Затерянный город инков в перу называется. Древний город Мачу-Пикчу в Перу – точка гибели великой цивилизации

Необязательно интересоваться историей цивилизации инков, чтобы знать о Мачу-Пикчу. Таинственный святой горный город просуществовал недолго: чуть больше столетия на рубеже 15-16 веков. Machu Pikchu в дословном переводе с кечуанских языков означает «старая гора». Рядом находится вершина Уайна-Пикчу – «молодая». Два пика горы Мачу-Пикчу расположены на высоте 2,5 км над уровнем моря. Средневековые инки ценили такое расположение благодаря удобству: отсюда открывался контроль над долиной реки Урубамбы, плодородными полями, джунглями.

История Мачу-Пикчу непродолжительна, но окутана тайнами, мистериями, таит множество загадок. Четыре столетия город скрывался за облаками от нежелательного внимания. Сегодня «старая вершина» доступна для посещения.

История города среди облаков

По историческим меркам, Мачу-Пикчу относительно молод. Его возведение связывают с эпохой правления императора Пачакути Юпанки. Недаром императора-полководца называют «изменившим мир»: Пачакутек вывел Империю Инков на новый уровень.

15 век. Приблизительно 1440. До испанского завоевания Перу остается столетие. Точных сведений, кто именно построил Мачу-Пикчу, не осталось. Наиболее вероятно, что город стал резиденцией Пачакутека. Продовольствие поставляли из Куско, столицы Империи. Сам город небольшой: две сотни строений (преимущественно общественного назначения). Несколько храмов, склады для продовольствия, общественные пространства. Помимо резиденции Пачакути, тут также были резиденции других аристократов-инков того периода.

Вокруг поселения раскинуты деревушки. Общая вместимость города «с пригородами» – не больше полутора тысяч человек. Существует мнение, что место выбрано неслучайно, поэтому Мачу-Пикчу называли точкой энергетической связи с божеством солнца Инти (которому активно поклонялись в местных храмах). Крестьяне возводили на склонах горы новые поселения, разбивали земледельческие уделы на каменистых террасах.

Юго-восточная часть города отведена под дворцовый комплекс. Неподалеку угадывается силуэт Уайна-Пикчу. Там было расположено аналогичное сооружение, а также жили люди. Западная сторона города – храмовый центр. Здесь расположен алтарь, где приносили жертвы (часто человеческие) богам инков. Дома в городе – преимущественно двухэтажные строения. Структура поселения удивительно четкая: на улицах легко ориентироваться, хотя некоторые проулки оканчиваются тупиками.

Исследователей восхищало другое: знаменитая полигональная кладка Мачу-Пикчу. Удивительно, как инки, не использующие техник колеса, не славящиеся техническим прогрессом, сумели сделать четкую, геометрически выверенную кладку. Каждый камень обработан особым образом, идеально подогнан под остальные. Поверхность отшлифована до стопроцентной гладкости, которая не уменьшилась с течением лет. Считается, что между камнями кладки невозможно просунуть тончайшее лезвие (настолько они плотно прилегают друг к другу). Никаких скрепляющих смесей инки не использовали. Полигональная кладка – один из секретов мастерства инков, погибших вместе с ними.

Интересный факт!

Достопримечательность Мачу-Пикчу имеет аналог на другом конце Земного шара. Строения турецкого древнего города Аладжа-Хююк, сооруженного еще в эпоху неолита (приблизительно 10 тысяч лет до нашей эры), по технике строительства имеют много сходства с перуанским памятником.

Также восхищает мастерство инков в строительстве дорог. Российскому дорожному строительству стоит у них поучиться: прошло семь сотен лет после постройки, а вымощенный булыжником путь Куско в Мачу-Пикчу ничуть не изменился. Колоссальные усилия приложены для укрепления склонов горы. Работы столь серьезного уровня, что сомнений не возникает: Мачу-Пикчу строили на века.

Смерть Пачакути (1471) не затронула город. Здесь проходили обучение потомки знатных семей Куско: изучали астрономию, ткачество, гончарное мастерство, текстильное дело. Поселение и окрестности продолжали жить.

1532. Вторжение испанцев на территорию Империи Инков. Прошло меньше ста лет, и Мачу-Пикчу опустел. Столицу империи, Куско, захватили испанские войска. Поставки продовольствия прекратились, жителей священного города охватил голод. Это одна из теорий, почему Мачу-Пикчу прекратил существование. Другая гласит, что большинство жителей города отправились воевать с испанскими завоевателями, часть забрала сокровища, скрывшись в Вилькабамбе (претендент на звание «сокровищницы золота инков»).

Третья теория – о вымирании населения города. Якобы испанцы завезли оспу, которой заразили местных аборигенов. Священный город оказался в центре эпидемии. Теория не выдерживает критики: поселение не было известно испанцам, находилось далеко, эпидемия никак не могла разрастись.

Четыре сотни лет Мачу-Пикчу был известен исключительно местному населению. Редкие крестьяне продолжали жить здесь, укрываясь от испанцев: свободные, без налогов, обязательной военной повинности.

1911. Американский исследователь-археолог Хайрам Бингем путешествует по Перу, разыскивая Вилькабамбу. Где находится Мачу-Пикчу, обнаруживается случайно (благодаря маленькому местному мальчику). Юный проводник показывает Бингему дорогу, тем самым открывая город, охраняемый его предками, миру.

Есть свидетельства, подтверждающие, что путешественники находили Мачу-Пикчу на карте Перу до Бингема. Профессор Йеля несколько лет изучал город, вывез с собой множество местных сокровищ. Его находка вызвала живой интерес научного сообщества, историков архитектуры, инженеров. О Мачу-Пикчу снимают документальные фильмы.

Заинтересовались городом туристы. Каждого интересует, когда лучше ехать в Мачу-Пикчу. Чтобы сохранить историческое наследие целым, ЮНЕСКО ограничивает количество ежедневных туристов (2500 человек).

2011. Столетний юбилей открытия Бингема. Артефакты «старой вершины» возвращаются домой (соглашение между Перу и США). Сегодня вы найдете их в местном музее Куско.

Полезная информация для туристов

Мачу-Пикчу открыт круглый год, любой сезон подходит для путешествия. Летом в горах идут дожди, что не мешает наслаждаться восхождением. Дорога укреплена, ЮНЕСКО и Министерство культуры Перу внимательно следят за состоянием памятника, безопасностью туристов.

Всегда заранее покупайте билеты. Официально их продает сайт Министерства культуры Перу. Билеты есть отдельно на Мачу-Пикчу и комплексный, включающий восхождение на Уайна-Пикчу. Рекомендую брать комплексный «Machu Picchu&Montana». Первым делом посетить «молодую вершину», затем – исследовать город.

Вы можете взять экскурсию с гидом, лучше выбирайте испаноязычного проводника: подобного рода экскурсии интереснее, группы набирают быстрее, экскурсия длится час. Гид необязателен. Насладиться историей поселения можно, предварительно узнав информацию из Интернета.

Для любителей пеших путешествий есть официальная туристическая «Тропа Инков». Занимает маршрут четыре дня. Группа обязательно сопровождается гидом. Восхождение непростое, но крайне интересное. Если вам любопытен экстрим, очень рекомендую именно такое путешествие.

  • Мачу-Пикчу считают одним из вероятных сокровищниц золота инков: под городом расположена сеть лабиринтов (дата открытия: 2012), где могли хранить золото.
  • При входе заповедника ставят интересные, необычные штампы в загранпаспорт.
  • Настоящее название города утеряно, Мачу-Пикчу – прозвище.
  • По легенде город строили вместе с птицами. Логичное объяснение: птицы вида хакакльо. Сок растения, которым питались птицы, инки использовали для шлифовки сторон каменных блоков: он размягчал твёрдую массу.

Как добраться

Аэропорта в Мачу-Пикчу и окрестностях нет. Путь неблизкий, непростой. Чтобы добраться из Москвы в Мачу-Пикчу, придется сделать остановку в современной столице Перу. Из Лимы до Мачу-Пикчу добираемся поездом: до городка Агуаскальентес. Поезд прибывает вечером, соответственно, придется брать гостиницу, остаться ночевать. Утром отправляемся к вершине: автобус идет два часа, оптимально выезжать в 8-9 утра (самые маленькие очереди).

Хотя маршрут сложный, это того стоит. Мачу-Пикчу незабываемый, прекрасный древний город…


Мачу Пикчу - город удивительной истории и неразгаданных тайн. Испанские конкистадоры , захватившие в XVI веке территорию современного Перу, так и не смогли обнаружить эту крепость, в которой укрылись инки, не желавшие подчиниться иноземному господству. В течение более трехсот лет он был в полном смысле слова «потерянным городом» - никто не подозревал о его существовании.

Считают, что последние обитатели Мачу Пикчу скончались к началу XVII века, а официально открыт он был Хирамом Бингемом только 24 июля 1911 года. Инки, не имевшие письменности и не знавшие, что такое колесо, построили свой город-святилище-крепость в действительно неприступном месте - в самом сердце Кордильер, на вершине горы, окруженной высокими пиками и непроходимыми лесами. Коренные жители считали гору Мачу Пикчу священной, поскольку она обеспечивала их водой и пищей: возле вершины индейцы обнаружили два чистейших природных источника (которые не иссякли и по сей день), а на террасированных склонах выращивали урожай зерновых и овощей. Город вполне мог существовать независимо от внешнего мира. Единственным способом сообщения с внешним миром служили индейские тропы , известные лишь посвященным.

Когда экспедиция Бингема обнаружила город, археологи были поражены четкостью его планировки и красотой каменных конструкций. Невероятным образом инки сумели водрузить на свои места в кладке зданий огромные блоки весом более 50 тонн. Строители обрабатывали валуны бронзовыми или каменными орудиями, стесывая острые края и придавая камням необходимую форму. Каждую каменную глыбу инки подогнали под соседние, как фрагменты мозаики-головоломки, чтобы создать прочные и долговечные сооружения. Можно лишь догадываться, сколько времени ушло на эту кропотливую работу.

Согласно одной из гипотез, Мачу Пикчу играл роль важного религиозного и политического центра, и входить в город разрешалось только императору, его приближенным, жрецам и экспертам в различных областях науки и искусства.

Индейцы заранее готовились к строительству и очень тщательно планировали Мачу Пикчу. Они провели серьезные геофизические, геологические и астрономические исследования, определили параметры безопасности, архитектуры, гидравлики и пригодности местности для ведения сельского хозяйства. Когда же список требований для постройки идеального города был готов, инки отправились на поиски места, отвечающего всем пунктам. И обнаружили его именно на (с инкского - «старая гора»). Затем понадобилось много времени, чтобы очистить территорию от буйной растительности и сделать точные математические измерения для создания архитектурного плана будущего жилого комплекса. В это же время ученые инков, вероятно, провели ряд исследований грунта, чтобы определить возможное сейсмическое движение, скальные изломы, эрозию почвы и каналы стока дождевой воды.
Тысячи индейцев, работавших над строительством города, в первую очередь проложили тропы для доставки провизии, соорудили сараи для ее хранения и построили грубые хижины для жилья. Пещеры же использовались как убежища. Сложнее всего индейцам пришлось на начальном этапе работ - они перенесли тысячи тонн камней и земли, чтобы построить подпорные стены, сельскохозяйственные террасы и платформы. Тогда же древние архитекторы позаботились о дренажной и оросительной системе, состоящей из множества узких каналов, которые впадали в широкий центральный. Позже постройки обмазали глиняной смесью.









Современные ученые подтверждают, что все строения имеют особые математические и астрономические координаты, определенные инками согласно их философии и религии. Здания четко разделены по функциям: социальной, политической, астрономической и религиозной, с преобладанием храмов, дворцов, алтарей и астрономических обсерваторий. Это позволяет предположить, что Мачу Пикчу выполнял роль элитного религиозного центра, в который прибывали лучшие представители общества со всей империи. Здесь же древние ученые постигали тайны астрономии и астрологии, а учителя преподавали различные науки высокопоставленным студентам.

Существование города скорее всего связано со временем правления Пачакутека, вошедшего в историю инков как великий реформатор и строитель. С 1350 по 1530 год н.э. люди жили в городе периодически, а постоянно населяли его лишь в 1500-1530 годах. Затем, еще не закончив строительство, они навсегда ушли из Мачу Пикчу.

Мотивы, побудившие жителей поспешно покинуть Мачу Пикчу, до сих пор неизвестны. Теорий на этот счет множество: возможно, в городе возникла эпидемия неизлечимой болезни, или вспыхнула локальная гражданская война, или город атаковали враждебные племена, или же по какой-либо причине резко сократилось количество доступной питьевой воды.

Наиболее вероятно, что население покинуло святилище, чтобы сохранить его существование в секрете от завоевателей и, тем самым, уберечь от неминуемого разрушения. Испанцы не просто подчиняли себе земли, они еще и насаждали чуждый индейцам католицизм. Бывшую империю заполонили христианские священнослужители, с особым рвением старавшиеся «вернуть» заблудшие души язычников Богу. Если бы конкистадорам удалось обнаружить Мачу Пикчу, город постигла бы та же участь, что и другие поселения: храмы и алтари немедленно бы разрушили, а на их месте построили католические церкви.

Испанцы были слишком заняты завоеваниями, чтобы организовать серьезные поиски таинственного города. Ко времени окончательного разгрома инков в 1572 году тропы, ведущие от Куско к Мачу Пикчу, полностью заросли и стали непроходимыми. Таким образом, святилище оказалось спасенным - окруженное дождевыми лесами, отвесными обрывами и горными реками.
В конце XIX - начале XX века в район Мачу Пикчу начали прибывать на поселение первые индейцы-фермеры. Они-то и нашли сокровища инков, а затем продали их итальянцу Ломеллини. Известно, что местный фермер Агустин Лизаррага в 1900 году устроил лесной пожар, чтобы освободить дополнительную площадь под сельскохозяйственные угодья. Обходя выгоревший лес, он обнаружил заброшенную тропу, которая привела его к Мачу Пикчу. Агустин был поражен увиденным и сначала не стал брать никаких драгоценностей, боясь прогневить древних богов.

Но устоять перед богатством было сложно, и уже через некоторое время он начал выносить сокровища и тайком сбывать их. Еще через два года фермер показал святилище своим друзьям. Именно Лизаррага был настоящим первооткрывателем легендарного города. Хирам Бингем прекрасно знал об этом, но постарался скрыть данный факт от общественности, не желая ни с кем делиться своей славой. Известно также, что Бингем сделал весьма ценные находки, большинство из которых и по сей день находятся в хранилищах Иельского университета (США), в свое время спонсировавшего его экспедиции. Позже, договорившись с президентом Перу, американец получил эксклюзивное право на раскопки на территории святилища. По свидетельствам очевидцев, вооруженная до зубов стража, состоящая из перуанцев, стояла по всему периметру города и охраняла его круглосуточно. Только «гринго Бингему», как здесь называли американца, и его людям разрешалось входить и выходить из Мачу Пикчу. Команда Бингема вынесла из города сотни ящиков, наполненных артефактами эпохи инков. Безусловно, многие из этих предметов имели не только историческую ценность. Такие действия вызвали резко негативную реакцию в кругах перуанской интеллигенции.

К Мачу Пикчу нельзя относиться как к «любопытным руинам» или как к очередному археологическому памятнику. Это, без сомнения, самое священное место во всех Андах и, одновременно, уникальное архитектурное сооружение.

Каждый, кто попадает сюда, должен осознавать, что входит именно в храм - только под открытым небом. Потрясающая панорама городов и крепостей над долиной Урубамбы превосходит все представления о деле рук человеческих. Но как ни сопротивляется рассудок, он должен подчиниться осязаемой действительности. Этот город построен людьми из плоти и крови, одержавшими победу над горными пропастями своим искусством, разумом и блестящей техникой. Они сумели превратить враждебные им бастионы, пропасти и девственные леса Кордильер в своих союзников, которые еще в течение столетий после того, как последний из живых защитников храмов и крепостей соединился с предками, защищали от захватчиков то, что было создано человеком. Эти союзники бессмертны, как сама природа. Человек, пораженный творениями инков, чувствует себя беспомощным при мысли, что еще и сейчас он как слепец блуждает в поисках следов.

Мачу-Пикчу (кечуа Machu Picchu) — одна из самых известных достопримечательностей , древний город, приютившийся на вершине горного хребта (2,6 тыс. м над у/м), над реки (исп. Rio Urubamba), в 120 км от г. . Городищу в 2007 г. было присвоено звание «Новое чудо света».

Цены актуальны на март 2018 г.

Некоторые туристы предпочитают добираться из Агуас-Кальентес до заброшенного города Инков пешком. В этот непростой и протяженный горный поход лучше отправляться около 5 ч. утра, чтобы на месте встретить восход солнца.

  • Самый интересный: отправиться пешком по древней . Для такого похода, рассчитанного на 4 дня пути, потребуется средняя физическая подготовка участников.
  • Самый бюджетный: из Куско на маршрутке или автобусе доехать до Ольянтаитамбо, затем добраться на автобусах сначала до Санта-Марии (исп. Santa María del Mar), потом до Санта-Терезы (исп. Santa Teresa) и Гидроэлектрики (исп. Hidroelectrica). Вся поездка займет около 6 ч. От Гидроэлектрики до Aguas Calientes можно дойти пешком за 1,5 — 2 часа.

Любопытные факты

  • Профессор Йельского Университета Хайрам Бингем, который долгое время работал над изучением руин инкской цивилизации, на основе своих открытий написал несколько популярных книг, таких как «Загадка Мачу-Пикчу » и «Затерянный город Инков».
  • Интересно, что Инки строили свои города в форме животных. С высоты птичьего полета Куско, к примеру, напоминает пуму. А Мачу-Пикчу построен в форме птицы кондор. Остается лишь гадать, кто в XV веке мог сверху это увидеть.
  • Религия оказывала огромное влияние на жизненный уклад и поведение Инков, они чтили богов и старались жить, соблюдая главную заповедь: «Ама суа, ама льюлья, ама челья» (кеч. Ama Sua, Ama Llulla, Ama Qhella — «Не воруй, не лги, не ленись»).
  • В 1983 г. М-П вошел в реестр Всемирного Наследия ЮНЕСКО, став центром мирового туризма. Сегодня его каждый день посещают до 2,5 тыс. туристов, но в целях сохранения памятника организация требует сократить число ежедневной посещаемости втрое.
  • М-П имеет размеры 530х200 м. и четко разделен на 2 зоны: сельскохозяйственную (состоящую из террас, расположенных на крутых гранитных склонах), и городскую (включающую в себя главную площадь, извилистые улочки и до 200 построек). Обе зоны разделены лестницами, стеной и рвом.
  • Чтобы возвести укрепление в крайне неудобном для строительства месте, требовались колоссальные усилия и непревзойденное мастерство. Однако титаническая работа была проделана не зря, ведь массивные стены и ступенчатые террасы уже более 550 лет надежно держат таинственный город, не позволяя природным стихиям снести его с высоты горного хребта.
  • Х. Бингем, открывший затаенное место в 1911 г., выдвинул гипотезу о том, что Мачу-Пикчу был городом жриц, «девственниц Солнца». Но в результате скрупулезных исследований ученых было установлено, что здесь жили и представители сильного пола. Правда, из 173 скелетов, найденных в древних руинах, мужчинам принадлежали только 23 из них.
  • Существовало поверье, что если к священному камню «Интуниана» прикоснуться лбом, то человеку откроется мир духов и божественная энергия Солнца.
  • Долгое время предполагалось, что этот горный район был заселен людьми задолго до появления цивилизации Инков. Самыми прогрессивными учеными авторство построек приписывалось инопланетным зодчим. Но современные исследователи установили, что город был возведен в 1450 г. и вполне мог быть летней резиденцией правителя и его двора, т.к. в столице Куско было намного жарче.
  • Ученые отвергают теорию о внешнем вторжении: ни разрушений, ни следов насилия здесь не обнаружено. Есть гипотеза, что население выкосила эпидемия оспы. Вполне вероятно, что жители оставили родной дом в наказание за бесчестье, нанесенное одной из жриц. В государстве Инков насилие над солнечной девой каралось смертью как самого виновного, так и всех его родственников. Мало того, на оскверненном месте уже запрещено было жить всей общине в целом, даже животным.
  • У Инков многие камни почитались, как священные. Возможно, этим фактом объясняется столь тщательная подгонка каменных блоков: между некоторыми не просунуть даже лезвия! Правда,
    ювелирной степени обработки подвергались только камни, шедшие на строительство храмов и домов знатных горожан.
  • Мачу-Пикчу был окружен «анденес» — специальными ступенчатыми сельскохозяйственными террасами, укрепленными стенами из грубо отесанных глыб. От них и возникло название горного массива. Анденес заполняли плодородной почвой, доставляемой из долины реки Урубамбы. Здесь выращивались картофель, маис, целебные травы и даже цветы.
  • Для Инков золото и серебро были сакральными металлами, которые они именовали не иначе, как «слезами Солнца и Луны». У европейцев к драгоценным металлам было совсем иное отношение. Первые отряды испанских конкистадоров, захватившие Куско, обнаружили здесь такое множество золотых предметов, что в течение около полугода они переплавляли их в слитки, которые затем отправляли в метрополию. Это все послужило причиной невиданного за всю историю человечества обесценивания золота, подешевевшего тогда в несколько раз.
  • Исчерпав золотой запас Инков, испанцы предприняли очередную кампанию по поиску драгоценных камней и металлов в районе Куско. В силу своего труднодоступного местоположения, Мачу-Пикчу долго отождествлялся с затаившимся сказочным краем. Несмотря на то, что сокровищ здесь не было найдено, его прозвали «Золотым городом Инков». Одинокий, притаившийся в скалах он все равно является одним из самых загадочных и удивительных мест планеты.
  • Ответ на вопрос «Куда пропали жители Мачу-Пикчу?» учеными пока так и не найден.

400 лет эти древние постройки были скрыты в тропических лесах. Руины великолепного каменного города были обнаружены лишь в 1911 году американским исследователем Хаерэмом Бингемом, ведомым смутными слухами, что где-то в глубине Анд затерян древний город.

В этом высоком городе, находящемся в нескольких сотнях метров над яростной стремниной реки Урубамбы отовсюду открывается захватывающий вид. Он построен на горном хребте, прямо над облаками, на высоте 450 метров – здесь почти нет ровного места. Оно необычно для города. Здесь чувствуешь себя словно на вершине мира!

Мачу-Пикчу в Перу очень живописное место, это не просто город – между рядами его домов расположены загадочные постройки, улицы, лестницы, дома, фонтаны и маленькие бассейны, великолепные храмы и странные алтари, вырезанные из гранита, величественный каменный дворец, который словно, построили великаны.

Некоторые исследователи считают, что это была зимняя резиденция императора. Это был Зимний дворец Почакутек, названный в честь императора и весь его двор жил здесь 2-3 месяца.

Некоторые исследователи считают, что Мачу-Пикчу мог быть зимней резиденцией императора инков

В Мачу-Пикчу более 200 строений. Все они искусно «вмонтированы» в великолепный пейзаж. Здесь могли проживать примерно несколько тысяч человек племени инков.

Инки (правильнее «инка») Это индейское племя, предки современных индейцев кечуа. Они обитали, начиная с 11 века на территории современного Перу, и они создали одну из древнейших цивилизаций в Южной Америке. По преданию инков, их предки прибыли с некогда погибшего в море государства.

С языка индейцев кечуа Machu Picchu переводится как «старая гора» или «старая вершина». Город находится в «орлином гнезде» между вершиной Мачу-Пикчу и пирамидальной «молодой вершиной» Хауна-Пикчу, высотой 2700 метров над уровнем моря, которая возносится к самому небу.

Император инков Пачакутек

В хрониках испанского иезуита Пернабе Кобо, который писал свои хроники, основываясь на рассказах инков, рассказывается о деятельном правителе, основавшем империю инков, по имени Пачакутек. Его имя означает: «Тот, кто переделывает мир».

Именно при нем империя инков вышла за пределы Куско. Он расширил империю инков, захватив те территории, которые им раньше никогда не принадлежали.

Император инков Пачакутек был почти богом, религиозным лидером, сыном Солнца. Считается, что это он построил этот город в 1460 году. Полагают, что на его строительство ушло не менее 50-ти лет, и построить город мог только один из первых императоров. Но всё же пока не удалось доказать, что именно Пачакутек построил Мачу-Пикчу.

Ошибки археологов и антропологов

Но американскими исследователями обнаружено, что на Перуанском побережье существовала и процветала высокоразвитая цивилизация, существовавшая тысячу с лишним лет назад, чем считалось до сих пор.



Последний радиоуглеродный анализ волокон тростника, найденного в долине реки Супе, в Карале, на 120 миль севернее Лимы, показал, что древний город построен был ещё в 2600 году до н.э. Что делает его самым старейшим поселением на территории обеих Америк. Возраст тростника смогли определить точно, ведь он однолетнее растение – он рос в 2627 году до н.э. Эта находка позволяет предположить, что значение Каральской цивилизации было очень недооценено археологами и антропологами.

Инки почитали природные явления

Инки поклонялись природным явлениям Земли и небес, почитали их словно богов. В Мачу-Пикчу исследователи обнаружили уникальное сочетание природных явлений, которые создали религиозный феномен, известный сегодня как ось мира, или священный центр Земли. Это место, священная ось, соединяющая небо, горы и реки.

В Мачу-Пикчу на каждый румб компаса приходится священная гора. Прямо над священной горой находится священный крест, и четкое расположение его звёзд осенью отмечает наступление поры сбора урожая.

Мачу-Пикчу – уникальное место для молитвы и общения с богами.

Архитектура Мачу-Пикчу

Исследователи уже несколько десятилетий и по сей день пытаются разгадать – как инки могли построить город в такой местности, передвигать и обрабатывать эти камни, весом в несколько тонн? Здания здесь кажутся неотъемлемой частью горного склона. Они будто смогли управлять силами природы!

Ведь эта местность – горный хребет высотой 2450 метров, состоящая из раздробленной породы гранита, покрытая лесом. Отвесные утесы спускаются прямо в лес. Здесь не редкость землетрясения и ураганы. За несколько минут оползни могут снести весь город!

Это место природа создала не для человека, и инкам нужно было придумать – как удержать город на месте?

И они придумали для этого гениальное решение. Сотни узких террас не более 2-ух метров шириной покрывают склоны Мачу-Пикчу, которые занимают пространство, равное 12-ти футбольным полям по площади! Террасы управляют стоком воды, предотвращая эрозию, и одновременно отделяют части склона, пригодные для обработки земли. На протяжении столетий на ней инки возделывали картофель и кукурузу, помидоры, а также выращивали прекрасные тропические цветы.



Ночью террасы поглощают солнечный свет, а ночью отдают тепло в землю, тем самым защищая урожай. Террасы помимо сельскохозяйственного назначения также могли выступать в роли оборонительных сооружений.

И самая главная функция террас – укрепление склона, уклон которого может составлять до 50%!

Секрет устойчивости - в устройстве стен террас

Эти стены примерно отклоняются на 5 градусов, подпирая горный склон. Вес почвы на террасах направляется при этом максимально вниз на землю горного склона. Эти террасы поддерживали сотни построек на горных крутых склонах. Они сконструированы настолько удачно, что четыре с половиной столетия спустя на них сохранился даже поверхностный слой почвы!

Ещё, произведенные недавно археологами раскопки раскрыли одну из секретных технологий инженеров Пачакуки - 60% Мачу-Пикчу находится под землёй!

  • Выровняв местность – вниз они положили сначала большие камни.
  • Затем у поверхности, слоем толщиной почти в метр, камни поменьше.
  • Затем положили песок, перегной и растительный грунт.

Такая технология дала постройке прочный фундамент. Из-за такого расположения камней дождевая вода очень медленно просачивается через узенькие трещины, равномерно распределяясь по всей террасе. Всё это замедляет и регулирует поток воды, предотвращая эрозию почвы.

Вода у подножия горного склона направляется к большим каналам, выводящим воду в долину, не разрушая строения.

Такое сложное устройство - доказательство изобретательности инков.

Священный город Пачакути

Для строительства этого города понадобилось бы несколько тонн камня! Инки вновь нашли для этого решение.

Повсюду на склонах разбросаны огромные валуны. Пятнадцати и двадцати-тонновые камни они смогли как-то перенести. Одна мельчайшая ошибка могла привести к тому, что вся постройка обрушиться у них на глазах! Инженеры Мачу-Пикчу в Перу постоянно боролись с силой тяжести, балансируя на вершине горного хребта. Искусно высеченные террасы поддерживают город и удерживают его на месте.

Только на нижних террасах система все же дала сбой. Почему-то их стены разрушились, а некоторые и вовсе исчезли под поверхностью земли. А ещё выше со склона сошла покрывающая его почва. Это произошло из-за оползня! Разлом в земле – 140 метров вниз по склону.

Но жители Пачакути, чтобы предотвратить дальнейшее разрушение, везде сделали дренажные выпуски и сточные трубы – всего 130 штук. Это направляло воду в большой ливневый дренаж, и вода из него выливается в тропический лес. Для того времени это было просто невероятно. Как инженеры тех далёких времён смогли додуматься до такого?

Сколько не выпадало бы дождя, а дожди здесь очень сильные – вода в городе всегда уходит!

Разгадка каменщиков Мачу-Пикчу

Когда-то соломенные крыши защищали эти постройки от сильных дождей. В Андах в этой части света иногда дуют очень сильные ветра. Подъемная сила ветров может просто-напросто оторвать крыши! Они должны быть хорошо закреплены на постройке. Строители создали уникальный механизм, прочнейшим образом скрепляющий постройку.



Окна и двери трапециевидной формы вырезаны из камней. Каменщики закрепляли камни без цемента или иного закрепляющего раствора. Камни подогнаны настолько плотно, что до сих пор не перестают поражать современных архитекторов. В места некоторых сочленений нельзя воткнуть ничего, даже лезвие. Это невероятно – камни настолько тщательно соединены между собой!

Идеально подогнанные огромные камни в идеальной последовательности. Эти неровные каменные выступы раскрывают секрет всей гениальной конструкции. Инки использовали систему рычагов, приподнимая камни и отбивая верхнюю и нижнюю часть отбойниками до ровной поверхности, а затем соединяя! Таким образом, камни идеально подгоняются друг к другу. Хотя подобным образом приходилось бы держать камни на весу.

Храм Солнца - жемчужина Мачу-Пикчу

На вершине лестницы и фонтана напротив дворца находится жемчужина города – здание уникальной формы. На постройку такого строения потрачено особенно много усилий. Стены здания повторяют форму склона и образуют полукруг. Центральная часть конструкции – каменное основание, играющее загадочным образом со светом.



Солнце идеально вписывается в его окно на рассвете в день зимнего солнцестояния. Внезапно свет появляется точно посередине каменного окна! Это есть повод для версии того, что храм использовался как солнечная обсерватория. Своего рода комбинация солнечных часов и астрономического прибора - это изысканный резной храм Солнца.

А в высшей части города знаменитая каменная колонна, именуемая Интихуатана – столб, к которому привязано Солнце. На языке индейцев кечуа название дословно означает: - «место, где привязывается Солнце».



Но то, что внизу – ставит в тупик исследователей. Прямо под храмом Солнца обнаружена естественная пещера, в нём ступеням придали форму песочных часов. Это могло быть важное ритуальное место, даже возможно царский мавзолей, где лежали мумии.

Но ведь инки в отличие от египетских фараонов не готовились к воскрешению в следующей жизни. Они умели переходить в другую форму жизни и обладать властью над событиями.

Обитель «Дев Солнца»

Раскопки археологов приводят исследователей к заключению, что здесь находилась воздвигнутая с невиданным размахом обитель «Дев Солнца», служащие одному из главнейших почитаемых инками божеств – Солнцу.



В результате раскопок обнаружено 173 мумии, 160 из которых принадлежали женщинам, а остальные – останки мужчин и детей. Полагают, что наиболее красивые девушки народа инков отбирались из всех этнических групп, и жили здесь изолированно от всего остального мира.

Золото инков

«В сумерках над Кордильерами появляется зеленоватое свечение. Местные жители уверяют, что это светится золото, спрятанное инками…»

По легенде, один избранный сумеет найти вход в хранилище. И тогда бог Солнца смилуется, снимет проклятье и возродит былую империю и погибший народ.

Инкам под страхом смертной казни запрещалось выносить из столицы, города Куско, желтый металл. Ежегодно со всех концов империи сюда поступало 170 тонн золота. За время правления инков ими сюда было доставлено около 100 тысяч тонн драгоценного металла. Подобными богатствами не обладал ни один европейский монарх.

За этим золотом охотились и испанцы, и тайная организация «Аннэнербе», изучавшая историю и наследие расы ариев. Но главное было найти древние клады и сокровища.



Инки использовали самородное золото, поэтому все их предметы были тонкими, как фольга. Совершенно точно известно – испанские конкистадоры переплавляли награбленное золото в слитки. Возможно, это делали из-за того, что статуи богов и другие ритуальные предметы было достаточно сложно перевозить в Европу.

Ювелирные произведения инков (в том числе и «золотой сад» с растениями, птицами и бабочками, и человеческими фигурами из золота и серебра) погибли в основном при испанском завоевании. Исторической ценности для испанцев они не представляли. Переплавка освобождала золото от большого количества примесей, меди и ртути.

Ориентировочно испанцами было награблено в период завоевания Перу (1533- 1534г.г.) порядка 10-ти тонн золота и 70-ти тонн серебра и вывезено в Испанию.

Но в «Горный Город» Мачу-Пикчу так и не ступила нога испанских завоевателей. Величественные руины непокоренного города до сих пор остаются вечным памятником противоборства инков против иноземных поработителей.

По многочисленным просьбам читателей, у нас тут кое-что поменялось. Теперь картинки хранятся на моем маленьком хостинге, а не на фликре, и я увеличил размер длинной стороны до 918 пикселей. Если есть замечания, пишите!

Мачу-Пикчу (буквально «старая вершина») иногда называют «потерянным городом инков». Этот город был создан как священный горный приют великим правителем инков Пачакутеком за столетие до завоевания его империи, то есть приблизительно в 1440 году, и функционировал до 1532 года, когда испанцы вторглись на территорию империи инков. В 1532 году все его жители таинственно исчезли.

Добраться до Мачу-Пикчи можно двумя способами: на поезде, или на машине. На поезде получается дешевле и намного комфортабельнее, но надо заранее заказывать билеты, и стоит это дороже, чем на машине. Билеты на поезд лучше купить самим на станции в Куско. На свом автомобиле добраться из Куско для Мачу-Пикчи нельзя, поэтому придется брать тур. Цены на тур начинаются от 120 долларов за человека с ночевкой. Самая большая проблема это дорога, так как она идет через перевал, многие не выдерживают постоянного серпантина и перепада высот в несколько тысяч километров и приезжают зеленые. Больше половины дороги это грунтовка, по которой ухать вообще невозможно. Так как прямого автомобильного сообщения с Мачу-Пикчей нет, последний отрезок все равно придется проехать на поезде.

Город не представляет никакого интереса. Единственная достопримечательность это термальные источники (вход 10 долларов), но из-за большого количества народу, находиться там не очень приятно. Отелей мало, в основном хостелы пот 20-40 долларов за ночь, поиском отеля лучше озадачиться самостоятельно, так как турагентства попытаются подсунуть клоповник. Есть один хороший отель за 150$ за ночь.

Входной билет на Мачу-Пикчу стоит 40$, если у вас есть ISIC то 20$. Из города до комплекса с 5 утра курсируют автобусы. Стоимость билета 7 долларов, можно дойти пешком, но это тяжело, так как придется идти по лестнице вдоль серпантина, по которому курсируют автобусы. В территорию комплекса запрещено проносить большие сумки, их надо сдать в камеру хранения, также нельзя пользоваться профессиональной техникой фото-видео техникой. Профессиональной считаются объективы больше 200мм, поэтому из лучше заранее переложить в сумку или спрятать. Мне пришлось оставить видеокамеру и 28-300 на КПП.

По своим скромным размерам Мачу-Пикчу не может претендовать на роль крупного города - в нём не более 200 сооружений. В основном это храмы, резиденции, склады и другие помещения для общественных нужд. Большей частью они сложены из хорошо обработанного камня, плотно пригнанных друг к другу плит. Полагают, что в нем и вокруг него проживало до 1200 человек, которые поклонялись там богу Солнца Инти и возделывали сельскохозяйственные культуры на террасах.

Больше чем на 400 лет этот город был забыт и пребывал в запустении. Его обнаружил американский исследователь из Йельского университета, профессор Хайрем Бингхем 24 июля 1911 года. Когда он добрался сюда в сопровождении выделенного правительством отряда охранения и местного мальчика-проводника, он обнаружил живущих там крестьян. Как они рассказали ему, они жили там «свободными, без нежелательных визитеров, чиновников, вербующих в армию „добровольцев“, или сборщиков налогов». Кроме того, здесь прежде уже побывали любители достопримечательностей, оставившие свои начертанные углем имена на гранитных стенах.

Дорога из Мачу-Пикчу в Куско - прекрасный образец искусства инкских строителей. Даже в сезон дождей дорога в прекрасном состоянии. Вся империя была охвачена широкой сетью коммуникаций, протяженностью примерно в 40000 км. Дороги в государстве инков имели прежде всего стратегическое значение - по ним должны были проходить войска. Кроме того, они способствовали культурному обмену между всеми областями государства. Благодаря дорогам люди учились друг у друга искусству керамики, ткачества, обработки металлов, архитектуры и строительства.

Инки не знали колеса, и горные дороги чаще всего были ступенчатыми. Те, что проходили по океанскому побережью, специально огораживались с двух сторон глинобитными стенами, защищавшими от солнца, ветра и песчаных заносов. Если на пути встречалась болотистая низина, делали насыпь. Через реки строили каменные и перекидывали подвесные канатные мосты, которые у инков считались священными объектами - того, кто повредит мост, ожидала смерть.

Чтобы возвести город в столь неудобном для строительства месте, требовалось невероятное мастерство. По мнению инженера-строителя Кеннета Райта и археолога Альфредо Валенсии Сегарры, более половины усилий, затраченных на постройку, ушло на подготовку участка, дренаж и работы по закладке фундамента. Массивные подпорные стены и ступенчатые террасы более 500 лет держат город, не давая дождям и оползням снести его со скального карниза.


Утром на камни выбегают погреться шиншиллы, но об этом завтра!


Это я!