Основная версия причины крушения ту 154. «Разве что — коллективное помешательство

Что привело к крушению Ту-154?

Не все эксперты поддерживают версию о том, что проблемы с закрылками могли стать единственной причиной крушения Ту-154.

Люди заметили, что все чаще в авиакатастрофах власти винят «человеческий фактор» — погибших летчиков.

Среди основных причин падения Ту-154 близ Сочи на первый план вышла версия о неисправности или ошибке при уборке закрылок. Однако не все эксперты поддерживают эту точку зрения. Некоторые из них уверены, что одни закрылки не могли стать единственной причиной катастрофы, другие обращают внимание, что с закрылками могли случиться нештатные ситуации по разным причинам, и, в целом, выводы делать преждевременно.

Самолет Минобороны Ту-154 потерпел крушение в воскресенье, 25 декабря, над Черным морем. Погибли 92 человека. Согласно маршруту, он должен был лететь из Москвы в сирийскую Латакию с дозаправкой в аэропорту Моздока. Однако погодные условия вынудили поменять маршрут, и самолет приземлился в аэропорту Адлера. Здесь его дозаправили, и в 05:25 мск борт вылетел из Сочи, а уже в 05:40 — пропал с экранов радаров.

Менее чем через два часа после потери связи с экипажем информагентства сообщили об инциденте. Одновременно стало известно, что среди пассажиров были журналисты и музыканты, в том числе ансамбль имени Александрова, который должен был выступить перед военнослужащими на аэродроме Хмеймим с новогодней концертной программой. Чуть позже появилась информация, что этим рейсом в Сирию летела врач Елизавета Глинка, известная как Доктор Лиза.

Год незаданных вопросов

Самолет, построенный в 1983 году, налетал 6689 часов. Последний ремонт, по информации военных, прошел в декабре 2014 года, а в сентябре 2016-го — плановое регламентное обслуживание. В тот трагический день на борту находилось 84 пассажира и 8 членов экипажа.

К поиску самолета были привлечены все поисково-спасательные службы Минобороны и других ведомств. В 6-8 километрах от берега было найдено масляное пятно. В этот район направились спасательные суда. Уже тогда эксперты высказали мнение, что «у находившихся на борту Ту-154 шансов выжить практически не было». Было возбуждено уголовное дело по факту крушения. По поручению председателя Следственного комитета Александра Бастрыкина, дело было передано в центральный аппарат СК РФ.

Уже через несколько часов после крушения спасатели нашли первые обломки Ту-154 в Черном море. Их разброс был сравнительно большим: одни фрагменты подобрали в 1,5 км от берега, стойка шасси самолета была найдена в 6 км от побережья, а некоторые обломки и личные вещи пассажиров оказались на расстоянии до 15 км от земли.

В 10:16 министерство обороны опубликовало список пассажиров и членов экипажа. Официальный представитель военного ведомства генерал-майор Игорь Конашенков сообщил, что обнаружили первого погибшего. Тело было найдено в шести километрах от береговой линии Сочи и поднято на борт спасательного судна.

Специалисты изначально рассматривали в качестве основных версий падения Ту-154 две причины — техническая неисправность воздушного судна и ошибка пилотирования. На первый план сразу вышла версия о неисправности. Ошибку пилотов сочли «маловероятной», так как те имели «большой опыт управления воздушными судами такого типа и значительный налет часов». Условия погоды в районе крушения также были благоприятными. Однако уже тогда эксперты среди возможных причин авиакатастрофы назвали несинхронную уборку закрылок, которая происходит в том случае, если произошел обрыв проводов.

К 15:00 мск из воды были извлечены 10 тел, часть из них — в виде фрагментов. Сочинский блогер Александр Валов поделился мнением сотрудников МЧС — если кто-то выжил непосредственно в авиакатастрофе, то выжить в ледяной воде практически невозможно.

Практически сразу в Сети стали обсуждать версию о теракте. К вечеру на сервисе YouTube появилось видео яркой вспышки в небе, зафиксированной одной из сочинских видеокамер. Однако источники информагентств в спецслужбах заявили, что версии о крушении лайнера в результате теракта нет среди приоритетных.

О том, что самолет будет дозаправляться в Сочи, а не в Моздоке, никто не знал заранее. На борт в Адлере поднимались только два пограничника и один таможенник, а из самолета выходил только штурман с целью контроля заправки. Питание на борт не подавалось, а дозаправка осуществлялась штатным персоналом.

В понедельник сонар одного из спасательных кораблей зафиксировал примерно в 1,5 км от берега на дне конструкцию, схожую по очертаниям с фюзеляжем самолета. На месте крушения самолета на глубине 17 метров был обнаружен и первый из бортовых самописцев.

«Это была визитная карточка России»

Во вторник источники федеральных СМИ сообщили, что на поднятых из воды телах погибших, а также на фрагментах самолета не обнаружено следов взрывчатки и свидетельств о воздействии на лайнер извне. Тогда же источники заявили, что видеозапись вспышки неподалеку от места крушения была сделана почти через полчаса после катастрофы Ту-154.

К середине дня были найдены все ключевые элементы самолета, установлено местонахождение еще двух бортовых самописцев.

К вечеру были обнародованы технические данные. Стало известно, что потерпевший крушение самолет упал в Черное море на скорости более 500 км/ч. Катастрофа произошла, когда пилоты убирали механизацию. При этом самолет шел с большим углом тангажа. Видимо, произошло его сваливание с эшелона во время маневра вправо. В результате в конце разворота он столкнулся с поверхностью воды с левым креном. Версия катастрофы, связанная с ошибкой пилотирования воздушного судна, стала приоритетной.

В среду прокремлевский портал Life обнародовал предполагаемый фрагмент расшифровки переговоров пилотов Ту-154 в последнюю минуту перед крушением. Из этих материалов следует, что произошла нештатная ситуация с закрылками самолета. Второй пилот якобы говорит: «Забрал стойки, командир» и сразу после этого воскликнул «Ух, е-мое!», затем звучит сигнализация, и второй пилот кричит: «Закрылки,… че за…!». Далее он сообщает командиру, что самолет падает. Также звучит сигнал предупреждения о сближении с поверхностью. Впрочем, другие источники подвергают достоверность этой записи сомнению.

Между тем гендиректор ассоциации «Аэропорт» гражданской авиации Виктор Горбачев считает версию о крушении Ту-154 из-за проблем с закрылками весьма сомнительной. Как заявил эксперт корреспонденту «Росбалта», вероятность такой причины есть, но она минимальна.

«Надо не забывать, что самолет уже два с половиной часа летел из Москвы, и проблем с закрылками не было. Поэтому не очень верится в такую версию», — отметил Виктор Горбачев. Эксперт напомнил, что изначально возникло до 7-8 версий, но, по его мнению, сейчас наиболее вероятными остаются три. «Первая версия — это проблема с керосином. Но якобы керосин проверили, и там все оказалось нормально. Вторая версия — это отрыв лопаток двигателя и взрыв двигателя. И третья версия: был возможен перегруз», — перечислил Виктор Горбачев.

«Еще трудно понять масштаб трагедии»

Авиаэксперт, специалист по безопасности полетов Александр Романов с этим мнением согласен. Как заявил он «Росбалту», проблемы с уборкой закрылок не могли стать единственной причиной крушения. «Закрылки могли послужить причиной, но в комплексе с другими причинами: центровками, смещениями, перегрузами», — уточнил Александр Романов.

Авиаэксперт подчеркнул, что не считает возможным «серьезно» относиться к появившейся в СМИ расшифровке диалога пилотов. «Люди, которые расшифровали речевой самописец, не имеют право это публиковать. Это даже противозаконно. Поэтому это пока неофициальная версия и даже напоминает какой-то «вброс», — сказал Александр Романов.

Президент фонда «Партнер гражданской авиации» Олег Смирнов тоже считает, что причиной катастрофы могли быть проблемы с закрылками, но у него есть насчет этого серьезные сомнения. Заслуженный летчик СССР сказал корреспонденту «Росбалта», что все же следует подождать официальных выводов комиссии. «Начало катастрофической ситуации произошло в воздухе именно там, где при взлете в стандартном режиме убирают закрылки. Это нетрудно рассчитать, зная время взлета и сколько самолет уже находился в воздухе», — уточнил Олег Смирнов.

Эксперт обратил внимание, что в этой местности уже происходили случаи, когда самолеты оказывались на дне Черного моря. Это Ил-18 в советские времена и армянский аэробус в 2006 году. Все эти катастрофы тоже были связаны с потерей скорости и срывом самолета в штопор. Он пояснил, что временная точка уборки закрылок наиболее располагает к подобной катастрофе, однако возможны варианты того, что именно произошло с ними.

«Один из вариантов — это взлет без выпуска закрылок, что привело на определенной высоте к тому, что самолет потерял скорость. Другой вариант нештатной ситуации возможен, учитывая, что на Ту-154 органы управления шасси и закрылок расположены рядом. Если на высоте вместо уборки шасси пилот нажал на рычаг уборки закрылок, то это уже — приговор. Третий вариант катастрофической ситуации: когда надо убирать закрылки, а они не убрались по какой-то причине. И, наконец, вероятна несинхронная уборка закрылок. И левые, и правые должны убираться абсолютно синхронно. Несинхронная уборка приводит к катастрофам, вплоть до того, что самолет может перевернуть на спину», — рассказал Олег Смирнов.

Заслуженный летчик подчеркнул, что появившиеся в СМИ пересуды и изложения возможных диалогов пилотов Ту-154 нисколько не приоткрывают истинной причины произошедшего. Окончательные выводы вправе поставить комиссия только после подъема обломков самолета и скрупулезного изучения.

Летчик-испытатель, герой Российской Федерации Магомед Толбоев отметил, что причина крушения может быть связана с механизацией крыла. Как рассказал эксперт корреспонденту «Росбалта», этой версии он придерживался с первого дня катастрофы.

«Или произошла несинхронная уборка закрылок, или же произошло разрушение закрылок из-за превышения скорости: скорость имеет ограничение при уборке закрылок», — уточнил Магомед Толбоев, отметив, что окончательную причину можно будет установить после изучения бортовых информационных источников.

Общество активно обсуждает происшествие, но люди не доверяют источникам провластных СМИ и официальным сообщениям ведомств. Россияне заметили, что все чаще в авиакатастрофах власти винят «человеческий фактор» — погибших летчиков. В результате дальнейшее расследование становится бессмысленным, и другие вероятные виновники аварийной ситуации, возможно, оставшиеся на земле, остаются безнаказанными. Так ведь проще — обвинить во всем тех, кто не может сказать слово в свою защиту.

Дмитрий Ремизов

Скажу сразу: посыл про непротивление террористам – ложный. Не думайте, что если вы будете сидеть в стороне, то бородатые люди в черных одеждах однажды не постучатся в ваш дом. Постучатся, да и уже стучались. Вспомните конец 90-х – начало нулевых, когда все эти Хаттабы хотели строить свои халифаты на Северном Кавказе. Теракты в Волгодонске, Москве происходили в те времена, когда Россия не вела там никаких активных боевых действий. И именно эти взрывы привели к решению додавить террористическое логово на Кавказе.

Далее. Разве Франция и Германия воюют в Сирии? Но разве не было терактов в Ницце и Берлине? Если во время чеченской операции бородачи хотели халифат от Черного до Каспийского морей, то теперь их аппетиты – от Атлантики до Тихого океана. И судя по тому, что некоторые европейские политики уже предлагают признать "Исламское государство*" и навести с ним дипломатические отношения, мечты террористов о халифате не так уж и фантастичны. А поэтому мочить террористов надо в их логове – в Сирии, Ираке. И надежды на международную антитеррористическую коалицию нет никакой. Никто, кроме нас.

Конечно, отрицать злой умысел в авиакатастрофе над Черным морем на 100% нельзя, но вероятность теракта кажется близкой к нулю. Нерегулярный рейс, вылетевший с военного аэродрома, в Сочи оказывается ранним утром практически случайно – дозаправка должна была быть в Моздоке, но аэропорт там закрыли по метеоусловиям. В тех краях запасных вариантов много: Краснодар, Ставрополь, Минводы, Ростов-на-Дону. Не считая военных аэродромов вроде того же Моздока. Адлер был одним в большом списке. Поэтому версия "теракта за Сирию" выглядит неубедительной вдвойне - самолет мог оказаться в любой точке Северного Кавказа.

Конечно, до тех пор, пока черные ящики лежат на дне моря и нет снимков радаров, все версии катастрофы – гадание на кофейной гуще. Однако кое-что можно сказать сразу. Погодные условия были близки к идеальным. Самолет, хоть и не новый, но эксплуатируется мало – это не коммерческие авиалинии, где каждый борт работает на износ.

Ошибка экипажа? Действительно, большинство авиакатастроф происходит из-за неверных действий пилотов, особенно когда они устали и на эту усталость накладываются либо технические проблемы, либо сложные метеоусловия. Однако экипаж, вероятнее всего, был отдохнувшим (небольшой перелет из Москвы в Сочи не в счет), самолет – исправным, а погода - отличной. Теракт, как я уже написал выше, весьма маловероятен.

Но самолет упал, и есть еще одна версия, о которой либо упоминают вскользь, либо не говорят вовсе. Это перегруз или нарушение центровки самолета. И такая катастрофа, причем именно с самолетом Минобороны, уже была.

7 февраля 1981 года на аэродроме в Пушкине Ленинградской области при взлете разбился Ту-104, принадлежащий ВВС Тихоокеанского флота. На его борту находилось все командование ТОФ. Расследование показало: самолет был сильно перегружен. Адмиралы и генералы летели из Ленинграда с подарками и "оказиями", складывали свои тяжелые чемоданы в хвосте лайнера. Понятно, что никто ничего не взвешивал – на военных бортах нет нормы провоза багажа. Вдобавок тогда в самолет были загружены тяжелые рулоны бумаги для военной типографии. При взлете они сместились назад, в результате самолет завалился на хвост и рухнул.

Могло ли в Сочи случиться нечто подобное? Теоретически – да. Почти 100 артистов и журналистов. Плюсуем реквизит, инструменты, костюмы, телевизионную аппаратуру. Елизавета Глинка, как известно, везла лекарства для госпиталя. Сколько тонн? Какая еще "оказия" и какие новогодние подарки были на этом самолете, мы не знаем. Но вряд ли он летел на Новый год пустым.

Возникает вопрос: они же долетели до Сочи? Пилот знал, что его ждет дозаправка, и из Москвы лайнер мог вылететь с неполной загрузкой топлива. В Адлере же его могли залить под завязку – "чтобы обратно хватило". А это 40 тонн. В результате – перегруз, взлет при теплой погоде, когда двигатели выдают меньше мощности, полет над морем, где нет восходящих потоков от теплой земли. И как итог – нехватка тяги и потеря подъемной силы.

Слишком просто? Тогда напомню, что в 1981 году трагедия в Пушкине тоже сначала расценивалась руководством СССР как успешная диверсия США по устранению руководства Тихоокенского флота. После катастрофы, кстати, флот был переведен в состояние полной боевой готовности. Но оказалось, что НАТО ни при чем, а во всем виноват покатившийся на взлете рулон бумаги. Так что и тут дело, скорее всего, не в "сирийском следе"...

* Организация запрещена на территории РФ

Важно: никаких сообщений о том, что диспетчер следивший за радаром, получал сообщения о проблемах на борту не было.

В первые же часы в соцсетах появилась версия о том, что это был теракт, так как самолет с тремя двигателями, прошедший все процедуры диагностики, тем более если это ТУ-154, которым управляют пилоты высшего класса при великолепной погоде сам по себе вдруг не пропадает с радаров. Кому интересно, погуглите по ТУ-154 и посмотрите список инцидентов.

В тоже самое время официальные СМИ стали делать акцент на том, что это всё, что угодно, вплоть до метеорита, но не теракт, на том лишь основании, что спецслужбы не могли этого допустить. То есть - ФСБ не могло "облажаться", потому что ФСБ не может "облажаться".

Позже пришла информация по обломкам, радиус которых явно указывал на то, что самолет разрушен в воздухе, но и тут СМИ быстро списали всё на мощные течения, которые якобы разнесли обломки. Эта версия легко проверяется водолазами, так как способные плавать детали реально могло разнести течением, а вот тяжелые, будь то кресла, двигатели или шасси, в случае разрушения о воду, как пытаются доказать СМИ будут рядом, а в случае теракта будут на приличном удалении друг от друга на дне.

При этом нам сообщают, что пассажиры обнаружены в жилетах, то есть им хватило времени, чтобы командир объявил о том что обнаружена проблема, достать жилеты, развернуть и одеть, будучи в сонном состоянии, ведь из Москвы вылетали ночью. И этого же времени не хватило пилотам, чтобы нажать тумблер и тем самым сообщить о проблема?

Возможно ли такое? Я думаю нет.

Добавление 27 декабря. Версию с жилетами опровергли, большой вопрос откуда она взялась, будучи несостоятельной исходя из официальных данных.

СМИ подхватили новую версию о том, что это был перегруз, но опять же, официально сообщалось, что самолет лишь дозаправили и даже еду на борт не доставляли, откуда перегруз? На борту было 92 человека, самолет рассчитан 180 пассажиров, да и как самолет при той же загрузке пролетел от Москвы до Адлера?

Еще одна версия, которую кто-то вбросил в СМИ - некачественное топливо из-за которого из строя вышли сразу три двигателя. Версия опять же слабая. Я не летчик, но как автомобилист знаю, что если к половине нормального бака долить «ослиной мочи», то полного отказа двигателя не произойдет. Дальность ТУ-154Б-2 при полной загрузке 2780 км. Расстояние от Москвы до Сочи примерно 1300 км, и весьма сомнительно, что в Москве самолет был заправил на половину, это просто не имеет никакого смысла, так могут экономить чартеры, но не военные.

В общем версия с топливом как появилась, так и пропала.

В данный момент приоритетной версией названо попадание посторонних предметов в двигатель. Но надо полагать и от неё откажутся по той простой причине, что двигателей у ТУ-154 три.

Еще одна странность. Официально сообщалось, что изначально планировалась дозаправка в Моздоке, но из-за погодных условий самолет перенаправили в Сочи. Однако, если поднять архив погоды то в Моздоке 25 декабря ночью было ясно, около -11С и практически штиль.

При этом надо учитывать, то при дальности этой модификации ТУ-154 в 2780 км, заявленный маршрут в Сирию через Каспийское море, Иран и Ирак, облетая Грузию и Азербайджан, составляет около 2500 км, что фактически на пределе дальности, в то время как маршрут из Моздока 2100.

Все уперлись в вариант, что при дозаправке бомбу подложить не могли, возможно, но где гарантия что её не подложили в Москве? Так же активно продвигается идея о том, что дозаправка планировалась в Моздоке, а не в Адлере и никто не мог знать, что самолет перенаправят, но был ли смысл его перенаправлять?

Еще интереснее информация пришла от Коммерсанта, дескать нашелся свидетель который видел как самолет ударился хвостом о воду. В 5:30 утра при восходе в 8 часов утра, то есть в полной темноте свидетель видел как самолет в 4-6 км от берега коснулся хвостом воды… И это учитывая что видимость до горизонта около 5 км…

При всех этих странностях, а так же реакции СМИ и официальных лиц, которые с первых часов, еще до обнаружения обломков начали повторять как мантру «это не теракт» и выдумывать на ходу версии которые не выдерживают никакой критики, лично для меня по всем этим данным - это теракт и пока обратное не доказано, другой версии быть не может.

Техническая неисправность и ошибка пилотов — до последнего времени оставались основными версиями Ту-154 в Черном море. Но что могло вывести машину из строя настолько быстро, чтобы экипаж не успел даже подать сигнал бедствия, для чего достаточно нажать одну кнопку? «Спектр» собрал официальные и неофициальные версии возможных причин катастрофы, какие были озвучены к вечеру 26 декабря.

Вскоре после падения Ту-154 Следственный комитет возбудил уголовное дело по статье 351 УК(нарушение правил полетов, повлекшее тяжкие последствия), но это формальность, необходимая для проведения расследования, и она ничего не говорит о возможных причинах катастрофы. Экипаж не сообщал наземным службам ни о каких внештатных ситуациях на борту, самолет просто исчез с радаров.

При этом, как стало известно газете« Коммерсант», у следствия уже есть приоритетная версия, в соответствии с которой лайнер упал в море из-за ошибки пилотов. По мнению экспертов, имена которых газета не раскрывает, пилоты слишком энергично набирали высоту при взлете и вывели машину на закритические углы атаки, из-за чего она потеряла скорость и вместо набора высоты стала снижаться над морем, задела хвостом воду и затонула.

Версию теракта, которая первой напрашивается в таких обстоятельствах, власти . «Признаков и фактов, указывающих на возможность совершения террористического акта или диверсии на борту воздушного судна, в настоящее время не получено», — цитирует РИА Новости сообщение ФСБ. Основными версиями называются попадание в двигатель посторонних предметов, некачественное топливо, повлекшее потерю мощности и отказ работы двигателей, ошибка пилотирования и техническая неисправность самолета. Пресс-служба ведомства утверждает, что Ту-154 не перевозил ни грузов военного или двойного назначения, ни пиротехнику. В самолете был только багаж пассажиров и 150 кг продуктов и лекарств.

В Минобороны резко отреагировали на появившиеся в СМИ сообщения, что на некоторых пассажирах упавшего самолета были спасательные жилеты. Представитель ведомства эти сообщения« постыдными инсинуациями, абсолютно не соответствующими действительности».

Начальник службы безопасности полетов Вооруженных сил РФ сообщил агентству ТАСС, что Ту-154 был технически исправен. По данным РИА« Новости», самолет был выпущен в 1983 году, а последний капитальный ремонт ему сделали в декабре 2014 года на заводе« Авиакор». Представители властей поспешили заявить , что 33 года для самолета — срок некритический. «Назначенный ресурс у этого самолета сегодня 40 лет, а если брать иностранные аналоги, то у некоторых самолетов доходит ресурс до 60 лет», — рассказал министр промышленности и торговли Денис Мантуров.

Между тем, по данным министра транспорта Максима Соколова, которого цитирует «Коммерсант», «основные версии: ошибка пилотирования или техническая неисправность».

« Свидетельские показания и другие объективные данные, полученные в ходе расследования, говорят о том, что самолет не мог набрать высоту и по какой-то причине — возможно, перегруза и технической неисправности — рухнул в море», — сообщил «Интерфаксу» источник, знакомый с ситуацией.

По информации« Коммерсанта», очевидцем катастрофы стал сотрудник береговой охраны пограничных войск ФСБ. Его рассказ газета приводит со ссылкой на неназванный источник, близкий к следствию. Как , вылетевший из аэропорта Адлера самолет не набирал высоту, а напротив стал быстро снижаться так, будто экипаж намеривался совершить посадку на воду. Но, по словам очевидца, даже для посадки положение самолета было необычным — его нос был слишком задран, — пограничник сравнил его с поднятым на дыбы мотоциклом. Вскоре самолет задел поверхность хвостовой частью, при этом хвост отвалился, самолет рухнул и моментально ушел под воду.

Ранее уже было известно , что связь с бортом была потеряна практически сразу после взлета. Ту-154 поднялся в воздух примерно в 5:24, а через 2 минуты и 44 секунды диспетчер предупредила экипаж о встречном самолете, идущем на посадку. Транспортник подтвердил получение команды, после чего перестал отвечать и пропал с радаров. Издание также сообщает со ссылкой на свои источники, что Ту-154 упал примерно в полутора километрах от берега, а основная часть обломков оказалась разбросанной в радиусе 1,5 километров и на глубине около 70 метров.

Однако опрошенные« Коммерсантом» специалисты допускают, что причиной катастрофы могла стать и техническая неисправность. Например, самолет мог уйти с заданной траектории полета из-за несинхронной уборки закрылков. За их равномерным выпуском следит специальная автоматическая система СПЗ-1А, которая в случае рассогласования выключает их гидропривод и предлагает пилоту перейти на ручное управление. Однако в случае, например, обрыва привода закрылков СПЗ-1А ничего сделать не сможет.

Другой причиной отклонения от траектории и неконтролируемого снижения могло стать попадание в так называемый плоский штопор, выйти из которого для Ту-154 практически невозможно. Эту ситуацию мог спровоцировать, например, заклинивший стабилизатор Ту-154.

Согласно третьей версии экспертов, которая в целом схожа с той, что следствие рассматривает в качестве основной и которую подтверждают показания единственного очевидца, при слишком быстром наборе высоты Ту-154, три мощных двигателя которого расположены в хвостовой части, может испытывать проблемы на больших углах атаки: попадая в зону разрежения, возникающую за крыльями, двигатели выходят в нештатный режим помпажа, а эффективность стабилизатора падает. Все это в совокупности приводит к тому, что машина теряет скорость, задирает нос и сваливается в штопор.

Подобные обстоятельства привели к гибели под Донецком самолета Ту-154М авиакомпании« Россия» в 2006 году, следовавшего рейсом Анапа—Санкт-Петербург со 170 пассажирами на борту. Пилоты тогда попытались выйти из грозового фронта, резко набрав высоту, но их лайнер свалился в плоский штопор и несколько минут падал перед тем как разбиться о землю.

К версии теракта источники газеты отнеслись с сомнением. По словам неназванного сотрудника силовых структур, за российскими самолетами, идущими в Сирию, следят военные НАТО и его союзников. «Даже если бы мы захотели утаить теракт на борту, его бы зафиксировали и тут же предали огласке наши соседи по региону», — пояснил собеседник издания. По его словам, если бы на борту самолета произошел даже небольшой взрыв, он развалился бы при ударе о воду, однако результаты обследования места крушения говорят о том, что Ту-154 ушел на дно относительно целым.

Британская газета Independent цитирует бывшего авиадиспетчера Виталия Андреева, который говорит, что техническая неисправность не могла помешать экипажу экстренно доложить о ней. «Ряд факторов указывает на некое« внешнее вмешательство», — говорится в статье. The Guardian, в свою очередь, пишет , что самолеты Ту-154 широко использовались в советское время, но сейчас на них летают в основном только военные.

07.01.2017 11:58

У меня тут были проблемы с помещением статьи под названием , один из сайтов, с которым я с недавних пор сотрудничаю, отказал в публикации.
В конце-концов утром 31 декабря статью приютила самая свободная в РФ СВОБОДНАЯ ПРЕССА. Спасибо им. Всё дело в том, кому ты (я, ты, он, она, они) служишь: народу или власти.

Я служу народу, поэтому тому сайту который служит власти, невмоготу было взять материал содержащий подозрения по поводу гибели ТУ-154.

Вот ещё замечательные рассуждения на тему гибели ТУ-154, от моего товарища, – военного эксперта, я их получил час назад:

Таинственное «механическое воздействие»

Оригинал 31.12.2016, 09:39

Эдуард Лимонов об официальной версии крушения Ту-154

«Основная фаза работы завершена», - сообщили нам на пресс-конференции самые ответственные лица, выше которых уже только премьер и президент РФ, а именно сообщил генерал-лейтенант Сергей Байнетов , начальник службы безопасности полётов ВС РФ. А с ним рядом сидел министр транспорта Максим Соколов . Речь шла о работах по извлечению из воды останков пассажиров и кусков самолёта Ту-154, погибшего 25 декабря.

Байнетов перечислил сколько кусков самолёта подняты, внёс ясность в количество «чёрных ящиков», их оказывается было два, сообщил, что были подняты на поверхность 19 тел и свыше двух сотен фрагментов тел, но загадал новые загадки.

Оказывается, записи двух «чёрных ящиков» пока не расшифрованы, но, оказывается, была короткая связь пилотов Ту-154 с авиадиспетчерами, длилась она всего 10 секунд. При этом пилотом Ту была сказана «одна фраза, она говорит о начале особой ситуации».

Что это за фраза генерал-лейтенант не сказал. И что за особая ситуация не сказал.

Зато он вдруг объяснил следующее:

«Теракт - это же не только взрыв. Это могут быть и другие причины. Кроме взрыва на борту могло быть какое-то механическое воздействие. Не обязательно теракт был связан со взрывом».

Вот теперь мы все думаем (а «мы все» - это большая часть населения Российской Федерации) какое механическое воздействие случилось на борту ТУ – 154.

Почти одновременно с пресс-конференцией, обнаружилось что расформировывают «авиабазу в Чкаловском». Если совпало так, что именно сейчас расформировывают авиабазу, откуда вылетел несчастный Ту-154, то напрашивается умозаключение, что авиабазу расформировывают в наказание за гибель этого самолёта.

Хочется неловко пошутить, мол не подсадили ли в Ту на военном аэродроме в Чкаловске какого-нибудь жуткого ящера, все помнят фильм «Чужой»? И ящер погрыз 73 пассажира на 230 кусков.

Но в таких ситуациях не шутят. Тут уместно скорбное молчание.

Если судить по нескольким «вершинам айсберга», а это:

Запрет, введённый уже на следующие сутки после гибели Ту-154, всем гражданским судам, яхтам и катерам на выход в море. С целью скрыть от посторонних глаз найденное (тела пассажиров со странными увечьями?)

Тотальное патрулирование отрядами национальной гвардии побережья. (С той же целью: скрыть от посторонних глаз невероятно изувеченные тела?)

Расформирование авиабазы в Чкаловском. (За недосмотр внесения на борт самолёта чего-то, могущего оказать «механическое воздействие»?).

То становится понятным, что расследователи гибели ТУ-154 уже знают в чём там дело.

И, естественно, доложили об этом высшим должностным лицам государства.

А от нас скрывают, в чём там дело.

И напряжённо сейчас размышляют, как бы им нам убедительно соврать, не пугая нас.

А в чём там дело?

Варианты случившегося:

То ли в самолёт проникли злоумышленники - симпатизанты-смертники Халифата с мачете или топорами и изрубили всех в куски. «Солдаты Халифата» не обязательно, как мы знаем, действуют по команде из Халифата, чаще это добровольцы, присягнувшие Халифату издалека.

А самолёт был соблазнителен для «солдат Халифата». Мало того, что он летел в Сирию, так ещё на нём летел военный ансамбль имени Александрова - символ российской армии во всём мире. Военный коллектив должен был выступить на российской авиабазе Хмеймим, цель суперпритягательная.

То ли (не совсем правда «механическое воздействие») в самолёте распылили некий газ, вроде того, который применили в своё время наши спецслужбы с лучшими намерениями в театре на Дубровке, где шло представление «Норд-Оста».

Что касается неприступности аэропорта Чкаловский, то это сомнительная неприступность. Те, кто вылетал в последние годы оттуда, утверждают, что контроль там уступал контролю в гражданских аэропортах.

«Механическое воздействие» !?

Ну не томите же, скажите что случилось в самолёте Ту-154 за пару часов до рассвета 25 декабря, за те 10 секунд, о которых сообщил генерал-лейтенант Байнетов.

Вы же уже знаете!

И мы имеем право знать.