимали разные организации. Сад из частного и недоступного превратился в общественный парк. 2 мая 1942 года в Михайловском доме был открыт Дом Пионеров. Он существует под другим названием и сейчас. Сад стали называть Пионерским парком. Перед сценой, бывшей террасой, прямо по оси современного входа в парк, много лет работал фонтан: в глубокой чаше, ограждённой парапетом, стояли, прижавшись спинами, четыре морских конька. От фонтана перпендикулярно улице Бахрушина шла главная аллея, которая начиналась круглой клумбой. Одно время в центре клумбы стояла гипсовая фигура вождя - лучшего друга всех детей, физкультурников, спортсменов.

После 1991 года возникло новое название парка - Замоскворецкий парк, но оно было слишком общим, не отражало историю места и память о хозяевах сада - купцах Михайловых. Поэтому появилось и сразу завоевало популярность название "Михайловский сад". Историческая справедливость восторжествовала, память о благотворителях и организаторах большого шерстяного производства, построивших (не подозревая об этом) здание для Центра детского творчества "Москворечье", живёт на улице Бахрушина.

Уникальный образец раннего русского Модерна в Петербурге:

Кованая ограда Михайловского сада у храма Воскресения на Крови (Спас на Крови).

Цветное фото выполнил по уникальной технологии фотограф последнего царя Сергей Михайлович Прокудин-Горский в 1907 году сразу после установки ограды (строители ещё не убрали временную электрическую линию).

он безвозвратно утрачен.

Кованая железная ограда выполнена в 1903-1907 годах на Петербургском художественно-слесарном заводе «Карл Винклер».

Автор ограды точно не известен. Вероятно, это автор Спаса на Крови архитектор Парланд. Красивые цилиндрические колонны облицованы глазурованным кирпичом двух тонов. На колоннах стилизованные фонари, как шапки.

За 80 лет из-за скверного петербургского климата половина металлических конструкций была утрачена,облицовочный кирпич потрескался.

В конце "лихих" 90-х была проведена грандиозная реставрация (Спонсор - табачная компания J. T. International). История реставрации напоминала детективный роман: мастера вели скрупулезные изыскания, заново раскрывали секреты старых технологий...

Так, в архивах был найден негатив на серебре, по которому установили, что на воротах должен располагаться вензель Александра III и императорская корона (очевидно, вензель и корону сняли в советское время по идеологическим причинам).

На основании этих же фотоматериалов восстанавливали фонари на пилонах и большие кованые листья в центре кованых ворот.

Александр Борзов‎

Александр, вы все сказали правильно.Просто эту ограду реставрировала моя мастерская. ООО Стек- Творческая мастерская Вьюнова Геннадия.

Что касается проекта ограды - действительно, точно не известно кто рисовал.

Но первый вариант в эскизах был. Я его нашел в архиве. Он был очень простой, совсем не похожий на настоящий.Исполняла работу действительно мастерская Винклера.

На некоторых звеньях стоит клеймо. Но самое интересное другое. На двух отреставрированных звеньях стоят рядом два личных клейма. Запомните эти фамилии- ДОБРЯНОВ, и НИКИТИН.

Теперь можно себе представить, что это были за мастера, если сам Винклер разрешил им их поставить

Геннадий Вьюнов

Зимой и так очень эффектная ограда

приобретает фантастически неземную красоту!

Ограды набережных. Заборы парков. Ворота дворцов. В Санкт-Петербурге эти понятия приобретают особое значение. Великие мастера архитектуры создали в Санкт-Петербурге ограды, решетки, заборы и ворота изумительной красоты.

Ограда Михайловского сада полукругом очерчивает проезд возле церкви Спас-на-Крови, отделяя его от территории сада, и тянется от корпуса Бенуа на набережной канала Грибоедова до реки Мойки. Фигурные столбы, облицованные желтым декоративным кирпичом, и металлические звенья решетки из кованого железа с крупным растительным орнаментом характерным для раннего модерна. Витиеватый рисунок весьма удачно сочетаются с нарядным внешним видом стоящего рядом собора.


Ограда была сооружена в 1904-1907 гг. по проекту художника Э.К. Кверфельдта. По другим источникам, ограда создана по рисунку архитектора АА. Парланда – автора здания храма.


Михайловский сад- это одна из самых известных и благоустроенных парковых зон Санкт-Петербурга.
С южной стороны Михайловский сад ограничен Михайловским дворцом, Этнографическим музем и Корпусом Бенуа.
С восточной стороны парк упирается в Садовую улицу (через дорогу – Михайловский замок), с северной стороны река Мойка и Марсово поле, с западной стороны храм Спаса на Крови.


До того, как был основан Санкт-Петербург, территория, где расположен Михайловский сад, принадлежала шведскому помещику.
После победы Петр решил выстроить на этом месте имение для своей жены.
Дворец назвали «Золотые хоромы». Вокруг был разбит сад, неофициально названный Царицыным, или Садом ее Величества.
Он тянулся почти до самой «Большой першпективы», между реками Ерик (ныне – Фонтанка) и Глухой речки или Кривуши (Екатерининский, а ныне - канал Грибоедова).

Одно время Михайловский сад носил имя "Третий Летний сад".
Так вышло после того, как настоящий Летний сад был разбит на две части, и назван соответственно, Первым и Вторым Летним.
«Третий» был призван доставлять императрице максимум удовольствия. Для начала в нем поселили полсотни соловьев, выловленных и привезенных в Петербург из лесов губерний.


На востоке помещались винные погреба. В пяти, специально вырытых прудах, выращивали рыбу. И, конечно, - ягоды и фрукты.
Получился довольно большой, как бы сказали сегодня, «царский приусадебный участок».
Специально для ухода за садом, из Ганновера выписали садовника Гаспара Фохта. В его ведении находились также Аптекарский, Первый и Второй Летние сады.


В 1741 году здесь начали строить Летний дворец (он стоял в том месте, где сейчас помещается Михайловский замок).
Когда в Летнем поселилась императрица, сад получил регулярную планировку. Деревья и кусты постригли, на аллеях установили мраморные скульптуры, старым и вновь созданным прудам придали фигурную форму.
По берегам разбили цветники, устроили клумбы, выстроили павильоны. В центре установили увеселительные аттракционы, и даже построили отдельную баню.


В 1796 году новый император Павел Первый снес старые царицыны покои и построил себе на этом месте Михайловский замок, а с южной стороны царю пришло в голову достроить дворец для своего сына.
Но заговор прервал эти планы на 20 лет. Лишь в 1817 году, по проекту Карла Росси, началось строительство Михайловского дворца, задуманного Павлом.
Когда он был закончен, бывший Третий Летний сад, по названию дворца, стал также называться Михайловским садом.


Новой хозяйкой дворца и сада стала жена великого князя Михаила Павловича, - Елена Павловна.
Следуя моде, сад сделали пейзажным. Возле дворца засыпали пруды для рыбы и устроили английскую лужайку. На месте огородов проложили дорожки для конных прогулок, которыми увлекались великие князья.


В первый день весны 1881 года сад получил сомнительную славу. Недалеко, на набережной Екатерининского канала, был смертельно ранен Александр Второй.
На месте событий построили часовню, а затем храм, названный «Спас-на-Крови».
Собор отделили от парка, так появилась решетка Михайловского сада, ставшая одной из красивейших в городе.

Для публичных посещений сад открыли в 1898 году. Правда к тому времени его территория несколько уменьшилась, так как часть отошла под здание Этнографического музея.


На воротах имелась табличка, запрещавшая вход солдатам, а также выгул собак.


После революции сад был совсем заброшен.
Вспомнили о нем в 1924 году. Тогда почистили пруды, посадили новые деревья, отремонтировали ограду.


В 1939 году в Михайловском саду сделали спортивную площадку, эстраду, установили несколько скульптур.

Ворота Михайловского сада

Во время Блокады, на территории Михайловского сада закопали много скульптур, одной из них была конная статуя Александра Третьего.

В 1999 году территорию передали в Русский музей, а в начале 21 века её снова реконструировали, придав черты планировки 18 века. Заново проложили дорожки, предусмотренные проектом Карла Росси.

Сегодня сад великолепен, и подходит для прогулок. Правда от старинных построек практически ничего не сохранилось.

Есть только павильон России, бывший причальной стенкой для малых лодок императорской семьи.



Михайловский сад - один из редчайших памятников ландшафтной архитектуры XVIII - первой трети XIX вв., представляющий собой уникальное сочетание двух разных стилей ландшафтного искусства на одной территории - регулярного или «французского» и пейзажного или «английского». Это также яркий пример архитектурного единства здания (Михайловского дворца) и природного ландшафта (Михайловского сада), созданный по замыслу великого зодчего Карла Росси.

Михайловский сад входит в комплекс объемно-пространственной композиции центральной части Санкт-Петербурга, включающей Летний сад и Марсово поле. За длительный период своего существования сад неоднократно менял свою планировку в соответствии с веяниями моды и вкусами новых владельцев.

Первоначально на территориях нынешних Летнего и Михайловского садов, сада вокруг Инженерного замка и Инженерного сквера располагались сельские поселения, а также поместье и охотничьи угодья шведского ротмистра Конау - об этом свидетельствует план 1698 г. В 1716-1717 гг. архитектор Ж.-Б. Леблон по заказу Петра I выполнил Генеральный план трех Летних садов. Первый и второй сады находились на территории ныне существующего Летнего сада. Третьим был сад, где находился дворец Екатерины I. Территория, на которой теперь располагается Михайловский сад, входила в состав третьего Летнего сада и называлась «шведским садом».

План Леблона был, по существу, проектом создания единого грандиозного дворцово-паркового ансамбля. Леблон включил в него все планировки, которые были лично утверждены Петром Великим. Cеверо-восточная часть территории, где находился дворец Екатерины I, была парадной. Изображение дворца в плане почти полностью повторяет план центральной части верхних палат Петра I в Петергофе. Вблизи дворца росли пирамидально подстриженные ели. Аллея каштановых деревьев вела к большому партеру с трельяжной беседкой, фигурным бассейном с фонтаном и скульптурой. Юго-западная половина сада изначально имела планировку регулярного плодового сада - сада русского императорского Двора с плантацией фруктовых деревьев, душистых трав, кореньев, где находились оранжереи, парники, теплицы и погреба, в которых выращивались различные экзотические растения и фрукты. Во времена правления Анны Иоанновны на территории «Шведского» сада имелись участки с «запасными» кленовыми деревьями, т. е. с питомником. Там же был устроен «ягдгартен» - небольшой охотничий участок, где содержались в особо огороженных местах зайцы и олени для придворной охоты.

В 1741 г. императрица Елизавета Петровна предложила Растрелли выполнить проект нового Летнего дворца на месте дворца Екатерины I и сада при нем. В апреле 1743 г. Растрелли представил проект сада-лабиринта, украшенного скульптурой и фонтанами. За дворцом был распланирован еще один парадный участок с двумя фигурными прудами, фонтаном и узорным кружевным цветником. «Шведский сад» был несколько изменен. Территория была разбита на геометрические участки пересечением продольных и поперечных аллей, в центре были выкопаны пять прямоугольных прудов. Таким образом, можно сказать, что Третий Летний и «Шведский» сады стали еще одним образцом русского садово-паркового искусства XVIII в.

По указанию Павла I дворец Елизаветы Петровны снесли, и на его фундаменте в 1787-1801 гг. выстроили Михайловский замок. Территория, прилегающая к замку, полностью включает оба сада - растреллиевский и «шведский». Проект замкового комплекса предусматривал сохранение двух фигурных прудов с линейной посадкой деревьев по их периметру. В «Шведском саду», согласно проекту, вместо пяти сохранилось четыре пруда, которые соединялись между собой подземным каналом, продолженным до западного фигурного пруда. Здесь надо особо отметить проектирование уникальной водной системы прудов и каналов.

Михайловский замок строился как неприступная крепость с разводными мостами, окруженная водой. Каналы (Воскресенский, Церковный и Обводные), окаймляющие замок и парадную площадь перед ним с конной статуей Петра I - грандиозный архитектурный ансамбль ХVIII в., не имеющий аналогов в мировой архитектуре. Третий Летний сад стали называть Верхним Летним и Михайловским. Планировка «Шведского» сада и его назначение как плодового сада (в западной части) и прогулочного парадного сада (в восточной части) не меняется. К сожалению, в таком виде уникальный ансамбль Михайловского замка просуществовал очень короткое время. После убийства Павла I замок перестает существовать как резиденция императорской семьи. Царская семья выезжает из замка, а парк и каналы постепенно приходят в запустение. В 1822 г. замок был передан Главному Инженерному училищу.

В 1819 г. начался новый этап формирования садов. В этот период значительный вклад в преобразование садов внес архитектор К.И. Росси. На месте старых оранжерей, примыкавших с юга к Верхнему Летнему саду, Росси по заказу Александра I выполняет один из самых масштабных проектов - комплекс Михайловского дворца для Великого князя Михаила Павловича, перепланировку Михайловского сада и благоустройство площади перед южным фасадом нового дворца. Это был, по существу, последний дворцовый ансамбль, построенный в черте города. Окончательный проект перепланировки сада у Михайловского дворца, над которым Росси работал вместе с архитектором А. А. Менеласом, был утвержден императором в апреле 1822 г.

В 1823 г. император Александр I утвердил проекты Росси по перепланировке участка вокруг Михайловского замка. По проекту засыпается Церковный канал, уменьшаются размеры восточного фигурного пруда в Михайловском саду. Остается только Воскресенский канал вдоль южного фасада замка. Но при этом Росси сохраняет уникальную водную систему (пруды Михайловского сада - каналы Михайловского замка), дополняя ее строительством подземного коллектора, соединившего большой пруд с рекой Мойкой, обеспечив тем самым дополнительную циркуляцию воды. Вокруг Михайловского замка по проекту Росси высаживается каре из двух рядов стриженых деревьев.

Характерной особенностью композиции Михайловского сада в проекте Росси было сохранение планировки отдельных его участков по проектам Леблона и Растрелли.

К. Росси создал образцовый «английский» сад, в котором с большой выразительностью использованы все основные планировочные приемы пейзажного стиля, взятые из английской ландшафтной архитектуры 1715-1760 гг. Перед садовым фасадом Михайловского дворца Росси расположил обширный луг неправильной овальной формы, обрамленный аллеей и вписанный в сетку регулярной планировки.

Другой типичный прием планировки «английского» сада - использование прудов с неправильно очерченными берегами. Именно поэтому архитектор превратил прежние бассейны геометрической формы в живописные пруды разных размеров, берегам которых он придал извилистые «природные» очертания, а малые прямоугольные пруды в центре сада - убрал. В саду появился еще один традиционный элемент пейзажного парка - павильон с пристанью на берегу реки Мойки. Построенный на месте фундамента первого деревянного дворца Екатерины I, павильон предназначался для романтических встреч летними вечерами за чашкой чая или игрой в карты.

На территории Михайловского сада было много цветников и красиво цветущих кустарников. Самое ценное, что сохранил Росси при перепланировке - это система аллей, составляющая основу композиции. Аллейные посадки были частично сохранены и дополнены живописными группами деревьев. До революции сад являлся дворцовым садом и был закрыт для посещения горожан. Дальнейшая история Михайловского сада трагична, как и судьбы всех исторических территорий.

В 1902 г. малый восточный пруд обмелел и был засыпан. В то же время, в связи с возведением Храма Воскресения Христова по проекту архитектора А. А. Парланда и новой садовой ограды, значительно сократилась западная часть сада.

В 1922 г. сад переименовали в сад МОПРа (Международной организации помощи борцам революции). Бывший Михайловский сад под этим «поэтичным» названием приобрел статус обычного городского парка. Английский луг пересекла поперечная дорожка, были построены площадки под эстраду и павильоны, на которых в 1924 г. организовывались выставки. Позже эти площадки заменили на детские игровые площадки. В начале 1960-х гг. здесь было разрешено строительство теннисного корта и общественного городского туалета. В этот период все посадки деревьев и кустарников проводились хаотично. Разрастающиеся деревья постепенно закрывали садовый фасад Михайловского дворца и перспективу от дворца на Марсово поле. С каждым годом менялись черты когда-то великолепного исторического ландшафта.

Обследования 2000 года показали, что сад находится в критическом состоянии. Работы по реконструкции Михайловского сада были проведены в 2001-2007 гг.

Проект полной реконструкции основан на сохранении в центре сада пейзажного английского стиля, а по периметру - регулярной французской планировки. Он позволил воссоздать один из лучших садов в центральной части Петербурга и возвратил историческое значение комплекса «Михайловский дворец - Михайловский сад».