Город кале пещерный. Богатое историческое прошлое Чуфут-Кале

Приветствую, друзья!

А вы знаете, что приезжая в Крым, получаете возможность переместиться на много веков назад и почувствовать себя реальным жителем древнего поселения? Нет, это не участие в массовке к историческому фильму, не дешевые декорации с ряжеными, вымогающими заплатить за фото , это реальный, хоть и давно заброшенный Чуфут Кале пещерный город.

По ходу нашего путешествия я отвечу вам на многие вопросы, в том числе – кто надоумил жителей города-крепости рыть пещеры вместо строительства из камня, что может быть общего у караимов с иудеями , и когда они покинули обезлюдевший город.

Ну что, начнем с самого главного – как, когда, зачем и для кого были созданы целые города в таких труднодоступных местах и как там людям жилось.

О том, когда появилось первое пещерное поселение высоко над зеленой долиной достоверно неизвестно. По данным ученых и исследователей, люди обживали эти места, начиная с V в. Найденные могильники, принадлежащие племенам аланов, вроде как подтверждают эту теорию, но это не точно – споры об этом еще продолжаются.

С уверенностью можно сказать, что древний народ не просто так забирался на скалы и оборудовал там свое жилище. Время было неспокойное, бесконечные кровавые завоевания соседних земель были делом традиционным.

Особенно это мероприятие любили степные кочевники – отхватить добрый кусок у мирного и работящего населения, перебить и взять в рабство жителей.

Но есть и еще одна версия, согласно которой, выгодное расположение и рельеф каменного плато использовалось в качестве оборонительного объекта византийцами, построившими здесь свои сооружения приблизительно в годах так 500-600. Может быть именно здесь и стоял таинственный город Фуллы , который никак не могут найти наши ученые, а в летописях не сказано, где конкретно он располагался.

История и судьба городища

Но как бы не обороняли свой город племена, периодически он переходил от одного народа к другому. Менялся быт, политика и названия.

Так, во время владения этой местности монголо-татарами, город звался Кырк-Ер. В 1299 г. ордынцы, под руководством эмира Ногая вступили на эту землю, предварительно разграбив прежнее поселение.

Далее пещерный город развивался, был центром княжества, правда, под подчинением Крымского юрта Золотой орды . После распада последней и образования уже Крымского ханства, Кырк-Ер становится резиденцией Хаджи 1 Герая.

Менгли 1 Герай перенес столицу ханства в другое место – Салачик , в современности село Староселье. Большинство жителей покинули пещерный город и ушли в новую столицу. Остались в неприступном городище только неугодные караимы, да крымчаки.

Иудейский город на скале

К караимам, как к представителям другого вероисповедания, особой любви не было. Когда ханский народ переместился в долину, караимам было запрещено покидать пределы пещерного города для свободного расселения.

Тогда-то и родилось нынешнее название – Чуфут-Кале, как «иудейская крепость». Хотя караимы, согласно некоторым теориям выходцы из хазарских и половецких племен, они в свое время приняли «религию иудеев», имели древнееврейский диалект, но в то же время не причисляли себя к этой нации.

После присоединения Крыма к России, караимам было разрешено жить за пределами своего города. Но только в конце XIX в. Чуфут-Кале был оставлен последними обитателями.

Что там происходит сейчас

Надо сказать, что до последнего, в брошенном городе проживала семья смотрителя. И это удивительно, что Чуфут-Кале неплохо сохранился до наших дней. Сейчас эта местность является заповедником и объектом культурного наследия.

Посещать пещерный город можно круглый год, что и делают многочисленные любознательные туристы и крымчане.

Где находится Чуфут-Кале

Чем интересен пещерный город

Как вы уже поняли, Чуфут-Кале очень древний город, с полноценной (вы даже удивитесь насколько) структурой. Трудно представить, как и при каких условиях строители и мастера того времени выполняли свою работу.

Строения на земле появились позже. Изначально, все помещения вырубались в скалах.

Каждый народ, проживающий здесь, вносил свои коррективы. Создавались свои храмы – христианские, мусульманские, караимские, отстраивались крепостные стены, прокладывались дороги, город рос и пополнялся новыми сооружениями.

При ханском правлении, например, здесь появились казематы, где в самых ужасных и жестких условиях держали пленных. А в плену побывали многие знатные люди – князь Ромодановский, литовский посол Лез, русский посол В. Грязной, гетман Потоцкий, воевода и любимец царя Шереметев провел более 20 лет в этом подземелье. За них требовали выкуп, иногда с такими невыполнимыми условиями, как отдать Астрахань и Казань.

Много в Чуфут-Кале и руин, а древние наземные строения можно посмотреть только снаружи.

Пройти по улицам «мертвого» города

Итак, вы отправляетесь самостоятельно или с экскурсией к Южным (главным) воротам Чуфут-кале. Неприступная стена, за которой открывается вид на город, выдержала не одну жестокую осаду.

Сам город разделен оборонительной стеной с аркой на старый и новый. В старом городе вы попадете на площадь, по сторонам от которой расположились различные сооружения – каменный колодец, руины христианского храма и мечети, и другие здания.

Караимы жили, если так можно сказать, отдельным кварталом. Они занимались ремеслом и хозяйством. Хорошо сохранился большой каменный дом известного караимского летописца, ученого и путешественника Фирковича.

Функционировали в городе и свой монетный двор, и типография, различные ремесленные лавки. Многие пещерные помещения – это хозяйственные постройки, где хранились запасы, выполнялась какая-то работа, держался скот, но в опасные моменты, каменные лабиринты становились укрытием для жителей города.

На что обратить внимание

Среди множества руин есть и неплохо сохранившиеся сооружения.

  • Мавзолей Джанике-Ханым, где была погребена любимая дочь Тахтамыша. Вот только история ее гибели или естественной смерти трактуется по-разному. Экскурсовод может рассказать вам целых три версии!
  • Большая и Малая кенассы . Караимские молельные дома;
  • Осадный колодец Тик-Кую – удивительно продуманное подземное сооружение, созданное для сбора, отстаивания и хранения воды. О нем подробно можно прочесть в моей статье

Несмотря на бурлящую в пещерном городе жизнь, улицы сохранились отлично. Кстати, когда идет ливень, вся вода стекает по дороге, и по каменному тротуару, который чуть возвышается можно спокойно пройти.

Плутать по улочкам города, заглядывать в кельи, раздумывать о смысле жизни на смотровых площадках можно целый день, если вы не привязаны к экскурсоводу и группе.

Что еще посмотреть в Чуфут-Кале

Со стороны Восточных ворот, которые ведут в караимскую часть города, расположилась Иософатова долина. А через дорогу, углубившись в лес можно набрести на старинное караимское кладбище – место чрезвычайно атмосферное. В сумраке густых зарослей, без всяких троп и дорожек виднеются покосившиеся, целые и полуразрушенные надгробия, поросшие мягким изумрудным мхом.

Были в городе и ветряные мельницы, и банные комплексы, но они, к сожалению, не сохранились. А вот вырубленные из камня бассейны для сбора дождевой воды, боевые и жилые пещерные помещения с вырубленными лестницами еще многие века будут напоминать о некогда существовавшем городе Чуфут-Кале.

Слово посетителям: отзывы

Представляете, нет ни одного негативного отзыва! Удивительное место, где переплетается история и судьба многих народов, никого не оставляет безучастным.

Мертвый, полуразрушенный город на высоком плато, откуда открываются роскошные виды, привлекает не только туристов, но и ученых, археологов, а также любителей мистики и поклонников эзотерики.

Из минусов отмечено: особенность ландшафта – непростая прогулка по горным склонам, разбитым дорогам, и более прохладная погодная атмосфера, возможен ветер.

И, если не хотите быть ограничены по времени, то выбирайте самостоятельную экскурсию или поход с опытным гидом , а как добраться и вернуться я расскажу ниже.

Информация для посетителей

На официальном сайте сказано, что посещение осуществляется c 9.00 до 18.00. А кассы закрываются на 1 час раньше. И красным по белому написано, что без головных уборов и запаса питьевой воды вход в Чуфут-Кале прямо таки запрещен!

Так что на кассах, будь добр, предъяви панамку и бутылку. Ну не с пивом, конечно!

Плата за вход присутствует, билеты приобретаются у Южных и Восточных ворот.

Стоимость взрослого и детского билета в прошлом сезоне были: 200/100 рублей . Над пенсионерами сжалились, но не так как над студентами — 150 рублей. Могли бы и бесплатно пускать. Я не думаю, что много наших пенсионеров заберется в эту горку.

Официальный сайт: handvorec.ru (один на двоих с ).

Караул! У официального сайт Ханского дворца просрочен домен!! Докатились! Пока инфу смотрите здесь hansaray.crimea.com

Как добраться самому

Пешком

Если вы добираетесь самостоятельно, то изначально вам надо приобрести билет до Бахчисарая. Затем от автовокзала на автобусе № 2 до остановки «Староселье» . Но можно воспользоваться и любым другим маршрутным транспортом, предварительно узнав, доедет ли он до этой остановки. От остановки идти не меньше часа.

Далее вас сориентируют указатели, да и дорога к Чуфут-Кале ведет одна. Как я уже говорил, на пути располагается пещерный мужской монастырь – место, которое покоряет даже нерелигиозных посетителей. Можно запланировать его посещение до или после экскурсии в Чуфут-Кале.

От монастыря еще полчасика в горку. Лучше иметь при себе мобильное устройство с картами maps.me.

Где их взять? — Скачать из приложения Play Market. Как ими пользоваться грамотно? — Смотрите здесь .

На транспорте

На машине от Бахчисарая до Чуфут-Кале 10-15 минут езды. Вам надо двигаться по таким улицам: Жданова, Ленина, Скалистая. Либо иметь под рукой карту или же воспользоваться координатами для навигатора. Бросаете машину перед въездом на территорию Успенского монастыря за 100 рублей до вечера и пешком еще минут 30-40 в зависимости от ваших ТТХ.

Можно конечно воспользоваться услугами такси или местных автогидов, которые явно подкарауливают туристов в Бахчисарае на каждом углу.

Либо сразу напроситесь в экипаж к одному из профессиональных джипперов . Они отвезут вас более живописной дорогой через долину.

Полезно знать

Чуфут-Кале не набережная, обязательно одевайте закрытую и удобную обувь, комфортную одежду. Воды купить там негде, запаситесь заранее.

С маленькими детьми туда лучше не ходить, все-таки опасные склоны, подъемы, обрывы, ямы. Хотя школьники бугут впереди всех и вряд ли вы их догоните.

На этом я закругляюсь, думаю, вы в скором времени все увидите сами. Если хотите подготовиться к походу визуально, то вот помощь cavetowns.crimea.com

Друзья! Приглашаю вас принять участие в конкурсе. Буквально на днях наш сотрудник умудрился зарыть клад при посещение пещерного города и сдал все свои явки и пароли. Теперь у вас есть возможность не только приобщиться к истории, но и собственноручно нарыть себе благ человеческих. Подробнее .

Участвуйте в обсуждение статьи в поле для комментариев и в нашей группе

Чуфут-Кале - Мистический город с непростой загадочной судьбой. Посещение этого места, где из жителей остались только семья смотрителя, не оставит путника равнодушным. Для начала придется преодолеть дорогу, не тяжелую, но требующую некоторых усилий. Кто основал город, как он появился – не известно. Существуют различные догадки, однако они остаются лишь неподтвержденными гипотезами. Город активно жил на протяжении пяти веков. Есть теория, что пещерный город Чуфут-Кале служил временным убежищем – здесь укрывались жители долины от вражеских нашествий.

История

Строение просто создано для того, чтоб отражать атаки врагов. С трех сторон стены крепости продолжаются головокружительными обрывами. К входу ведет узкая горная тропа. Особого восторга заслуживает продуманный вход в пещерный город Чуфут-Кале. Он проходит через узкий открытый участок. Поэтому врагам приходилось протискиваться по одному, а сверху на них обрушивались стрелы и камни защитников бастиона.

Крепость Чуфут-Кале была действительно неприступной, и это оценили многие народы Крыма жившие здесь в разное время. По некоторым источникам скальный город был укреплением византийских земель. Когда власть в Крыму перешла к Крымским ханам, они избрали крепость своей резиденцией. После них остался памятник архитектуры, отличающийся наилучшей сохранностью – усыпальница дочери хана. Через какое-то время в предместье Бахчисарая построили город, где и расположились ханы, оставив бастион.

Местные жители крепости были представлены практически одними караимами и крымчаками. И тех и других причисляли к иудеям, и поэтому крепость начинают именовать Чуфут-Кале, что означает еврейская крепость, еврейское укрепление. От караимов в крепости осталось два отлично сохранившихся здания кенас – это религиозные дома, храмы караимов. В настоящее время они реставрируются караимской общиной.

Караимам, из-за их веры, нельзя было расселяться по всей территории Крымского ханства, для них действовали специальные ограничения. Поэтому люди этой редкой народности вынуждены были жить за стенами крепости. Хотя в последнее время с водой там становилось все сложнее. За ней приходилось спускаться не менее часа к источнику, который ныне почти пересох. Дожди на плато – редкость, поэтому воду расходовали крайне экономно.

Крымские ханы использовали пещерный город Чуфут-Кале не только как резервацию для людей иудейской веры. В стенах крепости переживали заключения военные пленники, в основном христиане, причем особы знатные, послы Польши, Литвы, России. Они годами ожидали выкупа. Среди них гетман Потоцкий, Василий Грязной, русский князь Ромодановский, Василий Шереметьев. Последний пробыл в заточении 21 год. За него требовали два русских города – Казань и Астрахань. В итоге его выкупили родственники, узник не хотел, чтобы Россия жертвовала своими землями ради него. В итоге он вернулся домой больным калекой.

Для пленников была построена церковь, куда они ходили на службу, родные могли встретить их только там. Эта церковь в скале позже стала мужским монастырем, который действует и поныне. Монахи ведут хозяйство, занимаются выращиванием овощей, пчеловодством. Их кельи выдолблены в скале. Посетить церковь может любой желающий, даже иноверные туристы, однако из уважения к инокам желательно соблюдать правила – не делать фото в храме, одевать подобающую одежду и женщинам покрывать голову.

Когда Крым перешел под власть империи, из города ушли последние жители, так как ограничения с караимов были сняты. Существует предположение, что люди отправились на поиск другого места обитания из-за отсутствия воды.

Тайны крепости

Крепость Чуфут-Кале окружена ореолом таинственности. Следует заметить, что посещение города с экскурсионной группой отличается от самостоятельного осмотра. Конечно, гид расскажет много интересной информации и ответит на вопросы. Однако мистический настрой будет несколько нарушен. Гуляя по крепости в одиночку или с другом, посетитель получает возможность увидеть и почувствовать дух крепости. Существует много загадочных слухов, которые подтверждают, что в пещерном городе не все чисто. Перемещаясь по территории, человек ощущает разные энергетические давления. Днем – это приподнятое, азартное состояние духа и даже веселье. Чувство усиливается в районе базарной площади.

Однако стоит направиться в сторону старого караимского кладбища, настроение резко меняется. Человека охватывает гнетущее тяжелое состояние, беспокойство и подавленность. Это случается даже если посетитель не знает куда держит путь. Что же касается ночи… Ночью на кладбище не выдерживает никто. Некоторые люди, ища острых ощущений, оставались в городе на ночь, но дикая паника заставляла их покидать селение в страхе, забыв вещи, вернутся за которыми, они решались только днем.

Смотритель крепости не любит говорить на эту тему. Что в городе не все спокойно, не смотря на полный покой и тишину он, конечно, знает. Крепость не пустует, не смотря на то, что в ней нет жителей кроме его семьи, только ходят по улицам бастиона не только туристы. Вечерами они с женой запираются и не выходят на улицу, ни под каким предлогом. Днем же если и нужно посетить кладбище, делает это смотритель с большим нежеланием.

Если выглянуть в окна и заглянуть за разрушенные стены – везде обрывы и горы. Виды очень живописные. В Чуфут-Кале можно любоваться не только древними строениями, но и раскинувшимися видами гор и долин Крыма. С одной из сторон растянулась Мертвая долина. Названию она обязана гробовой тишине, которая царит там в любое время суток. Ни шелеста ветра, ни пения птиц – ни звука…

Чуфут-Кале – это один из наиболее хорошо сохранившихся пещерных городов. Хотя на самом деле все административные здания и жилые дома построены на поверхности земли из камней. Пещеры выдалбливались только для подвалов и тюрем.

По тесным улочкам

Во время прогулки по мощеным улочкам видна печать времени – колеи телеги, ржавые решетки колодцев, многочисленные искусственные пещеры. Они везде – на виду и надежно укрытые от людских глаз. Самая удивительная пещера представлена тремя нишами – в ней потрясающая акустика. Любому приехавшему в город страннику нужно обязательно спеть там, хотя бы пару строк.

Спускаясь назад, следует обязательно набрать святой воды у источника напротив монастыря, а если нет тары, то купить готовую запечатанную воду, которая очень долго хранится – проверено. Там же продают сбор монастырских трав для чая, монастырский мед – лакомство и лекарство. Чтобы немного развеять ощущения от посещения грозного бастиона и подкрепится, можно зайти в кафе, где жарят вкусные чебуреки. К чайхане ведет тропинка, которая начинается от монастыря и бежит вниз. Здесь в традиционных татарских беседках расположенных по кругу в тенистом дворике, приятно заказать чайник зеленого чая и вкуснейших чебуреков.

Как добраться

Для того чтоб увидеть достопримечательность, нужно добраться до Бахчисарая и сесть на автобус номер «2» или любое маршрутное такси, которое держит путь до монастыря. Доехать до конечной остановки и подняться к монастырю, миновав монастырскую церковь, пройти по дороге в горы – впереди ворота пещерного города, который имеет наилучшую сохранность из всех древних скальных городов.

Я рассказала вам о дворце крымских ханов в Бахчисарае и о той истории любви, которая там произошла и которая настолько потрясла «нашего всё» Пушкина, что он написал о ней свою поэму — «Бахчисарайский фонтан».

Но славный город Бахчисарай может удивить вас ещё одним интересным местом. Это пещерный город Чуфут-Кале. До него от ханского дворца можно (и нужно) дойти пешком. Вот как мы это сделали.

Пещерный город Чуфут-Кале.

Выйдя из Ханского дворца, мы пешком отправляемся к следующим достопримечательностям Бахчисарая. Вблизи города также расположены Свято-Успенский мужской монастырь и средневековая крепость Чуфут-Кале .

По пути пытаюсь успевать делать фото, чтобы хоть немного проникнуться атмосферой места. В этом минус организованных экскурсий — ты не можешь «зависнуть» в каком-то понравившемся тебе месте, рассмотреть всё повнимательнее.

Так, я буквально на пару минут забегаю в сувенирную лавку, но не успеваю рассмотреть даже половину товаров. Только пару кадров сделать:


И всё равно умудрилась отстать от гида. Муж вытаскивает меня на улицу из сувенирной лавки, и мы догоняем группу бегом. В общем-то, можно было особо не торопиться. Если уж вы оказались в ханском дворце, то дальше вряд ли заблудитесь. В том направлении — к Чуфут-Кале — идет много народа. Дело в том, что на пути к Чуфут-Кале есть еще одно важное место, это Свято-Успенский пещерный монастыр ь.


Монастырь мы оставляем на обратный путь. Потому что на небе сгущаются тучи, и начал моросить мелкий дождик. Поэтому мы стремимся как можно скорее попасть на Чуфут-Кале, пока погода совсем не испортилась.

Миновав монастырские владения, мы продолжаем идти под моросящим дождём в гору. Асфальтированная дорожка заканчивается, и дальше дорога превращается в каменистую тропу.


А потому мой вам дружеский совет, граждане и особенно гражданки — одевайте не просто удобную, а хорошо сидящую на ноге обувь . Никаких сланцев — отобьёте себе пальцы о камни! Никаких каблуков или платформ, иначе вывихи лодыжек вам гарантированы. Только кроссовки и иже с ними.

По обеим сторонам тропы ютятся вездесущие палатки с сувенирами. Но лучше смотрите себе под ноги…Идти по такой тропе, по моим ощущениям не больше километра.

После этого мы попадаем на открытое плато:


И здесь уже просматриваются очертания пещерного города. Поэтому любопытство заставляет нас шагать бодрее. А дождь между тем всё усиливается. И некоторые дамы из нашей группы, не вынеся тягот каменистой тропы, поворачивают назад — обувь у них явно не подходила для такой прогулки…

А мы уже приближаемся к Южным воротам, за которыми таится целый мир подземных и наземных сооружений… Когда-то вражеские воины, попадая на узкий пятачок перед воротами, оказывались как на ладони для защитников крепости и попадали под их прицельный огонь… Но это когда то давно, а сейчас за воротами стоит касса и можно войти в Чуфут-Кале совершенно спокойно, купив билет за 200 руб.


История города.

Не буду утомлять вас подробным пересказом многовековой истории Чуфут-кале, друзья. Но всё-таки несколько слов том, как возник этот город и какие события происходили в нём, сказать стоит. Потому что без этого непонятно будет, что за место и почему в него стремятся попасть многие туристы.

Одни считают, что город возник в V-VI веках как укреплённое поселение на границе византийских владений. По мнению других, укрепленное поселение возникло здесь в X–XI вв. В любом случае, несмотря на свой древний возраст, этот пещерный город — самый хорошо сохранившийся из всех подобных городов в Крыму.

Самые ранние письменные источники, которые сообщают о нём, датируются только XIII–XVII веками. В это время укрепление носит тюркское имя и называется Кырк-Йер («земля рода кырков» , тюрк.), или Кырк-Ор («сорок укреплений» , тюрк.), или, не исключено, Кырк-Ер («сорок расселин» , тюрк.). Караимы, считающие Чуфут-Кале своим родовым гнездом, находят наиболее правильным название Джуфт-Кале («двойная крепость» , тюрк.; варианты: Чуфт-Кале, Чифт-Кале ). Однако на картах и в книгах в большинстве случаев зафиксирован искаженный по написанию и смыслу, фактически ошибочный вариант топонима - Чуфут-Кале («иудейская крепость» , тюрк.)

На раннем этапе существования города основное его население составляли аланы - самое могущественное из позднесарматских племен иранского происхождения. Они стали проникать в Крым со II в. н. э. Обосновавшись в горном Крыму, аланы приняли христианство. В 1299 г. татарская орда эмира Ногая совершила очередной набег на Крымский полуостров. Среди прочих ограбленных городов значился и Кырк-Ор. Захватив город, татары разместили в нем свой гарнизон. На рубеже XIV–XV вв. впереди восточной линии укреплений татары поселили караимов-ремеслеников, которые для защиты своей слободы построили вторую оборонительную стену. Так возникла новая часть города.


Первый крымский хан Хаджи-Гирей , по достоинству оценив крепость, в XV в. превратил старую часть города в свою укрепленную резиденцию. Она и позднее укрывала ханов во время междоусобиц, была надежным убежищем в период их борьбы с Золотой Ордой за самостоятельность. После разгрома Золотой Орды Крымское ханство заметно усилилось, и значение Кырк-Ора как крепости упало, крымский хан Менгли-Гирей переселился в новую столицу - Бахчисарай. Старый город оставался своеобразной цитаделью Бахчисарая и местом заточения знатных пленников.

После ухода татар караимы жили здесь еще более 200 лет. Приняв иудейскую религию, караимы были последователями древнееврейской ветхозаветной Библии. Со временем слово «караим» стало этнонимом - названием народности.

После завоевания Крыма и включения его в состав России караимы объявили себя ее приверженцами. Царское правительство разрешило караимам жить на всей территории империи. С этого времени Чуфут-Кале стал пустеть. Жители покидали плато с его суровыми условиями жизни и переселялись в Бахчисарай, Евпаторию и другие города. Так что к середине XIX в. город опустел окончательно.

Однако на Чуфут-Кале до сих пор сохранились архитектурные памятники, отражающие различные этапы истории этого города.

И под усиливающимся дождём мы отправились их осматривать. Первым делом нашему осмотру подверглись пещеры (всё -таки это же пещерный город!). Почувствовать себя пещерными людьми желали все. Выглядело это как-то так:



Однокомнатная пещера-«малосемейка», видимо:


Увлекательно лазать по пещерам, доложу я вам. Но стоит вылезти из первых пещер и отправиться дальше, вверх по мощёной булыжниками улице — там тоже есть что посмотреть…

На самом деле тут сохранились и вполне цивилизованные постройки.

Одни из таких построек — это кенассы. Кенасса это караимский молельный дом, т.е. церковь по нашему. Вот так она выглядит.


Заходим во дворик:


Далее на нашем пути нам встречаются руины мечети . Крым за свою историю множество раз уходил из под влияния одних народов и попадал под влияние других. Поэтому на одном и том же клочке земли можно увидеть следы разных цивилизаций и культур. От мечети остались кусочки стен и места где были колонны.


В это время дождь полил как из ведра, и лучшее, что смогла для нашей группы придумать тетёнька-гид, это укрыться под сводами мавзолея-усыпальницы. Чтобы переждать дождь и узнать историю великой женщины, которая и была похоронена в этой усыпальнице .

История Джаныке-ханым, крымской Жанны Д’Арк


Мавзолей Джаныке-ханым (а на фото именно он) — это монументальное восьмигранное сооружение с высоким порталом. В глубине мавзолея, на ступенчатом возвышении — гробница с арабской вязью: «Это гробница знаменитой государыни Ненекеджан-ханым, дочери Тохтамыш-Хана, скончавшейся месяца рамазана 841 Хизры» (1437-38 г.). По принятой легенде Джаныке-ханым была начальницей тысячного гарнизона пещерного города и погибла, защищая город во время осады. На месте смерти дочери Тохтамыш-Хан воздвиг мавзолей.

Есть и реальная история этой женщины . В ней меньше патетики и лирики, но из неё больше понятно, чем эта женщина заслужила уважение к себе. И эта история такова.

Владелец Кырк-Ора, хан Киркельский Хаджибек, будучи вассалом Золотой орды, выдал свою дочку Тогайбек за золотоордынского хана Тохтамыша. Она стала его третьей женой, и от этого брака родилась Джаныке (Наныкеджан). Около 1397 г. Тохтамыш-Хан выдал юную дочь за эмира Белой Орды, основателя Ногайской Орды, Едыгея . Ему прочили большое будущее. Но Едыгей, надежда и опора Тохтамыша, предал любящего тестя, перейдя на сторону бывшего покровителя тестя, Тимура. В припадке ярости Тохтамыш убил не менее любимую Тогайбек, мать Джаныке.

Повзрослевшая Джаныке совершила в 1416 г. с пышной свитой паломничество в Мекку и стала известной персоной в мусульманском мире (да, ничего не меняется, друзья, под Луною: «засветись» вовремя в культовом месте — и ты звезда, как говорится). В 1420 г. сын Тохтамыша и любимый брат Джаныке, Кады-Берды-Хан повёл войска через Итиль (Волгу) на Едыгея. Бой состоялся на р. Яик. Оба полководца не вернулись с поля боя.

Джаныке-ханым остаётся старшей в роду Тохтамыша, тем самым, возымев самостоятельность и политический вес, как сейчас сказали бы. Но она не стала бороться за власть в Орде, а, будучи правительницей Кырк-Ора, применила своё политическое влияние на то, чтобы Крымский улус Золотой Орды стал независимым государством. Не претендуя на власть, она дальновидно поддержала Хаджи- Гирея, ставшего основателем Крымского Ханства, родоначальником династии Гиреев, который и перенёс резиденцию из Солхата в Кырк-Ор. Здесь в столице новосозданного Крымского Ханства и скончалась Джаныке-Ханум в возрасте пятидесяти с лишним лет в 1437 г. Она была погребена с почестями великой государыни.

Вот эту историю мы и услышали в тишине сводов её мавзолея. Но наша туристическая группа никак не потревожила покой этой дамы: произведенными в 1940 году расчистками и вскрытием склепа установлено, что усыпальница не раз была разорена, поэтому захоронения в ней не обнаружено.

Вот тебе и роль личности в истории. И роль мусульманской жены в истории целого города. Так что, есть женщины в любых селениях…

А дождь меж тем стих. И мы отправились дальше исследовать Чуфут-Кале. Благо дорога, которая вела дальше, позволяла это сделать — над проезжей частью, по которой нёсся мутный поток, возвышался нормальный такой тротуар! Берите пример, мэры современных городов!


Вскоре перед нами нарисовалась арка. Это арка располагается в средней оборонительной стене.


Стена делит город на старый и новый. Ну понятно. что все это условно.

Справа опять видно какое то, хорошо сохранившееся строение. Это усадьба Фирковича. Товарищ Авраам Фиркович был известным караимским историком и археологом.


Фиркович жил тут до середины 19 века, ну а после него тут жил смотритель Чуфут-Кале.

Можно заглянуть за стену и там открывается вот такой замечательный вид.


Ну, а настоящим сюрпризом этого дня стала для нас музыкальная пауза в одном из каменных подземелий:


Туда мы спустились всей группой, влекомые звуками нежной музыки… Казалось, будто это хитрый дух подземелья заманивает нас в свои владения. Но всё оказалось гораздо интереснее: в подземной комнате нас встретил симпатичный парень с необычной гитарой, из которой он и извлекал столь мелодичные звуки…


Акустика в помещении идеальная, как ни странно. Потому что вообще-то это подвал одного из зажиточных домов, хоть и с тремя окнами. Стоим как заворожённые, слушаем музыку, каждый думает о своём. Энергетика места проникает в мысли. Никакой суеты. Ничего лишнего в голове. Лишь думы о вечности…

Тем более, вид из окон этого самого подвала очень уж впечатляющий… Да и сам подвал немаленький такой, двухъярусный.


Сдаётся мне, не овощи с грядок здесь хранили…Прямо вот вижу явно: стоят вдоль стеночек сосуды с крымским вином, и ближе к вечеру, тихо улизнув от всех домочадцев, сидит тут хозяин дома с парой верных друзей и обсуждает последние городские новости…

Нагулявшись по подземельям, мы вылезли наверх.


По направлению к мавзолею шагала очередная туристическая группа (видимо, так же пережидали где-то дождь…) Ну, а мы попив горячего чаю с крымскими травами из термоса, выдвигаемся в обратный путь, к Южным воротам.

А там нам навстречу попалась ещё и такая вот необычная группа «туристов»:


А вот эта парочка отстала от всех:


Видимо задержались, делая «селфи» на фоне пещер)))

В общем, Чуфут-Кале нас впечатлил. Место, конечно, очень энергетически заряженное. Если б не привязка ко времени отъезда экскурсионного автобуса, мы бы побродили здесь подольше.

Теперь же путь наш лежал в Свято-Успенский пещерный монастырь.

Свято-Успенский пещерный монастырь.

Итак, монастырь православный. Опять же несколько версий по поводу времени его основания существует. По одной версии, был основан на границе 8 и 9 века и практически был центром христианства в Крыму. В то время, Крым находился под татарским влиянием, христианам приходилось очень нелегко, их всячески притесняли, облагали огромными непосильными налогами. И они укрылись от этого притеснения в горных расщелинах. Затем на некоторое время монастырь прекратил свою деятельность, но в 14 веке возродился. Избежав разгрома во время турецкого вторжения, Успенский монастырь стал резиденцией митрополитов Готфских. Однако материальное положение монастыря было бедственным, что заставляло искать помощи у московских великих князей и царей. И с 15 века

Другие считают, сто монастырь появился где-то в 15 веке. Но как бы то ни было, Успенский монастырь был главным оплотом религиозной жизни православного населения Крыма, начиная с 15 и вплоть до 18 века. Он вполне успешно пережил русско-турецкие войны. В Крымской войне в 1854-1855 годы в кельях, доме паломников и других строениях монастыря размещался госпиталь. Умерших от ран хоронили на монастырском кладбище.

Но от советской власти он не спасся. Как гласят первоисточники, «в 1921 году монастырь был закрыт, имущество разграблено, монахи расстреляны». Уж кто бы сомневался… Во время Отечественной войны на территории Успенского монастыря разместили военный госпиталь, а после войны открыли самую настоящую психлечебницу. И только в 1993 году монастырь снова возродился.

Для того, чтобы увидеть сам монастырь, придётся немного потрудится — наверх идёт крутая лестница. Но зато вид оттуда открывается весьма достойный:


Фотографий внутри мы не делали, там это запрещено. Но я опишу. Внутри храм очень маленький. Народа много. Один поток идёт наверх, внутрь храма, другие вниз — на выход. Основное помещение храма невелико. Меня поразил потолок этого небольшого помещения: он каменный, и видно, что его усердно тесали, так как он весь испещрён каким-то специальным долотом. Прямо по центру, конечно, иконостас, а за ним алтарь. А если посмотреть направо, там есть небольшая комнатка, где находиться икона Матери Божией Бахчисарайской, называемая Панагией.

Туда люди заходили по очереди, молча стояли у иконы и молча выходили. И прямо здесь же, на выходе из комнатки, сидела шустрая бабуля и к каждому (!) человеку обращалась с просьбой о пожертвовании. Честно, меня это коробило. Сидела бы она молча, или где-то уже на спуске, и глядишь — было бы и не так …слово не могу подобрать нужное…Нарочито, что-ли… А так, человек выходит, погруженный в свои мысли, а тут ему поперёк дороги — дайте-подайте на храм! Меня как-то покоробила такая прямолинейность… Или я слишком чувствительная?


Вообще, меня больше впечатлил наружный вид монастыря. Нависающие каменные карнизы, иконы, нарисованные прямо на скалах… Это была последняя точка съёмки. Делаем пару фоток (а на большее у нас времени уже не остаётся). И отправляемся обратно на место парковки нашего автобуса.

Тут же расположена стоянка для многочисленных автомобилей, есть кафе и даже гостиница.


А у нас предусмотрительно заказан обед в одном из этих кафе. Который к нашему возвращению уже готов. Желаем себе приятного аппетита (а уж с этим у нас после 3-х часовой прогулки под дождиком проблем нет!) и принимаемся за еду


Отправляемся в обратный путь сытые и довольные. Автобус плавно едет, гид рассказывает…Я проваливаюсь в сон.

В общем, подведём итог этой экскурсии. Чуфут-Кале однозначно стоит увидеть. Подъем в гору не такой уж страшный (мне после он и вовсе показался лёгкой прогулкой), только вот с совсем маленькими детьми, наверно, не стоит туда лезть. Хотя дети тоже разные бывают…

О монастыре впечатление сложилось как-то по остаточному принципу. Ну, если учесть, что мы с утра ещё и посмотрели, то это понятно — эмоциональный перегруз имеет место быть.

А в целом, Крым продолжал удивлять, покорять нас своими красотами и…Стоп. Об этом — в следующих постах. На этой ноте закончу свой рассказ.

До встреч на блоге!

Если вы будете отдыхать в районе Бахчисарая, обязательно посетите пещерный город Чуфут Кале: вы не только сделаете потрясающие фото, но и расширите свой кругозор. Вы узнаете, какие народы проживали на территории полуострова задолго до вашего рождения, проникнетесь культурой древних племен, окунетесь в эпоху больших сражений, осады крепостей и поисков кладов. Это место – важный исторический памятник и одна из самых популярных туристических локаций.

История пещерного города Чуфут-Кале в Крыму

Правильнее будет назвать его комплексом. Кроме главного исторического объекта, туристы увидят старинную крепость. Искусственные пещеры появились в период раннего Средневековья. Сначала они носили имя Кырк-Ер. В 1299 году были захвачены Ногаем – темником Золотой Орды. Вокруг крепости постепенно выросло маленькое феодальное княжество. В VI-V веках оно расширяется к востоку от оборонительной средневековой стены. Новые поселения оказались без защиты. Чтобы исправить положение, жители города возвели еще одну стену – внешнюю.

Известный арабский историк и географ Абу-Аль-Фида говорил о городе VII, как о прибежище аланов – ираноязычного кочевого народа скифо-сарматского происхождения. Крымские правители давали иудеям разрешение на проживание в крепости. В это время появляется современное название. С караимского оно переводится как «Иудейская крепость» В городе вместе жили разные народы: караимы, греки, армяне, крымские татары. Земли вокруг не подходили для земледелия, поэтому главным занятием населения была торговля. Местные ремесленники обменивали свои изделия на необходимые товары. К середине IХ века город опустел.

Экскурсия к Чуфут Кале: описание маршрута, фото и видео

От Успенского монастыря дорога уходит в гору. Когда одолеете подъем, окажетесь перед наружными стенами. Это не ворота. Когда-то во внешних оборонительных пещерах прятались лучники. Справа вы увидите сооружение, напоминающее открытую теплицу.

Колодец «Тик Кую»

Это – древнее гидротехническое сооружение. Его глубина – 45 м. Археологи искали это место 10 лет. Удача пришла в 1998 году. На полную расчистку ушло 3 года: за это время было убрано 2500 т земли и камня. Земляная масса законсервировала исторический памятник в том виде, каким он был изначально. К 2001 он был открыт для посещения.

Во время раскопок был найден клад VIII-VIV вв. Исследователи выкопали горшок, набитый золотыми и серебряными монетами. Это самая дорогая находка за всю историю Европы. Стоимость некоторых элементов достигала десятков тысяч долларов. Особенно порадовал любителей древности золотой египетский динар. На территории постсоветского пространства он был найден впервые. При этом тот, кто нашел клад, не получил от государства 25%. Археологи не могут претендовать на них: считается, что они выполняют свою работу. Клад изучен только частично: часть монет находится в музее Симферополя.

Вход в осадный колодец перекрыт тяжелой железной дверью, попасть внутрь без сопровождения экскурсовода не получится.

На территории Крыма 12 пещерных городов. Все они имели подобные колодцы. Они обеспечивали людей водой во время осады. Гиды говорят, что когда-то пещерные города были практически идеальными военными укреплениями. Они надолго задерживали любого захватчика, но и у них было слабое место. Самые хитрые налетчики перекрывали доступ влаги в подземелья, и жители сдавались из-за мучившей их жажды.

«Тиу Кую» – подвальное помещение башни. Примерное время её строительства – VI-VII вв. Это византийская кладка. Возраст колодца отсчитывается от начала нашей эры. Углубления, располагающиеся на стене полукругом, говорят о том, что когда-то здесь находился массивный щит или ворота.

Все желающие могут спуститься на дно по винтовой сто двадцатиметровой лестнице. Она называется Алтын-Мердвен. Слово переводится как «золотая». Возможно, древние народы назвали её так, потому что в тяжелые времена каждая капля воды ценится выше золота. Византийские знаки, выбитые на стенах, сообщают нам, что колодцем пользовались очень долго.

Спустившись, вы увидите сам резервуар. Он заполнен дождевой водой. Он был немного модернизирован: чтобы поток не размывал ступени, провели трубу. На своде сохранился отпечаток рыбы. Его возраст – около 75 млн лет. Водоочистительный зал располагается ниже.

Южные малые тайные ворота

Если же вы хотите найти вход в Чуфут Кале, посмотрите на стену, которая располагается напротив внешних оборонительных пещер. Специально для туристов на ней повесили подсказку – желтую табличку-указатель. Вход невозможно увидеть издалека. Вы поймете, что он там есть, только когда подойдете вплотную. Это еще один способ средневековой защиты. В то время выбить ворота можно было только тараном. Чтобы сделать это, был нужен хороший разбег.

Проход внутрь платный: каждому человеку выдается персональная карточка. Он показывает её экскурсоводу, но не отдает. Чтобы попасть на территорию города, надо преодолеть солидный участок дороги. Вы придете к узкому каменному коридору. Крутой подъем и поворот.

Во времена, когда Чуфут Кале нуждался в защите, это место помогало сдерживать натиск врага. Протаранить ворота на узком участке было практически невозможно. Четыре ярда пещер: в каждой из них своего часа ждали лучники. Как только захватчики подходили вплотную к стенам, сверху на них обрушивались заранее заготовленные бревна, булыжники, бычьи пузыри, наполненные песком, лилась кипящая жидкость. Поднималась паника: у выживших не было путей отступления, сзади напирали другие войны. Тех, кому удалось выбраться, отстреливали лучники.

Южная оборонительная стена

Она разделяет комплекс пещер на две части. Скальные вырубки говорят, что когда-то она была выше на 20 см и проходила по кромке обрыва. Ученые предполагают, что 32 подземных помещения служили убежищем для монахов. Монастырь возник в ХII веке и просуществовал до образования Крымского ханства. Затем его отдали под хозяйственные помещения.

На нижнем ярусе вы заметите углубления и ниши. Это следы от подпорок столов. Здесь располагалась трапезная. Позднее туда загоняли скот.

Люди жили в двухэтажных каменных домах, не в пещерах. Они сами собирали и разбирали их. Старые камни служили стройматериалом для новых построек, поэтому жилые помещения не сохранились. Зато осталось место, которое не разбиралось никогда.

Кенасский дворик

Это древняя святыня – молельный дом караимов. На территории сохранились два храма XIV и XVIII века. Когда-то сюда не имела права заходить ни одна женщина. Они носили воду и оставляли её перед входом. Мужчины совершали омовение, снимали обувь и заходили в храм босыми. Около входа было самое почетное место. Здесь молились старики, вдовцы, уважаемые люди. За преградой к богу обращались все остальные жители, но исключительно мужского пола. Для женщин была отведена отдельная территория – женский дворик.

На востоке есть дорога. По ней до сих пор движется транспорт. Когда-то по этому пути в крепость въехала Екатерина Великая во время своего знаменитого путешествия по Крыму. После неё пещерный город посещали все правители.

Чуфут Кале на карте Крыма: где находится, как добраться на машине до Бахчисарая

Культурный памятник относится к Бахчисарайскому государственному историко-культурному заповеднику. В центре города сядьте на автобус №2 и попросите остановить на «Староселье». Отсюда надо идти пешком. Мы рекомендуем взять с собой карту местности или навигатор, но, если такой возможности нет, вы справитесь без них. Указателей вокруг много, они постоянно будут встречаться на пути. Ориентируясь по ним, вы легко доберетесь до места.

На машине этот отрезок пути от Бахчисарая до искусственных пещер вы преодолеете за 10 минут. Если поедете из Севастополя, потратите примерно час. Достопримечательность находится в 55 км от города.
Мы можем долго рассказывать о достоинствах Чуфут Кале, но фотографии и видео сделают это лучше. Нашу фотоподборку вы уже оценили, и теперь пришло время посмотреть ролик:

(в переводе с крымско-татарского означает «еврейская крепость») - один из нескольких пещерных городов Горного , который расположен к востоку от Бахчисарая на скалистом плато прямо над Успенским монастырем. Чуфут-Кале напоминает полуостров, с трех сторон окруженный высокими обрывами (до 30 м), и зайти туда можно только с одной стороны - по лесной дороге из в гору мимо татарского кладбища (1,5 км).

Начало поселения историки традиционно датируют VI веком, когда здесь обосновались аланы - их могильники с характерными деформированными черепами археологи раскопали в 1946–1948 годах. Они как бы охраняли византийские города на побережье от кочевников. В XIII веке город был взят татарами после длительной осады и назван Кырк-Ор. В 1441–1501 годах именно Чуфут-Кале был резиденцией хана, потом она была перенесена в Салачик, то есть вниз, и только в 1532 году столицей уже стал расположенный в 3 км к западу Бахчисарай. Основная история Чуфут-Кале, однако, связана с эксклюзивным крымским этносом - караимами. Именно они дали городу название Чуфут-Кале и остались здесь жить после ухода татар вплоть до середины XIX века.

Входят в «еврейскую крепость» туристы через Малые ворота (начало XVI века). Их называли еще «потайными», так как они не видны, пока не подойдешь к ним вплотную. Кроме того, они являлись ловушкой для неприятеля: снаружи подступ к ним прикрывала оборонительная стена, а после ворот враги оказывались в узком, вырубленном в скале коридоре, над которым располагались защитники крепости. Войдя в город, вы увидите пещеры, расположенные в три яруса. Слева от ворот - уникальный колодец Тик-Кую, обнаруженный в 2000 году. Это подземное гидротехническое сооружение не имеет аналогов в мире - известняковая галерея длиной 120 м ведет на глубину 25 м. Там можно ознакомиться с экспозицией археологических находок.

Центр Чуфут-Кале - это площадь, где можно видеть руины мечети, водосборный колодец и дюрбе Джаныке-ханым. Водосборный колодец - это вырубленный в скале резервуар, куда собирается дождевая и талая вода. Мечеть была построена в 1346 году в правление хана Джанибека, скорее всего на фундаменте раннего христианского храма. Чуть левее - мавзолей-дюрбе Джаныке-ханым (1437 г.), дочери хана Тохтамыша и жены ногайского хана Едигея. Легенды гласят, что Джаныке погибла, отважно защищая крепость от врагов, и сам Тохтамыш приказал построить гробницу, другая - что она влюбилась в генуэзца, преследовалась отцом и бросилась в пропасть.

  • Потайные ворота
  • Колодец Тик-Кую
  • Мавзолей-дюрбе Джаныке-ханым

Важно

  • Подъем на гору требует времени и выносливости, поэтому лучше заранее запастись достаточным количеством воды.
  • Перед Успенским пещерным монастырем продают оригинальный овсовый квас.

Информация

Адрес: Чуфут-Кале, 2,5 км к востоку от Бахчисарая, 37 км от Симферополя

Время работы: пн-вс 09.00-17.00

Цена: 190 руб. взрослый билет, 95 руб. детский

кафе «Чуфут-Кале» у конечной остановки

Как добраться: маршрутки перед подъемом на Чуфут-Кале и пещерный монастырь электричкой или автобусом до Бахчисарая (1,5 часа), далее марш. 2 от ж/д вокзала до конечной, затем пешком по дороге вверх через Успенский пещерный монастырь (3 км)