Остров Атту — самая западная точка США.

Экспедиция близится к своему завершению. Путешественники, воспользовавшись попутным ветром, достигли самого дальнего от Аляски острова Алеутской гряды – острова Атту.

Руководитель экспедиции, Герой России Михаил Георгиевич Малахов передает по спутниковому телефону:
«Остров Атту очень трудно найти на безбрежных просторах Тихого океана и Баренцева моря. Это – конечная точка нашего маршрута среди всех Алеутских островов. Это не значит – последняя, здесь мы должны повернуть на восток и вернуться в ближайший аэропорт, который расположен на острове Адак. Туда более 400 морских миль или 700 километров только по прямой. Мы сделали серьезный бросок до этого острова за 3 ночи и 2 дня без остановки, поскольку ветер был попутный, и тем самым мы сделали себе запас на несколько дней. Ведь эта зона, в которой мы сейчас находимся, очень трудно прогнозируема в погодном плане. Часто бывают ветра, шторм. Острова называются Ближние (по отношению к России) и не имеют достаточного количества бухт, в которых судно может отстояться во время шторма. Поэтому приходится делать такие длинные переходы. На обратном пути к острову Адак мы должны завершить обследование еще нескольких островов, и тем самым будет поставлена точка в напряженной программе изучения наследия Русской Америки на Алеутских островах.


Эта слегка рискованная, но уже оправдавшая себя стратегия действий «по погоде». Но команда уже имеет опыт. На судне, которое мы используем, яхте SAUVAGE, опытный капитан Дидье Ватеркотт, человек, который более 30 лет живет в море, на яхте, и знает морские условия лучше, чем городскую суету. Во многом опираясь на его опыт, нам удается выполнять практически на 100% свой очень сложный график посещения различных островов, связанных так или иначе с историей Русской Америки. В этом плане, если сравнивать со стрельбой, то мы сейчас практически всегда попадаем в «десятку». Хотя для остальной команды многое дается непросто. Бушуют Баренцево море и Тихий океан. Когда судно идет ночью, спать крайне сложно, поскольку перекатываешься с боку на бок. Плюс ко всему – укачивание. К моему удивлению, большинство команды не использует специальных средств. Чтобы избежать морской болезни. Наверное, адаптировались, а может быть, просто хороший подбор команды.


Сейчас нас на судне шестеро. Кроме пяти основных участников (трех Малаховых, Дмитрия Старцева из Ульяновска и Сергея Карпова из Рязани)к нам прибавился профессиональный ученый-историк Иван Савельев из Архангельска. На Адаке улетели домой рязанцы Лев Сафонов, Никита Сафонов и Олег Наумов. Оставшись вшестером, мы будем завершать нашу экспедицию. Хотя впереди еще сложная двухнедельная дорога до острова Адак.


Экспедиционная яхта Savauge

Несколько бытовых подробностей нашей экспедиции. Мы спим по два человека в одной каюте. На яхте тепло, хотя, как только выходишь на верхнюю палубу, то обязательно попадаешь под ветер. Ветра здесь практически постоянно. Еда здесь по расписанию, как это и принято в морской жизни, практически в одно и то же время, с небольшими изменениями в зависимости от графика движения или работ на берегу. На еду жаловаться не приходится. Сами мы не готовим, в отличие от предыдущих экспедиций. Первый помощник капитана, жена Дидье Софии – замечательный кулинар. После приема пищи мы стараемся помочь в плане уборки и мытья посуды. На этом основные дела по камбузу у нас завершаются. Приходится убираться в своих каютах, хотя общий порядок, опять же, за первым помощником капитана.


Капитан и его первый помощник – Дидье и Софии Ватеркотт

На судне порядки строгие. Надо следить за состоянием своей обуви после возвращения с берега, поскольку приносится и песок, и галька, а все это судно потихонечку разрушает. Обязательно, прежде чем ступить на борт судна, надо мыть ноги и проверять подошвы сапог друг у друга. В плане работ мы используем такую тактику. Обычно делаем одну, максимум две, высадки в день, поскольку каждая высадка – это 2-3 часа работы. Иногда, если погода не позволяет пристать в интересующей нас бухте, мы можем расположиться на другой стороне острова или в более удобной бухте по соседству. И тогда мы совершаем пешие броски. Здесь как раз общая туристическая, экспедиционная подготовка очень помогает. Расстояние пеших переходов иногда достигает 15 километров. В ближайшие день-два нам предстоит вот такой бросок с севера на южную оконечность острова Атту. Очень непросто идти в местных условиях. Дорог нет, только тундра и горы, трава по пояс или даже по грудь – вот условия, в которых приходится передвигаться.


У нас есть общее удовлетворение от работы. Практически все, что запланировано, удается осуществить. И это результат слаженной работы команды судна и нас. участников экспедиции. Парни в хорошей физической форме. Много шуток. Предыдущий вечер у нас был музыкальный. Дмитрий Старцев хорошо играет на гитаре, Алексей и Михаил Малаховы используют уникальные инструменты северных народов, а Иван Савельев профессионально занимался хоровым пением. Плюс ко всему, иногда наша каюта в перерывах между высадками на берег напоминает избу-читальню. Я, в основном, читаю историческую литературу, связанную с историей Алеутских островов. А парни читают бумажные книги от классики (Достоевского, Тургенева) до иностранной литературы. Книги переходят из рук в руки, хотя запас книг на электронных носителях большой. Музыку не слушаем – как-то не до этого. Предпочитаем музыку ветра, шум волны. Такова жизнь на экспедиционной яхте SAUVAGE».


о. Атту, залив Чичагова, до вторжения японцев.

Рассказ про то, как при штурме безлюдного острова, населённого лишь бродячими собаками, американцы и канадцы умудрились потерять свыше 300 (313 если быть точными) человек убитыми и ранеными.

"В ходе Второй мировой войны ни одна бомба не упала на территорию США". Без этой хрестоматийной, и в общем-то, правильной фразы не обходится ни одна статья или книга о роли США в войне. Однако, это не совсем так: японцы более года оккупировали несколько островов Алеутской гряды, принадлежавших США.


Карта театра военных действий на Алеутах. 1942-1943 годы.


03.06.1942. Бомбёжка бухты Датч-харбора

Третьего июня 1942 г. 56 японских самолетов стартовали с авианосцев «Рюдзе» и «Дзунье» и направились к американской базе на Алеутских островах Датч-Харбор. Налет был внезапным для американцев. Однако второго Пёрл-Харбора не получилось. Во-первых, из-за плохой погоды до цели добрались лишь 13 бомбардировщиков и 6 истребителей. Во-вторых, в гавани Датч-Харбор не оказалось достойных целей. Там стояли лишь пара эсминцев и малые суда. Японские бомбардировщики выбрали самый большой корабль и разбомбили его. Но, увы, это оказалась плавказарма «Норсверн», принятая японцами за крейсер.


Разбомбленная плавказарма «Норсверн» , 03.06.1942


03.06.1942. Датч-Харбор.

На следующий день японцы повторили налет:


Зенитный пулемёт , 03.-04.06.1942 , Датч-Харбор.

Всего в Датч-Харбор было убито 43 американских военнослужащих и 50 ранено, уничтожен ангар с гидросамолетами, две казармы и четыре большие нефтяные цистерны.


Бомбардировка нефтяных резервуаров в Датч-Харбор, японской палубной авиацией 4 июня 1942 года.

Японцы потеряли 7 самолетов, американцы - 8. Как видим, результаты налета были более чем скромные, по сравнению с Пёрл-Харбором, где было уничтожено или повреждено 8 линкоров США.


Американские военнослужащие тушат пожар в Датч Харбор, июнь 1942-го.


Ещё один вид горящих нефтяных цистерн.


Японцы во время вторжения на Кыску. Кадр из фотохроники.

6 июня японские корабли высадили на острове Кыска батальон морской пехоты в составе 550 человек и 700 рабочих. Остров Кыска (Киска), как и остальные Алеутские острова, с середины XVIII века по 1861 г. принадлежал России, а затем вместе с Аляской был продан Александром II Америке. Остров Кыска расположен примерно в 1500 км от побережья Аляски, в 1080 км от Датч-Харбора, в 500 км от Командорских островов (СССР) и в 1000 км от Камчатки.


Аэрофото, сделанное 18-го июня 1942-го. Японские самолёты на острове Кыска. Самолёты - эти, как оказалось - не настоящие. Но, были и настоящие, а так же на Кыске была база малых японских подлодок.

7 июня японцы высадили армейский пехотный батальон и отряд строителей на остров Атту , примерно в 300 км восточнее Кыски. Вооруженных сил США на островах почти не было (потери американцев составили на о. Кыска составили 2-е убитых и 8 пленных военнослужащих (на Кыске была военная метеостанция) , на о. Атту был убит один житель, и 45 попали в плен (алеуты, коренное население островов, оказали японцам сопротивление на Атту)) , и американское командование узнало о занятии японцами Кыски и Атту только через 5 дней.


Расположение японцев на о. Кыска, Октябрь 1942-го. Разведывательное аэрофото, США.

Так зачем японцам понадобились Алеутские острова?

Японцы разгромили флот США в Перл-Харборе и захватили Филиппины, Малайю и Индонезию. Теперь у японцев была нефть, и они умышленно перешли к обороне, поскольку не были заинтересованы в дальнейшем продолжении войны. Японцы запланировали создать «пояс обороны Японии», в который входили острова Индонезии, Новая Каледония, Фиджи, Самоа, атолл Мидуэй и западные Алеутские острова.
В начале июня 1942 г. японцы решили синхронно высадить десанты на острова Мидуэй, Кыска и Атту. Два последних острова, как мы знаем, были захвачены без потерь. Но у острова Мидуэй американцам удалось потопить четыре из пяти японских авианосцев и уничтожить 253 самолета, американские же потери составили 1 авианосец и 150 самолетов.

О захвате островов Кыска и Атту японская пропаганда раструбила не только по Японии, но и на весь мир. На самом деле оккупация этих островов была абсолютно бессмысленной затеей, поскольку сама природа не позволяла создать там базы для сколько-нибудь серьезных операций против Японии. Но простых людей, не знакомых ни с военной стратегией, ни с географией, японский флаг на американской территории не мог не впечатлять.


Японские самолёты на о. Атту. Эти - не фейк. Снимок с В-24 "Либерейтор" , 07.11.1942-го

Что же самое забавное - на японскую пропаганду купились правительство и высшее руководство США. Президент Рузвельт приказал любой ценой выбить японцев с американской территории.

Для борьбы с двумя батальонами японцев, не имевшими ни кораблей, ни авиации, американское командование перебросило на Алеутские острова 11-ю воздушную армию. Флот отправил туда три линкора, авианосец, 8 крейсеров, 21 эсминец и около дюжины подводных лодок, а также четвертое авиакрыло морской авиации (колесные самолеты, базирующиеся на берегу, и летающие лодки).

С февраля 1943 г. начались непрерывные бомбардировки островов Кыска и Атту:


Американцы бомбят захваченные острова, весна 1943-го.

10 мая 1943 г. к острову Атту подошло американское десантное соединение в составе линкоров «Пенсильвания», «Невада», «Айдахо», авианосца «Нассау», семи крейсеров, 19 эсминцев и 44 десантных, сторожевых и других судов.


Высадка на о. Атту

На берег было высажено 15 тысяч морских пехотинцев и солдат армии США:


Карта высадки на о.Атту


Высадившиеся на Атту войска.

На острове Атту к моменту высадки находился 303-й отдельный пехотный батальон под командованием подполковника Ямадзаки и отряд гражданских строителей, всего около 2000 человек. Бои на острове длились до 30 мая. Японцы стояли насмерть. Американцам удалось захватить в плен всего 28 солдат и рабочих. Остальные предпочли смерть. Американцы потеряли 552 человека убитыми и 1140 ранеными.


Группа из примерно сорока погибших японских солдат на горном хребте острова Атту, 29 мая 1943 года. Несколько групп японских солдат были обнаружены в таком виде американскими войсками, которые утверждали, что японцы, поняв, что оказались в ловушке, совершали коллективные самоубийства, подорвав себя ручными гранатами.

Ожесточенное сопротивление японцев на Атту озадачило американских генералов и адмиралов. К высадке на остров Кыска, где находилось свыше 5 тысяч японцев, они решили подойти серьезнее. Для начала из США вызвали еще три линкора - «Нью-Мексико», «Миссисипи» и «Теннеси», три тяжелых крейсера и десяток эсминцев. По боевой мощи американская эскадра, стянутая к лету 1943 г. к Алеутским островам, намного превышала весь советский, германский или итальянский флоты. Армия вторжения состояла из 30 тысяч американских солдат и 5 тысяч канадцев. Десантная операция получила кодовое название «Котидж» («Operation Cottage»).

С середины июля 1943 г. самолеты 11-й воздушной армии и морская авиация почти ежедневно бомбардировали остров Кыска.


Бомбардировки Кыски, 10-е августа 1943-го

Американцы до сих пор держат в секрете детали операции на острове Кыска. Но известно, что в ходе боев за острова Атту и Кыска 11-я воздушная армия сбросила на острова свыше 4 тысяч тонн бомб. При этом было потеряно: от зенитного огня японцев - 41 самолет, в результате эксплуатационных потерь (из-за плохих метеоусловий) - 184 самолета; итого потеряно 225 машин.


Ещё одно фото бомбардировки Кыски американцами, 10-го августа 1943-го.

Кроме того, несколько десятков машин потеряла береговая и авианосная морская авиация. Точное число сбитых машин закрыто американцами. Лишь известно, что в мае 1943 г. с авианосца «Нассау» сделано 86 самолёто-вылетов для ударов по острову Атту и потеряно 7 машин.


Японский корабль, выброшенный на мель в Киска-харбор. Фото 18-го сентября 1943-го.

Остров Кыска постоянно обстреливали американские корабли. Вот, к примеру, только 2 августа на Кыску выпущено 120–356-мм, 200–203-мм, 600–152-мм и 1400–127-мм снарядов. В последующие 13 дней произошло еще 10 подобных артобстрелов.

На рассвете 15 августа 1943 г. к острову Кыска подошла американская эскадра, в составе которой было свыше 100 кораблей. В воздухе висели сотни самолетов.


Остров Адак. Американская эскадра готова к вторжению на о.Кыска. Начало августа 1943-го.


Американские пехотинцы на берегу о. Адак перед загрузкой на десантный корабль для десантирования на о. Киска. Десантный корабль на переднем плане приписан к транспортному кораблю ВМС США Цейлин (USS Zeilin (APA-3)), который виден на заднем плане фотографии в правом верхнем углу.


Канадцы грузятся на корабли, перед отправкой на Кыску.


Опять канадцы. На борту, перед высадкой.


Высадка на Кыску, 15-го - 16-го августа 1943-го.


Американцы высаживаются на о. Кыска. 15.08.1943-го.


Канадский военнослужащий. высадка на о. Кыска, 16.08.1943-го.

Перед фронтом наступающих бушевал шквал огня, созданный авиацией и корабельной артиллерией. Первые два дня наступление американских и канадских войск шло по плану. Погибли 28 американцев и 4 канадца. 191 солдат пропал без вести и ещё четверо подорвались на японских минах-ловушках. На кораблях потерь почти не было, за исключением того, что в ночь с 17 на 18 августа на мине подорвался новейший эсминец «Абнер Рид» водоизмещением 2050 т.


USS Abner Read (DD-526) , фото 1943-го года.

Эсминец раскололся пополам, однако носовая часть осталась на плаву и была отбуксирована к берегу. 71 человек погиб и 34 человека ранено. Дальнейшая судьба эсминца была не менее печальной. После операции Котидж, он был несколько месяцев в ремонте, восстановлен, но был потоплен самолётом-камикадзе в заливе Лейте (Филиппинское море) 1-го ноября 1944-го. Спаслось 22 человека.


Канадский военнослужащий с японским пулемётом Тип 96 (Type 96) , а может и Тип 99 (Type 99) , они очень похожи, а приклада не видно , найденным в траншее на о. Кыска, 16-е августа 1943-го.

Но на третий день сражения за Кыску случилось непоправимое. К командовавшим операцией вице-адмиралу Кинкейду и генерал-майору Корлетту с бледными лицами подошли штабные офицеры и доложили ужасную новость… Может, с криком «Банзай!» в атаку пошли смертники, или японцы применили секретное оружие? Увы, все оказалось гораздо проще - на Кыске японцев вообще не было. Оказывается, три недели американцы и примкнувшие к ним пять тысяч канадцев воевали с воображаемым противником. А потери десанта за два дня штурма Кыски произошли частично за счет противопехотных мин, оставленных японцами, и, в основном, из-за воздействия собственной авиации и артиллерии.


Разбитые японские самолеты, и прочие следы бомбардировок на о. Кыска, фото 19 августа 1943 года.


Миниатюрные подводные лодки, брошенные японцами на о. Кыска.


Эта могила американского лётчика, сбитого над Кыской, была обнаружена на небольшом кладбище среди разбомбленных руин в августе 1943 года. Надпись на памятнике гласит: «Спящий здесь, храбрый герой небес, который потерял свою молодость и счастье ради своей отчизны 25 июля 1942-го - от японской армии.» Японцы - романтики, этого у них не отнять.

На острове нашли только нескольких собак, оставленных японцами. Один летчик грустно заметил: «Мы сбросили на Кыску 100 000 листовок, но эти собаки не умели читать».


Одна из "защитниц острова" , фото 1943-го, военные метеорологи армии США.

На самом же деле все было очень просто. Японцы весь июль следили за погодой в районе острова Кыска. 21 июля остров окутал сплошной туман. На следующий день из военно-морской базы Касивабара (остров Парамушир) вышло оперативное соединение японских кораблей в составе двух легких крейсеров и 14 эсминцев. 29 июля оба крейсера и 10 эсминцев вошли в гавань острова Кыска, а 4 эсминца остались в дозоре. Японские корабли шли в тумане, ориентируясь по радиолокационным станциям типа 21, установленным на крейсерах «Кисо» и «Абукума», а также по радиопеленгам с острова. В гавани корабли стали на якорь в 13 час. 50 мин., а уже в 14 час. 35 мин. снялись с якоря, приняв на борт 5183 человека, т. е. весь гарнизон острова.
31 июля все японские корабли вернулись в базу Касивабара, где выгрузили гарнизон острова Кыска. Как армада американских кораблей и самолетов, располагавших к тому времени достаточно совершенными радиолокационными станциями, ухитрилась не заметить японцев, до сих пор не могут объяснить и сами американцы.
«Битва за остров Кыска» стала единственным в своем роде сражением в мировой истории. «Наличие отсутствия» японцев на Кыске в годы войны удалось скрыть. А после войны об этом коротко и неясно было упомянуто в трудах военных историков.

Статья в Нью Йорк Таймс об операции «Котидж»:

P. S. В истории про Кыску есть и еще любопытный момент, был обойдён вниманием. Как уже говорилось, японские корабли, эвакуировавшие гарнизон, вышли в море 22 июля 1943 г. из базы Касивабара, которая находилась на острове Парамушир, примерно в 33 км от южного побережья Камчатки. Таким образом, японские корабли могли быть видны невооруженным глазом с советской территории. Мало того, они шли в зоне досягаемости 130-мм пушек нашей береговой батареи № 382 на мысе Лопатка. Не говоря уже о патрульных самолетах, о сторожевых кораблях Тихоокеанского флота и НКВД, а также о многочисленных рыболовецких траулерах. Ясно, что советское командование знало о выходе японской эскадры, ее составе и курсе. Войны с японцами еще не было, и атаковать их было нельзя, но вот проинформировать союзников-то могли? Тем более что через Камчатку шел большой поток грузов по ленд-лизу, и почти ежедневно летали самолеты с Аляски и на Аляску...

Для иформации: во избежание захвата Алеутских островов японцами в будущем американцы держали там контингент в 113 тысяч военных, крайне необходимых на других фронтах. Потери на Алеутах встали на второе место по потерям на Тихоокеанском ТВД, после Гуадалканала - 71 убитый американец на 100 японцев... Вот так...

В дополнение к посту - серия фотографий, принадлежащих журналу "LIFE" : "LIFE in the Aleutians: Rare Photos From World War II’s Forgotten Front , сделанных фотографом Dmitri Kessel , в 1943-м году, во время и после освобождения Атту и Кыски:


01 Grave marker, Aleutian Islands, 1943. (Зенитный пулемёт Browning M2 с водяным охлаждением) детектед.


02 The rocky peaks of Attu Island, Alaska, 1943.


03 Aleutian Islands Campaign, Alaska, 1943.


04 A P-38 Lightning above the Aleutian Islands, Alaska, 1943.


05 Dutch Harbor, Aleutian Islands, WWII, 1943.


06 American troops, Aleutian Islands, WWII, 1943.


07 Adak Island during World War II, 1943.


08 Dutch Harbor, Aleutian Islands, WWII, 1943.


09 Aleutian Islands Campaign, Alaska, 1943.


10 On the island of Kiska, men build fires near wrecked equipment and cook their meals, Alaska, 1943.


11The remains of a Japanese soldier, Aleutian Islands Campaign, Alaska, 1943


12 Aleutian Islands Campaign, Alaska, 1943


13 Attu Island, Aleutian Campaign, World War II, 1943.


14 Attu Island, Aleutian Campaign, World War II, 1943.


15 Kiska Island, Aleutian Campaign, World War II, 1943.


16 An American soldier leans against a wall in the captured Japanese headquarters on Kiska Island, beside graffiti caricatures of FDR (Франклин Делано Рузвельт) and Churchill (left), 1943.


17 Barracks, Aleutian Islands Campaign, Alaska, 1943.


18 Unidentified military personnel (канадец, имхо) , Aleutian Islands Campaign, Alaska, 1943.


19 Mail transports, Aleutian Islands Campaign, Alaska, 1943.


20 In barracks, Aleutian Islands Campaign, Alaska, 1943.


21 Laundry, Aleutian Islands Campaign, Alaska, 1943.


22 Aleutian Islands Campaign, Alaska, 1943


23 Aleutian Islands Campaign, Alaska, 1943.

Атту (остров)  /   / 52.9024778; 172.9094000 (G) (Я) Координаты : 052°54′08″ с. ш. 172°54′33″ в. д.  /  52.9024778° с. ш. 172.9094000° в. д.  / 52.9024778; 172.9094000 (G) (Я)

География

Атту является самой западной точкой Аляски и всех Соединённых Штатов. Кратчайшее расстояние от острова до Камчатки (мыс Африка) - 690 км, до материковой части Аляски - 1534 км. Атту составляет примерно 66 км в длину и 28 км в ширину; его площадь - 892,795 км².

История

В июне 1942 года остров Атту, так же как и соседний остров Кыска , был захвачен японцами (см. Битва за Атту).

Население

Единственным населённым пунктом острова являлся Атту-Стейшн , население которого до 2010 года составляло около 20 человек. Все они занимались обслуживанием передатчика LORAN . В августе 2010 года поселение полностью обезлюдело в связи с закрытием LORAN .

До II мировой войны на острове (в заливе Чичагова) находилась деревня "с несколькими десятками жителей" "с русскими именами и фамилиями", а также православный храм . Были и другие мелкие населенные пункты.

Напишите отзыв о статье "Атту (остров)"

Примечания

Ссылки

Литература

  • Дивин В. А., Великий русский мореплаватель А. И. Чириков, М., 1953;
  • Дивин В. А., Русские мореплаватели на Тихом океане в XVIII веке, М., 1971.

Отрывок, характеризующий Атту (остров)

Князь Андрей зажмурился и отвернулся. Пьер, со времени входа князя Андрея в гостиную не спускавший с него радостных, дружелюбных глаз, подошел к нему и взял его за руку. Князь Андрей, не оглядываясь, морщил лицо в гримасу, выражавшую досаду на того, кто трогает его за руку, но, увидав улыбающееся лицо Пьера, улыбнулся неожиданно доброй и приятной улыбкой.
– Вот как!… И ты в большом свете! – сказал он Пьеру.
– Я знал, что вы будете, – отвечал Пьер. – Я приеду к вам ужинать, – прибавил он тихо, чтобы не мешать виконту, который продолжал свой рассказ. – Можно?
– Нет, нельзя, – сказал князь Андрей смеясь, пожатием руки давая знать Пьеру, что этого не нужно спрашивать.
Он что то хотел сказать еще, но в это время поднялся князь Василий с дочерью, и два молодых человека встали, чтобы дать им дорогу.
– Вы меня извините, мой милый виконт, – сказал князь Василий французу, ласково притягивая его за рукав вниз к стулу, чтоб он не вставал. – Этот несчастный праздник у посланника лишает меня удовольствия и прерывает вас. Очень мне грустно покидать ваш восхитительный вечер, – сказал он Анне Павловне.
Дочь его, княжна Элен, слегка придерживая складки платья, пошла между стульев, и улыбка сияла еще светлее на ее прекрасном лице. Пьер смотрел почти испуганными, восторженными глазами на эту красавицу, когда она проходила мимо него.
– Очень хороша, – сказал князь Андрей.
– Очень, – сказал Пьер.
Проходя мимо, князь Василий схватил Пьера за руку и обратился к Анне Павловне.
– Образуйте мне этого медведя, – сказал он. – Вот он месяц живет у меня, и в первый раз я его вижу в свете. Ничто так не нужно молодому человеку, как общество умных женщин.

Анна Павловна улыбнулась и обещалась заняться Пьером, который, она знала, приходился родня по отцу князю Василью. Пожилая дама, сидевшая прежде с ma tante, торопливо встала и догнала князя Василья в передней. С лица ее исчезла вся прежняя притворность интереса. Доброе, исплаканное лицо ее выражало только беспокойство и страх.
– Что же вы мне скажете, князь, о моем Борисе? – сказала она, догоняя его в передней. (Она выговаривала имя Борис с особенным ударением на о). – Я не могу оставаться дольше в Петербурге. Скажите, какие известия я могу привезти моему бедному мальчику?
Несмотря на то, что князь Василий неохотно и почти неучтиво слушал пожилую даму и даже выказывал нетерпение, она ласково и трогательно улыбалась ему и, чтоб он не ушел, взяла его за руку.
– Что вам стоит сказать слово государю, и он прямо будет переведен в гвардию, – просила она.

 /   / 52.9024778; 172.9094000 Координаты :

География

Атту является самой западной точкой Аляски и всех Соединённых Штатов. Кратчайшее расстояние от острова до Камчатки (мыс Африка) - 690 км, до материковой части Аляски - 1534 км. Атту составляет примерно 66 км в длину и 28 км в ширину; его площадь - 892,795 км².

История

В июне 1942 года остров Атту, так же как и соседний остров Кыска , был захвачен японцами (см. Битва за Атту).

Население

Единственным населённым пунктом острова являлся Атту-Стейшн , население которого до 2010 года составляло около 20 человек. Все они занимались обслуживанием передатчика LORAN . В августе 2010 года поселение полностью обезлюдело в связи с закрытием LORAN .

До II мировой войны на острове (в заливе Чичагова) находилась деревня "с несколькими десятками жителей" "с русскими именами и фамилиями", а также православный храм . Были и другие мелкие населенные пункты.

Напишите отзыв о статье "Атту (остров)"

Примечания

Ссылки

Литература

  • Дивин В. А., Великий русский мореплаватель А. И. Чириков, М., 1953;
  • Дивин В. А., Русские мореплаватели на Тихом океане в XVIII веке, М., 1971.

Отрывок, характеризующий Атту (остров)

Жгучая, незнакомая боль швырнула меня в чужой и холодный мир взрослых людей, уже никогда больше не давая возможности вернуться назад. Мой хрупкий, светлый, сказочный детский мир разбился на тысячи мелких кусочков, которых (я откуда-то знала) мне уже никогда не удастся полностью восстановить. Конечно же, я всё ещё оставалась малым шестилетним ребёнком, с моими грёзами и фантазиями, но в то же время, я уже знала наверняка, что не всегда этот наш удивительный мир бывает так сказочно красив, и не всегда в нём, оказывается, безопасно существовать…
Я помню как буквально несколько недель до того страшного дня, мы сидели с дедушкой в саду и «слушали» закат. Дедушка почему-то был тихим и грустным, но эта грусть была очень тёплой и светлой, и даже какой-то глубоко доброй… Теперь-то я понимаю, что он тогда уже знал, что очень скоро будет уходить… Но, к сожалению, не знала этого я.
– Когда-нибудь, через много, много лет… когда меня уже не будет рядом с тобой, ты так же будешь смотреть на закат, слушать деревья… и может быть вспоминать иногда своего старого деда, – журчал тихим ручейком дедушкин голос. – Жизнь очень дорога и красива, малыш, даже если временами она будет казаться тебе жестокой и несправедливой... Что бы с тобой не случилось, запомни: у тебя есть самое главное – твоя честь и твоё человеческое достоинство, которых никто у тебя не может отнять, и никто не может их ронить, кроме тебя… Храни это, малыш, и не позволь никому тебя сломать, а всё остальное в жизни восполнимо...
Он качал меня, как маленького ребёнка, в своих сухих и всегда тёплых руках. И было так удивительно покойно, что я боялась дышать, чтобы случайно не спугнуть этот чудесный миг, когда согревается и отдыхает душа, когда весь мир кажется огромным и таким необычайно добрым… как вдруг до меня дошёл смысл его слов!!!
Я вскочила, как взъерошенный цыплёнок, задыхаясь от возмущения, и, как назло, никак не находя в своей «взбунтовавшейся» голове таких нужных в этот момент слов. Это было так обидно и совершенно несправедливо!.. Ну почему в такой чудесный вечер ему вдруг понадобилось заводить речь о том грустно-неизбежном, что (уже понимала даже я) рано или поздно должно будет произойти?!. Моё сердце не хотело этого слушать и не хотело такого «ужаса» принимать. И это было совершенно естественно – ведь все мы, даже дети, настолько не хотим признавать себе этот грустный факт, что притворяемся, будто оно не произойдёт никогда. Может быть с кем-то, где-то, когда-то, но только не с нами... и никогда…

Остров Атту входит в состав Аляски (США). Он является самым западным и большим островом группы Ближних островов, которые входят в состав архипелага Алеутских островов. Атту находится в самой западной точке Аляски и в самой западной точки Соединённых Штатов Америки. До Камчатки расстояние составляет примерно семьсот километров, до Аляски – чуть более полутора тысяч километров. Площадь этого острова составляет практически девятьсот квадратных километров.

Официально на острове Атту ни кто не прописан. Но до 2010 года здесь постоянно проживало около двадцати человек. Именно они занимались обслуживанием передатчика Loran-C. Сейчас данный передатчик прекратил свою работу, и как следствие обслуживающий персонал был расформирован. Сейчас на острове никто не живёт. Остров Атту был открыт русским мореплавателем М. В. Неводчиковым, в 1745 году. Однако по другим данным в 1742 году координаты этой местности были уточнены капитаном судна А. Чириковым. До середины 20 века на острове проживало несколько десятков жителей, которые имели русские имена и фамилии.

На острове был даже православный храм. При этом данная земля принадлежала Соединённым Штатам Америки. В середине прошлого века (в 1942 году) остров был захвачен японскими войсками, во время битвы за Атту. В это время здесь проживало местное племя, которое и вступило в битву за остров. В результате битвы были потери со стороны местных жителей (один человек погиб, около пятидесяти были взяты в плен).

Остров Атту на фото

Атту находится в самой западной точке Аляски и в самой западной точки Соединённых Штатов Америки. До Камчатки расстояние составляет примерно семьсот километров, до Аляски – чуть более полутора тысяч километров.

Остров Атту был открыт русским мореплавателем М. В. Неводчиковым, в 1745 году.

В середине прошлого века (в 1942 году) остров был захвачен японскими войсками, во время битвы за Атту.

Площадь этого острова составляет практически девятьсот квадратных километров.


До середины 20 века на острове проживало несколько десятков жителей, которые имели русские имена и фамилии.

Через пару лет после захвата острова японцами, на берег были высажены американские войска. Около трёх недель длились бои, которые завершились победой американских солдат.

Захват этого острова был беспричинен, так как здесь невозможно даже разместить какую-либо военную базу из-за климатических особенностей. Климат острова Атту весьма суровый, именно поэтому он практически не пригоден для жизни современного человека.

Здесь круглый год стоит достаточно низкая температура воздуха, которая не даёт возможности вести человеку нормальное проживание. Атту можно использовать для размещения различных радиостанций, передатчиков и тому подобное. Через пару лет после захвата острова японцами, на берег были высажены американские войска. Около трёх недель длились бои, которые завершились победой американских солдат.

По неофициальным данным, на остров во время боев американской стороной было выпущено около четырёх тысяч бомб, что и привело США к победе. Здесь погибло огромное количество человек. Но для чего была война на этом острове не понятно до сих пор?!