Ширяевские штольни. Монастырская гора и окрестности села ширяево

Ширяево

Село Ширяево включено одновременно и в черту городского округа Жигулёвск, и в границы . Несмотря на это харизма ширяевцев настолько самодостаточна, что никому и в голову не приходит называть жителей села жигулёвцами. не имеет аналогов на Самарской Луке. Среди сельчан никогда не доминировал крестьянский труд. Это рабочее село. До середины ХХ столетия традиционная культура местных жителей заметно отличалась от соседних сёл.

Рабочий менталитет привнесен в село двумя социальными группами: горными рабочими и бурлаками. С давних времён здесь ломали камень (добывали известняк). Часть продукции ширяевцы пускали на продажу как строительный или отделочный камень. Другую часть - здесь же обжигали и готовили еще один нужный продукт - негашёную известь. Конечно, у многих был приусадебный участок. У тех, кто побогаче, - был ещё и надел сельскохозяйственной земли, где-нибудь вдали, в глуши Чарокайского леса. Тем не менее, ломка камня оставалась определяющей чертой жителей.

Бурлаки также оставили свой след в традиционной культуре села. До 1870-х годов Ширяево значилось у волгарей как важный пункт набора и обновления бурлацких ватаг. В специальных бараках здесь всегда проживали свободные бурлаки, выходцы из разных районов России. Они не были постоянными жителями, но заметно влияли на ширяевское мировоззрение.

Село располагается в устье самой крупной и широкой межгорной долины Жигулей - Ширяевской. Её длина около 35 км. На волжском берегу ширина долины около километра. Место исключительно красивое и привлекательное для проживания. Здесь, с древних времён постоянно жили люди. Остатки древних поселений поглощались поздними постройками. Например, в 1628 году здесь проживало несколько семей беглых крестьян. Годом основания села принято считать 1643, когда этот участок земли приобрёл самарский помещик Михаил Филлитов. Он дал название сельцу Ширяев-Буерак. В 1646 здесь было 25 крестьянских дворов.

Первые мелкие единоличные разработки камня постепенно скупали предприимчивые помещики, купцы, заводчики и создавали более крупные очаги горной добычи. Впервые добыча камня в промышленных масштабах была организована в конце XVIII в. Первый горнодобывающий завод появился в 1897 году и назывался «Ширяевец». Число таких предприятий росло. В начале ХХ столетия крупнейшее горное производство принадлежало С.Г.Ванюшину. Единоличные ширяевцы не могли конкурировать с заводчиками. Процветал наёмный труд рабочих в глубоких штольнях. Ломку камня осуществляли мужчины. Женщины запрягались в упряжь и отвозили гружёные камнем вагонетки по рельсам к месту обжига или складирования. Позже, труд женщин был заменён лошадьми. За годы промышленных разработок в окрестностях села была создана обширная многокилометровая сеть подземных штолен. Работы в них были прекращены в середине 1950-х годов. Заводы перешли на открытые разработки в карьерах. В настоящее время горные работы постепенно сворачиваются.

Третья социальная группа, ширяевцев - репрессированные крестьяне. Несколько сотен зажиточных крестьян из центральных губерний советской России, были по политическим соображениям лишены всего имущества и насильно сосланы в Ширяево в 1931 году. Вставать на постой к местным жителям переселенцам запрещалось. Большая их часть погибла от голода и холода в первые недели после приезда. Около сотни человек устроились работать на горных предприятиях. Оставшиеся, основали овощеводческий колхоз. Долгое время переселенцы были достаточно бесправными людьми. Им запрещалось даже заходить в историческую часть села. Дети репрессированных и старожилов обязаны были учиться в разных школах. Нищета и бытовые неудобства разрушили их историческую и культурную память. В 1950-х годах часть ограничений для переселенцев была снята. Но бытовая культура их родных мест так и не возродилась. Единственное, что привнесли переселенцы в жизнь села - это особо уважительное отношение к крестьянскому труду. В 2007 году, через 73 года после репрессий безвинные переселенцы были реабилитированы.

Для туристов село Ширяево исключительно привлекательное место. В середине 1980-х годов, когда цены на пригородные теплоходы на подводных крыльях были доступны для всех граждан, сюда прибывало около 53-х тысяч отдыхающих в год.

Туристов привлекают в Ширяево и удивительные по красоте ландшафты, и локальные природные достопримечательности, и культурные объекты. Особым притяжением обладают два музея. В музее выдающегося мастера психологического портрета, живописца Ильи Репина (1844 - 1930) посетители узнают историю создания полотна «Бурлаки на Волге», на котором изображены реальные ширяевские бурлаки.

Во втором музее яркого представителя новокрестьянской лирики - Александра Ширяевца (1887 - 1924) можно познакомиться с жизнью и творчеством поэта, буквально очаровавшего в свое время Сергея Есенина. Александр Ширяевец по праву считается самым талантливым уроженцем . В своих лирических стихотворениях и поэмах он изобразил собирательные образы земляков - бесшабашных и трепетно любящих свою малую родину.
Третьей знаковой персоной села Ширяево обычно называют А.Я. Басс (1930-2006), которая смогла претворить свою идею создания музейного комплекса в жизнь. В музейный комплекс включен также дом купца А.Вдовина в котором размещены этнографическая экспозиция и два зала для периодических выставок современных живописцев, графиков, фотохудожников.

Большой привлекательной силой для туристов обладают современные сельские праздники.

  • День рождения А. Ширяевца (2 апреля)
  • Открытие летнего туристического сезона (июнь)
  • «Жигулёвский Барбизон» - фестиваль творческих мастерских музыкантов, актёров, художников, архитекторов, журналистов, дизайнеров (июль)
  • День рождения Ильи Репина (5 августа)
  • Ширяевская биенале современного искусства (август нечетных лет), где выставляются произведения, раскрывающие идею «между Европой и Азией»
  • Вечер поэзии А. Ширяевца (21 сентября)

Ширяево - важная «узловая станция» для многих туристических дорог. Здесь останавливаются и крупные круизные теплоходы, и небольшие пассажирские суда. Здесь, не редко, встают на ночлег небольшие группы туристов, путешествующих на весельных и парусных шлюпках и ялах по маршруту Жигулёвская кругосветка. Из села берут начало несколько популярных пеших и вело маршрутов по Самарской Луке. Здесь можно взять напрокат автомобиль для проезда в таинственное урочище Каменная Чаша

  • Горящие туры по всему миру
  • Ширяево село Самарской области неподалёку от Жигулевска . Название происходит от слов «ширь», «широкий», ведь расположено оно в Самарской Луке на правом берегу Волги на территории Жигулевского заповедника и в долине Ширяев Буерак (овраг). Это очень привлекательное место для отдыха, известное своей красотой. На культуру жителей села оказало большое влияние мировоззрение рабочих, создавших еще во время царской России известную многокилометровую сеть штолен, а также вольнолюбивыми бурлаками и крестьянами. Туристов, число которых порой достигает 53 тыс. в год, привлекают в Ширяево его культурное наследие, удивительные ландшафты и прочие природные достопримечательности.

    Ширяево не зря носит звание «жемчужины Жигулей», а горы в Жигулеве называют «Волжской Швейцарией».

    Как добраться

    Чтобы доехать до Ширяево, придётся сначала попасть в Самару по воздуху или в Тольятти по земле. Долететь до Самары из Москвы вы сможете за 1 ч. 35 мин.

    Поиск авиабилетов в город Самара (ближайший а/п к Ширяево)

    Поезда Москва Самара или Москва Тольятти ходят ежедневно с Казанского вокзала, это займёт 14-18 ч. Билет на автобус в Самару можно купить за 2087 RUB и доехать за 17 часов.

    Из Самары добраться до Ширяево можно несколькими способами: по Волге на теплоходе с речного вокзала (ежедневно оттуда отправляется рейсовый теплоход «ОМ-338» Самара п. Богатырь, билет стоит до 100 RUB или на своем катере, а также на машине или на велосипеде.

    Каждые 30 минут с Центрального автовокзала г. Самары отходит автобус на Тольятти. Нужно выйти на остановке «Жигулевское море» (это обойдётся примерно в 250 RUB) и пересесть на маршрутку № 137 (110 RUB за проезд).

    Цены на странице указаны на ноябрь 2018 г.

    Погода в Ширяево

    Где остановиться

    Если вам нужно где-то остановиться в Ширяево на время приезда, вы можете снять домик или разместиться в кемпинге - впрочем, мест там зачастую недостаточно для большого потока туристов.

    Если вы приехали отдыхать в Ширяево в летнее время, будьте готовы к тому, что домик вы сможете снять с трудом либо по высокой цене - в это время желающих будет много.

    Обратите внимание на местные хостелы, предлагающих бюджетное расселение - такие, как, например, хостел «Гостевая на Крестьянском подворье», «Бурлацкий стан», «Ширвуд». Цены на проживание в хостелах и гостиницах варьируются от 500 до 3000 RUB в сутки, удобства от самых стандартных (мебель и душ-туалет) до услуг класса люкс (сауна, конные прогулки и др.).

    В кафе Ширяево предлагается бюджетное и качественное питание - уха, шашлыки, знаменитое фирменное жигулевское пиво.

    Развлечения и достопримечательности

    Ширяево носит звание «жемчужины Жигулей», а горы в Жигулеве называют «Волжской Швейцарией». Среди богатых достопримечательностей края и природные памятники (горы Верблюд, Попова гора, Монастырская гора, Винный ключ), рукотворные объекты (штольни, памятники, завод купца Ванюшина), музеи и пр.

    Село является важной «узловой станцией» для многих туристических дорог. Здесь берут свое начало множество популярный туристических маршрутов по Самарской Луке как пеших, так и велосипедных. Вы также можете отправиться в экскурсионную поездку на автомобиле, взяв его напрокат, полетать на параплане и, конечно, порыбачить.

    Экологический отдых

    При въезде в село туристов встречает Попова гора, на её вершине находится смотровая площадка, с которой открывается потрясающий вид. Неподалёку расположена гора Верблюд, в недрах которой находятся подземные галереи (штольни), в них даже сохранились рельсовые пути начала XX в., а сегодня здесь зимует одна из самых больших колоний летучих мышей в Поволжье.

    На востоке села, практически при самом выходе в Ширяевский овраг, находится родник Винный ключ. Называется он так ввиду того, что когда-то разбойники, грабившие караваны, проходившие по великому водному пути на Волге, приходили сюда после того, как они заканчивали свои «грязные» дела, смывали с себя кровь и «винились» у этого ключа, то есть смывали все свои грехи.

    Другая известная природная достопримечательность Жигулево, урочище Каменная чаша представляет из себя несколько оврагов, окруженных горами, что делает это место похожим на большой котел с каменными стенками, с которых стекают родники с водой, считающейся святой.

    Общая протяженность ширяевских штолен - около 12 км!

    Музейно-туристический центр

    Музейно-туристический центр Музейный комплекс образуют дом-музей Репина, дом-музей Ширяевца и усадьба Вдовина. В музее И. Репина вы сможете ознакомиться с интересной историей создания картины «Бурлаки на Волге», для которой прототипами послужили реальные бурлаки Ширяево. Перед музеем развернута интересная этнографическая экспозиция, в которой вы сможете ознакомиться с образцами русской деревянной резьбы, колодцы, телеги, лодки.

    Во втором музее можно познакомиться с жизнью и творчеством новокрестьянского поэта А. Ширяевца, который в свое время очаровал Сергея Есенина. А в усадьбе Вдовиных, построенной в 1910 г., имеются четыре выставочных зала, в которых размещены как работы художников, в разное время живших или бывавших в Ширяево (И. Репина, И. Шишкина, И. Айвазовского и др., так и богатая этнографическая экспозиция. В других залах проводятся персональные выставки современных художников.

    Именно здесь берут начало разнообразные экскурсионные маршруты - в том числе и к источнику «Каменная чаша», к смотровой площадке на горе Поповой, к живописным берегам Волги.

    Штольни Ширяево вызывают богатый туристический интерес. Их разработка началась в Ширяево еще до революции. Туристы могут пройтись по рукотворным залам и коридорам, спустившись под землю на сотни метров. Общая протяженность ширяевских штолен - около 12 км.

    События

    Каждый август каждого нечётного года начиная с 1999-го в Ширяево проводится международная биеннале современного искусства «Между Европой и Азией», на которой пространством для показа произведений служат всё село и окрестности: Волга, горы, штольни, берег озера, деревенские дома, улицы, пристань и т. д. Маршрут выстраивается по возрастающей начинается от пристани и заканчивается в горах.

    Большой привлекательной силой для туристов разнообразные местные праздники например, фестиваль творческих коллективов и мастерских музыкантов, художников, актеров, архитекторов под названием «Жигулёвский Барбизон», Вечер поэзии А. Ширяевца, который проводится в конце сентября и др.

    Первое упоминание о селении Ширяево в исторических документах относится к 1643-1645 годам. Описание окрестностей села в Жигулях можно найти в записках голландского живописца и путешественника Корнилия де Бруина, увидевшего эти места в мае 1703 года. В разных источниках село Ширяево также называлось Ширяев Буерак, деревня Ширяева, Ширяевка, село Ширяевское, село Богоявленское. Представляю вам подборку исторических фотографий села и окрестностей. Часть фото любезно предоставлено национальным парком «Самарская Лука», часть из блога Олега Павлухина.

    Немного истории села Ширяево:

    В Ширяевском Буераке с 1643 г. имел свои владения самарский дворянин Михаил Филитов, данные ему за службу. В переписной книге Самарского уезда в 1646 г. в деревне Ширяев Буерак значилось 25 дворов, в них проживало 82 человека мужского рода. По первой ревизии 1719 г. в селе насчитывалось 80 душ мужского пола, принадлежащих помещикам Филитовым, Каракозовым, Антоновым и некоторым другим. По третьей ревизии 1763 г. владельцами крепостных в селе были: М. Б. Сколкова, А. П. Филитов, Н. А. Антонова, С. Е. Натопоркин, А. П. Шипилова. В 1767 г. фаворит Екатерины II - Григорий Григорьевич Орлов и его брат, Владимир Григорьевич (младший из пяти братьев Орловых), были в числе сопровождающих императрицу во время её путешествия по Волге от Твери до Симбирска. Императрица подарила Ширяево своему фавориту и с 1768 г. эти земли стали частью поместья графа Орлова — Давыдова.

    В 1870 году три молодых художника - Илья Репин, Фёдор Васильев и Евгений Макаров - и брат Репина музыкант Василий провели в Ширяево несколько месяцев, о чём Репин написал в своей книге «Далекое близкое». Непосредственно в Ширяево Репин делал наброски к картине «Бурлаки на Волге» (ныне в Ширяево расположен дом-музей И. Репина).

    В Ширяево долгие годы шла разработка штолен с целью добычи известняка и строительного камня. В 1900 году в селе купцом Ванюшиным был построен завод по переработке известкового камня и выпуску негашеной извести, алебастра и гипса. Позднее в окрестностях появился открытый карьер (ныне Жигулевский известковый завод).

    Начиная с 1929 года на «спецпоселение» в село Ширяево ссылали семьи репрессированных кулаков. По рассказам местных жителей, ссыльные жили в бараках, некоторые из них работали в штольнях и на известковых заводах «Ширяевец», «Богатырь» и «Бурлак». В 1930-1950-е годы репрессированные также трудились в колхозе им. Крупской.

    Завод «Богатырь», печь «Кувшин», 1932 год.

    Завод «Бурлак» в пос. Богатырь, 1932 г.

    фотографии подобрал Вадим Кондратьев


    На правом берегу Волги в устье одноименного Ширяевского оврага, на территории национального парка Самарская Лука, расположено старое село Ширяево. Сюда сегодня и лежит наша дорога. Попасть сюда можно тремя способами: на машине через Жигулевск, на велосипеде из села Рождествено, или любой другой пристани на правом берегу Волги, это у кого откуда педали крутить сил хватит, или на речном трамвайчике из Самары.


    За неимением первых двух средств передвижения, пользуюсь третьим. Два с небольшим часа созерцания волжских пейзажей, и мы на месте.

    Сюда всегда едет много туристов, а в последние годы и экскурсантов. Сойдя с трапа пристани всегда на берегу встретишь несколько экскурсионных автобусов ждущих группы, чтобы довести до ближайших достопримечательностей. Но мы не будем лишать себя удовольствия пройтись пешком. Да и место что хочу вам сегодня показать совсем рядом, и мы собственно уже приехали. Много интересного в этих местах, попробую немного рассказать о них, поднимаясь на гору. Покупаем путевки на посещение нац.парка, с недавних пор нахождение на территории платное, стоимость не большая, скорее символическая и направляемся дальше через село. Сначала по центральной автодороге, а затем, свернув на одну из улочек, доходим до горы. Какие здесь виды, мне городскому трудно пройти мимо этого деревенского колорита.

    Скромные простые дворики именно такие мне по душе, эти деревянные избушки от чего-то трогают, хочется остаться на пару недель, пожить вот в таком доме. Коротать вечера, на завалинке за беседами и разглядывая звездное небо разбавляя сладкий льющейся запах сирени терпким дымком табака из трубки.

    Немного замечтался)

    Прямо за этим двориком начинается подъем в гору. Гора не высокая и подъем достаточно прост, по каменистому поросшему травой склону на вершину ведет тропа.

    По местному преданию эта гора получила название от существовавшего в ее окрестностях мужского монастыря, что не подтверждается документально. Однако существует легенда в которой говорится, что в престольные праздники бурлаки часто слышали из глубины Монастырской горы торжественный утренний и вечерний звон. Стопами босых ног ощущали еле уловимые вздрагивания. Из глубины горы доносился протяжный звенящий звук. Через мгновение звук повторялся, как бы в отражении, звук с колокольни и звуки с горы повторялись, и переходили в перезвон. Завершали перезвон три сильных колокольных удара, которые раздавались почти одновременно с ударами колокола в звоннице ширяевской церкви. По версии без мистификаций название горы связано с её местом расположения. Некогда эти земли, принадлежали звенигородскому Савво-Сторожевскому монастырю, к 1903 году этот монастырь в селе Ширяевский буерак имел 23 десятины пашни и 127 десятин леса. Впрочем, в распоряжении монастырских старцев оказалась вся северо-западная часть Самарской Луки.

    На высоте около 30 метров от подножия горы на восточном склоне разбросаны останцы выветрившихся пород известняка. Некоторые из них достигают в высоту до нескольких метров. Они имеют причудливую форму, их ещё иногда называют ширяевскими сфинксами.

    Отсюда открываются потрясающие виды на волжские просторы и на само село Ширяево.

    Первое упоминание о селении в исторических документах относится к 40-м годам ХVII века, однако поселения человека в этом месте известны с Х в. Годом основания села принято считать 1643, когда этот участок земли был жалован самарскому помещику Михаилу Филлитову. Тогда это поселение было известно под именем деревни Ширяев Буерак. Видимо название связано с размерами «буерака» - то есть оврага, его простором - ширью, хотя может топоним связан и с прозвищным личным именем Ширяй, Ширяев. Екатерина II во время путешествия по Волге от Твери до Симбирска подарила эти земли своему фавориту графу Орлову и с 1768 г. они стали частью поместья Орловых-Довыдовых. Название села неоднократно менялось: деревня Ширяева, Ширяевка, село Ширяевское. С построением деревянной церкви в 1894 году, село официально стало называться Богоявленским. Церковь просуществовала недолго, была закрыта в 1930г и разобрана на стройматериалы. На месте церкви теперь стоит памятник погибшим на фронтах Великой Отечественной войны.

    Отсюда дома внизу кажутся совсем игрушечными.

    Дуновения ветра и склон оживляется волнами. Колыхание трав, вольный ветер, солнце да синее небо с кудрявыми облаками над головой, открывающиеся просторы волжского раздолья. Вот оно ощущение свободы, свободы ради которой некогда бежали сюда крестьяне из центральной Руси, вольные люди, казаки образовавшие в Жигулёвских горах Волжскую вольницу.

    Немного выше рельеф склона образует довольно просторную естественную видовую площадку. На ней в 30 июня 1999 г., в честь 2000-летия рождества Христова в память всех тех, кто сложили голову за Великую Русь, установили Крест Памяти и Покаяния.

    Это ещё не вершина это только половина пути до неё.

    Вершина покрыта лесом и чем ближе мы к ней приближаемся, тем чаще на пути встречаются деревья, красивые ветвистые дубы-колдуны с причудливо изогнутыми стволами.

    Ещё чуть-чуть и мы уже на вершине. Останавливаемся, чтобы перевести дух и оглядеться, а вид отсюда открывается стоящий. Прямо напротив, возвышается Попова гора, объект очень интересный и это тема отдельного поста.

    Среди склонов гор уходит вглубь по долине Ширяевского оврага дорога к ещё одному интересному месту - Каменной чаше. Урочище представляет собой округлое чашеобразное расширение, образованное слиянием трех оврагов окруженное со всех сторон горами, представляет собой как бы огромную каменную воронку. Это одно из живописных, мест Ширяевской долины, расположено в 12 километрах от села Ширяево. Каменная чаша упоминается в многочисленных легендах Жигулёвских гор. Так в одной из них рассказывается о сподвижнике Степана Разина Фёдоре Шелудяке, который, не желая сдаваться царским войскам, бросился с утёса на камни. Но камни раздвинулись, и попал Фёдор к Хозяйке гор. Долго жил в подземелье, но не радовал его каменный плен и умер он в тоске. С тех пор и плачет Хозяйка Жигулей, а слёзы её текут в Каменную чашу.

    По другому приданию была в селе Церковь в честь святителя Николая Чудотворца. В храме служил священник и был у него помощник - мальчик пономарь. Служили они исправно. Но налетела орда татарская, сметала все с пути, храмы разрушала, людей убивала. Взял священник самое дорогое из храма, ушел в горы с послушником и запрятал богослужебные сосуды в пещерке, а когда вернулись они в село, схватили их татары да давай пытать. Умер батюшка, не выдав тайны. Страшно стало мальчику, дрогнуло его сердечко не смышленое и повел он лиходеев к месту заветному. Схватил предводитель ханский Чашу руками не чистыми. Но не тут-то было. Высвободилась Чаша из рук супостата, да поднялась высоко в небо. А на этом месте забил источник чудотворный.
    В Каменной Чаше источников три, но только один из них считается святым и носит имя Николая Чудотворца. Местные жители рассказывают, что и сам старец иногда появляется в окрестностях села: помогает заплутавшим грибникам, спасает от диких зверей.

    Посетить источник моя давняя мечта, к сожалению пока так и не реализованная, но надеюсь все ещё впереди. Но вернусь к рассказу об объекте нашего внимания. Собственно Монастырской называют лишь западный склон горы, а восточную часть между Ширяевским и Козьим оврагами называют горой Верблюд. Мелкие овраги, выходя в сторону реки параллельными рядами, делят гору на отдельные увалы, напоминающие горбы этого животного. Здесь с восточной стороны на зеленом поросшем лесом склоне хорошо заметна узкая белая полоса, это Ванюшинский карьер. Назван он так по фамилии предпринимателя, в начале прошлого века владевшего заводами по переработке известняка в Ширяево. Тут же находятся знаменитые штольни Верблюд горы.

    Высота потолков в штольнях около 4-5 метров, подпираемые массивными колоннами уходят они вглубь горы. Здесь всегда холодно, даже в самый жаркий летний день, леденящий воздух, выходящий из них можно почувствовать метров за 10 подходя к входу. Здесь царит тишина, нарушаемая лишь шуршанием камней под норами. Прибывая здесь порой могут возникать даже жутковатые ощущения, вызванные не темнотой и циклопическими размерами штреков, а именно этим абсолютным безмолвием, но страха не возникает, его побеждает любопытство и интерес к этим рукотворным лабиринтам.
    До середины ХХ века здесь была скала Козьи Рожки с необычными, задранными вверх и напоминающими рога, вершинами. Два взрыва в 1952 году полностью уничтожили замечательные вершины, так привлекавшие туристов, писателей, художников. «Верблюд-гора» - этот топоним появился уже позже, после исчезновения Козьих Рожек.

    Сейчас в выступающей части скалы, при включении воображения конечно, можно разглядеть профиль головы верблюда, её вершина имеет народное название «Балда» и представляет собой прекрасную смотровую площадку.

    Красивейшие места, так притягивающие сюда людей, художников и писателей за вдохновением, туристов интересными маршрутами. Здесь камень таит в себе историю, вода несет силу, а небо отражается даже в колючках, окрашивая их глубоким синим цветом.

    Было неожиданно встретить такую яркую поляну всю усеянную этими синими соцветиями мордовника.

    Красиво здесь, не даром эти места так приглянулись художнику живописцу Илье Ефимовичу Ре́пину, камера не передаст всей красоты и пейзажности присущей этим местам.

    Спускаемся и чем ближе к подножью, тем выше становится трава. И вот пробираясь сквозь заросли рослой по пояс травы выходим на дорогу.

    Есть ещё немного времени до прибытия Омика, а значит ещё успеем подняться на соседнею Попову гору.

    Попова гора знаменита своими штольнями. Здесь велась добыча строительного камня и известняка для производства извести. В 1897 году у подножия Поповой горы возник первый завод - "Ширяевец", принадлежавший купцу Макарову из Уральска и его зятю Назарову из Самары. Вскоре этот завод был приобретён известным предпринимателем, саратовским купцом Г.С.Ванюшиным. Впоследствии у него появился ещё завод чуть выше по реке, который затем стал именоваться "Богатырь". Ширяево стало центром горной промышленности Жигулей по добычи бутового камня, высококачественных известняков, производства извести и алебастра. За годы разработок породы в окрестностях села была создана обширная многокилометровая сеть подземных штолен. Работы в них были прекращены в середине 1950-х годов, тогда перешли на способ открытой разработки.

    Здесь и закончу нашу экскурсию, надеюсь, вам понравилось.


    Село Ширяево. Вид с горы Поповой.

    История Ширяева начиналась в далёком XVII-ом веке. И на протяжении всех прошедших с тех пор лет село называли по-разному: Ширяев Буерак , Ширяево , Ширяевка, Ширяевское, и даже Богоявленское. Но исконным названием, видимо, следует считать Ширяев Буерак . И название это родилось от того простора, который присутствует здесь на Волге в Жигулёвских горах , и который поразил в своё время создателя «Бурлаков на Волге ». Это и тот простор, который можно увидеть с окрестных гор, а ещё и простор той долины, в которой расположилось село. Ведь Ширяев Буерак это и есть «широкий овраг», «широкая долина». И известно точно: нет на Самарской Луке оврага более широкого и более длинного, чем Ширяевский овраг .

    От своего истока до места впадения в Волгу он тянется 35 километров. Правда, кроме широты оврага основой названия села могло стать имя Ширяй. Но легенд о том, что какой-то герой с таким именем в ходе каких-то приключений основал это село, нет. Поэтому сегодня мы считаем, что название селу дал овраг.

    Впервые село упоминается в документах первого русского царя из рода Романовых Михаила Фёдоровича в связи с тем, что этот самый Ширяев Буерак привлекал к себе беглых крестьян , оставлявших и свои дома, и своих помещиков в центральной Руси. Так что село основывалось под девизом свободы - свободы от крепостной зависимости. Затем село упоминается в документах 1643, 44, 45-го годов.

    Царь Михаил Фёдорович Романов.

    А голландский путешественник и живописец Корнилий де Бруин побывал в Ширяево (он плыл из Самары) в мае 1703 года и рассказал об этом на страницах своей книги:

    «В девять часов, поворотив к юго-западу, заметили справа равнину между высоких гор, а затем селение, лежащее в 20-ти верстах (это около 21-го километра) от Самары. Наши люди выходили туда за продовольствием, и река в этом месте была очень широка».

    Это почти у самой Волги . Пристанищем выдающемуся художнику, на время его пребывания в Ширяево , был небольшой бревенчатый домик в три окна. И все эти три окна были обращены к реке. За сто лет стены дома обветшали, многие балки и брёвна прогнили. Но зато в доме осталось много вещей хозяев: прялки, весы, сундуки, резная деревянная кровать, ковши, одежда старого фасона, детская люлька, небольшое зеркало, облачённое в простую раму. Всё это позволяло сохранить память о том времени, когда создавался шедевр, когда художник жил среди всех этих вещей то, что называется, погружался в жизнь русского крестьянства.

    Но заслуга в сохранении дома и в создании музея принадлежит уже другому человеку – Анетте Басс .

    Ну а в самом музее Вас уже будут ждать рассказы о том, как проводили вечера на Волге представители творческой интеллигенции. Экскурсоводы расскажут: кто из художников любил покрывать стол кружевными салфетками, кто спал на полатях, а кто – на обычной деревянной лавке.

    В 2007 году музей заметно преобразился. Дом Репина соединили задним двором с соседним «Белым домом», который был ни много ни мало усадьбой дворян Вдовиных. Усадьбу возвели в 1910 году. А сейчас в ней размещаются залы с этнографической экспозицией, копиями известных (можно даже сказать хрестоматийных) работ художников, так же как и Илья Репин , приезжавших на Самарскую Луку . А были здесь такие признанные мастера как Иван Шишкин, Иван Айвазовский, Сергей Иванов, Аристарх Лентулов. Ну и, конечно же, Фёдор Васильев и Евгений Макаров, которые как раз гостили в Ширяево вместе с Репиным . А ещё в двух залах проводятся персональные выставки современных художников.

    Получается целых два музея на одно село – не много ли? Да их не два вовсе… А три. Ведь Ширяево было родиной выдающегося поэта серебряного века Александра Абрамова . Но, правду сказать, под этой фамилией его никто не знал и не знает. Ведь подписывался поэт именем Александр Ширяевец . Используя этот псевдоним, автор стихов совсем не лукавил, ведь он и был ширяевцем – уроженцем старинного волжского села.

    Ширяево на фотографии Максима Дмитриева 1900 года. На первом плане под горой Поповой, с которой и сделана фотография, размещается завод купца Ванюшина.

    Но самый заметный след бурного промышленного развития на рубеже XIX и XX столетий остался и легко обнаруживается, если окинуть село взглядом, на склоне Поповой горы . Почти отовсюду из села и с пристани видны солидного размера входы в какие-то пещеры. Но правильнее их называть штольнями , поскольку созданы они руками людей. – это семь комплексов, удалённых один от другого на расстояние от 100 до 2000 метров. Между собой они не сообщаются, и каждый комплекс имеет форму аккуратного квадрата. Большинство штолен представляет собой лабиринт протяжённостью до 300 метров, состоящий из пересекающихся галерей. Высота проходов такова, что при желании можно по ним проехать на двухэтажном автобусе. Внутри штолен температура воздуха и зимой, и летом одинаковая: плюс 10 градусов.

    Начинали их создавать наёмные рабочие Ванюшина , а завершали трудоармейцы из Солнечной Поляны во время Великой Отечественной войны. Но задачей рабочих, было, конечно, не создание грандиозных сооружений в горе, а добыча ширяевского известняка , который спокойно пролежал тут 300 миллионов лет, никому за это время был не нужен, а потом вдруг понадобился.

    При виде зияющих пустот на склоне Поповой горы , возникает непреодолимое желание посетить эти подземные выработки. Хотя дело это оказывается опасным. В штольнях постоянно случаются обвалы. И пустоты грозят дорасти до вершины горы. Если это произойдёт, то пещеры станут ямами. Попова гора находится уже в пределах Жигулёвского заповедника , администрация которого предпринимает всевозможные меры, чтобы в штольни никто не попадал: проходы заделаны решётками, развешаны предупредительные знаки об опасности посещения штолен . Но в этом всём есть определённая доля лукавства. Скорее всего, безопасность туристов здесь вовсе ни причём. А дело всё в мышах . Причём именно в мышах летучих . Они обитают в лесах Самарской Луки , селятся в дуплах деревьев и на чердаках сельских домов. Но это летом, а вот на зиму они собираются вместе и впадают в спячку. Заброшенные штольни оказались для этого самого занятия очень подходящим местом. Недаром колония летучих мышей на Самарской Луке достигла таких размеров, что является самой крупной в Европе. Так вот беспокоить мышей в этот период крайне не желательно. Если их потревожить и разбудить, то энергии на то, чтобы проснуться, успокоиться и снова заснуть у них не хватает, и они погибают от истощения и холода. Причём самки в зимнее время беременны, формирование плода идёт во время зимы после осеннего спаривания. Поэтому погибает не только мышь , но и её не родившийся детёныш.

    Гора Верблюд.

    Недра горы изрезаны подземными выработками. Здесь сохранились рельсовые пути, по которым в начале прошлого века толкали тачки с известняковым камнем . Стоит забраться на вершину горы, чтобы увидеть открывающуюся оттуда великолепную панораму окрестностей и противоположного берега Волги – вид на знаменитые «Жигулёвские ворота » и Сокольи горы , на вершину Царёва Кургана у места впадения в Волгу реки Сок .



    «Жигулёвские ворота» (фото Никиты Иванова)

    Каменная Чаша – загадочное, влекущее название. А в ней родник – родник Николая Чудотворца . Множество людей направляются туда: обычных туристов, верующих паломников, по грунтовой дороге за 10 километров от Ширяево по Ширяевскому оврагу . По-хорошему, конечно, этот путь нужно пройти пешком. Ведь именно так принято добираться до святых мест. Но сегодня многие осилить такого расстояния уже не могут, и добираются автомобилями, и даже автобусами. Путешествие по узкой грунтовой дороге, на которой приходиться разъезжаться со встречными машинами, не лучшим образом сказывается и на путешествующих, и на экологии здешних мест. 10 километров преодолеваются в лучшем случае минут за сорок.


    Но сама дорога сказочно прекрасна. Двухсотметровые северо-западные склоны оврага накрыты пушистым покрывалом соснового леса. Восточные склоны чуть ниже по высоте. По ним расстилаются белоснежные берёзовые рощи. На прогалинах между деревьями заросли душицы и иван-чая. Достаточно свернуть на несколько шагов в сторону в какой-нибудь овражек, чтобы оказаться среди зарослей высоких густых трав в не пропадающем сумраке дна оврага, где солнце касается лучами только макушек деревьев.

    Дорога выводит к Каменной Чаше . Урочище начинается площадкой, здесь разместился указатель, показывающий дорогу к источнику, который называют и родником Николая Чудотворца , и родником Николая Угодника , а также Никольским и даже Николиным . А многие знают этот родник под тем же именем, что и урочище – Каменная Чаша . От площадки до родника в гору приходиться идти уже всем – автомобиль дальше не пройдёт. Здесь широкий Ширяевский овраг становится ещё шире, в него впадает Каменный овраг и вместе с ним ещё несколько более мелких овражков. Вскоре долина меняет своё направление, становится шире, и при расширении образуется нечто похожее на гигантский котёл, или на чашу с каменными боками. Путник оказывается со всех сторон окружённым высокими горами. Выше гор – только небо.

    Узкая тропинка идёт вверх к роднику. Вдоль неё тянется желоб. По нему течёт вода из родника. Но только в том случае, если посетители её всю не вычерпывают. Может случиться так, что где-то на середине подъёма, как чудо и знак святости места, у Вас прямо из-под ног вспорхнут стаей бабочки. Они живут здесь постоянно – мотыльки с голубыми крылышками. С какими-то, известными только одним им, периодами, мотыльки то поднимаются вверх, то вновь опускается на дно оврага.

    Родник Николая Чудотворца в самом сердце Каменной Чаши – в сумрачном колодце. Колодец получился потому, что родник обступили со всех сторон горы, крутые склоны которых поросли тёмным лесом. Возле родника выстроили из камня новую часовню, после того как в 2000-ом году неизвестные сожгли старую деревянную. Если в часовне будет идти служба, и богомольцы будут петь акафист Николаю Угоднику , то звук церковного пения Вы услышите ещё на подходе. Звук распространяется по-особенному, без эха, в каменных стенах, плотно покрытых лесом, его нет. Тишина и пение. Через узенькое окошко часовни можно увидеть, как горят где-то там внутри свечи. Здесь же рядом с часовней в импровизированной церковной лавке их можно и купить.

    Недалеко разместилась купальня. В погожий день к ней может выстроиться очередь. Часовня и купальня размещены вдали от родника. И наполнять купальню приходиться вручную, таская воду вёдрами.

    Сам источник расположен выше. Вода течёт из-под скалы, сплошь покрытой зелёным мхом в специальный желоб со скоростью 4,5 литра в минуту. Вода очень холодная – не выше пяти градусов. По цвету воды видно, насколько она чистая. А чистая вода даёт особенно приятный вкус. Высокое качество воды подтверждается химическим анализом. Он свидетельствует о том, что вода может не терять своих вкусовых свойств в течение периода от шести до двадцати месяцев. Если сравнивать с водопроводной, то в воде родника Николая Чудотворца хлора на треть меньше. Но есть и недостаток, правда единственный. Оказывается, в воде родника присутствует немного аммиака. Но что поделать, ведь в жигулёвских недрах расположены линзы с нефтью. Оттуда аммиак просачивается в подземные воды.

    Вокруг родника образовалась своя обстановка. Гранитный камень с напоминанием о Николае Чудотворце . Вывешенное на дереве предупреждение:

    «Добрые люди! У святого родника нельзя громко говорить, курить, мусорить, распивать спиртные напитки. Если вы хотите здоровья себе и своим близким, соблюдайте эти правила».

    Рядом установлена каменная чаша.

    Сказочное место окружает своими сказками и легендами человеческая культура. Это удивительное, порой непостижимо удивительное переплетение культур, имеющих в своей основе совершенно разные корни. Здесь и культура разгульной разбойной вольницы, и язычество, и христианские предания.

    У родника Николая Чудотвоца. Родник также называют Каменная Чаша, Никольский, Николин, Николая Угодника.

    И всё это переплетается друг с другом, растворяется друг в друге, так что герои разных сказаний, разных культур могут спокойно встретиться в одной легенде. Так разбойника атамана Шелудяка полюбила героиня из мокшанского языческого эпоса – хозяйка Жигулей.

    Фёдор Шелудяк был на самом деле реальным человеком, атаманом, соратником Степана Разина. И когда последнего арестовали в 1671 году, Шелудяк пытался бороться. Он организовал поход на Симбирск, но потерпел неудачу. Был схвачен и казнён в Астрахани 27 июня 1672 года. Легенда же рисует его судьбу по-другому.

    Шелудяк был окружен царскими войсками на Самарской Луке . Он забрался на скалу и бросился вниз. Но не погиб. Камни раздвинулись, и атаман полетел в чрево горы. Там под землёй он оказался во владениях хозяйки Жигулей. В этом подземном царстве Шелудяк провёл долгие годы. Но неволя в каменном плену совсем не радовала его разгульную разбойничью душу. От тоски стал он чахнуть и, в конце концов, умер. С тех пор Хозяйке гор ничего не остаётся, как проливать по усопшему атаману слёзы. Они и текут в каменную чашу.

    Есть в культуре Каменной Чаши и христианские мотивы. Причём они разные. Одна история уводит нас совсем в стародавние времена. Когда началось татарское нашествие, на территории Ширяево уже жили вольные хлебопашцы, и они уже были христианами. Возвели они церковь и дали ей имя в честь святителя Николая Чудотворца . У священника, что служил в храме, был помощник – мальчик пономарь. Так вдвоём служили они исправно. Но татарские завоеватели прошли по земле, сея разорение и погибель. Cвященник и послушник успели взять из храма всё самое дорогое и уйти в горы. Там на затерянных дорогах нашли они пещеру и в ней спрятали богослужебные сосуды. Но на беду свою решили они вернуться обратно. Не успели они прийти в село, как татары их схватили и стали пытать. Батюшка не выдержал пыток – умер, но тайны своей татарам не открыл. А вот мальчик согласился отвести врагов к тайнику. Найдя тайник, предводитель татар схватил нечистыми руками священную чашу, да хотел бросить её о землю. Но не смог. Чаша сама безо всякой помощи выскользнула из рук бандита, поднялась в небо, там и пропала. А на земле, где стояли татары, забил чудотворный источник. Похожа эта история чем-то на историю про самарскую девушку, жившую уже в советские времена, которая окаменела после того, как решила танцевать с иконой Николая Угодника .

    Есть ещё одна легенда. А в ней говорится о том, что когда в антирелигиозном порыве в селе стали разрушать церковь, одна из прихожанок забрала золотую чашу и схоронила её где-то в лесу. Прошло некоторое время. Женщина стала искать чашу, но поиски ни к чему не привели. После многих попыток увидела она явление иконы. А на месте, где была зарыта чаша, забил родник.

    Не стоит забывать, что родник посвящён Святому Николаю . И говорят, что ходит он здесь где-то таким невысоким седым старичком в вышитой рубахе и лаптях, выводит заплутавшихся путников на прямую дорогу из леса и из душевных блужданий. Грибники потом рассказывают: Заблудился я, мол, как-то где-то у Елгушей. И тут, как из-под земли старик в шубе, с палкой и котомкой. Я ему – как же вы тут, дедушка, оказались? А он мне в ответ: я то знаю, где я, а вот ты-то, знаешь ли, где оказался?

    Да, много переплетается всякого разного, что связано, так или иначе, с Каменной Чашей . Множество нитей замысловато перепутаны друг с другом. Много в этих сплетениях добра. Но хитро, стараясь быть не заметным, запряталось там и зло. И трудно уже в этой неразберихи отличить одно от другого. Паломники стараются, поют. Идут туристы, многие не знают, зачем они сюда приехали или зачем их сюда привезли.
    Песнопение разбивается звоном вёдер, создавая атмосферу базара. Стараются паломники поют. Хватит ли им сил, отмолить чужие грехи, вселить в людей разум, чтобы не погубили они святой источник?